Корабль маршал устинов. Возвращение из небытия: зачем из «Маршала Устинова» сделали совершенно новый крейсер

Российский военно-морской флот продолжает трудный путь превращения в мощный и современный вид вооруженных сил, способный обеспечить решение поставленных целей и задач в духе времени. Работа идет по разным направлениям, каждое из которых подтягивает за собой другие. Разрабатываются проекты новых боевых судов, строятся корабли по утвержденным проектам. Однако немалая доля боевой эффективности российского флота сегодня определяется состоянием кораблей-ветеранов, как осуществляется текущая модернизация боевого ядра флота. Доставшиеся в наследство от ВМФ Советского Союза эти суда еще продолжают оставаться грозными боевыми единицами, способными противостоять агрессивным намерениями условного противника.

Наследство Советского ВМФ можно оценивать по-разному. Большинство кораблей, несмотря на прочность конструкции, морально устарели и подлежат утилизации. Однако существует ряд судов, которые и сегодня могут достойно нести Андреевский флаг, находясь в боевом составе российских флотов. Одним из таких кораблей, безусловно, является ракетный крейсер Маршал Устинов постройки 1982 года. Спустя 30 лет это корабль продолжает оставаться в строю, составляя вместе с атомным ракетным крейсером «Петр Великий» основное боевое ядро Северного флота.

Постройка корабля: особенности конструкции

Советские ракетные крейсера (в военной терминологии РКР) строились в ответ на усиление авианосных группировок ВМФ США . К середине 80-х годов американцы уже имели в своем составе 4 авианосные группы во главе с атомными авианосцами класса «Нимиц». Это крупное боевое соединение кораблей могло автономно действовать в любом уголке земного шара, оказывая военное давление на потенциального противника. Советское руководство и Главный Штаб ВМФ соответственно искали способ эффективной нейтрализации подобной угрозы. Выходом из создавшегося положения могла стать постройка и ввод в строй мощных океанских кораблей, вооруженных ударными ракетными комплексами.

Предполагалось, что каждый из четырех флотов Советского Союза получит по два таких корабля, способные свести на нет обозначившееся превосходство американцев на море. Нельзя сказать, что советское военно-морское руководство было не готово к подобному повороту событий. Новый корабль, обладающий мощным ракетным вооружением и имеющий обычную двигательную установку, находился в разработке. Работы в Северном Проектно-конструкторском бюро велись еще с 1972 года, когда конструкторы получили техническое задание на разработку проекта 1164 «Атлант».

Корабли этого проекта представляли собой «золотую середину», которую предпочло советское военно-морское руководство. Новые ракетные крейсера должны были обладать ударной мощью атомных ракетных крейсеров проекта 1144 «Орлан», однако в постройке и в обслуживании обходиться в несколько раз дешевле. Такой корабль должен был иметь следующие тактико-технические данные:

  • водоизмещение до 10000 тонн;
  • длина корпуса 180-190 метра;
  • мощность газотурбинной установки 110 тыс. л.с.;
  • максимальная скорость хода должна быть не менее 34 узла;
  • ориентировочная численность экипажа 500-550 человек.

Такая внушительная платформа могла позволить установить на ней мощный комплекс вооружений. Ракетный крейсер проекта 1164 предполагалось вооружить ударным ракетным комплексом «Базальт», морской версией ЗРК С-300, торпедными аппаратами. В качестве вспомогательных средств вооружения корабль должен был нести артиллерийские установки калибром 100-мм. и зенитные комплексы ОСА. При таком арсенале новый советский крейсер становился смертельно опасным для военного корабля любого класса. Первый головной корабль проекта 1164 получил название «Слава». Его заложили в октябре 1976 года на стапелях Николаевского кораблестроительного завода. Это предприятие стало родиной всех последующих судов данного проекта.

Первоначально планировалось дать флоту 10 кораблей этого класса, однако в реальности удалось заложить и завершить постройку только четырех:

  • РКР «Слава» — флагман Черноморского флота, сдан в эксплуатацию в 1983 году;
  • ракетный крейсер «Маршал Устинов», переданный Северному флоту в 1986 году;
  • ракетный крейсер «Варяг» , вступивший в строй Тихоокеанского флота в 1989 году;
  • четвертый корабль серии РКР «Украина» так и остался стоять недостроенным на стапеле Николаевского завода.

Сегодня три из перечисленных кораблей находятся в строю, неся Андреевский флаг на Севере, на Дальнем Востоке и на Черном море. Последний корабль «Украина» после развала Советского Союза планировалось достроить и ввести в строй ВМС Украины. Однако в силу экономических и политических причин корабль так и остался стоять у заводской стенки. На сегодняшний день властями Украины принято решение вместо консервации приступить к утилизации недостроенного судна.

Основные преимущества крейсера «Маршал Устинов»

Второй корабль серии проекта 1164 заложили в 1978 году. Первоначально судно носило название «Адмирал флота Лобов». Строительство велось долгие четыре года и имело трудности с подбором вооружений. Наконец в 1982 году в торжественной обстановке корпус корабля коснулся водной глади Южного Буга. В течение последующих лет осуществлялась установка на корабле основных узлов и агрегатов. Корабль получил современное по тем временам радионавигационное оборудование, автоматизированные комплексы управления огнем. Силовая установка, сконструированная на Николаевском заводе «Заря», была на то время одной из лучших в мире как с точки зрения практичности, так и с точки зрения экономичности. В 1986 году накануне передачи корабля представителям флота, судну присвоили новое название, данное в честь Министра обороны СССР маршала Устинова.

Последующим местом службы ракетного крейсера стал Северный флот, где СССР пытался создать в те годы мощную ударную группировку надводных кораблей. Постоянная угроза северному флангу со стороны флотов стран НАТО вынуждала советское военно-морское командование держать на Севере мощные и боеспособные корабли. Однако до тех пор, пока корабль добрался до своего постоянного порта приписки, крейсеру пришлось нести в течение года службу в Средиземном море, входя в состав 5-й оперативной средиземноморской эскадры ВМФ СССР.

Крейсер представлял собой мощный и современный корабль, способный на равных противостоять соединениям 6-го флота США, господствующего в средиземноморской акватории. Советский корабль располагал не только большим запасом хода, превышающим 7000 миль, но и обладал высокими скоростными качествами. Основным козырем советского крейсера «Маршал Устинов» являлось его вооружение. Советские противокорабельные ракеты П-500 «Базальт» могли нести со сверхзвуковой скоростью боевой заряд массой 500 кг на расстояние до трехсот морских миль. Таких грозных игрушек на борту корабля было 16 штук, расположенных с двух бортов в удобных и компактных контейнерах. Попадания двух ракет П-500 в крупный корабль класса авианосца могли оказаться фатальным.

Появление в составе советского оперативного соединения на Средиземном море корабля с таким вооружением, мгновенно лишало американцев преимущества. Их авианосцы и корабли охранены оказались совершенно безоружными перед фактом наличия такой огромной огневой мощи.

Не забыли советские кораблестроители о собственном оборонительном вооружении. На крейсера класса «Слава» устанавливались ЗРК С-300 «Форт», способные полностью контролировать все воздушное пространство в радиусе 5-75 км в диапазоне высот 25-25000 метров. Имея на борту 64 пусковые установки ЗРК, советский крейсер обеспечивал воздушное прикрытие всему соединению кораблей. Ближние подступы к кораблю контролировали ЗРК «Оса» и автоматы АК-630. С таким объемом вооружений советские крейсера класса «Слава» проекта 1164 считались самыми сильными надводными кораблями на море, имеющими обычную силовую установку.

Крейсер «Маршал Устинов» проекта 1164 «Атлант» на боевой службе

Пройдя в составе Средиземноморской эскадры обкатку всех своих основных узлов, крейсер направился на свою постоянную базу в Североморск. До 1996 года, когда холодные воды Баренцева моря приняли ТАРКР «Петр Великий», ракетный крейсер «Маршал Устинов» был флагманом Северного флота ВМФ СССР. Корабль к тому времени успел нанести дружеские визиты в США и в Канаду, посетив главную базу американского флота — порт Норфолк. После развала Советского Союза, корабль под тем же именем вошел в состав Северного флота ВМФ Российской Федерации.

За годы боевой службы с 1986 по 1994 год корабль прошел около 200 тыс. миль. Конструкция корабля, его основные узлы, агрегаты и основные системы наглядно продемонстрировали совершенство конструкторской мысли советских инженеров. Единственным элементом корабля, который нуждался в ремонте, являлась энергетическая установка. В 1994 году корабль становится на плановый ремонт у стенки Петербургского завода «Северная верфь». Впоследствии корабль неоднократно подвергался модернизации, каждая из которых имела свои цели и задачи. Последняя модернизация, проведенная на северодвинском морском заводе «Звездочка» проходила в 2011-2016 годах. Корабль получил новое и современное навигационное оборудование. Изменился на крейсер и состав вооружения. Вместо грозных ПКР «Базальт» крейсер получил более мощные противокорабельные ракеты П-1000 «Вулкан».

Модернизация показала, что при грамотном техническом подходе срок службы кораблей проекта 1164 может быть продлен еще на 10-15 лет. Конструкция корабля позволяет осуществлять замену устаревших систем энергообеспечения, менять электронное оборудование на новое. Основные узлы системы управления кораблем сегодня полностью обновлены и отвечают поставленным целям.

В заключение

Для ракетного крейсера проекта 1164 «Маршал Устинов» судьба уготовила длинную и почетную службу. После последней модернизации крейсер снова несет боевую службу в составе 43-й дивизии ракетных кораблей. Вместе с ТАКР «Адмирал Флота Кузнецов» и ТАРКР «Петр Великий» крейсер проекта 1164 продолжает оставаться ударным ядром Северного флота. Последние новости о техническом состоянии корабля, возраст которого на сегодняшний день составляет 36 лет, свидетельствуют о том, что все основные системы корабля и конструкция находятся в удовлетворительном состоянии. Износ корпуса и основных конструкционных узлов составляет не более 70%.

В таком состоянии корабль способен регулярно совершать морские походы, однако в целях безопасности, радиус действия корабля сегодня ограничен акваторией Баренцева моря.

В 1982 году на верфи Николаевского судостроительного завода им. 61 коммунара (Украина) в торжественной обстановке был спущен на воду ракетный крейсер проекта 1164 «Маршал Устинов». Это боевая единица стала уже вторым кораблем типа «Атлант», построенная в рамках реализации Государственного оборонного заказа. Новый корабль получил название в честь Маршала Устинова Дмитрия Федоровича — Министра Обороны СССР 1976-1984 годы.

Через четыре года новый и мощный ракетный крейсер вошел в состав Северного флота, получив постоянную прописку в Североморской военно-морской базе. К тому времени советские ракетные крейсера проекта 1164 по классификации НАТО «Slava klass», считались самыми мощными, не авианесущими, надводными кораблями в мире. При водоизмещении 9800 тонн крейсер мог развивать максимальную скорость хода в 32 узла. Вооруженный противокорабельными крылатыми ракетами «Базальт», новый советский корабль представлял реальную угрозу авианосным группировкам НАТО на море. Западные эксперты, оценив боевые возможности новых ракетных крейсеров ВМФ СССР, заслуженно дали им прозвище «убийцы авианосцев».

Полноценная боевая служба самого надводного корабля Северного флота началась весной 1987 года и продолжалась до 1994 года, когда было принято решение поставить военное судно на профилактический ремонт.

С этого момента началась новая история боевого корабля, которая продолжает писаться и в наши дни.

Первый этап модернизации

Первоначально крейсер имел вполне пристойные тактико-технические характеристики и полностью отвечал боевым задачам, поставленным перед отечественным флотом. До 1994 года крейсер активно участвовал в боевой жизни флота, совершая длительные морские переходы. Корабль нес боевое дежурство в Средиземном море, неоднократно посещал с визитами порты на Восточном побережье США и Канады. В 1994 было принято поставить судно на планово-профилактический ремонт, который затянулся на долгие три года. Восстановлением боеспособности судна занялись корабелы судостроительного завода «Северная верфь» в Санкт-Петербурге. За это время корабль коснулась первая серьезная модернизация.

Первоочередным заданием было принято привести в порядок главный корпус, усилить на крейсере проекта 1164 «Маршал Устинов» узлы и агрегаты двигательной установки и оборудовать на судне новые системы пожаротушения. На судне установили новую, более мощную энергетическую установку, способную одновременно обеспечить экономичный ход и быстрый переход на форсированный режим. Помимо технологических мероприятий боевой корабль должен был получить новое вооружение.

Основной ударной силой РКР являлись противокорабельные крылатые ракеты «Базальт» (ПКР-500). Ракеты размещались в 16 пусковых контейнерах, расположенных стационарно на верхней палубе. Дальность полета крылатой ракеты составляла 500 км. При этом ракета выполняла полет к цели по сложной траектории, вводя в заблуждение РЛС противника и всю его систему ПВО. Масса боевой части ракеты могла достигать 1000 кг. Несмотря на внушительные боевые параметры, к середине 80-х годов ПКР П-500 «Базальт» перестала отвечать поставленным задачам. Системы ПВО иностранных флотов получили на оснащение новые противоракетные комплексы, способные сбивать советскую ракету во время его маршевого полета на больших высотах.

Последующая модернизация ракеты привела к появлению новой версии ПКР П-1000 «Вулкан», которыми был оснащен третий корабль серии РКР «Червона Украина», ныне ракетный крейсер Тихоокеанского флота «Варяг». Военно-морским командованием было принято решение перевооружить отремонтированный боевой корабль на новую противокорабельную систему П-1000 «Вулкан».

Однако модернизация основного ударного вооружения на РКР «Маршал Устинов» состоялась в ограниченном виде. Установка на судно более мощных крылатых ракет была произведена без замены пусковых установок СМ-248, которые оказались не пригодными для пуска крылатых ракет «Вулкан» в штатной комплектации. На оснащение крейсера поступили крылатые ракеты П-1000, оборудованные стартовыми двигателями от старых ракеты «Базальт». Соответственно дальность нового ударного вооружения оставалась на прежнем уровне. Новый противокорабельный комплекс на втором крейсере проекта 1164 получился в усеченном виде. Повысить дальность полета нового ракетного комплекса пытались за счет уменьшение веса боевой части, однако это свело на нет боевую эффективность данного класса вооружений.

На заметку: На третьем серийном ракетном крейсере «Варяг» изначально ставились ПКР «Вулкан», поэтому и пусковые контейнеры делались из жаропрочных материалов, обладавших большим ресурсом.

С новым вооружением отремонтированный крейсер проекта 1164 «Маршал Советского Союза Устинов» можно было считать вполне боеспособной боевой единицей, альтернативой тяжелым атомным ракетным крейсерам типа «Орлан» проекта 1144. Имея сопоставимое наступательное и оборонительное вооружение, российский корабль по боевой оснащенности стал соответствовать лучшим западным аналогам, крейсерам и эсминцам УРО.

Следует отметить, что модернизация корабля, проводимая в середине 90-х годов, совершенно не коснулась системы ПВО. На вооружении крейсера основным средством противовоздушной обороны так и остались всего 8 пусковых установок револьверного типа зенитно-ракетных комплексов «Форт», созданных на основе сухопутной ЗРК С-300 . Ближний рубеж противовоздушной обороны осуществляли старые ЗРК «Оса-М», которые могли решать только ограниченный круг боевых задач. Нежелание усиливать средства борьбы с воздушной угрозой объясняется необходимостью как можно быстрее ввести крейсер в боевой состав флота. Переоснащение корабля на новые виды ПВО могло существенно замедлить и так затянувшийся ремонт.

Модернизированный корабль в том виде, в котором снова был принят в строй, соответствовал современной военно-морской доктрине ВМФ России — мощные мобильные ударные соединения кораблей, прикрываемые морской и палубной авиацией.

Боевая служба корабля в современных условиях

Корабли проекта 1164, в частности «Маршал Устинов», ракетный крейсер «Москва» продолжают на сегодняшний день составлять ударную мощь российского флота на северном и южном фланге, входя в состав Северного и Черноморского флота. На Дальнем Востоке продолжает нести боевую службу РКР «Варяг», третий корабль серии.

В современных условиях корабли продолжают оставаться достаточно сильными боевыми единицами, однако по уровню радиолокационного и навигационного оснащения, ракетные крейсера постоянно нуждаются в усовершенствованиях. В 2001 году на крейсере «Маршал Устинов» была установлена новая навигационная аппаратура. Крейсер получил на оснащение средства космической связи и позиционирования, что значительно улучшило его боевые возможности.

Последующая служба корабля была связана с заграничными походами в составе авианосной группы Северного флота и боевым патрулированием в северной Атлантике. Крейсер неоднократно принимал участие в тактических и стратегических учениях Северного флота. Интенсивная эксплуатация судна привела к реальному физическому износу элементов конструкции. Отработали свой технологический ресурс ряд других жизненно-важных систем корабля. Новый, капитальный ремонт корабля начался в 2011 году, когда крейсер в очередной раз пришвартовался у заводской стенки ЦСР «Звездочка» в Северодвинске.

Высшим военно-морским командованием было принято решение осуществить очередной плановый ремонт судна и по возможности провести модернизацию корабля. С ноября 2012 года началась сухопутная служба крейсера, который был поставлен снова на стапель. Первоначально планировалось осуществить на крейсере только профилактический ремонт, однако в процессе исследования состояния корпуса и работоспособности основных узлов и агрегатов стало ясно — корабль нуждается в более основательном ремонте.

Текущее положение дел

За время пребывания на стапеле корабелы сумели восстановить противопожарную систему судна, привели в порядок узлы и агрегаты движительной установки. На судне были заменены валы, винты и отремонтированы успокоители качки. Корпус крейсера был полностью очищен от старой краски и перекрашен.

По завершению работ стапельных работ с корпусом, корабль был снова спущен на воду и переведен к достроечной стенке для проведения последующих ремонтно-восстановительных работ. Как оказалось, на корабле необходимо было заменить более 50% всех имеющихся корабельных коммуникаций. Назрела модернизация основных средств связи, обнаружения и навигационного оборудования. Что касается оборонительного комплекса боевого судна, то здесь работы были направлены на усовершенствование технического состояния пусковых установок ПКР «Вулкан». После модернизации на корабле будет присутствовать полноценная версия ПКР «Вулкан», способная значительно усилить боевую мощь крейсера. Дальность полета ракеты с нормальной боевой частью составит 1000 км.

Несмотря на то, что ремонтные работы должны были закончиться в 2014 году, в соответствии с условиями государственного контракта, сдача корабля постоянно переносилась. Только осенью 2016 года ракетный крейсер «Маршал Устинов» проекта 1164 типа «Атлант» начал проходить заводские испытания. Корабль снова прибыл на место постоянного базирования, где и предстояло пройти комплекс приемо-сдаточных испытаний.

Крейсер "Маршал Устинов" проекта 1164 "Атлант", как и три его боевые собрата, был построен на судостроительных верфях города Николаева. Изначально в рамках проекта было запланировано десять судов такого класса, но на воду было спущено только четыре.

История "Атлантов"

Техническая документация проекта (руководители А.К. Перьков и В.И. Мутихин) была утверждена в августе 1974 года. Боевые суда этой серии предназначались для противодействия ударным группам и отдельным кораблям вероятного противника, укрепления поисковых противолодочных соединений, выполнения функций коллективной противовоздушной обороны в составе конвоев.

Судно было заложено в 1978 году, вторым по счету, как "Адмирал флота Лобов". В 1986 году корабль получил свое сегодняшнее имя и вошел в состав Северного флота.

Крейсеры "Москва" и "Варяг" несут службу, соответственно, на Черноморском и Тихоокеанском флотах России. Четвертый - "Украина", при разделе доставшийся Незалежной, так и не покинул верфи Николаева.

Технические характеристики

Водоизмещение судна - 11 тысяч тонн при общей длине 187 метров. Главная энергетическая установка мощностью 113 тысяч л.с. обеспечивает максимальную скорость хода в 32 узла. Дальность похода - 8000 морских миль. Запас топлива и пропитания гарантирует месячное автономное плавание экипажу корабля (480 человек). На всем протяжении корпус имеет двойное дно, пространство которого заполнено топливными резервуарами.

"Маршал Устинов" - ракетный крейсер с выраженной трехостровной надстройкой. Фок- и грот-мачты выполнены в форме пирамидальных башен. Грамотное разнесение погребов боезапаса, оборудование их автоматизированными системами пожаротушения и затопления гарантирует плавучесть судна при критическом повреждении любых трех отсеков из четырнадцати (кроме машинных).

В кормовой части главной палубы расположены вертолетная площадка и ангар с 30-тонной антенной ЗРК "Форт".

Основное вооружение

По неофициальной версии крейсер "Маршал Устинов" способен в течение получаса противостоять любому соединению противника. В основе огневой мощи - 16 спаренных установок противокорабельного ракетного комплекса "Базальт", благодаря которому все корабли этого проекта окрестили "убийцами авианосцев". Боевая часть ракеты способна поразить цель на удалении в 550 км. Возможно как одиночное, так и залповое ведение огня. Целеуказание производится спутниковой системой "Корвет-5", самолетами разведки Ту-95РЦ или палубным вертолетом Ка-27.

Зенитное и артиллерийское вооружение крейсера включает:

  • Дальний радиус (до 90 км, при высоте - 25км) - 64 ракеты комплекса С-300Ф.
  • Ближний (до 15 км при высоте - 5км) - два пусковых комплекса "Оса-МА" (боезапас - 48 ракет).
  • Двуствольное автоматическое орудие АК-130 (дальность - 24,1 км, скорострельность - 85 выстрелов/мин., боезапас - 720 шт).
  • Шестиствольные установки АК-630М (дальность - 8 км, скорострельность - 5000 выстрелов/мин., боезапас - 48 тыс.)

Для ведения противолодочной войны крейсер "Маршал Устинов" оснащен двумя торпедными аппаратами с боекомплектом в 10 торпед, реактивными бомбовыми установками, гидроакустическим комплексом "Платина" и максимальным комплектом средств радиоэлектронной борьбы.

Двадцать пять лет в строю

В течение службы крейсер совершил три официальных визита на военно-морские базы Норфолк (Вирджиния, США), Мэйпорт (Флорида, США) и Галифакс (Канада). Дважды принимал участие в качестве флагмана в военно-морских парадах (Санкт-Петербург). Дважды крейсер "Маршал Устинов" выполнял боевые задачи в водах Средиземноморья.

За время боевых походов общей продолжительностью более тысячи суток пройдено 150 тысяч миль, совершено 370 учебно-боевых стрельб с применением всего арсенала. С 2008 года оберегал покой российских рыбаков, осуществляя патрулирование вблизи острова Шпицберген в Северном Ледовитом океане. Летом 2011 года крейсер "Маршал Устинов" направился на оборонные верфи ОАО "Звездочка" для проведения капитального ремонта и модернизации.

Курс на Североморск!

Трудность проведения работ заключалась в том, что северодвинским специалистам пришлось заново восстанавливать конструкторскую и техническую документацию, пропавшую в украинском Николаеве.

Первые два года корабль обслуживался на твердом стапельном основании. Подверглись коренной реконструкции водоотливная, осушительная и противопожарная системы крейсера, винторулевые механизмы, важные энергетические узлы. Тщательно обследован, восстановлен и окрашен корпус. Спуск на воду был выполнен летом 2013 года, и работы продолжились. Проведена глубокая модернизация всего комплекса радиоэлектронного оборудования, дефектовка и ремонт главного магистрального кабеля.

В конце декабря прошлого года после успешных морских испытаний в порт приписки отбыл обновленный крейсер "Маршал Устинов". Модернизация и ремонт ожидает и других "Атлантов". Специалисты "Звездочки" уверяют, что полученный опыт и наработанные технологии позволят значительно сократить сроки ремонта.

Северный флот – возможно, самый мощный в составе военно-морских сил России. Именно там служат и авианосец «Адмирал Кузнецов». С севером связана и служба ракетного крейсера «Маршал Устинов», который являлся его флагманом до ввода в строй «Петра».

Этот корабль, построенный по проекту 1164 «Атлант», сыграл важную роль в поддержании боеспособности российского флота во времена, тяжёлые для экономики государства. В 90-е годы именно «Атланты» были крупнейшими и сильнейшими российскими кораблями, находящимися в боевом строю.

Предыстория

К 1970 году надводные силы ВМФ СССР состояли в основном из кораблей противолодочного назначения. Исключение составляли ракетные крейсера проекта 58. Однако их было мало, и значительной угрозы растущему авианесущему флоту США они не представляли. Чтобы исправить такое положение, конструкторы начали работы над новым ракетным крейсером, который мог бы уничтожать любые корабли противника, и при этом был бы дешевле в строительстве и эксплуатации, чем огромные атомоходы проекта «Орлан».

Разрабатывающиеся крейсера получили номер проекта 1164 и шифр «Атлант». Головной корабль – «Слава» – заложили в Николаеве в 1976 году. Следующий – «Адмирал флота Лобов» – начал строиться в 1978 году. Этот корабль и станет впоследствии «Маршалом Устиновым».

Конструкция

Уже по внешнему виду, по архитектуре «Маршала Устинова» можно опознать в нём корабль, спроектированный в Советском Союзе. Длинный полубак, сильно наклонённый форштевень, мачты в виде пирамид и надстройки со скошенными гранями выдают происхождение. Такие обводы обеспечивают лучшую мореходность и снижают заметность для радаров. Силовая установка корабля – газовые турбины, из них две маршевые, для крейсерского хода, и четыре форсажные – для обеспечения максимальной скорости.

Назначение «Атланта» – уничтожение любых кораблей вероятного противника – определило тип его основного оружия.

Тяжёлые противокорабельные ракеты П-500 «Базальт» по возможностям лишь немного уступали «Граниту» которым вооружались «Орланы». Поскольку на меньших по размеру «Атлантах» спрятать пусковые установки в корпус было невозможно, шестнадцать контейнеров с ракетами, размещённые вдоль бортов, стали самой заметной деталью внешнего облика кораблей. В том числе и «Маршала Устинова».

Установки для запуска зенитных ракет «Форт», защищающих корабли от любых воздушных целей на больших дистанциях, находятся под палубой, между дымовыми трубами и вертолётным ангаром. Ракеты «Оса», обеспечивающие обороны в ближнем радиусе, запускаются с установок по обе стороны от ангара.

Артиллерийское вооружение – универсальное, предназначенное как для ведения зенитного огня, так и для поражения слабозащищённых надводных и наземных целей. В его состав входит спаренная 130мм артустановка АК-130, находящаяся в носовой части и шесть 30мм автоматических пушек АК-630. Две из них расположены в носу, перед ходовым мостиком, и по две – с каждого борта у центральной надстройки.

Противолодочное оружие корабля включает в себя два торпедных аппарата калибра 533мм, из которых можно запускать и ракето-торпеды. Два бомбомёта РБУ-6000 находятся перед ходовым мостиком. Для борьбы с подводными лодками используется и базирующийся на ракетном крейсере вертолёт.

Изначально «Маршал Устинов» нёс уже устаревший вертолёт Ка-25,в российское время его заменили на более современный и мощный Ка-27.

После модернизации корабля ракеты «Базальт» заменили на П-1000 «Вулкан». Возможна замена зенитных ракет на более современный комплекс С-400.

Комплекс «Вулкан» создавался специально для того, чтобы им можно было легко перевооружить корабли, вооружённые «Базальтом». От П-500 П-1000 отличается облегчённой конструкцией, за счёт которой повышена дальность стрельбы.

Пожертвовать пришлось массой боевой части и бронированием, зато теперь ракета может преодолеть гораздо больше расстояние, находясь на малой высоте и лучше маневрирует, уклоняясь от поражающих факторов.

История службы

Крейсер спустили на воду в 1982 году, а флоту сдали только в 1986 году. А всего через месяц после приёмки корабля произошло значимое событие. Все «Атланты» впоследствии переименовывались, но с «Адмиралом Лобовым» это случилось сразу. Ему присвоили новое имя – «Маршал Устинов», в честь покойного министра обороны СССР. С этим именем крейсер ушёл на Северный флот.

До 1991 года крейсер «Маршал Устинов» успел поучаствовать в двух боевых походах в Средиземное море и совершить официальный визит в США.

После развала Советского Союза крейсер остался служить на севере и продолжал наносить «визиты дружбы». В это время флагман Северного флота – – был отправлен в резерв (а фактически – в отстой). То же произошло и с другими «Орланами».

Корабли проекта «Атлант» оказались самыми мощными из боеспособных российских кораблей и адмиралы стали переносить флаги на них. Крейсер «Маршал Устинов», вернувшись из ремонта, возглавил Северный флот. Позже он снова уступил этот пост «Орлану» – на этот раз «Петру Великому». Служба от этого легче не стала – начало нового века крейсер провёл в очередных походах. А в 2011 году встал на модернизацию.


«Капремонт» «Устинова» затянулся на шесть лет. Сроки завершения откладывались и даже просачивались слухи, что модернизировать крейсер слишком накладно и его дешевле заменить, выкупив у Украины недостроенный четвёртый корабль проекта. Но ремонт закончился благополучно, и крейсер «Маршал Устинов» в 2017 году вернулся в Североморск.

Технические характеристики

Ближайшим по размерам и водоизмещению аналогом «Маршала Устинова» являются американские ракетные крейсера «Тикондерога». Однако по предназначению корабли отличаются довольно серьёзно. Американский крейсер задумывался как оборонительный, прикрывающий от субмарин и авиации авианосцы.

Боевые задачи «Маршала Устинова» мыслились, как прямо противоположные «Тикондероге».

Это «Атлант» должен был стать главной ударной силой эскадры, а прикрывать его должна была палубная авиация. Несмотря на наличие мощных зенитных ракет «Форт», их количество на «Атлантах» меньше, чем на атомных «Орланах» и меньше, чем ракет «Стандарт» на «Тикондерогах».

Кроме того, РЛС системы «Иджис» на американских крейсерах могут одновременно выпустить по цели до 18 ракет. Единственный радар наведения «Форта» мог одновременно наводить всего две ракеты на одну цель. Критиковались и устаревшие установки «Игла».


Больший интерес представляет и сопоставление с новейшим эсминцем ВМФ США «Замволт». Хотя он и считается эсминцем, но по габаритам превосходит большинство крейсеров.

«Маршал Устинов» USS Zumwalt
Водоизмещение, тонн 11280 15995
Длина, метров 186,5 190
Скорость хода, узлов 32 30
Экипаж, человек 510 170
Вооружение ПКР «Вулкан», ЗРК «Форт», 130мм артустановка, 6шт 30мм зенитных автоматов, реактивные бомбомёты 20 универсальных пусковых установок (общий боезапас – 80 ракет). Артиллерийские орудия предусмотрены, но не установлены

Говоря про «Замволт», приходится рассуждать не столько о его боевых качествах, сколько о боеготовности. Эсминец, числясь в строю с 2016 года, уже успел побывать на ремонтах и остаётся мишенью для критики. Осуждаются его высокая стоимость, сложность и пресловутая неопределённость боевых качеств.


До сих пор на эсминце не введена в строй артиллерия, да и сам предполагаемый состав артиллерийского вооружения постоянно изменялся. Бесспорно только то, что у «Замволта» – беспрецедентно высокий уровень автоматизации. А неоспоримым преимуществом «Устинова», по сравнению с «Замволтом», является то, что он дешевле и давно освоен моряками.

Первоначальное имя «Маршала Устинова» – «Адмирал Лобов» – было передано четвёртому кораблю проекта. А когда «Устинов» стоял на модернизации, четвёртый «Атлант» снова появился в его истории – как возможная замена.

Последний «Атлант» тоже недолго проходил «Лобовым» – после распада СССР он, недостроенный, стал единственным крейсером украинского флота.

За 20 лет его, названного «Украиной» неоднократно пытались достроить и ввести в строй, но от стенки завода он так и не отошёл. В последнее десятилетие речь велась уже не о достройке, а о том, «куда бы его деть».

Ракетному крейсеру проекта 1164 “Маршал Устинов” не довелось повоевать. Конечно, вряд ли стоит сожалеть о том, что ему не удалось потопить ни один авианосец. Но ни разу он не обстреливал наземные цели, не участвовал в операциях по борьбе с пиратами.

Впрочем, пока боевые действия ведутся, а крейсер остаётся в строю – вероятность его боевого применения остаётся. Без сомнения, по эксплуатационным качествам «Атланты» оказались удачными кораблями. А вот вопросы о слабости зенитного и уместности противолодочного вооружения, очевидно, останутся без ответов.

Видео

«Брат» ракетных крейсеров проекта 1164 «Москва» и «Варяг» корабль первого ранга «Маршал Устинов» . Годы у причальной стенки судостроительного завода «Звездочка» в Северодвинске не прошли даром – перед нами предстал совершенно новый корабль, оснащенный мощным вооружением и радиоэлектронным оборудованием.Про «Маршала Устинова», который с 2011 года долгие пять лет находился на плановом ремонте, успели подзабыть: название крейсера в печати упоминалось крайне редко, да и то сведения ограничивались невнятными сообщениями о проведении работ. Казалось, что этот корабль потерян для флота и его ждет удел плавно докатиться до уровня металлолома. Ан нет, жив курилка! Да еще как жив – вышел на заводские испытания, как новенький, оставив из «прошлой жизни», пожалуй, только корпус да прежнее название.Про Дмитрия Федоровича Устинова, чье имя носит ракетный крейсер с 1986 года, тоже, наверное, многие подзабыли. К флоту маршал имел отношение лишь как министр обороны СССР, должность которого занимал с 1976 по 1984 год. Его коньком были танковые и ракетные войска, которым отдавалось предпочтение в возможной войне с НАТО.Но и про ВМФ Устинов не забывал: в этот период в эксплуатацию боевые корабли сходили десятками. И крейсер проекта 1164, который изначально носил имя «Адмирал флота Лобов», тоже был заложен в бытность Дмитрия Федоровича министром обороны. Так что свое название в честь «сухопутного» военачальника крейсер получил заслуженно, а сами члены экипажа корабля с гордостью называют себя устиновцами.В тот период были заложены еще три ракетных крейсера этого проекта: «Варяг», «Москва» и «Украина». Два первых являются гордостью российских Тихоокеанского и Черноморского флотов и достойно несут боевую вахту в различных акваториях Мирового океана. Прискорбна судьба «младшего» – «Украины», которая досталась при разделе флота Незалежной.Этот корабль так и не вышел в море из-за отсутствия средств и тихо ржавеет в доках Николаевского судостроительного завода, став… музеем непонятно чего. Переговоры о покупке этого корабля Россией поднимались уже не раз, но всегда безрезультатно. В Киеве упорно твердят, что «тильки ни москалям», а других покупателей, способных вернуть крейсеру жизнь, попросту нет.«Маршал Устинов» с первых дней вхождения в состав Северного флота стал образцовым кораблем во всех отношениях. Его первому командиру капитану 2-го ранга Владимиру Веригину удалось заложить те добрые флотские традиции, которые соблюдают и нынешние устиновцы – боевая мощь, помноженная на мастерство и дисциплинированность экипажа.Надо ли говорить, что крейсер, который постоянно находился в дальних походах, был надраен от клотика до трюма, а в медные комингсы можно было смотреться, как в зеркало. Не случайно в 1989 году именно «Маршал Устинов» под вымпелом тогдашнего первого замкомандующего СФ вице-адмирала Игоря Касатонова отправился с визитом в Норфолк – военно-морскую базу США.К слову, адмирал Касатонов был неравнодушен к крейсерам проекта 1164 «Атлант» и ценил их за океанские ходовые качества и ударную мощь вооружений, способных эффективно противостоять надводному, подводному и воздушному противнику. Не случайно в бытность командующим ЧФ Игорь Владимирович предпочитал поднимать свой вымпел на «Москве» – «брате-близнеце» «Маршала Устинова».Ракетный крейсер «Маршал Устинов» за годы службы не только ходил с дружественными визитами. Этот корабль выполнил свыше 370 боевых упражнений с использованием ракетных, артиллерийских и противолодочных комплексов. В походах он прошел почти 150 тысяч морских миль (шесть раз по экватору вокруг Земли!), провел в открытом море 1089 суток.В 1987– 1988 и 1989 годах крейсер нес службу в Средиземном море в составе советской корабельной группировки. После планового ремонта в 1997 году «Маршал Устинов» отправился в Атлантику, а потом долгое время принимал участие в патрулировании в Северном Ледовитом океане вокруг острова Шпицберген, обеспечивая безопасность российских рыболовных судов в регионе. Походил немало.Если говорить о той модернизации, которая была произведена на этом корабле за время ремонта на «Звездочке», следует остановиться на его вооружении. Основное, что и следует из названия, ракетное. Это 16 ПУ ПКРК (пусковая установка «Базальт»).Это ракета массой шесть тонн и скоростью полета 3077 километров в час с частичным бронированием, оснащенная мощной (500 килограммов) обычной фугасно-кумулятивной или ядерной (350 килограммов) боевой частью, способна поражать цели на дальности до 1000 километров. Полет этой противокорабельной ракеты осуществляется по сложной траектории, она оснащена системой телеуправления и бортовой станцией радиоэлектронного противодействия средствам ПВО атакуемого корабля.Крейсер несет на борту 96 реактивных глубинных бомб (РБУ-6000), поражающих торпеды и подводные лодки противника на дальности шесть километров при глубине погружения 500 метров (американская АПЛ класса Virginia способна погрузиться максимум на 488 метров). Десять торпед калибра 533 миллиметра уничтожают цели на дальности 22 километра, двигаясь к ним под водой со скоростью 100 километров в час.Зенитное вооружение представлено ЗРК С-300Ф «Форт» («Риф»), поражающими воздушные цели по горизонтальной дальности 90 и вертикальной 25 километров. Плюс шесть зенитных 30-миллиметровых установок АК-630 со скорострельностью 6000 выстрелов в минуту. Способны поражать воздушные цели и сдвоенные 130-миллиметровые пушки АК-130 со скорострельностью 90 выстрелов в минуту и дальностью 24 километра. С успехом они ведут огонь и по надводным целям. В состав вооружений крейсера входит и вертолет Ка-27 (либо его модификации), для которого оборудована площадка на корме корабля.В ходе модернизации на «Маршале Устинове» были установлены новые радиолокационные станции. Крейсер получил трехкоординатную РЛС дальнего обнаружения «Подберезовик» и оптимизированную для обнаружения низколетящих целей станцию «Фрегат-М2М» с фазированными антенными решетками. Модернизационные работы коснулись всех основных комплексов радиоэлектронного вооружения крейсера, в том числе и средств РЭБ (радиоэлектронной борьбы), позволяющих сделать корабль невидимым для средств наведения противника.Корабелы «Звездочки» заменили на «Маршале Устинове» и всю внутреннюю «начинку», начиная от кабелей и заканчивая газотурбинными установками, которые позволяют крейсеру развивать скорость 32 узла. Крейсер с экипажем почти 500 человек обладает автономностью плавания 30 суток и способен за это время преодолеть более 7500 морских миль.«Это совершенно новый корабль, – считает адмирал Владимир Комоедов. – Его введение в состав флота после глубокой модернизации весьма своевременно именно сейчас. Если учесть, что с севера для выполнения задач в Средиземке ушла авианосная ударная группа во главе с "Адмиралом Кузнецовым" и тяжелым атомным ракетным крейсером "Петр Великий", ракетный крейсер "Маршал Устинов" станет хорошим усилением для остальных сил флота в этом регионе.И мне кажется, что уже настало время и для подобной модернизации для ракетного крейсера "Москва", в первую очередь по зенитно-ракетному вооружению, да и газовые турбины на нем требуют замены. Опыт судостроителей сейчас позволит провести подобные работы гораздо быстрее».Скучать у причала «Маршалу Устинову» на Северном флоте и впрямь не придется – работы хватит. Но, как предполагается, крейсеру уже в следующем году предстоит «сбегать» и в Средиземное море – в рамках ротации кораблей российской Средиземноморской корабельной группы. Это уже обычная практика, когда корабли наших ВМФ несут боевую вахту в разных участках Мирового океана – там, где есть государственная целесообразность.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...