Летчик космонавт герой советского союза игорь волк. Игорь волк
-
Игорь Петрович Волк
родился 12 апреля 1937 года
городе Змиёве
(
в 1976-1990 годах - город Готвальд
)
Харьковской области Украинской ССР
,
в семье
Волка Петра Ивановича
(1912 - ?
)
,
инженера-автомобилестроителя
и
Волк Ирины Ивановны
(1913 - ?
)
,
медицинского работника
.
Кроме него
в
семье Волк
воспитывалась младшая сестра
Игоря Петровича
-
Годлевская
(
в девичестве -
Волк
)
Галина Петровна
(1940-го года рождения
)
,
фармацевт
,
в настоящее время - на пенсии
.
-
Игорь Волк
учился
в семилетней школе № 1 города Змиёва
и
средней школе № 14
в
городе Ворошилове
(
с 29 ноября 1957 года – город Уссурийск
)
Приморского края
.
-
В 1954 году
он окончил среднюю школу № 5 в городе Курске
.
-
Одновременно
с учебой
в школе
Игорь Волк
занимался
в
Курском аэроклубе
,
где получил первые навыки самостоятельного управления самолётом
.
Свой первый полёт на самолёте он совершил
в апреле 1954 года.
-
В 1954 году
Игорь Петрович Волк
был призван на действительную службу в Вооружённые силы СССР
в
связи
с
поступлением в Кировоградское Военное авиационное училище лётчиков
,
которое он окончил досрочно
в 1956 году,
пройдя весь курс обучения за два года
с присвоением
воинского звания "лейтенант"
.
-
По окончании училища он был направлен
для прохождения дальнейшей
службы
в Азербайджанскую ССР
в Бакинский округ противовоздушной
обороны
.
Проходя службу
в этом округе лётчик
, лейтенант
И.П. Волк
летал
на реактивном фронтовом бомбардировщике Ил-28
и на
тяжёлом двухмоторным
реактивном многоцелевом самолёте Ту-16
.
-
В 1963 году старший лейтенант
И.П. Волк
был уволен
из Вооружённых сил СССР
в запас
в связи
с поступлением
в Школу лётчиков-испытателей
Летно-исследовательского института
(ЛИИ
)
Министерства авиационной промышленности СССР.
-
По окончании школы
в 1965 году он был принят
на работу
в Летно-испытательный центр
Лётно-исследовательского института Министерства авиационной промышленности
СССР
(ЛИЦ ЛИИ МАП СССР
,
город Жуковский Московской области
)
на должность
лётчика-испытателя
.
-
В 1969 году
Игорь Петрович Волк
окончил вечернее отделение филиала Московского
Авиационного института имени Серго Орджоникидзе
в городе Жуковском
Московской области
по
специальности "инженер-механик"
.
-
Игорь Петрович Волк
освоил все типы современных отечественных самолётов истребительного
,
военно-транспортного
и бомбардировочного назначения
.
Им был выполнен цикл работ
по отработке различных систем
автоматического управления полётом
, а также по доводке опытных
и
модифицированных
силовых установок
.
Он проводил испытания самолётов
на штопор
и на больших углах
атаки
, на инерционное
взаимодействие
, прочность
, аэродинамику
и динамику
полёта
.
-
И.П. Волк
провёл ряд исследований
по дозаправке истребителей
в воздухе
, а также
целый комплекс важных
и сложных испытаний
и экспериментов
,
среди которых испытания
на штопор многоцелевых всепогодных
истребителей четвёртого
поколения Су-27
и Су-27У
.
-
В 1968 году он поднял
в небо
и провёл испытания лёгкого
сверхзвукового фронтового истребителя третьего поколения МиГ-21 И/2
.
-
И.П. Волк
провёл
ряд сложных испытательных работ
на самолётах-истребителях
;
исследования аэродинамического характера
на критических режимах
на самолётах
МиГ-21
, МиГ-23
, МиГ-25
, Су-7
; отработку
маневрирования Су-15
на сверхзвуке
(
в 1971 году
)
,
испытания опытных двигателей
на самолётах МиГ-21
, МиГ-23, Су-9
,
Су-11
,
Су-15
; испытания самолёта Су-15
с наплывами
на
штопор
(
в 1973 году
)
;
самолётов Су-27
и Су-27УБ
на штопор
и критические
углы атаки
.
-
-
Космическая подготовка
:
Игорь Петрович Волк
входил
в группу
лётчиков-испытателей изделия "105.11"
(дозвукового
аналога экспериментального пилотируемого орбитального самолёта -
ЭПОС
)
,
разрабатывавшегося
в 1970 годах в Московском Конструкторском бюро имени
А.И. Микояна
в рамках создания авиационно-космической системы
"Спираль"
.
Кроме
И.П. Волка
в группу входили
:
Фастовец Авиард Гаврилович
,
Федотов Александр Васильевич
,
Остапенко Пётр Максимович
,
Меницкий Валерий Евгеньевич
и
Урядов Василий Евгеньевич
.
-
По программе испытаний
изделия
"105.11"
(ЭПОС
)
И.П. Волком
были
выполнены
:
22 октября 1976 года - десятая скоростная пробежка изделия
продолжительностью
2 минуты 15 секунд
;
23 октября 1976 года - седьмой подлёт изделия продолжительностью
2 минуты 44 секунды
.
-
12 июля 1977 года Приказом Начальника Лётно-исследовательского
института № 630
Волк Игорь Петрович
был зачислен
в группу специальной подготовки
по программе подготовки
к космическому полёту
на
космическом корабле многоразового
использования "Буран"
,
работы
по созданию которого велись
в
нашей стране
полным ходом
.
-
3 августа 1978 года после тщательного обследования
И.П. Волк
получил
положительное
заключение Главной медицинской комиссии
.
-
-
1 декабря 1978 года Решением Государственной Межведомственной комиссии он
был отобран
в качестве кандидата
в космонавты
по
программе "Буран"
.
-
1 февраля 1979 года Приказом
Министра авиационной промышленности СССР №
34
Игорь
Петрович Волк
был зачислен
в
головную группу лётчиков-испытателей № 1
комплекса
"А" Лётно-исследовательского института
с целью подготовки
по
теме 11Ф35
(космический
корабль многоразового использования "Буран"
)
с назначением
на должность Командира группы
.
-
С апреля 1979 по декабрь 1980 года он проходил общекосмическую
подготовку
в Центре
подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина методом сборов
в составе
группы
, по
окончании которой
30 июля 1980 года Решением Государственной
Межведомственной
комиссии
И.П. Волк
был рекомендован
для
зачисления
в группу
космонавтов-исследователей
.
-
26 сентября 1980 года Приказом Министра общего машиностроения СССР №
345 включён
в состав отряда космонавтов-исследователей
(без указания названия
отряда
- прим
.
)
.
-
10 августа 1981 года Приказом Начальника Лётно-исследовательского
института № 26
Волк Игорь Петрович
был
зачислен
в
созданный
, на основании Приказа
Министра авиационной промышленности СССР № 263 отряд космонавтов-
испытателей
ЛИИ МАП
.
-
После сдачи всех экзаменов
по общекосмической подготовке
Решением
Межведомственной квалификационной комиссии
от 12 февраля 1982 года
Волку Игорю Петровичу
была
присвоена
квалификация
"космонавт-испытатель"
.
-
Учитывая особую сложность первых испытательных полетов "Бурана"
,
который
являлся принципиально новым воздушно-космическим пилотируемым кораблем
,
было
принято беспрецедентное решение
:до полёта
на "Буране"
его будущие командиры должны были получить опыт реального космического
полёта
.
-
С сентября 1982 года
Игорь Петрович Волк
проходил подготовку
к космическому полёту
в составе основного экипажа третьей экспедиции посещения
на
долговременную
орбитальную станцию "Салют-7"
с
Леонидом Денисовичем Кизимом
и
Вл
адимиром
Алексеевичем Соловьевым
.
-
-
В мае 1983 года
И.П. Волк
был выведен
из
экипажа
в связи
с изменением программы
полётов
на долговременную орбитальную станцию "Салют-7"
.
С 26 декабря 1983 года
Игорь Петрович Волк
проходил
непосредственную подготовку
к полёту
на космическом корабле "Союз Т"
по программе
экспедиции посещения
,
вместе
с
Владимиром Александровичем
Джанибековым
и
Светланой Евгеньевной Савицкой
.
-
Свой единственный космический полёт
Игорь Петрович Волк
совершил с 17 по 29 июля
1984 года в качестве космонавта-исследователя
"Союз Т-12
"
и
экспедиции посещения
Долговременной
орбитальной станции "Салют-7"
,
вместе
с
Владимиром Александровичем Джанибековым
и
Светланой Евгеньевной Савицкой
.
-
-
Продолжительность
полёта составила
11 суток 19 часов
14 минут 36 секунд
.
Позывной
:
"Памир-3"
.
-
Во время полёта
на станцию "Салют-7"
И.П. Волк
провёл
эксперимент "Пилот"
.
В бытовом отсеке корабля "Союз Т-12" были смонтированы имитаторы
пультов
и ручки
управления орбитальным кораблём "Буран"
.
И.П. Волк
занимался оценкой пилотирования многоразового корабля
в первые дни
полёта
, то есть в период острой адаптации
к невесомости
.
-
Сразу после возвращения
из космического полёта
на Землю
,с целью оценки реакции
пилота
при пилотировании "Бурана" после воздействия факторов
космического полёта
Игорь Петрович Волк
совершил полёт
в
Жуковский
на самолёте Ту-154ЛЛ
и на аэродроме
ЛИИ переодевшись
в высотный костюм возвратился
на Космодром
Байконур
на самолёте МиГ-25ЛЛ.
-
Дальнейшая космическая подготовка
:
С 1984 года
И.П. Волк
занимался отработкой системы ручного управления
и системы
автоматической посадки
на самолёте-лаборатории Ту-154ЛЛ
,
оснащённом системой управления кораблём "Буран"
, а также на
самолётах-лабораториях Су-7ЛЛ
и МиГ-25ЛЛ
, аэродинамические
качества которых были приближены
к многоразовому транспортному
космическому кораблю "Бурану"
.
-
Руководством Министерства авиационной
промышленности СССР
и Лётно-
исследовательского института
Игорь Петрович Волк
планировался
в первый
экипаж космического МТКК "Буран"
.
-
Он проходил подготовку
в качестве Командира экипажа вместе
со вторым пилотом
, космонавтом-испытателем ЛИИ имени М.М.
Громова
Римантасом-Антанасом Антано
Станкявичюсом
(
до его
трагической гибели
9 сентября 1990 года - прим.
)
;
бортинженером
,
космонавтом-испытателем Научно-производственного объединения "Энергия"
Александром Сергеевичем Иванченковым
и вторым пилотом
,
космонавтом-
испытателем ЛИИ имени М.М. Громова
Магомедом Омаровичем Толбоевым
.
-
-
-
И.П. Волк
выполнил пять
первых рулёжек
по взлётно-посадочной полосе
в качестве командира
и двенадцать полётов
на
специальном самолёте-аналоге корабля "Буран"
для горизонтально-лётных испытаний ОК-ГЛИ
(БТС-02
)
в качестве командира
и второго пилота
:
-
РУЛЁЖКИ: | ||||
порядковый номер |
дата |
достигнутая скорость (км/ ч) |
экипаж | примечание |
1 | 29.12. 1984 | 45 |
И.П. Волк Р.-А.А. Станкявичюс |
Зафиксированы неполадки в СУ-35 (цифровой
электродистанционной системе управления) |
2 | 02.08. 1985 | 200 |
И.П. Волк Р.-А.А. Станкявичюс |
Проверка системы управления при движении по ВПП с выполнением змейки при включенной системе управления передней стойкой шасси (на скорости 30…40 км/час); проверка торможения (на скорости 100 км/час) с нагрузкой на основные стойки шасси, затем разворот и разгон до максимальной скорости и торможение с использованием тормозных парашютов |
3 | 05.10. 1985 | 270 |
И.П. Волк Р.-А.А. Станкявичюс |
Разрушение пневматика (покрышки) внешнего колеса левой основной стойки шасси при торможении из-за движения юзом |
4 | 15.10. 1985 | 300 |
И.П. Волк Р.-А.А. Станкявичюс |
Рулёжка с поднятием носа самолета. Максимальная скорость была равна скорости отрыва |
5 | 0 5.11. 1985 | 170 |
И.П. Волк Р.-А.А. Станкявичюс |
Последняя рулёжка |
- | ||||
ПОЛЁТЫ: | ||||
порядковый номер полёта |
дата |
время полёта (в минутах) |
экипаж | примечание |
1 | 10.11. 1985 | 12 |
И.П. Волк Р.-А.А. Станкявичюс |
Скорость отрыва 330 км/час. На скорости 450 км/час совершается ряд плавных маневров с переменными амплитудами для проверки характеристик устойчивости и управляемости. Максимальная скорость 480 км/час, высота 1500 м, удаление от ВПП 37 км. При заходе на посадку использовалась тяга двигателей, снижение по пологой глиссаде с наклоном 3°. В полетном заключении И.П. Волк написал: "Корабль плотно сидит в воздухе, устойчив в наборе высоты и в снижении. Заметных дестабилизирующих моментов при уборке и выпуске шасси не наблюдалось" . |
2 | 03.01. 1986 | 35 |
И.П. Волк Р.-А.А. Станкявичюс |
Взлет в 14:18 ДМВ. Максимальная скорость 520 км/час, высота 3000 м. Посадка в 14:53 ДМВ |
3 | 27.05. 1986 | 23 |
И.П. Волк Р.-А.А. Станкявичюс |
Максимальная скорость 540
км/час, высота 4000 м. Полет с самолётами сопровождения Л-39 и Ту-134 |
4 | 11.06. 1986 | 22 |
И.П. Волк Р.-А.А. Станкявичюс |
Начало отработки штатной
посадки по крутой глиссаде. Вначале планирование выполнялось в ручном режиме управления, затем поканально включали автоматическое. Максимальная скорость 530 км\час. Высота 4000 м. В полете БТС-02 сопровождался Ту-134 и впервые ЛЛ МиГ-25 СОТН |
7 | 10.12. 1986 | 24 |
И.П. Волк Р.-А.А. Станкявичюс |
Максимальная высота 4300 м. Отключение автоматики перед самым касанием |
8 | 23.12. 1986 | 17 |
И.П. Волк Р.-А.А. Станкявичюс |
Максимальная высота 4300 м. С помощью автоматических режимов посадки дошли до касания ВПП основными колесами - это можно считать первой автоматической посадкой, хотя пробег был выполнен при ручном управлении |
10 | 16.02. 1987 | 28 |
И.П. Волк Р.-А.А. Станкявичюс |
Начиная с включения
автоматики в ключевой точке и до полной остановки на ВПП, лётчики никаких действий по управлению не выполняли. Официально первая полностью автоматическая посадка с высоты 4000 м. |
12 | 25.06. 1987 | 19 |
Р.-А.А. Станкявичюс И.П. Волк |
Автоматическая посадка
с высоты 4900 м. |
13 | 05.10. 1987 | 21 |
А.В. Щукин И.П. Волк |
Автоматическая посадка
с высоты 4900 м. |
15 | 16.01. 1988 | 22 |
И.П. Волк Р.-А.А. Станкявичюс |
Автоматическая посадка
с высоты 4000 м. Самолет сопровождения Ту-134 (бортовой N187) пилотировал М.О. Толбоев (полет продолжался 51 мин.), самолет с бортовым № 6809 (предположительно Л-39) пилотировал В.В. Заболоцкий (полёт продолжительностью 45 мин.) |
18 | 04.03. 1988 | 18 |
И.П. Волк Р.-А.А. Станкявичюс |
Автоматическая посадка
с высоты 3900 м. СОТН (МиГ-25 с бортовым N0578) пилотировал М.О. Толбоев (продолжительность полета 31 мин.), второй самолет сопровождения - спарку Су-17 (бортовой № 6119) пилотировал В.В. Заболоцкий (продолжительность полета 37 мин.). |
24 | 15.04. 1988 | 19 |
И.П. Волк Р.-А.А. Станкявичюс |
Автоматическая посадка
с высоты 4000 м. Последний полёт. Самолёт сопровождения (борт./№ 6809, предположительно Л-39) пилотировал В.В. Заболоцкий |
-
В 1987 году
Волку Игорю Петровичу
было присвоено воинское звание
"полковник запаса"
.
-
Приказом Министра авиационной промышленности СССР
,
в феврале 1987 года
Игорь Петрович Волк
был назначен
на
должность Начальника Отраслевого
комплекса
подготовки космонавтов-испытателей
(ОКПКИ
)
.
-
-
С 1995-го по 1997 год он работал
в должности Начальника Лётно-испытательного
заместителя Начальника
ЛИИ
и одновременно
являлся Президентом авиакомпании
ЛИИ имени М.М. Громова
.
-
26 февраля 2002 года
Игорь
Петрович Волк
уволился
из ЛИИ
в
связи
с уходом
на пенсию
.
-
Классность
:
За время лётной работы общий налёт
И.П. Волка
составил более
7000 часов
,
в том числе налёт
в испытательных полётах - более 3500 часов
.
-
Летчик-испытатель 4-го класса
(
с 1965 года
)
;
Летчик-испытатель 3-го класса
(
с
22 июля 1966 года
)
;
Летчик-испытатель 2-го класса
(
с 1969 года
)
;
Летчик-испытатель 1-го класса
(
с
16 ноября 1971 года
)
;
Космонавт 3-го класса
(
с 1984 года
)
.
-
Общественно-политическая деятельность
:
С 1984-го по 1987 год
Игорь Петрович
Волк
был Депутатом Жуковского Горсовета
.
-
С 1986-го по 1990 год он являлся Президентом Всесоюзной федерации тенниса СССР
.
-
В 1988 году
И.П. Волк
был избран Президентом Федерации любителей авиации.
-
С 1989 года он являлся членом Исполкома
"Движения зеленых"
.
-
В 1999 году
И.П. Волк
выдвигался кандидатом
в Государственную Думу Федерального
собрания Российской Федерации 3-го созыва
по Люберецкому одномандатному
избирательному округу № 107
от Партии пенсионеров
, но был снят
с
регистрации
.
-
Он был кандидатом
в Государственную Думу Федерального собрания Российской
Федерации 3-го созыва
по Коломенскому одномандатному избирательному округу
№
106
на дополнительных выборах
18 марта 2001 года.
Набрал
3, 72% голосов
.
-
С июня 2003 года по 29 марта 2005 года
Игорь Петрович Волк
являлся первым
Вице-президентом Федерации космонавтики России
(ФКР
)
,
Председателем исполкома ФКР
.
-
Он входил
в инициативную группу "Зелёный мир"
, продвигающую проекты
биоагроэкополисов
.
-
Игорь Петрович Волк
был
избран Президентом Международной ассоциации
"Земля и космонавтика"
.
В рамках работы этой ассоциации был создан общественный фонд "Дети и
авиация"
,
целью которого является создание города будущего
для развития
авиации
.
Этот проект был представлен
Игорем
Петровичем
в
декабре 2016 годав Болгарском
городе Пловдиве
и был поддержан избранным
13 ноября 2016 года
Президентом Болгарии
Руменом Радевым
,
генерал-майором запаса
, бывшим Командующим ВВС
Болгарии
, являющимся
к тому же давним другом
и
товарищем
Игоря Петровича
.
К сожалению
, визит
Игоря
Петровича Волка
в Болгарию стал
последним
в его жизни
.
-
Игорь Петрович Волк
был
увлечён
пилотированием спортивных самолётов
,
горными лыжами
, путешествиями
на автомобиле
; любил
балет
; мастерски играл
в большой теннис
: он участвовал
в командных турнирах
проводимых
в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина
.
-
С апреля 1990 года он являлся членом редакционной коллегии журнала
"Крылья Родины"
.
-
21 ноября 2013 года
И.П. Волк
подписал открытое письмо Президенту России
с требованием поддержать производство
отечественных самолётов
.
С июня 2009 года
Игорь Петрович
также являлся Президентом Культурно-
просветительского Некоммерческого партнёрства
и Председателем
Совета партнёрства "Земля и космос Германа Титова"
.
-
И.П. Волк
-
автор книги
"Цель - 2001 год
.
Авиационная и
космическая техника мира"
(
в
соавторстве
с
Валерием Анисимовым
;
г. Москва, издательство "Пресс-авиа", 1991 год
)
.
-
этой книги в сети
нет!
-
Игорь Петрович Волк
- автор предисловия
к книге
"Бураном сожжённые"
(автор книги -
Мельников Николай Сергеевич
,
Действительный член Российской
Академии естественных наук
, Доктор технических наук
, Профессор
,
заведующий Кафедрой "Управление и навигация самолетов" Московского
Авиационного
института имени Серго Орджоникидзе, один из технических руководителей
программы
создания космического корабля многоразового использования "Буран"
)
.
-
открыть
ссылку
-
Будучи активным сторонником экологического
движения
в СССР
и России
он оказывал активную поддержку экологическим проектам журнала "ЭкоГрад"
,
а в мае 2016 года поддержал программу экологов
на выборах
и
праймериз
Партии "Единая Россия"
в Подмосковье
.
-
Награды
:
Указом
Президиума Верховного Совета СССР
от 25 марта 1974 года
,
За вклад в испытания и исследования
новой авиационной техники
,
лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института Министерства
авиационной промышленности СССР
Волк Игорь Петрович
был награждён орденом Трудового Красного Знамени
.
-
Указом
Президиума
Верховного Совета СССР от 18 августа 1983 года
,
За многолетнюю творческую работу в области
лётных испытаний
и исследований новой авиационной техники
,
лётчику-испытателю Лётно-исследовательского института Министерства
авиационной промышленности СССР
Волку Игорю Петровичу
было присвоено звание
"Заслуженный лётчик-испытатель СССР"
.
-
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1984 года
,
"За осуществление космического полёта на
корабле "Союз Т-12" и орбитальной
станции "Салют-7" и проявленные при этом мужество и героизм"
,
лётчик-космонавт
Волк Игорь Петрович
был удостоен звания
Героя Советского Союза с вручением ему ордена Ленина
и медали "Золотая Звезда"
(№
11515
)
.
-
Указом Президента Российской Федерации № УП-1275 от 30 декабря 1990
года
"За заслуги в создании и проведении
испытаний многоразовой космической системы" "Энергия - Буран"
,
лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института имени
М.М. Громова Министерства авиационной промышленности СССР
Волк Игорь Петрович
был награждён орденом
Дружбы народов
.
-
Указом Президента Российской Федерации № 342 от 11 апреля 1997 года
"За заслуги перед государством
,
большой вклад в развитие отечественной
авиации и космонавтики"
Начальник Лётно-испытательного
центра Лётно-исследовательского института имени М.М. Громова -
заместитель Начальника
ЛИИ
Волк Игорь Петрович
был награждён
орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени
.
-
Указом Президента Российской Федерации № 436 от 12 апреля2011 года
""За большие заслуги в области
исследования
, освоения и использования
космического пространства
, многолетнюю добросовестную работу
,
активную общественную деятельность"
Герой Советского Союза
,
Лётчик-космонавт СССР
Волк Игорь Петрович
был
награждён
медалью "За заслуги в освоении космоса"
.
-
открыть
ссылку
-
Совместным Решением Г
убернатора и
Правительства
Московской области
Волк Игорь Петрович
был
награждён
Почётным знаком
Московской области "
За полезное"
.
-
Международный А
виационно-космический союз
наградил
И.П. Волка
Золотой звездой
Вернадского I степени
.
Как и знак "За полезное" эта награда была вручена
Игорю Петровичу
12 апреля
2007 года в Доме учёных Центрального аэрогидродинамического института
в городе Жуковском Московской области
, в честь Дня космонавтики
и в честь 70-летия со Дня его рождения
.
-
В августе 1995 года Международная лётно-исследовательская корпорация США
наградила
Игоря Петровича Волка
призом "Revoredo Trophy"
.
Он стал первым в нашей стране
(и
одиннадцатым в мире
)
авиатором
, награжденным
этим редким призом
.
На постаменте богато украшенного приза выгравированы слова
:
"Игорю Волку, человеку большого мужества
и героизма, выдающемуся
лётчику-испытателю - за вклад в расширение горизонтов передовых технологий
мирового авиастроения
.
Его знаменательные достижения в космическом полёте вошли яркой
страницей в анналы мировой авиации"
.
-
-
И́горь Петро́вич Волк (родился 12 апреля 1937) - космонавт России. Герой Советского Союза (указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1984 г.). Кавалер орденов Ленина, Красного Знамени, медалей. Заслуженный лётчик-испытатель СССР, президент международной ассоциации «Земля и космонавтика», полковник запаса.
Волк Игорь Петрович – лётчик-космонавт СССР.
Родился 12 апреля 1937 года в городе Змиёв Харьковской области (Украина). Юность провёл в городах Ворошилов (ныне – Уссурийск) Приморского края и Курск. В 1954 окончил Курский аэроклуб.
В армии с 1954. В 1956 окончил Кировоградское военное авиационное училище лётчиков. Служил в строевых частях ВВС. С 1963 – в запасе.
В 1965 окончил Школу лётчиков-испытателей, в 1969 – вечернее отделение Жуковского филиала Московского авиационного института по специальности «инженер-механик».
С мая 1965 по 2001 – на лётно-испытательной работе в Лётно-исследовательском институте (город Жуковский Московской области). В 1995-1997 – начальник Лётно-испытательного Центра ЛИИ имени М.М.Громова.
Поднял в небо и провёл испытания атмосферного аналога космического корабля «Буран» – БТС-002. Провёл также испытания самолётов Су-27 и Су-27УБ на штопор; ряд сложных испытательных работ на сверхзвуковых боевых самолётах МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-29, Су-7, Су-9, Су-11, Су-15, Су-27 и многих других. В 1980-1995 – начальник Отраслевого комплекса подготовки космонавтов-испытателей ЛИИ.
В 1978 был зачислен в отряд советских космонавтов. Проходил подготовку к полётам на кораблях типа "Буран". В 1980 окончил Центр подготовки космонавтов.
Зачислен в отряд космонавтов в 1978 г. Проходил подготовку к полётам на кораблях «Буран». По программе подготовки совершил космический полет (с 17 по 29 июля 1984 г) в качестве космонавта-исследователя корабля «Союз Т-12» (экипаж: Джанибеков, Савицкая). Рабо
тал на орбитальном комплексе «Салют-7» - «Союз Т-11» (экипаж: Кизим, Соловьев, Атьков) - «Союз Т-12». Продолжительность полёта - 11 дней, 19 часов и 15 минут. В рамках испытаний сразу после приземления пилотировал самолёт и вертолёт с целью приобретения навыков пилотирования корабля «Буран».
До 1995 года оставался в составе отряда космонавтов.
17-29 июля 1984 года совершил космический полёт в качестве космонавта-исследователя на космическом корабле «Союз Т-12» и орбитальной станции «Салют-7» продолжительностью 11 суток 19 часов (совместно с В.А.Джанибековым и С.Е.Савицкой). Сразу после возвращения из космического полёта на Землю провёл эксперимент по управлению самолётами Ту-154ЛЛ и МиГ-25ЛЛ, приближенных по аэродинамическим качествам к «Бурану», совершив полёты в Жуковский и обратно на Байконур с целью оценки реакции пилота при пилотировании «Бурана» после воздействия факторов космического полёта.
За успешное осуществление космического полёта и проявленные при этом мужество и героизм лётчику-космонавту Волку Игорю Петровичу 29 июля 1984 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
Жил в городе Жуковский Московской области, в настоящее время живёт в Москве. Возглавляет Российский национальный аэроклуб.
Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1983), лётчик-космонавт СССР (1984), полковник запаса. Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени, медалями.
Космонавт-испытатель Минавиапрома СССР
Игорь Петрович Волк
рассказывает
о некоторых страницах истории создания
ОК "Буран", в том числе:
О роли Министерства авиационной
промышленности СССР, 12 Главного
управления и руководителей Министерства;
О принципах принятия решений по Бурану;
Об участии лётчиков-испытателей ЛИИ,
членов отряда космонавтов-испытателей
Минавиапрома СССР.
Запись выполнена у него дома 24-04-2010 г.
Е.В.Копыловым.
История создания отряда космонавтов-испытателей Минавиапрома СССР (по теме МКС "Буран"):
1. 1977 год - создана Группа лётчиков-испытателей Лётно-исследовательского института им. М.М.Громова
(ЛИИ)
для работ по тематике «Буран» приказом начальника ЛИИ от 12 июля 1977 года №630 в составе:
Волк Игорь Петрович
Кононенко Олег Григорьевич
Левченко Анатолий Семёнович
Садовников Николай Фёдорович
Щукин Александр Владимирович
2. 1981 год - создан отраслевой Отряд космонавтов-испытателей Минавиапрома СССР
приказом Министра
авиационной промышленности СССР от 23 июня 1981 года № 263 (приказ начальника ЛИИ от 10 августа
1981 года №26) в составе (первый набор):
Волк Игорь Петрович
- командир отряда
Левченко Анатолий Семёнович
Станкявичюс Римантас Антанас-Антано
Щукин Александр Владимирович
3. 1983 год - приказом Министра авиационной промышленности СССР от 25 апреля 1983 г. № 213 в Отряд
ы: Султанов Урал Назибович
и
Толбоев Магомед
Омарович.
4. 1984 год - приказом Министра авиационной промышленности СССР от 12 апреля 1984 г. № 177 в Отряд
космонавтов-испытателей Минавиапрома СССР зачислен Заболотский Виктор Васильевич
.
5. 1985 год - приказом Министра авиационной промышленности СССР от 21 ноября 1985 г. № 537 в Отряд
Тресвятский Сергей Николаевич
и
Шеффер Юрий Петрович.
6. 1987 год - приказом Министра авиационной промышленности СССР от 3 февраля 1987 г. № 7 в ЛИИ
им. М.М. Громова создан Отраслевой комплекс подготовки космонавтов-испытателей МАП (ОКПКИ МАП)
- начальник Волк И.П.,в следующем составе: отряд космонавтов-испытателей, медицинский отдел, инженерный
отдел, отдел кино-видеосъёмок. Штат сотрудников ОКПКИ МАП был установлен 60 человек.
7. 1989 год - приказом Министра авиационной промышленности СССР от 22 марта 1989 г. № 126 в Отряд
космонавтов-испытателей Минавиапрома СССР зачислен Приходько Юрий Викторович
.
В 1956 году досрочно (за два года) окончил Кировоградское военное авиационное училище лётчиков (КВАУЛ).
В 1969 году окончил Жуковский филиал Московского авиационного института им. Серго Орджоникидзе.
В 1965 году окончил Школу лётчиков-испытателей Лётно-исследовательского института им. М.М.Громова (ЛИИ) Минавиапрома СССР.
С 1965 года на лётно-испытательной работе в Лётно-испытательном центре (ЛИЦ) ЛИИ Минавиапрома СССР.
Летал на всех типах современных отечественных самолетов истребительного, военно-транспортного и бомбардировочного назначения и вертолётах.
Общий налёт более 7000 часов, в том числе налёт в испытательных полётах более 3500 часов.
Первым в мире провёл лётные исследования поведения самолёта Су-27 на закритических углах атаки
(до 100°), впервые выполнив и впоследствии описав, фигуру высшего пилотажа «Кобра» (впоследствии, по недоразумению, названной "Коброй Пугачёва").
По программе подготовки к пилотированию ОК "Буран"c 17 по 29 июля 1984 года участвовал в космической экспедиции посещения на кораблях «Союз Т-12» и орбитальной станции «Салют-7» в качестве космонавта-исследователя.
Продолжительность космического полёта составила 11 суток 19 часов.
Главной целью этого полёта было подтверждение возможности пилотирования самолётов Ту-154 и МиГ-25 космонавтом сразу после многодневного пребывания в космическом пространстве.
10 ноября 1985 года, совместно с Р.А.Станкявичусом, совершил первый атмосферный
полёт на аналоге Бурана (машина 002 ГЛИ) по программе горизонтальных лётных испытаний.
Всего выполнил 13 испытательных атмосферных полётов на машине 002 ГЛИ, в том числе:
10 полётов в качестве командира и 3 в качестве второго пилота.
В феврале 1987 года назначен начальником, созданного Минавиапромом СССР, Отраслевого комплекса подготовки космонавтов-испытателей ЛИИ - ОКПКИ (аналога Центра подготовки космонавтов Минобороны).
С 1995 по 1997 года работал начальником Лётно-испытательного центра ЛИИ. Работал заместителем начальника ЛИИ до 2002 года.
Первый Вице-президент Федерации космонавтики России, Председатель Исполкома Федерации космонавтики России в 2003-2005 г.г.
Волк Игорь Петрович
-
командир отряда космонавтов-испытателейМинавиапрома СССР
Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1983).
Летчик-космонавт СССР (1984).
Герой Советского Союза (1984).
Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1986),
Летчик-космонавт СССР (1987),
Герой Советского Союза (1987).
Родился 21 мая 1941 года в городе Краснокутск Харьковской области УССР.
Скоропостижно скончался 6 августа 1988 года.
Левченко Анатолий Семёнович
В 1964 году окончил Черниговское высшее военное авиационное училище лётчиков (ЧВВАУЛ).
В 1971 году окончил Школу лётчиков-испытателей Лётно-исследовательского института им. М.М.Громова (ЛИИ) Минавиапрома СССР.
С 1971 года на лётно-испытательной работе в Лётно-испытательном центре (ЛИЦ) ЛИИ Минавиапрома СССР.
Общий налёт более 3600 часов, в том числе налёт в испытательных полётах более 1900 часов.
По программе подготовки к пилотированию ОК "Буран"c 21 по 29 декабря 1987 года участвовал в космической экспедиции посещения на кораблях «Союз ТМ-4» и орбитальной станции «Мир» в качестве космонавта-исследователя. Продолжительность полета составила 7 суток 21 час.
В 1986 - 1987 годах, совместно с А.В. Щукиным совершил 4 испытательных полёта на аналоге Бурана (машина 002 ГЛИ) по программе горизонтальных лётных испытаний.
Станкявичюс Римантас Антанас - Антано
Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1989).
Родился 26 июля 1944 года в городе Мариямполе Литовской ССР.
Погиб 9 сентября 1990 года во время демонстрационного полёта на Су-27 на международном авиасалоне в городе Сальгареда Италия.
В 1966 году окончил Черниговское высшее военное авиационное училище лётчиков (ЧВВАУЛ).
В 1975 году окончил Школу лётчиков-испытателей Лётно-исследовательского института им. М.М.Громова (ЛИИ) Минавиапрома СССР.
С 1975 года на лётно-испытательной работе в Лётно-испытательном центре (ЛИЦ) ЛИИ Минавиапрома СССР.
Летал на многих типах отечественных самолетов истребительного, военно-транспортного и бомбардировочного назначения.
Общий налёт более 4000 часов, в том числе налёт в испытательных полётах более 2000 часов. Освоил 57 типов самолетов.
С сентября 1984 года по программе подготовки к космическому полету на ОК «Буран» проводил отработку систем ручного управления и автоматической посадки на самолетах-лабораториях Ту-154 и МиГ-25, оснащенных системой управления «Бурана».
10 ноября 1985 года, совместно с И.П. Волком, совершил первый атмосферный полёт на аналоге Бурана (машина 002 ГЛИ) по программе горизонтальных лётных испытаний.
Продолжительность полёта составила 12 минут, высота - 1500 метров.
Всего выполнил 14 испытательных атмосферных полётов на машине 002 ГЛИ.
Щукин Александр Владимирович
Лётчик-испытатель 1-го класса (1984).
Родился 19 января 1946 года в городе Вена, Австрия, в семье военнослужащего.
Погиб 18 августа 1988 года во время тренировочного полёта на спортивном самолете Су-26М.
В 1970 году окончил Качинское высшее военное авиационное училище летчиков (КВВАУЛ).
В 1980 году окончил вечернее отделение Жуковского филиала Московского авиационного института им. Серго Орджоникидзе.
В 1977 году окончил Школу лётчиков-испытателей Лётно-исследовательского института им. М.М.Громова (ЛИИ) Минавиапрома СССР.
С 1977 года на лётно-испытательной работе в Лётно-испытательном центре (ЛИЦ) ЛИИ Минавиапрома СССР.
Летал на многих типах отечественных самолетов истребительного, военно-транспортного и бомбардировочного назначения.
Общий налёт более 3000 часов, в том числе налёт в испытательных полётах более 1200 часов. Освоил 50 типов самолетов.
С 1984 года по программе подготовки к космическому полету на ОК «Буран» проводил отработку систем ручного управления и автоматической посадки на самолетах-лабораториях Ту-154 и МиГ-25, оснащенных системой управления «Бурана».
В 1986 - 1988 годах, совместно с И.П. Волком, А.С. Левченко и Р.А.А. Станкявичюсом совершил 7 испытательных полётов на аналоге Бурана (машина 002 ГЛИ) по программе горизонтальных лётных испытаний.
В феврале 1987 года был назначен заместителем командира отряда космонавтов-испытателей Минавиапрома.
ОТРЯД КОСМОНАВТОВ-ИСПЫТАТЕЛЕЙ МИНАВИАПРОМА СССР (состав 1989 года)
Сидят (слева-направо):
Ю.П. Шеффер, У.Н. Султанов, И.П. Волк, М.О. Толбоев
Стоят (слева-направо)
: Ю.В. Приходько, С.Н. Тресвятский, Р.А.А. Станкявичюс, В.В. Заболотский
Беседа В.В. Волоконского (МАП СССР) с космонавтом-испытателем Минавиапрома СССР
Игорем Петровичем ВОЛКОМ
об истории создания отряда космонавтов-испытателей в авиапроме:
Об испытаниях самолётов на бездвигательную
посадку;
О подборе и подготовке первого состава
отряда космонавтов-испытателей;
Воспоминания о членах отряда космонавтов-
испытателей первого набора.
Документальный фильм студии "Крылья России"
"Лётчик-испытатель Игорь Волк"
Из цикла "Дороже золота" 2008 год.
Фильм рассказывает о жизни и лётной работе
.великого лётчика-испытателя современности,
"Чкалова наших дней" -
Героя Советского Союза, Заслуженного
лётчика-испытателя СССР,
Космонавта-испытателя Минавиапрома
Игоря Петровича ВОЛКА
Биография
58-й космонавт СССР и России и 143-й космонавт мира Игорь Петрович Волк родился 12 апреля 1937 года в городе Змиеве Харьковской области УССР (ныне Украина).
Юность Игорь Волк провел в городах Ворошилов (ныне – Уссурийск) Приморского края и Курске.
В 1954 году окончил курсы Курского аэроклуба, в 1956 году – Кировоградское военное авиационное училище летчиков на Украине, в 1965 году – Школу летчиков-испытателей Летно-исследовательского института (ЛИИ) Министерства авиационной промышленности (МАП) в городе Жуковском Московской области, в 1969 году – вечернее отделение Жуковского филиала Московского авиационного института по специальности "инженер-механик".
С 1954 года Игорь Волк находился на действительной службе. С 1956 года служил летчиком Бакинского округа ПВО (Азербайджанская ССР), летал на самолетах Ил-28, Ту-16. В 1963 году вышел в запас в звании старшего лейтенанта.
С мая 1965 по 2001 год Волк занимался летно-испытательной работой в Летно-исследовательском институте (город Жуковский Московской области), летчик-испытатель Летно-испытательного центра (ЛИЦ) ЛИИ МАП.
Он летал практически на всех отечественных самолетах истребительного, военно-транспортного и бомбардировочного назначения, разработанных и выпущенных во второй половине XX века. Участвовал в атмосферных испытаниях воздушно-космического самолета, разрабатывавшегося по программе "Спираль ". Провел ряд сложных испытаний экспериментальных самолетов боевого применения. Выполнил цикл работ по отработке различных систем автоматического управления полетом, а также по доводке опытных и модифицированных силовых установок. Проводил испытания самолетов на штопор и на больших углах атаки, на инерционное взаимодействие, прочность, аэродинамику и динамику полета. Проводил исследования по дозаправке истребителей в воздухе.
Его экзаменаторами, наставниками, а затем и товарищами по небу были Коккинаки, Анохин, Гарнаев, Амет-хан, Гудков .
В 1977 году Волк был включен в группу специальной подготовки по программе "Буран ".
С 1978 до 1980 года Игорь Волк был командиром отряда летчиков-испытателей №1 комплекса "А" Летно-испытательного центра.
Одновременно с космической подготовкой продолжал работу в качестве летчика-испытателя, проведя целый ряд важных и сложных испытаний и экспериментов, среди которых – испытания на штопор самолетов Су-27 и Су-27У.
Общий налет более 7000 часов, налет в испытательных полетах более 3500 часов.
В 1979 году Игорь Волк приказом был зачислен в головную группу летчиков-испытателей, сформированную с целью подготовки по теме 11Ф35 ("Буран ").
В 1979–1980 годах Игорь Волк проходил общекосмическую подготовку в Центре подготовки космонавтов (ЦПК) им. Ю.А.Гагарина , не прекращая испытательную работу в ЛИИ, и закончил ее с отличием. 30 июля 1980 года. В сентябре 1980 года был включен в состав отряда космонавтов-исследователей.
В рамках подготовки к полету на "Буране " с 17 по 29 июля 1984 года совершил космический полет в качестве космонавта-исследователя космического корабля "Союз Т-12" (совместно с Владимиром Джанибековым и Светланой Савицкой ). Работал на борту орбитального комплекса "Салют-7" – "Союз Т-11" (экипаж Леонид Кизим, Владимир Соловье и Олег Атьков ) – "Союз Т-12".
Менее чем через 2 часа после возвращения из космического полета на Землю провел эксперимент по управлению самолетом-лабораторией Ту-154, оснащенном системой управления "Бурана", и самолетом МиГ-25, приближенным по аэродинамическим качествам к "Бурану", совершив полеты в Подмосковье и обратно на Байконур, с целью оценки реакции пилота при пилотировании аналогов "Бурана" после воздействия факторов космического полета.
С 1984 года Игорь Волк по программе подготовки к космическому полету на МТКК "Буран" проводил отработку систем ручного управления и автоматической посадки на самолете-лаборатории Ту-154, оснащенном системой управления "Бурана", на Су-7 и МиГ-25, по аэродинамике приближенных к МТКК "Буран".
Поднял в небо и провел испытания атмосферного аналога космического корабля "Буран" – БТС-002, в 1986-1987 годах совершил на нем 12 испытательных полетов (без выхода на орбиту).
В феврале 1987 года Игорь Волк был назначен начальником Отраслевого комплекса подготовки космонавтов-испытателей (ОКПКИ), оставаясь космонавтом-испытателем и летчиком-испытателем. После закрытия программы "Буран" до 1995 года он оставался в отряде космонавтов, но подготовки к полетам не проходил. Занимался испытательной работой.
В 1995-1997 годах Игорь Волк был начальником Летно-испытательного центра – заместителем начальника Летно-исследовательского института имени М.М. Громова.
Игорь Волк – заслуженный летчик-испытатель СССР (1983), летчик-космонавт СССР (1984), полковник запаса.
В 1984 году за успешное осуществление космического полета и проявленные при этом мужество и героизм летчику-космонавту Игорю Волку было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда ".
Игорь Волк награжден орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, "За заслуги перед Отечеством" 4-й степени, медалями.
Женат, имеет двух дочерей; увлекается горными лыжами, теннисом, футболом.
Родился 12 апреля 1937 года в городе Змиёв Харьковской области (Украина). Юность провёл в городах Ворошилов (ныне – Уссурийск) Приморского края и Курск. В 1954 окончил Курский аэроклуб.
В армии с 1954. В 1956 окончил Кировоградское военное авиационное училище лётчиков. Служил в строевых частях ВВС. С 1963 – в запасе.
В 1965 окончил Школу лётчиков-испытателей, в 1969 – вечернее отделение Жуковского филиала Московского авиационного института по специальности «инженер-механик».
С мая 1965 по 2001 – на лётно-испытательной работе в Лётно-исследовательском институте (город Жуковский Московской области). В 1995-1997 – начальник Лётно-испытательного Центра ЛИИ имени М.М.Громова.
Поднял в небо и провёл испытания атмосферного аналога космического корабля «Буран» – БТС-002. Провёл также испытания самолётов Су-27 и Су-27УБ на штопор; ряд сложных испытательных работ на сверхзвуковых боевых самолётах МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-29, Су-7, Су-9, Су-11, Су-15, Су-27 и многих других. В 1980-1995 – начальник Отраслевого комплекса подготовки космонавтов-испытателей ЛИИ.
В 1978 был зачислен в отряд советских космонавтов. Проходил подготовку к полётам на кораблях типа "Буран". В 1980 окончил Центр подготовки космонавтов.
Зачислен в отряд космонавтов в 1978 г. Проходил подготовку к полётам на кораблях «Буран». По программе подготовки совершил космический полет (с 17 по 29 июля 1984 г) в качестве космонавта-исследователя корабля «Союз Т-12» (экипаж: Джанибеков, Савицкая). Работал на орбитальном комплексе «Салют-7» - «Союз Т-11» (экипаж: Кизим, Соловьев, Атьков) - «Союз Т-12». Продолжительность полёта - 11 дней, 19 часов и 15 минут. В рамках испытаний сразу после приземления пилотировал самолёт и вертолёт с целью приобретения навыков пилотирования корабля «Буран».
Лучшие дня
До 1995 года оставался в составе отряда космонавтов.
17-29 июля 1984 года совершил космический полёт в качестве космонавта-исследователя на космическом корабле «Союз Т-12» и орбитальной станции «Салют-7» продолжительностью 11 суток 19 часов (совместно с В.А.Джанибековым и С.Е.Савицкой). Сразу после возвращения из космического полёта на Землю провёл эксперимент по управлению самолётами Ту-154ЛЛ и МиГ-25ЛЛ, приближенных по аэродинамическим качествам к «Бурану», совершив полёты в Жуковский и обратно на Байконур с целью оценки реакции пилота при пилотировании «Бурана» после воздействия факторов космического полёта.
За успешное осуществление космического полёта и проявленные при этом мужество и героизм лётчику-космонавту Волку Игорю Петровичу 29 июля 1984 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
Жил в городе Жуковский Московской области, в настоящее время живёт в Москве. Возглавляет Российский национальный аэроклуб.
Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1983), лётчик-космонавт СССР (1984), полковник запаса. Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени, медалями.
Почётный гражданин города Калуга.
отклик на интервью с Познером
Ольга
10.04.2011 05:55:23
Очень сильные чувства вызвало ваше интервью.Разделяю с вами боль и тревогу за нашу страну,за мир.Как здорово,что где-то, и даже в России, живут такие умные и сильные люди.Большое Вам спасибо.Ольга.