Программа тренинга коммуникативного общения. Тренинг повышения уровня коммуникативной компетентности у подростков

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тренинг коммуникативной компетентности

Цели

1.Совершенствование навыков общения, повышение уверенности в себе, формирование навыков саморегуляции.

2.Снятие барьеров и страхов в процессе межличностного взаимодействия.

3.Повышение сплоченности группы.

1.коррекция эмоционально-волевой сферы учащихся; 2.гармонизация межличностных отношений, укрепление командного духа спортсменов; 3.укрепление уверенности в себе, воли к победе в стремлении к личным и командным достижениям.

Аудитория:

Подростки 11-14, занимающиеся в ДЮСШ №1, общее количество - 11 человек тренинг общение подросток

Общая продолжительность (в астр.часах) - 9.

Формы и методы работы:

1.разогревающие упражнения;

2.моделирование ситуаций в ролевых играх;

3.упражнения в парах, группах;

4.мини-лекции;

5.групповые дискуссии.

Тематический план занятий

Блоки работы

Темы и Формы работы

Примечания

День первый. Знакомимся друг с другом.

Введение

Приветствие, представление ведущих, цели и задачи тренинга.

Принципы работы группы:

· Активность. Разделение ответственности, результат зависит от вас самих, мы - организуем ситуацию

· Конфиденциальность. Не разглашение информации об участниках

· Здесь и теперь, говорим о чувствах в настоящем времени, обсуждаем ситуацию в конкретной ситуации на тренинге;

· Конструктивная обратная связь (с позитивным намерением)

· Дисциплина (мобильники, опоздания и т.д.)

Игра «Молекулы»

Члены группы - «атомы» - свободно двигаются по комнате под музыку. По сигналу ведущего (хлопок) Атомы объединяются в молекулы по 2 человека, затем по 3 и т.д. в конце упражнения объединяется вся группа.

снятие напряжения, создание дружественной обстановки

Знакомство

Магия нашего имени

Игра-фантазия.

Участники делятся на пары. Партнеры представляются по имени и обсуждают:

· От кого я получил свое имя?

· Кто из моих знакомых (родных) носит то же имя?

· Есть ли мои тезки среди известных людей?

· Знаю ли я литературных или киногероев, носящих то же имя?

· Как имя влияет на мое поведение в жизни?

Задание группе - каждый должен выдумать историю и рассказать ее своему партнеру. Герой истории носит имя рассказчика.

Партнер должен молча заинтересованно слушать историю и одновременно пытаться понять, каким человеком является рассказчик.

В конце игры все члены собираются вместе. Каждый из участников представляет своего партнера и пытается охарактеризовать его личность. Цель представления - представить личность партнера с разных, порой неожиданных сторон.

Знакомство

Игра «Ассоциации»

Выбирается ведущий, выходит за дверь. Один из участников придумывает ассоциации на самого себя. На какое животное, птица, дерево, цветок, любой предмет я похож.

Участник-ведущий возвращается в группу. Ведущий тренинг озвучивает ассоциации. Задача угадать человека. 3 попытки. Каждый из участников должен побывать в роле ведущего и угадываемого.

В конце обсуждаем: что было самым сложным, что нового вы узнали друг о друге, о себе. 5-7 мин.

Упражнение помогает ближе познакомиться, узнать скрытую, личную информацию друг о друге, задействует интуицию участников, помогает пересмотреть привычные стереотипы

Подведение итогов дня.

Шеренг: Что было интересным полезным?

Окончание 1-го дня (обще время 1 ч.40 мин.)

День второй. Развиваем доверие и чуткость.

Пробудка

Игра «Пересаживание по признакам»

Упражнение «Доверительное падение»

Работа в парах, по очереди с каждым участником. Задание, стоя спиной к партнеру упасть к нему на руки. Проводится по очереди с каждым членом группы.

После игры участники садятся в круг.

Вопросы ведущего: что тебе было легче делать, падать или ловить, какие чувства ты испытывал при этом, есть ли в реальной жизни ситуации, где ты испытываешь подобные чувства.

Доверие, осознание своих страхов во взаимоотношениях с другими

Слепой и поводырь

Упражнение в парах. Участники договариваются, кто какую играет роль. «Слепой» завязывает глаза платком.

Задание ведущего: поводырь знакомить своего подопечного с окружающим миром, передать свое отношение. 5-7 минут, меняемся ролями.

В конце - обсуждение. Что было легче, комфортнее. Какие мысли и чувства возникали во время игры.

Правда или ложь

Члены группы садятся по кругу; у каждого должны быть наготове бумага и карандаш.

1.Ведущий дает задание написать участникам три предложения, относящиеся лично к ним. Из этих трех фраз две должны быть правдивыми, а одна - нет.

2.Один за другим каждый участник зачитывает свои фразы, все остальные пытаются понять, что и сказанного соответствует действительности, а что - нет. При этом все мнения должны обосновываться.

Игра усиливает групповую сплоченность и создает атмосферу открытости

Вертушка:

«Я узнал о тебе...»

«Я узнал о себе...»

«Я уважаю в тебе...»

День третий. Создаем атмосферу сотрудничества.

Разминка

Игра «Коллективный счет»

Участники закрывают глаза. Задача группы - называть по порядку числа от 1 до 20. Условия игры - каждое следующее число не может называть рядом сидящий участник, нельзя называть два числа подряд одному и тому же участнику, нельзя одновременно называть число двум и более участником. После каждой ошибки, ведущий возобновляет счет.

Повышение взаимной чувствительности членов группы

Строим мост

Группа делиться на 2 подгруппы.

Задание. Построить мост из пачки бумаги через реку шириной 50 см. Мост должен выдержать стакан водой. Время выполнения 15 мин.

В конце игры проверяем результаты.

Обсуждение.

Какие роли вы увидели? Лидер, исполнитель, генератор идей и т.д.

Какую роль играли вы?

Осознание своих ролей в групповом взаимодействии

Игра «Автомобиль»

Задание сконструировать автомобиль. Запчасти - члены группы. Через 15 минут вы должны представить ваш автомобиль в действии и разъяснить, из чего он состоит, какую функцию выполняет каждый участник.

Обсуждение и анализ результатов.

Как выбирались роли?

Довольны ли вы своей ролью?

Совпадает ли данная роль, с той которую вы обычно играете в жизни?

Почему вас выбрали на эту роль?

Коллективный рисунок группы

Задание: Нарисовать рисунок-коллаж, который символически характеризует вашу команду.

В конце представить мини-презентацию на основе созданного рисунка.

Необходимые материал - ватман, краски, заранее заготовленные предметы

Способствует созданию атмосферы сотрудничества.

Передача ритма

Участники легко держат друг друга за руки. Каждый один раз сжимает руку своего соседа справа.

Инструкция ведущего: «Сжатые руки - сигнал, который мы будем использовать в игре. Игра начинается, когда я пожму руку своего соседа справа. Когда он почувствует пожатие, то должен передать его направо своему соседу. Так рукопожатие проходит слева направо по кругу, пока не вернется ко мне в первый раз мы можем работать совсем медленно и спокойно. вы можете не торопиться передавать рукопожатие дальше»

Проводим несколько раундов. От раунда к раунду ускоряем темп.

Символическая игра, помогает закончить групповую работу

Окончание встречи, прощание.

«Качалка»

День четвертый. Эмоции в работу. Учимся чувствовать друг друга.

Разминка.

Игра «Найди и коснись»

Мини-лекция. «Эмоции в жизни».

Как мы реагируем при взаимодействии. Важность саморегуляции для повышения самоценности и уверенности в себе.

Упражнение «Скульптор и глина»

Работа в парах.

Упражнение «Кошка-собака» (+ обсуждение)

Упражнение.

Четыре человека сидят по квадрату. За их спиной еще четыре участника держат таблички. На табличках написано то отношение или манеру поведения, которую необходимо демонстрировать, по отношению к тому человек, за которым табличка.

Задание ведущего - вести беседу, так чтобы догадаться, что за поведение демонстрируют участники друг к другу.

Упражнение на развитие чувствительности и определении истинного отношения окружающих

Открытые и закрытые вопросы.

Участникам предлагается игра на умение задавать открытые вопросы.

Две команды. В каждой выбирается пара, остальные наблюдатели. Один из участников получает карточку с заданием. Второй участник должен с помощью открытых вопросов, выяснить скрытый мотив собеседника.

Групповая дискуссия

«Что нам помогает лучше помогать друг друга?»

День пятый. Формирование команды. (Тренинг в природных условиях)

В течение дня с ребятами проводились упражнение на сплочение, динамические игры и упражнения, способствующие закреплению пройденного материала.

Упражнения: «Охотник и жертва», «Волна», «Найди и коснись», «Веревочка», «Групповой танец»

День завершился игрой «Мафия»

В конце тренинга - заключительный шеренг. Напутственные слова ведущих. Фотографирование.

Анализ результатов

За пять дней тренинга группа прошла все основные стадии развития. Он начинался со стадии зависимого и исследующего поведения. От состояния подозрения и закрытости, через исследовательский интерес, возникло доверие, желание устанавливать отношения с другими участниками. На стадии становления проявилось соперничество и стремление к власти, участники вели борьбу за лидерство. Наконец, на стадии зрелости группы на первый план вышла потребность в привязанности: участники установили тесную эмоциональную связь друг с другом.

Менялась также динамика в группе. Процесс упирался в сопротивление участников, выражающейся в нарушении дисциплины, смехе. Ведущим приходилось отслеживать свои чувства и работать с состояниями, для дальнейшего эффективного выхода на конструктивную работу. Помогало терпение, открытость, доверие, искренность и те принципы, которыми мы изначально решили руководствоваться в работе.

В целом цель программы можно считать достигнутой. Общее эмоциональное состояние по завершении тренинга приподнятое, со стороны участников отношение благодарности. По словам ребят, все задания на тренинги были полезны и помогли лучше узнать себя и своих товарищей, полученный опыт помог осознать свои страхи, повысить уверенность в себе, осознать стереотипы поведения. Все это по мнению ребят поможет улучшить отношения не только со сверстниками, но и со взрослыми.

Одной из косвенных задач программы была работа со страхами и тревожностью, которую тоже можно считать успешно достигнутой. Часть страхов, связана с боязнью оценки окружающих и стремлением сохранить свой статус в глазах сверстников. Зачастую именно страх сковывает и тормозит развитие спортивных достижений. Упражнения и игры в представленном тренинге помогали ребятам раскрыться, расслабиться, принять себя и других, с уважением относиться к чувствам окружающих, что в свою очередь также способствовало снижению уровня тревожности.

Список литературы

1. Битянова Н.П. Психология личностного роста. М.: Меж. пед. академия, 1995. 2. Емельянов Ю.Н., Кузьмин Е.С. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга. Л.: ЛГУ, 1983.

3. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: МГУ, 1990.

4. Захаров В.П., Хрящёва Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Л., 1990.

5. Мелибруда Е. Я - Ты - Мы. Психологические возможности улучшения общения. М.: Прогресс, 1986.

6. Организация и проведение тренинга: Учебное пособие/ Под ред. А.В.Федотова. Л.: ЛГТУ, 1991.

7. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: МГУ, 1989.

8. Петровская Л.А. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга. М., 1982.

9. Практикум по социально-психологическому тренингу/ Под ред. Б.Д.Парыгина. С-ПБ, 1994.

10. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994.

11. Роджерс К. О групповой психотерапии. М., 1993.

12. Романенко О.К. Практическая гештальттерапия. М.: Фолиум, 1995.

13. Рудестам К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс, 1990.

14. Сартан Г.Н. Психотренинги по общению для учителей и старшеклассников. М.: Смысл, 1993.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности и виды межличностных конфликтов в учебном коллективе. Межличностные стили разрешения конфликтов. Тренинг бесконфликтности и его методическое обоснование. Констатирующий эксперимент и анализ результатов. Развитие навыков эффективного общения.

    курсовая работа , добавлен 24.02.2015

    Особенности коммуникативной компетентности как профессионально необходимого качества психолога и необходимость ее развития в период обучения в ВУЗе. Экспериментальное исследование влияния тренинга на уровень коммуникативных умений студентов-психологов.

    дипломная работа , добавлен 16.12.2010

    Тренинг общения с целью развития коммуникативной компетенции. Цель данного тренинга: Развитие способности в установлении и поддержании психологического контакта в общении. Познание своих возможностей и ограничений во взаимодействии с другими людьми.

    творческая работа , добавлен 20.01.2009

    Психологические нюансы и тонкости общения. Социально-психологический тренинг, направленный на формирование навыков общения, на развитие способностей устанавливать контакт с окружающими, снятие внутренних барьеров, мешающих эффективному взаимодействию.

    практическая работа , добавлен 11.03.2011

    Анализ особенностей групповых форм психологической работы. История возникновения тренинга. Гуманистическая концепция К. Роджерса. Факторы, влияющие на эффективную работу группы. Цели групповой терапии. Правила проведения тренинга. Внутригрупповая этика.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2013

    Процесс переживания личностью кризиса. История появления тренинга как метода, его специфические черты и принципы. Структура и этапность социально-психологического тренинга. Роль тренинга общения в стабилизации эмоциональной сферы личности офицера.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2010

    Сущность, классификация, специфические черты и парадигмы тренинга как разновидности практической психологической работы. Рассмотрение понятия и способов формирования уверенного поведения личности. Разработка программы развития ассертивности у подростков.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2011

    Организация и методы исследования, его этапы. Анализ результатов исследования уровня коммуникативности студентов-менеджеров. Эффективность обучения, обеспечивающего развитие коммуникативной компетенции, роль тренинга и средства передачи информации.

    практическая работа , добавлен 11.07.2009

    Сущность и принципы социально-психологического тренинга общения. Характеристика подходов развития группового психологического тренинга: гештальт-модель, психодрама, трансактная модель. Принципы организации, методические приемы и техники тренинга.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2009

    Общее понятие и организационные особенности проведения социально-психологического тренинга межличностного общения. Психотехнические (психогимнастические) упражнения и групповые дискуссии как основные методы проведения тренинга партнерского общения.

«Программа тренинга коммуникативной компетенции Тренинг коммуникативной компетенции – это современное исследование общения и создание эффективных способов...»

Программа

тренинга

коммуникативной

компетенции

Тренинг коммуникативной компетенции – это

современное исследование общения и создание

эффективных способов взаимодействия. Общение –

это сложный и многоплановый процесс, который

заключается не только в передаче информации.

Тренинг позволит раскрыть всю многоплановость

этого процесса, познакомит с техниками активного

слушания, расширит репертуар коммуникативного

поведения, научит избегать типичных барьеров в

коммуникации. Все это позволит избежать конфликтных ситуаций в профессиональной сфере.

Домарева Мария Программа тренинга коммуникативной компетенции 1 Оглавление Первая часть занятия

Знакомство друг с другом (5 минут).

Мини-лекция (10 – 15 минут)

Упражнение «Все мы особые» (5 минут).

Мозговой штурм о невербалике (10 минут).

Вторая часть занятия

Упражнение «Лего» (30 минут).

Упражнение «Кто этот человек?» (10 минут)

Упражнение «А может быть?» (10 минут)



Третья часть занятия

Игра «Узкий мостик» (5 минут).

Лекционная вставка (10 – 15 минут).

Письменная оценка

Программа тренинга коммуникативной компетенции 2 Цель тренинга: развитие коммуникативной компетенции, овладение навыками делового общения.

Задачи:

Обучение:

навыкам установление делового контакта;

навыками эффективного общение;

анализу и прогнозированию поведения партнеров коммуникативного контакта.

Развитие:

навыка коррекции эмоционального состояния партнера в общении.

Количество участников: 10 – 12 человек.

Продолжительность: 6 часов.

Программа Первая часть занятия Знакомство друг с другом (5 минут).

Правила тренинга: равноправие, активность, искренность, принцип здесь и сейчас, принцип конфиденциальности, принцип обратной связи.

Упражнение «Самопрезентация» (5 – 8 минут).

Цель для участников: осознание своего коммуникативного потенциала.

Цель для тренера: знание объема активной работы.

Программа тренинга коммуникативной компетенции 3 Мини-лекция (10 – 15 минут).

Самопрезентация – это представление себя собеседникам или аудитории. Другой человек оценивает вашу внешность, настроение, тембр речи, смысл ваших слов и жесты. Успех в жизни часто зависит от того, как нас оценивают люди.

Правило № 1. С кем бы вы не общались, как бы вы ни общались ключом к сердцу и памяти собеседника будет имя. Начиная разговор всегда представляйтесь. Без имени вы никто. Даже если на вас одет бейдж произнесите свое имя.

Правило № 2. Внешний имидж.

1. фейсбилдинг (внешняя эстетика);

2. кинесика (пластичность в движениях)

3. стиль в одежде.

Правило № 4. Главное из речи убрать все отрицательные слова и высказывания.

Правило № 5. Используетй в своей речи «Я – высказывания». (Вы меня не правильно поняли, правильно сказать «Я наверно не совсем точно объяснил суть дела»).

Правило № 6. Неречевая коммуникация.

Отзеркаливание позы собеседника.

Программа тренинга коммуникативной компетенции 4 Правило № 7. Подготовка своей «лифтовой речи». Ваша лифтовая речь должна быть исчерпывающей при этом оставляя какую – нибудь недосказанность, загадку.

Упражнение «Фото» (5- 10 минут).

Цель для участников: изучение особенностей восприятия.

Цель для тренера: активная демонстрация перцептивной стороны общения.

Данное упражнение может проходить в нескольких вариантах.

1. Ведущий показывает в течение 5 -7 секунд слушателям портрет человека и просит описать его внешность, дать психологический портрет, угадать профессию это задание позволяет проверить наблюдательность,

2. Ведущий показывает портрет какого-нибудь человека, но представляет его иначе, называя другую профессию. Предполагается описать черты лица и дать психологический портрет. В ответах части слушателей явно будет обнаружено влияние установок на восприятие

Упражнение «Все мы особые» (5 минут).

Цель для участников тренинга: развитие наблюдательности.

Цель для тренера: обучение навыкам социальной перцепции.

Участники, разбившись на пары, 6 секунд молча, смотрят друг на друга.

Затем ведущий приглашает в круг пару. Не глядя на партнера, нужно будет описать черты его лица, цвет глаз, волос. Затем нужно назвать главную особенность внешности партнера.

«При первом контакте люди доверяют на 55% невербальным сигналам, на 38% паралингвистическим и лишь на 7% содержанию вашей речи».

Программа тренинга коммуникативной компетенции 5 Мозговой штурм о невербалике (10 минут).

О многом может рассказать поза и жесты человека, которые человек не всегда может контролировать Назовите типичные жесты и их интерпретацию.

Жесты и их интерпретации (стимульный материал презентация).

Упражнение «Разговор через стекло» (5 – 8 минут).

Цель для участников: раскрытие важность невербальных средств общения.

Цель для тренера: создание позитивного настроя в группе.

Двое участников с помощью жестов стараются договориться. Тему сообщают одному из них, и он должен передать эту информацию, как бы стоя перед звуконепроницаемым стеклом. Разговаривать запрещено.

–  –  –

Шерринг: какая драма чаще встречается в профессиональной деятельности участников (дискуссия) 5 мин.

Вторая часть занятия Активное слушание – цель получить как можно больше информации от собеседника.

Активное слушание Пассивное слушание

–  –  –

Упражнение «Лего» (30 минут).

Цель для тренера: обучение навыку эффективной передачи информации без обратной связи.

Цель для участников: отработать навык активного слушания.

Программа тренинга коммуникативной компетенции 7 Упражнение выполняется в парах, необходимо построить две башни, без обратной связи.

Шерринг: что получилось, что нет, почему возникали затруднения.

Разминка «Меняются те кто…» (3 минуты).

Мини лекция о технике активного слушания (8-10 минут).

Задача № 1. Умение разговаривать техника формулирования открытых вопросов техника малого разговора.

Задача № 2. Умение услышать и понять техника повторения;

тезника перефразирования;

техника интерпретации.

Для начала поговорим о задаче № 1.

–  –  –

Упражнение «Пум – пум- пум» (10 минут).

Цель для участников: потренироваться в открытых вопросах.

Инструкция: «Пум – пум» это характеристика, которая у некоторых участников есть, у некоторых нет. Ваша задача отгадать, что это за «пум

– пум» задавая открытые вопросы.

Для чего нужен этот пум – пум?

Как он проявляется этот пум – пум у человека? Нельзя задавать такой вопрос «Что это за пум – пум?».

Упражнение «Кто этот человек?» (10 минут).

Цель для тренера: предоставить возможность отработать теоретический материал.

Цель для участников: отработка техники формулирования открытых вопросов.

Инструкция: сейчас я гадаю известного человека. Нужно задавать открытые вопросы, чтобы узнать этого человека.

Техника малого разговора (мозговой штурм).

Малый разговор также помогает решить задачу уметь разговаривать.

Цель малого разговора – создать благоприятную психологическую атмосферу, заложить основы взаимной симпатии и доверия.

1. Цитирование партнера

2. Позитивные констатации

3. Информирование

4. Интересный рассказ.

Программа тренинга коммуникативной компетенции 10

Ошибки малого разговора:

Насильственное интервью, инвентаризация жизни прочее.

Упражнение «Детектив» (15 минут).

Цель для тренера: предоставить возможность отработать теоретический материал.

Цель для участников: отработка умения дословно повторять сказанное партнером.

Инструкция: Сейчас мы будет сочинять детектив, и все будем авторами его. Я придумываю первую фразу, затем следующий участник продолжает сочинять, но при этом должен повторить все сказанное.

«Рано утром мисс Марпл услышала телефонный звонок».

Шерринг: «Что труднее сочинять свою фразу или повторять чужую?

Если ты слишком занят своими мыслями, ты не всегда в состоянии повторить сказанное партнером, но это умение очень важно для полноценного контакта.

Упражнение «Стихотворение» (20 минут).

Цель для тренера: предоставить возможность отработать теоретический материал.

Цель для участников: отработка умения передавать суть сказанного своими словами.

Инструкция: разделение команды на группы. Необходимо переделать четверостишие, при этом каждое слово в нем должно передавать поиному.

Программа тренинга коммуникативной компетенции 11 Стимульный материал: четверостишье.

Шерринг: в русском языке все можно передать своими словами. При этом изменить текст до неузнаваемости. Поэтому лучше передавать суть сказанного партнера его, а не своими словами?

Упражнение «А может быть?» (10 минут).

Цель для тренера: предоставить возможность отработать теоретический материал.

Цель для участников: отработка умения формулировать свои предложения о причинах или целях высказывания партнера.

Инструкция: Предлагаю потренироваться в формировании пробных гипотез. Карл Роджерс говорил о вреде ложных интерпретаций и бесполезных истинных. Будем работать в режиме пробных вопросов Проблемная ситуация и наши с вами интерпретации.

Я вчера решил уволить одного сотрудника, который работает в целом хорошо, но слишком резко шутит в адрес некоторых сотрудниц.

С вами невозможно разговаривать на серьезные темы!

Ты не можешь убедить меня в свой правоте, даже не пытайся!

Ты ни разу ничего не сделал для меня!

Сотрудница из соседнего отдела просто выводит меня из себя.

–  –  –

Третья часть занятия Введение При неправильном построении коммуникативного процесса нас ожидают конфликты. Конфликты прочно вошли в нашу жизнь, при встрече с новым человеком, с новой ситуации они тут как тут. Но при этом они необходимы и для личного роста и развития, иначе наступает застой.

Поэтому нужно научить конфликтовать конструктивно. Техника созидательного управления конфликтом – полезный инструмент, который мобилизует потенциал человека, освобождает его от личностных ограничений и облегчает выбор наилучшего варианта поведения.

Игра «Узкий мостик» (5 минут).

Цель для тренера: упражнение выступает моделью конфликтной ситуации и позволяет продемонстрировать различные стратегии поведения в ней: конкуренцию, сотрудничество, компромисс, приспособление.

Цель для участников: решение конфликта конструктивным образом.

Описание упражнения: Двое участников становятся на проведенной на полу линии лицом друг к другу на расстоянии около трех метров.

Ведущий объясняет ситуацию: «Вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились, и вам надо разойтись. Мостик – это линия. Кто поставит ногу за ее пределами – упадет в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть».

Пары участников подбираются случайным образом. При большом количестве участников может одновременно функционировать 2-3 «мостика».

Программа тренинга коммуникативной компетенции 14 Обсуждение.

Таким образом, в конфликтной ситуации возможны следующие варианты поведения:

Соперничество: стремление добиться своих интересов в ущерб другому.

Приспособление: в противоположность соперничеству принесение в жертву собственных интересов ради интереса другого человека.

Компромисс – учитываются интересы обеих сторон, но наполовину.

Избегание – не выигрывает ни одна из сторон. Уход от конфликта.

Сотрудничество – так учитываются интересы обеих сторон.

Упражнение «Адские башни» (15 – 20 минут).

Цель для тренера: создание конфликтной атмосферы, наблюдение за внутригрупповой атмосферой.

Цель для участников: решение ситуации не конфликтным путем.

Инструкция: построить башню из кубиков «лего», соблюдая оставленные инструкции на бумажках.

Шерринг: обсуждение проведенного упражнения

–  –  –

Упражнение «Словарь эмоций» (10 минут).

Цель для тренера: развитие возможностей в вербализации эмоциональных состояний.

Цель для участников: совершенствование коммуникативного умения передавать информацию.

Инструкция: сейчас мы будем работать в командах. В деловом взаимодействии зачастую возникают эмоциональные состояния, которые трудно определить. Между тем эти эмоции нарушают ясность коммуникации, вносят эмоциональный шум. Каждая команда в течение 10 мин. Должна составить как можно более длинный список эмоциональных состояний. Это будут не + /- а промежуточные эмоции.

Например: нетерпение, нервозность и др.

Смятение, сумбур. Азарт, наслаждение опасностью. Сосредоточенность, озабоченность, озадаченность, удивление, напряженное ожидание, дискомфорт.

Обсуждение. Вербализация чувств партнера по общению. Позволяет не только понять его и перейти к конструктивному общению. Но и произнесённая эмоция утрачивает свою интенсивность и власть над Программа тренинга коммуникативной компетенции 17 человеком.

Я – высказывание – это способ выражения вашего отношения к ситуации без обвинения и требований к человеку.

Я – высказывание помогает в конфликтных ситуациях.

Схема:

1. Событие. Когда… (описание ситуации)

2. Ваша реакция – я чувствую… (чувства)

3. Исход – мне хотелось бы…

Сравните:

Когда на моем столе оставлены бумаги.

Когда вы оставляете свое барахло разбросанным на моем столе.

Когда вы орете и гавкаете на меня.

Цель я высказывания не вежливость, а прямота и ясность.

Упражнение «Я высказывание» (10 минут).

Инструкция: Переформулируете обидные «ты» высказывания в «я»

высказывания.

Обидные высказывания Я - высказывания

–  –  –

Закрытие. Обратная связь. Был ли полезен опыт проведенной работы?

Письменная оценка

Анкета:

1. Что вы ожидали от тренинга?

2. Соответствовало ли то, что было на тренинге твоим ожиданиям?

3. Что не понравилось на тренинге?

4. Что тете не понравилось на тренинге?

5. Нужна ли была вам такая тренинговая группа?

6. Что бы ты хотел пожелать участникам тренинга?

7. Что бы ты пожелал ведущему?

8. Что нового вы узнали на тренинге?

Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия.

Для практики развития коммуникативной компетентности важно ограничить такие виды общения, как служебно-деловое или ролевое и интимно-личностное. Основание для различия является обычно психологическая дистанция между партнёрами, это я - ты контакт. Здесь другой человек приобретает статус ближнего, а общение становится доверительным в глубоком смысле, поскольку речь идет о доверии партнёру себя, своего внутреннего мира, а не только "внешних" сведений, например, связанных с совместно решаемой типовой служебной задачей.

Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции - и отстранённой и близкой. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций - один из существенных показателей компетентного общения.

Коммуникативная компетентность складывается из способностей:

1. Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;

2. Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;

3. Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.

Прогноз формируется в процессе анализа коммуникативной ситуации на уровне коммуникативных установок.

Коммуникативная установка партнёра - это своеобразная программа поведения личности в процессе общения. Уровень установки может прогнозироваться в ходе выявления: предметно-тематических интересов партнёра, эмоционально-оценочных отношений к различным событиям, отношение к форме общения, включенности партнёров в систему коммуникативного взаимодействия. Это определяется в ходе изучения частоты коммуникативных контактов, типа темперамента партнёра, его предметно-практических предпочтений, эмоциональных оценок форм общения.



Цель тренинга: повышение эффективности взаимодействия с партнерами по общению.

Задачи:

- освоение концепции коммуникативной компетентности;

Отработка навыков активного слушания: формулирование правильных вопросов, уточнения и побуждения к развертыванию ответа, перефразирования, интерпретации;

Отработка одной из техник снижения эмоционального напряжения – вербализации эмоциональных состояний;

Отработка навыков вступления в контакт с использованием располагающих к контакту невербальных сигналов.

Упражнение 1. «Единство»

Цель упражнения: - выработка интеллектуального единства на прогностическом уровне; - формирование эмоционально-волевого единства группы.

Участники рассаживаются в круг. Каждый сжимает руку в кулак, и по команде ведущего все "выбрасывают" пальцы. Группа должна стремиться к тому, чтобы все участники независимо друг от друга, выбрали одно и то же число.

Участникам запрещается переговариваться. Игра продолжается до тех пор, пока группа не достигнет своей цели.

Упражнение 2. «Шурум-бурум»

Водящему предлагается загадать чувство, а затем только с помощью интонации, отвернувшись от круга и, произнося только слова «шурум-бурум», показать задуманное им чувство.

Упражнение 3. «Побег из тюрьмы»

Цель упражнения: развитие способностей к эмпатии, пониманию мимики, языка телодвижений.

Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу. Ведущий предлагает задание: "Первая шеренга будет играть преступников, вторая - их сообщников, которые пришли в тюрьму, для того чтобы устроить побег. Между вами звуконепроницаемая стеклянная перегородка. За короткое время свидания сообщники с помощью жестов и мимики должны "рассказать" преступникам, как они будут спасать их из тюрьмы (каждый "сообщник" спасает одного "преступника")". После окончания игры "преступники" рассказывают о том, правильно ли они поняли план побега.

Тренинг лидерства

В самом широком смысле лидерство можно определить, как способность влиять на других в направлении достижения определенной цели. Таким образом, лидер ведет сотрудника или группу сотрудников к определенной цели. В деловой сфере лидерство же определяют, как «умение сделать так, чтобы другие люди захотели выполнить задачу». Таким образом, лидерство тесно связано с созданием мотивации и влиянием на других людей.

Лидер - это человек, который привержен идее «создать мир, к которому хотят принадлежать люди». Данная приверженность требует наличия определенного набора моделей и способностей для эффективного и экологичного выражения видения, которое породило эту приверженность. Сюда следует включить коммуникацию, взаимодействие и управление отношениями внутри организации, группы людей или социальной системы, которых вы хотите вести в соответствии с вашими высочайшими устремлениями. Лидерство необходимо в тех ситуациях, когда требуется на что-то повлиять, т. е. в ситуациях изменения.

Генри Минтцберг называет следующие навыки необходимые успешному руководителю и подлинному лидеру:

1. Искусство быть равным – способность установить и поддерживать систему отношений с равными себе людьми.

2. Искусство разрешать конфликты – способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом.

3. Искусство обрабатывать информацию – способность систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать.

4. Искусство принимать нестандартные управленческие решения – способность находить решение проблемы в условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели неясны.

5. Искусство распределять ресурсы в организации – способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других видов ресурсов.

6. Искусство самоанализа – способность осознавать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть влияние лидерства на организацию.

Цель тренинга : диагностика и развитие управленческой, социально-психологической и личностной компетентности руководителей.

Задачи:

Понимание природы лидерства;

Освоение технологий лидерского поведения;

Отработка навыка работы в команде;

Отработка навыка построения эффективных коммуникаций;

Актуализация личностного потенциала;

Усиление своих способностей влияния на людей.

Упражнение 1. «Портрет эффективного лидера»

Группа делится на четыре мини-группы. В течение 10 ми­нут каждая мини-группа должна составить портрет эффек­тивного лидера.

После обсуждения происходит защита проектов и анализ процесса и результата работы группы. От каждой мини-группы выступает один участник. Происходит дискуссия, сравнение общего и различного в материалах, представленных группами.

Вопросы для обсуждения:

Кто занимал позицию лидера при выполнении задания?

Как работала мини-группа, как был организован процесс обсуждения?

Как распределялись роли?

На каком принципе основывалось формирование портрета эффективного лидера?

Стоит обратить внимание на стиль по­ведения выступающего.

Упражнение 2. «Мы – команда?»

Ведущий раздает участникам бланки задания. В течение семи минут участники работают со списком утверждений.

Инструкция. Выберите из предложенного списка и отметь­те символические определения, которые могут быть отнесены к команде, с которой вы работаете в своей организации.

«Пассажиры автобуса»: каждому важно только доехать до своей остановки, и никого не волнуют проблемы водителя.

«Мы и он»: подчиненные осознают глубокие различия соб­ственных интересов и интересов руководителя.

«Один на поле, остальные на трибунах»: руководитель работает за всех, подчиненные наблюдают, изредка хлопают и комментируют.

«Каждый несет свой чемодан без ручки»: большая нагрузка на всех без прав и ресурсов.

«Хор солистов»: сильные профессионалы, но не «спевши­еся» между собой, не склонные к совместной работе.

«Серпентарий единомышленников»: люди работают вме­сте, при этом находясь в остром конфликте между собой.

«Уважайте меня, бездельники, полюбите меня, тупи­цы!»: руководитель унижает своих подчиненных, но тре­бует высокой лояльности к себе, личной преданности.

«Грозный отец и напуганные дети»: руководитель на­стойчиво подключает подчиненных к общефирменным решениям, расправляясь с каждым за ошибки, неудачи, оплошности.

«Много умных, мало взрослых»: либо специалисты избегают принятия на себя ответственности, уклоняются от принятий решений общефирменного уровня, во всем полагаясь на лидера, либо он сам считает: «Они молодцы, но мне виднее».

«Негативная селекция»: руководитель намеренно под­бирает подчиненных, чей уровень интеллекта и профес­сионализма заведомо ниже его уровня.

Эффективно работающая команда: цели ясны, роли распределены, позиции обозначены.

Упражнение 3. «Упаковка чемоданов»

Ведущий предлагает участникам написать на листе бумаги свое имя и разделить лист пополам. Левая половина - сто­роны личности, помогающие лидерству (+), правая - стороны личности, мешающие лидерству (-). Все по очереди заполняют листы каждого участника группы. Написавший свое мнение об участнике передает лист по кругу, причем сворачивает лист так, чтобы написанное было не видно. Когда каждый напишет свое мнение о каждом, участники знакомятся с содержани­ем своего листа и по желанию выражают свое отношение к прочитанному.

Л.А. Петровской коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия.

Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции – и отстранённой и близкой. Трудности порой могут быть связаны с владением какой-либо одной из них и её реализацией повсеместно, независимо от характера партнёра и своеобразия ситуации. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру.

Компетентность во всех видах общения заключается в достижении трёх уровней адекватности партнёров - коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная компетентность складывается из следующих способностей:

1) давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться (диагностика социопсихологической ситуации в условии будущей коммуникативной деятельности, выявление возможных социальных, социально-психологических и других противоречий, с которыми возможно предстоит столкнуться личности в общении);

2) социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации (подготовка программы общения, разработка текстов для общения, выбор стиля, позиции и дистанции общения);

3) осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации (организация внимания партнёров по общению, стимулирование их коммуникативной активности и т.д.),

Коммуникативно-исполнительское мастерство личности проявляется:

В нахождении коммуникативной структуры, адекватной теме и цели общения;

В умении реализовать коммуникативный замысел в непосредственном общении.

В коммуникативно-исполнительском мастерстве личности проявляются многие её навыки:

Навыки эмоционально-психологического саморегулирования, в результате чего достигается адекватное эмоционально-психологическое состояние. Они проявляется в умении остро, активно реагировать на изменения обстановки общения, перестроить общение с учётом перемены эмоционального настроя партнёров;

Перцептивные навыки личности проявляются в умении управлять своим восприятием и организовывать его: оценивать психологический настрой партнёров по общению; устанавливать необходимый контакт; по первому впечатлению прогнозировать «ход» общения; адекватно оценивать реакции партнёров и прогнозировать их, избегая тех, которые помешают достигнуть цели общения;

Экспрессивные навыки коммуникативно-исполнительской деятельности рассматривают как систему умений, создающих единство голосовых, мимических и визуальных процессов. Они проявляются как культура речевых высказываний, жестов, поз, эмоционально-мимического сопровождения высказывания, речевого тона и громкости.

Коммуникативная компетентность как знание норм и правил общения, владения его технологией, является составной частью более широкого понятия «коммуникативный потенциал личности.

Коммуникативный потенциал – это характеристика возможностей человека, которые и определяют качество его общения. Он включает наряду с компетентностью в общении ещё две составляющие:

Коммуникативные свойства личности, которые характеризуют развитие потребности в общении, отношение к способу общения;

Коммуникативные способности – способность владеть инициативой в общении, способность проявить активность, эмоционально откликаться на состояние партнёров общения, сформулировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения, способность к самостимуляции и к взаимной стимуляции в общении.

Обладая определённым уровнем коммуникативной компетентности личность вступает в общение, имея определённый уровень самоуважения и самосознания, т.е. личность становится персониофицированным субъектом общения. Таким образом, коммуникативная компетентность является необходимым условием успешной реализации личности.

Коммуникативная компетентность, не возникает на пустом месте, она формируется. Основу её формирования составляет опыт общения, с одной стороны, он социален (т.к. включает интериоризированные нормы и ценности культуры), с другой – индивидуален (т.к. основан на индивидуальных коммуникативных способностях и психологических событиях, связанных с общением в жизни личности.

Для улучшения коммуникативно-исполнительского мастерства личности в социальной психологии используются группы социально-психологического тренинга.

Социально-психологический тренинг – это активное социально-психологическое обучение, характеризующееся обязательным взаимодействием обучаемых между собой (Ю.Н. Емельянов); средство психологического воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений, опыта в области межличностного общения (Л.А. Петровская).

Цель тренинга: повышение коммуникативной компетентности личности.

Задачи тренинга:

    приобретение психологических знаний.

    приобретение внешне выражаемых умений общения

    коррекция коммуникативных установок

    адекватное восприятие себя и других.

    личностный рост.

Методы: лекции и семинары, активные методы: групповая дискуссия (групповой самоанализ), игровые мотоды (ролевые игры, психодрамма), сензитивный тренинг – недиррективные группы встреч.

Дискуссионные методы.

Благодаря механизму дискуссии со сверстниками личность учится становиться на точку зрения другого. Исследования показали, что групповая дискуссия повышает мотивацию и эго-вовлечённость участников в решение обсуждаемы проблем. Дискуссия даёт эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, что в свою очередь реализуется в их конкретных действиях. Метод группового обсуждения способствует уяснению каждым участником своей собственной точки зрения, развитию инициативы, а также развивает коммуникативные качества и умения.

Игровые методы.

Говоря об игровых методах обучения, целесообразно подразделить их на операционные и ролевые.

Операционные игры имеют сценарий, в который заложен более или менее жесткий алгоритм «правильности» и «неправильности» принимаемого решения, т.е. обучаемый видит то воздействие, которое оказали его решения на будущие события. Операционные игры применяются как средство обучения специалистов и формирование их личностных и деловых качеств, в частности профессиональной компетентности

Ещё больший интерес для совершенствования личности представляют ролевые игры. Именно этот вид игр лёг в основу метода, разработанного профессором М. Форвергом и названного им социально-психологическим тренингом.

В условиях ролевой игры индивида сталкивают с ситуациями, релевантными тем случаям, которые характерны для его реальной деятельности и ставят перед необходимостью изменить свои установки. Тогда создаются условия для формирования новых, более эффективных, коммуникативных навыков. На первый план выдвигаются активные действия как основные детерминанты успешности социально-психологического тренинга. Психическая активность в игровых методах достигается в результате взаимодействия и соизменения всех сторон интра и интерпсихических проявлений индивидов.

Психодрама, понимается как набор диагностических и терапевтических приёмов психокоррекционной работы. Сеанс психодрамы заключается в разыгрывании определённой ситуации, включающей так называемого протагониста (основное действующее лицо, чьи конфликты предстоит разрешить) и других действующих лиц. Во всех ролевых играх психологу-тренеру отводится ведущая роль. Однако в последнее время наметилась тенденция к выдвижению на первый план взаимодействия между участниками.

Сензитивный тренинг.

Особенностью этого метода является стремление к максимальной амостоятельности участников. Основным средством стимуляции группового взаимодействия здесь выступает феномен отсутствия структуры. Трудность описания тренинга состоит в том, что метод основан на актуализации чувств и эмоций, а не интеллекта.

Группа тренинга сензитивности не имеет очевидной цели. В ходе сензитивного тренинга участники включаются в новую для них сферу социального опыта, благодаря которой они узнают, как они воспринимаются другими членами группы, и получают возможность сравнивать эти перцепции с самовосприятием.

В процессе групповой работы, так или иначе, затрагиваются глубокие психологические образования участников тренинга. Когда речь идёт о том, что в тренинге человек получает новые сведения о себе, то при этом имеется в виду не только внешний, поверхностный срез, но и такие личностные характеристики, как ценности, мотивы, установки и т.п. Это говорит о том, что в каком-то смысле и в какой-то степени социально-психологический тренинг можно ассоциировать с процессом развития личности.

Вопрос № 46. Психология делового общения. Деловые переговоры.

Деловое общение - это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение кон­кретной проблемы или реализацию определенной цели.

Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосред­ственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция).

Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально-психологические меха­низмы.

В целом деловое общение отличается от обыденного (неформаль­ного) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без по­терь для обеих сторон). В обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить (по желанию участников) в любой момент.

Деловое общение реализуется в различных формах :

деловая беседа;

деловые переговоры;

деловые совещания;

публичные выступления.

ДЕЛОВАЯ БЕСЕДА

Практика деловых отношений показывает, что в решении про­блем, связанных с межличностным контактом, многое зависит от того, как партнеры (собеседники) умеют налаживать контакт друг с другом. При всем многообразии форм делового общения деловая беседа является наиболее распространенной и чаще всего приме­няемой.

Понятие "деловая беседа" весьма широко и достаточно неопре­деленно: это и просто деловой разговор заинтересованных лиц, и устный контакт между партнерами, связанными деловыми отноше­ниями.

Под деловой беседой понимают речевое общение между собесед­никами, которые имеют необходимые полномочия от своих органи­заций и фирм для установления деловых отношений, разрешения деловых проблем или выработки конструктивного подхода к их ре­шению.

Деловая беседа является наиболее благоприятной, зачастую един­ственной возможностью убедить собеседника в обоснованности ва­шей позиции с тем, чтобы он согласился и поддержал ее. Таким образом, одна из главных задач деловой беседы - убедить партнера принять конкретные предложения.

Деловая беседа выполняет ряд важнейших функций. К их числу относятся:

взаимное общение работников из одной деловой сферы; совместный поиск, выдвижение и оперативная разработка рабо­чих идей и замыслов; контроль и координирование уже начатых деловых мероприятий; поддержание деловых контактов; стимулирование деловой активности.

Основными этапами деловой беседы являются: начало беседы; нформирование партнеров; аргументирование выдвигаемых положений; принятие решения; завершение беседы.

Максимальную трудность представляет для собеседников начало беседы. Партнеры очень хорошо знают суть предмета, цель, которую они преследуют в данном общении, четко представляют результаты, которые они хотят получить. Но практически всегда появляется "внут­ренний тормоз", когда речь идет о начале беседы. В любом случае на этом этапе беседы нужно выработать правильное и корректное отношение к собесед­нику. На первой фазе беседы ставятся следующие задачи :

установить контакт с собеседником; создать благоприятную атмосферу для беседы; привлечь внимание к теме разговора; пробудить интерес собеседника.

Существуют пять основных групп вопросов .

1. Закрытые вопросы. Это вопросы, на которые ожидается ответ "да" или "нет". Они способствуют созданию напряженной атмо­сферы в беседе, поэтому такие вопросы нужно применять со строго определенной целью. При постановке подобных вопросов у собе­седника складывается впечатление, будто его допрашивают. Следо­вательно, закрытые вопросы нужно задавать не тогда, когда нам нуж­но получить информацию, а только в тех случаях, когда мы хотим быстрее получить согласие или подтверждение ранее достигнутой договоренности.

2. Открытые вопросы. Это вопросы, на которые нельзя ответить "да" или "нет", они требуют какого-то пояснения. Это так называе­мые вопросы "что?", "кто?", "как?", "сколько?", "почему?". В ка­ких случаях задают такие вопросы? Когда нам нужны дополнитель­ные сведения или когда мы хотим выяснить мотивы и позицию со­беседников. Основанием для таких вопросов является позитивная или нейтральная позиция собеседника по отношению к нам. В этой ситуации мы можем потерять инициативу, а также последователь­ность развития темы, так как беседа может повернуть в русло инте­ресов и проблем собеседника. Опасность состоит также в том, что можно вообще потерять контроль за ходом беседы.

3. Риторические вопросы. На эти вопросы не дается прямого отве­та, так как их цель - вызвать новые вопросы и указать на нерешенные проблемы. С какой целью задаются такие вопросы? Задавая ри­торический вопрос, говорящий надеется "включить" мышление со­беседника и направить его в нужное русло.

4. Переломные вопросы. Они удерживают беседу в строго уста­новленном направлении или же поднимают целый комплекс новых проблем. Подобные вопросы задаются в тех случаях, когда мы уже получили достаточно информации по одной проблеме и хотим "пере­ключиться" на другую. Опасность в этих ситуациях заключается в нарушении равновесия между нами и нашими собеседниками.

5. Вопросы для обдумывания. Они вынуждают собеседника раз­мышлять, тщательно обдумывать и комментировать то, что было сказано. Цель этих вопросов - создать атмосферу взаимопонима­ния.

Замечания собеседника означают, что он вас активно слушает, следит за вашим выступлением, тщательно проверяет вашу аргумен­тацию и все обдумывает. Замечания и доводы собеседника не следует рассматривать как препятствия в ходе беседы. Они облегчают беседу, так как дают нам возможность по­нять, в чем еще нужно убедить собеседника и что вообще он думает о сущности дела.

Существуют следующие виды замечаний :

невысказанные замечания; предубеждения; ироничные замечания; замечания с целью получения информации; замечания с целью проявить себя; субъективные замечания; объективные замечания; замечания с целью сопротивления.

Ни в коем случае не следует :

перебивать партнера; негативно оценивать его личность; подчеркивать разницу между собой и партнером; резко убыстрять темп беседы; избегать пространственной близости и не смотреть на партнера; пытаться обсуждать вопрос рационально, не обращая внимания на то, что партнер возбужден; не понимать или не желать понять его психологическое состояние.

Психологическая подготовка к беседе : четкость целей, продумать цели и мотивы собеседника, средства для достижения цели (свои и оппонента), какую позицию в отношении партнера занять, коммуникативные барьеры и как их снять, средства воздействия на собеседника, средства по снятию манипулятивного воздействия

Принципы проведения : рациональность(сдержанность, неподвластность эмоциям); принцип понимания – ясно представлять позицию партнера; принцип внимания – уровень внимания нестабилен физиологически – если есть провал – привлечь внимание партнера; принцип достоверности – давать истинную информацию; принцип разграничения – устанавливать границу между партнером и предметом обсуждения

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...