Чем отличаются проекты от исследовательских работ. Проектная деятельность в школе

Работа над исследовательским проектом проходит в несколько этапов:

1. Выбор темы.

2. Определение цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования.

3. Подбор и изучение материалов по теме: литература, другие источники.

4. Выбор методов исследования.

5. Разработка плана проекта и его реализация.

6. Написание исследовательского проекта.

7. Оформление исследовательского проекта.

8. Защита исследовательского проекта (презентация, доклад).

Первый этап – выбор темы

Выбор темы для исследовательского проекта должен отвечать следующим требованиям:

1. Тема должна соответствовать склонностям автора.

2. Основные тексты должны быть достижимы (то есть физически доступны для автора).

3. Основные тексты должны быть постижимы (то есть интеллектуально посильны для автора).

Второй этап - определение цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования

При определении цели исследования необходимо ответить на вопросы:

1. Какой результат предполагается получить?

2. Каким видится этот результат ещё до его получения?

Под задачами исследования понимается то, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.

Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.

Определяются также объект, предмет проекта.

Объектом исследования называется процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения. Главный вопрос при определении объекта - Что рассматривается ?

Предмет исследования определяется при ответе на следующие вопросы:

1. Как рассматривать объект?

2. Какие отношения ему присущи?

3. Какие аспекты и функции выделяет исследователь для изучения объекта.

Третий этап - подбор и изучение материалов по теме

При изучении материалов по выбранной теме, принято все источники делить на первоисточники и вторичные источники.

При работе с книгами первоисточниками считается первоиздание или академическое издание текста

Четвертый этап - выбор методов исследования

Обязательно в исследовательском проекте указание на методы исследования, которые служат инструментом для добывания фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной цели. Существуют следующие методы исследования (тебе нужно выбрать подходящие для своей работы):

Наблюдение. (Представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся, прежде всего на работу органов чувств человека: зрения, слуха, осязания, обоняния),.

Сравнение. (Позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам.)

Измерение. (Процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности.)

Эксперимент или опыт. (Предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях).

Моделирование. (Построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов. По характеру моделей выделяют предметное и знаковое моделирование. Предметным называют моделирование, в ходе которого исследование ведется на модели, воспроизводящей геометрические, физические, динамические, либо функциональные характеристики объекта – оригинала. При знаковом моделировании моделями служат схемы, чертежи, формулы и т.п.).

Беседа, анкетирование, или опрос. (Организуется с целью выявления индивидуальных особенностей личности, её желаний, позиции).

Пятый этап - разработка плана проекта и его реализация

При работе над исследовательским проектом необходимо наметить рабочий план.

Рабочий план поможет прояснить, что необходимо сделать. Далее идет его реализация: проводятся наблюдения, эксперименты, опыты, беседы, опросы, анкетирования и т.п. согласно выбранным методам.

Шестой этап - написание исследовательского проекта

При написании исследовательского проекта следует учитывать, что язык и стиль его - научный.

Научный стиль имеет свои особенности:

Подчеркнутую, строгую логичность, проявляющуюся в том, что все предложения располагаются в последовательности, соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте;

Точность, которая достигается тщательным подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов;

Объективность изложения фактов, недопустимость субъективизма и эмоциональности. В языковом плане эти свойства проявляются в том, что в научных текстах не принято использовать эмоционально-оценочную лексику, а вместо местоимения «я «и глаголов в 1-м лице единственного числа чаще употребляются предложения неопределенно-личные (считают, что……), безличные (известно, что……), определенно-личные (рассмотрим проблему…);

Ясность - умение писать доступно и доходчиво;

Краткость - умение избежать ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора.

Отличие
проектной
деятельности от
исследовательско
ГБОУ РО Белокалитвинский
й.
М. Платова казачий
кадетский корпус
Учитель химии Кравцова
Н.Г.

По определению:
Проект ­ это "специально
Исследование понимается
организованный учителем и
самостоятельно выполняемый
детьми комплекс действий,
завершающихся созданием
продукта, состоящего из
объекта труда, изготовленного
в процессе проектирования, и
его представления в рамках
устной или письменной
презентации".
преимущественно как
процесс выработки новых
знаний, один из видов
познавательной
деятельности человека.
исследование не
предполагает создания
какого­нибудь заранее
планируемого объекта, даже
его модели или прототипа.

По цели:
Цель проектной
деятельности –
реализация проектного
замысла.
Цель
исследовательской
деятельности ­
уяснения сущности
явления, истины,
открытие новых
закономерностей и т.п.

По наличию гипотезы:
Проекты могут быть и
Исследование подразу
без исследования
(творческие,
социальные,
информационные).
мевает выдвижение
гипотез и теорий, их
экспериментальную и
теоретическую
проверку.

По этапам исследования:
Основные этапы проектной деятельности:
Определение темы проекта, поиск и анализ
проблемы, постановка цели проекта, выбор
названия проекта;
Обсуждение возможных вариантов
исследования, сравнение предполагаемых
стратегий, выбор способов, сбор и изучение
информации, определение формы продукта и
требований к продукту, составление плана
работы, распределение обязанностей;
Выполнение запланированных технологический
операций, внесение необходимых изменений;
Подготовка и защита презентации;
Анализ результатов выполнения проекта,
оценка качества выполнения проекта.
Этапы исследования:
Формулирование проблемы, обоснование
актуальности выбранной темы.
Выдвижение гипотезы.
Постановка цели и конкретных задач
исследования.
Определение объекта и предмета
исследования.
Выбор методов и методики проведения
исследования.
Описание процесса исследования.
Обсуждение результатов исследования.
Формулирование выводов и оценка
полученных результатов.

По продукту:
Проект – это замысел, план, творчество
Исследование – процесс выработки
по плану.
Проектирование может быть
представлено как последовательное
выполнение серии четко определенных,
алгоритмизированных шагов для
получения результата.
Проектная деятельность всегда
предполагает составление четкого
плана проводимых изысканий, требует
ясного формулирования и осознания
изучаемой проблемы, выработку
реальных гипотез, их проверку в
соответствии с четким планом и т.п.
новых знаний, истинное творчество.
Исследование ­ это поиск истины,
неизвестного, новых знаний. При
этом исследователь не всегда знает,
что принесет ему сделанное в ходе
исследования открытие.
Исследовательская
деятельность изначально должна
быть свободной, не
регламентированной какими­либо
внешними установками, она более
гибкая, в ней значительно больше
места для импровизации

Перечень приемов, способствующих развитию
исследовательских способностей

Исследовательские
способности
Умение видеть
проблемы
Умение выдвигать
гипотезы
Приемы
Посмотрите на мир чужими глазами
Продолжи рассказ
Составить рассказ от имени другого персонажа
Составить рассказ, используя данную концовку
Сколько значений у предмета?
Назовите как можно больше признаков предмета
Увидеть в другом свете и др.
Упражнения на обстоятельства
«Если бы …»
Найдите возможную причину события
«Что бы произошло, если бы волшебник
исполнил три самых главных желания каждого
человека на Земле?Умение высказывать
суждения, делать
умозаключения и
выводы
Умение создавать
тексты
Упражнения на развитие внимания и
наблюдательности
«Кто пропал?», «Найди отличия»
Мысленный эксперимент
Эксперименты с реальными объектами
Проверка правильности утверждений
Индуктивные и дедуктивные умозаключения
Умозаключения по аналогии
«Что на что похоже?», «Как люди смотрят на
мир».
Методика работы с текстом
Дом с колоннами
Кластеры и др.


Проект – совместная поэтапная деятельность учащегося (учащихся), имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Обязательным условие проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном результате деятельности.


Исследование – это деятельность, связанная с решением творческой или исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, подбор методик исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы.


Задумывая проект, мы должны четко представлять себе проектный замысел, т.е. ту идею и тот результат, который мы планируем изначально и ради которого мы проводим проект. Главным результатом исследования является неизвестный заранее интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате исследования.


В чем отличие учебного исследования от научного исследования? Учебное исследование имеет целью приобретение учащимся функционального навыка исследования как способа освоения действительности. Главное – приобретенный личностями опыт. Научное исследование – получение объективно нового результата, нового знания.


Проектно-исследовательская деятельность Деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение в ней целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.


Развитие проектно-исследовательской деятельности в ОУ. Что надо знать руководителю Что дает проектная и исследовательская деятельность обучающихся наряду с традиционным способом обучения Как изменяется роль учителя и ученика в учебном процессе Как научить руководить работой учащихся Как привлечь в школу ученых и специалистов из научной отрасли Как изменяется организация учебного процесса образовательного учреждения Как оценивается успешность работы обучающегося


Развитие проектно-исследовательской деятельности в ОУ. Что надо знать учителю Как согласовать тематические планы курсов предметов, в рамках которых выполняется исследование или проект Как подобрать учебные проекты или исследования, соответствующие специфике школы Как подготовить обучающихся к работе над учебным проектом или исследованием Как разработать учебный проект или исследование Какие формы образовательной деятельности применять при осуществлении проекта или исследования


Этапы работы над проектом или исследованием Подготовительный (направлен на снятие состояния тревожности, свойственное школьникам в процессе их непосредственного участия в нестандартной ситуации внеучебной деятельности) Организационный (значительное стимулирование самостоятельной активности школьников в поиске необходимой информации, развитие адекватной самооценки) Обобщающий (вовлечение старшеклассников в разнообразную личностно значимую для них профессиональную деятельность, активизацию познавательных процессов)


Этапы работы над проектом или исследованием Поисковая фаза (развитие ситуации проектной деятельности, поиск информации, расширение количества ресурсов) Стратегическая фаза (затруднения, связанные с разработкой индивидуального личного профессионального плана, позволяющего осуществить профессиональное намерение) Презентационная фаза (поиск эффективных способов самопрезентации, самореализации, минимизация нервно-психического напряжения в ситуации публичного выступления)


Критерии успешности проекта или исследования Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы Практическое использование ЗУН Количество новой информации, использованной для выполнения Степень осмысления использованной информации Уровень сложности и степень овладения методиками Оригинальность идеи Уровень организации и проведения презентации Владение рефлексией Творческий подход в подготовке объектов наглядности Социальное и прикладное значение результатов

Исследование и проект: в чём разница?

В сфере образования присутствует определенная путаница в отношении понятий «исследование» и «проектирование». Го­ворят о деятельности: проектной, исследовательской, проектно­-исследовательской, проектной и исследовательской и др. Рассмотрим, что такое проект и как он соотносится с исследованием.

Исследование – деятельность, направленная на получение новых знаний о существующем в окружающем мире объекте или явлении. Результат исследования заранее неизвестен, поэтому его цель и ставится соответственно – определить, изучить, получить данные. При этом практическая применимость полученных знаний не имеет определяющего значения.

Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование, предполагает выполнение учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлении об объекте и явлении окружающего мира, под руководством специалиста.

Проект («брат» исследования, находящийся с ним в родстве, но имеющий принципиально другую природу) направлен на со­здание того, чего еще не существует (например, создание нового здания, компьютерной программы, социального эффекта и т. д.) и пред­полагает наличие проектного замысла, который достигается в процессе его реализации. Поэтому цель проекта формулируется соответственно – создать, построить, достичь. При построении структуры работы необходимо помнить, что она должна соответ­ствовать проектной логике.

И проектирование, и исследование являются главными «взрос­лыми» средствами производства в науке, технике, социальной жиз­ни, изначально не очень приспособленными к задачам образователь­ной практики. Именно поэтому любые методики в этой области при переносе в образовательные учреждения должны быть адаптированы и приспособлены для работы с учащимися конкретного возраста и уровня способностей.

Вместе с тем эти технологии позволяют открыть для школьников «окно в большую жизнь», ознакомить с главными приёмами, которыми пользуются в своей профессиональной деятельности специалисты, а для последних создают возможность передачи своих знаний и опыта молодому поколению, что делает образование более открытым.

Исследование не ставит целью изменение окружающего мира, сосредоточившись на его познании.

Проектирование – это создание новых, прежде не существовавших объектов и явлений, или изменение известных объектов с целью получить у них новые свойства.

Любой проект всегда направлен на решение конкретных технических, идеологических и других задач (создание сайта, разработка модели технического устройства, выработка определенного общественного мнения и т.д.), поэтому главным критерием оценки эффективности проектирования является практическая значимость. Как и в учебном исследовании, главным результатом учебного проектирования является субъективная практическая значимость для автора работы, т. е. возможность самостоятельно получить значимый результат.

Проектирование и исследование тесно переплетены. Ни одна исследовательская задача не может быть до конца решена без применения технологии проектирования – последовательного движения к поставленной цели. Именно поэтому структура исследования включает в себя все типично проектные этапы:

Концептуализация (выделение нерешенной проблемы, актуализация недостающего знания);

Целеполагание – определение целей и задач исследовательской работы (при этом функцию проектного замысла выполняет гипотеза исследования);

Подбор методов и средств достижения поставленных целей (разработка экспериментов, плана сбора информации, отбор проб и т. д.);

Планирование хода работы;

Оценка результатов и соотнесение их с гипотезой (обсуждение и анализ результатов);

Окончательные выводы и их интерпретация.

Исследовательскую работу часто называют исследовательским проектом. Точно так же и адекватное проектирование невозможно без исследовательских процедур. Отправные точки - сбор и анализ исходной информации для реализации проекта и оценка его возможных последствий. Так, все мы знаем, что, если исследование геоподосновы для проектируемого здания будет проведено неквалифицированно, здание может разрушиться, а неверная оценка влияния тепловых эффектов при строительстве в зоне вечной мерзлоты приведет к просадке здания. Поэтому (и это должно быть предметом специального обучения в учебном проектировании) исследование определяет профессиональный уровень и качество проекта.

Уяснение учащимися разницы между проектом и исследованием является очень важным, поскольку качество работ, выполненных в этих двух жанрах, оценивается по разным критериям.

Приведем пример. Скажем, ученик исследует загрязнение пруда N. Руководитель ставит ему задачу - установить концентрацию тяжелых металлов в пробах воды из пруда. Ученик честно и корректно выполняет поставленную задачу, получает статистически достоверные результаты, докладывает на конференции и... получает низкую оценку. Почему? Один из членов жюри задал вопросы: а зачем вы это делали, какая практическая польза от вашей работы, где внедрены результаты, какой общественный резонанс она имела? На этой же конференции представляется работа, авторы которой поставили себе другую задачу - добиться улучшения экологического состояния того же самого пруда. Для этого они провели социологическое исследование - опрос жителей близлежащих населенных пунктов, в результате чего установили, что, по мнению большинства из них, причиной загрязнений является расположенный поблизости завод, производящий выбросы вредных веществ в атмосферу. Ребята опубликовали ряд материалов в местной прессе, посетили депутата. В результате они сформировали мнение местного сообщества, властей и добились улучшения очистки производимых заводом отходов. Эта работа на рассматриваемой конференции получила высокую оценку. Первый ученик так и не понял, почему его работа оказалась «непризнанной». А авторам второй работы остались неизвестными состав вредных веществ и механизмы их воздействия на природные экосистемы.

Мы не утверждаем, что исследование лучше проекта или наоборот. Каждый из этих жанров творчества имеет свои целевые установки и особенности, которые нужно хорошо понимать.

Оценивая, важно различать проектные работы, где исследование выступает средством обоснования необходимости реализации проектного замысла, и исследовательские, где проектирование выступает средством построения процесса исследования, необходимого для достижения конечного результата – подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы.

Следующим важным вопросом является понимание разницы между тем, что делает школьник и тем, что делает учитель (руководитель работы) в процессе выполнения исследования или проекта (табл. 1).

Таблица 1

Деятельность учителя и учащегося в процессе выполнения исследования или проекта

Учащийся Учитель
Исследовательская деятельность , потому что личная мотивация связана с получением объективно новых знаний об объекте своего исследования Проектная деятельность , потому что смысл этой деятельности за­ключается в достижении главной цели образования – повышения качества образования учащегося
Научный подход к деятельности, потому что критерием качества исследования является его объ­ективность, т. е. принципиальная воспроизводимость результата

Научно-организационный подход , потому что главный смысл дея­тельности сводится к созданию условий, раскрывающих иссле­довательские способности уча­щегося

Учебное исследование имеет различный смысл для разных участников этой деятельности. Для ученика учебное исследова­ние должно стать «просто исследованием» в смысле личной причастности к деятельности и учебной задачей в смысле степени ответственности за полученный результат и его представление. Для учителя учебное исследование является творческим педагогическим проектом, при выполнении которого необходимо не только контролировать содержательную часть исследования, но и адаптировать процесс применимо к конкретной личности учащегося. Поэтому нужно хорошо понимать, что руководитель занимается педагогическим проектированием, а именно разра­боткой средств - программы, индивидуального плана работы с учеником, конкретных мероприятий, итоги которого дадут об­разовательный результат. Столь строгое разграничение является дидактической схемой.

Образовательный эффект наиболее высок в случае, когда учитель разделяет исследовательскую позицию вместе с учащимся, при этом максимально реализуется эффект деятельностного сотрудничества.

Еще необходимо отметить, что умения и навыки, получае­мые учащимися при выполнении проектных либо исследователь­ских работ, также различаются. Кратко эти различия приведены в табл. 2.

Таблица 2

Умения и навыки, получаемые учащимися при выполнении проектных и исследовательских работ

(Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы / Под ред. А.В. Леонтовича. – М.: ВАКО, 2014. – 160 с.)

Школьный проект

Школьный проект имеет следующую структуру (эта структура может быть представлена в обобщённой или более детализированной форме).

Анализ ситуации, формулирование замысла, цели:

Анализ ситуации, относительно которой появляется необходимость создать новый продукт (формулирование идеи проектирования);

Конкретизация проблемы (формулирование цели проектирования);

Выдвижение гипотез разрешения проблемы; перевод проблемы в задачу (серию задач).

Выполнение (реализация) проекта:

Планирование этапов выполнения проекта;

Обсуждение возможных средств решения задач: подбор способов решения, проведения исследования, методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);

Собственно реализация проекта.

Подготовка итогового продукта:

Обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчётов, просмотров и пр.);

Сбор, систематизация и анализ полученных результатов;

Подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

Выводы, выдвижение новых проблем исследования.

К этим этапам проекта необходимо добавить и дополнительные его характеристики, которые необходимы при организации проектной деятельности школьников.

Проект характеризуется:

Ориентацией на получение конкретного результата;

Предварительной фиксацией (описанием) результата в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации;

Относительно жёсткой регламентацией срока достижения (предъявления) результата;

Предварительным планированием действий по достижении результата;

Программированием – планированием во времени с конкретизацией результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижение общего результата проекта;

Выполнением действий и их одновременным мониторингом, и коррекцией;

Получением продукта проектной деятельности, его соотнесением с исходной ситуацией проектирования, анализом новой ситуации.

(Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников, 2011 г.)

Оценивание проектной деятельности школьников

Оценивание проектной работы школьников – сложная и совершенно новая для педагогов задача. Вернемся к сравнению традиционной методики преподавания и организации проектной деятельности. При традиционном обучении преподаваемые знания, умения навыки носят нормативный характер. А потому есть и критерии их оценки. Есть эталон (норма), например правило правописания, есть и уровень выполнения этой нормы (в работе ученика). Оценка предполагает сравнение нормы и реального результата, выделение совпадения/несовпадения и, наконец, оценивание. При всей критике в адрес традиционных форм оценки они существуют опять-таки вследствие объективных характеристик традиционного обучения. Норма (правило, требование) является своеобразным измерителем реального выполнения учеником конкретного задания. Отсюда – относительно объективный характер оценки.

Оценка самостоятельности учащихся при выполнении проектной работы:

  1. Тематика творческого задания (проекта) выбирается с учетом возможностей его выполнения.
  2. Ученик (группа):

Прежде чем выбрать тему, анализирует сроки представления результатов, наличие свободного времени (например, параллельно с работой над проектом нет других заданий);

Планирует этапы выполнения задания, распределяет их во времени;

Возможно, отказывается от некоторых частей задания, мотивируя отказ объективными ограничениями (недостатком временного или иного ресурса).

В проектной работе учащихся продукт деятельности является ненормируемым. Например, один продукт является весьма эвристичным, но его исполнение – недостаточно качественным. Другой проект, напротив, весьма традиционен, но прекрасно выполнен. В принципе, эти же проблемы есть и в традиционном обучении. Гораздо труднее при оценке сочинения выставить оценку за литературу, чем за русский язык, или оценку за изложение, чем оценку за контрольную по математике.

Оценка, если рассматривать её с точки зрения структуры деятельности детей, – это инструмент обратной связи и, следовательно, инструмент управления процессом работы, в частности учения. Поэтому здесь есть несколько возможностей, которые можно использовать. Например, можно оценивать проект не одной оценкой, а несколькими по разным основаниям (за командную работу, за качество презентации, за проектную идею и т.д.)

Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;

Степень включённости в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли;

Количество новой информации, использованной для выполнения проекта;

Степень осмысления использованной информации;

Уровень сложности и степень владения использованными методиками;

Оригинальность идеи, способа решения проблемы;

Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности;

Владение рефлексией;

Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

Социальное и прикладное значение полученных результатов.

(Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.)

РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ПРОЕКТОМ И ИССЛЕДОВАНИЕМ

В традиционных представлениях школьных учителей исследовательское обучение понимается как метод проектов. Многие учителя не видят разницы между исследованием и проектированием. Большинство затруднений обусловлено, прежде всего, непониманием природы как исследовательских, так и реферативных, экспериментальных и др. творческих работ учащихся. Учитель, как руководитель исследования, должен сам быть подготовленным и компетентным.

Постараемся ликвидировать этот пробел в компетенциях учителей. Итак, сначала обратимся к определениям.

Исследовательская деятельность обучающихся - деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее НЕИЗВЕСТНЫМ решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ, ХАРАКТЕРНЫХ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций ПОСТАНОВКУ ПРОБЛЕМЫ, ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРИИ, ПОСВЯЩЕННОЙ ДАННОЙ ПРОБЛЕМАТИКЕ, ПОДБОР МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ОВЛАДЕНИЕ ИМИ, СБОР СОБСТВЕННОГО МАТЕРИАЛА, ЕГО АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ, НАУЧНЫЙ КОММЕНТАРИЙ, СОБСТВЕННЫЕ ВЫВОДЫ . Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая ОБЩУЮ ЦЕЛЬ, СОГЛАСОВАННЫЕ МЕТОДЫ, СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ДОСТИЖЕНИЕ ОБЩЕГО РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Непременным условием проектной деятельности является наличие ЗАРАНЕЕ ВЫРАБОТАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОНЕЧНОМ ПРОДУКТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЭТАПОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ (ВЫРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРОЕКТА, ДОСТУПНЫХ И ОПТИМАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СОЗДАНИЕ ПЛАНА, ПРОГРАММ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА) И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА, ВКЛЮЧАЯ ЕГО ОСМЫСЛЕНИЕ И РЕФЛЕКСИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Оба определения показывают, что у исследования и проектов е сть общие черты. Но это не значит, что их можно использовать как синонимы. Вспомним наши рассуждения о педагогических технологиях: технология является таковой пока осуществляются все ее этапы. Если отсутствует или нарушается последовательность этапов, технология разрушается и перестает быть таковой. Итак, попробуем выделить общие черты этих РАЗНЫХ педагогических технологий.

К ОБЩИМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ ОТНОСЯТСЯ:

  1. общественно-значимые цели и задачи исследовательской и проектной деятельности: как правило, результаты исследовательской, а в особенности, проектной деятельности имеют конкретную практическую ценность, предназначены для общественного использования
  2. структура проектной и исследовательской деятельности включает общие компоненты:
  • анализ актуальности данных работ;
  • целеполагание, формулировка задач, которые следует решить;
  • выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;
  • планирование, определение последовательности и сроков этапов работ;
  • собственно проведение проектных работ или научного исследования;
  • оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования;
  • представление результатов работ в пригодном для использования виде;
  • проведение проектной и исследовательской деятельности требует от разработчиков высокой компетенции в выбранной сфере, творческой активности, собранности, аккуратности, целеустремленности, высокой мотивации;
  • итогами проектной и исследовательской деятельности являются не только предметные их результаты, но и интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умений сотрудничать в коллективе и способностей самостоятельной работы, уяснение сущности творческой исследовательской или проектной работы.

СУЩЕСТВУЮТ И ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Любой проект направлен на получение вполне конкретного задуманного, замысленного разработчиком результата - продукта, обладающего определенной системой свойств, предназначенного для определенного конкретного использования. Тогда как в ходе научного исследования, как правило, организуется поиск в какой-то определенной области, и при этом на начальном этапе лишь обозначается направление исследования, может быть, формулируются отдельные (далеко не все) характеристики итогов работ.

Реализацию проектных работ предваряет точное умозрительное представление будущего продукта, разработчик предварительно проектирует в умственном плане результаты проектных работ и только после этого приступает собственно к исполнительному этапу деятельности. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. Тогда как на начальных этапах исследовательской деятельности формулируется лишь гипотеза, то есть «научное допущение или предположение, истинностное значение которого неопределенно». Научная гипотеза выдвигается всегда в контексте развития данной области научных знаний, для решения какой-либо конкретной проблемы, следовательно, формулировка гипотезы всегда сопряжена с постановкой проблемы исследований. Осознание научной проблемы и ее формулировка значимый этап исследовательской деятельности. Итак, логика построения исследовательской деятельности требует, в обязательном порядке, формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.

Значимой особенностью исследовательской деятельности, существенно отличающей ее от проектной, является то, что научное исследование может привести к самым разным, иногда и неожиданным результатам - в научной среде говорят: «отрицательный результат, тоже результат». То есть исследователь зачастую не может прогнозировать всех точных характеристик результата своей деятельности, часто не знает, всех сфер, где итоги его работы смогут найти свое практическое применение.

Проект направлен на практическое применение. В научном исследовании практическая значимость часто весьма опосредована, она не главное - важнее сам процесс исследования.

В исследовании не может быть разных видов деятельности - это строго научный жанр. Исследовательская работа должна быть написана в определенном жанре, и этот жанр - рассуждение. Ее композиция может строиться по-разному у разных исследователей, но этапы работы будут повторяться. В проекте же все будет зависеть от того жанра, к которому стремится автор. Cтатья может быть написана в жанре, например, - репортажа, соединять исследовательский и оформительский компоненты проекта. Таким образом, в проекте, как в едином целом, могут гармонично переплетаться очень разные направления деятельности.

Сравним основные этапы проведения научного исследования и проектных работ.

Научное исследование

Выбор сферы деятельности, доказательство актуальности планируемых работ.

Формулировка замысла проекта:

  • Предварительное описание продукта проектных работ.
  • Его соответствие условиям будущего использования.
  • Осознание проблемы, существующей в данной научной сфере.
  • Формулировка гипотезы, направленной на разрешение данной проблемы.

Формулировка целей:

  • на выполнение замысла проекта (очень конкретно)
  • на решение научной проблемы (большая степень свободы)

Интерпретация целей на языке задач:

  • получение конкретного продукта проектных работ
  • разностороннее научное исследование объекта изучения

Выбор методологического инструментария

В основном, специфические методы предметных областей, операции и приемы получения заданных свойств продукта проектной деятельности и т.д.

Включают весь методологический инструментарий: общенаучные методы, специфические методы, различные необходимые операции исследовательской деятельности

Проведение проектных или исследовательских работ

Реализация проектных работ в соответствии с замыслом, поставленными целями и задачами, с использованием выбранного инструментария - получение конкретного продукта проектной деятельности.

Проведение научного исследования, направленного на решение существующей научной проблемы, экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы, достижение поставленных целей исследования, решение задач, конкретизирующих цели исследования.

Оценка соответствия всех свойств продукта разработок замыслу проекта. Подготовка полученного продукта к его дальнейшему использованию: разработка рекомендаций и инструкций к использованию.

Уяснение, анализ, обработка результатов научного исследования. Оформление результатов исследования для их последующей презентации.

Проверка возможности использования полученного продукта в конкретных условиях.

Обсуждение полученных результатов научного исследования с компетентными лицами.

Практическое использование полученного продукта.

Прогноз дальнейшего развития научных исследований данного направления.

После такого сопоставления наглядно видно, что проект и исследование РАЗНЫЕ педагогические технологии, они состоят из разных этапов, разных продуктов деятельности и т.д.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ школьника - деятельность учащихся по решению творческой, исследовательской задачи с заранее НЕИЗВЕСТНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ; есть ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ, характерные для исследования в научной сфере. Главный РЕЗУЛЬТАТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЙ ТУ ИЛИ ИНУЮ ИСТИНУ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОЦЕДУРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ В СТАНДАРТНОМ ВИДЕ. Таких стандартов в науке несколько: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья. В каждом из стандартов определен характер языка, объем, структура.

ПРОЕКТ, ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ учащихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, НАПРАВЛЕННАЯ НА ДОСТИЖЕНИЕ КОНКРЕТНОГО ОБЩЕГО РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПРОДУКТА). НЕПРЕМЕННОЕ УСЛОВИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - НАЛИЧИЕ ЗАРАНЕЕ ВЫРАБОТАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОНЕЧНОМ ПРОДУКТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Главная ее ценность - свершение, преобразование, поэтому все средства подчинены достижению результата. НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОЕКТА НЕОБХОДИМО РЕШАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ, ЧТОБЫ ПРОЕКТ БЫЛ РЕАЛЬНЫМ, НО ИССЛЕДОВАНИЕ ЗДЕСЬ ВЫПОЛНЯЕТ ЧИСТО ОБСЛУЖИВАЮЩИЕ ФУНКЦИИ.

Основные задачи исследователя - добросовестно и аккуратно провести научный поиск, получить достоверные результаты, найти им разумную интерпретацию, сделать доступными для других специалистов, работающих в данной области. В противоположность исследовательской деятельности результат проектных работ всегда точно определен: трудно себе представить, чтобы проектировщик замыслил произвести автомобиль, а изготовил телефон…

Проект направлен на ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ . В научном исследовании ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ЧАСТО ВЕСЬМА ОПОСРЕДОВАНА , она не главное - важнее сам процесс исследования.

В ИССЛЕДОВАНИИ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ РАЗНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ЭТО СТРОГО НАУЧНЫЙ ЖАНР . В ПРОЕКТЕ, КАК В ЕДИНОМ ЦЕЛОМ, МОГУТ ГАРМОНИЧНО ПЕРЕПЛЕТАТЬСЯ ОЧЕНЬ РАЗНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...