5 видов профессий. Психологические типы профессий

2.9 Классификация профессий

Наиболее известной системой классификации профессий является система Е.А. Климова. В ней все многообразие профессий последовательно делят на типы, классы, отделы и группы . Коротко остановимся на этом подходе к систематике профессий.

Типы профессий ( по предмету труда).

1. «Человек - человек» (Ч).

Главный предмет труда - люди и группы людей. Примеры профессий: официант, продавец, врач, психолог, тренер, следователь.

2. «Человек - технические системы» (Т).

Главный предмет труда - технические системы, вещественные предметы, материалы, энергия. Примеры профессий: - токарь, каменщик, слесарь, водитель, архитектор, инженер.

3. «Человек - природа» (П).

Главный предмет труда -- живые организмы и биологические процессы. Примеры профессий: ботаник, зоолог, зоотехник, пчеловод, ихтиолог, агроном.

4. «Человек - знак» (З)

Главный предмет труда - условные знаки, цифры, шифры, коды, формулы, языки. Примеры профессий: программист, корректор, филолог, математик.

5. «Человек - художественный образ» (Х)

Главный предмет труда -- художественные образы. Примеры профессий: поэт, скульптор, дирижер, художник, дизайнер.

Классы профессий

(по трудовым операциям или цели труда)

Согласно подходу Е.А. Климова, в соответствии с преобладающими трудовыми операциями, все профессии делятся на три класса:

1. Гностические (распознающие) специальности(Гн),

2. Преобразующие специальности (Пр),

3. Изыскательские (творческие) специальности (И).

Покажем, как классы профессий соотносятся с типами профессий (Табл. 2.7).

Классы

профессий

Типы

профессий

Гностические

(Г)

Преобразующие

(Пр)

Изыскательские (творческие)

(И)

Человек - Техника

Работник ОТК

Слесарь, водитель, монтажник.

Конструктор, изобретатель.

Человек - Человек

Следователь

Преподаватель, медсестра, врач, продавец.

Психолог, предприниматель.

Человек - Природа

Приемщик с/х продукции

Полевод, ветеринар.

Селекционер

Человек - Знак

Корректор

Программист, бухгалтер, шифровальщик

Физик-теоретик

Человек - Художественный образ.

Контролер-приемщик малярных работ

Ювелир, маляр, оформитель.

Композитор, писатель, скульптор.

Отделы профессий

(по средствам труда)

1. Ручной труд (Р) - ручные (простые и слабо механизированные) орудия труда.

Примеры профессий: ювелир, слесарь-сборщик, автомеханик, хирург, пианист.

2. Механизированный труд (М) - механическое оборудование с ручным управлением.

Примеры профессий: шофер, токарь, швея.

3.Автоматизированный труд (А) - автоматизированное оборудование для обеспечения длительных или непрерывных технологических процессов.

Примеры профессий: сталевар, пивовар, оператор котельной, оператор атомной станции.

4. Функциональные орудия труда (Ф). Главное средство труда - функциональные средства организма.

Примеры профессий: преподаватель, певец, актер, ученый-теоретик, танцор.

Группы профессий (по условиям труда)

1. Микроклимат бытового типа (работа в помещениях) (Б).

Примеры профессий: бухгалтер, учитель, менеджер.

2. Работа на открытом воздухе (О)

Примеры профессий: - чабан, полевод, почтальон, егерь, военнослужащий.

3. Небольшие замкнутые пространства, кабины (К).

Примеры профессий: водитель, крановщик, кассир обменного пункта.

4. Необычные условия труда (Н)

Примеры профессий: водолаз, шахтер, горноспасатель, сталевар, космонавт, каскадер.

Соответственно данной классификации можно создавать формулы той или иной профессии. Например, формула профессии бухгалтера будет - З: Пр: Р: Б.

Психолог - Ч: Пр: Ф: Б

Токарь - Т: Пр: М: Б

Слесарь - Т: Пр: Р: Б

Сталевар - Т: Пр: А: Н

Художник - Х: Тв: Р: Б

Следователь - Ч: Гн: Ф: Б

Классификация – это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам. Классификация профессий – объединение сходных профессий в различные группы по каким-либо признакам.

1. Профессии можно разделить на 2 группы по характеру труда – физического и умственного, или исполнительского и творческого. Профессии исполнительского класса связаны с выполнением решений, работой по заданному образцу, соблюдений имеющихся правил и нормативов, следованиям инструкциям, стереотипным подходам к решению проблем (кассир, телефонист, водитель, продавец, машинист). В большинстве случаев профессии этого класса не требую высшего образования.

Профессии творческого класса связаны с анализом, исследованием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений; требуют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования (врач, менеджер, программист, учитель, юрист).

2. Профессии различают по уровню квалификации, требующемуся от специалиста:

– высшего образования – инженер, врач, учитель;

– высокой квалификации от работника, получаемой в системе среднего специального образования – оператор, бухгалтер;

– массовые профессии, требующие квалификации – агент, продавец;

– профессии, не требующие квалификации – подсобный рабочий, грузчик, сторож, техничка.

3. Существует и квалификация по уровню жесткости требований, предъявляемых к человеку, когда профессии делятся на массовые (которыми может овладеть практически любой человек) и те, где от человека требуются определенные качества (космонавт, дегустатор, артист).

4. Есть классификация профессий по отраслям хозяйства (например, промышленность, строительство, медицина и др.).

5. Наиболее известная и интересная классификация по типам профессий была предложена академиком Е. А. Климовым и детально разработана его сотрудниками.

Типы профессий:

А) Предмет труда – техника, система «человек-техника» (Ч-Т). Это профессии, связанные с производством и техническим обслуживанием. Это, как правило, рабочие специальности: водитель, слесарь, токарь, столяр, строитель, наладчик автоматизированного оборудования и т. д.

Б) Предмет труда – животный и растительный мир, система «человек – природа» (Ч-П). Это профессии, связанные с сельским хозяйством, лесной отраслью, природоохранной деятельностью, биотехнологиями, метеорологией, геодезией и т. д. Пример: эколог, геолог, биолог, зоотехник, егерь.

В) Предмет труда – схемы, знаки, устная и письменная речь, цифры, ноты, химические и физические символы, а система «человек – знак» (Ч-Зн.). Этот вид деятельности относится к умственному труду. Пример: бухгалтер, оператор ПК, физик, кассир и т. д.



Г) Предмет труда – изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актерская деятельность, а система «человек – художественный образ» (Ч-Хо). Пример: дизайнер, декоратор, визажист, журналист, вокалист и т. д.

Д) Предмет труда – человек, система (тип) «человек – человек» (Ч-Ч). Предметом этого типа являются люди. В процессе своей деятельности одни люди постоянно и непосредственно общаются с другими людьми, то есть главное содержание труда сводится к взаимодействию между людьми. К этому типу относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой. Это такие профессии, как врач, медсестра, воспитатель, учитель, продавец, проводник, участковый инспектор.

Классы профессий. Внутри типы профессии делятся на классы в соответствии с целями труда (конечная цель):

А) Гностические (от лат. «gnosis») Цель – узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать, проверить по заранее известному признаку;

Б) Преобразующие. Цель – изготовить по образцу;

В) Изыскательские. Цель – придумать, изобрести, вывести новую схему или формулу.

Инженер-конструктор придумывает схему новой машины, выполняя рабочие чертежи. Цель – изобрести. Это изыскательская профессия. Инженер-технолог контролирует процесс по созданным схемам, выдает рекомендации по улучшению работы. Цель – преобразовать. Это преобразующая профессия.



Инженер-испытатель проводит проверку опытного образца с тем, чтобы в серийное производство попала машина с наименьшим числом дефектов. Цель – проверить. Это гностическая профессия.

Отделы профессий . Классы профессий подразделяются на отделы, в зависимости от орудий труда:

А) С использованием ручных орудий труда; это, в основном рабочие специальности, например каменщик – мастерок, маляр – кисть и т. д.;

Б) С использованием машин с ручным и ножным управлением; пример: машинист, водитель;

В) С использованием автоматизированного оборудования; пример: оператор персонального компьютера;

Г) С использованием функциональных возможностей (средств) организма; пример: профессиональные спортсмены, актеры, дикторы и т. д.;

Группы профессий. Профессии также делятся на группы в зависимости от условий труда:

А) Труд в обычных бытовых условиях, например: бухгалтер, учитель и т. д.;

Б) Труд на открытом воздухе, например: строители, работники сельского хозяйства и т. д.;

В) Труд в необычных условиях, например: водолазы, шахтеры и т. д.;

Г) Труд, сопряженный с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь человека или за большие материальные ценности; пример: инкассаторы, врачи и т. д.

3. Практическая часть. Педагог предлагает объединиться в 5 групп, каждая из которых является командой специалистов, представляющих один из типов профессий.

«Техникам» необходимо создать макет здания, которое можно построить в «Зубренке», свой проект необходимо представить.

Группа «Человек-человек» представляет собой рекламное агентство, которому необходимо оригинально презентовать продукт, которым является вешалка.

Группа «Человек-образ» должна пантомимой что-либо изобразить. Все остальные участники отгадывают, что это может быть. Задания педагог придумывает самостоятельно .

Группе «Человек-знак» предлагается несколько головоломок, которые необходимо разгадать.

К предложенным словам необходимо подобрать анаграммы. Анаграмма – это перестановка букв в слове, приводящая к новому слову, например: луг – гул, адрес – среда и др.

Набор слов, к которым нужно подобрать анаграммы: верность, водопад, выбор, вход, материк, потеха, слово, стирка, уборка. (Ответ: ревность, подвода, обрыв, вдох, метрика, пехота, волос, старик, кобура.)

Группе «Человек-природа» необходимо придумать ландшафтный объект, который можно разместить на территории «Зубренка».

Затем группы презентуют результаты своей работы. По окончании презентации педагог предлагает учащимся определить качества, которыми необходимо обладать представителям каждого типа профессии. Сначала называют участники, затем ребята из других групп, потом педагог дополняет их варианты.

Техника: точность, творчество, интерес к технике, техническое мышление, аккуратность, высокая дисциплина. Обязательно обсудите, почему именно эти качества присущи данному типу.

Человек: устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми; потребность в общении; способность понимать намерения, помыслы, настроения людей; умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей; умение находить общий язык с разными людьми.

Знак: способность сосредотачиваться, усидчивость и др.

Образ: хороший вкус, творческое воображение, богатая фантазия, наличие специальных способностей.

Природа: любовь к природе, энтузиазм, наблюдательность, склонность к ведению записей.

3. Задание для отряда: по итогу занятия отряд оформляет максимально полную характеристику выбранного типа профессии. Материал сдается куратору смены на следующий день.

4. Рефлексия .

При выполнении какого задания вы чувствовали себя максимально уверенно?

Педагог предлагает воспитанникам ответит на следующие вопросы:

узнали ли вы что-то новое о профессиях?

Задумались ли вы о качествах, которые необходимо в себе развивать?

Что вы ожидаете от смены?

! Педагогу предлагается самому разработать рефлексивные упражнения для каждого последующего занятия, используя методические рекомендации, которые приведены ниже.

Для чего мы используем рефлексию?

Рефлексия направлена на достижение различных целей: не только на эмоциональную сферу, настроение ребенка, но и на учебную деятельность, процесс и содержание.

В профессиях этого мир видится, усматривается работником и волнует его прежде всего со стороны упорядоченности, развито-сти, изученности, учтенности и подсчитанности разнообразных его составляющих. Вселенная видится как лаборатория для изуче-ния процессов, не воспроизводимых в земных условиях. Природа - это то, что выверило веками оптимальные размеры предметов. Дерево - цилиндр, диаметр которого уменьшается с высотой, а переплетения корней - надежный фундамент, обеспечивающий такую устойчивость, что даже не всякий ураган его свалит. Прият-но, что уже известен диаметр вируса. Поверхность планет изучает-ся с помощью фотографии. Моря, пустыни - то, где можно со-риентироваться с помощью астрономии. Вот типичные представ-ления, отношения к миру, ходы мысли.

Профессионалы выделяют и удерживают в сознании целостно-сти такого рода: быть в курсе всех событий современности; одним из первых узнавать о достижениях человеческой мысли; система документального и информационного обеспечения управления сложными объектами; печатные источники; цифровой материал; контроль качества печатной продукции; создание проекта документа, следование строгим правилам; тематика издательства; ино-странные алфавиты; построение математических и химических формул; административно-территориальное деление страны; марш-руты почтовых вагонов; названия и расположение предприятий, названия многочисленных улиц, переулков, площадей; законода-тельство страны.

Цивилизация, культура, история человечества - это здесь, преж-де всего, письменность, почтовая и иная информационная связь вплоть до современной «опутанности» всего земного шара инфор-мационными сетями; формулировки правовых норм. Страны и кон-тиненты - это пункты, где были приняты первые радиосигналы или где производится то или иное количество печатной продук-ции, где работают специалисты по научно-технической инфор-мации.

Международные отношения - это, прежде всего, информаци-онно-технические связи (доставка письма в любой уголок земно-го шара, телефонная связь, возможность поиска полезной ин-формации за рубежом и т.п.).

Условия существования и развития человека - это увеличение количества производимой информации в геометрической профес-сии; книги (именно «тиражи книг»), газеты и журналы (не сами по себе, а большое количестве названий их как достигнутое бла-го), количество (сотни) языков, на которых выходит печатная продукция в стране, социальные преобразования (как нечто, со-здающее условия для развития языка общения), чертежи (как фактор ускорения прогресса) и т.п.

Деятельность человечества, людей - это автома-тизация связи, документопроизводства; обеспечение законности и правопорядка (документальными средствами); совершенствова-ние измерений, систем единиц измерения величин; совершен-ствование средств фиксации фактов (такого, как, например, фо-тография, киносъемка), информационного обеспечения жизни общества.

Типичные примеры целостностей, выделяемых профессиона-лами этого типа в мире: документопотоки, данные, формат, пер-фолента, запись, оттиск, правка, исправления, поля, каталог, список, бюллетень, сверстанная или несверстанная страница, библиографический поиск, контроль исполнения документов в учреждении, компетенции подразделений учреждения, маршру-ты следования корреспонденции, сущность воспринимаемого на слух текста, логическая непротиворечивость или корректность тек-ста, пробельные элементы в набранном тексте, переносы слов, точность воспроизведения таблиц в набранном тексте, автомати-зация дешифровки радиограмм, проекты распорядительных и информационно-справочных документов, сохранность докумен-тов, данные о ширине знаков в тексте и т.п.

Представители профессий этого типа умеют хорошо ориенти-роваться, разбираться в условных обозначениях, языковых систе-мах (естественных и искусственных), документах, текстах. Они создают и перерабатывают тексты, документы, таблицы, форму-лы, перечни, каталоги каких-либо объектов, чертежи, карты.

Например, делопроизводитель или бухгалтер должен учесть множество документов, следить за их прохождением, правильно (т.е. в соответствии с принятыми - и обычно строгими - правилами) их хранить и направлять нужным лицам. Инженер службы научно-технической информации должен найти и просмотреть большое количество публикаций по определенной теме, сжав содержащуюся в них полезную информацию в достаточно краткий обзор. На основании такого обзора разработчики техники, конструкторы могут решить, нужно ли им обращаться к некоторым из названных публикаций и к каким именно. Программист, переосмыслив задачу, поступившую от заказчика, порождает систему команд компьютеру, которая может привести к решению этой задачи.

Современная цивилизация пропитана знаково-символической информацией. Исполнительно-двигательная сторона активности человека в этой сфере обычно сильно свернута и мало впечатля-ет: ну, нажимает он кнопки, ну, «чиркает» что-то на бумажках временами бросает в корзину, смотрит в пустоту и пр. Самая же важная и трудная составляющая работы здесь относится к области познавательной деятельности, гностических действий. Haпример, корректор типографии сличает, сверяет оттиск набора с издательским оригиналом. Это может быть и объемистый том, и пригласительный билет, и страница математического или му-зыкального журнала. Радиооператор на морском судне или в гео-логической экспедиции, принимая шифрованную информацию, улавливает ритм передачи, узнает почерк передающего, и это помогает выделить полезный сигнал из неизбежного шума. Чер-тежник-картограф мысленно переносится на ту местность, ко-торую фиксирует карта; он принимает в расчет множество пра-вил и сведений, на основании которых рождается топографи-ческая карта, например, крупного лесохозяйственного пред-приятия.

Профессионал хорошо ориентируется в научной картине мира. Предполагается хорошее владение письменной речью, безупреч-ная грамотность, знание основных иностранных алфавитов, зна-ние многих систем правил (в одном случае - правила полиграфи-ческого исполнения изданий, в другом - правила учета и конт-роля хозяйственных документов, в третьем - правила построе-ния языка программирования для ПК и т. д.).

Неплохо, если человеку свойственны быстрые и точные, ко-ординированные движения пальцев рук. Это важно для работы на клавишных машинах - наборных, вычислительных. Желателен четкий и красивый почерк (при всем техническом прогрессе для биб-лиографа это важное качество: ему приходится писать много, бы-стро и без ошибок, строго соблюдая принятые сокращения).

Работнику в области тех или иных информационных техноло-гий (занятому вопросами распознания, преобразования, порож-дения информации, выраженной в знаках, символах) нужны вдум-чивость и систематичность, хорошее сосредоточение внимания именно на знаковом материале, способность воспринимать и удер-живать в памяти словесно-логическую информацию больших объе-мов. Важны аналитичность и критичность в восприятии знакового материала. Корректор, например, воспринимает на типографском оттиске не только каждое слово, но и каждую букву отдельно. В памяти приходится хранить многочисленные инструкции, пра-вила, положения. Здесь речь идет уже не о том, что человек по-мнит много скучных для кого-то «отдельностей» нет, ему нужно иметь в виду связные, системно организованные и хорошо упоря-доченные в голове блоки («связки», «гештальты») образов памя-ти (это - «об оформлении документов», это - «о правилах хра-нения дел» и пр.). Без хорошей, цепкой памяти на словесно-логи-ческий материал работа в этой области немыслима.

Требуются эмоциональная устойчивость, чувство слова, кон-текста. Важны скрупулезность, аккуратность, систематичность в работе, особое - уважительное - отношение к принятым прави-лам (понятно, что для того чтобы уважительно относиться к пра-вилам, надо хорошо, надежно их держать в уме - так, как будто это вещи в руках; это - важная способность). Обычно представители профессий рассматриваемого типа - любители чтения, бескорыстно склонные к мысленным сопо-ставлениям фактов, идей, разысканиям чего-то пока неясного, неизвестного, решатели кроссвордов. Внешнее однообразие рабо-ты такого человека не только не пугает, но даже привлекает.

Особенности творческости (креативности) этого типа профес-сий в том, что находчивость, изобретательность, бескорыстная интеллектуальная инициатива, проявляемые в работе, хотя и не имеют признаков зрелости, но присутствуют и требуются в работе постоянно. Творческие задачи возникают тогда, когда си-туация нестандартна, уникальна. А такие ситуации постоянно встре-чаются в работе: вот, казалось бы, совсем нетворческая работа сортировщицы почтовых отправлений и печатной продукции; на самом же деле эта работа то и дело доставляет сюрпризы - одно-именные или близкие по наименованию населенные пункты (Сосновка и т.п.) есть в разных регионах страны. А отправители пи-сем иногда еще и недописывают слова или пишут «по звонам» (со слуха и вопреки письменной форме слова - «Яльчик» может пре-вратиться в «Нальчик», а «Вятские Поляны» - в «Ясную Поляну»). Но отношение к почтовому отправлению - это отношение к человеку, и добросовестный сортировщик находит оптимальное разрешение подобного рода «ребусов». Что касается работы про-граммиста или экономиста-математика, то творческие включе-ния здесь едва ли нуждаются в пояснениях.

Особенности саморегуляции представителей этого типа про-фессий состоят в том, что очень важна их способность сосредото-ченно работать в условиях внешних помех, от которых полностью избавиться невозможно. Здесь важны такие качества, как способ-ность контролировать ход и правильность своих умственных дей-ствий; усидчивость, настойчивость, терпение. Важно очень строго следовать принятым правилам действия. Важна умственная работоспособность. Физически же данный труд чаще всего не тяжелый.

Список профессий, относимых к данному типу:

  • Администратор базы данных
  • Аналитик
  • Аудитор
  • Веб-интегратор
  • Веб-мастер
  • Банкир
  • Брокер
  • Бухгалтер
  • Выпускающий редактор
  • Кассир
  • Контент-менеджер
  • Копирайтер
  • Корректор
  • Маркетолог
  • Маклер биржевой
  • Монтажник связи
  • Налоговый инспектор

Мир профессий разнообразен и динамичен: одни профессии исчезают, другие появляются. Знаете ли Вы, кто такой «Бакенщик», а кто «Андеррайтер»? Многие из Вас сейчас воспользуются интернетом, для того чтобы получить информацию об этих профессиях.

Насколько хорошо Вы ориентируетесь в мире профессий? Сколько профессий вы знаете: 50, 100, 1000…? В «Международном стандарте классификации профессий» (есть, оказывается, и такой документ!) описаны 9333 профессии.

Все профессии принято классифицировать, объединять в группы по ряду общих свойств и признаков. В нашей статье мы приведем три наиболее часто встречающиеся классификации профессий. Возможно, эта информация позволит Вам определить себя к какому-либо типу и получить общее представление о желаемой профессии.

Классификация Е.А. Климова

В России наиболее известна классификация профессий, предложенная Е.А. Климовым , где в качестве критерия выступает отношение человека (субъекта труда) к предмету труда.

Все профессии соотносятся здесь с пятью основными типами:

  1. «Человек - природа» - представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Например, мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.
  2. «Человек - техника» - работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Например, слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, техник-технолог общественного питания, инженер-электрик.
  3. «Человек - человек» - предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Например, продавец, парикмахер, врач, учитель и т.д.
  4. «Человек - знаковая система» - интерес представляютестественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы. Например, математик, редактор издательства, программист, языковед и т.д.
  5. «Человек - художественный образ» - в профессиях данного типа мир видится работником, прежде всего, как некая данность, в которой можно найти, выделить красивое, прекрасное. Такого человека мир волнует, как область, которую можно преобразовать и в которую можно привнести красоту, удобство, затрагивающую эмоции форму какого-то содержания. Например, художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, артист балета, актер драматического театра и т.д.

Кроме этого его классификация делит профессии по целям, средствам труда, по условиям труда.

По целям труда:

«Гностические профессии» (от древнегреческого «гнозис» - знание, познание).
Таких профессий, связанных с чисто познавательным трудом и, в то же время, органично включенных в самые недра материального производства, немало, и все они весьма разнообразны.

«Преобразующие профессии»
Большинство профессий является не чисто гностическим, а связанным с активным изменением свойств и состояний предметов труда. Познавание здесь не самоцель, оно обслуживает преобразующую деятельность человека.

«Изыскательские профессии»
В этом классе профессий на первый план выступает такая цель деятельности, которая предполагает что-то изобрести, придумать, найти новый вариант решения.

Тип профессии по предмету труда

Гностические (распознать, определить)

Преобразующие (обработать, обслужить)

Изыскательские (изобрести, придумать)

Человек - природа

Ветеринар

Биоинженер

Человек - техника

Наладчик станков с ЧПУ

Водитель, слесарь

Изобретатель, Инженер

Человек - знаковая система

Графолог

Архивариус, библиотекарь

Программист

Человек - художественный образ

Литературный критик

Художник, дизайнер

Человек - человек

Психолог

Учитель, врач

Режиссёр

По средствам труда:

  1. «Ручные орудия труда» (непосредственное выполнение функции).
    Лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант, слесарь, картограф, художник-живописец.
  2. «Механизированные орудия труда» (управление машинами, механизмами).
    Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями для этого подразделения классификации являются машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.
  3. «Автоматизированные орудия труда» (управление станками, устройствами).
    Оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи.
  4. «Функциональные средства организма человека». З десь имеются в виду психологические средства труда - разного рода мысленные эталоны (например, у акробата - мысленный образец последовательности действий, у дирижера - образные эталоны и т.д.).

По условиям труда:

  • «Условия бытового типа»
    В таких условиях работает, например, лаборант, бухгалтер, программист.
  • «Работа на открытом воздухе ».
    В режиме резкого перепада температуры, влажности. Эти условия характерны для агронома, монтажника стальных и железобетонных конструкций, тракториста-механизатора.
  • «Необычные условия труда»
    Под водой, на высоте, под землей, а также в условияхповышенной температуры и других. Примеры профессий - водолазы, шахтеры, маляры, монтажники.
  • «Условия с повышенным уровнем моральной ответственности»
    За здоровье и жизнь человека или за большие материальные общественные ценности. К этой группе относятся профессии учителя, судьи, продавца.

Классификация Дж. Голланда

За рубежом на сегодняшний день наиболее известна и популярна типология Дж. Голланда , основанная на сопоставлении типов личности и типов профессиональной среды.

Выделяются следующие основные типы (типы личности и типы профессиональной среды):

«Реалистический тип»
Люди реалистического типа ориентированы на настоящее. Для них характерны высокая эмоциональная стабильность, хорошо развитые моторные навыки, ловкость. Люди этого типа наделены пространственным воображением. Предпочтение они отдают занятиям с конкретными объектами, выбирают профессии с чёткими задачами и результатами (например, водитель, строитель, портной, повар).

«Интеллектуальный тип»
Для людей интеллектуального типа характерны высокая активность, аналитические способности, теоретическое мышление, творческий подход. Они отдают предпочтение работе, направленной на решение сложных интеллектуальных задач, чаще всего выбирают профессии, связанные с точными и естественными науками: математика, физика, астрономия и др.

«Социальный тип»
Люди социального типа ориентированы на общение и взаимодействие с людьми. Они обладают ярко выраженными коммуникативными способностями, чувствуют и понимают других людей, стремятся решать проблемы, учитывая эмоции и чувства, способны к сопереживанию и состраданию. Они предпочитают такие сферы деятельности, как медицина, педагогика, психология.

«Конвенционный тип»
Люди конвенциального типа отдают предпочтение заранее спланированной, структурированной деятельности, хорошо выполняют рутинную работу, чётко придерживаются существующих инструкций и предписаний. Они хорошие исполнители, но слабые руководители. Необходимость принятия кардинальных решений и работа над творческими нестандартными задачами вызывают у этого типа людей серьёзные трудности. Наибольшей эффективности им удаётся достичь в профессиях, требующих чёткости, внимательности и устойчивости к монотонной деятельности (например, финансист, бухгалтер, товаровед, экономист, делопроизводитель).

«Предпринимательский тип»
Люди предприимчивого типа стремятся к лидерству, нуждаются в признании, предпочитают руководящие роли. Их энергия, энтузиазм и импульсивность позволяют решать сложные задачи, связанные с руководством и продвижением идеи. Они обладают хорошо развитыми коммуникативными способностями, но им не подходит скрупулёзная работа, требующая длительной концентрации внимания. Люди этого типа выбирают профессии, позволяющие максимально реализовать себя, удовлетворить потребность в признании - предприниматель, менеджер, артист, журналист, дипломат, брокер.

«Артистический тип»
Люди артистического типа отличаются сложным взглядом на жизнь, для них характерно глубокое эмоциональное восприятие действительности. В отношениях с окружающими они ориентируются на свои ощущения, эмоции, воображение и интуицию. Такие люди стремятся выделиться из общего окружения. Все эти особенности позволяют им выбирать творческие профессии, связанные с рисованием, музыкой, фотографией, филологией и историей.

Классификация Л.А. Йовайши

  1. «Сфера искусства» - профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.
  2. «Сфера технических интересов» -речь здесь идет о практических видах деятельности. Круг этих профессий очень широк - производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; управление транспортом; изготовление изделий.
  3. «Сфера работы с людьми» -профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения.
  4. «Сфера умственного труда» -профессии, связанные с научной деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью суждений, аналитическим складом ума.
  5. «Сфера физического труда» -профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью, волевым качествам.
  6. «Сфера материальных интересов» - профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.

Рекомендуем вам пройти одну из методик: «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова, «Опросник профессиональных предпочтений» (ОПП) Дж. Голланда, «Определение профессиональных интересов» Л.А. Йовайши. Это позволит Вам определить свой профессиональный тип и сделать первый шаг на пути профессионального выбора.

Шкалы: типы профессий - человек - человек, человек - техника, человек - знаковая система, человек - художественный образ, человек - природа

Назначение теста

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.

Инструкция к тесту

1) возьмите чистый лист бумаги и разграфите его на пять колонок:

I - «человек - природа »,

II - «человек - техника »,

III - «человек - знаковая система »,

IV - «человек - художественный образ »,

V - «человек - человек »;

2) читайте по порядку утверждения, и если вы соглашаетесь с ними, то со знаком «+» записывайте цифру, указанную в скобках, в соответствующую колонку на вашем листе (номер колонки указан римскими цифрами). Если не соглашаетесь, то выписывайте цифру со знаком «-». Например: «Я охотно и подолгу могу что-то мастерить, чинить» (П-1). Если вы с этим утверждением не согласны, то в колонку II («человек - техника») записывайте себе «-1». Если вы не можете ответить определенно, то вообще цифру не выписывайте;

3) ответив таким образом на 30 утверждений, подсчитайте суммы выписанных цифр (учитывая «плюсы» и «минусы») в каждой из колонок. Наибольшие положительные суммы будут в столбцах, соответствующих наиболее подходящим для вас типам профессий, наименьшие (а тем более отрицательные суммы) - неподходящим профессиям.

Тест

1. Легко знакомлюсь с новыми людьми (V-1).
2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить, чинить (II-1).
3. Люблю ходить в музеи, театры, на художественные выставки (IV-1).
4. Охотно и постоянно слежу и ухаживаю за растениями и животными (I-2).
5. Охотно и подолгу могу что-нибудь подсчитывать, решать задачи, чертить (III-1).
6. Охотно помогаю старшим по уходу за животными и растениями (I-1).
7. Люблю проводить время с младшими, когда их нужно чем-нибудь занять, увлечь делом, помочь им в чём-то (V-1).
8. Обычно я делаю мало ошибок в письменных работах (III-1).
9. То, что я делаю своими руками, обычно вызывает интерес у моих товарищей, старших (II-2).
10. Старшие считают, что у меня есть способности к определенной области искусства (IV-2).
11. Я охотно читаю о растительном и животном мире (I-1).
12. Активно участвую в художественной самодеятельности (IV-1).
13. Охотно читаю об устройствах механизмов, машин, приборов (II-1).
14. Охотно разгадываю кроссворды, головоломки, ребусы, трудные задачи (III-1).
15. Легко улаживаю разногласия между сверстниками или младшими (V-2).
16. Старшие считают, что у меня есть способности к работе с техникой (II-2).
17. Результаты моего художественного творчества одобряют даже незнакомые люди (IV-2).
18. Старшие считают, что у меня есть способности к работе с растениями или животными (I-2).
19. Обычно мне удается подробно и ясно для других излагать мысли в письменной форме (III-2).
20. Я почти никогда не ссорюсь (V-1).
21. Вещи, сделанные мной, одобряют и незнакомые люди (II-1).
22. Без особого труда усваиваю ранее незнакомые или иностранные слова (III-1).
23. Мне часто случается помогать незнакомым людям (V-2).
24. Подолгу, не уставая, могу заниматься любимой художественной работой (музыкой, рисованием и т. п.. (IV-1).
25. С большим интересом читаю об охране природной среды, леса, животных (I-1).
26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, машин, приборов (II-1).
27. Мне обычно удается убедить сверстников в том, что нужно делать так, а не иначе (V-1).
28. Охотно наблюдаю за животными или рассматриваю растения (I-1).
29. Без особых усилий и охотно разбираюсь в схемах, графиках, чертежах, таблицах (III-2).
30. Пробую свои силы в живописи, музыке, поэзии (IV-1).

Обработка и интерпретация результатов теста

Краткое описание типов профессий

I. «Человек-природа ». Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек-природа».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек природа» являются:

Животные, условия их роста, жизни;
. растения, условия их произрастания.

Изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);
. выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);
. проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).

Психологические требования профессий «человек-природа»:

Развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
. поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.

II. «Человек-техника ». Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями «человек-техника».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек техника» являются:

Технические объекты (машины, механизмы);
. материалы, виды энергии.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

. создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);
. эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);
. ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).

Психологические требования профессий «человек-техника»:

Хорошая координация движений;
. точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
. развитое техническое и творческое мышление и воображение;
. умение переключать и концентрировать внимание;
. наблюдательность.

III. «Человек-знаковая система ». Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т. п., то знакомьтесь с профессиями типа «человек -знаковая система». Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации.

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» являются:

Тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);
. цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик);
. чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);
. звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).

Психологические требования профессий «человек-знаковая система»:

Хорошая оперативная и механическая память;
. способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
. хорошее распределение и переключение внимания;
. точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
. усидчивость, терпение;
. логическое мышление.

IV. «Человек-художественный образ».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» является:

Художественный образ, способы его построения.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

Создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);
. воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);
. размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).

Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:

Художественные способности; развитое зрительное восприятие;
. наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;
. знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

V. «Человек-человек ».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек человек» являются:

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

Воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);
. медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);
. бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);
. информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);
. защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).

Психологические требования профессий «человек-человек»:

Стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
. устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;
. доброжелательность, отзывчивость;
. выдержка;
. умение сдерживать эмоции;
. способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
. способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;
. способность владеть речью, мимикой, жестами;
. развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;
. умение убеждать людей;
. аккуратность, пунктуальность, собранность;
. знание психологии людей.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...