Самоуправляемое некоммерческое формирование созданное по. Понятие и виды общественных объединений

Рассмотрим особенности бухгалтерского и налогового учета в общественных объединениях, состав и порядок представления отчетности.

Что представляет собой общественное объединение?

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан.

Цели такого объединения прописываются в уставе. Членами такого объединения могут быть как граждане, так и юридические лица (Федеральный закон от 19.05.1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее по тексту - Закон №82-ФЗ), Федеральный закон от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту - Закон №7-ФЗ), ст.123.4 ГК РФ).

Общественные объединения создаются на основе общности интересов (например, общественная организация инвалидов, право на создание которой предусмотрено в Федеральном законе от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»).

Отметим, что организационно-правовыми формами общественных объединений могут быть (ст.7 Федерального закона от 19.05.1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях»):

    общественная организация;

    общественное движение;

    общественный фонд;

    общественное учреждение;

    орган общественной самодеятельности;

    политическая партия.

Общественное объединение, которое создано в форме юридического лица, может иметь в собственности земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, которое необходимое для функционирования его деятельности (ст.30 Закона №82-ФЗ).

Специфика правового статуса общественных объединений предопределяет порядок бухгалтерского учета.

Особенности бухгалтерского учета и отчетности общественного объединения

При подготовке отчетности объединения должны руководствоваться общими бухгалтерскими стандартами. Федеральным законом о бухгалтерском учете от 06.12.2011 г. №402-ФЗ сделаны определенные послабления для ведения бухгалтерского учета НКО и, соответственно, общественных объединений. Так, объединения вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (пп.2 п.4 ст.6 Закона №402-ФЗ).

Общественные объединения представляют налоговую, бухгалтерскую, пенсионную, статистическую отчетность в установленном порядке. Годовая бухгалтерская отчетность объединения состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании денежных средств и отчета о финансовых результатах (п.2 ст.14 Закона №402-ФЗ, приказ Минфина РФ №66н, Информация Минфина РФ «Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций» (ПЗ-1/2015)).

Кроме того, существует и специальная отчетность, которую должны формировать общественные объединения.

Важно!

Общественные объединения должен представлять в Минюст отчеты о деятельности и другую отчетность (п.32 Закона №7-ФЗ, рекомендации по заполнению приведены в Методических рекомендациях по заполнению, утв. приказом Минюста РФ от 17.03.2011 г. №81).

Особенности налогового учета общественных объединений

Статус деятельности общественных объединений определяет и особенности их налогообложения. Общественные объединения могут применять общую систему налогообложения и упрощенную систему налогообложения. Общественные объединения вправе применять ЕНВД, если такой режим установлен на территории региона в части видов деятельности, предусмотренных ст.346.26 НК РФ (письма ФНС РФ от 29.06.2015 г. № ГД-4-3/11277@, Минфина РФ от 18.07.2014 г. №03-11-09/35501).

Важно!

При определении предельной величины доходов с целью возможности применения «упрощенки», доходы от целевого финансирования не учитываются (письмо Минфина РФ от 19.08.2015 г. №03-11-06/2/47934).

Применяя общую систему налогообложения, общественным объединениям предоставляется ряд налоговых льгот.

Льгота по налогу на прибыль

Cогласно ст.246 НК РФ все общественные объединения признаются плательщиками налога на прибыль.

Важно!

Средства, полученные объединениями на содержание и ведение уставной деятельности, не облагаются налогом на прибыль (п.1 пп.14 ст.251 НК РФ).

Как разъяснил Минфин РФ, пожертвования, полученные общественной организацией на реализацию ею уставных задач, признаются целевыми поступлениями, не подлежащими налогообложению, только в том случае, если полученные средства направлены на достижение общеполезной цели и организация ведет раздельный учет таких поступлений (письмо от 05.08.2011 г. №03-03-06/4/91). По окончании налогового периода объединения обязаны представить в налоговый орган отчет о целевом использовании полученных средств (лист 07 декларации по налогу на прибыль).

Льгота по НДС

Общественные объединения являются плательщиками НДС (за исключением объединений, применяющих спецрежимы). При этом объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров, продукции, работ и услуг (ст.146 НК РФ). Однако для определенных операций существует льготы. Например, освобождены от налогообложения НДС:

Операции по реализации товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утв. Правительством РФ), работ, услуг производимых общественными организациями инвалидов, среди членов которых инвалиды (законные представители) составляют не менее 80 процентов (пп.2 п.3 ст.149 НК РФ);

Услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми (пп.3 п.2 ст.149 НК РФ).

Полученные объединениями целевые средства (вступительные и членские взносы, пожертвования и иные средства) не облагаются НДС в случае, если их получение не связано с реализацией товаров, работ, услуг (пп.1 п.1 ст.146 НК РФ).

Льгота по налогу на имущество

Общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды (законные представители) составляют не менее 80%, освобождены от налогообложения в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности (п.3 ст.381 НК РФ).

Понятие и виды общественных объединений. Общественное объединение - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан

Общественное объединение - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения

Общественное объединение - это объединение физических лиц (граждан). Объединение юридических лиц (организаций) в России называется ассоциацией. Тем не менее, членами общественного объединения наряду с гражданами могут быть юридические лица - другие общественные объединения.В России общественные объединения могут создаваться в следующих организационно-правовых формах (ст. 7 ФЗ «Об общественных объединениях»):

· общественная организация

· общественное движение

· общественный фонд

· общественное учреждение

· орган общественной самодеятельности

· политическая партия

В соответствие с Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», профсоюзы также являются общественными объединениями. Профсоюз не является отдельной организационно-правовой формой общественных объединений и может создаваться в любой организационно-правовой форме, предусмотренной федеральным законом «Об общественных объединениях», за исключением политической партии (на практике профсоюзы обычно действуют в форме общественной организации ввиду возможности наличия членства).В РФ могут создаваться и действовать общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения, а также международные общественные объединения.Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - общественные объединения. В тех случаях, когда то или иное новое объединение образуется действующими общественными объединениями без участия физических лиц, то речь идет об образовании не общественного объединения граждан, а союза (ассоциации) общественных объединений. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут выступать в качестве учредителей, членов и участников общественных объединений. Специальные законы об отдельных видах общественных объединений могут устанавливать иные требования к составу и количеству учредителей. Учредители общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности.Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным и осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные действующим законодательством.Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.Деятельность общественных объединений регламентируется в Российской Федерации Федеральным законом «Об общественных объединениях», а также рядом других специальных федеральных законов: «О свободе совести и о религиозных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О негосударственных пенсионных фондах».



38. Понятие и виды религиозных организаций. Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее такими соответствующими этой цели признаками, как вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.Правовое положение религиозных организаций определено Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», постановлением Правительства «О порядке регистрации, открытии и закрытии в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций» и другими нормативными правовыми актами.Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющих деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляется в пользование группы ее участниками. Граждане, образовавшие религиозную группу с намерением в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию, уведомляют о ее создании и начале деятельности органы местного самоуправления.Религиозной организацией признается добровольное религиозное объединение, зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица и включенное в Единый государственный реестр юридических лиц. Религиозные организации в зависимости от территории деятельности подразделяются на:1) местные, состоящие не менее чем из 10 участников, постоянно проживающих в одной местности (городе, селе, районе);2) централизованные, состоящие не менее чем из трех местных религиозных организаций.Запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти и местного самоуправления, воинских частях, иных государственных и муниципальных организациях.Религиозные организации действуют на основании устава, утвержденного их учредителями или централизованной религиозной организацией и зарегистрированного в органах Министерства юстиции РФ. В уставе указываются: наименование, место нахождения, цели, задачи и формы деятельности, структура организации и органы управления, порядок создания и прекращения деятельности, источники образования денежных средств и иного имущества. Не допускается отказ в регистрации религиозной организации по мотивам нецелесообразности ее создания.



39. Понятие фонда как юридического лица. Изменение устава и ликвидация фонда. Фонд - некоммерческая организация, распоряжающаяся капиталом, создаваемым для благотворительных, социальных или иных общественно-полезных целей.Имущество, переданное фонду, является собственностью фонда. В свою очередь, учредители не несут ответственность по обязательствам фонда, равно как и фонд не отвечает по обязательствам, возникшим у его учредителей. Нельзя обратить судебное взыскание на имущество лица, внесенное в фонд. Фонд использует имущество для целей, указанных в уставе и обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Название данной организации должно включать наименование и слово «фонд». Решение о ликвидации фонда принимает только суд и исключительно по заявлению заинтересованных лиц.Фонд представляет собой организацию - специалиста по трате денежных средств. Поэтому круг его учредителей обычно не широк. Сами учредители не получают какие-либо привилегии и тем более - прибыль. Членства в фонде нет, как и договоров. Есть только устав. Учредитель не отвечает за долги фонда, потому что фонд - автономная организация и способна зарабатывать средства сама. Отсюда наличие у фондов большого «соблазна» заниматься предпринимательской деятельностью. Поэтому с целью контроля за деятельностью фондов создается попечительский совет, он же - орган управления в фонде. Обязательным условием совета является его формирование из сторонних лиц. В гражданском кодексе Российской федерации существует 2 статьи о фондах (глава четвертая) - 118 и 119. 118 Статья об основных положениях о фонде, статья 119 об изменении устава и ликвидации

Добровольные объединения в РФ создаются и действуют на основе законодательства об общественных объединениях в связи с реализацией гражданами права на объединение.

Нормативной основой деятельности общественных объединений в РФ является:

  1. Конституция РФ
  2. Федеральный Закон РФ «Об общественных объединениях»

Указанный закон является базовым и предусматривает возможность принятия законов, регулирующих деятельность отдельных видов общественных объединений.

Право граждан на объединение включает в себя:

  1. Право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей;
  2. Право вступать в существующие общественные объединения;
  3. Право воздерживаться от вступления в них;
  4. Право беспрепятственно выходить из общественных объединений;

Общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (уставных целей)

Независимо от организационно - правовой формы и вида общественного объединения, все они образуются и действуют на основе одних и тех же принципов

Принципы общественных объединений:

  1. Добровольность;
  2. Равноправие;
  3. Самоуправление;
  4. Законность;

Все лица, принимающие участие в деятельности объединения, могут быть подразделены на три группы:

Учредители – это лица, по инициативе которых создается объединение. Учредителями могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения.

Учредители созывают съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, а также формируются его руководящие и контрольно-ревизионные органы;

Члены общественного объединения – это лица, чья заинтересованность в решении задач общественного объединения и сама деятельность в нем оформляется документально индивидуальными заявлениями или иными документами, позволяющими учитывать количество членов объединения.

Индивидуальное членство может быть оформлено различным образом: в одних организациях имеется лишь список ее членов, тогда как в других могут выдаваться членские билеты;

Участники общественного объединения – это лица, выражающие поддержку целям данного объединения и (или) его отдельным акциям и принимающие участие в его деятельности без обязательного документального оформления своего участия;

Законодательством предусмотрены следующие организационно-правовые формы создания общественных объединений:

  1. Общественная организация;
  2. Общественное движение;
  3. Общественный фонд;
  4. Общественное учреждение;
  5. Орган общественной самодеятельности;

Общественная организация – это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Это единственное общественное объединение, основанное на обязательном членстве. Для всех других форм членство необязательно, достаточно лишь участия. К общественным организациям относятся политические партии, профсоюзы, спортивные, молодежные, творческие и иные объединения.

Общественное движение – это массовое общественное объединение, состоящее из участников, не имеющих постоянного членства. Основным признаком движения является его массовость. Общественные движения создаются для решения какой-либо общественно значимой политической, экологической, социальной и иной проблемы. В РФ в качестве движений зарегистрированы такие формирования, например, как движение «Солдатские матери»

Общественный фонд – это не имеющее членства общественное объединение, создаваемое с целью формирования имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использования этого имущества на общественно-полезные, в том числе и благотворительные, цели. Общественный фонд решает специфические задачи - накопление имущества для реализации социально-полезных целей и не нуждается в массовом членстве, например, Фонд борьбы с коррупцией

Общественное учреждение – не имеющее членства общественное объединение, создаваемое в целях оказания каких-либо конкретных услуг в области образования, здравоохранения, культуры, спорта и других сферах. Особенность этого вида объединений состоит в том, что учреждения образуются гражданами, предоставившими учреждению свое имущество на праве оперативного управления. Примерами учреждений могут быть общественные музеи, стадионы, библиотеки.

Орган общественной самодеятельности – не имеющее членства общественное объединение, создаваемое с целью решения социально-значимых проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы. Основная особенность органа общественной самодеятельности состоит в том, что он создается для решения задач, имеющих локальное, местное значение. Например, родительские комитеты в школах, студенческие комитеты в вузах, уличные, дворовые, домовые комитеты, создаваемые населением по месту жительства.

Виды общественных объединений выделяются в зависимости от территориальной сферы их деятельности:

Общероссийское общественное объединение осуществляет свою деятельность на территории более половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения;

Межрегиональное общественное объединение осуществляет свою деятельность на территории менее половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения;

Региональное общественное объединение осуществляет свою деятельность в пределах территории одного субъекта РФ;

Местное общественное объединение осуществляет свою деятельность в пределах территории органа местного самоуправления;

Международное общественное объединение – это образованное в РФ общественное объединение, в соответствии с уставом которого в иностранных государствах создается и осуществляет свою деятельность хотя бы одно его структурное подразделение - организация, отделение или филиал и представительство.

Законодательство отдельно выделяет политические общественные объединения, для которых установлен особый правовой режим.

Политическое общественное объединение – это общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов.

Принадлежность общественного объединения к политическим общественным объединениям должна быть оговорена в его уставе.

Политические общественные объединения подлежат обязательной государственной регистрации. Законодательство устанавливает перечень требований, которым должно отвечать политическое общественное объединение.

Политические общественные объединения могут образовываться в форме общественной организации или общественного движения.

Взаимодействие государства и общественных объединений выражается в том, что государство обеспечивает реализацию права граждан на объединение, обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, поддерживает и, с другой стороны, контролирует их деятельность.

Защита прав и законных интересов объединений выражается в том, что они могут обращаться в суд, прокуратуру, иные органы в случае возникновения препятствий для их деятельности, для обжалования решений государственных органов и иных субъектов.

Поддержка государства выражается в том, что государство оказывает содействие общественным объединениям, например, предоставляет помещения, выделяет льготы, ссуды. При этом государство контролирует общественные объединения на предмет соблюдения ими законодательства.

Государство и общественные объединения не вмешиваются в деятельность друг друга. Государство не может быть членом или учредителем общественного объединения.

Государство испытывает воздействие со стороны общественных объединений, ибо последние участвуют в формировании государственных органов, могут влиять на назначение лиц на государственные должности, участвовать в правоворчестве, предлагая те или иные законопроекты, имеют возможность влиять на принятие решений органами государства, в том числе и путем формирования общественного мнения. Таким образом, общественные объединения участвуют в политической деятельности.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 01.01.01 года, ст.5).

Принцип деления всех объединений на коммерческие и некоммерческие – это их отношение к прибыли. Некоммерческая организация не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль среди своих участников.

Учредители, члены и участники общественного объединения

Учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица – общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионные органы.

Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица – общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.

Участниками общественного объединения являются физические лица и юридические лица – общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия, если иное не предусмотрено уставом.


Учредители, члены, участники общественного объединения (физические и юридические лица) имеют равные права и несут равные обязанности.

Организационно-правовые формы

Федеральный закон «Об общественных объединениях» предусматривает следующие организационно-правовые формы общественных объединений:

Общественная организация;

Общественное движение;

Общественный фонд;

Общественное учреждение;

Орган общественной самодеятельности.

· Общественная организация – основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Высшим руководящим органом является съезд (конференция) или общее собрание.

· Орган общественной самодеятельности – не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга людей, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализации программы органа общественной самодеятельности по месту его создания. Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятом на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций.

· Общественное движение – состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно-полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Руководящим органом является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

· Общественный фонд – один из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов , иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах. Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании.

· Общественное учреждение – не имеющее членства общественное объединение, ставящее целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. Управление общественным учреждением и его имущество осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями). В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Указанный орган может определять содержание деятельности учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями).


· Союзы (ассоциации) общественных объединений. общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения. Правоспособность союзов (ассоциаций) общественных объединений как юридических лиц возникает с момента их государственного регистрации.

Юридические основы деятельности

Общественные объединения независимо от их организационно правовых форм равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения должны строить свои взаимоотношения с государством и обществом на основе различных юридических норм. Эти нормы могут быть зафиксированы как в законодательных актах, так и в собственных учредительных документах общественного объединения.

К числу основных законодательных актов, регламентирующих создание и деятельность общественных объединений, относятся:

· Федеральный закон «Об общественных объединениях»;

· Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;

· Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».

Основным учредительном документом общественного объединения является его Устав. Устав общественного объединения должен предусматривать (ст. 20 Федерального закона «Об общественных объединениях»):

· название, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму;

· структуру общественного объединения, его руководящие и контрольно-ревизионные органы, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;

· условия и порядок вступления и выхода из общественного объединения, права и обязанности членов данного объединения (только для объединений, предусматривающих членство);

· компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;

· порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;

Орган, регистрирующий общественные объединения, в месячный срок обязан рассмотреть заявление общественного объединения о его регистрации и принять решение: зарегистрировать общественное объединения либо отказать в государственной регистрации общественного объединения. Документом, удостоверяющим государственную регистрацию общественного объединения, внесение данного объединения зарегистрировавшим его органом в единый государственный реестр юридических лиц является свидетельство о государственной регистрации.

Отказ в государственной регистрации не является препятствием для повторной подачи документов на государственную регистрацию при условии устранения оснований, вызвавших отказ.

Специфика детских и молодежных объединений

Детское (молодежное) общественное объединение – такое общественное объединение, в котором вместе с руководителями добровольно объединяются лица в возрасте до 30 лет для совместных целей, удовлетворения социальных потребностей. Детским признаются объединения, насчитывающие в своем составе не менее 2/3 граждан до 18 лет.

Детские и молодежные объединения являются разновидностью общественных объединений, но они имеют особый, по сравнению со всеми остальными, статус и специфику деятельности.

Закон «Об общественных объединениях» от 01.01.01 предусматривает, что «членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет», а «детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет». Но в то же время их учредителями могут быть граждане не моложе 18 лет, что, несомненно, ограничивает права младших возрастов на собственное объединение и создает необходимость привлекать в свои ряды как минимум троих восемнадцатилетних (или старше).

Это обосновывает необходимость наличия у детского (молодежного) объединения взрослого (совершеннолетнего) руководителя, который может решать все вопросы финансовой и юридической сторон деятельности объединения.

Алгоритм создания общественного объединения

1. Создание инициативной группы.

Инициативная группа проводит подготовительную работу по созданию общественного объединения. Инициаторами создания детского и молодежного общественного объединения могут быть дети, молодежь, педагоги, родители.

2. Диагностирование проблемы.

На данном этапе инициативная группа определяет миссию будущего объединения, цели, задачи деятельности. Изучает правовые акты , регулирующие порядок создания и деятельность общественного объединения, разрабатывает проект устава. Информирует потенциальных учредителей (членов) объединения об идее создания.

3. Выбор направления работы, определение типа и формы объединения.

После определения целей и задач деятельности будущего объединения необходимо определить направления деятельности (например, формирование и пропаганда среди молодежи идей здорового образа жизни; развитие интеллектуальных и творческих способностей молодых людей; экологическое просвещение населения и т. д.). На данном этапе необходимо определиться и с формой создаваемого общественного объединения (организация, движение, фонд, учреждение и др.).

4. Планирование, организационные мероприятия по подготовке к учредительному собранию.

Учредительное собрание – сбор людей, желающих создать какое-либо общественное объединение.

На этом этапе необходимо спланировать последовательность мер по подготовке учредительного собрания. Созывает учредительное собрание инициативная группа.

В ходе подготовки к учредительному собранию необходимо:

Определить место проведения собрания;

Подготовить проекты решений по всем вопросам повестки.

В повестку дня необходимо внести следующие вопросы:

1. О создании детского (молодежного общественного объединения).

2. Об утверждении Устава объединения.

3. Об утверждении программы деятельности объединения.

4. Об избрании руководителя объединения.

5. Об избрании руководящего органа объединения.

Именно в такой последовательности рассматриваются вопросы на учредительном собрании. Если Уставом будет предусмотрено, что руководитель объединения избирается на заседании руководящего (координирующего) органа объединения, тогда 4 вопрос из повестки дня исключается.

Рассмотрим подробно процедуру проведения учредительного собрания.

Открывает собрание представитель (лидер) инициативной группы. Он говорит о целях собрания, количестве зарегистрировавшихся участников. Он предлагает от инициативной группы избрать председателя и секретаря собрания. Далее учредительное собрание ведет председатель. Очевидно, что председателем собрания зачастую выбирают лидера инициативной группы.

Председатель собрания выносит на утверждение собрания повестку дня.

По первому вопросу с сообщением, как правило, выступает лидер инициативной группы. Он обосновывает необходимость создания объединения. Обычно по данному вопросу большой дискуссии не происходит, так как полноправными участниками собрания являются те, кто зарегистрировался и уже имеет желание создать данное объединение.

5. Проведение учредительного собрания.

В соответствии со ст.18 Федерального закона «Об общественных объединениях» «решение о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом».

Необходимо учитывать, что на собрании регистрируются только те участники, которые пришли с целью создания объединения, готовностью участвовать в его деятельности и вносить свой посильный вклад.

В ходе учредительного собрания ведется протокол, в котором фиксируется все моменты обсуждения вопросов повестки дня.

Руководящий орган общественного объединения

Название руководящего органа не столь важно, так как суть деятельности от этого не меняется.

Функции руководящего органа:

Созывает общие собрания членов объединения, утверждает проекты повестки дня собраний, готовит проекты решений;

Утверждает планы работы объединений, планы подготовки отдельных мероприятий;

Распределяет поручения и задания по выполнению планов работы, подготовки мероприятий;

Ведет делопроизводство в общественном объединении;

Заслушивает отчеты о выполнении поручений и заданий;

Выдвигает разные инициативы и идеи для обсуждения среди членов объединения;

Рассматривает предложения, заявления членов объединения и принимает решения по существу этих обращений;

Координирует подготовку мероприятий, принимает в члены объединения и исключает из членов объединения (если такое право не закреплено только за собранием в Уставе объединения).

В наличии у руководящего органа должны быть:

Список членов объединения с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, домашнего адреса, телефона, обязанностей в объединении, увлечений. В сведения могут быть включены и другие сведения;

Протоколы собраний общественного объединения;

Список членов руководящего органа с указанием личных данных и обязанностей;

Планы работы (перспективные, текущие);

Документы, приходящие в объединение и исходящие из объединения;

Устав объединения.

По вашему желанию список может быть дополнен.

Формы общественных объединений

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Развитие общественных объединений служит гарантом построения гражданского общества.

В соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» такого рода некоммерческие организации могут создаваться в виде общественной организации, общественного движения, общественного фонда, общественного учреждения, органа общественной самодеятельности.

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Необходимо отметить, что в Федеральном законе «О некоммерческих организациях» термин «общественная организация» трактуется более широко, чем в Законе «Об общественных объединениях»: понятие общественной организации практически равнозначно понятию общественного объединения. Общественную организацию целесообразно создавать в тех случаях, когда она может представлять интересы вполне определенного круга лиц, которые могут стать ее членами. В нашей стране широко известны такие общественные организации, как Всероссийское общество инвалидов, Союз журналистов и др.

Общественное движение – это не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками данного движения. Общественное движение в отличие от общественной организации предполагает массовое участие людей в его деятельности. Одним из классических примеров общественного движения является «Гринпис».

Общественный фонд это не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. В России широко известен, в частности, Детский фонд.

Общественное учреждение это не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям данного объединения. Примерами такого учреждения являются общественная библиотека, общественный театр, спортивная школа и др.

Орган общественной самодеятельности это не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы различных социальных проблем, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания. Примером такой формы общественного объединения может быть студенческий совет в общежитии учебного заведения.

Общественное объединение вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений.

В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территории более половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства.

Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территории менее половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства.

Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта РФ.

Подместным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями, осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

Структура общественных объединений весьма разнообразна. Это – политические общественные объединения, молодежные и детские объединения, профсоюзы, физкультурно-спортивные, творческие, научно-технические, культурно-досуговые объединения, объединения инвалидов войны и труда и др.

Политическое общественное объединение – это общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей закреплено участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, а также участие в организации и деятельности указанных органов. Организационно-правовыми формами политических общественных объединений являются общественная организация (для политической организации, в том числе политической партии) и общественное движение (для политических движений).

Особое место среди общественных объединений занимают молодежные и детские объединения. В Российской Федерации им оказывается государственная поддержка на основе Федерального закона «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ (ред. от 22.08.2004).

Действие указанного Закона не распространяется на молодежные и детские коммерческие организации; молодежные и детские религиозные организации; на молодежные и студенческие объединения, являющиеся профессиональными союзами; на молодежные и детские объединения, учреждаемые политическими партиями.

Молодежное общественное объединение – это объединение граждан в возрасте до 30 лет, на основе общности интересов для осуществления совместной деятельности, направленной на удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей, социальное становление и развитие членов объединения, а также в целях защиты своих прав и свобод.

Детское общественное объединение – это объединение граждан в возрасте до 18 лет и совершеннолетних граждан для совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов, развитие творческих способностей и социальное становление членов объединения, а также в целях защиты своих прав и свобод.

Государственная поддержка общероссийских, международных и межрегиональных молодежных и детских объединений осуществляется при соблюдении ими следующих условий:

Объединение является юридическим лицом и действует не менее одного года с момента его государственной регистрации;

Объединение насчитывает не менее 3000 членов, либо заявленный им для финансирования проект (программа) предусматривает предоставление социальных услуг не менее 3000 детей и (или) молодых граждан.

Еще одним видом общественного объединения является профессиональный союз, представляющий собой добровольное общественное объединение связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду деятельности граждан, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Деятельность профсоюзов регулируется Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ (ред. от 29.06.2004).

Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений. Профсоюзы организуют и проводят оздоровительные мероприятия среди членов профсоюза и их семей. Они имеют право участвовать в формировании социальных программ, в разработке мер по социальной защите работников, определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций в зависимости от изменения индекса цен и др.

В России значительная часть общественных объединений зарегистрирована местными органами юстиции. Среди них преобладают физкультурно-спортивные, добровольные, культурно-просветительские общества.

Общественные организации не только участвуют в реализации социально значимых проектов, но и создают дополнительные рабочие места. В настоящее время в России общественными организациями охвачено 0,4 млн человек, или 0,7% всех занятых в экономике.

Порядок создания общественного объединения

Порядок создания общественного объединения включает этапы, характерные для создания всех видов некоммерческих организаций.

Общественное объединение образуется по инициативе его учредителей: физических лиц (не менее трех человек) и юридических лиц (общественных объединений). Учредители созывают съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются руководящие и контрольно-ревизионные органы.

Количество учредителей для создания политических партий, профессиональных союзов устанавливается соответствующим федеральным законом.

Принадлежность общественного объединения к политическим общественным объединениям должна быть отражена в его уставе.

Учредителями, членами и участниками общественного объединения не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Для государственной регистрации общественного объединения подаются следующие документы:

1) заявление в регистрирующий орган, подписанное членами постоянно действующего руководящего органа данного общественного объединения с указанием места жительства каждого;

2) устав общественного объединения в двух экземплярах;

3) выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов;

4) сведения об учредителях;

5) документ об уплате регистрационного сбора;

6) документ о предоставлении юридического адреса общественного объединения;

7) протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального объединения;

8) при использовании общественным объединением личного имени гражданина или символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, – документы, подтверждающие правомочия на их использование.

Общественное объединение (кроме политических общественных объединений) вправе не регистрироваться в органах юстиции. Однако в этом случае оно не приобретает прав юридического лица.

Документы подаются на государственную регистрацию в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания.

Реорганизация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания, ликвидация – по решению этих же органов управления либо в судебном порядке.

Собственность общественного объединения

Общественное объединение как юридическое лицо в форме некоммерческой организации может иметь в собственности земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительского и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности этого общественного объединения, указанной в его уставе. Общественное объединение также может иметь в собственности учреждения, издательства, средства массовой информации. Они создаются за счет средств объединения исходя из его уставных целей.

Поскольку общественное объединение представляет собой добровольное объединение граждан, то большая часть прав собственности осуществляется ими совместно, на равных отношениях.

Имущество общественного объединения образуется за счет следующих источников:

Вступительных и иных взносов (если их уплата предусмотрена уставом);

Добровольных взносов и пожертвований;

Поступлений от проводимых лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий;

Доходов от предпринимательской деятельности;

Поступлений от внешнеэкономической деятельности;

Других поступлений.

Необходимо обратить внимание на то, что политические общественные объединения не вправе получать финансовую и иную материальную помощь на деятельность, связанную с их участием в выборах, от иностранных государств, организаций и граждан.

Участники общественного объединения не сохраняют прав на переданное ими этой организации в собственность имущество, включая членские взносы. Они не имеют права собственности на долю имущества общественного объединения. Оно принадлежит исключительно общественному объединению как юридическому лицу. В крупных общественных объединениях его отделения, подразделения имеют право оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственниками.

Общественное объединение обязано ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступ к ознакомлению с ним.

Предпринимательская деятельность общественного объединения

Общественные объединения могут вести предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы.

Общественные объединения могут создавать хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации, а также приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности. Поскольку общественное объединение имеет статус некоммерческой организации, оно не может распределять доход от предпринимательской деятельности между его участниками. Такого рода доход должен быть направлен на достижение уставных или благотворительных целей. По данным Госкомстата России, общественные организации имеют в собственности более 180 предприятий, что составляет 6,3% от общего количества предприятий и организаций.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...