Теоретические основы государственных закупок. Система государственных закупок в России

Госзакупки - начинаем и выигрываем

Вам знакомо выражение «Поставщик двора Его Императорского Величества»? Этот титул получали купцы, которые постоянно поставляли товары для императорских нужд. Быть поставщиком двора было очень почетно, такой статус говорил сам за себя и служил лучшей гарантией и рекламой товаров и услуг.

Получить звание поставщика двора было очень непросто. Только чтобы подать прошение на него, купец должен был в течение 10 лет поставлять ко двору «по сравнительно малым ценам» товары или работы собственного производства, не иметь жалоб от потребителей, участвовать в промышленных выставках. В конце 19-го века поставщиков двора было всего лишь около 40, и среди них были не только российские купцы, но и иностранцы.

Сегодняшним претендентам на поставки для государственных нужд не в пример легче, хотя, конечно, и им придется постараться для получения такого заказа. Но все же, получить госзаказ имеет шанс любой бизнесмен.

Собираетесь участвовать в госзакупках? Откройте расчётный счёт в надёжном банке. Многие банки предлагают выгодные условия по открытию и ведению расчётного счёта. Ознакомиться с предложениями вы можете у нас на .

Что такое госзакупки?

Государственные закупки - это система размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для муниципальных или государственных нужд. Госзакупки были введены законом от 21 июля 2005 № 94-ФЗ, который утратил силу с 1 января 2014 года.

Сейчас порядок госзакупок регулируется законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», но на некоторых электронных торговых площадках все еще встречаются ссылки на закон № 94-ФЗ. Такая контрактная система предполагает конкурсный отбор поставщиков товаров и услуг, что позволяет получить государству самые выгодные условия для поставок и снизить коррупцию в сфере госзакупок через систему «откатов», хотя, конечно, о полном ее искоренении в этой сфере говорить еще рано.

Спектр государственных или муниципальных заказов очень широк, среди них есть множество мелких, не превышающих 1 млн. рублей. Это дает возможность участвовать в госзакупках не только крупным поставщикам, но и малому бизнесу, в том числе индивидуальным предпринимателям. Для поставщиков, являющихся и социально ориентированными некоммерческими организациями, существует особая квота - не менее 15% совокупного годового объема госзакупок заказчики обязаны делать у них (статья 30 закона № 44-ФЗ). Количество государственных и муниципальных заказчиков на официальных сайтах превышает 250 тысяч, каждый день объявляются сотни новых заказов на сотни

Где проводятся госзакупки?

Предположим, вы осуществляете строительные работы, по состоянию на 04.01.2019 было открыто 1581 торгов по этой позиции.

Кликнув по одному из объявлений, можно перейти на страницу самого аукциона, которая содержит полную информацию о его проведении.

Способы закупок по 44-ФЗ

Статья 24 этого закона дает понятие «способов определения поставщика », то есть, каким именно образом могут проходить госзакупки. Способы эти разделены на конкурентные и неконкурентные. К неконкурентным способам относят закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а конкурентные имеют такую классификацию:

При открытых способах госзакупок информация о них сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц, а к участникам закупки предъявляются единые требования. Закрытые способы определения поставщика - это направление приглашений для участия в конкурсе или аукционе ограниченному кругу лиц, которые соответствуют требованиям заказчика.

Закрытые способы применяются в следующих случаях:

  • информация о госзакупках является государственной тайной;
  • заключается контракт на услуги по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда, музейных предметов и музейных коллекций и других предметов, имеющих важное историческое, художественное или культурное значение;
  • заключается контракт на услуги по уборке помещений и услуги водителей для обеспечения деятельности судей и судебных приставов.

На сегодня самыми популярными способами проведения госзакупок в рамках 44-ФЗ являются электронный аукцион, открытый конкурс и закупка у единственного поставщика. Для примера рассмотрим, как проходит электронный аукцион.

Этапы электронного аукциона

1.Получить электронную подпись

Обязательным условием участия в торгах является наличие электронной подписи. Получать ее надо в аккредитованном удостоверяющем центре, подробнее об этом читайте в статье .

2.Пройти аккредитацию участников

Для участия в электронных торгах участник должен пройти аккредитацию на площадке. К заявлению на аккредитацию необходимо прикрепить отсканированные документы.

Для юридических лиц это:

  • выписка из ЕГРЮЛ и копии учредительных документов;
  • копии документов, подтверждающих полномочия руководителя;
  • доверенность на осуществления действий на площадке от имени участника;
  • решение об одобрении или о совершении сделок по результатам проведения электронного аукциона с указанием максимальной суммы такой сделки.

Индивидуальные предприниматели подают копию выписки из ЕГРИП и копию документов, удостоверяющих личность.

3.Обеспечить заявку на участие

Обеспечение заявки - это обязательное условие при участии в аукционе. Это, по сути, залог, в размере от 0,5% до 5% суммы контракта, который блокируется на лицевом счете участника. Обеспечение заявки возможно и в виде , а некоторые площадки предлагают кредит для этих целей.

Блокировка снимается, то есть сумма залога возвращается, если:

  • заявка была отозвана участником до окончания срока подачи заявок;
  • по результатам рассмотрения заявка была отклонена;
  • вторая часть заявки признана несоответствующей;
  • с участником был заключен контракт по его заявке.

Залоговая сумма не возвращается, если участник, признанный победителем, уклонился от заключения контракта или если вторая часть заявки была признана несоответствующей третий раз на протяжении одного квартала.

4.Подать заявку на участие

Подача заявки происходит на площадке через специальный интерфейс. Заявка состоит из двух частей. Первая часть заявки включает в себя только согласие участника и информацию о товарах, работах, услугах, предлагаемых для поставки. Для обеспечения анонимности первая часть не содержит сведений о наименовании участника.

Вторая часть заявки включает в себя:

  • ИНН и наименование организации или ФИО индивидуального предпринимателя с указанием паспортных данных;
  • документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям статьи 31 закона № 44-ФЗ (у участника не должно быть задолженности по налогам и сборам, судимости за преступления в сфере экономики, конфликта интересов между участником закупки и заказчиком и др.);
  • копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ;
  • решение об одобрении или о совершении крупной сделки;
  • документы, подтверждающие право участника аукциона на получение преимущества (для учреждений уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов);
  • декларация о принадлежности участника к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Оператор электронной торговой площадки передает заказчику первые части заявок, которые он должен рассмотреть и допустить к торгам, или, наоборот - отклонить. Отказать в допуске могут по причине недостоверности сведений о товаре, работе или услуге, требуемых аукционной документацией или вообще их отсутствии.

5.Участие в электронных торгах

В назначенное время участник входит в личный кабинет на площадке и подает свои ценовые предложения. Аукцион проходит в два этапа:

  1. Этап торгов (основное время). Предложения участников подаются в пределах шага аукциона (0,5% - 5% от начальной максимальной цены контракта), а также независимо от «шага аукциона» при условии соблюдения определенных требований. Время приема предложений составляет 10 минут от начала проведения аукциона, а также 10 минут после поступления последнего предложения о цене контракта.
  2. Этап закрытия торгов. На этом этапе ценовые предложения могут подавать все участники аукциона, кроме предложившего лучшую цену или такую же на этапе торгов.

6. Подписание контракта с победителем аукциона

Победитель получает от заказчика проект контракта, который необходимо рассмотреть и подписать своей электронной подписью или направить протокол разногласий (при обнаружении в проекте контракта ошибок или несоответствий требованиям аукционной документации и законодательству). Если в регламентированный срок (не более 13 дней) контракт не был подписан или не был направлен протокол разногласий, то заказчику автоматически направляется уведомление об уклонении участника от заключения контракта. В этом случае участнику аукциона не возвращается сумма обеспечительной заявки.

Где пройти обучение процедуре госзакупок?

Закон № 44-ФЗ не просто объемный (около 180 страниц в формате Word), но и сложный для понимания, поэтому самостоятельно освоить процедуру госзакупок проблематично. Выше мы уже говорили, что на государственных площадках публикуется информация в виде пошаговых инструкций. Пройти полноценное обучение, но уже за некоторую сумму, можно и в специальном «Сбербанк-АСТ».

Кроме того, в Москве создан Единый центр госзаказа, в рамках которого представители малого и среднего предпринимательства могут получить бесплатное информационное сопровождение, которое включает:

  • семинары, круглые столы, форумы, очные, заочные и он-лайн консультации;
  • набор методических материалов, памяток, инструкций.

Если наша статья помогла вам разобраться в процедуре проведения госзакупок, пожалуйста, поделитесь ею с друзьями - пусть она поможет и им. Нам будет очень приятно!

Большинство тендеров в России проводит государство через систему госзакупок. Объем государственных закупок составляет более 40 триллионов рублей в год.

Госзакупки для чайников

Госзакупки это сокращение от слова государственные закупки. Это закупки товаров, работ или услуг, проводимые государственными учреждениями, организациями, министерствами, ведомствами и государственными компаниями по специально определенным процедурам.

Цель госзакупок – удовлетворение потребностей государственных заказчиков в товарах, работах и услугах, экономия бюджета, уменьшение злоупотреблений. Для этого придумана целая система законодательства, называемая контрактной системой.

Госзакупки бывают конкурентные, когда поставщик, подрядчик или исполнитель по государственному контракту определяется в ходе конкурентных процедур, проводимых в различных формах и направленных на выбор лучшего предложения. В них участвуют в среднем 3 потенциальных поставщика.

Существует неконкурентная форма госзакупок – закупка у единственного поставщика, когда госконтракт заключается без конкуренции, то есть в отсутствии выбора из нескольких возможных вариантов.

Виды госзакупок

Государственные закупки проходят в форме аукциона , конкурса , запроса котировок , запроса предложений и других.

  • Механизмы госзакупок определены в законодательстве, постановлениях Правительства
  • Само понятие тендер официально в системе государственных закупок не используется
  • Применяется термин “закупки”, их совокупность называется контрактной системой
  • Госзакупки осуществляются на конкурентной основе и призваны экономить средства госзаказчиков

Государственные закупки (сокр. госзакупки ; на англ. government procurement , public tendering , public procurement ) - это покупка товаров, работ и услуг для нужд государства за счет бюджетных средств. Закупки могут охватывать все сферы рынка, это может быть и приобретение медикаментов, и покупка автомобилей, и строительство. Чтобы в закупках не было места коррупции, их принято осуществлять по определенной схеме.

Основные принципы государственных закупок в России

Главными критериями для проведения госзакупок можно назвать следующие:

  • Справедливость и равенство по отношению к участникам торгов . Всем поставщикам, которые принимают участие в конкурсе, предоставляются равные права, возможности участия и равный доступ к информации.
  • Открытость и прозрачность . Госзаказчик обязан публиковать всю информацию о ходе проведения торгов на сайте государственных закупок и давать извещение в СМИ о мероприятиях, связанных с закупками.
  • Эффективное использование государственных средств. Товары и услуги должны приобретаться за минимально возможные средства. Практика показывает, что уже сейчас, благодаря открытому размещению заказов на сайте госзакупок, удается оптимизировать расходы бюджета.
  • Ответственность . Должна вестись строгая отчетность по госзакупкам и обосновываться причины, по которым выбран тот или иной исполнитель. В случае сговора ответственность будут нести обе стороны, при этом исполнитель попадает в реестр, где указаны недобросовестные поставщики. Контроль за проведением тендера осуществляет ФАС.

Процедура проведения государственных закупок в России

Официальные сайты

В соответствии с действующим законодательством государственные закупки проводятся в виде тендеров (открытых конкурсов). Вся информация о предстоящих, действующих и завершенных тендерах должна размещаться на сайте государственных закупок. У каждого региона страны есть свой сайт. Все сайты устроены одинаково, это облегчает поиск для поставщиков. Информация на сайте открыта для всех, она постоянно обновляется и должна быть всегда актуальной.

На сайте, где проводился конкурс, организаторы обязаны опубликовать списки участников, объявить итоги и назвать победителя. Для достижения прозрачности указываются суммы заключенных контрактов и сэкономленных средств.

Способы размещения госзакупок

Сейчас заказы на закупки можно разместить различными способами: конкурсы, электронные торги, запрос котировок или закупки у одного поставщика.

Кроме того, есть одноэтапные и двухэтапные тендеры. В ходе проведения одноэтапного тендера требования к госзакупкам остаются неизменными. Во время проведения двухэтапного тендера могут произойти некоторые изменения. Сначала ведутся переговоры с поставщиками и лишь на втором этапе формулируются точные требования к поставкам.

Проведение открытых аукционов в электронной форме

Аукционы в электронной форме представляют все больший интерес. Этот способ не требует больших средств и прост в реализации. В результате проведения аукциона достигается максимальная прозрачность выбора поставщика, потому что госзаказчик не знает, кто предлагает те или иные условия. Поставщики получают через сайт госзакупок зашифрованные наименования, чтобы сохранять анонимность.

Данный способ имеет ряд преимуществ. Во-первых, не требуется разрабатывать документацию, информация о тендерах уже содержится на сайте. Во-вторых, госзакупки могут быть проведены в кратчайшие сроки. И в-третьих, достигается максимальная экономия средств.

Когда победитель тендера определен, необходимо четко обговорить условия контракта. Все заключенные контракты попадают в реестр, размещенный на сайте государственных закупок.

К государственному заказу относятся закупки товаров и услуг для нужд страны, ее субъектов и муниципалитетов. Законом установлен жесткий порядок таких закупок. Он предполагает прохождение обязательных этапов, размещение документов в открытом доступе, а также санкции за допущенные нарушения. Расскажем о сущности и содержании госзаказа.

Что является государственным заказом

Главный нормативный акт о государственном заказе - это Федеральный закон о контрактной системе №44-ФЗ. Он диктует:

  • Способы определения поставщиков, которые могут применять федеральные заказчики,
  • Обязательные требования к исполнителям заказов,
  • Условия контракта, возможность их изменения,
  • Порядок и сроки размещения документации о закупке, извещения, подачи заявок, заключения контракта.

Согласно Федеральному закону №44-ФЗ под государственной закупкой понимается закупка для обеспечения нужд страны или муниципальных нужд. Речь идет о заказах товаров, различных работ и услуг, которые необходимы для нормального функционирования государственных организаций и учреждений, для выполнения ими различные правительственных и президентских программ. Для таких закупок выделяются деньги из бюджетов разных уровней.

Что такое госзаказ, его сущность и содержание

В понятие контрактной системы входят стороны закупок, осуществляемые ими действия, а также государственные нужды. Заказчиками, согласно п. 7 ст. 4 Закона 44-ФЗ, являются органы власти, бюджетные учреждения, госкорпорации, казенные учреждения, унитарные предприятия - государственные и муниципальные. Участником торгов является каждая фирма (или ИП), которая подала заявку, если эта заявка была принята комиссией по закупкам.

Поставщиками товаров, а также исполнителями услуг по контракту могут быть компании независимо от формы собственности, места нахождения и т.д. Но есть ограничение: участниками не могут быть офшорные компании (зарегистрированные на территориях с особыми условиями налогообложения).

Сущность государственных закупок состоит в том, что закупаемые товары или оказываемые сторонними организациями услуги должны удовлетворять нужды государства. Поскольку торги проводятся за бюджетные средства, за расходами госзаказчиков пристально следят. Они обязаны составлять планы и планы-графики , отчитываться об объеме закупок у некоммерческих организаций, малых предприятий. В отношении государственных заказчиков также периодически проводят проверки. Такой порядок предусмотрен 44-ФЗ. Как без ошибок подготовить документы к плановой проверке финконтроля,

Этот нормативный акт диктует и возможные способы выбора исполнителя контракта. Это конкурс, запрос предложений, запрос котировок, аукцион, а также закупка у единственного поставщика.

Государственные открытые заказы

Крупнейшая база государственных заказов содержится на сайте госзакупок - zakupki.gov.ru . Именно там большинство поставщиков ищут интересующие их тендеры, просматривают проекты контрактов, условия торгов, требования к участникам.

Выше мы перечислили способы определения поставщика. Они могут быть открытыми и закрытыми. Если торги закрытые, то информацию о них сообщают лишь ограниченному числу компаний. А в открытых закупках могут участвовать все желающие.

Тендеры в электронном виде могут проводиться лишь на шести торговых площадках в Интернете . Это Сбербанк АСТ, Росэлторг, РТС тендер, ММВБ, Заказ РФ и Российский аукционный дом.

Заказчики обязаны зарегистрироваться на портале закупок. Также для проведения торгов им необходимо выполнить следующие действия:

  • Создать контрактную службу или назначить управляющего (если объем закупок в год меньше ста миллионов),
  • Составить план закупок и опубликовать его в ЕИС,
  • Подготовить документацию о закупке, которая включает проект контракта, извещение, техзадание и т.д.

Подписанием контракта процесс не завершается. В некоторых случаях необходимо отчитываться о каждом этапе исполнения условий договора (для крупных закупок), а после того, как условия будут выполнены, принять товар или работу и оплатить их.

Поставщику для участия в тендерах следует также получить электронную подпись, аккредитоваться на электронной площадке, а при выборе тендера учитывать, что придется внести определенный процент от начальной цены контракта в качестве обеспечения заявки.

Закупки для государственных и муниципальных нужд проводят в соответствии с 44-ФЗ. На бюджетные средства можно приобретать товары, услуги, которые необходимы для нормальной работы госпредприятий и корпораций, казенных учреждений и т.д., а также для своевременного и качественного выполнения государственных программ.

Госзаказ подразумевает проведение торгов в строгом соответствии с порядком, установленным законом, согласно планам и планам-графикам, с соблюдением сроков и требований. Для проведения закупок заказчики создают контрактные службы или назначают контрактных управляющих. На плечи этих сотрудников ложится вся работа по закупкам: определение поставщиков, публикация документов и ЕИС, подписания контрактов, претензионная работа и т.д.

Самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»

В современном понимании «государственные закупки (сокращенно «госзакупки») – это приобретение на бюджетные средства товаров, услуг и работ для удовлетворения государственных нужд» . 4

Государственные закупки товаров и услуг могут включать в себя приобретение медикаментов, страхование автомобилей, ремонт помещений, строительство госучреждений и т.п. Собственно, государственные закупки охватывают практически все сферы рынка, и государство на этом рынке выступает покупателем. Однако для того, чтобы государственные закупки товаров и услуг не были связаны с коррупцией, произволом властей, во всем мире принято осуществлять закупки для государственных нужд по определенной системе госзакупок, которая регламентируется законодательством. Набор четких правил проведения государственных закупок (госзакупок) позволяет сделать прозрачным расходование средств налогоплательщиков на удовлетворение государственных нужд.

Государственные закупки продукции, работ и услуг, по своей сути являются одним из важнейших инструментов регулирования рыночной экономики. В первую очередь это связано с тем, что доля госзакупок в конечном спросе весьма велика (в развитых капиталистических странах - 20-30% ВВП, а в продукции ВПК - свыше 50%). Закупки для государственных нужд осуществляются преимущественно в рамках целевых программ, для выполнения которых образуются специальные государственные компании, размещающие заказы среди государственных и частных корпораций и координирующие их работу.

В соответствии с действующим Гражданским Кодексом РФ (далее – ГК РФ), под понятием торги следует понимать способ заключения договора, при котором одна сторона будущего договора выбирает другую по заранее объявленный условиям, предполагающим привлечение к определенному сроку на принципах состязания предложений от нескольких участников. При этом строго соблюдаются два принципа: условия торгов одинаковы для всех; если объявляется победитель, то сделка с ним совершается обязательно. Далее в работе рассматриваются лишь торги на закупку, проходящие в форме конкурса, когда победителем признается "лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия" (ст. 447 ГК РФ) 5 . Результатом таких торгов является госконтракт - договор поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд, заключаемый между госзаказчиком и победителем конкурса в соответствии с законодательством РФ.

Государственные закупки осуществляются по определенным правилам и стандартам. Реализация госзакупок формируется на общих принципах:

Равноправие и справедливость по отношению ко всем поставщикам - осуществляется путем предоставления равных возможностей участия в госзакупках всем поставщикам независимо от видов деятельности, организационно-правовой формы и формы собственности, национальной принадлежности и происхождения товаров, работ, услуг.То есть в процедурах госзакупок могут наравне участвовать как государственные унитарные предприятия, так и общества с ограниченной ответственностью, принадлежащие российским гражданам, и открытые акционерные общества с 90 % иностранным капиталом. Не могут устанавливаться ограничения типа "поставлять товары для государственных нужд могут только производители этих товаров", поскольку это ограничивает право посреднических (дистрибьюторских) фирм получить государственный контракт;

Экономичный расход бюджета - осуществляется путем выбора правильного способа закупки на основе анализа затрат на осуществление закупки, разумной экономии средств при осуществлении закупки и последующем контроле за исполнением контракта. То есть нецелесообразно применять дорогостоящие конкурсы для закупки 100 пачек бумаги - для этого есть упрощенные способы закупки. Неразумно печатать объявление о проведении конкурса в Financial Times или Коммерсантъ-Daily, поскольку это будет слишком дорого - для этого есть специальные издания, например газета "Конкурсные торги". Также нецелесообразно публиковать объявление о проведении конкурса в газете "Вечерний Усть-Урюпинск", даже если это бесплатно: эта газета мало распространена и информация вряд ли дойдет до тех поставщиков, кому она предназначалась.

Откровенность и прозрачность - заключается в публикации объявлений о проведении конкурсов и об их результатах в широко распространенных печатных средствах массовой информации, а также применением специальных процедур закупки. Например, в России объявления о проведении открытых конкурсов, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, должны быть опубликованы в газете "Конкурсные торги", которая носит статус официального издания;

Отчётность - осуществляется путем ведения письменной отчетности по всем этапам осуществления процедуры закупки и по всем принимаемым решениям, и предоставлением этой информации заинтересованным лицам (проверяющим органам, общественным организациям, представителям средств массовой информации) в пределах их компетенции;

Ответственность - подразумевает, что органы государственной власти и отдельные чиновники, принимающие решения, несут гражданскую, административную и уголовную ответственность наравне с другими субъектами права. То есть в случае неисполнения обязательств по оплате поставленных товаров в соответствии с государственным контрактом на орган государственной власти, заключивший такой контракт, можно подать в суд, об жаловать действия чиновников в вышестоящие инстанции и т.п.

Для того, чтобы участвовать в конкурсах на госзакупки, поставщикам обязаны предоставить равные условия и возможности. Однако, такие параметры, как род занятия, организационная правовая форма, происхождение продукции, не входят в этот перечень. Это все и создает равноправное и одинаковое отношение к поставщикам продукции. Данное партнерство образовано в целях дальнейшего развития единого и цивилизованного рынка товаров и услуг. Всем поставщикам, которые подают заявки на участие в конкурсе через официальный сайт государственных закупок или другими легитимными путями, предоставляются равные права, равное количество информации о тендере на государственные закупки, равные возможности участия в конкурсе на госзакупки (вне зависимости от национальной принадлежности и формы собственности).

Госзаказчик, имеющий право на осуществление государственных закупок, обязан опубликовать информацию о проведении торгов на специальном веб-портале государственных закупок. Также в СМИ публикуется извещение о проведении мероприятий по закупкам для государственных нужд. Любой поставщик может принять участие в конкурсе на государственные закупки.

Проведение госзакупок происходит по схеме, принятой в законодательстве. В основе проведения государственных закупок лежит система тендеров. Это основной способ госзакупок. Информация о предстоящих, текущих и завершенных конкурсах на проведение государственных закупок в обязательном порядке размещается на официальном сайте государственных закупок. Официальные сайты государственных закупок – это лучший инструмент привлечения к конкурсам поставщиков, а также способ открытого донесения информации об управлении государственными закупками. Главным способом коммуникации между заказчиком и поставщиками является сайт госзакупок. Именно через сайт госзакупок поставщики получают условные зашифрованные наименования, чтобы в ходе торгов, предлагая те или иные условия госзакупкок на официальном сайте, сохранять анонимность.

У каждого региона РФ есть свой портал государственных закупок, с помощью которого осуществляется управление государственными закупками. На региональных сайтах госзакупок (веб порталах государственных закупок) вся информация носит открытый характер. Сайты госзакупок обычно устроены практически единообразно, что облегчает поставщикам поиск тендера, в котором можно было бы принять участие. На сайте государственных закупок всегда можно найти актуальную информацию, касающуюся поправок к существующему законодательству. Кроме того, на сайтах государственных закупок размещаются и регулярно обновляются реестры недобросовестных поставщиков и реестры государственных контрактов на закупки для государственных нужд.

Организаторы конкурсов обязаны на сайте государственных закупок, где был размещен конкурс, объявить его итоги и опубликовать списки участников тендера на государственные закупки, а также официально назвать победителя. На федеральном сайте госзакупок информация всегда должна оставаться актуальной. Для достижения максимальной прозрачности управления государственными закупками на сайте государственных закупок публикуются суммы заключенных контрактов, ведется учет сэкономленных бюджетных средств. На порталах государственных закупок, как правило, существуют формы вопросов и ответов, благодаря которым поставщики могут получить разъяснения по интересующим их вопросам, касающимся закупок для государственных нужд.

Когда определен победитель тендера на официальные государственные закупки, обе стороны должны максимально четко отследить составление контракта на госзакупки. Здесь существует множество юридических нюансов, которые в дальнейшем будут иметь огромное значение. Опытные юристы Smart-Tender помогут заключить контракт, в котором будут отражены интересы сторон. Все государственные контракты попадают в реестр госконтрактов, размещенный на сайте госзакупок.

Приобретения муниципалитетов так и именуются - муниципальные закупки. Это название зафиксировано в российском законодательстве. Однако, как муниципальные, так и госзакупки связывает общая цель - ублажение нужд общества.

Поскольку во время подготовки указанных актов интернет в России не получил еще достаточного распространения, нормативно-правовое обеспечение госзакупок оказалось жестко ориентированным на "бумажный" документооборот. Этот очевидный недостаток был в какой-то мере компенсирован выходом Постановления Правительства Российской Федерации № 98 от 12 февраля 2003 г. "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти". Постановлением № 98 от 12 февраля 2003 г. в перечень сведений о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в интернете, были включены, в частности, сведения об открытых конкурсах государственных закупок, проводимых федеральным органом исполнительной власти, его территориальными органами и подведомственными ему учреждениями, в том числе:

Условия их проведения,

Порядок участия в них физических и юридических лиц,

Составы конкурсных комиссий,

Протоколы заседаний конкурсных комиссий.

К сожалению, большинство госзаказчиков либо не знало об указанном Постановлении, либо считало возможным игнорировать его требования. Нередко приходилось слышать вопросы типа "А не нарушаем ли мы российское законодательство, обращаясь к услугам интернета при проведении конкурсов госзакупок?" 6 . Хотя нарушением являлся именно отказ от интернет-публикации информации о конкурсе. Любопытно, что существенно более результативное решение приняла в феврале 2005 г. Украина, внесшая те же самые положения об обязательности интернет-публикации непосредственно в законодательные акты, регламентирующие госзакупки. Важнейшим событием в сфере нормативно-правового регулирования отечественных электронных госзакупок стало появление Федерального закона Российской Федерации № 94-ФЗ от 21 июля 2005 г. "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Первоначально внесенный в Госдуму проект закона носил выраженный антиэлектронный характер и делал весьма заметный шаг назад даже по отношению к действовавшему в то время Постановлению № 98 от 12 февраля 2003 г. Однако затем, при подготовке ко второму чтению, в текст были внесены многочисленные поправки, в результате чего наиболее одиозные антиэлектронные положения законопроекта ушли в прошлое. К сожалению, последние стадии прохождения законопроекта были несколько скомканы, в результате чего многие электронные процедуры оказались непроработанными. Тем не менее, летом 2005 г. закон подписал Президент, а 1 января 2006 г. закон вступил в силу.

Роль Федерального закона Российской Федерации № 94-ФЗ от 21 июля 2005 г. "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в формировании правового базиса российских электронных госзакупок весьма неоднозначна. С одной стороны, закон достаточно определенно высказывается в пользу включения в аппарат государственных закупок электронных процедур. Введены понятия официальных сайтов, жестко закреплена обязательность публикации в интернете извещений о конкурсах, конкурсной документации, протоколов работы конкурсной комиссии, сообщений об отмене конкурсов и т.п.

В настоящее время при работе с госзакупками в электронной форме руководствуются действующими на данный момент нормативными документами, которые позволяют правильно оформлять документы перед подачей, а так же обоснованно не допускать недобросовестных поставщиков к участию в госзакупках 7 .

Трудности формирования законодательного базиса электронных госзакупок носят, по-видимому, объективный характер. Россия пока находится лишь в начале этого пути, но похоже, что нам не удастся уложиться в сжатые сроки. Государственные закупки - жизненно важный весомый компонент национальной экономики, их объем в 2009 г. составил более четырёх триллионов рублей. Реализация электронных торгов по закупке продукции для государственных нужд чрезвычайно актуальна для сегодняшней России. Преимущества, которые несут с собой электронные торги, достаточно очевидны.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...