Логистический подход и управление цепью поставок. Управление логистическими процессами в цепях поставок

В научной литературе можно найти разные определения логистики. Логистика как наука и как область деятельности развивалась с давних времен. Приведем определения, которые используем мы.

Логистика – наука об организации и управлении материальными и сопутствующими им информационными, финансовыми потоками в цепях поставок.

Материальный поток – перемещение товарно-материальных ценностей от отправителя к получателю.

Информационный поток – это движение информации от её источника к её потребителю.

Финансовый поток – это движение денег в наличной или безналичной форме от плательщика к получателю.

Каждый из перечисленных выше видов потоков характеризуется скоростью и интенсивностью. Скорость потока показывает, как быстро материалы, информация или деньги перемещаются от одной точки до другой точки логистической системы.

Интенсивность потока показывает его объём в единицу времени, то есть количество материалов, информации или денег, перемещённых от источника к получателю в единицу времени (секунду, минуту, час, смену, сутки, неделю, месяц и т. д.).

Цепь поставок – совокупность организаций, людей, видов деятельности и информации, вовлечённых в процесс преобразования первичного сырья в готовый продукт и движения сырья (готовой продукции) от поставщика первичного сырья до конечного потребителя.

Управление цепями поставок – комплекс методов и подходов, направленный на интеграцию усилий всех участников цепи поставок по удовлетворению спроса потребителей максимально эффективным путем.

Таким образом, основными задачами управления цепями поставок можно считать две задачи:

  • обеспечение целевого уровня обслуживания потребителей;
  • оптимизация затрат по всей цепи поставок.

Цель управления цепями поставок, таким образом, это достижение заданного уровня обслуживания заказчиков (что является одним из ключевых факторов конкурентоспособности предприятия) наиболее экономически эффективным способом. При этом обычно приходится искать компромиссы, так как одновременно наилучшее решение каждой из этих задач трудно достижимо.

Цепь поставок содержит 4 основных потока:

  • поток товаров и услуг от поставщиков к потребителям;
  • поток информации о спросе и свойствах продукции и услуг от потребителей к поставщикам;
  • финансовый поток, в основном движущийся от потребителей к поставщикам;
  • обратный поток товаров: возврат излишков продукции, дефектных продуктов, продукции для её ремонта и т. п. (возвратная логистика).

Выделяют основные и поддерживающие процессы. К основным процессам относят процессы, формирующие добавленную ценность и располагающиеся в так называемой цепи создания ценности. Под ценностью для клиента понимают свойства продукции или услуг, которые заказчик хотел бы видеть и которые он готов оплатить. В управлении цепями поставок можно выделить три наиболее существенных момента:

Координация в цепи поставок – усилия по синхронизации цепи поставок и повышения ее пропускной способности. Координация включает в себя следующие основные элементы:

  • доступ участников цепи поставок к информации, сквозное быстрое движение информации по всей цепи (как о спросе на продукцию, так и о поставках продукции, сырья и материалов);
  • согласование систем и методов планирования, перемещения материалов, ценообразования, уровней запасов и т.д.;
  • снижение сложности цепи поставок, снижение издержек в цепи поставок и повышение пропускной способности предприятий в цепи поставок.

Дифференциация в цепи поставок – обеспечение соответствия политики в цепи поставок целям обеспечения конкурентоспособности продукции. В частности, речь может идти о различных каналах поставки продукции (по скорости перемещения продукции, гибкости и надёжности канала, стоимостных его параметров) в зависимости от вида продукции. Различные виды продукции могут требовать различных характеристик канала её поставки.

Реконфигурация цепи поставок – так называют изменение состава и количества звеньев цепи поставок или отношений между ними. Изменения могут быть в длине, ширине, интенсивности каналов, специализации каналов на определенных рынках сбыта (географических, товарных). Практически в любой цепи поставок рано или поздно настаёт момент, когда нужно переосмыслить характеристики канала поставки и переконфигурировать его в соответствии с характеристиками спроса и факторами конкурентоспособности процесса поставки продукции клиентам.

Концептуально можно выделить два основных подхода к управлению цепями поставок: вертикальная и горизонтальная интеграция. Интеграция позволяет конфигурировать цепь поставок и координировать её функционирование.

При вертикальной интеграции одна организация контролирует напрямую звенья цепи поставок, то есть в этом случае решения по конфигурированию цепи поставок и координации её работы принимаются из единого управляющего центра.

При горизонтальной интеграции разные звенья цепи поставок принадлежат разным владельцам, и для координации работы цепи поставок организациям необходимо договариваться о том, как цепь поставок будет функционировать. Иногда при горизонтальной интеграции между предприятиями формируются партнёрские отношения, перерастающие порой в стратегические альянсы.

Образовательные установки:

знать

Принципы формирования и функционирования цепей поставок;

уметь

Моделировать бизнес-процессы в цепях поставок;

владеть

Организационно-экономическими методами управления цепями поставок.

Ключевые термины

Интегрированная логистика (логистика цепей поставок). Интегрированная цепь поставок. Управление цепями поставок. Фокусная компания. Прямая цепь поставок. Расширенная цепь поставок. Максимальная цепь поставок. Сетевая структура цепи поставок (логистическая сеть). Конфигурация сетевой структуры. Ключевые (основные) участники цепи поставок. Вспомогательные участники цепи поставок. Управляемые хозяйственные связи. Отслеживаемые хозяйственные связи. Неуправляемые хозяйственные связи. Связи с субъектами, не входящими в цепь поставок. Функция логистической координации. Интеграция бизнес-процессов. Глобальная оптимизация цепи поставок.

Эволюция концепции управления цепями поставок

Развитие интеграционных процессов в экономике и выход их за рамки основного экономического звена по линиям взаимодействия с бизнес-партнерами в сфере снабжения и сфере сбыта готовой продукции привели к появлению понятия интегрированной логистики, или логистики цепей поставок. Соответственно в управлении интегрированной логистикой выработалось понятие "управление цепями поставок".

Термин "управление цепями поставок" был предложен системным интегратором – компанией i2 Technologies и консалтинговой компанией "Артур Андерсен" в начале 1980-х гг. Появление одноименной концепции (supply chain management – SCM) связывают с опубликованием статьи К. Оливера и М. Вебера "Supply chain management: Logistics Catches up with Strategy" в Лондоне в 1982 г.

Первоначально управление цепями поставок отождествлялось с интегрированной логистикой. Например, Д. Бауэрсокс и Дж. Клосс остаются на этой позиции и рассматривают соответствующие аспекты логистики и управление цепью поставок практически как синонимы, считая, что "интеграция логистики преодолевает рамки внутрифирменной координации процессов снабжения, материально-технического обеспечения производства и физического распределения, распространяясь на поставщиков и потребителей" .

Взаимодействие функциональных сфер предпринимательской логистики и их связь с деловым окружением бизнеса подчеркивает термин "интегрированная цепь поставок". Его содержание характеризуют последовательно выстроенные: цепь снабжения, внутрипроизводственная цепь и цепь поставок предприятия. С точки зрения системной организации логистики, интегрированная цепь поставок – это прежде всего совокупность хозяйствующих субъектов: поставщиков, производителей, потребителей и посредников, состоящих в хозяйственных связях и объединенных участием в едином воспроизводственном цикле товара (услуги).

По мере развития концепции управления цепями поставок происходит разделение понятийно-смысловых категорий и отдельных терминов между логистикой и SCM. Но определению Европейской логистической ассоциации, SCM – управление цепью поставок – это интегральный подход к бизнесу, раскрывающий фундаментальные принципы управления в логистической цепи, такие как формирование функциональных стратегий, организационной структуры, методов принятия решений, управления ресурсами, реализация поддерживающих функций, систем и процедур .

В процессе эволюции понятийный аппарат концепции управления цепями поставок существенно изменился. В 1980-х гг. в странах с развитой экономикой во многих отраслях сложилась ситуация, при которой традиционные методы управления бизнесом, работающие в направлении достижения экономии текущих затрат, практически исчерпали свой ресурс. Для поддержания конкурентоспособности появилась необходимость в новых подходах, один из которых предложила концепция управления цепями поставок. Она выдвинула и обосновала идею координации потоков материалов и готовой продукции не только внутри одной фирмы, но и в ряде фирм, взаимодействующих в бизнесе.

Освоение концепции и становление практики управления цепями поставок определяются переходом от управления хозяйственными связями к управлению логистическими цепями, в частности, от управления хозяйственными связями по поставкам к управлению интегрированными цепями поставок. Об этом говорит тот факт, что "хозяйственные связи подчиняются общей логике процесса материально-технического обеспечения, выраженной последовательностью этапов взаимодействия – от поиска партнеров до исполнения договорных обязательств и удовлетворения интересов каждого из них" . Первыми практику освоили зарубежные компании, реально осознавшие, что эффективное управление цепями поставок – следующий шаг, который им необходимо сделать для повышения своей конкурентоспособности.

К настоящему времени в развитии концепции управления цепями поставок обозначились четыре этапа (табл. 8.1).

Этап I. Зарождение теории SCM (1980-е гг.) На этом этапе развития понятие "управление цепями поставок" скорее было новым модным термином, по своему содержанию мало чем отличавшимся от понятия "логистика". Концепция SCM на тот момент имела сходство с расширенным толкованием интегрированной логистики и почти полностью ею определялась. Д. Уотерс по поводу соотношения двух понятий отмечал, что "это скорее вопрос семантики, а не реаль-

Таблица 8.1

Эволюция концепции управления цепями поставок

Характеристика

I. Зарождение теории SCM

Возникает необходимость в новой концепции управления бизнесом как идеи координации потоков материалов и готовой продукции не только внутри одной фирмы, но и в ряде фирм, находящихся во взаимодействии. Понятие "управление цепями поставок" по своему содержанию лишь незначительно отличалось от расширенного толкования интегрированной логистики

II. Отделение теории SCM от логистики

Первая половина 1990-х гг.

Происходит обособление теории SCM от логистики, появляются самостоятельные исследования цепей поставок как объекта управления, а также областей использования отдельных концепций общего и функционального менеджмента в практической деятельности. Предпринимаются попытки разграничения понятийных аппаратов. Возникает необходимость в систематизации применяемых понятий и терминов логистики и управления цепями поставок

III. Формирование классической концепции SCM

Вторая половина 1990-х – начало 2000-х гг.

Четко обозначается различие между интегрированной логистикой и управлением цепями поставок, функции контроллинга и координации при управлении товарным потоком закрепляются за понятием "управление цепями поставок". Основные направления исследований сосредотачиваются на процессах интеграции и создания стратегических партнерских отношений, а также обеспечении контроля движения товарных потоков и информационной координации, согласования действий участников цепи. Комплекс накопленных теоретических знаний и практический опыт формируют учебные курсы по новой дисциплине

IV. Современный этап развития концепции SCM

Вторая половина 2000-х гг.

Происходит еще более углубленное исследование теории и практики управления цепями поставок и их адаптация под разные рынки. Современная практика управления цепями поставок акцентируется на внутрифирменном планировании и оптимизации ресурсов при построении взаимоотношений между фокусной компанией и остальными участниками цепи поставок

ных различий... оба термина относятся к одной и той же функции" .

Логику толкования концепции управления цепями поставок того времени можно сформулировать следующим образом. Хозяйствующие субъекты формируют цепь поставок, через которую проходит сквозной материальный поток, являющийся объектом управления цепью поставок с целью оптимизации параметров потока на выходе. Для достижения общей цели все субъекты – участники цепи действуют координированно. Продвижение материального потока по всей цепи начинает осуществляться с минимальными затратами вследствие улучшения значения параметров системы в целом.

Таким образом, управление цепыо поставок подразумевало использование логистического подхода для координации действий всех звеньев системы, т.е. фактически была востребована концепция логистики для организации бизнеса в производственно-коммерческой сфере.

Этап II. Отделение теории SCM от логистики (первая половина 1990-х гг.). Как самостоятельная научная идея концепция управления цепями поставок определилась в 1990-е гг. В это время происходит обособление теории управления цепями поставок, начинают развиваться самостоятельные теоретические исследования в этой и смежных областях знаний. Предпринимаются попытки выявить сущность и содержание управления цепями поставок как науки, а также областей использования концепции в практической деятельности. С возникновением идеологии SCM происходит разделение логистики и SCM как самостоятельных терминов, а также как понятийно-смысловых категорий. Появляется необходимость в систематизации применяемых понятий и определений логистики и управления цепями поставок. Начинается поиск разумной организации базовой лексики логистики и SCM, которая позволила бы определить классы взаимосвязанных понятий и учесть все многообразное и неоднородное множество терминов, применяемых в этих областях знаний. Для единообразного толкования основных терминов и понятий особое значение приобретает проблема стандартизации терминологии в логистике и SCM, которой занимаются несколько зарубежных организаций, в частности Европейская логистическая ассоциация (European Logistics Association) и Совет профессионалов в области управления цепями поставок (Council of Supply Chain Management Professionals).

Этап III. Формирование классической концепции SCM (iвторая половина 1990-х начало 2000-х гг.). На этапе формирования классической концепции уже было четко обозначено различие между интегрированной логистикой и управлением цепями поставок. Прежняя координирующая роль логистики и сквозное управление материальными потоками в цепи поставок становятся прерогативой SCM, функции контроллинга и координации при управлении материальным потоком также закрепляются за понятием "управление цепями поставок". Логистика же трактуется как функционал контроллинга и оптимизация всех видов деятельности, связанных с движением товаров, т.е. фокус переводится на операционную деятельность (транспортировку, складирование, грузопереработку, перевалку и т.п.), а также размещение логистических и производственных мощностей .

Стремительное развитие концепции потребовало серьезных прикладных исследований в различных отраслях и на разных региональных рынках. Накопленные теоретические знания и практический опыт были положены в основу формирования учебных курсов по новой дисциплине. На этом этапе идеология управления цепями поставок начинает развиваться и как самостоятельная концепция, и как функциональная область менеджмента, коммерции, маркетинга и логистики. Основные направления исследований сосредоточиваются на процессах интеграции и формировании стратегических партнерских отношений, а также использовании процессного подхода, изучении основных функций компаний в разрезе бизнес-процессов. Особое внимание при этом уделялось развитию процессов обеспечения синхронизации товарных потоков, а также активизации коммуникаций между звеньями и информационной координации действий.

Этап IV. Современный этап развития теории SCM (середина 2000-х гг. и далее). Происходит еще более углубленное исследование управления цепями поставок и как концепции, и как функциональной области деятельности, а также адаптация концепции под разные рынки. Концепция SCM направлена на решение задач интегрированного управления функциональными областями логистики и координации логистического процесса фирмы. Накопленный практический опыт анализируется и востребуется компаниями для повышения своей конкурентоспособности. Особое внимание уделяется развитию информационных технологий с использованием инженерно-технических инструментов, основанных на применении идеологии управления цепями поставок в реальном времени. Практика управления цепями поставок акцентируется на внутрифирменном планировании и оптимизации ресурсов и приобретает ключевое значение в построении перспективных взаимоотношений фокусной компании с участниками цепи поставок. Все это требует дальнейшего развития научных исследований в областях, сопряженных с SCM, по созданию новых релевантных концепций.

В настоящее время управление цепями поставок как концепция SCM является одним из эффективных способов увеличения прибыли и доли рынка и активно внедряется в экономике промышленно развитых стран. Многие крупные компании, в том числе и российские, осваивают принципы SCM как новую идеологию бизнеса. Обеспечению и развитию стратегических преимуществ логистики как за рубежом, так и в нашей стране способствуют общенациональные координирующее органы – Европейская логистическая ассоциация и Совет профессионалов в области управления цепями поставок. В Российской Федерации в роли таких координаторов в настоящее время выступают: Национальная логистическая ассоциация России (НЛА), Национальный совет по цепям поставок.

Предназначение этих организаций заключается в том, чтобы:

  • разрабатывать предложения и дополнения в законодательные и нормативно-правовые акты РФ в части, касающейся логистики, так как в настоящее время в нашей стране отсутствует законодательство в области логистики;
  • устранять барьеры, имеющиеся в налоговом, таможенном, транспортном законодательстве РФ, которые препятствуют эффективному использованию стратегического потенциала логистики;
  • формировать интегрированные логистические системы, охватывающие различные сферы предпринимательства, создавать межрегиональные и международные интегрированные логистические транспортные, торговые и информационные системы.

Национальная логистическая ассоциация России – это общественная организация, учредителями которой выступили: Государственный университет – Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ), Российская ассоциация бизнес-образования и Ассоциация экспедиторов Санкт-Петербурга. Миссией НЛА является становление и упрочение логистики в России как нового научного и практического направления, способствующего социально-экономическому развитию хозяйствующих субъектов, отраслей экономики и страны в целом, а также повышению благосостояния граждан. Среди основных задач организации провозглашены:

  • анализ зарубежных теоретических исследований и практического опыта в области логистики в целях их адаптации и внедрения в России;
  • разработка предложений и дополнений в законодательные и нормативно-правовые акты РФ в части, касающейся логистики;
  • координация деятельности предприятий, организаций и учреждений, занятых исследованиями в области проектирования, построения и обеспечения функционирования систем логистики; обмен передовым опытом применения логистических разработок в Российской Федерации и за рубежом;
  • организация и участие в процедуре сертификации специалистов по логистике в соответствии с российскими и международными требованиями и стандартами .

Национальный совет по цепям поставок – это общественная организация в форме некоммерческого партнерства, открытого для всех участников рынка (промышленные предприятия, поставщики продукции и услуг, в том числе государственные транспортные и логистические компании, финансовые и кредитные организации, страховые организации, некоммерческие ассоциации и центры, консалтинговые фирмы, образовательные учреждения). Основная цель ее деятельности – содействие освоению стандартов управления цепями поставок в практике реального бизнеса Российской Федерации и странах СНГ. Миссия Совета по цепям поставок заключается в разработке, развитии и распространении модели цепи поставок как основы общероссийского межотраслевого стандарта управления цепями поставок, объединяющего лучшие мировые и национальные практики. Модель цепи поставок определяет общую концепцию цепей поставок, стандартную терминологию, систему измерений и оценок логистической деятельности, обобщает лучшие практики, является процедурной моделью для внедрения логистического программного обеспечения, выполняет интегрирующую функцию при построении как внутри-, так и межкорпоративных цепей поставок .

Растущая глобализация, развитие внешнеэкономических взаимодействий позволяют использовать мировой опыт на практике. Многие зарубежные компании, расширяя географию цепей поставок, рассматривают территорию РФ в качестве рынков сбыта готовой продукции, а также базы для размещения производственных мощностей по ее изготовлению для включения в собственную цепь поставок, вовлекая, таким образом, российских партнеров в процесс мировой интеграции бизнеса.

Россия вслед за остальными странами Восточной Европы постепенно втягивается в орбиту глобальной логистики. В этом ей помогают обильные капиталовложения из разных источников. Рынок российской логистики в последние годы становится все более привлекательным для иностранных инвесторов: об этом можно судить по крупным зарубежным инвесторам, которые пришли в Россию. Это, например, британские фонды Fleming Family & Partners и Raven. Помимо всего прочего, учитывается то обстоятельство, что в России средние сроки окупаемости проектов составляют 7–8 лет и меньше.

Компания Castorama входит в состав британской группы компаний Kingfi sher. Это первая в Европе и третья в мире сеть гипермаркетов товаров для дома и ремонта формата DIY – Do It Yourself ("Сделай сам"). Группа Kingfi sher – это более 770 магазинов в Европе и Азии. Основные ритейл-бренды компании Kingfi sher Castorama, Brico Depot, Screwfix и B&Q. Гипермаркеты Castorama завоевали свою популярность в Европе благодаря широкому ассортименту продукции высокого качества, низким ценам и системе обслуживания, построенной на принципе профессиональной консультации. Первые европейские магазины под брендом Castorama открылись в 1969 г. На сегодняшний день Castorama – это 98 гипермаркетов во Франции, 27 – в Италии, 37 – в Польше, семь – в России. Castorama в России начала свою работу в 2005 г. На данный момент открыты и успешно функционируют гипермаркеты в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Ростове-на-Дону, Омске и Краснодаре. Компания планирует дальнейшее открытие порядка пяти–семи гипермаркетов каждый год в крупнейших российских городах. Миссия Castorama – помочь покупателям сделать свои дома совершеннее и комфортнее, преобразовать трудоемкий и затратный процесс ремонта и обустройства в интересное, доступное каждому увлечение. Цель Castorama – стать номером один на российском DIY-рынке.

В 2005 г. компания Castorama RUS организовала офис в Москве со штатом всего 10 человек. Сотрудники фирмы занимались открытием первого гипермаркета в Самаре, активно проводят переговорные сессии с поставщиками и осуществляют все необходимые организационные действия относительно costart-up проекта в России.

Основная задача руководителя и единственного сотрудника Supply Chain Department – разработка стратегии SCM и внедрение проекта. Так как компания Castorama является частью группы компаний Kingfi sher, то она располагает возможностью применять ее наработки и опыт, мощности и технологии, процедуры и т.д. В виде основы SCM в Castorama было принято решение использовать опыт компании B&Q в Англии. Компания S&Q – это 320 магазинов, 40 000 товаров и 650 поставщиков; компания использует восемь региональных центров для консолидации грузов и пять дистрибутивных центров. Преимуществами SCM в В&О стали: централизация управления, активное использование аутсорсинга, система распределения товаров, категорийный менеджмент и информационное обеспечение.

За 2006–2007 гг. компания Castorama открыла в общей сложности пять гипермаркетов. На основании имеющейся концепции передачи бизнес-процессов на аутсорсинг Castorama подписала контракт с логистическим оператором на оказание услуг ответственного хранения. Кроме прямой поставки товара в магазины, поставщики в России начали осуществлять доставку товара по принципу "кросс-докинг" через распределительный центр Castorama. Управление товарными запасами и размещение заказов поставщикам возложены на Buying Department. Однако развитие компании привело к тому, что структура планирования и формирования заказов поставщикам (как импортным, так и российским) была изменена. В каждом из гипермаркетов был организован Ordering Department, в задачи которого входит: отслеживание и контроль стока на складах гипермаркетов, планирование и прогнозирование продаж, размещение заказов у поставщиков с учетом транзитного времени.

Начиная с 2008 г. уже можно говорить о реализованной системе управления цепочкой поставок (SCM) в компании.

Современная наука предлагает множество различных определений понятия "управление цепями поставок". Единого мнения относительно его содержания не выработано, более того, разброс мнений очень широк и зависит от логистической школы (направления) и позиции конкретного исследователя.

Общее состоит в том, что акцент в толковании концепции все больше смещается в сторону расширенного понимания SCM, приведенного в сборнике "Стандартов по логистике и управлению цепями поставок": управление цепями поставок – это организация, планирование, контроль и выполнение товарного потока, от проектирования и закупок через производство и распределение до конечного потребителя в соответствии с требованиями рынка к эффективности по затратам .

М. Кристофер дает следующее определение управления цепью поставок: это "управление взаимоотношениями с находящимися выше и ниже по течению поставщиками и клиентами, направленное на достижение более высокой потребительской ценности при меньших издержках всей цепи поставок в целом" .

Дж. Сток и Д. Ламберт определяют управление цепями поставок "как интегрирование ключевых бизнес-процессов, начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц" .

Список определений можно продолжить, η том числе в контексте сопоставления понятий логистики и управления цепями поставок. Сложившуюся ситуацию неоднозначности обусловливают ряд причин.

  • 1. Исторически непродолжительное время развития. И логистика, и управление цепями поставок – достаточно молодые и активно дискутируемые области знаний, учитывая, что сам термин "supply chain management" введен в оборот в 1980-е гг. Естественно, что их понятийный аппарат постоянно уточняется и изменяется, наполняется новым содержанием.
  • 2. Наличие различных национальных школ и течений в логистике и управлении цепями поставок. В настоящее время можно говорить о существовании американской школы (Д. Бауэрсоке, Дж. Клосс, Д. Уотерс, Дж. Сток, Д. Ламберт и др.), серьезных исследованиях в различных европейских странах, в том числе Великобритании (М. Кристофер, Дж. Менцер, К. Оливер, М. Вебер и др.). Определенный интерес представляют исследования австралийских ученых, оказывающих существенное влияние на развитие азиатской логистической школы. В частности, труды Джона Гаторны – признанного специалиста мирового уровня в области логистики и SCM из Австралии – переведены на японский и китайские языки и в настоящее время пользуются большим признанием в странах Азии. Научные школы логистики и управления цепями поставок созданы и продолжают свое развитие в России (см. параграф 1.1).
  • 3. Междисциплинарный характер логистики и управления цепями поставок и сочетание в них экономических и инженерно-технических дисциплин. Управление цепями поставок на протяжении нескольких последних десятилетий является одной из самых динамично развивающихся концепций, находящихся на стыке коммерции, маркетинга, логистики, операционного и стратегического менеджмента.
  • 4. Наличие большого количества терминов из различных областей знаний. Это также обусловлено тем, что ведущие специалисты в этой области знаний изначально являются профессионалами в других областях, включая и инженерно- технические специальности.
  • 5. Отсутствие некоторых терминов логистики в различных языках, а также их неточное понимание в разных странах. Использование различной терминологии можно объяснить принадлежностью авторов к той или иной логистамеской школе, а также желанием сосредоточить внимание на отдельных аспектах логистического процесса. Например, термин "физическое распределение" использовался в США во второй половине XX в. как синоним современного понятия логистики, а в настоящее время он обозначает одну из функциональных областей логистики и является синонимом термина "дистрибуция".

Апеллируя к существующим исследованиям и обобщая их результаты, научная школа кафедры Коммерции и логистики СПбГЭУ руководствуется следующим определением.

Управление цепями поставок – это процесс планирования, организации, учета, контроля, анализа, регулирования, направленный на достижение стратегических целей участников цепи поставок. Сочетанием общих функций управления и специальных функций управления в логистике (управление затратами, управление качеством обслуживания и др.) формируется комплексная функция контроллинга, обеспечивающая достижение логистической координации в цепях поставок.

Цепи поставок представляют собой совокупность последовательно взаимодействующих между собой поставщиков и потребителей: каждый потребитель становится поставщиком для следующих потребителей – так продолжается до тех пор, пока готовый продукт не поступит к конечному потребителю. Цепь поставок имеет в своей структуре фокусную компанию, поставщиков, потребителей, а также вовлеченных во взаимодействие канальных посредников. Фокусная компания это ключевое звено цепи поставок, которое определяет конфигурацию цепи и особенности взаимодействия участников.

В зависимости от количества звеньев различают три уровня сложности цепей поставок:

  • 1) прямая цепь поставок;
  • 2) расширенная цепь поставок;
  • 3) максимальная цепь поставок.

состоит из фокусной (центральной) компании (обычно – производственной или торговой фирмы), поставщика и покупателя/потребителя, участвующего во внешнем и (или) внутреннем потоке продукции, услуг, финансов, информации. При этом, как правило, фокусная компания определяет структуру цепи поставок и управление взаимоотношениями с партнерами по бизнесу (рис. 8.1).

Рис. 8.1.

Расширенная цепь поставок включает в себя дополнительно поставщиков и потребителей второго уровня (рис. 8.2).

  • Сток Дж., Ламберт Д. Стратегическое управление логистикой: пер. с англ. 4-е изд. М.: ИНФРА-М, 2005. С. 51.
  • В основе рыночных отношений лежат сделки купли-продажи. Прежде чем товарные потоки начнут свое движение от продавца к покупателю, те оформляют свои отношения соответствующими обязательствами - договорами поставки. Поэтому в распределительной логистике важнейшее значение имеет проблематика эффективного управления поставками. В этом аспекте логистический подход предполагает формализацию соответствующих задач, оценку и анализ выполнения договорных обязательств в отношениях данного типа.

    Поставка как экономическое понятие представляет собой продажу и доставку продукции оптовым покупателям.

    Этими покупателями являются:

    • Посреднические торговые структуры для последующей перепродажи.
    • Предприятия сферы услуг для внерыночного потребления.
    • Промышленные предприятия и организации для переработки и производственного потребления.

    Исходя из этого, в распределительной логистике по признаку конечного использования выделяют три товарных фонда:

    1. Рыночный фонд.

    Он представляет собой поставку товаров в оптовую и розничную торговлю.

    2. Фонд промышленной переработки.

    Это поставки товаров промышленным предприятиям для их переработки в готовую продукцию более высокого уровня.

    3. Внерыночный фонд.

    Он предусматривает поставку товаров непромышленным институциональным потребителям.

    С экономической точки зрения сбыт готовой продукции как процесс можно подразделить на два этапа.

    На первом этапе производится формирование товарных потоков, отгрузка продукции потребителям, продвижение товарных потоков по логистическим цепям, организация доставки в конечный пункт назначения. С позиций маркетинга и логистики этот этап и является этапом поставки товара.

    На втором этапе осуществляется оплата потребителями поставленной продукции - реализация.

    Предметом интересов распределительной логистики является первый этап взаимоотношений субъектов рынка.

    Логистический подход к управлению поставками предполагает рациональное решение следующих задач:

    • Организация полноценного оперативного информационного обеспечения достоверными данными о ходе процессов, связанных с поставками.
    • Регулярное осуществление всестороннего исчерпывающего анализа выполнения обязательств и плана поставок по объему, заказчикам, ассортименту и качеству.
    • Проведение исследований тенденций, динамики и равномерности выполнения договорных обязательств по времени.
    • Обеспечение системного контроля над соблюдением сроков поставок.
    • Совершенствование комплекса логистических услуг, сопутствующих поставкам.

    Основой управления логистическими процессами при осуществлении поставок является план (программа) поставки, который выражается в совокупности планово-расчетных документов, содержащих основные требования, предусмотренные договорными обязательствами: к объемам, номенклатуре, качеству, срокам поставки, каналам распределения, формам продвижения материальных потоков, логистическому сервису и т. д.

    Большую роль в планировании работ и операций распределительной логистики и повышении его качества играет информационное обеспечение.

    Минимум информации, необходимой для разработки плана поставки, должен включать:

    • Данные об объемах ожидаемых остатков готовой продукции на начало прогнозируемого логистического периода.
    • Данные об объемах товарной продукции, запланированной к выпуску на предприятии в прогнозируемом периоде.
    • Данные об объемах остатков товарной продукции на складах логистической системы на конец прогнозируемого периода.

    Осуществляя разработку соответствующего плана (программы) поставок, необходимо классифицировать сами поставки, предусмотренные к исполнению. Это делается, во-первых, с целью правильной организации всей системы сбыта, а во-вторых, для повышения эффективности управления логистическими процессами на послепроизводственном этапе.

    В распределительной логистике поставки прежде всего подразделяются по принципу приоритетности. Обычно структуризация поставок производится следующим образом:

    • Экспортные.
    • Первоочередные (литерные).
    • Обыкновенные, т. е. осуществляемые на общих основаниях.

    На основе приоритетов в логистике поддерживается дисциплина обслуживания, которая представляет собой комплекс правил (алгоритм) обслуживания заявки заказчика в логистической системе.

    Принципиально наиболее простой дисциплиной обслуживания является порядок первым пришел - первым обслужен. В этом случае никаким заявкам не даются преимущества перед другими.

    Однако на практике наиболее распространена гибкая дисциплина обслуживания. Она реализуется путем введения системы приоритетов, которая включает комплекс абсолютных и относительных приоритетов в различной комбинации.

    На характер поставок влияет форма продвижения товарных потоков от поставщика до потребителя. По этому признаку, как известно, они подразделяются на поставки:

    • транзитные;
    • складские.

    Продуценты устанавливают логистические связи по продвижению товарных потоков с двумя типами заказчиков: конечными потребителями товарной продукции и посредническими структурами, которые в той или иной мере привлекаются для продвижения материальных потоков до конечных потребителей.

    Как правило, конечные потребители в большинстве случаев хотят приобрести товар, максимально подготовленный к потреблению, небольшими партиями и точно в срок. Продуценту такие требования не всегда выгодны. По этим и другим причинам для продвижения товарных потоков до потребителей продуценты часто обращаются к услугам торговых посредников, которые могут закупить большие партии товара, а значит, мощности материальных потоков на этапе продуцент - посредник могут быть значительно увеличены. Это упрощает процесс генерации материальных потоков и управления ими на начальной стадии продвижения по логистическим цепям.

    В распределительной логистике организация управления поставками предполагает их обязательную классификацию еще по одному признаку - по срокам поставки.

    По этому критерию они подразделяются на:

    • срочные. Отгрузка производится для выполнения чрезвычайных поставок, особых заказов и в других неординарных случаях;
    • периодические. Отгрузка производится в пределах указанного в заказе (заявке) периода;
    • календарные. Отгрузка производится по графику, предварительно согласованному между поставщиком и получателем.

    В последние годы в распределительной логистике для повышения эффективности управления поставками широкое применение получил метод быстрого реагирования. Это метод планирования и регулирования поставок товаров посредническим структурам - участникам логистических цепей по продвижению материальных потоков. Метод быстрого реагирования предполагает тесное взаимодействие между логистической системой

    (продуцентом) и торговыми предприятиями (оптовыми, розничными), а также трансформационными (распределительными) центрами. С помощью данного метода осуществляют оптимизацию товарных потоков в звеньях логистической цепи. Как правило, достигается значительное уменьшение запасов, но не ниже уровня, который в складывающихся условиях позволяет обеспечить немедленное удовлетворение большого числа заявок покупателей.

    Реализация методов быстрого реагирования предполагает проявление всех преимуществ логистической системы, ее способность адаптироваться к быстро меняющимся условиям рынка. Производитель должен обладать и умело использовать возможности оперативно перестраивать производство на выпуск новых товаров мелкими партиями, своевременно регулировать алгоритм логистических работ и операций, мгновенно корректировать процесс управления товарными и иными потоками. Такой ярко выраженный прагматический подход обусловливает наличие интенсивного информационного обмена между логистической системой и звеньями логистических цепей, особенно в области контроля за статичными и динамичными потоками товарного характера.

    Метод быстрого реагирования основывается на решении так называемой задачи о распределении поставок. Это задача оперативного управления товарными запасами и их расходованием в логистической системе и звеньях логистической цепи. Сущность задачи заключается в следующем. Предполагается, что на складах логистической системы и у посредников создается запас некоего товара, который периодически заказывается основному производству для логистической системы и одновременно для всех складов логистической цепи. Заказанное количество товаров прогнозируется и предполагается известным. Чтобы не отрываться от реальности, предусматривается, что заказ может выполняться с задержкой во времени. Наличие товара на складах логистической системы и звеньев логистической цепи также известно. Требуется решить, как распределить определенное количество товара, образующего соответствующие материальные потоки, между всеми складами после выполнения основным производством совокупного заказа.

    В процессе решения задачи предполагается также, что в течение определенного времени до реализации следующего совокупного заказа склады товар не получают. Совокупный заказ должен быть распределен между складами логистической системы и логистической цепи так, чтобы минимизировалась сумма транспортных и других логистических издержек, а также ожидаемых штрафов и потерь, обусловленных неудовлетворением спроса.

    Управление поставками в распределительной логистике основывается на результатах анализа выполнения плана (программы) поставок, который должен проводиться постоянно. Этот анализ осуществляется на базе данных статистической отчетности, оперативного учета, первичной бухгалтерской документации и текущей информации. Сведения, предоставляемые этими источниками, позволяют охарактеризовать выполнение плана (программы) отгрузки (поставки) по ряду показателей, основными из которых являются: объемы отгружаемой продукции, ее ассортимент, сроки, отгрузки по потребителям и др.

    Логистический подход в управлении поставками предполагает однозначно жесткое соблюдение договорной дисциплины, которая является важнейшим условием для:

    • ритмичной работы предприятия;
    • улучшения материально-технического обеспечения и сбыта;
    • ускорения оборачиваемости оборотных средств;
    • сокращения совокупных материальных (производственных) и товарных запасов.

    Все это одновременно относится и к поставщикам, и к получателям. Таким образом, действие каждого договора поставки имеет как минимум двойную направленность - на обоих хозяйственных партнеров. Если участников договора больше, то направленность его действия соответственно расширяется. Поэтому в распределительной логистике выполнению договоров поставки и вообще управлению поставками уделяется повышенное внимание. Более того, формирование любой логистической системы должно начинаться именно с требования стремиться к полному выполнению обязательств по поставкам товарной продукции.

    В распределительной логистике анализ договорных обязательств начинается с оценки выполнения контракта (договора, заявки, соглашения) по объему поставки. Для этого фактический объем поставки сравнивается с договорной величиной. В случае обнаружения несоответствия определяют относительный и абсолютный размеры недопоставок.

    Следует подчеркнуть, что в логистике поставка, которая превышает установленный контрактом размер и не обусловлена дополнительной взаимной договоренностью, рассматривается как такое же негативное явление, как и недопоставка. В понятийном аппарате логистики термин “перевыполнение плана” отсутствует.

    В условиях рынка требуется точное соблюдение договоренностей, в том числе по объему поставки. Невыполнение этого требования отрицательно сказывается на состоянии и развитии взаимных отношений. Нарушается нормализация производственно-хозяйственной деятельности не только всех участников данной сделки, но и последующий ход событий.

    Незапланированные товарные потоки или несогласованные параметры могут:

    • Замедлить товарооборачиваемость.
    • Вызвать неоправданные издержки.
    • Задержать продвижение товарных потоков по логистическим цепям.
    • Стать причиной преобразования динамичных потоков в статичные на продолжительное время и проч.

    Очень важным аспектом в управлении поставками с позиций логистической концепции является выполнение договорных обязательств по равномерности и ритмичности поставок.

    Равномерность поставки - это соблюдение хозяйственными партнерами обязательств по поступлению товарных потоков равной мощности через равные промежутки времени.

    Ритмичность поставки - это соблюдение временных и количественных параметров поставки, обусловленных контрактом с учетом сезонных и циклических особенностей производства, продажи, продвижения товарных потоков и потребления.

    И равномерность, и ритмичность поставки существенно влияют на экономическую и социальную эффективность не только логистической, но также производственной и коммерческой деятельности в целом.

    Неравномерная и аритмичная поставка отрицательно сказывается на деятельности всех участников логистического процесса. Она приводит:

    • к возникновению очередей;
    • повышению уровня товарных запасов;
    • разбалансировке структуры товарных запасов;
    • нерациональному использованию транспортно-перемеща- ющих средств.

    В связи с этим отрицательными последствиями могут быть:

    • рост логистических издержек;
    • снижение рентабельности;
    • увеличение нерациональных затрат времени покупателей.

    В сферах производства и обращения неравномерные и аритмичные поставки чреваты возникновением цепочки нарушений производственно-хозяйственных связей. Снижается оборачиваемость товаров и других оборотных средств. Все это деструктивно отражается на экономике в целом.

    Обычно товарные потоки направляются покупателю не сразу по мере производства готовой продукции, а с определенными интервалами, которые обусловлены комплексом факторов, например:

    • Протяженностью логистических цепей.
    • Возможностями действующей транспортной системы.
    • Потребностями посреднической среды.
    • Характеристикой складской инфраструктуры.
    • Маркетинговой политикой продавца.
    • Особенностями логистической системы.
    • Необходимостью накопления размера партии товаров, наиболее выгодной для перевозки, с целью формирования оптимального товарного потока.
    • Равномерностью и ритмичностью (режимом) производства у продуцентов и потребителей и т. д.

    Известно, что природа рыночных отношений обусловливает конъюнктурные всплески спроса, так называемые пики спроса, по различным причинам. В связи с этим целесообразно в периоды, предшествующие таким всплескам, резко увеличивать мощности конкретных товарных потоков или напряжение в логистических цепях, а после спада ажиотажного спроса в таком же темпе произвести обратные действия. Такая технология логистических отношений предварительно должна быть обязательно предусмотрена и согласована в соответствующих контрактах (договорах) между партнерами.

    Определяющее влияние на равномерность поставки оказывают способы товародвижения и выбор логистического канала.

    Так, крупные посреднические структуры, как правило, располагают развитой транспортно-складской инфраструктурой. Это позволяет им аккумулировать материальные потоки, определять их дальнейшее продвижение или трансформировать в соответствии с требованиями покупателей.

    Мелкие торговые посредники часто не имеют складских мощностей и поэтому выбирают политику, направленную на ускорение продвижения товарных потоков к покупателям. В таких случаях равномерность поставок нестабильна.

    Практика неоднократно подтверждала, что за счет ритмичной поставки, иногда даже рассчитанной по часам, фирма (торговая) или предприятие (промышленное) могут позволить себе снизить цены на товарную продукцию. За счет этого и ряда других преимуществ, обусловливаемых логистическим подходом, они легко выигрывают в конкурентной борьбе. Поэтому при установлении хозяйственных связей оценка равномерности и ритмичности поставок является одним из решающих факторов при выборе поставщика.

    Срыв сроков поставки не только в рыночных, но даже в административных условиях влечет за собой соответствующие финансовые санкции и ставит под сомнение возможность пролонгирования хозяйственных связей с необязательным поставщиком. Это является существенной причиной, по которой не только в логистике, но и в маркетинге, финансовой сфере и в области менеджмента вопросам равномерности и ритмичности поставок уделяется повышенное внимание.

    В распределительной логистике разработаны и применяются различные методы оценки уровня равномерности поставок.

    Наиболее простым и доступным является учет количественных и временных параметров поступления или генерации товарного потока на ленточном графике. Это дает возможность оперативно контролировать соблюдение сроков и согласованных размеров поставки. Путем подсчета и суммирования временных единиц опоздания (дней, часов) можно наглядно проиллюстрировать соблюдение условий договора поставки. Равномерность или неравномерность поставки визуально представляет собой линейный график, на котором уровни поставок отражаются в процентах к среднему уровню, принятому за 100.

    Простым и доступным способом характеристики равномерности поставки является расчет удельного веса объема поставки за каждый договорный период, а затем сопоставление его с нормативным.

    Нормативный определяется как 1 /п часть предполагаемого (прогнозируемого) объема отгрузки или поступления товаров. В данном случае п - число периодов, т. е. интервалов между поступлением партий товаров. Чем больше сумма отклонений, тем больше неравномерность.

    Несмотря на привлекательность представленных выше методов, они не могут дать всего необходимого для построения модели влияния степени равномерности поставки на уровень экономической эффективности. Они недостаточны также для определения критерия выбора покупателем надежного поставщика. Поэтому для этих целей дополнительно применяют ряд показателей, в частности коэффициенты вариации (V) и равномерности (R ). Оба эти показателя измеряются в процентах и теоретически могут изменяться от 0 до 100.

    Коэффициент равномерности определяется как разница между 100% и коэффициентом вариации:

    Коэффициент вариации рассчитывается следующим образом:

    где Я - средний размер поставки за весь период;

    сг п - среднеквадратическое отклонение объемов поставки за каждый равный отрезок времени от среднего уровня за весь период.

    где Я i - поставка за г-й отрезок времени

    В связи с тем, что определяются колебания объемных, суммируемых показателей, используется формула среднеквадратического отклонения:

    Для проведения комплексного анализа равномерности и ритмичности поставок в распределительной логистике определяют среднее время задержки поставок. Данный показатель характеризует превышение времени поставок товаров (в единицах логистического времени - днях, часах) по сравнению с нормативными (расчетными) интервалами. Среднее время задержки поставок находится по формуле

    где Д { - длительность превышения по i-й поставке;

    п - количество поставок, по которым зафиксирован факт отклонения.

    Оценка степени ритмичности поставки, т. е. соответствия установленным срокам, проводится на основе коэффициента аритмичности (К Ар):

    где к - количество периодов поставки.

    Яд и Я ф - поставка (в натуральных и стоимостных единицах) по условиям договора и фактически за i-й промежуток времени (логистический период).

    Чем ближе коэффициент аритмичности к 0, тем ритмичнее поставка и, наоборот, чем он дальше от 0, тем выше аритмичность поставки.

    Для анализа ассортиментных отклонений поставок в распределительной логистике наибольшее распространение получили следующие методы:

    1. Метод определения абсолютных линейных отклонений поставки от условий договора по каждой ассортиментной позиции.

    Сумма отклонений по позициям при соотношении ее с соответствующими количественными показателями поставки выявит абсолютные (размеры) и относительные (степень) величины нарушения договорных обязательств по ассортименту.

    2. Метод определения степени структурных различий.

    С его помощью устанавливается, в какой степени совпадают или расходятся удельные веса отдельных ассортиментных позиций в общем объеме поставки товаров. Чтобы это выявить, рассчитывают среднее линейное отклонение фактических относительных показателей ассортиментной структуры поставки от договорных обязательств.

    Очень важное значение в распределительной логистике имеет технология осуществления поставок, которая бывает двух видов:

    • 1. Поставщик, генерируя товарные потоки, организует их продвижение к потребителю через логистические каналы (цепи).
    • 2. Поставщик реализует свою продукцию покупателю в месте ее производства. В данном случае покупатель получает и вывозит товарную продукцию самостоятельно.

    При любом варианте поставок отпуск готовой продукции должен быть документально оформлен. Партия поставки, образующая товарный поток, формируется на основании отборочного листа. Отборочный лист может иметь форму бумажного или электронного документа.

    После формирования товарного потока (товарной партии) осуществляется отгрузка.

    Логистическая операция отгрузки представляет собой передачу товарной продукции посреднику, перевозчику или собственной транспортной службе для доставки определенной партии в установленный пункт назначения.

    Если реализация товара осуществляется на условиях самовывоза, то отгрузка партии осуществляется непосредственно потребителю в месте изготовления.

    Отгрузка учитывается, как правило, в натуральных показателях, а датой (временем отгрузки) считается дата (время) приема продукции перевозчиком, зафиксированная в перевозочных документах, или дата (время) акта сдачи продукции покупателю в месте ее производства. Операция отгрузки выполняет интегративную роль между логистическими операциями в рамках логистической системы (внутрисистемными) и комплексом логистических операций по доставке товарной продукции (продвижению товарного потока).

    Доставка представляет собой процесс перемещения (транспортировки) груза в место назначения.

    Сроки доставки характеризуют эффективность логистической системы и логистических цепей. Они зависят от многих факторов, и в первую очередь от разновидности груза, образующего грузовой поток, категории скорости, вида отправки и т. д.

    Доставка бывает двух видов:

    1. Централизованная.

    В этом случае транспортно-перемещающие работы организуются поставщиком. Работы могут быть выполнены силами самого поставщика или с помощью привлеченных для этой цели транспортно-экспедиционных структур.

    2. Децентрализованная.

    Тогда транспортно-перемещающие работы организуются непосредственно получателем собственными силами или с помощью привлекаемых структур по оказанию логистических услуг.

    Если доставка осуществляется собственными силами, то она называется выборкой продукции потребителем.

    Продвижение материальных (товарных) потоков в логистических каналах и цепях не всегда заканчивается в момент получения товара заказчиком (потребителем, посредником). Часть партии поставки может быть возвращена обратно. Причины могут быть различными, например:

    • Повреждение продукции вследствие плохой транспортировки.
    • Изменения потребностей у покупателей.
    • Неправильное адресование.
    • Неприемлемое качество продукции.
    • Неправильная маркировка и т. д.

    При любых обстоятельствах одной из функций распределительной логистики является рациональная организация приемки и размещения возвратной продукции, а также отправка ее на доработку или переделку.

    Управление возвратным процессом и его эффективность зависят от характеристики товарной продукции и логистических каналов. Сложность управления возвратными потоками зависит от количества звеньев логистической цепи, задействованных в возвратном процессе.

    В каждой логистической системе размещение возвратной продукции имеет свои особенности. Иногда возврат осуществляется непосредственно со складов логистической системы, когда недостатки (дефекты) выявлены до отгрузки или с распределительных подразделений (складов, участков, станций, площадок, центров), контролируемых логистической системой продуцента. В этом случае управление возвратным потоком для лиц, принимающих решения, облегчено тем, что решение задачи сводится к оптимизации перемещения с одного склада на другой или в рамках одного склада, а затем согласованию действий и направлению дефектной продукции в основное производство для переработки.

    Намного сложнее процесс возврата в тех случаях, когда доставку и размещение материальных потоков необходимо осуществлять со складов посредников. Однако наиболее дорогостоящими логистическими процессами по управлению возвратными материальными потоками являются те, которые заключаются в организации возврата реализованной продукции со складов конечного потребителя.

    Механизм управления возвратными потоками может быть упрощен при установлении прямых связей между производителем и потребителем с позиции послепродажного обслуживания. Тогда логистика тесно интегрируется со сферой послепродажного сервиса (монтаж, ремонт, обеспечение запасными частями, наладка, консультации и т. д.), что помогает производителям и потребителям наладить взаимные сервисно-логистические связи, минуя основные каналы потоковых процессов.

    Эффективность логистической системы резко возрастает, если создана комплексная интегрированная подсистема автоматизированного управления сбытом и логистики. Полное информационное обеспечение, компьютеризация, создание локальных информационных систем помогают оптимизировать маркетинговые и логистические функции предприятия. Подсистема позволяет:

    • Организовать рациональную регистрацию принятых заказов.
    • Регулировать отгрузки продукции, формируя оптимальные товарные потоки.
    • Управлять поставками и запасами.
    • Повысить степень точности прогнозирования и т. д.

    Кроме того, данная подсистема позволяет учесть взаимосвязь товарных запасов, организации поставок и финансовых показателей производственно-хозяйственной деятельности как на стадии планирования (прогнозирования), так и в процессе оперативного регулирования. Она дает возможность осуществлять текущий учет незавершенного производства, готовой продукции в складском хозяйстве логистической системы, отгруженных и полученных заказчиком товаров.

    Интегрированная подсистема автоматизированного управления сбытом и логистики значительно облегчает и одновременно повышает достоверность учета (в стоимостном, натуральном и относительном выражении), составления бухгалтерских балансов управления материальными потоками в послепроизвод- ственный период.

    С логистических позиций в данной подсистеме целесообразно выделить задачи стратегического планирования (прогнозирования), оперативного управления, многовариантного учета и комплексного анализа деятельности подразделений логистики и маркетинга.

    Контрольные вопросы

    • 1. Каково значение проблематики управления поставками в распределительной логистике?
    • 2. Раскройте сущность понятия “поставка”.
    • 3. По какому признаку и какие товарные фонды выделяют в распределительной логистике?
    • 4. Раскройте сущность структуризации сбыта как процесса.
    • 5. Какие задачи по управлению поставками необходимо решить в соответствии с логистическим подходом?
    • 6. Что является основой управления логистическим процессом при осуществлении поставок? Раскройте сущность.
    • 7. Что должен включать минимум информации для разработки плана поставки?
    • 8. Для чего необходимо классифицировать поставки? Осветите их структуризацию по принципу приоритетности.
    • 9. Раскройте сущность структуризации поставок по форме продвижения товарных потоков.
    • 10. Раскройте сущность структуризации поставок по срокам.
    • 11. Охарактеризуйте метод быстрого реагирования.
    • 12. В чем заключается сущность задачи о распределении поставок?
    • 13. Какова необходимость проведения анализа выполнения плана (программы) поставок?
    • 14. Для чего является условием соблюдение договорной дисциплины поставок?
    • 15. Осветите сущность анализа выполнения договорных обязательств по объему поставки.
    • 16. Какие последствия могут вызвать незапланированные товарные потоки?
    • 17. Раскройте понятия “равномерность поставки” и “ритмичность поставки”.
    • 18. К чему приводят неравномерные и аритмичные поставки и какие в связи с этим могут быть отрицательные последствия?
    • 19. Какими факторами обусловлены интервалы в поставках товарной продукции?
    • 20. Какая тактика и почему используется поставщиками при организации поставок?
    • 21. Какие последствия могут быть при срьюе сроков поставки?
    • 22. Раскройте сущность методов оценки уровня равномерности поставок.
    • 23. Зачем и как определяются коэффициент равномерности и коэффициент вариации поставок?
    • 24. Как определяются средний размер поставки за весь период и среднеквадратичное отклонение?
    • 25. Как определяются среднее время задержек поставок и коэффициент аритмичности?
    • 26. Какие методы используются в распределительной логистике для анализа ассортиментных отклонений?
    • 27. Осветите виды технологий осуществления поставок.
    • 28. На основании чего осуществляется формирование товарных потоков?
    • 29. Раскройте сущность и роль операции отгрузки.
    • 30. Раскройте сущность понятий “доставка” и “выборка продукции потребителем”.
    • 31. Какие выделяют виды доставки и что характеризует сроки доставки?
    • 32. Каковы причины возврата партии (части) поставки?
    • 33. Раскройте суть управления возвратными процессами в распределительной логистике.
    • 34. Какие возможности открываются при использовании комплексной интегрированной подсистемы автоматизированного управления сбытом и логистикой?

    Как организовать эффективное логистическое управление цепями поставок

    Чтобы успешно работать на высоконкурентном рынке, торговым, производственным и транспортно-логистическим компаниям нужно поддерживать высокое качество товаров и услуг, обеспечивать точность поставок, быстро реагировать на меняющиеся потребности клиентов и сохранять оптимальный уровень затрат.

    Успешность решения этих задач напрямую зависит от качества организации управления цепями поставок (Supply Chain Management) на всем цикле товародвижения – от закупки сырья и производства готовой продукции до доставки товара конечному покупателю. Вопрос транспортной логистики в этом процессе играет одну из первостепенных ролей.

    В этой статье мы поговорим о том, как организовать оперативное с помощью «1С:TMS Логистика.Управление перевозками» – системы для комплексной автоматизации транспортно-логистических процессов.

    Управление цепочками поставок в 1С:TMS

    «1С:TMS Логистика.Управление перевозками» (1С:TMS) решает одну из ключевых задач управления цепями поставок предприятий – автоматизирует доставку материальных предметов и услуг от источника производства конечному покупателю.

    Система подходит как для управления международными цепями поставок, так и для организации междугородних и внутригородских перевозок.

    Возможности 1С:TMS для логистического управления поставками

    1С:TMS имеет модульную структуру. Каждый модуль автоматизирует определенный вид задач управления поставками товаров: планирование перевозок, управление работой мобильного персонала, спутниковый мониторинг работы транспорта, управление имуществом автопарка.

    Вместе эти модули охватывают весь комплекс процессов логистического управления перевозками в цепи поставок:

    · Оформление заданий на перевозку;

    · Расчет предварительной стоимости транспортных услуг;

    · Формирование рейсов и составление оптимальных маршрутов;

    · Выписка путевых листов;

    · Оперативное управление работой удаленных сотрудников (водителей, экспедиторов, курьеров) – выгрузка заданий, получение отчетов и текстовых сообщений, голосовая связь;

    · ГЛОНАСС/GPS контроль выполнения заданий с подключением телематического оборудования (фактические маршруты, время прохождения контрольных точек, расход ГСМ, различные показатели работы транспорта);

    · Управление тарифной политикой;

    · Учет расходов на содержание парка предприятия (затраты на топливо, запчасти и ремонты, зарплата водителей и т.п.);

    · Организация взаимодействий между участниками процесса управления цепями поставок;

    · Получение аналитики после исполнения рейсов и закрытия заявок на транспортировку.

    Функционал системы можно настроить в соответствии с индивидуальными потребностями пользователей и адаптировать под специфику любой компании, задействующей в работе собственный или наемный транспорт.

    Модульная структура позволяет в каждый момент времени использовать только нужный функционал и быстро расширять возможности системы в случае необходимости.

    Интеграция системы управления поставок с корпоративными системами

    1С:TMS создана на платформе «1С:Предпрятие» и легко интегрируется с любыми программами 1С, а также с решениями других вендоров (SAP, Oracle и т.д.). Благодаря этому можно органично встроить систему управления цепями поставок в корпоративную информационную систему, получив преимущества синергетического эффекта от совместного использования нескольких программных решений.

    Интеграция позволяет связать воедино ключевые бизнес-процессы компании, включая закупку и реализацию товаров и услуг, управление запасами, внутренний и внешний документооборот, планирование и контроль работы подразделений, управление взаимоотношениями с клиентами, ведение регламентированного учета, формирование отчетности и т.п..

    Преимущества автоматизированного управления поставками и логистикой

    Международная российско-германская программа

    Уважаемые коллеги!

    Если среди Ваших профессиональных забот присутствуют проблемы значительного сокращения запасов материалов, сырья, комплектующих изделий в системе снабжения, межоперационных и межцеховых запасов в производстве, а также запасов готовой продукции в сфере сбыта; если для Вас является актуальными задачи ускорения оборачиваемости капитала и снижения себестоимости продукции, то, скорее всего, без успешного развития логистики в практике Вашей фирмы не обойтись. Если, наряду с этим, Вас беспокоят установление длительных хозяйственных связей, достижение высокой надежности взаимодействия с партнерами по бизнесу в сферах снабжения и сбыта, то на сегодняшний день невозможно обойтись без новой сферы функционального менеджмента - управления цепями поставок – целью которого является эффективное интегрирование бизнес-процессов фирмы и её партнёров для обеспечения высокого качества поставок товаров для конечного потребителя.
    Высшая экономическая школа Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов уже более десяти лет реализует логистическое направление в сфере профессиональной переподготовки, повышения квалификации и консалтинговой деятельности. Накопленные нами за это время профессиональный опыт, интеллектуальный капитал, инновационные решения могут стать Вашими и помочь в осуществлении масштабной задачи – модернизации деятельности Вашей фирмы. Обучение на нашей российско-германской программе «Логистика и управление цепями поставок» поможет Вам овладеть совокупностью средств и методов, направленных на организацию и управление движением материальных, финансовых, информационных и прочих потоков в системах производства и продвижения товаров к потребителям, анализ и организацию функционирования логистических систем и цепей поставок.


    Многие выпускники нашей программы являются в настоящее время вице-президентами и директорами по логистике и управлению цепями поставок, руководителями и специалистами логистических подразделений ряда фирм различных отраслей экономики Санкт-Петербурга и России.
    Мы ждем Вас на нашей программе, и будем активно способствовать эффективной реализации Ваших профессиональных и человеческих амбиций.

    До встречи на программе, приходите - будет интересно.


    [подробнее] [скрыть]

    Директор программы "Логистика и управление цепями поставок"
    Уваров Сергей Алексеевич
    доктор экономических наук, профессор.

    Общая информация о программе

    Программа повышения квалификации «Логистический менеджмент» объемом 100 учебных часов, предназначенная для руководителей фирм и компаний, а также персонала служб коммерции, сбыта, логистики, снабжения, организации продаж, транспорта и складирования была предложена Высшей экономической школой на рынке образовательных услуг в 1999 году.
    Следующим этапом развития этого образовательного направления, в связи с высоким спросом на специалистов в области логистики, начиная с 2001 года, стала программа профессиональной переподготовки «Логистический менеджмент» объемом более 500 учебных часов.
    С 2005 года программа изменила свой статус и позиционировалась как международная российско-германская программа «Логистический менеджмент», а с 2007 года, с учетом тенденций развития логистики за рубежом и в России, преобразована в международную российско-германскую программу «Логистика и управление цепями поставок».

    Программа разработана и реализуется совместно с Университетом г. Бремена (Германия).

    Внедрение современного логистического менеджмента в практику бизнеса позволит фирмам значительно сократить запасы в снабжении, производстве и сбыте; ускорить оборачиваемость капитала; снизить себестоимость продукции.

    Управление цепями поставок направлено на обеспечение высокого качества поставки продукции и оказания услуг для конечного потребителя; использование преимуществ логистической интеграции; устойчивое развитие корпорации и повышение конкурентоспособности.

    Миссия программы

    Повышение конкурентоспособности предприятий посредством переподготовки руководителей и специалистов служб снабжения, сбыта, логистики и управления цепями поставок на основе приобретения компетенции и развитие навыков, позволяющих реализовать ресурсосберегающий алгоритм предпринимательской деятельности.

    Целевая аудитория

    Цели программы

    • Овладение современными приемами логистики как науки и практики управления процессами товародвижения.
    • Получение системного представления о передовых отечественных и зарубежных подходах к формированию и эксплуатации цепей поставок.
    • Приобретение навыков эффективного управления в области логистического менеджмента.

    Ключевые особенности программы

    Университетская теоретическая база , основанная на фундаментальных общеэкономических концепциях и современной управленческой парадигме логистики и управления цепями поставок.

    Прикладная направленность на обеспечение функционирования предприятий всех органи­зационно-правовых форм в целях рациональной организации логистической деятельности, а также формирования пространства логистической интеграции ключевых функций управления интегральными процессами в цепях поставок.

    Междисциплинарный характер обучения , основанный на формировании компромисса с другими видами функционального менеджмента.

    Международный аспект программы , обеспеченный участием зарубежных партнеров.

    Организация учебного процесса

    Преподавательский состав

    В учебном процессе и методической работе участвуют ведущие преподаватели-консультанты СПбГЭУ, признанные лидеры в области бизнес-обучения и консалтинга, а также специалисты предприятий Санкт-Петербурга. Со стороны Германии в программе принимают участие ведущие преподаватели Университета г. Бремена.

    Сергей Алексеевич Уваров , д.э.н., профессор, зав. кафедрой СПбГЭУ
    Игорь Анатольевич Аренков , д.э.н., профессор СПбГЭУ
    Виктор Петрович Чернов , д.э.н., профессор СПбГЭУ
    Евгений Иванович Зайцев , д.э.н., профессор СПбГЭУ
    Владимир Константинович Козлов , к.э.н., доцент СПбГЭУ
    Владимир Владимирович Ткач , к.э.н., доцент СПбГЭУ
    Елена Арсентьевна Королева , д.э.н., профессор, зав. кафедрой СПбГУВК
    Ханс-Дитрих Хаасис , д.э.н., профессор Университета Бремена

    Слушатели обеспечиваются необходимой учебной литературой, значительная часть которой подготовлена преподавателями, участвующими в учебном процессе. Ряд учебников и учебных пособий, написанных преподавателями программы, получили широкое распространение, а также всероссийское и международное признание. Специально разработанные комплекты методических материалов и учебные пособия, компьютерные программы, деловые игры делают учебный процесс более эффективным.

    Приобретаемая в процессе обучения квалификация позволяет успешно работать в области экономики, организации и управления предпринимательской деятельностью в условиях конкурентной среды.

    Выпускники программы «Логистика и управление цепями поставок» получают диплом о профессиональной переподготовке , удостоверяющий право (соответствие квалификации) на ведение нового вида профессиональной деятельности и сертификат Университета г. Бремена (Германия).

    Директорат программы

    Контроль знаний и аттестационная работа

    В процессе обучения проводятся экзамены по дисциплинам:

    • Менеджмент.
    • Управление запасами в логистике и цепях поставок
    • Информационные системы и технологии в логистике и цепях поставок
    • Экономико-математические методы и модели.

    По остальным дисциплинам проводятся зачеты. По каждому модулю специализации проводится комплексный экзамен.

    Завершающим этапом обучения является защита аттестационной работы. Каждый слушатель подготавливает работу по проблеме, предложенной его предприятием, или выбирает тему самостоятельно.

    Процедура поступления на программу

    Слушателями программы могут быть только лица, имеющие высшее образование.

    По правилам приема входное тестирование не предусматривается. При возникновении вопросов по обучению и зачислению на программу производится индивидуальное собеседование с директором программы.

    Заключение контракта и оплата обучения

    До заключения контракта на обучение на данной программе будущим слушателям необходимо представить следующие документы:

    1. Заявление о зачислении слушателя на программу «Логистический менеджмент».
    2. Копию трудовой книжки.
    3. Диплом и копию диплома о высшем образовании (заверяется при приеме документов).
    4. Три фотографии размером 3х4.

    Все перечисленные документы представляются в сектор коммуникаций (комн.233, тел.310-38-62).

    Оплата обучения может производиться единовременно или поэтапно (условия оплаты рассматриваются индивидуально при заключении контракта).

    Отзывы выпускников


    В процессе обучения мне удалось познакомиться с коллегами - интересными людьми и расширить круг общения. Особо приятно отметить грамотное сопровождение учебного процесса удобными и качественными методическими материалами и возможность пользоваться научной библиотекой.

    На мой взгляд, учебная программа в ВЭШ является оптимальным сочетанием таких параметров, как брэнд учебного заведения, продолжительность обучения, качество преподавания, величина и условия оплаты.
    В процессе обучения мне удалось познакомиться с коллегами - интересными людьми и расширить круг общения. Особо приятно отметить грамотное сопровождение учебного процесса удобными и качественными методическими материалами и возможность пользоваться научной библиотекой. Деловые игры и тренинги, чередующиеся с лекциями, придавали обучению динамичный характер и, иногда, вызывали острые споры между слушателями, тем самым, подчеркивая заинтересованное отношение к поставленным вопросам.
    Огромное спасибо преподавателям, мужественно доносящих до нас знания и новые веяния из мира логистики. Незабываемые лекции Уварова С.А., Королевой Е.А., Кулешова А.В., а также других преподавателей программы позволили структурировать имеющиеся и полученные знания, а также увеличить эффективность их использования на практике.
    По окончании обучения я поменял место работы. В настоящее время - возглавляю отдел логистики ООО «Профмеханика», заметного игрока на рынке поставок запасных частей для импортной дорожно-строительной техники. Головной офис компании расположен в Санкт-Петербурге, есть филиалы в Москве, Тюмени, Иркутске, а также склады в Германии, Финляндии и Санкт-Петербурге.
    Надеюсь, что года через 3-4 представится возможность продолжить обучение и получить степень МВА по логистике.

    [подробнее] [скрыть]

    Юрий Дроздов Руководитель отдела логистики ООО «Профмеханика» Выпуск 2006 г.

    В сферу логистики я попала абсолютно случайно, первое образование у меня филологическое. Азы закупок постигала, так скажем, методом погружения. Но я чувствовала, что одного опыта недостаточно - необходимы знания. Программа ВЭШ по структурному содержанию мне очень понравилась, и я остановила свой выбор на этой бизнес-школе. Сейчас осознанно могу сказать, что не ошиблась.

    В сферу логистики я попала абсолютно случайно, первое образование у меня филологическое. Азы закупок постигала, так скажем, методом погружения. Но я чувствовала, что одного опыта недостаточно - необходимы знания. Программа ВЭШ по структурному содержанию мне очень понравилась, и я остановила свой выбор на этой бизнес-школе. Сейчас осознанно могу сказать, что не ошиблась.
    На вопрос, что дало обучение, можно говорить долго. Для меня самое основное это, наверное, уверенность в себе. Я часто общаюсь с директорами и высшим руководством крупных компаний, порой монопольных, и ощущаю себя на высоте. Всегда могу не только практически, но и теоретически обосновать свою точку зрения или то или иное решение и настоять на своём.
    Во время учебы я работала в компании «Heineken», специалистом по снабжению, обеспечивала завод в Петербурге сырьём. В мои обязанности входил весь процесс снабжения, начиная от проведения тендеров и заканчивая претензионной работой. Получив новые знания, я многое изменила в своей работе, что привело к улучшению показателей, и в дальнейшем к карьерному росту. На данный момент я работаю менеджером отдела по поставкам оборудования на проекте «Тиман», ОАО «РУСАЛ».
    Огромное спасибо преподавателям и всему коллективу Высшей экономической школы.

    [подробнее] [скрыть]

    Татьяна Кирьянова Менеджер отдела по поставкам оборудования Департамента снабжения ООО "Тиман-Ижиниринг" Выпуск 2006 г.

    Программу профессиональной подготовки "Логистический менеджмент" в ВЭШ СПбГУЭФ я оцениваю исключительно положительно. В соответствии с моими профессиональными интересами отмечу, что очень понравились преподаватели по предмету "Логистика торговли" (в частности практические занятия), так как на данных занятиях было рассказано очень много интересного и полезного в сфере торговли.

    Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...