Принципы построения композиции в фотографии. Композиция в фотографии – основы и значение

Профессиональный фотограф снимает больше тридцати свадеб за год, и нужно признать, что иногда легко стать приверженцем одной и той же стандартной техники, когда речь идет о портрете. Даже с использованием новых портретная фотография становится очень скучной, если одна и та же композиция и углы обзора применяются для всех свадебных пар, а фотограф определенно движется по накатанной колее, если все его снимки начинают выглядеть очень однообразно. На протяжении всех лет работы нужно бросать себе вызов, чтобы оставаться на вершине своего мастерства с помощью нескольких технических приемов. Ниже приводятся десять самых полезных советов, которые помогут сохранить уникальность и свежесть фотографий для каждой отдельной пары молодоженов.

Многие фотографы считают, что снять хороший портрет можно только 50 миллиметровым объективом, однако со средним фокусом предлагают очень знакомый ракурс, привычный для человеческого глаза. Чтобы создать более интересный образ, нужно избегать снимать портреты в среднем диапазоне, так как такое изображение выглядит слишком обычно. Большинство портретов делаются при 200 мм или 85 мм, чтобы достичь прекрасного сжатия изображения, что не получится при съемке 50 миллиметровым объективом. Сжатие представит объект вашей съемки в выгодном свете без искажения черт лица. И в то же время, съемка объективом с большей фокальной длиной создаст более драматичные неясные очертания на заднем плане (боке) и приблизит задний план к людям, которых вы фотографируете. Общаться с людьми, которые являются объектами съемки, может показаться сложнее, фотографируя с помощью 200 мм объектива, но разница будет очевидна, и дело того стоит. Решение этой проблемы состоит в том, чтобы помощник фотографа давал указания паре с близкой дистанции, в то время как сам фотограф будет снимать на расстоянии.

2. Найдите интересные углы, которые не будут находиться на уровне глаз

Люди постоянно зацепляются глазами за то, что находится прямо перед ними. Это, кроме всего прочего, самое легкое решение всех проблем. Однако постарайтесь заставить себя найти другой угол, который будет находиться над или под уровнем глаз, чтобы показать изображение в новом ракурсе. Эту технику также можно использовать, чтобы представить в выгодном свете людей с различным телосложением и ростом. На фотографии ниже невесту попросили присесть на землю, чтобы сфокусироваться на ее лице и украшениях в волосах, а очертания ее фигуры оставить неопределенными. Это создало более интересный образ, чем традиционные портреты невест в полный рост.


Сегодня не фотографирует разве что ленивый. И конечно, каждый мечтает сделать красивые фотографии, которые бы нравились всем. При этом для действительно хороших фотографий совсем необязательно иметь дорогую фотокамеру. Делать профессиональные снимки позволит знание простых секретов.

1. Эффект боке



Прикрепите кусок фольги к любой вертикальной поверхности, поставьте предмет съемки, напротив поставьте зеркало и снимайте. Такая хитрость позволит создать удивительные снимки с эффектом боке.

2. Подводная съемка



Не стоит отчаиваться, если у вас нет специального оборудования для популярной подводной съемки. Сделать восхитительные снимки подводного мира поможет прозрачный пластиковый контейнер. Убедитесь, что он не протекает, поместите в него камеру, настроенную на съемку, и осторожно опустите в воду.



Весьма интересные фотографии с верхнего ракурса можно сделать и без посторонней помощи. Для этого из картона нужно смастерить специальную подставку для смартфона, с помощью скотча закрепить ее на стене над головой и включить режим автоматической съемки.

4. Цветные блики



Используйте CD-диск, чтобы получить оригинальный эффект цветных бликов. Просто приложите его к нижней части объектива и нажимайте на кнопку спуска затвора - красивые фотографии будут вам гарантированы.

5. Сквозь розовые очки



Еще один интересный эффект можно получить, фотографируя через стекло солнцезащитных очков.

6. Смягчение



Оберните объектив фотоаппарата пленкой, контур линзы под пленкой смажьте небольшим количеством вазелина или крема. Такой прием позволит делать восхитительные снимки с эффектом размытой экспозиции без использования дополнительного оборудования и фильтров.

7. Четкость



Хотите, чтобы снимки были более четкие и резкие, используйте чистый кофейный фильтр или плотную обертку кофейных стаканчиков. Такая хитрость позволит предотвратить появление нежелательных бликов на фото и улучшить качество изображений.

8. Кружево



Использование кружевной ткани позволит получить действительно красивые и необычные снимки. Кружевную ткань можно накинуть на себя, на объектив фотоаппарата или на источник освещения, получая при этом абсолютно разные результаты.

9. Цветной фильтр



Пара полосок скотча, раскрашенные цветными маркерами и наклеенные на объектив зеркального фотоаппарата, помогут получить фантастические снимки с необычным эффектом.

10. Зефирный эффект



Из деревянного круга и цветной шерсти можно сделать оригинальные приспособления для съемки, которые помогут создавать креативные фотографии с очаровательными цветными эффектами.

11. Засвет



Во время съемки посветите на линзу маленьким фонариком. Это позволит получить эффект мягкой дымки, которая сделает снимки загадочными и необычными.

Видео-бонус:

12. Тени



В искусстве фотографии тени играют такое же важное значение, как и свет. Отсутствие теней сделает фотографии плоскими, а присутствие какой-то необычной тени - наоборот, наполнит снимок смыслом. Поэтому, начинающим фотографам или любителям не стоит боятся экспериментов, играя с тенями при помощи дуршлага, тканей или бумажных трафаретов.

13. Мягкая вспышка



Часто фотографии со вспышкой получаются слишком резкими и неестественными. Чаще всего это происходит из-за неподходящего освещения и неправильных настроек камеры. Как бы то не было, смягчить действие вспышки можно поместив ее в белый целлофановый пакет.

14. Переход цветов



Двухцветная пленка с отверстием в центре, надетая на объектив фотоаппарата, поможет получить завораживающие фотографии с необычным цветовым эффектом без использования специального оборудования.

15. Защита от непогоды



Дождь и снег могут не только сорвать работу фотографа, но и навредить фотоаппарату. Защитить свой рабочий инструмент от дождя можно с помощью пластикового контейнера для CD и плотного целлофана.

16. Отражатель



Используйте белый лист бумаги вместо отражателя, чтобы ваши портреты получались более светлыми и естественными.

Видео-бонус:

17. Сквозь стекло



Хотите пополнить свою коллекцию фотографиями с необычными эффектами, фотографируйте через стекло. Эффект легкой дымки, необычные блики и мягкие цвета вам гарантированы.

18. Отражатель для вспышки



Из небольшого белого куска пластика или обычной визитки можно сделать прекрасный отражатель для вспышки.

Видео-бонус:

Впрочем, классные фотографии можно делать и при помощи смартфона.
Многие задаются вопросом: . Мы готовы дать ответ на этот вопрос.

Композиция является «языком» общения фотохудожника со зрителем. Рассмотрим 14 золотых правил композиции на примерах фотографий преподавателя КШФ Дмитрия Богачука.


Композиция отвечает за целостность кадра и соподчиняет элементы фотографии друг другу и идее художника.

Композиционное решение в изобразительном искусстве подчиняется творческой задаче автора. Прежде всего фотограф отвечает на вопросы «Что я вижу? Зачем эта фотография? Как передать идею зрителю?». И только затем автор решает, как использовать такие основные элементы композиции кадра как линии, фигуры, их место в пространстве, текстуры, свет, цвет и точка фокуса. Благодаря этому он может управлять настроением зрителя, обращать его внимания на важные объекты в плоскости изображения, прятать «второстепенные элементы». Язык композиции – это набор из многих правил, но мы поговорим только о самых важных.

Овладей теорией и практикой композиции на фотокурсе «Композиция в фотографии» арт-фотографа Дмитрия Богачука.

1. Правило «золотого сечения» – правило третей

Его описал математически великий Леонардо да Винчи . Об этом правиле можно было услышать ещё в школе, на уроке математики. Помнишь этот рисунок?

Золотое сечение - это деление отрезка С, при котором весь отрезок С так относиться к большей части В, как большая часть В относиться к меньшей А. Формула этого выражения такая: С:В=В:А=1,618. Это отношение равно 1,618. Это число, ещё называют «золотым числом». Лука Пачоли, современник и друг Леонардо да Винчи, называл это отношение «божественной пропорцией».

А термин «золотое сечение» ввел Мартин Ом в 1835 году. Это соотношение отрезков можно перенести и на плоскость фотографии. Эту сетку часто можно увидеть в видоискателе фотокамер.

На точках пересечения и линиях этой сетки принято располагать важные объекты или линии фотографируемого изображения. Например, совмещай линию горизонта с нижней линией сетки, если нужно сделать акцент на небо. Как на этой фотографии с одинокой сосной на вершине Демерджи…

Располагай героя своего сюжета (дерево, человека, цветок, здание) на одной из четырех активных точек сетки третей. Используя правило третей, ты сможешь сделать акцент на важных объектах в кадре.

2. Правило ФОРМАТА

Каким будет твой следующий кадр – горизонтальный или вертикальный? Решай это до того как нажать кнопку. Формат кадра определит объект съемки. Снимаешь высокое дерево или человека в полный рост – поверни камеру вертикально. Часто мы видим фотографии стандартных форматов, с соотношением сторон 4:3, например альбомный или горизонтальный формат.

Но формат фотографии может быть любым: квадратным, круглым, треугольным и даже произвольной, неправильной формы. Формат несёт информацию о границах изображения, а еще смысловую нагрузку. Гуляя среди небоскрёбов, я хочу показать зрителю их высоту. Тогда я выберу узкий, вертикальный, нестандартный формат. Формат изображения усилит восприятие сюжета.

Или, к примеру, формат квадрата. Квадрат – очень статичная форма. В квадрат очень часто заключают натюрморты. Мало того, что сюжеты натюрмортов действуют успокаивающе, так ещё и квадратный формат усиливает чувство покоя и стабильности. Всегда задумывайся на тем, какой формат подойдёт именно твоему сюжету.

3. Правило равновесия и симметрии

На фотографии следует уравновесить и пятна, и смыслы. Если в одной небольшой части фотографии сконцентрировано много смысла, нужно найти по смыслу что-то ещё и расположить в противоположную часть кадра, чтобы уравновесить сюжет.

На правиле равновесия построены симметричные сюжеты. Симметрия всегда приятна глазу. Часто композиция пейзажа и архитектуры строитсЯ на симметричных отражениях в воде.

4. ВЕДУЩИЕ ЛИНИИ.

Используйте естественные линии, чтобы провести глаз зрителя по фотографии к важному объекту.

А.Л.Ярбус в книге «Роль движений глаз в процессе зрения» показал, что глаз человека прилипает к ярким пятнам, буквам, лицам, и движется по контрастным линиям. Именно эти ведущие линии , действительные или воображаемые, являются маршрутом для глаз зрителя в пейзаже. У линий в кадре будет разная чувственная нагрузка.

  • Горизонтальные – линии постоянства, покоя, безмятежности.
  • Вертикальные – линии силы, стабильности, власти.
  • Кривые – s-образная линия в композиции пейзажа добавит движения, изящества, живости.
  • Диагональные – эти линии вызывают ощущение движения, энергии и могут подчеркивать глубину кадра. Восходящие и нисходящие диагонали рассматривают как линии развития и упадка, сопротивления и легкости, ухода и возвращения.

5. ДИАГОНАЛИ. Диагональные линии – великолепный прием передать перспективу и движение на снимке.

6. ОБРАМЛЕНИЕ (framing).

Используй естественные рамы, такие как окна и двери для обрамления "героя" кадра.

7. КОНТРАСТ объекта и фона.

Любой контраст между объектом и фоном будет усиливать красоту снимка: текстурный контраст, цветовой, контраст масштабов. Найди контрастный по тону фон для героя фотографии.

8. КРУПНОСТЬ ПЛАНА.

Заполняй кадр. Подойдите ближе к объекту съемки. Крупный план – один из самых простых способов избавиться от мусора в кадре и дать понять зрителю кто герой кадра.

9. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ фигуры в композиции кадра связывают в единое целое объекты и поэтому усиливают впечатление.

Находи такой ракурс, когда глаз увидит кв кадре три базовых фигуры – квадрат, треугольник, круг и их производные – овал, эллипс, трапецию, ромб.

10. РИТМЫ, узоры, повторы, текстуры.

Повторяющиеся детали приносят эстетическое наслаждение нашему глазу. Но в идеале повторы следует разбивать контрастным объектом.

11. ПЛАНЫ. Глубина визуального поля строится выделением объектов на переднем, среднем заднем планах.

12. НЕГАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО.

Оставляй свободное пространство перед объектом для его умозрительного движения. Помни, что развитие движения происходит слева направо. Слева направо охотники в мультфильмах идут в лес, а справа налево – возвращаются домой.

13. РАКУРС. Неожиданный ракурс всегда привлечет внимание! Старайся снимать по-новому, не так как другие.

14. ПРОСТОТА приятна глазу.

Упрощай геометрию снимка, убирай все лишнее если это возможно. Фотограф, как скульптор секущий мрамор, должен убрать из кадра все, что может отвлечь внимание зрителя от главного объекта.

На это обратили внимание еще древние китайские художники и стали рисовать черной тушью очень лаконичные пейзажи.

9 правил композиции в фотографиях Стива МакКарри (Steve McCurry), всемирно известного фотожурналиста National Geographic

Видео онлайн-журнала Cooperative of Photography , рассказывается как фотограф Стив Маккарри использует правила композиции, снимая портреты или жанровую фотографию. Тут правила композиции он иллюстрирует на примере портретов. Например, он утверждает: «Центрируй доминантный глаз в портрете. Расположи доминантный глаз по центру фотографии. Этот прием придает особое выражение глазам, которые следит за тобой» .

Больше фотографий Дмитрия Богачука в статье «Шедевр пейзажа Le Plat Pays»

Смотрите программу фотокурса «Композиция в фотографии» . Ждем вас в студиях КШФ!

Нарушая правила композиции…

Очень подробно обосновал приемы художественного нарушения правил композиции в своей книге «Мифология композиции в фотографии (скачать в открытом доступе) Андрей Зейгарник , фотограф и исследователь воздействия снимка на зрителя.

«На множество правил съемки и композиции: правило золотого сечения, правило восьмерки, правило динамической симметрии, правило уравновешивания снимка, правило диагоналей, правило свободного пространства (воздуха) впереди объекта, правило желательного направления движения (слева направо), правило «подойди ближе» и т.д. есть огромное количество примеров, опровергающих эти правила», – утверждает Дмитрий Чернышев в книге «Как человек видит» (скачать).

«Помните! Композиция важна, но правила создаются для того, чтобы их нарушать. Самое важное это самому получить удовольствие и снимать в своем стиле», – считает Стив Маккарри.

В статье 10 мифов о правиле третей Учим композицию и английский одновременно Тэвис Гловер рассуждает об изящном нарушении правила третей и предлагает использовать в построении композиции кадра корневые прямоугольники, т.е. более сложную опорную сетку. Этим пользуется Annie Leibovitz при создании своих гармоничных групповых портретов.

Говоря о том, как лучше фотографировать, мы имеем в виду - как делать ХОРОШИЕ фотографии. Ведь каждый, кто берет в руки фотоаппарат, хочет получить ХОРОШИЕ КАДРЫ. Как этого добиться? Увы, здесь нет универсального рецепта. Каждый сам находит и проходит свой путь, но можно этот путь сделать гораздо короче, если вместо того, чтобы учиться на собственном «горьком опыте», воспользоваться опытом и знаниями, накопленными многовековым опытом художников и несколькими поколениями фотографов.

Итак, приступим ко второму уроку фотографии и первому практикуму в полном формате. В предыдущем выпуске из-за недостатка места нам не удалось поместить все, что было задумано. Начиная с этого номера журнала мы постараемся каждый практикум давать в трех частях:
· Завершение предыдущей темы, в этот раз «Точка съемки и ракурс» .
· Небольшой теоретический экскурс и максимально наглядное раскрытие основной темы - «Свет в фотографии» .
· Наглядный анонс основной темы следующего номера на примерах наиболее типичных ошибок начинающих фотолюбителей - «Выбор правильной экспозиции» .

Точка съёмки и ракурс

Говоря о точке съемки и ракурсе, мы понимаем, что неважно, кто перемещается, - объект съемки или фотограф. В любом случае, изменение взаиморасположения камеры и фотообраза позволяет построить кадр, главное - правильно выбрать момент нажатия на кнопку... Вчера, сегодня и всегда выбор точки съемки, ракурса, момента съемки и кадрирование - это процесс, обеспечивающий построение кадра и создание основы фотографии. Почему основы? Потому что еще есть свет - мощнейший инструмент, создающий изображение, и есть масса технических аспектов, обеспечивающих техническое качество фотографии.
Имея в виду построение кадра, часто говорят о линейном рисунке, о композиции, сюжете, образе... Есть масса подходов к изучению этого вопроса, каждый из которых по-своему хорош. Мы будем делать акцент на практическую сторону процесса фотосъемки, обращая внимание на важные психологические моменты и только при необходимости касаясь элементов «голой» теории. Прежде чем продолжить, давайте зададимся вопросом: чем хорошая фотография отличается от плохой? Почему одно изображение нравится, вызывает восхищение, а другое нет?

Условно можно выделить три уровня фотомастерства. Уровень первый - документальный, когда начинающий фотолюбитель просто фиксирует отпечаток действительности, которую он наблюдает. Это бытовая документалистика: «Я и мои друзья; мои близкие; я на фоне памятника; мы празднуем...; моя любимая кошка». Здесь, как правило, даже не стоит вести речь о построении кадра. Фотограф еще не задумывается о композиции и сюжете, задача - зафиксировать «на память». В таких снимках нет объема, они плоски и двумерны. Кусок жизни 10×15, интересный автору и участникам зафиксированных событий.

На втором уровне, образном, возникает понимание кадра. Понимание того, что для зрителя все зафиксированные на фотографии элементы находятся во взаимодействии друг с другом, создавая самостоятельный образ, и должны ВМЕСТЕ нести смысловую нагрузку. Фотограф не просто снимает интересные объекты, он создает композицию, в которой появляется новая красота, растворенная в пространстве и невидимая обычному глазу. Автор уже обдумывает ракурс, план, перспективу. В фотографии еще может не быть сюжета, который вызовет бурю эмоций, но изображение становится интересным как минимум с точки зрения: а как это сделано? Здесь, на плоском отпечатке, появляется третье измерение. И есть достаточно простые технические приемы, которые помогают добиться объемности фотографии.
Третий уровень - сюжетный. Когда в кадре есть не только интересный образ, но и появляется движение, рождающее яркие эмоции у большинства зрителей. В плоскости как бы появляется четвертое измерение - угадывается движение времени. Мы можем почувствовать, что было до момента снимка и что произойдет после него. Большая фотография - это маленькая жизнь. При этом фотограф, как правило, уже не задумывается о технических приемах, которые он использует. Его сознание свободно и сосредоточено только на образе. Его заботит «что», а не «как».
Естественно, что сразу попасть с первого уровня на третий невозможно. Путь к мастерству проходит через несколько ступеней: знание, понимание, умение, навык... Задача нашего практикума - помочь пройти первую и вторую ступени. Остальное - в ваших руках.

Итак, чтобы научиться фотографировать, нужно научиться использовать средства фотографии. Учитывая высокую интеллектуальность современных фотоаппаратов, избавляющих от многих хлопот, в первую очередь начинающему фотографу нужно понять, что поместить в кадр, а что в него не помещать: под каким углом, с какого ракурса, в каком масштабе? Все, что окажется в кадре, и будет составлять композицию фотоснимка (Композиция - от латинского - сочинение, составление, расположение, объединение отдельных элементов в единое гармоничное целое).
Или не будет. Может получиться просто набор отдельных элементов, пусть даже качественно технически снятых. Композиция, увы, не существует объективно и независимо от человека, она имеет смысл только в рамках мировосприятия, прежде всего эстетического. Поэтому возможно говорить о принципах и средствах композиции, базирующихся на физиологических основах восприятия и той части субъективного опыта, которая является общей для большинства людей. Однако переходим к делу.

Наша задача - построить что-нибудь из ничего. Для наглядности, простоты, а самое главное - для воспроизводимости наших практических изысканий мы в качестве объекта съемки выбрали некоторое количество монет и створку от устрицы (обычной ракушки). Произвольно положили все это на самый обычный стол. Картинка, как видите (снимок 1, вид сверху), не самая привлекательная.
Попробуем, ничего не двигая, найти точку съемки и ракурс, которые дадут в кадре хотя бы некоторую композицию.

СЕРИЯ 1. Первое, что нужно сделать, - «пристреляться», поискать лучший ракурс и точку съемки. Движемся вокруг натюрморта. Обычно такие снимки, конечно, не делаются, достаточно просто посмотреть в видоискатель, чтобы понять, что кадр «не строится».

Фотография 2 (лево - низ). Получился, в общем, симпатичный снимок. Блеск монет, фактура раковины, теневой рисунок. В плюс фотографии идет расположение раковины. Она «держится» в одном из узлов в соответствии с правилом трех третей*.
Монеты занимают три остальных узла внимания. За счет этого снимок воспринимается как устойчивый и сбалансированный. Но дальше работать с этой фотографией бесполезно. Здесь нельзя построить многоплановый снимок. Раковина и монеты расположены по отношению к зрителю практически на одном уровне. Кроме того, такая композиция вызывает неприятные ощущения. Два объекта равновесны. Они спорят друг с другом. При этом вопрос: «кто же сильнее?» - остается без ответа. Сместимся еще.
Фотография 3 (право - низ). Раковина заняла правый нижний угол. Согласно правилу левой руки** движение взгляда идет из левого верхнего угла в правый нижний и упирается в раковину. Она как бы тормозит взгляд. Кроме того, кадр становится неуравновешенным***.
Левый верхний угол пустой, а все внимание сосредоточено на раковине. Но раковина в этом ракурсе не настолько интересна, чтобы к ней приковывать внимание. Сюжет в снимке отсутствует.
Мы остановились на снимке, в котором раковина расположена в левом верхнем углу. Теперь попробуем усилить ощущение плановости, глубины снимка. Надо помнить: чем ближе угол зрения к перпендикуляру, опущенному на плоскость, тем меньше планов будет на фотографии. Нужно искать такую точку зрения, чтобы объекты находились на разном расстоянии друг от друга и от фотографа.

СЕРИЯ 2. Если до этого мы вращались вокруг объектов по часовой стрелке, то сейчас камера в основном будет двигаться по условной небесной сфере и приближаясь-удаляясь по отношению к объекту.
Фотография 1 (поиск глубины 1). Плюс - снимок выполнен согласно правилу трех третей. Нижняя треть - столешница, которая создает ощущение «воздуха» на снимке. Две верхних трети - монеты и раковина. Монеты, если присмотреться, образуют две дуги, два фронта. В этом есть некий элемент ритма*.
* Ритм в фотографии - это гармоничное чередование геометрических форм, пятен и линий. Служит для выражения экспрессии.
Глубины стало чуть больше, чем в предыдущих снимках, но все равно недостаточно. Нет устойчивости, равновесия. Попробуем опуститься еще ниже.

Фотография 2 (поиск глубины 2). Ощущение перспективы усилилось. На столешнице появился отблеск монет и тень раковины. Очевидные первый и средний план, и уходящие вдаль монеты - дальний план. Но теперь кадр не заполняется. Пробуем поменять масштаб.

Снимок 3 (нагромождение. Крупный план 1). Приблизились, но, кажется, чересчур сильно. Явное доминирование раковины, и «свалка» монет на первом плане. Никаких эмоций этот снимок не вызывает. Но если задача показать громоздкость мелких, на первый взгляд, предметов, тогда точка съемки, ракурс, план - все выбрано хорошо. Однако мы к этому эффекту не стремились, поэтому попробуем уменьшить раковину в кадре и увеличить вес монет.

Фотография 4 (крупный план 2). Приближаемся. Несмотря на то, что есть очевидное соблюдение правила трех третей, гармоничной фотография не смотрится. Попробуем при этом же масштабе немного изменить ракурс.

Фотография 5 (крупный план 3). Раковина ушла немного вправо и смотрится как нос корабля, который рассекает «монетные волны». Это первое, что приходит в голову. Возможно, это не самая сложная ассоциация, но сам факт, что фотография заставляет работать воображение, - уже хорошо. Дальше искать здесь не будем. Попробуем найти новый ракурс.

Фотография 6 (План крупнее). Убираем нагромождение с переднего плана, сдвигаем его в сторону. Чуть уменьшили масштаб, чтобы показать раковину. Вновь появилась многоплановость: монеты с переднего плана через средний уходят за раковину. Интересно по фактуре. Появляется уравновешенность: верхний левый угол и нижний правый заняты раковиной и монетами. Между ними образуется визуальный коридор, который уходит слева направо. При большом числе плюсов есть и существенный минус: снимок фактически распадается на две равные части. Раковина и монеты спорят между собой.

Фотография 7 (крупный план левее 2.). Несколько увеличиваем план. Плановость за счет «монетной дуги» сохраняется. Попытаемся найти новый ракурс.

Фотография 8 (новый ракурс 1). Совершенно непонятно, что на снимке делает раковина. Существует простое правило: все, что можно, из кадра надо убрать. Если раковина исчезнет, ничего принципиально не поменяется. Но перед нами стоит задача снять и монеты, и раковину - чтобы все играло.

Фотография 9 (новый ракурс 2). Увеличили присутствие раковины. Есть планы: передний с отражением, средний с предметами, задний - «воздух». Соблюдено правило трех третей. Появилось отражение в столешнице. У раковины образовалась некая «хищность». Она словно пожирает монеты. Доминирование раковины подчеркивается наклоном в ее сторону. Слегка увеличим этот эффект.

Фотография 10 (итог тандем 1). В принципе этот снимок можно считать некоторым итогом. Есть вполне четкий образ «агрессивной раковины».

Фотография 11 (итог тандем 2). Мы попробовали изменить кадрирование. Для этого подняли объектив, раковина, таким образом, опустилась вниз. Две три заняты предметами. На переднем плане - столешница с отражением. Кадр не кажется переполненным предметами. Он «дышит».

СЕРИЯ 3. В предыдущей серии снимков мы лишь незначительно использовали наклон камеры. Попытаемся поиграть с этой возможностью. Многие боятся вращать камеру. И совершенно напрасно. Иногда наклон может дать любопытные результаты.

Фотография 1 (наклон 1). Все выпало из кадра. Монет почти не видно, непонятно, что за фактура справа. Попытаемся вернуть все в кадр и сохранить наклон.

Фотография 2 (наклон 2). Предметы четко атрибутируются в кадре, но наклон совпадает с диагональю естественного движения взгляда (правило левой руки) и поэтому совершенно не читается. Отсюда нет динамики движения, есть сползание. Если бы мы хотели добиться ощущения сползания, нас бы этот снимок вполне устроил.

Фотография 3 (наклон 3. Намек на движение). Меняем наклон на противоположный. Движение появилось, но не очень внятное.

Фотография 4 (ползучий итог). Чуть усилили наклон, усилился и эффект движения. Раковина превратилась в живое существо, которое стремится куда-то уползти и при этом оставляет за собой шлейф из монет. Нельзя сказать, что это шедевр, но некие ассоциации этот снимок уже вызывает. Здесь нет как таковых линий*, но они угадываются. Задействованы узлы внимания по правилу трех третей.

* Любые линии на снимке - хороший инструмент эмоционального воздействия на зрителя. Изогнутые линии успокаивают; ломаные действуют как раздражитель; вертикальные линии передают величие, силу, мощь; горизонтальные - спокойствие и безмятежность; диагональные - динамичность.
В принципе с итоговыми снимками второй и третей серии еще можно поработать. Например, поиграть со светом, с тенями, с интенсивностью отзеркаливания поверхности. Все это создаст дополнительную динамику. Работа со светом - следующая тема нашего практикума.
И, прежде чем поставить точку в этой теме, хотим дать совет: «Глядя в видоискатель, представьте себе то, что вы видите фотографией в рамке на стене вышего жилища. Если устраивает - смело, но аккуратно нажимайте на кнопку «спуск», если нет - продолжайте поиск ракурса.

* Правило трёх третей. По вертикали и горизонтали кадр условно делится на три равные части. Любые поверхности лучше располагать в отношении 1:2. К примеру, в одной верхней части снимка поместить небо. В двух нижних - землю. Или нооборот. Такое расположение позволяет определить, что доминирует на снимке, на чём делается акцент. Кроме того, на пересечении двух вертикальных и двух горизонтальных линий, которые условно делят снимок на части, образуются четыре «узла» внимания. Лучше всего располагать объекты именно в них.
** Правило левой руки. Большинство людей смотрит сначала в левый верхний угол изображения, а затем взгляд соскальзывает в правый нижний. Если, к примеру, нужно выделить на фотографии дорогу, то ее лучше пустить из левого нижнего угла в правый верхний. Таким образом, на пути естественного движения взгляда слева направо будет «спотыкаться» о границы дороги и выделять ее. В противном случае - дорога просто потеряется на снимке.
*** Равновесие снимка бывает двух видов: формальное и неформальное. Формальное равновесие достигается абсолютной симметрией слева и справа от оптического центра снимка. Уравновешенная таким образом композиция подчеркивает достоинство, стабильность и консерватизм образа. Можно добиться равновесия по-другому, если располагать элементы разных размеров, форм, цветовой интенсивности на разных расстояниях от оптического центра. Это неформальное равновесие. Оно делает фотографию более образной и эмоционально насыщенной.

_______________________

, которые помогут не допустить ошибки и сделать фотографии более выразительными.

Как сделать фотографию интересной, выразительной, притягивающей взгляды зрителей? Для создания фотографии недостаточно только снять изображение. Необходимо гармонично разместить объекты на снимке, наполнив его смыслом. Существуют разные способы и правила для создания гармоничной композиции. Иногда достаточно разместить объекты съемки в определенных местах. В других случаях для этого достаточно правильно выбрать точку съемки. Небольшое смещение положения фотоаппарата может внести существенные изменения в композицию.

Для придания выразительности вашим фотографиям, применяйте правила построения композиции.

Правило третей

Очень старое и простое правило, позволяющее почти всегда добиваться успеха. Оно позволяет гармонично сбалансировать изображение, придав ему динамику и визуальную естественность. Делим кадр на три равные части по горизонтали и по вертикали. Получилась сетка, которую вы видите на изображении. Правило основано на том, что объекты, расположенные в местах пересечения линий, соответствуют наилучшему зрительному восприятию. Таким образом, значимо важный объект съемки следует располагать или вдоль линий или в точках пересечений этих линий (на данном фотографии по горизонту- мост, по вертикали - высотные здания. точка пересечения - теплоход и здания)

При съемке природных пейзажей наиболее интересными получаются те фотографии, на которых горизонт расположен по правилу третей. На какой из линий расположить горизонт? Это зависит от того, на чем вы хотите сконцентрировать внимание зрителя. В первом случае - это красивый пейзаж на земле. Во втором случае - делаем акцент на интересном, выразительном небе:

Правило третей широко применяется в самых разных типах изображений: пейзажи, портреты, предметная съемка. Если предметы расположить в диагональных точках - это добавит динамики.



Правило золотого сечения

На протяжении многих веков, для построения гармоничных композиций художники пользуются понятием "Золотого сечения". Обнаружено, что определенные точки в картинной композиции автоматически привлекают внимание зрителя. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. Нарисовав сетку, мы получили данные точки в местах пересечения линий. Человек всегда акцентирует свое внимание на этих точках, независимо от формата кадра или картины. На фотографии ниже, данное правило позволяет соединить в единое, целостное пространство объекты - крыши зданий, плот.

Правило диагоналей

Согласно правилу диагонали, важные элементы изображения должны быть установлены вдоль диагональных линий, показанных на примерах. Диагональная композиция с направлением от левого нижнего угла к правому верхнему спокойнее, чем построенная на противоположной, более динамичной диагонали. Если снимать в упор - фотография будет получаться плоской и неинтересной.

Линейные элементы, например, дороги, водные пути, и ограждения, установленные по диагонали, обычно делают пейзаж более динамичным, чем те, которые расположены горизонтально:

Диагональ очень хорошо подчеркивается контрастными линия (фото водоема и снега). Кроме, того хотелось заметить на фото со собакой, так же присутствует еще такие элементы - передний фон, средней и задний фоны. Это придает фотографии глубину и подчеркивает выразительность. Учитывайте это, выбирайте угол фотографии таким образом,что бы создать глубину снимка.

Можно руководствоваться еще таким правилом: второстепенные линии, которые должны «вести» взгляд к сюжетному центру . Под второстепенными линиями могут пониматься не только конкретные линии, но и череда предметов или деталей, расположенных один за другим. Заборы, дорожки, стены и дороги - создадут прекрасные направляющие (ведущие) линии. Важные элементы изображения должны быть установлены вдоль диагональных линий. Диагональная композиция с направлением от левого нижнего угла к правому верхнему спокойнее, чем построенная на противоположной, более динамичной диагонали.



Правило диагонального золотого сечения

Еще одно применение правила "золотого сечения". Наложим диагональную сетку на изображение таким образом, как показано на фотографии ниже. Главные объекты изображения должны быть расположены в полученных секциях.

Конечно, не всегда получается правильно создать фотографию, но подправить композицию можно через графические программы путем отсекания ненужной части фотографии. Чем больше практике, тем быстрей придет успех!!!

Еще несколько советов:

Держите камеру на уровне объекта съемки. Не фотографируйте прямо снизу вверх или с высоты вашего роста вниз, кроме случаев, когда вы хотите добиться особого эффекта. Например, если Вы снимаете детей, опуститесь до уровня их глаз, иначе у вас получатся искаженные пропорции.

Следите, чтобы главный объект снимка не сливался с фоном. Если вы снимаете какой-то один объект, то старайтесь выбирать простой фон, детали которого не будут отвлекать зрителя. Чем более пестрым будет фон - тем больше он отвлекает. В некоторых случаях имеет смысл сделать так, чтобы объект занимал подавляющее большинство площади самого кадра.

Используйте ветки, деревья и т.п. для создания эффекта рамки. Таким образом, будет подчеркиваться главный объект. Рамка также может помочь в создании более объемного кадра (не надо делать рамку главным смысловым элементом).

Если вы снимаете движущийся объект, то оставляйте на фотографии пространство перед объектом, то есть по ходу его движения. Другими словами, располагайте объект, как будто он только зашёл на фотографию, а не покидает её.

Старайтесь добиться того, чтобы источник света был сзади вас. А также избегайте ярких огней или пестрых цветных пятен в стороне от главного сюжета. Это отвлекает зрителя.

Попробуйте сделать сбалансированную композицию, так чтобы верхняя часть фотографии не выглядела "тяжелее", чем нижняя. Данное правило относится и к сторонам изображения. Тяжесть - придают темные оттенки на фото, светлые всегда создают ощущения легкости.

Включайте в кадр нечетное число одинаковых предметов. Один или три цветка выглядят лучше, чем два или четыре.

Если вы снимаете здание, то выберите ракурс, при котором видны и о фасад и боковая сторона. Это будет смотреться намного объемние, чем просто фасад.

Композиция не должна играть самостоятельной роли. Подобно тому, как речь имеет значение передатчика мысли, композиция служит лишь средством для выражения авторской мысли.

Статья составлена на основе моих материалов, а так же ресурсов colorpilot.ru, мир цифровой фотографии.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...