Экологические фонды. Экологическое страхование

Создающиеся для решения неотложных природоохранительных задач, восстановления природной среды, компенсации причиненного вреда и других природоохранительных задач. Образуют единую систему, объединяющую федеральные Э.ф. и Э.ф. субъектов РФ. Э.ф. образуются из средств, поступающих от юридических и физических лиц, в т.ч.: платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнения; сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения; средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции; полученных дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам; инвалютных поступлений от иностранных юридических лиц и граждан (см. Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 г.).

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ" в других словарях:

    ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ - внебюджетные государственные фонды, источниками поступления средств которых являются средства предприятий, учреждений, организаций, граждан, а тж. иностранных юридических лиц и граждан в виде: платы за нормативные и сверхнормативные (лимитные и… … Юридическая энциклопедия

    См. Фонды экологические. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 …

    ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ - система внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющая федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды; образуются из средств, поступающих от предприятий, учреждений, организаций, граждан, а… … Экологический словарь

    Система внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющая федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды; образуются из средств, поступающих от предприятий, учреждений, организаций, граждан, а… … Словарь бизнес-терминов

    Внебюджетные государственные фонды, источниками поступления средств которых являются средства предприятий, учреждений, организаций, граждан, а т.ж. иностранных юридических лиц и граждан в виде: платы за нормативные и сверхнормативные (лимитные и… …

    экологические фонды - внебюджетные государственные фонды, создающиеся для решения неотложных природоохранительных задач, восстановления природной среды, компенсации причиненного вреда и других природоохранительных задач. Образуют единую систему, объединяющую… … Большой юридический словарь

    ФОНДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ - ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ … Юридическая энциклопедия

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Среди косвенных налогов особое место по своему назначению занимают налоги, связанные с охраной окружающей среды, относимые в доку … Википедия

    - (см. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ) … Энциклопедический словарь экономики и права

    Система общественных и государственных организаций, ставящих своей целью решение экологических проблем. Внебюджетные государственные Ф.э. находятся в единой государственной системе, включая Федеральный Ф.э. РФ, субъектов РФ и местные Ф.э.;… … Словарь черезвычайных ситуаций

Книги

  • Правовое регулирование бюджетного финансирования охраны окружающей среды и природопользования , Колесникова Кира Владимировна. Механизм финансирования экологически значимых мероприятий, сложившийся в 90-х гг. XX в., упразднен. С 2000 г. ведутся непрерывные попытки выработки алгоритма бюджетногофинансирования в…
  • Правовое регулирование бюджетного финансирования охраны окружающей среды и природопользования Монография , Колесникова К.. Механизм финансирования экологически значимых мероприятий, сложившийся в 90-х гг. XX в., упразднен. С 2000 г. ведутся непрерывные попытки выработки алгоритма бюджетногофинансирования в…

Внебюджетные государственные фонды, источниками поступления средств которых являются средства предприятий, учреждений, организаций, граждан, а т.ж. иностранных юридических лиц и граждан в виде: платы за нормативные и сверхнормативные (лимитные и сверхлимитные) выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнения; сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения; средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции; полученных в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств фонда в деятельности предприятий и иных юридических лиц; инвалютных поступлений от иностранных юридических лиц и граждан. Э.ф. образуют единую систему, объединяющую федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды. Размеры платы за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов, сумм, полученных по искам о возмещении вреда, и штрафов за экологические правонарушения установлены действующим законодательством. Штрафы налагаются в пределах компетенции специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации (в том числе органами в области охраны природы, санитарно-эпидемиологического надзора и др.). Конкретный размер налагаемого штрафа определяется органом, налагающим штраф, в зависимости от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда Расчет сумм по возмещению вреда производится в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния природного объекта с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

  • - биогеоценоза, основные материально-энергетические составляющие биогеоценоза; различают неживые компоненты и живые компоненты...

    Экологический словарь

  • - вытекающие из закона одностороннего потока энергии трофические структуры наземных экосистем в виде уменьшающихся по трофическим уровням количества энергий, биомассы и чисел особей...

    Экологический словарь

  • - сумма требований организма, популяции или вида к природной среде обитания; удовлетворяется в борьбе за существование...

    Экологический словарь

  • - совокупность естественных закономерностей, определяющих функционирование популяций, экосистем; реакция организмов на стойкие изменения окружающей природной среды...

    Экологический словарь

  • - совокупность экологических характеристик вида, отличающих его от других таких же самостоятельных единиц...

    Экологический словарь

  • - совокупность средообразующих компонентов, обеспечивающая экологическое равновесие в природе...

    Экологический словарь

  • - см. Фонды экологические...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - См. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ...

    Словарь бизнес терминов

  • - Система внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющая федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды...

    Словарь бизнес терминов

  • Словарь юридических терминов

  • - внебюджетные государственные фонды, источниками поступления средств которых являются средства предприятий, учреждений, организаций, граждан, а т.ж. иностранных юридических лиц и граждан в виде: платы за...
  • - институт Особенной части российского уголовного законодательства, предусмотренный гл. 26 УК РФ. Данный институт относится к субинституту "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка"...

    Словарь-справочник уголовного права

  • - система внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющая федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды...

    Экологический словарь

  • - общественно опасное деяние, посягающее на установленный специальным законом режим пользования природных ресурсов, охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и причиняющее вред окружающей...

    Большой экономический словарь

  • - ...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - внебюджетные государственные фонды, создающиеся для решения неотложных природоохранительных задач, восстановления природной среды, компенсации причиненного вреда и других природоохранительных задач. Образуют...

    Большой юридический словарь

"ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ" в книгах

11.3. Экологические факторы

автора

2.1. Экологические факторы

Из книги Общая экология автора Чернова Нина Михайловна

11.3. Экологические факторы

Из книги Антропология и концепции биологии автора Курчанов Николай Анатольевич

11.3. Экологические факторы Факторы, которые обусловливают существование организмов в условиях данной среды, получили название экологических факторов. Они определяются как внешними условиями данной среды, так и влиянием других организмов, существующих в

2.1. Экологические факторы

Из книги Общая экология автора Чернова Нина Михайловна

2.1. Экологические факторы Среда обитания – это та часть природы, которая окружает живой организм и с которой он непосредственно взаимодействует. Составные части и свойства среды многообразны и изменчивы. Любое живое существо живет в сложном, меняющемся мире, постоянно

3.4/ Экологические общины

Из книги Параллельные общества [Две тысячи лет добровольных сегрегаций - от секты ессеев до анархистских сквотов] автора Михалыч Сергей

3.4/ Экологические общины В гораздо более рациональном и травоядном варианте идеологию «автономных общин как единственного способа пережить близкий конец света» исповедуют многие «глубинные экологи», создающие альтернативные поселения в Европе и США. Их логика такова:

69. Оборотные средства предприятия: оборотные производственные фонды и фонды обращения

Из книги Бухгалтерский управленческий учет. Шпаргалки автора Зарицкий Александр Евгеньевич

69. Оборотные средства предприятия: оборотные производственные фонды и фонды обращения Денежные средства, вложенные в оборотные производственные фонды и фонды обращения, называются оборотными средствами и представляют собой оборотный капитал предприятия. Оборотные

10.3. Достоинства и недостатки инвестирования в паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления

Из книги Личные деньги: Антикризисная книга автора Пятенко Сергей

10.3. Достоинства и недостатки инвестирования в паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления Чем толще мешок с деньгами, тем туже он завязан. Ю. Рыбников, писатель-сатирик Частный инвестор, напуганный известными событиями в период «свинки» 90-х годов,

Фонды предприятий. Основные и оборотные фонды.

Из книги Политическая экономия автора Островитянов Константин Васильевич

Фонды предприятий. Основные и оборотные фонды. Выделенные государственным предприятиям средства - материальные и денежные,- представляющие собой всенародную собственность, образуют его фонды.Хотя средства производства государственных предприятий в СССР, как было

Из книги На старт, внимание...резюме! автора Андреева Ника

Грантообразующие фонды и организации Фонды (название на русском языке)

Из книги На старт, внимание… резюме! автора Андреева Ника

Грантообразующие фонды и организации Фонды (название на русском языке) Американский благотворительный фонд поддержки информатизации образования и науки. Кауффман-фонд. Конкурсный центр фундаментального естествознания. Международный благотворительный научный

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ БЕДСТВИЯ

Из книги 100 знаменитых катастроф автора Скляренко Валентина Марковна

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ БЕДСТВИЯ

Экологические мифы

Из книги Полная энциклопедия наших заблуждений автора Мазуркевич Сергей Александрович

Экологические мифы Биологические методы борьбы с вредителямиПринято считать, что биологические методы борьбы с вредителями садов, полей и огородов, - это достижение XX века. На самом деле это не так. За 300 лет до нашей эры, а может быть, и раньше, в Китае уже использовали

16. Экологические кризисы и экологические ситуации

Из книги Экология автора Зубанова Светлана Геннадиевна

16. Экологические кризисы и экологические ситуации Человек и другие существа живут в среде, которая является результатом действия антропогенных факторов. Она отлична от той среды, которая рассмат-ривалается в общей экологии. Зримое изменение человеком среды началось с

Из книги Федеральный закон РФ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан " автора России Законодательство

Статья 11. Фонды взаимного кредитования и фонды проката 1. Садоводы, огородники и дачники вправе создавать фонды взаимного кредитования, фонды проката, иные фонды в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.2. Фонды взаимного кредитования

Экологические поселения, функционирующие, как экологические лечебные и оздоравливающие системы

Из книги Золотые правила естественной медицины автора Оганян Марва

Экологические поселения, функционирующие, как экологические лечебные и оздоравливающие системы Для многих людей на разных континентах планеты Земля становится очевидной та истина, что дальнейшее развитие техногенной и технократической цивилизации становится

система общественных и государственных организаций, ставящих своей целью решение экологических проблем. Внебюджетные государственные Ф.э. находятся в единой государственной системе, включая Федеральный Ф.э. РФ, субъектов РФ и местные Ф.э.; средства Ф.э. формируются из различных источников, главными из которых являются обязательные платежи природопользователей за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов, а также сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ

внебюджетные государственные фонды, источниками поступления средств которых являются средства предприятий, учреждений, организаций, граждан, а т.ж. иностранных юридических лиц и граждан в виде: платы за нормативные и сверхнормативные (лимитные и сверхлимитные) выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнения; сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения; средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции; полученных в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств фонда в деятельности предприятий и иных юридических лиц; инвалютных поступлений от иностранных юридических лиц и граждан. Э.ф. образуют единую систему, объединяющую федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды. Размеры платы за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов, сумм, полученных по искам о возмещении вреда, и штрафов за экологические правонарушения установлены действующим законодательством. Штрафы налагаются в пределах компетенции специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации (в том числе органами в области охраны природы, санитарно-эпидемиологического надзора и др.). Конкретный размер налагаемого штрафа определяется органом, налагающим штраф, в зависимости от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда Расчет сумм по возмещению вреда производится в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния природного объекта с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ КАК ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ МЕРОПРИЯТИЙ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ1

Навасардова Э. С.

Статья посвящена анализу законодательства об экологических фондах, сыгравших положительную роль в финансировании мероприятий в области охраны окружающей среды в 90-х годах ХХ столетия.

Ключевые слова: экологические фонды, финансирование, охрана окружающей среды.

ECOLOGICAL FUNDS AS SOURCES OF FINANCING OF ECOLOGICALLY SIGNIFICANT ACTIONS:

HISTORICAL AND LEGAL ANALYSIS

Navasardova E. S.

Summary. Article is devoted to the analysis of the legislation on the ecological funds which have played a positive role in Snancing of actions in the Seld of environmental protection in the nineties of the 20th century.

Key words: ecological funds, Snancing, environmental protection.

На заседании президиума Государственного совета, проходившего 27 мая 2010 года и посвящённого реформированию системы государственного управления в сфере охраны окружающей среды, обсуждался и вопрос о воссоздании экологических фондов, существовавших в 90-годы ХХ столетия и положительно себя зарекомендовавших в качестве источников финансирования экологически значимых мероприятий.1 Правительству РФ по итогам этого заседания Президентом России было дано поручение по формулированию предложений о создании федерального и региональных экологических фондов, предусмотрев порядок осуществления государственного и общественного контроля за их функционированием и целевым использованием средств. Как выяснилось через год на другом заседании президиума Государственного совета, также посвященного экологическим проблемам, поручение

1 Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках государственного задания на выполнение работ по проекту «Правовые проблемы публичного администрирования реализации функций и оказания государственных услуг в сфере использования и охраны природных ресурсов».

не было исполнено и при этом снято с контроля. Так в очередной раз была «похоронена» мечта экологической общественности о стабильном источнике целевого финансового обеспечения мероприятий в области охраны окружающей среды.

Что же собой представлял экологический фонд, а точнее, экологические фонды?

Идея создания специализированных экологических фондов была заложена в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССС от 7 января 1998 г. «О коренной перестройке дела охраны природы в стране». В нем предусматривалось создание резервных фондов. В Государственном комитете СССР по охране природы должен был быть создан резервный фонд охраны природы для выполнения непредвиденных работ за счет отчислений от взимаемых с объединений, предприятий и организаций средств по нормативам платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду, а также от средств, взыскиваемых с нарушителей природоохранительного законодательства.

Однако начало специализированного аккумулирования средств на нужды финанси-

рования экологически значимых мероприятий было все-таки положено Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды».

Пункт 1 ст. 21 рассматриваемого закона предусматривал создание системы внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющей федеральный, республиканские, областные, краевые и местные фонды (последние представляли собой городские и районные экологические фонды).

Цели создания экологических фондов были обозначены в той же статье закона - решение неотложных природоохранительных задач, восстановление потерь в окружающей природной среде, компенсация вреда и другие природоохранительные задачи. Во исполнение этой нормы 29 июня 1992 г. принимается постановление Правительства РФ № 442 «О федеральном экологическом фонде РФ и экологических фондах на территории Российской Федерации», утвердившее Положение о федеральном экологическом фонде РФ.

Экологические фонды, с одной стороны, являлись финансовым инструментом реализации эколого-экономических задач, с другой - представляли собой юридическое лицо - государственное внебюджетное учреждение, управляющее указанными финансовыми ресурсами.

Как субъект права, федеральный экологический фонд находился в подчинении (ведении) Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.

Помимо финансовых средств, федеральный экологический фонд РФ имел материальнотехническую базу. Средства этого фонда состояли из основных, оборотных, целевых, резервных, финансовых и иных фондов.

Основными задачами федерального экологического фонда РФ являлись:

Финансирование и кредитование федеральных программ и научно-технических проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды, а также обеспечение экологической безопасности населения;

Мобилизация средств на осуществление природоохранных мероприятий и программ;

Экономическое стимулирование бережного и эффективного использования природных ресурсов, внедрения экологически чистых технологий, строительства очистных сооружений;

Содействие в развитии и осуществлении международного сотрудничества в обла-

сти охраны окружающей природной среды, финансирование целевых проектов и программ такого сотрудничества;

Содействие в развитии экологического воспитания и образования.

Реализация задач, возложенных на федеральный экологический фонд, осуществлялась посредством:

Прямого финансирования экологически значимых мероприятий;

Кредитных операций, в которых он выступал гарантом возвратности заемных средств;

Размещения собственных денежных средств на депозитах банковских учреждений;

Организации и проведения денежно -вещевых лотерей, аукционов и благотворительных акций.

Средства федерального экологического фонда использовались и на содержание аппарата.

Доходы федерального экологического фонда складывались из следующих поступлений:

Платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнений, сумм, полученных по искам о возмещении вреда и от взимания штрафов за экологические правонарушения, средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции в размере десяти процентов от общей суммы указанных поступлений, направляемых во внебюджетные экологические фонды;

Средств, полученных в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств в деятельности предприятий и иных юридических лиц;

Инвалютных поступлений от иностранных юридических и физических лиц;

Отчислений от доходов предприятий, учреждений и организаций, образуемых федеральным экологическим фондом РФ;

Добровольных взносов предприятий, учреждений, организаций и граждан, в том числе иностранных юридических и физических лиц;

Платы за консультационные, экспертные и другие услуги.

Естественно, что основным доходным источником являлись плата за негативное воздействие на окружающую среду, штрафы и суммы, полученные по искам о возмещения вреда, причиненного окружающей среде.

В 1995 году, в соответствии со ст. 6 ФЗ «О федеральном бюджете на 1995 год», средства целевого экологического внебюджетного фонда, наряду со средствами иных федеральных целевых внебюджетных фондов, были консолидированы в федеральный бюджет, приобретя статус целевых бюджетных фондов. С этого периода операции со средствами указанных фондов проводятся только через отделения Центрального банка Российской Федерации или Главное управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.

Для учета доходов и расходов указанных фондов в Центральном банке Российской Федерации или Главном управлении федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации открываются специальные бюджетные счета, управление которыми осуществляют государственные органы, уполномоченные управлять средствами указанных фондов.

Статьей 7 этого же закона законодательным органам субъектов РФ было рекомендовано консолидировать в бюджеты средства территориальных внебюджетных фондов, образованных по решению законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации за счет специальных налогов, сборов и иных поступлений.

Действие ст. 6 и 7 ФЗ «О бюджете» по существу продлялось ежегодно вплоть до 2001 года, а с 1 января 2001 года федеральный экологический фонд РФ был упразднен.

Как отмечалось, наряду с федеральным и региональными экологическими фондами создавались и местные (районные и городские) экологические фонды.

В субъектах РФ, а также в некоторых муниципальных образованиях разрабатывались собственные документы, регламентировавшие правовое положение и правовой режим экологических фондов. Говоря о правовом положении, мы имеем в виду придание им статуса юридического лица, а под правовым режимом - определение порядка и направлений расходования средств фондов.

Дело в том, что не во всех субъекта РФ, а также муниципальных образованиях экологическим фондам придавался статус юридического лица.

«О Московском городском экологическом фонде» на базе Московского и Зеленоградского городских фондов охраны природы, целевых отделений Московского городского фонда охраны природы, сформированных в соответствии с решением Мосгорисполкома от 14.04.90 № 840 в ходе проведения экономического эксперимента по совершенствованию хозяйственного механизма природопользования в г. Москве образовывался Мосэкофонд, с организационной формой - государственная организация. Органами управления выступали: правление фонда, исполнительная дирекция, ревизионная комиссия.

Ввиду нечеткости формулировок, содержащихся в федеральном законодательстве, и невозможности точно определить цели расходования средств фондов субъекты РФ устанавливали собственные правила. Часть средств Мосэкофонда, например, направлялось на:

Аккумулирование средств в размере до 2 процентов для формирования страховых ресурсов для финансирования мероприятий по ликвидации последствий экологических аварий, стихийных бедствий, предотвращения экологически опасных ситуаций;

Финансирование проведения государственной экологической экспертизы внепланового и ретроспективного характера;

Мосэкофонду придавались значительные по количеству и достаточно разнородные по характеру функции.

Наряду со взиманием платежей за загрязнение окружающей природной среды и иные виды воздействий, на Мосэкофонд возлагалось администрирование платежей за право пользования недрами и другими природными ресурсами. Он также решал вопросы о замене платежей за право пользования недрами в полном размере или частично полезными ископаемыми, продукцией, производимой пользователями недр, или оказанием услуг. Мосэкофонду передавалось право распоряжения целевыми бюджетными фондами в случаях, если они создаются для решения задач охраны окружающей природной среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Кроме того, именно Мосэкофонд заключал договоры на комплексное природопользование.

Аналогичный статус (государственное внебюджетное учреждение) был присвоен экологическому фонду Ленинградской области (постановление Правительства Ленинградской области от 20 мая 1994 г. № 118) с органом управления в лице дирекции фонда. С точки зрения правовой регламентации расходования средств фонда обращает на себя внимание нормы, касающиеся финансирования участия в развитии материальнотехнической базы областных и местных органов охраны природы (строительство производственно-лабораторных зданий, приобретение и аренда транспортных средств, приборов, оборудования, вычислительной техники, реагентов, материалов и т. п.), а также премирование производственных коллективов, сотрудников природоохранительных органов и граждан, добившихся существенных результатов в природоохранной деятельности, финансирование социальных программ органов охраны природы, содержание дирекции фонда. Указанные положения были исключены из полномочий фонда на основе решения судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 2 апреля 1996 года № 3-10/96.

Особенности второй модели экологических фондов заключались в следующем. Фонду не придавался статус юридического лица, однако создавался орган управления - правление с приданием ему ряда полномочий.

Примером такой модели может служить экологический фонд города Ростова-на-Дону. Первое положение о нем было утверждено решением городского Совета народных депутатов (малый Совет) от 24 февраля 1993 г. № 24/5. Городской экологический фонд не наделялся статусом юридического лица, однако создавалось правление экологического фонда как орган управления и распоряжения его средствами. В Положении прямо не указывались полномочия территориального подразделения уполномоченного федерального органа исполнительной власти в части распоряжения средствами фонда (на тот момент это было Министерство экологии и природных ресурсов), однако говорилось о его ответственности за выделение средств не по назначению. Ответственность за нецелевое выделение средств возлагалась также на правление фонда. В новом Положении, утвержденном постановлением Главы г. Ростова-на-Дону от 3 апреля 1995 г.

№ 362 назывался дополнительный источник формирования городского экологического фонда - средства, полученные в виде платы за пользование природными ресурсами. При этом в Положении определялось, что эти средства полностью поступают в городской фонд и отчисления в областной и федеральный фонды из них не производятся.

Отсутствие должной федеральной регламентации правового положения экологических фондов приводила к ситуации, когда в одном и том же субъекте РФ на уровне местного самоуправления правовой статус фондов определялся по-разному. В г. Шахты той же Ростовской области, например, в связи с крайне низким уровнем сбора средств, поступающих в городской экологический фонд, распоряжением мэра от 26 июля 2000 г. № 1676 «О мерах по улучшению сбора средств в экологический фонд города» было принято решение об учреждении некоммерческой организации Природоохранный фонд «Шахты» во главе с правлением фонда как органа управления.

Третья модель экологических фондов не была связана ни с учреждением юридического лица - некоммерческой организации, ни с созданием специального органа, уполномоченного распоряжаться средствами фонда. Средства фонда аккумулировались на специальных счетах. Что же касается распоряжения средствами фонда, то здесь также не было единообразия.

В одних субъектах РФ, как например, в Ставропольском крае, бюджет фонда утверждался законом краевой Государственной Думы, администратором поступлений в фонд и исполнителем бюджета фонда выступало территориальное подразделение федерального органа исполнительной власти, поскольку собственного органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природопользования в крае до 2005 года не было. В Краснодарском крае бюджет фонда также утверждался законом, но распоряжение средствами осуществляли краевой и территориальные комитеты по охране окружающей среды.

В случае создания в субъектах РФ, а точнее, передачи органам местного самоуправления местных целевых средств при отсутствии специального органа управления фондом распоряжение средствами осуществляли главы администраций на основе решений представительных органов местного

самоуправления и под их контролем. Такой порядок, например, был закреплен в решении Ставропольской городской Думы от 25 ноября 1998 г. № 196 «О городском внебюджетном экологическом фонде».

Были и субъекты РФ, в которых местные фонды не формировались, все средства аккумулировались на уровне самого субъекта РФ. Примером может служить Республика Татарстан, где был создан единый республиканский экологический фонд.

Таким образом, отсутствие на федеральном уровне унифицированной организационноправовой модели экологических фондов порождало многообразие форм практической реализации указанного института.

Разнообразие внешних форм экологических фондов влияло на эффективность их функционирования.

Цели, на которые расходовались средства экологических фондов, были предметом внимания контрольно-надзорных органов.

Проверки осуществлялись: ревизионными комиссиями (в том случае, если это предусматривалось региональным законодательством, как, например, в Москве); органами исполнительной власти субъектов РФ (например, в Краснодарском крае, Ставропольском крае); органами местного самоуправления; органами прокуратуры.

Несмотря на то, что фонды существовали с 1992 года, массовые прокурорские проверки приходятся на конец 90-х годов, а именно в 1997-1998 годах с участием представителей контрольно-ревизионного управления Министерства финансов РФ и представителей соответствующих органов субъектов РФ. Итогом проверки стало письмо Генеральной прокуратуры РФ от 17 марта 1997 г. на имя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ, где обобщались выявленные недостатки, носившие по существу типовой характер.

Основным недостатком в расходовании средств экологических фондов признавалось нецелевое, по мнению прокуратуры и органов финансового надзора, использование финансовых ресурсов. С этим утверждением можно согласиться отчасти. Именно отчасти, поскольку не всегда, на первый взгляд, нецелевое использование средств было таковым. Например, финансирование научной деятельности, проведение научных конференций, семинаров

по проблемам охраны окружающей среды при отсутствии федерального финансирования научных исследований способствовало развитию экологической науки, тем более, что определенная правовая регламентация научных исследований содержалась в ст. 77 Закона РСФСР «Об охране окружающей среды».

Премирование сотрудников органов экологического управления, если речь шла, например, о государственных инспекторах в области охраны окружающей среды, создавало мотивацию к добросовестному исполнению ими своих обязанностей, связанных с выявлением нарушений экологического законодательства.

Две основных причины лежали в основе нецелевого использования средств экологических фондов - это, как уже отмечалось, несовершенство федерального законодательства в части четкой и однозначной регламентации статей расходования средств экологических фондов и отсутствие должного контроля над расходованием этих средств.

В то же время, как представляется, экологические фонды сыграли положительную роль в природоохранной деятельности.

Во-первых, была создана система гарантированных финансовых поступлений в фонды и, если суммы, которые должны быть получены в виде штрафов и по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среды, не могли быть заранее известны, то платежи за негативное воздействие на окружающую среду могли заранее планироваться. Это позволяло планировать и финансирование природоохранной деятельности.

Во-вторых, придание финансовым ресурсам экологических фондов целевого характера в основном гарантировало их использование на природоохранные мероприятия.

В-третьих, не вызывало сомнение, что законодатель признавал за источниками поступлений в экологические фонды их компенсационный характер.

Наряду с экологическими фондами определенное время существовали и целевые внебюджетные фонды (затем, как и экологический фонд, они получили статус бюджетных фондов) воспроизводства отдельных природных ресурсов, как источники природоохранных мероприятий. Их можно назвать отраслевыми фондами, поскольку они, во-первых, формировались за счет отчисления от плате-

жей или дополнительных фискальных сборов за пользования отдельными природными объектами, и, во-вторых, расходовались по отраслевому принципу, причем цели расходования имели не только природоохранный, но и экономический характер. Последовательно создавались Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов, Фонд восстановления и охраны водных объектов, Фонд охраны озера Байкал.

Так, например, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы образовывался в том числе за счет части отчислений, производимых пользователями недр, осуществляющими добычу всех видов полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств, сборов за выдачу лицензий на право пользования недрами, добровольных взносов предприятий на осуществление единой технической политики проведения геологоразведочных работ. Средства фонда использовались не только на геологическое изучение недр, разведку месторождений, иные геолого-

разведочные работы, но и на выплату вознаграждений за открытие месторождений.

Положительным в создании указанных фондов являлось то, что они выступали дополнительным целевым источником природоохранной деятельности. В то же время полноценная нормативная правовая база, регулирующая отношения по формированию расходованию средств фондов отсутствовала. Исключение, пожалуй, составляли нормативные акты, касающиеся правовой регламентации Фонда воспроизводства минеральносырьевой базы. К слову сказать, несмотря на то, что этот фонд давно ликвидирован, некоторые нормативные акты, связанные с регламентацией его режима, до сих пор действуют.

Навасардова Элеонора Сергеевна, доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой экологического, земельного и трудового права Юридического института СКФУ, т.89624441007, [email protected]

Экологические фонды были созданы практически в каждом территориальном образовании, являющимся субъектом Российской Федерации, а также на местном уровне - районном и юродском.[ ...]

Экологический фонд территории - наличие и распределение по территории естественных природных комплексов, природоохранных зон и поясов, особоохраняемых территорий, различных групп лесов, обеспечивающих средоформирующие и ресурсовоспроизводящие функции природных ландшафтов.[ ...]

Экологические фонды формируются за счет следующих средств: платежи за загрязнение ОС, штрафы за экологические правонарушения; средства, полученные по искам о возмещении вреда, от реализации конфискованных орудий браконьерного промысла; дивиденды различного рода; добровольные пожертвования. Есть предложения включить в доходную часть фонда также средства, поступающие от оплаты за природные ресурсы .[ ...]

Экологические фонды. Для реализации различных природоохранных задач: восстановления потерь в природной среде, компенсации вреда здоровью граждан, строительства очистных сооружений, материального обеспечения эколого-просветительного направления и т. д. была создана единая система внебюджетных государственных экологических фондов. Фонды функционировали за счет отчислений с предприятий в виде платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства и других источников. Большая часть средств экологических фондов направлялась на реализацию природоохранных мероприятий.[ ...]

Размеры экологических фондов существенно зависят от того, насколько жесткими являются санкции к виновникам загрязнения, а также от того, насколько хорошо отлажен весь механизм применения санкций. Таким образом, в целом "благополучие" экологических фондов покоится на аппарате экономических санкций (платежей, штрафов и т.д.), т.е. ориентируется на наказательную функцию природоохранного права. Хуже того, существует обратная зависимость между благополучием (состоянием) экологических фондов и состоянием окружающей природной среды, в силу которой держатели фондов заинтересованы в существовании предприятий-загрязнителей, причем в возможно большем их числе.[ ...]

Федеральный экологический фонд - внебюджетная государственная организация, осуществляющая свою деятельность под общим руководством Правления. Основной задачей фонда является финансирование всех видов природоохранной деятельности, имеющих общефедеральное и межрегиональное значение. Средства фонда формируются за счет отчислений республиканских, краевых и областных экологических фондов в размере 10%, собственной коммерческой, инвестиционной, банковской, страховой, издательской и иной деятельности, не запрещенной законодательством, отчислений из республиканского бюджета, а также средств, получаемых от проведения денежно-вещевых лотерей, аукционов и иных благотворительных акций.[ ...]

В самой идее экологических фондов есть один настораживающий момент. Они будут тем больше, чем хуже экологическая обстановка на территории. Следовательно, держатели фондов не могут быть заинтересованы в улучшении состояния природной среды. За счет этих фондов у природоохранных служб создается возможность наращивать штаты, улучшать материально-техническое обеспечение, расширять организационные структуры и укреплять свой имидж и влияние. Растущее загрязнение среды приводит также к расширению фронта научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ и, следовательно, к увеличению числа рабочих мест в сфере науки и образования. Чем крупнее будут территориальные экологические фонды, тем легче будет поддерживать все эти инфраструктурные новообразования.[ ...]

Федеральный экологический фонд действует в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 июня 1992 г. N 442 "О Федеральном экологическом фонде РФ и экологических фондах на территории РФ". Это самостоятельное государственное внебюджетное учреждение с правами юридического лица находится в ведении Минприроды России.[ ...]

Инвестиционные фонды. Инвестиционные и венчурные фонды, созданные в последние годы, располагают внушительным суммарным капиталом, часть которого уже инвестирована в российскую экономику. Фонды планируют выделить часть средств на природоохранные проекты, исходя из приоритетов отраслевых и целевых инвестиций. Российские коммерческие банки. Потенциал финансирования "зеленых" инвестиций пока еще очень ограничен. Наблюдается тенденция к поддержке инвестиций в экономику, как правило, при условии быстрой окупаемости проекта (в течение 2-2,5 лет) и ставках, составляющих примерно 25% годовых. Потенциальная величина среднего кредита невелика - около 1,5-2 млн. долларов. В целом, кредитование из средств отечественных коммерческих банков может быть успешным при поддержке экологических фондов, компенсирующих разницу между ставкой процента банка и рентабельностью предприятия.[ ...]

В настоящее время экологические фонды являются практически единственным дееспособным элементом структуры распределения финансовых ресурсов на природоохранные цели (рис.З) и могли бы играть определенную роль в реализации программ сохранения окружающей природной среды, так как фонды могли бы быть дополнительным спонсором проектов по сохранению окружающей среды и одним из элементов структуры управления реализацией этих проектов.[ ...]

Лукойл», «ЕЭС России» и др.), приступил к изданию серии учебных пособий по экологическому образованию работников основных профессий нефтегазового комплекса. Серия состоит из одиннадцати пособий, которые разработаны учеными РГУ нефти и газа им. И.МГубкина и издаются на гранты Фонда. Основу их составляет инженерно-техническое нормирование требований по охране окружающей среды.[ ...]

Через территориальные экологические фонды могут осуществляться компенсационные расчеты с предприятиями. Например, если хозяйственный субъект заинтересован в размещении своего предприятия в районе с высокой экологической нагрузкой, он обязан внести в фонд средства, которые могут быть использованы фондом в качестве субсидий тем предприятиям, которые готовы участвовать в природоохранных мероприятиях. Величину взноса лучше всего исчислить экспертным путем, либо путем договора между распорядителем фонда и хозяйственным субъектом под патронажем местных органов власти.[ ...]

Анализ формирования средств экологических фондов показал, что платежи за загрязнение окружающей природной среды были и остаются основными источниками формирования средств экофондов. Если, по оценкам, в 1991-1993 гг. доля экологических фондов в общих природоохранных затратах в России была 4,9 - 4,7%, то к 1995 году финансирование природоохранных мероприятий из средств экологических фондов сравнялось с бюджетным и достигло оценочно при падении финансирования из средств предприятий 20-25%>.[ ...]

После консолидации Федерального экологического фонда Российской Федерации в бюджет, 17 из 89 территориальных экологических фондов были также консолидированы в бюджеты субъектов Российской Федерации, 30 остались самостоятельными юридическими лицами, а остальные - в ведении администраций субъектов Российской Федерации.[ ...]

Таким образом, в современных условиях экологические фонды становятся важным элементом, дополняющим средства природопользователей и бюджетные средства.[ ...]

Таким образом, в современных условиях экологические фонды являлись важным элементом поддержки инвестиций в охрану окружающей среды. Тем не менее в бюджете 2001 г. Федеральный экологический фонд Российской Федерации был упразднен. Возникла необходимость создания новой структуры, способной координировать инвестиционную деятельность в области охраны окружающей среды.[ ...]

В банках существуют специальные счета для средств экологических фондов. Деньги с этих счетов распределяются так: 60% - на реализацию программ местного значения, 30 -вышестоящего уровня (до республиканского включительно), 10% - мероприятий федерального значения. Данные пропорции закреплены в законодательном порядке, хотя и являются в целом ориентировочными. Запрещается расходование средств экологических фондов на какие-либо иные цели. Лица, виновные в нарушении целевого расходования средств, штрафуются на суммы в кратных размерах от минимальной оплаты труда органами Минприроды России.[ ...]

Учредителями республиканских, краевых и областных экологических фондов являются соответствующие комитеты по экологии и природопользованию. Эти экологические фонды являются юридическими лицами и дейст вуют самостоятельно в пределах утвержденных смет, имеют самостоятельный баланс и могут иметь отделения и филиалы.[ ...]

В России 3. представлены несколькими организациями («Экологический фонд России», «Социально-экологический союз России», «Экология и мир», «Российская партия зеленых», «Хранители радуги» и др.). Создан «Общероссийский союз общественных экологических организаций», который координирует работу различных организаций 3. Общим недостатком 3. является безальтернативность их требований (которые часто нереалистичны).[ ...]

В России функционирует система внебюджетных государственных экологических фондов, которая объединяет в себе федеральный фонд, краевой или областной и местный (городской или районный) . Каждое звено системы экологических фондов имеет свой орган управления,подчиняющийся соответствующему уровню управления территорией.[ ...]

Книга написана и издана по просьбе многочисленных участников экологических школ-семинаров, проводимых Экологическим фондом России.[ ...]

Законодательной основой для формирования и функционирования экологических фондов является Закон "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 г., которым предусматривается создание для решения неотложных природоохранных задач единой системы внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющей Федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды. В июне 1992 г. создан Федеральный экологический фонд. Экологические фонды образуются за счет поступления платы за загрязнение окружающей среды от предприятий, учреждений и организаций и из некоторых других источников. Ядром системы внебюджетных фондов является Федеральный экологический фонд Российской Федерации - государственное внебюджетное учреждение .[ ...]

Для санитарно-гигиенических мероприятий, обновления основных фондов природоохранного назначения, выполнения различных иных работ в области ООС предприятия имеют право создавать специальные экологические фонды за счет: а) амортизационных отчислений по сооружениям и объектам природоохранного назначения; б) кредитов, субсидий банков и городского фонда охраны природы; в) доходов от хранения в банке средств экологического фонда; г) экономии платежей за загрязнение ОС, получаемой от снижения выбросов (сбросов) на предприятии; д) отчислений от прибыли предприятия. Все эти средства предприятий создаются в виде специального банковского счета и расходуются в соответствии с указанными выше целями.[ ...]

Эти проблемы отражаются на формировании и расходовании средств фондов экологических: основные загрязнители и плательщики средств в экологические фонды располагаются на территориях городов, поэтому в ряде случаев происходит конкуренция, соперничество между областным и городскими комитетами охраны природы за сбор и расходование экологических фондов, что особенно актуально в условиях экономического кризиса и бюджетного дефицита.[ ...]

Вместе с тем должен быть налажен жесткий контроль за расходованием экологического фонда территориальными финансовыми и природоохранными органами. Иначе может оказаться, что предназначенные для развития экологической деятельности средства будут использоваться прежде всего в той сфере, которая дает наибольшую прибыль. Нельзя допускать, чтобы фонд располагал значительными свободными средствами. Должны быть соответствующие размерам фонда планы природоохранных мероприятий, и эти планы обязаны неукоснительно выполняться под угрозой штрафных или административных санкций. Одним из эффективных способов использования средств экологических фондов предприятий является стимулирование труда в сфере ООС .[ ...]

Важным шагом стало решение о создании при Совете Межгосударственного экологического фонда, цель которого - выполнение согласованных межгосударственных программ, с уставным Фондом в 60 миллионов рублей и постоянными ежегодныш взносами каждого государства в размере 0,05 процента от национального доходе.[ ...]

Для проведения природоохранных мероприятий на предприятии городской фонд охраны природы приобретает, следовательно, ведущее значение. Любой руководитель предприятия будет добиваться в первую очередь субсидий из этого фонда . В том случае, если предприятию удалось скопить значительные финансовые средства в собственном экологическом фонде (как правило, это бывает на крупных предприятиях), то целесообразно предоставить ему свободу распоряжаться своим экологическим фондом. Например, можно допускать возможность использовать свободные финансовые средства этого фонда на производственные цели, в частности, на обновление и совершенствование технологического оборудования основных производственных фондов. Это будет своего рода "внутренний кредит", который, разумеется, должен быть погашен в соответствии с общими правилами кредитной системы. На средства экологического фонда можно купить дополнительную квоту на загрязнение в порядке компенсационных расчетов. В этом случае природоохранные мероприятия перекладываются на продавца этой квоты.[ ...]

На территории Архангельской области функционирует система внебюджетных государственных экологических фондов, состоящая из экологического фонда области (областной фонд), объединяющего собственно областной фонд, а также многие районные фонды, и экологических фондов городов Архангельск, Северодвинск, Ко-ряжма, Вилегодского района и Котласского регионального фонда.[ ...]

В данной работе использованы материалы Национальной газомоторной ассоциации, АО «Автогаз», Неправительственного экологического фонда им. В.И. Вернадского, ООО «ВНИИГАЗ», Минтранс и ГТК России, Ассоциации международных перевозчиков (АСМАП), ЕЭК ООН. российских и зарубежных печатных и электронных открытых источников информации.[ ...]

Внебюджетное финансирование, т.е. за счет средств из внебюджетных источников - собственных средств при-родопользователей, экологических фондов и экологического страхования, - в условиях рыночной экономики выходит на первое место.[ ...]

Ряд вопросов по деятельности экофондов затрагивает интересы ведомств природно-ресурсного блока. Так, в соответствии с порядком направления средств в экологические фонды определено поступление сумм, полученных по искам и штрафам за аварии и загрязнения, причиненные природным ресурсам (земли, воды, рыбных запасов, охотничьих угодий и т.д.), т.е. есть соответствующая статья в доходной части бюджетов фондов, однако практически нет аналогичных статей в расходных частях бюджетов.[ ...]

Платность природных ресурсов - важнейший элемент нового механизма финансирования, ориентированного на рыночные реформы. К числу других существенных экономических стимулов следует отнести экологические фонды и экологическое страхование.[ ...]

Авторы с благодарностью примут пожелания и замечания по данной книге и учтут их при последующих переизданиях. Свои замечания и предложения просим направлять по адресу: 117936, Москва, Ленинский проспект, д. 4, МИСиС, Экологический фонд России.[ ...]

Предприятия, эффективно осуществляющие ООС, имеют право на льготное кредитование. Банки, которые дают такие кредиты, в свою очередь, имеют налоговые льготы, дотации, а также льготные межбанковские кредиты. Освобождаются от налогообложения экологические фонды, поскольку их средства предназначаются предприятиям и организациям для проведения природоохранных мероприятий. Использование средств экологических фондов осуществляется на договорных условиях под процентные займы.[ ...]

В 2002 г был принят новый федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002 г.), в котором, как и в предыдущем законе (1991 г.) имеется глава, посвященная экономическому регулированию (механизму) в области охраны окружающей среды. Однако в новом законе, по сравнению с предыдущим, данный раздел претерпел некоторые корректировки в сторону сокращения возможных мер экономического регулирования. В частности, отсутствуют внебюджетные целевые экологические фонды - важнейший источник финансирования природоохранных мероприятий с момента ведения платы за загрязнение; акцизы на экологически вредную продукцию. В данном законе ничего не говорится об «экологическом налоге», хотя последний присутствует в Налоговый Кодексе. По-прежнему, в новом законе не решен однозначно вопрос об обязательном экологическом страховании: «может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование» .

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...