Подходы к оценке бизнеса. Независимая оценка квалификации работников: что нужно знать Исходная информация в затратном подходе

ОЦЕНИВАНИЕ В ПРОГРАММЕ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

(1) Цель оценивания:

1) поддерживать развитие учащегося - предоставлять информацию о его развитии, вдохновлять его на целенаправленную учебу, направлять учащегося в процессе формирования самооценки, помогать ему при выборе дальнейшего образовательного пути;

направлять деятельность учителя в том, что касается поддержки учащегося в процессе учебы и индивидуального развития;

создавать основу для перевода учащегося в следующий класс и для принятия решения об окончании основной школы.

(2) Оценивание - это систематический сбор информации о развитии учащегося, анализ этой информации и предоставление обратной связи . Оценивание является основой дальнейшего планирования обучения. При оценивании используются различные методы и средства. Оценивание является неотъемлемой частью процесса обучения.

(3) Школа предоставляет учащимся и родителям письменную информацию в отношении поведения учащегося (в т. ч. прилежания) не реже двух раз в течение учебного года в порядке, предусмотренном школьной учебной программой.

(4) Учащийся имеет право получать информацию о порядке оценивания и о своих оценках. Учащийся имеет право знать, какие оценки лежат в основе итоговой оценки. Порядок оценивания, а также порядок информирования учащихся и родителей об оценивании и оценках, об оспаривании оценок, определяется в школьной учебной программе.

(5) Требования к поведению учащихся устанавливаются правилами внутреннего распорядка основной школы.

Формирующее оценивание

(1) Под формирующим оцениванием понимается осуществляемое в процессе обучения оценивание, в ходе которого анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также поведение учащегося, обеспечивается обратная связь относительно достижений и недостатков учащегося; учащегося направляют и вдохновляют на дальнейшую учебу, и помимо этого осуществляется планирование целей и путей продолжения учебы. Формирующее оценивание сосредоточивается прежде всего на развитии учащегося, то есть на сравнении его успехов с прежними достижениями. При осуществлении обратной связи своевременно и по возможности точно описываются сильные стороны и недостатки учащегося, а также даются предложения по дальнейшей деятельности, поддерживающей его развитие.

(2) В ходе урока или другой учебной деятельности осуществляется обратная связь между учителем, учащимся , его товарищами, как правило, в устной или письменной форме (или посредством самооценки ученика), относительно знаний и умений, касающихся учебного предмета и предметного цикла (в том числе общих компетенций, учебных и воспитательных целей школьной ступени и сквозных тем), а также относительно поведения и ценностных установок.

(3) Учащийся привлекается к процессу оценивания, чтобы развивать его умение ставить цели и на их основе оценивать свою учебу и поведение, а также повышать интерес к учебе.

(4) В ходе повседневной деятельности коллективом школы предоставляется учащемуся возможность обратной связи с целью способствовать формированию поведения, ценностных установок учащегося. Основная школа реагирует на случаи, которые вступают в противоречие с общепризнанными ценностями и добропорядочностью.

(5) В ходе развивающего собеседования анализируется развитие учащегося и то, как он справляется с учебой, исходя из его индивидуальных особенностей, а также исходя из того, что считает важным учащийся, родители или школа (например, поведение и эмоциональное состояние, ценностные установки, мотивация, интересы, знания и умения). Развивающее собеседование позволяет осуществлять обратную связь относительно формирования общих компетенций, достижения учебно-воспитательных целей, предусмотренных для школьной ступени, целей сквозных тем, целей и результатов обучения по предметам и предметным циклам. В ходе собеседования ставятся новые цели обучения. Важной составной частью собеседования является самооценка учащегося.

(6) В качестве одного из средств формирующего оценивания можно использовать учебное портфолио. Учебное портфолио в качестве дневника включает в себя как учебные работы, так и их анализ и обратную связь. Учебное портфолио можно составлять на базе учебных предметов и предметных циклов, сквозных тем или общих компетенций. Учебное портфолио можно использовать в качестве основы для развивающего собеседования.

ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ

1 Формирующее оценивание позволяет учителю: четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу; сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.

2 Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения. Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.

3 Формирующее оценивание – имеет место в тех случаях, когда учащиеся анализируют свой процесс обучения в ходе работы над учебным материалом.

Перед началом работы

Чтобы выявить потребности учащихся

Оценить владение учащимися учебным материалом

Выявить интересы каждого учащегося

Наметить цели

В процессе работы

Поощрить самостоятельность и взаимодействие.

Осуществлять мониторинг прогресса

Проверить понимание

4. Формирующее оценивание для обучающихся может помочь учиться на ошибках; может помочь понять, что важно; может помочь понять, что у них получается; может помочь обнаружить, чего они не знают; может помочь обнаружить, что они не умеют делать.

5. Результатами применения формирующего оценивания является: обеспечение освоения стандарта всеми учащимися в наиболее комфортных для каждого условиях , максимальное приближение каждого учащегося к запланированному им результату в случае, если результат выходит за рамки стандарта по уровню освоения содержания, формирование оценочной самостоятельности учащихся, формирование адекватной самооценки.

6 Субъекты оценивания Учащийся личные достижения прогресс приращение знаний, умений и навыков проблемы, которые нужно решать Педагог личные достижения задачи, которые были решены задачи, которые не были решены

7. Алгоритм создания системы формирующего оценивания Выявление планируемых результатов

Организация деятельности учителя по планированию и достижению субъективно значимых результатов

Сопровождение достижения учащимся результатов с помощью организованной обратной связи

Ресурсы Традиционные инструменты учителя Ресурсы для планирования образовательных результатов: к уровням достижения знаниевых образовательных результатов; к деятельности учащегося на произвольном содержании, задающем уровень сформированности того или иного аспекта той или иной ключевой компетентности. Инструменты обратной связи

9 Пять принципов грамотно организованного формирующего оценивания

Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности.

Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.

Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся.

Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся.

Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов.

10Проблемы, возникающие в ситуации обучения в духе 21 века:

Учащиеся и родители привыкли к контрольным работам - обсудите с ними критерии оценки и покажите, как вы отслеживаете их прогресс с их помощью

Учащиеся могут испытывать проблемы с выполнением стандартизированных тестов - помогите учащимся сформировать навыки критического мышления, например, навыки решения проблем - эти навыки могут быть использованы при выполнении заданий тестов

Отметки могут носить необъективный характер - используйте формирующее и итоговое оценивание в процессе выставления отметок - их комбинирование дает более точную картину знаний учащегося

Работа над оцениванием занимает больше времени - включите оценивание в учебный процесс - каждый вид деятельности может предоставить вам информацию для формирующего оценивания

Формирующее оценивание- оценивание для развития

Какими способами можно было бы вводить систему формирующего оценивания учебной деятельности ученика на уроке?

1)Разработать с учениками лист самооценки деятельности на уроке, в течение изучения

темы, в конце четверти, поместить его в конце тетради и заполнять по мере

необходимости.

2)Предлагать ученикам в течение урока, после урока, после выполнения какого-нибудь

задания оценить себя по предложенным учителем утверждениям (например, «плюсы» на полях в тетради).

3)Разработать систему ученического портфолио, где собираются лучшие работы ученика.

4)Провести мини-обзор в конце урока, курса, темы

5)Заполнение таблицы показателей правильности выполнения заданий

6) Заполнение листа индивидуальных достижений

7)Заполнение диагностических карт

8) Заполнение оценочных листов

9)Составление недельных отчётов:

1.Чему я научился за эту неделю?

2.Какие вопросы остались для меня неясными?

3.Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Мини-обзор (проводится в конце урока)

1.Что изучали? Назовите тему урока.

2.С какими заданиями ты справлялся без помощи учителя, одноклассника?

3. Определите наиболее важное в этом уроке.

4.Что вызвало трудности, осталось неясным?

5.Что хотелось бы узнать по теме дополнительно?

6.Что у меня получилось лучше всего?

7.Что мне необходимо усовершенствовать?

Лист самооценки (заполняется в конце курса, четверти, в конце изучения темы)

да нет

1.Регулярно выполнял (а) домашние задания

2.По необходимости консультировался (ась) с учителем

3.Улучшал (а) свои знания и исправлял (а) оценки

4.Регулярно вел (а)записи в тетради

5.Знаю, как работать со справочной литературой

6.Умею конспектировать тему

7.Умею самостоятельно находить материал по заданной теме

8.Делал (а) устное сообщение

9.Участвовал (а) в беседах по изучаемому материалу

10.Я задавал вопросы, если мне встречалось непонятное слово.

11.Я могу рассказать о том, что я сегодня узнал на уроке.


Что понимается под оценкой бизнеса?

  • Оценка предприятия (бизнеса) – комплекс мероприятий,

  • направленный на установление стоимости бизнеса

  • Оценка полной стоимости бизнеса (инвестированного капитала) (EV)

  • Оценка собственного капитала (CV):

    • Акция/Пакет акций акционерного общества
    • Доля/пай в уставном капитале предприятий других организационно-правовых форм
    • Производные ценные бумаги (опционы)
  • Оценка имущественных комплексов


Случаи проведения оценки

  • Обязательные

  • Осуществление сделок с имуществом, частично или полностью принадлежащим государству

  • Возникновение споров о величине стоимости имущества

  • Одобрение крупных сделок (привлечение оценщика по инициативе совета директоров)

  • Дополнительная эмиссия акций

  • Оценка собственности в связи с передачей имущества в качестве взноса в уставный капитал

  • Внешнее управление, конкурсное производство


  • Том 1. Отчет Оценщика

  • Задание на оценку

  • Введение

  • Общая характеристика предприятия

  • Анализ отрасли

  • Анализ деятельности предприятия

  • Методика оценки

  • Обоснование использованных подходов и методов оценки

  • Расчет стоимости собственного капитала предприятия

    • Затратный подход
    • Сравнительный подход
    • Доходный подход
    • Обобщение полученных результатов
  • Расчет рыночной стоимости пакета акций

  • Словарь использованных терминов

  • Перечень документов, предоставленных Заказчиком

  • Перечень использованных материалов

  • Приложения

  • Том 2. Оценка стоимости основных средств

  • Том 3. Копии исходных документов


Подходы и методы оценки


Характеристика подходов

  • Затратный подход – общий способ определения стоимости бизнеса компании, в рамках которого используется один или более методов, основанных на анализе данных о стоимости активов и обязательств компании.

  • Сравнительный подход – общий способ определения стоимости компании и/или ее собственного капитала, в рамках которого используется один или более методов, основанных на анализе информации о стоимости аналогичных бизнесов (компаний-аналогов).

  • Доходный подход – общий способ определения стоимости компании и/или ее собственного капитала, в рамках которого используются методы, основанные на расчете текущей стоимости ожидаемых в будущем доходов.


Сравнительный анализ подходов


Затратный подход

  • Затратный подход основан на анализе данных о стоимости активов и обязательств компании и рассматривает стоимость предприятия с точки зрения понесенных издержек.

  • Формула:

  • Скорректированная стоимость активов

  • – Скорректированная стоимость обязательств

  • = Стоимость предприятия

  • Алгоритм расчета:


Исходная информация в затратном подходе

  • Бухгалтерский баланс (форма №1) по состоянию на дату оценки

  • Полученные из бухгалтерии расшифровки строк бухгалтерского баланса

  • Характеристики активов и обязательств

    • Для НМА: дата создания, балансовая стоимость, информация о затратах на создание и др.;
    • Для недвижимости: год постройки, балансовая стоимость и накопленный износ, местоположение, конструктивные характеристики, текущее использование и др.;
    • Для движимого имущества: дата ввода, балансовая стоимость и накопленный износ, модель и марка, производитель, текущее использование и др.;
    • Для финансовых вложений: дата появления в учете, дата погашения, условия вложений и их суммы, информация об объекте вложений и др.;
    • Для запасов: дата приобретения, данные о рыночных ценах, данные о неликвидных запасах и готовой продукции и др.;
    • Для дебиторской задолженности: дата возникновения и вероятного погашения, данные о заемщике, его финансовом состоянии, данные о просроченной задолженности и др.;
    • Для кредиторской задолженности: дата возникновения в учете и вероятного погашения, информация о просроченной задолженности, штрафах и пени и др..

Сравнение методов затратного подхода

  • Метод накопления активов

  • Для действующего предприятия

  • Определяется стоимость активов


Метод накопления активов

  • Пассивы

  • Долгосрочные обязательства по займам и кредитам

  • Прочие долгосрочные обязательства включая величину отложенных налоговых активов

  • Краткосрочные обязательства по займам и кредитам

  • Кредиторская задолженность

  • Задолженность участникам по выплате доходов

  • Резервы предстоящих расходов

  • Прочие краткосрочные обязательства

  • Итого обязательства


Варианты использования затратного подхода


Сравнительный подход

  • Сравнительный подход представляет собой определение стоимости компании на основе анализа информации о стоимости аналогичных бизнесов.

  • Методы сравнительного подхода:

  • Метод компаний аналогов , основан на использовании цен акций, сформированных рынком и заключается в сравнении показателей оцениваемой компании с показателями или коэффициентами схожих предприятий.

  • Метод ретроспективных сделок заключается в расчете рыночной стоимости на основе результатов совершенных в прошлом сделок с акциями оцениваемого предприятия.

  • Метод отраслевых коэффициентов основан на использовании средних соотношений между ценой и определенными финансовыми параметрами. Данные соотношения получаются путем статистического наблюдения за ценой продажи предприятия и его важнейшими производственно-хозяйственными характеристиками.


Метод компаний аналогов

  • Алгоритм расчета:

  • Отбор компаний аналогов

  • Определение цены (капитализации) компаний аналогов

  • Расчет мультипликаторов

  • Расчет средних мультипликаторов

  • Определение рыночной стоимости оцениваемого предприятия на основе рассчитанных мультипликаторов.


Метод компаний аналогов

  • Компания является аналогом, если:

  • Действует в той же отрасли, что и оцениваемая;

  • Сопоставима по размеру с оцениваемой;

  • Имеет схожую номенклатуру продукции;

  • Финансовые показатели аналога схожи с показателями оцениваемой.


Исходная информация в сравнительном подходе

  • Данные о сделках на фондовом рынке:

    • РТС, ММВБ
    • Иностранные биржи с использованием Bloomberg Professional®
  • Данные рынка M&A (без учета сделок на фондовом рынке)

    • База данных (ФБК)
    • Иностранные сделки, Bloomberg Professional®
  • Данные о деятельности аналогов:

    • Интернет сайты компаний, ежеквартальные отчеты эмитентов и др.
  • Бухгалтерские данные аналогов

    • Сайты компаний

Мультипликаторы Ценовой мультипликатор – это коэффициент, показывающий соотношение между ценой предприятия или акции и финансовой или иной базой. Виды мультипликаторов:

  • Цена акции/Выручка

  • Цена акции/Чистая прибыль на 1 акцию

  • Цена акции/Балансовая стоимость активов

  • Цена акции/Дивиденды

  • Цена акции/Прибыль

  • Цена акции/Чистый денежный поток

  • Цена акции/Балансовая стоимость машин и оборудования

  • Цена акции/Запасы


Доходный подход

  • Доходный подход представляет собой расчет стоимости предприятия на основании прогнозируемых будущих доходов этого предприятия.

  • Методы доходного подхода


Доходный подход

  • Альтернативные методы:

  • Метод опционов

  • Метод реальных опционов является усовершенствованием метода дисконтированных денежных потоков. Данный метод позволяет учитывать будущие возможности обусловленные сегодняшними инвестициями.

  • Дерево решений

  • Дерево решений представляет собой диаграмму, описывающую процесс принятия решения и последствия выбора каждой из возможных альтернатив. На нем одновременно приводятся вероятности рисков и затраты или доходы от выбора каждой логической последовательности событий и будущих решений.


Исходная информация в доходном подходе

  • Данные бухгалтерской отчетности за несколько лет, предшествующих дате оценки (форма №1, форма №2);

  • Информация об объемах производства в натуральном выражении, ценах реализации продукции за несколько лет, предшествующих дате оценки;

  • Калькуляции себестоимости за несколько лет, предшествующих дате оценки;

  • Информация об инвестициях и их результатах за последние несколько лет;

  • Данные о доле рынка, конкурентах;

  • Данные о ценах конкурентов, среднерыночных ценах на продукцию, средних фин. показателях, в т.ч. уровне СОК;

  • Бизнес-планы предприятия на ближайшую перспективы, в т.ч. инвестиционные планы;

  • Прогнозы курсов валют (www.cbr.ru), инфляции (www.rbc.ru и др.);

  • Данные о средних по стране ставках депозитов, кредитов, данные о ретроспективных курсах валют (www.cbr.ru), индексах цен, в т.ч. по отрасли.


Методы прогнозирования

  • Метод экспертных оценок

  • Метод составления сценариев

  • Метод экстраполяции трендов

  • Метод регрессионного анализа

  • Метод экономико-математического моделирования


Метод капитализации

  • , где

  • , где

  • r – ставка дисконтирования

  • g – долгосрочный темп роста дохода предприятия


Метод ддп

  • где:

  • V – стоимость компании

  • – денежный поток i-го интервала;

  • r - ставка дисконтирования

  • n – количество прогнозных интервалов;

  • g


Метод ддп

  • где:

  • V – стоимость компании

  • – денежный поток в постпрогнозном периоде;

  • r – ставка дисконтирования

  • g – долгосрочный темп роста денежного потока в постпрогнозном периоде.


Метод ддп

  • Основные этапы применения метода:


Расчет денежного потока

  • Денежный поток на собственный капитал:

  • + Денежный поток от финансовой деятельности

  • = Денежный поток на собственный капитал

  • Денежный поток на инвестированный капитал:

  • Денежный поток от производственной деятельности

  • + Денежный поток от инвестиционной деятельности

  • + Расходы по обслуживанию долга, учтенные в ДП от производственной деятельности в качестве операционных затрат

  • = Денежный поток на инвестированный капитал


Расчет денежного потока от производственной деятельности

  • Денежный поток от производственной деятельности:

  • Чистая прибыль после уплаты налогов

  • + Амортизационные отчисления

  • +/- Уменьшение (прирост) собственного оборотного капитала

  • = Денежный поток от производственной деятельности


Прогнозирование чистой прибыли

  • Алгоритм расчета:

  • Выручка

  • - Производственная себестоимость

  • - Коммерческие расходы

  • - Административные расходы

  • = Прибыль от продаж

  • + Операционные доходы

  • - Операционные расходы

  • + Внереализационные доходы

  • - Внереализационные расходы

  • = Прибыль до налогообложения

  • - Налог на прибыль

  • = Чистая прибыль


Способы прогнозирования амортизационных отчислений

  • Прогноз амортизационных отчислений на основе ретроспективных данных

  • Пообъектный прогноз на основе средних норм амортизации

  • Собственный прогноз предприятия согласно бизнес-планам


Расчет инвестиций в собственный оборотный капитал

  • Методы расчета:

  • Поэлементный прогноз;

  • Анализ ретроспективных отношений собственного оборотного капитала и выручки от реализации или всех оборотных активов оцениваемого предприятия и использование среднего значения за ретроспективный период в качестве норматива при прогнозировании СОК;

  • Анализ отраслевых отношений собственного оборотного капитала к выручке или всему оборотному капиталу и использование среднего значения в качестве норматива при прогнозировании СОК.


Ставка дисконтирования

  • Ставка дисконтирования – это ожидаемая ставка дохода на вложенный капитал в сопоставимые по уровню риска объекты инвестирования или, другими словами, ожидаемая ставка дохода по имеющимся альтернативным вариантам инвестиций с сопоставимым уровнем риска на дату оценки.

  • Методы определения ставки дисконтирования:

  • Для инвестированного капитала:

    • Модель средневзвешенной стоимости капитала (WACC)
  • Для собственного капитала:

    • Метод оценки капитальных активов (CAPM)
    • Теория арбитражного ценообразования (АРТ)

Модель средневзвешенной стоимости капитала (Weighted average cost of capital)

  • rIC = wE*rE + wD*rD* (1 – Т ), где

  • rIC – затраты на инвестированный капитал по формуле WACC;

  • wE – доля собственного капитала в структуре капитала компании;

  • rE – затраты на собственный капитал;

  • wD – доля процентного заемного капитала в структуре капитала компании;

  • rD – затраты на заемный капитал;

  • T – ставка налога на прибыль.


Метод кумулятивного построения

  • Формула:

  • Ставка дохода по безрисковым ценным бумагам

  • + Премия за риск инвестирования в оцениваемую компанию

  • = Ставка дисконтирования


Безрисковая ставка доходности

  • Финансовый инструмент, принимаемый в качестве безрисковой ставки доходности, должен удовлетворять условиям:

  • Доходность по нему определена и известна заранее;

  • Вероятность потери средств в результате вложений в рассматриваемый актив минимальна;

  • Продолжительность периода обращения финансового инструмента совпадает или близка «со сроком жизни» оцениваемого предприятия.

  • Возможные варианты безрисковых ставок:

  • Депозиты Сбербанка РФ и других надежных российских банков;

  • Западные финансовые инструменты (государственные облигации развитых стран, LIBOR);

  • Ставка по межбанковским кредитам РФ (MIBID, MIBOR, MIACR);

  • Ставка рефинансирования ЦБ РФ;

  • Государственные облигации РФ.


Метод оценки капитальных активов (Capital Asset Pricing Model)

  • Формула: r = rf + β(rm - rf) + s1 + s2 + s3 , где

  • r - требуемая инвестором ставка дохода,

  • rf - безрисковая ставка дохода,

  • β - бета, систематический риск акций,

  • (rm - rf) - рыночная премия за риск,

  • S1 - премия за страновой риск,

  • S2 - премия за размер компании,

  • S3 – премия за риск инвестиций в компанию

  • Динамика индекса РТС за период 01.09.1995 – 30.09.2005 гг.


Коэффициент Beta

  • Коэффициент бета связывает доходность акции с доходностью соответствующего рыночного индекса и дает два вида информации:

  • Положительный знак указывает на то, что динамика данной бумаги совпадает в целом по своей направленности с динамикой рынка, отрицательный – наоборот;

  • Величина по модулю больше единицы означает, что риск и ожидаемая доходность по данной бумаге выше среднерыночных, меньше единицы – наоборот.

  • , где

  • - доходность индекса RTSI или RBCC;

  • - доходность конкретной бумаги;

  • - дисперсия индекса.

  • Динамика беты для наиболее ликвидных акций (по данным www.rbc.ru)


Теория арбитражного ценообразования (Arbitrage pricing theory)

  • r = rf + β1k 1 + β2k 2 + … + βnkn ,

  • r - требуемая инвестором ставка дохода;

  • rf - безрисковая ставка дохода;

  • β1, …, βn - чувствительность актива к каждому

  • фактору риска в сопоставлении со средней чувствительностью рынка к данному фактору;

  • k 1, …, kn - премия за риск, связанный с фактором k для среднего актива.


  • Алгоритм расчета:

  • В общем случае, в итоговом согласовании каждому из результатов, полученных при использовании разных подходов, придается свой вес.

  • Факторы влияющие на вес:

  • Характер бизнеса и его активов;

  • Цель оценки и используемое определение стоимости;

  • Количество и качество данных, подкрепляющих каждый примененный метод;

  • Степень доверия оценщика к результатам расчетов, обусловленная обоснованностью и правомерностью применения каждого метода.


Согласование результатов оценки

  • Основные причины для понижения веса затратного подхода при итоговом согласовании:

  • Недостаточность или неполнота информации для расчета рыночной стоимости существенных активов и обязательств;

  • Прогнозируемый существенный рост (сокращение) предприятия (или увеличение (снижение) объемов производства) с темпами, существенно отличающимися от среднеотраслевых прогнозов;

  • Значительное количество неиспользуемых активов;

  • Недостаток информации для расчета функционального и внешнего износа при оценке основных средств;

  • Невозможность оценить все нематериальные активы, особенно, если для предприятия особую важность имеет существующая клиентская база, заключенные долгосрочные контракты и т.п.


Согласование результатов оценки

  • Основные причины для понижения веса сравнительного подхода при итоговом согласовании:

  • Мало аналогов (меньше 5);

  • Ограниченная или сомнительная информация об аналогах;

  • Значительный временной разброс сделок (что требует внесения дополнительных корректировок);

  • Использование информации по приватизационным сделкам (с госпакетами);

  • Наличие нетипичных (нерыночных) факторов, существенно влияющих на деятельность или структуру активов оцениваемого предприятия (если их влияние не удалось устранить (скорректировать) при расчете сравнительным подходом);

  • Существенные отличия аналогов, как между собой, так и по сравнению с оцениваемым предприятием (как по натуральным показателям, так и по финансовым, в том числе по финансовому положению, по местоположению и т.д.);

  • Существенный разброс значений стоимости по разным мультипликаторам;

  • Отказ от каких-либо обычно употребляемых мультипликаторов;

  • Прогнозируемый существенный рост (сокращение) предприятия (или увеличение (снижение) объемов производства) с темпами, существенно отличающимися от среднеотраслевых прогнозов.


Согласование результатов оценки

  • Основные причины для понижения веса доходного подхода при итоговом согласовании:

  • Нестабильность финансово-хозяйственной деятельности в ретроспективном периоде;

  • Непродолжительный срок ведения деятельности, по которой строится ДДП;

  • Необходимость осуществления значительных инвестиций, в т.ч. существенного привлечения денежных средств для прогнозируемой основной деятельности;

  • Существенная зависимость от одного поставщика или покупателя;

  • Недостаток активов для самостоятельного ведения хозяйственной деятельности;

  • Неясные перспективы дальнейшей деятельности предприятия (в т.ч. в постпрогнозный период).


Заключительные поправки

  • Типы поправок:

  • Поправка за контрольный характер пакета

  • Скидка за низкую ликвидность для закрытых компаний

  • Скидка за структуру портфеля


Поправка за контроль

  • Факторы, влияющие на уровень контроля:

  • Определенные законами права акционеров, меняющиеся в зависимости от размера пакета акций, находящегося в их распоряжении;

  • Порядок голосования и принятия решений в данной компании (например, кумулятивное голосование в отличие от некумулятивного позволяет миноритарным акционерам принимать участие в управлении);

  • Эффект распределения собственности (например, при прочих равных условиях чем выше степень концентрации акционерного капитала, тем выше степень контроля);

  • Другие факторы.

  • Методы определения поправки за контроль:

  • 1. Экспертно . На основе субъективного мнения оценщика или анализа структуры акционерного капитала.

  • 2. Нормативно . На основе постановления Правительства РФ от 31 мая 2002 г. № 369. «Об утверждении правил определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного и муниципального имущества».

  • 3. Статистически . Этот метод подразумевает изучение и обобщение информации о реальных сделках с акциями компаний за определенный период.


Поправка за контроль

  • Средние коэффициенты контроля и премии, сгруппированные по размерам пакетов акций (расчеты компании «ФБК»)


Скидка за структуру портфеля

  • Портфельная скидка бывает уместна для компаний, имеющих две или более не совпадающих областей деятельности.

  • Смысл этой скидки состоит в том, что покупатель, который намерен приобрести компанию определенной отрасли, может пожелать не платить полную цену компании, включающую те виды ее деятельности, в которых он не заинтересован.


  • Дамодаран А. «Инвестиционная оценка. Инструменты и методы оценки любых активов», Москва, «Альпина Бизнес Букс», 2004 г.

  • Регистрационный N 10040

    В целях реализации положений Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 157-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3456), в соответствии с пунктом 5.2.5 Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2004 г. N 443 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 36, ст. 3670; 2005, N 22, ст. 2121; 2006, N 11, ст. 1182; N 16, ст. 1743, ст. 1744; N 18, ст. 2005; N 22, ст. 2333; N 32, ст. 3569, ст. 3578; 2007, N 22, ст. 2642), приказываю:

    Утвердить прилагаемый федеральный стандарт оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)".

    Министр Г. Греф

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОЦЕНКИ

    Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)

    I. Общие положения

    1. Настоящий федеральный стандарт оценки разработан с учетом международных стандартов оценки и определяет общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки, применяемые при осуществлении оценочной деятельности.

    2. Настоящий федеральный стандарт оценки является обязательным к применению при осуществлении оценочной деятельности.

    II. Общие понятия оценки

    3. К объектам оценки относятся объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.

    4. При определении цены объекта оценки определяется денежная сумма, предлагаемая, запрашиваемая или уплаченная за объект оценки участниками совершенной или планируемой сделки.

    5. При определении стоимости объекта оценки определяется расчетная величина цены объекта оценки, определенная на дату оценки в соответствии с выбранным видом стоимости. Совершение сделки с объектом оценки не является необходимым условием для установления его стоимости.

    6. Итоговая стоимость объекта оценки определяется путем расчета стоимости объекта оценки при использовании подходов к оценке и обоснованного оценщиком согласования (обобщения) результатов, полученных в рамках применения различных подходов к оценке.

    7. Подход к оценке представляет собой совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Методом оценки является последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.

    8. Датой оценки (датой проведения оценки, датой определения стоимости) является дата, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки.

    Если в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение оценки является обязательным, то с даты оценки до даты составления отчета об оценке должно пройти не более трех месяцев, за исключением случаев, когда законодательством Российской Федерации установлено иное.

    9. При установлении затрат определяется денежное выражение величины ресурсов, требуемых для создания или производства объекта оценки, либо цена, уплаченная покупателем за объект оценки.

    10. При определении наиболее эффективного использования объекта оценки определяется использование объекта оценки, при котором его стоимость будет наибольшей.

    11. При проведении экспертизы отчета об оценке осуществляется совокупность мероприятий по проверке соблюдения оценщиком при проведении оценки объекта оценки требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и договора об оценке, а также достаточности и достоверности используемой информации, обоснованности сделанных оценщиком допущений, использования или отказа от использования подходов к оценке, согласования (обобщения) результатов расчетов стоимости объекта оценки при использовании различных подходов к оценке и методов оценки.

    12. Срок экспозиции объекта оценки рассчитывается с даты представления на открытый рынок (публичная оферта) объекта оценки до даты совершения сделки с ним.

    III. Подходы к оценке

    13. Доходный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от использования объекта оценки.

    14. Сравнительный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах. Объектом - аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость.

    15. Затратный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для воспроизводства либо замещения объекта оценки с зачетом износа и устареваний. Затратами на воспроизводство объекта оценки являются затраты, необходимые для создания точной копии объекта оценки с использованием применявшихся при создании объекта оценки материалов и технологий. Затратами на замещение объекта оценки являются затраты, необходимые для создания аналогичного объекта с использованием материалов и технологий, применяющихся на дату оценки.

    IV. Требования к проведению оценки

    16. Проведение оценки включает следующие этапы:

    а) заключение договора на проведение оценки, включающего задание на оценку;

    б) сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки;

    в) применение подходов к оценке, включая выбор методов оценки и осуществление необходимых расчетов;

    г) согласование (обобщение) результатов применения подходов к оценке и определение итоговой величины стоимости объекта оценки;

    д) составление отчета об оценке.

    17. Задание на оценку должно содержать следующую информацию:

    а) объект оценки;

    б) имущественные права на объект оценки;

    в) цель оценки;

    г) предполагаемое использование результатов оценки и связанные с этим ограничения;

    д) вид стоимости;

    е) дата оценки;

    ж) срок проведения оценки;

    з) допущения и ограничения, на которых должна основываться оценка.

    18. Оценщик осуществляет сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки объекта оценки. Оценщик изучает количественные и качественные характеристики объекта оценки, собирает информацию, существенную для определения стоимости объекта оценки теми подходами и методами, которые на основании суждения оценщика должны быть применены при проведении оценки, в том числе:

    а) информацию о политических, экономических, социальных и экологических и прочих факторах, оказывающих влияние на стоимость объекта оценки;

    б) информацию о спросе и предложении на рынке, к которому относится объект оценки, включая информацию о факторах, влияющих на спрос и предложение, количественных и качественных характеристиках данных факторов;

    в) информацию об объекте оценки, включая правоустанавливающие документы, сведения об обременениях, связанных с объектом оценки, информацию о физических свойствах объекта оценки, его технических и эксплуатационных характеристиках, износе и устареваниях, прошлых и ожидаемых доходах и затратах, данные бухгалтерского учета и отчетности, относящиеся к объекту оценки, а также иную информацию, существенную для определения стоимости объекта оценки.

    19. Информация, используемая при проведении оценки, должна удовлетворять требованиям достаточности и достоверности.

    Информация считается достаточной, если использование дополнительной информации не ведет к существенному изменению характеристик, использованных при проведении оценки объекта оценки, а также не ведет к существенному изменению итоговой величины стоимости объекта оценки.

    Информация считается достоверной, если данная информация соответствует действительности и позволяет пользователю отчета об оценке делать правильные выводы о характеристиках, исследовавшихся оценщиком при проведении оценки и определении итоговой величины стоимости объекта оценки, и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

    Оценщик должен провести анализ достаточности и достоверности информации, используя доступные ему для этого средства и методы.

    Если в качестве информации, существенной для определения стоимости объекта оценки, используется экспертное суждение оценщика или привлеченного оценщиком специалиста (эксперта), для характеристик, значение которых оценивается таким образом, должны быть описаны условия, при которых указанные характеристики могут достигать тех или иных значений.

    Если при проведении оценки оценщиком привлекаются специалисты (эксперты), оценщик должен указать в отчете их квалификацию и степень их участия в проведении оценки, а также обосновать необходимость их привлечения.

    Оценщик при проведении оценки не может использовать информацию о событиях, произошедших после даты оценки.

    20. Оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода.

    Оценщик вправе самостоятельно определять конкретные методы оценки в рамках применения каждого из подходов.

    21. Доходный подход применяется, когда существует достоверная информация, позволяющая прогнозировать будущие доходы, которые объект оценки способен приносить, а также связанные с объектом оценки расходы. При применении доходного подхода оценщик определяет величину будущих доходов и расходов и моменты их получения.

    Применяя доходный подход к оценке, оценщик должен:

    а) установить период прогнозирования. Под периодом прогнозирования понимается период в будущем, на который от даты оценки производится прогнозирование количественных характеристик факторов, влияющих на величину будущих доходов;

    б) исследовать способность объекта оценки приносить поток доходов в течение периода прогнозирования, а также сделать заключение о способности объекта приносить поток доходов в период после периода прогнозирования;

    в) определить ставку дисконтирования, отражающую доходность вложений в сопоставимые с объектом оценки по уровню риска объекты инвестирования, используемую для приведения будущих потоков доходов к дате оценки;

    г) осуществить процедуру приведения потока ожидаемых доходов в период прогнозирования, а также доходов после периода прогнозирования в стоимость на дату оценки.

    22. Сравнительный подход применяется, когда существует достоверная и доступная для анализа информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов. Применяя сравнительный подход к оценке, оценщик должен:

    а) выбрать единицы сравнения и провести сравнительный анализ объекта оценки и каждого объекта-аналога по всем элементам сравнения. По каждому объекту-аналогу может быть выбрано несколько единиц сравнения. Выбор единиц сравнения должен быть обоснован оценщиком. Оценщик должен обосновать отказ от использования других единиц сравнения, принятых при проведении оценки и связанных с факторами спроса и предложения;

    б) скорректировать значения единицы сравнения для объектов-аналогов по каждому элементу сравнения в зависимости от соотношения характеристик объекта оценки и объекта-аналога по данному элементу сравнения. При внесении корректировок оценщик должен ввести и обосновать шкалу корректировок и привести объяснение того, при каких условиях значения введенных корректировок будут иными. Шкала и процедура корректирования единицы сравнения не должны меняться от одного объекта-аналога к другому;

    в) согласовать результаты корректирования значений единиц сравнения по выбранным объектам-аналогам. Оценщик должен обосновать схему согласования скорректированных значений единиц сравнения и скорректированных цен объектов-аналогов.

    23. Затратный подход применяется, когда существует возможность заменить объект оценки другим объектом, который либо является точной копией объекта оценки, либо имеет аналогичные полезные свойства. Если объекту оценки свойственно уменьшение стоимости в связи с физическим состоянием, функциональным или экономическим устареванием, при применении затратного подхода необходимо учитывать износ и все виды устареваний.

    24. Оценщик для получения итоговой стоимости объекта оценки осуществляет согласование (обобщение) результатов расчета стоимости объекта оценки при использовании различных подходов к оценке и методов оценки.

    Если в рамках применения какого-либо подхода оценщиком использовано более одного метода оценки, результаты применения методов оценки должны быть согласованы с целью определения стоимости объекта оценки, установленной в результате применения подхода.

    При согласовании результатов расчета стоимости объекта оценки должны учитываться вид стоимости, установленный в задании на оценку, а также суждения оценщика о качестве результатов, полученных в рамках примененных подходов.

    Выбранный оценщиком способ согласования, а также все сделанные оценщиком при осуществлении согласования результатов суждения, допущения и использованная информация должны быть обоснованы. В случае применения для согласования процедуры взвешивания оценщик должен обосновать выбор использованных весов.

    25. По итогам проведения оценки составляется отчет об оценке. Требования к содержанию и оформлению отчета об оценке устанавливаются Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3813; 2002, N 4, ст. 251; N 12, ст. 1093; N 46, ст. 4537; 2003, N 2, ст. 167; N 9, ст.805; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 2, ст. 172; N 31, ст. 3456; 2007, N 7, ст. 834; N 29, ст. 3482) и в федеральных стандартах оценки.

    26. Итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более 6 месяцев.

    27. Итоговая величина стоимости должна быть выражена в валюте Российской Федерации (в рублях).

    Тема 2. Характеристика методов оценки персонала. …………………11

    Тема 3. Типовые ошибки при оценке персонала…………...…………..26

    Тема 4. Ассессмент-центр как метод оценки персонала... ……………38

    Тема 5. Метод оценки 360 градусов…………………………………….47

    Тема 6. Аттестация. Цели, этапы, процедура проведения……………..54

    Тема 7. Деловая оценка персонала. Оценка потенциала и личного вклада работников……………………………..……………………………….....69

    Тема 8. Оценка руководителей организации…………..………………..76

    Литература ………………………………………………………………..83

    Приложения………………………………………………………………..87

    ВВЕДЕНИЕ

    Эффективная организация управления персоналом предполагает знание динамики изменения кадрового потенциала, своевременную корректировку планов кадрового развития, систем ротации и стимулирования персонала. Основным источником информации для этого является регулярно проводимая оценка персонала.

    Всесторонняя и объективная оценка специалистов и руководителей признается активным и действенным инструментом управления, позволяющим решать производственные и социальные проблемы на предприятиях, добиваться успехов в бизнесе на основе активизации и рационального использования самого главного вида ресурсов – человеческих ресурсов.

    Оценка является органической частью всей кадровой работы, помогает достичь тех целей в области развития персонала, которые отвечают стратегии предприятия на перспективу. Она сопровождает все этапы жизненного и профессионального пути любого человека, входит в явном или неявном виде в его повседневную трудовую деятельность.

    Тема 1. Понятие оценки персонала. Задачи, функции, система оценки персонала

    1.1 Понятие, задачи и функции оценки персонала

    1.2 Уровни оценки персонала

    1.3 Система оценки персонала

        Оценка персонала представляет собой комплекс мероприятий (систему оценки работников), направленных на определение соответствия работника вакантному или занимаемому рабочему месту (должности).

    Оценка персонала неразрывно связана с понятием «управление». Для эффективного управления важно правильно проводить оценку персонала и максимально использовать результаты комплексной оценки персонала для развития персонала организации.

    Управление результативностью и эффективностью (Performance Management) представляет собой деятельность, ориентированную на достижение четко определенных, измеримых и взаимосвязанных целей, связанное с результативностью достижения этих целей . Управление результативностью помогает раскрыть потенциальные возможности персонала и, как следствие, повысить эффективность деятельности коллектива и системы управления в целом . Управление с помощью постановки целей (Management by Objectives) одновременно является методом управления и оценки персонала, при котором:

      руководитель и подчиненный совместно определяют основные цели для подчиненного;

      по истечении установленного периода руководитель оценивает степень реализации поставленных целей.

    Оценка персонала является неотъемлемой частью комплексного управления персоналом организации. Основными задачами оценки являются:

      оценка кандидатов при приеме на работу;

      оценка соответствия работников требованиям рабочего места, должности;

      оценка эффективности труда работников для установления уровня оплаты и форм стимулирования;

      оценка лидерских и профессиональных качеств сотрудников для формирования кадрового резерва и планирования профессионально-квалификационного продвижения, карьеры;

      оценка профессиональных знаний и навыков сотрудников для организации системы внутрифирменного обучения;

      оценка качеств работников при необходимости смены вида деятельности, профессии в связи с состоянием здоровья, переориентацией предприятия и высвобождением персонала.

    Выбор методов и периодичности (частоты) проведения оценки персонала зависит не только от конкретной задачи, но и от категории работников и специфики выполняемой ими трудовой деятельности.

    Исходными данными для оценки выступают: модели рабочих мест персонала; положение об аттестации кадров; методика рейтинговой оценки кадров; философия предприятия; правила внутреннего трудового распорядка; штатное расписание; личные дела сотрудников; приказы по кадрам; социологические анкеты; психологические тесты.

    Оценка персонала организации выполняет различные функции. К их числу относятся:

      конструктивная (оценка лежит в основе принятия кадровых решений),

      координационная (оценка выступает в качестве информационного обеспечения оперативного управления с целью повышения эффективности работы организации),

      контрольная (содержание оценки различается в зависимости от поставленных целей),

      аналитическая (оценка служит информационной базой для анализа),

      коммуникационная (процедура оценки является способом донесения до сотрудника признания результатов его деятельности, служит сигналом для корректировки поведения, обеспечивает обратную связь),

      мотивационная (оценка сама по себе выступает средством мотивации, поскольку показывает направленность желательных - нежелательных форм проявления трудового поведения или отношения к труду).

    Все функции оценки персонала тесно взаимосвязаны и обеспечивают системный подход к управлению.

    Функции оценки не сводятся только к информационным. Периодическое проведение оценки персонала повышает эффективность деятельности организации, поскольку обеспечивает оперативную обратную связь с результативностью деятельности сотрудника и дает следующие преимущества:

    Во-первых, помогает работникам скорректировать свое представление о собственных деловых качествах и качестве выполнения ими своих служебных обязанностей, побуждает к более результативной работе.

    Во-вторых, служит объективной основой для систем стимулирования работников, помогает решить проблемы планирования карьеры, кадровых перестановок и, следовательно, положительно влияет на мотивацию работников.

    В-третьих, позволяет определить степень укомплектованности подразделений квалифицированными специалистами, дает материал для разработки документации, используемой в процедурах отбора персонала.

    В-четвертых, дает возможность определить недостатки в квалификационном развитии каждого сотрудника и персонала в целом, следовательно, облегчает планирование программ развития персонала.

    Эти преимущества использования системы оценки персонала реализуются при условии ее квалифицированного проведения, объективности и универсальности критериев, выносимых на оценку, простоты и открытости самой системы, активном участии в оценке работников, рациональности периодичности проведения оценки. Процедура оценки персонала должна быть объективна, надежна, достоверна и доступна в отношении результатов, комплексна, иметь возможность прогноза, должна вписываться в общую систему кадровой работы и не нарушать нормального рабочего режима организации.

    В реальных условиях, которые складываются на предприятиях, встречается большое разнообразие оценочных ситуаций, что обусловлено целями оценки и составом решаемых при этом задач. По целевому назначению оценки могут носить прогностический или оперативный характер.

    Прогностический подход позволяет построить модель-гипотезу о будущей деятельности оцениваемого кандидата. Оперативный подход к оценке обеспечивает получение оценочных данных, связанных с текущей практической деятельностью за предшествующий период (месяц, квартал), контроль достигнутых за этот период результатов, которые необходимы для принятия решений о переводах, вознаграждении в краткосрочном режиме.

    Основными целями оценки для сотрудника являются следующие:

      поощрение правильного поведения и коррекция неправильного;

      обеспечение работников информацией, насколько хорошо они работают;

      обеспечение четких оснований для дальнейших карьерных решений в отношении сотрудника.

    Основными целями оценки персонала для организации являются следующие:

      изменения в размере вознаграждения, компенсаций;

      консультирование, развитие карьеры;

      обучение и организационное развитие;

      продвижение;

      НR-планирование;

      понижение, сокращение;

      валидизация техники отбора.

    Оценка персонала способствует реализации целей кадровой политики организации в следующих аспектах:

      диагностика уровня профессиональной подготовленности для сопоставления с требованиями рабочего места или сравнения кандидатов, претендующих на одно место;

      аттестация, оценка эффективности для ускорения процессов должностного роста и ротации;

      изучение профессиональной направленности для ускорения процессов адаптации и вхождения в рабочий ритм;

      использование оценки в качестве средства повышения уровня компетентности управленческого персонала;

      индивидуальная диагностика с целью профориентации;

      сбор информации с целью формирования банка потенциальных кандидатов на работу.

      использование методов ассессмента для формирования кадрового резерва и ротации персонала внутри организации.

    Различают американскую и европейскую процедуры оценки персонала:

      Американская процедура оценки. Оценка проводится для определения соответствия сотрудника своему рабочему месту, определения тех изменений в работе, которые произошли со времени проведения последней оценки. Результаты оценки влияют на оплату и статус в компании.

      В европейской процедуре оценки акцент делается на получение обратной связи от сотрудника для планирования развития карьеры, индивидуального развития, планирования обучения. Сама процедура должна быть максимально неформальной, открытой, не приводящей к серьезным изменениям финансового и карьерного положения сотрудника.

    Совместить эти две цели в одной процедуре не возможно, поэтому предварительно необходимо точно определить, что является для компании наиболее важным в данный момент.

    1.2. Говоря об оценке, проводимой в любой организации в целом, следует различать два вида оценки: оценка труда, персонала и собственно оценка персонала.

    Оценка труда имеет своей целью сопоставить реальное содержание, качество, объемы и интенсивность труда персонала с планируемыми. Планируемые характеристики труда персонала, как правило, представлены в планах и программах, технологических картах работы предприятия. Оценка труда дает возможность оценить количество, качество и интенсивность труда.

    Оценка деятельности представляет собой формальную процедуру оценки работы сотрудника путем сбора информации о выполнении поставленных задач и состоит из системы критериев, оценивающих отношение работника к работе, его поведение и результаты работы, используемых для оценки того, насколько хорошо работник справляется с работой. Основными правилами в процессе выполнения работ выступают :

      исполнение работ оценивается на основе результатов в отношении выполнения конкретных целей, поставленных в начале ежегодного периода проверки;

      работник должен получать специальную обратную связь, касающуюся проверки результатов, им достигнутых, в которых он соответствовал ожиданиям или превысил их;

      документ по оценке выполнения должен отражать взгляды руководителя и работника относительно дальнейшей карьеры и потенциальных возможностей;

      работники должны активно участвовать в процессе оценки выполнения; документ по оценке должен включать замечания работников об их работе и о самой проверке;

      руководителям (непосредственному и функциональному) проверяемого работника необходимо предоставить возможность вносить свой вклад в процесс оценки, включая рассмотрение предполагаемой оценки, проведение относящихся к делу наблюдений и подписание документов оценки, чтобы убедиться в честности и беспристрастности проверки;

      руководители нижнего звена должны получать периодическую и всестороннюю подготовку и руководящие указания по методам и процессу оценки исполнения;

      исполнение непосредственных руководителей должно оцениваться по качеству оценок исполнения, которые они дают своим работникам;

      служащие получают оценку исполнения по крайней мере один раз в год.

    Оценка персонала имеет своей целью изучить степень подготовленности работника к выполнению именно того вида деятельности, которым он занимается, а также выявить уровень его потенциальных возможностей с целью перспектив роста (ротации), а также разработки кадровых мероприятий, необходимых для достижения целей кадровой политики. То есть оценка персонала представляет собой процедуру, осуществляемую для определения соответствия работника вакантному или занимаемому рабочему месту, должности. Она включает оценку потенциала работника, его индивидуального вклада и аттестацию.

    Анализ практики управления показывает, что корпорации используют в большинстве случаев одновременно различные виды оценки деятельности работников.

    В зависимости от цели проведения оценки выделяют несколько ее видов :

      при определении квалификации (определяется уровень квалификации работника – знания, навыки, опыт – и сопоставляется с эталоном – требования должности),

      при определении личностного потенциала работника и прогнозирования его карьеры (определяются базовые качества сотрудника как личности и полученный психологический портрет сопоставляется с эталоном; определяется мотивационная сфера сотрудника; полученная информация позволяет определить, насколько сотрудник соответствует корпоративной культуре компании, социально-психологическому климату),

      при выявлении реальной результативности сотрудника на его конкретном рабочем месте (оценивается качество выполнения должностных обязанностей: выполнение планов работ (сроки, качество), достижение поставленных целей.

    Все эти виды оценки требуют отличных друг от друга технологий и степени формализации процедуры. Вместе с тем эффективность любого вида оценки зависит во многом и оттого, насколько все они взаимоувязаны в едином процессе регулярной оценки.

    Можно выделить следующие уровни процесса оценки (схема 1):

      квалификационные испытания;

      оценка потенциала;

      Андрей Тихомиров

      Для того чтобы разобраться в том, что понимается под оценкой бизнеса, рассмотрим четыре основных вопроса:

      • Для чего нужна оценка бизнеса?
      • Кто осуществляет оценку бизнеса?
      • Что является предметом оценки?
      • Как осуществляется оценка бизнеса?

      Для чего нужна оценка бизнеса?

      Оценка бизнеса, как и любого другого актива, нужна не сама по себе, а только в ситуации выбора и принятия решения. Принято думать, что оценка предшествует принятию решения, осуществляется с целью последующего принятия решения. На самом деле оценка – важнейшая часть этого решения: в ее процессе взвешиваются последствия принятия или непринятия того или иного решения. Оценка нужна, чтобы получать взвешенные, экономически выгодные решения.

      Кто осуществляет оценку бизнеса?

      Оценивает бизнес тот, кто находится в ситуации выбора, у кого есть право принимать решения. Такое право есть у того, кто обладает правами собственности в отношении объекта оценки или возможностью приобрести эти права. Экономическую оценку могут также осуществлять по поручению собственников или заинтересованных лиц агенты по оценке (оценщики) и управлению собственностью (менеджеры).

      Что является предметом оценки?

      Если цель оценки – принятие решения, то ее предметом является экономическая выгода от решения. Объектами оценки могут быть разные виды собственности, любой актив, но предметом в любом случае выступает экономическая выгода. Другими словами, оценке подвергается не сам бизнес (актив) как таковой, как некая "вещь в себе", а набор возможных действий в отношении актива, связанный с наличием актуальных или потенциальных прав, и экономическая выгода от предполагаемых действий по покупке, продаже или управлению бизнесом.

      Как осуществляется оценка бизнеса?

      Экономическая выгода оценивается путем сравнения ценности альтернативных возможностей использования собственности. Но сути, любая оценка – это взвешивание (сравнение) ценности альтернативных благ.

      Оценку бизнеса осуществляют с помощью трех подходов: доходного, сравнительного и затратного. Каждый подход позволяет подчеркнуть особые характеристики объекта.

      При доходном подходе во главу угла ставится доход как основной фактор, определяющий величину стоимости объекта. Чем больше доход, приносимый объектом оценки, тем больше величина его рыночной стоимости при прочих равных условиях. Здесь имеют значение продолжительность периода получения возможного дохода, степень и вид рисков, сопровождающих данный процесс. Доходный подход – это исчисление текущей стоимости будущих доходов, которые возникнут в результате использования собственности и возможной дальнейшей ее продажи. В данном случае применяется принцип ожидания.

      Данный подход считается наиболее приемлемым по инвестиционным мотивам, поскольку любой инвестор, вкладывающий деньги в действующее предприятие, в конечном счете, покупает не набор активов, состоящий из набора материальных и нематериальных активов, а поток будущих доходов, позволяющий ему получить прибыль, окупить вложенный капитал и повысить свое благосостояние.

      Доходный подход, как правило, является наиболее подходящей процедурой для оценки бизнеса, однако целесообразно бывает использовать также сравнительный и затратный подходы. В некоторых случаях затратный и сравнительный подходы могут быть более точными или более эффективными. Во многих случаях каждый из трех подходов может быть использован для проверки оценки стоимости, полученной при других подходах.

      Сравнительный подход особенно эффективен, когда существует активный рынок сопоставимых объектов собственности. Точность оценки зависит от качества собранных данных, так как, применяя данный подход, оценщик должен собрать достоверную информацию о недавних продажах сопоставимых объектов. Эти данные включают в себя: экономические характеристики, время продажи, местоположение, условия продажи и условия финансирования. Действенность такого подхода снижается, если: сделок было мало; момент их совершения и момент оценки разделяет продолжительный период времени; рынок находится в аномальном состоянии, потому что быстрые изменения на рынке приводят к искажению показателей. Сравнительный подход основан на принципе замещения. Для сравнения выбираются конкурирующие с оцениваемым бизнесом объекты. Обычно между ними существуют различия, поэтому необходимо провести соответствующую корректировку данных.

      Затратный подход наиболее приемлем для оценки предприятий, имеющих разнородные активы, в том числе финансовые, а также когда бизнес не приносит устойчивый доход. Методы затратного подхода целесообразно использовать и при оценке специальных видов бизнеса (гостиниц, мотелей и т.п.), страховании. Собираемая информация включает в себя данные об оцениваемых активах (цены на землю, строительные спецификации и др.), данные об уровне заработной платы, стоимости материалов, расходах па оборудование, о прибыли и накладных расходах строителей на местном рынке и т.д. Затратный подход сложно применять при оценке уникальных объектов, обладающих исторической ценностью, эстетическими характеристиками, или устаревших объектов. Затратный подход основан на принципах: замещения, наилучшего и наиболее эффективного использования, сбалансированности, экономической величины, экономического разделения.

      Подход

      Преимущества

      Недостатки

      Доходный

      Учитывает будущие ожидания инвестора. Позволяет учесть экономическое устаревание предприятия. Дает возможность учесть доходность вложений в бизнес с учетом объемов выручки от реализации продукции и затрат, а также рыночный аспект, так как требуемая ставка дохода основывается на рыночных данных.

      Не позволяет точно определить ставку дисконтирования будущих доходов предприятия из-за недостатка рыночных данных и нестабильности экономики. Ограничен отсутствием достаточной информации по текущим и будущим чистым доходам предприятия.

      Сравнительный

      Отражает фактически достигнутые результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

      Реально показывает спрос и предложение на данный объект инвестирования, поскольку цена фактически совершенной сделки наиболее точно учитывает ситуацию на рынке.

      Игнорирует перспективы развития предприятия, так как базой для расчета являются достигнутые в прошлом финансовые результаты. Имеет ценность только при наличии разносторонней финансовой информации не только по оцениваемому предприятию, но и по большому числу сходных фирм-аналогов. Трудоемкость расчетов и корректировок и их обоснования. Низкая достоверность полученной информации.

      Затратный

      Наиболее привлекателен, когда типичные продавцы и покупатели в своих решениях серьезно ориентируются на строительные затраты. Однако, если затратный подход показывает, что затраты на строительство могут оказаться заметно меньше затрат на приобретение объекта, определенных доходным подходом, то этот факт может заставить инвестора сделать выбор в пользу строительного варианта.

      Статичность и невозможность учесть перспективы развития предприятия. Не учитывает местоположение оцениваемого имущественного комплекса. Сложность точной оценки всех форм износа.

      Три подхода связаны между собой. Каждый из них предполагает использование различных видов информации, получаемой на рынке. Например, базовыми для затратного подхода являются данные о текущих рыночных ценах на материалы, рабочую силу и др.; для доходного подхода – ставки дисконтирования и коэффициенты капитализации, которые также рассчитываются по данным рынка.

      На совершенном рынке все подходы должны привести к одной и той же величине стоимости. Однако большинство рынков несовершенно, предложение и спрос не находятся в равновесии. Потенциальные пользователи могут быть неправильно информированы, производство может быть неэффективным. По этим, а также по другим причинам при данных подходах могут быть получены различные показатели стоимости.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...