Сходство и различие понятий международный бизнес и внешнеэкономическая деятельность. Методика «Сравнение понятий

Природные ресурсы мира.

Как вы объясните:


  1. В чем заключается сходство и различие между понятиями «природа» и «географическая среда»?
«Природа» - более широкое понятие, это вся поверхность земного шара.

Географическая среда – та часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе исторического развития.

Географическая среда – необходимое условие жизни и деятельности общества. Она служит средой его обитания, важнейшим источником ресурсов, оказывает большое влияние на духовный мир людей, на их здоровье и настроение.


  1. Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов?
Ресурсообеспеченность зависит и от масштабов извлечения (потребления); уровень обеспеченности зависит и от того, к какому классу природных ресурсов относится тот или иной их вид – к исчерпаемым (невозобновляемым и возобновляемым) или к неисчерпаемым ресурсам.

  1. В чем заключаются изменения, происходящие в структуре мирового земельного фонда?
Структура земельного фонда:

Непродуктивные и малопродуктивные земли – 31,5% (увеличивается)_

Леса и кустарники – 30,5% (уменьшается)

Луга и пастбища – 23,5% (уменьшаются)

Обрабатываемые земли (пашня, сады и плантации) -11% (в основном без изменений)

Земли населенных пунктов, промышленности и транспорта -3,5% (увеличиваются).

На структуру земельного фонда постоянное воздействие оказывают два противоположных процесса:


  1. Человечество ведет упорную борьбу за расширение земель, пригодных для жизни и сельскохозяйственного использования (освоение целинных земель, наступление на прибрежные участки морей и т.д.)

  2. Все время происходит ухудшение, истощение земель (эрозия сельскохозяйственных земель, заболачивание, засоление; рост городов, увеличение промышленной и транспортной застройки).

  1. В чем заключаются причины обострения водной проблемы человечества?
Ресурсы пресной воды составляют лишь 2,6% общего объема гидросферы. И подавляющая часть пресных вод как бы законсервирована в ледниках Антарктиды и Гренландии и пока еще недоступна для использования.

Главный источник удовлетворения потребностей человечества в пресной воде – реки (48 тыс.км³). Реально можно использовать половину этого количества, Потребление пресной воды все время растет и в 2005 году достигло 6 тыс. км³ в год. Главный потребитель пресной воды - сельское хозяйство, где велик безвозвратный расход воды, особенно на орошение. Промышленно-энергетическое и коммунально-бытовое потребление воды также все время растет.

Кроме этого, запасы пресной воды на Земле распределены крайне неравномерно. В экваториальном поясе и в северной части умеренного пояса она имеется в достатке и даже в избытке. Здесь расположены самые многоводные страны, где на душу населения приходится более 25 тыс. м³ в год. А в засушливом поясе Земли – дефицит воды, здесь расположены самые маловодные страны мира, сельское хозяйство возможно лишь при искусственном орошении.


  1. Каковы отрицательные последствия выпадения кислотных дождей?
Кислотные осадки снижают урожайность культурных растений, губят леса и другую растительность, уничтожают жизнь в пресных водоемах, разрушают здания, отрицательно сказываются на здоровье людей.

  1. Почему для решения экологических проблем необходимо международное сотрудничество?
Загрязнению воздушного пространства – нет государственных границ, реки несут отходы, загрязненные воды из одних стран в другие; масштабы загрязнения велики, поэтому недостаточно мер, принимаемых отдельными странами.

Как вы думаете:


  1. Почему взаимодействие общества и природы нужно рассматривать не как биологическую, а прежде всего как общественную, социальную проблему?
В этом взаимодействии активной силой всегда выступает общество; в ХХ веке «давление» общества на природу резко возросло. Превращение природных ландшафтов в антропогенные чрезвычайно ускорилось, распространяясь на все новые пространства. Антропогенные ландшафты занимают более 60% земной суши, в т.ч. примерно на 20% ее территории они преобразованы коренным образом.

Природа не умеет рассуждать.


  1. В чем заключается рациональное использование невозобновляемых и возобновляемых природных ресурсов?
Относительно возобновляемых ресурсов: человек должен способствовать возобновлению ресурсов (посадить леса, удобрять почву и т.д.)

Относительно невозобновляемых: добывать из месторождения полезных ископаемых полностью (безотходное производство), повторно использовать ресурсы (Собирать металлолом, макулатуру, пластиковые бутылки), искать «вглубь».


  1. Что означают слова великого немецкого географа Александра Гумбольдта: «Человеку предшествуют леса, а сопровождают его пустыни»?
В течение тысячелетий леса сводились под пашню и плантации. Только за последние 200 лет лесистость земной суши уменьшилось вдвое и обезлесение приобрело угрожающие масштабы. С ним связано и расширение эрозии почв, опустынивание, и сокращение запасов кислорода в атмосфере.

  1. Какую роль игранет географическая наука в решении проблем природопользования и экологии?
Географической наукой разработаны различные классификации природных ресурсов, предложены концепции территориальных сочетаний природных ресурсов, составлен кадастр природных ресурсов, их экологическая оценка; изучает процессы и явления, возникающие в окружающей природной среде в результате антропогенного вмешательства в нее; проводит мониторинг окружающей среды.

Знаете ли вы:


  1. Какие крупнейшие в мире бассейны какого из следующих видов полезных ископаемых обозначены на картосхеме: 1) угля, 2) нефти, 3) железной руды?
Железной руды (Франция – Лотарингия, Китай – Аншань, Индия – долина реки Домадор, Австралия - Том-Прейс, США – бассейн Месаби, Бразилия – железный треугольник, Норвегия – Каруна-вааре).

  1. Какие из перечисленных ниже стран относятся к странам с наибольшей и наименьшей обеспеченностью пахотными землями: Австралия, Япония, ФРГ, Китай, Аргентина?
Наиболее обеспечены: Австралия, Аргентина.

Наименее обеспечены: Япония, Китай, ФРГ.


  1. Какие из перечисленных ниже стран относятся к странам с наибольшей и наименьшей обеспеченностью водными ресурсами: Канада, Бразилия, Конго, Саудовская Аравия, Египет ?
Наиболее обеспечены: Канада, Бразилия, Конго.

Наименее обеспечены: Саудовская Аравия, Египет.

Можете ли вы:

2. Дать определение понятий:

«Географическая среда» - та часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе исторического развития.

«Ресурсообеспеченность » - это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения.

«Географическое ресурсоведение» - изучает размещение и структуру отдельных видов природных ресурсов и их комплексов, вопросы их охраны, воспроизводства, экономической оценки, рационального использования и ресурсообеспеченности.


  1. Оценить, насколько верны следующие утверждения, и, если нужно, дать правильный ответ:
А) мировые общегеологические запасы угля намного превосходят запасы нефти. (да)

Б) в структуре мирового земельного фонда преобладает пашня. (нет, преобладают малопродуктивные и непродуктивные земли -31,5%, а доля пашни – 11%)

В) запасы пресной воды на Земле составляют лишь 10% всех водных ресурсов планеты. (нет, 2,6%)

Г) главный путь решения экологических проблем заключается в переходе к принципиально новой технологии производства? (да, этот путь является главным, поскольку он не просто уменьшает, а предупреждает загрязнение окружающей среды).

В чем заключается сходство и различие понятий «качество» и «конкурентоспособность»

Конкурентоспособность - Способность товаров отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с другими аналогичными товарами, представленными на рынке. Конкурентоспособность определяется, с одной стороны, качеством товара, его техническим уровнем, потребительскими свойствами и, с другой стороны, ценами, устанавливаемыми продавцами товаров. Кроме того, на конкурентоспособность влияют мода, продажный и послепродажный сервис, реклама, имидж производителя, ситуация на рынке, колебания спроса. Конкурентоспособность товара является важнейшим критерием целесообразности выхода фирмы на товарные рынки.

Качество - совокупность свойств, признаков продукции, товаров, услуг, работ, труда, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы людей, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Качество определяется мерой соответствия товаров, работ, услуг условиям и требованиям стандартов, договоров, контрактов, запросов потребителей. Принято различать качество продукции, работы, труда, материалов, товаров, услуг.

Иногда между данными категориями ставят знак равенства. Однако между ними есть существенные различия. Конкурентоспособность товара в отличие от качества определяется совокупностью только тех свойств, которые представляют несомненный интерес для данного покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности, а прочие характеристики во внимание не принимаются. В силу этого товар с более высоким уровнем качества может оказаться менее конкурентоспособным, если товару придали новые свойства, значительно повысившие его стоимость, но не представляющие интереса для основной группы его покупателей. И наоборот, низкая цена может повысить конкурентоспособность товара низкого качества. Другое различие между рассматриваемыми категориями кроется в их оценке.

Оценка качества устанавливается сравнением значений показателя качества продукта с базовыми значениями этого же показателя, например, по долговечности, надежности, ремонтопригодности и т.д. В оценке конкурентоспособности за базу сравнения берется конкретная потребность, а сопоставляться могут при этом как однородные товары (перевозка пассажиров по железной дороге в вагонах плацкартных или купейных), так и разнородные (перевозка пассажиров железнодорожным или воздушным транспортом).

Есть еще одно различие между этими терминами. Качество - категория, присущая любому экономическому укладу, тогда как конкурентоспособность - только рыночной экономике. Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителей под угрозой вытеснения с рынка неустанно заниматься решением двуединой задачи: с одной стороны, максимально возможное удовлетворение потребностей, с другой - достижение этого меньшими затратами, с тем чтобы удержать конкурентоспособную иену товара. Такое качество называют экономически оптимальным. Итак, конкурентоспособность товара - категория более широкая, чем качество, она является решающим фактором коммерческого успеха на развитом рынке.

Это понятие многоаспектное и означает соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по качественным характеристикам, но и по условиям его реализации, таким как сроки поставки, уровень обслуживания, продажная цена, цена потребления. Качество же является главным, хотя и не единственным фактором конкурентоспособности, составляя ее «стержень».

Центральное место, занимаемое качеством товара и его конкурентоспособностью в рыночной политике, определяет их роль в стратегии маркетинга и практической маркетинговой деятельности, подчиняющей производство интересам потребителей.

Одна из наиболее простых и информативных методик для исследования мышления, процессов анализа и синтеза. Доступна испытуемым с любым образовательным уровнем. Испытуемому предлагают пары слов, обозначающих различные предметы, и просят их сравнить, т.е. выделить сходства и различия между ними. В наборе содержатся понятия разной степени общности и несравнимые понятия. Испытуемого предупреждают, что могут быть и несравнимые пары. Нередко именно несравнимые понятия оказываются очень показательными для обнаружения расстройств мышления.

Стимульный материал к методике «Сравнение понятий».

1. Яблоко – мяч

2. Молоко – чернила

3. Каменный уголь – бензин

4. Вода – керосин

5. Глобус – бабочка

6. Озеро – река

7. Река – птица

8. Дождь – снег

9. Поезд – самолет

10. Ось – оса

11. Обман – ошибка

12. Стакан – петух

13. Ночь – плащ

14. Ботинок – карандаш

15. Яблоко – вишня

16. Ворона – воробей

17. Волк – луна

18. Корова – лошадь

19. Трамвай – автобус

20. Золото – серебро

21. Сани – телега

22. Очки – деньги

23. Воробей – курица

24. Кошка – яблоко

25. Вечер – утро

26. Дуб – береза

27. Голод – жажда

28. Сказка – песня

29. Корзина – сова

30. Картина – портрет

Испытуемого просят сказать, чем похожи предлагаемые понятия, и записывают все его ответы. Экспериментатор должен настаивать на том, чтобы испытуемый обязательно раньше указывал сходство между понятиями, а только потом различие. Если задача понятна не сразу, можно совместно сравнить какую-либо легкую пару слов.

Оценка результатов качественная. Следует учитывать, удается ли испытуемому выделить существенные признаки сходства и различия понятий. Наиболее точным считается определение, при котором отмечается родовая принадлежность предметов (например, «тарелка и ложка – это посуда»); на более низкой ступени находится определение по функциональным признакам («тарелка и ложка предназначены для того чтобы есть»), совершенно недостаточным является определение, отмечающее лишь наглядные, конкретно-ситуационные признаки предметов.

Неумение выделить признаки сходства, а также существенные признаки различия свидетельствуют о невысоком уровне обобщения и склонности к конкретному мышлению. При снижении уровня обобщения испытуемый устанавливает в большинстве случаев внешние несущественные конкретно-ситуационные связи, например: «слон и мышь серые», «имеют по четыре ноги»; при сравнении понятий «река» и «птица» – « водоплавающая птица может плавать по реке» и т.д. При трудностях формирования направленных связей испытуемый выделяет различия, а не сходства (например, «молоко белое, а чернила цветные»).

При исследовании данной методикой следует отмечать не только способность обследуемого выделять основные признаки, но и четкость формулировки. При этом можно обнаружить расплывчатость суждений, излишнюю детализацию, склонность к резонерству.

Сравнение понятий помогает выявить интеллектуальную недостаточность, резонерские суждения.

Для более адекватной оценки мышления испытуемого с помощью этой методики следует учитывать возможность коррекции его ответов; о нарушениях мышления можно говорить только в том случае, если испытуемый продолжает делать ошибки после объяснений экспериментатора и предложенных им примеров правильных решений.

Оценивается также логичность высказываний испытуемого. При инертности и вязкости мышления испытуемый «соскальзывает» при сравнении понятий со сходства на различия или вообще отвлекается на незначительные, второстепенные признаки и может потерять нить рассуждений.

Цель: методика применяется при исследовании операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей и подростков

Описание:

Испытуемый читает или слушает заданные пары слов и отвечает относительно каждой пары на вопрос: «Чем они похожи?», а затем на вопрос: «Чем они отличаются?». Все его ответы полностью записываются в протокол.

Исследователь на первых примерах может разъяснить испытуемому непонятные ему моменты, а также должен настаивать на соблюдении испытуемым последовательности выполнения задания: вначале описание сходства, а потом – различий.

Стимульный материал:

1. Утро – вечер

2. Корова – лошадь

3. Летчик – танкист

4. Лыжи- коньки

5. Трамвай – автобус

6. Река – озеро

7. Велосипед – мотоцикл

8. Собака – кошка

9. Ворона – рыба

10. Лев – тигр

11. Поезд – самолет

12. Обман – ошибка

13. Ботинок – карандаш

14. Яблоко – вишня

15. Лев – собака

16. Ворона – воробей

17. Молоко – вода

18. Золото – серебро

19. Сани – телега

20. Воробей – курица

21. Дуб – береза

22. Сказка – песня

23. Картина – портрет

24. Лошадь – всадник

25. Кошка – яблоко

26. Голод – жажда

Анализ результатов:

Учитывается то, насколько испытуемый может выделять существенные признаки сходства и различия понятий. Неумение выделять эти признаки свидетельствуют о слабости обобщений и склонности к конкретному мышлению.

Кроме того, исследователю надо обратить внимание на то, как испытуемый выполняет требования, касающиеся заданной последовательности при выполнении заданий, что ему дается легче – нахождение сходств или различий.

Дошкольники и младшие школьники вместо выделения общего обычно указывают на различия объектов, поскольку за операцией различия стоит наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. За указанием на общее кроется операция введения в отвлеченную категорию, Таким образом, тот факт, что раньше созревает различие, а затем обобщение, свидетельствует о смене психологических операций, о переходе от наглядных форм мышления к словесно- логическому обобщению. Поэтому для школьников особенно трудными будут задачи таких категорий: например, «ворона – рыба», - слова, у которых трудно найти общее. У младших школьников возникает операция обобщения, которая принимает форму выделения общих признаков, но очень часто за ней кроется еще наглядное сравнение или введение предметов в общую наглядную ситуацию, для них трудны задачи категории, например, «всадник – лошадь», слова находятся в условиях конфликта, их очень трудно сравнивать.

Оценивается также логичность хода высказываний испытуемого.

Имея инертное, вязкое мышление, испытуемый соскальзывает при сравнении слов со сходств на различия или наоборот, отвлекаясь на незначительные, второстепенные моменты, уделяя им большое внимание, может терять нить рассуждений и т.д.

Источник: Альманах психологических тестов. М., 1995.

В списке имеются и "несравнимые понятия" (река - птица; стакан - петух; ботинок - карандаш; волк - луна; ветер - соль; очки - деньги; кошка - яблоко). Предъявляя такую пару, не надо спешить с разъяснениями. Если ребенок растерян, то ему можно подсказать, что здесь встречаются слова, которые не сравнимы. В дальнейшем такие пояснения не делаются. Дело в том, что эти пары слов подобраны так, что провоцируют конкретное "ситуативное" высказывание. Помимо конкретности мышления, можно увидеть еще и "соскальзывание", что свидетельствует о неустойчивости ума. Если ученик настаивает на сравнимости несравнимых понятий и придумывает неестественные объяснения - есть основание предполагать резонерство, склонность к демагогии. Норма 18-23 сравниваемых понятия.

Анализ результатов.

Проводится количественный и качественный анализ результатов. Количественная обработка заключается в подсчете количества выделенных испытуемым в каждой паре черт сходства и различия. Высокий уровень развития операции сравнения отмечается в том случае, когда школьник назвал более двадцати черт, средний - десять-пятнадцать черт, низкий - менее десяти черт. В процессе обработки ответов важно учесть, какие черты отметил учащийся в большем количестве - черты сходства или различия. часто ли он употреблял родовые понятия.

Этот метод имеет значение для диагностики умственного недоразвития или отсталости. Умственно отсталый ребёнок не сможет выполнить задачу на отвлечение признака и введение объектов в иерархию одной категории и всегда будет замещать такой ответ либо указанием на различие, либо введением в какую-то наглядную ситуацию. Для человека, больного шизофренией, характерно обратное – полный отрыв от наглядной ситуации и обобщение по несуществующим признакам объектов.

После проведения количественного и качественного анализа результатов, можем заключить: из 10 испытуемых высокий уровень развития операций сравнения имеет только один ребёнок, 1 – выше среднего, 2 – средний и 6 человек имеют низкий уровень развития операций сравнения.

Бланк регистрации ответов по методике «Сравнение понятий»

ФИО_____________________________ Возраст______ Дата______________________

Пара слов

Чем они похожи?

Чем отличаются?

Утро-вечер

Корова-лошадь

Лётчик-танкист

Лыжи-коньки

Трамвай-автобус

Река-озеро

Велосипед-мотоцикл

Собака-кошка

Ворона-рыба

Поезд-самолет

Обман-ошибка

Ботинок-карандаш

Яблоко-вишня

Лев-собака

Ворона-воробей

Молоко-вода

Золото-серебро

Сани-телега

Воробей-курица

Дуб-береза

Сказка-песня

Картина-портрет

Лошадь-всадник

Кошка-яблоко

Голод-жажда

1 См. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей/ Под ред. Д.Б.Эльконина. М., 1981 Особенности психического развития детей шести-семилетнего возраста/ Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера, 1988.

2 Данные по массовому обследованию представлены в работах: А.Л.Венгер, Е.В.Филиппова, 1980, Диагностика учебной деятельностии…, 1981.

Цель: исследование операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей и подростков.

Материал: несколько пар слов для сравнения, отпечатанных на листе бумаги.

Ход выполнения: испытуемый читает или слушает заданные пары слов и отвечает относительно каждой пары на вопрос: «Чем они похожи?», а затем на вопрос: "Чем они отличаются?". Все его ответы полностью записываются в протокол.

Исследователь на первых примерах может разъяснить испытуемому непонятные ему моменты, а также должен настаивать на соблюдении испытуемым последовательности выполнения задания: вначале описание сходства, а потом различий.

Анализ результатов.

Учитывается то, насколько испытуемый может выделять существенные признаки сходства и различия понятий. Неумение выделять эти признаки свидетельствуют о слабости обобщений и склонности к конкретному мышлению.

Кроме того, исследователю надо обратить внимание на то, как испытуемый выполняет требования, касающиеся заданной последовательности.

При выполнении заданий, что ему дается легче - нахождение сходств или различий.

Дошкольники и младшие школьники вместо выделения общего обычно указывают на различия объектов, поскольку за операцией различия стоит наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. За указанием на общее кроется операция введения в отвлеченную категорию. Таким образом, тот факт, что раньше созревает различие, а затем обобщение, свидетельствует о смене психологических операций, о переходе от наглядных форм мышления к словесно-логическому обобщению. Поэтому для школьников особенно трудными будут задачи таких категорий:

например, "ворона - рыба", - слова, у которых трудно найти общее.

У младших школьников возникает операция обобщения, которая принимает форму выделения общих признаков, но очень часто за ней кроется еще наглядное сравнение или введение предметов в общую наглядную ситуацию, для них трудны задачи категории, например, "всадник - лошадь", слова находятся в условиях конфликта, их очень трудно сравнивать.

Оценивается также логичность хода высказываний испытуемого. Имея инертное, вязкое мышление, испытуемый соскальзывает при сравнении слов со сходств на различия или наоборот, отвлекаясь на незначительные, второстепенные моменты, уделяя им большое внимание, может терять нить рассуждений и т.д.


Материал к методике

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...