Операционные бюджеты предприятия. Принципы разработки структуры основного бюджета компании и отдельных его составляющих (финансовых и операционных бюджетов) В состав операционных бюджетов входит

Бюджет денежных средств дает возможность предприятию постоянно финансировать текущую и инвестиционную деятельность предприятия, выполнять платежные обязательства. Позволяет оценить сколько денежных средств и в каком периоде требуется предприятию.

Основная цель составления бюджета денежных средств – это установление реальных сроков поступления денежных средств. Бюджет дает возможность наблюдать за состоянием собственных средств и за возможным привлечением заемного капитала. Бюджет денежных средств характеризует весь денежный оборот предприятия, без подразделения на виды (операционный, инвестиционный, финансовый).

Процедуру разработки БДДС целесообразно разбить на ряд последовательно выполняемых этапов:

Определение необходимого уровня средств для финансирования инвестиционных затрат (т.е. всех затрат, финансируемых за счет прибыли, оставшейся у предприятия после налогообложения);

Определение минимального уровня ежедневного остатка денежных средств на непредвиденные расходы («конечное сальдо »);

Определение доходной части бюджета («поступления ») – выполняются на основе бюджета продаж с учетом анализа гашения дебиторской задолженности, бюджета по инвестиционной (продажа основных средств и других активов предприятия) и финансовой деятельности (дивиденды, проценты полученные);

Определение расходной части бюджета («выплаты ») – выполняются на основе бюджетов по прямым затратам (расходы на оплату труда, расходы на сырье и материалы – с учетом движения запасов сырья и материалов), бюджетов накладных расходов (оплата труда АУП, прочие общецеховые и общехозяйственные расходы), бюджетов по инвестиционной (покупка и строительство основных фондов) и финансовой деятельности (возврат кредитов и процентов по ним, выплата дивидендов);

Формирование бюджета движения денежных средств, контроль и корректировка.

2.Бюджет продаж и его место в системе операционных бюжетов предприятия.

Бюджет продаж – операционный бюджет, содержащий информацию о запланированном объеме продаж, цене и ожидаемом доходе от реализации по каждому виду продукции.

Составление бюджета продаж предполагает определение в стоимостном выражении объема реализации продукции как в натуральном, так и в стоимостном выражении (нетто и брутто выручки).

Бюджет продаж должен быть дополнен бюджетным графиком, в котором отражаются поступления денежных средств от реализации продукции. График поступлений денежных средств, составляющих выручку, необходим для составления БДДС. При этом важно определить структуру денежных средств (наличные деньги, взаимозачеты, векселя и т.д.). В связи с различной спецификой производства формат графика поступлений может быть различным.

В целом к бюджету продаж предъявляются следующие требования:

    бюджет должен отражать, по крайней мере, месячный или квартальный объем продаж в натуральных и стоимостных показателях;

    бюджет составляется с учетом спроса на продукцию, географии продаж, категорий покупателей, сезонных факторов;

    бюджет включает в себя ожидаемый денежный поток от продаж, который в дальнейшем будет включен в доходную часть бюджета потоков денежных средств;

    в процессе прогноза денежных потоков от продаж необходимо учитывать коэффициенты относительной оплаты

    На основе бюджета продаж строится бюджет производства. При построении бюджета производства необходимо объем продаж скорректировать на изменения в остатках нереализованной продукции в течение периода:

    Объем производства = Объем продаж + Остатки на конец периода - Остатки на начало периода.

3. Бюджетирование на предприятии. Виды бюджетов.

Бюджетирование - это процесс разработки плановых бюджетов (смет), объединяющих планы руководства предприятий (корпораций), и в первую очередь производственные и маркетинговые планы.

Цель бюджетирования - обеспечение производственно-коммерческого процесса необходимыми денежными ресурсами как в общем объеме, так и по структурным подразделениям.

В общей системе бюджетов выделяют основной (консолидированный) и локальные бюджеты.

Основной бюджет - это финансовое, количественно определенное выражение маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения поставленных целей.

Локальные бюджеты служат исходной информационной базой для составления основного бюджета. Главной причиной, по которой предприятия теряют значительную часть своих доходов, не составляя основной бюджет, является отсутствие достоверных сведений о своих покупателях и рынке сбыта.

Процесс бюджетирования имеет непрерывный или скользящий характер. Исходя из плановых финансовых показателей, установленных на год, в процессе текущего финансового планирования (до наступления планового периода) разрабатывается система квартальных бюджетов. В рамках квартальных бюджетов составляют месячные бюджеты. Скользящее бюджетирование гарантирует непрерывность системы оперативного планирования финансовой деятельности предприятия.

Бюджеты подразделяются на операционные и финансовые.

В состав операционных бюджетов включают: бюджет продаж; бюджет производства; бюджет производственных запасов; бюджет затрат на материалы и энергию; бюджет расходов на оплату труда; бюджет амортизационных отчислений; бюджет общепроизводственных расходов; бюджет коммерческих расходов; бюджет управленческих расходов; бюджет доходов и расходов (прогноз отчета о прибылях и убытках). Финансовые бюджеты:

бюджет движения денежных средств; бюджет по балансовому листу (прогнозного баланса активов и пассивов); бюджет формирования оборотных активов и источников их финансирования; капитальный (инвестиционный) бюджет.

Бюджеты могут классифицироваться также по следующим признакам:

* по периодичности составления - периодический и постоянный (стабильный); * по способу расчета показателей - базирующийся на данных истекших периодов и разрабатываемый “с нуля”; * по учету влияния изменений - фиксируемый, изменяемый и многовариантный.

§ 2. Финансовое планирование и финансовый
контроль

Основу финансового управления составляет финансовое планирование.

Его главными объектами являются формирование, регулирование состава и структуры и распределения финансовых ресурсов.

Принципами финансового планирования являются:

  • выбор направлений вложения средств, обеспечивающих предельно высокую рентабельность;
  • учет срока окупаемости;
  • использование наиболее экономичных способов финансирования долгосрочных затрат;
  • обеспечение сбалансированности рисков, учет инфляционных процессов.

Финансовое планирование бывает текущим и перспективным.

Перспективное является способом реализации финансовой стратегии и обеспечивает оптимизацию величины продаж, себестоимости, прибыли, рентабельности, финансовую устойчивость, платежеспособность. Оно конкретизируется в годовых финансовых планах (бюджетах), увязывающих вложения средств и источники их финансирования.

Общий плановый бюджет состоит из прогнозного отчета о прибыли, прогнозного баланса, бюджета денежных средств и подразделяется на операционный и финансовый.

В состав операционного бюджета входят: бюджет затрат на производство, реализацию, бюджет материальных запасов, бюджет общих административных расходов; прогнозный отчет о прибыли.

Бюджет затрат на производство отражает объем производства и изменение материальных запасов.

В бюджете реализации определяется сумма денежных средств, которые фирма может получить от клиентов.

Бюджет материальных запасов определяет потребности в них и служит основой планирования закупок.

Финансовый бюджет состоит из бюджета денежных средств и прогнозного баланса.

Основными инструментами текущего финансового планирования являются: годовой баланс доходов и расходов, сметы образования и использования фондов денежных средств, оплаты труда, средств, направляемых на развитие и совершенствование основной деятельности, резервных и социальных фондов.

Баланс доходов и расходов имеет следующую структуру:

  • 1) доходы и поступления средств (включаются все финансовые результаты, кроме полученных от банков и государства из бюджетных и внебюджетных фондов);
  • 2) расходы и отчисления средств (отражает использование финансовых результатов на расширенное воспроизводство, стимулирование, организационные и прочие расходы, например благотворительность, приобретение ценных бумаг);
  • 3) кредитные взаимоотношения с банковскими учреждениями (получение и возврат ссуд, уплата процентов). Раздел состоит из доходной и расходной частей;
  • 4) взаимоотношения с бюджетом и внебюджетными фондами. Раздел также состоит из доходной и расходной частей. Он отражает налоговые платежи в бюджет, внебюджетные фонды и ассигнования из них.

Третий и четвертый разделы - балансирующие. Превышение платежей в бюджет и внебюджетные фонды над ассигнованиями должно быть равно разнице между доходами (1 разд.) и расходами (2 разд.) С учетом сальдо по кредитным взаимоотношениям.

Баланс доходов и расходов позволяет:

  • выявить возможные финансовые последствия принимаемых решений;
  • проверить правильность расчетов;
  • рассчитать финансовые коэффициенты;
  • определить желательный объем реализации продукции и услуг.

Для облегчения работы может составляться вспомогательная "шахматная таблица" к годовому плану, в которой по вертикали приводятся направления использования финансовых ресурсов, а по горизонтали - их источники. Она позволяет балансировать доходы и расходы по статьям, определять резервы, формировать фонды денежных средств.

Помимо баланса доходов и расходов на предприятиях составляется также платежный баланс.

Структура платежного баланса выглядит следующим образом.

  • 1. Доходы и поступления.
    • 1.1. Остаток финансовых средств на начало периода.
    • 1.2. Поступление средств в течение периода: от реализации продукции и услуг;
      • от реализации материальных средств и материальных ресурсов;
      • авансовые поступления, в том числе предоплата;
      • планируемые внереализационные поступления;
      • арендная плата;
      • поступления по лизингу;
      • поступления по векселям;
      • дебиторская задолженность;
      • финансовая помощь;
      • выручка по ценным бумагам;
      • выручка от продажи валюты;
      • заемные средства;
      • бюджетные средства;
      • прочие поступления.
  • 2. Расходы и отчисления.
    • 2.1. Первоочередные платежи на неотложные нужды.
    • 2.2. Налоговые платежи в бюджетную систему.
    • 2.3. Отчисления на социальное страхование и во внебюджетные фонды.
    • 2.4. Платежи по усмотрению предприятия: расходы на оплату труда;
      • расходы на оплату труда;
      • оплата поставок материалов, работ, услуг, в том числе авансы, предоплата, аренда, командировки, хозяйственные расходы, погашение ссуд, займов и процентов, оплата векселей, плата подрядчикам, прочие платежи.
    • Всего расходов.
    • Превышение поступлений над расходами и платежами.
    • Превышение расходов и платежей над поступлениями.
    • Остаток денежных ресурсов на конец периода.

Оперативное финансовое планирование заключается в составлении и исполнении платежного календаря - финансового документа, отражающего поступление и использование денежных средств. С его помощью создается полное представление о состоянии и использовании финансовых ресурсов предприятия, платежей и расчетов, контролируется составление смет, выпуск и реализация продукции и т.п.

Платежный календарь обеспечивает оперативное финансирование, выполнение расчетных и платежных обязательств, позволяет отслеживать состояние собственных денежных средств и при необходимости привлекать банковский и коммерческий кредит.

Финансовое планирование дополняется финансовым контролем, объектами которого являются:

  • правильность и своевременность перечисления средств в фонды предприятий по всем установленным источникам финансирования;
  • соблюдение заданной структуры доходов с учетом потребностей производства и социального развития;
  • целесообразность и эффективность использования финансовых ресурсов;
  • осуществление платежей и расчетов;
  • состояние финансовых показателей.

Финансовый контроль основывается на нормативах размеров фондов денежных средств и источников их образования, смете денежных доходов и расходов и пр. К основным методам его осуществления относятся:

  • 1) проверка по отдельным вопросам финансовой деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов;
  • 2) анализ по периодической или годовой отчетности с целью выявления состояния финансовой дисциплины, уровня выполнения плана;
  • 3) обследование, отличающееся от проверки более широким кругом вопросов;
  • 4) ревизия - проверка финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период. Ревизии могут быть полными и частичными, тематическими и комплексными, плановыми и внеплановыми, выборочными и сплошными, документальными и фактическими, иметь в качестве объектов денежные средства или материальные ценности. По результатам ревизий составляется акт.

15. В состав операционного бюджета предприятия входит:
a) инвестиционный бюджет
(*ответ к тесту*) b) бюджет прямых затрат на оплату труда
c) бюджет потока денежных средств

Состав операционных бюджетов

Прогнозный отчет о движении денежных средств разрабатывается непосредственно на основе:
(*ответ к тесту*) a) прогнозного отчета о прибылях и убытках
b) бюджета капитальных вложений
c) бюджета общехозяйственных накладных расходов
d) долгосрочного прогноза объема продаж

17. Финансовые показатели бизнес-плана должны быть сбалансированы:
a) с показателями рентабельности
b) с показателями капиталоемкости
(*ответ к тесту*) c) с показателями производства и реализации продукции

18. Смета прибылей и убытков отражает:
(*ответ к тесту*) a) прибыль (убытки) как по основной, так и по другим видам деятельности,
b) прибыль (убыток) от реализации продукции,
c) прибыль организации до налогообложения,
d) прибыль от основной деятельности организации и чистую прибыль.

19. Увеличение остатков готовой продукции на конец периода при постоянном объеме выпуска продукции:
a) не оказывает влияния на объем реализации продукции,
b) увеличивает объем реализации продукции за отчетный период,
(*ответ к тесту*) c) уменьшает объем реализации продукции за отчетный период.

20. К переменным расходам относятся:
a) арендная плата,
b) проценты за кредит,
(*ответ к тесту*) c) расходы на сырье и материалы.

21. Совокупные постоянные затраты организации – 3000 тыс. руб., объем производства – 500 ед. изделий. При объеме производства 400 ед. изделий постоянные затраты составят:
a) 2000 тыс. руб. в сумме,
b) 3000 тыс. руб. в сумме,
c) 7,5 тыс. руб. на единицу,
(*ответ к тесту*) d) верны второй и третий ответы,
e) не один ответ не верен.

22. Связь финансового бюджета с операционным осуществляется через
(*ответ к тесту*) a) прогнозы о прибылях и убытках
b) бюджет продаж
c) бюджет себестоимости
d) бюджет капитальных затрат

23. Работа над финансовыми бюджетами заканчивается составлением…
Закончите предложение.
(*ответ к тесту*) a) прогнозного баланса
b) бюджета движения денежных средств
c) бюджета доходов и расходов
d) бюджета продаж

24.Вставьте пропущенное слово: Периодичность, с которой в пределах горизонта планирования формируется данный бюджет, называется … планирования.
a) сроком
b) этапом
c) стадией
(*ответ к тесту*) d) шагом

25. План прибылей и убытков должен быть разработан до того, какначнется разработка
(*ответ к тесту*) a) бюджета денежных средств и прогнозного баланса
b) бюджета административных расходов
c) бюджета коммерческих затрат
d) бюджета общепроизводственных расходов

Производственные затраты. Бюджет затрат

Производственные затраты – это материализованные затраты, они включаются в себестоимость продукции. В их состав входят: прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, общепроизводственные затраты.

Прямые материальные затраты

Данные затраты находят отражение в запасах материалов, в незавершенном производстве, готовой продукции (товаров) на складе организации. Они являются входящими, подлежат инвентаризации и являются активами организации, которые должны принести выгоду в будущих отчетных периодах. В управленческом учете их называют «запасоемкими».

Прямые материальные затраты – это затраты сырья и основных материалов, их стоимость прямо переносится на определенные виды изделий. Они являются переменными, их величина изменяется прямо пропорционально объему производства.

Если стоимость материалов нельзя непосредственно отнести на конкретный вид продукции, то эти материалы учитываются как вспомогательные, относятся к непрямым материальным затратам и включаются в общепроизводственные расходы. Каждая организация исходя из специфики производственного процесса самостоятельно решает какие материалы отнести к основным, а какие включить во вспомогательные.

Прямые трудовые затраты

Прямые затраты на оплату труда включают в себя все расходы по оплате рабочей силы, непосредственно занятых в изготовлении продукции. К ним относится заработная плата операторов машин, основных рабочих. Прямые затраты на оплату труда являются переменными, их величина изменяется прямо пропорционально объему производства.

Затраты на оплату труда цехового управленческого персонала (мастеров, менеджеров, технологов), вспомогательного персонала нельзя прямо отнести на конкретный вид продукции, поэтому они являются непрямыми (косвенными), поэтому они рассматриваются как общепроизводственные.

Операционный бюджет

Деление расходов на оплату труда на прямые и косвенные зависят от конкретной ситуации. Так, например, дополнительная заработная плата основных рабочих, оплата за сверхурочную работу относится обычно к косвенным затратам.

Общепроизводственные расходы.

Общепроизводственные расходы возникают в производственных подразделениях – участках, цехах, производствах, переделах. Они тесно связаны непосредственно с производством. К ним относятся общецеховые расходы на организацию, обслуживание и управление производством.

Общепроизводственные расходы делятся на следующие группы :

1) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования:

— амортизация оборудования и транспортных средств;

— текущий уход и ремонт оборудования;

— энергетические затраты на оборудование;

— услуги вспомогательных производств по обслуживанию оборудования и рабочих мест;

— заработная плата и отчисления на социальные нужды рабочих, обслуживающих оборудование;

— расходы на внутризаводские перевозки материалов, полуфабрикатов, готовой продукции;

— износ МБП; прочие расходы, связанные с использованием оборудования;

2) общецеховые расходы на управление (расходы по производственному управлению; затраты, связанные с подготовкой и организацией производства; содержание аппарата управления производственными подразделениями; амортизация зданий, сооружений, производственного инвентаря; содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря; затраты на обеспечение нормальных условий работы; затраты на профориентацию и подготовку).

Основными особенностями их являются :

· комплексный характер (отражают все экономические элементы затрат);

· планируются и учитываются по местам их возникновения;

· контролируются бюджетно-сметным методом;

· распределяются косвенным путем между видами готовой продукции и незавершенным производством;

· эти расходы распределяются сначала между производственными подразделениями по решению бухгалтера. В качестве базы распределения выбирается показатель, который наиболее соответствует накладным расходам каждого производственного подразделения. База распределения остается неизменной в течение длительного периода времени.

На практике в качестве базы распределения берется:

а) время работы производственных рабочих (человеко-часы) – отражает затраты прямого труда;

б) заработная плата производственных рабочих, если она занимает больший удельный вес в общепроизводственных расходах;

в) машино – часы, если время обработки занимает большую долю;

г) прямые затраты, если стоимость основных материалов и основной заработной платы производственных рабочих составляет большую долю;

д) стоимость основных материалов;

е) объем произведенной продукции в натуральном или стоимостном выражении, если подразделение производит один вид продукции, при этом не учитывается трудоемкость продукции, выпускаемой разными подразделениями;

ж) нормативные ставки, рассчитываемые по предприятию в целом, либо для каждого подразделения отдельно (используют в тех случаях, если в подразделениях на все работы затрачивают одинаковое время).

Общепроизводственные расходы могут быть как условно – переменными, таки постоянными.

Условно – переменными общепроизводственными расходами являются:

· расходы энергоресурсов, необходимых для приведения в движение производственного оборудования, машин, механизмов;

· расходы на текущий уход за оборудованием и рабочими местами;

Размеры этих расходов во многом зависят от объема производства.

Другие общепроизводственные расходы являются постоянными. К ним относятся: арендная плата, страховые взносы, амортизационные отчисления и т.п.

Прямые трудовые затраты и общепроизводственные затраты образуют группу добавленных затрат: ДОБЗ = ПРТ + ОБЩ

Самостоятельная работа по теме

Подготовить письменное сообщение согласно своего варианта (вариант – первая буква фамилии ):

Вариант Тема сообщения
А, П Экономическое значение объектов рыночных отношений
Б, Р Субъект рыночных отношений
В, С Виды конкуренции
Г, Т Условия возникновения рынка
Д, У Экономическая обособленность товаропроизводителей
Е, Ф Функции рынка
Ж, Х Рыночные структуры
З, Ц Монополистическая конкуренция
И, Ч Олигополия
К, Ш Теории стоимости товара
Л, Щ Ценовые и неценовые факторы изменения спроса
М, Э Некоммерческая организация
Н, Ю Коммерческая организация
О, Я Производственные затраты

О.В.Грищенко
Управленческий учет
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007.

5.2. Система бюджетов организации

Главный бюджет организации состоит из операционного и финансового бюджетов.

В операционном бюджете хозяйственная деятельность организации отражается через систему специальных технико-экономических показателей, характеризующих отдельные стороны и стадии производственно-хозяйственной деятельности.

Конечной целью операционного бюджета является составление сводного плана прибылей и убытков. При его формировании используются бюджеты:

Производства;

Закупки и использования материальных запасов;

Трудовых затрат;

Общепроизводственных расходов;

Административно-управленческих расходов;

Коммерческих расходов.

Разработка операционного бюджета начинается, как правило, с составления плана продаж. Это связано с тем, что от величины и стоимости реализации во многом зависят все остальные экономические показатели организации: объем производства, себестоимость, прибыль и др.

Бюджет продаж — это план по товарному ассортименту и объему продаж каждой номенклатурной позиции, который является отправной точкой для разработки всех последующих операционных бюджетов.

Данный бюджет является основой для составления всех остальных бюжетов. Так, на его базе составляется бюджет денежных средств, так как он напрямую зависит от наличных поступлении за реализованную продукцию. Смета расходов организации также зависит от полученных доходов и объемов производства. Поэтому бюджет продаж должен быть тщательно продуман и подготовлен, так как в случае его неточною составления все другие сметы и финансовые результаты деятельности организации будут заведомо содержать неверную и ненадежную информацию.

Для подготовки этого бюджета используются различные способы опенки спроса на производимую организацией продукцию, например, экспертные оценки специалистов отдела сбыта, статические прогнозы па основе спроса за прошлые сопоставимые периоды; эконометрические модели и методики, на основе которых определяются способы прогнозирования объемов продаж. Потенциально возможный объем продаж в организации может определяться на основе полученных на следующий бюджетный период заказов или на основе прогнозов объемов продаж службы маркетинга.

Таким образом, бюджет продажформируется как «сверху вниз» на базе стратегического планирования (например, исходя из емкости рынка, доли на рынке), так и «снизу вверх», принимая во внимание отдельных клиентов или продукцию. Во многих случаях объем продаж ограничивается имеющимися производственными мощностями.

После установления планируемого объема продаж разрабатывается производственный бюджет, на основе которого составляют бюджеты закупки и использования материалов, трудовых и общепроизводственных расходов.

Планирование объемов производства включает определение товарного выпуска и валового выпуска.

Объем производства и объем валового выпуска определяются по следующим формулам:

Q = Qпр + ОгпК — ОгпН

где Q — объем производства; Qпр — объем продаж; ОгпКостатки на конец периода; ОгпН–остатки на начало периода.

ВВ = ТВ + НЗПК — НЗПН,

где ВВ — валовой выпуск; ТВ — товарный выпуск; НЗПК — незавершенное производство на конец периода; НЗПН — незавершенное производство на начало периода.

На основе плановой величины валового выпуска рассчитывается потребность в основных материалах и трудовых затратах. Такой расчет составляется на основе норм затрат основных материалов и труда на производство единицы изделия.

Для составления бюджета закупок необходимо дополнительно рассчитать потребность организации во вспомогательных материалах. Расчет осуществляется на основе анализа внутренней производственной статистики прошлых периодов с целью определения ставки начисления, характеризующей соотношение расхода вспомогательного материала с показателем объема деятельности или отдельной статьи прямых затрат в физическом выражении.

Потребность во вспомогательных материалах для хранения, отгрузки и сбыта продукции может рассчитываться на основе калькуляции ставок начисления. В качестве базы начисления используют показатели физического объема реализации.

Затем калькулируется общая потребность организации в материалах путем суммирования плановых величин расхода материалов на основные и вспомогательные цели и составляется проект бюджета закупок с учетом начального остатка запасов материалов на складе и целевого конечного остатка запасов материалов:

Для получения бюджета закупок в стоимостном выражении нужно количество закупаемых материалов умножить на планируемые цены закупки.

Следующим этапом является определение себестоимости списания материалов в хозяйственную деятельность и составление бюджета прямых материальных затрат и бюджета прямых затрат.

Расчет плановой себестоимости осуществляется на основе принятых в организации методов списания материалов в производство: по средневзвешенной себестоимости; ФИФО, по себестоимости единицы материалов.

На основе полученной величины себестоимости списания в производство и потребности в основных материалах калькулируется бюджет прямых материальных затрат.

Бюджет прямых затрат составляется путем объединения бюджетов прямых материальных затрат и прямых затрат труда.

В данном бюджете представлены затраты труда в часах, необходимые для производства запланированного объема продукции, и планируемые расчетные расходы на оплату производственного труда.

Помимо составления бюджета прямых затрат, необходимо составить бюджет общепроизводственных расходов. Основными методами планирования общепроизводственных расходов являются:

калькулирование на основе расчета плановой ставки начисления (вспомогательные материалы);

технологическое нормирование (затраты на отопление и освещение производственных помещений, рассчитываемые исходя из норм освещенности и площади производственных помещений);

сметное планирование (например, фонд оплаты труда общепроизводственных рабочих);

расчетные методы (например, амортизация производственных помещений).

Бюджеты прямых затрат и общепроизводственных расходов формируют бюджет производственных затрат.

Составление бюджета переменных коммерческих расходов производится на основе определения плановой ставки начисления по отдельным показателям объема продаж. В качестве баз начисления обычно выбираются показатели тех сторон сбытовой деятельности, которые определяют возникновение данной статьи коммерческих расходов.

Затем составляется бюджет постоянных расходов, основой составления которого является сметное планирование в разрезе подразделений организации, контролирующих соответствующие расходы.

На основе запланированных величин расходов определяется себестоимость продажи продукции, что в совокупности с рассчитанной себестоимостью производства позволяет определить конечные финансовые результаты и составить проект отчета о прибылях и убытках.

Операционный бюджет (план) прибылей и убытков в наиболее общем виде включает в себя следующие показатели:

1. Выручка от продаж.

2. Себестоимость продаж.

3. Валовая прибыль (п. 1 – п. 2).

4. Коммерческие расходы.

5.2 Операционный бюджет и его составные части

Управленческие расходы.

6. Прибыль (убыток) от продаж (п. 2 – п. 4 – п. 5).

Важной составной частью главного (сводного) бюджета организации является финансовый бюджет (план). В наиболее общем виде он представляет собой баланс доходов и расходов организации. В нем количественные оценки доходов и расходов, приводимые в операционном бюджете, трансформируются в денежные. Его основной целью является отражение предполагаемых источников поступления финансовых средств и направлений их использования.

С помощью финансового бюджета (плана) можно получить информацию о таких показателях, как:

Объем продаж и общая прибыль;

Себестоимость продаж;

Процентное отношение доходов и расходов;

Общий объем инвестиций;

Использование собственных и заемных средств;

Срок окупаемости вложений и др.

В состав финансового бюджета входят бюджеты инвестиций и денежных средств, а также прогнозный бухгалтерский баланс (отчет о финансовом положении).

В бюджете инвестиций (капитальных затрат) определяются источники инвестиционных ресурсов и направления предполагаемых капитальных вложений. При составлении проекта бюджета инвестицийорганизации исходят из планов по обновлению парка оборудования и возможному капитальному строительству. Расходы по подобным инвестиционным проектам определяются на основе смет с учетом реального выполнения графика основания средств на начало бюджетного периода.

После составления инвестиционного бюджета организация может составить бюджет движения денежных средств (прогноз денежных потоков), в котором прогнозируется поступление и выбытие денежных средств. Бюджет денежных средств представляет собой план поступления денежных средств и платежей на будущий период. С его помощью прогнозируются конечные остатки на счетах денежных средств, необходимых для составления прогнозного бухгалтерского баланса, а также выявляются периоды излишка финансовых ресурсов или их нехватки. Составление этого типа бюджета является важным этапом в планировании. Разработка бюджета денежных средств или кассовой консолидированной сметы организацией преследует одну цель – обеспечение денежными средствами для покрытия всех необходимых расходов в этой организации. Для этого используются фактически все ранее подготовленные сметы. Данный бюджет разрабатывается на год, квартал, месяц, неделю и может быть рассчитан даже на день. Так как существует некоторая степень неопределенности, особенно в поступлении денежных средств за реализованную продукцию, в этом бюджете допускаются некоторые пределы погрешности, поэтому бюджет подлежит частым и значительным корректировкам. Тем не менее, кассовая смета, в частности, годовая или квартальная, помогает принять решение о привлечении банковских кредитов в случае нехватки денежных средств или об инвестициях в случае превышения текущих потребностей организации. При этом принимается во внимание следующее:

осуществляет ли организация торговлю или нет;

на основе данных прошлых периодов были ли безнадежные долги, которые следует учитывать в бюджете при прогнозировании поступления выручки за проданную продукцию;

сроки погашения полученных кредитов и выплаты процентов по ним;

сроки выплаты заработной платы;

сроки осуществления расчетов с поставщиками за полученные товарно-материальные ценности.

Элементами бюджета денежных средств являются:

поступления денежных средств: от продажи продукции, своих активов, получения займов;

выплаты денежных средств за закупки материалов, в качестве оплаты труда, в счет погашения управленческих и коммерческих расходов, в счет уплаты налогов и сборов, расходы по процентам, возврат займов.

Последним шагом в процессе подготовки главного (сводного) бюджета является разработка прогнозного бухгалтерского баланса (отчета о финансовом положении ). Он отражает структуру активов и пассивов организации и соответствует отчетной форме № 1.

Расчет ожидаемого бухгалтерского баланса по состоянию на конец планируемого периода позволяет оценить те изменения, которые произойдут с имуществом организации и его источником в результате хозяйственных операций планируемого периода.

Составление подробного сводного бюджета является серьезным подспорьем для собственников организации в обеспечении контроля за эффективностью использования инвестированных в нее средств. Сводный бюджет также важен и для непосредственных руководителей организации. Он позволяет четко определить цели и задачи, стоящие перед ними, на планируемый период и контролировать ход выполнения производственной программы, процесс формирования доходов и расходов, состояние расчетов и платежей.

Поиск Лекций

Тема 2.2 Финансовые и операционные бюджеты. Их виды и назначение

41. Определяющим фактором при составлении бюджета движения денежных средств является:

а) время отгрузки продукции покупателю

б) время фактического поступления денежных средств+

в) время принятия платежных документов банком

42.Степень детализации поддерживающих бюджетов зависит от:

а) величины прибыли

б) величины денежного потока

в) наличия дочерних фирм, филиалов, других относительно обособленных подразделений (центров ответственности) +

д) степени диверсификации деятельности

43. Рыночную стоимость компании можно оценить используя данные:

а) Бюджета движения денежных средств

б) Бюджета доходов и расходов

в) Бюджета балансового листа +

44. «Кассовым разрывом» называют:

а) временный недостаток денежных средств+

б) временный излишек денежных средств

в) временно свободные денежные средства

45. С какого бюджета начинается разработка бюджетов организаций, работающих на «рынке покупателей» (рынке, где предложение превышает спрос):

а) бюджет продаж+

б) бюджет производства

в) бюджет доходов и расходов

46. С какого бюджета начинается разработка бюджетов организаций, работающих на «рынке продавцов» (рынке, где спрос превышает предложение):

а) бюджет продаж

б) бюджет производства+

в) бюджет доходов и расходов

47. К операционным бюджетам относятся:

а) бюджет продаж, бюджет коммерческих расходов, бюджет производства+

б) бюджет производства, бюджет балансового листа, бюджет материальных затрат

в) бюджет управленческих расходов, бюджет движения денежных средств, бюджет продаж

48. Гашение краткосрочных кредитов банку относится к:

а) Оттоку от финансовой деятельности

б) Притоку от инвестиционной деятельности

в) Оттоку от операционной деятельности+

49. При использовании ускоренного метода начисления амортизации:

а) увеличивается прибыль

б) увеличивается приток денежных средств по операционной деятельности+

в) появляются отложенные налоговые обязательства+

5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕДУРАХ ПЛАНИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ

К инвестиционной деятельности предприятия относится

а) гашение процентов за кредит

б) приобретение оборудования +

в) оплата поставщикам за поставленную продукцию

51. Выручка от продажи объектов основных фондов является:

а) Притоком денежных средств по инвестиционной деятельности +

б) оттоком денежных средств по финансовой деятельности

в) притоком денежных средств по операционной деятельности

52. Изменение первого раздела баланса (внеоборотные активы) отражается на денежном потоке от:

а) основной деятельности

б) финансовой деятельности,

в) инвестиционной деятельности+

г) кредитной деятельности

53. Поддерживающими бюджетами для БДДС являются:

а) плановый баланс

б) календарный план выплат налогов +

в) календарный план погашения процентов+

54.Чистый денежный поток – это:

а) разница между притоками и оттоками денежных средств+

б) сумма денежных поступлений от покупателей за период

в) разница между выручкой и затратами

55. Цикл обращения денежных средств может снизиться за счет:

а) сокращения периода обращения запасов+

б) сокращения периода погашения кредиторской задолженности

в) увеличения периода инкассации дебиторской задолженности

56. Количество товара, которое необходимо произвести рассчитывается по следующей формуле:

а) Товарные остатки на начало периода +товарные остатки на конец периода- объем продаж

б) Объем продаж — Товарные остатки на начало периода +товарные остатки на конец

в) Объем продаж + Товарные остатки на начало периода -товарные остатки на конец +

57. Бюджет движения денежных средств предназначен для управления:

а) финансовыми результатами деятельности

б) платежеспособностью+

в) стоимостью компании

58. Получение организацией кредита отразится в разделе бюджета:

а) движения денежных средств «притоки» по операционной деятельности

б) движение денежных средств «притоки» по финансовой деятельности +

в) в бюджете доходов и расходов разделе прочие доходы

59. Бюджет движения денежных средств относится к:

а) основным бюджетам +

б) операционным бюджетам

в) вспомогательным бюджетам

60. К методам прогнозирования объема продаж относятся:

а) трендовый метод

б) метод «издержки-объем-прибыль»+

в) метод сезонной компоненты

г) метод сравнения

Тема 2.3Консолидация бюджетов. Бюджетный регламент .

61. Бюджетный регламент – это:

а) порядок разработки, составления, утверждения бюджетов +

б) время действия принятого бюджета

в) период принятия бюджетов

62. Бюджетный год — это:

а) период, в течение которого действует бюджет+

б) период, в течение которого утверждается бюджет

в) период, в течение которого составляется бюджет

63. Внутригрупповыми операциями являются:

а) продажи внутри холдинга +

б) займы головной компании холдинга дочерним компаниям

в) выплата заработной платы сотрудникам

64. Гибкий бюджет:

а) учитывает различные уровни продаж и операционной деятельности, изменение внешних и внутренних факторов +

б) учитывает различные возможности поступления денежных средств

в) учитывает различные объемы продаж и операционной деятельности, основан на нормативных затратах

65. Бюджетный регламент включает в себя следующие элементы:

а) положение о бюджетном планировании +

б) положение об отпусках персонала

в) положение о мотивации персонала

66. Отрицательный свободный денежный поток свидетельствует

а) о неэффективном управлении бизнесом

б) низкой ликвидности баланса

в) несбалансированности роста (превышением инвестиций над выручкой)

г) недостаточности чистой прибыли для финансирования операционной деятельности и потребности в привлечении заемного капитала +

67. Продажи внутри холдинга:

а) отнимаются от выручки подразделения +

б) прибавляются к выручке подразделения

в) не учитываются при расчете выручки подразделения

68. Сводный бюджет – это:

а) бюджет, суммирующий постатейно результаты бюджетов различных подразделений группы +

б) совокупность операционных, инвестиционных и финансовых бюджетов

69. Процесс консолидации концентрируется:

а) в головной компании холдинга+

б) в дочерних компаниях холдинга

70. Процесс консолидации невозможен, если:

а) отсутствует плановый отдел

б) в подразделениях холдинга отсутствуют унифицированные бюджетные формы

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Рисунок 1. Схема генерального бюджета торговой организации.

Разработка операционного бюджета начинается с определения плана продаж, то есть формирования бюджета реализации. Это наиболее ответственный момент планирования, предполагающий исследование рынка, определение динамики спроса с учетом сезонных колебаний и иных факторов.

После того как руководству организации становится ясен возможный объем реализации товара, с учетом имеющихся запасов на начало имеющихся запасов на начало планируемого периода и бюджета запаса товаров на конец периода разрабатывается бюджет закупок товаров. От предполагаемых объемов закупок зависят бюджеты себестоимости товаров, затрат на маркетинг, коммерческих затрат.

Конечная цель операционного бюджета – разработка плана прибылей и убытков.

Финансовый бюджет – это план в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования. Финансовый бюджет включает в себя бюджеты капитальных затрат и денежных средств организации и подготовленные на их основе совместно с прогнозным отчетом о прибылях и убытках прогнозные бухгалтерский баланс и отчет о финансовом положении.

Также бюджеты разделяют на статический и динамический.
Статический бюджет – это бюджет, рассчитанный на конкретный уровень деловой активности организации. Иными словами, в статическом бюджете доходы и расходы планируются исходя только из одного уровня реализации. Все бюджеты, входящие в генеральный являются статическими, так как доходы и затраты предприятия прогнозируются в составных частях генерального бюджета, исходя из определенного запланированного уровня реализации.

При сравнении статического бюджета с фактическими достигнутыми результатами не учитывается реальный уровень деятельности организации, то есть все фактические результаты сравниваются с прогнозируемыми вне зависимости от достигнутого объема реализации.

Гибкий бюджет – это бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона, то есть предусматривается несколько альтернативных вариантов объема реализации. Для каждого возможного уровня реализации здесь определена соответствующая сумма затрат. Таким образом гибкий бюджет учитывает изменение затрат в зависимости от изменения уровня реализации, он представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями.

В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. Если в статическом бюджете затраты планируются, то в гибком бюджете они рассчитываются.

Бюджет должен представлять информацию доступным и ясным образом так, чтобы его содержание было понятно пользователю. Избыток информации затрудняет понимание значения и точности данных.

Недостаточность информации может привести к непониманию основных ограничений и взаимосвязей данных, принятых в документе. Бюджет не может содержать одновременно, и доходы, и расходы, нет необходимости чтобы они были сбалансированы. При подготовке бюджета необходимо начать с ясно формированного его названия или заголовка и указания периода времени, для которого он составляется.
Процесс составления бюджетов имеет большое значение в системе планирования и контроля деятельности предприятия.

    Бюджетирование как часть управленческого учета .

Управленческий учет - это система внутреннего оперативного управления, основной целью которой является обеспечение менеджеров предприятия всей необходимой им информацией для принятия оптимальных управленческих решений. Бухгалтерский или финансовый учет не обеспечивает информацией стратегию и тактику внутреннего управления предприятием. Для управляющих всех уровней необходим значительный объем оперативной информации, которую в силу своей специфики не может представить финансовый учет. Кроме того, финансовый учет готовит информацию для внутренних и внешних пользователей на базе единых правил ведения.

Основными задачами управленческого учета являются организация информационных процессов и формирование баз данных для:

В управленческом учете информация о движении денежных средств позволяет лицу, принимающему решение, контролировать и регулировать прямые и косвенные денежные потоки, определять структуру использования денежных средств. Немаловажное значение для руководителя имеет информация идентификации (установления на основе документального определенного факта) не только участков и направлений расходования денежных средств, но и ведения суммарного учета движения средств лицами, разрешающими и производящими денежные операции. Состояние денежных потоков в общем случае отражает состояние финансов организации в целом.

Исходя из этого, одним из важных моментов управленческого учета движения денежных средств является получение ответа на вопрос, способна ли текущая операционная деятельность генерировать денежные средства. Определяется это путем расчета чистого денежного потока, определяемого как все денежные поступления минус все затраты или остаток денежных средств на конец отчетного периода минус остаток денежных средств на начало отчетного периода.

Необходимо при принятии управленческих решений обратить внимание на то, что даже если чистый денежный поток по организации в целом положительный, это еще не гарантирует полного благополучия. В любом случае необходимо проанализировать денежные потоки, возникающие от операционной деятельности (т. е. от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг, сдачи имущества в аренду и иной деятельности, направленной на извлечение прибыли). Целесообразно сделать такой анализ не только по предприятию в целом, но и по отдельным его структурным подразделениям и видам деятельности (видам выпускаемой продукции).

При регулировании денежных потоков необходимо включить в анализ временные характеристики, т. е. учитывать отложенные платежи, не только проводить анализ текущего движения денежных средств, но прогнозировать их на необходимый период (будущие периоды). Такая корректировка не предусмотрена в общеизвестных формулах расчета денежных потоков и правилах ПБУ, однако она необходима как один из элементов управленческого учета.

Отсюда следует, что управленческий аппарат должен владеть совокупностью стандартных алгоритмов (или заданных и оговариваемых в документах об учетной политике организации) управления денежными потоками. Учитывая специфический характер возникновения потребности в денежных средствах, их приток, характер, в управленческом учете возникают совершенно иные требования формирования информационной базы движения денежных потоков. Это прежде всего временные интервалы как измерения, так и построения расчетных коэффициентов, характеризующих с позиций управления определенное состояние денежных потоков, соотнесенных к определенным производственно-хозяйственным процессам.

Как правило, количество денежных средств, которое необходимо для ведения производственно-хозяйственной деятельности, зависит не только от специфики производства (ресурсоемкости, длительности производственного цикла, длительности цикла продаж и т. п.), но и, в не меньшей степени, зависит от знаний управленческим персоналом предметной области, а также от умения разумно распорядиться ими.

Чтобы управление деньгами было эффективным, при планировании денежных доходов и расходов и при анализе использования денежных средств необходимо учитывать и текущие активы, которые могут быть обращены в денежные средства в короткий срок. К ним относятся материальные ценности и краткосрочные финансовые вложения.

Однако возможность обращения этих активов в денежные средства имеет элемент неопределенности. Если суммовой учет этих средств является предметом финансового учета, то такие понятия, как ликвидность, ценность их с позиций повторного обращения или обмена, являются объектом управленческого учета.

На практике при построении системы управленческого учета уделяют особое внимание выделению центров ответственности.

Как правило, в экономической литературе под центром ответственности понимается структурное подразделение организации, во главе которой стоит руководитель, контролирующий в определенной для данного подразделения степени затраты, доходы и средства, инвестируемые в этот сегмент бизнеса. По нашему мнению, под центром ответственности вполне можно понимать и структурные единицы, созданные на базе отделов аппарата управления, которые осуществляют контроль и регулирование финансовых потоков, а также определение направлений расходования денежных потоков.

В управленческом учете выделяют четыре типа центров ответственности:

Центр затрат характеризуется наименьшей ответственностью руководителя, который несет минимальную ответственность за полученные результаты, а отвечает лишь за произведенные затраты.

Издержки, учитываемые и планируемые для центра затрат, являются прямыми, и их учет представляет собой горизонтальную структуру затрат, что позволяет осуществить эффективный контроль за их целесообразностью и формированием.

Подобный подход к выделению центров затрат позволит организовать управленческий учет основных направлений оттока денежных средств данного подразделения и даст возможность адекватно планировать предполагаемые оттоки при составлении бюджета денежных средств как по центрам затрат, так и по предприятию в целом.

Центр доходов - это центр ответственности, менеджер которого отвечает за получение доходов, но не несет ответственности за издержки.

Для центров доходов наиболее актуально выделить в качестве одного из основных показателей оценки эффективности функционирования возможность генерировать денежные притоки. Подобный подход обеспечит возможность более достоверно планировать ожидаемые денежные поступления и использовать полученные данные при разработке бюджета денежных средств.

Центр прибыли - это сегмент, руководитель которого отвечает одновременно как за доходы, так и за затраты своего подразделения. При выделении в структуре предприятия центров прибыли возникает возможность разработки бюджета движения денежных средств в разрезе притоков и оттоков по конкретному подразделению. Это обеспечит возможность использовать наряду с показателем прибыльности и показатель обеспеченности собственными денежными средствами, позволяющий оценить уровень самофинансирования данного подразделения.

Центр инвестиций - сегменты организации, чьи менеджеры не только контролируют затраты и доходы своих подразделений, но и следят за эффективностью использования инвестированных в них средств. Осуществление инвестирования денежных средств данного подразделения обеспечивается и бюджетом движения денежных средств, и планом капитальных вложений. Соответствие данных бюджетов друг другу является залогом сохранения финансовой устойчивости как данного подразделения, так и предприятия в целом.

Страницы: ← предыдущаяследующая →

12345Смотреть все

  1. Смета бюджет денежных средств в ООО Керамзит

    Реферат >> Бухгалтерский учет и аудит

    … для лиц, назначенных на должности руководителей … бюджет ) денежных средств . Посредством сметы (бюджета ) денежных средств достигаются две цели : 1. Показывается конечное сальдо на счете денежных средств … общего бюджета , его разработка, функции. Общий бюджет

  2. Содержание отчета о движении денежных средств , его формирование

    Реферат >> Бухгалтерский учет и аудит

    … О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ 1.1 Целевое назначение отчета о движении денежных средств Отчет о движении денежных средств введен в … сальдо денежных средств . Текущая деятельность для целей составления отчета о движении денежных средств определяется …

  3. Отчет о движении денежных средств его содержание, техника составления

    Курсовая работа >> Бухгалтерский учет и аудит

    денежных средств , а также отражение механизма его составления и представления. Задачами курсовой работы являются: — определить назначение … ; суммы налогов и сборов, возвращенные из бюджета . «Денежные средства направленные»: Строка 150 «на оплату …

  4. Денежные средства , денежный кредит

    Курсовая работа >> Финансовые науки

    … обращения денежных средств (финансовый цикл), анализ денежного потока, его прогнозирование, определение оптимального уровня денежных средств , составление бюджетов денежных средств

  5. Денежные средства предприятия

    Контрольная работа >> Менеджмент

    бюджет и во внебюджетные фонды, выплат дивиден­дов акционерам организации и т.д. Основная цель анализа потоков денежных средств … состояния объекта в целом и его различных частей … добровольное) целевое назначение резервного капитала регламентируется …

Хочу больше похожих работ…

Бюджет представляет собой финансовый документ, созданный до того как предполагаемые действия выполняются. В отличие от формализованных отчета о прибылях и убытках или бухгалтерского баланса, бюджет не имеет стандартизованной формы, которая должна строго соблюдаться.

Структура бюджета зависит от того, что является предметом бюджета, размера организации, степени, в которой процесс составления бюджета интегрирован с финансовой структурой предприятия. Бюджет должен представлять информацию доступным и ясным образом так, чтобы его содержание было понятно пользователю. Бюджетный цикл включает в себя следующие этапы:

  1. Планирование деятельности предприятия в целом и по подразделениям.
  2. Подготовка проектов отдельных бюджетов.
  3. Подготовка проекта общего бюджета.
  4. Внесение корректировок и согласование бюджетов.
  5. Утверждение бюджета, проектирование обратных связей и учет меняющихся условий.

В основе бюджетирования лежит общий (главный) бюджет, который представляет собой скоординированный по всем подразделениям или функциям план работы для предприятия в целом. Он состоит из оперативного и финансового бюджетов.

I. Оперативный бюджет.

  1. Бюджет продаж.
  2. Производственный бюджет.
  3. Бюджет производственных запасов.
  4. Бюджет закупок (использования материалов или прямых затрат на материалы).
  5. Бюджет общепроизводственных расходов.
  6. Бюджет трудовых затрат
  7. Бюджет коммерческих расходов.
  8. Бюджет общих и административных расходов.
  9. Прогнозный отчет о прибылях и убытках.

II. Финансовый бюджет.

  1. Бюджет капитальных затрат (инвестиционный бюджет).
  2. Бюджет денежных средств (кассовый бюджет).
  3. Прогнозный баланс.

Оперативный бюджет.

Оперативный бюджет показывает планируемые операции на предстоящий год для сегмента или отдельной функции компании. В процессе его подготовки прогнозируемые объемы продаж и производства трансформируются в количественные оценки доходов и расходов для каждого из действующих подразделений компании.

Бюджет продаж

  • Прогноз объёма продаж - это необходимый предварительный этап работы по подготовке бюджета продаж.
  • Прогноз объёма продаж превращается в бюджет продаж в том случае, если руководство предприятия считает, что прогнозируемый объём продаж может быть достигнут.

При подготовке бюджета продаж необходимо учитывать уровни объёма продаж за предыдущие периоды и проанализировать ряд макроэкономических факторов, каждый из которых может оказать существенное влияние на объём продаж и его зависимость от прибыльности продукции.

Надёжность прогноза продаж повышается в результате использования комбинаций экспертных и статистических методов:

Составление бюджета продаж:

  • Бюджет продаж - важный шаг в составлении основного бюджета; оценка объёма продаж влияет на все последующие бюджеты.
  • Бюджет продаж отражает месячный или квартальный объём продаж в натуральных и в стоимостных показателях.
  • Бюджет продаж составляется с учётом: уровня спроса на продукцию предприятия, географии сбыта, категорий покупателей, сезонных факторов.
  • Бюджет продаж включает в себя ожидаемый денежный поток от продаж, который в дальнейшем будет включён и в доходную часть бюджета потока денежных средств.
  • Для прогноза денежных поступлений от продаж необходимо учитывать коэффициенты инкассации, которые показывают, какая часть отгруженной продукции будет оплачена в первый месяц (месяц отгрузки), во второй и т.д., с учётом корректировки на безнадёжные долги.

Бюджет производства.

  • Бюджет производства - это план выпуска продукции в натуральных показателях
  • Бюджет производства составляется исходя из бюджета продаж; он учитывает производственные мощности, увеличение или уменьшение запасов (бюджет производственных запасов), а также величину внешних закупок.
  • Необходимый объём выпуска продукции определяется как предполагаемый запас готовой продукции на конец периода плюс объём продаж за данный период и минус запас готовой продукции на начало периода.

Бюджет производственных запасов.

  • Бюджет производственных запасов содержит информацию, необходимую для подготовки прогнозного отчёта о прибылях и убытках - в части подготовки данных о производственной себестоимости реализованной продукции и прогнозного балансового отчёта - в части подготовки данных о состоянии нормируемых оборотных средств (сырья, материалов и запасов готовой продукции) на конец планируемого периода
  • Объём незавершённого производства определяется, исходя из технологических особенностей изготовления продукции.

Бюджет закупок.

  • Бюджет закупок - это план закупок продукции из ассортиментного ряда в разрезе видов продукции или по основным поставщикам. Показывает сколько и какой продукции должно быть приобретено предприятием у внешних (импорт) и внутренних поставщиков.
  • Бюджет закупок составляется отделом закупок исходя из бюджета продаж, так как объём закупок напрямую зависит от объёма продаж. Объём закупок сырья и материалов зависит от ожидаемого объёма их использования, а также от предполагаемого уровня запасов

Формула для вычисления объёма закупок выглядит следующим образом:

Объём закупок = объём использования + запасы на конец периода - запасы на начало периода

  • Бюджет закупок, как правило, составляется с учётом сроков и порядка погашения кредиторской задолженности за материалы.

Бюджет общепроизводственных расходов.

  • Бюджет общепроизводственных расходов отражает объём всех затрат, связанных с производством продукции, за исключением затрат на прямые материалы и прямых затрат на оплату труда.
  • Общепроизводственные расходы включают в себя постоянную и переменную части. Постоянная часть планируется, исходя из потребностей производства, переменная часть - как норматив, например, от трудозатрат основных производственных рабочих
  • Бюджет общепроизводственных расходов обычно включает в себя ряд стандартных статей затрат: амортизацию и аренду производственного оборудования, страховку, дополнительные выплаты рабочим, оплату непроизводительного времени и т.д.

Бюджет трудовых затрат.

  • Прямые затраты на оплату труда - это затраты на заработную плату основного производственного персонала
  • Бюджет затрат на оплату труда подготавливается, исходя из бюджета производства, данных о производительности труда и ставок оплаты труда основного производственного персонала
  • В бюджете заработной платы основного производственного персонала необходимо выделять две составные части:
    1. фиксированную часть оплаты труда
    2. сдельную часть оплаты труда
  • Если к моменту составления бюджета накопилась значительная кредиторская задолженность по выплате заработной платы, то необходимо предусмотреть график её погашения.

Бюджет коммерческих расходов.

  • В бюджете коммерческих расходов учитываются все расходы связанные со сбытом, продвижением и хранением товара.
  • Бюджет коммерческих расходов формируется с учетом бюджета переменных общепроизводственных расходов, рекламного бюджета и других постоянных коммерческих расходов.
  • Переменные коммерческие расходы (комиссионные вознаграждения, затраты на упаковку, складскую обработку, транспортировку товаров заказчикам) зависят от объёма продаж и закупок и переносятся из бюджета переменных общепроизводственных расходов.
  • Коммерческие расходы группируются по критериям, основными из которых являются: виды продукции, категории покупателей.
  • При составлении бюджета коммерческих расходов в отдельную группу выделяются постоянные затраты: расходы на рекламу и маркетинг и расходы на хранение товаров на складе. Величина эти расходов планируется на основе статистических данных (расходы предшествующего периода с учетом сезонности) и решений менеджмента. Например, может быть принято решение об изменении местонахождения склада или площади арендуемых помещений, о пересмотре сумм страховых покрытий товарных запасов и другое.

Бюджет общих и административных расходов.

  • Бюджет показывает все расходы, не связанные с коммерческой деятельностью предприятия, а именно: затраты на содержание офиса, расходы на содержание персонала, освещение и отопление сооружений непроизводственного назначения, командировки, услуги связи, налоги и проценты за кредиты, относящиеся на себестоимость и т.д.
  • Общие и административные расходы носят постоянный характер.
  • Бюджет общих и административных расходов составляется на основе бюджетов подготовленных центрами ответственности.

Прогнозный отчет о прибылях и убытках.

  • Прогнозный отчёт о прибыли и убытках - первый из документов основного бюджета, показывающий, какой доход заработало предприятие за отчётный период и какие затраты были понесены.
  • Информация о доходах поступает из бюджета продаж. Данные о затратах, необходимых для обеспечения запланированного объёма продаж определяются при расчете себестоимости реализованных товаров. Информация о расходах связанных с текущей деятельностью предприятия поступает из бюджета коммерческих расходов и бюджета общих и административных расходов.
  • Составление прогнозного отчета о прибыли и убытках является последним этапом при подготовке оперативного бюджета.

Финансовый бюджет.

Финансовый бюджет - это план, в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования в будущем периоде. Финансовый бюджет включает в себя бюджет капитальных затрат, бюджет денежных средств компании и бюджетный бухгалтерский баланс.

Бюджет капитальных затрат.

  • Бюджет капитальных затрат представляет собой план капитальных расходов с указанием источников финансирования.
  • В бюджет капитальных затрат включают как планы по приобретению основных средств и нематериальных активов, так и долгосрочные инвестиционные проекты. В последнем случае составляют отдельные расчеты инвестиционных проектов с целью определения рентабельности инвестиций. Проекты которые удовлетворяющие критериям рентабельности включаются в бюджет капитальных затрат.

Бюджет денежных средств.

  • Составление прогноза денежных потоков - один из самых важных и сложных шагов в бюджетировании; основой для его составления служит прогноз объёма продаж.
  • Это план поступления денежных средств и платежей и выплат на будущий период времени.
  • В целом этот бюджет показывает ожидаемое конечное сальдо на счете денежных средств на конец бюджетного периода.
  • Поступления от основной деятельности рассчитываются с учётом изменений в дебиторской задолженности, расходы - с учётом изменений в кредиторской задолженности.

Прогнозный баланс.

  • Показывает, какими средствами финансирования обладает предприятие, и как используются данные средства.
  • Характеризует финансовое состояние предприятия на конкретную дату
  • Для прогноза баланса используется величина нормируемых оборотных активов и величина дебиторской задолженности.
  • Пассивная часть баланса формируется, исходя из предполагаемой оборачиваемости кредиторской задолженности, прочих текущих пассивов и других источников финансирования.
  • Расхождение в прогнозах активной и пассивной частей баланса даёт представление о нехватке (избытке) финансирования. Решение о способе финансирования принимается на основании дополнительного анализа.
  • Изменение структуры баланса сказывается на потоке денежных средств.

Комплексный нормативный метод учета как информационная база бюджетного процесса.

Нормативный метод применяется в основном в предприятиях занятых массовым производством, но может быть применен и в среднесерийном производстве. Фактическая себестоимость здесь рассчитывается от нормативной себестоимости путем учета изменений норм и отклонений от этих норм. Учет отклонений от норм организуется в зависимости от технических особенностей сырья и материалов, нормирования их расхода и технологии процесса производства. Сами отклонения от действующих норм определяются путем сопоставления фактического расхода материалов на выпуск продукции по партиям с нормативным расходом.

УЧЕТ НОРМАТИВНЫХ ЗАТРАТ

Нормативные затраты на единицу произведенного продукта Составляющие Определение Влияющие факторы
1 2 3 4
Нормативные прямые материальные затраты Нормативная цена единицы материалов Оценка затрат определенного вида материала на следующий учетный период Возможные увеличения цен, количественные изменения на рынке материалов, новые источники поставок и др.
Нормативное количество материалов Оценка ожидаемого количества материалов, которое будет использовано для производства единицы продукта Инженерные спецификации изделий, качество материалов, техническое состояние оборудования, квалификация и опыт рабочих
Нормативные прямые трудовые затраты Норматив времени (затраты труда) на единицу продукции Оценка времени, необходимого для каждого подразделения, станка или процесса, чтобы произвести одну единицу или одну партию изделий Замена машин и оборудования, изменение квалификации рабочей силы
Нормативная ставка оплаты труда Почасовые затраты труда, ожидаемые в следующем учетном периоде для каждой операции или вида работ Общеотраслевые нормативы, распоряжения руководства, изменения контракта
Нормативные общепроизводственные расходы Нормативный коэффициент переменных общепроизводственных расходов Отношение общей суммы планируемых переменных общепроизводственных расходов к нормативной величине показателя, принятого за базу расчетов (чаще всего это показатель прямых затрат по заработной плате, т. е. нормо-часы трудозатрат) Изменение базы расчетов
Нормативный коэффициент постоянных общепроизводственных расходов Отношение общей суммы планируемых постоянных общепроизводственных расходов к нормальной мощности в нормо-часах трудозатрат Изменение базы расчетов

Управление по отклонениям.

Общее отклонение прямых материальных затрат = Отклонение по цене прямых материальных затрат - Отклонение по использованию прямых материальных затрат
= (фактическая цена - нормативная цена) фактическое количество - (фактическое количество - нормативное количество) нормативная цена
= фактическое количество фактическая цена - нормативное количество нормативная цена

Общее отклонение прямых трудовых затрат = Отклонение по ставке оплаты прямого труда - Отклонение по производительности прямого труда
= (фактическая ставка - нормативная ставка) фактические часы - (фактические часы - нормативные часы) - нормативная ставка оплаты труда
= фактические часы фактическая ставка оплаты - нормативные часы нормативная ставка оплаты труда

Управление по отклонениям (отклонения общепроизводственных расходов).

Правила ведения учетных записей:

  • все записи на счетах ведутся по нормативам;
  • для каждого вида отклонений выделяется отдельный счет ("Отклонение по цене прямых материалов", "Отклонение по использованию прямых материалов" и т. д.);
  • неблагоприятные отклонения отражаются по дебету этих счетов, благоприятные - по кредиту.

    Пример (анализ отклонений). Компания использует систему учета нормативных затрат. Основной продукт производится в единственном цеху. Нормативные переменные затраты на одну единицу готового изделия следующие:

      Прямые материалы (3 кв. м $12.50/кв.м.) $37.50
      Прямой труд (1.2 часа $9.00/час) 10.80
      Переменные ОПР (1.2 часа $5.00/час) 6.00
      Нормативные переменные затраты на единицу $54.30

    Нормальная мощность составляет 15,000 часов прямого труда, планируемые постоянные ОПР за год равны $54,000. В течение года компания произвела и продала 12,000 единиц готовой продукции.

    Известны следующие данные:

  • Было закуплено и использовано 37,500 кв. метров прямых материалов; покупная цена составляла $12.40 за один кв. м;
  • Затраты прямого труда составили 15,250 часов, и средняя ставка оплаты прямого труда равнялась $9.20 за один час;
  • Фактические ОПР за период составили: $73,200 - переменные ОПР и $55,000 - постоянные ОПР.

    1. Нормативные часы на фактический выпуск = 12,200 ед. 1.2 час/ед. = 14,640 часов.

    2. Нормативный коэффициент постоянных ОПР = $54,000: 15,000 час. = $3.60 на один час прямого труда.

    3. Отклонение по цене прямых материалов = ($12.40 - $12.50) 37,500 кв. м = $3,750 (Б)

    4. Отклонение по использованию прямых материалов = (37,500 кв. м - 12,200 ед. 3 кв. м) $12.50/кв. м = $11,250 (Н)

    5. Отклонение по ставке оплаты прямого труда = ($9.20 - $9.00) 15,250 часов = $3,050 (Н)

    6. Отклонение по производительности прямого труда = (15,250 час. - 12,200 ед. 1.2 час./ед.) $9.00/час = $5,490 (Н)

  • Операционный бюджет - это бюджет отдельного Центра финансовой ответственности (ЦИП). Цель составления операционного бюджета - планирование и учет результатов хозяйственных операций, которые осуществляет соответствующий ЦФО. По сути, операционный бюджет - это инструмент делегирования полномочий и ответственности каждого ЦФО по отнесены к нему финансовые показатели.

    Для каждого ЦФО составляется один (и только один!) Операционный бюджет. Общее количество операционных бюджетов на предприятии равно количеству сформированных в нем ЦФО. Итак, в этом количественном соотношении соответственно уже просматривается возможность установления связи между финансовой и бюджетной структурой.

    Для различных центров финансовой ответственности, которые занимаются подобной деятельностью, содержание и соответственно названия статей и их групп операционных бюджетов могут совпадать.

    Примером могут быть Операционные бюджеты за ценре доходов и расходов.

    1. Бюджет центра дохода "Бизнес А"

    1.1. Реализация основной продукции.

    1.2. Готовая продукция.

    2. Бюджет центра дохода "Бизнес Б".

    2.1.1. Реализация основной продукции.

    2.1.2. Услуги.

    3. Бюджет центра затрат "Коммерция".

    3.1. Коммерческие расходы.

    3.1.2. Оплата труда менеджеров по продажам.

    3.1.3. Комиссии с продаж.

    3.1.4. Транспортные расходы.

    4. Бюджет центра затрат "Маркетинг".

    4.1. Коммерческие расходы.

    4.1.6.1нтернет-продвижения.

    Функциональные бюджеты

    Хозяйственную деятельность предприятия можно представить как набор определенных функций. В целом перечень этих функций можно представить следующим образом:

    Продажи;

    Закупки;

    Производство;

    Хранение;

    Транспортировки;

    Администрирование (управление)

    Финансовая деятельность;

    Инвестиционная деятельность.

    Статьи операционных бюджетов, сгруппированы по признаку функциональной принадлежности, образуют функциональные бюджеты. Целью составления функциональных бюджетов является определение потребности в ресурсах для различных направлений деятельности предприятия.

    Каждый функциональный бюджет составляется в целом по предприятию. Итак, система функциональных бюджетов предприятия образует его бюджетную структуру. Таким образом, Бюджетная структура - это система функциональных бюджетов предприятия, в соответствии с которой происходят последовательное планирование и учет результатов его хозяйственной деятельности.

    С позиции этого определения схема составления основного бюджета, безусловно, отражает бюджетную структуру, так как ее блоки представляют собой не что иное, как функциональные бюджеты.

    Более подробный перечень функциональных бюджетов, согласно вышеперечисленных функций предприятия, может рассматриваться так, как показано в табл. 5.6.

    В табл. 3.6 перечислены функциональные бюджеты на верхнем уровне. Однако какой - либо из указанных бюджетов может быть детализирован в соответствии с потребностями конкретного предприятия. Например, если для предприятия имеет смысл контролировать не только в целом производственные затраты, но и отдельные их составляющие, то Бюджет прямых производственных затрат может, в свою очередь, включать Бюджет материальных затрат, бюджет энергозатрат, Бюджет амортизации и тому подобное.

    Таблица 5.6

    Пример перечня функциональных бюджетов

    Наименование бюджета

    бюджет продаж

    Бюджет продаж собственной продукции

    Бюджет продаж покупных товаров

    Бюджет продаж основных средств 03

    Бюджет продаж по прочей деятельности

    Бюджет остатков готовой продукции (ГП) на начало периода

    Бюджет остатков готовой продукции (ГП) на конец периода

    бюджет производства

    Бюджет остатков незавершенного производства (ГП) на начало периода

    Бюджет остатков незавершенного производства (ГП) на конец периода

    Бюджет потребностей в сырье, материалах, инструментов и т.п.

    Бюджет остатков сырья, материалов, инструментов и другого на начало периода

    Бюджет остатков сырья, материалов, инструментов и другого на конец периода

    бюджет закупок

    Бюджет закупок сырья, материалов, инструментов и т.п.

    Бюджет закупок товаров

    бюджет закупок

    Бюджет остатков товаров на начало периода

    Бюджет остатков товаров на конец периода

    Бюджет доходов по основной деятельности

    Бюджет прямых затрат по основной деятельности

    Бюджет прямых производственных затрат

    Бюджет прямых коммерческих расходов

    Бюджет накладных расходов по основной деятельности

    Бюджет накладных производственных расходов

    Бюджет накладных коммерческих расходов

    Бюджет административных расходов

    Бюджет доходов по финансовой деятельности

    Бюджет расходов по финансовой деятельности

    Бюджет доходов по инвестиционной деятельности

    Бюджет доходов от прочей деятельности

    Бюджет расходов по другой деятельности

    Обозначения типа бюджета:

    ДВ - доходов - расходов; РГК - движение денежных средств; НВ - натурально - стоимостные.

    При необходимости можно продолжить детализацию еще на один уровень, когда бюджет материальных затрат детализируется на бюджет сырья (в том числе основные виды рассматриваются отдельно), Бюджет материалов. Бюджет комплектующих (опять же выделив основные виды и (или) поставщиков) и др.

    На основе показателей бюджетов формируется также итоговый финансовый результат: прибыль / убыток или чистый денежный поток (сальдо денежных средств). На предприятии также могут создаваться дополнительные бюджеты - не для расчета финансового результата, а для контроля над функциональными областями в определенных разрезах. Например, при необходимости управлять затратами на заработную плату по всему предприятию составляют Бюджет расходов на заработную плату, который целесообразно рассматривать отдельно, в разрезе производственных, коммерческих и других расходов. Однако, в любой ситуации следует учесть взаимосвязь операционных и функциональных бюджетов, по торговле схематично представлены на рис. 5.1.

    Рис. 5.1. Взаимосвязь операционных и функциональных бюджетов

    Охарактеризуем Сводные (Итоговые) бюджеты предприятия. Каждый функциональный бюджет относится к одному из трех типов бюджетов.

    1. Натурально - стоимостный (Бюджет товаров, запасов и необоротных активов).

    2. Бюджет доходов и расходов (БДР).

    3. Бюджет движения денежных средств (БДДС).

    Согласно этой классификации функциональные бюджеты сводятся по всему предприятию и образуют соответствующие итоговые бюджеты. Так, бюджет прямых производственных расходов, Бюджет накладных расходов, Бюджет коммерческих расходов и т. Д. Группируются и вместе образуют итоговый бюджет доходов и расходов (БДР), а Бюджет поступлений по основной деятельности, Бюджет выплат по прямым производственными затратами, Бюджет выплат по накладным расходах, Бюджет выплат по коммерческой деятельности и т. д. - итоговый Бюджет движения денежных средств (БДДС).

    Многие операции предприятия влияют на все три итоговых бюджеты. Так, реализация продукции будет отображаться в бюджет товаров, запасов и внеоборотных активов как отгрузки готовой продукции и соответственно в основном, в бюджете доходов и расходов - как начисление дохода от реализации, а при оплате этого товара покупателем в бюджете движения денежных средств (БДДС) - как поступления денег от реализации. Следовательно, функциональное Бюджет продаж составляется в разрезе движения товаров, доходов и движения денег и соответствующим образом принимает участие в формировании всех итоговых бюджетов (рис. 5.2).

    Рис. 5.2 Взаимосвязь функционального бюджета продаж и итоговых бюджетов

    Таким образом, итоговые бюджеты, необходимы не только для планирования финансовых результатов, но и для отслеживания "удаленных" и "побочных" эффектов изменения тех или иных моментов в стратегии и тактике предприятия, а также для обоснованного корректировки бюджета в целом. Рассмотрим их подробнее.

    Бюджет доходов и расходов (БДР) отражает формирование экономических результатов деятельности предприятия. Цель его составления - управление экономическими результатами деятельности предприятия, то есть его прибылью и рентабельностью. Под экономическими результатами в данном случае понимаем тот результат производственно - финансовой деятельности предприятия, отражающий изменение стоимости имущества предприятия. Он показывает:

    Доходы предприятия - в общем объеме и (или) детализированы по тем или иным критерием (ЦФО, источник получения и др.);

    Расходы предприятия в общем объеме и (или) детализированы по тем или иным критерием (ЦФО, направление расходов, статья калькуляции пр.);

    Разницу (то есть прибыль или убытки) между доходами и расходами за определенный период.

    На основе этих данных с помощью определенных инструментов анализа (прежде всего факторного анализа прибыли) можно:

    Разработать плановый объем и определить значение каждого источника доходов в общем объеме как доходов, так и прибыли. Такая информация необходима для разработки маркетинговой политики компании, ее производственной программы и тому подобное;

    Выявить статьи расходов, на которые имеет смысл влиять с целью улучшения финансовых результатов (выявить статьи расходов, которые имеют резервы экономии).

    Формат бюджета доходов и расходов (последовательность и группировки статей) должен соответствовать принятому на предприятии формата отчета о прибылях и убытках (Отчета о совокупных доходах) , так как это соответствие позволит качественно спланировать и учесть весь процесс формирования финансовых результатов деятельности предприятия (табл. 5.7) . Для обеспечения сопоставимости удобным является использование одного и того же формата. Полученные результаты по плану, или по факту не нужно ни перегруппировывать, ни перечислять, ни корректировать.

    Таблица В. 7

    Схема формирования финансовых результатов

    выходной

    показатель

    корректировка

    результат

    Действие ("-" - вычитание, "+" - сложение)

    Название показателя

    Доходы по основной деятельности

    Прямые издержки производства

    маржинальный

    Прямые коммерческие расходы

    маржинальный

    Накладные расходы бизнеса

    Вклад на покрытие расходов

    Вклад на покрытие

    Накладные расходы предприятия

    Прибыль от основной деятельности

    прибыль от

    основной

    деятельности

    Доходы по финансовой деятельности

    Прибыль до налогообложения

    Расходы по финансовой деятельности

    Прочие доходы

    Прочие расходы

    Прибыль до налогообложения

    Чистая прибыль

    Чистая прибыль

    Отчисления в фонды предприятия

    Нераспределенная

    дивиденды

    На основе единого формата можно утверждать, что БДТ - так же, как в Отчете о финансовых результатах - предполагает последовательное, шаг за шагом, вычитания из валовых финансовых результатов (выручка, маржинальный доход и т. Д.) Соответствующих статей расходов. Так по результатам такого вычет расходов на каждом шагу формируются "очищенные" от определенной части расходов финансовые результаты. И если на первом этапе формируется маржинальный доход как разница между общими доходами и себестоимостью, то на последнем - получаем чистую прибыль.

    В отдельных случаях целесообразно вводить дополнительные строки "Финансовый результат от финансовой деятельности" и "Финансовый результат от других хозяйственных операций", - что позволит улучшить управление их финансовыми результатами.

    Бюджет движения денежных средств (БДДС) отражает движение денежных средств (денежные потоки) по всем видам банковских счетов, кассы и других мест хранения средств предприятия.

    По направленности денежные потоки делят на два их вида:

    Поступления на предприятие (денежные поступления предприятию);

    Выплаты предприятием (платежи предприятия).

    Разница между входными денежными потоками (поступлениями) и выходными (выплатами) определяет чистый денежный поток предприятия, который может быть как положительным, когда на предприятии накапливаются временно свободные денежные средства, так и отрицательным, когда денежные выплаты превышают поступления. Между поступлениями и доходами, а также между выплатами и расходами существует соответствие. Формирование большинства доходов и расходов связано с поступлением и выплатами средств. Уровень детализации статей БДДС и БДР должен быть одинаковым. Пример соответствия статей БДДС и БДР представлен в табл. 5.8.

    Таблица 5.8

    Соответствие статей БДДС и БДР

    Это соответствие провоцирует поставить знак равенства между прибылью и чистым денежным потоком. Однако, даже начальный предприниматель осознает, что между ними существуют и довольно значительные различия. К основным причинам, которые обусловливают различия между доходами и поступлениями или между затратами и выплатами, это:

    1) различия в сроках. Поступления по времени могут отставать от доходов, а могут опережать их, в отдельных случаях могут совпадать. То же самое происходит и с платежами. Они могут осуществляться синхронно с расходами, могут опережать их, а могут существенно отставать - порой весьма существенно;

    2) различия в суммах. Существуют поступления, которые не являются доходами и наоборот. Предприятие может получать доходы и не иметь соответствующих этим доходам поступлений. По отношению к расходам / платежей имеет место полная аналогия: предприятие может осуществлять расходы, которые не требуют выплат, и проводить выплаты, с бухгалтерской точки зрения не являются расходами.

    Каждую расхождение рассмотрим подробнее.

    Различия в строках по отношению к доходам выглядят следующим образом (табл. 5.9).

    Таблица 5.9

    Расхождение в строках по отношению к доходов и поступлений

    Определяя связи между БДТ, БГРК и балансом, можно указать, что авансовые поступления образуют кредиторскую задолженность предприятия а коммерческий (товарный) кредит, предоставленный клиентам, - дебиторскую.

    Разница в строках по отношению к расходов и платежей имеют такой вид (табл. 5.10):

    Таблица 5.10

    Срок платежей по отношению к расходам

    В балансе авансовые платежи представлены в дебиторской задолженности, а товарный кредит, полученный от поставщиков - кредиторской.

    Разногласия в суммах по отношению к доходам не так уж разнообразны: поступления по основной деятельности не может быть больше доходов. Они могут быть только меньше за счет потерь, связанных с "недобросовестной" дебиторской задолженностью. Следовательно, на тех предприятиях, где продукция (работы, услуги) реализуется исключительно за наличные, поступления совпадают с доходами и по срокам, и по объемам. На предприятиях, получают оплату продукции (работ, услуг) авансом, объем доходов и поступлений совпадают, но поступления формируются раньше. На тех же предприятиях, реализующих продукцию преимущественно на условиях коммерческого (товарного) кредита, поступления отстают от доходов и по срокам, и по сумме. Тем не менее по мере нарастания конкуренции коммерческий (товарный) кредит будет расширяться, и этот тип поступлений станет преобладающим.

    Финансовая деятельность предприятия, может генерировать поступления средств, которые не являются доходами, а есть кредитам, также поступлениями, которые не имеют связи с доходами, а есть вложениями в уставный капитал предприятия и спонсорской помощи (в том числе бюджетной).

    Разногласия же в суммах по отношению к расходам возможны в обоих направлениях: как упоминалось выше, являются платежи, которые не являются расходами, и расходы, которые не требуют выплат. Основные статьи, по которым отличающиеся между собой ЕДВ и БДДС приведены в табл. 5.11

    Таким образом, БДДС является обязательным инструментом управления денежными потоками предприятия. С его помощью планируют и анализируют:

    Объемы конкретных выплат и поступлений;

    Сроки осуществления платежей и поступлений денег;

    Направленность денежных потоков - поступлений по источникам, выплат по целевому назначению;

    Обороты денежных средств за период (с необходимой периодичностью), что бывает необходимо для оценки потребности в дополнительном финансировании;

    Остаток (сальдо) денежных средств на счетах на конкретные (контрольные) даты.

    Все указанное позволяет управлять платежеспособностью предприятия, то есть его способностью своевременно погашать обязательства. Это достигается с помощью следующих мер:

    Поддержание на счете необходимого объема денежных средств (для осуществления всех запланированных платежей);

    Таблица 5.11

    Разногласия в статьях между собой БДТ и БДДС

    Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...