Ремонт автомобильной техники в вооруженных силах. Техническое обслуживание и ремонт вооружения и военной техники
Рынок обслуживания военных машин в состоянии перехода. Модель, которая появилась свыше десяти лет назад с началом боевых операций на Ближнем Востоке, была сосредоточена на поддержании в исправном состоянии парка машин, которые зачастую приобретались по программам срочных оперативных потребностей.
Для Соединенных Штатов и их союзников, развернувших свои машины в Афганистане и Ираке, приоритетными стали самые неотложные уровни так называемого цикла MRO (техническое обслуживание, текущий ремонт, капитальный ремонт): текущий ремонт, ежедневная подготовка, обслуживание заменой и минимальные ремонты и модификации. Между тем, обслуживание более высоких уровней, как например, восстановление, специальные модификации, крупные модернизации, капитальный ремонт разных уровней, было отложено, зачастую до тех пор пока машины не вернутся из командировок.
Семейство гусеничных бронетранспортеров М113 американской армии модернизируется в рамках возглавляемой компанией ВАЕ Systems программы, которая также добавит новые возможности этим машинам
Боевые повреждения
Подобное положение дел не могло не сказаться на состоянии техники коалиционных сил, возглавляемых США. После вывода войск и вооружений из Афганистана и Ирака, начиная примерно с 2011 года, американцы и их союзники обратили свое внимание на восстановление и капитальный ремонт машин, которые были развернуты во время всех этих кампаний. Машины, которые были приобретены в рамках различных срочных оперативных требований, например, Mastiff, Ridgeback и Wolfhound категории MRAP (Mine-Resistant Ambush Protected — с повышенной защитой от мин и самодельных взрывных устройств), машины, которые были приобретены британской армией с целью содействия ее развертыванию в Афганистане, или те, что на протяжении всех этих операций модернизировались новым оборудованием до разных уровней, также было необходимо довести до общего стандарта.
Например, компания BAE Systems начала трехлетнюю программу (с 2012 по 2014 годы) по восстановлению гусеничных боевых машин пехоты М2 Bradley для американской армии. Перед компанией была поставлена задача частично разобрать, отремонтировать и проверить каждую машину на предмет восстановления возможностей и продления ее срока эксплуатации. В процессе ремонта второго уровня, проводимого на военном ремонтном заводе Red River Army Depot в Техасе и в филиалах компании BAE Systems на территории США, снимались основные компоненты для проверки, а затем возвращались на эти заводы для доработки и испытаний. Как часть этой инициативы, компания L-3 Communications получила контракт на доработку трансмиссий машин М2 Bradley.
Тем временем, в феврале 2010 года американская армия выдала компании BAE Systems контракт стоимостью 32 миллиона долларов на модификацию оставшихся 417 гусеничных бронетранспортеров М113 производства United Defence/BAE Systems. В компании BAE Systems заявили, что эти работы будут включать замену старых и поврежденных компонентов и восстановление машин до «предбоевого состояния». Выдача этого контракта последовала после получения в 2008 году подряда от американской армии на выполнение подобных работ по восстановлению 1074 машин М113.
Американская армия воспользовалась возможностью доработки машин М113 с тем, чтобы оборудовать эти машины также новой дополнительной броней и оборудованием защиты от оружия массового поражения. Кроме контрактов по бронетранспортерам М113 компания BAE Systems получила также контракты на восстановление буксируемых гаубиц М-777 американской армии, заключив в связи с этим договор о сотрудничестве с Аннистонским арсеналом. Согласно официальному заявлению армии, эти работы по модернизации включают доработку противооткатных и гидравлических систем.
Процесс восстановления техники не замыкается только лишь на компании BAE Systems. Например, компания Textron получила задачу провести модернизацию бронетранспортеров М-1117 Guardian Armoured Security Vehicle, эксплуатируемых военной полицией, с целью восстановления повреждений, полученных в боевых действиях. При этом армия должна была получить возможность в будущем проводить доработки этих машин в сфере живучести, безопасности и подвижности. Начальный контракт стоимостью 4 миллиона долларов на обновление первых шести машин был выдан компании Textron в рамках пилотной программы. Следующий контракт был выдан в 2008 году на 12 машин. Следующий подряд от американской армии стоимостью 20 миллионов долларов на модернизацию 392 машин с двумя опционами на модернизацию еще 225 машин компания получила в октябре 2011 года.
Также реализуется крупная программа по обновлению гаубиц М-777, стоящих на вооружении американской армии. В соответствии с ней будут доработаны противооткатные механизмы и гидравлические системы
Новая цель
Подобные работы по восстановлению и модернизации проводят не только американцы, но и их союзники из разных стран. Многие армии в данный момент задумались над тем, на что станут похожи парки машин в предстоящем десятилетии и как они будут обслуживаться. Сюда можно отнести поиск правильной пропорции штатных и контрактных специалистов, выполняющих работы по ремонту и обслуживанию, рассмотрение новых наиболее рентабельных моделей по обслуживанию техники и вооружения, а также разработку технологических процессов MRO, которые смогут в предстоящие десятилетия полностью обеспечить в материально-техническом плане боевые операции с участием западных военных.
Рассуждая о том, каким образом парки военной техники будут обслуживаться, стоит прежде всего учитывать то, на что будут похожи военные кампании будущего. В Великобритании эксперты оборонной отрасли, например, бывший директор лондонского Королевского объединённого института оборонных исследований профессор Майкл Кларк, используют термин «стратегический налет» для описания непродолжительных, быстрых, энергичных операций, на которых британское правительство может сосредоточиться в будущем вместо долгих, затянувшихся операций, ведущихся в последнее время на Ближнем Востоке.
Эта модель, пожалуй, уже начала применяться к тем типам машин, в которые британское министерство обороны инвестирует. Это в основном функционально гибкие, весьма мобильные транспортные средства, которые проще обслужить в полевых условиях в противоположность тяжелым гусеничным машинам со сложными логистическими требованиями. В этой связи типичным примером является перспективное семейство гусеничных боевых машин Ajax, которых в британскую армию, по данным министерства обороны, с 2017 и до конца 2019 года будет поставлено 589 штук в нескольких вариантах. Варианты Ajax производства General Dynamics отличаются высоким уровнем унифицированности, снижающим объемы обслуживания и материально-технического снабжения в условиях эксплуатации. Подобные закупки также влекут за собой изменение порядка распределения министерством обороны материальных ресурсов.
В январе 2015 года министерство обороны выдало компании Babcock International десятилетний контракт стоимостью один миллиард долларов на обслуживание наземных машин британской армий. Группа тылового обеспечения министерства обороны DSG (Defence Support Group), отвечающее за обслуживание и ремонт техники сухопутных войск и королевских ВВС, в рамках этого контракта выделила Babcock 170 миллионов долларов на, как было сказано в пресс-релизе министерства обороны, «выработку пути трансформации технологий обслуживания, ремонта и хранения машин британской армии». Согласно этому пресс-релизу, компания Babcock будет отвечать за обслуживание, текущий ремонт, капитальный ремонт и управление парком, а также за хранение машин и легкого вооружения с целью поддержания эксплуатационной готовности техники.
Ожидается, что передача частной компании услуг, выполняемых DSG, позволит на протяжении всего срока контракта сэкономить значительные средства (по оценкам примерно 606,8 миллиона долларов), рациональнее использовать имеющиеся финансовые ресурсы, а также позволит сосредоточить ресурсы минобороны скорее на эксплуатации, чем на материально-техническом обеспечении. В министерстве обороны добавили, что персонал подразделения группы DSG по наземным системам был переведен в Babcock, и уже несколько лет эта компания реализует программу по совершенствованию и оптимизации потенциала бизнеса, давая группе DSG возможность проводить обслуживание тяжелых машин для других операторов, что невозможно было реализовать в качестве структурного подразделения министерства обороны. По данным минобороны, компания Babcock уже работает над определением коммерческих возможностей для DSG в Babcock group.
В компании Babcock сообщили, что примерно 30 % всего парка военной техники министерства обороны обслуживается компанией, в том числе так называемый «белый» парк в количестве 14000 единиц, включающий, к примеру, автобусы, краны, а также бронированные платформы. Там также отметили, что модель материально-технического обеспечения основана на поддержании эксплуатационной доступности и работоспособности техники, обеспечении закупок и арендовании техники, а также на предоставлении различных услуг, включая обслуживание, ремонт, помощь в восстановлении и устранение неисправностей.
В рамках инициативы «C-Vehicle» (Construction Vehicle — инженерно-строительная техника) Babcock организовала с фирмой Amey совместное предприятие ALC. По условиям этой программы ALC обеспечивает министерство обороны строительным и погрузочно-разгрузочным оборудованием, которое используют инженерный корпус и корпус материально-технического обеспечения, составляющие неотъемлемую часть британской армии. По контракту стоимостью 728,6 миллиона долларов, который продлится до 2020 года, имеющийся парк «С-Vehicle» из примерно 4000 платформ (за исключением некоторого специализированного военного оборудования), ранее принадлежащий министерству обороны, был куплен ALC и будет заменен существенно меньшим (примерно 2100 единиц) парком техники гражданского происхождения.
По условиям этого контракта ALC отвечает за обеспечение оптимального использования парка, предоставление исчерпывающих данных о доступности техники посредством информационной системы управления парком, являющейся неотъемлемой частью инфраструктуры оборонной информации. Кроме того, она обеспечивает обучение, техническую документацию и коммерческое оборудование с целью оптимизации содержания парка, поставок запчастей и управления материально-техническими ресурсами. Подобный контракт по обеспечению эксплуатационной доступности техники дает огромные преимущества заказчику, поскольку забирает работы по обслуживанию и ремонту техники у министерства обороны и при этом гарантирует, что оно будет иметь доступ к машинам в любое время за минимальные деньги.
Перспективное семейство машин Ajax британской армии с самого начала создавалось с прицелом на высокий уровень унифицированности по всем вариантам с целью снижения логистической нагрузки и объема обслуживания в условиях эксплуатации
Растущий рынок
Интеграция инноваций и ноу-хау в частном секторе с основной, повседневной военной деятельностью позволяет оборонным министерствам и департаментам более точно наблюдать за тем, насколько эффективно предоставляются сервисы, и перекладывать на промышленность ответственность по предоставлению услуг, объем которых может быть измерен для того, чтобы максимизировать рентабельность и направить ресурсы туда, где больше всего в них нуждаются. Этот переход в направлении контрактной промышленности, которая может удовлетворить потребности в материально-техническом обеспечении, также способствует значительному росту глобального рынка обслуживания и ремонта бронированных машин.
В своем исследовании лондонский аналитический центр SDI (Strategic Defence Intelligence) сделал прогноз, что объем рынка, оцениваемого в 2016 году в 22,5 миллиарда долларов, к 2026 году вырастет до 32,4 миллиарда. В SDI ожидают, что внутри этого рынка сегмент боевых машин пехоты займет наибольшую долю 32,2 процента, основные боевые танки 25,8 процента и бронетранспортеры 17,4 процента. По мнению авторов, рост определяется потребностями международных конфликтов и повстанцев и программами по закупкам транспортных средств и модернизации, реализуемых вооруженными силами многих стран мира.
Промышленность разрабатывает новые инновационные способы достижения боевой готовности. Одно из направлений разработки — использование гарнитур виртуальной реальности и очков типа «Google Glass», которые могут дать техническим специалистам подобие рентгеновского снимка, необходимого для обслуживания и ремонта. Эти системы работают за счет наложения компьютерной графики и диаграмм на естественное поле зрения владельца для того, чтобы показать какие компоненты требуют внимания, как они могут быть оценены, заменены или починены. Несколько компаний, включая NGRAIN, Fieldbit и Accenture разработали подобные системы умных очков с целью использования автоматизированного проектирования для упрощения процессов логистики и обслуживания в промышленном секторе. Такие организации, как например, американское Управление перспективных исследований министерства обороны США (DARPA), проявляют неподдельный интерес к применению этой технологии в военной сфере.
Например, исследователи из Центра системной интеграции Университета Пердью совместно с компанией Honeywell и американской армией разработали «диагностическую планку» — систему типа «лежачего полицейского» со встроенными датчиками, проезд по которой военной машины позволяет обнаружить повреждения основных элементов подвески. Идея состоит в том, чтобы помочь операторам сэкономить время и стоимость обслуживания за счет определения дефектов до того, как они станут причиной выхода из строя машины в самый неподходящий момент.
Комплексы мониторинга состояния и использования систем
На оборонной выставке Eurosatory 2016 в Париже компании Thales и Soframe представили новый сервисный продукт для оптимизации управления парком военных машин под названием MILFLEET. Набор сервисов управления парком, предлагаемый MILFLEET, базируется на концепциях упреждающего обслуживания, что стало возможным вследствие высоких уровней оцифровывания военных машин новейшего поколения. Этот сервис гарантирует, что правильные машины будут всегда доступны в нужном месте, в нужное время и в лучшей конфигурации для заказчика. Независимая от платформы система MILFLEET обеспечивает оптимальную организацию материально-технического обслуживания парка со специализированным управлением, а также обслуживание систем и оборудования с целью точного удовлетворения потребностей каждого заказчика.
Комплекс мониторинга состояния и использования систем HUMS (Health and Usage Monitoring System) собирает данные со встроенных в машине датчиков для того, чтобы можно было проводить профилактическое обслуживание, определять и устранять возможные неисправности до того, как они произойдут.
HUMS стал основным средством эффективного обслуживания и ремонта для платформ, развернутых на поле боя, при этом всё больше платформ нового поколения с высокими уровнями оцифровывания получают мониторинговые возможности, встраиваемые на начальных этапах проектирования.
Платформы британской армии, например основной боевой танк FV-4034 Challenger-II компании BAE Systems, получат несомненные преимущества от новых соглашений по обслуживанию и ремонту, которые британское министерство обороны заключило с частными компаниями
Помимо записи состояния и работы мобильных платформ сенсоры могут измерять рабочие режимы, характеристики и состояние системы. Эта технология, первоначально разработанная для вертолетов, находит всё большее применение в секторе наземных транспортных систем. Например, министерство обороны выбрало британское подразделение General Dynamics для поставки для машин британской армии систем HUM и соответствующих устройств обработки информации. Поставленные в 2012 году системы предназначены для оптимизации эксплуатационной доступности и минимизации обслуживания за счет мониторинга систем транспортного средства.
Между тем, исследовательская Лаборатория военных исследований американской армии со штаб-квартирой в Мэриленде изучает технологии, которые заменят плановое обслуживание процессом, используемым при ремонте деталей и систем только тогда, когда необходимо определить поломку, снять и заменить узел. Такой подход, известный как мониторинг технического состояния (Condition Based Monitoring), даст армии более эффективный способ определения проблемных деталей или компонентов. Эта отработанная и проверенная на практике технология будет использоваться для диагностики проблем, прогнозирования возможной поломки этих деталей и определения оставшегося срока эксплуатации. Исследование включает разработку технологии анализа, которая позволит передавать данные с существующих датчиков. Система мониторинга технического состояния видит размещенные по всей платформе датчики, генерирующие важную информацию, например, уровни вибрации или параметры поломки, которая записывается в реальном времени устройством HUMS. Затем эти данные анализируются специалистом с целью определения состояния контролируемых компонентов.
В 2014 году министерство обороны объявило о том, что будет искать систему HUMS следующего поколения для установки примерно на 3000 машин (потенциально до 5000 машин) своего парка, а это 15 разных типов плюс их подварианты. В минобороны заявили, что система следующего поколения HUMS-NG (HUMS-Next Generation) должна быть способна собирать данные автоматически, не требуя вмешательства и управления человеком или ввода данных вручную, а поставщик HUMS-NG будет анализировать эти данные с тем, чтобы оператор мог принять решение по срокам эксплуатации машин, входящих в его парк.
Переходя на следующий уровень, концепция прогнозирования поломки компонентов за недели или даже месяцы находит всё большее признание на рынке обслуживания и ремонта. Компания GE разработала систему названную SmartSignal, которая превышает базовые возможности HUMS. В ней задействуются алгоритмы мониторинга работы машин и оборудования, которые позволяют определить неизбежные поломки заранее и предоставляют руководство к действию. Идея состоит в том, что подобная технология может снизить стоимость обслуживания и вероятность повреждения ценного оборудования и обеспечить безопасную и продуктивную работу, по существу помогая пользователю избежать незапланированного простоя своей техники.
Модернизация готовности
Американская армия в настоящее время находится в процессе создания новых возможностей, разрабатывая свою программу модернизации материально-технического снабжения LMP (Logistics Modernisation Programme) в рамках инициативы LMP Increment-2. LMP отвечает за повышение уровня готовности Командования материально-технического обеспечения американской армии (AMC), обеспечение бизнес-процессов и продвинутые возможности, которые позволяют отслеживать и управлять производством и заказами на ремонт и обслуживание в мастерских, арсеналах и на боеприпасных производствах. В рамках LMP готовая коммерческая система управления ресурсами предприятия управляет процессом поставки изделий и оборудования от тыловых служб солдатам на передовой быстрее и более эффективно по сравнению с предшествующими системами.
В соответствии с реализацией LMP lncrement-2 архитектура LMP расширится. Как пример, типичные работы по капитальному ремонту армейской платформы могут потребовать около 30000 страниц документов, тогда как в соответствии с LMP Increment 2 большая часть этих бумаг будет заменена новой технологией, включая использование электронных планшетов, что безусловно повысит уровень автоматизации. Ключевым в системе является ее способность обеспечивать потребности боевой задачи, прогнозируя, когда, где и какие материальные ресурсы будут необходимы. После завершения в июне 2015 года инициативы LMP Increment-2 армия заявила о том, что повысился уровень ее готовности, способности АМС прогнозировать материальные потребности повысились на 20 %, в то время как Управление автобронетанковой техники и Авиационно-ракетное командование улучшили прогнозируемые нормы снабжения на 6,5 и 5,7 % соответственно. В то время как в армии отмечают, что этот процент может быть и небольшой, но утверждают, что «в итоге это выльется в сотни миллионов долларов экономии, которые эти структуры тратят на производство и восстановление танков, вертолетов и других основных платформ, а также оборудование, используемое солдатами».
Глядя в будущее, в армии ожидают дополнительное повышение уровня общей готовности, а также дальнейших разработок, призванных оптимизировать готовность вооруженных сил за счет улучшенного отслеживания и управления техникой и оборудованием, уравновешивания задач армии, возможностей быстрого реагирования и доступности материальных ресурсов, которые управляются и отслеживаются программой LMP.
В настоящее время самым заметным изменением в секторе обслуживания и ремонта является переход от реагирования постфактум к планово-предупредительному обслуживанию. Ключ к минимизации времени простоя техники — обладание знанием того, с какими проблемами придется столкнуться и когда, планирование этих работ в надлежащем месте и в нужное время с подготовкой правильных материалов, и предоставление пользователям как можно больше информации о том, как лучше всего управлять парками транспортных средств с целью максимального повышения уровня боевой готовности и минимизации расходов.
В совершенствовании Вооруженных сил решающую роль играет оснащение их новейшими образцами оружия, дальнейшее развитие методов боевого применения и организации эксплуатации современного вооружения и техники.
Определение и содержание эксплуатации. Организация эксплуатации
Эксплуатация вооружения и военной техники (ВВТ) в в/ч - стадия жизненного цикла образцов вооружения с момента принятия их воинской частью от завода-изготовителя или ремонтного предприятия.
Как правило, жизненный цикл вооружения включает:использование по назначению в боевых и учебных целях, техническое обслуживание, хранение, транспортировку и ремонт.
Под использованием вооружения понимается его применение в боевых и учебных целях с соблюдением установленных эксплуатационной документацией норм, правил и режимов, обеспечивающих его нормальную работу.
Под техническим обслуживанием понимается комплекс работ для поддерживания исправности или только работоспособности изделия при подготовке к использованию и использовании по назначению, при хранении и транспортировке.
Под хранением понимается содержание исправных, не используемых по назначению образцов ВВТ в специально отведенных для их размещения местах в заданном состоянии, обеспечивающем их сохранность в течение установленных сроков.
Транспортирование - это один из этапов эксплуатации ВВТ, который включает подготовку и перевозку или перемещение в заданных условиях с использованием транспортных или буксировочных средств при обеспечении сохранности их технического состояния и комплектности. Самодвижение не является транспортированием, а этапом использования по назначению. ВВТ может транспортироваться железнодорожным, водным, воздушным, автомобильным транспортом.
Под ремонтом понимается комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности ВВТ и восстановление ресурсов образцов или их составных частей.
Под сбережением понимается комплекс мероприятий по поддержанию вооружения и ракет в исправном состоянии и обеспечению их сохранности. Сбережение обеспечивается своевременностью, полнотой и качеством проведения осмотров, технического оборудования и ремонта, правильным хранением образцов вооружения, а также своевременным доукомплектованием их запасными частями и материалами.
К использованию по прямому назначению допускается только боеспособное вооружение, если оно выполняет свою работу с параметрами, установленными документацией на образец.
Боеготовый образец - работоспособный образец ВВТ, имеющий необходимый запас ресурса, приведенный в исходное, установленное эксплуатационной документацией (ЭД) положение или состояние и подготовленный к выполнению поставленной боевой задачи.
Организация эксплуатации - это упорядоченная структура взаимосвязанных органов, средств и методов эксплуатации множества объектов ВВТ, управление которой выражается в планировании эксплуатационно-технических мероприятий, их проведении, контроле и принятии новых решений.
Правильно организованная эксплуатация вооружения является основным условием, определяющим безотказность его работы и срок службы. Организация эксплуатации вооружения в в/ч включает:
1. Планирование эксплуатации вооружения.
2. Допуск личного состава к эксплуатации, прием и ввод вооружения в строй.
3. Учёт работы вооружения и ведение ЭД.
4. Контроль технического состояния и эксплуатации вооружения.
7. Проведение доработок вооружения.
8. Проведение технического обслуживания и ремонта вооружения.
10. Транспортировка и эксплуатация вооружения.
11. Обобщение передового опыта эксплуатации вооружения и внедрение его в практику войск.
Эксплуатация вооружения в мирное время организуется в соответствии с планами боевой подготовки, годовыми нормами расхода ресурсов, межремонтными сроками и осуществляется согласно плану эксплуатации.
За организацию эксплуатации вооружения в части отвечает заместитель командира части по вооружению. Эксплуатацию ракетно-артиллерийского вооружения организует служба РАВ. В подразделениях за организацию эксплуатации вооружения и поддержание его в исправном состоянии несут полную ответственность все командиры и начальники, в ведении которых оно находится.
Планирование эксплуатации техники и вооружения
Общая характеристика планирования эксплуатации.
В мирное время основными целями планирования эксплуатации и ремонта ВВТ являются:
Обеспечение боевой готовности части (соединения);
Выполнение планов боевой и мобилизационной готовности войск;
Выполнение мероприятий хозяйственной деятельности;
Рациональное и экономное использование ресурсов ВВТ, горючих и смазочных материалов;
Обеспечение ступенчатости расхода ресурсов ВВТ и выхода их в плановый ремонт;
Своевременное проведение технического обслуживания и ремонта (ТО и Р) ВВТ.
Эксплуатация ВВТ планируется по соответствующим принципам, сущность которых заключается:
В учёте особенностей организационно-штатной структуры частей (соединений) и характера использования образцов ВВТ для решения задач боевой подготовки;
Разработке документов, планирующих повседневную деятельность части (соединения) исходя из характера решаемых задач в течение определенного времени (т. е. составление перспективных, годовых и месячных планов эксплуатации);
Использовании данных планирования для решения практических задач эксплуатации по обеспечению надёжности и боеготовности ВВТ, управлению движением ВВТ между эксплуатационными группами в масштабе части (соединения) и между частями военного округа с учётом наработок ВВТ, их технического состояния. Планирование эксплуатации ВВТ заключается в заблаговременной разработке мероприятий по подготовке, обеспечению и осуществлению эксплуатации ВВТ с указанием сроков выполнения этих мероприятий, исполнителей и ответственных лиц за организацию и контроль их исполнения.
По долгосрочности планирование разделяют на перспективное (пять лет и более), текущее (один год) и оперативное (на ограниченный срок в некоторых случаях, а в военное время - на бой, операцию).
Планы составляют в соответствующих звеньях: часть, соединение, объединение (армия), округ, главные (центральные) органы управления Министерства обороны. Разработка планов базируется на следующих положениях:
Использование руководящих и нормативных документов;
Использование формулярных и учётных данных по ВВТ;
Использование действующих планов, отличающихся по назначению от разрабатываемых, но связанных с ними (например, для разработки текущих планов используется перспективный план);
Использование методик, основанных на эвристических подходах, аналитических расчётах или комбинации эвристических подходов и расчётов.
При планировании эксплуатации ВВТ используют соответствующие руководства, приказы (по организации ТО, надзору, ремонту, хранению, транспортированию, по расходованию ресурсов, нормированию трудозатрат на ТО и Р), инструкции по эксплуатации образцов ВВТ.
Планирование эксплуатации ВВТ включает следующие этапы:
1) определение потребности в ресурсах для выполнения плана боевой подготовки;
2) распределение ресурса по месяцам и периодам обучения;
3) планирование основных организационно-технических мероприятий, проводимых на ВВТ в целях поддержания её в постоянной боевой готовности;
4) оформление планов.
Потребность в ресурсах определяется штабом части совместно с начальниками служб для выполнения следующих мероприятий: проведения учений, организации технической и специальной подготовки, ТО и Р, несения боевого дежурства, обеспечения хозяйственной деятельности.
Распределение ресурса по месяцам эксплуатации осуществляется в соответствии со сроками проведения вышеперечисленных мероприятий, включённых в План боевой подготовки.
К основным организационно-техническим мероприятиям, планируемым и включаемым в документы по организации эксплуатации ВВТ, относятся: 1. Техническое обслуживание:
Техническое обслуживание № 1 и № 2 (ТО-1, ТО-2);
Техническое обслуживание № 1 и № 2 при хранении (ТО-1Х, ТО-2Х);
Сезонное обслуживание (СеО);
Ремонтно-техническое обслуживание (РТО);
Контрольно-технический осмотр вооружения и военной техники, находящейся на длительном хранении (КТО ВВТ ДХ).
2. Плановый ремонт:
Средний ремонт (СР);
Капитальный ремонт (КР);
Регламентированный ремонт (РР).
3. Техническое освидетельствование объектов энерго- и гостехнадзора.
4. Поверка средств измерений.
5. Проверка грозозащиты.
6. Испытание средств защиты.
7. Списание ВВТ.
8. Планирование оснащения ремонтных органов и материально-техническое обеспечение (МТО) эксплуатации.
Порядок планирования, объём работ и периодичность проведения организационно-технических мероприятий установлены нормативно-технической документацией (НТД).
В военное время в частях (соединениях) боеготовность ВВТ обеспечивается и поддерживается в соответствии с планом ТО, который разрабатывается на периоды непосредственных боевых действий. Эксплуатация ВВТ (расход технических ресурсов ВВТ, ТО и Р) отражается в специальном разделе этого плана. На другие периоды (переформирование, отдых) разрабатываются оперативные планы эксплуатации ВВТ.
В общем в планы эксплуатации ВВТ части (соединения) включают две группы мероприятий: 1 - обязательные эксплуатационно-технические мероприятия и 2 - мероприятия, связанные непосредственно с боевой подготовкой.
Мероприятия первой группы соответствуют контролю, восстановлению ВВТ и предупреждению отказов, поэтому к ним относятся ТО, ремонты, поверки в органах надзора. Показатели этих мероприятий определяются нормативными эксплуатационными документами.
Мероприятия второй группы включают проведение учений, выполнение стрельб, проведение тактико-специальных занятий и тренировок. Для реализации этих мероприятий необходимо планировать применение ВВТ, а следовательно, и расход их ресурса.
Руководящие документы по эксплуатации техники и вооружения
Важное место в правильной организации и выполнении требований по эксплуатации вооружения и военной техники занимает документация. Она должна содержать сведения, необходимые для изучения устройства вооружения и военной техники, правил их эксплуатации при использовании по назначению (боевом применении), техническом обслуживании, текущем ремонте, хранении и транспортировании всеми видами транспорта.
Информация по этим вопросам должна учитывать все этапы эксплуатации вооружения и техники с момента изготовления их промышленностью до выхода в капитальный ремонт или до полного износа.
В части (соединении) в процессе планирования эксплуатации ВВТ и её ремонта разрабатываются следующие планирующие документы:
1. Эксплуатационные документы (ЭД) предназначены для изучения изделия и правил его эксплуатации.
Номенклатура ЭД на конкретные образцы вооружения и техники, предназначенные для самостоятельной подготовки, согласуется с заказчиком.
В состав обязательных эксплуатационных документов на образец вооружения согласно ГОСТ 2.601.68 входят:
Техническое описание (ТО);
Инструкция по эксплуатации (ИЭ);
Формуляр или паспорт;
Ведомости ЗИП;
Ведомость эксплуатационных документов (ЭД).
Для сложной системы типа ЗРК дополнительно разрабатываются:
Общее техническое описание (ТО) всей системы;
Общая инструкция по эксплуатации (ИЭ);
Инструкция по техническому обслуживанию системы;
Сводная ведомость ЭД на систему.
2. Ремонтные документы - это рабочие конструкторские документы, предназначенные для подготовки ремонтного производства, ремонта и контроля изделия после ремонта.
В комплект ремонтной документации должны входить: общее руководство по ремонту; руководство по среднему ремонту; каталог деталей и сборных единиц; нормы расхода запасных частей; нормы расхода материалов;
дополнительная эксплуатационная документация. В состав дополнительной ЭД включается ряд документов, рекомендующих способы быстрейшего устранения отказов и неисправностей, содержащих, в основном сведения по устройству и правилам эксплуатации одиночных образцов.
3. Служебные (ведомственные) документы. В них производится уточнение особенностей эксплуатации вооружения и военной техники МО РФ, в которых даются указания и рекомендации по вопросам. Этими документами могут быть: уставы, наставления, руководства, правила, положения, инструкции, приказы, директивы, рекомендации и т. д.
Как пример можно перечислить следующие приказы МО РФ, касающиеся порядка эксплуатации вооружения и военной техники, без указания номера приказа и даты, т. к. они меняются:
о введении в действие норм войсковых запасов ЗУР в соединениях и частях войск ПВО; порядке использования автомобильной техники;
введении в действие наставления по техническому обеспечению в операциях (армия, флот); введении в действие, эксплуатации БТ на мирное время;
введении в действие руководства по организации комплексного ТО и ремонта вооружения и техники; введении в действие норм ресурсов и межремонтных сроков эксплуатации РАВ до среднего, капитального ремонта;
порядке инспектирования войск и сил флота;
введении в действие руководства по проверке и оценке состояния ВВТ в ВС РФ; приказы по обеспечению ЗИП.
Примечание. Документация по эксплуатации и ремонту может быть уставной, распорядительной, эксплуатационной, ремонтной, планирующей, учётно-отчётной и т. д.
Система технического обслуживания вооружения и техники
Подсистемой ТО следует пониматьсовокупность взаимосвязанных сил и средств, документации ТО, необходимых для поддержания и восстановления качества вооружения и техники, входящих в эту систему.
Силами ТО являются члены расчёта, а также личный состав подразделений ТО и ремонта, участвующие в планировании, организации, проведении и контроле работ ТО на образцах ВВТ при их эксплуатации.
Средствами ТО являются комплекты ЗИП, материалы, оборудование и оснастка подвижных и стационарных мастерских.
Документацией являются приказы, директивы, наставления, инструкции, определяющие основные положения по организации и проведению работ по ТО на образцах ВВТ. Документация определяет виды ТО, объём работ, выполняемых при этих видах, и периодичность их проведения.
Техническое обслуживание ВВТ - это комплекс работ для поддержания исправности или работоспособности образца ВВТ при подготовке и использовании по назначению, при хранении и транспортировании.
Стратегия технического обслуживания - система правил управления техническим состоянием ВВТ в процессе технического обслуживания.
Программа технического обслуживания - документ, устанавливающий стратегии, количественные характеристики видов ТО ВВТ, порядок их корректировки на протяжении ресурса (срока службы).
Основными задачами системы ТО ВВТ являются:
Предупреждение деградационных процессов, протекающих в ВВТ;
Оценка состояния ВВТ;
Поддержание ВВТ в готовности к использованию по назначению;
Определение потребности ВВТ в ТО и своевременное его выполнение;
Минимизация затрат на эксплуатацию ВВТ.
Задачи системы ТО определяют проведение специальных мероприятий, которые включают в себя следующие операции: вспомогательные, контрольно-проверочные, регу- лировочно-настроечные, профилактические.
Вспомогательные операции предназначены для подготовки ВВТ, инструмента, контрольно-измерительной аппаратуры (КИА) и рабочего места к проведению основных мероприятий, а также для приведения образца ВВТ в исходное состояние после проведения всех работ.
Контрольно-проверочные работы заключаются в измерении и контроле технических параметров ВВТ и режимов их работы для определения готовности к применению, а также в определении необходимости её настройки, регулировки и ремонта.
Регулировочно-настроечные работы предназначены для доведения параметров образца ВВТ, его отдельных блоков (узлов, систем) до значения, заданного ЭД. Они проводятся на основании результатов контрольно-проверочных работ без изменения элементов схемы и конструкции образца.
Профилактические работы осуществляются с целью повышения безотказности образца в течение периода эксплуатации. Это достигается путём прогнозирования отказов, а также проведения смазочных, крепёжных работ, работ СеО.
В общем случае в зависимости от принципа назначения сроков выполнения ТО можно разделить на следующие виды: по наработке, по календарным срокам, с контролем уровня надёжности, с контролем параметров, в особых случаях.
ТО ВВТ заключается в проверке укомплектованности и исправности технического состояния, чистке, смазке и дозаправке эксплуатационными материалами, настройке, регулировке и устранении выявленных неисправностей. В боевых условиях применяются все виды ТО.
Для техники и вооружения подразделений, частей войсковой ПВО принята планово-предупредительная система ТО, при которой в зависимости от целевого назначения образцов ВВТ, характера и условий эксплуатации сроки проведения их обслуживания устанавливаются с учётом наработки или календарного срока.
Для планово-предупредительной системы ТО предусмотрены три принципа ТО: регламентное, календарное, комбинированное.
1. При регламентном принципе предусматривается проведение ТО после наработки вооружением определенной части установленного для него ресурса, независимо от периода времени, в течение которого произойдёт эта наработка. Наработка может измеряться в часах работы, километрах пробега, в количествах заряжаний, заправок, выстрелов, пусков и т. д.
Такой принцип применяется при работе в тяжёлых условиях, для устройств, работающих длительное время без перерыва. Достоинствами такого вида ТО являются относительная простота его проектирования, планирования и отсутствие необходимости разработки специальных алгоритмов диагностирования. Недостатком такой системы ТО является то, что она затрудняет планирование ТО, поскольку предварительное определение момента выработки вооружением установленного ресурса часто бывает затруднительным.
Этот принцип реализован, например, после определённого пробега автомобильной или гусеничной техники.
2. При календарном принципе ТО проводится через строго определенные промежутки времени (ежедневное, еженедельное, ежемесячное, полугодовое, годовое обслуживание) без учёта наработки вооружения.
Чаще всего по календарному принципу ТО проводят на вооружении, когда оно хранится (системы не функционируют) или когда интенсивность износа зависит в основном от продолжительности хранения, ожидания (зависимость от наработки мала). Иначе говоря, при календарном принципе не учитывается интенсивность использования ВВТ, но планирование становится очень простым. Например, ежемесячные регламентные работы с ракетой.
Таким образом, различие между регламентным и календарным принципами состоит в том, от какого времени (от наработки или календарного) зависит характеристика надёжности.
3. Комбинированный принцип назначения сроков проведения ТО применяется для ВВТ, износ которой происходит как при работе, так и при хранении, ожидании использования. Такая система ТО в определенной степени лишена недостатков первых двух, является их комбинацией. По этому принципу ТО на вооружении проводится через установленные календарные сроки и, кроме того, при выработке определенной части ресурса.
В целях повышения качественных показателей технического состояния ВВТ на протяжении её жизненного цикла при одновременном снижении расходов на эксплуатацию в существующую планово-предупредительную систему технического обслуживания внедряется ТО с периодическим контролем.
В связи с внедрением ТО с периодическим контролем вводятся следующие виды контроля технического состояния ВВТ: контрольный осмотр (КО), контрольно-технический осмотр (КТО), техническое диагностирование (ТД), инструментальная дефектация агрегатов, узлов и деталей в ходе ремонта образца ВВТ.
Контрольный осмотр представляет собой совокупность операций, проводимых водителем или всем расчётом в целях определения степени готовности образца к применению по назначению.
Контрольно-технический осмотр представляет собой совокупность операций, проводимых должностными лицами подразделений и частей в целях определения технического состояния образца ВВТ, а также объёмов ТО и Р по техническому состоянию.
Техническое диагностирование представляет собой совокупность операций, проводимых специалистами ремонтного подразделения, комплексной технической комиссией части в целях определения технического состояния образца ВВТ, а также видов ТО и Р, момента их начала и места проведения.
Инструментальная дефектация агрегатов, узлов и деталей проводится в целях определения фактических значений показателей, качественных признаков, характеризующих техническое состояние агрегатов, узлов и деталей, и сопоставления их с требованиями нормативно-технической документацией (НТД) в целях оценки технического состояния и остаточного ресурса.
Виды, периодичность и объём ТО ВВТ
Основными видами технического обслуживания ВВТ являются:
По этапам эксплуатации: ТО при использовании, ТО при хранении, ТО при транспортировании;
Регламентации выполнения: ТО с периодическим контролем, регламентно-техни-
ческое обслуживание (РТО);
Периодичности и объёмам проведения: ежедневное (ЕТО), ТО-1, ТО-2, ТО-1х, ТО-2х,
ТО-2х с переконсервацией и контрольным пробегом;
Условиям эксплуатации: СеО, техническое обслуживание в особых условиях.
Виды технического обслуживания ВВТ, характеристики видов контроля технического состояния ВВТ и системы ТО ВВТ приведены в прил. 1 и 2.
Периодичность видов ТО образцов ВВТ (кроме образцов вооружения и средств РХБ защиты, ВВТ инженерных войск, техники тыла) определяется периодичностью ТО и Р основных составных частей образцов техники.
Периодичность проведения ТО образцов и средств РХБ защиты, техники и вооружения инженерных войск и техники тыла определяется периодичностью ТО и Р автомобильных и бронетанковых средств подвижности вооружения.
Для образцов ВВТ, смонтированных на автомобильных прицепах, периодичность ТО определяется периодичностью ТО основной составной части.
Планирование и организация ТО ВВТ
Техническое обслуживание ВВТ организуется заместителем командира части по вооружению (ЗКВ). Распоряжения командира части, заместителя командира по вооружению по вопросам организации ТО ВВТ обязательны для нижестоящих командиров и начальников служб части.
Ответственность за организацию комплексного ТО ВВТ возлагается на командира воинской части, ЗКВ, начальников служб, командиров подразделений.
Потребность в ТО ВВТ планируется исходя из годовых норм расхода ресурса, сроков хранения, установленной периодичности ТО, планов боевой и мобилизационной подготовки, а также по результатам проведённого контроля технического состояния образцов ВВТ и их составных частей.
Контрольный осмотр и ЕТО ВВТ не планируются. КТО, техническое диагностирование (ТД), ТО-1, ТО-1х, ТО-2, ТО-2х, техническое обслуживание № 2х с переконсервацией и контрольным пробегом, СеО, РТО ВВТ в мирное время являются плановыми.
Техническое обслуживание с периодическим контролем ВВТ в части организуется и проводится в соответствии с годовым планом контроля технического состояния, месячным планом проведения КТО и ТД, разрабатываемым заместителем командира части по вооружению.
Периодичность проведения КТО и ТД ВВТ указана в прил. 1, при этом перечень операций по видам контроля технического состояния определяется генеральным заказчиком в НТД.
Одновременно с КТО и ТД проводится ТО с периодическим контролем. Объём технического обслуживания определяется по результатам контроля технического состояния образца ВВТ.
Номерные ТО, сезонное и регламентированное техническое обслуживание отражаются начальниками служб в планах эксплуатации и ремонта в соответствии с установленными периодичностью и объёмами их проведения и совмещаются по времени и месту проведения с очередным КТО или ТД. При этом объём их проведения может уточняться по результатам контроля технического состояния образцов ВВТ.
В целях комплексного проведения контроля технического состояния и ТО ВВТ в части разрабатываются следующие планирующие документы:
Годовой план контроля технического состояния ВВТ с проведением ТД специалистами ремонтного подразделения и комплексной технической комиссией части;
Месячный план КТО и ТД ВВТ;
План-задание ремонтному подразделению на месяц;
План-график ТО и ремонта ВВТ ремонтному подразделению на месяц.
Службы воинской части разрабатывают перспективные, годовые и месячные планы эксплуатации и ремонта ВВТ.
В качестве приложения к годовому плану контроля технического состояния ВВТ метрологом части разрабатывается план-график представления на периодическую поверку средств измерений, а также выписки из планов-графиков вышестоящих метрологических служб.
Система ремонта и определение межремонтных сроков
Своевременный и качественный ремонт вооружения и техники является одним из основных средств поддержания их в постоянной боевой готовности.
Под ремонтом понимаетсякомплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности техники и вооружения и восстановление ресурсов образцов или их составных частей.
Система ТО и ремонта ВВТ в ВС РФ устанавливает следующие виды ремонта:
Текущий ремонт (ТР);
Средний ремонт (СР);
Капитальный ремонт (КР).
Текущий ремонт проводится в целях обеспечения или восстановления работоспособности образца ВВТ, вышедшего из строя вследствие ограниченной технической надёжности или получения слабых повреждений, путём замены или восстановления отдельных частей. Он выполняется личным составом подразделений ТО и Р части (соединения) с привлечением расчётов и выездных ремонтных групп.
Средний ремонт проводится в целях восстановления работоспособности или исправности и частично ресурса путём ремонта или замены составных частей ограниченной номенклатуры. В мирное время он проводится на ремонтных предприятиях военного округа, центра.
В военное время комплексный СР производится в ремонтных органах (РО) армии (фронта); специализированный СР по СПВ (а при наличии ЗИП и специалистов по РАВ) - в РО соединения. В РО частей могут выполняться отдельные операции СР при поставке требующих замены составных частей и привлечении специалистов вышестоящего ремонтного органа. Он проводится после истечения установленной наработки или получения боевых повреждений средней тяжести. При СР ресурс образца восстанавливается на 40-60 %;
Капитальный ремонт проводится в целях восстановления исправности и ресурса, близкого к полному, после установленной наработки или при получении сильных боевых повреждений. Как в мирное, так и в военное время он проводится на ремонтных предприятиях ВО, центра или заводах промышленности. При КР заменяются или восстанавливаются любые составные части, включая базовые. В результате проведения КР ресурс ВВТ восстанавливается на 90-95 %.
Срок (ресурс, наработка) при эксплуатации образца ВВТ между двумя плановыми ремонтами одного вида называется межремонтным. Этот срок (наработка) до или между СР или КР определен для конкретного образца ВВТ.
В зависимости от условий эксплуатации, количества ранее проведенных ремонтов номинальные базовые значения межремонтного ресурса корректируются путем умножения его на коэффициент К:
Для РАВ К = К1*К2.
Коэффициент К1 учитывает изменение ресурса и срок службы до ремонта в зависимости от климатических условий (температуры и влажности воздуха) при эксплуатации образцов РАВ в различных климатических зонах и районах территорий военных округов. Значения К1 для различных климатических зон приведены в табл. 27.
Средневзвешенное значение коэффициента К1 для климатических зон, в которых эксплуатировалось РАВ, определяется по формуле:
где К1 1 , К1 2 ,..,К1 п - значение коэффициентов для климатических зон, в которых эксплуатировалось РАВ; 4,--,4 - продолжительность эксплуатации РАВ в соответствующих климатических зонах.
Коэффициент К2, учитывающий изменение ресурса срока службы до ремонта в зависимости от условий хранения образцов РАВ, находится в пределах 0,8-1,0. Средневзвешенное значение коэффициентов К2 определяется аналогично К1.
Численное значение коэффициентов К1 и К2 записывается в формуляр на образец в раздел «Особые отметки».
Корректировка межремонтного срока (ресурса) для АТ определяется коэффициентом К = К1К2К3, где К1 - коэффициент, учитывающий природно-климатическую зону, находится в пределах 0,7-1,0; К2 учитывает дорожные условия эксплуатации, по величине находится в пределах 0,6-1,0; К3 учитывает тип машин и характер их использования. Его значения находятся в пределах 0,6-1,0.
Значения К1, К2, К3 для автомобильной техники (АТ) устанавливаются начальником автослужбы округа (армии) для каждого соединения и части и записываются в формуляр в разделе «Особые отметки».
Базовые значения межремонтных ресурсов (сроков) для АТ и бронетанкового вооружения и техники (БТВТ) определяются руководящими документами. Коэффициенты корректировки на БТВТ не устанавливаются.
Определение вида ремонта
По видам ремонт может быть: по месту проведения; по объёму восстановительных работ; по степени воздействия на образец; по принципам проведения.
По месту проведения ремонт подразделяется на войсковой и заводской.
Войсковым называется ремонт ВВТ в местах размещения или базирования воинской части силами и средствами эксплуатирующих частей или бригадами ремонтных предприятий (заводов промышленности).
Заводским называется ремонт, проводимый на ремонтных предприятиях или заводах-изготовителях, при передаче туда образец снимается с эксплуатации.
По объёму восстановительных работ ремонт ВВТ подразделяется на специализированный и комплексный.
Под специализированным понимается ремонт образца ВВТ, выполняемый по отдельным номенклатурам его составных частей.
Комплексным называется ремонт, выполняемый по всем номенклатурам составных частей образца, совмещенный по месту и времени его проведения.
По принципам проведения выделяют регламентированный ремонт и ремонт по техническому состоянию.
Регламентированным называют плановый ремонт, выполняемый с периодичностью и в объёме, установленном ЭД, независимо от технического состояния образца ВВТ к моменту начала ремонта.
Ремонт по техническому состоянию - это ремонт, при котором контроль технического состояния выполняется с периодичностью и в объёме, установленном в НТД, а объём контроля и момент начала ремонта определяются техническим состоянием образца ВВТ.
МетодыI проведения текущего ремонта
При текущем ремонте ВВТ применяют следующие методы:
Замена невосстанавливаемого элемента;
Замена элемента с последующим его восстановлением;
Подключение резервного элемента;
Проведение профилактического обслуживания.
1. Первый метод ремонта применяется в случае отказа невосстанавливаемых элементов: пиропатронов, соединительных элементов, уплотнений, электроламп и т. д. Ремонт заключается в замене отказавшего элемента исправным из состава одиночного или группового ЗИП.
Одиночные электролампы, поршневые кольца и т. п. не являются оптимальными невосстанавливаемыми элементами по объёму и составу, т. к. на отыскание и устранение их неисправностей затрачивается много времени и отыскание неисправностей доступно только обслуживающему персоналу высокой квалификации.
Замена узла, блока более экономична, чем восстановление, поэтому перспективная аппаратура проектируется в модульном исполнении, встроенные индикаторы неисправности модулей почти исключают потребность в высококвалифицированном персонале. Однако, применение модульной конструкции предполагает включение отдельных элементов в качестве согласующих элементов схемы. Поэтому обслуживающий персонал обязан знать признаки неисправностей и способы их обнаружения.
2. Ремонт методом замены и последующего восстановления элемента (агрегатный метод замены) проводится для повышения готовности ВВТ. При этом в качестве восстанавливаемых элементов применяются модули, блоки и агрегаты. Этот метод ремонта по сравнению с первым обеспечивает значительное сокращение времени бездействия ВВТ (времени ремонта), а следовательно, повышает коэффициент готовности (Кг) аппаратуры:
Кг = То / (То + Тв),
где То - время безотказной работы; Тв - время восстановления.
Сокращение времени ремонта происходит за счёт упрощения отыскания неисправной части (элемента), а также уменьшения времени замены. Ограничением этого метода является увеличение стоимости элементов ЗИП из-за большого числа дорогостоящих запасных блоков, модулей, агрегатов. Увеличение стоимости должно быть компенсировано выигрышем в степени готовности аппаратуры к применению.
3. Ремонт методом подключения резервного элемента является разновидностью ремонта без отключения аппаратуры. Запасной элемент устанавливают заранее. При отказе основного элемента его функции выполняет запасной.
Фактическая работа по устранению неисправностей основного элемента откладывается до какого-то момента в будущем. Как и во втором случае, применение этого метода связано с большими экономическими затратами. Кроме того, этот метод ремонта сопровождается увеличением сложности схемы устройства, а также усложнением контроля из-за необходимости проверок резервных цепей.
В условиях мирного времени войсковой ремонт проводится, как правило, в стационарных войсковых ремонтных органах согласно месячным планам работы или в полевых условиях с использованием подвижных средств ТО и ремонта.
Высокое качество и эффективность ремонта обеспечиваются:
планированием эксплуатации и ремонта ВиТ в воинской части;
четким планированием работы ремонтных подразделений;
заблаговременной подготовкой ремонтных подразделений (технологическим оборудованием, документацией, ЗИП, специалистами);
правильной организацией технологического процесса ремонта;
постоянным контролем качества выполняемых работ и соблюдением технологической дисциплины;
совершенствованием технологического процесса, организацией труда, повышением квалификации личного состава ремонтных подразделений.
Для проведения текущего ремонта ВиТ сдаются в ремонтные органы части или соединения силами и средствами подразделения. Сдаваемые образцы ВиТ должны быть проверены на безопасность, укомплектованность необходимым имуществом, принадлежностями, контрольно-измерительными приборами для выполнения работ и контроля технического состояния после проведения ремонта.
В ремонтном подразделении части ВиТ для ремонта сдаются командиром подразделения (начальником расчета) командиру ремонтного подразделения (командиру ремонтной роты, ремонтного взвода, начальнику отделения регламента и ремонта) под расписку в книге учета материальных средств, выданных во временное пользование подразделения, сдающего ВиТ в ремонт. Сдача производится на основании плана-графика выполнения работ по ТОиР вооружения или по распоряжению начальника службы РАВ, заместителя командира части по вооружению.
Ответственность за хранение ВиТ в период их ремонта в РО несет командир ремонтного подразделения.
Технологическая последовательность, порядок работы и способы ремонта конкретных образцов ВиТ приводятся в эксплуатационной документации и частных руководствах по ремонту этих изделий.
Обычно при ремонте ВиТ технология ремонта следующая:
дефектация образца в собранном виде и объеме, необходимом для отыскания необходимого блока, узла, детали;
демонтаж с образца неисправных элементов (блоков, узлов, деталей);
демонтаж неисправных элементов, их дефектация;
восстановление, замена неисправных элементов, при необходимости регулировка (настройка);
общая сборка образца (составляющей), испытание после ремонта;
заполнение документации.
Выявленные в процессе дефектации неисправности записываются в книгу учета ремонта ВиТ, которая находится в ремонтном подразделении. Туда же записываются израсходованные на ремонт ЗИП, эксплуатационные и другие материалы. О выполненных работах по ремонту данного образца ВиТ делается запись в формуляр на образец ВиТ.
Выдача отремонтированного ВиТ производится из ремонтного подразделения части командиром ремонтного подразделения и оформляется подписями приемщика в книге учета ремонта ВиТ ремонтного подразделения и в книге учета материальных средств, выданных во временное пользование подразделения, сдававшего ВиТ в ремонт.
При приеме ВиТ из ремонта приемщик обязан проверить качество ремонта, сверить по книге учета и ремонта ВиТ замененные элементы, правильность заполнения формуляра на образец ВиТ.
Для сдачи ВиТ для ремонта в ремонтные органы соединения (объединения) службой РАВ соединения (объединения) выписывается наряд на основании представленных воинской частью актов технического состояния. В наряде на ремонт указывается наименование, количество, номера сдаваемых образцов ВиТ, вид ремонта, срок выполнения работ. В этом случае сдача в ремонт оформляется подписью командира ремонтного органа в наряде на ремонт или акте технического состояния, один экземпляр которого остается у сдатчика.
Выдача ВиТ из ремонтного органа соединения (объединения) оформляется подписями сдатчика в наряде на ремонт и книге учета ремонта ВиТ ремонтного органа.
Вышеизложенный порядок оформления сдачи и приема образца ВиТ может не соблюдаться, если ремонт осуществляется в присутствии и с участием расчета. Но в этом случае обязательным является оформление и подпись в книге учета ремонта ВиТ.
При ведении боевых действий ВиТ принимаются в ремонт на основании устного распоряжения начальника службы РАВ, заместителя командира части по вооружению и оформляется актом по произвольной форме. В отдельных случаях командир ремонтного органа может принять ВиТ в ремонт самостоятельно с последующим докладом начальникуслужбы, заместителю командира повооружению.
В капитальный ремонт ВиТ сдаются после выработки установленного ресурса или срока эксплуатации.
Основанием для сдачи (приема) вооружения в капитальный (средний) ремонт является наряд, оформленный в службе РАВ (АТ, БТ) военного округа.
Основанием для выписки нарядов является план ремонта (разнарядка), высылаемый в службу РАВ (АТ, БТ) военного округа.
В наряде указывается: приемщик и сдатчик вооружения, количество и сроки отправки вооружения в ремонт, порядок отправки, требования к техническому состоянию вооружения и комплектации, указания по отправке после ремонта. В отдельных случаях могут указываться номера изделий (аварийных и временно выведенных из строя), подлежащих по решению командования восстановлению.
Аппаратура комплексов средств автоматизации командных пунктов, радиотехнических частей и соединений отправляется в ремонт по нарядам начальников отделов АСУ, начальников отделов связи и АСУ ПВО военных округов.
Табельные средства связи, входящие в комплект вооружения, отправляются в ремонт на ремонтные предприятия войск связи по предварительным заявкам, подаваемым через начальников войск связи, военных округов.
Первый экземпляр наряда высылается предприятию и является основанием для приема вооружения в ремонт и возврата (выдачи) его после ремонта. Второй и третий экземпляры наряда с ведомостями комплектации изделия, подаваемого в ремонт, направляются в часть-отправитель вооружения и являются основанием для снятия его с боевой готовности и отправки в ремонт.
Третий экземпляр исполненного наряда возвращается в довольствующий орган, выписавший наряд. Этот экземпляр наряда остается в деле довольствующего органа.
Подготовка вооружения к отправке в капитальный (средний) ремонт по нарядам довольствующего органа производится воинской частью. Ответственность за полноту и качество подготовки несет командир части. Готовность вооружения к отправке в ремонт проверяется комиссией, назначаемой командиром части.
При проверке технического состояния вооружения обращается внимание на следующее:
соответствие комплектности вооружения ведомостям комплектации;
соответствие номеров блоков, агрегатов питания и других составных частей вооружения записям в формулярах (паспортах);
наличие и правильность записей в формулярах (паспортах) о категории вооружения, его наработки, изменениях в эксплуатационной документации. В случае замены в комплекте вооружения отдельных блоков, агрегатов питания в формулярах (паспортах) эти записи заверены подписью ответственного лица и скреплены печатью воинской части.
По результатам проверки комиссия составляет:
акт технического состояния на перевод данного образца вооружения в низшую категорию (кроме пятой);
акт технического состояния и комплектности средств подвижности (базовых машин), на которых смонтировано вооружение (составляется с обязательным участием представителя автомобильной, бронетанковой службы части). Акты подлежат утверждению командиром соединения (части).
Утвержденные акты технического состояния (по одному экземпляру раздельно на вооружение и на средства подвижности (базовые машины) высылаются в адрес служб военного округа. Кроме того, эти акты высылаются (или отправляются совместно с вооружением) предприятию. Работа комиссии по проверке технического состояния вооружения должна быть закончена не позднее чем за 10 суток до отгрузки вооружения.
Вооружение, подготовленное к отправке в капитальный (средний) ремонт, опечатывается печатью председателя комиссии и сдается на хранение до момента отправки.
Контроль за качеством подготовки (техническое состояние, комплектность, оформление сопроводительной, эксплуатационной документации и др.) и своевременностью отправки воинской частью вооружения в капитальный (средний) ремонт осуществляет соответствующая служба военного округа.
Вооружение должно поступить на предприятие в первой декаде планируемого месяца.
Отправляемое в ремонт вооружение с учета воинской части не списывается, если это не оговорено в наряде.
В исполнительном наряде делается отметка с подписью заместителя командира части по вооружению об укомплектованности вооружения согласно ведомости комплектности изделия, подаваемого в ремонт.
Вооружение, подлежащее сдаче в капитальный (средний) ремонт, должно быть соответствующей категории. Категория вооружения указывается в его формуляре (паспорте).
Вооружение должно быть в собранном виде и транспортабельным. При этом необходимо обеспечение безопасного и надежного транспортирования вооружения железнодорожным (автомобильным) транспортом и своим ходом. Все сборочные единицы, приборы, детали, ящики с документацией должны быть закреплены, как это предусмотрено конструкцией вооружения, за исключением отдельных агрегатов, стоек, блоков и контрольно-измерительных приборов, которые по условиям их транспортировки демонтируются в соответствии с требованиями эксплуатационной документации. В этом случае агрегаты, стойки, блоки и контрольно-измерительные приборы должны транспортироваться с изделиями в укомплектованном виде.
Вооружение, отдаваемое в ремонт, должно быть:
полностью укомплектовано всеми блоками, сборочными единицами (исправными и неисправными) и другими принадлежностями согласно формуляру (паспорту), за исключением ЗИП и другого вспомогательного имущества, не указанного в ведомости комплектности изделия, подаваемого в ремонт, а также эксплуатационной документацией;
доработано с внесением изменений в эксплуатационную документацию, все доработки должны быть записаны в формуляр (паспорт);
укрыто штатными чехлами или упаковано в тару в соответствии с требованиями эксплуатационной документации;
разряжено, взрывобезопасно, что должно подтверждаться записями в формулярах (паспортах), отправка в ремонт неразряженного вооружения или боеприпасов с вооружением категорически запрещается;
без топлива и замерзающей жидкости (для агрегатов питания);
без замерзающих жидкостей (средств подвижности и базовых машин);
подвергнуто (при необходимости) дезактивации, дегазации, дезинфекции;
укомплектовано исправными, заряженными и опломбированными огнетушителями.
В случае если не разработана ведомость комплектности изделия, подаваемого в ремонт, то сдаваемое в капитальный (средний) ремонт и подлежащее возврату в ту же воинскую часть вооружение должно быть укомплектовано только теми предметами одиночного комплекта ЗИП, которые необходимы при транспортировании, проведении работ и испытании вооружения после ремонта с учетом выполнения мер безопасности. Фактическая комплектность ЗИП в этом случае записывается в приемо-сдаточном акте.
При отправке вооружения в ремонт запрещается:
производить разукомплектование вооружения;
заменять исправные сборочные единицы, детали и переносные контрольно-измерительные приборы на неисправные, не установленные на данном вооружении в соответствии с формуляром (паспортом);
переводить средства подвижности или БМ в неработоспособное состояние;
заносить в формуляр (паспорт, акты) непредусмотренные сведения.
Комплектность вооружения, сдаваемого в ремонт без последующего его возврата в воинскую часть, являющуюся сдатчиком, указывается в наряде на ремонт.
Вооружение, подлежащее возврату после ремонта в ту же воинскую часть, при сдаче в ремонт не комплектуется:
табельными средствами связи (радиостанции, телефонные коммутаторы, головные телефоны, микротелефонные гарнитуры, телефонные кабели и др.);
инженерным имуществом (шанцевый инструмент, средства маскировки и др.).
Базовые машины и средства подвижности, на которых смонтировано вооружение, сдаваемое в ремонт, должны быть исправными, обслуженными в объеме ТО-2 и укомплектованным оборудованием и документацией, за исключением водительского и шанцевого инструмента, утеплительных капотов, средств повышения проходимости, ПНВ, возимых средств дезактивации и маскировки.
Допускается отправка (сдача) в капитальный (средний) ремонт вооружения на неисправных средствах подвижности. В этом случае автомобили должны удовлетворять требованиям технических условий на сдачу в ремонт (выдачу из ремонта) машин в соответствии с Приказом МО № 210-1980 г.
Отдельные стойки, блоки, контрольно-измерительные приборы и эксплуатационная документация упаковываются в штатную тару или упаковочные и транспортные ящики, обеспечивающие сохранность приборов, аппаратуры и документации при любых метеорологических условиях. Нештатные ящики окантовываются мягкой металлической упаковочной лентой и пломбируются отправителем. На каждый ящик с контрольно-измерительными приборами, документацией и аппаратурой заполняется упаковочный лист в двух экземплярах. Один экземпляр упаковочного листа вкладывается в ящик, другой остается у отправителя. На боковых стенах и крышках ящика наносятся необходимые предохранительные надписи и знаки.
Эксплуатационная (секретная) документация высылается на предприятия не позднее чем за десять суток до момента отгрузки вооружения. Пересылка секретной эксплуатационной документации, отдельных секретных блоков осуществляется установленным порядком.
Не секретная документация отправляется на предприятие вместе с вооружением.