Профессиональное самоопределение личности. Профессиональное самоопределение старшеклассников

На современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе. Одно из них -- «способствовать социализации и адаптации учащихся, предоставлять возможность для выбора индивидуальной образовательной траектории, осознанного профессионального самоопределения». Каспржак, А. Элективные курсы - ответ на запросы ученика и учителя, семьи и государства//Директор школы. -2006. - №1. - 3-9 с.

1.1 Теоретические аспекты профессионального самоопределения

Рассматривая различные виды самоопределения, ряд авторов (Л.И. Божович, Е.А. Климов, Л.М. Митина, Н.С. Пряжников) включает профессиональное самоопределение в состав личностного самоопределения. Соглашаясь с мнением ученых, мы пришли к выводу о том, что задача выбора будущей профессии, профессионального самоопределения принципиально не может быть решена без и вне решения более широкой задачи -- личностного самоопределения.

Профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего, а в высших своих проявлениях они почти сливаются. Если же попытаться развести их, то можно выделить следующие два принципиальных отличия:

1) «профессиональное самоопределение» -- понятие более конкретное, его проще оформить официально (получить диплом и т.п.); «личностное самоопределение» -- это более сложное понятие (диплом «на личностность», по крайней мере, психически здоровым пока еще людям не выдают);

2) профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределение -- от самого человека, более того, часто именно плохие условия позволяют кому-то проявить себя по-настоящему (герои появляются в переломные эпохи). Правда, и в благополучные эпохи, полные «соблазнов» и «счастья», с застывшими улыбками (когда всем «положено» быть счастливыми), все-таки находятся люди, которые ищут для себя смыслы в решении каких-то особых, непонятных для обывателя проблем. Для таких людей благополучная эпоха превращается в самую страшную пытку, и они сами создают для себя дополнительные сложности, т. е. условия для подлинно личностного саморазвития.

При этом у таких людей -- истинных героев -- появляется возможность ставить сложные проблемы все-таки при относительно обеспеченных «тылах», когда не надо думать о выживании, об элементарном пропитании и т.п., поэтому личностное самоопределение в благополучные эпохи, с одной стороны, все-таки предпочтительнее, но, с другой стороны, и намного сложнее, чем в трудные, «героические» периоды развития общества, поскольку в эпоху относительного благополучия подлинное личностное самоопределение часто обрекает человека на настоящее одиночество, непонимание и даже осуждение со стороны окружающих. Именно поэтому призывать или как-то «формализовать» психолого-педагогическую помощь в личностном самоопределении нежелательно. Лучше осторожно проводить ее на фоне более привычной и понятной для большинства людей работы по профориентации (профессиональному самоопределению).

Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими модными ныне понятиями, как «само актуализация», «самореализация», «самоосуществление», «самотрансценденция».

При этом многие мыслители связывают самореализацию, само актуализацию и т.п. с трудовой деятельностью, с работой. Например, А. Маслоу считает, что само актуализация проявляет себя «через увлеченность значимой работой»; К. Ясперс связывает самореализацию с «делом», которое делает человек. И.С. Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение. П.Г. Щедровицкий отмечает, что смысл самоопределения -- в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность. Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю.П. Поваренков - М. -2002. - 36 с.

Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический (реальные изменения социального статуса человека).

Самоопределение предполагает не только «самореализацию», но и расширение своих изначальных возможностей -- «самотрансценденцию» (по В. Франклу): полноценность человеческой жизни определяется через его трансцендентность, т.е. способность выходить за рамки самого себя, а главное -- в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни. Таким образом, именно смысл определяет сущность самоопределения, самоосуществления и самотрансценденции.

Все это позволяет определить: сущность профессионального самоопределения состоит в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также в нахождении смысла в самом процессе самоопределения. Пряжникова, Е.А. Профориентация: учеб. пособ. для студ. выс. уч. заведений / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. - М.: изд. центр «Академия». - 200.7 - 35 с.

Одним из понятий нашего исследования является «профессиональное самоопределение». Изучение литературных источников позволило определить, что педагогами и психологами профессиональное самоопределение рассматривается в узком и широком значениях. В узком значении профессиональное самоопределение рассматривается как момент выбора профессии (А.М. Кухарчук, Е.Ф. Сафин, Г.П. Ников и др.) Другая точка зрения -- профессиональное самоопределение происходит на протяжении всей профессиональной деятельности человека и включает несколько стадий: формирование профессиональных намерений, профессиональное обучение, профессиональная адаптация и реализация личности в профессиональном труде. Такой точки зрения придерживается большинство ученых -- Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Н.С. Пряжников и др. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособ. для студ. выс. уч. заведений / Е.А Климов. -М.: изд. центр «Академия». - 2007 - 57 с.

Профессиональное самоопределение -- не создание пределов развития человека, не впадание в профессиональную ограниченность, а поиск возможностей беспредельного развития. Это не однократное деяние, а длительный, многолетний процесс. На разных возрастных этапах он связан с разными целями и имеет разное содержание.

Первичный выбор профессии (характерен для учащихся младшего школьного возраста):

Малодифференцированные представления о мире профессий;

Ситуативное представление о внутренних ресурсах, необходимых для данного рода профессий;

Неустойчивость профессиональных намерений.

Этап профессионального самоопределения (старший школьный возраст): возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда.

Профессиональное обучение: осуществляется после получения школьного образования для освоения выбранной профессии.

Профессиональная адаптация: формирование индивидуального стиля деятельности, преобладание системы производственных и социальных отношений.

Самореализация в труде: выполнение или невыполнение ожиданий, связанных с профессиональным трудом. Психология труда / Под ред. проф. А.В. Карпова. - М. -2003. - с 122.

Таким образом, профессиональное самоопределение пронизывает весь жизненный путь человека.

Условно можно выделить следующие основные группы задач профессионального самоопределения: 1) информационно-справочные, просветительские; 2) диагностические (в идеале -- помощь в самопознании); 3) морально-эмоциональной поддержки клиента; 4) помощи в выборе, в принятии решения.

Главная цель профессионального самоопределения: постепенное формирование у клиента готовности рассматривать себя развивающимся в рамках определенного времени, пространства и смысла, постоянно расширять свои возможности и максимально их реализовывать. Пряжникова, Е.А. Профориентация: учеб. пособ. для студ. выс. уч. заведений / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. - М.: изд. центр «Академия». - 2007. - 54 с.

Таким образом, анализ литературы позволяет предложить трактовку профессионального самоопределения старшеклассника как процесса формирования личностью своего отношения к предстоящей профессиональной деятельности через выбор профессии, учебного заведения и способа профессиональной подготовки (образовательной траектории), обеспечивающей профессиональное становление и самореализацию личности в данной деятельности.

Каждый человек хоть раз в жизни становился перед вопросом выбора, какую профессию получать, чтобы потом ею заниматься и таким образом зарабатывать себе деньги. Однако достаточно трудно становится выбрать между различными специальностями, которые могут привлекать учащихся и старшеклассников. Психологи создают тесты, прохождение которых позволяет немного определиться с профессиональным самоопределением. Однако не всегда выводы теста указывают на то, чем действительно человек хочет и будет заниматься.

Интернет-журнал сайт может привести множество примеров того, как личность в начале своей жизни мечтает об одной специальности, по мере своего развития меняет ориентацию на другую профессию, а в итоге начинает работать совершенно в третьем направлении. Чем это объясняется? Психологи не видят ничего плохого в том, что человек не способен постоянно мечтать об одном и том же. С каждым возрастом ценности, взгляды, познания мира меняются. Человек не может с самого детства мечтать о том, что он полетит в космос, при этом не меняя своего желания, пока он растет и познает новые области жизни.

Самой главной проблемой профессионального самоопределения психологи выделяют ограниченность познаний молодого поколения о различных специальностях. Познания у школьников достаточно узкие. Они в общих представлениях понимают, чем занимается тот или иной специалист. Выбирая какую-то профессию, учащийся в дальнейшем начинает сталкиваться с истинными обязанностями и трудностями своего направления, отчего у него меняются желания, ориентиры, он уже отказывается заниматься тем, что выбрал.

Вот почему частыми (более чем 90%) становятся случаи, когда люди начинают выбирать профессию, обучаются ей, однако потом работают совершенно по другой специальности. Это объясняется тем, что пока человек учился, он понял, что ему профессия близка по душе, однако не удовлетворяет всем его моральным или психологическим желаниям.

Многие люди не работают по тем специальностям, которым обучались. Это говорит об ошибках, которые часто становятся причинами того, почему люди не знают, кем хотят быть.

Что такое профессиональное самоопределение?

Профессиональным самоопределением называется процесс поиска индивидом того вида деятельности, которому он будет обучаться и которым будет заниматься в последующем, чем и зарабатывать себе на проживание. Критерии выбора достаточно объемные. Здесь учитываются:

  1. Индивидуальные возможности индивида, его способности и наклонности. Другими словами, человек соизмеряет, какие его таланты и навыки какой профессии соответствуют, чтобы ее обучение и выполнение своей работы происходили с наименьшими затратами усилий.
  2. Ценности и желания. Человек выбирает именно ту профессию, которая способна удовлетворить хотя бы частично все его пожелания, а также не противоречит его ценностям и душевному благополучию.
  3. Давление окружающих. Несомненно, на молодого человека обычно давят родители, которые могут говорить, кем ему быть, чем лучше заниматься, какие профессии востребованы. Вспомним элементарный пример разногласия в желаниях родителей и ребенка, когда взрослые хотят, чтобы ребенок учился на бухгалтера или юриста, а тот хочет быть музыкантом.
  4. Рынок профессий и материальное благополучие. Некоторые учащиеся ориентируются на то, что принесет им больше денег. Таким образом, профессии делятся на престижные и непрестижные. К престижным специальностям относятся те, которые позволяют человеку зарабатывать большое количество денег, затрачивая столько же усилий и времени, сколько люди тратят, находясь на непрестижных должностях, но они при этом мало получают.

Выбрать профессию становится достаточно трудно, поскольку желания ребенка и его наклонности могут отличаться. При выборе профессии часто встают три критерия выбора:

  1. «Хочу».
  2. «Могу».
  3. «Надо».

К примеру, не каждый человек будет становиться космонавтом, хотя в детстве мог и мечтать об этом. Надо зарабатывать деньги и занимать реальную должность, чтобы себя обеспечивать. Что человек при этом умеет делать? Он может писать, читать, слушать, говорить и т. д. Специальностей, требующих подобных навыков, очень много. Тогда, что человек хочет иметь, если выбирать из всего списка предложенных профессий.

Достаточно редко учащийся знает, кем он хочет быть. Обычно многие школьники сталкиваются с незнанием, куда им идти и чем заниматься, поскольку их интересуют многие вещи, большинство из которых вообще не воспринимаются обществом за специальности (работу).

Профессиональное самоопределение учащихся

В течение всей своей жизни человек пытается ответить на вопрос, кем он хочет быть, пока не станет взрослым и не вынужден будет конкретно работать и зарабатывать деньги. Пока человек растет и учится, у него есть время понять, кем он хочет работать. Предпочтения естественным образом могут меняться у учащегося, который с каждым годом знакомится с новыми видами деятельности и пытается определиться со своим профессиональным направлением. Вот почему при профессиональном самоопределении участвуют такие факторы:

  1. Социальное мнение, которое говорит ребенку, кем ему быть.
  2. Личные предпочтения – когда ребенок интересуется конкретными видами деятельности.
  3. Соотнесение социальных желаний и личных предпочтений.

Еще в дошкольном возрасте ребенок начинает имитировать определенные виды деятельности, которые ему становятся знакомы. Он, к примеру, копирует рабочий процесс своих родителей, которые, например, работают бригадирами на стройке и учителями в школе. Таким образом ребенок практикует свои первые навыки работы.

В начальной школе учащийся уже непосредственно сталкивается с определенной работой, которая заставляет его попробовать свои навыки и понять, насколько они приносят ему морального удовлетворения.

Школа и родители стараются дать понять ребенку, что он должен профессионально самоопределяться. Конечно, это займет не один год, однако уже, начиная с 5-го класса и заканчивая старшими классами, ребенок должен иметь более-менее четкое представление о том, кем он хочет быть.

Профессиональное самоопределение старшеклассников

Именно старшеклассникам приходится впервые говорить о своих профессиональных предпочтениях с полной серьезностью, чтобы родители могли дальше помочь им в получении специального образования. Достаточно трудно становится профессионально самоопределиться 15-летнему подростку, поскольку он не только соизмеряет свои личные возможности, социальные убеждения и личные предпочтения, но и достаточно размыто представляет, что из себя представляет та или иная работа.

Подросток очень смутно понимает, чем ему придется заниматься на той или иной должности. Обычно представления о различных профессиях достаточно фантастические и нереальные. К примеру, говоря о должности директора, подросток может указывать на то, что он целыми днями сидит в своем кресле, ничего не делает и только раздает всем указания. Однако если бы подросток сам оказался директором, тогда у него возникло бы разочарование, связанное с осознанием реальной директорской работы.

Вот почему намного легче профессионально определиться тем старшеклассникам, которые проходят полное школьное образование, не уходят после 9 класса. Проучившись еще пару-тройку лет, они обретают новые знания о своих профессиях, отказываясь от них или больше начиная понимать, что от них будет требоваться.

Именно в старших классах часто проводится тест на профессиональное самоопределение, которое должно помочь каждому понять, в каком направлении ему следует двигаться. Существуют тесты, которые четко называют наименования профессий, которые должен рассмотреть старшеклассник. А есть тесты, которые лишь дают направление, в какой области следует заниматься ученику.

Под профессиональным самоопределением личности понимается формирование личного отношения человека к той или иной деятельности. Человек должен положительно относиться к тому виду работы, которую он выбирает в качестве дальнейшего обучения и зарабатывания денег.

Данное отношение проходит такие этапы становления:

  1. Дошкольный возраст, когда дети подражают взрослым и играют в строителей, учителей, космонавтов и пр.
  2. Начало младшего школьного возраста, когда ребенок начинает выполнять конкретные обязанности, например, мыть посуду, поливать цветы, писать, читать и пр. Здесь он уже начинает понимать, что ему нравится, а что нет.
  3. Конец младшего школьного возраста, когда отмечается рост индивидуальных отличий каждого учащегося. Здесь начинают выделяться способности каждого ребенка, по которым можно понять, кем ему лучше работать.
  4. Подростковый возраст, когда ребенок начинает знакомиться с различными видами деятельности, формировать различное отношение к ним, получать определенные знания и формировать определение мнение по каждой работе.

Обычно подросток достаточно расплывчато и фантастически себе представляет, кто чем занимается. Вот почему он может выбрать профессию, которая кажется ему наиболее привлекательной, высокооплачиваемой или романтической (то есть там, где от него особых навыков и знаний не потребуется, например, быть артистом).

В 27 лет человек уже достигает пика своей профессиональной деятельности. Зачастую к этому времени он уже перепробовал множество видов деятельности, покидая предыдущее место работы из-за возникших трудностей, несоответствия работы личным желаниям, а также разочарований. Уже в 30 лет человек начинает думать о том, кем он будет работать дальше:

  • Останется в той же области, где он уже работает, независимо от того, нравится ему работа или нет.
  • Поменяет вид деятельности на другой, который кажется ему более перспективным и приемлемым.

Проблема профессионального самоопределения

Выбирая профессию, которой человек будет заниматься, индивид в первую очередь занимается реализацией своего потенциала, способностей и достижением личных желаний. Профессия выбирается по тому, насколько сильно она сможет удовлетворять моральным и материальным потребностям человека, а также насколько легко ему будет работаться, поскольку его возможности и способности будут соответствовать ей. Однако здесь возникают проблемы в профессиональном самоопределении:

  1. Люди достаточно размыто понимают, что требуется от них при выполнении той или иной работы.
  2. Людям не предоставляется достаточно знаний о различных профессиях.
  3. Подростки не могут противостоять мнению родителей, которые зачастую настаивают на той специальности, которая не соответствуют всем личным потребностям их ребенка.

В итоге, люди получают образование, но по специальности не работают. И достаточно часто еще лет 10 тратят на то, чтобы найти свое место, пройдя через те варианты, которые кажутся им интересными.

Итог

Каждый человек рано или поздно вынужден определиться, чем он будет заниматься, чтобы зарабатывать себе на жизнь. И достаточно часто этот выбор определяется не в период, когда человек учится, а уже тогда, когда он непосредственно работает, ищет себя, пробует себя в различных деятельностях и останавливается на той, где у него есть хоть какие-то успехи.

Профессиональное образование, выполняющее функции профессиональное подготовки, отождествляемое с понятием «специальное образование», предполагает 2 пути его получения - самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального образования. . Успех профессионального образования определяет такой важный психологический момент как «готовность» (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии.

Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни. Выбор профессии в психологическом плане представляет собой двух аспектное явление:

1) субъект выбора, то есть тот, кто выбирает;

2) объект выбора - то, что выбирают.

Субъект и объект выбора определяют неоднозначность выбора профессии. Это объясняется тем множеством характеристик, которыми они обладают.

Выбор профессии - это не одномоментальный акт. Выбор профессии состоит из ряда этапов, сливающихся в один процесс. Причем, продолжительность этапов зависит от:

Внешних условий;

Индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

Профессиональное самоопределение - процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.

Возникновение профессионального самоопределения охватывает старший школьный возраст, но ему предшествуют этапы:

· Первичный выбор профессии (характерен для учащихся младшего школьного возраста):

Малодифференцированные представления о мире профессий, ситуативное представление о внутренних ресурсах, необходимых для данного рода профессий, неустойчивость профессиональных намерений;

· Этап профессионального самоопределения (старший школьный возраст):

Возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда;

· Профессиональное обучение:

Осуществляется после получения школьного образования для освоения выбранной профессии;

· Профессиональная адаптация:

Формирование индивидуального стиля деятельности, преобладание системы производственных и социальных отношений;

· Самореализация в труде:

Выполнение или невыполнение ожиданий, связанных с профессиональным трудом.

Таким образом, профессиональное самоопределение пронизывает весь жизненный путь человека.

Предпосылки профессионального самоопределения:

· Профессиональное самоопределение с позиции принципов детерминизма и деятельности. Профессиональное самоопределение - существенная сторона общественного процесса развития личности. Выявление особенностей проявления принципа детерминизма в процессе самоопределения предполагает анализ двух систем. С одной стороны, это личность как сложнейшая саморегулирующая система, с другой - система общественного ориентирования молодежи в решении вопроса о сознательном выборе профессии. . Данная система включает в себя целенаправленное влияние школы, семьи, общественных организаций, литературы, искусства на мотивы выбора профессии. Такая совокупность средств профессиональной ориентации призвана обеспечить решение задач профессионального просвещения и консультирования учащихся, пробуждение профессионального интереса и склонностей, непосредственной помощи в трудоустройстве и преодолении трудностей этапа профессиональной адаптации. Система средств профориентации несет в себе широкий спектр возможностей профессионального развития личности, из нее личность «черпает» мотивы и цели своей деятельности.

Испытываемая человеком потребность в самоопределении сама по себе беспредметна. А.Н. Леонтьев отмечал, что «…до своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, так как он еще не обнаружен…».

Взаимосвязь личности и внешней по отношению к ней системы профориентационных воздействий возникает только в процессе деятельности. Деятельность как форма взаимосвязи субъекта с объектами образует условие психического отражения и выступает как механизм детерминирующегося воздействия на личность.

В процессе постоянной связи с внешним миром человек выступает как активная сторона взаимодействия. Поэтому, психологическое проявление принципа детерминизма может быть понято лишь в рамках проблемы соотношения внешних и внутренних условий в детерминации деятельности. В плане анализа движущих сил деятельности необходимо исходить из взаимосвязи и противопоставленности внутреннего и внешнего.

Процесс профессионального самоопределения обусловлен возникновением, расширением деятельности субъекта, реализующей его связь с факторами профориентации. Самоопределение вплетено в эту деятельность как ее компонент.

Личностные предпосылки самоопределения.

Структурные элементы личности, как ближайшие психологические предпосылки профессионального самоопределения, различны по характеру их функций. Всю совокупность важнейших личностных предпосылок самоопределения можно свести к двум основным группам:

1) особенности личности, обеспечивающие возможность успешного решения проблемы выбора профессии, но прямо не участвуют в активизации этого процесса. В эту группу относятся волевые черты характера, а также такая черта как трудолюбие. Сюда же следует отнести и наличие некоторого трудового и жизненного опыта, уровень общей жизненной зрелости человека.

2) Эту группу психологических предпосылок самоопределения образуют различные компоненты направленности личности, динамизирующие процесс профессионального самоопределения и обуславливающие избирательность реагирования. Сюда относится потребность в профессиональном самоопределении, возникшие у человека учебные и профессиональные интересы и склонности убеждения и установки, ценности и идеалы, и представления о жизненных ценностях.

Компоненты второй группы благодаря своей связи с познавательными потребностями обладают функцией обусловливания сферы деятельности, привлекательной для человека.

«Восемь углов выбора профессии».

По мнению Е.А. Климова существует 8 углов ситуации выбора профессии. Ведь старшеклассник принимает во внимание сведения не только об особенностях различных профессий, но и массу другой информации..

1) Позиция старших членов семьи.

Конечно, забота старших о будущей профессии своего чада понятна; они несут ответственность за то, как складывается его жизнь.

Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще маленький. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Им кажется, что именно их сын или дочь сможет проявить себя, так как у них в отличие от родителей «выше трамплин, с которого они будут погружаться в мир профессии…

Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на помощь родителей при поступлении в какое-либо учебное заведение. При этом дети, конечно же, забывают, что работать по данной специальности придется им, а не их родителям.

О бесконфликтности выхода из таких обстоятельств можно лишь предполагать.

2) Позиция товарищей, подруг (сверстников).

Дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние их на выбор профессии не исключено, так как внимание своего профессионального будущего сверстников также возрастает. Именно позиция микро группы может стать решающим в профессиональном самоопределении.

3) Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя.

Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, все время «проникает мыслью за фасад внешних проявлений человека, ставит своего рода диагнозы относительно интересов, склонностей, помыслов, характера, способностей, подготовленности учащегося». Учитель знает множество той информации, которая неизвестна даже самому ученику.

4) Личные профессиональные планы.

В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдаленном будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они зависит от человека.

5) Способности.

Способности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учебе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности. Так как именно способности включает в себя будущая профессиональная пригодность.

6) Уровень притязаний на общественное признание.

Реалистичность притязаний старшеклассника - первая ступень профессиональной подготовки.

7) Информированность - важная, неискаженная информация - важный фактор выбора профессии.

8) Склонности проявляются и формируются в Деятельности. Сознательно включаясь в разные виды деятельности, человек может менять свои увлечения, а значит и направления. Для старшеклассника это важно, так как до фессиональные увлечения - путь к будущему.

Профессиональное самоопределение

Профессиональное образование, выполняющее функции профессиональной подготовки, отождествляемое с понятием «специальное образование», предполагает 2 пути его получения - самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального образования. . Успех профессионального образования определяет такой важный психологический момент как «готовность» (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии.

Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни. Выбор профессии в психологическом плане представляет собой двух аспектное явление:

субъект выбора, то есть тот, кто выбирает;

объект выбора - то, что выбирают.

Субъект и объект выбора определяют неоднозначность выбора профессии. Это объясняется тем множеством характеристик, которыми они обладают.

Выбор профессии - это не одномоментальный акт. Выбор профессии состоит из ряда этапов, сливающихся в один процесс. Причем, продолжительность этапов зависит от:

Внешних условий;

Индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

Профессиональное самоопределение - процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. Возникновение профессионального самоопределения охватывает старший школьный возраст, но ему предшествуют этапы:

Первичный выбор профессии (характерен для учащихся младшего школьного возраста):

Малодифференцированные представления о мире профессий, ситуативное представление о внутренних ресурсах, необходимых для данного рода профессий, неустойчивость профессиональных намерений;

Этап профессионального самоопределения (старший школьный возраст):

Возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда;

Профессиональное обучение:

Осуществляется после получения школьного образования для освоения выбранной профессии;

Профессиональная адаптация:

Формирование индивидуального стиля деятельности, преобладание системы производственных и социальных отношений;

Самореализация в труде:

Выполнение или невыполнение ожиданий, связанных с профессиональным трудом.

Таким образом, профессиональное самоопределение пронизывает весь жизненный путь человека.

Предпосылки профессионального самоопределения:

Профессиональное самоопределение - существенная сторона общественного процесса развития личности. Выявление особенностей проявления принципа детерминизма в процессе самоопределения предполагает анализ двух систем. С одной стороны, это личность как сложнейшая саморегулирующая система, с другой - система общественного ориентирования молодежи в решении вопроса о сознательном выборе профессии. Данная система включает в себя целенаправленное влияние школы, семьи, общественных организаций, литературы, искусства на мотивы выбора профессии. Такая совокупность средств профессиональной ориентации призвана обеспечить решение задач профессионального просвещения и консультирования учащихся, пробуждение профессионального интереса и склонностей, непосредственной помощи в трудоустройстве и преодолении трудностей этапа профессиональной адаптации. Система средств профориентации несет в себе широкий спектр возможностей профессионального развития личности, из нее личность «черпает» мотивы и цели своей деятельности.

Испытываемая человеком потребность в самоопределении сама по себе беспредметна. А.Н. Леонтьев отмечал, что «…до своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, так как он еще не обнаружен…».

Взаимосвязь личности и внешней, по отношению к ней, системы профориентационных воздействий возникает только в процессе деятельности. Деятельность как форма взаимосвязи субъекта с объектами образует условие психического отражения и выступает как механизм детерминирующегося воздействия на личность.

В процессе постоянной связи с внешним миром человек выступает как активная сторона взаимодействия. Поэтому, психологическое проявление принципа детерминизма может быть понято лишь в рамках проблемы соотношения внешних и внутренних условий в детерминации деятельности. В плане анализа движущих сил деятельности необходимо исходить из взаимосвязи и противопоставленности внутреннего и внешнего.

Процесс профессионального самоопределения обусловлен возникновением, расширением деятельности субъекта, реализующей его связь с факторами профориентации. Самоопределение вплетено в эту деятельность как ее компонент.

Личностные предпосылки самоопределения.

Структурные элементы личности, как ближайшие психологические предпосылки профессионального самоопределения, различны по характеру их функций. Всю совокупность важнейших личностных предпосылок самоопределения можно свести к двум основным группам:

1) особенности личности, обеспечивающие возможность успешного решения проблемы выбора профессии, но прямо не участвующие в активизации этого процесса. В эту группу относятся волевые черты характера, а также такая черта как трудолюбие. Сюда же следует отнести и наличие некоторого трудового и жизненного опыта, уровень общей жизненной зрелости человека.

2) Эту группу психологических предпосылок самоопределения образуют различные компоненты направленности личности, динамизирующие процесс профессионального самоопределения и обуславливающие избирательность реагирования. Сюда относится потребность в профессиональном самоопределении, возникшие у человека учебные и профессиональные интересы и склонности, убеждения и установки, идеалы, и представления о жизненных ценностях.

Компоненты второй группы благодаря своей связи с познавательными потребностями обладают функцией обуславливания сферы деятельности, привлекательной для человека.

«Восемь углов выбора профессии».

По мнению Е.А. Климова существует 8 углов ситуации выбора профессии. Ведь старшеклассник принимает во внимание сведения не только об особенностях различных профессий, но и массу другой информации..

1) Позиция старших членов семьи.

Конечно, забота старших о будущей профессии своего чада понятна; они несут ответственность за то, как складывается его жизнь.

Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще маленький. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Им кажется, что именно их сын или дочь сможет проявить себя, так как у них в отличие от родителей «выше трамплин, с которого они будут погружаться в мир профессии…

Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на помощь родителей при поступлении в какое-либо учебное заведение. При этом дети, конечно же, забывают, что работать по данной специальности придется им, а не их родителям.

О бесконфликтности выхода из таких обстоятельств можно лишь предполагать.

2) Позиция товарищей, подруг (сверстников).

Дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние их на выбор профессии не исключено, так как внимание своего профессионального будущего сверстников также возрастает. Именно позиция микро группы может стать решающим в профессиональном самоопределении.

3) Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя.

Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, все время «проникает мыслью за фасад внешних проявлений человека, ставит своего рода диагнозы относительно интересов, склонностей, помыслов, характера, способностей, подготовленности учащегося». Учитель знает множество той информации, которая неизвестна даже самому ученику.

4) Личные профессиональные планы.

В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдаленном будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они - зависит от человека.

5) Способности.

Способности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учебе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности. Так как именно способности включает в себя будущая профессиональная пригодность.

6) Уровень притязаний на общественное признание.

Реалистичность притязаний старшеклассника - первая ступень профессиональной подготовки.

7) Информированность - важная, неискаженная информация - важный фактор выбора профессии.

8) Склонности проявляются и формируются в Деятельности. Сознательно включаясь в разные виды деятельности, человек может менять свои увлечения, а значит и направления. Для старшеклассника это важно, так как до фессиональные увлечения - путь к будущему.

1.1 Профессиональное самоопределение личности как результат процесса профессиональной ориентации.

Профессиональное самоопределение, выбор профессии, выбор конкретного вида деятельности - проблема вечная , она существует столько же, сколько существует разделение труда в обществе: ни одно поколение никогда не уходило от вопроса "Кем быть?" и решало его на разных уровнях, руководствуясь различными мотивами.

Профориентация – очень объёмное понятие, например, можно сказать, что современное западное общество профориентационно, т.к. с самого рождения ориентирует ребёнка на жизненный успех, на успешную карьеру. Профориентация предполагает комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии. Это и профконсультации и профпросвещение, профдиагностика, экскурсии на предприятия, встречи с представителями разных профессий, оказание помощи в профессиональном самоопределении.

Профориентация возникла в начале XX века. Первые лаборатории профориентации появились в 1903г. В Страсбурге (Франция) и в 1908г. В Бостоне (США) (14,с.11) Причиной их появления послужил бурный рост промышленности, миграция людей из сельской местности в города, проблема поиска и выбора работы, проблема отбора наиболее «подходящих» людей уже со стороны работодателей. Главной психологической причиной появления профориентации явилось то, что перед значительным количеством людей возникла проблема свободы выбора, чего раньше не было.

В России в 1921 году по указанию В.И.Ленина при Центральном институте труда была создана лаборатория, занимающаяся вопросами профориентации. За период с 1930 по 1933гг. открыто 47 Бюро профконсультации. В школах вопросами профориентации занимались педагоги. В 1932г. создан штаб по координации исследований проблем школьной профориентации. Но в 1936г. выходит Постановление ЦК ВКП(б) «О педагогических извращениях в системе Наркомпроса» и в 1937г. в школах отменяется трудовое обучение и резко свёртывается профориентационная работа. Только в конце 50гг. стали появляться первые диссертации по проблемам школьной профориентации. В 60гг. организован Научно-исследовательский институт трудового обучения и профориентации при Академии педагогических наук СССР (руководитель – А.М.Голомшток). В 1984г. вышло Постановление ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», где особое место уделялось развитию трудового обучения и профориентации молодёжи. В итоге в 1986г. была создана реальная государственная служба профориентации молодёжи с перспективой дальнейшего совершенствования.

В 1991г. вышел закон «Об образовании населения», где школьную профориентацию не запрещали, но она из школы переводилась в службы занятости.

В настоящее время профориентационная работа вновь ведётся в школах. Осуществляют её педагоги, психологи и другие специалисты.

По мнению известного исследователя проблем профориентации и профессионального воспитания молодежи Н. Н. Дьяченко, в настоящее время собственно профориентация осуществляется в два этапа: первый - подготовка к выбору профессии (определение задач, составление плана профессионального воспитания, определение средств, изучение личности учащегося, проведение экспериментов, выявление профессиональных намерений учащегося, предварительное ознакомление с профессиями) , второй - выбор профессии (пробуждение профессиональных интересов, профинформация, глубокое ознакомление с профессиями, производством, учебными заведениями, привитие любви к технике, к людям труда, профконсультация, профессиональное определение). Затем осуществляется профотбор, уточнение профиля профессии (доориентация) в ходе профессиональной подготовки в профтехучилище и, наконец, в процессе деятельности наступает адаптация (или переориентация). (5, с. 65 – 70). Только при проведении всего этого комплекса воспитательных воздействий можно считать работу по формированию профессионального самоопределения, которую проводит школа правильной и научно обоснованной.

Профессиональная ориентация школьников, являясь процессом непрерывным, осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах.

Е.А.Климов разработал периодизацию развития человека как субъекта труда(1996) (15, с.7):


  1. Стадия предигры (от рождения до3 лет), когда происходит освоение функций восприятия, движения, речи.

  2. Стадия игры (от 3 до 6-8 лет), когда происходит овладение основными смыслами человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями.

  3. Стадия овладения учебой деятельностью (от 6-8 лет до 11-12 лет), когда интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность.

  4. Стадия оптации (от 11-12 лет до 14 – 18 лет) это стадия подготовки к жизни , к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути.
Е.А.Климов выделяет и другие стадии, но вышеназванные характерны для школьного возраста.

Профессиональная ориентация школьников осуществляется в различных видах деятельности - познавательной, учебной, общественно полезной, коммуникативной, производительном труде и игровой, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей и особенностей каждого школьника. Существует несколько направлений профориентационной работы:


  1. Профессиональное просвещение.

  2. Предварительная теоретическая и практическая подготовка учащихся к работе в избираемой области через элективные и профориентационные курсы.

  3. Профдиагностика. Изучение учащихся в целях профориентации.

  4. Профессиональная консультация.

Если профессиональная ориентация это ориентирование школьника, то профессиональное самоопределение соотносится с самоориентированием учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения (по Е.А.Климову) (14, с.11). Профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределениё – от самого человека.

Е.Б. Евладова рассматривает профессиональное самоопредление как многомерный процесс, включающий социологические, социально-психологические и дифференциально-психологические компоненты (7, с.204).

В социологическом смысле профессиональное самоопределение представляет собой набор задач, которые перед развивающейся личностью ставит общество, в котором эта личность развивается.

В социально-психологическом смысле самоопределение представляет процесс принятия решений, по мере прохождения этапов которого человек вырабатывает некоторое равновесие между своими личными предпочтениями и интересами и требованиями общества.

С дифференциально-психологической точки зрения профессиональное самоопределение выражается в процессе формирования индивидуального стиля жизни, в частности профессиональной деятельности.

В любом случае профессиональное самоопределение предполагает формирование субъективного отношения к конкретной трудовой деятельности, мобильности на рынке труда, умения ориентироваться на этом рынке. Профессиональное самоопределение является частью личностного самоопределения.

Личностное самоопределение как психологическое явление возникает на границе старшего подросткового и младшего юношеского возраста. Л.И.Божович выделят «двуплановость» личностного самоопределения, которая заключается в том, что оно осуществляется одновременно, с одной стороны, как конретное определение будущей профессии и планирование жизни, а с другой – как неконкретные поиски смысла своего существования (7, с.205).

Под личностно-профессиональным самоопределением понимается достижение такого уровня развития личности старшеклассника, при котором становится возможным самостоятельный и осознанный профессиональный выбор своего дальнейшего жизненного пути (7,с.205).

Профессиональный выбор , в отличие от профессионального самоопределения (по Е.И. Головахе) – это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника, который может быть осуществлён как с учётом, так и без учёта отдалённых последствий принятого решения и в последнем случае выбор профессии как конкретный жизненный план не будет опосредован отдельными жизненными целями. Дж. Сьюпер считает, что в течении жизни (карьеры) человек вынужден совершать множество выборов (сама карьера рассматривается как «чередующиеся выборы») (15, с.6).

Понятие «самоопределение» соотносится с понятием «самоактуализация», «самореализация». При этом многие учёные связывают самореализацию, самоактуализацию с трудовой деятельностью , с работой. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя через увлечённость значимой работой; К.Ясперс связывает самореализацию с делом, которому посвятил себя человек. П.Г.Щедровицкий отмечает, что смысл самоопределения – способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю. Е.А.Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения:


  1. Гностический (перестройка сознания и самосознания);

  2. Практический уровень (реальные изменения социального статуса человека) (15, с.6).
Самоопределение предполагает расширение своих изначальных возможностей. «…Полноценность человеческой жизни определяется через его способность выходить за рамки самого себя, а главное – в умении человека находить новый смысл в конкретном деле и во всей жизни…»(В.Франкл). (14, с.11).

Таким образом, именно смысл определяет сущность самоопределения.

Н.А.Бердяев в работе «Самопознание» отмечает, что ещё в отрочетсве и юности был потрясён однажды мыслью: «Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже даёт смысл жизни, и я посвящу жизнь этому исканию смысла»… (14, с.11).

Итак, сущность профессионального самоопределения это поиск и нахождение личностного смысла и выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

На формирование личности в целом и на ее профессиональное самоопределение влияют различные, в том числе микросоциальные факторы, включающие социально-экономические условия жизни людей, общественные организации, средства массовой информации, культурно- образовательный и профессиональный уровень семьи и т. д. Для успешного осуществления подготовки школьников к выбору профессии необходимо знать и учитывать не только сами факторы, но и связи между ними, их взаимодействие и взаимозависимость, тенденции и перспективы развития.

Эффективно управлять профессиональным самоопределением учащейся молодежи можно только на основании определенных показателей, характеризующих его как процесс, который предполагает развитие индивида как субъекта своей будущей профессиональной деятельности. Такими показателями можно считать следующие:


  1. Информированность учащегося. Знание им структуры народного хозяйства и видов профессионального образования; потребностей народного хозяйства (страны, конкретного экономического района) в кадрах; содержания и условий труда по избранной профессии; учебных заведении, где можно получить избранную профессию.

  2. Сформированность общественно значимых мотивов выбора профессии (сближение профессиональных намерений с потребностями народного хозяйства страны, конкретного экономического района в кадрах).

  3. Сформированность профессиональных интересов. Ученик имеет устойчивые профессиональные интересы (проявляются в течение ряда лет) к определенной области деятельности и конкретной профессии.

  4. Наличие выраженных специальных способностей к определенному виду профессиональной деятельности (к математике, технике; естественным наукам, гуманитарным паукам и т. д.).

  5. Практический опыт в избранной трудовой деятельности (занимается в кружке, факультативе).

  6. Сформированность профессиональных намерений (намерения устойчивы, основаны на достаточном знании содержания профессии, условий труда, путей получения образования по специальности, а также своих интересов, склонностей, способностей).

  7. Реальный уровень профессиональных притязаний (интересы, способности, профессиональные намерения учащихся согласуются между собой, и степень их развития позволяет предположить успешность будущей деятельности).

  8. Состояние здоровья.
У каждого ученика процесс профессионального самоопределения осуществляется по-разному, в строгом соответствии с его личностными качествами, но знание показателей сформированности профессионального самоопределения учащихся, критериев эффективности профориентационных воздействий позволяет выявлять уровень сформированности профессионального самоопределения у каждого школьника, определять группы с различным уровнем профессионального самоопределения для дальнейшей индивидуальной и групповой работы с ними.

Процесс профессионального самоопределения - длительный процесс, завершенность его можно констатировать только тогда, когда у человека сформируется положительное отношение к себе как к субъекту профессиональной деятельности. Поэтому выбор профессии - это лишь показатель того, что процесс профессионального самоопределения переходит в новую фазу своего развития.

Профессиональное самоопределение является сложной системой, включающей профессиональную направленность и профессиональное сознание, из которых первоначально формируются профессиональные предпочтения, переходящие впоследствии в профессиональные намерения.

В исследованиях профессора К. К. Платонова убедительно показано, что профессиональная направленность личности немыслима без интереса к данной профессии. Профессиональные интересы и склонности, входящие в сферу предпочтений, стремления с их мотивами, профессиональные идеалы, вот те качества, которые характеризуют профессиональную направленность личности по К. К. Платонову (11,с.5).

Интерес – это особая форма проявления познавательной потребности. Интерес помогает раскрыть способности, преодолеть препятствия на пути к цели. При благоприятных условиях интересы могут перерасти в склонности, а затем в выбор профессионального направления. В качестве благоприятных условий могут выступать:


  • положительная эмоция по отношению к деятельности;

  • желание познавать, сама деятельность

  • получение удовольствия от познания, от деятельности.
Интерес является одним из важнейших факторов, влияющих на выбор профессии и в дальнейшем на профессиональную успешность. В исследовании Л.А. Головей было выявлено, что основой для адекватного профессионального выбора является формирование познавательных интересов и профессиональной направленности. При этом выделяются 4 этапа развития интереса.

На первом этапе в возрасте 12-13 лет интересы характеризуются высокой изменчивостью, они слабо интегрированы, не связаны со структурой индивидуально-психологических особенностей и являются преиущественно познавательными.

На втором этапе в 14 – 15 лет отмечается тенденция к большей сформированности интересов, их интеграции, включённости в общую структуру индивидуальных и личностных особенностей.

На третьем этапе в возрасте 16 – 17 лет усиливается интеграция интересов и в то же время их дифференцированность в соответствии с полом, имеет место объединение познавательных и профессиональных интересов, усиливаются взаимосвязи интересов с индивидуально-психологическими свойствами.

На четвёртом этапе – этапе начальной профессионализации – происходит сужение познавательных интересов, определяемое сформировавшейся профессиональной направленностью и выбором профессии(16,с.238).
Выбор профессии осуществляется на основе соотнесения интереса и мотива.

В психологическом словаре мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих её направленность(10, с.51)

Мотив – это причина, лежащая в основе выбора всех поступков человека. Большинство наших мотивов выражается в виде ответа на вопрос: для чего я это делаю? «Я учусь, для того чтобы…», «Я хочу получить профессию, чтобы…».

Человек не всегда может осознавать свои мотивы. Психологи говорят «отсутствует мотивация». Нередко человек, наделённый множеством замечательных качеств, не может полностью реализовать свой профессиональный потенциал – мешает отсутствие мотивации, «природная лень не даёт развиваться природным талантам».

Неотъемлемым условием успешного профессионального самоопределения школьника является наличие у него профессионально важных качеств . Под профессионально важными качествами следует понимать отдельные динамические черты личности, отдельные психические, психомоторные и физические свойства, соответствующие требованиям к человеку какой-либо определенной профессии, способствующие успешному овладению этой профессией.

В профориентационном воздействии на личность, прежде всего, следует уделять внимание формированию таких качеств, как добросовестность, трудолюбие, интерес к предмету труда, которые могут компенсировать на определенном этапе недостатки некоторых специальных способностей, стимулировать развитие узкопрофессиональных профессионально важных качеств индивида.


Большое влияние на процесс профессионального самоопределения оказывает профессиональное самосознание . Благодаря включенности процессов профессионального самосознания углубляется личностный смысл предстоящей деятельности. Если определенные мотивы выбора объясняют положительное отношение человека к конкретной профессии, то благодаря профессиональному самосознанию у него складывается убежденность в целесообразности ее выбора.

Конкретная форма проявления самосознания - самооценка . Она является внутренним условием саморегуляции поведения, осознания человеком того, какую профессию он хочет выбрать.

Учитывая индивидуальные и возрастные психологические особенности личности, ведущий вид деятельности, соотнеся свои склонности и возможности с потребностями общества у старших подростков начинает формироваться механизм развития профессионального самоопределения.

1.2. Психологические особенности личности старшего подростка и ведущий вид деятельности.
Старший подростковый возраст – особый период в развитии личности. Этот период характеризуется резко проходящими качественными изменениями, и вхождением во взрослую жизнь. Проявляется стремление к самоутверждению, самоопределению и самореализации Д.И.Фельдштейн характеризует это возраст как возраст повышенной активности, инициативности, стремление к познанию. (18,с. 191).

Л.И.Божович полагает, что характерной чертой старшего подростка является появление способности и потребности познать самого себя как личность, Основным лейтмотивом психического развития в этом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение Я–концепции, попытки понять самого себя и свои возможности. (4,с. 105).

Развитие самосознания приводит к возникновению в конце переходного периода психологического новообразования, которое Л.И. Божович называла самоопределением . Самоопределение возникает в конце учёбы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решить проблему своего будущего. Оно основывается на уже сложившихся интересах и стремлениях старшего подростка, опирается на его мировоззрение, связанное с выбором профессии . (11,с. 123).

Поиск профессии – важнейшая проблема старшего подростка. Основой для адекватного профессионального выбора является формирование познавательных интересов и профессиональной направленности личности. Возрастные этапы становления профессиональных интересов подростков изучены Л.А. Головей. Ею выделены четыре этапа. На первом этапе, в возрасте 12-13 лет, профессиональные интересы характеризуются высокой изменчивостью, слабо интегрированы, не связаны с психологическими особенностями личности и являются в основном познавательными. На втором этапе, в 14-15 лет, отмечается тенденция к большей сформированности профессиональных интересов, их интеграции, включённости в общую структуру индивидных и личностных особенностей. На третьем этапе, в возрасте 16-17 лет, усиливается интеграция профессиональных интересов и в то же время возрастает их дифференцированность в соответствии с полом; имеет место объединение познавательных и профессиональных интересов, усиливаются связи последних с индивидуально-психологическими свойствами. Четвертый этап относится уже к юношам, выбравшим профессию, т. е. связан с начальной профессионализацией. Происходит сужение познавательных интересов, определяемое сформировавшейся профессиональной направленностью.

В. И. Журавлев показал, что внешкольная социальная среда не является для учащихся референтным основанием для выбора профессии. Она скорее выполняет роль источника информации, на основе которой осуществляется профессиональный выбор. К сожалению, учителя в этом деле тоже оказываются плохими помощниками. Таким образом, решающая роль принадлежит интересам школьников либо родителям, по совету или настоянию которых выпускники школ поступают в то или иное профессиональное учебное заведение.

Большое значение имеет престижность того или иного рода деятельности в конкретных социальных условиях. В 30-60-х годах в нашей стране высокий престиж имели военные, инженерные профессии, в 70-80-х годах - гуманитарные, в 90-х - коммерческая деятельность, работа в сфере обслуживания, профессии бухгалтера, экономиста, юриста, переводчика, социолога, психолога. (7с. 104)

По данным Д. И. Фельдштейна, выбор престижных профессий у школьников разного возраста (от 10 до 15 лет) превалирует и встречается от 50 до 70% без заметной возрастной динамики. В то же время с возрастом растет интерес подростков к массовым рабочим специальностям.

На профессиональное самоопределение и общее перспективное планирование жизни существенное влияние, по данным Л. А. Головей, оказывают половые различия учащихся. Девушки опережают юношей по показателю осознанности профессионального выбора и определенности путей получения профессии. Среди девушек преобладает социальная, артистическая направленность, а среди юношей - предпринимательская и исследовательская. У юношей на профессиональное самоопределение влияют факторы дальней перспективы: чем более определенны планы на дальнейшую жизнь, тем выше уровень сформированности профессионального плана и степень уверенности в правильности профессионального выбора. У девушек жизненное и профессиональное самоопределение не связаны между собой, для них характерна большая эмоциональность и ситуативность самоопределения, менее целостное мировоззрение. (4,с. 202-203)

Ведущей в профориентационном развитии подростка становится общественно полезная деятельность, включающая такие ее виды, как учебная, трудовая, производственный труд и др. "Пробуя себя" в них, школьник получает представление о себе как будущем профессионале, приобретает конкретные умения и навыки в избираемой профессии, усваивает нормы взаимоотношений в трудовом коллективе взрослых.

Учебно-производственная деятельность приобретает для старшеклассника избирательный характер. Он направляет свои усилия в основном на те виды учебной деятельности, которые в дальнейшем будут связаны с его профессиональной деятельностью. С позиции управления профориентацией необходимо способствовать расширению и углублению знаний, умений, связанных с содержательной стороной будущей профессиональной деятельности, с одной стороны, а с другой - осуществлять постоянный контроль за ее развитием. Что же касается деятельности, направленной на формирование общественных отношений, то она у старшеклассника стабилизируется, приобретает личностный смысл, обеспечивает развитие социальной активности, в том числе и в сфере производительного, общественно значимого труда.

Все виды деятельности учащихся взаимосвязаны и при организованном педагогическом воздействии способствуют разрешению противоречий, с которыми сталкивается ученик в поиске своего призвания. К этим противоречиям относятся: расхождения, обусловленные определением и оценкой школьниками своей жизненной перспективы, между определенными склонностями и представлениями о престиже или неперспективности профессии, между интересами и способностями, профессиональным идеалом и самооценкой, уровнем притязаний и реальными возможностями, особенностями здоровья, характера, привычек и требованиями, предъявляемыми профессией.

Для того чтобы выбор профессии не был случайным, необходимо в процессе профориентационной работы в школе формировать исходные профессиональные установки личности, профессиональные представления. Б. А. Душков отмечает: "Наблюдениями установлено, что путь человека в профессию содержит в себе три этапа. Первый этап - это знакомство с профессией, и как итог этого знакомства - представление о ней. Второй - осознание своих склонностей и способностей применительно к стереотипному образу избранной профессии. Третий этап состоит в том, что человек принимает решение, будет ли он заниматься тем или другим делом..." (6, с.127). Мы считаем, что учитывая эти три этапа профессионального самоопределения можно организовать профориентационную работу в школе. Для её эффективности необходимо, на наш взгляд, организовать в школе психолого-педагогическое сопровождение.
1.3. Особенности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшего подростка.
Психолого-педагогическое сопровождение проектирования учащимися своей образовательной траектории подразумевает организацию процессов самопознания и самоопределения учащихся.

Это направление предполагает создание условий, в которых учащиеся 8-9 классов задумывались бы о выборе профессии, формировании осознанной позиции в отношении своей будущей деятельности.

Сопровождение – это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребёнка в ситуациях школьного взаимодействия (3, с.20).

Ф.М.Фрумин, В.И.Солободчиков рассматривают сопровождение как помощь подростку в его личностном росте, как установку на открытое общение. (6,с 18).

А.В. Мудрик трактует сопровождение как особую сферу деятельности педагога к социальным и культурным, нравственным ценностям, необходимым для самореализации и саморазвития.

Сопровождение бывает педагогическое, психологическое, медицинское и др. В деятельности по педагогическому сопровождению учащихся в профессиональном самоопределении учитель необходима помощь школьного психолога, так как он поможет изучить индивидуально-психологические особенности учащихся, их отношение к предметам, процессам и явлениям, связанным с профессиональной деятельностью.

По мнению Л.М.Митиной, психологическое сопровождение выбора профессии призвано создать условия для продуктивного решения учащимися важнейших задач своего возраста и психологически грамотно ввести их в смыслы, ценности, содержание профессиональной деятельности (6,с21). Таким образом, следует рассматривать сопровождение профессионального самоопределения школьников как психолого-педагогическое сопровождение. Стратегия психолого-педагогического сопровождения выбора профессии направлена на оказание помощи школьнику в формировании собственного ориентационного поля, на создание условий для самореализации.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» закреплено положение о том, что «содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации». Именно учитель, психолог должны оказывать ученикам психолого-педагогическую помощь и поддержку в выборе продолжения образования, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение самоопределения школьников.

При организации психолого-педагогического сопровождения в школе следует соблюдать следующие принципы:

Индивидуальный подход – умение учитывать разную подготовленность школьников к самоопределению;

Ориентация на успех – организация развивающей среды для формирования самосознания учащихся, принятия ими адекватных решений;

Социальная компетентность – способность быстро и адекватно, грамотно реагировать на различные социальные проблемы, включаться в их решение и преобразование;

Открытость во взаимодействии с учащимися;

Учёт возрастных особенностей школьников (К.Роджерс) (6,с 24).

Таким образом, основная задача психолого-педагогического сопровождения заключается в самопознании, осмыслении жизненной перспективы, формировании навыков принятия решений, самоопределении учащихся.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...