Подводный ракетный крейсер «Тайфун. Программы развития российского вмф и судостроения


Накануне Дня ВМФ, 26 июля, на верфи Севмаша в Северодвинске заложили АПЛ нового поколения «Новосибирск». Этот подводный ракетоносец станет третьим среди многоцелевых АПЛ проекта «Ясень», который разработали сотрудники Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит».

Согласно государственной программе до 2020 года на верфи Севмаш в Северодвинске планируют построить семь АПЛ классов «Ясень» и модернизированного «Ясень-М», которые в дальнейшем станут основными многоцелевыми атомными крейсерами России.

«Ясень»
Многоцелевые подлодки проекта 885 «Ясень» водоизмещением 13,8 тысячи тонн способны развивать скорость свыше 30 узлов, погружаться на глубину до 600 метров и находиться в автономном плавании в течение ста суток. Экипаж субмарины рассчитан на 90 человек, включая 32 офицера. Корабли вооружены десятью торпедными аппаратами калибра 533 миллиметра и пусковыми установками для крылатых ракет «Калибр» и «Оникс».

«Северодвинск», головная подлодка проекта, заложенная на «ПО «Севмаш» 21 декабря 1993 года, уже завершила весь цикл заводских ходовых испытаний и сейчас проходит государственные испытания в море. Сдать «Северодвинск» флоту обещают до конца 2013 года. Второй атомный крейсер проекта «Казань», заложенный в 2009 году, в данный момент находится в стапельном цехе Севмаша и будет передан Военно-Морскому флоту в 2017 году.




«Борей»
Кроме многоцелевой АПЛ проекта «Ясень», в этом году «Севмаш» планирует сдать ВМФ и два стратегических крейсера серии «Борей» (955) – проекта, который в будущем составит основу морских стратегических ядерных сил России. Головной крейсер в серии подводных ракетоносцев четвертого поколения «Юрий Долгорукий», разработанный в ЦКБ морской техники «Рубин», был принят на вооружение Военно-морского флота РФ в 2012 году. Заложенный на «Севмашпредприятии» 2 ноября 1996 года, «Юрий Долгорукий» имеет длину около 170 метров, ширину - 13,5 метра и полное водоизмещение 24 тысячи тонн. Корабль должен принять на вооружение 16 ракет «Булава», разработкой которых занимался Московский институт теплотехники.

Другой «Борей» «Александр Невский» проходит сейчас государственные испытания, совершая второй государственный выход, 15 ноября его готовятся сдать флоту. Третий корабль серии, «Владимир Мономах», должен закончить госиспытания не позднее 12 декабря 2013 года и также будет сдан ВМФ еще в этом году.

Предполагается, что в рамках госпрограммы вооружения до 2020 года флоту будет передано восемь ракетных подводных крейсеров стратегического назначения: три проекта 955 (шифр «Борей») и пять проекта 955А (шифр «Борей-А»).

«Акула»
Сегодня основу боевой мощи ВМФ составляет около 60 подводных лодок, от атомных подводных ракетоносцев до многоцелевых дизельных субмарин. Однако до 2018 года, из боевого состава флота будут выведены несущие сегодня боевую службу подлодки проектов 941 («Акула», по классификации НАТО «Тайфун») и 667 БДР и БДРМ («Кальмар» и «Дельфин», по классификации НАТО «Дельта-3» и «Дельта-4»).


Окончательное решение об утилизации двух подлодок проекта 941 класса «Акула» - «Архангельск» и «Северсталь», выведенных из боевого состава флота еще несколько лет назад, было принято недавно. Третий подводный крейсер стратегического назначения этой же серии - «Дмитрий Донской» останется в составе флота до 2017 года, когда по нему будет принято отдельное решение. Списание и утилизация «Архангельска» и «Северстали» произойдет по финансовым соображениям: поддержка в нормальном состоянии систем их жизнеобеспечения требует непомерно больших финансовых расходов. Экономически нецелесообразна и модернизация - капитальный ремонт с модернизацией одной «Акулы» обойдется дороже, чем строительство двух новых «Бореев». Утилизацией «Архангельска» и «Северстали», которая запланирована на 2016-2020 годы, займется Росатом.

Подлодки класса «Акула», самые большие из когда-либо построенных подводных кораблей, благодаря своим размерам попали даже в книгу рекордов Гиннеса: их длина составляет 172 метра, ширина - 23,3 м., осадка - 11,5 м. АПЛ считаются самыми тихими и неуловимыми для радаров и предназначены для уничтожения надводных и подводных кораблей противника. В боекомплект такой подлодки входит 20 ракет, каждая из которых имеет 10 разделяющихся головных частей индивидуального наведения.

Снятие всех АПЛ проекта 941 «Акула» (по классификации НАТО - Typhoon) с боевого дежурства произошло в соответствии с договором между Россией и США СНВ-3, вступившим в действие с февраля 2011 года.
по материалам

Александр МОЗГОВОЙ

Этому событию уделили немало внимания у нас в стране и за рубежом. И это понятно. «Ясени» относятся к числу лучших АПЛ в своем классе. Согласно открытым данным, атомоходы этого типа имеют подводное водоизмещение 13800 т, их длина – 139,2 м, ширина корпуса – 13 м. Водо-водяной реактор ОК-650В позволяет развивать максимальную 31-узловую подводную скорость. Рабочая глубина погружения – 520 м, максимальная – 600 м. Идеально обтекаемый корпус и высокие меневренные характеристики способствуют выполнению самых разнообразных миссий как при действиях в океане, так и у берегов. На корпус из маломагнитной стали нанесено резиновое покрытие, снижающее шумность и уменьшающее отражение сигналов гидролокаторов.

Лодка несет широкую номенклатуру вооружения. За ограждением выдвижных устройств находятся восемь вертикальных шахт универсального корабельного стрельбового комплекса (УКСК), в каждой из которых размещается по четыре противокорабельные ракеты «Оникс» или семейства «Калибр-ПЛ», разными модификациями которого можно стрелять по кораблям или по береговым объектам. Поражение наземных целей происходит на дальности до 2650 км. Сверхзвуковой вариант данной ракеты меняет траекторию полета по курсу и высоте, при этом скорость полета боевой части ракеты после ее отделения приближается к гиперзвуковой. То есть перехватить ее нельзя. Другими словами, «ясени» будут использоваться для неядерного стратегического сдерживания. Впрочем, в некоторых публикациях говорится о возможности оснащения «калибров» ядерными боевыми частями. Комплектование ракетного арсенала подводной лодки из 32 единиц осуществляется в разных комбинациях.

В центральной части корпуса находятся десять торпедных аппаратов с боезапасом из 30 телеуправляемых и самонаводящихся торпед, в том числе новейших тепловых «Физик-1». Вместо торпед или их части возможен прием мин. Как сообщают некоторые источники, через торпедные аппараты могут выстреливаться стратегические крылатые ракеты «Гранат» с дальностью стрельбы до 3000 км и ядерными боевыми частями, а также крылатые ракеты семейства «Калибр-НК» и противолодочные ракеты «Водопад-ПЛ». Отмечается, что в перспективе ПЛАРК этого типа будут получать новые образцы торпед, в том числе пятого поколения «Ломонос», и ракет, которые в настоящее время находятся в процессе создания.

Не менее впечатляющим является электронное оснащение корабля. Боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Округ» осуществляет в режиме реального времени контроль всех боевых систем, информации о состоянии корабля и от средств наблюдения и целеуказания. Работа БИУС обеспечивается несколькими бортовыми цифровыми вычислительными машинами на современной элементной базе. БИУС может получать и передавать данные другим кораблям по защищенной звукоподводной связи. Радиоэлектронные комплексные системы 3Ц-30.0-М предназначены для освещения обстановки и целеуказания.

Особо стоит остановиться на гидроакустическом комплексе МГК-600 «Иртыш-Амфора-Ясень», который относится к ГАК нового поколения. В носовой части лодки размещается его основная конформная крупногабаритная антенна «Амфора» с цифровой обработкой сигналов и с использованием цифровых библиотек системы автоматической классификации целей «Аякс-М». По бортам находятся конформные антенны большой площади, позволяющие контролировать обстановку вокруг корабля. Имеется и буксируемая антенна, которая выпускается из обтекателя вертикального оперения подводной лодки.

«Ясени» – высокоавтоматизированные корабли. На лодках имеются комплексные системы управления техническими средствами «Булат-Ясень», системы управления электроэнергетической системой «Луга-Ясень», системы централизованного электропитания «Косинус-Ясень» и ряд других. Вот почему экипаж ПЛАРК может состоять из 64 человек. Но на практике «для подстраховки» команды АПЛ формируются из 85-93 человек. Все они офицеры или мичманы.

Головная лодка этого типа – К-560 «Северодвинск» – вошла в строй ВМФ РФ 17 июня прошлого года. На стапеле эта АПЛ находилась очень долго. Она была заложена 23 декабря 1993 года. Но сборка корабля из-за отсутствия финансирования не велась. Работы возобновились в 2004 г. по переработанному проекту 0885. Серийные ПЛАРК («Казань», «Новосибирск», «Красноярск» и теперь «Архангельск») строятся тоже по измененному проекту – 08851 (885М). В нем используются комплектующие исключительно российского производства.

По словам Владимира Дорофеева, генерального директора Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит», которое является проектантом корабля, «Северодвинск» успешно выполнил все мероприятия программы заводских и государственных испытаний, а также опытной эксплуатации на флоте. «Это и глубоководные испытания – погружение на предельную глубину с испытанием всех необходимых технических средств, и мероприятия, связанные с выполнением ракетных и торпедных стрельб с борта корабля, а также завершение государственных испытаний основных комплексов радиоэлектронного вооружения на больших глубинах», – отметил он в интервью агентству ИТАР-ТАСС. Получив подводную лодку принципиально нового проекта, военные моряки отработали применение всех технических средств в различных условиях эксплуатации. «Проекты 885/885М – прорывные для нашего Военно-морского флота, – подчеркнул Владимир Дорофеев, – в них очень много серьезных новшеств. Подобные корабли сейчас отсутствуют в составе всех флотов, кроме российского».

Вот почему, как отмечалось, «ясени» вызывают большой интерес и беспокойство за рубежом. Начальник подразделения разработки подводных лодок командования военно-морских систем ВМС США (NAVSEA) контр-адмирал Дэйв Джонсон распорядился поставить в своем кабинете модель «Северодвинска». «Я должен видеть модель этой АПЛ каждый день, когда вхожу в офис, – говорит он. – В лице этой субмарины мы столкнемся с жестким оппонентом. Вот почему я попросил в Кардероке (там находится научно-исследовательский центр ВМС США – Прим. редакции) сделать для меня эту модель». В свою очередь, американский журнал The National Interest, специализирующийся на проблемах национальной безопасности Соединенных Штатов, называя пять наиболее опасных для Вашингтона российских ядерных вооружений, на первые три места поставил РПКСН проекта 955 «Борей», БРПЛ «Булава» и многоцелевые атомные подводные лодки проекта 885 «Ясень». Четвертое и пятое места занимают тактические ракеты и МБР РС-24 «Ярс».

По мнению зарубежных специалистов, ПЛАРК типа «Ясень» не уступают лучшим американским атомным многоцелевым подводным лодкам типа Seawolf (3 единицы), а по возможностям нанесения ракетных ударов по кораблям и береговым целям превосходят их. Их ставят выше и строящихся сейчас серией в 30 единиц субмарин типа Virginia (для сравнения приведем тактико-технические элементы этих лодок: подводное водоизмещение – 7900 т, длина – 115 м, максимальная скорость подводного хода – 30-35 узлов, 12 вертикальных пусковых установок с крылатыми ракетами BGM-109 Tomahawk, предназначенными для стрельбы по береговым целям, четыре 533-мм торпедных аппарата с боезапасом 27 торпед, экипаж – 115 человек).

В чем эксклюзивность «ясеней»? Это действительно универсальные подводные лодки. Они одинаково хороши для обороны и атаки. ПЛАРК проекта 885 и их модификации способны действовать против кораблей и судов противника, нанося по ним ракетные и торпедные удары, ставить мины. Но самое главное, эти АПЛ – идеальное средство для поражения береговых целей. При этом они могут использовать крылатые ракеты как в обычном, так и ядерном снаряжении. То есть достигается высокая степень гибкости использования оружия.

В настоящее время борьба против берега выдвигается на первый план для подводных лодок всех подклассов, в том числе и неатомных. Теперь им нет надобности рыскать в морских и океанских глубинах для поиска кораблей и судов противника. В пределах дальности стрельбы крылатых ракет субмарин находится порядка 75-80% экономического потенциала большинства стран мира, а также их политических центров. В свое время Соединенные Штаты объявляли себя «островом», мотивируя тем самым свою океанскую экспансию в соответствии с теорией «морской силы» адмирала Альфреда Мэхэна (1840-1914). Теперь «остров» может оказаться под перекрестным огнем крылатых ракет подводных лодок. Большинство западноевропейских столиц – тоже прекрасные цели для них.

Даже крылатые ракеты в обычном снаряжении способны нанести огромный ущерб городам, особенно портовым, и тем, где сосредоточены нефтехимические производства. Вспомним о трагедии, случившейся в канадском Галифаксе 6 декабря 1917 г., когда в гавани этого города столкнулись французский пароход Mont-Blanc и норвежский Imo. Mont-Blanc перевозил 2300 т пикриновой кислоты, 10 т пироксилина, 200 т тротила и 35 т бензола в бочках, размещенных на верхней палубе. От столкновения несколько бочек с бензолом дали течь, и он растекся по палубе Mont-Blanc. А когда суда расходились, то их железные борта высекли искры, которые вызвали пожар на французском пароходе. В 9.06 произошел чудовищной силы взрыв, который считается самым мощным за всю доядерную эпоху. В его результате Ричмонд – северный район Галифакса – был снесен с лица земли, погибло 1963 человека, около двух тысяч пропали без вести, почти девять тысяч получили увечья и ранения, 1600 зданий были разрушены, а приблизительно 12000 – сильно повреждены.

Современные порты с их огромными газовыми, нефтяными, химическими терминалами, а также насыщенные другой пожаро- и взрывоопасной продукцией могут представлять еще большую опасность, чем пароход Mont-Blanc. То же относится и к крупным промышленным центрам. Крылатые ракеты класса «подводная лодка-берег», как правило, атакуют хорошо разведанные цели. К ним, в том числе, относятся органы военного и гражданского управления, склады боеприпасов и базы. И избежать их попадания практически невозможно. В США и других странах НАТО с тревогой смотрят за наращиванием Россией строительства подводных лодок с крылатыми ракетами. «Если эта тенденция продолжится, – заявил 19 марта на слушаниях в американском Конгрессе глава Северного командования Вооруженных Сил США, отвечающего за оборону территории всей страны, адмирал Уильям Кортни, который одновременно возглавляет Объединенное командование аэрокосмической обороны Северной Америки (НОРАД), – то со временем НОРАД столкнется со сложностями в обеспечении защиты Северной Америки от угрозы со стороны русских крылатых ракет». В свою очередь бывший американский подводник, а ныне эксперт по военно-морской стратегии Брайан Кларк считает: «Если они действительно создадут подводный флот нового поколения, он создаст проблему для ВМС США».

Тем временем растет активность российских субмарин в морях и океанах. Как сообщил главком ВМФ РФ адмирал Виктор Чирков, «за период с января 2014 года по март 2015 года интенсивность выходов подводных лодок на боевую службу увеличилась почти на 50% по сравнению с 2013 годом». По его словам, для боевой службы в Мировом океане в прошлом году подготовлено свыше десяти экипажей ПЛ Северного и Тихоокеанского флотов.

Однако и американцы не дремлют. Не зря контр-адмирал Дэйв Джонсон держит у себя перед глазами модель «Северодвинска». От подсерии к подсерии (в США их называют «блоками») АПЛ типа Virginia совершенствуются, а возможности их наращиваются. Сейчас ведется строительство подсерии Block III. 7 марта этого года была официально заложена (ее строительство фактически началось в 2012 г.) подлодка Colorado – пятнадцатая типа Virginia и пятая подсерии Block III. У этих лодок новая носовая гидроакустическая станция LAB, которая по своим возможностям на 40% превосходит ГАС, установленные на первых лодках этого проекта. Кроме того, КР Tomahawk размещены в двух модулях, в которых в случае надобности может находиться и иная полезная нагрузка, в том числе беспилотные летательные аппараты, средства доставки боевых пловцов и т.д.

В перспективе новые модификации АПЛ типа Virginia могут менять конфигурацию вооружения. Так, путем врезки дополнительной секции предполагается увеличить количество крылатых ракет Tomahawk на 28 единиц, то есть общий боезапас составит 40 штук. Первую такую субмарину ВМС США хотят получить до 2019 года. Не исключается, что в будущем лодки могут оснащаться даже компактными баллистическими ракетами средней дальности. Сейчас речь идет о доведении серии этих лодок до 48 единиц.

На сегодняшний день ВМС США с 2000 г. получили 11 субмарин типа Virginia трех подсерий, еще две проходят испытания и будут введены в строй в ближайшее время. Промышленности поставлена задача сдавать ежегодно не менее двух АПЛ этого семейства.

Французская АПЛ Saphir.

К сожалению, темпы строительства так нужных флоту ПЛАРК типа «Ясень» нельзя признать удовлетворительными. На закладке в 2009 г. первой серийной АПЛ «Казань» тогдашний заместитель командующего ВМФ РФ по вооружению вице-адмирал Николай Борисов утверждал, что эта подлодка «войдет в строй не позже 2015 года». Сейчас уже говорят о 2017 годе.

Нет ясности и с количеством лодок, которые получит флот. Одна уже поставлена ВМФ РФ, четыре строятся, две заказаны. А вот судьба восьмой пока не ясна. Одни представители ОПК и ВМФ говорят, что она тоже будет построена, другие утверждают, что серия будет ограничена семью единицами. Хотя очевидно, что флоту требуется как минимум 20 «ясеней». От сроков строительства и количества кораблей в серии зависит цена каждой единицы. Чем выше темп и больше лодок в серии, тем меньше их себестоимость.

Требуется понимать, что военно-политическая истерия вокруг России – своеобразная модификация холодной войны 50-80-х годов прошлого века – быстро не «рассосется». В состоянии жесткого противостояния с Западом, и прежде всего с Соединенными Штатами, нам придется жить еще долго.

В день закладки ПЛАРК «Архангельск» Виктор Чирков сообщил журналистам, что до 2020 г. флот получит десять модернизированных АПЛ проектов 971 и 949А. Они тоже станут носителями крылатых ракет. Например, субмарины проекта 949АМ будут нести 72 крылатые ракеты разного назначения.

Однако главком не упомянул о титановых АПЛ проектов 945 и 945А. Они тоже должны были пройти модернизацию для придания им современных качеств. 14 мая прошлого года с Центром судоремонта «Звездочка» был подписан контракт на капитальный ремонт и модернизацию АПЛ «Карп» и «Кострома» – первых двух лодок этого типа из четырех, которые должны радикально «омолодиться». На «Карпе» начались активные работы. Предполагалось, что эта АПЛ вернется в строй в 2017 году. Но в феврале появились первые сообщения о приостановке работ на лодке. И хотя от «Звездочки» поступали вялые опровержения этой информации, как раз в день закладки «Архангельска» стало известно, что из-за сокращения бюджетных расходов в связи с финансовым кризисом все работы на «Карпе» заморожены. То-то радуются недруги России! Ведь они предрекали, что падение цен на нефть и западные санкции затормозят, а то вовсе остановят обновление российского подводного флота. «У Путина не так уж много денег, с падением цен на нефть у России возникли очень тяжелые проблемы», – заявлял в конце января известный американский военно-морской аналитик Норман Фридман. Вот почему «в будущем Россия вряд ли развернет на передовых позициях в Мировом океане подводный флот в количестве, способном угрожать ВМС США», – отмечал тогда же обозреватель влиятельного американского издания Defense News Кристофер Кейвас.

Да, санкции и низкие цены на энергоносители заставляют «поджиматься». И тут важен выбор приоритетов. На наш взгляд, в кризисный период и с учетом складывающейся вокруг России обстановки как раз следует сосредоточиться на строительстве и модернизации подводных лодок. Большие надводные корабли, предназначенные для демонстрации флага в далеких морях, подождут до лучших времен.

Тем паче, что они, несомненно, уступают по боевой устойчивости субмаринам. Достаточно вспомнить недавний эпизод у берегов США, когда перед отправкой в дальнее плавание 12-я авианосная ударная группа ВМС США во главе с атомным авианосцем Theodore Roosevelt провела в феврале этого года у берегов Флориды десятидневные учения. В них приняла участие французская атомная подводная лодка Saphir. Ей удалось благополучно преодолеть ордер противолодочной обороны и выйти в атаку. В реальных боевых условиях она бы потопила или, по крайней мере, серьезно повредила бы авианосец. А ведь эскортировали атомный плавучий аэродром очень серьезные корабли: недавно завершивший модернизацию крейсер Normandy, новейшие ракетные эсминцы Farragut, Forrest Sherman и Winston S. Churchill, а также атомная подводная лодка Dallas. Но перехватить Saphir они не смогли, хотя и знали о ее присутствии.

Это не первый случай, когда субмарины выставляют на посмешище надводные корабли. Самый одиозный случай произошел 26 октября 2006 г. в районе Окинавы, когда китайская дизель-электрическая подводная лодка типа Song провела успешную учебную атаку на американский авианосец Kitty Hawk. Она благополучно миновала противолодочный ордер и всплыла в пяти милях от американского корабля. И только после этого была обнаружена.

Можно привести пример и из отечественной практики. На учениях, проводившихся в июне 2003 г. в Балтийском море, ДЭПЛ проекта 877 «поразила» торпедами атомный ракетный крейсер «Петр Великий». Противолодочные силы, а они были немалые, очень не хотели ударить в грязь лицом, поскольку за учениями с борта крейсера «Маршал Устинов» наблюдали президенты России Владимир Путин и Польши Александр Квасьневский, но сорвать атаку так и не удалось. Когда большой противолодочный корабль «Адмирал Левченко» выпустил по лодке торпеды и обрушил на нее реактивные бомбы, та уже сделала свое дело.

Для отработки противолодочных действий ВМС США на регулярной основе привлекают не только свои атомные подводные лодки, но и дизель-электрические субмарины других государств, поскольку те имеют меньшую шумность по сравнению с АПЛ. Шведская НАПЛ Gotland была даже взята американским флотом на два года в лизинг. К подобным учениям привлекаются ДЭПЛ и НАПЛ ВМС Австралии, Южной Кореи, Японии, ФРГ, Нидерландов, Португалии, Перу и других стран. И, как правило, они берут верх над американскими силами ПЛО.

Те же учения подтвердили, что самым эффективным средством борьбы с современными подводными лодками являются подводные лодки. Это особенно актуально в связи с намерением Соединенных Штатов обновить флот своих стратегических ракетных АПЛ. 12 подлодок SSBN(X) подводным водоизмещением 20810 т каждая будут строиться по программе Ohio Replacement Program (ORP) на грандиозную сумму $347 млрд. Закладка первой намечена на 2021 г., а ввод в строй в 2031 году. Носовая оконечность вместе с ГАС LAB и двумя модулями для крылатых ракет Tomahawk «заимствуется» у многоцелевых АПЛ типа Virginia Block III. У ПЛАРБ – движитель водометного типа pump-jet. Но самое главное – лодки получат полностью интегрированную электросистему, что позволит избавиться от гидроприводов, а винты не будут связаны турбозубчатыми агрегатами, с шумом ворочающими гребные валы. Вращать винт будет кормовой электромотор. Таким образом значительно уменьшится акустическая заметность субмарины. Конструкторы пришли к оригинальному исполнению ограждения выдвижных устройств. Это очень узкая конструкция, в профиль напоминающая небольшой надутый ветром парус. В подводном положении он будет играть роль киля, только находящегося не в нижней части корпуса, а в верхней. За ограждением выдвижных устройств – четыре блока пусковых установок БРПЛ Trident II D-5 LE. Всего их – 16 единиц.

Обнаружение, слежение, а в случае надобности и уничтожение таких ПЛАРБ ляжет на плечи российских многоцелевых субмарин. Вот почему при проектировании атомных подводных лодок пятого поколения, по словам Виктора Чиркова, главные требования флота к проектантам - увеличение скрытности и совершенствование систем вооружения. Это относится и к АПЛ стратегического назначения. Как заявил генеральный директор ЦКБ МТ «Рубин», проектирующего российские ПЛАРБ, Игорь Вильнит, «у «бореев», безусловно, будут модификации «Борей-Б», «Борей-Д» и т.д.». То есть соперничество под водой продолжается. И это дерби, судя по всему, не будет иметь остановки.

Журнал «Слово и дело» составил ТОП-5 ПЛАРБ, присутствующих в арсенале наиболее развитых государств мира.

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) – принятое обозначение для атомных подлодок, предназначенных для нанесения ракетных ударов по стратегически важным объектам противника. Помимо термина «РПКСН» для наименования данного класса также применяют аббревиатуру ПЛАРБ (подводная лодка атомная с ракетами баллистическими), которая больше распространена на Западе.

Ракетонесущие подводные крейсеры являются частью триады ядерных держав и сегодня находятся на вооружении России, США, Великобритании, Франции, Индии (проходит испытания) и КНР. Все они в разной степени соответствуют современным требованиям ударного потенциала, скрытности, обороны и информирования экипажа, поэтому имеет место их детальное сравнение между собой. Журнал «Слово и дело» составил ТОП-5 ПЛАРБ, присутствующих в арсенале наиболее развитых государств мира.

1.Подводные лодки проекта 885 «Ясень»


АПЛ "Северодвинск"

На сегодняшний день абсолютным лидером в своем классе является российский головной корабль проекта 885 «Северодвинск». Эта АПЛ - квинтисенция всего того, что наработала отечественная оборонка за более чем полувековой период развития подводного кораблестроения. Проект обладает принципиально новой системой конструкции из маломагнитной стали, позволяющей субмарине погружаться на 600 (обычные лодки не более 300 метров) и более метров, что делает ее практически недосягаемой для всех видов современного противолодочного оружия. Торпедные аппараты подлодки расположены за отсеком центрального поста, что позволило разместить в носовой оконечности антенну нового гидроакустического комплекса.

В центральной части корпуса корабля размещен ракетный отсек с 8-ю универсальными ракетными шахтами. В них могут располагаться противокорабельные оперативно-тактические ракеты 3М55 «Оникс» (24 ракеты, по 3 в каждой шахте). Кроме того, АПЛ способна применять противокорабельные тактические ракеты типа Х-35, стратегические крылатые ракеты Х-101 либо ЗМ-14Э комплекса П-900 «Клуб», которые могут достать любой береговой объект с дистанции в 5000 км.

«При ходовых испытаниях и в приемке госкомиссии АПЛ «Северодвинск» показала отличный результат. Теоретически подводные лодки проекта 885 способны в одиночку нанести значительный урон авианесущей группе США. 32 крылатые ракеты «Калибр», распологающиеся на борту крейсера могут уничтожить авианосец, даже если он находится в сопровождении нескольких кораблей. Аналогичная ситуация произойдет и с вражеской субмариной», - сообщил журналу «Слово и дело» военный эксперт Алексей Леонков

Главное преимущество российских подлодок проекта «Ясень» - низкий уровень шумности: благодаря маломагнитной стали и специальному магнитному покрытию это самые тихие АПЛ в своем классе. Стоимость «Северодвинска» составляет примерно 47 млрд. рублей.

2. Подводные лодки типа « Seawolf »

Второе место занимают американские ПЛАРБ четвертого поколения проекта «Seawolf», которые являются «одноклассниками» российских «Ясеней». Корпус субмарины выполнен из стали HY 100 с большим пределом текучести, что обеспечивает АПЛ большую маневренность. По оценкам западных и отечественных экспертов уровень гидроакустической заметности обеих подлодок сопоставим, при этом себестоимость «Морского волка» в 7 раз выше, из-за чего Штаты ограничились всего 3 экземплярами.

На лодке «Seawoolf» главным средством для поражения надводных кораблей и нанесения ударов по береговым целям являются ракеты «Томагавк» и «Гарпун», которые значительно уступают российским «Ониксам» в дальности и обнаружении. Американская АПЛ проигрывает и в скорости, в подводном и бесшумном режиме она составляет 20 узлов, в то время как у «Ясеня» этот показатель равняется 30 узлам. Таким образом, в случае сражения один на один у российской подводной лодки есть все шансы на победу.

3. Подводные лодки типа «Вирджиния»


Атомная подводная лодка США класса «USS Virginia»

АПЛ четвертого поколения типа «Вирджиния» - основная ударная сила ВМС США. Она значительно дешевле своего последователя «Seawolf», поэтому ей отдано стратегическое предпочтение. «Вирджиния» также находится в одном классе с российским «Ясенем», но серьезно ему уступает. По мнению Алексея Леонкова, огневая мощь отечественной АПЛ по крылатым ракетам превосходит американскую субмарину в 2,5 раза, а по классу противолодочных торпед подлодка США вообще нам не ровня, поскольку она имеет гораздо меньше пусковых установок.

Главное достоинство «Вирджинии» - наличие специального модуля для десантных операций. Помимо огневых задач, подлодка способна выполнять скрытную высадку тактических подразделений типа «Морские котики» на сушу в тыл противника.

4. Подводные лодки типа «Триумфан» ВМС Франции

Французские ПЛАРБ класса «Le Triompant» отличает высокотехнологичная энергетическая установка, позволяющая подлодкам сохранять максимальную подвижность даже в экстренных ситуациях. Достигается это за счет парогенераторов, которые интегрированы в единый модуль с реактором К-15, а также наличием резервного выдвижного движителя, питающегося от аварийных дизель-генераторов. Кроме того, французская АПЛ обладает сравнительно высокой скоростью в подводном положении (25 узлов) и корпусом достаточной прочности.

Однако по части вооружения «Триумфан» значительно отстает от своих конкурентов. В его основе лежит французская твердотопливная баллистическая ракета М45, чьи технические характеристики и маневренность уступают российским и американским образцам.

5. Подводные лодки проекта 094 «Цзинь» Китай

Китайские АПЛ проекта «Цзинь» в начале 90-х создавались при заметной технологической поддержке российского ОКБ «Рубин». Именно поэтому своим обликом с развитым ограждением ракетных шахт субмарина напоминает советские ракетоносцы проекта 667БДРМ «Дельфин». Несмотря на это очевидное сходство, китайцы преуспели в минимизации уровня шума: по тишине проект «Цзинь» значительно превосходит показатели американских МАПЛ класса «Лос-Анджелес».

Подводные лодки типа 094 несут по 12 баллистических ракет типа Цзюйлан-2 (JL-2) с дальностью действия 8-12 тыс. км. Данные ракеты являются подводным вариантом новейших китайских стратегических ракет наземного базирования DF-31. Российские специалисты полагают, что JL-2 - отдельная разработка: трехступенчатая DF-31 слишком велика для размещения в ракетных шахтах подводного крейсера.

Таким образом, российские подводные лодки проекта 885 «Ясень» являются победителями в своем классе. Их техническое оснащение, огневая мощь, высокая скрытность и приемлемая себестоимость не оставляют конкурентам никаких шансов в случае гипотетического сражения, а количество осуществимых боевых задач значительно превышает возможности американских, французских и китайских аналогов.

Максим Руденко


ТЯЖЕЛЫЙ РАКЕТНЫЙ ПОДВОДНЫЙ КРЕЙСЕР СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ (ТРПКСН) ПРОЕКТА 941 «АКУЛА»

HEAVY MISSILE SUBMARINE CRUISER OF STRATEGIC PURPOSE (TRPKSN) PROJECT 941 AKULA

07.03.2012
ВМФ России не будет модернизировать стоящие на вооружении стратегические атомные подводные лодки проекта 941 «Акула» по финансовым соображениям, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе. По словам источника агентства, глубокая модернизация одной «Акулы» сопоставима по стоимости со строительством двух новых подлодок проекта 955 «Борей».
В настоящее время на вооружении ВМФ России стоят три подводных лодки проекта «Акула»: «Дмитрий Донской», «Архангельск» и «Северсталь». Последние два корабля находятся в порту Северодвинска и в боевом составе не числятся из-за отсутствия боекомплекта — баллистических ракет Р-39. «Северсталь» стоит у причальной стенки с 2004 года, а «Архангельск» — с 2006-го. «Дмитрий Донской» использовался в качестве опытового корабля, участвуя в испытаниях ракеты «Булава». (lenta.ru)


30.12.2011
30 ЛЕТ ВСТУПЛЕНИЯ В СОСТАВ ВМФ ТРПКСН ПРОЕКТА 941

29 декабря 2011 года в музее Севмаша ветераны предприятия и военные моряки вспоминали историю строительства самого большого подводного корабля в мире – АПЛ «Дмитрий Донской». 30 лет назад 29 декабря 1981 года корабль вступил в состав ВМФ.
Корабелы и военные моряки по праву гордятся уникальным атомоходом. В его создании участвовали более 1000 предприятий со всей страны, на Севмаше 1219 работников награждены орденами и медалями. Головная АПЛ проекта «Акула» за свои размеры занесена в Книгу рекордов Гиннеса.
После 10 лет эксплуатации головной ракетоносец был поставлен на ремонт и переоборудование. В 2002 году АПЛ вывели из цеха, по некоторым системам и комплексам модернизировав до уровня кораблей 4-го поколения. 2002 год считается вторым рождением корабля. В последние годы с борта АПЛ «Дмитрий Донской» проводились испытания нового ракетного комплекса «Булава». Сегодня корабль участвует в обеспечении испытаний новых подводных кораблей, строящихся на Севмаше. Экипаж АПЛ возглавляет командир I ранга Олег Цыбин, заводскую часть сдаточной команды – ответственный сдатчик Евгений Слободян.
К 30-летию головной Акулы научные сотрудники заводского музея подготовили экспозицию, а специалисты телестудии – видеофильм «Дмитрий Донской» снова в строю», что и было продемонстрировано собравшимся. (Пресс-служба ОАО «ПО «Севмаш»)

22.05.2013
ВМФ России до конца 2013 года выведет из своего состава две самые большие в мире атомные подводные лодки «Северсталь» и «Архангельск», построенные по проекту 941 «Акула». Как сообщает РИА Новости со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе, до 2018-2020 года обе АПЛ утилизируют.

22.06.2013
ИЗ «ДМИТРИЯ ДОНСКОГО» СДЕЛАЮТ ПОДЛОДКУ ПРОТИВНИКА

В Белом море начались госиспытания сразу трех атомных подводных лодок. Новые лодки проектов 995 и 885 «Александр Невский» и «Северодвинск» проведут пуск учебных торпед по «Дмитрию Донскому», который вышел в море после ремонта. Как сообщает газета «Известия», «Дмитрий Донской» используется как измерительная лаборатория и с его помощью военные намерены записать звуки двух других подводных лодок.
По информации издания, по самой большой в мире АПЛ выпустят учебные торпеды и таким образом «Александр Невский» и «Северодвинск» проверят системы управления огнем и торпедные аппараты. Кроме того, до 1 июля планируется испытать большинство других систем обеих подлодок: если в результате не будет выявлено серьезных недостатков, то осенью пройдут испытания с пусками ракет как из надводного, так и подводного положения. Тогда же проверят и новую автоматическую систему управления, позволяющую перенацеливать «Булаву» в полете.
Ранее «Дмитрий Донской» уже проходил несколько модернизаций. В 1989 году построенную в 1976 АПЛ начали модернизировать на «Севмашпредприятии» по проекту 941У, однако в 1991 году работы были свернуты. Их возобновили только пять лет спустя и завершили в 2002 году; тогда пусковые шахты переобрудовали под ракеты «Булава», имеющие существенно меньшие по сравнению с Р-39 размеры.
Лента.ру

June 18th, 2015

23 сентября 1980 года на судостроительной верфи города Северодвинска, на гладь Белого моря была спущена первая советская подводная лодка класса «Акула» . Когда корпус ее был еще в стапелях, на его носу, ниже ватерлинии, виднелась нарисованная оскалившаяся акула, которая обвивала трезубец. И хотя после спуска, когда лодка встала на воду, акула с трезубцем скрылась под водой и больше ее никто не видел, в народе крейсер уже окрестили «Акулой». Все последующие лодки этого класса продолжали именовать так же, а для их экипажей была введена особая нарукавная нашивка с изображением акулы. На Западе же лодке присвоили кодовое имя «Typhoon ». Впоследствии Тайфун ом эту лодку стали называть и у нас.

Так, сам Леонид Ильич Брежнев , выступая на XXVI съезде партии, заявил: «Американцами создана новая подводная лодка „Огайо “ с ракетами „Трайдент “. Аналогичная система - „Тайфун “ имеется и у нас».

Фото 2.

В начале 70-х годов в США (как писали западные СМИ, «в ответ на создание в СССР комплекса Delta») началась реализация крупномасштабной программы «Трайдент», предусматривающей создание новой твердотопливной ракеты с межконтинентальной (более 7000 км) дальностью, а также ПЛАРБ нового типа, способной нести 24 таких ракеты и обладающей повышенным уровнем скрытности. Корабль водоизмещением 18.700 т обладал максимальной скоростью 20 узлов и мог выполнять ракетные пуски на глубине 15-30 м. По своей боевой эффективности новая американская система оружия должна была значительно превзойти отечественную систему 667БДР/Д-9Р, находившуюся в то время в серийном производстве. Политическое руководство СССР потребовало от промышленности «адекватного ответа» на очередной американский вызов.

Тактико-техническое задание на тяжелый атомный подводный ракетный крейсер-проект 941 (шифр «Акула») - было выдано в декабре 1972 г. 19 декабря 1973 г. правительство приняло постановление, предусматривающее начало работ по проектированию и строительству нового ракетоносца. Проект разрабатывался ЦКБ «Рубин», возглавляемым генеральным конструктором И.Д. Спасским, под непосредственным руководством главного конструктора С.Н. Ковалева. Главным наблюдающим от ВМФ был В.Н. Левашов.

«Перед конструкторами стояла непростая техническая задача — разместить на борту 24 ракеты весом почти 100 тонн каждая, — рассказывает генеральный конструктор проектов ЦКБ МТ «Рубин» С.Н. Ковалев. — После множества проработок ракеты решено было расположить между двумя прочными корпусами. Аналогов такому решению в мире нет». «Такую лодку мог построить только Севмаш», — говорит начальник управления Министерства обороны А.Ф. Шлемов. Строительство корабля велось в самом большом эллинге — цехе 55, которым руководил И.Л. Камай. Применяли принципиально новую технологию постройки — агрегатно-модульный метод, что позволило значительно сократить сроки. Сейчас этот метод применяется во всем, и подводном и надводном кораблестроении, но для того времени это был серьезный технологический прорыв.

Фото 3.

Фото 4.

Бесспорные эксплуатационные преимущества, продемонстрированные первой отечественной морской баллистической ракетой на твердом топливе Р-31, а также американский опыт (к которому в советских высших военных и политических кругах всегда относились с большим уважением) обусловили категорическое требование заказчика оснастить подводный ракетоносец 3-го поколения твердотопливными ракетами. Применение таких ракет позволяло существенно сократить время предстартовой подготовки, устранить шумность ее проведения, упростить состав корабельного оборудования, отказавшись от ряда систем — газоанализа атмосферы, заполнения кольцевого зазора водой, орошения, слива окислителя и т.п.

Предварительная разработка нового межконтинентального ракетного комплекса для оснащения подводных лодок началась в КБ Машиностроения под руководством главного конструктора В.П. Макеева в 1971 году. Полномасштабные работы по РК Д-19 с ракетами Р-39 были развернуты в сентябре 1973 г., практически одновременно с началом работ над новой ПЛАРБ. При создании этого комплекса впервые была предпринята попытка унификации ракет подводного и наземного базирования: Р-39 и тяжелая МБР РТ-23 (разрабатываемая в КБ «Южное») получили единый двигатель первой ступени.

Фото 7.

Уровень отечественных технологий 70-80-х годов не позволял создать твердотопливную баллистическую межконтинентальную ракету большой мощности в габаритах, близких к габаритам предшествующих жидкостных ракет. Рост размеров и веса оружия, а также массогабаритные характеристики нового радиоэлектронного оборудования, увеличившиеся по сравнению с РЭО предшествующего поколения в 2,5-4 раза, привели к необходимости принятия нетрадиционных компоновочных решений. В результате был спроектирован оригинальный, не имеющий мировых аналогов тип подводной лодки с двумя прочными корпусами, расположенными параллельно (своеобразный «подводный катамаран»). Кроме всего прочего, подобная «сплющенная» в вертикальной плоскости форма корабля диктовалась ограничениями по осадке в районе Северодвинского судостроительного завода и ремонтных баз Северного флота, а также технологическими соображениями (требовалось обеспечить возможность одновременной постройки двух кораблей на одной стапельной «нитке»).

Следует признать, что выбранная схема являлась в значительной мере вынужденным, далеко не оптимальным решением, приведшим к резкому увеличению водоизмещения корабля (что дало повод к возникновению иронического прозвища лодок 941-го проекта - «водовозы»). В то же время она позволила повысить живучесть тяжелого подводного крейсера за счет разнесения энергетической установки по автономным отсекам в двух раздельных прочных корпусах; улучшить взрыво- и пожаробезопасность (удалив ракетные шахты из прочного корпуса), а также размещение торпедного отсека и главного командного поста в изолированных прочных модулях. Несколько расширились и возможности по проведению модернизации и ремонта лодки.

Фото 8.

При создании нового корабля была поставлена задача расширения зоны его боевого применения подо льдами Арктики вплоть до предельных широт за счет совершенствования навигационного и гидроакустического вооружения. Для пуска ракет из-под арктического «ледового панциря» лодка должна была всплывать в полыньях, проламывая ограждением рубки лед толщиной до 2-2,5 м.

Летные испытания ракеты Р-39 проводились на опытовой дизель-электрической подводной лодке К-153, переоборудованной в 1976 году по проекту 619 (она была снабжена одной шахтой). В 1984 году, после серии интенсивных испытаний, ракетный комплекс Д-19 с ракетой Р-39 был официально принят на вооружение ВМФ.

Строительство подводных лодок проекта 941 осуществлялось в Северодвинске. Для этого на Северном машиностроительном предприятии пришлось соорудить новый цех - самый большой крытый эллинг в мире.

Первым ТАПКР, вступившим в строй 12 декабря 1981 г., командовал капитан 1 ранга А.В. Ольховников, удостоенный за освоение столь уникального корабля звания Героя Советского Союза. Предполагалось строительство крупной серии тяжелых подводных крейсеров 941-го проекта и создание новых модификаций этого корабля с увеличенными боевыми возможностями.

Фото 9.

Однако в конце 80-х годов по экономическим и политическим соображениям от дальнейшей реализации программы было решено отказаться. Принятие этого решения сопровождалось острыми дискуссиями: промышленность, разработчики лодки и часть представителей ВМФ выступали за продолжение программы, в то время как Главный штаб ВМФ и Генеральный штаб ВС выступали за прекращение строительства. Главная причина заключалась в сложности организации базирования столь крупных подводных кораблей, вооруженных не менее «внушительными» ракетами. В большинство существующих пунктов базирования «Акулы» просто не могли войти из-за их стесненности, а ракеты Р-39 могли транспортироваться почти на всех этапах эксплуатации лишь по железнодорожной колее (по рельсам они подавались и на причал для погрузки на корабль). Погрузка ракет должна была осуществляться специальным сверхмощным краном, являющимся уникальным в своем роде инженерным сооружением.

В результате было решено ограничиться строительством серии из шести кораблей проекта 941 (т. е. одной дивизии). Недостроенный корпус седьмого ракетоносца - ТК-210 - был разобран на стапеле в 1990 году. Следует заметить, что несколько позже, в середине 90-х годов, прекратилась реализация и американской программы строительства подводных ракетоносцев типа «Огайо»: вместо планировавшихся 30 ПЛАРБ ВМС США получили лишь 18 атомоходов, из которых в строю к началу 2000-х годов решено оставить лишь 14.

Фото 10.

Конструкция подводной лодки 941-го проекта выполнена по типу «катамаран»: два раздельных прочных корпуса (диаметром 7,2 м каждый) расположены в горизонтальной плоскости параллельно друг другу. Кроме того, имеется два отдельных герметичных капсулы-отсека - торпедный отсек и расположенный между главными корпусами в диаметральной плоскости модуль управления, в котором находится центральный пост и размещенный за ним отсек радиотехнического вооружения. Ракетный отсек находится между прочными корпусами в передней части корабля. Оба корпуса и капсулы-отсеки соединены между собой переходами. Общее число водонепроницаемых отсеков -19.

У основания рубки, под ограждением выдвижных устройств, расположены две всплывающие спасательные камеры, способные вместить весь экипаж подводной лодки.

Отсек центрального поста и его легкое ограждение смещены в сторону кормы корабля. Прочные корпуса, центральный пост и торпедный отсек выполнены из титанового сплава, а легкий корпус - из стали (на его поверхность нанесено специальное гидроакустическое резиновое покрытие, повышающее скрытность лодки).

Корабль имеет развитое кормовое оперение. Передние горизонтальные рули расположены в носовой части корпуса и выполнены убирающимися. Рубка снабжена мощными ледовым подкреплениями и крышей округлой формы, служащей для взламывания льда при всплытии.

Фото 11.

Для экипажа лодки (состоящего в своей большей части из офицеров и мичманов) созданы условия повышенного комфорта. Офицерский состав разместили в относительно просторных двух- и четырехместных каютах с умывальниками, телевизорами и системой кондиционирования воздуха, а матросов и старшин - в маломестных кубриках. Корабль получил спортивный зал, плавательный бассейн, солярий, сауну, салон для отдыха, «живой уголок» и т. п.

Энергетическая установка 3-го поколения номинальной мощностью 100.000 л. с. выполнена по блочному принципу компоновки с размещением автономных модулей (унифицированных для всех лодок 3-го поколения) в обоих прочных корпусах. Принятые компоновочные решения позволили уменьшить габариты ЯЭУ, увеличив при этом ее мощность и улучшив другие эксплуатационные параметры.

ГЭУ включает два водоводяных реактора на тепловых нейтронах ОК-650 (по 190 мВт каждый) и две паровые турбины. Блочная компоновка всех агрегатов и комплектующего оборудования, помимо технологических преимуществ, позволила применить и более эффективные меры по виброизоляции, снижающие шумность корабля.

Атомная энергетическая установка оснащена системой безбатарейного расхолаживания (ББР), которая автоматически вводится в действие при исчезновении электропитания.

Фото 12.

По сравнению с предшествующими атомными подводными лодками существенно изменилась система управления и защиты реактора. Внедрение импульсной аппаратуры позволило контролировать его состояние при любом уровне мощности, в том числе и в подкритическом состоянии. На компенсирующие органы установлен механизм «самохода», который при исчезновении электропитания обеспечивает опускание решеток на нижние концевики. При этом происходит полное «глушение» реактора, даже при опрокидывании корабля.

Два малошумных семилопастных гребных винта фиксированного шага установлены в кольцевых насадках. В качестве резервных средств движения имеется два электродвигателя постоянного тока мощностью по 190 кВт, которые подключаются к линии главного вала посредством муфт.

На борту лодки установлено четыре турбогенератора по 3200 кВт и два дизель-генератора ДГ-750. Для маневрирования в стесненных условиях корабль оснащен подруливающим устройством в виде двух откидных колонок с гребными винтами (в носовой и кормовой частях). Винты подруливающего устройства приводятся в движение электродвигателями мощностью по 750 кВт.

При создании подводной лодки проекта 941 огромное внимание было уделено снижению ее гидроакустической заметности. В частности, корабль получил двухкаскадную систему резино-кордовой пневматической амортизации, были внедрены блочная компоновка механизмов и оборудования, а также новые, более эффективные звукоизолирующие и противогидролокационные покрытия. В результате по гидроакустической скрытности новый ракетоносец, несмотря на свои гигантские размеры, значительно превзошел все ранее построенные отечественные ПЛАРБ и, вероятно, вплотную приблизился к американскому аналогу - ПЛАРБ типа «Огайо».

Фото 13.

Подводная лодка оснащена новым навигационным комплексом «Симфония», боевой информационно-управляющей системой, гидроакустической станцией миноискания МГ-519 «Арфа», эхоледомером МГ-518 «Север», радиолокационным комплексом МРКП-58 «Буран», телевизионным комплексом МТК-100. На борту имеются комплекс радиосвязи «Молния-Л1» с системой спутниковой связи «Цунами».

Цифровой гидроакустический комплекс типа «Скат-3», интегрирующий четыре гидролокационные станции, способен обеспечивать одновременное слежение за 10-12 подводными целями.

Выдвижные устройства, расположенные в ограждении рубки, включают два перископа (командирский и универсальный), антенну радиосекстана, РЛК, радиоантенны системы связи и навигации, пеленгатор.

Лодка оснащена двумя всплывающими антеннами буйкового типа, позволяющими принимать радиосообщения, целеуказания и сигналы спутниковой навигации при нахождении на большой (до 150 м) глубине или подо льдами.

Ракетный комплекс Д-19 включает 20 твердотопливных трехступенчатых межконтинентальных баллистических ракет с разделяющимися головными частями Д-19 (РСМ-52, западное обозначение - SS-N-20). Старт всего боекомплекта осуществляется двумя залпами, с минимальными интервалами между пусками ракет. Ракеты могут запускаться с глубины до 55 м (без ограничений по погодным условиям на поверхности моря), а также из надводного положения.

Фото 14.

Трехступенчатая МБР Р-39 (длина - 16,0м, диаметр корпуса - 2,4 м, стартовая масса - 90,1 т) несет 10 боевых блоков индивидуального наведения мощностью по 100 кг каждый. Их наведение осуществляется посредством инерциальной навигационной системы с полной астрокоррекцией (обеспечено КВО порядка 500 м). Максимальная дальность пуска Р-39 превышает 10.000 км, что больше дальности американского аналога - «Трайдент» С-4 (7400 км) и приблизительно соответствует дальности «Трайдент» D-5 (11.000 км).

Для минимизации габаритов ракеты двигатели второй и третьей ступеней имеют выдвижные сопловые насадки.

Для комплекса Д-19 создана оригинальная стартовая система с размещением практически всех элементов пусковой установки на самой ракете. В шахте Р-39 находится в подвешенном состоянии, опираясь специальной амортизационной ракетно-стартовой системой (АРСС) на опорное кольцо, расположенное в верхней части шахты.

Фото 15.

Пуск выполняется из «сухой» шахты с помощью порохового аккумулятора давления (ПАД). В момент старта специальные пороховые заряды создают вокруг ракеты газовую каверну, значительно уменьшающую гидродинамические нагрузки на подводном участке движения. После выхода из воды АРСС отделяется от ракеты при помощи специального двигателя и уводится в сторону на безопасное расстояние от подводной лодки.

Имеется шесть 533-мм торпедных аппаратов с устройством быстрого заряжания, способных применять практически все типы состоящих на вооружении торпед и ракето-торпед данного калибра (типовой боекомплект - 22 торпеды УСЭТ-80, а также ракето-торпеды «Шквал»). Вместо части ракетно-торпедного вооружения на борт корабля могут приниматься мины.

Для самообороны подводной лодки, находящейся в надводном положении, от низколетящих самолетов и вертолетов имеется восемь комплектов ПЗРК «Игла» («Игла-1»). В зарубежной печати сообщалось о разработке для подводных лодйк 941-го проекта, а также ПЛАРБ нового поколения, зенитного ракетного комплекса самообороны, способного применяться из подводного положения.

Фото 16.

Все шесть ТАПРК (получивших западное кодовое наименование Typhoon, быстро «прижившееся» и у нас) были сведены в дивизию, входящую в состав 1-й флотилии атомных подводных лодок. Корабли базируются в Западной Лице (бухта Нерпичья). Реконструкция этой базы для размещения на ней новых сверхмощных атомоходов началась в 1977 году и заняла четыре года. За это время была построена специальная причальная линия, изготовлены и доставлены специализированные пирсы, способные, по замыслу конструкторов, обеспечить ТАПКР всеми видами энергоресурсов (однако в настоящее время по ряду технических причин они применяются как обычные плавучие пирсы). Для тяжелых ракетных подводных крейсеров Московским конструкторским бюро транспортного машиностроения был создан уникальный комплекс средств погрузки ракет (КСПР). В его состав вошел, в частности, двухконсольный кран-погрузчик козлового типа грузоподъемностью 125 т. (в строй введен не был).

В Западной Лице расположен и береговой судоремонтный комплекс, обеспечивающий обслуживание лодок 941-го проекта. Специально для обеспечения «плавучего тыла» лодок 941-го проекта в Ленинграде на Адмиралтейском заводе в 1986 году был построен морской транспорт-ракетовоз «Александр Брыкин» (проект 11570) полным водоизмещением 11.440 т, имеющий 16 контейнеров для ракет Р-39 и снабженный 125-тонным краном.

Фото 17.

Однако уникальную береговую инфраструктуру, обеспечивающую обслуживание кораблей 941-го проекта, удалось создать лишь на Северном флоте. На Тихоокеанском флоте до 1990 года, когда программа дальнейшего строительства «Акул» была свернута, ничего подобного соорудить так и не успели.

Корабли, каждый из которых укомплектован двумя экипажами, несли (и, вероятно, продолжают нести и сейчас) постоянное боевое дежурство даже во время нахождения на базе.

Боевая эффективность «Акул» в значительной степени обеспечивается за счет постоянного совершенствования системы связи и боевого управления морскими стратегическими ядерными силами страны. К настоящему времени эта система включает каналы, использующие различные физические принципы, что повышает надежность и помехозащищенность в самых неблагоприятных условиях. В состав системы входят стационарные передатчики, транслирующие радиоволны в различных диапазонах электромагнитного спектра, спутниковые, самолетные и корабельные ретрансляторы, мобильные береговые радиостанции, а также гидроакустические станции и ретрансляторы.

Огромный запас плавучести тяжелых подводных крейсеров 941-го проекта (31,3%) в сочетании с мощными подкреплениями легкого корпуса и рубки обеспечил этим атомоходам возможность всплытия в сплошном льду толщиной до 2,5 м (что неоднократно проверялось на практике). Патрулируя под ледяным панцирем Арктики, где существуют особые гидроакустисческие условия, снижающие даже при самой благоприятной гидрологии дальность обнаружения подводной цели посредством наиболее современных ГАС всего до нескольких километров, «Акулы» являются практически неуязвимыми для противолодочных атомных подводных лодок США. Авиационными средствами, способными осуществлять поиск и поражение подводных целей сквозь полярный лед, Соединенные Штаты также не располагают.

Фото 19.

В частности, «Акулы» несли боевую службу подо льдами Белого моря (первой из «941-х» такой поход совершил в 1986 г. ТК-12, на котором в ходе патрулирования при помощи ледокола была осуществлена замена экипажа).

Рост угрозы со стороны прогнозируемых средств ПРО потенциального противника потребовал усиления боевой живучести отечественных ракет в процессе их полета. В соответствии с одним из прогнозируемых сценариев, противник мог попытаться «ослепить» оптические астронавигационные датчики БР при помощи космических ядерных взрывов. В ответ на это в конце 1984 года под руководством В.П. Макеева, Н.А. Семихатова (система управления ракеты), В.П. Арефьева (командные приборы) и B.C. Кузьмина (система астрокоррекции) были начаты работы по созданию стойкого астрокорректора для баллистических ракет подводных лодок, способного восстанавливать свою работоспособность через несколько секунд. Разумеется, у противника оставалась возможность осуществлять ядерные космические взрывы с интервалом через каждые несколько секунд (в этом случае точность наведения ракеты должна была значительно снизиться), однако такое решение было трудноосуществимо по техническим соображениям и бессмысленно — по финансовым.

Фото 20.

Усовершенствованный вариант Р-39, по своим основным характеристикам не уступающий американской ракете «Трайдент» D-5, был принят на вооружение в 1989 году. Кроме повышенной боевой живучести, модернизированная ракета обладала увеличенной зоной разведения боевых блоков, а также повышенной точностью стрельбы (использование космической навигационной системы ГЛОНАСС на активном участке полета ракеты и на участке наведения РГЧ позволило достичь точности, не меньшей, чем точность МБР РВСН шахтного базирования). В 1995 г. ТК-20 (командир капитан 1 ранга А. Богачев) выполнила ракетную стрельбу с Северного полюса.

В 1996 г. из-за нехватки средств были выведены из боевого состава ТК-12 и ТК-202, в 1997 г. - ТК-13. В то же время дополнительное финансирование ВМФ в 1999 году позволило значительно ускорить затянувшийся капитальный ремонт головного ракетоносца 941-го проекта - К-208. За десять лет, в течение которых корабль находился в Государственном центре атомного подводного судостроения, проведена замена и модернизация (в соответствии с проектом 941 У) основных комплексов вооружения. Ожидается, что в третьем квартале 2000 г. работы будут полностью завершены, и после окончания заводских и ходовых приемно-сдаточных испытаний, в начале 2001 года, обновленный атомоход вновь вступит в строй.

Фото 21.

В ноябре 1999 г. из акватории Баренцева моря с борта одной из ТАПКР 941-го проекта были выполнены стрельбы двумя ракетами РСМ-52. Интервал между пусками составил два часа. Головные части ракет с высокой точностью поразили цели на Камчатском полигоне.

По сообщениям отечественной печати, существующие планы развития стратегических ядерных сил России предусматривают проведение модернизации кораблей пр. 941 с заменой ракетного комплекса Д-19 на новый. Если это соответствует действительности, «Акулы» имеют все шансы сохраниться в строю и в 2010-х годах.

В дальнейшем возможно переоборудование части атомоходов 941-го проекта в транспортные атомные подводные лодки (ТАПЛ), предназначенные для перевозок грузов по трансполярным и кроссполярным подледным маршрутам, кратчайшим путем связывающим Европу, Северную Америку и страны АТР. Встроенный вместо ракетного отсека грузовой отсек будет способен принимать до 10.000 т груза.

Фото 22.

По состоянию на 2013 год из 6 построенных при СССР кораблей 3 корабля проекта 941 «Акула» утилизированы, 2 корабля находятся в ожидании на утилизацию, и один модернизирован по проекту 941УМ.

В связи с хроническим отсутствием финансирования, в 1990-е годы планировался вывод из строя всех единиц, однако, с появлением финансовых возможностей и пересмотром военной доктрины оставшиеся корабли (ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь») прошли поддерживающий ремонт в 1999-2002 годах. ТК-208 «Дмитрий Донской» прошёл капитальный ремонт и модернизацию по проекту 941УМ в 1990-2002 годах и с декабря 2003 года используется в рамках программы испытаний новейшей российской БРПЛ «Булава». При испытании «Булавы» было принято решение отказаться от ранее используемой процедуры испытаний.
18-я дивизия подводных лодок, в которую входили все «Акулы», была сокращена. По состоянию на февраль 2008 года в её состав входили, находящиеся в резерве после выработки рабочего ресурса ракет «главного калибра», ТК-17 «Архангельск» (последнее боевое дежурство - с октября 2004 года по январь 2005 года) и ТК-20 «Северсталь» (последнее боевое дежурство - 2002 год), а также переоборудованный под « Булаву» К-208 «Дмитрий Донской». ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» более трёх лет находились в ожидании решения на утилизацию или перевооружение на новые БРПЛ, пока в августе 2007 года главком ВМФ адмирал флота В. В. Масорин не сообщил, что до 2015 года не предусматривается модернизация АПЛ «Акула» под ракетный комплекс «Булава-М».

Рассматривается вариант переоборудования их для размещения крылатых ракет по аналогии с перевооружением ВМС США подводных лодок типа «Огайо». 28 сентября 2011 года было опубликовано заявление Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с которым, «Тайфуны», как не укладывающиеся в договорные лимиты СНВ-3 и избыточно дорогие в сравнении с новыми ракетоносцами класса «Борей», планируется списать и разделать на металл до 2014 года. Варианты переоборудования трёх оставшихся кораблей в транспортные подлодки по проекту ЦКБМТ «Рубин» или подлодки-арсеналы крылатых ракет отвергнуты по причине чрезмерной дороговизны работ и эксплуатации.

На совещании в Северодвинске вице-премьер России Дмитрий Рогозин сообщил что Россия решила временно отказаться от утилизации стратегических АПЛ третьего поколения, находящихся сейчас на вооружении ВМФ. В результате срок годности лодок продлится до 30-35 лет вместо нынешних 25. Модернизация затронет стратегические АПЛ типа «Акула», где каждые 7 лет будет меняться электронная начинка и вооружение.

В феврале 2012 года в СМИ появилась информация, что основное вооружение АПЛ типа «Акула», ракеты РСМ-52, были утилизированы не полностью, и до 2020 года возможен ввод в строй лодок «Северсталь» и «Архангельск» со стандартным вооружением на борту.

В марте 2012 года появилась информация из источников министерства обороны РФ, что стратегические атомные подводные лодки проекта 941 «Акула» не будут модернизировать по финансовым соображениям. По словам источника, глубокая модернизация одной «Акулы» сопоставима по стоимости со строительством двух новых подводных лодок проекта 955 «Борей». Подводные крейсера ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» не будут модернизироваться в свете недавно принятого решения, ТК-208 «Дмитрий Донской» продолжит применяться в качестве испытательной платформы для систем вооружения и гидроакустических комплексов до 2019 года.

Фото 24.

Интересные факты:

  • Впервые размещение ракетных шахт впереди рубки осуществлено на лодках проекта «Акула»
  • За освоение уникального корабля звание Героя Советского союза было присвоено Командиру первого ракетного крейсера капитану 1 ранга А. В. Ольховникову в 1984 году
  • Корабли проекта «Акула» занесены в книгу рекордов Гинеса
  • Кресло командира в центральном посту находится в неприкосновенности, исключения нет ни для кого, ни для командиров дивизии, флота или флотилии и даже министра обороны. Нарушивший эту традицию в 1993 году П. Грачев во время посещения «Акулы» был награжден неприязнью подводников.

Фото 25.

Фото 26.

Фото 27.

Фото 28.

Фото 30.

Фото 31.

Фото 32.

Фото 33.

Фото 34.

А вот и . Вот тут несколько спорное звание и Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...