Для чего нужны выставки картин. Как выставить свою работу в художественной галерее


Дорогие друзья! Хочу организовать выставку картин своего деда. Начал звонить по галереям, но столкнулся с неожиданной для себя проблемой. Или все забронировано до нового года или космические цены. Прежде, чем отдавать чемодан финансов незнакомым людям, мне очень хотелось бы посоветоваться со знающими людьми. Выбрал этот сайт, так как здесь вас много:)

Есть картины, есть их автор, которому скоро 90 лет. Что то продавать из картин нужды нет, выставка это подарок художнику-любителю. Выставки у него никогда не было. Дайте пожалуйста совет, что нужно делать?? Можно ли организовать все малой кровью самому? Снять помещение, развесить картины. Как обычно обеспечивается охрана? Какой зал лучше снимать? Стоит ли к кому то обращаться? Если да, то к кому? В галерею, дом культуры или что еще. Самое главное. Как сделать так, чтобы на выставке ходили какие то люди?? Рассматривали.

Возможно совсем идиотские вопросы, заранее простите! Загорелся идеей, нужны советы.

Возможно, позже разместим коллекцию творений деда на этом сайте. Пока что дед относится к интернету скептически, не понимает зачем, махает руками. Заранее спасибо всем отписавшимся! Если сделал что то нетак прошу меня простить.

Как организовать выставку картин.

Многие начинающие художники, так или иначе, сталкиваются с этим вопросом. Многие считают, что количество выставок в послужном списке прямо пропорционально статусу художника в мировом художественном рейтинге. Возможно это так. В любом случае чтобы понять надо вам оно или нет, надо с чего то начать.

Итак, разберем этот вопрос – как же организовать выставку собственных художественных произведений. Персональную выставку. Как решить эту задачу я опишу из своего опыта и опыта моих коллег.

Для начала надо иметь в своем арсенале определенное количество законченных и оформленных работ. Как оформлять ваши работы – это дело индивидуальное, зависящее от того в какой технике вы работаете и от творческой задачи, которую вы перед собой ставите. Я в 2005 году к первой персональной выставке состоявшейся в выставочном зале московской библиотеки №204 делал рамы из пиломатериалов, купленных на Москворецком рынке. Сделанные из двух брусчатого профиля рамы я шпаклевал и красил спрей красками для граффити на лестничной клетке в своем подъезде. Поле для идей и творчества обширное – все в ваших руках…

Наконец, если вы созрели для начала выставочной деятельности, у вас есть работы и идея, которую вы будете нести зрителю по средствам вашего выставочного проекта – значит львиная часть задачи выполнена. Теперь подумайте еще раз, зачем вам все это надо и что вы от этого ждете. Если все Ок, – действуйте!

Если вы работаете в традиционных жанрах изобразительного искусства, то в качестве выставочного дебюта – (мы рассматриваем бюджетный вариант), неплохой старт можно сделать в так называемых интеллект - центрах, которые в последние 10 лет организуются на базе публичных библиотек. В Москве хорошо развита сеть публичных библиотек с собственными выставочными площадями, где после собеселования с руководством библиотеки в порядке очереди можно без проблем сделать выставку. Об одной из них я писал выше.

Для художников, работающих в области так называемого contemporary art – современного искусства, неплохой дебют можно сделать на площадке молодого искусства СТАРТ на Винзаводе.

Персональную выставку можно сделать на платных условиях в рамках договора аренды выставочного зала на определенный срок. Цены и залы разные – информация имеется в свободном доступе. Привожу положительный пример из своего опыта: я организовывал фестиваль мрачных искусств «Все оттенки Тьмы» ) в 2010 г в галерее «N» в Бескудниково. Несмотря на относительную удаленность от центра, галерея оборудована по последнему слову техники: от превосходного развесочного оборудования, неплохого света, до наличия концертных дымогенераторов и распределенной аудио системы – что очень пригодилось для проведения фестиваля на самом высоком уровне. Также в счет арендной платы входили услуги пиар-менеджера для рекламы события в СМИ.

За относительно небольшую плату можно выставиться в государственных выставочных залах, но здесь учитывается выставочный опыт - участие в групповых и персональных выставках. Как пример привожу свою персональную выставку в ГВЗ «На Каширке» () Персональные библиотечные выставки, кстати, ценятся выше чем участие в групповой выставке в зале рангом повыше. Опять же выставку в библиотеке рекомендуется максимально распиарить, не пожалеть денег на статьи в художественных газетах и журналах – все зависит от бюджета.

Вступив, например, в Московский союз художников и пройдя несложную процедуру приема в союз (показатиь несколько пейзажей и этюдов, написанных в традиционной технике), заплатив небольшой ежегодный членский взнос можно участвовать в выставках союза. Как правило, выставки представляют собой унылое сборище старперов, трясущихся на своими картинами, развешенными в три ряда на стенках…

Существует практика участия во всевозможных конкурсах, этот способ тоже может быть определенным шагом. В основном конкурсы платные, как пример «Международная Ассамблея Искусств» и др. подобные мероприятия – тут тоже наблюдается трехуровневая развеска, но сборище художников уже более молодого возраста. Существуют конкурсы с бесплатным участием, например ежегодный конкурс «Тема смерти в современном искусстве» (проходящая в рамках международной выставке похоронной индустрии «Некрополь»), организованная новосибирским бизнесменом Сергеем Якушиным ()

Существует большой выбор всевозможных групповых выставок с бесплатным участием, например выставки в рамках выставочной программы проекта «Открыта сцена» (Поварская, д. 20), ЛИК фонда, Фонда Михаила Шемякина () и др. Фонд Шемякина, к моему удовольствию, предлагает интересные и довольно мрачные проекты.

Никто не отменял участия в платных выставках, организованных различными предпринимателями и энтузиастами, например выставочный проект «Гейзеры Подсознания» Международного Центра Искусств Андрея Некрасова (). Выставки в рамках этого проекта как правило проходят на пафосных выставочных площадях, что подкупает амбиции многих художников, мечтающих выставиться в намоленных местах, таких как ЦДХ, Винзавод, ГВЗ На Солянке, Галерея А3 и др.

В результате участия в групповых и персональных выставок у художников скапливается опыт выставочной деятельности, определяются приоритеты, завязываются полезные знакомства, возможны случаи продажи картин, что, безусловно, повышает самооценку художника. Выставочный опыт и полученные связи в итоге позволяют бесплатно вписываться в графики выставок государственных и частных галерей. Есть возможность найти своего галериста. Все вышеописанное касается художников, работающих как в устаревшем меметическом жанре, так и в современных постмодернистских течениях современного искусства.

Отдельная лазейка для художников современного искусства – тут нет границ для экспонирования работ, определенных для меметического искусства стенами галерей. Здесь можно положиться на смелость и анархию в выборе пространства для экспонирования работ и создания объектов искусства из подручных материалов. Тут возможно все - от включения в экспозицию зданий и других элементов пространства до экспериментов с огнем и пиротехникой. В качестве примера привожу выставки, проходившие в заброшенном заводе Флакон (сейчас Дизай-завод ФЛАКОН – теперь уже вполне официальная выставочная площадка) и в тоннеле под каналом Москва-Волга на Волоколамском шоссе и пешеходном переходе над шоссе - в рамках Анти биеннале "Пошел! Куда пошел?; ежегодный фестиваль «ФАРШ» в заброшенном депо на Курской в самом центре Москвы (http://www..html)... Апофеоз темы эксплуатации альтернативных выставочных площадок – брутальные выставки арт-группы BLACKMEAT в Сьянских каменоломнях () и в депо на Курской ()

Для опытных художников, работающих преимущество в рамках так называемого современного искусства, существует система грантов, биеннале и др. Тут используется проектный подход, когда художник готовит выставочный проект, отправляет его комиссии и защищает, если проект заинтересовал принимающую сторону. В последствии художник работает на проектом под ненавязчивым присмотром куратора. В итоге выставка - проект – в большинстве случаев в продвинутой галерее. Например: , . Проектный подход интересен тем, что продукт (в нашем случае выставка) становится более цельным и осознанным.

Как видите, способов организовать выставку своих картин и других произведений искусства множество, так что смелость и безумие вам в помощь.

Если вам понравилась эта статья, ставьте лайки.

Также буду признателен если напишите ваши отзывы или комментарии (в форму после этого текста) из собственного опыта организации и участии в выставках. Интересен как положительный, так и трицательный опыт.

    Придумать концепцию

    Если вас внезапно пронзила мысль открыть собственную выставку, главное — успокойтесь. Трезво подумайте над идеей, а главное — концепцией своего проекта.

    Я в начале июня успешно закрыла сессию на магистерской программе «Арт- критика и кураторство» в СПбГУ и поняла, что надвигающаяся биеннале Manifesta 10 этим летом не даст городу умереть от нехватки современного искусства. Но витающая в воздухе кураторская активность пробудила желание дебютировать с собственным проектом.

    Идея для выставки родилась практически сразу: мне была близка тема исследования городского пространства, а в памяти всплывало несколько работ знакомых художников. После того, как концепция была сформулирована, я предложила пятерым молодым художникам принять участие в проекте. К моему счастью, каждый из них согласился работать со мной.

    В мире современного искусства есть три кита твоего профессионализма. Первый — показ произведений, созданных художником специально для конкретного кураторского замысла. Второй - демонстрация ранее не выставлявшихся работ. Ну а самым крутым считается открытие новых имён - перспективных авторов, которых никто еще не выставлял. Таковым стал молодой фотограф Олег Лейнов, у которого за плечами обучение в фонде ФотоДепартамент. Неожиданно для себя, мне удалось соблюсти все эти негласные правила.


    Найти площадку

    Следующий животрепещущий вопрос для каждого организатора выставок - помещение. Естественно, начинающему куратору — как я — не стоит сразу рассчитывать на белые стены респектабельных коммерческих галерей или залы Эрмитажа. Не отчаивайтесь! Обратитесь к знакомым и друзьям, у которых есть выставочные площадки (за время учебы вы же наработали профессиональные связи?).

    В моем случае самым открытым к сотрудничеству оказался художник и куратор Виктор Кудряшов. Он предоставил мне на две недели пространство своей независимой галереи «Совместное Существование» в арт-кластере Артмуза. Название галереи, кстати, отражает моё личное убеждение, что в мире отечественного современного искусства многое держится на дружеских связях и взаимопомощи. До открытия своей выставки я помогала Виктору с организацией его персональной экспозиции.


    Провести информационную подготовку

    Моя не прошла даром. Раскрою всем известный секрет: куратор это ещё и пиар-менеджер, и координатор, и продакшн-менеджер и даже монтажник. Иными словами, мультифункционализм станет вашим вторым я.

    Рекомендую начать с написания пресс-релиз, который я разослала в городские интернет-СМИ. Как только информация появится в СМИ, будьте готовы ко звонкам и письмам знакомых с просьбой включить их работы в экспозицию.

    Так в моем списке участников появилось ещё одно имя - Саша Зубрицкая. Её серия «Закон парных случаев», посвященная систематизации множества граффити- тегов, найденных в разных европейских городах, точно отражала концепцию выставки.


    Оповестить арт-сообщество

    Дата открытия неумолимо приближалась, и необходимо было лично оповестить арт-сообщество и друзей о готовящемся событии. Используйте как цифровые технологи, так и старый дедовский метод — бумажные приглашения.

    Функцию дизайнера со мной разделил хороший знакомый, и мы вместе создали открытки-приглашения, которые потом раздавали на вернисажах других выставок. Основной способ распространения информации - фейсбук. Заведите одноименное событие, добавьте туда информацию о художниках и их работах, представленных на выставке. Кстати о текстах: кураторский текст - тот фронт работ, которому требуется уделить достаточно времени. Именно в нём куратор может пояснить свой замысел и доказать, что каждое произведение в выставочном пространстве появилось неслучайно, а является элементом выверенной идеи. Я создала по небольшой экспликации для каждого из шести участников, в которых поясняю, как то или иное произведение соотносится с выставкой в целом.


    Вынести монтаж

    Финишная прямая перед открытием — монтаж экспозиции. Его мы начали за два дня до выставки, и основная сложность заключалась в том, что трое из шести художников в это время находились не в Петербурге. Так систему развески графики Аси Маракулиной, которая уехала в художественную резиденцию в Бельгию, мне пришлось изобретать самостоятельно. Художница поставила справедливое условие - бумага не может быть приклеена или продырявлена.

    Рекомендую несложную конструкцию из обычных бейджей и двустороннего скотча. Также будьте готовы к тому, что монтаж — одна их самых времязатратных стадий. И вообще курировать современное искусство — это самостоятельно сверлить, клеить и красить.

    В моем случае он растянулся аж до нескольких последних часов перед открытием. В голове крутилась единственная мысль: «Не стоило вчера вечером откупоривать бутылку с игристым из числа тех, что были заготовлены для вернисажа». Художница Саша Зубрицкая для своей серии предложила оригинальную идею воссоздать фрагмент городской среды в галерее: она прикрепила свои работы магнитами к мятым листам металла, найденным во дворе лофта.


    Потусоваться на вернисаже

    Финальный штрих — сменить лук «трудовые будни куратора» на «артлайф из бьютифул». Последний час до начала вернисажа я посвятила проверке готовности всех экспонатов, отрегулировала уровень звука в видеоарте Виктора Кудряшова, а художница Евгения Мачнева довела до совершенства вид своей семиметровой шпалеры, посвященной маршруту трамвая No36.

    Без десяти минут семь: разливаю игристое по бокалам. В семь часов приходят самые пунктуальные гости, среди них мои родители — естественно с букетом. Дебют всё-таки.

    «Совместное существование» постепенно наполняется гостями: художниками, кураторами и арт-критиками, друзьями и просто зрителями. По законам светского мероприятия я фланирую между посетителями, всех знакомлю и сама знакомлюсь с людьми. Признаком начинающего куратора стала моя незапланированная благодарственная речь, точно не буду её повторять в следующий раз. В течение двух часов в галерее шло активное общение, все интересовались авторами, звучали вопросы про цены и я спонтанно выступила ещё и в роли галеристки. Моя первая выставка открылась, и, кажется успешно, но это я осознаю только на следующий день, когда приду в безлюдную галерею и сяду за работу внутри собственной экспозиции.

Давно прошло то время, когда выставку можно было организовать только в галереях и музеях. Сегодняшние художники часто выбирают для презентации все более необычные площадки. Свою выставку вы можете организовать даже в государственной библиотеке, хотя для первого раза лучше выбирать более приспособленные для этого варианты – частные галереи или арт-пространства. Это могут быть образовательные учреждения, институты, коворгинги или специально отведенные для выставочных целей помещения свободного назначения – например, в Центре современного искусства ВИНЗАВОД.

Средняя цена аренды за сутки стартует с отметки в 60 000 рублей. Выставка на ВИНЗАВОДЕ или «Стрелке» обойдется от 300 000 рублей за сутки. Да, такие цены могут напугать начинающего художника, но не стоит забывать о том, что на некоторых площадках вполне можно выставляться на бартерной основе. Главное – уметь грамотно договариваться, продумывать состав выставки и выбирать гостей. В таком случае вы пиарите площадку, а площадка пиарит вас.


Материалы

Полноценную выставку можно организовать уже с 15 полотнами. Многое, конечно, зависит от выставочного пространства: при размещении работ в каждом конкретном зале необходимо учитывать его размер и особенности планировки. Если ваши работы имеют маленький формат, нужно выставить больше картин. Невозможно однозначно ответить на вопрос о том, сколько времени потребуется на их создание. Все зависит от индивидуальных особенностей художника, . Помните, что качественную выставку всегда характеризует хорошо прослеживаемая тема, связывающая вместе разрозненные картины и вселяющая ощущение, что все они – часть единого целого.

Как привлечь зрителей на выставку

Для привлечения посетителей подключайте все средства: рисуйте плакаты, листовки и рекламные брошюры, распространяйте их там, где чаще всего тусуются любители искусства. Сделайте грамотный пресс-релиз и разошлите его в редакции газет, журналов и телеканалов.


Соцсети – ваше все. Не забудьте разместить афишу своей выставки во всех соцсетях, тщательно проверив, что всюду указаны ключевые детали такие, как: дата, время и место проведения. Просите друзей делать репосты и не скупитесь на платную рекламу в соцсетях. К примеру, если организовать мероприятие на Facebook и начать транслировать рекламу, то каждый подписавшийся на ивент человек (потенциально желающий прийти) будет стоить 30-40 рублей.

Сколько картин можно продать

При создании экспозиции художнику, конечно, лучше заранее подумать над тем, во сколько он оценивает каждое свое произведение. Не стоит ставить перед собой заоблачные цели, планируя продать на выставке все свои картины. Так не бывает. Кроме того, покупка вряд ли произойдет на самом мероприятии: скорее всего коллекционер, заинтересовавшийся одним (или несколькими) из ваших полотен, возьмет паузу для раздумий, а позже свяжется с вами.

Евгения Пак, основательница творческой студии Art of You

«Организация первой выставки подобна построению малого бизнеса. Поняв механизм работы этих процессов, можно переходить к основанию своего творческого стартапа».

Чем привлечь помимо самих картин

Во-первых, выставка – это не обязательно только картины. Фоном можно пустить концептуальную музыку или атмосферные видео, транслируемые на стену при помощи проектора. Добавить скульптур и фотографий, если вы занимаетесь чем-то еще помимо живописи или графики. Ну и все это должно подаваться в одном стиле, как и вся реклама о мероприятии.

Фуршет

Организуя фуршет для гостей, вы демонстрируете свою клиентоориентированность. Шампанское, коктейли и легкие закуски совсем не обязательно обойдутся вам в целое состояние: многие компании работают на бартерной основе (за пиар). Можно также найти спонсоров – успешные бизнесмены и крупные компании сейчас с радостью инвестируют в благотворительность. Важно, однако, учесть тот факт, что некоторые площадки не всегда дают согласие на распитие алкоголя на мероприятии. Этот нюанс необходимо обговорить заранее, чтобы избежать напрасных трат и всяческих недоразумений. в зависимости от организующей его кейтеринговой компании и состава блюд: 650-1500 рублей на человека.

Нужен ли специально обученный человек

Выставки могут организовывать не только художники, скульпторы или фотографы. В наши дни этот формат популярен для пиара различных стартап-проектов, связанных с технологиями или производством. Еще одно модное направление, которое мы сейчас запускаем в Art of You – это ко-бренд. Арт-коллаборации на стыке искусства и бизнеса – это свежо и интересно. К примеру, один известный банк реализовал проект по созданию платежных карт с изображением картин талантливого художника. Известный художник-каллиграф Покрас Лампас изобразил стрит-арт-версию логотипа модного дома Fendi на крыше их офиса в Риме. Такие акции привлекают внимание и к бренду, и к художнику.

Нужно ли нанимать специалиста для работы над выставкой? Наверное, это будет не лишним, если у вас имеются средства и нет времени на самостоятельную разработку концепции мероприятия, поиск площади, переговоров, составления договоров, планирование бюджета, рассылку информационных материалов и прочие активности. Уровень зарплаты такого специалиста варьируется между 45 000 и 80 000 рублей в месяц.


Выставка – это действительно море возможностей:

  • установление контактов с новыми клиентами;
  • поддержание отношений со старыми клиентами;
  • изучение отрасли;
  • изучение клиентов;
  • изучение конкурентов;
  • масштабная презентация продукции компании;
  • возможность обкатки нового продукта;
  • формирование/ поддержание имиджа компании;
  • оценка персонала компании;
  • подбор нового персонала.

Выставка – это возможность одновременной игры на большом числе маркетинговых инструментов: телемаркетинг, рекламные объявления, прямые почтовые рассылки, щиты, презентации, дегустации, конкурсы, празднования, исследования, конференции, PR и т.д.

Чтобы использовать перечисленные возможности и маркетинговые инструменты, необходимы тщательная подготовка, организация и обучение персонала. В реальности представление большинства новичков и не малой части завсегдатаев, принимающих участие в выставках, звучит примерно так: «Арендовать место, поставить стенд, подготовить материалы, привезти и расставить продукцию, на людей посмотреть, себя показать». Ход мыслей, конечно правильный, но тщательности и глубины вряд ли можно ожидать при таком подходе к пониманию работы на выставке и ее подготовке. И год от года новички и бывалые участники выставок наступают на одни и те же грабли, ругают выставку «на чем свет стоит».

В данной статье мы предлагаем рассмотреть наиболее часто встречающиеся ошибки и увидеть, как их профилактика откроет дорогу к использованию многообразия возможностей и инструментов выставки. А главное – к пониманию, ощущению и получению результата на выходе.

Ошибка №1 – «Представление о выставке только как о работе на экспозиции»

Как правило, представление о выставке – это сама выставка. На самом деле существует подготовительный этап, о его важности мы уже говорили. Так же существует заключительный этап – работа после выставки. Все три этапа необходимы, чтобы получить результат на выходе: в виде количества заказов новых клиентов, расширения заказов старых клиентов, усовершенствованных или новых продуктов, корректировки или нивелировании слабых сторон компании, повышения процента узнаваемости компании и т.д. Каждый из этапов является полигоном по подготовке следующего этапа. Первый позволяет все предусмотреть и провести выставку на хорошем уровне. Сама выставка поставляет ценные контакты и маркетинговую информацию, которые необходимо обработать и довести до «готовности». Работа после выставки в конечном итоге позволяет оценить достигнутые результаты, принять решение о дальнейшем участии компании в выставках, а также подумать, как исправить допущенные ошибки в будущем.

К сожалению, в большинстве случаев первый и последний этап находятся в редуцированной форме или практически отсутствуют. Естественно, без предварительной подготовки и последующего анализа, работа на выставке год от года принципиально сильно не меняется. Соответственно об ощутимых, и тем более высоких результатах при таком подходе говорить не приходится.

Какие основные шаги необходимо сделать, чтобы эти провальные этапы стали полноценными и работали на Вас.

Подготовка к выставке – основные шаги

  • Выбор выставки.
  • Постановка целей выставки.
  • Анализ до открытия выставки.
  • Планирование бюджета.
  • Определение целевой аудитории.
  • Планирование мероприятий, маркетинговых инструментов на выставке.
  • Подготовка экспозиции.
  • Выбор экспонатов.
  • Планирование рекламы.
  • Подготовка информационно-рекламных и pos-материалов.
  • Планирование и координация работы персонала компании.
  • Выбор персонала для работы на выставке.
  • Обучение персонала.
  • Информирование реальных и потенциальных клиентов о выставке и Вашем участии в ней.

Если подготовка к выставке и сама выставка прошли «на уровне», то тем более обидно провалить «работу после выставки». Хотя все устали и безумно хотят отдохнуть. Необходимо устроить «разбор полетов», обсудить все удачи и ошибки, поблагодарить всех за работу на выставке, отметить вклад каждого сотрудника, наградить за ратные подвиги материально и замотивировать на «работу после выставки».

Работа после выставки – основные шаги

  • Подведение непосредственных итогов выставки.
  • Распределение полученной информации по соответствующим отделам.
  • Работа с «горячими» и «тепленькими» клиентами. Напоминание о себе «прохладным» клиентам.
  • Пополнение БД потенциальных клиентов.
  • Обработка и анализ данных, проведенных исследований.
  • Оценка эффективности участия в выставке.
  • Принятие решения участвовать в данной выставке в дальнейшем.
  • Еще раз хотим подчеркнуть, что это перечень основных шагов, практически каждый из них можно расписать также подробно, как и сами этапы.

Ошибка № 2 – «Совпадение названия выставки и профиля деятельности Вашей компании не является залогом оптимального выбора выставки»

Выбор конкретной выставки, так же как выбор дорогой покупки должен быть взвешенным и обдуманным. Слишком велики материальные и организационные затраты, чтобы, придя на выставку, остаться у разбитого корыта. Каким образом?

Представьте себе несколько возможных ситуаций:

А. Вы решили принять участие в выставке, но на практике оказалось, что выбранная вами выставка имеет третьестепенное значение в вашей отрасли, небольшое число экспонентов и вялотекущую посещаемость. Вы четко и грамотно отрабатываете отведенных пять дней. Но общее количество контактов, а тем более число полезных контактов, не вызывает у Вас желания тратить столько времени, денег и нервов впредь.

В. Вы рассчитывали найти на выставке клиентов, и вся подготовка шла из расчета на них, а в результате стенд чуть не снесли конечные потребители, наводнившие выставку и требующие вашу продукцию по сниженным ценам. В результате Вам не удалось ни с кем нормально поработать, ни конечным потребителям у вас поживиться (у вас были только образцы и подарочно-презентационные наборы для клиентов).

С. Вы решили затмить всех и много средств вложили в аренду и большой необычный стенд, чтобы его было видно отовсюду и все к нему стремились. На практике оказалось, что вы были единственным большим стендом, и действительно привлекали внимание, стенд изучали, рассматривали, но ближе, чем на пушечный выстрел не подходили. Или возможна обратная ситуация, когда маленький стенд затерялся среди островных стендов других компаний.

Как этого избежать?

1. Составить перечень выставок, выбрать те, которые для вас актуальны тематически и по масштабу.

Так, если компания занимается производством и распространением канцтоваров только в своем регионе, то вряд ли ей есть смысл участвовать в республиканских и тем более в международных выставках, в отличие от крупных производителей, от компаний, имеющих разветвленную региональную сеть, или фирм, решивших выйти на рынок стран СНГ.

2. Составить перечень критериев, по которым вы будете выбирать выставку.

Такими критериями могут быть:

  • формат выставки (b2b, b2c);
  • количество участников выставки, их состав, присутствие конкурентов, динамика этих параметров за несколько лет (положительная, отрицательная);
  • количество посетителей, их состав, динамика этих параметров за несколько лет (положительная, отрицательная);
  • присутствие целевых клиентов, динамика по целевым клиентам год от года растет или падает;
  • какие выставки ближе к вам по расписанию с точки зрения производственного процесса, бюджетных поступлений; выпуску опытной партии нового продукта, который вы хотите обкатать на выставке;
  • соотношение крупных и средних компаний (больших и маленьких стендов). Оптимальным является соотношение 30% к 70%, тогда и те, и другие смогут себя показать;
  • попадание выставки на праздничные дни (не зря в летний период выставки практически не проводятся) и т.д.

Для тех, кто принимал участие в выставке ранее, также важно отследить динамику своих результатов участия в выставке за несколько лет (положительная, отрицательная, с чем связана, есть ли смысл дальше работать на данной выставке).

3. Подумать, что для вас важно сделать, достичь, какие мероприятия и приемы вы хотели бы использовать на выставке. Какая из выставок, что из задуманного позволяет сделать.

4. Сравнить выставки между собой.

Чтобы получить полноценную информацию, лучше сочетать несколько источников информации: Интернет, профильные журналы, сайты выставок, оргкомитеты выставок, клиенты, конкуренты, партнеры и т.д. Такой предварительный анализ выставок важно проводить как новичкам, так и завсегдатаям выставок, поскольку все изменяется, в том числе и выставки (по составу участников, посетителей и т.д.). И тогда приходится отказываться от участия в выставке или придумывать новые маркетинговые ходы.

Ошибка №3 «Отсутствие четких, конкретных, измеримых целей работы на выставке»

Как правило, на вопрос о целях компании на выставке можно получить следующие ответы: «Потому, что здесь конкуренты», «Для поддержания имиджа», «Если мы не будем участвовать в выставке, то конкуренты и клиенты решат, что у нас проблемы», «Обработать как можно больше клиентов», «Шпионить» и т.д.

Четкие, измеримые цели дают компании следующие возможности:

Можно выделить четыре основных направления целей компании на выставке:

  • поиск новых клиентов и укрепление отношений со старыми клиентам;
  • формирование или поддержание имиджа;
  • маркетинговая разведка;
  • поиск и привлечение новых партнеров.

Лучше всего, если компания уделит внимание каждой из этих целей, иначе можно, по крайней мере, упустить хорошие возможности.

Представим, что компания сделала ставку на поддержание имиджа (очень интересный, нестандартный, привлекательный стенд), но при этом оказалась не готова к хлынувшему потоку потенциальных клиентов. Зачем было потрачено столько денег? Что клиентам от этого стенда? Название они, конечно, запомнят, а вот желание работать с этой компанией уже заметно поубавится.

Кроме того, что цели должны быть четкими и измеримыми, они должны быть реалистичными. Так, например, рассчитывать, что компания на выставке сможет поработать со всеми посетителями выставки (30000) было бы наивно. Цифра в десять раз меньше не умаляет наивности. Тем более что не все из них являются клиентами и тем более вашими целевыми клиентами.

Так можно рассмотреть каждое направление постановки целей компании на выставке. Достаточно вспомнить, какие возможности открывает выставка для проведения различного рода маркетинговых исследований, сколько они стоят, а сколько в них ценной информации (при грамотной постановке цели исследования, его подготовке, проведении и обработке).

Ошибка № 4 «10 очаровательных длинноногих девушек, дефилирующих по выставке и успех обеспечен».

Мило, очаровательно, украшает выставку – это бесспорно. Влияет ли на привлечение – вот это вопрос. Внимание привлекают, бесспорно. Рассказать о продукте, услуге, как правило, ничего вразумительного не могут. Внимание и интерес клиента гаснет. Хорошо, если они хотя бы раздают информационно-рекламные материалы, хоть какая-то польза.

Итак, речь идет о подборе маркетинговых инструментов. Разнообразные шоу привлекают внимание, развлекают, дают возможность отдохнуть или расслабиться, отдохнуть «глазом», поднять настроение, но практически не влияют деловую составляющую общения на выставке.

Выбранные маркетинговые инструменты должны отвечать следующим параметрам:

  • работать на цели компании, принимающей участие в выставке;
  • быть ориентированными на целевую аудиторию компании (развести инструменты хотя бы на уровне b2b, b2c);
  • быть адекватными по соотношению затраты/результат;
  • сочетаться, дополнять друг друга, а не дублировать.
  • Большим плюсом в привлечении клиентов будет использование маркетинговых инструментов «до» и «во время» выставки. Если выбранные инструменты соответствуют перечисленным выше требованиям, это обеспечит количественное, качественное и экономически оправданное привлечение клиентов.

Ошибка №5 «Стенд всему голова».

Голова тот (те), кто продумал выставку от целей и стратегии их достижения до мелочей. Стенд сам по себе – это «лифт», привлекающий внимание, информирующий, с определенной пропускной способностью.

Пропускная способность стенда напрямую зависит от его размеров. 30% стенда, как правило, занимает его экспозиция. 70% остается сотрудникам. На одного сотрудника необходима площадь не менее 1,5-2 квадратных метров, чтобы он мог спокойно работать на стенде, не роняя информационные стойки, не мешая другим и не испытывая психологический дискомфорт. Соответственно стенд на 4 сотрудников должен быть по площади не меньше 13 квадратных метров. Возможность увеличивать размер стенда зависит от бюджета компании. Если рассчитанная вами пропускная способность стенда вас не устраивает по прогнозируемой отдаче, а бюджет жестко ограничен, то лучше использовать другие методы привлечения клиентов.

Часто борьба конкурентов на поприще «чей стенд круче» становится самоцелью. Клиенты сознательно или бессознательно понимают, глядя на стенд, для кого он (клиентов или конкурентов и себя любимых). Спрашивается, что клиентов греет больше? Ответ очевиден. Более того, игры в «царя горы» отнимают много времени, сил, энергии от работы с клиентами, а при отсутствии должной подготовки персонала вызывает ложное чувство превосходства.

Например, компания, в которую входят два принципиально различных направления, работала на выставке на разных стендах. Каково же было удивление руководства, когда результаты по количеству посетителей оказались больше на более скромном по размерам и претензии в оформлении стенде. У маркетологов компании сложилось впечатление, что на второй стенд клиенты «боялись» заходить, если заходили, то ждали одобрительного взгляда сотрудников, подтверждающего «Да, мы Вас ждем, мы Вам рады».

Эта живая история говорит о том, что при выборе стенда необходимо, в том числе, ориентироваться на свою целевую аудиторию, чтобы не потерять ее, напугав или оставшись совсем незамеченными.

Часто бывалые участники выставок спорят, где лучше размещать стенд. «Правильными» ответами считаются вход и центр. На самом деле, если представить себя на месте посетителя выставки, то становится понятно, что, скорее всего, вы обойдете всю выставку. То есть размещать стенд можно практически в любом месте. Но некоторые ограничения надо учесть. Как любому человеку вам не захочется идти туда, где тупик, так как это отсутствие пути, возврат (повтор), трата времени. Лучше не размещать стенд около точек общепита, чтобы очередь не перекрыла подступы к стенду. Чтобы не было неожиданных проблем с переоформлением пространства, установки стенда, потери полезной площади – изучите план павильона, чтобы столбы, колонны, перекрытия не оказались на вашей территории.

Очень важным моментом для пропускной способности стенда, а тем более привлечения целевых клиентов является организация пространства.

Компания, ориентированная на оптовых покупателей, провела активную предварительную работу по привлечению посетителей. А на стенд валом повалили конечные потребители. Вход на стенд один (он же выход). Столпотворение. Работать на стенде с целевыми клиентами оказалось невозможным.

Важно учесть: кто целевой клиент; если вам важно показать дистрибьюторам, что интерес у потребителей к вашей продукции высокий, то необходимо выделить рабочие зоны (переговорную, «распродажную»); нужна ли вам переговорная зона или вам хватает работы на стенде.

Ошибка № 6 «Мы сидели и курили, так и выставка прошла».

Впечатление сотрудника-новичка от выставки: «Остановите землю, я сойду».

Основная проблема в том, что сотрудников бросают, как котят в прорубь, без распределения функционала, ответственности и полномочий, и без предварительной подготовки к их исполнению. В итоге сотрудники сами распоряжаются своим временем, и сами придумывают себе занятия, преимущественно не соответствующие целям выставки.

Есть 10 типичных, часто повторяющихся ошибок сотрудников на выставке. Все они демонстрируют клиенту отсутствие интереса и уважения к нему.

10 «не» или дурные манеры на выставке

  • Не сидите!
  • Не читайте!
  • Не курите!
  • Не ешьте и не пейте на экспозиции!
  • Не жуйте!
  • Не игнорируйте потенциальных клиентов!
  • Не болтайте по телефону!
  • Не будьте похожи на вахтера!
  • Не транжирьте рекламную литературу!
  • Не тусуйтесь!

Последнее время тренинг по подготовке сотрудников к работе на выставке пользуется большой популярностью. Необходимый минимум в подготовке сотрудников: умение устанавливать контакт, грамотно классифицировать клиентов, выявлять предложения и подбирать соответствующие рекламно-информационные материалы, уметь проводить презентации, демонстрации, переговоры, управление временем сотрудника на выставке, деловой этикет на выставке, восстановление работоспособности и т.д.

Ошибка №7 «Некачественный сбор информации и ее систематизация».

Довольно часто компании на выставке сталкиваются с такой ситуацией: сотрудник пообщался с посетителем «в теплой и дружественной обстановке», а на выходе – ни информации, ни договоренностей с потенциальным клиентом (если он им является). Это может произойти как с сотрудниками компании-новичка, так и с бывалым сотрудником (перегрузка/отношение к работе).

Здесь на лицо четыре важных момента:

  1. Квалификация посетителей: целевые клиенты, «клиенты клиентов», конкуренты, партнеры, СМИ и т.д. Это возможность: понять «кто есть кто», «говорить на языке потребностей, интересов» посетителя, оптимизировать распределения времени и информационно-рекламных материалов, минимальная защита от конкурентов.
  2. Сбор информации с посетителей стенда, в первую очередь с потенциальных клиентов, в необходимом объеме. Минимум – обмен визитками. Хорошо если для выставки компания разработает небольшую анкету, включающую паспортичку и потребности посетителя. На обратной стороне анкеты можно предусмотреть пометки сотрудника: вопросы, возражения, степень «готовности», высказывания о компании, о конкурентах. Если поток посетителей на стенде дает возможность сделать соответствующие пометки, то менеджеры по работе клиентами и маркетолог компании получат ценную информацию для дальнейшей работы.
  3. Предоставление информации о компании, ее продуктах, предложениях, новинках интересной и достаточной для посетителя (в зависимости от квалификации).
  4. Систематизация полученной информации. Градация уже есть, это основания, по которым осуществляется квалификация посетителей на стенде. Главное складировать их не в одну большую кучу, а по группам. Каждой группе – свой цвет фломастера или своя коробочка и т.д.
Ошибка № 8 «Визитки и рекламные материалы заканчиваются, когда приходят самые важные клиенты или на 3-4 день выставки».

Здесь, поможет правильный расчет, помноженный на опыт. По мнению постоянных участников выставки изначально рассчитанное количество визиток надо увеличить в 5 раз, а информационных материалов в 3 раза. Дальше в ход идет квалификация посетителей, грамотное распределение материалов компании и простая бдительность. Так называемых «пылесосов», сметающих материалы на выставках, действительно очень много.

Ошибка № 9 «Наконец-то все кончилось, информацию в архив…».

К сожалению, часто собранная непосильным трудом информация остается без должного внимания после выставки. Если систематизации полученной информации не происходило и все свалено в большую кучу, то энтузиазм по ее разбору вряд ли у кого возникнет. Все устали, клиенты висят на телефонах, масса дел скопилась за время отсутствия в офисе. А если выставка прошла на «удовлетворительно», то на эту кучку еще и смотреть больно, и «ловить» по мнению сотрудников там нечего.

После выставки необходимо подвести промежуточный итог: общее количество посетителей на стенде, по группам посетителей, сколько потенциальных клиентов в какой степени готовности к сотрудничеству находятся, спланировать работу с ними и вперед к процветанию компании и ее сотрудников.

Первыми кандидатами на «зачистку», как правило, являются анкеты. Их много, дел много, текучка заела, обработку и анализ результатов проведенных исследований по боку, «хватит общего представления». Спрашивается, как из этого общего представления выводить корреляции, делать достоверные выводы и корректировать поведение компании на рынке?

Еще очень важный момент, по горячим следам проанализировать работу на выставке, чтобы лучше понимать, на что обращать более пристальное внимание при подготовке и проведении в будущем.

Ошибка № 10 «Без анализа эффективности участия в выставке вперед за новой».

Понятно, что в зависимости от оборачиваемости, производимых и / или продаваемых продуктов (услуг) компании, оценка эффективности по одному из основных критериев общая сумма сделок с клиентами привлеченными на выставке, может растянуться на целый год. Но проводить оценку эффективности участия компании в выставке все равно надо. Пусть на основании простых критериев. Свои затраты вы знаете. Наиболее очевидные источники привлечения средств это, в первую очередь, договора с клиентами, расширение заказов существующих клиентов и проведенные до конца исследования. Вернемся к примеру. Допустим, работа после выставке принесла компании 50 договоров, размер средней закупки клиентов в месяц 3000$, закупки происходят ежемесячно, на выходе 1800000$. Плюс расширение заказов по старым клиентам, если вы были к ним внимательны на выставке и подготовили для них заманчивые предложения. Плюс стоимость проведенных исследований (от 5000-30000$ и более), если бы вы заказали их провайдеру, помноженные на их количество (тематику). Плюс уже менее поддающиеся точной оценке, но не менее важные результаты повышение процента узнаваемости компании, своевременный учет разведывательной информации с выставки, поддержание имиджа компании и т.д.

Итак, каждая из рассмотренных ошибок, а уж тем более их совокупность перекрывают доступ к многочисленным и разнообразным возможностям, предоставляемым выставкой. «Танцы на граблях» год от года приводят только к тому, что компания теряет деньги, понимание и энтузиазм персонала по поводу участия компании в выставке.

В преддверии активного выставочного сезона мы желаем Вам выступить «по первой дорожке», извлечь максимум пользы и опыта, научиться чему-то новому в выставочном деле.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...