Газетные статьи за 1920 е годы. Совершенно обалденный каталог

Но сначала – небольшая преамбула.

«Вождь всех угнетенных на земле» позиционировал себя журналистом и знал толк в пропаганде. И то сказать, уж кому-кому, как ни ему – редактору без малого с полдюжины пролетарских газет, не ведать силы печатного слова?! А также фото- и кинообраза? А теперь, вспомним, уважаемый читатель, много ли вы видели за свою жизнь фотографий октябрьского переворота 1917 года? На выставках, в средствах массовой информации? Одну? Десять? Двадцать? Мне приходят на память всего несколько: штурм Зимнего – что-то полутемное и полурасплывчатое; Ульянов (Ленин) сотоварищи, да пара революционных матросов…

Рабочий тащит пулемет,
сейчас он вступит в бой,
висит плакат «Господ долой!»
… ну и т.д.)

Разыскал в своем архиве этот интересный снимок.

Остальные нивелируются в событиях последующих не менее бурных лет. Казалось бы, странно: неужели в 1917-м не было в России фотографов, кинохроникеров? Какая напасть приключилась с кино-фототехникой? К сожалению, ни первое, ни второе. Беда пришла, откуда ее никто не ждал. 11 октября 1918 г. вышел правительственный указ: «Все профессиональные фотографы, имеющие негативы или копии снимков, изображающие революционные события, начиная с 27 февраля 1917, обязаны зарегистрировать их самое позднее до 25 октября в областном кинематографическом комитете (Сергиевская ул. 20). Неповиновение этому приказу карается штрафом в размере до 5000 рублей». Также, было велено сдать в комитет по три отпечатка с каждого негатива. А 1 и 4 марта 1919 г. в Москве и Петрограде (соответственно) были учреждены так называемые фотокинокомитеты, которые полностью взяли в свои руки, а, точнее, подмяли под себя процесс становления молодого советского фото-кино искусства.

Показателен в этом отношении пример семьи великого русского фотографа Карла Карловича Буллы, о котором мы подробнее напишем в ближайшем выпуске «Союза». На основании постановления ВЦИК, Совета Народных Комиссаров РСФСР от 28 января 1929 года и Постановления Президиума Ленинградского Совета от 29 апреля 1929 года, семью Буллы (сам Карл к этому времени уже умер) обязали передать все негативы мастера в Ленинградское областное архивное бюро. В архив поступило более 130 тысяч негативов, из которых почти половина создана самим К.К. Буллой или при его участии. Много ли работ мастера дошло до современников? В фотосалоне им. К. Буллы (Невский пр. 54), висит несколько сотен его произведений – собственно, все, что осталось от его наследия…

Но это преамбула – сегодняшний наш разговор – о пишущей братии. И не в глобально-историческом, а, наоборот, весьма узком разрезе середины 20-х годов прошлого столетия. Чем жила тогда молодая советская журналистика? Что было интересного, а может быть и поучительного для нас? Свидетелем эпохи у нас «выступит» старый номер журнала «Журналист» за 1924 год, волей случая оказавшийся на моем рабочем столе.

Но сначала – немного слов о журналистике и внутриполитической обстановке тех «пламенных лет».

Профессор Р.П. Овсепян, крупнейший специалист по истории российской журналистики, пишет об этом периоде:

На первый план в деятельности советской журналистики весной 1921 г. выдвигались вопросы организации пропаганды новой экономической политики среди широких масс рабочих и крестьян.

Напомню, что на Х съезде партии РКП(б), собравшемся в начале марта 1921 г., В.И. Ленин предложил заменить изжившую себя политику «военного коммунизма» так называемой «новой экономической политикой» (НЭП). Ленинская идея встретила резко отрицательное отношение со стороны большинства его соратников. Но, в конце концов, его позиция возобладала.


…активные действия печати сдерживались рядом причин, возникших в предшествующие годы. Они выражались в крайне низком уровне изданий, объяснимом в военное время, но неприемлемом в мирное. На состоянии печати пагубно сказывалась разруха, охватившая страну. Материальные трудности не позволяли заняться подготовкой журналистских кадров, улучшением технической базы газетно-журнального производства. Это снижало интерес к советской журналистике, роняло ее авторитет в читательской среде, сдерживало влияние на массы.

Вот пример из архивов «Союза» – номер «Известий» за 1919 г.

Во второй половине 1922 г. печать оказалась в состоянии кризиса. Переход к нэпу усугубил и без того тяжелое материальное положение прессы, ее полиграфическую и техническую оснащенность. Кроме того, сказались как недостаток журналистских кадров, так и плохая профессиональная их подготовленность. Подавляющая часть журналистов советской прессы, не смогла найти те главные темы, которые возникли в связи с нэпом, не смогла быстро перестроиться, она по-прежнему увлекалась славословием, повторением давно известных положений и оказалась оторванной от реальной жизни. Такой крутой поворот в политике партии привел к тому, что многие, не поняв сути нэпа, впали в панику, растерялись.

Амурская правда, 1920 г. (жаль, что прочесть многого невозможно…)

Как платили газетчикам:

450 рублей в месяц получал в 1918 году редактор «Известий Благовещенского совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов» (будущей «Амурской правды»).
400 рублей был заработок члена коллектива.
150 рублей – репортера.Это были неплохие деньги по тем временам, например, председатель облисполкома Федор Мухин имел оклад в 450 рублей.

– На ухудшении состояния советской печати сказалось и некоторое оживление частного предпринимательства, приведшего к возникновению значительного количества издательских объединений. В течение первого года нэпа в Москве было зарегистрировано 220, а в Петрограде – 99 частных издательств, которые наводнили книжный рынок продукцией, рассчитанной на нэпманов, деловых людей, рядового обывателя.

Вот образчик платных объявлений тех лет…

Для преодоления кризиса печати, имевшего многообразные формы проявления, требовались комплексные меры. Среди них главное место заняла материальная помощь прессе. В 1923 г. финансирование местной печати начинает осуществляться из республиканского, областного, губернского бюджетов. Центральная печать финансировалась из государственного бюджета.

Материальная помощь государства могла принести желаемые результаты – в сочетании с доходами от подписки на периодические издания. Но желающих выписывать газеты и журналы почти не было. В мае 1924 г. XIII съезд РКП(б) принял директиву, согласно которой местные партийные органы и редакции газет должны были принять меры к тому, чтобы каждый коммунист стал подписчиком партийной газеты, а на каждые 10 крестьянских дворов была выписана одна массовая крестьянская газета. При этом имелась в виду не только «Беднота», но и увидевшая свет в конце ноября 1923 г. «Крестьянская газета», на которую возлагались особые надежды. Газета сразу же приняла нужные ориентиры. Ее волновали буквально все вопросы крестьянской жизни: проблемы землеустройства, землепользования, агротехники; она помогала крестьянину советами, вела с ним активную переписку. При редакции имелся свой юрист, свой агроном, которые консультировали читателей, отвечали на их вопросы.


А вот и «Крестьянская газета» – правда, за январь 1929 года (на 5-6 лет позже рассматриваемого нами периода). За это время газета качественно преобразилась – верстка, оформление или как бы мы сказали сегодня – дизайн изменился в лучшую сторону, что, правда, нельзя сказать о содержании.

Второй важной мерой становится обеспечение печати кадрами. С этой целью прием в государственный институт журналистики увеличивается почти вдвое. Возвращается в редакции большая группа журналистов, ушедших на партийную и хозяйственную работу. Кроме того, из сферы общественной и хозяйственной деятельности в редакции газет и журналов направляются люди, проявившие склонность к журналистике.

Либерализация жизни в Советской России позволила установить в годы нэпа духовную связь между метрополией и эмиграцией.

В обстановке оживления частного предпринимательства, расширения газетно-журнального рынка и изданий деловых людей, возрождение идеи свободы печати было вполне естественным.

Нэп позволил правительству направить значительные ассигнования на укрепление полиграфической базы. Реконструируются десятки типографий, они обеспечиваются новым оборудованием, шрифтами, краской, бумагой.

В 1925-1927 гг. строится здание газеты «Известия» в Москве (архитектор Г. Бархин, при участии М. Бархина). Первоначально авторы представили проект 11-этажной башни. Но градостроительные соображения заставили отказаться от высотной композиции. Принят был вариант высотой в шесть этажей. Расположенные в нижних этажах типографские машины предопределили характер окон, превративших фасад почти в сплошь застекленную плоскость. Вертикальные лопатки и междуэтажные перекрытия создают четкую железобетонную «сетку». Круглые окна редакторских кабинетов, расположенных в верхнем этаже здания, образуют достаточно выразительное светотеневое «убранство» здания. Здание прочно вошло в круг бесспорных достижений советской архитектуры.

Тираж всей советской печати к середине 1924 г. достиг 3 млн. экз. Особенно заметен рост крестьянской прессы во главе с «Крестьянской газетой». И все же жизнь настоятельно требовала дальнейшего развития периодической печати. В 1925 г. в стране выходило 589 газет, из них крестьянских – 141, рабочих – 76, комсомольских – 72, военных – 17. Возникли новые центральные издания: «Комсомольская правда», «Пионерская правда», годом раньше «Красная звезда».

1921–1925 гг. по праву могут быть названы временем массового развития журнальной периодики, несмотря на все трудности, в которых оказалась печать вначале 20-х гг. Создаются новые общественно-политические, литературно-художественные, научно-популярные, молодежные журналы. В их числе: «Пролетарская революция», «Красная новь», «Под знаменем марксизма», «Крестьянка», «Молодая гвардия», «Крокодил», «Октябрь», «Звезда», «Новый мир» и др. К началу первой пятилетки в стране издавалось свыше 1700 журналов и изданий журнального типа, общий тираж которых составил около 150 млн. экз.

В августе 1922 г. подписчики «Рабочей газеты» получили первый номер «Крокодила». В первом номере в программном стихотворении Демьяна Бедного «Красный Крокодил - смелый из смелых! - против крокодилов черных и белых» четко формулируется задача издания:

Добираться до всякой гнилости
И ворошить гниль без всякой милости,
Чтоб нэповская муть не цвела
И не гнила
Вот какова задача Красного Крокодила!

«Решили мы, что пришло время, Для очистки нэповского Нила, Выпустить КРАСНОГО КРОКОДИЛА», - писал он там же. Однако характер нового журнала, рассчитанного на рабочего читателя, не определялся только этой задачей.

«Крокодил» быстро приобретает огромную популярность в рабочей среде. Стремительно растет тираж. К началу 1923 г. он достигает 150 тыс. экз. – невиданной по тем временам цифры для изданий подобного рода.

Своим успехом «Крокодил» был обязан талантливому коллективу литераторов и художников, работавших над его выпуском. Большую роль в сплочении этого коллектива сыграл первый редактор журнала К.С. Еремеев – великолепный публицист и один из лучших фельетонистов дооктябрьской «Правды». В редколлегию журнала входили Д. Бедный, Д. Моор, В. Лебедев-Кумач, М. Черемных, М. Пустынин, И. Малютин, И. Абрамский, С. Гессен. С четвертого номера в «Крокодил» приходит Владимир Маяковский. Журнал вбирает в себя лучшие силы сатириков и юмористов. Его сотрудниками становятся литераторы старшего поколения (М. Андреев, С. Басов-Верхоянцев, Н. Богданов, С. Городецкий, К. Милль-Полярный, Л. Никулин, Д. Тигер, А. Флит, К. Шелонский и др.), талантливая молодежь (М. Андриевская, А. Григорович, А. Зорич, В. Катаев, С. Огурцов, Г. Рыклин и др.) Расширяется круг художников (Ю. Ганф, К. Гольц, В. Дени, К. Елисеев, П. Кеменов, Н. Купреянов, Ю. Куприянов, А. Лебедев, Д. Мельников, В. Михайлов, П. Радимов, Г. Розе, А. Самохвалов, А. Соколов, И. Чашников, Н. Шестопалов, М. Язвин).

С февраля 1923 г. начинает регулярно издаваться «Библиотечка «Крокодила»», в которой массовыми тиражами печатались произведения лучших сатириков журнала, альбомы карикатур его ведущих художников. В мае того же года был организован выпуск «Живого Крокодила» -репертуарных сборников сатирических пьес, фельетонов, миниатюр, предназначавшихся для театров, рабочих и красноармейских клубов и т. п.

«Крокодил» оказал большое влияние на процесс формирования советской сатирической периодики 20-х годов. По его типу начинают строиться сатирические приложения центральных и местных газет.

К концу восстановительного периода бурно развивается массовое рабселькоровское движение. Если в 1924 г. в стране насчитывалось 100 тыс. рабочих и сельских корреспондентов, то через год их стало уже 216 тыс. Для обобщения опыта рабселькоровского движения, распространения оправдавших себя форм руководства им в 1924 г. редакция «Правды» начинает выпуск журнала «Рабочий корреспондент», который через год получает название «Рабоче-крестьянский корреспондент». В ноябре 1923 г. состоялось первое совещание рабселькоров. Второе Всесоюзное совещание активистов печати состоялось в декабре 1924 г., а третье – в 1926 г. Их участники подробно обсуждали вопросы учебы рабселькоров, методы руководства со стороны газет, укрепление рабселькоровских организаций, расширение их рядов.

Следующий абзац – особый разговор… Профессор пишет:

В 20-е гг. в движении активистов печати появилось еще одно звено, о котором практически нигде не упоминается. Речь идет о камерных, тюремных, лагерных корреспондентах. К 1921 г. в Советской России насчитывалось 132 концентрационных лагеря, в которых сидели от 40 до 60 тыс. человек. Причем около половины из них были осуждены по политическим мотивам, т.е. за инакомыслие. Положением о местах заключения в РСФСР, принятом в 1920 г., разрешалось издание газет и журналов в тех домах заключения и исправительно-трудовых учреждениях, где для этого были технические возможности. Кадры для этого вида деятельности имелись – в тюрьмах сидело немало образованных людей. Они и основали советскую тюремную периодику под присмотром культурно-воспитательных отделов Государственного управления мест заключения (ГУМЗа). Таких газет в начале 20-х гг. выходило несколько десятков. В 1927 г. было выпущено типографским способом 432 номера тюремных газет и журналов. Сначала режим содержания в местах заключения был относительно щадящим. Поощрялось и сотрудничество в тюремной печати. Благодаря этому число камкоров, тюремкоров, лагкоров было в каждой газете значительным. И все же классовый подход, неприязнь к тем, кто считался осужденным за контрреволюционную деятельность, по воле лагерного и тюремного начальства заметно ограничивали возможности таких «корреспондентов».

Данный рисунок был создан немного позже, в другую историческую эпоху, но процесс подготовки лагерной газеты очевиден.

Одной из ведущих становится тема положения дел в народном хозяйстве. В печати появлялось все больше материалов о пуске в эксплуатацию новых заводов, фабрик, гидроэлектростанций, шахт в различных регионах страны. Газеты критиковали коллективы и предприятия, отстававшие в восстановительных работах.

В первое десятилетие Советской власти отечественная журналистика претерпела серьезные структурные изменения. Вступив в Октябрьскую революцию как многопартийная система, она в годы гражданской войны обретает однопартийность. Либерализация советского режима, вызванная нэпом, стала серьезным испытанием для однопартийной журналистики. Преодолев кризис, она складывалась в многонациональную дифференцированную систему средств массовой информации. Краткосрочность периода либерализации жизни общества способствовала тому, что господствующей становится тоталитарная идеология, что советская журналистика все увереннее стала вписываться в складывавшуюся административно-командную систему, главное место в которой занимала политика партии.

Существенное в вышесказанном – либерализация, свобода. В самом деле, то был короткий, но чрезвычайно интересный и плодотворный период развития российской журналистики. Один «тиран» ушел, другой еще не взошел и вожжи были слегка отпущены… Повеяли вольнодумные ветра, и наиболее горячие головы начали было натягивать белые одежды свободы на запыленную и местами проржавевшую статую российской печати. На самом же деле все было гораздо проще – впопыхах не успели закрыть дверцу мышеловки, и довольная «живность» радовалась солнцу и свету…

Попробуем с этих позиций рассмотреть содержание летнего номера журнала «Журналист» за 1924 год.

12-й номер открывается небезынтересной на наш взгляд статьей тов. Троцкого «Массовая газета и читатель», которая представляет собой стенограмму его речи на совещании работников военной печати. «Военная газета есть, прежде всего, газета и затем – военная газета, – рубит ладонью воздух тов. Троцкий. – Как газета она должна быть хорошей газетой», – однозначно и по-революционному бескомпромиссно! Но тональность – спокойная, даже доброжелательная… в роли «старшего брата», Лейба Давидович советует военкорам, как нужно вести газетное дело. Следующий материал Н. Иванова «Поближе к жизни» – о заштампованности языка и журналистских образов. В статье, посвященной 125-летию со дня рождения А.С. Пушкина, раскрываются некоторые черты поэта-журналиста в его взаимоотношениях с Булгариным. В рубрике «Дискуссия» слышны отголоски сражений между сменовеховцами и адептами новой веры…

Отличная фотография рабочего момента в «Ассошиэйтед Пресс» с развернутой подписью знакомит читателя с организацией работы американского телеграфного агентства.

Далее – фоторепортаж о представлении «живой» газеты, трудности рабселькоровского движения, вопросы библиографии и экологии, доставки тиража подписчику, тут же – как улучшить труд корректора, как помочь нарождающейся комсомольской печати – темы фонтанируют, а правда, местами неудобная, но высказанная с прямотой и решительностью – поднимает журнальные статьи на высокий нравственный уровень.
Чего стоит, к примеру, такой пассаж из обзора газеты «Мужицкая правда»: «Но произошло другое событие, в котором «Мужицкая правда» сыграла решающую роль. Она разоблачила «похождения председателя Сухаревского групсовета» гр-на Барынина, члена РКП, который весьма грубо обращался с женщинами, пил самогонку, присвоил себе страховые деньги в сумме 5 червонцев и т.д.». Ну что ж – не он первый, не он последний. Разве за неполные 90 лет что-либо изменилось в поведении «председателей групсоветов»? Немного! Только «самогонка» стала шотландского разлива, да некоторые дамы закуршавели, да червонцы иные. А так, по сути, – все то же… Но вот где сегодня эта самая «Мужицкая правда», которая бесстрашно рубит правду-матку про негодяя-руководителя?

Как работают центральный и московский аппараты работников печати, как идет учеба кадров в ГИЖ (Государственный институт журналистики), почему урезают гонорары, как делают иллюстрированные журналы, почему хиреют местные издания, как поживает заграничная печать – вот далеко не полный перечень тем, уместившихся на 76-и страницах того легендарного «Журналиста». И все – поименно, открыто, нелицеприятно, с указанием фамилий и адресов. Не то, что наше конфузливое: «в отдельных местах еще имеются некоторые недостатки».

Журналистская жизнь била ключом. Как грибы после дождя появляются новые издания, Александр Родченко завоевывает пространство ракурса, неистовый Дзига Ветров снимает новую документалистику! Карикатура из журнала «Большевистская печать» (уже бывший «Журналист») дает, на наш взгляд, адекватное представление о состоянии журналистики тех лет.

К слову, красочное описание редакционной жизни содержится в романе «12 стульев», написанном в 1927 году.

«Вошел репортер Персицкий.
– Нужно давать впечатления с пленума? – спросил он очень тихо.
– Конечно! – закричал секретарь. – Ведь позавчера говорили.
– Пленум есть, – сказал Персицкий еще тише, – и две зарисовки, но они не дают мне места.
– Как не дают? С кем вы говорили? Что они, посходили с ума?!
Секретарь побежал ругаться. За ним, интригуя на ходу, следовал Персицкий, а еще позади бежал сотрудник из отдела объявлений.
– У нас секаровская жидкость! – кричал он грустным голосом.
За ними плелся завхоз, таща с собой купленный для редактора на аукционе мягкий стул.
– Жидкость завтра. Сегодня публикуем наши приложения!
– Много вы будете иметь с ваших бесплатных объявлений, а за жидкость уже получены деньги.
– Хорошо, в ночной выясним. Сдайте объявление Паше. Она сейчас как раз едет в ночную.
Секретарь сел читать передовую. Его сейчас же оторвали от этого увлекательного занятия. Пришел художник.
– Ага, – сказал секретарь, – очень хорошо. Есть тема для карикатуры, в связи с последними телеграммами из Германии.
– Я думаю так, – проговорил художник, – «Стальной шлем» и общее положение Германии…
– Хорошо. Так вы как-нибудь скомбинируйте, а потом мне покажите.
Художник пошел комбинировать в свой отдел. Он взял квадратик ватманской бумаги и набросал карандашом худого пса. На псиную голову он надел германскую каску с пикой. А затем взялся делать надписи. На туловище животного он написал печатными буквами слово «Германия», на витом хвосте – «Данцигский коридор», на челюсти – «Мечты о реванше», на ошейнике – «План Дауэса» и на высунутом языке – «Штреземан». Перед собакой художник поставил Пуанкаре, державшего в руке кусок мяса»…

Но продолжим о новых временах – ведь в прихожих многих редакций уже «слышалась» тяжелая поступь нового кремлевского Хозяина… Вот одна из весточек. В передовой первого номера журнала «Красная печать» (бывший «Журналист») отмечалось: «Место «Журналиста» инструкторского еженедельника РОСТА занимает «Красная печать» – орган Агитационно-пропагандистского отдела ЦК РКП(б). Чем вызвана эта перемена? «Журналист» говорил от имени РОСТА, «Красная печать» – от имени партии. «Журналист» руководил работой одной лишь газетной редакции, «Красная печать» будет стремиться руководить всей работой в области печатного дела».

Установление в России большевистской власти предопределило утверждение в стране однопартийной системы. Важнейшим идеологическим и организационным ее институтом стала советская журналистики, унаследовавшая основные принципы, функции и традиции большевистской печати. В 20-е гг. пресса формировалась как многонациональная дифференцированная система средств информации, создаваемая по единой унифицированной идейно-организационной схеме. Выполняя идеологический и социальный заказ РКП(б), она принимала деятельное участие в строительстве Советского государства, в утверждении авторитарных принципов его руководства.

В первое советское десятилетие журналистика прошла несколько отличающихся друг от друга этапов. В Октябрьскую революцию журналистика России вступила как многопартийная система (ноябрь 1917 - июль 1918). В октябрьские дни продолжали издание все буржуазные партии. Выходили все газеты и журналы социалистических партий - 52 меньшевистских, 31 эсеровских, 6 анархических. Помимо “Правды” и “Известий” 10 ноября вышел первый официальный правительственный орган “Газета Временного рабочего и крестьянского правительства”. Следующим такого рода изданием явилась газета “Армия и флот рабочей и крестьянской России”.

Реакция всей буржуазной, мелкобуржуазной, меньшевистской печати была недоброжелательной. На следующий же день после переворота революционный комитет закрыл 10 наиболее крупных буржуазных газет - “Речь”, “Русское слово”, “Русская воля”, “Новое время”, “Биржевые ведомости”, “Копейка” и др.

Полиграфическая база “Русской воли” была передана большевистской “Правде”, типография которой за день до восстания была разгромлена юнкерами. Для газет “Солдатская правда” и “Деревенская беднота” использовали типографии газет “Речь” и “День”. Издание “Известий” было организовано в типографии “Копейки”.

10 ноября 1917 - Декрет о печати. Нарушение идеи свободы печати. За недовольством общества последовали репрессивные меры. Январь 1918 г. - Декрет “О революционном трибунале печати”. Борясь против оппозиционной журналистики, РКП(б) принимала одновременно меры к созданию и укреплению прессы советского государства. В середине декабря 1917 утвержден новый состав редколлегии “Правды”: Бухарин, Сокольников, Сталин. С 10 марта 1918 прекращает выпуск “Газеты Временного рабочего и крестьянского правительства”. “Известия” - центральный орган ВЦИКа и его исполнительного органа Совнаркома. Редактор “Известий” - Ю.Стеклов.

В первой половине 1918 появляется ряд центральных газет: “Беднота” (для деревенского читателя и красноармейцев), “Известия Народного Комиссариата по военным делам”, “Известия Народного Комиссариата здравоохранения”, “Вечерняя красная газета” и др. газеты для различных категорий читателей.


В конце 1917 интенсивно развивается местная печать. В начале 1918 выходило 84 газеты, 753 журнала, издаваемых комитетами РКП и органами государственной власти на местах. Все новые издания появляются в национальных районах страны (более чем на 20 языках народов России). Общее число изданий достигло почти 2000, а разовый тираж - 2 миллиона экземпляров.

Складывается система издательств: кроме издательств “Прибой” (Пг) и “Волна” (Москва), созданных еще до революции, в ноябре - декабре 1917 начали функционировать издательские отделы ВЦИК, Московского и Петроградского Советов, Народного Комиссариата по делам национальностей. Январь 1918: Декрет “О Государственном издательстве”, перед которым ставились две основные задачи: выпуск дешевого народного издания русских классиков и массовое издание учебников.

Заметную роль в распространении политической информации играло радио. По радиотелеграфу передавались декреты, правительственные сообщения, которые публиковали все большевистские газеты в крупных городах и районах. С февраля по июль 1918 были установлены 103 новые радиотелеграфные станции.

В начале 1918 появились и новые меньшевистские, эсеровские, анархистские издания, так как в первые месяцы Советской власти в правительство входили представители различных социалистических партий. Но не все их газеты занимали лояльную позицию, и против них по-прежнему принимались решительные меры.

Советская пресса защищала позиции нового строя, пропагандировала декреты Советской власти, организовывала массы на их выполнение. Тема мира - одно из главных мест в печати в пору ее многопартийности. 3 марта 1918 - мирный договор с Германией.

Мирная передышка, достигнутая в результате Брестского договора, оказалась непродолжительной. К середине 1918 объединенные силы внутренней и внешней контрреволюции развязали гражданскую войну. В годы гражданской войны и иностранной военной интервенции (июль 1918 - 1920) утвердилась однопартийная советская журналистика.

В 1918 насчитывалось до 10 типов печати: партийные, советские, профсоюзные, военные, крестьянские, молодежные и другие издания, шел процесс дифференциации. Продолжалось развитие местной и национальной печати. Особое место занимали военные газеты и массовая красноармейская печать: фронтовая, армейская и флотская. К началу 1919 во всех действующих армиях издавались армейские газеты (21 армейская, 2 флотских, 2 газеты особых армейских групп). К концу 1919 - около 90 газет различного типа.

1918 - “Всемирная литература”, выпуск русских классиков в массовой серии “Народная библиотека”, первые шаги в издании детской литературы.

В годы гражданской войны особое значение приобрело радио. 19 июля 1918 Совнарком принял “Декрет о централизации радиотехнического дела РСФСР”, о создании государственной радиотехнической сети. 1 марта 1920 построили на Шаболовской улице мощную радиостанцию с радиусом действия около 2 тысяч километров.

7 сентября 1918 - постановление о создание Российского телеграфного агентства (РОСТА). В составе агентства было 10 отделов: литературно-агитационный, инструкторский, художественно-фотографический и другие. К концу 1919 - 42 отделения агентства.

Функции распространения печати выполнял Наркомат почт и телеграфов, в систему которого вошла “Центропечать”. После окончания гражданской войны реорганизуется в Центральную экспедицию почты, а с образованием СССР - в “Союзпечать”.

“Известия”: публицистика Фурманова, очерки Л.Рейснер.

Белогвардейская печать: в войсках Колчака издавался “Голос Сибирской Армии”, на Дону - “Вестник Донской Армии”, в Мелитополе - “Голос фронта”. Официальная пресса - выходивший в Новочеркасске “Вольный Дон”, вестник войскового правительства, “Вольная Кубань” (Екатеринодар), орган Кубанского краевого правительства, “Вестник Верховного круга” и др. Газеты общеполитического направления: “Великая Россия”, редактор Вл.Шульгин. Издавалась в 1919 в Ростове-на-Дону. “Голос жизни”, 1919, Керчь, “Голос юга”, 1919, Полтава.

С окончанием гражданской войны политика “военного коммунизма” зашла в тупик. Результат этой политики - кризис в стране в конце 1920. С ликвидацией оппозиционных партий РКП(б) утвердила свою монополию на власть. Ленин предложил отказаться от политики “военного коммунизма”, перевести народное хозяйство на рельсы новой экономической политики, заменив продразверстку продналогом. Переход к нэпу - 10 съезд партии в начале марта 1921. Период либерализации советского режима (1921 - 1927).

Переход к нэпу усугубил и без того тяжелое материальное положение прессы. После принятия декрета “О введении платности газет” в конце 1921 количество газет стало катастрофически сокращаться. К августу 1922 общий тираж сократился наполовину.

1922 - показательный процесс над эсерами. Попытка исправить положение советской печати за счет освещения процесса не принесла желаемых результатов.

Во время нэпа оживились различные политические течения и философские воззрения как в стране, так и за рубежом (сменовеховство).

После гражданской войны образовались две России: советская и зарубежная. Три основных направления зарубежной печати: консервативное (монархисты, “Двуглавый орел”, “Грядущая Россия”, П.Струве - “Русская мысль”, газета “Возрождение”), умеренное (П.Милюков - газета “Последние новости”, еженедельник “Дни”), лояльное направление (Н.Устрялов - сменовеховская журналистика). Демократические издания: ежедневная газета И.Гессена и Вл.Набокова “Руль”, журнал Вл.Бурцева “Общее дело”.

Кризис печати требовал мер его преодоления. Главная - материальная помощь. С 1923 финансирование местной печати начинает осуществляться из республиканского, областного, губернского бюджетов. Центральная печать финансировалась из государственного бюджета.

13 съезд партии принял директиву об обязательной подписке коммунистов на партийную газету. На каждые 10 крестьянских дворов должна быть выписана одна массовая газета. Вторая мера - обеспечение печати кадрами. Прием в государственный институт журналистики увеличился почти вдвое. К апрелю 1923 положение печати несколько стабилизировалось. Обозначился дальнейший ее рост. Тираж всей советской печати к середине 1924 достиг 3 миллиона экземпляров. Новые центральные издания: “Комсомольская правда”, “Пионерская правда”, “Красная звезда”. 1921-25 - годы массового развития журнальной периодики. “Пролетарская революция”, “Красная новь”, “Под знаменем марксизма”, “Крестьянка”, “Молодая гвардия”, “Крокодил”, “Октябрь”, “Звезда”. К началу первой пятилетки в стране издавалось свыше 1700 журналов и изданий журнального типа общим тиражом около 150 миллионов экземпляров.

В 1923 во всех комитетах партии создаются отделы печати.

1924 - образован Центроиздат.

Все более заметную роль в культурно-просветительской и политико-воспитательной работе с массами в начале 20-х играло радио. Радиогазета “Крестьянская радиогазета” - выходит в эфир с апреля 1926. До мая 1926 выходила “Радиогазета РОСТА”. “Рабочая радиогазета”, “Комсомольская правда” - выпуск по радио. С 1927 - “Красноармейская радиогазета”. К концу 1926 из Москвы регулярно выходило в эфир пять радиогазет.

Развитие РОСТА. 10 июля 1925 - Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС). РОСТА - телеграфное агентство РФ.

1922 - был создан Главлит.

На 10 съезде решался также вопрос о единстве партии. В дни работы съезда - восстание в Кронштадте. “Власть Советам, а не партиям”.

Русская периодика XVIII века.

Рукописная газета XVII века «Куранты», или «Столбцы». Первая русская печатная газета «Ведомости» (1702-1727). Её характер и отличительные приметы от западно-европейских газет. Пропаганда петровских преобразований, информационные сообщения. Роль газеты в развитии отечественной культуры.

Русская журналистика 1730-1760-х годов. Деятельность М.В. Ломоносова на поприще журналистики. Создание по его инициативе журнала Академии Наук «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие». Цель издания.

Журналы Н.И. Новикова. Сатирические журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец», «Кошелёк». Просветительские журналы Н.И. Новикова 1780-х годов: «Утренний свет», «Московские ведомости», «Экономический магазин». Специализированные издания Н.И. Новикова. Издания И.А. Крылова и Н.М. Карамзина. Появление первых провинциальных изданий. Отраслевые издания. Итоги развития отечественной журналистики XVIII века.

Русская журналистика первой половины XIX века.

Журналистика начала XIX века и эпохи Отечественной войны 1812 года. Журнал «Вестник Европы» (1802-1830). Журнал Н.И. Греча «Сын Отечества».

Периодические издания эпохи декабризма. «Полярная звезда» А.А. Бестужева и К.Ф. Рылеева.

«Северная пчела»: тип и характер газеты, раздел новостей, политическая позиция Н.И. Греча и Ф.В. Булгарина.

«Московский телеграф» Н.А. Полевого. Программа журнала, значение «Московского телеграфа» в качестве популярного универсального энциклопедического журнала в истории отечественной печати.

«Литературная газета» (1830-1831). Особенности издания. Роль А.С. Пушкина в формировании газеты. Политическое и эстетическое значение «Литературной газеты».

Журнал «Современник». Круг его сотрудников. Характер и содержание журнала. А.С. Пушкин как редактор. А.С. Пушкин – журналист, значение его публицистической деятельности в развитии русской журналистики.

Основные идейные течения этого периода 1840-х годов. Социально-философский смысл славянофильства и западничества. Их отражение в журналистике различных общественно-философских и литературно-эстетических направлений.



«Отечественные записки» А.А. Краевского. Назначение и характер издания. Круг сотрудников. Сотрудничество В.Г. Белинского в журнале, его роль в отделе критики и библиографии.

«Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник» Н.А. Некрасова. Роль этих изданий в развитии русской журналистики и литературы.

Журнал «Современник» при Н.А. Некрасове и И.И. Панаеве. Сотрудники журнала. Общественно-политическая и литературно-эстетическая программа «Современника». Роль В.Г. Белинского и А.И. Герцена в журнале.

Русская журналистика 1850-1880-х годов.

Общая характеристика периода. Журнал «Современник». Новая расстановка сил в журналистике. Г.Е. Благосветлов – редактор и автор журнала «Русское слово». Круг сотрудников. Роль Д.И. Писарева в становлении литературно-критического и публицистического отделов журнала.

Журналы М.М. и Ф.М. Достоевских «Время» и «Эпоха». Место изданий братьев Достоевских в русской журналистике 1860-х годов. Основные отделы журнала. Судебно-уголовная тема. Литературная критика и беллетристика. Истоки «массовой» отечественной журналистики.

Издания М.Н. Каткова. Ежемесячный журнал «Русский вестник». Газета «Московские ведомости». Отдел беллетристики и его значение для истории русской литературы. Злободневная публицистика. Общественно-политическая роль статей М.Н. Каткова в «Московских ведомостях».

Журнал «Отечественные записки» Н.А. Некрасова и М.Е. Салтыкова-Щедрина (1868-1884). Круг сотрудников. Главные отделы издания. Литературно-эстетическая ориентация.

Газеты и журналы 1880-1890-х годов. Периодика о наследии классиков отечественной литературы (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, Н.С. Лесков). Интерес публицистов к различным нравственно-философским течениям (теория «мировой воли», движение «толстовцев», опыты религиозно-метафизических исканий, повышенное внимание к мистическим и оккультным знаниям). Роль журналистики в изменении литературно- эстетического сознания широкого круга читателей.

Публицистические и литературно-критические выступления К.К. Случевского, Д.С. Мережковского, Н.М. Минского, К.Д. Бальмонта.

Источники духовного перелома, связанные с русским «ренессансом». Марксизм и новые литературные течения. Пробуждение теософского подхода к культуре. Расцвет отечественной поэзии, первые литературные опыты И.А. Бунина, А.И. Куприна, М. Горького, Л.Н. Андреева и их отражение в газетно-журнальной периодике.

Журналистика начала ХХ века.

Повышение роли газет и их количественный рост. Новые типы газетной периодики. Развитие массовых газет. Информационные и бульварные издания.

Эволюция журналов в начале ХХ века. Еженедельные иллюстрированные журналы («Новый мир», «Огонёк», «Пробуждение» и др.). Журналы для семейного чтения. Научно-популярные издания. Журналы для самообразования. Театральная периодика. Сатирические журналы. Издания модернистских течений. Основные темы, освещаемые прессой. Основные пути развития провинциальной журналистики.

Журналистика первых лет советской власти и 1920-х годов. Журнальная периодика 1920-х годов.

Способы передачи информации в первые месяцы советской власти: радиотелеграф, молва, слухи, объявления. Советские газеты с дореволюционным прошлым: «Правда», «Известия». Первые правительственные издания. Оппозиционная пресса. Закрытие крупных «буржуазных» газет. «Декрет о печати» (ноябрь 1917 года). Российское Телеграфное Агентство (сентябрь 1918 г.).

Новые формы общения с читателем в советской прессе: письма читателей, газетные дискуссии, социологические опросы. Роль лозунгов и призывов на газетной полосе. Первый съезд журналистов России (ноябрь 1918 г.) о типологии прессы. Второй съезд журналистов России (май 1919 г.) о партийном влиянии в сфере журналистики. Журналистика в годы гражданской войны. Тематика публикаций в красноармейской печати. Стенная печать, многотиражки и издания РОСТА. Деятельность В. Маяковского в «Окнах» РОСТА.

Открытие частных издательств в период НЭПа. Свободный рынок прессы, самоокупаемость газет. Политические процессы в стране и газетное дело. Противоречия газетного дела: кризис журналистских кадров и появление новых изданий («Крестьянская газета», «Комсомольская правда», «Рабочая газета», «Советский спорт», журналы «Крокодил», «Работница», «Мурзилка»). Газета как основное средство воздействия на общественное сознание. Фельетонная практика газеты «Гудок». Фельетоны И. Ильфа и Е. Петрова, В. Катаева, М. Булгакова.

Классовое чутье как квалификационное требование к журналисту. Цензура в советской прессе. Учреждение Главлита (июнь 1922 г.) как органа, стоящего «на страже политических, идеологических, военно-экономических и культурных интересов советской страны».

Пролеткультовские издания «Горн», «Грядущее», «Пролетарская культура». Первый советский толстый литературно-художественный журнал «Красная новь». Роль А. Воронского в становлении советской журнальной периодики. Напостовские журналы «Октябрь» и «Молодая гвардия». В. Полонский – редактор «Нового мира». А. Луначарский – публицист.

Общественно-политические журналы: «Прожектор», «Печать и революция», «Огонек».

Как правило, почти каждая новая зарегистрированная идейно-политическая группировка эмигрантов основывала и свой орган печати, так что газеты были всех мастей и оттенков. Существуют газеты русских монархистов – «Набат» (1921 г.), «Знамя России» (1923 г.), «Верный путь» (1929), круга «Младороссы», выступившего за почти невозможное сочетание большевизма с монархизмом – (газета «Молодое слово» – 1931–37 гг.), и сторонников русского фашизма – газета «Русь» (1935–36 гг.) и другие.

На страницах некоторых газет развертывается ожесточенная борьба между просоветской организацией Совнарод (Союз возвращения на Родину), работавшей во имя возвращения русских беженцев в Советскую Россию в 1922–23 гг. и противниками этой политической репатриации, кроющей в себе много опасностей для тех, кто хотел вернуться домой. Словесные перепалки разражаются между органом Совнарод, газетой «На Родину» (1922 г.) и близкой к ее позициям газетой «Новая Россия» (1922–23 гг.) с одной стороны, и с газетой «Русь» (1922–28 гг.) – с другой.
В результате острой полемики в 1923 г. совершено и первое заказное политическое убийство русского журналиста в Болгарии – редактора газеты «Новая Россия» и сотрудника представительства Русского (советского) Красного Креста в Болгарии A.M. Агеева, осуществленное, по всей вероятности, противниками репатриации. Серия политических убийств журналистов продолжается 1924 г., когда в своем доме 25 июля был убит главный редактор и издатель газет «Неделя» и «Русь» Иван М. Калинников.

До установления в июле 1934 г. болгаро-советских отношений, официальные болгарские власти не устанавливают никакого политического контроля над русской эмигрантской прессой. Затем, по настоянию советского посольства, в целях недопущения выхода на страницах газет ярких антибольшевистских материалов, специалисты из Дирекции полиции осуществляют обзор всей русской эмигрантской прессы и в отдельных случаях даже накладывают взыскания на те издания, которые, по мнению представителей СССР, выходят за рамки допустимого и призывают к вооруженному свержению советской власти. Так, например, в начале 1935 г. в Министерство иностранных дел и вероисповеданий поступает протест со стороны советского посольства относительно линии газеты «За Россию», которая «подстрекает к убийствам видных советских людей». 17 февраля того же года Дирекция полиции остановила издание газеты.

Постепенно от самостоятельных русских периодических изданий и издательств, отражающих в основном проблемы эмиграции и только для нее предназначенных, русские эмигранты перешли к участию в болгарской периодической печати, к изданию книг в болгарских издательствах, в конечном итоге – к организации общего Русско-болгарского книгоиздательства. Созданный в Софии «Союз русских писателей и журналистов» работал в постоянном тесном общении со своими болгарскими коллегами. Делались переводы с болгарского языка на русский для ознакомления эмигрантов с литературой страны, в которой они живут. Вместе с традиционной публикацией классиков русской литературы на болгарском языке представлены и новые авторы, оставшиеся в России или эмигрировавшие в Болгарию, Германию, Францию и другие страны. Организовывались совместные литературные вечера русских и болгарских писателей, возникали тесные личные контакты и близкие дружеские отношения, выявлялись общие эстетические, философские и нравственные позиции. Именно тогда в Болгарии зародилось евразийство, которое получило впоследствии распространение в Центральной и Западной Европе. Сущность этой теории сформулирована князем Н.С. Трубецким в его книге «Европа и человечество», изданной в 1926 году Русско-болгарским книгоиздательством в Софии. Это же издательство опубликовало такие книги, как «История второй русской революции» П.Н. Милюкова, «На пиру богов» С.Н. Булгакова, двухтомник «Русские сборники» под редакцией Э.Д. Гримма и К.Н. Соколова, серию «Библиотека всемирной литературы» и другие.

После политических изменений в России в конце Первой мировой
интеллектуальная элита вынуждена была покинуть страну. Издательская деятельность русской эмиграции полностью перешла за границу. Отдельная часть русской творческой эмиграции занималась журналистикой: Е.Ф. Краснопольская, В.Н. Ленский, А.А. Эйглер. Среди эмигрантов были редакторы литературных изданий, журналисты, отражавшие в своих материалах жизнь русской диаспоры в Болгарии: Модест Саевский, Николай И. Мазуркевич, граф Николай Зубов.
Русские издатели-эмигранты, организовавшие книгоиздание в Болгарии, оставались в стране до окончания Гражданской войны, но после роспуска армии барона Врангеля перебрались в Белград и Париж. Так, например, создатели крупнейшего русского книгоиздательства в Болгарии «Российско-болгарское книгоиздательство» – Н.С. Жекулин (бывший директор киевского издательства «Летопись») и П.П. Сувчинский (бывший редактор журнала «Музыкальный современник») оставались в Болгарии только до 1921 года. Позднее, в качестве активистов евразийского движения, они развили масштабную книгоиздательскую деятельность филиалов «Евразийского книгоиздательства» в Париже и Брюсселе.

Особое место в русской эмигрантской прессе занимают издания, редактировавшиеся бежавшими в 30-е годы из СССР политическими эмигрантами. В 1936–38 гг. бывшие большевистские журналисты – братья Иван и Борис Солоневичи начинают издавать газету «Голос России», в которой они публикуют многочисленные свидетельства о политических репрессиях и терроре в СССР в конце 20-х и 30-х годах. На ее страницах публикуются отрывки из книг И.Солоневича «Россия в концлагере», отражающая пребывание автора в лагере, и «Молодежь и ГПУ», вызвавшие небывалое волнение в среде эмигрантской массы в Болгарии. Естественно, эта «вольность» не прошла даром и очень скоро была наказана сторонниками СССР в Болгарии. 3 февраля 1938 г. в редакции газеты взорвалась бомба, в результате чего погибла супруга главного редактора Ивана Солоневича – Тамара Солоневич и случайно находившийся там русский юноша Николай Петрович Михайлов.
Русская периодика белой эмиграции хронологически существовала в рамках 1920–45 годов. Соответственно, начальный период совпал с окончанием Гражданской войны в России, с приходом последних больших беженских волн и фактическим оседанием эмигрантов в Болгарии.

Источники : Кьосева Ц., Даскалов Д., Горяинов А.Н., "Русская газета".


В своем исследовании 1920-х-1930-х гг. я очень часто использую материалы главной газеты того времени - «Правды». В связи с этим нередко приходится сталкиваться с непониманием некоторыми читателями важности, а также особенностей этого исторического источника. Попробую объяснить возможно популярнее.

Главными особенностями газеты вообще как исторического источника являются:

1)Многообразие форм подачи информации, каждая из которых предполагает свои методы ее использования в историческом исследовании.
Различные формы материалов «Правды» будут рассмотрены ниже.

2)Оперативность и периодичность опубликования информации. Поэтому в любой газете возможны некоторые фактические неточности и ошибки, связанные с необходимостью оперативного опубликования новостей. Однако, в подобных информационных материалах «Правды» точность существенно выше средней точности современных СМИ. Эта точность проистекала из того положения, которая занимала «Правда» в советском государстве, связанной с этим ответственностью журналистов, а также из того, что советским газетам не свойственно было гнаться за сенсациями.

3)Зависимость информационной политики газеты от целей своего хозяина, будь то государство, ведомство, политическая партия, национальное или религиозное сообщество, частное лицо. В связи с этим возникает тема цензуры (как контроля). Контроль над публикацией материалов в СМИ (цензура) существует всегда. В СССР была государственная цензура, сегодня она в большинстве случаев заменена цензурой редактора или хозяина СМИ, хотя и государственные цензурные ограничения полностью не сняты.


Информация - главное основание для человеческой деятельности. Поэтому в любом обществе информационное издание выдает эту информацию в той степени, в которой желает повлиять на потенциальные действия своего читателя.

Наряду с вышеуказанными общими свойствами периодической печати как исторического источника советские газеты обладали своими принципиальными особенностями:

4)«Правда», а в меньшей степени и другие советские газеты, были уполномочены трактовать решения государственного и партийного руководства . Особое значение имели передовицы «Правды», которые определяли актуальный вопрос дня и предлагали конкретные рекомендации. Отсюда и значимость «Правды» как источника по определению государственной и партийной политики в тот или иной момент времени.

5) «Правда», а в меньшей степени и другие советские газеты, были одним из органов контроля центрального руководства страны над всеми остальными органами власти . Критические материалы неизбежно влекли за собой административные и судебные последствия. Контроль налаживался в 1920- е гг. очень непросто, первых корреспондентов, особенно местных, часто просто убивали, чтобы скрыть от центральной власти положение на местах.

Однако, к 1930-м гг. газеты приобрели устойчивое влияние: попавшие под огонь критики спешили ответить о проверке газетных материалов и о принятых мерах.
Безусловно «Правда» крайне дорожила этой своей властной функцией. Отсюда чрезвычайная ответственность в публикации критических материалов. Отсюда периодические удары «Правды» по любым органам власти, за исключением лишь нескольких высших руководителей страны . Обратите внимание на остроту тем в апреле 1937 г.

Критические материалы советских газет - один из главных источников по изучению практики функционирования различных органов советской власти, за исключением самой высшей, которая единственная критике не подлежала.

6) Советские газеты действовали в русле единой информационной политики государства. Скажем, если начиналась определенная информационная кампания, то она велась всеми советскими газетами очень согласованно. Поэтому отслеживание подобных информационных кампаний - важнейшее средство для изучение реальной государственной политики в СССР.

Вместе с тем, советским газетам, конечно, свойственно было и местничество и ведомственность, а иногда и клановость. «Правда» нередко отмечала факты, когда местная власть подминала под себя местную же прессу. Попался даже пример вот такого «сотрудничества» местной газеты и Райпотребсоюза в 1937 г.

Поэтому материалы местной и ведомственной советской прессы далеко не всегда могут свидетельствовать о политике центрального руководства.

Многообразие форм публикуемых материалов «Правды» я бы разделил на следующие группы:

-Официальная информация о постановлениях органов власти, кадровых перестановках, материалы съездов, конференций, собраний, митингов, речи государственных деятелей, сообщения ТАСС и прочие официальные объявления, судебные отчеты, некрологи, официальные фото.
Понятно, что достоверность подобной официальной информации крайне высока.

-Информационные материалы самой газеты: хроники событий, интервью, репортажи, сообщения своих корреспондентов, обзоры положения дел, подготовленные специалистами, фоторепортажи, использование материалов других информационных изданий, в том числе иностранных.

Специфика информационных материалов любых СМИ в том, что любое средство массовой информации свою политику воздействия на читателя начинает уже на стадии подбора тех или иных информационных известий, выпячивая одни новости и замалчивая другие. Скажем, если сегодня СМИ создают негативный и деморализующий фон, то для «Правды» характерна общая атмосфера позитивизма. Если сегодня СМИ публикуют огромную часть бесполезных зарубежных новостей из жизни звезд или каких-то курьезов, то «Правда» отдавала предпочтение более серьезной информации об экономическом положении, жизни общества, политических расстановках в иностранных государствах . Противостояние со странами капитала побуждало «Правду» регулярно публиковать критическую и негативную информацию о капиталистических странах. Однако, тон этой информации был несравнимо спокойнее как истеричного тона современных российских СМИ о советском периоде собственной истории, так и антисоветской пропаганды того времени за рубежом. В отличие от антисоветской пропаганды не публиковала «Правда» и откровенной лжи , как правило, ограничиваясь перепечаткой информации из иностранных изданий или анализом официальной статистики капиталистических государств.

-Редакционные материалы , передовицы и редакционные статьи, о значимости которых для советской системы и для историков я уже сказал.

-Аналитические материалы , т.е. авторские размышления по поводу событий: статьи, очерки, корреспонденции, рецензии.
Как и сегодня, цель подобных материалов - сформировать мнение читателя на происходящие события. Особенность советской аналитики была единая идеологическая направленность, тогда как сегодня возможны в принципе различные идеологические материалы, хотя и на задворках информационного пространства.

Таким образом, редакционные и аналитические материалы «Правды» - прекрасный исторический источник по изучению идеологии и целей информационной политики государства.

-Критические материалы «Правды», о роли которых я уже говорил.

-Художественно-публицистические материалы (фельетоны, памфлеты, отчасти очерки, стихи, рассказы). Подобные материалы традиционно усиливают эмоциональное и художественное воздействие газетных материалов на читателя, делают чтение газеты более занимательным.

-Письма читателей. «Правда» использовала публикацию писем читателей для иллюстрации положения на местах, для демонстрации народного мнения и поддержки, а также для поддержания своей контролирующей функции (значительная часть критических материалов газеты основывалось на письмах читателей).
На мой взгляд, очень долго письмо в газету для советского гражданина в отдаленных местностях оставалось последним средством добиться справедливости.

Понятно поэтому, что единичное письмо в газету «Правда» нельзя использовать в качестве решающего источника ни о настроении народа, ни о положении на местах. К сожалению, сегодня даже профессиональные историки прибегают к подобному подлогу, делая глобальные выводы на основании отобранных единичных писем советских граждан в органы власти. Напоминаю азы исторической методологии: письма граждан имеют значение лишь в комплексном исследовании, когда анализу подвергается, например, весь известный массив писем в определенный орган власти за какой-то период, причем вместе с реакцией органа власти на эти письма (проверка, ответы, принятые меры).

Недавно, в ходе одного моего интересного диалога с молодым историком, возник вопрос о возможности изучения советского общественного мнения на основании материалов газет. Я ответил таким образом и еще раз обращаю внимание читателя: понять настроения народа по материалам советских газет МОЖНО, но не из опубликованных самой газетой писем. Лучшее отражение народного мнения - его действия, чем более массовые - тем более распространенное мнение выражающие. Назову два известных явления, отражающие действия и соответственное настроения противоположных частей советского общества: стахановское движение и спекуляция.

-Дискуссионные материалы.
Например, мне встречалась дискуссия между «Правдой» и «Известиями» о джазе, несколько всенародных обсуждений в газете проектов законов и Сталинской Конституции.

Подведем итоги.

1.В силу специфики положения «Правды» в системе Советской власти материалы этой газеты - важнейший источник для изучения динамики политики центральной власти в СССР в 1920-1930-е гг., ее целей, идеологии, а также используемых методов.

2. «Правда» - превосходный источник для исследования синхронности и взаимовлияния событий в различных сферах жизни советского государства и общества.

3. Очень часто информация «Правды» позволяет восстановить утерянные по другим видам исторических источников данные. Тут значение материалов «Правды» вспомогательное.

4.Критические материалы «Правды» обозначают наиболее актуальные, по-мнению власти, проблемы жизни советского общества, экономики и политики. Однако, для полноценного исследования реальных проблем необходимо привлечение и других источников. Сегодня, например, публикуются материалы архивных фондов ОГПУ-НКВД.

5.Недостаток газетных материалов «Правды» как исторического источника проистекает из того, что советская газета выражает зачастую точку зрения, желания и цели лишь центральной власти. Поэтому для исследования мнения и деятельности других общественно-политических групп в СССР материалов «Правды» совершенно недостаточно.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...