Как сокращать силовые ведомства в кризис. Принцип пикового сокращения мышц Сокращение силовых

Министерство финансов предложило всем силовым ведомствам в рамках формирования нового сокращенного бюджета существенно снизить расходы или уволить до 10 процентов личного состава, передает газета «Коммерсантъ» 12 февраля.

По словам Александра Хинштейна, заместителя председателя комитета Государственной думы по безопасности и противодействию коррупции, соответствующее предложение Минфин направил во все правоохранительные органы.

ФСБ предложили расстаться с 10% штатной численности или сократить расходы на содержание такого же количества сотрудников за счет других статей бюджета. В самом ведомстве слухи об «оптимизации» начались еще прошлой осенью. При этом некоторые сотрудники, не дожидаясь «чистки», предпочли сами перевестись на вакантные должности из столицы в «сложные» регионы, где наблюдается некомплект офицеров — например, на Северный Кавказ.

Практически во всех правоохранительных ведомствах сам оклад составляет лишь небольшую часть того, что сотрудник получает на руки в виде зарплаты.

В СКР крупных сокращений не планируется, а расходы решено уменьшить, например, за счет снижения объемов госзакупок. Источники в ведомстве, кстати, отмечают, что у них намечалось даже увеличение штата на 2500 человек из-за расширения статей УК, относящихся к следственному управлению.

МЧС, по данным источников «Коммерсанта», смогло договориться с правительством о сокращении численности на 10000 сотрудников, что составляет всего 3% за счет имеющегося «некомплекта» и увольнения достигших пенсионного возраста.

До сих пор не решена судьба ФСКН, которая, кстати, провела очередное сокращение сотрудников на 15% еще в начале 2015 года.

Это ведомство наряду с ФМС предлагалось вообще расформировать, передав функции в МВД.

11 февраля в службе ожидали объявления о ликвидации, но вместо этого сотрудникам центрального аппарата сообщили о том, что возможное реформирование откладывается на неопределенный срок. А окончательное решение, возможно, будет принято президентом после встречи с директором ФСКН Виктором Ивановым.

Миграционная служба, как проинформировал своих подчиненных ее руководитель Константин Ромодановский, уже отстояла свои позиции, тем более что в последнее время она перестала быть чисто правоохранительным органом. А поэтому просто сократит 10% сотрудников или бюджетных расходов.

Отметим, что ранее министр финансов Антон Силуанов социальные выплаты и зарплаты бюджетников в 2015 году.

2018 год станет знаковым для Министерства Внутренних Дел, ведь на этот год правительство запланировало проведение очередной реформы силового ведомства. Многие, наверное, помнят недавние реформаторские новшества образца 2016 года. Тогда в МВД уже было сделано ряд изменений.

В первую очередь изменилась субординация: к силовикам присоединили сразу два ведомства: Федеральную миграционную службу и Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков. Накануне, этот вопрос прошел через длительную процедуру обсуждения и согласования в Госдуме, но, в итоге Президент Российской Федерации В. Путин поставил свою подпись под соответствующим решением.

Ещё одной структурой пополнившей ряды МВД в 2016-м стала новосозданная так называемая Росгвардия (Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации).

Сейчас именно Росгвардия стала, пожалуй, самой крупной системой в структуре Министерства Внутренних Дел. Она включает в себя абсолютно все специализированные подразделения российской полиции. Кроме того, её контролю вверено как боевое оружие, так и бронетехника с воздушными силами.

И именно Росгвардия стала камнем преткновения в вопросе реформирования МВД. Всё дело в том, что для полноценного функционирования новосозданной силовой структуры (Росгвардии), законодателям необходимо кардинально изменить абсолютно все функции Министерства Внутренних Дел.

Следует заметить, что общая численность силовиков работающих в МВД составляет около 1 млн. чел. Из их числа, в рамках проведения реформы ведомства под сокращение уже попали 200 тис. чел. А некоторые специалисты были переведены на службу в новое ведомство – Росгвардию

Невзирая на некоторое сокращение штата сотрудников, управленческий аппарат силового ведомства продолжает подготовку подразделений к одному из самых значимых мероприятий 2018 года на территории Российской Федерации – Чемпионату мира по футболу.

С наступлением 2018 года упраздняется одно из структурных подразделений МВД – Государственная Инспекция Безопасности Дорожного Движения. Предлогом для упразднения этой службы послужил Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина, которым Начальник ГИБДД России Виктор Нилов отправлен в отставку.

Новость о том, что с российских дорого в скором времени исчезнут «ГАИшники» мигом облетела всю страну. Реакция россиян на такое новшество была неоднозначной: кто приветствовал подобное нововведение, а кто с осторожностью отнёсся к подобной инициативе, считая, что она может нести исключительно вред для шоферов.

Ходят слухи, будто инициативу по упразднению ГАИ российские властные мужи переняли у своих коллег из Казахстана. Они-то и апробировали подобную реформу в своих силовых ведомствах и ещё в 2012-2013 годах решили из двух служб – ГИБДД и ДПС создать одно ведомство. Однако казахских водителей такой шаг не воодушевил.

Новое ведомство подверглось шквалу критики со стороны автолюбителей: дескать, его сотрудники не имеют должного уровня компетенции, да и вообще проведение подобной реформы не стоило затевать.

Что же касается реформы МВД РФ, то она будет включать следующие шаги:

  1. дорожная полиция прекращает своё существование, а её сотрудники переводятся в ранг обычных полицейских;
  2. должна быть проведена тотальная чистка руководящего состава силового ведомства;
  3. проведение масштабного сокращения сотрудников МВД.

Большинство экспертов с определённой долей скепсиса смотрят на подобное реформаторство

Они заявляют, что подобные рокировки в среде силовиков несут в себе лишь деструктивные последствия для общества и необратимые потери опытных, высококвалифицированных сотрудников. Понятное дело, что сравнивать функции патрульных полицейских и инспекторов ГИБДД дело неблагодарное. Они во многом отличаются.

Кроме того, в обязанности сотрудников ППС не входит отличное знание ПДД, а для их переквалификации нужно и много времени, и немало денег.

Сокращения в подразделениях МВД: последние новости

Процесс реформирования Министерства Внутренних Дел начался ещё в 2016 году и пока не завершён. В октябре силовиков ждёт очередное сокращение, в результате которого их численность уменьшится на 900 тыс. чел. Эксперты прогнозируют, что в результате подобной кадровой оптимизации сотрудников ведомства станет меньше на 15%, а в аппарате управление этот показатель составит 10%.

Инициаторы реформы отмечают, что, несмотря на столь значительную кадровую чистку, качество выполняемых обязанностей сотрудниками силового ведомства останется на высоком уровне.

Чиновники из правительства говорят, что реформирование силового ведомства будет проведено учитывая особенности разных регионов Российской Федерации, в том числе сложность криминогенной обстановки в каждой отдельно взятой области.

Реформирование и оптимизация силового ведомства более эффективно использовать выделяемые на его содержание финансовые средства, что в условиях непростой экономической ситуации сложившейся в стране, будет очень актуально.

Однако, невзирая не радужные перспективы означенной реформы, рисуемые армией чиновников, часть специалистов скептически относится к предстоящему витку реформаторских изменений в структуре МВД.

Ссылаясь на опыт предыдущих лет, они заявляют, что сокращение квалифицированных сотрудников неминуемо повлечёт за собой резкое снижение эффективности работы силового ведомства.

«Экономя» на силовиках правительство, по сути, роет яму для законопослушных граждан. Судя по всему, если ситуация и дальше будет развиваться в подобном ключе, в скором времени может оказаться, что уровень преступности и коррупции превысит все мыслимые показатели.

Примечателен тот факт, что кадровых потерь можно было бы избежать, но лишь в случае оптимизации бюджетного финансирования МВД

Но, для этого в первую очередь необходимо решить проблему дефицита бюджетных средств. А вот когда экономическая ситуация в стране будет стабилизирована, тогда и можно рассуждать о сохранении рабочих мест в силовых ведомствах. Так что первое чего нужно достичь власти – это стабильный рост ВВП и повышение котировок цен на нефть.

Кого сокращение не коснется?

Недавно глава Министерства Внутренних Дел Владимир Кольцев заявил, что так называемая кадровая оптимизация структурных подразделений возглавляемого им ведомства коснётся не всех регионов Российской Федерации. Округами, которые не ощутят на себе последствия кадровых чисток, станут:

  • Ненецкий;
  • Еврейский;
  • Чукотский;
  • Крымский.

Также кадровая рокировка не заденет низшие чины. Это означает, что рядовые сотрудники полиции, непосредственно взаимодействующие с населением, сохранят за собой рабочие места

Кроме того, сокращение не коснётся сотрудников подразделений специального назначения.

Для справки. Начиная с 2011 года, численность сотрудников МВД сократилась на 35%. Эта тенденция может сохранится и в дальнейшем, в том случае, если власть имущие не найдут другого способа кадровой оптимизации силового ведомства, альтернативного тотальным увольнениям.

Видео-новость

Как стало известно вчера, в ближайшее время в силовых структурах будет проведено новое значительное сокращение сотрудников, об этом пишет «КоммерсантЪ». Причем окончательные цифры будут зависеть от корректирования размеров бюджетного финансирования. Об оптимизации структуры и численности уже заявила Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН). По данным "Ъ", аналогичные преобразования запланированы и в МВД. Причем в органах внутренних дел речь идет только о сокращениях в центральном аппарате и региональных главках ведомства — "на земле" все сотрудники останутся на своих местах.

Вчера в ФСКН "Ъ" сообщили, что в ведомстве проводится сокращение численности сотрудников, связанное с "оптимизацией финансового обеспечения, повышением эффективности расходования бюджетных средств". Основанием стал указ президента РФ Владимира Путина от 10 июля 2014 года. "Проводимые преобразования предполагают перераспределение бюджетных средств на выполнение основных задач по борьбе с организованной наркопреступностью, ликвидации международных наркотрафиков, противодействию распространению на территории России новых психоактивных веществ",— отметили в ведомстве.

Пока в ФСКН не уточняют размеры сокращений. По данным источников "Ъ", конкретные цифры появятся после того, как будет окончательно скорректировано бюджетное финансирование службы на ближайшее время.

В ведомстве напомнили, что сокращения в наркополиции начались еще в 2012 году, тогда указом президента было предписано к 2016 году уменьшить численность сотрудников ФСКН, которых на тот момент было около 40 тыс., на 5,2 тыс. Это сокращение осуществлялось поэтапно, в первую очередь оно коснулось центрального аппарата ведомства, затем — региональных подразделений.

При этом учитывалась специфика каждого региона. Сначала были "срезаны" незанятые должности, затем уведомления об увольнении получили сотрудники, достигшие пенсионного возраста.

К сокращению сотрудников приступают и в МВД. При этом источники "Ъ" в ведомстве подчеркивают, что оптимизация штатной структуры будет проводиться по тому же принципу, которого глава МВД Владимир Колокольцев придерживается все последние годы: снижается численность центрального аппарата и главков в регионах, районное звено при этом не затрагивается. Напротив, рассказали "Ъ" в полицейском ведомстве, за последнее время были восстановлены, прежде всего в сельской местности и труднодоступных районах, около- 100 отделов, ликвидированных в ходе недавней реформы органов внутренних дел в 2009-2011 годах. В то же время, в соответствии с подписанным в мае прошлого года указом президента России, в прошлом году были ликвидированы главные управления МВД в федеральных округах. За последнее время центральный аппарат ведомства был сокращен почти на 3 тыс. штатных единиц, все они были переданы "на землю". По такому же принципу проводились сокращения в региональных главках. При этом министр ввел практику неплановых проверок по нецелевому использованию сотрудников: речь идет о тех полицейских, которые, оставаясь в штате одних подразделений, на самом деле работали в других. При выявлении подобных случаев "нецелевые" ставки упразднялись и передавались тем подразделениям "на земле", где остро не хватало сотрудников. В ведомстве рассказывают, что ряд руководителей региональных главков в конце прошлого года просили министра провести своего рода амнистию и вернуть изъятые ставки, но получили отказ.

О каких-либо конкретных цифрах при будущих сокращениях в ведомстве пока также не говорят. Нужно учитывать, что бюджет органов внутренних дел примерно на 80% состоит из социальных расходов. Причем по непонятным причинам до сих пор из бюджета МВД получают пенсии сотрудники МЧС и ФМС. Но уже точно известно, что центральный аппарат полицейского ведомства вновь будет резко сокращен. Руководители же региональных главков смогут самостоятельно решить, каких направлений работы полиции сокращения коснутся в большей степени, а каких — в меньшей. Районных подразделений сокращения однозначно не коснутся вовсе.

Последние новости подтверждают, что власти намерены завершить сокращение сотрудников МВД до 2018 года, которые связаны с масштабной реформой силового ведомства. Чиновники подчеркивают, что запланированные преобразования не отразятся на эффективности работы МВД. Однако эксперты отмечают негативные тенденции, которые в скором будущем могут стать настоящими проблемами правоохранительных органов.

Масштабная реформа МВД приведет к существенному сокращению количества штатных сотрудников силового ведомства. Согласно озвученным планам:

  • численность сотрудников центрального аппарата будет уменьшена на 10%;
  • суммарный кадровый состав ведомства будет уменьшен на 15%.

Эксперты отмечают экономические причины столь масштабных преобразований силовой структуры.

Еще в 2014 году штатная численность силовиков превышала 1 млн сотрудников, после реформы количество представителей МВД уменьшится более чем на 150 000.

Начало экономического кризиса вынудило власти перейти к сокращению государственных затрат. В том числе правительство вынуждено было существенно урезать финансирование МВД. При этом чиновники подчеркивают, что подобные меры не отразятся на продуктивности работы силовой структуры.

Сокращение сотрудников центрального аппарата МВД России до 2018 года будет в первую очередь за счет устранения дублирующих должностей. В результате ведомство не только не утратить свой управленческий потенциал, но и устранит излишнюю бюрократию.

Масштабное сокращение сотрудников вневедомственной охраны будет произведено с учетом существующей криминогенной ситуации. Кроме того, власти учитывают региональные особенности, что будет влиять на итоговое решение.

Помимо данных преобразований, масштабная реформа структур МВД включает другие элементы.

Создание Росгвардии и упразднение ГИБДД и других служб

В прошлом году была создана новая силовая структура – Росгвардия, которая позволит существенно повысить эффективность борьбы с терроризмом. Кроме того, данная структура позволит усилить контроль над оборотом оружия и ужесточить борьбу с организованной преступностью. В состав Росгвардии вошли некоторые подразделения МВД, что в том числе привело к сокращению численности сотрудников ведомства.

Еще одна причина создания Национальной гвардии – оптимизация бюджетных расходов. Объединение различных служб силовых ведомств позволило существенно сэкономить затраты государственной казны, что является одной из наиболее приоритетных задач правительства.

Кроме того, Владимир Путин принял решение упразднить ФСКН и перераспределить задачи данной службы между другими структурами МВД. Также часть задач, связанная с реабилитацией наркозависимых, была передана представителям Минздрава. В результате подобных преобразований более половины (16000 сотрудников) ФСКН были уволены.

Сокращение численности представителей МВД, которое завершится в 2018 году, связано с реорганизаций Федеральной Миграционной Службы. В результате данных мер чиновники уволили около 30% сотрудников ФМС.

В следующем году вступает в действие очередное преобразование, которое непосредственно отразится на численности штата силовых структур. Власти намерены объединить ГИБДД и подразделения ППС, что поможет существенно повысить эффективность новой структуры. С экономической точки зрения эффект очевиден – будет сокращено количество руководящих должностей, функции которых дублируются. Кроме того, чиновники намерены запустить механизм переаттестации, который поможет уволить наименее квалифицированные кадры. Часть функций, связанных с приемом экзаменов на получение водительских прав, будет передана сторонним организациям.

Еще одна цель, которую преследуют чиновники – борьба с коррупцией, которая превратилась в настоящую проблему для силовых структур. Переаттестации поможет отсеять кандидатов с сомнительной репутацией, что положительно отразится на работе всей системы. Также данное слияние существенно повысит мобильность нового подразделения.

Несмотря на благие намерения чиновников, эксперты отмечают риски, которые могут повлиять на успешность правительственной реформы.

Сокращение численности вооруженных сил

Согласно приказу, подписанному президентом Владимиром Путиным еще в ноябре 2017 года, численность военнослужащих с января 2018 года составит 1 902 758 сотрудников, из которых 1 013 628 – военнослужащие и почти 889 130 человек дополнительного персонала.

Сравнивая числа с мартовским указом президента 2017 года, установившим численность армии в размере 1 903 051 сотрудника (из которых 1 013 628 военных соответственно) очевидно, что предстоящее сокращение в размере 293 человек коснется дополнительного персонала, к которым относятся:

  • повара;
  • водители;
  • медицинские работники;
  • психологи и др.

Стоит отметить, что по данным статистики, российская армия на начало 2017 года вошла в тройку самых сильных армий мира и занята почетное ІІ (а по некоторым позициям и І) место после США.

«Подводные камни» реформы

Реформа силовых структур на основе экономических факторов может иметь негативные последствия, отмечают эксперты. В первую очередь может ухудшиться ситуация в регионах, где криминогенная обстановка остается относительно неблагоприятной. Кроме того, местные власти будут вынуждены использовать услуги частных охранных фирм, что чревато дополнительными затратами.

При этом сокращение руководящих должностей практически не отразится на деятельности силовых структур. Оптимизация оргструктуры окажет положительный эффект на работу МВД.

Сокращение сотрудников МВД в рамках реформы силового ведомства будет завершено в 2018 году. Власти намерены упразднить дублирующие руководящие должности и реорганизовать работу некоторых служб. При этом чиновники рассчитывают значительно сэкономить бюджетные средства, что не отразится на работе силовиков.

Сокращение силовых структур приведет к тому, что все бюрократические обязанности будут перекладываться на оставшихся сотрудников. Повышение раскрываемости будет происходить за счет расширения незаконных практик

Меньше следователей, больше управленцев

Падение доходов государства делает сокращение сотрудников правоохранительных ведомств неизбежной мерой. Сами ведомства, естественно, выступают против, пугая налогоплательщиков последствиями в виде разгула преступности и снижения уровня защищенности. На самом деле ситуация может быть обратной, если провести сокращение продуманно.

Около 80% затрат в МВД — это расходы на зарплату и прочее содержание сотрудников, так что других путей уменьшения расходов, кроме сокращения людей, почти нет. В случае секвестра бюджета МВД будет сокращать сотрудников не только в центральном аппарате в Москве, о чем на прошлой неделе, но и в регионах. Президентский указ от 12 сентября 2015 года устанавливал штатную численность МВД в размере 1 003 232 человек, из которых 835 844 — сотрудники ОВД, в том числе полицейские. Таким образом, численность МВД была впервые снижена со времен преобразования милиции в полицию. Тогда, в 2009 году, после сокращения на 20% количество сотрудников МВД в целом составило 1 106 472 человека, а ОВД — 907 630.

Реформа 2009 года стала подарком для МВД. Закон «О полиции» расширил полномочия сотрудников, зарплаты и общий бюджет министерства выросли почти в два раза, а сокращениям подверглись непрестижные, часто вакантные должности «на земле» (участковые, дежурные части, оперативные службы). При этом управленческие структуры, отделы по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭПы) и другие престижные службы остались нетронутыми. В результате перекос в сторону управленческой надстройки, и так разросшейся во времена высокой углеводородной ренты, усилился еще больше. По нашим оценкам, доля сотрудников МВД, непосредственно занятых правоохранительной деятельностью (охраной порядка на улицах, раскрытием преступлений или работой с населением), составляет не более 60-70%. Остальные занимаются управлением, анализом, контролем, надлежащим оформлением, бумагооборотом, планированием, координацией и т.п. Если в 2009 году соотношение управленцев и следователей в Следственном комитете было 50х50, к 2014 году, по данным сотрудников Академии СК, доля следователей уменьшилась до 41%.

Пределы контроля

Силовые структуры чуть ли не самые бюрократически зарегулированные в стране. Увеличение количества отчетных процедур когда-то было призвано решить проблему теневой активности и сделать работу первичных подразделений измеримой и подконтрольной для начальства. Кризис доверия к работникам бюджетной сферы — будь то участковый инспектор полиции, врач или учитель — породил феномен тотальной отчетности. Каждое выполненное или невыполненное действие теперь должно сопровождаться составлением соответствующих бумаг. Доля полезной работы, непосредственно связанной с профильной деятельностью — охраной порядка, работой с населением, раскрытием и расследованием преступлений, —​ стала занимать менее половины рабочего времени.

В функции центрального аппарата МВД в основном входит контроль за работой региональных управлений. Те, кто критикуют сокращение, опасаются, что у МВД просто не хватит рук, чтобы обрабатывать весь объем информации, который поступает из регионов. Но в XXI веке МВД и не должно использовать человеческие ресурсы, чтобы обрабатывать информацию о работе на местах. Практика ежедневного заполнения различных отчетов (о результатах работы, росте преступности, проведении мероприятий по усилению в очередном направлении работы) в каждом районе, которые далее сводятся на уровне региональных главков, а затем на уровне центрального аппарата — явный анахронизм. Решением может быть создание единой автоматизированной системы ввода информации, распределение уровней доступа и наличие автоматизированных алгоритмов анализа информации о работе полиции и других силовых ведомств по уровням управления. Сейчас же единственным эффективно налаженным механизмом обмена информацией остается создание бумаг, подтверждающих, что сотрудник полиции проделал работу, и отправка наверх отчетов и ответов на запросы.

Еще больше бумажной работы

Проблема в том, что, хотя МВД декларирует сокращение именно управленческого аппарата, система управления и контроля, ориентированная на бумажную работу и количественную отчетность, остается неизменной. Ситуация, когда, например, начальник отдела МВД по району отвечает за проступки участкового, хотя между ним и участковым минимум три других начальника и одно контролирующее подразделение, по-прежнему будет стимулировать три сочетаемых сценария поведения. Начальник будет добиваться показателей работы «не хуже других», требовать от подчиненных постоянного составления документов (к отсутствию документов придраться проще, чем к отсутствию результата) и скрывать любые проблемы до самого конца.

Сокращение контролирующих структур не приведет к улучшениям и даст обратный эффект, так как все бюрократические обязанности будут перекладываться на оставшихся сотрудников. И вместо инспектора в штабе справки о работе подразделения будет писать следователь. Мало того, требование повышения раскрываемости будет происходить за счет расширения незаконных практик получения признаний: это быстрее, а в условиях дефицита рабочего времени и необходимости результата — почти неизбежно. К тому же кризис существенно снижает шансы найти другую работу, а стабильность зарплаты полицейских даже выше, чем у остальных госслужащих. Значит, терпимость к незаконным практикам будет только повышаться.

Как сокращать?

Сокращать расходы в силовых ведомствах надо за счет повышения автономности низовых подразделений, информатизации процесса и увеличения доверия к сотрудникам «на земле». Но для этого необходима смена всей идеологии контроля: с централизованного (через этажи иерархии внутри ведомства) на горизонтальный — возможность общества, населения в муниципалитетах устанавливать приоритеты работы и реагировать на нарушения полицейских через эффективный общественный контроль и судебную защиту.

Можно выделить четыре направления, при которых сокращение МВД действительно стало бы эффективным, в том числе с точки зрения бюджетной экономии. Во-первых, это оптимизация уровней управления — например, передача задачи обеспечения общественного порядка на уровень субъектов Федерации или городов и районов. Таким образом, сначала убирается лишняя функция, а затем люди. Во-вторых, дебюрократизация: радикальное снижение требований к составлению документов, подтверждающих процесс работы — освободившееся время можно использовать для повышения эффективности работы полиции. В-третьих, информатизация: когда для оценки работы подразделений и понимания криминогенных рисков в разных районах может использоваться исходная, необобщенная информация, анализируемая на федеральном уровне (это позволит сократить аналитические подразделения на местах). Пример такого анализа можно увидеть

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...