Драгоцен сов далай ламы ламрим. Наставления далай-ламы

Ламрим
Практические руководства к этапам Пути Пробуждения


" Система медитации, известная под названием Ламрим, была основана в одиннадцатом веке великим тибетским святым Атишей и получила дальнейшее развитие в практике многих поколений тибетских подвижников. Она впервые была описана в замечательной работе Атиши под названием "Светоч на пути к Пробуждению ". В ней сконцентрирована суть всего буддийского учения о воспитании ума на различных стадиях медитативной практики. Выдающаяся работа великого буддийского подвижника Цонкапы "Ламрим Ченмо" ("Великое объяснение ступеней пути к просветлению") основывается на "Светочи на пути к Пробуждению " Атиши и посвящена его глубокому исследованию.
Обаяние и красота учения Ламрим в соответствии с первоначальным замыслом его авторов должна заключаться в постепенном подходе к вопросам тренировки ума через медитативное созерцание, с учётом всей сложности человеческого сознания. Практикуя Ламрим, человек совершает необычайное духовное путешествие, постепенно рассеивая окутывающую его пелену невежества. Методы этой практики чрезвычайно просты и рациональны, но вместе с тем и необычайно глубоки. От тех, кто приступает к ней, не требуется никаких специальных знаний или предварительной подготовки. Доказательством же эффективности системы медитации Ламрим служат многочисленные примеры великих подвижников прошлого. Она начинается с простых упражнений, направленных на приобретение правильных взглядов и устремлений, и приводит практикующего к глубокому пониманию сути реальности и пустоты, скрытых за внешней стороной явлений. В результате такого постижения ставятся под вопрос сами основы большинства тех общепринятых представлений, которые являются корнем всех наших постоянно изменяющихся эмоций, и таким образом выявляется противоречие между тем, как вещи существуют на самом деле, и тем как они видятся нам. Когда такое видение достигает совершенства, выходя за рамки двойственности и концептуальности на его основе развивается вселенское сострадание бодхисаттвы ко всем живым существам: это и есть состояние полного просветления, при котором индивидуальность освобождается от любых ограничений и способна полностью реализовать свой человеческий потенциал.
В практике Ламрим есть две линии преемственности, и обе они исходят от Будды Шакьямуни : линия глубокого понимания, переданная через Манджушри , и линия обширной практики, идущая через Майтрею . Эти две линии появились как результат объяснения двух основных тем, содержащихся в преподанных самим Буддой сутрах запредельной мудрости: учения о пустоте (внешняя тема) и об этапах пути ясного знания (сокровенное значение). Первое из этих учений распространял Манджушри , а второе – Майтрея .
Атиша объединил обе линии в единое целое, из чего позже возникли три линии преемственности традиции Кадам. В Тибете Атиша написал работу под названием "Светоч на пути к Пробуждению ", которая стала основой для всех последующих трактовок, появившихся позже в Тибете.
Для интенсивной медитации по практике Ламрим необходимо выполнять предварительный этап практики, не только подготавливая место для медитации, но и настраивая свой ум на восприимчивость. Лучше всего это выполнять в рамках того, что называется шестью подготовительными практиками.

  • Атиша (Дипанкара Шри Джняна).
    • Светоч на пути к Пробуждению (перевод А. Кугявичуса).
    • Светильник на пути к пробуждению (черновой перевод Майи Малыгиной. pdf 171 Kb.).
  • Чжэ Цонкапа .
    • Л амрим Ченмо – Большое руководства к этапам Пути Пробуждения (Этапы Пути к Пробуждению, где полностью показаны ступени практики для трёх родов личностей. Перевод А. Кугявичуса, 1994).
      • Подготовительная часть и этап духовного развития низшей личности ( Том 1. pdf 1,00 Mb.).
      • Этап духовного развития средней личности (Том 2. pdf 890 Kb.).
      • Этап духовного развития высшей личности (Том 3. pdf 950 Kb.).
      • Этап духовного развития высшей личности (продолжение). Безмятежность (шаматха) – сущность медитации (Том 4. pdf 799 Kb.).
      • Этап духовного развития высшей личности (продолжение). Проникновение (випашьяна) и его сочетание с безмятежностью (Том 5. pdf 1,60 Mb.).
    • Ламрим Ченмо (пер . А. Кугявичуса, 2010. pdf 33,5 Mb.).
    • Средний Ламрим. Сокращённое руководство к этапам пути Пробуждения (pdf 13,5 Mb.).
    • Краткое изложение поэтапного пути к просветлению (pdf 222 Kb.).
    • Краткая сокращённая практика этапов пути пробуждения (pdf 373 Kb.).
  • Ело Ринпоче.
    • Краткое объяснение сущности Ламрима ( pdf 1,741 Mb.).
    • Комментарий к практике осуществления безмятежности ( pdf 1,02 Mb.).
  • Халха Джецун Дамба Богдо-Геген IX (pdf 1,11 Mb.).
    • Комментарий на текст ламы Цонкапы "Основа всех достоинств" (pdf 100 Kb.).
  • Геше Вангьял.
    • Лестница, украшенная драгоценностями (отрывок из книги. Перевод Н. Овшиева. pdf 160 Kb.).
  • Геше Джампа Тинлей .
    • Структура Ламрима (перевод Майи Малыгиной. pdf 155 Kb.).
  • Побонка Ринпоче.
    • Освобождение в наших руках: краткие наставления об этапах Пути к Просветлению ( перевёл с тиб . Клаудия Веллец, перевёл с нем . И. Урбанаев. pdf 2,91 Mb.).
  • Е.С. Далай-ламы XIV .
    • Путь блаженства: практическое руководство по этапам медитации (pdf 8,45 Mb. П ер . Сергея Хоса).
  • Таранатха.

Тысячи монахов и монахинь ожидают прибытия Его Святейшества
Далай-ламы и начала учений по коренным текстам и комментари-
ям традиции ламрим в Ташилунпо. Фото: Тензин Чойджор (офис
ЕСДЛ

Ташилунпо, Билакуппе, штат Карнатака, Индия, 20 декабря 2015 года – Позавчера, едва прибыв в Ташилунпо и поднявшись по ступеням на просторную веранду, Его Святейшество Далай-лама повернулся к сопровождающим его лицам и сказал: «Вот здесь должен стоять трон для учений». Сегодня утром, когда Его Святейшество пересекал храм, его встречали тибетцы, только что приехавшие из Тибета; сердце сжималось от вида радости и боли, отражавшихся на их лицах. Его Святейшество занял место на троне, откуда его видело большинство собравшихся. Линг Ринпоче, одного из тех, по чьей просьбе даруются нынешние учения по Ламриму, совершил три простирания перед Его Святейшеством, поднес ему мандалу и три символических изображения просветленных тела, речи и ума.

«Как я говорил на днях, – заметил Его Святейшество, – мы произносим молитвы не для того, чтобы прочистить горло, а чтобы наши встречи стали более значимыми и полными смысла. Поэтому сейчас мы прочтем молитвы о принятии прибежища и зарождении бодхичитты. Будда жил в Индии около 2600 лет тому назад и согласно традиции тхеравада отличался бесконечным состраданием и в совершенстве владел искусными средствами. Его учение стало одной из крупнейших мировых религий, Будду считают выдающимся учителем, учителем ненасилия. В наши дни люди, обладающие пытливым, скептическим умом, питают к его учению неподдельный интерес.

Учение Будды помогает нам сохранять покой ума, особенно, когда нас одолевают беды и несчастья. Даже неверующие люди зачастую проявляют любопытство к наставлениям Будды. Среди нас есть приверженцы идеи Бога-творца, и те, кто верит в закон причинно-следственных связей, среди последних ученики одного из направлений школы самкья, джайнисты и буддисты. Согласно закону причин и следствий, если вы хорошо относитесь к другим, то и сами будете счастливы, а если поступаете по отношению к ним плохо, то пожнете дурные плоды.

Суть буддийских учений – взращивание любви и сострадания с опорой на понимание взаимозависимого возникновения. Никто из нас не хочет страданий, откуда же они берутся? Мы сами творим их своими неправильными действиями. Вот почему Будда учил: “Не совершайте злодеяний; взращивайте добродетели; укрощайте свой ум”.

Пока мы находимся во власти искаженных представлений о том, что вещи наделены самобытием, нас будут одолевать разрушительные эмоции, из-за которых мы и создаем себе столько проблем. Будда также учил: “Знайте о страданиях; преодолевайте их причины; обретайте истинное прекращение [страданий]”. Мы можем победить страдания, следуя по пути и обуздывая разрушительные эмоции».

Его Святейшество прервался ненадолго и попросил поднять руки тех, кто приехал на эти учения впервые. Поднялось несколько рук.


Его Святейшество Далай-лама дарует учения в монастыре Таши-
лунпо. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)

«Сутра сердца, которую мы только что прочли, была дарована на Горе Грифов ученикам, среди которых были боги, полубоги, а также люди. Запечатленная в ней беседа велась между существами с чистой кармой. Судя по всему, на Горе Грифов в тот раз собралось гораздо больше народа, чем можно было бы предположить, взглянув на это место сегодня».

Его Святейшество сравнил эту странность со случаем из жизни Миларепы. Во время одного из путешествий в Индию, его ученик Речунг собрал коллекцию наставлений по черной магии. Однажды, когда Речунг пошел за дровами, Миларепа нашел записи и сжег их. Вернувшись и поняв, что случилось, ученик сильно разозлился на учителя и начал его бранить, а тот в ответ вызвал сильнейший град. Сквозь шум града Речунг услыхал, как Миларепа его зовет, но не сразу разглядел, где спрятался учитель. В конце концов он обнаружил того внутри рога яка, хотя рог и был не больше, чем обыкновенно. Учитель пригласил ученика укрыться в роге вместе с ним. Подобные вещи, заметил Его Святейшество, возможны, когда вы полностью контролируете свои ум и энергии.

Таким образом, великое множество существ собралось на Горе Грифов, когда там беседовали Авалокитешвара и Шарипутра. Люди были в состоянии видеть Шарипутру, но Авалокитешвара оставался для них невидимым, и многим, наверное, казалось, что архат разговаривает сам с собой. Это не было учением для широкой публики, поэтому исторических записей о нем не сохранилось. По этой причине, многие сомневаются, можно ли считать «Сутру сердца» истинным учением Будды.

Говоря об истоках буддизма в Тибете, Его Святейшество сказал, что царь Трисонг Децен мог бы пригласить учителей из Китая, но он предпочел обратить свой взор в сторону Индии. В ту пору первые семь тибетцев были посвящены в монахи – решено было проверить, как тибетцы станут выполнять монашеские обеты. Некоторые люди и другие существа чинили препятствия распространению буддизма. Но несмотря на все превратности судьбы, тибетцы доказали свою преданность. Они в целости и сохранности сберегли традицию монастыря-университета Наланда, и что особенно важно, тщательно разработанные в ней логику и теорию познания, с их опровержениями воззрений других школ, утверждением собственных взглядов и отражением выдвигаемой на них критики.

Позже, уже после смерти царя Ралпачена, царь Западного Тибета Лха-лама Еше О лелеял мечту пригласить индийского учителя Атишу в Тибет, однако был похищен врагами, которые потребовали за него выкуп. Племянник царя Чжангчуб О хотел было заплатить выкуп золотом, собранным для Атиши. Однако дядя и слышать об этом не желал, настаивая, что готов пожертвовать собственной жизнью, только бы не чинить препятствий прибытию Атиши в Тибет.

Итак, Нгацо Лоцава отправился с посольством к Атише. Когда великий индийский учитель узнал о жертве Лха-ламы Еше О, он ответил, что их царь должно быть бодхисаттва, поэтому он не может отказываться от приглашения. Тара предсказала, что поездка Атиши в Тибет увенчается успехом, и ему будет помогать верный упасака (ученик).


Монахи разносят чай участникам учений в монастыре Ташилунпо.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)

Его Святейшество объяснил, что Чжангчуб О просил у Атиши не углубленных учений, а наставлений, которые тибетцы могли бы использовать в повседневной жизни. В ответ на эту просьбу Атиша сочинил «Светоч на пути к пробуждению». Это произведение предназначено для практикующих трех типов духовных способностей, и в то же время любой человек может выполнять эти практики за одну сессию.

Его Святейшество заметил: «Хотя я не буду давать учений по этому сочинению прямо сейчас, я принес с собой томик “Ламрима Ченмо”, который мне подарили давным-давно во время молебна о долголетии в Цанге и который я привез с собой из Тибета.

Я часто повторяю, что учения следует начинать с объяснений о пустоте, поскольку бесконечно важно знать, что прекращение [страданий] возможно. В “Восхвалении 17 пандитам славной Наланды” есть такие строки:

Пусть силой этого благословения я смогу заложить фундамент пути к свободе:
Постичь основополагающую природу реальности и значение Двух истин,
Достичь убежденности в Четырех истинах и в том, как самсара упрочивается и пресекается,
И силой достоверного познания взрастить прочную веру в Три Драгоценности.

Мы собрались здесь на завершающую часть учений по 18 коренным текстам и комментариям традиции Ламрим. Нам нужно прочесть около пятисот страниц. Я постараюсь уложиться в десять дней. В прошлом году мы остановились на трактате Шамара об этапах пути к пробуждению. Сейчас я начну чтение учений Пабонки Ринпоче “Освобождение на вашей ладони”. Начнем с 11-го дня, когда он призвал учеников обратить пристальное внимание на свою мотивацию».

В учениях рассказывалось об адах, мирах голодных духов и животных, а также об опасностях перерождения в них.

Вернувшись после обеда, Его Святейшество заметил, что ему очень нравится сидеть на веранде, где его обдувает прохладный, свежий ветерок, однако, ему жаль, что он почти не видит лиц своих слушателей: большинство из них сидят в тени огромного навеса. Его Святейшество возобновил объяснения о мире животных, а после завершения обратился к разделу о карме из ламрима Шамара. Список десяти неблагих деяний завершают ошибочные воззрения. Как поясняется, ошибочные воззрения подразумевают отрицание закона причинно-следственных связей, возникающее из неведения; их также может спровоцировать гнев. К ошибочным воззрениям также относится отрицание Четырех благородных истин и Трех драгоценностей.

Его Святейшество завершил сегодняшние учения немного раньше назначенного срока, пообещав продолжить завтра с первыми лучами солнца. Он сказал, что надеется уложиться в десять дней.

Перевод: Ольга Селезнева

Далай-лама – это линия передачи мудрости, а также духовный лидер тибетского народа. Подлинный смысл жизни, парадоксы времени, дружба, любовь, сила, слабость, ориентиры.

Подлинный смысл жизни

Мы гости на этой планете. Мы здесь на 90 или 100 лет, а может и дольше. За это время мы должны постараться сделать что-то хорошее, что-то полезное. Если вы поможете другим стать счастливыми, то откроете для себя истинную цель жизни, её подлинный смысл.

Драгоценная человеческая жизнь

Каждое утро, проснувшись, начинай с мыслей: «Сегодня мне повезло, - я проснулся. Я жив, у меня есть эта драгоценная человеческая жизнь, и я не стану тратить её впустую. Я направлю всю свою энергию на внутреннее развитие, Чтобы раскрыть свое сердце другим И достичь просветления во благо всем существам. Я буду питать лишь добрые помыслы о других. Я не стану сердиться или думать о них дурное. Всеми силами буду я приносить пользу другим».

Никогда не сдавайся

Что бы не произошло – никогда не сдавайся! Развивай своё сердце. Слишком много энергии в вашей стране тратится на развитие ума, а не сердца. Развивай своё сердце, будь сострадательным не только к своим друзьям, но к каждому. Будь сострадательным, трудись ради мира в своём сердце и во всём мире. Работай во имя мира, и я повторю снова: никогда не сдавайся. Неважно, что происходит вокруг тебя, неважно, что произошло с тобой – никогда не сдавайся!

Парадокс нашего времени

Наши дома всё больше, а семьи всё меньше. У нас больше удобств, но меньше времени. Больше ученых степеней, но меньше здравого смысла. Больше знаний, но меньше способности к трезвому суждению. Больше специалистов, но еще больше проблем. Больше лекарств, но меньше здоровья. Мы проделали долгий путь до Луны и обратно, но нам сложно перейти улицу, чтобы встретиться с новым соседом. Мы создали множество компьютеров для хранения и копирования огромных объемов информации, но стали меньше общаться друг с другом. Мы выиграли в количестве, но проиграли в качестве. Это время быстрого питания, но медленного усвоения. Людей высокого роста, но низкой нравственности. Высоких доходов, но мелочных отношений. Это время, когда так много за окном, но ничего в комнате!

Любовь и доброта

С первого момента появления на свет мы оказываемся под крылом опеки и доброты наших родителей. Затем на склоне лет, когда к нам подступают болезни и старость, мы вновь отдаем себя на милость других. Если в начале и конце нашей жизни мы так полагаемся на милость других существ, как же может случиться, что посередине мы отказываем им в доброте?

Духовная практика

Приступать к духовной практике нужно с таким внутренним устремлением, с таким настроем, какой бывает у ребенка, увлеченного спортом или игрой. Ребенок, целиком и полностью поглощенный игрой, испытывает такой восторг, что никак не может наиграться вдоволь. Таким должен быть настрой вашего ума, когда вы прилагаете усилия в практике Дхармы.

Учение Будды

Когда вы слушаете Учение, ваш ум обращается к вере и преданности, преисполняется радости и становится стабильным. Слушая Учение, вы взращиваете мудрость и устраняете неведение. Поэтому слушайте Учение, даже если это будет стоить вам жизни. Слушайте Учение, ибо оно подобно факелу, рассеивающему тьму неведения. Если, слушая Учение, вы сумеете обогатить свой поток ума, то никто не отнимет у вас этого богатства. Это богатство - высшее из возможных.

Правильные ориентиры

Если вы выберете в качестве ориентира человека, который уступает вам по своим достоинствам, то это приведет вас к упадку. Если им станет тот, чьи достоинства сравнимы с вашими, то вы так и останетесь на прежнем уровне. Но если вы решите опереться на человека, кто по своим достоинствам превосходит вас, то это поможет вам достичь высшего состояния.

Не теряйте надежды

Когда в какой-то момент жизни мы встречаемся с настоящей трагедией, - а это может случиться с каждым из нас, - мы можем реагировать двояко. Мы можем просто потерять надежду, позволить себе впасть в отчаяние, обратиться к алкоголю, наркотикам, отдаться бесконечной тоске. Или же мы можем разбудить себя, открыть в себе энергию, которая таилась там, глубоко, и начать действовать с еще большей ясностью, с еще большей силой.

Два важных напоминания

В этом постоянно меняющемся мире есть две важные вещи, о которых необходимо помнить. Первое – самоанализ; мы должны вновь и вновь пересматривать свое отношение к другим и проверять, поступаем ли мы должным образом. Прежде чем указать пальцем на другого, нужно заглянуть внутрь себя. Второе – мы должны быть готовы признать свои ошибки и исправить их.

Духовные практики

Люди, которые более всего подходят для духовной практики, - это люди не только интеллектуально одаренные, но также обладающие однонаправленной верой и преданностью, и, безусловно, мудрые. Такие люди наиболее восприимчивы к духовной практике. На втором месте – те, кто пусть и не может похвастаться высокими интеллектуальными способностями, но в ком есть твердый, как камень, фундамент веры. Менее всего везет тем, кто попадает в третью категорию. Это люди чрезвычайно развитые интеллектуально, но постоянно раздираемые сомнениями и скептицизмом. Они умны, но то и дело попадают на удочку скептицизма и внутренних колебаний и никак не могут найти точку опоры. Такие люди наименее восприимчивы.

Драгоценные мгновенья

Постарайтесь развить в себе глубочайшее убеждение в том, что ваше нынешнее человеческое тело обладает огромным потенциалом и что вы не должны терять ни минуты, покуда обладаете им. Не использовать эту драгоценную жизнь должным образом, но лишь тратить ее впустую практически равнозначно тому, чтобы глотать яд, полностью отдавая отчет в последствиях такого поступка. В корне неверно, что люди приходят в отчаяние из-за потери денег, а, растрачивая попусту драгоценные мгновения своей жизни, не испытывают ни малейшего раскаяния.

Призрачные удовольствия

Современный мир до того погряз в конфликтах и страданиях, что каждый теперь мечтает о мире и счастье; эта мечта, к сожалению, увлекает людей в погоню за призрачными удовольствиями. Но всё же есть просвещенные люди, кто, не найдя удовлетворения в том, что обычно преподносит нам зрение и иные органы чувств, обращается к глубокому размышлению и поиску истинного счастья. Я думаю, эти поиски истины будут продолжены и обретут новую силу с ростом материального прогресса.

Взрастить терпение

Если мы хотим взрастить терпение, то нам нужен человек, который бы от всей души хотел причинить нам вред. Такие люди открывают истинные возможности для практики терпения. Они испытывают нашу внутреннюю силу, как не сумеет испытать ее ни один гуру. В целом терпение защищает нас от уныния и отчаяния.

Сила и слабость

Многие полагают, что терпение в минуту поражения – признак слабости. На мой взгляд, это ошибка. Это гнев является признаком слабости, тогда как терпение – признак силы. Если человек отстаивает свою точку зрения на основе убедительных доводов, он сохраняет уверенность в себе и порой даже улыбается, доказывая свою правоту. Если же его доводы необоснованны, и он вот-вот ударит в грязь лицом, тогда он приходит в ярость, теряет контроль и начинает нести чепуху. Люди редко сердятся, если они уверены в том, что делают. Гнев обычно настигает нас в минуты запутанности и смятения.

Опора на духовного учителя

Преимущество опоры на духовного учителя состоит в том, что даже если вы совершили действие, которое должно повлечь за собой перерождение в низших мирах, результат этого поступка может быть пережит вами еще в этой жизни в форме незначительных страданий или небольших проблем. Или даже вы можете пережить его во сне и так свести на нет разрушительное воздействие своих негативных поступков.

Медитация

Медитация открывает нам, - когда мы медленно погружаемся в себя, - что это ощущение внутреннего покоя уже живет в нас. Мы все искренне желаем его, хотя зачастую оно оказывается скрытым, замаскированным, малодоступным. Если мы внимательно рассмотрим человеческую природу, то найдем в ней доброту, благосклонность, желание прийти на помощь. И мне представляется, что сегодня стремление к гармонии растет, желание жить вместе в покое и мире становится всё сильнее, распространяется всё шире.

Ненасилие

Судя по одним только внешним признакам, трудно определить – является ли то или иное действие проявлением насилия или ненасилия. В действительности все зависит от мотивации, которая стоит за этим действием. Если это мотивация негативная, то пусть даже на поверхностном уровне действие представляется очень мягким и добрым, на более глубоком - оно всё же будет проявлением насилия. И, наоборот, грубые действия и резкие слова, произнесенные с искренней и благой мотивацией, по сути своей, являются ненасильственными. Другими словами, насилие – энергия разрушительная. Ненасилие же – созидательная.

Духовная революция

Мой призыв к духовной революции не является призывом к революции религиозной. Я не призываю всех стать «не от мира сего» и уж тем более - к чему-то магическому и таинственному. Скорее, это призыв к радикальной смене ориентиров, когда, оставив привычную нам озабоченность лишь собственным благополучием, мы станем проявлять заботу о более обширном сообществе существ, а в своем поведении учитывать интересы других наравне со своими собственными.

Эгоизм не приносит счастья

Эгоцентризм делает нас крайне напряженным. Мы считаем себя чрезвычайно важными, и нашим основным стремлением становится стремление к собственному счастью, к тому, чтобы всё удачно складывалось для нас лично. И все же мы не знаем, как этого достичь. На самом деле, действия, в основе которых лежит эгоцентризм, никогда не приносят нам счастья.

Умение прощать

Было бы куда конструктивнее, если бы люди попытались понять своих так называемых «врагов». Постараться понять намного полезнее, нежели просто взять в руки камень и бросить в предмет своего гнева. Это особенно верно, если вас провоцируют всеми возможными способами. Ибо величайшая враждебность заключает в себе и величайший потенциал для совершения благого как для самого себя, так и для других.

Дружба

Мы связаны подлинной дружбой, если в ее основе лежит истинное человеческое чувство ― чувство близости, в котором есть место ощущению внутренней связи с другим и стремлению разделить его радость и боль. Я бы назвал такую дружбу подлинной, потому что на нее не оказывают влияния рост или падение материального благополучия, статуса и влиятельности. Она определяется тем, связаны ли два человека любовью и нежной привязанностью. Подлинная дружба строится на любви и не зависит от положения в обществе. Поэтому чем больше вы заботитесь о благополучии и соблюдении прав других людей, тем больше оснований называть вас настоящим другом. Чем больше в вас открытости и искренности, тем больше пользы вы извлечете в конечном итоге. Если же вы забываете о других и вас не заботит их судьба, то в конечном итоге вы сами понесете потери.

Мир на Земле

Мы не сможем построить мир на Земле, если сперва не построим его в своей душе… В своем сердце. Если царит атмосфера ненависти, гнева, конкуренции и насилия, долгосрочный мир невозможен. Эти негативные и разрушительные эмоции должны быть побеждены силой сострадания, любви, альтруизма, составляющих основу Учения Будды.

Эгоизм

К пониманию важности сострадания можно прийти и посредством логического размышления. Если я помогу другому и проявлю заботу о нем, то это будет полезно и мне самому. Если же я причиню вред другим, то в конечном итоге и сам пострадаю. Я часто говорю полушутя-полувсерьез, что если мы на самом деле хотим быть эгоистами, то наш эгоизм должен быть разумным, а не глупым. Задействовав свои умственные способности, мы сможем выработать правильное мировоззрение. Если хорошенько поразмышлять, то можно прийти к ясному пониманию того, как осуществить свои собственные цели, не выходя за рамки сострадательного образа жизни.

Разнообразие религий

У всех религий единый корень ― безграничное сострадание. Все они делают упор на совершенствовании человека, любви и уважении к другим, а также сострадании к мукам других существ. И поскольку любовь имеет определяющее значение в любой религии, то мы можем сказать, что любовь и есть всеобщая религия. Однако в разных традициях найдется широкое разнообразие техник и методов развития такой любви, и в этом их отличие друг от друга.

Едва ли когда-нибудь останется одна-единственная философия или одна-единственная религия. Поскольку существует так много разных типов людей с разнообразными тенденциями и наклонностями, то вполне оправдано и существование разных религий. На самом деле, наличие такого количества различных описаний духовного пути свидетельствует о богатстве религии.

Всеобщая ответственность

Полагаю, что мы должны сознательно усиливать в себе чувство Всеобщей ответственности. Мы должны научиться трудиться не только ради своего индивидуального «я», семьи или государства, но ради блага всего человечества.

Терпение

Человек с огромным запасом терпения и толерантности идет по жизни с особой долей спокойствия и умиротворенности. Такой человек не только счастлив и эмоционально уравновешен, но он к тому же крепче здоровьем и меньше подвержен болезням. У него сильная воля, хороший аппетит, и ему легче заснуть, ведь совесть его чиста.

Ташилунпо, Билакуппе, штат Карнатака, Индия, 20 декабря 2015 года – Позавчера, едва прибыв в Ташилунпо и поднявшись по ступеням на просторную веранду, Его Святейшество Далай-лама повернулся к сопровождающим его лицам и сказал: «Вот здесь должен стоять трон для учений». Сегодня утром, когда Его Святейшество пересекал храм, его встречали тибетцы, только что приехавшие из Тибета; сердце сжималось от вида радости и боли, отражавшихся на их лицах. Его Святейшество занял место на троне, откуда его видело большинство собравшихся. Линг Ринпоче, одного из тех, по чьей просьбе даруются нынешние учения по Ламриму, совершил три простирания перед Его Святейшеством, поднес ему мандалу и три символических изображения просветленных тела, речи и ума.

Тысячи монахов и монахинь ожидают прибытия Его Святейшества
Далай-ламы и начала учений по коренным текстам и комментари-
ям традиции ламрим в Ташилунпо. Фото: Тензин Чойджор (офис
ЕСДЛ

«Как я говорил на днях, – заметил Его Святейшество, – мы произносим молитвы не для того, чтобы прочистить горло, а чтобы наши встречи стали более значимыми и полными смысла. Поэтому сейчас мы прочтем молитвы о принятии прибежища и зарождении бодхичитты. Будда жил в Индии около 2600 лет тому назад и согласно традиции тхеравада отличался бесконечным состраданием и в совершенстве владел искусными средствами. Его учение стало одной из крупнейших мировых религий, Будду считают выдающимся учителем, учителем ненасилия. В наши дни люди, обладающие пытливым, скептическим умом, питают к его учению неподдельный интерес.

Учение Будды помогает нам сохранять покой ума, особенно, когда нас одолевают беды и несчастья. Даже неверующие люди зачастую проявляют любопытство к наставлениям Будды. Среди нас есть приверженцы идеи Бога-творца, и те, кто верит в закон причинно-следственных связей, среди последних ученики одного из направлений школы самкья, джайнисты и буддисты. Согласно закону причин и следствий, если вы хорошо относитесь к другим, то и сами будете счастливы, а если поступаете по отношению к ним плохо, то пожнете дурные плоды.

Суть буддийских учений – взращивание любви и сострадания с опорой на понимание взаимозависимого возникновения. Никто из нас не хочет страданий, откуда же они берутся? Мы сами творим их своими неправильными действиями. Вот почему Будда учил: “Не совершайте злодеяний; взращивайте добродетели; укрощайте свой ум”.

Пока мы находимся во власти искаженных представлений о том, что вещи наделены самобытием, нас будут одолевать разрушительные эмоции, из-за которых мы и создаем себе столько проблем. Будда также учил: “Знайте о страданиях; преодолевайте их причины; обретайте истинное прекращение [страданий]”. Мы можем победить страдания, следуя по пути и обуздывая разрушительные эмоции».

Его Святейшество прервался ненадолго и попросил поднять руки тех, кто приехал на эти учения впервые. Поднялось несколько рук.


Его Святейшество Далай-лама дарует учения в монастыре Таши-
лунпо. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)

«Сутра сердца, которую мы только что прочли, была дарована на Горе Грифов ученикам, среди которых были боги, полубоги, а также люди. Запечатленная в ней беседа велась между существами с чистой кармой. Судя по всему, на Горе Грифов в тот раз собралось гораздо больше народа, чем можно было бы предположить, взглянув на это место сегодня».

Его Святейшество сравнил эту странность со случаем из жизни Миларепы. Во время одного из путешествий в Индию, его ученик Речунг собрал коллекцию наставлений по черной магии. Однажды, когда Речунг пошел за дровами, Миларепа нашел записи и сжег их. Вернувшись и поняв, что случилось, ученик сильно разозлился на учителя и начал его бранить, а тот в ответ вызвал сильнейший град. Сквозь шум града Речунг услыхал, как Миларепа его зовет, но не сразу разглядел, где спрятался учитель. В конце концов он обнаружил того внутри рога яка, хотя рог и был не больше, чем обыкновенно. Учитель пригласил ученика укрыться в роге вместе с ним. Подобные вещи, заметил Его Святейшество, возможны, когда вы полностью контролируете свои ум и энергии.

Таким образом, великое множество существ собралось на Горе Грифов, когда там беседовали Авалокитешвара и Шарипутра. Люди были в состоянии видеть Шарипутру, но Авалокитешвара оставался для них невидимым, и многим, наверное, казалось, что архат разговаривает сам с собой. Это не было учением для широкой публики, поэтому исторических записей о нем не сохранилось. По этой причине, многие сомневаются, можно ли считать «Сутру сердца» истинным учением Будды.

Говоря об истоках буддизма в Тибете, Его Святейшество сказал, что царь Трисонг Децен мог бы пригласить учителей из Китая, но он предпочел обратить свой взор в сторону Индии. В ту пору первые семь тибетцев были посвящены в монахи – решено было проверить, как тибетцы станут выполнять монашеские обеты. Некоторые люди и другие существа чинили препятствия распространению буддизма. Но несмотря на все превратности судьбы, тибетцы доказали свою преданность. Они в целости и сохранности сберегли традицию монастыря-университета Наланда, и что особенно важно, тщательно разработанные в ней логику и теорию познания, с их опровержениями воззрений других школ, утверждением собственных взглядов и отражением выдвигаемой на них критики.


Западные ученики слушают наставления Его Святейшества Далай-
ламы в монастыре Ташинлунпо. Фото: Тензин Чойджор (офис
ЕСДЛ)

Позже, уже после смерти царя Ралпачена, царь Западного Тибета Лха-лама Еше О лелеял мечту пригласить индийского учителя Атишу в Тибет, однако был похищен врагами, которые потребовали за него выкуп. Племянник царя Чжангчуб О хотел было заплатить выкуп золотом, собранным для Атиши. Однако дядя и слышать об этом не желал, настаивая, что готов пожертвовать собственной жизнью, только бы не чинить препятствий прибытию Атиши в Тибет.

Итак, Нгацо Лоцава отправился с посольством к Атише. Когда великий индийский учитель узнал о жертве Лха-ламы Еше О, он ответил, что их царь должно быть бодхисаттва, поэтому он не может отказываться от приглашения. Тара предсказала, что поездка Атиши в Тибет увенчается успехом, и ему будет помогать верный упасака (ученик).

Его Святейшество объяснил, что Чжангчуб О просил у Атиши не углубленных учений, а наставлений, которые тибетцы могли бы использовать в повседневной жизни. В ответ на эту просьбу Атиша сочинил «Светоч на пути к пробуждению». Это произведение предназначено для практикующих трех типов духовных способностей, и в то же время любой человек может выполнять эти практики за одну сессию.

Его Святейшество заметил: «Хотя я не буду давать учений по этому сочинению прямо сейчас, я принес с собой томик “Ламрима Ченмо”, который мне подарили давным-давно во время молебна о долголетии в Цанге и который я привез с собой из Тибета.

Я часто повторяю, что учения следует начинать с объяснений о пустоте, поскольку бесконечно важно знать, что прекращение [страданий] возможно. В “Восхвалении 17 пандитам славной Наланды” есть такие строки:

Пусть силой этого благословения я смогу заложить фундамент пути к свободе:
Постичь основополагающую природу реальности и значение Двух истин,
Достичь убежденности в Четырех истинах и в том, как самсара упрочивается и пресекается,
И силой достоверного познания взрастить прочную веру в Три Драгоценности.


Монахи разносят чай участникам учений в монастыре Ташилунпо.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)

Мы собрались здесь на завершающую часть учений по 18 коренным текстам и комментариям традиции Ламрим. Нам нужно прочесть около пятисот страниц. Я постараюсь уложиться в десять дней. В прошлом году мы остановились на трактате Шамара об этапах пути к пробуждению. Сейчас я начну чтение учений Пабонки Ринпоче “Освобождение на вашей ладони”. Начнем с 11-го дня, когда он призвал учеников обратить пристальное внимание на свою мотивацию».

В учениях рассказывалось об адах, мирах голодных духов и животных, а также об опасностях перерождения в них.

Вернувшись после обеда, Его Святейшество заметил, что ему очень нравится сидеть на веранде, где его обдувает прохладный, свежий ветерок, однако, ему жаль, что он почти не видит лиц своих слушателей: большинство из них сидят в тени огромного навеса. Его Святейшество возобновил объяснения о мире животных, а после завершения обратился к разделу о карме из ламрима Шамара. Список десяти неблагих деяний завершают ошибочные воззрения. Как поясняется, ошибочные воззрения подразумевают отрицание закона причинно-следственных связей, возникающее из неведения; их также может спровоцировать гнев. К ошибочным воззрениям также относится отрицание Четырех благородных истин и Трех драгоценностей.

Его Святейшество завершил сегодняшние учения немного раньше назначенного срока, пообещав продолжить завтра с первыми лучами солнца. Он сказал, что надеется уложиться в десять дней.

Перевод: Ольга Селезнева

Д-р Берзин : Как лучше всего преподавать ламрим в Восточной Европе? Ваше Святейшество, в Вашей лекции о «Ритуале подношения духовному учителю» (тиб. Bla - ma mchod - pa ; лама чопа ; санскр. гуру-пуджа ) Вы предлагаете начинать с четырех благородных истин и со среднего уровня. Не могли бы Вы это прокомментировать? Интересно также, чтобы Вы посоветовали относительно так называемой преданности гуру и предварительных практик? Люди, живущие в коммунистических странах, не могут открыто демонстрировать изображения будд или расставлять на алтарях чашечки с водой, так как это может вызвать подозрение.

Я считаю, что, не только в коммунистических странах, но и в любых других, лучше всего начинать преподавание ламрима с четырех благородных истин.

По существу, четыре благородные истины можно понимать на двух уровнях [– на уровне временного освобождения от страданий и на уровне полного освобождения от страданий. Стремление достичь временного освобождения соответствует начальному уровню мотивации в ламриме. Стремление достичь полного освобождения, то есть освобождения от сансары или окончательного просветления, соответствует среднему и высшему уровням мотивации.]

Намерение достичь временного освобождения Arrow down Arrow up

Первый уровень:

  • Гнев и привязанность порождают неблагую карму, что является причиной нашего перерождения в низших мирах. Страдания существ на трех низших уровнях рождения [в адах, мире голодных духов и мире животных] и являются основной темой этой части ламрима.
  • Причиной таких рождений является наше разрушительное поведение, основанное на незнании (неведении) кармической причинно-следственной связи. Объясняйте, что это и есть настоящая причина страданий.
  • Первым шагом на пути освобождения себя от возможности рождения в трех низших мирах является желание освободиться от страданий. Объясняйте этот тип освобождения как истинное прекращение.
  • Контроль над своим поведением и самодисциплина, удерживающие нас от десяти разрушительных (недобродетельных) действий, довершают первый уровень. Объясняйте эти четыре шага как истинно необходимые на пути к освобождению.

Другими словами, сначала объясняйте структуру самих четырех благородных истин. Затем, внутри данной структуры, на первом этапе который основан на начальном уровне мотивации ламрима , в первой подкатегории, мы берем за основу перерождение в низших мирах. Соответственно, имея в виду благородную истину о страдании рассказывайте о тех страданиях, которые испытывают существа, родившиеся в этих худших из миров. Затем объясняйте, что основной целью этого временного освобождения будет достижение счастья и удовольствия от рождения в лучших мирах. Этот начальный уровень может быть преподнесен как способ освободиться от страданий в низших мирах, не так ли? Это и есть временное освобождение. Затем, мы подходим к объяснению пути освобождения от причин страдания а именно, негативных действий . Два закона о причинно-следственной связи касаются страданий от боли. Что касается причин страдания от боли в трех низших мирах , незначительная причина может иметь серьезные последствия и если мы совершаем действие, оно не пройдет бесследно без результата. Разрушительное поведение в итоге приведет к страданиям, если, конечно, мы не очистим себя от кармических последствий . Подводя слушателей к очищающей стороне четырех благородных истин, следует говорить о пути прекращения страданий, связанных с болью, и их причин. В этом случае, мы и получаем четыре благородные истины, не так ли? Самое главное в преподавании ламрима – сделать упор на четыре благородные истины и на желание достичь освобождения.

Затем расскажите о прибежище. Это ведь самый верный путь, вам не кажется? В противном случае, если мы не познаем смысл Дхармы в терминах четырех благородных истин, то как объяснить огромную важность обретения драгоценного человеческого рождения? что именно считать смыслом, наполняющим человеческую жизнь? В этом случае, размышляя о драгоценности человеческой жизни вне контекста четырех благородных истин , мы бы решили, что самым важным является тело, когда на деле – это не есть главное.

Традиционная практика школы сакья – ламдре (lam-‘bras, путь-плод) структурирована, основываясь именно на четырех благородных истинах. Вначале мы должны задуматься о страдании, и только затем – о драгоценном человеческом рождении. Я полагаю, это очень правильно. Ведь Будда сперва обучал именно четырем благородным истинам. Таким образом, вы с легкостью встаете на путь, в котором средний и высший уровень ламрима входят в структуру четырех благородных истин, по завершению которого сможете достичь полного освобождения.

Намерение достичь подлинного освобождения Arrow down Arrow up

Ваше Святейшество, Вы также говорили о том, чтобы изначально делать упор на среднем уровне учения ламрима. Относится ли этот совет также к беспокоящим мыслям и эмоциям, а также к объяснению природы ума?

Да, это лучше всего. Если в самом начале вы не обретете уверенности в том, что освобождение реально достижимо, тема Дхармы просто не возникнет. Другими словами, нам нужна уверенность в том, что беспокоящие мысли и состояния ума (истинное страдание и его причина) мимолетны, и что ум по своей природе чист (окончательное прекращение страданий), и поэтому возможно избавиться от беспокоящих эмоций и состояний ума навсегда (достичь окончательного прекращения страданий с помощью истинного пути).

Затем, это относится к высшему уровню было бы хорошо немного остановиться на таких понятиях как любовь, сострадание и бодхичитта. Независимо от того, верят ли люди в существование прошлых жизней или в освобождение от подневольных перерождений, все же, в этой жизни важно быть любящим человеком, живущим в гармонии с другими.

Затем, хорошо бы подвести людей к четырем безмерным : желанию, чтобы все живые существа были свободны от страданий, наделены счастьем, свободны от причин страданий и неотделимы от счастья. Затем расскажите о приравнивании себя к другим и о замене себя на других. Иными словами, потакание себе – причина всех проблем, а желание лелеять других живых существ лежит в основе всех достоинств. Когда мы постигаем эти два момента, мы используем свои возможности, чтобы приносить пользу обществу.

Место «преданности гуру» в ламриме Arrow down Arrow up

Есть ли смысл рассказывать о «преданности гуру»? У них ведь нет гуру.

Когда мы принимаем прибежище, мы понимаем, что истинное прибежище – это драгоценность Дхармы окончательное прекращение страданий и истинный путь . Чтобы обладать драгоценностью Дхармы в собственном потоке ума, нам нужны методы для ее зарождения, а также тот, кто способен указать путем наставлений и личного примера на то, что на самом деле является драгоценностью Дхармы. Нам также нужны друзья, Сангха – те, кто уже находится в процессе правильного применения Дхармы и достигли определенного успеха.

Если мы спросим себя, способен ли кто-либо другой указать нам на Дхарму, помимо учителя, мы можем заметить, что тибетское слово «тенпа» (bstan pa ) – «указующий» также означает «учитель». Без учителя, указывающего нам на Дхарму, мы не будем способны практиковать. Таким образом, мы и приходим к теме о гуру.

Вовсе не обязательно и даже бессмысленно рассказывать о гуру и о взаимоотношениях с ним в той манере, в которой об этом говорится в традиционных ламримах. Делайте это на упрощенном уровне. Поскольку учитель, несомненно, важен, тексты описывают качества, какими он должен быть наделен. Поэтому было бы правильным рассказать о качествах духовного учителя в соответствии с разными уровнями учителей, как это объяснено в Винайе, сутрах махаяны и так далее.

Когда я был в последний раз в Восточной Европе, я рассказывал о драгоценности человеческой жизни. Я обнаружил, что многие люди, живущие в этих странах, испытывают жалость к себе, поскольку, живя при коммунистических режимах, они были неспособны заниматься чем-либо по-настоящему значимым и добиться успеха в жизни. Мне показалось, что они с особым трепетом отнеслись к учению о ценности человеческой жизни.

Очень хорошо. Это правильный подход.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...