Летчик космонавт герой советского союза игорь волк. Игорь волк

-
Игорь Петрович Волк родился 12 апреля 1937 года городе Змиёве
(
в 1976-1990 годах - город Готвальд ) Харьковской области Украинской ССР ,
в семье Волка Петра Ивановича (1912 - ? ) , инженера-автомобилестроителя
и
Волк Ирины Ивановны (1913 - ? ) , медицинского работника .
Кроме него
в
семье Волк воспитывалась младшая сестра Игоря Петровича -
Годлевская
( в девичестве - Волк ) Галина Петровна (1940-го года рождения ) ,
фармацевт , в настоящее время - на пенсии .
-

Игорь Волк учился в семилетней школе № 1 города Змиёва и средней школе № 14
в городе Ворошилове
( с 29 ноября 1957 года – город Уссурийск ) Приморского края .
-
В 1954 году он окончил среднюю школу № 5 в городе Курске .
-
Одновременно
с учебой в школе
Игорь Волк занимался в Курском аэроклубе ,
где получил первые навыки самостоятельного управления самолётом .
Свой первый полёт на самолёте он совершил в апреле 1954 года.
-
В 1954 году Игорь Петрович Волк был призван на действительную службу в Вооружённые силы СССР в связи с поступлением в Кировоградское Военное авиационное училище лётчиков , которое он окончил досрочно в 1956 году,
пройдя весь курс обучения за два года
с присвоением
воинского звания "лейтенант"
.
-

По окончании училища он был направлен для прохождения дальнейшей службы
в Азербайджанскую ССР в Бакинский округ противовоздушной обороны .
Проходя службу в этом округе лётчик , лейтенант
И.П. Волк летал на реактивном фронтовом бомбардировщике Ил-28 и на тяжёлом двухмоторным
реактивном многоцелевом самолёте Ту-16
.
-
В 1963 году старший лейтенант
И.П. Волк был уволен из Вооружённых сил СССР в запас
в связи с поступлением в Школу лётчиков-испытателей Летно-исследовательского института
(ЛИИ ) Министерства авиационной промышленности СССР.
-
По окончании школы в 1965 году он был принят на работу в Летно-испытательный центр
Лётно-исследовательского института Министерства авиационной промышленности СССР
(ЛИЦ ЛИИ МАП СССР , город Жуковский Московской области ) на должность
лётчика-испытателя
.
-
В 1969 году Игорь Петрович Волк окончил вечернее отделение филиала Московского
Авиационного института имени Серго Орджоникидзе
в городе Жуковском
Московской области
по специальности "инженер-механик" .
-

Игорь Петрович Волк освоил все типы современных отечественных самолётов истребительного , военно-транспортного и бомбардировочного назначения .
Им был выполнен цикл работ
по отработке различных систем автоматического управления полётом , а также по доводке опытных и модифицированных
силовых установок
.
Он проводил испытания самолётов
на штопор и на больших углах атаки , на инерционное
взаимодействие
, прочность , аэродинамику и динамику полёта .
-

И.П. Волк провёл ряд исследований по дозаправке истребителей в воздухе , а также
целый комплекс важных и сложных испытаний и экспериментов , среди которых испытания на штопор многоцелевых всепогодных истребителей четвёртого
поколения Су-27
и Су-27У .
-

В 1968 году он поднял в небо и провёл испытания лёгкого сверхзвукового фронтового истребителя третьего поколения МиГ-21 И/2 .
-
И.П. Волк провёл ряд сложных испытательных работ на самолётах-истребителях ;
исследования аэродинамического характера на критических режимах на самолётах
МиГ-21
, МиГ-23 , МиГ-25 , Су-7 ; отработку маневрирования Су-15 на сверхзвуке

(
в 1971 году ) , испытания опытных двигателей на самолётах МиГ-21 , МиГ-23, Су-9 , Су-11 ,
Су-15 ; испытания самолёта Су-15 с наплывами на штопор
( в 1973 году ) ;
самолётов Су-27 и Су-27УБ на штопор и критические углы атаки .
-

-
Космическая подготовка :
Игорь Петрович Волк входил в группу лётчиков-испытателей изделия "105.11"
(дозвукового аналога экспериментального пилотируемого орбитального самолёта -
ЭПОС
)
, разрабатывавшегося в 1970 годах в Московском Конструкторском бюро имени
А.И. Микояна
в рамках создания авиационно-космической системы "Спираль" .
Кроме
И.П. Волка в группу входили : Фастовец Авиард Гаврилович , Федотов Александр Васильевич , Остапенко Пётр Максимович , Меницкий Валерий Евгеньевич
и Урядов Василий Евгеньевич .
-
По программе испытаний
изделия "105.11" (ЭПОС ) И.П. Волком были выполнены :
22 октября 1976 года - десятая скоростная пробежка изделия продолжительностью
2 минуты 15 секунд ;
23 октября 1976 года - седьмой подлёт изделия продолжительностью
2 минуты 44 секунды .
-
12 июля 1977 года Приказом Начальника Лётно-исследовательского института № 630
Волк Игорь Петрович был зачислен в группу специальной подготовки по программе подготовки к космическому полёту на космическом корабле многоразового
использования "Буран"
, работы по созданию которого велись в нашей стране
полным ходом
.
-
3 августа 1978 года после тщательного обследования
И.П. Волк получил положительное
заключение Главной медицинской комиссии
.
- -
1 декабря 1978 года Решением Государственной Межведомственной комиссии он
был отобран
в качестве кандидата в космонавты по программе "Буран" .
-
1 февраля 1979 года Приказом Министра авиационной промышленности СССР № 34

Игорь Петрович Волк был зачислен в головную группу лётчиков-испытателей № 1
комплекса "А" Лётно-исследовательского института
с целью подготовки по теме 11Ф35
(космический корабль многоразового использования "Буран" ) с назначением
на должность Командира группы .
-
С апреля 1979 по декабрь 1980 года он проходил общекосмическую подготовку в Центре
подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина методом сборов
в составе группы , по
окончании которой 30 июля 1980 года Решением Государственной Межведомственной
комиссии
И.П. Волк был рекомендован для зачисления в группу
космонавтов-исследователей
.
-
26 сентября 1980 года Приказом Министра общего машиностроения СССР № 345 включён
в состав отряда космонавтов-исследователей
(без указания названия отряда - прим . ) .
-
10 августа 1981 года Приказом Начальника Лётно-исследовательского института № 26
Волк Игорь Петрович был зачислен в созданный , на основании Приказа
Министра авиационной промышленности СССР № 263 отряд космонавтов-
испытателей
ЛИИ МАП .
-
После сдачи всех экзаменов
по общекосмической подготовке Решением
Межведомственной квалификационной комиссии
от 12 февраля 1982 года
Волку Игорю Петровичу была присвоена квалификация
"космонавт-испытатель"
.
-
Учитывая особую сложность первых испытательных полетов "Бурана"
, который
являлся принципиально новым воздушно-космическим пилотируемым кораблем
, было
принято беспрецедентное решение
:до полёта на "Буране" его будущие командиры должны были получить опыт реального космического полёта .
-
С сентября 1982 года
Игорь Петрович Волк проходил подготовку к космическому полёту
в составе основного экипажа третьей экспедиции посещения на долговременную
орбитальную станцию "Салют-7"
с
Леонидом Денисовичем Кизимом
и Вл адимиром Алексеевичем Соловьевым .
-

-
В мае 1983 года
И.П. Волк был выведен из экипажа в связи с изменением программы
полётов
на долговременную орбитальную станцию "Салют-7" .

С 26 декабря 1983 года Игорь Петрович Волк проходил непосредственную подготовку
к полёту на космическом корабле "Союз Т" по программе экспедиции посещения ,
вместе с
Владимиром Александровичем Джанибековым
и Светланой Евгеньевной Савицкой .
-
Свой единственный космический полёт Игорь Петрович Волк
совершил с 17 по 29 июля
1984 года в качестве космонавта-исследователя
"Союз Т-12 " и экспедиции посещения
Долговременной орбитальной станции "Салют-7" , вместе с Владимиром Александровичем Джанибековым и Светланой Евгеньевной Савицкой .
-


-
Продолжительность полёта составила 11 суток 19 часов 14 минут 36 секунд .
Позывной
:
"Памир-3" .
-
Во время полёта на станцию "Салют-7"
И.П. Волк провёл эксперимент "Пилот" .
В бытовом отсеке корабля "Союз Т-12" были смонтированы имитаторы пультов и ручки
управления орбитальным кораблём "Буран"
.
И.П. Волк занимался оценкой пилотирования многоразового корабля в первые дни
полёта
, то есть в период острой адаптации к невесомости .
-
Сразу после возвращения
из космического полёта на Землю целью оценки реакции
пилота
при пилотировании "Бурана" после воздействия факторов космического полёта
Игорь Петрович Волк совершил полёт в Жуковский на самолёте Ту-154ЛЛ и на аэродроме
ЛИИ переодевшись
в высотный костюм возвратился на Космодром Байконур
на самолёте МиГ-25ЛЛ.
-
Дальнейшая космическая подготовка :
С 1984 года И.П. Волк занимался отработкой системы ручного управления и системы
автоматической посадки
на самолёте-лаборатории Ту-154ЛЛ , оснащённом системой управления кораблём "Буран" , а также на самолётах-лабораториях Су-7ЛЛ и МиГ-25ЛЛ , аэродинамические качества которых были приближены к многоразовому транспортному космическому кораблю "Бурану" .
-

Руководством Министерства авиационной промышленности СССР и Лётно-
исследовательского института
Игорь Петрович Волк планировался в первый
экипаж космического МТКК "Буран"
.
-
Он проходил подготовку
в качестве Командира экипажа вместе со вторым пилотом , космонавтом-испытателем ЛИИ имени М.М. Громова
Римантасом-Антанасом Антано Станкявичюсом ( до его трагической гибели 9 сентября 1990 года - прим. ) ; бортинженером ,
космонавтом-испытателем Научно-производственного объединения "Энергия"
Александром Сергеевичем Иванченковым и вторым пилотом , космонавтом-
испытателем ЛИИ имени М.М. Громова
Магомедом Омаровичем Толбоевым .
-


-

-
И.П. Волк выполнил пять первых рулёжек по взлётно-посадочной полосе в качестве командира и двенадцать полётов на специальном самолёте-аналоге корабля "Буран" для горизонтально-лётных испытаний ОК-ГЛИ (БТС-02 ) в качестве командира
и второго пилота :
-

РУЛЁЖКИ:
порядковый
номер
дата достигнутая скорость
(км/ ч)
экипаж примечание
1 29.12. 1984 45 И.П. Волк
Р.-А.А. Станкявичюс

Зафиксированы неполадки в СУ-35 (цифровой электродистанционной системе управления)
и РС-3

2 02.08. 1985 200 И.П. Волк
Р.-А.А. Станкявичюс

Проверка системы управления при движении по ВПП с выполнением змейки при включенной системе управления передней стойкой шасси (на скорости 30…40 км/час); проверка торможения (на скорости 100 км/час) с нагрузкой на основные стойки шасси, затем разворот и разгон до максимальной скорости и торможение с использованием тормозных парашютов

3 05.10. 1985 270 И.П. Волк
Р.-А.А. Станкявичюс

Разрушение пневматика (покрышки) внешнего колеса левой основной стойки шасси при торможении из-за движения юзом

4 15.10. 1985 300 И.П. Волк
Р.-А.А. Станкявичюс

Рулёжка с поднятием носа самолета. Максимальная скорость была равна скорости отрыва

5 0 5.11. 1985 170 И.П. Волк
Р.-А.А. Станкявичюс
Последняя рулёжка
-
ПОЛЁТЫ:
порядковый
номер полёта
дата время полёта
(в минутах)
экипаж примечание
1 10.11. 1985 12 И.П. Волк
Р.-А.А. Станкявичюс
Скорость отрыва
330 км/час.
На скорости 450 км/час совершается ряд плавных маневров с переменными амплитудами для проверки характеристик устойчивости и управляемости.
Максимальная скорость 480 км/час, высота 1500 м, удаление от ВПП 37 км.
При заходе на посадку использовалась тяга двигателей, снижение по пологой глиссаде с наклоном 3°.
В полетном заключении И.П. Волк написал:
"Корабль плотно сидит в воздухе, устойчив в наборе высоты и в снижении. Заметных дестабилизирующих моментов при уборке и выпуске шасси не наблюдалось" .
2 03.01. 1986 35 И.П. Волк
Р.-А.А. Станкявичюс
Взлет в 14:18 ДМВ.
Максимальная скорость 520 км/час, высота 3000 м.
Посадка в 14:53 ДМВ
3 27.05. 1986 23 И.П. Волк
Р.-А.А. Станкявичюс
Максимальная скорость 540 км/час, высота 4000 м.
Полет с самолётами сопровождения Л-39
и Ту-134
4 11.06. 1986 22 И.П. Волк
Р.-А.А. Станкявичюс
Начало отработки штатной посадки по крутой глиссаде.
Вначале планирование выполнялось в ручном режиме управления,
затем поканально включали автоматическое.
Максимальная скорость 530 км\час.
Высота 4000 м.
В полете БТС-02 сопровождался Ту-134
и впервые ЛЛ МиГ-25 СОТН
7 10.12. 1986 24 И.П. Волк
Р.-А.А. Станкявичюс
Максимальная высота
4300 м.
Отключение автоматики перед самым касанием
8 23.12. 1986 17 И.П. Волк
Р.-А.А. Станкявичюс
Максимальная высота
4300 м.
С помощью автоматических режимов посадки дошли
до касания ВПП основными колесами -
это можно считать первой автоматической
посадкой, хотя пробег был выполнен
при ручном управлении
10 16.02. 1987 28 И.П. Волк
Р.-А.А. Станкявичюс
Начиная с включения автоматики в ключевой точке и до полной остановки на ВПП,
лётчики никаких действий по управлению не выполняли.
Официально первая полностью автоматическая посадка с высоты 4000 м.
12 25.06. 1987 19 Р.-А.А. Станкявичюс
И.П. Волк
Автоматическая посадка
с высоты 4900 м.
13 05.10. 1987 21 А.В. Щукин
И.П. Волк
Автоматическая посадка
с высоты 4900 м.
15 16.01. 1988 22 И.П. Волк
Р.-А.А. Станкявичюс
Автоматическая посадка
с высоты 4000 м.
Самолет сопровождения Ту-134 (бортовой N187)
пилотировал М.О. Толбоев
(полет продолжался 51 мин.),
самолет с бортовым № 6809 (предположительно Л-39)
пилотировал
В.В. Заболоцкий
(полёт продолжительностью
45 мин.)
18 04.03. 1988 18 И.П. Волк
Р.-А.А. Станкявичюс
Автоматическая посадка
с высоты 3900 м.
СОТН (МиГ-25 с бортовым N0578) пилотировал
М.О. Толбоев (продолжительность полета 31 мин.), второй самолет сопровождения - спарку Су-17 (бортовой № 6119) пилотировал
В.В. Заболоцкий (продолжительность полета 37 мин.).
24 15.04. 1988 19 И.П. Волк
Р.-А.А. Станкявичюс
Автоматическая посадка
с высоты 4000 м.
Последний полёт.
Самолёт сопровождения (борт./№ 6809, предположительно Л-39) пилотировал
В.В. Заболоцкий

-
В 1987 году Волку Игорю Петровичу было присвоено воинское звание
"полковник запаса"
.
-
Приказом Министра авиационной промышленности СССР
, в феврале 1987 года
Игорь Петрович Волк был назначен на должность Начальника Отраслевого
комплекса подготовки космонавтов-испытателей
(ОКПКИ ) .
-


-
С 1995-го по 1997 год он работал в должности Начальника Лётно-испытательного

заместителя Начальника ЛИИ
и одновременно являлся Президентом авиакомпании
ЛИИ имени М.М. Громова
.
-
26 февраля 2002 года
Игорь Петрович Волк уволился из ЛИИ в связи с уходом на пенсию .
-
Классность :
За время лётной работы общий налёт И.П. Волка составил более 7000 часов ,
в том числе налёт в испытательных полётах - более 3500 часов .
-

Летчик-испытатель 4-го класса
(
с 1965 года ) ;
Летчик-испытатель 3-го класса
( с 22 июля 1966 года ) ;
Летчик-испытатель 2-го класса
(
с 1969 года ) ;
Летчик-испытатель 1-го класса
(
с 16 ноября 1971 года ) ;
Космонавт 3-го класса
(
с 1984 года ) .
-
Общественно-политическая деятельность :
С 1984-го по 1987 год
Игорь Петрович Волк был Депутатом Жуковского Горсовета .
-
С 1986-го по 1990 год он являлся Президентом Всесоюзной федерации тенниса СССР .
-
В 1988 году И.П. Волк был избран Президентом Федерации любителей авиации.
-
С 1989 года он являлся членом Исполкома "Движения зеленых" .
-
В 1999 году И.П. Волк выдвигался кандидатом в Государственную Думу Федерального
собрания Российской Федерации 3-го созыва
по Люберецкому одномандатному
избирательному округу № 107
от Партии пенсионеров , но был снят с регистрации .
-

Он был кандидатом
в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации 3-го созыва по Коломенскому одномандатному избирательному округу
№ 106
на дополнительных выборах 18 марта 2001 года.
Набрал
3, 72% голосов .
-
С июня 2003 года по 29 марта 2005 года
Игорь Петрович Волк являлся первым
Вице-президентом Федерации космонавтики России
(ФКР )
,
Председателем исполкома ФКР .
-
Он входил
в инициативную группу "Зелёный мир" , продвигающую проекты
биоагроэкополисов
.
-
Игорь Петрович Волк был избран Президентом Международной ассоциации
"Земля и космонавтика"
.
В рамках работы этой ассоциации был создан общественный фонд "Дети и авиация" ,
целью которого является создание города будущего для развития авиации .
Этот проект был представлен
Игорем Петровичем в декабре 2016 годав Болгарском
городе Пловдиве
и был поддержан избранным 13 ноября 2016 года Президентом Болгарии
Руменом Радевым , генерал-майором запаса , бывшим Командующим ВВС
Болгарии
, являющимся к тому же давним другом и товарищем
Игоря Петровича .
К сожалению , визит
Игоря Петровича Волка в Болгарию стал последним в его жизни .
-
Игорь Петрович Волк был увлечён пилотированием спортивных самолётов ,
горными лыжами , путешествиями на автомобиле ; любил балет ; мастерски играл
в большой теннис : он участвовал в командных турнирах проводимых в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина .
-
С апреля 1990 года он являлся членом редакционной коллегии журнала
"Крылья Родины"
.
-
21 ноября 2013 года
И.П. Волк подписал открытое письмо Президенту России
с требованием поддержать производство отечественных самолётов .

С июня 2009 года Игорь Петрович также являлся Президентом Культурно-
просветительского Некоммерческого партнёрства
и Председателем
Совета партнёрства "Земля и космос Германа Титова"
.
-
И.П. Волк - автор книги "Цель - 2001 год . Авиационная и космическая техника мира"
(
в соавторстве с Валерием Анисимовым ; г. Москва, издательство "Пресс-авиа", 1991 год ) .
-

этой книги в сети нет!
-
Игорь Петрович Волк - автор предисловия к книге
"Бураном сожжённые"
(автор книги - Мельников Николай Сергеевич
, Действительный член Российской
Академии естественных наук
, Доктор технических наук , Профессор ,
заведующий Кафедрой "Управление и навигация самолетов" Московского Авиационного
института имени Серго Орджоникидзе, один из технических руководителей программы
создания космического корабля многоразового использования "Буран"
) .
-
открыть ссылку
-
Будучи активным сторонником экологического движения в СССР и России

он оказывал активную поддержку экологическим проектам журнала "ЭкоГрад"
,
а в мае 2016 года поддержал программу экологов на выборах и праймериз
Партии "Единая Россия"
в Подмосковье .

-
Награды :
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 марта 1974 года
,
За вклад в испытания и исследования новой авиационной техники , лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института Министерства авиационной промышленности СССР
Волк Игорь Петрович был награждён орденом Трудового Красного Знамени .
-
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1983 года ,
За многолетнюю творческую работу в области лётных испытаний
и исследований новой авиационной техники
, лётчику-испытателю Лётно-исследовательского института Министерства авиационной промышленности СССР
Волку Игорю Петровичу было присвоено звание
"Заслуженный лётчик-испытатель СССР"
.
-
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1984 года
,
"За осуществление космического полёта на корабле "Союз Т-12" и орбитальной
станции "Салют-7" и проявленные при этом мужество и героизм"
,
лётчик-космонавт
Волк Игорь Петрович был удостоен звания
Героя Советского Союза с вручением ему ордена Ленина
и медали "Золотая Звезда"
(№ 11515 )
.
-
Указом Президента Российской Федерации № УП-1275 от 30 декабря 1990 года
"За заслуги в создании и проведении испытаний многоразовой космической системы" "Энергия - Буран" , лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института имени
М.М. Громова Министерства авиационной промышленности СССР
Волк Игорь Петрович был награждён орденом
Дружбы народов .
-
Указом Президента Российской Федерации № 342 от 11 апреля 1997 года
"За заслуги перед государством , большой вклад в развитие отечественной
авиации и космонавтики"
Начальник Лётно-испытательного
центра Лётно-исследовательского института имени М.М. Громова -
заместитель Начальника ЛИИ
Волк Игорь Петрович был награждён

орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени
.
-
Указом Президента Российской Федерации № 436 от 12 апреля2011 года
""За большие заслуги в области исследования , освоения и использования
космического пространства
, многолетнюю добросовестную работу , активную общественную деятельность"
Герой Советского Союза ,
Лётчик-космонавт СССР
Волк Игорь Петрович был награждён
медалью "За заслуги в освоении космоса"
.
-


открыть ссылку
-
Совместным Решением Г убернатора и Правительства Московской области
Волк Игорь Петрович был награждён Почётным знаком
Московской области " За полезное"
.
-
Международный А виационно-космический союз наградил
И.П. Волка
Золотой звездой Вернадского I степени
.
Как и знак "За полезное" эта награда была вручена
Игорю Петровичу 12 апреля
2007 года в Доме учёных Центрального аэрогидродинамического института
в городе Жуковском Московской области
, в честь Дня космонавтики
и в честь 70-летия со Дня его рождения
.
-
В августе 1995 года Международная лётно-исследовательская корпорация США
наградила
Игоря Петровича Волка призом "Revoredo Trophy" .
Он стал первым в нашей стране
(и одиннадцатым в мире ) авиатором , награжденным
этим редким призом
.
На постаменте богато украшенного приза выгравированы слова
:
"Игорю Волку, человеку большого мужества и героизма, выдающемуся
лётчику-испытателю - за вклад в расширение горизонтов передовых технологий
мирового авиастроения
.
Его знаменательные достижения в космическом полёте вошли яркой
страницей в анналы мировой авиации"
.
-

-

И́горь Петро́вич Волк (родился 12 апреля 1937) - космонавт России. Герой Советского Союза (указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1984 г.). Кавалер орденов Ленина, Красного Знамени, медалей. Заслуженный лётчик-испытатель СССР, президент международной ассоциации «Земля и космонавтика», полковник запаса.


Волк Игорь Петрович – лётчик-космонавт СССР.

Родился 12 апреля 1937 года в городе Змиёв Харьковской области (Украина). Юность провёл в городах Ворошилов (ныне – Уссурийск) Приморского края и Курск. В 1954 окончил Курский аэроклуб.

В армии с 1954. В 1956 окончил Кировоградское военное авиационное училище лётчиков. Служил в строевых частях ВВС. С 1963 – в запасе.

В 1965 окончил Школу лётчиков-испытателей, в 1969 – вечернее отделение Жуковского филиала Московского авиационного института по специальности «инженер-механик».

С мая 1965 по 2001 – на лётно-испытательной работе в Лётно-исследовательском институте (город Жуковский Московской области). В 1995-1997 – начальник Лётно-испытательного Центра ЛИИ имени М.М.Громова.

Поднял в небо и провёл испытания атмосферного аналога космического корабля «Буран» – БТС-002. Провёл также испытания самолётов Су-27 и Су-27УБ на штопор; ряд сложных испытательных работ на сверхзвуковых боевых самолётах МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-29, Су-7, Су-9, Су-11, Су-15, Су-27 и многих других. В 1980-1995 – начальник Отраслевого комплекса подготовки космонавтов-испытателей ЛИИ.

В 1978 был зачислен в отряд советских космонавтов. Проходил подготовку к полётам на кораблях типа "Буран". В 1980 окончил Центр подготовки космонавтов.

Зачислен в отряд космонавтов в 1978 г. Проходил подготовку к полётам на кораблях «Буран». По программе подготовки совершил космический полет (с 17 по 29 июля 1984 г) в качестве космонавта-исследователя корабля «Союз Т-12» (экипаж: Джанибеков, Савицкая). Рабо

тал на орбитальном комплексе «Салют-7» - «Союз Т-11» (экипаж: Кизим, Соловьев, Атьков) - «Союз Т-12». Продолжительность полёта - 11 дней, 19 часов и 15 минут. В рамках испытаний сразу после приземления пилотировал самолёт и вертолёт с целью приобретения навыков пилотирования корабля «Буран».

До 1995 года оставался в составе отряда космонавтов.

17-29 июля 1984 года совершил космический полёт в качестве космонавта-исследователя на космическом корабле «Союз Т-12» и орбитальной станции «Салют-7» продолжительностью 11 суток 19 часов (совместно с В.А.Джанибековым и С.Е.Савицкой). Сразу после возвращения из космического полёта на Землю провёл эксперимент по управлению самолётами Ту-154ЛЛ и МиГ-25ЛЛ, приближенных по аэродинамическим качествам к «Бурану», совершив полёты в Жуковский и обратно на Байконур с целью оценки реакции пилота при пилотировании «Бурана» после воздействия факторов космического полёта.

За успешное осуществление космического полёта и проявленные при этом мужество и героизм лётчику-космонавту Волку Игорю Петровичу 29 июля 1984 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Жил в городе Жуковский Московской области, в настоящее время живёт в Москве. Возглавляет Российский национальный аэроклуб.

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1983), лётчик-космонавт СССР (1984), полковник запаса. Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени, медалями.

Космонавт-испытатель Минавиапрома СССР
Игорь Петрович Волк рассказывает
о некоторых страницах истории создания
ОК "Буран", в том числе:

О роли Министерства авиационной
промышленности СССР, 12 Главного
управления и руководителей Министерства;

О принципах принятия решений по Бурану;

Об участии лётчиков-испытателей ЛИИ,
членов отряда космонавтов-испытателей
Минавиапрома СССР.

Запись выполнена у него дома 24-04-2010 г.
Е.В.Копыловым.

История создания отряда космонавтов-испытателей Минавиапрома СССР (по теме МКС "Буран"):

1. 1977 год - создана Группа лётчиков-испытателей Лётно-исследовательского института им. М.М.Громова (ЛИИ)
для работ по тематике «Буран» приказом начальника ЛИИ от 12 июля 1977 года №630 в составе:

Волк Игорь Петрович
Кононенко Олег Григорьевич
Левченко Анатолий Семёнович
Садовников Николай Фёдорович
Щукин Александр Владимирович

2. 1981 год - создан отраслевой Отряд космонавтов-испытателей Минавиапрома СССР приказом Министра
авиационной промышленности СССР от 23 июня 1981 года № 263 (приказ начальника ЛИИ от 10 августа
1981 года №26) в составе (первый набор):

Волк Игорь Петрович - командир отряда
Левченко Анатолий Семёнович
Станкявичюс Римантас Антанас-Антано
Щукин Александр Владимирович

3. 1983 год - приказом Министра авиационной промышленности СССР от 25 апреля 1983 г. № 213 в Отряд
ы: Султанов Урал Назибович и
Толбоев Магомед Омарович.

4. 1984 год - приказом Министра авиационной промышленности СССР от 12 апреля 1984 г. № 177 в Отряд
космонавтов-испытателей Минавиапрома СССР зачислен Заболотский Виктор Васильевич .

5. 1985 год - приказом Министра авиационной промышленности СССР от 21 ноября 1985 г. № 537 в Отряд
Тресвятский Сергей Николаевич и
Шеффер Юрий Петрович.

6. 1987 год - приказом Министра авиационной промышленности СССР от 3 февраля 1987 г. № 7 в ЛИИ
им. М.М. Громова создан Отраслевой комплекс подготовки космонавтов-испытателей МАП (ОКПКИ МАП)
- начальник Волк И.П.,в следующем составе: отряд космонавтов-испытателей, медицинский отдел, инженерный
отдел, отдел кино-видеосъёмок. Штат сотрудников ОКПКИ МАП был установлен 60 человек.

7. 1989 год - приказом Министра авиационной промышленности СССР от 22 марта 1989 г. № 126 в Отряд
космонавтов-испытателей Минавиапрома СССР зачислен Приходько Юрий Викторович .

В 1956 году досрочно (за два года) окончил Кировоградское военное авиационное училище лётчиков (КВАУЛ).
В 1969 году окончил Жуковский филиал Московского авиационного института им. Серго Орджоникидзе.
В 1965 году окончил Школу лётчиков-испытателей Лётно-исследовательского института им. М.М.Громова (ЛИИ) Минавиапрома СССР.

С 1965 года на лётно-испытательной работе в Лётно-испытательном центре (ЛИЦ) ЛИИ Минавиапрома СССР.
Летал на всех типах современных отечественных самолетов истребительного, военно-транспортного и бомбардировочного назначения и вертолётах.
Общий налёт более 7000 часов, в том числе налёт в испытательных полётах более 3500 часов.

Первым в мире провёл лётные исследования поведения самолёта Су-27 на закритических углах атаки
(до 100°), впервые выполнив и впоследствии описав, фигуру высшего пилотажа «Кобра» (впоследствии, по недоразумению, названной "Коброй Пугачёва").

По программе подготовки к пилотированию ОК "Буран"c 17 по 29 июля 1984 года участвовал в космической экспедиции посещения на кораблях «Союз Т-12» и орбитальной станции «Салют-7» в качестве космонавта-исследователя.
Продолжительность космического полёта составила 11 суток 19 часов.
Главной целью этого полёта было подтверждение возможности пилотирования самолётов Ту-154 и МиГ-25 космонавтом сразу после многодневного пребывания в космическом пространстве.

10 ноября 1985 года, совместно с Р.А.Станкявичусом, совершил первый атмосферный
полёт на аналоге Бурана (машина 002 ГЛИ) по программе горизонтальных лётных испытаний.

Всего выполнил 13 испытательных атмосферных полётов на машине 002 ГЛИ, в том числе:
10 полётов в качестве командира и 3 в качестве второго пилота.


В феврале 1987 года назначен начальником, созданного Минавиапромом СССР, Отраслевого комплекса подготовки космонавтов-испытателей ЛИИ - ОКПКИ (аналога Центра подготовки космонавтов Минобороны).
С 1995 по 1997 года работал начальником Лётно-испытательного центра ЛИИ. Работал заместителем начальника ЛИИ до 2002 года.
Первый Вице-президент Федерации космонавтики России, Председатель Исполкома Федерации космонавтики России в 2003-2005 г.г.

Волк Игорь Петрович

-

командир отряда космонавтов-испытателей
Минавиапрома СССР

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1983).
Летчик-космонавт СССР (1984).
Герой Советского Союза (1984).

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1986),
Летчик-космонавт СССР (1987),
Герой Советского Союза (1987).

Родился 21 мая 1941 года в городе Краснокутск Харьковской области УССР.
Скоропостижно скончался 6 августа 1988 года.

Левченко Анатолий Семёнович

В 1964 году окончил Черниговское высшее военное авиационное училище лётчиков (ЧВВАУЛ).
В 1971 году окончил Школу лётчиков-испытателей Лётно-исследовательского института им. М.М.Громова (ЛИИ) Минавиапрома СССР.

С 1971 года на лётно-испытательной работе в Лётно-испытательном центре (ЛИЦ) ЛИИ Минавиапрома СССР.

Общий налёт более 3600 часов, в том числе налёт в испытательных полётах более 1900 часов.

По программе подготовки к пилотированию ОК "Буран"c 21 по 29 декабря 1987 года участвовал в космической экспедиции посещения на кораблях «Союз ТМ-4» и орбитальной станции «Мир» в качестве космонавта-исследователя. Продолжительность полета составила 7 суток 21 час.

В 1986 - 1987 годах, совместно с А.В. Щукиным совершил 4 испытательных полёта на аналоге Бурана (машина 002 ГЛИ) по программе горизонтальных лётных испытаний.

Станкявичюс Римантас Антанас - Антано

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1989).

Родился 26 июля 1944 года в городе Мариямполе Литовской ССР.
Погиб 9 сентября 1990 года во время демонстрационного полёта на Су-27 на международном авиасалоне в городе Сальгареда Италия.

В 1966 году окончил Черниговское высшее военное авиационное училище лётчиков (ЧВВАУЛ).
В 1975 году окончил Школу лётчиков-испытателей Лётно-исследовательского института им. М.М.Громова (ЛИИ) Минавиапрома СССР.

С 1975 года на лётно-испытательной работе в Лётно-испытательном центре (ЛИЦ) ЛИИ Минавиапрома СССР.
Летал на многих типах отечественных самолетов истребительного, военно-транспортного и бомбардировочного назначения.
Общий налёт более 4000 часов, в том числе налёт в испытательных полётах более 2000 часов. Освоил 57 типов самолетов.

С сентября 1984 года по программе подготовки к космическому полету на ОК «Буран» проводил отработку систем ручного управления и автоматической посадки на самолетах-лабораториях Ту-154 и МиГ-25, оснащенных системой управления «Бурана».

10 ноября 1985 года, совместно с И.П. Волком, совершил первый атмосферный полёт на аналоге Бурана (машина 002 ГЛИ) по программе горизонтальных лётных испытаний.
Продолжительность полёта составила 12 минут, высота - 1500 метров.
Всего выполнил 14 испытательных атмосферных полётов на машине 002 ГЛИ.

Щукин Александр Владимирович

Лётчик-испытатель 1-го класса (1984).

Родился 19 января 1946 года в городе Вена, Австрия, в семье военнослужащего.
Погиб 18 августа 1988 года во время тренировочного полёта на спортивном самолете Су-26М.

В 1970 году окончил Качинское высшее военное авиационное училище летчиков (КВВАУЛ).
В 1980 году окончил вечернее отделение Жуковского филиала Московского авиационного института им. Серго Орджоникидзе.
В 1977 году окончил Школу лётчиков-испытателей Лётно-исследовательского института им. М.М.Громова (ЛИИ) Минавиапрома СССР.

С 1977 года на лётно-испытательной работе в Лётно-испытательном центре (ЛИЦ) ЛИИ Минавиапрома СССР.
Летал на многих типах отечественных самолетов истребительного, военно-транспортного и бомбардировочного назначения.
Общий налёт более 3000 часов, в том числе налёт в испытательных полётах более 1200 часов. Освоил 50 типов самолетов.

С 1984 года по программе подготовки к космическому полету на ОК «Буран» проводил отработку систем ручного управления и автоматической посадки на самолетах-лабораториях Ту-154 и МиГ-25, оснащенных системой управления «Бурана».

В 1986 - 1988 годах, совместно с И.П. Волком, А.С. Левченко и Р.А.А. Станкявичюсом совершил 7 испытательных полётов на аналоге Бурана (машина 002 ГЛИ) по программе горизонтальных лётных испытаний.

В феврале 1987 года был назначен заместителем командира отряда космонавтов-испытателей Минавиапрома.

ОТРЯД КОСМОНАВТОВ-ИСПЫТАТЕЛЕЙ МИНАВИАПРОМА СССР (состав 1989 года)

Сидят (слева-направо): Ю.П. Шеффер, У.Н. Султанов, И.П. Волк, М.О. Толбоев
Стоят (слева-направо) : Ю.В. Приходько, С.Н. Тресвятский, Р.А.А. Станкявичюс, В.В. Заболотский

Беседа В.В. Волоконского (МАП СССР) с космонавтом-испытателем Минавиапрома СССР
Игорем Петровичем ВОЛКОМ
об истории создания отряда космонавтов-испытателей в авиапроме:

Об испытаниях самолётов на бездвигательную
посадку;

О подборе и подготовке первого состава
отряда космонавтов-испытателей;

Воспоминания о членах отряда космонавтов-
испытателей первого набора.

Документальный фильм студии "Крылья России"

"Лётчик-испытатель Игорь Волк"

Из цикла "Дороже золота" 2008 год.

Фильм рассказывает о жизни и лётной работе
.великого лётчика-испытателя современности,
"Чкалова наших дней" -
Героя Советского Союза, Заслуженного
лётчика-испытателя СССР,
Космонавта-испытателя Минавиапрома
Игоря Петровича ВОЛКА


Биография

58-й космонавт СССР и России и 143-й космонавт мира Игорь Петрович Волк родился 12 апреля 1937 года в городе Змиеве Харьковской области УССР (ныне Украина).

Юность Игорь Волк провел в городах Ворошилов (ныне – Уссурийск) Приморского края и Курске.

В 1954 году окончил курсы Курского аэроклуба, в 1956 году – Кировоградское военное авиационное училище летчиков на Украине, в 1965 году – Школу летчиков-испытателей Летно-исследовательского института (ЛИИ) Министерства авиационной промышленности (МАП) в городе Жуковском Московской области, в 1969 году – вечернее отделение Жуковского филиала Московского авиационного института по специальности "инженер-механик".

С 1954 года Игорь Волк находился на действительной службе. С 1956 года служил летчиком Бакинского округа ПВО (Азербайджанская ССР), летал на самолетах Ил-28, Ту-16. В 1963 году вышел в запас в звании старшего лейтенанта.

С мая 1965 по 2001 год Волк занимался летно-испытательной работой в Летно-исследовательском институте (город Жуковский Московской области), летчик-испытатель Летно-испытательного центра (ЛИЦ) ЛИИ МАП.

Он летал практически на всех отечественных самолетах истребительного, военно-транспортного и бомбардировочного назначения, разработанных и выпущенных во второй половине XX века. Участвовал в атмосферных испытаниях воздушно-космического самолета, разрабатывавшегося по программе "Спираль ". Провел ряд сложных испытаний экспериментальных самолетов боевого применения. Выполнил цикл работ по отработке различных систем автоматического управления полетом, а также по доводке опытных и модифицированных силовых установок. Проводил испытания самолетов на штопор и на больших углах атаки, на инерционное взаимодействие, прочность, аэродинамику и динамику полета. Проводил исследования по дозаправке истребителей в воздухе.

Его экзаменаторами, наставниками, а затем и товарищами по небу были Коккинаки, Анохин, Гарнаев, Амет-хан, Гудков .

В 1977 году Волк был включен в группу специальной подготовки по программе "Буран ".

С 1978 до 1980 года Игорь Волк был командиром отряда летчиков-испытателей №1 комплекса "А" Летно-испытательного центра.

Одновременно с космической подготовкой продолжал работу в качестве летчика-испытателя, проведя целый ряд важных и сложных испытаний и экспериментов, среди которых – испытания на штопор самолетов Су-27 и Су-27У.

Общий налет более 7000 часов, налет в испытательных полетах более 3500 часов.

В 1979 году Игорь Волк приказом был зачислен в головную группу летчиков-испытателей, сформированную с целью подготовки по теме 11Ф35 ("Буран ").

В 1979–1980 годах Игорь Волк проходил общекосмическую подготовку в Центре подготовки космонавтов (ЦПК) им. Ю.А.Гагарина , не прекращая испытательную работу в ЛИИ, и закончил ее с отличием. 30 июля 1980 года. В сентябре 1980 года был включен в состав отряда космонавтов-исследователей.

В рамках подготовки к полету на "Буране " с 17 по 29 июля 1984 года совершил космический полет в качестве космонавта-исследователя космического корабля "Союз Т-12" (совместно с Владимиром Джанибековым и Светланой Савицкой ). Работал на борту орбитального комплекса "Салют-7" – "Союз Т-11" (экипаж Леонид Кизим, Владимир Соловье и Олег Атьков ) – "Союз Т-12".

Менее чем через 2 часа после возвращения из космического полета на Землю провел эксперимент по управлению самолетом-лабораторией Ту-154, оснащенном системой управления "Бурана", и самолетом МиГ-25, приближенным по аэродинамическим качествам к "Бурану", совершив полеты в Подмосковье и обратно на Байконур, с целью оценки реакции пилота при пилотировании аналогов "Бурана" после воздействия факторов космического полета.

С 1984 года Игорь Волк по программе подготовки к космическому полету на МТКК "Буран" проводил отработку систем ручного управления и автоматической посадки на самолете-лаборатории Ту-154, оснащенном системой управления "Бурана", на Су-7 и МиГ-25, по аэродинамике приближенных к МТКК "Буран".

Поднял в небо и провел испытания атмосферного аналога космического корабля "Буран" – БТС-002, в 1986-1987 годах совершил на нем 12 испытательных полетов (без выхода на орбиту).

В феврале 1987 года Игорь Волк был назначен начальником Отраслевого комплекса подготовки космонавтов-испытателей (ОКПКИ), оставаясь космонавтом-испытателем и летчиком-испытателем. После закрытия программы "Буран" до 1995 года он оставался в отряде космонавтов, но подготовки к полетам не проходил. Занимался испытательной работой.

В 1995-1997 годах Игорь Волк был начальником Летно-испытательного центра – заместителем начальника Летно-исследовательского института имени М.М. Громова.

Игорь Волк – заслуженный летчик-испытатель СССР (1983), летчик-космонавт СССР (1984), полковник запаса.

В 1984 году за успешное осуществление космического полета и проявленные при этом мужество и героизм летчику-космонавту Игорю Волку было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда ".

Игорь Волк награжден орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, "За заслуги перед Отечеством" 4-й степени, медалями.

Женат, имеет двух дочерей; увлекается горными лыжами, теннисом, футболом.

Родился 12 апреля 1937 года в городе Змиёв Харьковской области (Украина). Юность провёл в городах Ворошилов (ныне – Уссурийск) Приморского края и Курск. В 1954 окончил Курский аэроклуб.

В армии с 1954. В 1956 окончил Кировоградское военное авиационное училище лётчиков. Служил в строевых частях ВВС. С 1963 – в запасе.

В 1965 окончил Школу лётчиков-испытателей, в 1969 – вечернее отделение Жуковского филиала Московского авиационного института по специальности «инженер-механик».

С мая 1965 по 2001 – на лётно-испытательной работе в Лётно-исследовательском институте (город Жуковский Московской области). В 1995-1997 – начальник Лётно-испытательного Центра ЛИИ имени М.М.Громова.

Поднял в небо и провёл испытания атмосферного аналога космического корабля «Буран» – БТС-002. Провёл также испытания самолётов Су-27 и Су-27УБ на штопор; ряд сложных испытательных работ на сверхзвуковых боевых самолётах МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-29, Су-7, Су-9, Су-11, Су-15, Су-27 и многих других. В 1980-1995 – начальник Отраслевого комплекса подготовки космонавтов-испытателей ЛИИ.

В 1978 был зачислен в отряд советских космонавтов. Проходил подготовку к полётам на кораблях типа "Буран". В 1980 окончил Центр подготовки космонавтов.

Зачислен в отряд космонавтов в 1978 г. Проходил подготовку к полётам на кораблях «Буран». По программе подготовки совершил космический полет (с 17 по 29 июля 1984 г) в качестве космонавта-исследователя корабля «Союз Т-12» (экипаж: Джанибеков, Савицкая). Работал на орбитальном комплексе «Салют-7» - «Союз Т-11» (экипаж: Кизим, Соловьев, Атьков) - «Союз Т-12». Продолжительность полёта - 11 дней, 19 часов и 15 минут. В рамках испытаний сразу после приземления пилотировал самолёт и вертолёт с целью приобретения навыков пилотирования корабля «Буран».

Лучшие дня

До 1995 года оставался в составе отряда космонавтов.

17-29 июля 1984 года совершил космический полёт в качестве космонавта-исследователя на космическом корабле «Союз Т-12» и орбитальной станции «Салют-7» продолжительностью 11 суток 19 часов (совместно с В.А.Джанибековым и С.Е.Савицкой). Сразу после возвращения из космического полёта на Землю провёл эксперимент по управлению самолётами Ту-154ЛЛ и МиГ-25ЛЛ, приближенных по аэродинамическим качествам к «Бурану», совершив полёты в Жуковский и обратно на Байконур с целью оценки реакции пилота при пилотировании «Бурана» после воздействия факторов космического полёта.

За успешное осуществление космического полёта и проявленные при этом мужество и героизм лётчику-космонавту Волку Игорю Петровичу 29 июля 1984 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Жил в городе Жуковский Московской области, в настоящее время живёт в Москве. Возглавляет Российский национальный аэроклуб.

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1983), лётчик-космонавт СССР (1984), полковник запаса. Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени, медалями.

Почётный гражданин города Калуга.

отклик на интервью с Познером
Ольга 10.04.2011 05:55:23

Очень сильные чувства вызвало ваше интервью.Разделяю с вами боль и тревогу за нашу страну,за мир.Как здорово,что где-то, и даже в России, живут такие умные и сильные люди.Большое Вам спасибо.Ольга.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...