История вещей: Печатная машинка. Пишущая Машинка Первая печатная машина в мире изобрел

Так, я недавно видел объявление о продаже самого расхожего немецкого «Роботрона», в котором продавец просил 50 000 рублей. Впрочем, неразборчивых покупателей, которые «ведутся» на красивый или «винтажный» внешний вид машинки, увы, тоже достаточно. Это я знаю по людям, которые обращаются потом ко мне за ремонтом. Почему продавцы, не разбираясь в ценности «товара», хотят, чтобы их машинки купили как можно дороже, и откуда берутся фанаты машинописных устройств? Какую машинку стоит купить, чтобы стать счастливым обладателем оригинальной модели?
ПОЧЕМУ МАШИНКИ ВОСКРЕСЛИ? Печатные машинки как средство делопроизводства массово перестали использовать ещё в прошлом веке. С появлением компьютеров и принтеров они моментально стали восприниматься как пережиток старины. Но спустя пару десятилетий интерес к ним стал возвращаться. Оказалось, что они – не только прекрасный элемент интерьера, они долговечны и печатать на них можно ещё сто, а то и двести лет. Фото Janine Vangool КТО И ЗАЧЕМ СЕГОДНЯ ПЕЧАТАЕТ НА ПЕЧАТНЫХ МАШИНКАХ? Многие печатают на машинках рассказы, повести, пишут письма, некоторые так часто и активно, как и в ту эпоху, когда машинка использовалась во всех конторах и офисах мира. Я знаю журналистку из петербургского Балтийского информагентства, которая в редакции пишет на компьютере, а дома стучит на машинке, потому что ей это в кайф! Некоторые люди используют печатные машинки для оформления их блогов. Они набирают текст на бумаге, сканируют его и загружают на свою интернет-страничку. Зачем им это?

Каждый оттиск печатной машинки всегда уникален.

В компьютерном наборе, напечатав слово неправильно, нельзя его так размашисто перечеркнуть:

Или ударить литерой в неправильно напечатанную букву, чтобы придать ей вид правильной:

Каждая буква печатается с разным нажимом и жирностью, линия строки хотя бы слегка «плавает»:

… и многим блогерам это нравится, потому что такие тексты смотрятся интереснее, индивидуальнее, будто ручная работа, в которую душу вложили. КАК РЕШИТЬ, КАКУЮ МАШИНКУ КУПИТЬ? Когда вы решите покупать машинку, вам не обязательно досконально разбираться в их технических тонкостях и механических принципах, главное – понять свои предпочтения, вкусы, взгляды о прекрасном. У машинок разные характеристики и, соответственно, цены на них разные. ПАРАМЕТРЫ И ДИЗАЙН Начнём с того, что машинки бывают канцелярские, т.е. большие, предназначенные исключительно для работы в стационарных условиях (сравните с персональным компьютером), и портативные, их ещё называют дорожными, которые легко можно взять с собой (сравните с ноутбуками и планшетами). Канцелярские машинки, такие как Underwood 5, Remington 12, L.C. Smith Bros. 8 весьма и весьма увесистые. Так, например, Royal 10 весит около 15 кг, а отечественный «Прогресс» около 20 кг.
Фото: Typewriter museum.lv , mytypewriter.com Портативные машинки весят значительно меньше – в среднем 5-6 кг. Одной из самых лёгких считается немецкая Kolibri, её вес – 4 кг вместе с лёгким чемоданчиком.
Фото typewriters.ch
Маленькие портативные машинки вообще не производились до 20-х годов прошлого века. И функций у них меньше, чем в канцелярских. Но зато после 20-х годов ХХ века американцы, немцы, а позже и итальянцы соревновались в дизайнерских изысках. И даже во время Великой американской депрессии, когда стремились делать всё просто и дёшево, в США создали прекрасные машинописные устройства, такие как Royal Standard Portable и Remington Rand 5.
СТЕКЛЯННЫЕ ИЛИ ПЛАСТИКОВЫЕ КЛАВИШИ? Если вы захотите приобрести машинку с клавишами со стеклянным покрытием, можете быть уверены, этой машинке не меньше 70 лет. По крайней мере, после окончания Второй Мировой они считались уже морально устаревшими. Удивительно, правда, что и сегодня их можно найти в отличном или очень хорошем состоянии.
Конструкция клавиши весьма замысловата – на её опору помещён картонный кружочек с изображением буквы или символа, сверху стеклянный кружочек, и всё это закреплено круглой металлической «обоймой» – кольцом с зажимами. После 50-х все машинки производились преимущественно с пластиковыми клавишами. Впоследствии корпуса машинок также начали делать из более дешёвой пластмассы.
Однако по своей красоте и дизайну такие машинки отнюдь не уступают своим предшественницам. ЛЕНТЫ И КАТУШКИ Если вам достанется машинка, весьма вероятно, что лента окажется засохшей и непригодной для работы. По счастью, такие «пережитки старины» ещё можно найти, нужно всего лишь подобрать аналоги красящих лент от современной оргтехники. Однако прежде чем купить ленту, важно знать её ширину. Для большинства универсальных машинок требуются ленты на 13 мм, но есть и такие, где нужны на 16 мм – особенно это касается больших канцелярских машинок.
Кроме этого, многие машинки позволяют печатать в два цвета – чёрным и красным (на машинке есть специальный переключатель), но такие ленты достать в России весьма проблематично.
Впрочем, вопрос решаемый. Иногда я заказываю двухцветные ленты в США – там «культ» пишущих машинок очень силён, производителям до сих пор выгодно делать ленты именно под конкретные модели, хотя производство самих машинок давно приостановлено.
Раскрою секрет. Можно подобрать (и удачно!) двухцветные ленты от не слишком распространённых кассовых аппаратов и печатающих калькуляторов, которыми пользуются и в наши дни, и такие продаются в интернет-магазинах в России. Что касается катушек, главное, чтобы они были в наличии. Иногда такие катушки играют декоративную роль, входят, так сказать, в дизайнерский ансамбль машинки.

С «родных» катушек старая лента легко удаляется и так же просто снимается с новых (менее «модных»), потом устанавливается на оригинальные. ГДЕ ИСКАТЬ МАШИНКИ? Спрашивать у знакомых, мониторить на досках объявлений и аукционах, обратиться к коллекционерам или механикам и купить уже готовую к работе машинку, прошедшую техобслуживание. СКОЛЬКО В РЕАЛЬНОСТИ СТОИТ МАШИНКА? Сразу оговорюсь: есть дьявольская разница между двумя обстоятельствами - покупать машинку у случайных продавцов или у механиков и коллекционеров, которые умеют привести машинку в работоспособное состояние. Подавляющее большинство машинок, которые выставлены на Авито, продаются «как есть», то есть они не обслуживались годами, иногда десятилетиями. Даже если автор объявления уверяет, что «машинка полностью рабочая», в этом следует усомниться: продавец, как правило, сам не знает ничего о функциях машинок и думает, что если в машинке что-то шевелится, значит, она исправна.
Итак, эти рекомендации относятся как раз к объявлениям, которые публикуют непрофессионалы.
За редким исключением послевоенные отечественные машинки (сделанные в СССР) не стоит покупать более чем за 2000 рублей. Пустая трата денег. В самом деле, их ещё столько много и даже в отличном состоянии, что и продавать дороже нескромно. Речь идёт о машинках типа «Любава», «Ортех». Исключение могут составить, на мой взгляд, ранние модели портативной «Москвы». Такая машинка в классическом стиле справедливо может стоить дороже, но только если она очень хорошо сохранилась и исправна.
Что касается немецких и американских моделей этого периода (с кириллическим шрифтом или с латинским – неважно), а они тоже в советскую Россию, как правило, поступали в больших количествах (особенно немецкие), не стоит переходить за рубеж 7000 рублей. При этом, если машинка неисправна или выглядит неприглядно, не покупайте её более чем за полторы тысячи. Если предлагается машинка довоенной поры, то здесь всё зависит от творчества, маркетинговых способностей продавца и умения покупателя торговаться. Такая машинка в хорошем состоянии может стоить от 7 до 15 (иногда и выше) тысяч рублей.
Если вы готовы выложить больше 10 тысяч рублей, вероятно, вы уже очень хорошо разобрались в вопросе и собираетесь сделать себе или приятному вам человеку хороший и оригинальный подарок. Вы уверены в выборе и знаете, на что потратите деньги.

ПРОВЕРЯЕМ МАШИНКУ ПЕРЕД ПОКУПКОЙ

Прежде чем покупать машинку, хорошо бы увидеть её живьём. Первое, что следует проверить, насколько легко валик машинки вкручивает бумагу. Если возникли затруднения, значит или ролики, которые не видны снаружи, не прижимают бумагу (они серьёзно деформировались) или поверхность резины вала настолько закостенела, что стала скользкой, как свечка и восстановить её – целая эпопея. Плохое качество резиновой поверхности вала должно стать причиной отрицательного решения при вопросе о покупке, если вы собираетесь за машинкой работать, а не держать её в качестве элемента интерьера. Затем проверяется работа каретки, причём тщательным образом. Нужно убедиться, что машинка легко может напечатать строку до конца (возможно, пружина барабана ослабла, а то и вовсе не работает). Если каретка не двигается при печатании вообще, это значит, что она зафиксирована для транспортировки и нужно отключить фиксатор. Если причина не в этом, тогда, возможно, у механизма слетел тросик или леска, или вышел из строя главный механизм пишущей машинки.
Только после такого тестирования проверяется работа всех клавиш (соответственно, и литерных рычагов). Некоторые из них могут заедать, застревать в пазах литероносителя. Беды в этом большой нет – просто машинка давно не чистилась, не смазывалась и не регулировалась. Главное, чтобы вы видели, как печатают все литеры, все ли они на месте и нет ли среди них повреждённых, которые дают нечёткий оттиск. И всё же надо сказать честно: если вы никогда не сталкивались с пишущими машинками, проверить её на предмет полной работоспособности не получится. Обычно люди довольны уже тем, что машинка отстукивает буквы, но вскоре, по мере познания этой техники обязательно выяснится, что машинка ещё умеет выставлять поля - правое и левое, в конце строки всегда звучит колокольчик, таблицы и отступы можно создавать при помощи механизма табуляции и многое другое. КАК УЗНАТЬ ОБ ИСТОРИИ СВОЕЙ МАШИНКИ У каждой серьёзной машинки есть свой серийный (можно сказать, идентификационный) номер. Это не пустой набор математической комбинации, а ценная информация. По ней можно установить год выпуска машинописной модели. Но не всегда. Наиболее ответственно к сохранению данных о своих машинках подошли американцы. В интернете есть открытые базы, по которым можно установить год выпуска. Самая известная typewriterdatabase.com . Для абсолютной убедительности данные предпочтительно сверить с какой-нибудь ещё одной или двумя альтернативными базами, т.к. при составлении могла быть допущена ошибка или опечатка. Чуть менее подробная информация сохранилась о годе рождения немецких машинок. С советскими вообще не повезло – очень мало сведений, но, к счастью, восстановлением информации по отечественным моделям уже тоже занимаются. Впрочем, если у вас есть документы на благоприобретение, это снимает все вопросы. Так, например, мне досталась редкая Optima P 1, она продавалась в антикварном магазине вместе с документами, так что устанавливать год выпуска не понадобилось. Приблизительный период выпуска машинки с кириллицей установить нетрудно по нескольким признакам. Одним из показателей является раскладка клавиатуры. Если она по большей части совпадает с современной (как на компьютерах), значит, машинка была произведена не раньше 50-х годов прошлого столетия. А если на ней ещё есть клавиша «ять», это свидетельствует о дореволюционном её происхождении.

Американская печатная машинка «Ундервудъ» с дореформенной раскладкой. 1907 г.

Таким образом, покупка печатной машинки - ответственное мероприятие. Разумеется, лучше всего покупать машинки у профессиональных механиков или фанатов-самоучек, которые знают тонкости профилактического обслуживания этих аппаратов. Таковых немного, их можно по пальцам сосчитать, да и то - только в Москве и Санкт-Петербурге. По крайней мере, специалистов из других регионов я не знаю (но был бы рад познакомиться). Конечно, машинки, обслуженные специалистами, стоят дороже: вы покупаете не только само устройство, но и непростую работу, проведённую механиком. У меня всегда есть машинки на продажу, свяжитесь мной или посмотрите из в разделе " ".

Сообщество фанатов пишущих машинок:

История пишущей машинки

Компьютеры для подготовки текстов появились сравнительно недавно, однако попытки придумать механические устройства для письма начались почти три столетия назад. В 1714 г. британская королева Анна санкционировала выдачу патента инженеру по имени Генри Милл, удостоверявшего, что тот изобрел «искусственную машину, или метод нанесения букв, по одной или последовательно одну за другой, как при ручном письме». К сожалению, в теории осуществить это оказалось проще, чем на практике. Милл не сумел построить работающую пишущую машинку; подобная участь постигла и десятки других изобретателей, пытавшихся реализовать на практике ту же идею. Это не удавалось сделать вплоть до 60-х годов прошлого XIX века, когда газетный редактор и издатель из шт. Висконсин (США) Кристофер Л. Шоулс решил, наконец, проблему.

В характере Шоулса было что-то сближающее его с современным хакером. Получив государственную должность начальника таможни порта Милуоки, он оставил газетную деятельность, однако часто вспоминал долгие часы, проведенные за написанием и переписыванием статей, когда единственным его орудием труда было гусиное перо или ручка со стальным наконечником. Должен же существовать более удобный способ, и Шоулс был полон решимости найти его. Поскольку новая работа не требовала больших усилий - Милуоки не был крупным международным портом, - Шоулс находил достаточно времени для любимого занятия - технического изобретательства. Работая в местной мастерской, Шоулс и его компаньон Карлос Глидден придумали аппарат для последовательной нумерации книжных страниц. От этого простого устройства и ведет свое начало пишущая машинка.

Шоулс запатентовал свое устройство в 1867 г. Шестью годами позже машинку Шоулса и Глиддена стала производить фирма Remington and Sons (Ремингтон энд санс), солидная оружейная компания, которая в дальнейшем превратилась в Remington Rand (Ремингтон рэнд) и в 1951 г. начала производить и продавать Юнивак UNIVAC , первый коммерческий компьютер в США. После Гражданской войны в США (1861-1865) фирма Remington, расширив ассортимент своей продукции, кроме оружия начала выпускать швейные машинки. Это отразилось и на моделях пишущих машинок: их украсили веселыми цветочными узорами и стали крепить на станину швейной машинки таким образом, что нажатие на педаль вызывало возврат каретки.

Первая пишущая машинка созданная в 1873 г. Шоулсом и Глидденом, была достаточно привлекательна внешне, но не совсем удобна в работе. У машинки этой конструкции молоточки с литерами ударяли по валику снизу, и машинистка не могла видеть печатаемого текста.

У первой модели пишущей машинки были серьезные недостатки. Машинка стоила по тем временам довольно дорого, $125, а печатать на ней можно было только прописными буквами. Кроме того, поскольку литеры, приводимые в движение клавишами, были спрятаны под кареткой, чтобы увидеть отпечатанный текст, ее приходилось поднимать.


Успех к пишущей машинке пришел не сразу, но некоторые из первых покупателей оценили ее очень высоко. Среди них и бывший типографский наборщик Сэмюэл Клеменс, писавший книги под псевдонимом Марка Твена. Ударяя по клавишам одним пальцем (слепая система машинописи была придумана несколькими годами позже), Твен отпечатал письмо своему брату:

" я пытаюсь привыкнуть к этой новомодной пишущей машинке, но пока, похоже, без особого успеха. Однако это моя первая попытка, и я все же думаю что я скоро и легко научусь пользоваться ею... я полагаю, что она будет печатать быстрее, чем я могу писать. она умещает уйму слов на одной странице. она пишет отчетливо, не мажет и не сажает чернильных клякc. "

Марк Твен

А еще через несколько лет Марк Твен первым из писателей представил в издательство машинописную рукопись. (По воспоминаниям самого Твена, это были «Приключения Тома Сойера», однако историки установили, что «Жизнь на Миссисипи».) Твен так увлекся механическими устройствами для машинописи и набора, что позже вложил 300 тыс. долл. В наборную машину. Она оказалась непрактичной - и Твен разорился.

Другие компании вскоре выпустили свои модели пишущих машинок, в том числе и такие, которые позволяли сразу же видеть отпечатанный текст, а также модели со сменой регистра, на которых можно было печатать и строчными и прописными буквами. Эффективность усовершенствованных моделей и тот факт, что они «не мажут и не сажают чернильных клякс», в конце концов рассеяли все сомнения предпринимателей, и пишущая машинка стала распространенным орудием труда.

Одним из упорных противников новой техники была развивающаяся фирма Sears Roebuck, торговавшая по почтовым заказам. Руководство фирмы считало, что машинописные письма слишком обезличены, и даже после того, как в 90-х годах XIX века пишущая машинка получила широкое распространение, секретари фирмы продолжали писать всю корреспонденцию от руки, дабы не оскорбить чувства своей традиционно фермерской клиентуры новомодными «машинными» письмами.

Пишущая машинка не только произвела революцию в конторской работе, но и изменила состав конторских служащих. Обеспечив женщин приемлемым в социальном отношении занятием, помимо домашнего хозяйства, пишущая машинка стала мощным орудием их эмансипации, открыв двери туда, где раньше работали исключительно мужчины. Пишущая машинка, заметил Кристофер Шоулс незадолго до своей смерти в 1890 г., «очевидно, стала благословением для всего человечества, в особенности для женской его половины. Мое изобретение оказалось гораздо мудрее, чем я мог подумать».

Однако вскоре женщины начали понимать, что они освободились от кухонной печи лишь для того, чтобы стать рабынями пишущей машинки. Это устройство не прощало ошибок: стоило случайно нажать не ту клавишу и всю страничку приходилось перепечатывать. Появление в 20-х годах нашего столетия электрической пишущей машинки не решило проблемы. Она работала быстрее и была удобнее для пальцев, однако по-прежнему один нечаянный удар не по той клавише неминуемо вызывал ошибки.

Фото первых пишущих машинок


Когда после Второй мировой войны появились первые компьютеры, модифицированные пишущие машинки, естественно, стали применяться для печати выводной информации центрального процессора. Приблизительно через десять лет их использовали уже и для подготовки данных. Однако проблема ошибок и связанного с ними утомительного перепечатывания оставались, что выглядело еще более досадным на фоне высокого быстродействия центрального процессора ЭВМ.


Китайская пишущая машинка?

А у китайцев было нечто подобное европейской печатающей тексты машинки?

Ведь в китайском языке тысячи иероглифов. До изобретения компьютера вся документация оформлялась вручную, с помощью писарей, знатоков иероглифов?

Искусственный интеллект 01 августа 2010 года (ред. 1.08.2010 20:30) ответил: 90 50

Китайская печатная машинка MingKwai, 1946 год:


Иероглифы набирались комбинацией клавиш по системе Лин. Машинка могла создать 8000 различных символов, а с помощью их комбинаций могла напечатать 90 000 слов.

Печатная машинка Shuangge:


Позволяла набирать 30 000 иероглифов, но одновременно - только 3000 - столько иероглифов умещалось в лотке машинки, остальные хранились отдельно. Оператор помещал "сканер" над нужным иероглифом, молоточек хватал брусок с иероглифом и стукал им по бумаге.

А вот японская Nippon SH-280, 1929 год:


Печатала 2400 иероглифов. Оператор перемещал механическую систему над нужным иероглифом и нажатием на ручку приводил в действие "лапку", которая хватала брусочек с иероглифом и отпечатывала его на листе бумаги.

Сложность классического китайского письма иллюстрирована устройством китайской пишущей машинки.

Барабан (tray) содержит более чем 2000 символов, с еще несколькими тысячами, доступными в других барабанах (есть данные, что всего символов около 5700). Машинистка сначала выравнивает барабан, затем нажимает ключ, который собрает необходимый сивол и делает оттиск на бумаге напротив. Машинка может печатать вертикально и горизонтально.

SOURCE: David Crystal, The Cambridge Encyclopedia of Language, (Cambridge: Cmabridge University Press, 1987), p. 31

На следующей картинке - "усовершенственная", "крутая" китайская печатная машинка, новейшая модель 47 года. :) В ней каждый иероглиф печатается покомпонентно - верхняя, средняя и нижняя часть. Кнопок гораздо меньше, но у неё весьма сложный механизм и непростое управление.


Ширина клавиатуры примерно один метр, на которую насаживаются, лежавшие до этого в коробочке, оттиски с иероглифом (литеры). Естественно на полотне расположены наиболее популярные слова, употребляемые в печати. Такие как "Мао", "Мир", "Труд", "Май" располагаются ближе к центру. Соответственно, чем ближе к краю полотна тем менее популярен иероглиф. Вышедшие из употребления ждут своего часа в коробочке. Прежде чем отпечатать иероглиф, оператору необходимо с помощью лупы ее найти. И только лишь потом, закрепив на держателе, перенести изображение на бумагу. Самые быстрые и профессиональные машинистки достигают скорости печати лишь в 11 слов в минуту.


Nippon Typewriter Co. начала производить пишущие машинки с китайскими и японскими символами в 1917 году. "Nippon имеет ложе (flat bed) c 3 000 японских символов. Этого считается достаточно для стенографии, так как японский язык содержит свыше 30 000 символов." (Thomas A. Russo, Office Collectibles: 100 Years of Business Technology, Schiffer, 2000, p. 161.) Компания-преемник, Nippon Remington Rand Kaisha, производила подобные машины в 1970-ых.

Чтобы использовать пишущую машинку, бумага должна быть обернута вокруг цилиндрического резинового валика, который двигается на роликах над ложем с символами (bed of type). Оператор использует уровень, чтобы управлять захватом (an arm), который собирает части металлического символа из ложа, делает оттиск на бумаге, и возвращает их к своим нишам.

Так что - если вы:

- никак не можете заставить себя работать;

- если вас все вокруг раздражает;

- если вы думаете только о том, как бы пораньше слинять домой;

- даже если у вас просто плохое настроение -

ПРОСТО ПОДУМАЙТЕ О КИТАЙСКОЙ МАШИНИСТКЕ!!!

Печатная машинка - одно из механических устройств, которые с приходом компьютеров отжили свое. Сегодня это уже «прошлый век». Последний в мире завод по производству пишущих машинок, принадлежавший индийской компании Godrej and Boyce, был закрыт в 2011 году.

Между тем на протяжении ста с лишним лет пишущая машинка служила основным орудием производства для людей, чья деятельность так или иначе была связана с текстами: администраторов, штабных писарей, рекламистов, переводчиков и, конечно, писателей.

Для писателей печатные машинки вообще были не просто инструментами, а скорее друзьями. По тем же самым параметрам, по которым мы подбирали себе печатные машинки сейчас мы подбираем клавиатуры. Кстати, а вы какими клавиатурами пользуетесь и каким критериям ваша клавиатура должна соответствовать?


Dactyle (Dactyle). Paris, 1893.


Начало 1940-х. Уильям Фолкнер (1897-1962) за своей пишущей машинкой, сидя на балконе, работает над пьесой. Голливуд, Калифорния.


Stenograph 1, третья модель (United States Stenograph Co.), Сент-Луис, Миссури. 1882.


1948. Орсон Уэллс (1915-1985) за пишущей машинкой на съемках фильма «Леди из Шанхая».


Adler Model 7 (Adler office machines, 1925). Самая знаменитая пишущая машинка фирмы. Первые устройства Adler появились на рынке в 1913 г.



1944. Эрнест Хемингуэй (1899-1961) за пишущей машинкой перечитывает свою статью, написанную в период его работы фронтовым корреспондентом.



Peoples (Garvin Machine Co.). Нью-Йорк, 1891. Простая символьная пишущая машинка. Правой рукой осуществляется указание на символ, левой - управление клавишами «печать», «пробел» и shift.



1970. Американский писатель Уильям Берроуз (1914-1997). Париж.




McLoughlin Brothers (McLoughlin Bros. Inc). Нью-Йорк, 1884. Первая пишущая машинка, предназначенная для детей.



Simplex 1 (The Simplex Typewriter Co.). Нью-Йорк, 1892.




23 января 1957. Драматург Теннесси Уильямс (1911-1983) за пишущей машинкой в своем рабочем кабинете. Ки-Уэст, Флорида.



Caligraph 2 (American Writing Machine Co.). Нью-Йорк, 1882. Первая пишущая машинка с двойным набором клавиш (без клавиши shift).








23 февраля 1964. Британский писатель Ян Флеминг (1908-1964), автор романов о Джеймсе Бонде, за пишущей машинкой у себя дома. Ямайка.


1956. Франсуаза Саган (1935-2004) за пишущей машинкой. Сан-Тропе, Франция.


Линейная пишущая машинка Odell 1 (Odell Typewriter Company). Озеро Женева, Висконсин, 1889.


Olivetti Studio 42, 1936.



Писатель, телеведущий и колумнист «Геральд трибьюн» Джон Кросби (1912-1991) за пишущей машинкой.


Crandall (Crandall Machine Company). Кротон, Нью-Йорк, 1886. Одна из самых красивых пишущих машинок на свете, к тому же обогнавшая свое время: 84 символа на ней можно было напечатать, используя всего 28 клавиш.



Ноябрь 1981. Британский писатель Кингсли Эмис (1922-1950) за пишущей машинкой.



Granville Automatic (Mossberg & Granville Mfg. Co.). Провиденс, Род-Айленд, 1896. Уникальная пишущая машинка, позволявшая с клавиатуры не только переключать регистр, но и осуществлять возврат каретки.

Надо признать, что изобретение Ведгвуда потом на протяжении добрых двух столетий активно использовалось в делопроизводстве для получения нескольких копий одного документа. Да и на матричных принтерах копирка в отсутствие картриджа здорово выручала.

Вернемся однако к истории появления печатных машинок в целом и клавиатуры, в частности. Так вот, в сентябре 1867 года поэт, журналист и по совместительству изобретатель Кристофер Лэтхэм Шолес (Christopher Latham Sholes) из Милуоки подал заявку на новое изобретение - печатную машинку. После соответствующих бюрократических процедур, которые, как это водится, растянулись на несколько месяцев, Шолес в начале 1868 года получил-таки патент. Соавторами изобретения помимо Кристофера Шолеса были Карлос Глидден (Carlos Glidden) и некто Соул (S. W. Soule), которые тоже потрудились над созданием первой печатной машинки. Впрочем, американцы не были бы американцами, если бы они не попытались извлечь прибыль из своего детища.

Производство первых печатных машинок началось в самом конце 1873 года, а в 1874 году они уже поступили на американский рынок под маркой Sholes & Glidden Type Writer.

Надо сказать, что клавиатура первых печатных машинок разительно отличалась от нынешней. Клавиши размещались в два ряда, а буквы на них шли в алфавитном порядке.

В дополнение к этому, печатать можно было исключительно заглавными буквами, а цифр 1 и 0 вовсе не было. Их с успехом заменяли буквы "I" и "O". Текст печатался под валиком и не был виден. Чтобы посмотреть на работу, надо было приподнять каретку, для этой цели расположенную на шарнирах. В общем, как и у всякого нового изобретения недостатков у первых печатных машинок было немало. И среди прочих, как это вскоре выяснилось, неудачное расположение клавиш. Дело в том, что при возрастании скорости печати молоточки печатной машинки с закрепленными на них штампиками-литерами, которые наносили удары по бумаге, не успевали возвращаться на место и цеплялись друг за друга, грозя привести к поломке печатающего узла. Очевидно, что решить проблему можно было двумя путями - либо каким-то образом искусственно замедлить скорость печати, либо разработать новую конструкцию машинки, которая бы исключала заклинивание клавиш.

Кристофер Шолес предложил изящное решение, позволившее обойтись без изменения механики достаточно сложной конструкции печатающего узла. Оказалось, что для того, чтобы дело пошло лучше, достаточно изменить порядок следования букв, нанесенных на клавиши.

А дело вот в чем. Поскольку молоточки располагались по дуге, образующей половину круга, то чаще всего при печати заклинивало расположенные поблизости друг от друга литеры. Шолес решил расположить литеры на клавишах так, чтобы буквы, образующие устойчивые в английском языке пары, располагались как можно дальше друг от друга.

Для того чтобы подобрать "правильное" расположение клавиш, Шолес воспользовался специальными таблицами, отражавшими частоту появления на письме тех или иных устойчивых сочетаний букв. Соответствующие материалы были подготовлены педагогом Амосом Денсмором (Amos Densmore), братом Джеймса Денсмора (James Densmore), который, собственно, и финансировал работы Кристофера Шолеса по созданию печатной машинки.

После того как Шолес расположил в нужном порядке молоточки с литерами внутри каретки печатной машины, буквы на клавиатуре образовали весьма прихотливую последовательность, начинавшуюся с литер QWERTY. Именно под этим названием клавиатура Шолеса и известна в мире: QWERTY-клавиатура или универсальная клавиатура (Universal keyboard). В 1878 году, уже после того как модернизация была опробована на выпускавшихся печатных машинках, Шолес получил на свое изобретение патент.

С 1877 года печатные машинки по патенту Шолеса стала выпускать компания "Ремингтон". На машине первой модели можно было печатать только заглавные буквы, а на второй модели (Remington No.2), серийный выпуск которой начался в 1878 году, появился переключатель регистров, что позволяло печатать как заглавные, так и строчные буквы. Для переключения между регистрами печатающая каретка сдвигалась вверх или вниз при помощи особой клавиши Shift (сдвиг). В этой и последующих (до 1908 года) машинках "Ремингтон" напечатанный текст оставался невидимым для работающего, имевшего возможность посмотреть на текст, лишь приподняв каретку.

Между тем пример Шоулза вдохновил и других изобретателей. В 1895 году Франц Вагнер получил патент на машинку с горизонтально лежащими буквенными рычагами, ударяющими по бумагоопорному валу спереди. Основное достоинство этой конструкции было в том, что при работе был виден только что отпечатанный текст. Права на ее производство он продал фабриканту Джону Ундервуду. Эта машинка оказалась настолько удобной, что вскоре стала пользоваться большой популярностью и Ундервуд заработал на ней огромное состояние.

Первая печатная машинка Кристофера Шолеса была предназначена для набора текста… двумя пальцами. Появление метода десятипальцевой печати приписывается историками некоей миссис Лонгли (L. V. Longley), продемонстрировавшей новый подход в 1878 году. А чуть позже Фрэнк МакГуррин (Frank E. McGurrin), клерк из федерального суда в городе Солт-Лейк Сити, предложил концепцию метода "слепой печати", при которой машинистка работала и вовсе не глядя на клавиатуру. В это же время производители печатных машинок, стремясь доказать публике перспективность новой техники, проводили многочисленные соревнования на скорость печати на первых "ремингтонах" и "ундервудах", что, конечно же, подстегивало машинисток печатать все быстрее и быстрее. Очень скоро темп работы "тружеников печатной машинки" превысил средние 20 слов в минуту, характерные для рукописного текста, а сами печатные машинки стали неотъемлемым рабочим инструментом секретарш и вполне привычным элементом офисов.

До 1907 года фирма "Ремингтон и сыновья" последовательно выпустила девять моделей печатных машин, конструкция которых постепенно совершенствовалась. Выпуск пишущих машин нарастал лавинообразно. За первые десять лет "Ремингтонов" изготовили свыше ста тысяч экземпляров.

Помимо крупных фирм (таких как "Ремингтон" и "Ундервуд") печатные машинки выпускали сотни мелких фабрик и десятки крупных компаний, специализирующихся на точном машиностроении. Появились десятки новых конструкций и сотни моделей. Из этих разработок к середине столетия сохранили свое значение всего около двадцати.

В период 1890-1920 годов идет усиленный поиск конструктивных решений с целью получения четкого, видимого при печатании текста и расширения возможностей печатной машины. Среди машин этого времени можно выделить две основные группы: с единым литероносителем и с рычажным печатающим механизмом. У машин первой группы литеры нанесены на едином литероносителе различной формы, для выбора печатного знака использовались либо индикаторное устройство, либо клавиатура. Меняя литероносители можно было печатать на нескольких языках. Эти машины давали видимый при печати текст, но малая скорость печатания и слабая пробивная способность ограничивали их применение.

В машинах с рычажным печатающим механизмом литеры расположены на концах отдельных рычагов, печать производится ударом литерного рычага по бумагоопорному валу при нажатии на клавишу. Разнообразие рычажных печатных машин конца XIX - начала XX века отражает борьбу идей, направленных на получение видимого при печатании текста, повышении скорости печатания и надежности работы машины, обеспечения "легкого" удара по клавишам.

В 1911 году в России провели сравнительный анализ энергозатрат при письме различных моделях пишущих машин. Оказалось, что написать 8000 знаков эквивалентно перемещению пальцами на "Ремингтон № 9" 85 пудов, на "Смитс-Премьер" - 100 пудов, на "Посталь" -188 пудов!

Пишущая машинка широко использовалась литераторами. Примечательно, что вышедший в свет в 1876 году труд Марка Твена "Приключения Тома Сойера", стал первой книгой, текст которой был подготовлен с использованием печатной машинки.

Кабинет Л.Н. Толстого, например, знакомые великого писателя не могли представить себе без старого "Ремингтона", так же как кабинет В.В. Маяковского невозможно представить без его любимого "Ундервуда".

Печатная или пишущая машинка – когда-то эта вещь была принадлежностью тех, кого принято называть людьми интеллектуальных профессий: ученых, писателей, журналистов. Бойкий стук по клавишам раздавался и в приемных высоких начальников, где за столом рядом с печатной машинкой восседала очаровательная машинистка-секретарь…

Теперь другое время и печатные машинки уже почти ушли в прошлое, на смену им пришли персональные компьютеры, сохранившие от печатной машинки лишь клавиатуру. Но может быть не будь печатной машинки не было бы и компьютера? Кстати, у печатной машинки есть и свой праздник – День печатной машинки, и отмечается он 1 марта.

Легенды и исторические источники рассказывают нам о том, что первая пишущая машинка была разработана аж триста лет назад в 1714 Генри Миллом, и он даже получил патент на изобретение от самой английской королевы. Но вот только изображения это машинки не сохранилось.

Настоящую же, действующую машинку, впервые представил миру итальянец по имени Терри Пеллегрино в 1808 году. Его пишущий аппарат был сделан для его слепой подруги, графини Каролины Фантони де Фивизоно, которая так смогла общаться с миром, ведя на машинке переписку со своими друзьями и близкими.

Идея создания идеальной и удобной печатной машинки захватила умы изобретателей и с течением времени в мире начали появляться различные модификации этого приспособления для письма.

В 1863 году наконец-то появился предок всех современных печатных машин: американцы Кристофер Лехтем Шоулз (Christopher Sholes) и Самуэль Суле (Samuel Soule) – бывшие типографы - придумали сначала устройство для нумерования страниц в счетных книгах, а потом поэтому принципу создали работоспособную машинку, печатающую слова.

Патент на изобретение был получен в 1868 году. Первый вариант их машинки имел два ряда клавиш с цифрами и алфавитным расположением букв от A до Z (строчных букв не было, только заглавные; так же не было цифр 1 и 0 – вместо них использовались буквы I и O), однако такой вариант оказался неудобным. Почему?

Есть легенда, согласно которой при быстром последовательном нажатии на буквы, расположенные рядом, молоточки с литерами застревали, вынуждая останавливать работу и руками разгребать затор. Тогда Скоулз придумал клавиатуру QWERTY – клавиатуру, которая заставляла машинисток работать медленнее. Согласно еще одной легенде, брат Шоулза проанализировал сочетаемость букв в английском и предложил вариант, в котором наиболее часто встречающиеся буквы разнесены максимально далеко, что позволяло избегать залипаний при печати.

В 1870 году русский изобретатель Михаил Иванович Алисов изобрёл наборно-пишущую машину, известную как «скоропечатник» или «скорописец», с целью замены каллиграфического переписывания бумаг и рукописей, машинка для перевода на литографский камень. Скоропечатник был пригоден для своей цели, получил медали и высокие отзывы на трёх всемирных выставках в Вене (1873), Филадельфии (1876) и Париже (1878), Русское императорское техническое общество присудило медаль. По устройству печати и внешнему виду она значительно отличалась от большинства знакомых нам машин, на ней пробивалась восковая бумага, которая потом подвергалась размножению на ротаторе.

Различные типы машин на протяжении определенного периода, постепенно становились более практичным для ежедневного использования. Были и машинки с иным расположением клавиатур, но… Классический Ундервуд (Underwood Typewriter) появившийся в 1895 году смог добиться господства в начале 20-го века, и большинство производителей стали делать свои печатные машинки уже в том же стиле.

Каких только нет и не было печатных машинок. Печатные машины специального назначения: стенографические, бухгалтерские, для письма формул, для незрячих и другие.

Была даже альтернатива – печатные машинки без… клавиатуры. Это так называемые индексные пишущие машинки: одна рука работает с указателем, который выбирает нужную букву в индексе, а другая рука нажимает на рычаг для печатания буквы на бумаге.

Такие машинки были очень дешевыми по сравнению с обычными и пользовались спросом у домохозяек, путешественников, любителей-графоманов и даже у детей.

И немного про русскую раскладку клавиатуры - ЙЦУКЕН… история ее появления такова: увы, но придумана она была в Америке в конце XIX века. Тогда все фирмы выпускали машинку только с одним вариантом раскладки ­ ЙIУКЕН.

Это не опечатка – привычный нам ЙЦУКЕН появился только после реформы русского языка, в результате которой из алфавита исчезли «ять» и «I». Так что мы сейчас имеем на компьтере все то, что изобреталось до нас веками… Сами же пишущие машинки стали антикварной ценностью и могут вполне восприниматься как произведения искусства.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...