Как описать интересы и предпочтения в профессии. Выбор профессии – твоё будущее

7 ПЕДАГОГИКА " И ВОСПИТАНИЕ А

профессиональные предпочтения и личностные особенности будущих юристов

Т.Д. Дубовицкая, профессор кафедры уголовного права, процесса и криминалистики Стерлита-макского филиала Башкирского государственного университета, доктор психологических наук

Выбор будущей профессии, подготовка и последующая самореализация в ней составляют в совокупности один из важнейших аспектов жизнедеятельности человека. И неудивительно, что так много психологических исследований в последние десятилетия посвящены проблеме профессионального самоопределения и самореализации человека в профессии. В частности, А. Маслоу считал, что самоактуализация проявляет себя через увлеченность значимой работой. К. Ясперс связывал самореализацию с делом, которому посвятил себя человек. В. Франкл видел полноценность человеческой жизни в умении человека находить новый смысл в конкретном деле и во всей своей жизни. И.С. Кон утверждает, что самореализация проявляется через труд, работу и общение. Вот почему так важно, чтобы обеспечение конкурентоспособности специалиста являлось не только целью обучения, но и его личной целью.

Профессиональная деятельность, как известно, предъявляет специфические требования к человеку, ее осуществляющему, в том числе и к чертам

личности. В свою очередь, успешное выполнение профессиональной деятельности предполагает осознание человеком предъявляемых ею требований и их соответствия личностным особенностям. При этом правомерно ожидать, что вряд ли человек будет выбирать ту профессию, в которой он, по его мнению, не сможет добиться успехов. В этой связи возникает вопрос: насколько сам человек соотносит свои личностные особенности со своими профессиональными предпочтениями?

Среди факторов, влияющих на выбор профессии и успешность самореализации в ней, несомненно, важную роль играют личностные черты и свойства самого человека. Человек как бы «примеряет» профессию к себе, отдавая в итоге предпочтение той, в получении и самореализации которой, по его мнению, он сможет добиться наибольших успехов. При этом в целом в оценке своих возможностей и способностей могут проявляться три варианта: адекватная оценка, неверие в себя и завышенная оценка. К сожалению, даже если у человека объективно есть и возможнос-

ти, и способности для достижения успеха, его неверие в себя выступает тем фактором, который не позволяет ему развиваться и реализовываться в желаемом направлении. И в то же время при сильном стремлении, даже имея серьезные конституциональные дефекты, человек находит способы компенсации недостающих способностей и добивается успехов. Тем более, когда речь идет уже о фактически будущих специалистах, которые получают профессиональную подготовку и реально знакомы с будущей профессией.

В нашем исследовании была поставлена задача выявить взаимосвязь предпочитаемой профессии и свойственных человеку черт личности. В качестве испытуемых выступили студенты четвертого и пятого курсов юридического факультета Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, всего 75 человек (25 юношей и 50 девушек).

Как известно, юридические профессии очень сильно отличаются друг от друга и предъявляют разные требования к работникам, что, в свою очередь, определяет и престижность различных юридических профессий. В связи с этим студентам сначала было предложено проранжировать несколько юридических профессий по степени их предпочтения. В качестве ранжируемых выступили профессии судьи, прокурора, адвоката, следователя, нотариуса, юрисконсульта. Полученные ранги впоследствии были преобразованы в баллы. Затем студенты были протестированы с помощью многофакторного личностного опросника Р. Кеттелла. Результаты ранжирования юридичес-

ких профессий и теста Р. Кеттелла были подвергнуты корреляционному анализу. Рассмотрим полученные результаты.

Ранжирование позволило выявить три группы профессий, не отличавшихся по степени предпочтения внутри группы, но явно отличающихся друг от друга между группами. Первая группа (самые престижные профессии) - судья, прокурор; вторая группа (средний уровень) - адвокат, нотариус; третья группа (наименее престижные) - юрисконсульт, следователь. Причем юноши и девушки не отличались в распределении своих профессиональных предпочтений. Хотя известно, например, что прокуроров-женщин практически не бывает. В то же время профессия следователя, хотя и оказалась на последнем месте, но является, как известно, одной из наиболее востребованных юридических профессий.

Интересные результаты были получены в ходе вычисления корреляций предпочитаемых профессий и личностных черт студентов по тесту Кеттел-ла. У юношей, в частности, выявлены следующие значимые корреляции (р < 0,05).

Предпочтение профессии судьи прямо пропорционально коррелирует с фактором N (прямолинейность - дипломатичность) и отрицательно коррелирует с фактором Q4 (расслабленность - напряженность). То есть юноши, отдающие предпочтение профессии судьи, характеризуются дипломатичностью, проявляющейся в эмоциональной выдержанности, проницательности, осторожности, расчетливости, умении находить выход из сложных ситуаций.

В то же время им также свойственна расслабленность, проявляющаяся в спокойствии, апатичности, излишней удовлетворенности, невозмутимости.

Предпочтение профессии прокурора отрицательно коррелирует с фактором С (эмоциональная нестабильность

Эмоциональная стабильность). То есть для юношей, отдающих предпочтение профессии прокурора, свойственны эмоциональная неустойчивость, импульсивность, переменчивость настроения, неустойчивость интересов, низкая толерантность, раздражительность, утомляемость. И действительно, профессия прокурора позволяет проявлять данные качества, но насколько это идет на пользу дела - остается под вопросом.

Предпочтение профессии следователя отрицательно коррелирует с факторами О (низкая нормативность поведения - высокая нормативность поведения) и N (прямолинейность

Дипломатичность). В этой связи таким юношам присущи склонность к непостоянству, подверженность влиянию чувств, потворство своим желаниям, неорганизованность, импульсивность, гибкость по отношению к социальным нормам, свобода от их влияния, иногда беспринципность. Также им свойственны прямолинейность, бестактность, непосредственность, простота вкусов, довольство имеющимся, недисциплинированность. Возможно, проявление данных качеств позволяет следователю быть креативным и действовать по своему усмотрению, но именно этими качествами, по-видимому, можно объяснить и самую низкую популярность

данной профессии среди будущих юристов.

У девушек выявлены несколько иные значимые корреляции предпочитаемых профессий и личностных черт.

Предпочтение профессии прокурора у девушек прямо пропорционально коррелирует с такими факторами, как Ь (доверчивость - подозрительность), О (спокойствие - тревожность), Q4 (расслабленность - напряженность). Тем самым профессия прокурора соотносится с такими личностными особенностями девушек, как осторожность, эгоцентричность, настороженность по отношению к людям, стремление возложить ответственность за ошибки на окружающих, раздражительность; беспокойство, страх, неуверенность в себе, склонность к предчувствиям, чувствительность к одобрению окружающих, чувство вины и недовольство собой; собранность, энергичность, беспокойство, фрустрированность, раздражительность. Как можно заметить, перечисленный набор качеств ничего хорошего не привносит в профессию прокурора. По-видимому, именно в силу этого женщины в данную профессию практически не допускаются.

Предпочтение профессии адвоката прямо пропорционально коррелирует у девушек с фактором Б (сдержанность - экспрессивность). То есть профессию адвоката предпочитают девушки, характеризующиеся жизнерадостностью, восторженностью, импульсивностью, эмоциональной яркостью в отношениях между людьми, динамичностью общения, эмоциональным лидерством в группе. Перечисленные качества дейс-

твительно могут помочь в работе адвоката.

Профессия следователя прямо пропорционально коррелирует у девушек с фактором В (интеллект) и обратно пропорционально с фактором А (замкнутость - общительность). Эта профессия действительно требует незаурядного интеллекта, сообразительности, высокого уровня вербальной культуры, и девушки, предпочитающие данную профессию, здесь вполне могут преуспеть. Более высокая замкнутость, выражающаяся в скрытности, склонности к объективности, излишней строгости в оценке людей, - это также то, что позволяет женщине-следователю быть успешной в своей работе. Следует отметить, что девушки, предпочитающие профессию следователя, отличаются в лучшую сторону по своим личностным качествам от юношей, предпочитающих эту же профессию. И на практике это действительно так. Не зря, наверное, в последние годы женщины-следователи стали популярными героями детективов.

Фактор А (замкнутость - общительность) у девушек прямо пропорционально коррелирует с предпочтением профессий нотариуса и юрисконсульта, что совсем неудивительно. Готовность к сотрудничеству, внимание к людям, активность в устранении конфликтов, легкость в установлении непосредственных межличностных контактов - это те качества, которые в первую очередь необходимы нотариусам и юрисконсультам.

Для девушек предпочтение профессии юрисконсульта характеризуется обратно пропорциональной корре-

ляцией с факторами Ь (доверчивость

Подозрительность) и Q4 (расслабленность - напряженность), что также весьма значимо для их успешности в профессии. Открытость, уживчивость, терпимость, покладистость, уступчивость в сочетании со спокойствием, невозмутимостью помогают успешному решению многих проблем, с которыми сталкивается юрисконсульт. Низкий же престиж данной профессии обусловлен связанной с перечисленными качествами низкой мотивацией. Как известно, юрисконсульт нередко ограничен и в своем карьерном росте, и в материальном вознаграждении.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутое предположение о взаимосвязи профессиональных предпочтений и личностных качеств будущих специалистов. Также получила объяснение низкая

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст

  • Личность несовершеннолетнего правонарушителя: тенденции развития и возможности реабилитации

    ЗАЙЦЕВ Г.К., МИХАЙЛОВА Н.Я. - 2009 г.

  • Исследование профессионального самоопределения в подростковом и юношеском возрасте неразрывно связано с изучением профессиональных интересов и склонностей. Как отмечает в своей работе Л.А. Головей, профессиональное самоопределение – сложное психологическое образование, которое включает в себя познавательные интересы, жизненные ориентиры, профессиональную направленность и профессиональные планы . На связь профессионального самоопределения и интересов также указывают Е.Ю. Пряжникова и Т.А. Егоренко, говоря о том, что «выбор профессии может приводить к профессиональному самоопределению при условии, что выпускник школы выбирает профессию согласно своим способностям, интересам, склонностям, стремлениям» .

    Исследователи выделяют у подростков разные виды интересов. Существенным в развитии интересов подростка, по мнению С.Л. Рубинштейна, является начинающаяся специализация и дифференциация интересов, их направленность на определенную область деятельности, профессиональную – литературу, технику, искусство, определенную научную сферу, совершающуюся под влиянием всей системы условий, в которых происходит развитие подростка .

    В нашем исследовании приняли участие 2372 восьмиклассника из 49 образовательных комплексов Северного административного округа г.Москвы (1152 девочки и 1220 мальчиков). Для изучения интересов и профессиональных предпочтений обучающихся мы использовали методику «Карта интересов» (модификация О.Г. Филимоновой) и разработанную нами профориентационную анкету . Полученные данные показывают, что каждый третий мальчик и каждая пятая девочка еще не задумывались о выборе профессии, при этом среди девочек больше тех, кто сомневается в выборе профессии, а среди мальчиков тех, кто определился и уверен в своем выборе (Табл.1).


    Таблица 1 Выбор профессии

    мальчики

    количество

    количество

    не задумывались о выборе профессии

    сомневаются в выборе

    определились и уверены в своем выборе

    Девочки чаще, чем мальчики считают, что незнание своих способностей и возможностей является основной причиной, по которой они не могут определиться с выбором профессии (62,85% девочек и 50,74% мальчиков). Это может быть связано с тем, что девочки более тревожны и склонны к самоанализу. Плохое знание мира профессий в качестве причины затруднений в выборе профессии назвал каждый пятый подросток (19,7% девочек и 22,05% мальчиков).

    Исследование интересов и профессиональных предпочтений подростков проводилось по модифицированной методике «Карта интересов». Методика предполагает оценку степени своего интереса к 17 различным профессиональным сферам по шкале от +2 (очень нравится) до -2 (совсем не нравится). На каждую сферу дается 5 утверждений. Таким образом, максимальный интерес выражается оценкой +10, полное отсутствие интереса оценкой -10. Анализ результатов исследования показал, что в ответах восьмиклассников имеются существенные гендерные различия. В среднем девочки в два раза чаще, чем мальчики выбирают области биологии и медицины, а также область иностранных языков, в четыре раза чаще – области педагогики и психологии, и в шесть раз чаще – область искусства. Мальчики отдают предпочтение точным наукам и технической сфере: в среднем в два раза чаще, чем девочки они выбирают области математики и физики, в шесть раз – область информационных технологий, в восемь раз – военное дело и спорт, в десять раз чаще области техники и транспорта (Табл.2).

    Таблица 2

    Распределение интереса восьмиклассников к профессиональным областям

    Профессиональные области

    мальчики

    Максимальные положительные

    ответы, количество человек

    Максимальные положительные

    ответы, количество человек

    Биология

    География, геология

    Медицина

    Физика, математика

    Транспорт

    Инфомационные технологии

    Психология, педагогика

    Военное дело, спорт

    Филология, журналистика

    Юриспруденция

    Сфера обслуживания

    Экономика

    Иностранные языки

    Искусство

    Эти данные также подтверждаются результатами анкетирования. Подросткам было предложено выбрать область деятельности или знаний, которая больше всего их интересует, из приведенного списка. В два раза больше мальчиков выбирают область точных наук (математика, физика) – 39,75% , в то время как эту область выбрали 18,32% девочек. Гуманитарную область (литература, журналистика, лингвистика, педагогика, психология) выбрали почти в два раза меньше мальчиков, чем девочек (20,74% мальчиков и 47,48% девочек). Также почти в два раза меньше мальчиков выбрали область искусства (музыкальное, театральное, изобразительное) – 15,33% мальчиков и 39,32% девочек.

    Среди мальчиков, определившихся с профессией и уверенных в своем выборе, больше всего тех, кто выбрал профессию врача (ее называет каждый седьмой подросток). Следующие по популярности профессии – программист, повар, инженер, военный, машинист, автомеханик, юрист. Наиболее распространенная профессия у девочек – врач (ее назвала каждая четвертая девочка). Далее следуют профессии: архитектор, журналист, психолог, повар, учитель, ветеринар. Как мы видим из этих данных, профессиональные предпочтения подростков имеют гендерные различия – девочки в основном выбирают профессии, связанные с гуманитарной сферой, а мальчики – с областью техники и транспорта.

    Нами был также проведен анализ наиболее предпочитаемых восьмиклассниками школьных предметов.

    Оказалось, что на 10% девочек больше, чем мальчиков назвали самыми любимыми школьные предметы, относящиеся к гуманитарному циклу (русский язык, литература, иностранный язык). Точные науки (алгебра, геометрия) предпочитают на 10% девочек меньше, чем мальчиков, но такие предметы, как информатика и физика предпочитают в два раза меньше девочек, чем мальчиков. Девочки в два раза чаще мальчиков называют своими любимыми предметы, относящиеся к художественно-эстетическому циклу (ИЗО, музыка, мировая художественная культура). Таким образом, мы видим, что полученные с помощью различных методик данные согласуются: интересы девочек чаще лежат в гуманитарной области. Гуманитарная направленность девочек проявляется в предпочтении школьных предметов гуманитарного цикла, а также в выборе профессий гуманитарного спектра. Мальчики больше интересуются точными науками, сферами техники и транспорта, они выбирают соответствующие профессии и предпочитают предметы, относящиеся к области точных наук. В этой связи представляет интерес исследование влияния увлечения школьными предметами на профессиональные планы старшеклассников Н.М. Щедухиной (2010 г.) . Она предположила, что существует взаимосвязь между планированием профессиональных перспектив и увлечением школьными предметами. Эта связь была обнаружена только по некоторым предметам: математика, биология, физика, химия, история, обществознание, физическая культура, мировая художественная культура. Было также установлено, что увлечение школьными предметами, связанными с соответствующими профессиональными планами, положительно влияет на школьную успеваемость.

    Для восьмиклассников следующий учебный год является определяющим. В девятом классе им нужно будет решить: получать среднее профессиональное образование или, выбрав профиль, продолжать обучение в десятом классе. Как пишет в своем исследовании О.В. Кузнецова, 87,5% десятиклассников и 80% учащихся 11 класса считают, что для успешного выбора профильного обучения необходимо знание своих психологических качеств (способностей, интересов, личностных особенностей). Подростки отмечают важность приобретения углублѐнных знаний по интересующим их дисциплинам школьной программы. Школьники считают, что профильное обучение даѐт возможность «заниматься только теми предметами, которые помогут в профессии», «лучше осознать предметы», «улучшить свою успеваемость», «раскрыть свои способности», «развивать свои навыки и таланты». Профильное обучение – «это помощь для поступления в ВУЗ», «возможность углублѐнно изучать любимые предметы», «шанс улучшить свои знания» .

    На наш взгляд, необходимо проводить систематический мониторинг интересов и профессиональных предпочтений обучающихся с 8 по 11 класс с целью выявления подростков с несформированными интересами и предпочтениями для дальнейшей коррекционно-развивающей работы с ними. Также целесообразно включать в программы по школьным предметам материал по профессиональному самоопределению: знакомство с профессиями, которые можно получить в рамках данной предметной области, профессиональные пробы (практические занятия в рамках программы). Необходимо организовывать проектную и исследовательскую деятельность в рамках программы, предметные конкурсы, олимпиады и викторины. Положительные результаты также дает интеграция предметов различных областей – например, проведение совместных уроков по литературе и технологии, биологии и физике. Подобные мероприятия будут способствовать развитию интересов подростков и, следовательно, профессиональному самоопределению.

    Список литературы

    1. Головей Л.А. Профессиональное самоопределение на пороге взрослости: показатели, факторы, кризисы.На пороге взросления. Сборник научных статей / Ред.: Л.Ф. Обухова, И.А. Корепанова. – М.: МГППУ, 2011. – 297с.

    2. Кузнецова, О.В. Представления старшеклассников о профильной школе // Современная психология: теория и практика: Материалы I международной научно-практической конференции 29-30 июня 2011 г.: - М., 2011. – С.117-121.

    3. Пряжникова Е.Ю., Егоренко Т.А. Проблема профессионального становления личности [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2012. Т.1 № 2. С.111-122 URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2012/n2/52291.shtml (дата обращения: 31.03.2013)

    4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000. – 712 с.

    5. Филимонова О.Г. Модификация карты интересов // Газета «Школьный психолог», 2007. № 2.

    6. Щедухина Н.М. Влияние увлечения школьными предметами на профессиональные планы старшеклассников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2010. № 4. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/n4/Scheduhina.shtml (дата обращения: 31.03.2013)

    Изучение и диагностика разнообразия профессиональных интересов людей – задача не менее важная, чем составление классификаций профессий, точнее говоря, эти две задачи обусловливают одна другую: ведь мотивы, как известно, возникают в рамках уже существующих деятельностей, и чем больше становится новых профессий, тем разнообразнее и профессиональные предпочтения людей.

    Изучение профессиональных интересов сопровождается двумя методологическими трудностями: во-первых, нередко люди обладают недостаточной информацией о существующих профессиях, во-вторых, имеются социальные стереотипы и семейные сценарии, заранее ограничивающие человека в выражении им своих предпочтений (например, юноша, любящий маленьких детей, скорее всего, не захочет работать воспитателем в детском саду).

    Одна из первых попыток изучения профессиональной направленности была предпринята в 1920 г. Э. Стронгом, создавшим специальный метод диагностики интересов Бланк Стронга. В 1974 году методика была существенно переработана, в результате чего стала позволять диагностировать предпочтения человека в пяти областях, имеющих отношение к профессии: это собственно профессии (представляемые в соответствии с информированностью), учебные предметы (благодаря которым возникает профориентация), отдельные действия (например, публичное выступление, починка часов), развлечения и повседневное общение с людьми (очень старыми, представителями рискованных профессий и т.д.).

    Результаты указывают на склонность человека к одной из шести групп профессий, выделенных Дж. Холландом: это профессии практические, исследовательские, художественные, социальные, предпринимательские и конвенциональные. Исходя из того, что внутри каждой профессиональной группы сосуществуют несколько вариантов профессиональной деятельности, в методику включены также шкала, фиксирующая академическую направленность (стремление продолжать свое образование) и шкала экстравертированности-интровертированности, диагностирующая отношение к людям и способность субъекта устанавливать с ними контакт, что тоже важно для ориентировки в рамках данного типа профессий.

    Еще одна попытка изучения профессиональных интересов отразилась в семействе опросников, разработанных Г.Кьюдером, которые построены на измерении соответствия структуры интересов респондента интересам, присущим профессиональной референтной группе. Кьюдер выделил десять областей интересов: деятельность на открытом воздухе, технические, вычислительные, просветительские, художественные, литературные, музыкальные, социальные и канцелярские виды профессиональной деятельности, которые образовали эти группы по признаку их эмпирической наполняемости (теоретически эти группы могли быть сбалансированы и соподчинены несколько иначе, но тогда это была бы классификация профессий).

    Профессиональные интересы

    1 Склонность к обработке материалов
    2 Склонность к деловым контактам
    3 Склонность к нетворческому труду
    4 Склонность к нравственному воспитанию людей
    5 Склонность к особой заботе о своем престиже
    6 Склонность к интеллектуальной деятельности, связанной с общением
    7 Склонность к научно-технической деятельности
    8 Склонность к абстрактному мышлению и творческому труду
    9 Склонность к технике и управлению механизмами
    10 Склонность к производственной деятельности, приносящей видимые результаты

    Если же вернуться к проблеме классификации профессий, то интересы и склонности, конечно же, учитываются среди других профессионально важных качеств; они распределены по десяти факторам, различные сочетания которых и представляют собой образцы интереса к различным видам профессионального труда.

    В отечественной психодиагностике используют Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова, позволяющий определять у подростков склонность к одной или нескольким из следующих пяти групп профессий: человек-человек, человек-природа, человек-знак, человек-художественный образ, человек-техника. Однако, при всей обоснованности этой типологии, существует очень много профессий, занимающих промежуточное между вы деленными типами положение.

    С. К. Нартова-Бочавер

    FinExecutive Russia сайт 2019-10-19

    Портрет идеального сотрудника или 12 личных качеств для образцового резюме

    Написать потрет идеального работника достаточно сложно. Ведь при подборе персонала каждый работодатель, в первую очередь, ориентируется на потребности и ценности своей компании. Поэтому то, что важно для одного, для другого может не представлять ни малейшей ценности. Тем не менее, проследить общие тенденции и описать ключевые личные качества, важные для резюме успешного соискателя, всё же можно.

    Тщательно подобранная команда важна для любой компании. Ведь от работы каждого сотрудника зависит эффективность результатов деятельности всего предприятия, его прибыль, репутация на рынке и стратегия дальнейшего развития. Большинство работодателей считает, что идеальный работник должен обладать целым набором качеств, в число которых входит:

    1. Исполнительность. Каждый начальник хочет видеть в своей команде человека, готового оперативно выполнять распоряжения руководства, а не откладывать их в долгий ящик.
    2. Качество выполняемой работы. Какими бы званиями, дипломами, сертификатами и навыками ни обладал работник, в первую очередь ценится качество выполнения должностных обязанностей и результат его основной работы.
    3. Внимательность к деталям. Руководитель высоко ценит сотрудника, обращающего внимание на мелкие детали: будь то цифра в отчёте или правильно сформулированная фраза в деловой переписке. Не секрет, что даже малейшая ошибка порой может стоить очень дорого.
    4. Умение работать в команде. В полноценной компании идеальный работник должен чётко осознавать корпоративные ценности, видеть цели работодателя, доброжелательно относиться к коллегам и быть готовым оказывать им помощь. Человек, разделяющий видение организации и лояльно относящийся к требованиям работодателя - очень ценное «приобретение».
    5. Желание учиться чему-то новому. Только такой соискатель считается перспективным и именно на его резюме рекрутёр обратит внимание в первую очередь. Ведь сотрудник, постоянно совершенствующий свои навыки, готов расти вместе с компанией.
    6. Лидерские качества. Идеальный работник должен уметь самостоятельно принимать решения и быть способным предпринимать решительные действия. Безусловно, все стратегически важные задачи решаются на высшем уровне. Однако это не значит, что подчинённый обязан согласовывать с руководством каждое своё действие и беспокоить начальника по мелочам. Настоящего профессионала от рядового работника отличает умение не только качественно выполнять поставленные перед ним задачи, но и вносить рациональные дополнения в специфику своей работы.
    7. Инициативность. Дополнения к рабочему процессу напрямую связаны и с этой характерной чертой идеального сотрудника - умением проявлять инициативу. Ведь руководитель это, прежде всего, живой человек и он тоже имеет право на ошибку. Случается, он не всегда видит ситуацию насквозь или акцентирует внимание на задачах второстепенной важности. Поэтому подчинённый не только может, но и должен предлагать свои методы, свежие идеи для решения поставленных заданий, а не просто сидеть, сложа руки, в ожидании готовых инструкций к действию.
    8. Мотивация. Наличие у соискателя целей и стремления добиться чего-то станет дополнительным аргументом в его пользу. Ведь такой человек будет качественно выполнять свою работу, осваивать дополнительные навыки и работать на результат.
    9. Энтузиазм. Человек, работающий из-под палки, никогда не станет основой прочной команды. Работодатель не станет возлагать надежды на сотрудника, не заинтересованного в успехе компании, поэтому едва ли пассивный соискатель сможет по-настоящему заинтересовать менеджера по подбору персонала.
    10. Способность сохранять спокойствие в любой ситуации. Рекрутёры ищут людей, умеющих хранить самообладание даже в стрессовых ситуациях, вызванных, например, постоянным давлением, многозадачностью или горящими сроками. Только такой работник сумеет качественно выполнить задание, он не бросит его на полпути под действием сиюминутных эмоций и не поставит под угрозу успех всего проекта.
    11. Деловое управление. Работодатель всегда рад принять в команду человека, обладающего хорошими навыками управления. На практике нередко случается, что проект заканчивается ошеломительным успехом или безнадёжно проваливается только из-за умения/неумения понимать нужды потребителей, управлять временем, денежными или человеческими ресурсами, а также своевременно принимать взвешенные решения.
    12. Коммуникабельность. Коммуникации являются неотъемлемой частью рабочего процесса, поэтому ни один работодатель не захочет взять в коллектив человека, не умеющего эффективно общаться.
    Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...