Скачать презентацию шар. Проектная работа "секреты воздушного шара"

Основная идея

На протяжении веков человечество не переставало пополнять свои научные знания в той или иной области наук. Множество ученых геометров, да и простых людей, интересовались такой фигурой как шар и его “оболочкой”, носящей название сфера . Многие реальные объекты в физике, астрономии, биологии и других естественных науках имеют форму шара. Поэтому вопросам изучения свойств шара отводилась в различные исторические эпохи и отводится в наше время значительная роль.

  • Установить взаимосвязи геометрии с другими областями наук.
  • Развивать творческую активность учащихся, умение самостоятельно делать выводы на основе полученных данных в результате исследований.
  • Развивать познавательную деятельность учащихся.
  • Воспитывать стремление к самообразованию и совершенствованию.

Рабочие группы и вопросы для исследования

Группа “Математики”

  1. Обобщить материал по теме “Сфера и шар”, изученный в школьном курсе геометрии.
  2. Найти и сравнить все определения сферы и шара.
  3. Подготовить обобщающие таблицы, сборник задач.

Группа “Географы”

  1. Найти первые упоминания о Земле как шарообразной поверхности.
  2. Найти материалы, указывающие на эволюционное развитие планеты Земля.

Группа “Астрономы”

  1. Найти связи геометрии и астрономии.
  2. Найти доказательства шарообразности Земли с точки зрения астрономии.
  3. Найти материалы о строении Солнечной системы.

Группа “Философы”

  1. Найти материал, связывающий геометрическое тело – сферу с понятиями философии.
  2. Определить виды сфер с точки зрения философии.

Группа “Искусствоведы”

Найти картины, гравюры, на которых изображена сфера.

Группа “Ученый совет”

Подвести итоги урока и дать оценку работе каждой группы.

Отчетные материалы

  • Обобщающие плакаты.
  • Рисунки.
  • Сообщения.
  • Сборник задач.
  • Презентация (в данной статье графический материал из презентации используется в качестве иллюстраций).

Тип урока: обобщение знаний, полученных в курсе геометрии, о сфере и шаре.

Методы и приемы работы: реализация проектно-исследовательских технологий.

Оборудование:

  • Учебник геометрии 10-11, авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. бутузов и другие.
  • Слайды, плакаты.
  • Энциклопедические словари.
  • Модели сферы и шара.
  • Глобус, карта.

Ход урока

Вступительное слово учителя

Уважаемые ребята! Сегодняшний урок является обобщающим по теме “Сфера и шар”, и проходит он в рамках проектно-исследовательских технологий. На уроке мы обобщим знания о сфере и шаре, а так же узнаем что-то новое об этих понятиях из других областей наук. Ни одна наука не обошла своим вниманием эти геометрические понятия. Многие реальные объекты астрономии, биологии, химии и других естественных наук имеют форму сферы и шара. В различные исторические эпохи изучению данных понятий отводилась и отводится значительная роль.

Эпиграфом к нашему уроку послужат слова Винера: “Высшее назначение геометрии как раз и состоит в том, чтобы находить скрытый порядок в хаосе, который нас окружает”.

Сегодня хаос, царящий вокруг сферы и шара, мы постараемся упорядочить.

В подготовке урока принимали участие следующие рабочие группы:

– математики;
– географы;
– астрономы;
– философы;
– искусствоведы.

У каждой группы был свой круг вопросов для исследования. Подводить общий итог урока будет “ученый совет”. Как обычно в своих тетрадях вы записываете заинтересовавшие вас исследования, выводы групп.

Итак, запишем в тетрадях дату проведения урока, тему урока (продиктовать). Сегодня на уроке мы должны ответить на вопрос “Шар и сфера – это обычные геометрические понятия или нечто большее?”.

Предоставим слово группе математиков.

“Математики”

1-ый ученик. Наша группа еще раз внимательно изучила материал о шаре и сфере, а затем обобщила его (рассматривается краткое изложение материала из учебника “Геометрия 10-11”).

2-ой ученик. Мы так же знаем, каково взаимное расположение сферы и плоскости. Пусть R – радиус сферы, d – расстояние от центра сферы до плоскости. (Рассматриваются рисунки из учебника о взаимном расположении сферы и плоскости.)

Кроме этого, при решении задач по теме “Сфера и шар”, мы находим площадь его поверхности и объем.

и V=4/3?R 3 , где R – радиус сферы.

3-ий ученик. Наша группа провела исследования всех определений сферы и шара, которые были найдены в математическом энциклопедическом словаре, в Большом энциклопедическом словаре, в энциклопедии Брокгауза и Ефрона, в старом учебнике геометрии автора Киселева, 1907 года издания. И мы пришли к выводу о том, что определения шара и сферы не претерпевали практически никаких изменений со временем. Например, в математическом энциклопедическом словаре шар – геометрическое тело, получающееся при вращении круга вокруг своего диаметра, шар является множеством точек, расстояние которых от фиксированной точки О (центра) не превосходит заданного R (радиуса).

В Большом энциклопедическом словаре дается аналогичное определение.

В энциклопедии Брокгауза и Ефрона шар – геометрическое тело, ограниченное сферической или шаровой поверхностью. Все точки сферы отстоят на равных расстояниях от центра. Расстояние – это есть радиус шара.

В геометрии Киселева – тело, происходящее от вращения полукруга вокруг диаметра, ограничивающего его, наз. шаром, а поверхность, образуемая при этом полуокружностью, наз. шаровою или сферическою поверхностью. Эта поверхность есть геометрическое место точек, одинаково удаленных от одной и той же точки, называемой центром шара.

Вывод. Итак, в результате проделанной нашей группой работы, мы пришли к выводу о том, что на протяжении довольно продолжительного времени определения сферы и шара не изменялись. Мы подготовили сборник задач по теме “Сфера и шар”, и надеемся, что эти задачи помогут на практике применить теоретические знания о сфере и шаре. В подтверждение своих исследований, давайте, на практике применим теоретические знания (учащиеся решают несколько задач).

Слово учителя

Спасибо группе математиков, которая обобщила материал о сфере и шаре, а так же подготовила сборник практических задач. Мы с вами знаем, что форма шара является весьма распространенной в природе и в окружающей нас обстановке. Самым интересным объектом, имеющим шаровую поверхность, является наша планета Земля. Сейчас группа “географов” познакомит нас со своими исследованиями. Пожалуйста.

“Географы”

1-ый ученик. Цель нашей работы – изучить, какой была Земля в представлениях древних, и как происходило формирование Земли как шаровой поверхности. Готовясь к уроку, мы нашли книгу, вернее сказать страницы из книги, по которым можно судить о том, что это была энциклопедия для детей, изданная еще до революции 1917 года это видно по шрифту.

Так вот, в этой книге написано, что “очень давно люди думали, что земля плоска, как стол, и что, если идти все прямо и прямо, то можно дойти до конца земли. Но потом явились ученые, которые доказали, что земля, это – огромный шар, не имеющий конца-края”.

В этой книге есть стихотворение:

Стою я сотни-сотни лет,
Мне ни конца, ни краю нет.
Как богатырь крепка, стою,
И покрывают грудь мою
Пустыни, степи, цепи гор,
Леса, поля, лугов простор,
Деревни, села, города,
Морей студеная вода.
Даю приют и тут, и там,
Животным, людям и зверям.
Я всех кормлю и всех пою,
Всем шлю я благодать мою.
Я – как огромный круглый шар!
Я – Божье дело, Божий дар!

На экране мы видим нашу землю такой, какой ее изображают на географических картах.

2-ой ученик. Продолжая свои исследования, мы узнали, что древние считали Землю плоским диском, со всех сторон окруженным океаном. Однако уже в то время стали задумываться, почему же вода занимает всегда наиболее низкие места (это касается морей и океанов); почему происходит постепенное появление или удаление высоких предметов по мере приближения или удаления к ним и от них? Осуществляя кругосветные путешествия, мореплаватели заметили, что при возвращении в то же место наблюдается потеря или выигрыш целых суток, что было бы совершенно невозможно, если бы Земля имела форму диска.

Итак, доказательствами шарообразности Земли в настоящее время служат:

  1. Всегда кругообразная фигура горизонта в океане и в открытых низменностях или плоскогорьях;
  2. Постепенное приближение или удаление предметов;
  3. Кругосветные путешествия.

3-ий ученик. Изучая различные географические карты, мы обнаружили, что в географии есть географические названия, связанные с шаром. Например, между Северным и Южными островами Новой Земли есть пролив, который соединяет Баренцево и Карское моря, который называется Маточкин Шар, или пролив между берегами острова Вайгач и материком Евразии – Югорский Шар. Мы думаем, что эти проливы названы шарами в силу того, что их размеры, форма дна напоминают шаровую поверхность.

Вывод. Наша группа изучала Землю как шарообразную поверхность. Конечно, то, что мы узнали и чём поделились с вами, малая толика огромного материала о Земле. Мы надеемся, что вы заинтересовались нашими исследованиями, и найдете время прочесть что-то новое.

Ученик группы математиков предлагает решить задачу на нахождение объема глобуса, стоящего на столе.

Слово учителя

Спасибо группе “географов”.

Однако Земля – это не просто поверхность, по которой мы передвигаемся, это еще и планета Солнечной системы. Как в области астрономии происходило изучение шарообразности Земли – об этом нам поведают наши “астрономы”.

“Астрономы”

1-ый ученик. Наша группа изучала Землю с астрономической точки зрения. В ходе своих исследований мы узнали, что в древние времена люди считали Землю плоской. Небо по их представлениям было чем-то вроде перевернутой чаши, по которой двигалось Солнце и звезды. Вот каким видели Землю и небо вавилоняне (на экране рисунок). Однако перемещение людей с места на место вынуждало их искать какие-нибудь признаки для выбора нужного направления. Одним из таких признаков были звезды.

Таким образом, с самого начала жизни человечества познание Земли соединилось с изучением неба.

Первый толчок к изменению взглядов на форму Земли был дан той практикой наблюдений неба, к которой люди были вынуждены обращаться. Они заметили, что при перемещениях на дальние расстояния меняется и вид неба: одни звезды перестают быть видимыми, другие, наоборот, появляются над горизонтом. Это говорит в пользу шарообразности Земли. Наблюдения лунных затмений, во время которых на лунном диске виден неизменно круглый край земной тени, доказывали, что Земля шарообразна.

Живший в IV в до н.э. величайший греческий ученый Аристотель развил и обосновал учение о шарообразности Земли. Он считал, что все “тяжелые” тела стремятся приблизиться к центру мира и, собираясь вокруг этого центра, образуют земной шар.

Изучая Землю с астрономической точки зрения, наша группа обнаружила в учебнике астрономии 1939 года издания карту Земли, которую составил греческий ученый Гекатей в V в до н.э. (карта на экране). В этом же учебнике мы нашли карту Земли средних веков – эпохи господства христианской церкви. На карте север – слева, юг – справа. На ней изображены “священные” Земли, Иерусалим и воображаемый священный рай.

2-й ученик. Впервые все сведения о Земле, которые тогда существовали, попытался объединить ученый астроном Птолемей. По его учению – Земля имеет форму шара и остаётся неподвижной. Она находится в центре мира и является целью творения. Все остальные небесные тела существуют для Земли и вращаются вокруг нее. Теория Птолемея была геометрически правильна и служила практическим целям предвычисления положения Солнца и планет.

3-й ученик. Обратите внимание на модель Солнечной системы, которая расположена на столе. Мы с вами видим все планеты нашей системы. Вопрос заключается в следующем: почему на данной модели, как и на многих других, все планеты Солнечной системы представлены в виде сфер? Дело в том, что под влиянием сил взаимного притяжения вся их масса сосредотачивается в центре и принимает форму тела, поверхность которого наименьшая. А из геометрии мы знаем, что из всех тел вращения наименьшую поверхность имеет шар.

Кстати сказать, звезды так же имеют форму шара или, правильнее сказать, шарообразную форму.

Объем, площадь поверхности планет Солнечной системы нельзя найти без сведений из геометрии. Это доказывает самостоятельная деятельность пифагорейцев в астрономии. Сам Пифагор учил, что Земля имеет форму шара. Так же форму шара имеет и вся вселенная, в центре которой свободно сама собою держится Земля. Ось Земли есть так же ось, около которой описывают беспрепятственно свои пути так же Солнце, Луна и планеты. Эти тела должны иметь, подобно Земле, шарообразную форму. Потому что для Пифагора шар обладал совершенством. Между Землею и сферою неподвижных звезд эти тела расположены в следующем порядке: Луна, Солнце, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн. Расстояния их от Земли находятся между собою в определенных гармонических отношениях, следствием которых является производимое совокупным движением светил благозвучие, или так называемая музыка сфер.

Вывод. Наша группа надеется, что вам было интересно, и вы, так же как и мы заметили, что без геометрии ни одна из наук не обходится. В заключении мы хотим обратить ваше внимание на экран, где вы видите снимок Земли из космоса.

Слово учителя

Спасибо группе астрономов. Понятие сферы, термин “сфера” используется не только в геометрии, географии и астрономии. Этот термин встречается и в других областях наук. Недаром у нас есть группа философов, которые сейчас поделятся с нами своими исследованиями.

“Философы”

1-ый ученик. Гуляя в тенистой роще, греческий философ беседовал со своим учеником. “Скажи мне, – спросил юноша, – почему тебя одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом и учился у великих эллинов. Как же так, что и для тебя осталось столь много неясных вопросов?”

В раздумье философ очертил посохом перед собой два круга: маленький и большой. “Твои знания – это маленький круг, а мои – большой. Но все, что осталось вне этих кругов, – неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов”.

Греческий мудрец дал исчерпывающий ответ.

2-й ученик. Так как наш класс гуманитарный, то мы решили изучить понятие сферы с гуманитарной точки зрения, а именно – философской. Сфера – общенаучное понятие, обозначающее наиболее крупную часть бытия любого уровня: мироздания, физического, химического, биологического, социального и индивидуального миров.

В общественных науках понятие сферы используется очень широко и очень давно. Так, например, различают 4 сферы общественной жизни – экономическую, социальную, политическую и духовную. Понятие сферы является одним из центральных и основополагающих понятий тетрасоциологии. В ней различают: 4 сферы социальных ресурсов: люди, информация, организации, вещи; 4 сферы процессов воспроизводства: производство, распределение, обмен, потребление; 4 структурные сферы воспроизводства: социальная, информационная, организационная, материальная; 4 сферы состояний общественного развития: расцвет, замедление, упадок, гибель.

3-й ученик. Существует понятие сферной демократии – новой формы демократии, которая возникает в информационном (глобальном) обществе. Структурным основанием сферной демократии являются 4 сферы общественного воспроизводства:

  • социосфера
  • – её предмет и продукт составляют люди, которые воспроизводятся посредством гуманитарных технологий образования, здравоохранения и т.п.
  • инфосфера
  • – её предмет и продукт составляет информация, которая воспроизводится информационными технологиями (обе сферы имеют к нам непосредственное отношение).
  • оргсфера
  • – её предмет и продукт составляют общественные отношения (политические, правовые, финансовые, управленческие)
  • техносфера
  • – её предмет и продукт составляют вещи, которые воспроизводятся индустриальными и аграрными технологиями.

4-й ученик. Существует так же понятие сферные классы – это 4 большие производительные группы людей, охватывающие всё население.

  • Социокласс –
  • работники здравоохранения, образования, социального обеспечения и неработающее население – дошкольники, учащиеся, домохозяйки, пенсионеры и инвалиды.
  • Инфокласс –
  • работники отраслей науки, культуры, искусства, связи, информационных услуг.
  • Оргкласс –
  • работники отраслей управления, финансов, кредита, страхования, обороны, госбезопасности, таможни, МВД и т.д.
  • Технокласс –
  • рабочие и крестьяне, работники отраслей промышленности, сельского и лесного хозяйства и т.п.

Сферные классы присущи населению всех стран мира. Каждый человек живет внутри так называемой сферы. Это наглядно представлено на нашем столе. Все факторы окружающей действительности влияют на человека, а, следовательно, и на общество, в котором он живет.

Вывод. Всё, о чем мы только что рассказали – это основные понятия философии и социологии. Мы надеемся, что на уроках обществознания эти понятия нам всем пригодятся.

Слово учителя

Спасибо философам. Они познакомили нас с понятием сферы с философской точки зрения. Я думаю, что эта информация очень важна для всех нас. И в заключение урока предоставим слово искусствоведам.

“Искусствоведы”

1-й ученик. Наша группа так же не осталась в стороне. Мы исследовали творчество голландского графика Эсхера. Его гравюры прекрасны не только с художественной стороны, но и не менее прекрасны с точки зрения геометрии.

2-й ученик. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Вы видите гравюры: “Спирали на сфере”, “Буковый шар”, “Сфера с человеческими фигурами”, “Три сферы”, “Концентрические кольца”. Разве они не прекрасны? В них совершенство геометрии, так называемая музыка сфер, о которой говорили наши астрономы. Гравюры Эсхера содержат в себе принцип симметрии, который более наглядно можно рассмотреть именно на сфере.

Слово учителя

Спасибо искусствоведам. Теперь пришло время предоставить слово нашему ученому совету.

Слово учителя

Спасибо ученому совету. Я думаю, что все согласны с ним.

Итак, ребята, сегодня на уроке мы обобщили знания о сфере и шаре, узнали много нового. Возвращаясь к эпиграфу урока (прочитать), мы навели небольшой порядок в том хаосе, который окружает сферу и шар.

Спасибо всем группам. Ваш отчетный материал будет прочитан, очень внимательно изучен.

Задание на дом: повторить всё о сфере и шаре, подготовиться к зачетной работе.

Спасибо за урок. Урок окончен. До свидания.

Муниципальное
Муниципальное
учреждение
учреждение
общеобразовательное
общеобразовательное
Творческий проект на тему:
Творческий проект на тему:
"Новогодний шар"
"Новогодний шар"
Выполнила: ученица 8 класса
Шабалина Александра
Руководитель: Васильева Ольга Сергеевна
Иншино 2017

Обоснование выбора
Обоснование выбора
темытемы
В моей школе работает очень замечательная
учительница - Ольга Сергеевна. Она ведёт у нас уроки
технологии. Каждый раз мы с ней делаем поделки на
разные темы.
Перед новым годом мы решили сделать новогодний
шар. У нас получилась очень красивая игрушка, которую
можно повесить на новогоднюю ёлку или подарить
друзьям, близким.

Цель: изготовить новогодний шар, который будет
украшать новогоднюю ёлку.

Дизайн-анализ изделия
Дизайн-анализ изделия
Я решила сделать такую поделку, потому что меня
привлекла задумка композиции и цветовое решение

Материалы
Материалы
Лента атласная(желтая)4см х 3м Бусины Нитки
Зелёная ткань Оранжевая ткань Кружева
Пенопластовый шар

Инструменты
Инструменты
Клеевой пистолет Ножницы Игла швейная
Карандаш
Столярный нож
Шпажки

Историческая справка
Историческая справка
Самый старый железный циркуль обнаружен во
Франции при раскопках древнего кургана. Он пролежал
в земле более 2-х тысяч лет. В пепле, засыпавшем
греческий город Помпеи, археологи обнаружили очень
много бронзовых циркулей. Циркуль всегда был
незаменимым помощником архитекторов и строителей.
Неслучайно на фасаде одного из самых древних и
красивых храмов Грузии изображена рука архитектора, а
позади неё циркуль.
Стальной циркуль-резец для нанесения такого рисунка
археологи нашли при раскопках в Новгороде. Есть в этом
инструменте нечто такое, что заставляет относится к
нему с уважением. Вот как описал знакомство с ним в
детстве Ю. Олеина, автор знаменитой сказки “Три
толстяка”: “В бархатном ложе лежит, плотно сжав ноги,
холодный сверкающий циркуль. У него тяжелая голова.
Я намереваюсь поднять его. Он неожиданно
раскрывается и производит укол в руку”.
В Древней Руси любили узор из мелких кружков.

Практическая часть
Практическая часть
Приготовим заранее: шар из пенопласта,
разноцветные лоскутки ткани, шнурок для
отделки, различные атласные цветные ленты,
бусинки, швейные булавки, циркуль, клеевой
пистолет, канцелярский нож, ножницы и другие
подручные средства для шитья.

Практическая часть
Практическая часть
Узор на шаре в самом начале работы намечаем от
полюсов линии. Можно для этого использовать ручку,
карандаш или исчезающий фломастер.
Теперь все линии узора следует прорезать канцелярским
ножом на глубину один сантиметр. Работу нужно делать
очень аккуратно и осторожно.
Начинаем работать с первой частью узора. Чтобы шар
получился красивым, лучше использовать кусочки ткани
разных оттенков или двух цветов, чтобы можно было их
чередовать. Для этого берем заранее нарезанные кусочки
выбранной ткани и прикладываем к этой части узора.

Практическая часть
Практическая часть
На этом этапе следует правильно располагать ткань в
зависимости от направления ворса.
Далее при помощи шпажки или спицы ткань убираем в
прорези по всему контуру выбранной части узора. Нужно
следить за тем, чтобы ткань ложилась ровно и не
перекашивалась. Удобнее эту работу выполнить при помощи
шпажки, благодаря которой ткань убирается полностью в
прорези.
законченным, но при желании можно работу продолжить
дальше. т.е. придать шарику праздничный нарядный вид.При
помощи клея пистолета будем приклеивать декоративный
шнурок или тесьму на границах элементов узора.
В принципе, на данном этапе, шарик уже выглядит

Практическая часть
Практическая часть
Сначала место стыков промазываем клеем, а затем
накладываем тесьму.
В нашем случае оконченный вид новогоднему шарику
придаст бантик из узкой тесьмы и насборенные кружева,
которые приклеим вместе с бантом, но можно использовать
просто булавку. По центру приклеиваем тесьму, а уже на нее
через одинаковые расстояния приклеиваем бусины или
пуговицы. Для подвески используем декоративную ленту.

Правила техники безопасности
Правила техники безопасности
1. Иглы хранить в подушечке или игольнице, обвив их
ниткой. Булавки хранить в коробке с плотно
закрывающейся крышкой.
отведенную для этого коробку.
конце работы проверить их наличие.
подушечку, нельзя брать в рот, не вкалывать в одежду,
мягкие предметы, стены, занавески. не оставлять
иголку в изделии.
или рабочей коробку.
передавая, держать их за сомкнутые лезвия.
ножницами.
5. Ножницы хранить в определенном месте - в подставке
6. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от себя;
7. Работать хорошо отрегулированными и заточенными
8. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями.
9. Следить за движением и положением лезвий во время
10. Использовать ножницы только по назначению.
2. Сломанную иглу не бросать, а класть в специально
3. Знать количество иголок, булавок, взятых для работы. В
4. Во время работы иголки и булавки вкалывать в
работы.

Экономическое обоснование
Экономическое обоснование

1.
Количество
в наличии
Наименование
Узкая
лента(золотистая)
Бусины
Лента атласная
(желтая)
Зелёная ткань
Оранжевая ткань
Кружева
Пенопластовый
шар
2.
3.
4.
5.
6.
7.
ИТОГО
8 шт.
4см х 3м
4 лоскутка
4 лоскутка
в наличии
1 шт.
Стоимость
----------
15 руб.
15руб.
35 руб.
35 руб.
----------
45 руб.
145 руб.

Экологическое
Экологическое
обоснование
обоснование
Моя работа изготовлена из разноцветных лоскутков
ткани, с использованием различных бусин. Мое изделие
не вредит окружающей среде, т. к я приобретала
материалы в специализированных магазинах, это
гарантирует качество. При работе с зажигалкой, я
работала с педагогом и соблюдала все правила техники
безопасности. Мой сувенир экологически чистый,
потому что он не вызывает аллергических реакций и не
вредит Вашему здоровью.

Номинация «Окружающий мир»

Вряд ли найдется хоть один человек, который не любит воздушные шарики! Но я задумалась - а может ли этот веселый предмет быть еще и полезным? Интересно, а как влияет надувание шариков на наше здоровье?

Моя гипотеза: Надувание воздушных шариков полезно для здоровья.

Цель проекта: Доказать, что надувание воздушных шариков развивает дыхательную систему.

Для этого я:

  • провела анкетирование в классе,
  • изучила материал по дыханию в литературе и интернете,
  • ежедневно вместе с ребятами надувала воздушные шарики,
  • учитывала частотувыполнения упражнений,
  • провела вводную и итоговую спирометрию, а также измерение роста,
  • сделала обработку данных и подвела итоги,
  • постаралась объяснить одноклассникам о полезности таких занятий.

В эксперименте участвовали 13 мальчиков и 11 девочек. Шарики надували с понедельника по пятницу перед 1 уроком. Обследование по измерению роста и спирометрии проводилось в сентябре и январе.

Чтобы подробнее изучить данный вопрос, я прочитала в литературе о строении и функциях дыхательной системы, узнала, что такое ЖЕЛ, и что она складывается из дыхательного объема, резервного объема вдоха и резервного объема выдоха.

Эксперимент проводился в 4 «Б» классе в школе № 51.

После проведения спирометрии мы выяснили, что у мальчиков в среднем ЖЕЛ ниже нормы на 28 %, у девочек - на 18 %.Это объясняется тем, что на Севере люди испытывают кислородное голодание,а также - Архангельск относится к городам с неблагоприятной экологической обстановкой. ЖЕЛ мальчиков имеет большую разницу с должной величиной. Это объясняется тем, что девочки уже вступили в период быстрого роста, а у мальчиков этот период наступает позже.

Итак, я сделала опрос ребят о дыхательной системе,провела эксперимент по использованию воздушных шариков в дыхательной гимнастике. Изучила по литературным и интернет-источникам строение и функции дыхательной системы, проанализировала полученные данные спирометрии и сравнила их с начальными данными.

Вывод. Можно сказать, что дыхательная гимнастика с использованием воздушных шаров увеличивает за время эксперимента ЖЕЛ у девочек в среднем на 6 %, у мальчиков - на 2 %. Небольшой прирост можно объяснить тем, чтоэксперимент занимал мало времени. В целом же гипотеза нашла свое подтверждение - надувание воздушных шариков полезно для здоровья.

Проект «Воздушные шары - весело и полезно!»

«Объём шара» - Найдите объем отсеченного шарового сегмента. В конус, радиус основания которого равен 1, а образующая равна 2, вписан шар. Найдите объем шара, вписанного в цилиндр, радиус основания которого равен 1. Объем тора. Найдите объем шара, вписанного в куб с ребром, равным единице. Упражнение 22. Найдите объем шара, диаметр которого равен 4 см.

«Окружность круг сфера шар» - Шар и сфера. Шар. Окружность. Площадь круга. Диаметр. Вспомните, как определяется окружность. От вас требуется внимательность, сосредоточенность, активность, точность. Геометрический рисунок. Центр шара (сферы). Попробуйте дать определение сферы, используя понятия расстояния между точками. Вычислительный центр.

«Сфера и шар» - На поверхности шара даны три точки. Задача на тему шар (д/з). Сечение шара плоскостью. Любое сечение шара плоскостью есть круг. Касательная плоскость к сфере. Данная точка называется центром сферы, а данное расстояние – радиусом сферы. Сказка о возникновении шара. Сечение, проходящее через центр шара, - большой круг. (диаметральное сечение).

«Шар аэростат» - С давних времён люди мечтали о возможности летать над облаками, плавать в воздушном океане. На дирижаблях устанавливают маломощные и экономичные двигатели - дизельные. Гораздо проще осуществить подъём и спуск шара, наполненного горячим воздухом. Скорость 120-150 км/ч. Дирижабли. Воздухоплавание. Современный мир трудно представить без рекламы, и тут нашлось применение аэростатам.

«Цилиндр конус шар» - Объём шарового сектора. Найти объём и площадь поверхности шара. Определение шара. Задача № 3. Площади поверхностей тел вращения. Шаровой сектор. Сечение шара диаметральной плоскостью называется большим кругом. Тела вращения. Сечение цилиндра плоскостью, параллельной основаниям, представляет собой круг.

«Научно-практическая конференция» - М.В. Ломоносова 2003. Средоточие русского образования... Из истории школьной научно-практической конференции. О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух… Шестая школьная научно-практическая конференция, посвященная Хузангаю 2007. Вторая школьная научно-практическая конференция, посвященная 290-летию.

Зинаида Трубина
Исследовательская работа «Загадки воздушных шаров»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 24 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ РАЙОН.

Исследовательская работа тема :

«Загадки воздушных шаров

Выполнили

Менафов Шамиль

Сыроваткина Виктория.

Воспитатель

Трубина Зинаида Викторовна.

ВВЕДЕНИЕ…3

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ВОЗДУШНЫХ ШАРИКОВ… . 4

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…. 11

БИБЛИОГРАФИЯ…. 12

ПРИЛОЖЕНИЯ…. 13

ВВЕДЕНИЕ

Воздушные шарики . Вроде бы, такая простая и обыденная вещь. Но на самом деле это – огромный простор для физических экспериментов. На них можно поставить различные опыты и эксперименты

Задачи проекта

1. Поставить ряд экспериментов и опытов над шариками

2. Проанализировать наблюдаемые явления и сформулировать выводы

Создать мультимедийную презентацию

.Цель : сделать подборку опытов по физике, которые можно показать на воздушных шариках .

Задачи : 1. Обзор литературы и Интернета для нахождения опытов на воздушных шариках .

2. Проверить, все ли опыты выполнимы, корректировать ход выполнения опытов. Провести эти опыты.

3. Объяснить результат эксперимента

Методы исследования :

1. Изучение литературы.

2. Поиск в Интернете.

3. Проведение опытов.

4. Наблюдение.

Немного истории.

Глядя на современные воздушные шары , многие люди думают, что эта яркая, приятная игрушка стала доступной только недавно. Некоторые, более осведомленные, считают, что воздушные шары появились где-то в середине прошлого века.

А на самом деле - нет! История шаров , наполненных воздухом , началась гораздо раньше. В прежние времена, разрисованные шары, изготовленные из кишок животных, украшали площади, где проводились жертвоприношения и гулянья знатных людей Римской Империи. После воздушные шары стали применять бродячие артисты, создавая оформление шарами для притягивания новых зрителей. Тема воздушных шаров затрагивается также в русских летописях – скоморохи, выступая для князя Владимира, употребляли шарики, изготовленные из бычьих пузырей.

Первые шары современного типа создал известный английский исследователь электричества , профессор Королевского университета Майкл Фарадей. Но создавал он их не для того, чтобы раздать детям или торговать на ярмарке. Просто он экспериментировал с водородом.

Интересен способ, которым создавал Фарадей свои воздушные шары . Он вырезал два куска каучука, накладывал их друг на друга, склеивал контуру, а посредине насыпал муку, чтобы стороны не липли друг к другу.

Идея Фарадея была подхвачена пионером резиновых игрушек Томасом Ханкоком. Он создавал свои шары в форме набора «сделай сам» состоящего из бутылки с жидкой резиной и шприца. В 1847 году в Лондоне вулканизированные шары были представлены Дж. Г. Инграмом. Уже тогда он использовал их как игрушки, которые нужно продавать детям. Собственно говоря, именно они их и можно назвать прототипом современных шаров .

Лет через 80 после этого научный мешочек для водорода превратился в популярную забаву : каучуковые шары широко использовалась в Европе во время городских праздников. За счет наполнявшего их газа они могли подниматься вверх – и это очень нравилось публике, еще не избалованной ни воздушными полетами , ни другими чудесами техники.

В 1931 году Нейлом Тайлотсоном был выпущен первый современный, латексный воздушный шарик . И с тех пор воздушные шарики наконец-то смогли измениться! До этого они могли быть только круглыми – а с приходом латекса впервые появилась возможность создавать длинные, узкие шарики.

Это новшество немедленно нашло применение : дизайнеры, оформляющие праздники, стали создавать из шаров композиции в виде собак, жирафов, самолетов, шляп. Их стали применять клоуны, изобретая необыкновенные фигуры.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Эксперимент №1

1. Фокус с протыканием шарика.

ОборудованиеПонадобится надутый воздушный шарик , скотч, металлическая спица или длинное шило.

Необходимо наклеить кусочки скотча на диаметрально противоположные точки шарика. Лучше будет, если эти точки близки к "полюсам" (т. е. верхушка и самый низ) . Тогда фокус может получится даже без скотча. Смело втыкаем шило или спицу так, чтобы они проходили через заклеенные скотчем участки.

Секрет фокуса в том, что хотя дырка образуется, но скотч не даст давлению разорвать шарик. А сама спица закроет собой дырочку, не позволяя воздуху выходить из нее .

Эксперимент №2

«2. Фокус с несгораемым шариком.

Оборудование свечка, один надутый и один новый воздушный шар (этот второй шар надо наполнить водой из-под крана, а потом надуть и завязать так, чтобы вода осталась внутри).

Зажгите свечу, поднесите обычный шарик к огню - как только пламя его коснется. он лопнет.

А теперь "поколдуем" над вторым шариком и объявим, что он больше не боится огня. Поднесите его к пламени свечи. Огонь будет касаться шара, но с ним ничего не произойдет!

Этот фокус наглядно демонстрирует такое физическое понятие как "теплопроводность".

Секрет фокуса в том, что вода, находящаяся в шарике, "отбирает" все тепло свечи на себя, поэтому поверхность шарика не нагревается до опасной температуры.

Эксперимент №4

Воздушный шарик в качестве реактивного двигателя.

Оборудование шарик, машинка.

Эта наглядная модель демонстрирует принцип работы реактивных двигателей. Принцип его работы в том , что струя воздуха , вырывающаяся из шарика, после того, как его надули и отпустили, толкает машинку в противоположном направлении.

Эксперимент № 5

Надуваем шарик углекислым газом.

Оборудование пластиковая бутылка, шарик, уксус, сода, воронка.

В пластиковую бутылку через воронку насыпаем соду (мы насыпали 2 ст. ложки) и наливаем туда же немного столового уксуса (на глаз) . Многим знаком этот опыт : так обычно показывают детям вулкан - в результате бурной химической реакции получается много пены, которая "убегает" из сосуда. Но в этот раз нас интересует не пена (это одна лишь видимость, а то, что получается в ходе этой реакции - углекислый газ. Он невидим. Но мы можем поймать его, если сразу же натянем на горлышко бутылки воздушный шарик . Тогда можно будет увидеть, как выделяющийся углекислый газ надувает шар.

Секрет фокусаК соде добавляем уксус - в результате химической реакции выделяется углекислый газ, который и надувает шарик.

Эксперимент №.6

Фокус с надуванием шарика в бутылке.

Оборудование Подготовьте две пластиковые бутылки и два ненадутых воздушных шара . Все должно быть одинаковым, за исключением того, что в одной бутылке в дне надо сделать незаметное маленькое отверстие. Натяните шарики на горлышки бутылок и заправьте их внутрь. Проследите, чтобы вам досталась бутылка с дырочкой. Предложите устроить соревнование : кто первым надует шарик внутри бутылки? Итог этого соревнования предрешен - ваш партнер не сможет даже чуть-чуть надуть шар, а у вас это прекрасно получится.

Секрет фокуса в том, что для того, чтобы надувать шар в бутылке, понадобится место, куда он будет расширяться. Но вся бутылка уже заполнена воздухом ! Поэтому шарику надуваться некуда. Чтобы это получилось, надо сделать в бутылке дырочку, через которую будет выходить лишний воздух .

Эксперимент №.7

Худеющий и толстеющий шарик.

Оборудование шарик, портняжий метр, холодильник.

То, что различные тела и газы расширяются от тепла и сжимаются от холода, можно легко продемонстрировать на примере воздушного шара .

Опыт можно поставить с применением холодильника. Надуем в теплой комнате воздушный шарик . С помощью портновского метра измерием его окружность (у нас получилось 80,6 см) . После этого положим шарик в холодильник на 20-30 минут. И снова измеримего окружность. Мы обнаружили, что шарик "похудел" на почти на сантиметр (в нашем опыте он стал 79,7 см) . Это произошло из-за того, что воздух внутри шарика сжался и стал занимать меньший объем.

Эксперимент №.8

Луноход на воздушной подушке

ОборудованиеЧтобы сделать луноход нам понадобятся : CD диск, клей, крышечка от бутылки с детской водичкой, воздушный шарик .

Пока наши шарики не лопнули, мы решили их использовать для создания транспортных средств. Луноход на воздушной подушке Крышечку приклеили к диску, сверху надели шарик и надули его. Была попытка вначале надувать шарик, а потом его одевать на пробку, но это оказалось очень неудобно. Воздух вырывается из шарика и создается «прослойка» между полом и диском - воздушная подушка .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На воздушных шариках можно изучать законы давления тел и газов, тепловое расширение (сжатие, давление газов, плотность жидкостей и газов, закон Архимеда; можно даже сконструировать приборы для измерения и исследования физических процессов.

Опыты, проведенные нами, доказывают, что шарик – отличное пособие для изучения физических явлений и законов. Использовать нашу работу можно в школе , в 7 классе, при изучении разделов «Первоначальные сведения о строении вещества» , «Давление твердых тел, жидкостей и газов» . Собранный исторический материал применим на занятиях кружка по физике и внеклассных мероприятиях.

Созданная на основе практической части компьютерная презентация поможет школьникам быстрее понять сущность изучаемых физических явлений, вызовет большое желание проводить эксперименты с помощью простейшего оборудования

Очевидно, что наша работа способствует формированию неподдельного интереса к изучению физики.

Изучая данную тему, мы обнаружила информацию о том, что надувать воздушные шарики не только весело, но и полезно! Оказывается, они "дарят" здоровье нашим легким. Надувание шаров положительно влияет на наше горло (даже служит средством профилактики ангины, а также помогает укрепить наш голос. Этой помощью часто пользуются певцы, так как такая тренировка помогает им правильно дышать во время пения.

Библиография

1. Большая книга экспериментов для школьников/ под ред. А. Мейяни- М.: Росмен Пресс. 2012

2. http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/op09.shtml

3. http://class-fizika.narod.ru/o54.htm

4http://physik.ucoz.ru/publ/opyty_po_fizike/ehlektricheskie_javlenija

5. Электронный ресурс]. Режим доступа : www.demaholding.ru

6. [Электронный ресурс]. Режим доступа : www.genon.ru

7. [Электронный ресурс]. Режим доступа : www.brav-o.ru

8. [Электронный ресурс]. Режим доступа : www.vashprazdnik.com

9. [Электронный ресурс]. Режим доступа : www.aerostat.biz

10. [Электронный ресурс]. Режим доступа : www.sims.ru

11. Туркина Г. Физика на воздушных шариках . // Физика. 2008. №16.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...