Оценка эффективности управления развитием учреждения дополнительного образования детей. Пути повышения эффективности управления педагогическим коллективом Как повысить эффективность управления образованием

Оригинальный документ ?

Введение 3

1. Теоретическое обоснование повышения эффективности управления 6

1.1 Сущность понятия эффективности управления, его основные задачи 6

1.3 Основные направления повышения эффективности управления 13

2. Организационно-правовая и финансово-экономическая характеристика организации 19

2.1 Организационно-правовая характеристика организации 19

2.2 Анализ основных экономических показателей деятельности организации 24

2.3 Оценка состояния производственного потенциала организации 29

2.4 Анализ финансового состояния организации 37

2.5 Анализ состояния системы управления производством в организации 44

3. Разработка мероприятий по повышению эффективности управления производством в организации 50

3.1 Разработка комплекса мероприятий 50

3.2 Механизм реализации мероприятий 57

3.3 Расчет эффективности реализации мероприятий 64

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 74

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Трактовка понятий «эффективность», «результативность», «качество» 79

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Динамика состава и структуры полной себестоимости ОАО «Удмуртагроснаб» за 2010 - 2014 годы 82

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Структура основных средств ОАО «Удмуртагроснаб» за 2010 - 2014 годы 83

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Вертикальный и горизонтальный анализ бухгалтерского баланса ОАО «Удмуртагроснаб» за 2010 - 2014 годы 84

Объектом исследования выпускной квалификационной работы является ОАО «Удмуртагроснаб» города Ижевска, которая специализируется на материально-техническом снабжении предприятий агропромышленного комплекса, фермерских, крестьянских хозяйств, а также прочих предприятий и частных лиц на территории Удмуртской Республики, Российской Федерации и других государств, которая испытывает проблемы со снижением рентабельности деятельности.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения в системе управления организации, формирующиеся в условиях конкурентной среды, управления и хозяйствования для повышения эффективности производства.

Теоретическую и методологическую основу исследования выпускной квалификационной работы составили научные работы ведущих отечественных и зарубежных ученых по проблемам теории организаций, управления и менеджмента, такие как Абчук В.А., Бондаренко И.В., Зеленцов А.Б., Кнышова Е.И., Ланкина В.Е., Поршнев А.Г., Ямпольская Д., Зонис М. и другие.

Информационная база исследования выпускной квалификационной работы включает отчетные данные организации за 2010 - 2014 годы. Разрабатываемые предложения в плане повышения эффективности управления производством основаны на системном подходе с использованием методов интервьюирования, анкетирования, сравнительного анализа и аналитического метода.

Работа состоит из введения, трех разделов, выводов и предложений, списка используемых источников и литературы, приложений.

Во введение приводится обоснование актуальности исследования выпускной квалификационной работы, ставится цель и выделяются задачи, формируется объект и предмет исследования.

Первая глава посвящена теоретико-методологическому обоснованию повышения эффективности управления, включающее раскрытие сущности понятия и задач эффективности управления, исследованию критериев и показателей эффективности управления, выделению основных направлений повышения эффективности управления.

Во второй главе дается характеристика деятельности организации, анализируется экономическая и финансовая деятельность, оценивается производственный потенциал организации, изучается и анализируется состояния системы управления производством в организации.

Третья глава посвящена разработке мероприятий по повышению эффективности управления производством в организации, с построением механизма их реализации и экономическим обоснованием.

Выводы и предложения содержат основные умозаключения из проведенного исследования выпускной квалификационной работы.

Список использованных источников и литературы содержит перечень авторов и их трудов, использованных в ходе написания работы.

5. Понятие эффективности управления предприятием всегда имеет внутренний и внешний аспекты, учитывающие изменения во внутренней среде и наличие внешних воздействий. Поэтому целесообразно принимать во внимание стратегическую и тактическую форму эффективности, различающиеся по определяемым временным границам и учётом внешних воздействий, которая для определения тактической эффективности управления необязательна.

Конечной целью управления в организации является обеспечение ее прибыльности функционирования (18).

Наиболее важной задачей является соответствующая организация производства товаров и услуг с учетом динамики спроса на основе наиболее эффективного использования имеющихся материальных и людских ресурсов, а также обеспечение прибыльности в деятельности организации и стабильного ее положения на рынке.

1.2 Критерии и показатели эффективности управления

Управленческая деятельность относится к наиболее сложным видам человеческой деятельности, и его оценка не всегда может быть произведена прямым путем из-за отсутствия формализованных результатов, количественной оценки отдельных видов выполняемой работы (5).

Для определения экономической эффективности управленческой деятельности используются различные способы: по показателям предприятия, организации и функционированию труда управленческого персонала, объему передаваемой информации; по качеству и быстроте принимаемых решений; по выполнению функций управленческих звеньев.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абчук, В.А. Менеджмент: Учебник. – Спб.: Издательство «Союз», 2002. – 463 с.

2. Азнабаева, Г.Х. Основные направления совершенствованияя управления производством// Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. Аспирантские тетради. - СПб., 2008. - N 26(60). - С.11-13.

3. Бондаренко, И.В. Эффективность управления предприятием – ключевая задача менеджмента // Das Management. – № 5 /10-12/. – 2010.

4. Васин, С.М., Мамонова, О.А. Природа и сущность понятия эффективности системы управления предприятием. Пензенский государственный педагогический университет, 2012

5. Выпускная квалификационная работа. Требования к оформлению и содержанию: метод.указания / Гоголев И.М., Мухина И.А., Осипов А.К., Цыпляков П.А. – Ижевск: ФГБОУ ВПО ИжГСХА, 2013. – 96 с.

6. Зеленцов, А.Б. Вопросы эффективности процесса управления и его органихации. Современные проблемы науки и образования. Оренбургский государственный университет, №6, 2013.

7. Кнышова, Е.И. Менеджмент. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2006, 304 с.

8. Крутцова, М. Н. Управление адаптацией персонала: учебное пособие / М. Н. Крутцова. – Вологда: Легия, 2010. - 128 с.

9. Ланкина, В.Е. Менеджмент организации: учебник /Т.В. Алесинская, Л.Н. Дейнека, А.Н. Проклин, Л.В. Фоменко, А.В. Татарова и др.; Под общей ред. В.Е. Ланкина. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 304 с.

10. Мескон, М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. 2 изд. - М.: «Дело», 2009. - 702 с.

11. Николаева, Т. И. Системная оценка эффективности коммерческой деятельности организаций // Маркетинг в России и за рубежом. - 2012. - № 4. - С. 65-76.

12. Пожидаева, Т.А. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие / Т.А. Пожидаева. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2010. - 320 с.

13. Пopшнeв, А.Г. Качество, результативность и эффективность менеджмента .

14. Раицкий, К. А. Экономика организации (предприятия): Учебник / К. А. Раицкий // – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и Ко, 2013. - 1012 с.

15. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / Г.В. Савицкая, 5-e изд., испр. и доп. - М.: Инфра-М, 2013. - 345 с.

16. Самойлович, В.Г. Экономика предприятия: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. Г.Самойлович, Е. К. Телушкина; под. ред. В.Г.Самойловича // - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 224 с.

17. Семенов, А.К., Набоков, В.И. Основы менеджмента: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 556 с.

18. Тарасеева, Е.В. Повышение эффективности управления предприятием. Режим доступа: http://www.fa.ru/projects/mknrsa/skireports/ 3/MeHefl>KMeHT/TapaceeBa%20E.B.pdf

19. Шеремет, А. Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / А. Д. Шеремет // - М.: ИНФРЛ-М, 2008.

20. Эффективность применения автоматизированных систем на складе. Официальный сайт компании infor .

21. Ямпoльcкaя, Д, Зoниc, М. Понятие эффективности управления

Цена: 880 р.

Мартынова Оксана Александровна - старший преподаватель кафедры общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин филиала Тюменского государственного университета. (г.Ноябрьск)

Аннотация: В статье рассматриваются различные подходы к понятию «управление», в том числе по анализу зарубежной литературы, а также цели, функции, задачи управления и особенности управления образовательным процессом.

Ключевые слова: Управление, цель, функции, задачи, особенности управления образовательным процессом.

Системы образования в различных странах способствуют реализации основных задач культурного и социально-экономического развития общества, так как ВУЗ подготавливает человека к активной деятельности в различных сферах культурной, экономической и политической жизни общества. Немалое значение имеет способность образовательного учреждения гибко и своевременно реагировать на запросы общества, при этом сохраняя накопленный положительный опыт. Выпускник высшего учебного заведения, который будет жить и трудиться в нашем тысячелетии, в постиндустриальном обществе, должен обладать определенными качествами личности, а именно:
- адаптироваться в жизненных ситуациях, которые постоянно изменяются, приобретать знания, уметь умело применять их на практике, решая разнообразные вопросы и проблемы;
- уметь критически мыслить, видеть возникающие и самостоятельно находить рациональные пути для их преодоления, используя современные технологии; уметь генерировать новые идеи и творчески мыслить;
- работать с информацией, умея отбирать нужные для исследования определенных задач факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности, формировать выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы;
- коммуникабельность и контактность в различных группах общества, умение работать сообща в различных областях и предотвращать конфликтные ситуации;
- самостоятельность в развитии собственной нравственности, интеллекта и культурного уровня.

Для достижения целей образовательного процесса и формирования качеств личности, необходимых для ее успешной деятельности в жизни общества, необходимо изучение проблемы управления образовательным процессом, выявление его специфики, связанной, прежде всего, с уточнением ключевого понятия «управление», а также особенностей контекстного употребления данного термина.

Анализируя зарубежную литературу по проблемам и особенностям управления, можно сделать вывод, что исследователи в одних и тех же ситуациях пользуются как термином «управление», так и термином «менеджмент», вкладывая в них почти идентичную смысловую нагрузку (М. Альберт, М. Мескон, Ф. Хедоури, В. Зигерт, Л. Ланг, М. Вудкок, Д. Френсис и др.). Этот факт позволяет говорить об определенной схожести данных понятий и объясняет правомерность их равнозначного анализа.

Подходы, сложившиеся в рамках классической теории управления, предлагают различные определения «управления». Так, М. Альберт, М. Мескон, Ф. Хедоури управление трактуют как «процесс планирования, организации, мотивации, контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации» . Интересна и точка зрения П. Друкера, который управление рассматривает как особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу». По его мнению, управление как таковое является стимулирующим элементом социальных изменений и примером значительных социальных перемен.

В. Зигерт, Л. Ланг, работая с понятием «менеджмент», включают в него методы и тактику управления предприятием и организацией, «самоуправление» и «саморегуляцию», а также работу с целями. В конечном итоге они приходят к выводу, что менеджмент - это «такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономным и рациональным путем» .

По определению М. Вудкока и Д. Френсиса менеджмент - это одна из самых сложных областей человеческой деятельности, где проявляются персонифицированные отношения людей, объединенных трудовым процессом .

Е.П. Тонконогая, В.Г. Шипунов, Е.Н. Кишкель под управлением понимают целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации деятельности в сложных динамических системах .

Наиболее же устоявшееся определение управления в отечественных подходах дано В.Г.Афанасьевым, который управление понимает как сознательное, целенаправленное воздействие людей на общественную систему в целом или на ее отдельные звенья, осуществляемое на основе познания и использования объективных закономерностей и тенденций в интересах его эффективного функционирования и развития . Такую позицию ученого разделяет Л.И.Уманский, отмечая целенаправленный, системный характер воздействий на коллектив, основанный на сознательном использовании объективных законов общества, природы и самого управления с целью регулирования и обеспечения общественного процесса труда .

Итак, большая часть исследователей в определении управления сходятся в том, что оно направлено на достижение целей: организации, регулирования и обеспечения общественного процесса труда, целенаправленных воздействий на общественную систему в целом или на ее отдельные звенья; в функциональном плане призвано обеспечить: формулировку и достижение целей организации, направленность действий группы сотрудничающих людей к общим целям, воздействие субъекта управления на его объект; в качестве своих объектов может иметь: отдельные индивиды, группы индивидов, целые организации, процессы; условием успешной реализации данного вида деятельности является осознанное использование объективных законов природы и общества, а также законов управления.

Таким образом, проанализировав обозначенные подходы, сделаем важное заключение в понимании управления. Управление - это процесс, который характеризуется такими основополагающими моментами, как: целенаправленность; динамичность; системность в воздействии субъекта управления на его объект; обеспечение эффективного функционирования и развития объекта управления.

Сделаем вывод, что основной целью управления является эффективное и планомерное использование сил, времени, средств, людских ресурсов для того, чтобы достичь оптимального результата. Потому основным направлением управления следует признать цель - результат.

В функциональном плане управление направлено на обеспечение формулировки и достижение целей организации, направление действий группы людей к общим целям, воздействие субъекта управления на его объект.

Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля.

Целью процесса обучения в учебном заведении является подготовка специалиста нужной квалификации, определяемой с одной стороны государственным образовательным стандартом, а с другой - требованиями рынка труда. Средствами для достижения этой цели могут быть: "соблюдение расписания", "выпуск нужных методических материалов", "обеспечение квалификации преподавателей", "количество неуспевающих студентов" и многие другие - это средства для достижения цели.

Достижение целей обучения достигается путем оперативного управления образовательным процессом, учитывающего появление новых идей, научных инноваций, современных форм организации учебного процесса, широкое применение средств информатизации в педагогических технологиях, системный подход к оценке качества обучения и его постоянный мониторинг.

Задачей процесса управления является достижение цели с должным качеством протекающих в системе процессов. Информационные технологии открывают принципиально новые возможности в организации и управлении образовательным процессом, в частности, интеграцию различных систем, используемых в образовательных учреждениях (системы управления образовательным процессом - a decision support system (DSS), системы электронного обучения, системы психодиагностики и др.).

Итак, выделим особенности управления образовательным процессом:
- управление предопределено социальным заказом;
- процесс управления носит ярко выраженный воспитывающий характер;
- управление отличается многогранностью и сложностью целей;
- управление складывается из параллельных потоков;
- управление осуществляется на разных уровнях, одними из которых являются: администрация, преподаватель, студент.

Таким образом, в условиях информатизации образования необходимо выделить возможности повышения эффективности образовательного процесса вуза в целом путем интеграции обучающих систем с системами управления.

С учетом всего выше обозначенного можно сделать вывод, что управление образовательным процессом обеспечивает, с одной стороны, сохранение его целостности и возможность влияния на компонентные составляющие, с другой - эффективное функционирование, показателем которого является достижение целей образовательного процесса. Таким образом, управление образовательным процессом - это целенаправленный, системно организованный процесс воздействий на его структурные компоненты и связи между ними, обеспечивающий их целостность и эффективную реализацию функций, его оптимальное развитие.

Список литературы:

1. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977. 382 с.
2. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя - практика: пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 1994. 320 с.
3. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М.: Экономика, 1990. С.25
4. Мангустов И.С.,Уманский Л.И. Организатор и организаторская деятельность. Л.: ЛГУ, 1975. 312 с.
5. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1997.704 с.
6. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. М., 1996. 271 с.

В статье дан обзор современным образовательным технологиям. Технология развития критического мышления, педагогическая мастерская, технология диалогового взаимодействия, которые ориентированы на развитие универсальных учебных действий учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии  инструмент повышения эффективности образовательного процесса

«Три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле этого слова».

Чернышевский Н.Г.

Модернизация российского образования предполагает создание условий для дальнейшей гуманизации образования, развивающего обучения, способствующего повышению качества знаний и усилению личностной активности ученика в учебном процессе. В этой связи особую значимость приобретает формирование таких качеств мышления и личности, как самостоятельность, ответственность, уверенность в себе, отсутствие страха перед неудачей, основанное на овладении учащимися средствами саморегуляции мышления и поведения.

Требуются новые технологии, которые будут соответствовать новым образовательным стандартам и позволят учащимся в самостоятельном поиске приходить к открытию новых знаний. Те знания, умения, навыки, которые приобретены при самостоятельном открытии будут более прочными и осознанными, а значит более качественными.

В период кардинальных преобразований к личности предъявляются повышенные требования. Поэтому на первый план в построении учебного процесса и взаимодействии учителя и ученика выдвигаются не усвоение учебного процесса, а формирование интеллектуальных умений, опыта принятия решений, формирование у учащихся ответственности за свое обучение, умение контролировать учебный процесс. Новые педагогические технологии образования дают толчок самореализации обучаемых, создают атмосферу сотрудничества, повышают ответственность педагогов за результаты своего труда.

Учитель должен в совершенстве владеть современными образовательными технологиями, чтобы процесс обучения был качественным и повышал интерес ребенка к получению новых знаний. В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед педагогом стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным.

Метакогнитивные образовательные технологии предполагают более высокий уровень познания, обозначающий способность к самоанализу и самоконтролю познания и восприятия информации, перевод внешней информации во внутреннюю.

Учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.

Современные исследователи в области методов развития критического мышления, как на Западе (Д.Халперн, К.Мередит, Д.Стил, Ч.Темпл, С.Уолтер и др.), так и в России (М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др.) под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и преподавателя.

Методический аспект формирования критического мышления заключается в том, что данная технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности.

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.

2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления).

На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

3 этап - «Рефлексия» (размышление).

Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

Основной целью технологии является развитие интеллектуальных навыков учащихся, рефлексии, умений работать с информацией.

Первыми интерес к проблеме диалогового взаимодействия в образовании проявили философы и педагоги:

Идею диалога развивали Сократ, Х.Гадамер, А.Камю, М.Хайдеггер, гуманистическую направленность диалоговой стратегии показали Платон, Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, В.А.Дистервег, К.Д.Ушинский.

Каждый участник совместного диалогового взаимодействия не только осознает необходимость приобретения основных умений коммуникативно- деятельностной личности, но и разбирается в способах их развития.

На этапе введения нового материала с применением данной технологии должны быть проработаны 2 звена, постановка проблемы и поиск ее решения.

Работа с текстом позволяет каждому ребенку выбрать удобный для него темп работы и формирует у него способность к активному восприятию и усвоению полученной информации. На следующем этапе урока происходит взаимообмен заданиями. Третий этап урока нацелен на работу с новыми текстами. Благодаря предложенной технологии повышается интенсивность урока, ответственность каждого ученика за работу в группе, формируются навыки делового общения.

Современное общество нуждается в людях, занимающих активную жизненную позицию, способных креативно мыслить, принимать решения в ситуации выбора, прогнозировать последствия своих действий. Особенно востребован человек, умеющий самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, способный к саморегуляции в разных ситуациях.

Также одной из эффективных образовательных технологий является педагогическая мастерская построения знаний. Мастерская - синтетическая, многомерная интегрированная рефлексивная образовательная технология с вероятностным результатом, ориентированная на личностно деятельностный подход. Педагогическая мастерская как форма, метод и тех нология обучения возникла не на пустом месте.

Идеи свободного воспитания Л.Н. Толстого, практическая деятельность С.А. Рачинского , исследования Л.С. Выгот ского, теоретическое наследие А.С. Макаренко, а также основы философского учения Ж.-Ж. Руссо и современ ных французских эпистемологов  последователей тео рии познания Гастона Вашляра  стали основой практического моделирования сначала французских, а затем петербургских педагогических мастерск их.

Ориентация педагогической мастерской  целостное развитие личности, преобладание этой цели над образовательной. Суть образовательных целей поиск и самостроительство знания. Центром данной технологии является личность.

Основные блоки конструкции педагогической мастерской построения знаний следующие:

Индукция («наведение», пробуждение личностного интереса, создание эмоционального настроя);

Само- и социоконструкция (создание собственного продукта, создание интеллектуального продукта в группе);

Социализация 9 (предъявление созданного другим участником занятия 9 в паре, в группе всему коллективу);

Рефлексия («отражение», вспоминание своего проживания мастерской: чувств, ощущений, эмоций, состояний, разрывов).

Основной целью педагогической мастерской построения знаний является целостное развитие личности, преобладание этой цели над образовательной.

Новое целеполагание педагога обеспечивает вероятностный результат и меняет целеполагание ученика, при котором вырастает его ответственность за использование им предоставленных возможностей. Усиливается зависимость результата от качества взаимодействия участников мастерской.

Предложенные технологии используют групповые методы работы, что позволяет создать более комфортную обстановку для работы учащихся и снимает внутреннее напряжение у неуверенных в своих силах ребят.

При организации учебной деятельности с использованием данных технологий учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение, приобретают навыки строить умозаключения, учатся выражать свои мысли ясно, уверенно, корректно по отношению к окружающим.

Работа в рамках этих технологий поможет ученикам и учителю сделать процесс развития метакогнитивных умений более целенаправленным и эффективным, а изучение предметов  творческим и интересным.

Список литературы:

  1. Концепция федеральных государственных стандартов общего образования - проект - Рос.акад. образования под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова.-М.:Просвещение, 2008.- (Стандарты второго поколения).
  2. Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В., «Образовательные технологии и педагогические рефлексии», Спб.: СпбГУПМ, 2002.
  3. Иваньшина Е.В., Муштавинская И.В. «Критическое мышление на уроках естествознания. Естествознание в школе» - 2004 - №3.
  4. Иваньшина Е.В. Использование образовательных технологий при изучении курса «Естествознание» старшей школы. Академический вестник - 2009 - №3-СпбАППО.
  5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий в 2 т. Т.1-М.НИИ шк. Технологий 2006
  6. Степихова В.А. Педагогические в опыте учителей. Мастерские методическое пособие 4-е изд. Доп. СПб:С Пб АППО 2005.
  7. Казачкова Т.Б. Технологии диалогового взаимодействия как средство индивидуально-личностного развития учащихся и педагогов: Материалы Шестых межрегиональных педагогических чтений, посвященных памяти И.Я.Лернера в 2 ч.- Владимир:ВГГУ2010 –Ч.1.

Для эффективного функционирования образовательного учреждения важны все компоненты внешней и внутренней среды. Эффективность функционирования образовательным учреждением зависит от механизма и качества обратной связи.

Под управлением понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, на анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Управление школой означает воздействие руководителей на участников учебно-воспитательного процесса с целью достижения запланированного результата. Объектом управления в данном случае являются учебно-воспитательные процессы и обеспечивающие их программно-методические, кадровые, материально-технические, нормативно-правовые условия, а целью – эффективное использование имеющегося в образовательной системе потенциала, повышение его эффективности. Эффективность управления образовательным учреждением во многом определяется наличием системного подхода к управлению всеми его звеньями. Очень важно умение видеть перспективы развития образовательного учреждения, строить программную деятельность с опорой на творческий потенциал педагогического коллектива.

Эффективность управления образовательным учреждением – это результат достижения целей управленческой деятельности, а действенность управления образовательным учреждением – это результат достижения целей образовательного учреждения. Если нужные свойства результата достигаются быстро и с экономией ресурсов, правомерно говорить об эффективном управлении школой.

От того, насколько полно, целесообразно, реально и конкретно распределены функциональные и должностные обязанности между руководителями школы, зависит эффективность управляющей системы, а, следовательно, и жизнедеятельности школы в целом. Итак, технология управления – это научное обоснованное, целенаправленное взаимодействие руководителей школы с другими субъектами учебно-воспитательного процесса, ориентированного на достижение запланированного результата. Эффективность управленческой деятельности во многом зависит от способности администрации образовательного учреждения осуществлять руководство учебно-воспитательным процессом на основе технологического подхода. Управленческая деятельность может быть представлена в виде технологической цепочки (рисунок 6) .

Рисунок 6 ? Технологическая цепочка управленческой деятельности

Управленческая практика подтверждает, что мотивация на успех в любой инновационной деятельности возможна только через успех достижений в решении предшествующих задач.

Поэтому успешное управление – это управление целенаправленным движением школьного коллектива от решения простых, оперативных и доступных задач к решению более сложных, стратегических целей и задач.

Оценка эффективности успешного управления является чрезвычайно важной и вместе с тем малоразработанной и противоречивой проблемой.

С одной стороны , возможна оценка эффективности управления по показателям самого управления, т. е. по оценкам качества осуществления педагогического анализа, планирования, организации, контроля и регулирования независимо от конечных результатов деятельности школы как системы или отдельных подсистем.

С другой же стороны , управление – не самоцель, и эффективность его следует оценивать по тому, какова динамика педагогических процессов в школе и как осуществляемые преобразования оказывают влияние на развитие личности каждого обучаемого и воспитываемого в ней ученика.

Повышение эффективности управления школой необходимо начинать с создания или преобразования системы информационного обеспечения. Руководителя школ должны иметь обязательный объем информации о состоянии и развитии тех процессов в подсистемах, за которые они отвечают и на которые призваны оказывать управленческие воздействия.

Планирование является важнейшим средством повышения эффективности образовательного процесса. Планирование – это процесс определения основных видов деятельности с четким указанием конкретных исполнителей и сроков исполнения взаимодействия управления школой, педагогами, учащимися и их родителями в ходе образовательного процесса. Сущность планирования состоит в обосновании целей и способов их достижения на основе выявления детального комплекса работ, определении наиболее эффективных форм и методов контроля .

К основным направлениям повышения эффективности реализации организационно-исполнительской функции нужно отнести реализацию личностно-ориентированного подхода к организации деятельности; научно и практически обоснованное распределение функциональных обязанностей внутри аппарата органов управления руководителями школы и членами педагогического коллектива; рациональную организацию труда; формирование относительно автономных систем внутришкольного управления. Эффективность использования организационных форм управления школой, прежде всего, определяется их подготовленностью, целенаправленностью. Педсовет, совещание при директоре или оперативные формы организации управленческой деятельности достигают своей цели при условии взаимной заинтересованности, понимания необходимости выполняемой работы и ее значимости .

Эффективность организационного регулирования измеряется тем, насколько рационально удается с его помощью организовать процессы, подлежащие управлению.

Контроль, является одним из средств повышения эффективности, так как в результате контроля выявляются не только недостатки, но и положительный опыт, который в дальнейшем получает распространение в деятельности всей организации.

Эффективность характеризует степень успешности функционирования педагогической системы в достижении цели. Поскольку цели могут быть различными (дидактические, воспитательные, образовательные, управленческие), существуют соответствующие составляющие педагогической эффективности, которые, в свою очередь, являются функциями двух переменных – затрат (трудовых, временных, материальных ресурсов) участников образовательного процесса и результатов педагогической деятельности, отраженных в определенных показателях, которыми характеризуется состояние объекта педагогической деятельности.

Результаты педагогической деятельности, отражены в определенных показателях, которыми характеризуется состояние объекта педагогической деятельности.

Для эффективного управления школой руководителям необходимо знать, что является критериями ее успешности или, наоборот, чем вызваны проблемы, и отслеживать динамику по этим критериям, анализируя результаты и корректируя управленческий стиль. Правильный выбор критериев эффективности – важнейшее требование, так как неверно выбранные показатели не позволяют достичь результатов, которые определены целью.

Критериальный комплекс включает в себя четыре группы критериев, конкретизированные в их важнейших показателях и индикаторах (признаках) (рисунок 7).

Рисунок 7 – Критериальный комплекс.

Оценка эффективности управления по выделенным показателям осуществляется на основе сравнения оцениваемого параметра с определенным эталоном (нормативом).

Таким образом, рассмотрев эффективность управления образовательным учреждением и выделив критериальный комплекс, конкретизированный в важнейших показателях, было показано, что все функции менеджмента влияют на эффективность управления. Контроль, является одним из средств повышения эффективности. Рассмотрим теперь структуру внутришкольного контроля.

Внутришкольный контроль

Внутришкольный контроль является одной из важнейших управленческих функций, которая непосредственно связана с функциями анализа и целеполагания: по мнению Ю. А. Конаржевского данные без анализа мертвы, а при отсутствии цели нечего контролировать.

«Современное представление о внутришкольном контроле базируется на диагностическом подходе, то есть на таком подходе, при котором осуществляется выявление состояния системы или процесса в его целостном виде путем изучения частей, элементов, сторон и всей системы в целом» .

Поскольку современная общеобразовательная школа – это сложное, высокоорганизованное учреждение, то для решения поставленных задач контроль должен быть:

§ Многоцелевой – то есть, направлен на проверку различных вопросов (учебно-воспитательная, методическая, экспериментальная и инновационная деятельность, совершенствование учебно-материальной базы школы, выполнение санитарно-гигиенических требований, соблюдение техники безопасности и др.);

§ Многосторонний – означает применение различных форм и методов контроля к одному и тому же объекту (фронтальный, тематический, персональный контроль деятельности учителя и т. д.);

§ Многоступенчатый – контроль одного и того же объекта различными уровнями органов управления (работу учителя в ходе образовательного процесса контролируют директор, заместители директора, председатели методических объединений, представители Управления образования округа и т. д.).

Сущность и назначение внутришкольного контроля состоят в следующем:

§ оказание методической помощи педагогам в целях совершенствования и развития профессионального мастерства;

§ взаимодействие администрации и педагогического коллектива, ориентированное на повышение эффективности педагогического процесса;

§ система взаимоотношений, целей, принципов, мер, средств и форм в их взаимосвязи;

§ вид деятельности руководителей совместно с представителями общественных организаций по установлению соответствия функционирования и развития системы учебно-воспитательной работы на диагностической основе общегосударственным требованиям.

Структура внутришкольного контроля образовательным процессом в школе состоит из следующих элементов:

1) Общие требования к организации контроля в современном образовательном учреждении:

§ плановость – перспективное, текущее и оперативное планирование контроля;

§ многосторонность – создание системы проведения контроля, обеспечивающей его регулярность, оптимальность, всесторонность;

§ дифференцированность – учет индивидуальных особенностей педагогов в процессе осуществления контроля;

§ интенсивность – контрольная деятельность должна планироваться по учебным периодам и учебным неделям с одинаковой степенью регулярности ее проведения с целью предупреждения перегрузки руководителей и сотрудников образовательного учреждения;

§ организованность – процедура проведения контроля должна быть четко определена, доведена до сведения проверяемых и должна быть строго соблюдена в соответствии с соблюдением требований законодательства;

§ объективность – проверка деятельности педагогов на основе государственных стандартов, образовательных программ, а также программ контроля с указанием разработанных показателей и критериев, должна учитывать особенности условий, в которых трудится проверяемый, а также особенности его личности;

§ результативность – наличие позитивных изменений в деятельности педагога, устранение выявленных в ходе контроля недостатков;

§ компетентность проверяющего – знание им предмета и методики контроля, умение увидеть в ходе контроля достоинства и недостатки в работе, прогнозировать развитие результатов контроля, проанализировать с проверяемым результаты контроля таким образом, чтобы вызвать у него стремление к улучшению деятельности и скорейшему устранению недостатков.

2) Принципы эффективности внутришкольного контроля:

§ принцип стратегической направленности контроля;

§ принцип соответствия делу (адекватность методов контроля его объекту и ситуации);

§ принцип контроля по критическим точкам;

§ принцип существенных отклонений;

§ принцип действия (ориентация контроля на конструктивное изменение ситуации);

§ принцип своевременности, простоты и экономичности контроля.

3) Цели контроля:

§ компетентная проверка выполнения решений руководящих органов в области образования и нормативных документов;

§ сбор и обработка информации о состоянии учебно-воспитательного процесса;

§ обеспечение обратной связи в реализации всех управленческих решений;

§ умелое, корректное и оперативное исправление недочетов в деятельности исполнителей;

§ совершенствование управленческой деятельности руководителей образовательного учреждения на основе развития их аналитических умений и навыков;

§ выявление и обобщение передового педагогического опыта.

4) Задачи контроля:

§ создать благоприятные условия развития образовательного учреждения;

§ обеспечить взаимодействие управляющей и управляемой систем;

§ создать информационный банк данных о работе каждого педагога, состояния учебно-воспитательного процесса, уровня воспитанности, развития учащихся;

§ побуждать к устранению существующих недостатков и использованию новых возможностей;

§ мотивировать педагогов на улучшение результатов труда.

5) Функции внутришкольного контроля:

§ осуществление обратной связи , так как без объективной и полной информации, которая непрерывно поступает к руководителю и показывает, как происходит выполнение поставленных задач, руководитель не может управлять, принимать обоснованные решения;

§ диагностическая , под которой понимается аналитический срез и оценка состояния изучаемого объекта на основе сравнения этого состояния с заранее избранными параметрами повышения качества и эффективности контроля;

§ стимулирующая, которая предполагает превращение контроля в инструмент развития творческих начал в деятельности учителя.

6) Основные компоненты контроля:

§ первым компонентом контроля являются люди, выступающие в качестве его объектов и субъектов;

§ условия, определяющие объем, широту и направленность контроля (к условиям, влияющим на процесс контроля, следует отнести ресурсы материальные, временные, кадровые);

§ определение целей контроля, критериев, показателей и норм оценки контролируемых параметров;

§ выбор методов контроля на основе заявленных принципов;

§ выявление и констатация информации о существующем положении дел;

§ оценка полученных результатов;

§ сопоставление полученных результатов контроля с нормами;

§ анализ и оценка такого положения, и разработка и осуществление коррекции для приведения контролируемого объекта в запланированное состояние.

7) Организация внутришкольного контроля.

В практике организации контроля необходимо решить ряд вопросов: определить участников контроля, провести для них инструктаж, наметить программу контроля, изучить предварительно необходимую документацию, связанную с объектов проверки, распределить рабочее время, оптимально использовать наблюдения за выделенными в плане объектами контроля, спланировать соединение внутришкольного контроля и методической работы.

Любая форма контроля осуществляется в следующей последовательности:

§ обоснование проверки;

§ формулировка цели;

§ разработка алгоритма, структурной схемы предстоящей проверки;

§ сбор и обработка информации о состоянии проверяемого объекта по разработанной схеме;

§ оформление основных выводов по результатам проверки:

o раскрываются основные причины успехов (неудач);

o принимаются управленческие решения: перестановка кадров, обобщение опыта и другие;

o определяются сроки следующего контроля;

§ обсуждение итогов проверки на соответствующем уровне (педсовете, заседании методического объединения, предметной кафедре и т. д.)

Говоря о контроле, необходимо различать виды, формы и методы контроля.

8) Виды контроля.

Вид контроля – это совокупность форм контроля, проводимая с определенной целью. Особенности видов контроля определяются спецификой их объектов и стоящих задач, а также средствами, используемыми для контроля.

§ по масштабу целей: стратегический, тактический, оперативный;

§ по этапам процесса: начальный или отборочный, учебный или промежуточный, итоговый или заключительный;

§ по временной направленности: предупредительный или опережающий, текущий, заключительный;

§ по частоте проведения: разовый, периодический (входной, промежуточный, текущий, предварительный, итоговый), систематический;

§ по широте контролируемой области: выборочный, локальный, сплошной;

§ по организационным формам: индивидуальный, групповой, коллективный;

§ по объекту: персональный, классно-обобщающий, предметно-обобщающий, тематически-обобщающий, фронтальный, комплексно-обобщающий.

Выделяются два основных вида контроля: тематический и фронтальный.

Тематический контроль направлен на углубленное изучение какого-либо конкретного вопроса в системе деятельности педагогического коллектива, группы учителей или отдельного учителя; на младшей или старшей ступени школьного обучения; в системе нравственного или эстетического воспитания школьников. Следовательно, содержание тематического контроля составляют различные направления педагогического процесса, частные вопросы, изучаемые глубоко и целенаправленно. Содержание тематического контроля составляют вводимые в школе инновации, результаты внедрения передового педагогического опыта.

Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение деятельности педагогического коллектива, методического объединения или отдельного учителя. Вследствие трудоемкости, большого количества проверяющих этот вид контроля целесообразно использовать не более двух-трех раз в учебном году. При фронтальном контроле деятельности отдельного учителя изучаются все направления его работы – учебное, воспитательное, общественно-педагогическое, управленческое. При фронтальном контроле деятельности школы изучаются все аспекты работы данного образовательного учреждения: всеобуч, организация образовательного процесса, работа с родителями, финансово-хозяйственная деятельность.

9) Основные формы контроля, используемые в школе.

Форма контроля – это способ организации контроля.

§ самоконтроль (инициатор и организатор – педагог относительно собственной деятельности);

§ взаимоконтроль (взаимообучение равных);

§ административный контроль (стихийный и плановый): инициатором и организатором выступает администрация школы;

§ коллективный контроль;

§ внешний контроль.

С учетом того, что контроль осуществляется за деятельностью отдельного учителя, группы учителей, всего педагогического коллектива или какой-либо административной службы, выделяются несколько форм контроля: персональный, классно-обобщающий, предметно-обобщающий, тематически-обобщающий, комплексно-обобщающий. Использование разнообразных форм контроля позволяет охватить значительно большее число преподавателей и педагогических коллективов, различные направления работы школы, рационально использовать фактор времени, избежать возможных перегрузок руководителей школы и учителей.

Персональный контроль осуществляется за работой отдельного учителя, классного руководителя, воспитателя. Он может быть тематическим и фронтальным. Работа коллектива педагогов складывается из работы его отдельных членов, поэтому персональный контроль необходим. В деятельности учителя персональный контроль важен как средство самоуправления педагога, стимулирующего фактора в его профессиональном становлении.

Классно-обобщающая форма контроля применима при изучении совокупности факторов, влияющих на формирование классного коллектива в процессе учебной и внеучебной деятельности. Предметом изучения в данном случае выступает деятельность учителей, работающих в одном классе, система их работы по индивидуализации и дифференциации обучения, развитие мотивации и познавательных потребностей учащихся, динамика успеваемости учащихся по годам или в течение одного года, состояние дисциплины и культуры поведения.

Предметно-обобщающая форма контроля используется в тех случаях, когда изучаются состояние и качество преподавания отдельного предмета в одном классе, или в параллели классов, или в целом в школе. Для проведения такого контроля привлекается как администрация, так и представители методических объединений школы.

Тематически-обобщающая форма контроля имеет своей главной целью изучение работы разных учителей и разных классов, но по отдельным направлениям учебно-воспитательного процесса.

Комплексно-обобщающая форма контроля нужна при осуществлении контроля за организацией изучения нескольких учебных предметов рядом учителей в одном или нескольких классах. Данная форма преобладает при фронтальном контроле.

В названии форм контроля повторяется термин «обобщающий». Это подчеркивает назначение контроля как функции управления педагогическим процессом, обеспечивающей его достоверной, объективной, обобщающей информацией. Именно такая информация необходима на этапе педагогического анализа, целеполагания, принятия решений и организации их выполнения.

Все перечисленные формы контроля находят свое практическое применение через методы контроля.

10) Методы контроля.

Метод контроля – это способ практического осуществления контроля для достижения поставленной цели. Наиболее эффективными методами контроля для изучения состояния образовательной деятельности являются:

§ наблюдение (посещение уроков, внеклассных мероприятий);

§ анализ (разбор с выявлением причин, определение направлений развития);

§ беседа (произвольная беседа и целенаправленное собеседование по специально подготовленной программе);

§ изучение документации (работа с классными журналами, дневниками учащихся, планами урока, личными делами, журналами по технике безопасности);

§ анкетирование (способ исследования путем опроса);

§ хронометраж (измерение затрат рабочего времени на выполнение повторяющихся операций);

§ устная или письменная проверка знаний, умений, навыков учащихся (испытание для выявления уровня обученности и другие методы).

Методы взаимно дополняют друг друга, для объективного знания реального положения дел. По возможности необходимо использовать различные методы контроля.

При проведении контроля возможно использование метода изучения школьной документации, в которой отражается количественная и качественная характеристика учебно-воспитательного процесса. К учебно-педагогической документации школы относятся:

§ алфавитная книга записи учащихся;

§ личные дела учащихся;

§ журналы: ? классные;

· факультативных занятий;

· групп продленного дня;

· дополнительного образования;

§ книги: ? учета выдачи аттестатов об образовании;

· учета выдачи золотых и серебряных медалей;

· протоколов заседаний педагогического совета;

· приказов по школе;

· учета педагогических работников;

· журнал учета пропусков и замещения уроков.

Факт изобилия школьной документации говорит о многообразии и богатстве информации, получаемой в процессе ее использования. Школьная документация содержит информацию за несколько лет, при необходимости можно обратиться в архив, что позволяет вести сравнительный анализ, особенно ценный для прогностической деятельности.

В школьной практике наиболее часто применяется устный и письменный контроль. При всей доступности этих методов контроля ограничиться только их использованием нельзя, поэтому применяется группа социологических методов сбора информации.

Применение во внутришкольном контроле социологических методов – анкетирования, опроса, интервьюирования, беседы, метода экспериментальных оценок – позволяет проверяющему быстро получить интересующую его информацию.

Метод хронометрирования используется при изучении режима работы школы, рационального использования времени урока и внеклассных занятий, для выявления причин перегрузки учащихся и учителей, определения объема домашних заданий, скорости чтения.

Изучение передового педагогического опыта, методы диагностирования дополняют внутришкольную информацию об особенностях определенных учителей, их педагогических системах, способах проявления педагогического творчества.

Таким образом, выбор форм и методов внутришкольного контроля определяется его целями, задачами, особенностями объекта и субъекта контроля, наличием времени. Использование разнообразных форм и методов возможно при условии четкого, обоснованного планирования направлений и этапов осуществления контроля и включения в его проведение представителей администрации, учителей.

Исходя из выше сказанного, структуру процессов контроля (рисунок 8, рисунок 9, рисунок 10) можно представить следующим образом :

Рисунок 8 ? Классификация контроля по видам.


Рисунок 9 ? Классификация контроля по методам.

Рисунок 10 ? Классификация контроля по периодам).

Все виды контроля завершаются разработкой предложений по устранению выявленных недостатков. Эти предложения должны быть направлены на улучшение образовательной деятельности, и соответствовать реальным возможностям образовательного учреждения.

11) Итоги контроля могут быть подведены:

§ на совещании при директоре или его заместителях;

§ на заседании методического объединения учителей;

§ на педагогическом совете.

Способы подведения итогов : справка, справка-отчет, собеседование, накопление методического материала и т. д. По итогам внутришкольного контроля в зависимости от его формы, целей и задач с учетом реального положения дел:

§ проводятся заседания педагогического или методического советов;

§ сделанные замечания и предложения фиксируются в документации согласно номенклатуре дел школы;

§ результаты внутришкольного контроля могут учитываться при проведении аттестации педагогических работников, но не являются основанием для заключения экспертной группы.

12) Объектами внутришкольного контроля являются следующие виды образовательной деятельности (рисунок 11) :

§ учебный, воспитательный процесс;

§ методическая работа, экспериментальная и инновационная деятельность;

§ психологическое состояние учащихся и учителей;

§ обеспеченность учебно-воспитательного процесса необходимыми условиями (соблюдение требований охраны труда, санитарно-гигиенического состояния, обеспеченность учебной и методической литературой, учебно-техническим оборудованием).

Рисунок 11 ? Объекты внутришкольного контроля.

При составлении плана внутришкольного контроля учитываются следующие элементы: учебно-воспитательной работы :

§ выполнение всеобуча;

§ состояние преподавания учебных предметов;

§ качество знаний, умений, навыков учащихся;

§ исполнение решений педсоветов, совещаний и т. д.;

§ качество ведения школьной документации;

§ выполнение программ и предусмотренного минимума;

§ подготовка и проведение экзаменов.

методической работы:

§ повышение квалификации учителей и администрации;

§ работа методических объединений;

§ работа с молодыми специалистами;

§ работа с учителями, пришедшими из других образовательных учреждений.

13) Технологии внутришкольного контроля.

§ педагог заполняет «Личностный паспорт»;

§ согласовывает свой план с руководителей методического объединения;

§ руководитель методического объединения систематизирует личностные планы педагогов и составляет технологическую карту контроля своего методического объединения;

§ завуч совместно с руководителем методического объединения анализируют и составляют план контроля на уровне методического объединения;

§ администрация анализирует план методического объединения, определяет план инспектирования, административного и индивидуального контроля, знакомит с ним педагогов;

§ директор утверждает сводный план внутришкольного контроля.

Успешной реализации внутришкольного контроля в школе способствует создание стимулов к активной творческой деятельности путем совместного поиска оптимальных вариантов организации образовательного процесса и предоставление учителю возможности апробировать их на практике, а также распространение передового опыта и творческих находок, изюминок учителей.


Для эффективного функционирования образовательного учреждения важны все компоненты внешней и внутренней среды. Эффективность функционирования образовательным учреждением зависит от механизма и качества обратной связи.

Под управлением понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, на анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Управление школой означает воздействие руководителей на участников учебно-воспитательного процесса с целью достижения запланированного результата. Объектом управления в данном случае являются учебно-воспитательные процессы и обеспечивающие их программно-методические, кадровые, материально-технические, нормативно-правовые условия, а целью – эффективное использование имеющегося в образовательной системе потенциала, повышение его эффективности. Эффективность управления образовательным учреждением во многом определяется наличием системного подхода к управлению всеми его звеньями. Очень важно умение видеть перспективы развития образовательного учреждения, строить программную деятельность с опорой на творческий потенциал педагогического коллектива.

Эффективность управления образовательным учреждением – это результат достижения целей управленческой деятельности, а действенность управления образовательным учреждением – это результат достижения целей образовательного учреждения. Если нужные свойства результата достигаются быстро и с экономией ресурсов, правомерно говорить об эффективном управлении школой.

От того, насколько полно, целесообразно, реально и конкретно распределены функциональные и должностные обязанности между руководителями школы, зависит эффективность управляющей системы, а, следовательно, и жизнедеятельности школы в целом. Итак, технология управления – это научное обоснованное, целенаправленное взаимодействие руководителей школы с другими субъектами учебно-воспитательного процесса, ориентированного на достижение запланированного результата. Эффективность управленческой деятельности во многом зависит от способности администрации образовательного учреждения осуществлять руководство учебно-воспитательным процессом на основе технологического подхода. Управленческая деятельность может быть представлена в виде технологической цепочки (рисунок 6) .

Рисунок 6 ? Технологическая цепочка управленческой деятельности

Управленческая практика подтверждает, что мотивация на успех в любой инновационной деятельности возможна только через успех достижений в решении предшествующих задач.

Поэтому успешное управление – это управление целенаправленным движением школьного коллектива от решения простых, оперативных и доступных задач к решению более сложных, стратегических целей и задач.

Оценка эффективности успешного управления является чрезвычайно важной и вместе с тем малоразработанной и противоречивой проблемой.

С одной стороны , возможна оценка эффективности управления по показателям самого управления, т. е. по оценкам качества осуществления педагогического анализа, планирования, организации, контроля и регулирования независимо от конечных результатов деятельности школы как системы или отдельных подсистем.

С другой же стороны , управление – не самоцель, и эффективность его следует оценивать по тому, какова динамика педагогических процессов в школе и как осуществляемые преобразования оказывают влияние на развитие личности каждого обучаемого и воспитываемого в ней ученика.

Повышение эффективности управления школой необходимо начинать с создания или преобразования системы информационного обеспечения. Руководителя школ должны иметь обязательный объем информации о состоянии и развитии тех процессов в подсистемах, за которые они отвечают и на которые призваны оказывать управленческие воздействия.

Планирование является важнейшим средством повышения эффективности образовательного процесса. Планирование – это процесс определения основных видов деятельности с четким указанием конкретных исполнителей и сроков исполнения взаимодействия управления школой, педагогами, учащимися и их родителями в ходе образовательного процесса. Сущность планирования состоит в обосновании целей и способов их достижения на основе выявления детального комплекса работ, определении наиболее эффективных форм и методов контроля .

К основным направлениям повышения эффективности реализации организационно-исполнительской функции нужно отнести реализацию личностно-ориентированного подхода к организации деятельности; научно и практически обоснованное распределение функциональных обязанностей внутри аппарата органов управления руководителями школы и членами педагогического коллектива; рациональную организацию труда; формирование относительно автономных систем внутришкольного управления. Эффективность использования организационных форм управления школой, прежде всего, определяется их подготовленностью, целенаправленностью. Педсовет, совещание при директоре или оперативные формы организации управленческой деятельности достигают своей цели при условии взаимной заинтересованности, понимания необходимости выполняемой работы и ее значимости .

Эффективность организационного регулирования измеряется тем, насколько рационально удается с его помощью организовать процессы, подлежащие управлению.

Контроль, является одним из средств повышения эффективности, так как в результате контроля выявляются не только недостатки, но и положительный опыт, который в дальнейшем получает распространение в деятельности всей организации.

Эффективность характеризует степень успешности функционирования педагогической системы в достижении цели. Поскольку цели могут быть различными (дидактические, воспитательные, образовательные, управленческие), существуют соответствующие составляющие педагогической эффективности, которые, в свою очередь, являются функциями двух переменных – затрат (трудовых, временных, материальных ресурсов) участников образовательного процесса и результатов педагогической деятельности, отраженных в определенных показателях, которыми характеризуется состояние объекта педагогической деятельности.

Результаты педагогической деятельности, отражены в определенных показателях, которыми характеризуется состояние объекта педагогической деятельности.

Для эффективного управления школой руководителям необходимо знать, что является критериями ее успешности или, наоборот, чем вызваны проблемы, и отслеживать динамику по этим критериям, анализируя результаты и корректируя управленческий стиль. Правильный выбор критериев эффективности – важнейшее требование, так как неверно выбранные показатели не позволяют достичь результатов, которые определены целью.

Критериальный комплекс включает в себя четыре группы критериев, конкретизированные в их важнейших показателях и индикаторах (признаках) (рисунок 7).

Рисунок 7 – Критериальный комплекс.

Оценка эффективности управления по выделенным показателям осуществляется на основе сравнения оцениваемого параметра с определенным эталоном (нормативом).

Таким образом, рассмотрев эффективность управления образовательным учреждением и выделив критериальный комплекс, конкретизированный в важнейших показателях, было показано, что все функции менеджмента влияют на эффективность управления. Контроль, является одним из средств повышения эффективности. Рассмотрим теперь структуру внутришкольного контроля.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...