СМИ: Российский самолет-"гриб" получит уникальную технологию. СМИ: Российский самолет-"гриб" получит уникальную технологию Почему на дрло а 100 нет афар

Радиотехнический комплекс перспективного самолета дальнего радиолокационного дозора и наведения А-100 "Премьер" впервые испытан в полете на летающей лаборатории. Об этом сообщил генеральный конструктор РФ по системам и комплексам разведки, дозора и управления авиационного базирования, генеральный директор концерна "Вега" (входит в объединенную "Росэлектронику" госкорпорации Ростех) Владимир Верба, передает ТАСС

Сегодня после длительной стоянки в рамках подготовки к предварительным испытаниям состоялся полет самолета-лаборатории А-100ЛЛ. Особенностью сегодняшнего полета стало первое включение аппаратуры радиотехнического комплекса "Премьер" в реальной воздушной обстановке в условиях выполнения полета самолетом А-100ЛЛ,

Сказал Верба.

Летающая лаборатория А-100ЛЛ

По его словам, новый полет А-100ЛЛ с задействованием аппаратуры радиотехнического комплекса "Премьер" в реальной воздушной обстановке переводит испытания на качественно новую ступень.

Испытательные полеты самолета-лаборатории дают нам уникальную информацию о работоспособности комплекса в реальной обстановке, которую невозможно смоделировать на наземных стендах,

Отметил он.

Самолет А-100ЛЛ создан на платформе одного из самолетов А-50, выведенного из боевого состава ВКС России. В конструкцию фюзеляжа самолета внесены некоторые изменения, в частности демонтирован характерный "гриб"-обтекатель антенны радиолокатора. На борту самолета установлены системы радиотехнического комплекса нового поколения, выполненные на основе самых современных технологий и элементной базы. Это касается как средств получения информации, так и вычислительного комплекса для ее обработки и автоматизированных рабочих мест операторов.

А-100 - следующее поколение самолетов дальнего радиолокационного дозора и наведения, которые применяются для обнаружения и сопровождения воздушных целей и надводных кораблей, оповещения командных пунктов автоматизированных систем управления о воздушной и надводной обстановке. Кроме того, они могут применяться для управления самолетами истребительной и ударной авиации при их наведении на воздушные, наземные и морские цели, а также служить воздушным командным пунктом.
А-100 создается на базе самолета предыдущего поколения А-50 (на базе военно-транспортного Ил-76). В перспективе оборудование А-100 будет перенесено в модернизированный Ил-76МД-90А, на базе которого будут выпускаться серийные образцы "Премьера".

в качестве дополнения

Всевидящее око в поднебесье: русские «Аваксы» могут работать по любым целям

Кто-то называет их русскими «Аваксами», кто-то – воздушными локаторами. Настоящее же наименование машин А-50 и А-100 – самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления.

Спектр их применения максимально широк: от обнаружения и сопровождения воздушных целей и надводных кораблей до управления истребительной и ударной авиацией при ее наведении на цели.

Эти летающие исполины могут при необходимости служить и своеобразными воздушными командными пунктами: функционал и имеющееся оснащение это позволяют.

Откуда у них способности видеть все, что происходит в радиусе нескольких сотен километров, за счет чего эти воздушные гиганты способны держаться в воздухе по несколько часов, и почему им по силам запросто вскрывать даже хваленые заокеанские самолеты-невидимки – об этом и не только расскажет журналист Алексей Егоров.

Под литерой «А»

В этом выпуске «Военной приемки» репортеры программы покажут уникальный эксперимент – как гигант А-50 вскроет в небе крошечный Ан-2, изготовленный к тому же из «неконтрастного» материала. Но сначала – знакомство с экипажем воздушного разведчика.

Пилотирует его тот же состав, что и обычный Ил-76 (самолет дальнего обнаружения выполнен на базе этого небесного грузовика), однако в состав экипажа включено подразделение боевого управления. Именно оно отслеживает перемещение целей, обрабатывает данные с локатора.

Более того, по правилам как только А-50 достигает зоны боевого применения, управление кораблем полностью переходит командиру боевого расчета. Он становится старшим на борту.

Эксперимент с обнаружением Ан-2 развалился сразу: небесный разведчик вскрыл группу этих самолетов едва ли не с момента их старта.

При этом расстояние до целей составило более 100 км. По словам ведущего конструктора А-50 Юрия Скрябина, локатор, установленный на верхней части фюзеляжа машины, обеспечивает разведку целей и наведение на них истребителей на максимальной дальности.

«Самолет обнаруживает любые объекты, – говорит он. – В том числе стеклопластиковые конструкции. Все зависит от отражающей поверхности и дальности обнаружения».

Диаметр «гриба», который смонтирован на корпусе А-50 и где прячется локатор, – более десяти метров, высота – почти два метра, а вес электронной начинки превышает несколько тонн. Эту уникальную антенну производят на базе Таганрогского авиационного научно-технического комплекса имени Г. М. Бериева. Сегодня здесь разрабатывают радиолокационную станцию для нового самолета А-100, который должен прийти на смену А-50.

Как отмечает заместитель генерального директора Концерна радиостроения «Вега» Вячеслав Михеев, данное техническое устройство выполнено на пределе возможностей и на сегодняшний день оно – самое современное устройство в мире.

«Запуск этого локатора и, собственно, нового самолета позволит опередить весь мир на целые десятилетия», – отмечает представитель концерна.

Прицельный взгляд из поднебесья

Для А-100 будут не проблемой те задачи, которые сегодня не всегда просты для А-50. Например, это касается идентификации легких либо низко летящих целей (таких, как упомянутые Ан-2). В ряде случаев этот процесс представляет определенную сложность. Для А-100 такие сложности просто перестанут существовать.

Модернизированы в новом самолете и рабочие места операторов. Они теперь оснащены новейшей электроникой, ЖК-мониторами высокого разрешения.

Генеральный директор – генеральный конструктор АО «Концерн радиостроения «Вега» доктор технических наук Владимир Верба отмечает, что «когда оператор принимает решение и выдает координаты цели средствам поражения, то он очень четко представляет себе, на каком расстоянии находится воздушная цель, что это за цель, какой это тип самолета, с какой скоростью он движется и в каком направлении».

По сути, самолет дальнего радиолокационного наблюдения будет дополнять прицельные средства истребителей, «освещая» зону боевых действий на все 360 градусов. Для этого А-100 будет оснащен по последнему слову техники. Конечно, и А-50 способен на многое.

В ходе эксперимента, самолеты Ан-2 выстроятся этажеркой в полете, что затруднит идентификацию группы. Однако стоит одной машине отдалиться, как локатор запросто определит и тип машины, и ее параметры.

Потенциал А-50 настолько высок, что его считают серьезным соперником наши «заклятые друзья». Не случайно разведчик вылетает на задания только в сопровождении истребителей. Как отмечают наши летчики, в нейтральных водах к российскому самолету постоянно подходят чужие машины.

К слову, сделать это незаметно еще ни разу получалось: А-50 видит «гостей» еще на взлете. Вскрывает наш локатор и хваленые «стелсы»: как отмечают специалисты, разницы в работе по таким целям для них нет.

Что же касается безопасности экипажа (бытует мнение, что угроза может исходить от излучения локатора), то здесь приняты особые меры. По словам заместителя командира эскадрильи майора Валерия Боровикова, стекла в пилотской кабине покрыты золотом, а внутри обитаемого пространства сооружены биоперегородки.

Не являются проблемой для российского «Авакса» и вертолеты, в том числе низко летящие и даже зависшие над землей.

Военные летчики вспоминают, как в начале 1990-х годов им пришлось участвовать в операции по обезвреживанию на Северном Кавказе террористов, захвативших заложников и на вертолете вылетевших в горные районы. Именно А-50 обнаружил и вертолет, и место его посадки. Туда был направлен спецназ, который и завершил операцию.

Интересно, что американцы свой первый AWACS на базе Boeing E-3 Sentry построили в 1975 году. Но мало кто знает, что за основу этой модели были взяты советские разработки, в частности наша идея разместить локатор в радиопрозрачном обтекателе на фюзеляже самолета.

В то же время отечественный А-50, появившийся чуть позже, получился куда лучшим. Таким он остается до сих пор.

Главный козырь нашей машины – наличие грибовидного радиолокатора, способного видеть на 360 градусов. Подобное не под силу ни одному зарубежному конкуренту.

В частности, у AWACS радиолокатор имеет треугольную форму, и он неподвижен, из-за чего во время сканирования образуются «мертвые зоны». У А-50 такой проблемы нет: его «гриб» вращается, за счет чего обеспечивает круговой обзор.

Без воздушных разведчиков сегодня не обходится ни одна серьезная войсковая операция. В Югославии натовцы не использовали AWACS, и вот результат – потеря нескольких самолетов, при том, что югославские средства ПВО были довольно слабыми.

В России А-50 помогали вскрывать объекты боевиков в ходе контртеррористических операций на Северном Кавказе, координировали работу ВВС во время операции по принуждению Грузии к миру.

Сейчас возможности машины усилены: в строй встали уже А-50У. Вся аппаратура нового самолета – цифровая. Она не только современная, но еще и легкая.

А меньший вес – это возможность взять на борт больше топлива, дольше находиться в воздухе. А-50У обнаруживает уже не только самолеты, но и, скажем, выброшенный из них на парашюте груз. А самолет нового поколения А-100 сможет разглядеть объекты даже на земле.

По словам командующего военно-транспортной авиацией генерал-лейтенанта Владимира Бенедиктова, новая машина позволит увеличить возможности разведки практически в два раза. «Это касается и количества обнаруживаемых целей, и наведения истребителей, и, самое главное, возможности работать по земле», – отмечает генерал.

Работы по проекту А-100 контролирует заместитель министра обороны Юрий Борисов: «Я бы рискнул сказать, что это прорывная работа, поскольку ее изюминка – это новый двухдиапазонный локатор с фазированной антенной решеткой. Это современное решение, с предельными характеристиками».

Кстати, на А-100 изменены и технические характеристики «носителя». Двигатели у базового Ил-76 будут новыми, позволяющими самолету дольше находится в воздухе.

Модернизированный Ил строят на Ульяновском авиастроительном заводе. Кстати, у конструкторов уже созрел новый проект – А-500. Универсальную антенну предполагается установить на самолет меньшего класса.

В этом случае решать задачи дальнего радиолокационного обнаружения можно будет еще эффективнее. Кроме того, как отмечает Юрий Борисов, речь может идти и о создании беспилотных радиолокационных комплексов дальнего обнаружения.

По словам заместителя министра обороны РФ, такие идеи уже предлагаются, а их реализация определит облик следующего поколения данных авиационных комплексов.

В 1999 г. под давлением США Израиль отказался от участия в проекте поставки в Китай самолетов ДРЛО А-50И — варианта А-50 с неподвижными РЛС с ФАР комплекса «Phalcon» (Израиль). В 2000 г. представители ВВС Индии ознакомились с проектом А-50И и началась подготовка контракта на поставку трех аналогичных самолетов А-50ЭИ . Судя по всему, в 2000 г. группой специалистов во главе с заместителем генерального конструктора ТАНТК им.Бериева А.В.Явкиным и компанией «Афрус» (руководитель — Н.А.Качалов, выполнение интерьера президентских Ил-96) подготовлено техническое предложение на создание аналогичного А-50ЭИ самолета с российским радиотехническим комплексом с тремя большими РЛС с ФАР под обтекателем классического типа — А-100Е — экспортный вариант для поставки в Китай. На базе этого самолета и за счет китайского финансирования планировалось создание и самолета для ВВС России — А-100. С техническим предложением обратились в НПО «Вега», которое отказалось от участия в проекте ссылаясь на отсутствие ресурсов, «хотя официально выступили с уверениями, что только РТК с традиционной вращающейся антенной является оптимальным решением». Такой тип РЛС не устраивал потенциального заказчика самолета А-100Е — Китай — и ставил под вопрос, соответственно, финансирование всей программы. Техническое предложение в итоге получило поддержку МНИИП им. Тихомирова (руководитель — Ю.И.Белый). После проработки технического предложения 2 ЦНИИ Министерства обороны России возникло предложение по созданию в интересах воздушно-космической обороны многофункционального авиационного комплекса разведки, оповещения и управления (МАКРОУ). Подготовлен проект ТТЗ комплекса. Вероятно, в 2002 г. материалы по проекту А-100Е и проект ТТЗ представлены И.Климову — помощнику председателя совета директоров концерна «Алмаз-Антей» В.П.Иванова. Предложено головным предприятием по созданию А-100Е и в дальнейшем А-100 сделать концерн «Алмаз-Антей». Проект утвержден в аппарате президента и принят Генеральным штабом ВС России. После цепи событий по смене руководства и собственника ТАНТК им.Бериева (им стало объединение «Иркут», а так же после изменений в концерне ПВО «Алмаз-Антей» (гибель 06.06.2003 г. И.Климова, которого 26.06.2003 г. на собрании акционеров планировалось утвердить на посту генерального директора концерна) в 2003 г. был подписан контракт на создание самолета А-100 с Министерством обороны России. Головным исполнителем по комплексу назначен концерн «Вега», субподрядчик — МНИИП им. Тихомирова. Создание экспортного варианта А-100Е для Китая и применение электронного сканирования (РЛС с ФАР) не предполагалось.
В соответствии с Указом Президента России от 28 апреля 2004 г. разработка проекта комплекса ведется ТАНТК им. Г.М.Бериева совместно с НПО «Вега-М». Концерн «Вега» выполняет ОКР «Премьер» в соответствии с Госконтрактом №63017 от 08.06.2006 по ТТЗ, утвержденному начальником Генерального штаба ВС РФ – первым заместителем Министра обороны РФ 6 мая 2006.

Рассматривалось два варианта самолетов-носителей оборудования комплекса — Ил-76 и Ан-124.
Новая РЛС «Премьер», разработанная Концерном «Вега», должна иметь вращающуюся антенну РЛС с активным электронным сканированием по вертикали и механическим сканированием по азимуту. Антенна РЛС делает один оборот за 5 секунд, что вдвое быстрее, чем у РЛС «Шмель» самолета А-50 (12 с), а это ведет к улучшению сопровождения скоростных целей.
Согласно планам 2010 г. первый полет самолет А-100 должен был совершить до 2015 г.
В 2013 году в ходе работы комиссии Министерства обороны, созданной в соответствии с указанием заместителя Министра обороны, было принято решение о замене самолета-носителя А-50 на самолет на базе Ил-76МД-90А и утверждено ТТЗ на новую ОКР «Премьер-476», выполняемую в соответствии с Государственным контрактом № Н/4/2-13-ДОГОЗ от 09.12.2013 со сроком завершения в ноябре 2017 года. В результате работы совместной комиссии специалистов ОАО «Концерн «Вега» и ОАО «НТЦ «Завод «Ленинец» было выработано совместное решение прекратить работы в ОАО «НТЦ «Завод «Ленинец» по АФТ-S и ППУ изделия А-100 и продолжить их уже с использованием современных технологий применения полупроводниковых приборов, используя наработки специалистов ОАО «Концерн «Вега» и ФГУП «РНИИРС» (запланировано построение МБРЛС на основе использования твердотельной цифровой АФАР в S-диапазоне).
21 ноября 2014 года первый серийный Ил-76МД-90А передан на Таганрогский авиазавод для установки комплекса оборудования и испытаний первого экземпляра А-100.
26 октября 2016 года в Таганроге состоялся первый полет самолета-летающей лаборатории А-100ЛЛ в рамках ОКР «Премьер-476», выполненной на основе переоборудованного ТАНТК самолета А-50 (бортовой номер «52 красный», серийный номер 69-05) и предназначенной для наземных и летных испытаний отдельных элементов перспективного радиотехнического комплекса МБРТК, проверки электромагнитной совместимости входящих в него систем, отработки протоколов и режимов информационного обмена и других конструкторских целей. 24 апреля 2017 года состоялся первый полет А-100ЛЛ со включенным радиотехническим комплексом.
18 ноября 2017 года состоялся первый полет многофункционального авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения А-100. В ходе первого полета были проверены аэродинамические характеристики самолета, работоспособность авионики и части целевой аппаратуры РТК (радиотехнического комплекса). Серийные поставки новых машин в войска планируется начать в 2020 году.




Источники информации:

  • Годовой отчет ОАО «Концерн «Вега» за 2013 год
  • ВЭБ поддержит Бе-200 / aviaport.ru /
  • А-100 Премьер / militaryrussia.ru /
  • Первый самолет Ил-76МД-90А, произведенный в рамках ГОЗ, передан для создания на его базе специального авиационного комплекса ВВС / aviastar-sp.ru /

14:29 — REGNUM

18 ноября 2017 года состоялось очень важное для Воздушно-космических сил (ВКС) России событие — перспективный самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО) А-100 «Премьер». Разберёмся, что это за машина и почему её разработка так необходима.

Без самолётов ДРЛО истребительная авиация теряет боеспособность в разы

На вооружении ВКС России на сегодняшний день находится, вероятно, 19 самолётов ДРЛО А-50, из которых четыре прошли модернизацию до уровня А-50У. В базовом варианте машина способна обнаруживать и отслеживать цели типа «истребитель» на дальности около 300 км, стратегические бомбардировщики на дальности около 650 км, крылатые ракеты на дальности около 215 км. Сухопутные цели возможно обнаружить с дистанции около 250 км, а корабли «видны» до радиогоризонта. На первый взгляд, всё достаточно красиво, однако базовый А-50 серьёзно устарел и плохо справляется с обнаружением целей с небольшой эффективной поверхностью рассеивания (самолёты и крылатые ракеты, выполненные по технологии снижения радиолокационной заметности Stealth). Да и в целом элементная база машины очень устарела. Проблема частично была решена модернизацией самолётов до уровня А-50У — машина стала намного удобнее для использования экипажем (установлены ЖК-мониторы, вместо громоздкого оборудования размещена комната для отдыха и дополнительное горючее), улучшились возможности по обнаружению вертолётов и малогабаритных сверхзвуковых целей, в том числе в условиях применения средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) противником. Однако есть информация, что многие достижения связаны с использованием зарубежной элементной базы, например, процессоров производства Intel. Но даже в обновлённой компоновке машина уже не отвечает всем современным и в особенности будущим вызовам. Да и темпы модернизации авиапарка не впечатляют — с 2009 года обновлены были только четыре борта.

Для сравнения — только на вооружении Военно-морских сил США имеется около 80 самолётов ДРЛО E-2 Hawkeye, ещё 32 более тяжёлых самолёта Boeing E-3 Sentry состоят на вооружении военно-воздушных сил (ВВС).

В случае гипотетического столкновения двух противников, ВВС первой из которых имеет достаточно ДРЛО на вооружении, а второй — нет, результаты противостояния за контроль над воздушным пространством, скорее всего, останутся за первыми с большим преимуществом (при равном количестве и качестве истребителей). Действия фронтовой бомбардировочной авиации также становятся намного «осмысленнее» в условиях управления с борта самолёта ДРЛО.

ВКС России нуждаются в большом количестве самолётов ДРЛО А-100 «Премьер»

Полное название перспективного российского самолёта ДРЛО — многофункциональный авиационный комплекс радиолокационного дозора и наведения (МАК РЛДН) А-100. Действительно, машина способна выполнять несколько задач, помимо обнаружения целей противника и управления собственной авиацией. А-100 сможет выступать в роли самолёта РЭБ, а также эффективно осуществлять радиотехническую разведку (выявление целей и их характеристик по излучению в радиодиапазоне и т.п.). Детали о характеристиках перспективного самолёта пока засекречены, однако ранее в СМИ звучало некоторое количество неподтверждённой информации. Вероятнее всего, основой А-100 является радиолокатор с активной фазированной антенной решёткой (звучала и информация о наличии радара с двумя фазированными решетками). Согласно некоторым источникам, дальность обнаружения цели типа «истребитель» будет равна 600 км, а возможности по выявлению малозаметных целей будут кардинально улучшены. Да и в целом современная элементная база и вычислительные мощности однозначно позволят намного сильнее автоматизировать и упростить процесс применения комплекса.

Полезная нагрузка А-100 установлена на базу модернизированного военно-транспортного самолёта Ил-76МД-90. Во время первого полёта акцент был сделан на проверку аэродинамических характеристик самолёта («гриб» радиолокатора заметно меняет их). Полномасштабные же испытания радиотехнического оборудования планируется проводить начиная с 2018 года, а согласно озвученным Министром обороны России Сергеем Шойгу планам, первый серийный А-100 должен будет поступить в войска в 2020 году. Остаётся надеяться, что сроки будут соблюдены.Как будут вооружаться Вооружённые силы России в следующие десять лет?

Да и смежные предприятия, выпускающие самолёт-носитель Ил-76МД-90, могут не «потянуть» такого заказа — темпы производства обновлённого легендарного транспортника пока очень невелики (6 бортов с 2011 года), а машины нужны и в военно-транспортной конфигурации.

Летающая радиоразведывательная лаборатория на базе самолета ИЛ-76 получила кодовое наименование «Самолет А-100 Премьер». Новинка была представлена в апреле 2017 года. Это существенно обновленный и модернизированный вариант летающей лаборатории А-50 , ранее снятой с вооружения. При этом несущий самолет остался прежним — это хорошо себя зарекомендовавший ИЛ-76.

Для чего предназначен самолет А-100?

Роль электронных и радиотехнических средств в современной войне только возрастает. Во время боевых действий или даже на этапе подготовки к ним в радиоэфире можно найти почти все: сигналы радиолокационных станций, целеуказания, наведения, загружаемые полетные задания ракет, приказы, переговоры. Большая часть этих данных передается в УКВ радиодиапазонах, а там радиоволны передаются по оптическим законам в пределах прямой видимости. В наиболее выигрышном положении оказываются приемные системы, расположенные на возвышенностях. Именно так появилась идея создания летающих радиоразведывательных лабораторий. Официальное их название - самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО). Второй вариант - самолет радиолокационного дозора и наведения. Для современной российской армии они очень важны. С их помощью решается множество разведывательных задач.

ИЛ-76 - база для самолета А-100 Премьер

Самолет дальнего радиолокационного обнаружения обязательно должен подниматься на значительную высоту. Это увеличивает его радиус действия, повышает уровень сигнала в приемных системах, позволяет обнаружить как можно больше радиосигналов противника. Базой для самолета А-100 выбран ИЛ-76. Такой выбор обеспечен сочетанием многих параметров: отличная надежность самолета, унификация (это один из самых массовых военно-транспортных самолетов). Не требуется переподготовка пилотов. Для радиоразведки над крупными городами важна низкая скорость полета самолета без сваливания. Это обеспечивает самолету долгое время нахождения в наиболее выгодной точке приема. У ИЛ-76 скорость сваливания - 220 км/ч.

Особое внимание уделяется продолжительности патрулирования. В условиях боевых действий, или даже просто для обороны, разведки, необходим круглосуточный полет. Чем выше высота полета - тем меньше нужно залетать на территории противника, так как увеличивается высота антенны на самолете. Итак, важнейшими характеристиками для самолета ДРЛО является продолжительность полета (дальность) и практический потолок.

Используемый как база ИЛ-76 эксплуатируется почти в перегоночном режиме. Самолет заправляется топливом на 70-80% своей грузоподъемности, поэтому дальность полетов его существенно больше, чем обычных ИЛ-76.

Прием излучения радиолокаторов противника

Радиолокационные системы дают основные данные для военной разведки. Они обнаруживают расположение противника, самолетов, кораблей, танков. На современных системах вооружения радиолокаторы ставятся почти на всей технике: штурмовая авиация, танки, боевые машины пехоты, зенитные расчеты и все ракетное оружие. Даже системы с оптическим наведением (например, расчеты ПЗРК «Верба») используют радиолокаторы для предварительного наведения. То же самое относится и ко многим видам вооружений зарубежного производства, которые с большей вероятностью будет использовать потенциальный противник.

Радиолокационные станции (РЛС) имеют большую мощность. В сравнении с армейскими радиостанциями их мощность больше в 100, 1000 и более раз. Особенно высокой мощностью отличаются РЛС, работающие в импульсном режиме излучения. Все это делает их чрезвычайно заметными, но только с воздуха. Все РЛС работают в УКВ радиодиапазонах, а там радиоволны распространяются как свет, только в пределах прямой видимости. Самолет, поднявшийся на 8000 м над землей, эквивалентен антенной мачте такой же высоты. Дальность обнаружения РЛС составит около 400 – 700 км.

Самолет ДРЛО А-100 и спутниковая радиоразведка

Самолеты ДРЛО являются единственным средством радиоразведки в атмосфере. Они не могут находиться в воздухе все время, и их число ограничено, поэтому их возможности существенно дополняются данными спутниковой радиоразведки. Необходимо организовать надежный, защищенный канал данных между радиоразведывательными спутниками и самолетом. При этом нужно не обнаружить сам самолет в эфире, иначе он мгновенно становится мишенью. Здесь слово за узконаправленными антеннами гигагерцевого диапазона для спутниковой связи. Эти антенны направлены только вверх и не пеленгуются с земли.

Новейший многофункциональный авиационный самолет-комплекс А-100, предназначенный для наведения и дозора, 18 ноября совершил свой первый полет. Об этом сообщает пресс-служба концерна «Вега», занимающегося разработкой А-100.

Во время первого полета были проверены аэродинамические характеристики самолета, работоспособность авионики и части целевой аппаратуры радиотехнического комплекса, сообщили в концерне.

А-100 может обнаруживать и вести наблюдение за целями как в воздухе, так и на земле или море.

Кроме того, новый самолет российской армии может участвовать в командовании истребительной и ударной авиацией, управляя звеньями при наведении на разные цели.

В начале октября заместитель министра обороны России Юрий заявил, что самолет А-100 должен первый раз взлететь до конца текущего года. В мае 2017 года министр обороны России сообщил на селекторном совещании в , что новейший самолет А-100, разрабатываемый российскими специалистами, сможет обнаруживать новые классы целей, включая самолеты оперативно-тактической авиации нового поколения.

Новый радиолокационный авиакомплекс призван заменить самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 и А-50У. На самолете установлена новая радиолокационная система «Премьер», обладающая вращающейся антенной РЛС с активным электронным сканированием по вертикали, а также механическим сканированием — по азимуту.

Антенна российской РЛС делает один оборот за пять секунд — это в два раза быстрее, чем система радиолокационного обнаружения «Шмель», установленная на самолет-предшественник А-50 (он совершает один оборот за 12 секунд).

Контракт на программу «Премьер-476» был заключен между «Вегой» и Минобороны в 2013 году и закончен в срок — в ноябре 2017 года. В разработке нового самолета принимали участие также и специалисты НТЦ «Завод «Ленинец» и ФГУП «РНИИРС».

Также одним из участников работ по созданию комплекса дальнего радиолокационного обнаружения является Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Бериева.

Основой для создания нового комплекса А-100 стал самолет Ил-76 модификации 90-А.

На «Ил» установили новый обтекатель, систему антенн и радиотехническое оборудование специального назначения.

Ил-76МД-90А — новейшая серийная модификация тяжелого транспортного самолета Ил-76, его серийный выпуск начался на зимой 2013 года. Машина обладает большей грузоподъемностью в сравнении с предшественниками, оснащена малошумными двигателями ПС-90А-76 и новым бортовым радиоэлектронным комплексом, а также «стеклянной кабиной» (электронной панелью приборов в кабине летчиков).

26 октября 2016 года состоялся первый полет прототипа «летающего радара» А-100. В августе 2016 года источник в Минобороны сообщал, что бортовой радиотехнический комплекс самолета уже отработан на наземных стендах, а летные испытания комплекса на борту самолета Ил-76МД (летающей лаборатории А-100ЛЛ) должны начаться в марте 2017 года.

А-100 является лишь одной из множества других новинок, которые вот-вот поступят на вооружение Армии России. На авиасалоне С-2017 представили одну из самых ожидаемых российских новинок — многоцелевой истребитель МиГ-35.

Себестоимость его обслуживания значительно ниже, чем у более ранних машин. При этом МиГ-35 превосходит их в скорости, маневренности, бортовом радиоэлектронном оборудовании. Кроме того, в новом истребителе реализованы технологии «стелс».

В частности, на МиГ-35 установлено радиопоглощающее покрытие фюзеляжа, делающее самолет малозаметным для радаров.

Российское Минобороны планирует начать закупку новых истребителей МиГ-35 в 2018 году, заявил журналистам заместитель главы ведомства Юрий Борисов.

«Надеюсь, что, начиная с 2018 года, мы будем осуществлять закупку этого легкого истребителя», — подчеркнул Борисов. Как отметил замминистра, как только российское военное ведомство начнет закупать истребитель, его экспортный потенциал увеличится.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...