Российские ударные дроны (20 фото). В ожидании российского ударного беспилотника При помощи какой аппаратуры беспилотник проводит разведку

В России уже созданы и эксплуатируются беспилотные летательные аппараты легкого и среднего класса, предназначенные для ведения разведки. Тем не менее, пока остается незанятой ниша тяжелого ударного БПЛА. Опыт зарубежных стран показывает возможности такой техники, а также говорит о ее необходимости. Ранее были предприняты несколько попыток создания ударного беспилотника, однако до сих пор подобная техника не дошла до войск. Одним из самых перспективных отечественных проектов подобной техники считается «Дозор-600» компании «Транзас». Ожидается, что в ближайшем будущем эта машина пройдет испытания и поступит в серийное производство.

О существовании проекта БПЛА «Дозор-600» (также встречается обозначение «Дозор-3») стало известно в 2009 году. В ходе международного авиасалона МАКС-2009 компания «Транзас» впервые показала макет (по другим данным, летный образец) нового беспилотного летательного аппарата. Утверждалось, что по своим основным характеристикам эта машина является прямым аналогом американского БПЛА MQ-1 Predator. Проверить корректность такого сравнения с точки зрения реальных возможностей техники пока не представляется возможным. Осенью 2011 года министерство обороны России объявило результаты двух тендеров на разработку перспективных ударных БПЛА. По решению военного ведомства, за разработку машины с взлетным весом около 1 тонны должна была отвечать компания «Транзас», за пятитонный беспилотник - ОКБ «Сокол» (г. Казань).

По данным разработчика, БПЛА «Дозор-600» относится к классу тяжелых средневысотных беспилотников с большой продолжительностью полета. В связи с этим машина имеет специфический технический облик и соответствующий набор оборудования. «Дозор-600» представляет собой летательный аппарат нормальной аэродинамической схемы с высокорасположенным прямым крылом большого удлинения. Для упрощения конструкции и повышения летных характеристик хвостовое оперение аппарата имеет V-образную конструкцию. Под фюзеляжем имеется дополнительный гребень.

По имеющимся данным, БПЛА «Дозор-600» имеет следующую компоновку. Фюзеляж длиной около 7 м оснащен носовой частью характерной формы с крупным обтекателем. Носовая часть машины отдана под размещение радиоэлектронного оборудования и аппаратуры, необходимой для выполнения поставленной задачи. Средняя часть фюзеляжа отдана под размещение сравнительно крупного топливного бака, который должен обеспечить максимально возможную дальность и продолжительность полета. Хвостовой отсек фюзеляжа вмещает двигатель и системы энергоснабжения бортовой аппаратуры.

Аппарат оснащается прямым крылом большого удлинения с небольшим поперечным V и законцовками особой формы, улучшающими летные характеристики. По всему размаху крыла, вдоль его задней кромки, расположена механизация. На имеющихся фото видно, что она состоит из закрылков и пары элеронов. V-образное хвостовое оперение позволяет осуществлять управление по тангажу и рысканью за счет синхронного или раздельного отклонения рулей. Рули занимают всю заднюю кромку стабилизаторов.

Максимальный взлетный вес беспилотника «Дозор-600», согласно некоторым источникам, составляет 720 кг. Ранее утверждалось, что число «600» в названии аппарата обозначает именно взлетный вес. Возможно, в ходе развития проекта весовые параметры перспективного БПЛА изменились. Масса пустого аппарата - 280 кг. Фюзеляжный бак вмещает до 160 кг топлива, а максимальный вес полезной нагрузки достигает 120 кг.

В хвостовой части фюзеляжа предлагается устанавливать поршневой двигатель Rotax 914F мощностью 115 л.с. Двигатель располагается в специальном обтекателе, в передней части которого имеется воздухозаборник для обеспечения нормальной работы радиатора. Используя такую силовую установку, БПЛА «Дозор-600» способен развивать крейсерскую скорость на уровне 130-150 км/ч. При необходимости, в зависимости от веса, аппарат может разгоняться до 200-210 км/ч.

Предполагается, что беспилотники «Дозор-600» будут использоваться для продолжительного патрулирования заданных районов. Для этого они должны иметь большую дальность и продолжительность полета. Изначально сообщалось, что новый БПЛА сможет держаться в воздухе без посадки до 16 часов. По более новым данным, продолжительность полета должна достигать 24 часов и более, дальность полета - 3700 км. Потолок аппарата составляет 7500 м. Взлетать и садиться «Дозор-600» должен с существующих взлетно-посадочных полос с использованием трехточечного шасси.

В носовой части фюзеляжа располагается набор необходимого оборудования. Так, демонстрировавшийся на выставках образец получил гиростабилизированную платформу в носовой части, на которой должны устанавливаться оптико-электронные системы: видеокамера и тепловизор для наблюдения за обстановкой. Кроме того, беспилотник может нести аэрофотоаппарат высокого разрешения со сменными объективами или радиолокационную станцию переднего и бокового обзора. Таким образом, в зависимости от возлагаемой задачи, перспективный БПЛА может оснащаться наиболее подходящим радиоэлектронным или оптико-электронным оборудованием.

В состав комплекса «Дозор-600» предлагается включить набор аппаратуры для управления беспилотником и передачи данных на пульт оператора. По имеющимся радиоканалам должна производиться передача команд управления на аппарат, а также видеосигнала и других данных на пульт.

На имеющихся фото видно, что в корневой части крыла нового беспилотника предусматриваются два небольших пилона. На них может быть подвешена необходимая аппаратура, топливные баки или вооружение. Точный состав оборудования и вооружения, которые могут применяться с БПЛА «Дозор-600», пока остается неизвестным. Возможности аппарата позволяют перевозить неуправляемое или управляемое оружие различных типов общим весом не более 100-120 кг. Это могут быть свободнопадающие бомбы малого калибра, управляемые ракеты «воздух-воздух» и другое оружие.

В 2011 году, вскоре после объявления результатов тендера, назывались примерные сроки реализации проекта. Утверждалось, что основные работы могут быть завершены к середине десятилетия. Так, в качестве примерной даты первого полета назывался 2015 год. В течение некоторого времени после этого какие-либо новости о проекте «Дозор-600» отсутствовали. Новые сообщения появились только в 2013 году, когда министр обороны Сергей Шойгу распорядился ускорить работы. Что произошло после этого поручения - неизвестно. Возможно, в результате вмешательства главы военного ведомства проект будет завершен, в самом плохом случае, с небольшой задержкой относительно изначального графика.

Если информация о планах 2011 года соответствует действительности, а специалистам компании «Транзас» и смежных предприятий удалось уложиться в заданные сроки, то уже в этом году могут стартовать испытания нового БПЛА «Дозор-600». В случае успешного завершения испытаний и доводки этот аппарат будет принят на вооружение и станет первым отечественным тяжелым ударным беспилотником. Принятие на вооружение такой машины должно положительно сказаться на потенциале российских вооруженных сил. Однако перед этим специалистам предстоит проделать массу сложной и важной работы, некоторые особенности которой могут привести к заметному сдвигу сроков.


Увертюра

Впервые о намерении закупать беспилотники в Израиле в ноябре 2008 года заявил член комитета Госдумы по обороне Михаил Мусатов, сославшись на начальника генштаба Николая Макарова. Впоследствии, однако, эту информацию несколько раз опровергали. В очередной раз весть о том, что российские ВВС намерены купить иностранные беспилотные летательные аппараты, всколыхнула российскую авиационную общественность как раз накануне третьего международного форума "Беспилотные многоцелевые комплексы-2009".

В апреле 2009 г. "Коммерсантъ" сообщил, что министерство обороны России купит у израильской компании Israel Aerospace Industries (IAI) три комплекса: Bird-Eye 400, I-View MK150 и Searcher II, причем указал, что половина суммы в $50 млн уже перечислена в Израиль. По данным газеты, во время войны в Южной Осетии российская армия в боевых условиях провела испытания нескольких отечественных беспилотников, однако ни один из них не смог полностью выполнить поставленных перед ним задач. По словам генерал-лейтенанта Владимира Шаманова, российские разработчики не реагируют на нужды войск, и поэтому не должны удивляться закупкам иностранной техники.

Подтвердил это и главком ВВС России генерал-полковник Александр Зелин на пресс-конференции в ходе авиасалона МАКС-2009. Он заявил, что ВВС имеют концепцию применения беспилотных летательных аппаратов и отметил, что решение купить иностранные летательные аппараты возникло, потому что российские разработчики не в состоянии создать аппараты, удовлетворяющие требования ВВС. Правда, все попытки выяснить детали этих документов не привели к успеху - ни один из российских разработчиков БЛА таких требований не видел.

Тем не менее, врио начальника вооружения ВВС генерал-майор Олег Бармин, в своем интервью "Газете" в августе сего года заявил, что "Военно-воздушные силы считают разработку комплексов с беспилотными летательными аппаратами приоритетным направлением развития ВВС и ВС РФ в целом". "На сегодня в стадии завершения находится разработка разведывательно-ударного комплекса с БЛА. В этом году будут проведены государственные испытания малоскоростного БЛА в варианте разведчика и ретранслятора. С 2010 г. планируется начало создания дальнего ударного беспилотного авиационного комплекса, который будет обладать вооружением, сходным с вооружением самолета пятого поколения. В целом комплексы с БЛА будут обеспечивать круглосуточную разведку зоны ответственности того или иного оперативно-стратегического объединения. В перспективе до 40% парка летательных аппаратов ВВС России могут составить беспилотники", - уточнил он.

Может и мы чего не знаем, но все же складывается впечатление, что военные, да и руководство страны в целом, попросту не знакомы с тем, что делается в родном отечестве в области беспилотных летательных аппаратов.

27 мая этого года президент РФ Дмитрий Медведев, например, посетил главный офис группы компаний "Транзас". В ходе визита главу государства сопровождали губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко и полномочный представитель президента по Северо-Западному федеральному округу Илья Клебанов. Очевидцы рассказывают, что когда президент увидел беспилотники, созданные этим предприятием, он с удивлением спросил: "А вы и беспилотные аппараты делаете?" Получив утвердительный ответ, он попросил прессу удалиться...

Комплексы "Транзаса": от малого к большому

Собственно говоря, "Транзас" к военному ведомству непосредственного отношения не имеет. Вся его продукция сугубо гражданская. Сегодня в арсенале "Транзаса" несколько комплексов с БЛА "Дозор": "Дозор-50", "Дозор-85" и "Дозор-100". "Дозоры" уже отлично проявил себя при охране государственной границы в Дагестане. Кроме транспортников и пограничников, комплексом заинтересовались ряд гражданских организаций, в том числе службы МЧС, топливо-энергетического комплекса, лесной охраны. Вскоре семейство пополнится еще одним БЛА, самым крупным в семействе, "Дозор-600".

О том, что представляет из себя этот аппарат "АвиаПорт" попросил рассказать главного конструктора БЛА группы компаний "Транзас" Геннадия Трубникова:

"По номеру разработки "Дозор-600" имеет заводской номер Д-3. Это в хронологическом порядке. Мы начали работу над ним пару лет назад. Но дело в том, что построить такой, казалось бы, маленький самолет не просто. Нужно поднять в воздух прототип, испытать новое расположение двигательной установки. Поэтому мы подошли к аппарату такой размерности только теперь, хотя потребность в нем, безусловно, есть.

Первая наша модель ассоциировалась, в первую очередь, с вариантом летающего фотоаппарата. Она решала функции доставки отложенной информации. То есть информация архивируется на борту. Аппарат "Дозор-5" (коммерческое название "Дозор-100") - это как раз тот аппарат, который является основой тактического звена. Он может находиться в воздухе до 8 часов, что позволяет решать задачи на всей глубине соприкосновения. В гражданской сфере это контроль протяженных объектов: государственная граница, морские и железнодорожные пути, трубопроводы, борьба с незаконными врезками, обнаружение лесных пожаров.

Именно этот аппарат и послужил прототипом "Дозора-600". Он дал нам принципиальный ответ о работе систем аппарата, о том, как ведет себя аппарат на различных режимах, на взлете и посадке.

Делали мы "Дозор-600", к сожалению, без определенного заказа, по инициативной программе, которую утвердили на совете директоров. Мы ясно сознавали, что кроме нас БЛА такого размера занимается концерн "Вега" с вариантом БЛА для "Проходчика", но считали, что те возможности, которыми располагает "Транзас", позволят создать комплекс не только не хуже, но может быть и лучше.

Если посмотреть российские публикации по беспилотникам, в них частенько проскальзывала мысль, что в российской действительности нужен беспилотник, похожий на американский Predator. "Дозор-600" - это наш Predator. Время позволило нам сделать Predator меньшего размера. За те годы, которые Россия не участвовала в разработке БЛА, минимизировалась аппаратура, она стала меньше, она стала легче, и мы можем выполнять приблизительно те же функции в меньшем размере. В принципе, это мы и показывали на МАКС-2009. При этом наш аппарат при использовании такого же двигателя как и на Predator, почти вдвое легче. Поэтому нам еще есть куда расти: и по габаритам, и по весам, и по полезной нагрузке. Продолжительность полета в штатном варианте без дополнительного бака составляет 24 часа, а с дополнительным баком мы спокойно достигаем, пока по расчетам, продолжительности полета 32 часа. Это уже серьезный задел.

Аппарат может поднимать 120 кг полезной нагрузки. При этом у нас есть отсек переменного груза, в который мы можем взять еще 100 кг, если использовать аппарат с неполной заправкой. Я не думаю, что нам надо лететь с такой нагрузкой 30 часов. Если взять топлива на 4-6 часов полета, то есть в оперативной дальности, то мы можем поднять 240 кг груза.

Испытания "Дозора-600" мы планируем начать в первой половине 2010 г. Здесь не надо спешить, потому что создание экспериментального образца должно идти ступенька за ступенькой. Нужна некоторая модернизация системы управления, которую мы перенесем из прототипа, из "сотки". У нас прекрасный автопилот, которым мы, безусловно, воспользуемся как основным средством автоматического управления. Мы разработаем свою собственную инерциальную систему навигации как пространственный блок ориентации и выработки сигналов управления в САУ. У нас есть приличный задел по этому направлению.

Попытки покупать такое оборудование на стороне у нас тоже были. Не могу сказать, что они совсем не имели успеха, но все-таки мы пришли к мнению, что легче разработать свое, чем дорабатывать чужое. Во-первых, уровень нашей компании позволил сделать средства автоматического управления другого уровня. Это конечно субъективное мнение, но система управления у нас сделана на очень высоком уровне. Мы можем смело сказать - это наше, и оно не хуже, а может быть даже лучше того, что мы знаем.

Надпись "Кронштадт" на правом борту аппарата означает, что мы разрабатываем эту систему совместно с предприятием "Кронштадт". Такая совместная разработка прокладывает нам дорогу в область военного применения. Притом не "Транзасу", поскольку мы непосредственно не занимаемся поставкой военного оборудования, а как раз "Кронштадту", который может, используя нашу гражданскую разработку, доработать ее для военного применения.

Длительное время ВВС РФ мало интересовались разработками, которые велись в стране. Пионерами в этой области стали авиация погранвойск и ФСБ. Они первыми проявили серьезный интерес к БЛА и попробовали применять их на деле.

В СССР тоже были беспилотные летательные аппараты, туполевские "Стрижи" и "Рейсы", но они решали другие задачи. Это были практически прямолинейно летающие беспилотники, которые решали задачу контроля обстановки после нанесения удара. Для того чтобы посмотреть, а осталось ли там ПВО. В свое время эти аппараты поставленные задачи выполняли. Затем появилась "Пчела", потом все остальные. Хоть какое-то, но развитие. Государству было не до этого, но хорошо, что процесс не остановился вообще. Поэтому сейчас мы можем сказать, что догонять трудно, но можно. И догонять надо, иначе мы будем покупать чужие изделия. Логика простая - не кормишь свою армию, будешь кормить чужую, не делаешь сам - будешь покупать.

Сегодня мы стоим на пороге широкого применения БЛА, идет осознание возможности и перспектив применения беспилотных систем. Зачастую мы привыкли закрываться плакатами, что мы спасаем человека, посылая на опасные задания беспилотники. Но я думаю, что это не главное. В условиях бизнеса главное - простая экономическая выгода. Применение БЛА несравненно выгоднее применения, для решения аналогичных задач, пилотируемой авиации. Кроме того, "экипаж" БЛА не знает усталости, для него нет понятия дня и ночи.

БЛА способен обеспечить то, чего нельзя сделать в пилотируемой авиации. Например, при контроле трубопроводов вертолеты летают вдоль трубопроводов практически без остановок. Наблюдатель видит каждый участок трубы секунды. А если он чуть отвлекся, что-то может и ускользнуть. Нет объективного контроля, нет архивации данных. А регулярные полеты БЛА позволяют получить объективную картинку, архивировать данные, сравнивать с предыдущими данными, видеть изменения. Наше программное обеспечение позволяет сравнивать полученную информацию и обнаруживать произошедшие изменения. Чтобы повысить эффективность такой системы, нам пришлось разработать средства передачи данных с борта. Сегодня мы можем передавать с борта на расстояние до 50 км в режиме реального времени как видеопоток, так и (впервые в России) фотоизображение. При этом непрерывно, сшивая их в реальном масштабе времени. То есть мы получаем непрерывную цепь фотографий.

Естественно, продажа таких аппаратов сегодня немыслима без соответствующего послепродажного обслуживания. И мы готовы взять на себя сервисное обслуживание выпускаемых аппаратов. Такое обслуживание предусмотрено. По самому аппарату мы даем гарантию на год или 300 летных часов. И потом по дополнительному соглашению готовы производить и сервисное обслуживание. Мы заинтересованы в долгой жизни наших машин, а качество нашего сервисного обслуживания традиционно высокое. У "Транзаса" есть определенный авторитете и на международном, и на российском рынке, и мы не собираемся его ронять.

Отрадно, что большой интерес к нашей технике проявляют иностранные заказчики. Правда решение ВВС России о закупке иностранной техники по нам косвенно тоже бьет. На переговорах, которые мы ведем через "Рособорэкспорт", это приводит к недоразумениям. Время поставит все на свои места".

Конкуренты

Первый полет американского БЛА MQ-1 Predator ("Хищник") состоялся в 1994 г. Стоимость одного аппарата $4,5 млн. Построено 195 БЛА различных моделей. В 2009 г. общий налет беспилотных летательных аппаратов типа Predator, стоящих на вооружении американской армии, достиг 0,5 млн часов. В начале 2009 г. на территории Ирака и Афганистана одновременно использовалось более тридцати беспилотных летательных аппаратов MQ-1B Predator.

Впервые тактический разведывательный БЛА Searcher II, созданный израильской фирмой IAI, был представлен публике на выставке Singapore Air Show в феврале 1998 г. В июне того же года аппарат был принят на вооружение израильской армии. Экспортировался в Сингапур, Таиланд, Шри-Ланку, Тайвань. Всего было поставлено 20 станций контроля и 100 аппаратов.

«Дозор-600» - российский беспилотный летательный аппарат (БПЛА), который способен при любых метеоусловиях проводить разведку и ликвидировать цели. Впервые был представлен на авиасалоне «МАКС-2009». Производится петербургской компанией «Транзас».

Российский беспилотник «Дозор-600». Фото: Commons.wikimedia.org / Allocer

Технические характеристики:

Размах крыла - 12 м

Длина - 6,7 м

Высота - 2,3 м

Максимальная взлетная масса - 720 кг

Максимальная масса топлива - 240 кг

Масса полезной нагрузки - 210 кг

Тип двигателя - бензиновый, четырехтактный, четырехцилиндровый Rotax 914

Мощность двигателя - 115 л.с.

Высота полета - 7000 м

Максимальная скорость - 150 км/ч

Продолжительность полета - 24 ч

Объем полезной нагрузки - 120 кг

Точность навигации - 15-30 м

Время, необходимое для подготовки к вылету - до 60 мин.

Каким вооружением оснащен беспилотник?

На «Дозор-600» могут быть установлены, как ракеты класса «земля-воздух», так и противотанковые ракеты. Их масса не должна превышать 50 кг.

При помощи какой аппаратуры беспилотник проводит разведку?

В зависимости от выполняемой задачи «Дозор-600» может оснащаться различным оборудованием.

Основу полезной нагрузки составляют три системы:

Радиолокационная (РЛС переднего и бокового обзора с синтезированной апертурой),

Оптико-тепловизионная (видеокамера и тепловизор),

Фотографическая (фотокамера высокого разрешения со сменными объективами).

Передача данных осуществляется при помощи спутникового канала связи и радиолинии в пределах зоны прямой видимости. Эксплуатацию аппарата обеспечивает персонал из четырех человек.

Можно ли использовать «Дозор-600» в мирных целях?

Да, можно. Аппарат аппарат можно использовать для съемок очагов пожаров, мониторинга границы, создания топографических карт и т.д.

В России уже созданы и эксплуатируются беспилотные летательные аппараты легкого и среднего класса, предназначенные для ведения разведки. Тем не менее, пока остается незанятой ниша тяжелого ударного БПЛА. Опыт зарубежных стран показывает возможности такой техники, а также говорит о ее необходимости. Ранее были предприняты несколько попыток создания ударного беспилотника, однако до сих пор подобная техника не дошла до войск. Одним из самых перспективных отечественных проектов подобной техники считается «Дозор-600» компании «Транзас». Ожидается, что в ближайшем будущем эта машина пройдет испытания и поступит в серийное производство.


О существовании проекта БПЛА «Дозор-600» (также встречается обозначение «Дозор-3») стало известно в 2009 году. В ходе международного авиасалона МАКС-2009 компания «Транзас» впервые показала макет (по другим данным, летный образец) нового беспилотного летательного аппарата. Утверждалось, что по своим основным характеристикам эта машина является прямым аналогом американского БПЛА MQ-1 Predator. Проверить корректность такого сравнения с точки зрения реальных возможностей техники пока не представляется возможным. Осенью 2011 года министерство обороны России объявило результаты двух тендеров на разработку перспективных ударных БПЛА. По решению военного ведомства, за разработку машины с взлетным весом около 1 тонны должна была отвечать компания «Транзас», за пятитонный беспилотник – ОКБ «Сокол» (г. Казань).

По данным разработчика, БПЛА «Дозор-600» относится к классу тяжелых средневысотных беспилотников с большой продолжительностью полета. В связи с этим машина имеет специфический технический облик и соответствующий набор оборудования. «Дозор-600» представляет собой летательный аппарат нормальной аэродинамической схемы с высокорасположенным прямым крылом большого удлинения. Для упрощения конструкции и повышения летных характеристик хвостовое оперение аппарата имеет V-образную конструкцию. Под фюзеляжем имеется дополнительный гребень.

По имеющимся данным, БПЛА «Дозор-600» имеет следующую компоновку. Фюзеляж длиной около 7 м оснащен носовой частью характерной формы с крупным обтекателем. Носовая часть машины отдана под размещение радиоэлектронного оборудования и аппаратуры, необходимой для выполнения поставленной задачи. Средняя часть фюзеляжа отдана под размещение сравнительно крупного топливного бака, который должен обеспечить максимально возможную дальность и продолжительность полета. Хвостовой отсек фюзеляжа вмещает двигатель и системы энергоснабжения бортовой аппаратуры.

Аппарат оснащается прямым крылом большого удлинения с небольшим поперечным V и законцовками особой формы, улучшающими летные характеристики. По всему размаху крыла, вдоль его задней кромки, расположена механизация. На имеющихся фото видно, что она состоит из закрылков и пары элеронов. V-образное хвостовое оперение позволяет осуществлять управление по тангажу и рысканью за счет синхронного или раздельного отклонения рулей. Рули занимают всю заднюю кромку стабилизаторов.

Максимальный взлетный вес беспилотника «Дозор-600», согласно некоторым источникам, составляет 720 кг. Ранее утверждалось, что число «600» в названии аппарата обозначает именно взлетный вес. Возможно, в ходе развития проекта весовые параметры перспективного БПЛА изменились. Масса пустого аппарата – 280 кг. Фюзеляжный бак вмещает до 160 кг топлива, а максимальный вес полезной нагрузки достигает 120 кг.

В хвостовой части фюзеляжа предлагается устанавливать поршневой двигатель Rotax 914F мощностью 115 л.с. Двигатель располагается в специальном обтекателе, в передней части которого имеется воздухозаборник для обеспечения нормальной работы радиатора. Используя такую силовую установку, БПЛА «Дозор-600» способен развивать крейсерскую скорость на уровне 130-150 км/ч. При необходимости, в зависимости от веса, аппарат может разгоняться до 200-210 км/ч.

Предполагается, что беспилотники «Дозор-600» будут использоваться для продолжительного патрулирования заданных районов. Для этого они должны иметь большую дальность и продолжительность полета. Изначально сообщалось, что новый БПЛА сможет держаться в воздухе без посадки до 16 часов. По более новым данным, продолжительность полета должна достигать 24 часов и более, дальность полета – 3700 км. Потолок аппарата составляет 7500 м. Взлетать и садиться «Дозор-600» должен с существующих взлетно-посадочных полос с использованием трехточечного шасси.

В носовой части фюзеляжа располагается набор необходимого оборудования. Так, демонстрировавшийся на выставках образец получил гиростабилизированную платформу в носовой части, на которой должны устанавливаться оптико-электронные системы: видеокамера и тепловизор для наблюдения за обстановкой. Кроме того, беспилотник может нести аэрофотоаппарат высокого разрешения со сменными объективами или радиолокационную станцию переднего и бокового обзора. Таким образом, в зависимости от возлагаемой задачи, перспективный БПЛА может оснащаться наиболее подходящим радиоэлектронным или оптико-электронным оборудованием.

В состав комплекса «Дозор-600» предлагается включить набор аппаратуры для управления беспилотником и передачи данных на пульт оператора. По имеющимся радиоканалам должна производиться передача команд управления на аппарат, а также видеосигнала и других данных на пульт.

На имеющихся фото видно, что в корневой части крыла нового беспилотника предусматриваются два небольших пилона. На них может быть подвешена необходимая аппаратура, топливные баки или вооружение. Точный состав оборудования и вооружения, которые могут применяться с БПЛА «Дозор-600», пока остается неизвестным. Возможности аппарата позволяют перевозить неуправляемое или управляемое различных типов общим весом не более 100-120 кг. Это могут быть свободнопадающие бомбы малого калибра, управляемые ракеты «воздух-воздух» и другое оружие.

В 2011 году, вскоре после объявления результатов тендера, назывались примерные сроки реализации проекта. Утверждалось, что основные работы могут быть завершены к середине десятилетия. Так, в качестве примерной даты первого полета назывался 2015 год. В течение некоторого времени после этого какие-либо о проекте «Дозор-600» отсутствовали. Новые сообщения появились только в 2013 году, когда министр обороны Сергей Шойгу распорядился ускорить работы. Что произошло после этого поручения – неизвестно. Возможно, в результате вмешательства главы военного ведомства проект будет завершен, в самом плохом случае, с небольшой задержкой относительно изначального графика.

Если информация о планах 2011 года соответствует действительности, а специалистам компании «Транзас» и смежных предприятий удалось уложиться в заданные сроки, то уже в этом году могут стартовать испытания нового БПЛА «Дозор-600». В случае успешного завершения испытаний и доводки этот аппарат будет принят на вооружение и станет первым отечественным тяжелым ударным беспилотником. Принятие на вооружение такой машины должно положительно сказаться на потенциале российских вооруженных сил. Однако перед этим специалистам предстоит проделать массу сложной и важной работы, некоторые особенности которой могут привести к заметному сдвигу сроков.

По материалам сайтов:
http://transas.ru/
http://lenta.ru/
http://rg.ru/
http://missiles.ru/
http://bp-la.ru/
http://arms-expo.ru/

Средневысотный тяжелый многоцелевой телеуправляемый БЛА большой продолжительности полета. Решает задачи обнаружения и идентификации объектов в режиме реального времени, независимо от метеоусловий и времени суток. Построен по нормальной аэродинаической схеме. О готовности и поступлении в войска РФ на 2017.01 сведений нет.
Двигатель поршневой, четырехтактный Rotax 914.
Способен нести до 120 кг полезной нагрузки в виде высокоточного оружия.

Отмечается определенная схожесть с ударными дронами США и компании General Atomics. Российское изделие отличается от них заметно меньшими размерами и тем, что разработано чуть не на 20 лет позднее MQ-1B.

Внешний вид

источник фото: poderioarmadas2.blogspot.ru На этом фото схож с Predator B.

Разработчик

Кронштадт (ранее Транзас), главный конструктор Геннадий Трубников

Детали спецификации

Длина - 6.7 м,

Высота - 2.3 м

Размах крыла - 12 м

Дальность действия - 3500-3700 км

Беспосадочный полет - до 30 ч

Взлетный вес: 640 кг

Для взлета и посадки требуется ВПП.

Потолок высот: 7500 м

Двигатель поршневой, четырехтактный Rotax 914 (115 л.с.).

Передача данных - через спутниковую связь или радиоканал в пределах прямой видимости.

Способен нести до 120 кг полезной нагрузки в виде высокоточного оружия, например, бомб или ракет воздух-поверхность. Также это может быть РЛС (например, переднего и бокового обзора с синтезируемой апертурой), оптическая видеокамера, тепловизор, фотокамера со сменными объективами.

Топливный бак - в средней части корпуса

Носовая часть - системы навигации

Хвостовая часть - силовая установка

На борту установлены системы автосопровождения и целеуказания, система связи, способная обеспечивать передачу видеопотоков с камер и данных с радара и другой полезной нагрузки. Системы хранения информации.

Видео

Статус

2017.01 О начале серийного производства и о поступлении в армию информации нет.

2016. Начались испытания.

Первый полет в 2010 году. Тогда же работы были свернуты из-за недостатка финансирования.

Показан на авиасалоне МАКС-2009

Предварительная информация о данном БЛА появилась на выставке Интерполитех в 2008 году, тогда он назывался Дозор-3.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...