Основы полиграфического производства лекции. Лекции ОПП

полиграфия верстка гравирование шрифт

Полиграфия - это совокупность технологических средств для печатного размножения текстов и графики.

Полиграфия - отрасль промышленности, в которую входит предприятие, изготавливающее печатную продукцию.

Полиграфическое производство - это процесс, включающий совокупность различных технических средств, используемых для печатного размножения текстовой и изобразительной информации в виде газет, книг, журналов, репродукций и другой печатной продукции. Термином полиграфия обычно называют не только совокупность технических средств размножения информации печатаньем, но и отрасль народного хозяйства - полиграфическая промышленность.

Печатание - это многократное получение идентичных оттисков текста и изображений посредством переноса красочного слоя с печатной формы на запечатываемый материал.

Печатная форма - это носитель графической информации (тексты, изображение), предназначенной для полиграфического размножения, т.е. любая типография, производство полиграфической продукции любым способом печати оперирует понятием «печатная форма». Т.е. прежде, чем нанести краску куда-то, в первую очередь краска наносится на печатную форму, а с нее переносится на запечатываемый материал.

Печатающие элементы - это участки формы, на которые в процессе печатания наносится краска с последующей ее передачей на запечатываемый материал.

Пробельные элементы - это участки, не принимающие на себя краску, в результате чего поверхность запечатываемого материала, соответствующая этим участкам, не будет покрыта красочным слоем.

Способы печати полиграфической продукции:

Офсетная печать - классический способ изготовления полиграфической продукции, особо популярный в производстве полноцветных малоформатных листовых материалов и многостраничных иллюстрированных изданий. Офсетный способ печати отличается высокой степенью цветопередачи и точностью воспроизведения мелких элементов изображения. Способ офсетной печати позволяет работать с бумагой различной плотности и фактуры, использовать металлизированные краски и порошки (для эффекта металлического блеска или «бриллиантового» мерцания), гибридное лакирование и т.п. Офсетный способ печати «выдаёт» отменную продукцию, но экономически не выгоден для небольших тиражей. Оптимальный объём тиража для офсетной печати - не менее 500 экземпляров, с увеличением тиража себестоимость печатного листа уменьшается.

Цифровая печать - самый оперативный способ изготовления полноцветной высококачественной полиграфии. Отсутствие предпечатного периода (процесс печати полностью управляется компьютером) позволяет в течение часа произвести необходимую партию буклетов, листовок, наклеек или брошюр. В отличие от офсетной печати, цифровая печать позволяет персонифицировать данные и ввести нумерацию, распечатать пробный вариант и внести необходимые корректировки, в любое время вмешаться в процесс печати и изменить первоначальные «установки». Цифровую печать нередко называют печатью ограниченных форматов и малых тиражей. Действительно, этот способ рентабелен при небольших тиражах (до 300 копий с одного оригинала). Но эти тиражи могут выгодно отличаться высоким художественным исполнением: именно цифровым способом печатаются визитные карточки и фирменные бланки, наградные грамоты и дипломы, пригласительные билеты и афиши, особо привлекательные за счёт присутствия в их дизайне разнообразных декоративно-оформительских элементов.

Трафаретная печать (шелкография) - самый древний способ печати, известный человечеству, в котором изображение создаётся путём продавливания краски через трафарет. С помощью трафаретной печати можно нанести любое изображение на любую поверхность - бумагу, ткань, стекло, пластик, металл или дерево. Ассортимент изделий с рисунками, выполненными методом шелкографии, более чем велик - футболки, бейсболки и др. одежда, зажигалки, авторучки, кружки и прочая «сувенирка», упаковка, наклейки, этикетки и другая рекламная продукция. Цветовая палитра в трафаретной печати не менее широка, чем в офсете, но цвета получаются более яркими, насыщенными и объёмными. Есть у трафаретной печати существенный минус - трудоёмкий технологический процесс, который не оправдывается при печати небольших тиражей.

Шишкин Олег Витальевич

Традиции: за каждую буковку "н" на зачете/экзамене к билету по дополнительному вопросу; исключений не будет.

Я вам сразу буду давать материал по вопросам зачета.

Литература:

1. Полянский Николай Николаевич «Основы полиграфического производства»

2. «Технологии обработки текстовой информации», Волкова Людмила Александровна

3. Кипхан «Энциклопедия по полиграфии» (огромный фолиант, ≈1200 стр. или электронный вариант в виде pdf-файлов)

(дам представление о том, какие стадии проходит информация или задумка автора книги, или мысль дизайнера до воплощения в готовом виде; ложное впечатление, что операций не так уж и много – некоторые виды изданий проходят до 100 различных операций)

13.02.06 (лекция №1)

Вопрос № 1. ПОЛИГРАФИЯ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ

Полиграфия – это размножение информации каким-либо полиграфическим способом.

Соответственно, полиграфическое производство – это процесс, включающий совокупность различных технических средств, используемых для печатного размножения текстовой и изобразительной информации в виде газет, книг, журналов, репродукций и другой печатной продукции.

Термином полиграфия обычно называют не только совокупность технических средств размножения информации печатаньем, но и отрасль народного хозяйства – полиграфическая промышленность.

Печатание – это многократное получение идентичных оттисков текста и изображений посредством переноса красочного слоя с печатной формы на запечатываемый материал (в полиграфии запечатываемым материалом мы называем: бумага, картон, полимерная пленка, жесть и т.д. – т.е. то, на что переходит краска в процессе печатания; любой материал, на котором печатают).

К полиграфическим процессам также относят способ получения непечатного размножения за счет остаточных деформаций обрабатываемого материала, например, тиснение на картоне.

Остаточная деформация у обрабатываемого материала – имеется в виду, что из металла, например, делается какая-то рельефная форма, которая под большим давлением вдавливается, в итоге получается рельефное изображение, но без использования краски (тиснение).

Печатная форма – это носитель графической информации (тексты, изображение), предназначенной для полиграфического размножения, т.е. любая типография, производство полиграфической продукции любым способом печати оперирует понятием «печатная форма». Т.е. прежде, чем нанести краску куда-то, в первую очередь краска наносится на печатную форму, а с нее переносится на запечатываемый материал.

Обычно печатная форма представляет собой пластину (реже цилиндр), на поверхности которой находятся печатающие и непечатающие элементы (пробельные).

Печатающие элементы – это участки формы, на которые в процессе печатания наносится краска с последующей ее передачей на запечатываемый материал.

Пробельные элементы – это участки, не принимающие на себя краску, в результате чего поверхность запечатываемого материала, соответствующая этим участкам, не будет покрыта красочным слоем.

С печатной формой все понятно. На ней всегда есть 2 элемента: печатающий и непечатающий. Практически у любой печатной формы (для разных способов печати) существует основание.

Основа и 2 типа элементов (буква "о" и то же в разрезе).

Краска в основном на печатных машинах накатывается валиком, то слой краски ляжет именно на выпирающие участки (см. рис.). Пробельные – на которые краска не попала. 

Производство печатной продукции в большинстве случаев состоит из трех или четырех раздельных, но взаимосогласованных процессов.

1 – допечатные процессы (процессы допечатной подготовки)

2 – печатные процессы

3 – послепечатные процессы (брошюровочно-переплетные процессы)

Вопрос №3. (№2 очень скучный) ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕЧАТИ. ИХ ОСОБЕННОСТИ

(3 основных: высокая, плоская, глубокая)

Шпаргалка!!! Способы печати подразделяются (называются) по пространственному положению печатающих элементов. (высокую печать уже рисовал; там печатающие элементы находятся выше пробельных)

(в глубокой печати печатающие элементы углублены)

В плоской печати печатающие и пробельные элементы находятся в одной плоскости.

В первом и третьем способах разделение печатающих на пробельные элементы чисто пространственное , т.е. краска куда-то попадает и потом переходит на бумагу, а куда-то нет, т.е. попадает на печатающие.

В плоской печати (см. рис. ниже) все сложней, если взять в разрезе печатную форму плоской печати, ее основание (когда она вытаскивается из пачки; я на семинарах покажу) то можно увидеть, что она полностью покрыта специальным тончайшим слоем, который изначально очень хорошо воспринимает на себя краску (копировальный слой). Если мы валиком закатываем, то краска идеально тонким слоем ложится на этот слой (он называется "копировальный слой").

Но в процессе подготовки такой печатной формы к печати (там много этапов), но в итоге там, где должны быть пробельные элементы, этот копировальный слой разрушается разными способами, и он снимается в нужных местах (где должны быть пробельные элементы), а поскольку основание алюминиевое, то краска к нему не пристает. Тем более, что перед тем, как накатать краску сначала тонким слоем, грубо говоря, водой закатывается печатная форма; получается, что вода очень хорошо закрывает пробельные элементы, т.е. алюминиевую поверхность. Затем, когда валик с краской идет …, то краска пристает (краска на масляной основе, а масло с водой не контактирует), остается только на печатающих элементах. Это называется – плоская офсетная печать с увлажнением. С увлажнением – чтобы жирная краска не запечатывала металлическую основу. (когда вам скажут "плоская печать" вы сразу понимаете, что там речь идет о таких вещах как "форма, печатающие элементы, и т.д.") К каждому из этих способов применим такой термин как "офсетная печать".

Офсетная печать – подразумевает опосредствованный перенос краски с печатной формы на запечатываемый материал с помощью промежуточной поверхности, т.е. практически каждый, особенно №1 и №2 (глубокая – реже). А если вы слышите "плоская офсетная печать с увлажнением", то сразу понимаете, что печатная машина имеет такие вещи как: формный, офсетный и печатающий цилиндры.

(перед тем как нанести краску на печатающий элемент, увлажняют пробельные)

Печатный аппарат машины плоской офсетной печати в разрезе (см. рис)

Формный цилиндр – (называется так, потому что на него крепится наша форма);

Офсетный цилиндр – (потому что его резиновая оболочка, которая берет на себя краску и переносит на бумагу?)

Печатный цилиндр (служит для того, чтобы создать давление, потому что краска переходит на запечатываемый материал только под определенным давлением)

Глубокая печать

Металлический цилиндр, на котором резцом выгравирован рисунок (утрированно). Цилиндр в разрезе:

Он погружен в емкость с жидкой краской, и вращаясь забирает краску в эти ячейки, т.е. печатающие элементы. Потом, здесь есть такой очень гибкий, и очень тонкий нож, который остатки краски с поверхности снимает и они опять стекают в емкость. А на выходе краска остается только лишь в этих ячейках, т.е. в печатающих элементах. Подается запечатываемый материал и печатный цилиндр металлический, который …… прижимает очень сильно бумагу к поверхности этого печатного цилиндра и под давлением за счет того, что у бумаги …-водородные связи, краска переходит ……на бумагу.

Высокая печать

Печатные формы высокой печати имеют пространственное разделение печатающих и пробельных элементов: рельефные печатающие элементы находятся в одной плоскости, а пробельные углублены на различную величину в зависимости от их площади (чем больше площадь пробела , тем глубже пробельный элемент).

Т.к. поверхности всех печатающих элементов расположены в одной плоскости, то в процессе печатания они покрываются равномерным по толщине красочным слоем. В результате чего на всех участках оттиска толщина красочного слоя получается практически одинаковой.

высокая печать (лак, реактивы, кислоты)

Плоская печать:

На печатных формах плоской печати печатающие и пробельные элементы практически расположены в одной плоскости и имеют различные физико-химические свойства. Печатающие называются – олеофильные, а пробельные – олеофобные или гидрофильные. (у краски масляная основа, поэтому от лат. олео)

Печатающий элемент притягивает краску, а алюминиевая основа она очень хорошо притягивает воду, которая не дает краске закатывать пробельные элементы краски. (см. рис. ниже)

Перед получением каждого оттиска в процессе печатания сначала происходит увлажнение печатной формы определенным водным раствором (увлажняющий раствор), который смачивает только гидрофильные пробельные элементы. Затем наносится печатная краска, которая прилипает только к олеофильным печатающим элементам.

Толщина красочного слоя также одинакова, и на печатной форме и на оттиске.

Глубокая печать:

Формы глубокой печати имеют также пространственное разделение пробельных и печатающих элементов. Печатающие элементы углублены на различную или одинаковую величину. Это зависит от способа изготовления этих самых «ячеек». Существует много способов и некоторые позволяют глубину ячеек варьировать, соответственно толщина красочного слоя именно в конкретной ячейке может регулироваться.

Печатные элементы представляют собой (независимо от характера изображения) отдельные ячейки очень малой площади, разделенные между собой тонкими перегородками – пробелами. Эти пробельные элементы возвышены и находятся на одном уровне. Печатная форма в основном изготавливается на цилиндре.

Маловязкая краска наносится на всю поверхность вращающейся формы, специальный нож (ракель; ракельный нож или ракельное лезвие) удаляет (избыток краски) краску с пробельных и ее избыток с печатающих элементов. Таким образом краска остается только в ячейках.

Толщина красочного слоя может меняться (это зависит от глубины ячеек).

Глубокая печать используется в основном для выпуска иллюстрированных многотиражных журналов, т.к. печатные формы глубокой печати выдерживают многомиллионные тиражи, но в то же время очень дорогие в использовании (очень дорого производство самих этих печатных форм, очень дорогие сами печатные машины, потому что печатная форма может весить сотни килограммов – такой цельнометаллический огромного размера цилиндр, выгравированный, специальное устройство по гравировки ячеечек – всё это очень дорого, поэтому только за счет огромных тиражей они получают прибыль, иначе нерентабельно)

Плоская офсетная печать – применяется для выпуска самой разнообразной одно- и многокрасочной печатной продукции, содержащей не только иллюстрации, но и текст.

Высокая печать с металлических форм как бы вытесняется офсетной печатью, но встречается в районных типографиях

Высокая печать с полимерных форм (флексографская) – очень популярна при выпуске этикетки и упаковки. Особенность флексографской печати в том, что из-за того, что эта форма упругая, мягкая, и когда под давлением соприкасается с запечатываемым материалом, таким как пленка тонкая, в которую мороженое оборачивают, или при печати на жести, то ни сама форма не портится , ни запечатываемый материал, который очень хрупкий, он тоже не рвется и не портится.

20.02.06 (Практические занятия №№1,2)

Вопрос №4. ВИДЫ ИЗДАНИЙ, КЛАССИФИКАЦИЯ ПО РАЗЛИЧНЫМ ПРИЗНАКАМ

Литературный источник: Л.А. Волкова «Технология обработки текстовой информации», с. 78

Любая печатная продукция полиграфическая, которую вы видите повседневно вокруг себя, однозначно относится к одной из восьми категорий, ее можно как-то классифицировать. Любая полиграфическая продукция содержит два вида информации, это: текстовая и графическая. Т.е. всю информацию можно поделить на эти два признака. Соответственно иллюстрированная книга содержит и текстовую и графическую информацию.

Текст бывает 4 видов по сложности набора: сначала, прежде чем отдать в типографию в печать надо подготовить электронный оригинал-макет издания. И, соответственно, существует профессия наборщика, который сидит, начинает набирать весь этот текст.

Текст делится на 4 группы по сложности набора:

(1) Просто текст

(2) текст, с добавлением иностранных слов

(3) текст с формулами

(4) текст смешанный, где и формулы и таблицы, и т.д. (например, словари: слово, транскрипция, перевод на русский).

Соответственно, набор этих текстов по-разному оплачивается.

Виды печатных изданий

1. Книжные издания

a. Брошюры (до 48 полос)

b. Книги (издания, содержащие от 48 страниц и более)

(различия между "полосой" и "страницей" нет; специалисты называют "полоса", обыватели "страница")

В свою очередь книжные издания классифицируются по:

– сложности набора,

– жанру,

– цвет и количество иллюстраций,

– тиражу,

– объему,

– назначению (тем, для кого предназначено, т.е. по читательской категории).

К книжным изданиям также относятся и журналы, которые также делятся на несколько категорий в зависимости от тематики. Важное отличие журналов в том, что они переплетаются в обложку. Обложкой считается мягкий материал чуть толще, чем бумага блока, а книги в свою очередь переплетаются в переплетные крышки, которые имеют сложное строение и сложны в изготовлении (требуется большое количество операций и специальное сложное оборудование).

2. Газеты – официальные издания, содержащие актуальные материалы, оперативную информацию по общественно-политическим, производственным, экономическим и другим подобным вопросам, а также рекламу. Особенность газетного производства – мобильность производства, предельно короткий срок ее изготовления, строго по графику, за выполнением которого следит выпускающее издательство или редакция. Газеты как и журналы , также характеризуются периодичностью выхода в свет.

3. Календарь – справочное издание с последовательным перечнем дней недели, недель, месяцев года, с обозначением воскресных и праздничных дней и памятных дат. Бывают настенные, настольные, перекидные, отрывные, календарь-численник, лунный календарь и т.д.

4. Альбомы – подразделяются на три подгруппы, в зависимости от характера иллюстраций:

a. Альбомы по искусству – содержат репродукции картин, фотографии скульптур, архитектурных сооружений и т.д

b. Фотоальбомы – бывают видовые, репортажно-публицистические, исторические и т.д.

c. Научно-технические альбомы – производственные, научные, учебные альбомы, в которых содержатся чертежи, схемы, фотографии, графики и т.д.

Красочность иллюстраций может быть от 1 до 6. Их особенность – часто альбомы оформляются в переплет, иногда в суперобложку (дополнительный красивый блестящий листик красочный, которым оборачивается переплетная крышка) с использованием дополнительной отделки, или в футляр.

5. Репродукции – оттиски произведений живописи, графики, эстампа (авторского оттиска), художественных фотографий, прикладного и народного искусства, полученные полиграфическим способом (пример: репродукции картин, фотографий и т.д.)

Особенность – выпускают репродукции отдельными листами или комплектами. Репродукции относятся к листовой продукции, т.е. не требуют брошюровочно-переплетных работ, но часто использующие приемы дополнительной отделки. Брошюровочно-переплетных работ репродукции почти не требуют, за исключением обрезки со всех сторон (чтоб ровненькие края были). Но репродукции часто используют прием дополнительной отделки, которые тоже относятся к брошюровочно- переплетным процессам (их еще называют послепечатными процессами). Дополнительная отделка – это своего рода облагораживание печатной продукции, чтобы сделать ее привлекательной для потребителя. Т.е. это выборочное лакирование, высечка, вырубка, (посыпают блестящими штучками на открытках), тиснение, сапфирит?; очень выгодно смотрится, когда репродукцию картины делают таким образом, тиснение напоминает фактуру холста и мазки красок – получается очень достоверное изображение.

Процесс производства полиграфической продукции (их на 3 больших этапа можно разделить – допечатный, печатный и брошюровочно-переплетный процессы).

Идея автора ==> Учебник: как же он изготавливается (схема в обратном порядке) ==> переплетная крышка была отдельна приклеена к книжному блоку = приклейка; книжный блок хорошо обрезан = обрез; блок сшит потетрадно = шитье; тетрадки были произведены = изготовление тетрадей – эти все операции относятся к брошюровочно-переплетному процессу ==> были изготовлены тетради, содержащие текст, иллюстрации, т.е. они были отпечатаны на печатной машине, поэтому у нас еще один процесс большой: печатные процессы ==> прежде чем напечатать, печатная машина не может печатать без печатных форм – печатная форма, чтобы переносить краску на бумагу ; чтобы изготовить печатную форму огромное количество отдельных операций требуется – формные процессы, они тоже относятся к допечатным ==> чтобы мы получили каким-то образом печатные формы, мы должны сначала сделать набор текста, нарисовать иллюстрации, сверстать их на компьютерной станции верстки, поэтому у нас еще есть = допечатные процессы, куда входит верстка текста и изображений, обработка текста, включая набор, правку, и т.д.

Верстка – окончательное расположение на экране компьютера на полосе и текста и иллюстраций

6. Открытки – относятся к листовой, часто высокохудожественной, цветной продукции. Открытки в основном бывают: двухполосные и четырехполосные. Здесь также используются различные виды отделки: лакирование, припрессовка пленки (ламинирование), тиснение, высечка, припрессовка линзового растра (при изменении угла зрения появляются разные картинки – создается эффект объема) и т.п.

7. Акциденция – (от англ. accident – случайный) это заказы (кроме издательской акциденции), которые не отражены в тематическом плане издательств, а часто поступают от предприятий, фирм, физических лиц нерегулярно, т.е. случайно. Акциденция весьма специфична как по оформлению, так и по воспроизведению. (например, у издательства есть план в этом месяце выпустить 15 учебников, но печатная машина напечатает с определенным размером бумаги, а формат издания умещается таким образом, что остается с краю место; тут приходит заказ на визитки – отлично, по размеру можем положить визитки; и параллельно с плановым тиражом могут чуть-чуть внеплановое напечатать; или вообще обставить так, что не успевают напечатать учебник вовремя, и заниматься только визитками). Акциденция бывает нескольких видов:

a. Издательская – все виды титулов, изобразительные элементы переплетов, обложек, суперобложек, книжные и журнальные объявления, заставки, концовки, проспекты, буклеты и т.д. Специфика издательской акциденции в том, что оформление оригинала, их набор и печать производятся отдельно от основной части издания , часто с других печатных форм и другим способом

(подготовили к выпуску книгу, но специфика производства книги заключается в том, что на 1 лист помещается в зависимости от формата машины и ширины бумаги количество полос кратное 16; допустим, автор принес текста не на 32, а на 30 – 2 лишние (незанятые), они будут пустыми; издательство подготовило, там, фото автора на титул, сам титул художники оформили, редакция/издательство написали вступление, художники нарисовали иллюстрации, и т.д. = получилось не 32, а, допустим 44 полосы; 32 + 16 = 48, а у нас 44 – итого 4 полосы лишние = их нужно заполнить: рекламные объявления о грядущих выпусках издательства, новых томах какого-то произведения, новых работах автора и т.п.; всё это, пока идет печать основного книжного блока, параллельно – иллюстрации красочные отдельно печатаются, потом при конечном сборе книги они вклеиваются, и т.д. = это издательская акциденция)

b. Акциденция малых форм – бланки, программы, пригласительные билеты, визитные карточки, и т.д. и т.п.

c. Афишно-плакатная акциденция (листовая) – афиши, плакаты, объявления, которые предназначены для расклейки на афишных витринах или стендах.

8. Специальные виды печатных изданий – они называются так потому, что для их воспроизведения и печати используются специальные материалы и технологии, например, денежные купюры,

(огромное количество специальных технологий используется при производства: специальное приготовление бумаги – специальная бумага с несколькими уровнями защиты: вкрапление волокон, видимых в ультрафиолетовом свете, металлическая полоска, которая тоже специальным образом внедряется в бумагу, специальная краска, меняющая цвет под различными углами зрения, микрошрифт, где высота букв может десятые доли миллиметра занимать, и т.п.)

дипломы, водительские документы, документы.

Специальные виды печатных изданий названы так потому, что для их воспроизведения и печати используются специальные материалы и технологии. К ним относятся: ценные бумаги, нотные издания, обои, этикетки и упаковки, стерео и варио издания (это как раз вариант, когда при различных углах зрения картинка меняется), издания для слепых, тетради, блокноты и т.д., (скорее всего и почтовые марки (покрыты клеящим веществом с обратной стороны, перфорирование, мелкое и качественное изображение).

Листовая продукция подразумевает отсутствие каких-либо послепечатных операций , кроме обрезки (кол-во зависит от формата бумаги печатной машины)

(издательство отличается от типографии четким планом выпуска изданий, + есть редактор)

Три этапа:

I. Допечатный

a. Набор текста

b. Сбор иллюстраций

c. Верстка

d. Формные процессы (напр. Вывод пленок)

II. Печать

III. Переплетно-брошюровочный

a. Приклейка блока к переплетной крышке

b. Обрез блока

d. Изготовление тетрадей

e. Дополнительная отделка

Дополнительная отделка – своего рода облагораживание печатной продукции (лакирование, тиснение и т.п.). Выгодно смотрится тиснение под фактуру (холста или мазков краски).

Линзовый растр – изменение картинки или создание эффекта объема при разных углах взгляда на картинку.

Издательство (определение 1991 года, сейчас оно по-другому будет звучать) – это хозрасчетные самостоятельные организации, выполняющие литературно-художественные, идеологические, а также организационно-производственные и хозяйственные функции. (в чем отличие:) Издательства разрабатывают тематические планы выпуска издательской продукции, заказывают авторам создание авторских текстовых оригиналов (рукописей изданий), рецензируют, оценивают и редактируют их, изготавливают издательские оригиналы, осуществляют художественно-техническое оформление изданий и подготавливают их к полиграфическому размножению, устанавливают объем и тираж изданий (у них нет своих производственных баз; отдельно типографии они только печатают, у них нет издательства; а когда у издательства есть свой печатный цех, то это называется полиграфическо-издательский комплекс или издательско-полиграфический комплекс)

Министерство образования Российской Федерации

Московский государственный университет печати

кафедра «Технология допечатных процессов»

Контрольная работа № 1

по дисциплине «Основы полиграфии»

Вариант № 26

выполнила: Румянцева Д.Т.

ФПТиТ, 2 курс, гр. ЗТ-2

шифр ПЗ-056 n

Москва

Вопрос 1. Составить возможный вариант общей схемы технологического процесса изготовления книги в обложке, содержащей штриховые однокрасочные внутриполосные изображения. Объем книги –

8 физ. п.л., тираж 300 тыс. экз., формат 70 х 108/16.

ОАО «Тверской полиграфический комбинат» - специализированное предприятие, выпускающее свою продукцию способом офсетной печати.

Ассортимент выпускаемой продукции: книги бесшвейного скрепления и сшитые нитками в мягкой обложке; книги сшитые нитками в переплетной крышке; брошюры и журналы накидкой и вкладкой; календари на спирали и проволоке; изопродукция (этикетки, листовые календари, открытки…). Осуществляется выпуск трудоемких, сложных в полиграфическом исполнении книг большого объема и формата, энциклопедий.

Книга состоит из 128 стр.

Усл. п.л.: 11,2

Операции

Применяемые основные

материалы и растворы

Применяемое основное

оборудование

Получение карты заказа Карта заказа, эл/материалы издательства

Эл/носитель (CD, DVD), эл/почта, FTP-сервер

Входной контроль файлов

Многопроцессорный компьютер Intel Pentium 4 540, 3200 Asus P5P800, сист. память 2048 Мб, операционная система Windows 2000Pr

Изготовление эл/спуска полос и эл/монтажа обложки
Копирование эл/монтажей на пластины и изготовление печатных форм 1.входной лоток 2.выходной конвейер 3. онлайновая проявочная машина (опция) Позитивные термальные пластины FujiFilm Brillia LH-PCE, проявитель/подкрепитель Fuji HD-P7, кондиционер для обжига BC-7, гуммирование FN-6 (готов к использованию) FN-6CWE (1:1), очиститель пластин MultiCleaner MC-E

Устройство экспонирования Avalon VLF

Печать листов (1.1) и обложки (1.2):

1.1 Подготовка фальцаппарата

Фальцаппарат печатной машины ПОК-2-84-III

Подготовка печатного аппарата Резино-тканевые пластины, щуп, печатная форма, раствор для смывки резиновых валиков и офсетной резины

Печатный аппарат

Подготовка увл. аппарата Динамометр УНИИППа (для равномерного прижима увл. валиков). Увлажняющий и подкисляющий раствор для создания PH-среды

Печатная машина

Подготовка красочного аппарата Спец. смывка для валиков красочного аппарата непосредственно в машине. Смывка дукторных и передаточных валиков происходит вручную. Щуп для установки валиков, печатная краска, сиккативы.
Подготовка бумагопроводящей системы Роль бумаги, бумажное полотно, нож для среза забитых краев и освобождения роля от амбалажа

нож для бумаги

Печатание контрольных оттисков Тиражная бумага, печатная краска, пробный оттиск, оригинал, увл. раствор

измерительная линейка, лупа

Печатание тиража Контрольный оттиск (эталон, по которому оценивают качество тиражных оттисков), печатная краска, увл. раствор, тиражная бумага
Фальцовка Тиражная бумага
Контроль качества Визуально

измерительная линейка

Запрессовка в пачки Фанера, ремни

Прессовальное устройство печатной машины

Складирование продукции на стеллаж Стеллаж, Пачки печатной продукции
Передача полуфабрикатов в смежный цех Полуфабрикаты

Электрокара

1.2. Печать обложки Тех.карта, пробный оттиск (оригинал), калиброванный картон, тиражная бумага, печатная краска, печатная форма, увл. раствор, пасты, сиккативы, аэрозоли (по мере необходимости)

измерительная линейка, лупа,

Разрезка на экземпляры Тех.карта

Резальная машина

Senator E-Lrine-115

Передача обложки в смежный цех Полуфабрикаты

Электрокара

Комплектовка блока подборкой

Листоподборочная машина модель 210

Выравнивание подборки по головке

Машина бесшвейного скрепления «Джет-Биндер» модель 211

Срезка и торшонирование фальцев
Удаление бумажной пыли Щетки
Заклейка корешка и боковая промазка вдоль корешка Термоклей, предварительно разогретый до 140-150°С
Биговка обложки Обложка

«Джет-Биндер»

(механизм биговального устройства, настраив. в 4 бига)

Крытье блока обложкой и формирование корешка книги Блок, обложка
Охлаждение корешка книги
Складирование привертками на стеллаж Паллеты или стеллажи
Обрезка книг в мягкой обложке с трех сторон Тех.карта

Трехножевая резальная машина «Воленберг-А43Е»,

измерительная линейка

Упаковка в пачки Коробочный картон

Упаковочная машина

В теории цвета основными являются системы цветов RGB и СМYК. RGB (красный, зеленый, синий) - аддитивная система, которая используется в мониторах, сканерах и т.д.

В печатных процессах используется субтрактивная модель CMYK (желтый, пурпурный, голубой и черный). Печатные краски не абсолютно прозрачны, т.е. они поглощают и отражают свет по законам субтрактивного синтеза. Они выпускаются в виде триад: желтый, пурпурный и голубой. Триадой красок невозможно получить ахроматические черные цвета, поэтому в печати используется дополнительная черная краска. Черный цвет увеличивает контрастность изображения, насыщенность и четкость.

По технологическим причинам невозможно получить все оттенки, видимые человеческим глазом. Для более точной их передачи иногда используются т.н. простые цвета. Каждый простой цвет печатается отдельной краской, которые при печати не накладываются друг на друга. Поэтому общее число цветов в издании определяется только числом различных красок, использованных при печати. Существуют каталоги простых цветов, из которых наиболее распространена система РАNТОNE. При цветоделении пленки с простыми цветами выводятся дополнительно к четырем основным.

Цветопроба. Бывает - аналоговой и цифровой. Цифровая цветопроба производится из файла верстки и служит для исправления ошибок цветокоррекции перед выводом пленок. Аналоговая цветопроба делается непосредственно с цветоделенных фотоформ, что обеспечивает ее близость к офсетному оттиску.

Полутоновые и растровые изображения

С точки зрения полиграфии наиболее важно обратить внимание на различия между двумя видами изображений: полутоновыми и растровыми. Полутоновые оригиналы - это фотографии, слайды, картины, рисунки... Словом -все, что еще не дошло до печати.

Растровое изображение состоит из точек различного размера, которые и обеспечивают передачу полутонов. Эта структура полиграфического изображения называется растром. Чем меньше размер точек растра, тем светлее соответствующий участок изображения, и наоборот. Полноцветное изображение формируется наложением растров голубого, пурпурного, желтого и чер- ного цветов - СМУК. Все они расположены под определенными углами друг к другу, создавая розеточную структуру изображения (см. рис. А - обычный растр)

Другой метод растрирования основан на изменении расстояния между точками одинакового размера, т.н. частотно- модулированное растрирование (см рис. В). Его приемущества: более глубокая проработка деталей, мягкая передача градиентов, отсутствие муара и розеток делает изображение менее чувствительным к неприводке, более широкие границы цветового охвата. Недостатки - более сложная технология производства.

Треппинг

Даже лучшая печатная машина, управляемая лучшим печатником, может сделать небольшую неприводку на вашей продукции. Пример неприводки на рисунке C показывает белый зазор и нежелательную комбинацию цветов на изображении. Чтобы избежать это используется треппинг (см рис D - вкопирование).

Треппинг - это метод компенсации неточности приводки при печати, в результате которой могут появиться зазоры между пересекающимися объектами. Треппинг заключается в создании узкой полоски смешения цветов на границе объектов разного цвета.

На рис. Е показан результат неприводки. Такие эффекты бывают из-за недостаточной акклиматизации бумаги, погрешностей печатного оборудования, а так-же если фотоформы выводились на оборудовании с низкой повторяемостью. Для компенсации неприводки так-же используется треппинг.

Журналист создал произведение, качественный уровень которого оценивает редактор, редколлегия, средства массовой информации. Но свой путь к читателю, телезрителю, радиослу­шателю рукопись (итог творческой, порой напряженной рабо­ты) начинает с помощью техники, по технологическим цепоч­кам. Из отраслевого отдела редакции она поступает в секрета­риат, в котором ответственный секретарь читает и редактиру­ет материалы, чертит макеты газетных полос и разрабатывает дизайн издания, заместитель секретаря составляет макет, конт­ролирует верстку полос, их корректуру, выпускающий обеспе­чивает прохождение газеты через типографию... А телерадио­передачи готовятся совместными усилиями сценариста, режис­сера, оператора, звукорежиссера и звукооператора, ассистента режиссера, художника, музыкального оформителя и т. д.

О научно-техническом потенциале в мире, стране можно судить и по тому, насколько эффективно работает оборудова­ние, призванное обслуживать журналистику, как развиты ти­пографии и полиграфические комплексы, технические телецен­тры и радиостанции. Каждое крупное открытие или изобрете­ние, будь то линотип или фотонабор, лазер или компьютер, качественно меняло технику и технологию средств массовой информации. А на пороге XXI века открываются новые без дальнейшего их совершенствования.

С чего начинался технический прогресс в газетном деле? С изобретения И. Гутенберга, создавшего печатную форму из под­вижных литер, которые после печати можно было разбирать и использовать при новом наборе. До этого книги печатались с це­лых деревянных или металлических досок, на которых и выреза­лись буквы. В последующие годы {после Гутенберга) оборудова­ние для набора и тиражирования изданий постоянно модернизи­ровалось. Научно-технический прогресс всегда коренным обра­зом влиял на развитие производства газет. Так, применение парового пресса позволило увеличить в четыре раза количество выпускаемых за час экземпляров. В 1884 г. О. Мергенталер изоб­рел линотип, в котором были соединены набор, выключка (изме­нение пробелов) строк, их отливка и разбор-матриц. В 1897 г. Т. -Лэнстон сконструировал монотип - наборную строкоотливную машину, управляемую от перфоленты (спустя 80 лет на принципе перфоленты были созданы знаменитые станки с ЧПУ - число­вым программным управлением). В 1906 г. профессор Артур Корн впервые передал по фототелеграфу фотографию германского кронпринца, что привело впоследствии к созданию факсов - фак­симильных аппаратов, позволяющих передавать газетные стра­ницы для печати за тысячи километров от редакции. Еще в 1922 г. в одной из английских фирм была разработана фотонаборная машина, но патент на это изобретение купила крупнейшая лино­типная корпорация «Лайнотайп» и спрятала под сукно, чтобы из­бавиться от грозного соперника их продукции. Тем не менее, фо­тонаборная техника за рубежом начала внедряться: в 50-е годы появилась механическая технология, в начале 60-х - оптико-ме­ханическая, а в конце того же десятилетия -- электронная техно­логия. В начале семидесятых две трети полиграфических предпри­ятий США уже использовали фотонабор. В конце 70-х пришел черед лазерной технологии в фотонаборе.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...