Когда будет повышение минималки и на сколько. Минимальный размер оплаты труда могут увеличить вдвое

Свидетелями повышения МРОТ до 85% прожиточного минимума трудоспособного населения мы стали 1 января 2018 года. Ранее ожидалось, что с прожиточным минимумом за II квартал предыдущего календарного года МРОТ сравняется только 1 января 2019 года. Однако срок был перенесен на 1 мая 2018 года.

В 2018 году МРОТ менялся дважды: с 1 января 2018 года его размер был установлен на уровне 9 489 руб., а с 1 мая 2018 года он приблизился к сумме 11 163 руб.

МРОТ с января 2019 года вырастет на 117 руб. Прожиточный минимум в России во втором квартале 2018 года для трудоспособного населения, по подсчетам Минтруда, составляет 11 280 руб. (). Ему, согласно , должна соответствовать минимальная месячная зарплата. Поэтому МРОТ — 2019 составит 11 280 руб.

25 декабря 2018 года президент подписал , предусматривающий повышение МРОТ с 1 января 2019 года.

Зарплата ниже МРОТ: ответственность и штрафы

Почему важен МРОТ? По многим причинам. Прежде всего, от него зависит заработная плата. Работодатель не имеет права платить сотрудникам, работающим на условиях полного дня, зарплату ниже МРОТ, о чем говорится в : «Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда».

ГИТ на своем официальном сайте уточняет, что заработная плата может быть меньше МРОТ, если работник работает в режиме неполной занятости или по совместительству. «Оклад может быть меньше МРОТ. Заработная плата включает в себя кроме оклада компенсационные выплаты, различные надбавки и стимулирующие выплаты (). Таким образом, с учетом всех надбавок к окладу или поощрений работник получает сумму, большую или равную МРОТ. Если зарплата работника все-таки меньше установленного минимального размера оплаты труда, работодателю необходимо произвести доплату до величины МРОТ».

Работодатель должен понимать, что он сильно рискует, если его работники получают зарплату ниже МРОТ. Трудовая инспекция может оштрафовать его. Согласно , такое нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб.; на юрлиц — от 30 000 до 50 000 руб.

За повторное нарушение штраф на должностных лиц составляет от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юрлиц — от 50 000 до 100 000 руб.

Региональный МРОТ

Страховые взносы и МРОТ

С 2018 году страховые взносы отвязаны от МРОТ. То есть с 1 января 2018 года, согласно , размеры страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, которые ИП платят за себя, не связаны с величиной МРОТ и тарифной ставкой.

ИП должны будут уплатить соответствующие взносы в указанные выше внебюджетные фонды в размере, установленном .

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование для ИП в 2019 году составят:

  • в случае, если величина дохода плательщика не превышает 300 000 руб., - 29 354 руб. (фиксированный размер);
  • в случае, если величина дохода плетельщика превышает 300 000 руб., - 29 354 руб. (фиксированный размер) + 1% от суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 руб., но не более 8 х 29 354 руб.

Общая сумма взносов на обязательное пенсионное страхование не должна превышать 234 832 руб.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в 2019 году составят 6 884 руб. в фиксированном размере.

Госдума разрабатывает законопроект о повышении МРОТ до уровня 40 процентов от средней зарплаты по России. С таким предложением выступил вице-президент Конфедерации труда России Олег Шеин.

«Есть подходы, прописанные, в частности, в рекомендациях Международной организации труда и Международного валютного фонда, что минимальная зарплата должна составлять порядка 40% от средней по стране. Мы сейчас работаем над текстом о поэтапном доведении МРОТ до отметки в 40% от официальной средней зарплаты», - говорит вице-президент Конфедерации труда РФ.

Законопроект планируют внести на рассмотрение Госдумы в июле 2018 года.

Прожиточный минимум — это стоимость минимального набора продуктов питания, товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности человека. Также прожиточный минимум учитывает необходимые к уплате ежемесячные платежи и сборы. Сегодня в России есть прожиточный минимум для трудоспособного человека, для пенсионера и для ребенка.

МРОТ — это минимальный размер зарплаты россиян до вычета налога на доходы физических лиц. Работодатель не вправе платить меньше - за это его могут оштрафовать и даже привлечь к уголовной ответственности. Кроме того, от МРОТ зависит размер пособий по беременности и родам тем, кто не имеет страхового (трудового) стажа.

Повышение МРОТ до 15600 рублей: в России с 1 мая 2018 года уже вступил в силу закон о повышении МРОТ

В России с 1 мая 2018 года уже вступил в силу закон о повышении МРОТ до 11 163 рублей. По данным Росстата, в 2017 году в стране среднемесячная начисленная зарплата установилась на уровне 39 085 рублей.

Проект закона был инициирован президентом России Владимиром Путиным после встречи с рабочими Тверского вагоностроительного завода, когда глава государства заверил, что МРОТ будет приравнен к прожиточному минимуму уже в начале мая этого года, а не с 1 января 2019 года, как это предусматривалось аналогичным законом, принятым Госдумой в декабре прошлого года.

Повышение МРОТ до 15600 рублей: МРОТ для индивидуальных предпринимателей

В России ИП обязаны уплачивать взносы в пенсионный фонд и фонды социального и обязательного медицинского страхования. Ранее при расчете этих взносов учитывался МРОТ. Его рост увеличивал и размер отчислений в фонды.

С 2018 года такие платежи «отвязали» от МРОТ. Принятые поправки в Налоговый кодекс обязывают ИП с годовым доходом до 300 тыс. руб. отчислять 26545 руб. в год на обязательное пенсионное страхование, а на обязательное медицинское - 5840 руб. ИП с годовым доходом выше 300 тыс. руб. должны дополнительно перечислять на пенсионное страхование 1% от суммы превышения, но не более 212 360 тыс. руб.

Так проблему бедности не решить

Инициативы об ускоренном уравнивании минимального размера оплаты труда (МРОТ) с прожиточным минимумом стали преподноситься властями чуть ли не в качестве главного достижения их социальной политики. Вот, должны сделать вывод люди, это и есть реальная забота о том, как живет народ. Вот оно, свидетельство достижений неустанного внимания властей к уровню жизни трудящихся.

Что же, мера и вправду, казалось бы, замечательная. Неужели могут быть какие-либо сомнения? Могут, и у меня они есть.

Но сначала о том, почему вдруг на самом верху озаботились решением задачи повышения МРОТ. Первая причина, что называется, на поверхности: приближающиеся президентские выборы. Напомню, что закон о поэтапном повышении МРОТ до прожиточного минимума был принят в конце минувшего, 2017 года: сначала с 1 января 2018 года прежний МРОТ (7800 рублей в месяц) подняли до 9489 рублей в месяц, что составило 85% от прожиточного минимума; а с 1 января 2019 года МРОТ и прожиточный минимум должны были сравняться. Однако уже в текущем январе властями было принято другое решение: не дожидаясь 1 января 2019 года, приравнять МРОТ к прожиточному минимуму уже с 1 мая 2018 года, в результате чего минимальный размер оплаты труда должен достигнуть 11 163 рублей в месяц (величины прожиточного минимума во II квартале 2017 года).

Многие, наверное, не без оснований скажут: ну и пусть все эти решения связаны с выборами, лишь бы народ от этого выиграл. Но не только президентские выборы в марте 2018 года подтолкнули власти к такому решению. Была еще одна важная причина. Прошедший 2017-й был четвертым годом подряд, когда официальная статистика фиксировала падение реальных располагаемых денежных доходов населения. Представляете: с 2014-го по 2017-й уровень жизни населения непрерывно снижается: суммарно за эти годы реальные доходы упали примерно на 11%. То есть уж и кризис, как говорят власти, давно прошел, и экономика «набирает обороты», а уровень жизни людей падает. Спрашивается: кому и зачем нужен такой декларируемый экономический рост, если реальные доходы населения падают? Мне, например, это совсем непонятно, потому что убежден: экономический подъем без роста доходов населения не нужен.

Что же властям делать с этими «ножницами»: экономика вроде как растет, а население беднеет? Вот и решение: повысим МРОТ до прожиточного минимума, а потом еще ускоренно повысим… И никто не будет так уж сильно обращать внимание на падение реальных доходов населения. Но если в пропагандистском плане задача и вправду, похоже, решается, то содержательно, по существу - вряд ли.

Кстати, первое доказательство обоснованности таких сомнений состоит в том, что ведь и раньше МРОТ повышался, а реальные располагаемые денежные доходы населения все равно падали. К примеру, с 1 июля 2016 года МРОТ был повышен до 7500 рублей в месяц, а с 1 июля 2017 года - до 7800 рублей в месяц. Но снижение доходов это не остановило.

История вопроса, безусловно, важна, но не менее важен анализ того, к чему приведут нынешние решения. Итак, с 1 мая 2018 года МРОТ будет составлять не 9489 рублей в месяц, а 11 163 рубля в месяц, то есть на 1674 рубля больше. Означает ли это, что у 4 млн человек, которые, по оценке властей, сегодня получают минималку, зарплаты увеличатся именно на эту величину? Нет, совсем нет!

И раньше, и сейчас многие работники, которые официально получают минималку, на деле имеют больше. Делается это по простой причине. Официально устанавливая своим сотрудникам минимальные оклады (реально при этом выплачивая гораздо больше «в конвертах»), работодатели экономят на социальных платежах, составляющих 30% от фонда оплаты труда.

То есть здесь арифметика простая. Есть у работодателя, условно говоря, 20 тыс. рублей в месяц на каждого работника (вместе с социальными платежами и с подоходным налогом). Одно дело, если он эти выплаты будет производить с официальных 9489 рублей в месяц, и другое дело, если это будут выплаты уже с 11 163 рублей в месяц, а остальное будет доплачивать «в конверте». Но у работодателей нет этих дополнительных денег, и они просто вынуждены будут «в конвертах» доплачивать меньше, вот и все.

Возможен, конечно, идеальный вариант: работодатель изыщет необходимые средства и на повышение минималки, и на выплату социальных платежей, а также фактически подоходного налога. Однако при оценке подобных перспектив мы должны учитывать нынешнее финансовое состояние отечественных компаний, а оно в 2017 году оказалось заметно хуже по сравнению с 2016-м: сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) российских компаний за январь–октябрь прошлого года был, по данным Росстата, на 5,3% меньше по сравнению с соответствующим показателем за тот же период позапрошлого года. Добавим к этому и тот факт, что осенью 2017 года до рекордного уровня, начиная с кризиса 2009 года, выросло число банкротств в российской экономике.

Мы просто обязаны при принятии решений, затрагивающих финансовые интересы предприятий, учитывать подобные данные, а не просто исходить из весьма спорных утверждений о том, что кризис закончился и начался экономический рост.

Так вот, если опираться на цифры, а не на слова, становится понятно, что вероятность разного рода идеальных вариантов явно невелика. Зато вполне просматриваются другие варианты для работодателя, кроме как урезание зарплаты работникам: сокращение персонала, перевод на 0,5 ставки или еще больший увод бизнеса в тень.

Таким образом, получается, что государство от всей этой акции по уравниванию минималки и прожиточного минимума с 1 мая 2018 года однозначно выигрывает, получая дополнительные налоги; работодатель, скорее всего, остается при своих; а работники рискуют проиграть, потому что из-за выросших налогов на руки они будут получать меньше или их переведут на неполную ставку, а то и вовсе сократят. Статистически это немного улучшит ситуацию с динамикой реальных располагаемых денежных доходов населения, но фактически положение вещей для многих работников станет еще хуже.

Впрочем, на утверждение о том, что государство от всей этой акции однозначно выигрывает, мне могут резонно возразить, что на повышение зарплаты работников бюджетной сферы потребуются деньги - и они, конечно же, найдутся. То есть государству придется дополнительно раскошелиться. Это так, доказательством чему являются и цифры из финансово-экономического обоснования к федеральному закону, которым уже с 1 января 2018 года был повышен МРОТ до 9489 рублей в месяц: суммарные расходы на повышение зарплат работников бюджетной сферы в 2018 году составят 26,2 млрд рублей, причем треть бюджетных расходов возвратится в бюджетную систему в виде уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и подоходного налога с физических лиц. Но мы также должны учесть, что и частный сектор (в той части, в какой его это коснется) также будет платить больше и страховых социальных платежей, и подоходного налога. В результате возврат государству суммарно составит примерно 35 млрд рублей. Нетрудно подсчитать, что государство действительно получит больше, чем потратит, и для повышения МРОТ с 1 мая 2018 года подобное утверждение также справедливо в полной мере.

Какие еще могут быть возражения против сказанного выше? Ну, к примеру, такие: у нас действительно есть миллионы людей, которые реально до 1 января 2018 года получали 7800 рублей в месяц, а с Нового года стали получать 9489 рублей в месяц - без всяких дополнительных «конвертов». Напомню, что речь идет о месячной заработной плате работника, полностью отработавшего норму рабочего времени в рамках своих должностных обязанностей. То есть это не полставки, не четверть ставки, и речь не идет только о «голой» ставке оклада.

Конечно, работники, реально получающие одну лишь минималку, в России есть, и они выиграют. Но таковых не так уж много - вряд ли счет их идет на миллионы, как фиксирует официальная статистика.

Так что же, МРОТ вообще не надо подтягивать до уровня прожиточного минимума? Надо, конечно. Но требуется просчитывать реальные последствия для работников, ради которых все это вроде как и делается.

Кстати, в рамках этой большой проблемы есть интересный отдельный вопрос: как корректно рассчитывать прожиточный минимум. А то 11 163 рубля в месяц - это, конечно, «мощный» минимум. Так и хочется сказать тем, кто его устанавливает: попробуйте сами пожить месяц на такие деньги...

Напомню, что задача преодоления бедности в стране была поставлена в президентском Послании Федеральному собранию еще в мае 2003 года, то есть 15(!) лет назад. И она до сих пор не решена: в стране, по официальной статистике, около 20 млн человек сегодня живут ниже черты бедности. Интересно, что в том же президентском Послании помимо задачи преодоления бедности в числе важнейших были также названы: увеличение валового внутреннего продукта в два раза и модернизация Вооруженных сил. Удвоение ВВП к 2010 году тоже благополучно провалили. Получается, что из трех важнейших задач две точно не решены.

Повышение МРОТ до прожиточного минимума - правильная в принципе мера - вряд ли сильно поможет решению задачи преодоления бедности, потому что по-прежнему отсутствует требуемая системность, а последствия принятого решения не просчитаны.

Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в

C 1 января 2019 года МРОТ составляет 11 280 рублей (+1,05%) (Приказ Минтруда 24.08.2018 № 550н).
C 1 мая 2018 года МРОТ составляет 11 163 рублей (+17,6%), т.е. приравнивается к федеральному прожиточному минимуму для работающих (Федеральный закон от 07.03.2018 № 41-ФЗ)
Коэффициент и процентную надбавку за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях начисляют сверх МРОТ, а не включают их в него.
Таблица регионального МРОТ 2018 года по субъектам России. Точнее это называется Минимальный размер зарплаты в регионах (МЗП). Не все регионы подняли планку МРОТ выше федеральной.
Фактически зарплата работника, выдаваемая на руки, может быть ниже МРОТ региона, так как МРОТ считают с начисленной зарплаты, т.е. до удержания налога НДФЛ. Соответственно, при начисленной зарплате в 1 МРОТ (9 489 рублей), сумма выплаты работнику на руки уменьшается на величину налога НДФЛ. Также расчет больничного листа может быть не ниже расчета, исходя из местного МРОТ.
Дата МРОТ, руб. %
изменения
01.05.2018г. 11 163 17,6%
01.01.2018г. 9 489 21,7%
01.07.2017г. 7 800 4%
01.07.2016г. 7 500 20,89%
01.01.2016г. 6 204 4%
01.01.2015г. 5 965 6,6%
01.01.2014г. 5 554 6,71%
01.01.2013г. 5 205 12,88%
01.06.2011г. 4 611 6,49%
01.01.2009г. 4 330 88,26%
01.09.2007г. 2 300 109,09%
01.05.2006г. 1 100 37,50%
01.09.2005г. 800 11,11%
01.01.2005г. 720 20%
01.10.2003г. 600 33,33%
01.05.2002г. 450 50%
01.07.2001г. 300 50%
01.01.2001г. 200 51,23%
01.07.2000г. 132 -
C 1 мая 2018 года МРОТ составляет 11 163 рублей (+17,6%), т.е. приравнивается к федеральному прожиточному минимуму для работающих (Федеральный закон от 07.03.2018 № 41-ФЗ).
Год Уровень инфляции
2017 4% (прогноз)
2016 5,4%
2015 12,9%
2014 11.4%
2013 6,7%
2012 7,0%
2011 6,1%
2010 8,8%
2009 8,8%
2008 13,3%
2007 11,9%
2006 9,0%
2005 10,9%
2004 11,7%
2003 12,0%
2002 15,1%
2001 18,6%
2000 20,2%

Рис. Динамика Инфляции в России 2000-2017 год

МРОТ 2019 .

О размере МРОТ и о его изменениях в 2017 году Вы можете узнать в статье МРОТ 2017 .

О размере МРОТ и о его изменениях в 2016 году Вы можете узнать в статье

Владимир Путин подписал закон о повышении МРОТ с 1 января 2019 года в 85 регионах РФ. Рост минимальной оплаты труда повлияет на увеличение зарплаты. Обратите внимание, что в отдельных регионах установлен свой минимальный размер оплаты труда. Ниже в статье по ссылке можно скачать таблицу МРОТ с 1 января 2019 года с разбивкой по регионам.

  • федеральный (действует по России);
  • региональный (установлен в конкретном регионе, всегда больше федерального).

Компании при повышении зарплаты работникам должны руководствоваться региональным МРОТ.

Повышение МРОТ с 1 января 2019 года (закон подписал В.Путин, последние новости)

С 1 января 2019 года минимальный размер оплаты труда равен прожиточному минимуму для трудоспособного насенения за 2 квартал прошлого года. Это следует из закона № 421-ФЗ. В проекте Минтруда об установлении прожиточного минимума за 2 квартал сказано, что прожиточный для трудоспособного населения за 2 квартал 2018 года - 11 280 рублей. Исходя из этого федеральный МРОТ с 1 января 2019 года равен 11 280 рублей.

Начиная с зарплаты за январь 2019 года работодатель не сможет платить работнику, отработавшему месячную норму рабочего времени, заработную плату ниже 11 280 рублей. Повышение минимальной оплаты труда по сравнению с 1 мая составило 117 рублей.

Обратите внимание, что минимальная оплата труда включает НДФЛ. Поэтому на руки бухгалтерия должна выдать работнику на 13% меньше.

МРОТ в 2019 году. Таблица минимального размера оплаты труда по 85 регионам РФ с 1 января 2019 года

Региональный МРОТ вправе устанавливать субъекты РФ самостоятельно. Если минимальная зарплата установлена регионом, то в данном субъекте нужно платить оклад не ниже регионального МРОТ.

Сумма минимальной зарплаты для различных субъектов РФ устанавливается не менее федеральной величины и может быть в разы выше основного российского МРОТ. В регионах с особыми климатическими условиями, в том числе в районе Крайнего Севера, применяются повышающие коэффициенты в обязательном порядке.

Ни при каких обстоятельствах минимальная оплата труда в регионе не может быть ниже федерального МРОТ. Поэтому если вдруг региональным соглашением минималка установлена ниже федеральной, работодатель должен использовать федеральный МРОТ с 1 января 2019 года в размере 11 280 рублей.

В таблице представлен МРОТ с 1 января 2019 года по 85 регионам России в алфавитном порядке:

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия;

Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край; Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;

Москва, Санкт-Петербург, Севастополь;

Еврейская автономная область; Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...