Нужно ли применять ккт. Применение ккт и новые разъяснения от фнс

Подготовка к работе

Порядок и условия применения контрольно-кассовой техники регламентирован , а также письмом Минфина России от 30 августа 1993 г. № 104 " " (далее – типовые правила), которое применяется в части, не противоречащей . При этом, согласно разъяснениям Минфина России и ФНС России типовые правила не подлежат обязательному применению организациями и ИП, перешедшими на новый порядок применения ККТ ().

ККТ применяется на месте осуществления расчета с покупателем в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем, за исключением расчета, осуществляемого электронными средствами платежа в Интернете. При этом ККТ, предназначенная для применения только при осуществлении расчетов электронными средствами платежа, применяется только при таких расчетах. А автоматизированные системы для БСО применяются только для осуществления расчетов при оказании услуг ().

До начала работы с кассовым аппаратом, кассиру руководителем выдаются ключи от ККТ и от денежного ящика (если таковые наличествуют), разменные монеты и купюры в количестве, необходимом для расчетов с покупателями, принадлежности для работы и обслуживания машины. Для учета денег, выданных кассиром из кассы организации другим кассирам или доверенному лицу (раздатчику), а также учета возврата наличных денег используется Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств.

При необходимости, следует дать указание кассиру о мерах по предупреждению подделки чеков (шифровка чеков, определенный цвет используемой чековой ленты, предельная сумма чека и т. п.).

Убедившись в исправности машины, можно дать указание кассиру о начале работы.

Кассир при начале работы обязан:

  • проверить наличие чековой ленты и при необходимости заправить новую;
  • включить машину и получением нулевого чека проверить ее работу;
  • напечатать два-три чека без обозначения суммы (нулевых) с целью проверки четкости печатания реквизитов на чековой ленте и правильность установки даты и нумерации (нулевые чеки прикладываются в конце смены к кассовому отчету;
  • протереть кожух сухой тряпкой и установить со стороны покупателя (клиента) табличку со своей фамилией;
  • разместить необходимый для работы инвентарь.


Работа с ККТ

    ВАЖНО

    Неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 тыс. руб.; на юридических лиц – от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 тыс. руб. ().

В течение рабочего дня кассир-операционист или другое материально-ответственное лицо (контролер-кассир, официант, продавец, буфетчик, приемщик заказов и др.) обязаны:

  • обеспечить тщательный уход и бережное обращение с машиной, содержать ее в чистоте и порядке;
  • осуществлять операции ввода сумм в соответствии с руководством по эксплуатации на данный тип кассовых машин;
  • для одного покупателя (клиента) определить общую сумму покупки, услуги по показанию индикатора кассовой машины или с помощью счетных устройств и назвать ее покупателю (клиенту);
  • получить от покупателей (клиентов) деньги за товары или оказанные услуги согласно сумме, называемой покупателем (клиентом), обозначенной в прейскуранте на оказываемые услуги, ценнике на продаваемый товар, в предприятиях общественного питания обозначенной в меню или ценниках в следующем порядке:
  • четко назвать сумму полученных денег и положить эти деньги отдельно на виду у покупателя (клиента);
  • распечатать чек;
  • назвать сумму причитающейся сдачи и выдать ее покупателю (клиенту) вместе с чеком (при этом бумажные купюры и разменную монету выдать одновременно).

    ВАЖНО

    Следует обратить внимание, что предварительное распечатывание чеков, применявшееся в интернет-магазинах, запрещается, поскольку выдаваемый покупателям кассовый чек должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные . Одними из таких реквизитов являются дата и время расчета.

    В соответствии с письмом МНС России от 20 июля 2000 г. № ВНК-6-16/549 " ", дата и время на пробитом кассовом чеке не должны отличаться от реального времени получения денег более чем на 5 минут. Аналогичный вывод содержится и в .

    Если же чек пробит раньше чем за 5 минут до реального времени получения денег либо покупателю выдана копия кассового чека, то это может быть расценено как неприменение ККТ. Таким образом, курьеры интернет-магазинов обязаны иметь при себе и применять ККТ в момент получения денежных средств от покупателя ().

Кассиру-операционисту запрещается:

  • снимать кассу без разрешения администрации;
  • не выдавать кассовый чек покупателям;
  • допускать посторонних лиц в помещение кассы к кассовой машине, кроме руководителя, бухгалтера, дежурного администратора и с их разрешения технического специалиста или контролирующее лицо для проверки кассы;
  • покидать кассовую кабину без уведомления администрации и не отключив кассовую машину, не закрыв на ключ кассовую кабину, кассовую машину. В случае необходимости покинуть кассовую кабину все ключи (от кабины, рабочий ключ от кассовой машины и денежного ящика) должны находиться у кассира;
  • самостоятельно вносить изменения в программу работы кассового терминала;
  • иметь в кассе личные деньги и деньги, не учтенные через кассовую машину (кроме разменных денег, выданных перед началом работы).

Кассир имеет право:

  • в течение смены по указанию руководителя изменять шифр, применять штампы и оттиски;
  • получать распечатки по кассовой машине.

Ошибки и неисправности при работе с ККТ

В случае ошибки кассира-операциониста:

  • при вводе суммы и невозможности погашения чека в течение смены неиспользованный чек актируется в конце смены;
  • в выдаче сдачи покупателю (клиенту) при возникновении спора покупатель имеет право потребовать у администрации снятия кассы;
  • составить и оформить совместно с администрацией предприятия акт по форме КМ-3 о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, погасить их, наклеить на лист бумаги и вместе с актом сдать в бухгалтерию;
  • записать в "Книгу кассира-операциониста" суммы, выплаченные по возвращенным покупателями (клиентами) чекам, и количество напечатанных на день нулевых чеков.

Следует отметить, что кассир-операционист может выдавать деньги по возвращенным покупателями чекам только при наличии на чеке подписи руководителя и только по чеку, выданному в данной кассе.

ПРИМЕР

При смене оператора фискальных данных или внесении изменений в сведения, введенные в ККТ при формировании отчета о регистрации или отчета об изменении параметров регистрации, пользователь посредством программного обеспечения ККТ должен сформировать отчет об изменении параметров регистрации. При этом все сформированные фискальные документы, по которым не были получены подтверждения оператора фискальных данных, передаются оператору фискальных данных ().

При возникновении неисправностей, кассир обязан:

  • выключить кассовую машину;
  • вызвать с помощью установленной в кабине сигнализации представителя администрации;
  • совместно с представителем администрации определить характер неисправности;
  • в случае неясного печатания реквизитов на чеке, невыхода чека совместно с представителем администрации подписать чек (если чек не вышел, вместо него получить нулевой), указав на обороте правильную сумму (рубли прописью, копейки цифрами);
  • в случае невозможности дальнейшей работы из-за неисправности кассовой машины кассир совместно с представителем администрации оформляет окончание работы на данной кассовой машине так же, как при окончании смены, с отметкой в "Книге кассира-операциониста" на данную кассовую машину время и причину окончания работы.

Администрация при невозможности устранения неисправности силами кассира вызывает технического специалиста, сделав соответствующую запись в журнале вызова технического специалиста и регистрации выполненных работ.

Окончание работы с ККТ

При закрытии предприятия или по прибытии инкассатора, если он по графику прибывает до закрытия предприятия, кассир должен:

  • посредством ККТ сформировать отчет о закрытии смены ();
  • подготовить денежную выручку и другие платежные документы;
  • составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру (в небольших предприятиях с одной-двумя кассами кассир сдает деньги непосредственно инкассатору банка).

Представитель администрации в присутствии кассира снимает показания счетчиков, получает распечатку. Представитель администрации подписывает распечатку, указав на ней тип и номер машины, показания секционных и контрольных счетчиков (регистров), дневную выручку, дату и время окончания работы.

По показаниям счетчиков на начало и на конец смены определяется сумма выручки. Сумма выручки должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте (при ее наличии). Она должна совпадать с суммой, сданной кассиром-операционистом старшему кассиру и уложенной в инкассаторскую сумку с итоговым чеком контрольно-кассовой машины.

По результатам проверки администрация предприятия в случае недостачи денежных средств должна принять меры к взысканию ее с виновных лиц в установленном порядке, а при наличии излишков денежных средств оприходовать их по учету с отнесением на результаты хозяйственной деятельности.

Закончив оформление кассовых документов, кассир производит межремонтное обслуживание машины и готовит ее к следующему дню в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации на данный тип кассовой техники.

После проведения технического обслуживания кассир:

  • закрывает кассовую машину чехлом, предварительно отключив от питающей сети;
  • сдает ключи от кассовой машины, кассовой кабины директору (заведующему) предприятия, дежурному администратору или старшему (главному) кассиру на хранение под расписку.

Использованные кассовые чеки и копии товарных чеков хранятся у материально-ответственных лиц не менее 10 дней со дня продажи по ним товаров и проверки товарного отчета бухгалтерией.

Продавец (исполнитель) оспаривает привлечение к ответственности за неприменение ККТ

1. Контрольно-кассовая техника не применяется кредитными организациями.

(см. текст в предыдущей редакции)

Контрольно-кассовая техника не применяется в устройствах для осуществления с участием уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя операций по передаче с использованием электронных средств платежа распоряжений кредитной организации об осуществлении перевода денежных средств.

Кредитные организации обязаны вести перечень автоматических устройств для расчетов, находящихся в их собственности или пользовании и обеспечивающих возможность осуществления операций по выдаче и (или) приему наличных денег с использованием электронных средств платежа и по передаче распоряжений кредитным организациям об осуществлении перевода денежных средств. Порядок направления указанного перечня в уполномоченный орган и форма указанного перечня устанавливаются Банком России по согласованию с уполномоченным органом.

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Контрольно-кассовая техника не применяется организациями и индивидуальными предпринимателями в автоматических устройствах для расчетов при осуществлении расчетов, совершаемых исключительно монетой Банка России, за исключением автоматических устройств для расчетов, питаемых от электрической энергии (в том числе электрических аккумуляторов или батарей).

2. Организации и индивидуальные предприниматели с учетом специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения могут производить расчеты без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности и при оказании следующих услуг:

Продажа газет и журналов на бумажном носителе, а также продажа в газетно-журнальных киосках сопутствующих товаров при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов товарооборота и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;

(см. текст в предыдущей редакции)

продажа ценных бумаг;

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;

Торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами, кроме торговли непродовольственными товарами, которые определены в перечне , утвержденном Правительством Российской Федерации;

Осуществляемая вне стационарной торговой сети разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи, товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) с рук, из ручных тележек, корзин и иных специальных приспособлений для демонстрации, удобства переноски и продажи товаров, в том числе в пассажирских вагонах поездов и на борту воздушных судов;

(см. текст в предыдущей редакции)

торговля в киосках мороженым, а также торговля в розлив безалкогольными напитками, молоком и питьевой водой;

(см. текст в предыдущей редакции)

торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами;

прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;

ремонт и окраска обуви;

изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;

присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;

реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;

вспашка огородов и распиловка дров;

услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;

сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, а также жилых помещений совместно с машино-местами, расположенными в многоквартирных домах, принадлежащих этому индивидуальному предпринимателю на праве собственности;

(см. текст в предыдущей редакции)

розничная продажа бахил.

2.1. Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, установленные подпунктами 3 , , - , , , , , , , , - , , , 63 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять расчеты без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи (направления) покупателю (клиенту) документа, подтверждающего факт осуществления расчета между индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами четвертым - настоящего Федерального закона.

2.2. Контрольно-кассовая техника не применяется индивидуальными предпринимателями, применяющими специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" в отношении доходов, облагаемых налогом на профессиональный доход.

3. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров (кроме административных центров муниципальных районов, являющихся единственным населенным пунктом муниципального района), поселков городского типа), указанных в перечне отдаленных или труднодоступных местностей, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи покупателю (клиенту) по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами четвертым - двенадцатым пункта 1 статьи 4.7 настоящего Федерального закона, и подписанного лицом, выдавшим этот документ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пятидневный срок доводит до сведения уполномоченного органа и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" перечень, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а также внесенные в указанный перечень изменения.

5. Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, могут не применять контрольно-кассовую технику.

6. Контрольно-кассовая техника может не применяться при оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний, а также при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. В отдаленных от сетей связи местностях, определенных в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере связи, и указанных в перечне местностей, удаленных от сетей связи, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также на территориях военных объектов, объектов органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, органов внешней разведки пользователи могут применять контрольно-кассовую технику в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы и оператору информационных систем маркировки в электронной форме через оператора фискальных данных.

(см. текст в предыдущей редакции)

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пятидневный срок доводит до сведения уполномоченного органа и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" указанный в абзаце первом настоящего пункта перечень, а также внесенные в указанный перечень изменения.

8. Положения пункта 2 (за исключением торговли в розлив питьевой водой и розничной продажи бахил), пунктов 3 и настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, которые используют для осуществления расчетов автоматическое устройство для расчетов, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами.

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1. Действие положений абзацев второго , шестого и седьмого пункта 2 настоящей статьи не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих расчеты за товары, подлежащие в соответствии с законодательством Российской Федерации маркировке средствами идентификации.

9. Контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Контрольно-кассовая техника не применяется организациями, реализующими полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по предоставлению за плату права пользования парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального (межмуниципального) и местного значения, а также парковками (парковочными местами), создаваемыми на земельных участках, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований или государственная собственность на которые не разграничена, при осуществлении такими организациями расчетов за предоставление указанного права при условии перечисления в полном объеме в разрезе каждого расчета на счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, в течение пяти рабочих дней со дня получения такими организациями денежных средств.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации доводит до сведения уполномоченного органа информацию об организациях, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в течение пяти рабочих дней с даты наделения таких организаций полномочиями, указанными в абзаце первом настоящего пункта.

В случае изменения информации об организациях, указанных в настоящем пункте, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с даты изменения такой информации доводит соответствующие изменения до сведения уполномоченного органа.

11. При осуществлении страховщиком расчетов со страхователями с участием страховых агентов, не являющихся организациями или индивидуальными предпринимателями и действующих от имени и за счет страховщика, в рамках деятельности по страхованию, осуществляемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", страховщик применяет контрольно-кассовую технику при получении этим страховщиком денежных средств от такого страхового агента с направлением кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме страхователю.

Товариществами собственников недвижимости (в том числе товариществами собственников жилья, садоводческими и огородническими некоммерческими товариществами), жилищными, жилищно-строительными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами за оказание услуг своим членам в рамках уставной деятельности указанных товариществ и кооперативов, а также при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги;

образовательными организациями при оказании услуг населению в сфере образования;

физкультурно-спортивными организациями при оказании услуг населению в сфере физической культуры и спорта;

домами и дворцами культуры, домами народного творчества, клубами, центрами культурного развития, этнокультурными центрами, центрами культуры и досуга, домами фольклора, домами ремесел, домами досуга, культурно-досуговыми и культурно-спортивными центрами при оказании услуг населению в области культуры.

15. Муниципальные дома и дворцы культуры, муниципальные дома народного творчества, муниципальные клубы, муниципальные центры культурного развития, муниципальные этнокультурные центры, муниципальные центры культуры и досуга, муниципальные дома фольклора, муниципальные дома ремесел, муниципальные дома досуга, муниципальные культурно-досуговые и культурно-спортивные центры, муниципальные музеи (за исключением указанных муниципальных учреждений культуры, располагающихся в городах, районных центрах (кроме административных центров муниципальных районов, являющихся единственным населенным пунктом муниципального района), поселках городского типа) вправе не применять контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов за оказанные ими услуги населению в области культуры, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Добрый день, уважаемые читатели! Сегодня мы рассказываем о самом серьезном изменении, которое давно вызывает массу вопросов – о введении онлайн-кассы с 2017 года для ИП и ООО! К тому же, оно уже вовсю действует, а вопросов становится все больше и больше!

Если коротко: Закон о ККТ № 54-ФЗ от 22.05.2003 г. очень сильно изменился (изменения внесли законом № 290-ФЗ от 03.07.2016 г.):

  • Обычные кассовые аппараты должны смениться на онлайн-кассы;
  • Данные обо всех пробитых чеках будут передаваться в ИФНС;
  • ИП на ЕНВД и патенте утратят право работать без ККТ;
  • Старые штрафы изменили плюс добавили новые.

А теперь обо всем этом подробнее.

Кто должен перейти на онлайн-кассы с 1 июля 2018 года

Перечень предпринимателей, которые раньше могли работать без кассы, резко сокращается. Право на освобождение от кассовых аппаратов потеряют:

  1. Плательщики ЕНВД — ИП и ООО, если они оказывают услуги общественного питания, занимаются розничной торговлей и имеют наемных работников;
  2. ИП, имеющие , торгующие в розницу и оказывающие услуги в сфере общественного питания. В штате ИП есть наемные работники;

Эти две группы могли не ставить кассу, а выдавать покупателю (по требованию) документ об оплате. Теперь они так делать не смогут! С 1 июля 2018 г. все, кто платит ЕНВД и патент, тоже переходят на новые кассы на общих основаниях!

  1. Те, кто торгует билетами лотерей, почтовыми марками и т.п.;
  2. Те, кто осуществляет торговлю с использованием торговых автоматов (вендинговых машин) и имеет наемных работников;

Эти две группы также переходят на общие правила применения ККТ с 01.07.2018 г.: первые должны будут установить кассы в точке торговли, вторые – оснастить кассами аппараты.

  1. А также все, кто сейчас использует кассы старого образца (на и ), должны будут перейти на онлайн-кассы.

Переход на Онлайн-кассы с 1 июля 2019 года

Следующий этап перехода на онлайн-кассы – 01 июля 2019 года. С этой даты обязаны будут работать по новым правилам:

  • ИП на патенте, кроме тех предпринимателей, которые оказывают услуги в сфере торговли и общепита.
  • ИП на ЕНВД, работающие в сфере торговли и общепита, без наемных работников.
  • ИП на ПСН, ведущие деятельность в торговле и общепите, без привлечения наемных работников.
  • ИП и ООО на ЕНВД, оказывающие иные услуги, за исключением торговли и общепита, где онлайн-кассы нужно будет применять с 01.07.2018г.
  • ООО и ИП, находящиеся на ОСНО или УСН при условии оказания услуг населению и выдачи БСО установленного образца. Исключение – сфера торговли и общепита.
  • ИП, использующие для продаж вендинговые машины. В штате не имеют наемных работников.

Кто может работать без онлайн-касс

  • Организации и ИП, занимающиеся отдельными видами деятельности (например, ремонтом обуви, изготовлением ключей и т.п.);
  • Организации и ИП, занимающиеся продажей журналов / газет в киосках, мороженого, напитков в розлив, торговлей на ярмарках или розничных рынках, торговлей молоком и квасом с автоцистерн, продажей сезонных овощей / фруктов (в т. ч. бахчевые развалы);
  • Организации и ИП, находящиеся в труднодоступных местностях (местность должна обязательно присутствовать в утвержденном региональными властями списке) – но для этих лиц есть поправка: они могут не ставить ККТ, но должны выдавать клиенту документ об оплате;
  • Аптечные организации в фельдшерских пунктах в сельской местности*
  • Предприниматели, оказывающие услуги носильщиков.
  • Организации и ИП, оказывающие услуги, связанные с уходом за детьми и больными людьми, а также престарелыми и инвалидами.
  • Пункты приема вторсырья и стеклопосуды. Исключение – прием металлолома.

Онлайн-кассы для тех, кто оказывает услуги населению

На данный момент компании и ИП, занимающиеся услугами населению, вправе обходиться без ККТ, но они должны тогда выдавать БСО. С 01.07.2018 года эта обязанность дополнится тем, что нужно будет выдавать не просто БСО, а БСО, сформированный на специальном устройстве – «автоматизированной системе для БСО». По идее, эта система станет разновидностью ККТ, соответственно, БСО станет разновидностью кассового чека.

Плюс в закон внесена поправка в следующей части: выдавать такие БСО можно будет как при оказании услуг, так и при выполнении работ в отношении населения.

Важно! Освобождение от применения ККТ для налогоплательщиков на ЕНВД и патенте, а также для налогоплательщиков, находящихся в труднодоступных местностях, и аптечных организациях в фельдшерских пунктах в сельской местности не действует, если эти категории лиц реализуют подакцизные товары.

Важно! Если вы находитесь в местности, отдаленной от сетей связи (также должна быть утверждена региональными властями), то есть интернета просто нет в принципе, то кассу вы должны использовать, но в автономном режиме. То есть, кассовый аппарат должен быть установлен и использоваться, а вот данные передавать в электронном виде не нужно.

Важно! Про продажу алкогольной продукции учтите следующее. В закон № 171-ФЗ «О регулировании оборота алкогольной продукции» внесены изменения законом № 261-ФЗ, изменения вступили в силу с 31.03.2017 г. Кроме прочего, в ст. 16 в п. 10 есть такой абзац:

Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляются с применением контрольно-кассовой техники.

Это означает, что все (и ИП, и ООО), кто продает алкогольную продукцию (в том числе пиво), независимо от применяемого режима налогообложения должны осуществлять торговлю с применением кассового аппарата с 31.03.2017 г. — с даты вступления в силу этих изменений. Эта норма специальная, поэтому имеет приоритет перед нормой закона «О применении ККТ», в которой переход на кассы для ЕНВД переносится на 01.07.2018 г.

Таким образом, ИП и ООО на ЕНВД и патенте, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, не получат отсрочки до 01.07.2018 г., а должны перейти на новые кассы раньше – с 31.03.2017 г.

Онлайн-кассы для интернет-магазинов и интернет-торговли

Ранее четкого ответа на вопрос, нужна ли ККТ интернет-магазину, в законе не было. Согласно разъяснениям налоговиков, все-таки ее надо было использовать. Теперь все прописано достаточно четко:

ККТ при интернет-торговле нужна как в случае наличных расчетов, так и при расчетах через электронные средства платежа. Расчеты с использованием электронных средств платежа – новое понятие, появившееся в законе после внесения изменений. Под такими расчетами понимаются расчеты, исключающие личное взаимодействие между двумя сторонами процесса покупки.

Если вы в своем интернет-магазине принимаете оплату только через электронные средства платежа, то можно купить не онлайн-кассу, а специальную кассу без принтера для печати чеков.

В отдельных случаях интернет-торговли, когда сторонами являются два юрлица, два ИП или ИП и юрлицо, использовать ККТ не нужно – такие ситуации являются исключениями.

Важно! Немного подробностей:

  • Если у вас договор на прием оплаты с карты клиента непосредственно с банком – вы должны пробивать / формировать чек;
  • Если вы принимаете оплату электронными деньгами (Яндекс.Деньги, Вебмани и т.п.) на свой кошелек (или корпоративный) – вы должны пробивать / формировать чек;
  • Если у вас договор на прием оплаты с агрегатором (Яндекс.Касса, Робокасса и т.п.), то агрегатор выступает в роли платежного агента и выбивать чек должен он. Требования к чекам точно такие же, как и в общем случае!

При заключении договора с агрегатором будьте внимательны, так как тут все-таки нужно смотреть каждый договор! Предварительно следует определить, является ли агрегатор, с которым вы хотите заключить договор, платежным агентом в соответствии с законом № 103-ФЗ. Если агрегатор признается платежным агентом, то выбивать чек должен он, если нет – то выбивать / формировать чек обязаны вы!

Банки, согласно закону № 103-ФЗ, не являются платежными агентами, поэтому и чек при договоре с банком выбиваете / формируете вы!

Что поменяется в самих кассовых аппаратах

Основное требование к новым ККТ – это возможность подключить технику к интернету. Именно наличие связи позволит передавать сведения о продажах налоговикам. Собственно, отсюда и название «онлайн-кассы». Кроме того, новые кассы должны иметь корпус с заводским номером, а также функцию печати двухмерного штрих-кода и встроенные часы.

Фискальной памяти и ЭКЛЗ в новых кассах не будет, вместо них внутри аппарата будет фискальный накопитель. В этом накопителе в защищенном виде будет храниться вся информация о платежах.

Для того чтобы ККТ можно было использовать, она должна быть включена в специальный реестр, при этом для фискальных накопителей будет свой отдельный реестр. Онлайн-кассу также нужно будет регистрировать у налоговиков, а вот заключать договор с ЦТО уже не обязательно. Тут нельзя не отметить «бонус»: для регистрации кассы не обязательно лично идти в налоговую, это можно будет сделать электронно.

Важно! Зарегистрировать кассы старого формата можно до 31.01.2017 г. С 1 февраля 2017 года ИФНС производит регистрацию только новых онлайн-касс. Зарегистрированные кассовые аппараты ранее, срок эксплуатации которых не вышел, можно было использовать только до 30.06.2017 г. По истечению этой даты, все, кто, согласно закону должен использовать ККТ, применяет в своей работе только онлайн-кассы.

Важно! Не обязательно покупать новую ККТ. Некоторые модели старых аппаратов можно модернизировать и превратить в онлайн-кассы.

Как данные будут передаваться в налоговую

Передача данных будет происходить с помощью оператора фискальных данных (или сокращенно ОФД), а точнее через него. Соответственно, предпринимателю нужно заключить договор с таким оператором.

Далее последовательность действий такова: кассир пробивает чек, информация в зашифрованном виде идет на сервер оператора, оператор проверяет ее, высылает подтверждение о приеме, а затем переправляет данные в налоговую.

Оператор также фиксирует все данные так, что исправить их нельзя. Все сведения будут сохраняться в базе данных и храниться на протяжении как минимум пяти лет.

Важно! Без договора с оператором вашу кассу не зарегистрируют в налоговой!

Что поменяется в чеках и БСО с введением онлайн-касс

Здесь изменений довольно много:

  • Расширился перечень обязательных реквизитов: добавились адрес магазина (адрес сайта, если это интернет-магазин), ставка НДС, система налогообложения по операции, номер фискального накопителя и другие;
  • Введены два новых понятия «кассовый чек коррекции» и «БСО коррекции»: они будут формироваться при исправлении произведенной ранее расчетной операции. Но внести такое исправление можно только текущей смене, исправить данные за вчера или позавчера не получится!
  • Чек и БСО, как и раньше, должны выдаваться покупателю, но теперь это можно делать не только путем печати документа на бумаге, но и путем отправки электронной формы документа на электронный адрес. Можно высылать не сам чек, а отдельные сведения, по которым клиент сможет получить свой чек на специальном информационном ресурсе.

Как изменятся штрафы

Штрафы изменились, новые правила используются уже с июля 2016 года:

  1. Штраф за неприменение ККТ считается от суммы, не прошедшей через кассу: юрлицам придется заплатить 75-100% от суммы, но не меньше 30 тыс. руб.; ИП – 25-50% от суммы, но не меньше 10 тыс. руб. То есть, чем больше сумма, которая не прошла по кассе, тем больше штраф;
  2. Повторное нарушение подобного рода (в течение года), в т. ч. если расчеты составили в сумме 1 млн. руб. и более, карается для юрлиц и ИП приостановкой деятельности на срок до 90 суток. Должностные лица могут получить дисквалификацию на период от года до 2х лет;
  3. За применение после 01.02.2017 г. ККТ, не отвечающей требованиям, грозит предупреждение либо штраф. Штраф для юрлиц может составить 5-10 тыс. руб., для ИП – 1,5-3 тыс. руб.;
  4. За непредставление документов и данных по запросу налоговой или представление их с нарушением срока грозят санкции, аналогичные п. 3;
  5. За невыдачу чека (БСО) на бумаге либо за их неотправку в электронном виде грозит предупреждение или штраф. Штраф для ИП равен 2 тыс. руб., для юрлиц – 10 тыс. руб.

В общем, цифры довольно внушительные, даже если брать самые минимальные суммы штрафов. Кроме того, отметим, что привлечь к ответственности за подобные нарушения можно в течение года! Ранее этот период составлял всего 2 месяца.

Где купить онлайн-кассу

Купить онлайн-кассы вы можете в специализированных магазинах кассового оборудования в своем городе.

Можно в свой центр технического обслуживания обратиться — тем, у кого сейчас есть старая касса.

Касса должна иметь заводской номер и должна быть занесена в реестр. Для фискальных накопителей будет отдельный реестр.

Заключение

Хотим обратить ваше внимание на то, что с 01 января 2018 года вступили в силу поправки к НК, внесенные Федеральным законом №349-ФЗ от 27.11.2017г. Они касаются лишь ИП, работающих на ЕНВД и ПСН. ООО – исключение! Согласно данному закону ИП могут воспользоваться налоговым вычетом на покупку онлайн-кассы в размере 18000 руб. в период с 2018-2019 гг. С помощью этого вычета можно уменьшить налог к уплате в бюджет.

Это пока основные моменты по онлайн-кассам с 2018 года. Несмотря на то, что они применяются уже с 01.07.2017г., вопросов все равно остается довольно много.

Приблизился очередной этап повсеместного перехода налогоплательщиков на применение онлайн-ККТ. Этот переход продолжается уже несколько лет и охватывает все больше юридических лиц и предпринимателей.

Очередная обширная группа налогоплательщиков присоединяется к лицам, обязанным применять ККТ, с 01.07.2019. Это предусматривали законодательные акты, принятые ранее. В дополнение к ним теперь принят Федеральный закон, который на данный момент находится на подписи у президента.

В данной статье мы расскажем о том, кто должен применять онлайн-ККТ с 01.07.2019, а кто освобожден от этой обязанности (с учетом изменений, внесенных указанным законом).

Отсрочка заканчивается, но не для всех

Для некоторых категорий налогоплательщиков законодатели ранее отложили переход на онлайн-кассы. Речь идет, конечно, о налогоплательщиках, объемы доходов у которых сравнительно невелики и для которых расход на приобретение данных ККТ и постановку их на учет является существенным.

Это индивидуальные предприниматели, применяющие ПСНО, а также организации и ИП, являющиеся плательщиками ЕНВД. В соответствии с п. 7.1 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ) им было разрешено до 01.07.2019 осуществлять расчеты без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)) в порядке, установленном Федеральным законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 290-ФЗ, то есть до 15.07.2016).

Иначе говоря, до указанной даты такие налогоплательщики вправе были не применять ККТ при выполнении названного условия из п. 2.1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ в упомянутой редакции. Эта норма предусматривала, что подтверждающий документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения:

    наименование документа;

    порядковый номер документа, дату его выдачи;

    наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя);

    ИНН, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;

    наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

    сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;

    должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

Правда, в полной мере послаблением могли воспользоваться «вмененщики» и предприниматели на патенте – кроме тех, кто занимается розничной торговлей или оказанием услуг общественного питания (пп. 6 – 9 п. 2 ст. 346.26, пп. 45 – 48 п. 2 ст. 346.43 НК РФ). На юридических лиц, работающих в этих сферах деятельности, данное послабление вовсе не распространялось, а ИП могли им воспользоваться только при отсутствии работников, с которыми заключены трудовые договоры.

Обратите внимание: ИП в случае заключения трудового договора с работником обязаны были в течение 30 календарных дней с даты заключения такого трудового договора зарегистрировать ККТ (п. 7.3 ст. 7 Федерального закона № 290-ФЗ ).

Аналогичное послабление было сделано для организаций и индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы (оказывающих услуги) для населения (п. 8 ст. 7 Федерального закона № 290-ФЗ). Оно также не касалось организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры, и оказывающих услуги общественного питания.

Это послабление позволяло при оказании услуг населению не применять ККТ при условии выдачи соответствующих БСО в порядке, установленном п. 2 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 290-ФЗ, то есть до 15.07.2016), до 01.07.2019 (данный порядок предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359).

Наконец, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов, не имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры, тоже были вправе не применять контрольно-кассовую технику до 01.07.2019 (п. 11.1 ст. 7 Федерального закона № 290-ФЗ).

С указанной даты налогоплательщики перечисленных категорий должны применять ККТ в общем порядке, – за исключением индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры, независимо от режима налогообложения. Они при реализации товаров собственного производства, выполнении работ, оказании услуг вправе не применять ККТ при расчетах за такие товары, работы, услуги до 01.07.2021 (ст. 2 нового закона).

Эти индивидуальные предприниматели в случае заключения трудового договора с работником обязаны в течение 30 календарных дней с даты заключения такого договора зарегистрировать ККТ.

Новые исключения из правила обязательного применения ККТ

Пунктом 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ было предусмотрено, что с 01.07.2019 утрачивает силу абз. 4 п. 2 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ. То есть при продаже водителем или кондуктором в салоне транспортного средства проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте с этой даты стало необходимым применять ККТ. Данные услуги исключены из числа тех, при осуществлении которых разрешено было производить расчеты без применения ККТ.

Пунктом 4 ст. 4 этого же закона было установлено освобождение от применения ККТ или оформления БСО до 01.07.2019 для организаций и индивидуальных предпринимателей при осуществлении расчетов:

    с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа);

    при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт;

    при осуществлении зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов;

    при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг;

    при предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Действие данной нормы не продлено, и при осуществлении таких расчетов придется применять ККТ. Однако в ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ установлены возможности для неприменения ККТ в некоторых других случаях с даты опубликования нового закона.

Так, в п. 2 данной статьи указано, что может производить расчеты без применения ККТ индивидуальный предприниматель при сдаче в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих ему на праве собственности. Это право распространено и на жилые помещения совместно с машино-местами, расположенными в многоквартирных домах.

Разрешено не применять ККТ при розничной продаже бахил, в том числе в случае их продажи с использованием для осуществления расчетов автоматического устройства для расчетов.

Согласно новому п. 13 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ ККТ теперь может не применяться при осуществлении расчетов:

    товариществами собственников недвижимости (в том числе товариществами собственников жилья, садоводческими и огородническими некоммерческими товариществами), жилищными, жилищно-строительными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами за оказание услуг своим членам в рамках уставной деятельности указанных товариществ и кооперативов, а также при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги ;

    образовательными организациями при оказании услуг населению в сфере образования;

    физкультурно-спортивными организациями при оказании услуг населению в сфере физической культуры и спорта;

    домами и дворцами культуры, домами народного творчества, клубами, центрами культурного развития, этнокультурными центрами, центрами культуры и досуга, домами фольклора, домами ремесел, домами досуга, культурно-досуговыми и культурно-спортивными центрами при оказании услуг населению в области культуры.

Обратите внимание: В перечисленных случаях все равно придется применять ККТ при расчетах наличными деньгами, а также расчетах с предъявлением электронного средства платежа при условии непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем.

Кроме того, ККТ может не применяться индивидуальными предпринимателями при реализации входных билетов и абонементов на посещение театров, являющихся государственными или муниципальными учреждениями, осуществляемой с рук и (или) лотка (новый п. 14 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ). Однако ККТ применяется при реализации указанных входных билетов и абонементов с использованием сети «Интернет» и сетей связи.

ККТ разрешено иногда применять «на расстоянии»

Законодатели впервые учли особенности некоторых видов деятельности, при которых расчеты по необходимости производятся отдаленно от места расположения ККТ.

В статью 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ включены новые п. 5.6 – 5.10. В них установлено, что с момента публикации нового закона пользователям разрешено применять ККТ (за исключением ККТ, применяемой в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных), расположенную вне места совершения расчетов, прежде всего в следующих случаях:

    при расчетах (за исключением расчетов в безналичном порядке в сети «Интернет») за реализуемый товар при разносной торговле и при дистанционном способе продажи товаров;

    при расчетах по месту выполнения работы и (или) оказания услуги, если эти расчеты выполняются пользователем вне торгового объекта, торгового места, здания, строения, сооружения и их частей и (или) земельного участка, используемых пользователем для выполнения работ и (или) оказания услуг на правах собственности, аренды или иных законных основаниях.

Что касается расчетов при разносной торговле и при дистанционном способе продажи товаров, указанное новое правило не применяется, если в соответствии с п. 5.1 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ пользователь пользуется правом:

    при осуществлении расчетов не выдавать чек ККТ или БСО на бумажном носителе;

    в случае непредоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты не направлять чек ККТ или БСО в электронной форме покупателю (клиенту) на абонентский номер либо адрес электронной почты;

    применять ККТ вне корпуса автоматического устройства для расчетов.

Возможность проводить расчет отдаленно от места нахождения ККТ предоставляется пользователям при расчетах с использованием электронных средств платежа с применением автоматических устройств для расчетов при оказании услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа. Кроме того, пользователь может так поступать при расчетах за реализуемый товар (кроме подакцизной продукции, технически сложных товаров, а также товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) с использованием автоматических устройств для расчетов, содержащих внутри своего корпуса оборудование для осуществления выдачи данного товара.

Если пользователь воспользовался правом применить ККТ, расположенную вне места совершения расчетов, то обязанность по выдаче (направлению) покупателю (клиенту) чека ККТ (БСО) он может выполнить путем:

    направления покупателю (клиенту) в момент расчета на абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), предоставленные покупателем (клиентом) пользователю до совершения расчета, сведений в электронной форме, позволяющих идентифицировать такой чек ККТ (БСО) (в число этих сведений входят регистрационный номер ККТ, сумма, дата и время расчета, фискальный признак документа), и информации об адресе информационного ресурса, который размещен в сети «Интернет» и по которому такой чек ККТ (БСО) может быть бесплатно получен покупателем (клиентом);

    обеспечения покупателю (клиенту) возможности в момент расчета считать с дисплея мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства QR-код.

Добавим, что есть еще три вида деятельности, при которых пользователи вправе применять ККТ (за исключением ККТ, применяемой в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных), расположенную вне места совершения расчетов (при выполнении некоторых условий): при оказании услуг населению, при расчетах, осуществляемых водителем или кондуктором в салоне транспортного средства при реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте, при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Оказание услуг населению

Речь идет о ситуации, когда законодательством РФ федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, и (или) законодательство РФ предусматривает использование соответствующих бланков документов при оказании услуг населению.

То есть такой бланк можно выдавать вне места совершения расчета. При этом обязанность пользователя по выдаче (направлению) клиенту чека ККТ (БСО) помимо обычных способов может быть исполнена пользователем путем передачи клиенту указанного документа на бумажном носителе с содержащимися на нем реквизитами чека ККТ (БСО), позволяющими идентифицировать этот чек ККТ (БСО) (QR-код и (или) дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя и фискальный признак документа).

Расчеты в общественном транспорте

Применение ККТ, расположенной вне места осуществления расчетов, допускается по необходимости при осуществлении расчетов водителем или кондуктором в салоне транспортного средства при реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте.

При этом пользователю предоставляется дополнительный способ для исполнения обязанности по направлению покупателю (клиенту) чека ККТ (БСО): путем предоставления покупателю (клиенту) указанных документов (билетов) и талонов на бумажном носителе с указанием сведений, достаточных для идентификации и бесплатного получения покупателем (клиентом) с использованием информационных ресурсов оператора фискальных данных и (или) налогового органа, размещенных в сети «Интернет», чека ККТ (БСО) в электронной форме, который должен быть сформирован в день расчета.

Расчеты за жилье и коммунальные услуги

При приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги тоже можно применять ККТ вне места, где производятся расчеты. Правда, это не распространяется на расчеты наличными деньгами и расчеты с предъявлением электронного средства платежа при непосредственном взаимодействии клиента с пользователем.

В таком случае обязанность по применению ККТ, в том числе по формированию чека ККТ (БСО) и передаче всех фискальных данных в виде фискальных документов, сформированных с применением ККТ, в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, исполняется пользователем в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня поступления денежных средств на пользователя.

Для исполнения этой обязанности пользователь выдает (направляет) клиенту чек ККТ или БСО бесплатно по его письменному запросу (содержит наименование услуги, дату и сумму расчета) на бумажном носителе или в электронной форме, в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения такого запроса.

Такой запрос должен быть передан (направлен) клиентом пользователю в течение 3 месяцев со дня формирования соответствующего чека ККТ (БСО). При отсутствии запроса по истечении указанного срока названная обязанность пользователя считается исполненной.

О требованиях к кассовому чеку и бланку строгой отчетности

В пункте 1 ст. 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ перечислены обязательные реквизиты, которые должны присутствовать в чеке ККТ или БСО.

Федеральным законом от 03.07.2018 № 192-ФЗ перечень обязательных реквизитов чека ККТ или БСО с 01.07.2019 дополнен для двух случаев.

Первый – формирование чека ККТ или БСО при расчетах между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями с использованием наличных денег и (или) с предъявлением электронных средств платежа . В этом распространенном случае обязательны следующие дополнительные реквизиты (новый п. 6.1 ст. 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ):

    наименование покупателя (клиента) (наименование организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя);

    ИНН покупателя (клиента);

    сведения о стране происхождения товара (при расчетах за товар);

    сумма акциза (если применимо);

    регистрационный номер таможенной декларации (при расчетах за товар) (если применимо).

А в новом п. 6.2 ст. 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ сказано о двух обязательных реквизитах, которые будут указываться в чеках ККТ или БСО при расчетах по выплате выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей (Новым законом уточнено, что данная норма с 01.07.2019 в отношении лотерей действует при выплате выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей при сумме расчета, равной или превышающей 15 тыс. руб), при получении страховой премии или при страховой выплате:

    наименование клиента или страхователя (наименование организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя или физического лица);

    ИНН клиента или страхователя (при отсутствии у физического лица идентификационного номера налогоплательщика – серия и номер паспорта такого физического лица).

О зачете или возврате предварительной оплаты и (или) авансов

Пунктом 2.1 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ установлены особенности оформления чеков ККТ и БСО при осуществлении расчетов в виде зачета или возврата предварительной оплаты и (или) авансов, ранее внесенных физическими лицами за услуги:

    в сфере культурно-массовых мероприятий;

    перевозки пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа;

  • в электронной форме, определенные ст. 174.2 НК РФ;

    иные, определенные Правительством РФ.

В этом случае пользователь () может сформировать один общий чек ККТ (БСО), содержащий сведения о всех таких расчетах, совершенных в особый срок, как указывалось до сих пор: в течение суток либо за расчетный период, не превышающий календарного месяца или установленный законодательством РФ (но не позднее первого рабочего дня, следующего за днем окончания расчетного периода), притом без выдачи (направления) чека ККТ (БСО) клиенту.

Новым законом (с момента его предстоящей публикации) этот особый срок изменен. В качестве него теперь рассматривается расчетный период, не превышающий календарного месяца или установленный законодательством РФ (но не позднее 10 календарных дней, следующих за днем окончания расчетного периода), также без выдачи (направления) кассового чека (бланка строгой отчетности) клиенту.

Добавим, что названная поправка теперь дополнительно распространена на услуги в сфере:

    жилищно-коммунального хозяйства (включая услуги ресурсоснабжающих организаций);

    охраны и систем обеспечения безопасности;

    Наличие контрольно-кассовых машин – это важный показатель законной деятельности организаций и ИП, если дело касается наличных или безналичных расчетов при продаже различных товаров, оказании услуг или выполнении работ.

    Нужен ли кассовый аппарат для ИП в 2020 году? Закон обязывает ИП использовать кассовые машины, но есть несколько исключений, для которых использование аппаратуры только рекомендуется , для облегчения учета и составления отчетности для государственных органов.

    Понятие, назначение и выбор кассового аппарата

    ККМ – это оборудование, которое позволяет осуществлять надзор и контроль со стороны налоговой и др. государственных органов, а также отследить движение наличности, полученной фирмой от продажи товаров или оказания услуг. ККМ для ИП применяются при осуществлении розничной торговли товарами или оказанием услуг. Она помогает вести учет ценностей предприятия и собирать данные для составления отчетов.

    Возникает вопрос, как выбрать кассовый аппарат для ИП и сколько он будет стоить. Здесь нужно обратить внимание на несколько важных пунктов и понять какие из них будут нужны для организации деятельности, а без которых можно обойтись:

    • Вес изделия (выбор зависит от места торговли);
    • Скорость печати чеков;
    • Дополнительные функции (при небольшом бюджете можно вполне обойтись без них);
    • Подключение сопутствующих устройств таких, как электронные весы, устройство сканирования штрих кодов и считывания банковских карт;
    • Энергонезависимость (нужная функция, необходимая для обеспечения торговли через курьера);
    • Температура и прочие физические режимы работы (важно для ИП, которые находятся и работают на местах с постоянными перепадами температур или в суровых климатических условиях).

    Сколько стоит кассовый аппарат для ИП

    Стоимость простых моделей начинается с 3-х тыс. рублей, ККТ с дополнительными функциями будут стоить от 15000 до 25000 рублей. Стоит отметить, что выбирая кассу, нужно сначала обратить внимание на свой бюджет, не стоит на первых порах приобретать дорогостоящие модели.

    Регистрация кассового оборудования

    Часто пользователи задаются вопросом, как зарегистрировать кассовый аппарат для ИП. Чтобы осуществить данную процедуру, необходимо обратиться в центр ТО (это специальные юридические лица, которые занимаются реализацией и обслуживанием кассовой техники). Для этого необходимо подготовить и предоставить следующий перечень документов:

    1. Заявление на регистрацию (в 2-х экземплярах);
    2. Журнал КМ-4 (созданный кассиром-операционистом);
    3. Журнал КМ-8 (где отмечены все вызовы специалистов, обслуживающих ККМ);
    4. Технический паспорт устройства вместе с эталонным образцом;
    5. Договор аренды или свидетельство о праве собственности помещения, где будет расположена касса;
    6. Специальная голографическая наклейка, которая подтверждает сервисное обслуживание.

    Регистрация ККМ ИП по месту осуществления деятельности производится в обязательном порядке районным или муниципальным налоговым органом. Специалисты в обязательном порядке потребуют подтверждения права владения кассой. В этом случае владелец должен предоставить чек или другой официальный документ, который подтвердит его покупку.

    Установка и обслуживание кассового аппарата

    Через неделю после подачи документов, происходит установка ККМ, которую обеспечивает специалист ТО с обязательным присутствием представителя налогового органа. Процедура включает в себя пломбирование машины, установление реквизитов, проверку на работоспособность. После этого ИП выдаются все документы о регистрации техники, здесь, специалисты рекомендуют сразу провести проверку наличия аппарата в списках реестра ККО , если все в порядке, нужно переходить к его установке на месте эксплуатации.

    Немаловажным пунктом является ТО устройства, которое включает в себя обязательный внешний осмотр каждые 3 месяца с тестированием и ежегодное обслуживание с полной проверкой исправности. Стоит отметить, что срок службы кассы по нормативу не может составлять более 7 лет, если он истек, но аппарат еще исправен и состоит в списках реестра, им можно пользоваться до его исключения налоговым органом. Когда срок истекает и происходит исключение ККМ из реестра, рабочий специалист ИФНС обязан самостоятельно снять ее с учета и уведомить владельца заранее.

    Категории ИП, освобожденные от обязательного использования кассы

    Работа без кассового аппарата для ИП вполне возможна, если предприниматель относится к одной из следующих категорий:

    1. ИП, налогообложение которых осуществляется с применением ЕНВД. Такие предприниматели могут вести работу без регистрации и использования ККМ. Сюда относится оказание услуг населению бытового характера:
      • Розничная торговля;
      • Транспортные перевозки, а также обслуживание автомобилей (помывочные и ремонтные работы);
      • Предоставление земли площадок для торговли или рекламы;
      • Сдача помещений в аренду и др.
    2. ИП, использующие в своей работе бланки строгой отчетности. Они строго регламентированы законом и должны иметь реквизиты и оттиск печати предпринимателя. Бланки выступают чеками при продаже товаров.
    3. ИП без кассового аппарата работают тогда, когда их использование крайне затруднено, к таким случаям относят следующие виды деятельности:
      • Купля-продажа ценных бумаг;
      • Продажа продуктов питания, напитков, бумажной продукции и др. товаров на улице, на рынках или в киосках (при условии, что их доля превышает 50% общей выручки);
      • Продажа проездных билетов водителем или кондуктором в салоне общественного транспортного средства;
      • Адвокаты и нотариусы, работающие индивидуально.
    4. Использование и регистрация кассового аппарата для ИП в налоговой службе не обязательна, когда индивидуальный предприниматель ведет работу на труднодоступных, отдаленных местах, что не позволяет вызвать сотрудника для того, чтобы зарегистрировать технику и ввести ее в эксплуатацию. Сюда следует отнести нефтедобывающие вышки, воздушный транспорт, удаленные станции и др.

    Закон о кассовых аппаратах 2016 года для ИП говорит о том, что все остальные предприниматели должны приобрести и зарегистрировать машины перед началом своей деятельности.

    Использование кассового оборудования в интернет торговле

    В связи с массовым развитием интернет торговли предприниматели все чаще задаются вопросом, может ли ИП работать без кассового аппарата в 2020 году, осуществляя торговлю через интернет? Здесь нельзя ответить четко, потому что данная отрасль торговли законодательно не раскрыта, но, если учесть, что она не попадает под четыре предыдущих пункта, можно сделать вывод о том, что интернет торговля должна быть обеспечена зарегистрированной, исправной ККТ.

    Так как продажа через интернет осуществляется через курьеров, каждый из них должен быть обеспечен кассовой машиной. Если такой возможности нет, то покупателю должен выдаваться чек при передаче ему товара (день выдачи чека и поступления денежных средств в кассу должен совпадать).

    Изменения, связанные с использованием кассового аппарата в 2020 году

    Многие интересуются, когда введут кассовые аппараты для ИП нового образца. По поводу этого имеется четкая информация о том, что кассовые аппараты с 2016 года для ИП должны быть оснащены возможностью передавать данные о купле-продаже товаров через интернет . ИП, обладающие образцами старого формата обязаны их заменить, чтобы обеспечить быструю связь с клиентами и налоговым органом. Это касается, как Москвы, так и регионов.

    Менять кассу разрешено не сразу, а тогда, когда истечет срок службы старой исправной модели, а если предприятие может доказать, что у него имеются проблемы с Интернет-соединением, то ему будет разрешено не приобретать и не регистрировать новые кассовые аппараты.

    Какой лимит у кассы для ИП

    Лимит кассы для ИП в 2020 году может быть вовсе не установлен, предприниматели могут выбирать самостоятельно, нужен им лимит или нет. В случае отказа от него, ИП обязан создать и ввести приказ об отмене лимита.

    Штрафы, связанные с использованием ККТ в 2020 году

    Деятельность предприятий, ИП и кассовый аппарат в 2020 году претерпевает изменения в области штрафования – они склоняются в сторону ужесточения и увеличения суммы штрафа (минимум составляет 3 тыс. рублей). С 15 июля 2016 года введены следующие штрафные санкции за нарушения в области использования ККМ:

    Вопрос-ответ

    Нужно ли регистрировать кассовый аппарат для ИП после его выбора?

    Да, иначе, если регистрации не будет при проверке, владельцу будет выписан штраф (регистрация будет включать в себя постановку на учет в реестр). Далее нужно будет установить технику и проверить ее. После ввода в эксплуатацию, срок службы кассы будет составлять 7 лет.

    В какие сроки предприятия и предприниматели обязаны обеспечивать проверку исправности ККТ?

    Законодательством установлены сроки: 3 месяца – для внешней проверки, очистки и тестирования и 1 год – для полной проверки исправности и работоспособности устройства.

    Обязателен ли кассовый аппарат для ИП, ведущих торговлю через интернет?

    Да, потому что они не входят в категорию исключений. Если рассматривать лимит, то в 2020 году ИП имеет полное право от него отказаться.

    Подведем итоги в вопросе, нужна ли касса для ИП: исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что техника рекомендована всем, но обязательно необходима только нескольким категориям ИП.

    Видео: последние изменения в законодательстве, связанные с применением кассовых аппаратов

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...