Правовое положение предпринимательской деятельности субъектов малого предпринимательства. Правовое положение малого и среднего предпринимательства

Основным нормативным актом, регулирующим правовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства, является Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства». Данный Закон называет субъектов малого и среднего предпринимательства хозяйствующими субъектами, не раскрывая данного значения.

Понятие «хозяйствующий субъект» раскрывается в Федеральном законе «О защите конкуренции» через деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

При этом хозяйствующими субъектами данный Закон называет коммерческие и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, приносящую им доход, индивидуального предпринимателя и иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность (например, адвокат).

Весь предложенный перечень субъектов не может быть взят за основу определения субъектов малого и среднего предпринимательства. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства» формирует условия отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства.

1. Правовые формы выражения субъектов малого и среднего предпринимательства.

Исходя из анализа ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства» кроме осуществления деятельности, приносящей доход, субъекты малого и среднего предпринимательства должны соответствовать следующим требованиям: для физических лиц - эго наличие статуса индивидуального предпринимателя, а для юридических лиц - установленная организационно-правовая форма - хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, крестьянское (фермерское) хозяйство, хозяйственные партнерства, кооперативы. Стоит обратить внимание на то, что Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства» называет среди субъектов малого и среднего предпринимательства потребительский кооператив, который п. 3 ст. 50 ГК отнесен к некоммерческим юридическим лицам.

В то же время ст. 2 ГК в качестве одного из обязательных признаков субъекта малого и среднего предпринимательства называет осуществление деятельности, систематически приносящей прибыль. Очевидно, что законодатель различает предпринимательскую деятельность как деятельность, направленную на систематическое получение прибыли, и деятельность, приносящую доход. В связи с этим прямое указание на потребительские кооперативы в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства» указывает на включение в состав субъектов малого и среднего предпринимательства данных некоммерческих организаций.

  • 2. Предельные доли участия в уставном капитале определенных юридических лиц.
  • Так, публичные субъекты вместе с иностранными юридическими лицами, общественными и религиозными организациями (объединениями), благотворительными и иными фондами должны обладать не более чем 25% в уставном капитале. Установленная доля запрета в уставном капитале относится также к юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства.
  • 3. Требования к численности работников. Требование в установлении предельного значения средней численности работников за предыдущий календарный год (например, до 100 человек включительно для малых предприятий) относится как к юридическим лицам, так и к индивидуальным предпринимателям.
  • 4. Требования к предельному значению выручки от реализации товаров (работ, услуг). Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год рассчитывается без учета налога на добавленную стоимость в порядке, установленном НК.

Предельные значения к выручке установлены постановлением Правительства РФ от 09.02.2013 № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». Данные значения составляют:

  • - микропредприятия - 60 млн руб.;
  • - малые предприятия - 400 млн руб.;
  • - средние предприятия - 1000 млн руб.

Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов в настоящее время не сформирована.

Данные показатели к выручке, равно как и к остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов, устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Для фиксирования наличия таких субъектов федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления ведут реестры субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно постановлению Правительства РФ от 06.05.2008 № 358 «Об утверждении Положения о ведении реестров субъектов малого п среднего предпринимательства - получателей поддержки и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами» реестры должны вестись в электронном виде с соблюдением изложенных в постановлении требований на основании решения государственного или муниципального органа об оказании поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. В реестре должны быть отражены сведения о субъектах (лицо, предоставляющее поддержку, и лицо, которому оказывают поддержку): номер реестровой записи и дата включения органом сведений о получателе поддержки в реестр: сведения о виде, форме, размере и сроках предоставления поддержки; иная информация.

Выделение среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей рассматриваемых категорий необходимо для формирования условий развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и, прежде всего со стороны государства.

Особенности правового положения субъектов малого и среднего предпринимательства формируются в силу реализации данных условий со стороны публичных субъектов.

Сформировав благоприятные условия для субъектов малого и среднего предпринимательства, государство решает также социальные, имущественные и иные вопросы, в частности связанные с обеспечением занятости населения, увеличением доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

В целях развития субъектов малого и среднего предпринимательства государство проводит соответствующую политику посредством реализации правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер.

Формами реализации данных мер выступают:

А. Финансовая поддержка осуществляется путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам данных субъектов.

Пример

Так, согласно ст. 78 БК субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Предоставление средств в качестве финансовой поддержки направлено на реализацию определенных целей. Нарушение целевого использования средств влечет за собой необходимость возврата предоставленного имущества.

Судебная практика

В определении ВАС РФ от 10.12.2012 № ВАС-16439/12 по делу № А67-2857/2011 указано на обязанность ответчика о возврате в областной бюджет суммы субсидии, израсходованной не по целевому назначению.

Б. Имущественная поддержка состоит в передаче на возмездной и безвозмездной основе или на льготных условиях государственного или муниципального имущества. Таким имуществом могут быть основные и оборотные средства.

Данная поддержка имеет определенные условия:

  • - использовать имущество возможно только по целевому назначению;
  • - установлен запрет на распоряжение полученным имуществом путем продажи, передачи в залог, уступки права на имущество, в том числе путем внесения в качестве вклада в уставный капитал иных хозяйствующих субъектов;
  • - минимальный срок предоставления имущества на основании договора должен быть не менее пяти лет.

Данные права на получение имущественной поддержки защищаются в судебном порядке.

Судебная практика

В определении ВС РФ от 07.10.2014 по делу № 305-ЭС14-101, А41- 46038/13 указано на то, что действия администрации после вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по закреплению за созданным ею муниципальным учреждением спорного имущества нарушают права и законные интересы общества, отнесенного к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии со ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства» и препятствуют реализации его преимущественного права на выкуй помещения.

В. Информационная поддержка осуществляется путем формирования официальных сайтов информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети Интернет, других информационно-телекоммуникационных сетях, создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем. Владельцами данных систем и сайтов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Указанные информационно-телекоммуникационные сети и системы должны содержать информацию (экономическую, правовую, статистическую, производственно-технологическую и иную), необходимую для успешного осуществления деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства, например о государственном п муниципальном имуществе, переданном указанным субъектам.

Г. Консультационная поддержка как путем непосредственного консультирования соответствующими организациями, созданными органами государственной власти и органами местного самоуправления, так и посредством возмещения затрат на оплату консультационных услуг.

Для реализации указанных форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства формируется система коммерческих и некоммерческих организаций (инфраструктура), целью создания которых в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при реализации программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства различного уровня.

Кроме общей поддержки, оказываемой в отношении всех субъектов малого и среднего предпринимательства, выделяют также поддержку в соответствующих областях производства.

Пример

В области инноваций и промышленного производства поддержка осуществляется путем содействия патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений; а в области ремесленной деятельности - посредством создания палаты ремесел, центров ремесел и обеспечения их деятельности.

Правовое положение субъектов малого предпринимательства определено Федеральным законом от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

К субъектам малого предпринимательства относятся индивидуальные предприниматели и малые предприятия.

Под малыми предприятиями понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

1) в промышленности, строительстве, на транспорте – 100 человек,

2) в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек,

3) в оптовой торговле – 50 человек,

4) в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек,

5) в остальных отраслях и бытовом обслуживании населения – 60 человек.

Численность определяется с учетом всех работников организации, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений данного юридического лица. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные) относятся к малым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Приобретение статуса субъекта малого предпринимательства дает право на получение государственной поддержки, которая состоит в применении к ним следующих мер:

Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

Создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

Установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

Поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий (ст. 6 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

3.4. Правовое положение товарных бирж

Правовое положение товарных бирж определяется Законом РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле».

Товарная биржа – организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам (ст. 2 Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле»).

Товарная биржа характеризуется перечисленными ниже специфическими особенностями .

1. Ее деятельность связана с товаром, определяемым родовыми признаками, который реализуется оптом (партиями). Индивидуально-определенные вещи не могут составлять предмета деятельности биржи;

2. Товарная биржа является носителем исключительной компетенции. Основной целью ее деятельности является организация и регулирование биржевой торговли, то есть она должна стать местом средоточения оптовых сделок, которые бы отражали объективную цену данного товара на основе соотношения на бирже спроса и предложения. Под регулированием понимается создание и поддержание на бирже обстановки, исключающей воздействие случайных причин, влияющих на ценообразование, предупреждающей искусственное завышение или занижение цен путем сговора, распространения ложных слухов и т. д.

3. Гласность и публичность торгов, что позволяет выполнять функцию котировки цен, то есть установления в масштабах региона или всей страны объективного уровня цены на данный товар в данное время с учетом всех факторов, воздействующих на этот уровень. Это отличает биржу от оптовых баз.

4. Доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать 10 %. В учреждении биржи не могут принимать участие: служащие данной или иной товарной биржи; юридические лица, руководителями которых являются служащие данной биржи; органы государственной власти и местного самоуправления, банки и кредитные учреждения, страховые и инвестиционные компании и фонды; общественные, религиозные и благотворительные объединения (организации) и фонды; физические лица, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность (например, государственные и муниципальные служащие).

5. Члены биржи (лица, участвующие в формировании уставного капитала, либо вносящие членские и иные целевые взносы в имущество биржи) не только имеют право участвовать в управлении ее делами, но и быть участником биржевой торговли в качестве членов биржи.

6. Создание биржи как предприятия осуществляется в обычном порядке, но биржевая торговля может проводиться только на основании лицензии, выдаваемой Комиссией по товарным биржам при Федеральной службе по финансовым рынкам.

В биржевой торговле принимают участие две категории членов биржи:

1) полные члены – члены биржи, которые имеют право участвовать в биржевых торгах во всех секциях биржи, а также на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и на общих собраниях членов секций биржи;

2) неполные члены – члены биржи, которые имеют право участвовать в биржевых торгах в соответствующей секции и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и общем собрании членов секции биржи

Кроме того, в торгах могут принимать участие посетители биржевых торгов – лица, не являющиеся членами биржи и имеющие в соответствии с учредительными документами биржи право на совершение биржевых сделок. Они могут быть постоянными и разовыми и приобретают право на участие в биржевой торговле в течение определенного срока за соответствующую плату. Статья 21 Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» ограничивает время участия постоянных посетителей в торгах на конкретной бирже тремя годами, а их общее количество не может превышать 30 % от общего числа членов биржи. Разовые посетители имеют право на совершение сделок только на реальный товар, от своего имени и за свой счет. Биржевые сделки не могут осуществляться от имени и за счет биржи.

Члены и посетители биржи имеют право совершать биржевые сделки:

Непосредственно как участники биржевых торгов, если они являются брокерскими фирмами или независимыми брокерами;

Через организуемые ими брокерские конторы;

На договорной основе с брокерскими фирмами, брокерскими конторами, независимыми брокерами, то есть биржевыми посредниками;

Непосредственно от своего имени и за свой счет при торговле реальным товаром, без права на биржевое посредничество.

В зависимости от вида биржевого товара выделяют следующие виды биржевых сделок :

1) реальные сделки – предусматривают взаимную передачу прав и обязанностей в отношении реального товара;

2) форвардные – предусматривают взаимную передачу прав и обязанностей в отношении реального товара с отстроченным сроком его поставки;

3) фьючерсные – предусматривают взаимную передачу прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара;

4) опционные – предполагают уступку прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара и др.

Не являясь участником сделок, биржа не несет ответственности за неисполнение обязательств по биржевым сделкам. Однако закон предусматривает следующие гарантии в биржевой торговле:

Биржа обязана организовать расчетное обслуживание путем создания расчетных учреждений (клиринговых центров) либо путем заключения договора с кредитной организацией о расчетном (клиринговом) обслуживании.

Бирже запрещается устанавливать уровни и пределы цен на биржевой товар, размеры вознаграждения, взимаемого биржевыми посредниками. Однако биржа имеет право устанавливать отчисления в свою пользу от получаемых биржевыми посредниками комиссионных, различные платежи с членов биржи и участников биржевых торгов за оказываемые ею услуги, штрафы за нарушение правил биржевой торговли.

Биржа обязана проводить по требованию участника биржевой торговли экспертизы качества реальных товаров.

Индивидуальный предприниматель - дееспо­собный гражданин, осуществляющий предпринимательскую дея­тельность без образования юридического лица, прошедший спе­циальную процедуру государственной регистрации в качестве ин­дивидуального предпринимателя в соответствии с Законом о государственной регистрации юридических лиц и индивидуаль­ных предпринимателей.

По общему правилу, зарегистрироваться в качестве индивиду­ального предпринимателя возможно с 18 лет при достижении пол­ной дееспособности, а раньше в случаях:

    вступления в брак до достижения совершеннолетия;

    эмансипации (ст. 27 ГК РФ) - объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным, что возможно, если: лицо достигло 16 лет; работает по трудовому договору или с согласия своих за­конных представителей занимается предпринимательской дея­тельностью; имеется согласие обоих родителей на эмансипацию несовершеннолетнего. При наличии согласия обоих родителей объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) осуществляется по решению органа опеки и попе­чительства. Если такое согласие отсутствует, то эмансипация про­изводится по решению суда.

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятель­ностью без образования юридического лица с момента государст­венной регистрации в качестве индивидуального предпринимате­ля (ч. 1 ст. 23 ГК РФ). Это основополагающее требование.

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляю­щий деятельность без образования юридического лица, признает­ся предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

К предпринимательской деятельности граждан - индивиду­альных предпринимателей применяются правила, регулирующие деятельность юридических лиц - коммерческих организаций, ес­ли иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Индивидуальный предприниматель по своим обязательствам отвечает всем принадлежащим ему имуществом, т.е. к нему при­меняется принцип полной имущественной ответственности. Ис­ключение составляет имущество, на которое не может быть обра­щено взыскание (ст. 446 ГПК РФ).

Индивидуальный предприниматель, являясь субъектом мало­го предпринимательства, пользуется поддержкой государства. В частности, предусмотрена упрощенная система налогообложе­ния (выражающаяся в поквартальной уплате налогов на доход).

Существует и законодательно закрепленная защита контр­агентов индивидуального предпринимателя (ч. 4 ст. 23 ГК РФ). Так, гражданин, осуществляющий предпринимательскую дея­тельность без образования юридического лица с нарушением тре­бований закона (не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя), не вправе ссылаться в отношении заключен­ных им сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельно­сти, например ст. 401 ГК РФ, устанавливающую повышенную (безвиновную) ответственность предпринимателей по сравнению с общегражданской ответственностью.

Основным нормативным правовым актом, определяющим правовое положение субъектов малого предпринимательства, яв­ляется Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федера­ции», вступивший в силу с 01.01.2008, за исключением ряда поло­жений (далее - Закон о малом и среднем предпринимательстве).

В соответствии со ст. 3 данного Закона под субъектами малого и среднего предпринимательства признаются: хозяйствующие субъ­екты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), от­несенные в соответствии с условиями, установленными Законом о малом и среднем предпринимательстве, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относят­ся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий); физические лица, внесенные в Единый государст­венный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществ­ляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; крестьянские (фермерские) хозяйства, соот­ветствующие следующим условиям:

    для юридических лиц - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25 % (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестицион­ных фондов); доля участия, принадлежащая одному или несколь­ким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 %;

    средняя численность работников за предшествующий календар­ный год не должна превышать предельные значения средней чис­ленности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: для средних предприятий от 101 до 250 человек включительно; для малых предприятий до 100 че­ловек включительно; для микропредприятий - до 15 человек; при этом средняя численность работников за календарный год опре­деляется с учетом всех работников предприятия, в том числе рабо­тающих по гражданско-правовым договорам или по совмести­тельству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделе­ний предприятия;

    выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (оста­точная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать пре­дельные значения, установленные Правительством РФ для каж­дой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

С 01.01.2010 вступило в силу положение, согласно которому предельные значения выручки от реализации товаров (работ, ус­луг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Прави­тельством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных ста­тистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства (ст. 27 Закона о малом и среднем предпринимательстве).

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном НК РФ.

Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основ­ных средств и нематериальных активов) определяется в соответст­вии с законодательством РФ о бухгалтерском учете (Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ).

Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и не­материальных активов) за период, прошедший со дня их государ­ственной регистрации, не превышают предельные значения.

Приобретение статуса субъекта малого предпринимательства дает право на получение государственной поддержки в соответст­вии со следующими основными принципами:

    заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;

    доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и сред­него предпринимательства;

    равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательст­ва, соответствующих критериям, предусмотренным федеральны­ми, региональными, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах;

    оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конку­ренции»;

    открытость процедур оказания поддержки.

Поддержка не может оказываться в отношении субъектов ма­лого и среднего предпринимательства, если они:

    являются кредитными организациями, страховыми организация­ми (за исключением потребительских кооперативов), инвестици­онными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбар­дами;

    являются участниками соглашений о разделе продукции;

    осуществляют предпринимательскую деятельность в сфере игор­ного бизнеса;

    являются в порядке, установленном законодательством РФ о ва­лютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами РФ, за исключением случаев, предусмотрен­ных международными договорами РФ.

В оказании поддержки должно быть отказано в случаях, если:

    не представлены документы, определенные соответствующими федеральными, региональными, муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства, или представ­лены недостоверные сведения и документы;

    не выполнены условия оказания поддержки;

    в отношении заявителя - субъекта малого и среднего предприни­мательства ранее было принято решение об оказании аналогич­ной поддержки и сроки ее оказания не истекли;

    с момента признания субъекта малого и среднего предпринима­тельства допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использова­ния средств поддержки, прошло менее трех лет.

Закон о малом и среднем предпринимательстве в ст. 16 опреде­ляет формы, условия и порядок поддержки таких субъектов и ор­ганизаций. Она включает в себя поддержку: финансовую, имуще­ственную, информационную, консультативную; поддержку в об­ласти подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников; поддержку в области инноваций и промышленно­го производства, ремесленничества.

Субъекты РФ вправе наряду с установленными формами под­держки самостоятельно оказывать иные формы поддержки за счет средств своих бюджетов субъектов РФ.

Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструк­туру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательст­ва, может осуществляться в соответствии с законодательством РФ за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюдже­тов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, го­сударственных и муниципальных гарантий по обязательствам указанных субъектов.

Оказание имущественной поддержки субъектам малого и сред­него предпринимательства и организациям осуществляется орга­нами государственной власти и органами местного самоуправле­ния в виде передачи во владение и (или) в пользование государст­венного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвоз­мездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.

Оказание информационной поддержки субъектам малого и сред­него предпринимательства и организациям осуществляется орга­нами государственной власти и органами местного самоуправле­ния в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникаци­онных сетей и обеспечения их функционирования в целях под­держки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Оказание консультативной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в ви­де: создания организаций, образующих инфраструктуру поддерж­ки указанных субъектов и оказывающих им консультативные ус­луги, и обеспечения деятельности таких организаций; компенса­ции затрат, произведенных и документально подтвержденных субъектами малого и среднего предпринимательства, на оплату консультативных услуг.

Оказание поддержки в области подготовки, переподготовки и по­вышения квалификации кадров органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде:

    разработки примерных образовательных программ, направлен­ных на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства, на основе государственных образовательных стандартов;

    создания условий для повышения профессиональных знаний специалистов, относящихся к социально незащищенным груп­пам населения, совершенствования их деловых качеств, подго­товки их к выполнению новых трудовых функций в области мало­го и среднего предпринимательства;

    учебно-методологической, научно-методической помощи субъ­ектам малого и среднего предпринимательства.

Оказание поддержки в области инноваций и промышленного про­изводства органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде:

    создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказываю­щих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательст­ва, в том числе технопарков, центров коммерциализации техноло­гий, технико-внедренческих и научно-производственных зон, и обеспечения деятельности таких организаций;

    содействия патентованию изобретений, полезных моделей, про­мышленных образцов и селекционных достижений, а также госу­дарственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных субъектами малого и среднего предпри­нимательства;

    создания условий для привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к заключению договоров субподряда в об­ласти инноваций и промышленного производства;

    создания акционерных инвестиционных фондов и закрытых пае­вых инвестиционных фондов.

Основным нормативным правовым актом, определяющим правовое положение субъектов малого предпринимательства, является Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"*(375) (далее - Закон о малом предпринимательстве).

В соответствии со ст. 3 Закона о малом предпринимательстве под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

В промышленности - 100 человек;

В строительстве - 100 человек;

В сельском хозяйстве - 60 человек;

В оптовой торговле - 50 человек;

В розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

В остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Следует иметь в виду, что средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений данного юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, т.е. индивидуальные предприниматели.

Приобретение статуса субъекта малого предпринимательства дает право на получение государственной поддержки. Статьей 6 Закона о малом предпринимательстве определены меры такой поддержки, среди которых:

Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

Создание льготных условий использования государственных финансовых*(376), материально-технических и информационных ресурсов;

Установление упрощенного порядка регистрации, лицензирования, сертификации, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

Поддержка внешнеэкономической деятельности, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др.

Нужно отметить, что отдельные льготы, предусмотренные Законом о малом предпринимательстве, не нашли отражения в специальных законах. Так, ни Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"*(377), ни Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"*(378), ни Федеральный закон от 8 декабря 2003 г.

N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"*(379) не предусматривают соответствующих льгот (как, впрочем, не предусматривали их и ранее действовавшие нормативные правовые акты).

Впрочем, в Законе о малом предпринимательстве не все нормы декларативны. Ряд предусмотренных Законом о малом предпринимательстве льгот конкретизирован в специальном законодательстве и активно применяется на практике.

Льготы в сфере налогообложения предусмотрены НК РФ в виде специальных налоговых режимов. В частности, главой 26.2 предусмотрена упрощенная система налогообложения, а главой 26.3 - система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Следует отметить, что, определяя круг налогоплательщиков, имеющих право перехода на специальные налоговые режимы, НК РФ не называет прямо субъектов малого предпринимательства. Однако анализ условий перехода на данные режимы дает основание сделать вывод о том, что в первую очередь они применимы именно к анализируемой категории хозяйствующих субъектов.

К примеру, налогоплательщиками по упрощенной системе налогообложения могут быть организации и индивидуальные предприниматели. При этом организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации не превысил 11 млн. рублей (без учета налога на добавленную стоимость).

Не вправе применять упрощенную систему налогообложения, в частности:

Организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек;

Организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей, и др.

Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим режимом налогообложения.

Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц. Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Иные налоги уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим режимом налогообложения.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.

Льготы в отношении учета и отчетности. Согласно ст. 5 Закона о малом предпринимательстве государственная статистическая и бухгалтерская отчетность малых предприятий представляется в утверждаемом Правительством Российской Федерации порядке, предусматривающем упрощенные процедуры и формы отчетности, содержащие в основном информацию, необходимую для решения вопросов налогообложения. В силу ст. 6 указанного Закона в качестве одного из направлений государственной поддержки малого предпринимательства определено установление упрощенного порядка представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности. В специальном законодательстве эти положения получили следующее развитие.

В соответствии с п. 1 и 2 ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"*(380) данный Закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.

Таким образом, под сферу деятельности настоящего Закона не попадает такая категория субъектов малого предпринимательства, как индивидуальные предприниматели, обязанность ведения бухгалтерского учета на которых не распространяется.

В силу п. 3 ст. 4 Федерального закона "О бухгалтерском учете" организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. При этом организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ. В соответствии с требованиями, установленными главой 26.2 НК РФ, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, должны вести налоговый учет показателей своей деятельности (необходимых для исчисления налоговой базы и налога) на основании Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 28 октября 2002 г. N БГ-3-22/606*(381). Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, является регистром налогового учета*(382).

Вместе с тем п. 3 ст. 4 Федерального закона "О бухгалтерском учете" сохранил для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, обязанность ведения бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов. Напомним, что бухгалтерский учет основных средств осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. N 26н*(383), а нематериальных активов - в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденным приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. N 91н*(384).

Для субъектов малого предпринимательства, не перешедших на упрощенную систему налогообложения, льготы по ведению бухгалтерского учета предусмотрены приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. N 64н*(385), которым утверждены Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Действие данного акта распространяется на всех субъектов малого предпринимательства, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от предмета и целей деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности (за исключением кредитных организаций).

Единой журнально-ордерной формы счетоводства для предприятий, утвержденной письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 г. N 63;

Журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций, утвержденной письмом Минфина СССР от 6 июня 1960 г. N 176*(386);

Упрощенной формы бухгалтерского учета согласно Типовым рекомендациям.

Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета из утвержденных соответствующими органами, исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. Так, малым предприятиям, занятым в материальной сфере производства, рекомендуется использовать регистры, предусмотренные в журнально-ордерной форме счетоводства. Малые предприятия, занятые торговлей и иной посреднической деятельностью, могут использовать регистры из упрощенной формы бухгалтерского учета, при необходимости применяя отдельные регистры для учета определенных ценностей, преобладающих в их деятельности (товарно-материальных запасов, финансовых активов и т.п.), из единой журнально-ордерной формы счетоводства.

При этом малое предприятие может самостоятельно приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы при соблюдении:

Единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;

Взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;

Сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;

Накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.

Отражение хозяйственных операций в системе счетов бухгалтерского учета и регистрах бухгалтерского учета, применяемых малым предприятием, осуществляется посредством двойной записи.

Малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и имеющим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более ста в месяц) рекомендуется применение упрощенной формы бухгалтерского учета.

Для организации учета по упрощенной форме бухгалтерского учета малое предприятие на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий составляет рабочий План счетов бухгалтерского учета хозяйственных операций, который позволит вести учет средств и их источников в регистрах бухгалтерского учета по основным счетам и тем самым обеспечивать контроль за наличием и сохранностью имущества, выполнению обязательств и достоверностью данных бухгалтерского учета. Малые предприятия могут использовать в качестве рекомендации рабочий План счетов бухгалтерского учета, приведенный в Типовых рекомендациях.

Упрощенная форма бухгалтерского учета малым предприятием может вестись:

1) по форме бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия. Рекомендованные малым предприятиям формы регистров приведены в приложениях 2-11 к Типовым рекомендациям;

2) по простой форме без использования регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия. Простая форма рекомендована малым предприятиям, совершающим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в месяц), не осуществляющим производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов. При простой форме учет всех операций осуществляется путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности по форме N К-1 (приложение 1 Типовым рекомендациям). Наряду с Книгой для учета расчетов по оплате труда с работниками, по подоходному налогу с бюджетом малое предприятие должно вести также ведомость учета заработной платы по форме N В-8 (приложение 10 к Типовым рекомендациям).

Книга учета фактов хозяйственной деятельности является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность. Книга учета фактов хозяйственной деятельности является комбинированным регистром бухгалтерского учета, который содержит все применяемые малым предприятием бухгалтерские счета и позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них. При этом она должна быть достаточно детальной для обоснования содержания соответствующих статей бухгалтерского баланса. Малое предприятие может вести Книгу учета фактов хозяйственной деятельности в виде ведомости, открывая ее на месяц (при необходимости используя вкладные листы для учета операций по счетам), или в форме Книги, в которой учет операций ведется весь отчетный год.

Таким образом, действующими нормативными правовыми актами предусмотрены различные модели упрощения бухгалтерского учета - для малых предприятий, перешедших и не перешедших на упрощенную систему налогообложения. На данном примере мы еще раз можем убедиться в том, что бухгалтерский и налоговый учет, бухгалтерское и налоговое законодательство тесно взаимосвязаны.

Льготы в сфере бухгалтерской отчетности предусмотрены для малых предприятий приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций"*(387). Так, по общему правилу в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете", бухгалтерская отчетность состоит из Бухгалтерского баланса (форма N 1), Отчета о прибылях и убытках (форма N 2), Отчета об изменениях капитала (форма N 3), Отчета о движении денежных средств (форма N 4), Приложения к бухгалтерскому балансу (форма N 5), пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут принять решение о представлении бухгалтерской отчетности в объеме показателей по группам статей Бухгалтерского баланса и статьям Отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах и имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5), пояснительную записку.

Субъекты малого предпринимательства, обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) при отсутствии соответствующих данных.

Переходя к льготам в сфере статистической отчетности, нельзя не отметить, что обязанность ее представления предусмотрена действующим законодательством только для таких субъектов малого предпринимательства, как малые предприятия. При этом на протяжении ряда лет Госкомстатом России*(388) для малых предприятий утверждаются специальные, упрощенные формы отчетности. В настоящее время действует постановление Федеральной службы государственной статистики от 9 февраля 2005 г. N 14*(389), которым утвержден Порядок заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия".

В соответствии со ст. 14 Закона о малом предпринимательстве, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривают резервирование для субъектов малого предпринимательства определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд*(390).

Государственные заказчики при формировании и размещении заказов и заключении государственных контрактов на закупку и поставки продукции и товаров (услуг) для государственных нужд по видам продукции, отнесенным Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации к приоритетным, обязаны размещать у субъектов малого предпринимательства не менее 15 процентов от общего объема поставок для государственных нужд данного вида продукции на основе конкурсов на указанные поставки, проводимых между субъектами малого предпринимательства.

Предусмотренная федеральным законодательством льгота в целом не находит применения в действительности*(391). К числу основных факторов, препятствующих быстрому вовлечению малого бизнеса в процессы государственных закупок, специалисты относят слабую проработанность организационных и экономических механизмов привлечения малых предприятий к участию в выполнении заказов государства; экономическую незаинтересованность министерств и ведомств в привлечении малых предприятий к участию в конкурсах; сложности в согласовании действующих нормативных актов*(392).

Вместе с тем опыт многих стран свидетельствует об эффективном использовании возможностей сектора малого предпринимательства в сфере выполнения государственных и муниципальных заказов. Например, в США крупные предприятия обязаны размещать в секторе малого предпринимательства до 20 процентов оборонных заказов. В 2002 г. стоимость госзаказов, выполненных силами малых предприятий, достигла 46 млрд. долларов*(393). Было бы целесообразно воспользоваться имеющимся опытом развитых стран и сформировать в нашей стране действенный правовой механизм размещения госзаказов в секторе малого предпринимательства.

Льготы в сфере государственного контроля. В силу ст. 7 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)"*(394), в отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.

Безусловно, закрепление на законодательном уровне трехлетних "каникул" для субъектов малого предпринимательства для проведения мероприятий по государственному контролю следует рассматривать как серьезную меру их государственной поддержки. Однако при этом нельзя не обратить внимание на следующие обстоятельства.

Во-первых, как известно, из сферы действия Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" исключены отдельные виды контроля (налоговый, бюджетный, валютный, страховой, оперативно-разыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия и др.). Следовательно, на проведение плановых контрольных мероприятий в отношении субъектов малого предпринимательства по исключенным из сферы действия Закона видам контроля льгота не распространяется.

Во-вторых, льгота распространяется лишь на плановые проверки и не касается проверок внеплановых.

Необходимо отметить, что в Закон о малом предпринимательстве порой вносятся изменения, отменяющие льготы для субъектов малого предпринимательства и, следовательно, ухудшающие их правовое положение. Причем некоторые из утраченных льгот ранее носили более чем прикладной характер и активно использовались субъектами малого предпринимательства при отстаивании своих прав в судебном порядке. В первую очередь речь идет о гарантии стабильности налогового законодательства или так называемой "дедушкиной оговорке", которая была предусмотрена п. 1 ст. 9 Закона о малом предпринимательстве. В силу этой нормы "в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации".

Анализ дел (за период за 2001-2004 гг.), в которых содержатся ссылки на Закон о малом предпринимательстве, рассмотренных Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ, а также федеральными арбитражными судами округов, показал, что наиболее часто применяемой (в 92 процентах случаев) арбитражными судами являлась именно ст. 9 Закона о малом предпринимательстве, а среди этой категории дел в абсолютном большинстве случаев содержатся ссылки на абз. 2 ч. 1 ст. 9, которая и содержала гарантию от неблагоприятного изменения налогового законодательства. При этом рассматривавшиеся в судах споры касались введения НК РФ различных видов налогов: единого социального налога, налога на вмененный доход, налога на добавленную стоимость, налога с продаж. Постепенно судебная практика стала складываться в пользу налогоплательщиков - субъектов малого предпринимательства. Она была подкреплена позицией Конституционного Суда РФ. Достаточно вспомнить определение Конституционного Суда РФ от 1 июля 1999 г. N 111-О "По жалобе гражданина Варганова Валерия Витальевича на нарушение его конституционных прав Федеральным законом "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" и Законом Белгородской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности"*(395), определение Конституционного Суда РФ от 7 февраля 2002 г. N 37-О "По жалобе гражданина Кривихина Сергея Васильевича на нарушение его конституционных прав положениями абзаца третьего статьи 143 и пункта 2 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации"*(396), постановление Конституционного Суда РФ от 19 июня 2003 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности положений федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, регулирующего налогообложение субъектов малого предпринимательства - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в связи с жалобами ряда граждан"*(397) и др.

Таким образом, налоговые условия хозяйствования для субъектов малого предпринимательства в первые годы их деятельности оставались теми же, какими они были на момент государственной регистрации. Однако с 1 января 2005 г. наиболее востребованная в последние годы практикой статья утратила силу.

Та же участь коснулась предоставлявшейся субъектам малого предпринимательства льготы по ускоренной амортизации. В силу действовавшей до 1 января 2005 г. нормы ст. 10 Закона о малом предпринимательстве субъекты малого предпринимательства были вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов. Наряду с применением механизма ускоренной амортизации субъекты малого предпринимательства могли списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет.

Следует отметить, что анализируемая льгота появилась за несколько лет до принятия Закона о малом предпринимательстве. Она была предусмотрена еще постановлением Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 г. N 406 "О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР"*(398). Однако в полной мере данная льгота просуществовала лишь до введения в действие с 1 января 2002 г. главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, ст. 259 которой "Методы и порядок расчета сумм амортизации" не предоставила субъектам малого предпринимательства права осуществлять ускоренную амортизацию основных производственных фондов. Поэтому субъекты малого предпринимательства с 1 января 2002 г. при формировании налогооблагаемой базы по налогу на прибыль стали учитывать суммы амортизации объектов основных производственных фондов, начисленные в соответствии с общим порядком, изложенным в главе 25 НК РФ*(399). Установленное Законом о малом предпринимательстве положение об ускоренной амортизации основных фондов стало применяться лишь в целях бухгалтерского учета, правомерность чего подтверждалась официальными разъяснениями*(400).

Однако и после 1 января 2002 г. рассматриваемая льгота осталась весьма значимой при исчислении налога на имущество. Так, в силу п. 1 ст. 374 главы 30 НК РФ "Налог на имущество организаций" "объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета".

Использование возможности дополнительного списания субъектами малого предпринимательства до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов позволяло существенно уменьшить стоимость имущества и, следовательно, размер налога.

Таким образом, с 1 января 2005 г. субъекты малого предпринимательства лишились двух очень важных с прикладной точки зрения льгот, применение которых на практике оказывало позитивное воздействие на их имущественное и финансовое положение.

Вместе с тем, как представляется, для субъектов малого предпринимательства, зарегистрированных до 1 января 2005 г., действие льготных норм не прекращается. Здесь уместно обратиться к упоминавшемуся уже определению Конституционного Суда РФ от 1 июля 1999 г. N 111-О. В п. 2 данного определения указано, что "положение Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" о недопустимости применения в дальнейшем абзаца второго части первой статьи 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" не может иметь обратной силы и не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального опубликования нового регулирования... Подобное истолкование указанного положения обусловлено конституционно-правовым режимом стабильных условий хозяйствования, выводимым из статей 8 (часть 1), 34 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации". Есть основание полагать, что высказанная позиция Конституционного Суда РФ применима и сейчас, в связи с неблагоприятными изменениями налогового законодательства, вносимыми Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития малого бизнеса, является Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России). Положение о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации утверждено постановлением Правительства РФ от 27 августа 2004 г. N 443*(401).

Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются дополнительные условия деятельности субъектов малого предпринимательства, соблюдение которых дает право на получение региональной государственной поддержки.

Так, в соответствии с Законом города Москвы от 28 июня 1995 г. N 14 "Об основах малого предпринимательства в Москве"*(402), к субъектам малого предпринимательства города Москвы, имеющим право на получение поддержки со стороны органов власти города Москвы, предъявляются следующие дополнительные требования:

Регистрация на территории города Москвы в качестве юридических лиц или предпринимателей без образования юридического лица;

Включение в Реестр субъектов малого предпринимательства г. Москвы;

Субъекты малого предпринимательства не должны относиться к категориям дочерних или зависимых хозяйственных обществ, фондовых бирж, брокерских фирм, банков и иных кредитных организаций, страховых организаций, а также организаций, созданных для проведения игр и заключения пари;

Субъекты малого предпринимательства - юридические лица не должны иметь филиалов (обособленных подразделений), находящихся за пределами границ Москвы и Московской области.

Субъекты малого предпринимательства имеют право на внесение в добровольном порядке в соответствующие реестры, которые ведутся в субъектах Российской Федерации*(403).

Органом исполнительной власти города Москвы, проводящим государственную политику города в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства, является Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы. Положение о Департаменте поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы утверждено постановлением Правительства Москвы от 2 сентября 2003 г. N 741-ПП*(404).

Государственная поддержка малого предпринимательства в городе Москве осуществляется в соответствии с Комплексной программой развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2004-2006 гг.*(405)

В качестве основных направлений поддержки малого предпринимательства в городе Москве можно отметить:

Создание общегородских систем центров развития предпринимательства в городе Москве;

Финансирование проектов и программ развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве;

Обеспечение субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями;

Предоставление льгот в области арендных отношений;

Правовая поддержка субъектов малого предпринимательства;

Поддержка и развитие малого предпринимательства в инновационной сфере*(406);

Информационная поддержка малого предпринимательства. Рассмотрим некоторые из указанных льгот подробнее. Льготы по предоставлению нежилых помещений. Субъекты малого предпринимательства испытывают большие по сравнению с крупными предприятиями трудности в обеспечении нежилыми помещениями для осуществления хозяйственной деятельности. Помещения, построенные по существующим нормативам, не в полной мере отвечают потребностям малого бизнеса: нерационально спланированы, требуют дополнительных затрат для приспособления их к новым условиям, а производственные помещения предприятий в большей части не подходят под размещение малых производств по своему масштабу. Вновь создаваемое малое предприятие вынуждено еще до начала своей деятельности и до получения каких-либо финансовых результатов расходовать значительные денежные средства на получение и обустройство помещений. Высокие ставки арендной платы за помещения, как правило, не соответствуют возможностям малого предпринимательства. Существует острая нехватка земельных участков и помещений для малого бизнеса на фоне большого количества неиспользуемых помещений, принадлежащих крупным и средним промышленным предприятиям Высвобождаемые производственные помещения промышленных предприятий в большинстве своем не подходят под размещение малых предприятий (требуют коренной реконструкции, неэкономичны по расходу энергоресурсов и требуют много средств на их содержание).

Учитывая существующие проблемы, в Москве создан фонд нежилых помещений для размещения субъектов малого предпринимательства и утверждено Положение о нем*(407). Целевой фонд нежилых помещений для размещения субъектов малого предпринимательства и инфраструктуры малого бизнеса в городе Москве составляет часть общегородского нежилого фонда в виде комплекса зданий, сооружений, отдельных нежилых помещений с особенными процедурами формирования и использования, формой учета. Целевой фонд формируется за счет объектов незавершенного строительства, изъятия площадей у арендаторов, пользующихся ими незаконно или заключивших договоры аренды на пользование ими с нарушением требований действующего законодательства, государственного (муниципального) имущества, отчуждаемого в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий, а также нежилых помещений, не получивших пользователей по конкурсам и аукционам в течение трех месяцев с момента выхода распоряжения Москомимущества об их проведении. Объекты целевого фонда размещаются на конкурсной основе. Положением о целевом фонде установлен порядок принятия решений о предоставлении имущественных прав в отношении объектов целевого фонда:

Исходя из целей и задач реализации Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства в Москве, Комиссия Правительства Москвы утверждает условия проведения конкурса на предоставление свободных от обязательств объектов целевого фонда и перечень необходимых документов для участия в нем;

Официальные условия конкурса публикуются в средствах массовой информации;

Подведение итогов конкурса не может быть проведено ранее чем через 30 календарных дней с момента опубликования его условий;

Комиссия Правительства Москвы подводит итоги конкурса и направляет принятые решения в Москомимущество.

Определены требования для участников конкурса и порядок подачи ими заявок. Объекты целевого фонда на основании решений, принятых в порядке, установленном настоящим Положением, предоставляются для использования субъектам малого предпринимательства: в аренду (в субаренду); безвозмездное пользование; в состав имущественного комплекса по операциям лизинг имущественных комплексов предприятий "под ключ"*(408). Также они могут быть проданы в соответствии с действующим законодательством, нормативными актами города Москвы*(409).

Необходимо отметить, что для субъектов малого предпринимательства города Москвы предусмотрены льготы по арендной плате. Постановлением Правительства Москвы от 14 октября 2003 г. N 861-ПП*(410) утверждена Методика расчета арендной платы за пользование объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы. Данным актом определено, что при расчете арендной платы для субъектов малого предпринимательства, включенных в Реестр субъектов малого предпринимательства города Москвы, устанавливается корректирующий коэффициент (Ккор) в размере 0,5. При этом арендаторы вправе сдавать в субаренду не более 20 процентов арендуемых площадей. Договор аренды заключается без права выкупа арендованного объекта, сдачи его в безвозмездное пользование, переуступки прав и обязанностей по договору аренды другому лицу, отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал.

В целях обеспечения дальнейшего поступательного развития сферы малого бизнеса в Москве Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы и Москомархитектурой разработана Городская целевая программа по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями на 2004-2010 годы*(411). Программа предусматривает:

Создание многофункциональных деловых центров для субъектов малого предпринимательства на общественных территориях города;

Создание технопарков для субъектов малого предпринимательства на территориях реорганизуемых производственных зон;

Формирование производственно-технологических территорий для размещения малого и среднего бизнеса в реорганизуемых производственных зонах;

Создание для субъектов малого предпринимательства новых нежилых помещений местного уровня, в том числе на первых этажах жилых домов-новостроек;

Создание новых нежилых помещений и объектов местного уровня для субъектов малого предпринимательства в шаговой доступности с размещением "магазинов на углу", предприятий быстрого питания, мультисервиса и других объектов, в том числе на первых этажах жилых домов-новостроек, обеспечивающих комплексно повседневный спрос населения;

Развитие комплексов и объектов малого предпринимательства разного функционального назначения, отвечающих современным качественным, техническим и функциональным требованиям;

Предоставление 6 млн. кв. м новых нежилых помещений для субъектов малого предпринимательства, в том числе 2,5 млн. кв. м до 2006 г. При этом учитываются нежилые помещения для субъектов малого предпринимательства, которые создаются в составе городских программ и инвестиционных проектов, реализуемых в городе в настоящее время;

Различные схемы финансирования, организации и формирования инвестиционного процесса с целью минимизации сроков строительства, стартового капитала и увеличения объема реинвестиционного капитала, повышения эксплуатационных качеств построенных нежилых помещений.

Кроме того, постановлением Правительства Москвы от 10 февраля 2004 г. N 78-ПП утверждены: адресный перечень строительства первоочередных объектов городского уровня для субъектов малого предпринимательства на 2004-2006 г.; предварительный адресный перечень нежилых помещений, предлагаемых для размещения объектов малого предпринимательства на первых этажах жилых домов-новостроек на 2004-2006 гг.; первоочередные организационно-правовые мероприятия на 2004-2006 гг., необходимые для обеспечения субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями.

Правовая поддержка субъектов малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Концепцией создания эффективной системы правовой поддержки субъектов малого предпринимательства и совершенствования форм и методов предотвращения нарушений (ограничений) прав и законных интересов предпринимателей, которая утверждена постановлением Правительства Москвы от 1 марта 2005 г. N 109-ПП*(412).

В качестве основных элементов создания эффективной системы правовой поддержки субъектов малого предпринимательства предусмотрены:

1) оказание комплексных юридических услуг субъектам малого предпринимательства Москвы (на льготных условиях), в том числе в приоритетных для города направлениях на базе городских организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Предусматривается осуществление правовой (в том числе с привлечением адвокатов) защиты субъектов малого предпринимательства, а также доступной для предпринимателей "горячей линии" и формирование системы клиентских карточек - свидетельств, выдаваемых субъектам малого предпринимательства с целью оперативного предоставления им необходимого объема квалифицированной юридической помощи на льготных условиях с использованием ресурсов территориальных центров развития предпринимательства и территориальных агентств по развитию предпринимательства;

2) создание системы добровольной аккредитации деятельности юридических и физических лиц, осуществляющих предоставление правовых услуг субъектам малого предпринимательства Москвы. Введение процедуры аккредитации предполагает установление определенных требований к организациям и предпринимателям, предоставляющим правовые услуги субъектам малого предпринимательства.

Любой субъект предоставления юридических услуг вправе быть аккредитованным при Департаменте поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы. Аккредитация является добровольной.

В течение срока действия аккредитации субъект предоставления правовых услуг обеспечивает:

Оказание оперативных и квалифицированных правовых услуг субъектам малого предпринимательства на льготных условиях;

Высокий уровень обслуживания и качество предоставляемых услуг.

Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы осуществляет контроль за соответствием субъекта предоставления правовых услуг условиям аккредитации и при выявлении нарушений в деятельности аккредитованных субъектов предоставления правовых услуг принимает решение о лишении их аккредитации;

3) разрешение возникающих конфликтов третейскими судами субъектов малого предпринимательства Москвы. На базе организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства города Москвы предусматривается создание в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации"*(413) специализированного третейского суда, специализирующегося на рассмотрении хозяйственных споров во всех административных округах города Москвы. Предметом деятельности третейского суда является разрешение экономических споров, в которых хотя бы одной из сторон является субъект малого предпринимательства.

Третейское разбирательство спора призвано обеспечить:

Защиту охраняемых законом прав и интересов субъектов малого предпринимательства;

Быстроту и экономичность процедуры разрешения спора;

Сохранение и дальнейшее упрочение деловых, партнерских отношений спорящих сторон, несмотря на имеющиеся между ними разногласия.

Спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения;

4) формирование обществ взаимного страхования ответственности субъектов малого предпринимательства Москвы перед третьими лицами. Общество взаимного страхования ответственности субъектов малого предпринимательства - организация, созданная в соответствии с действующим законодательством в форме некоммерческой организации и осуществляющая деятельность по страхованию ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц субъектами малого предпринимательства, действующими на территории города Москвы.

Объектами взаимного страхования могут быть имущественные интересы субъектов малого предпринимательства, связанные с риском:

Утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества;

Ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц;

Убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по независящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе рисков неполучения ожидаемых доходов.

Общество будет осуществлять страхование имущества и имущественных интересов своих членов непосредственно на основании членства, если учредительными документами не будет предусмотрено заключение в этом случае договора страхования.

Членами общества могут выступать субъекты малого предпринимательства Москвы.

Льготы в области информационного обеспечения. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 1 февраля 2000 г. N 83 "Об информационной поддержке малого предпринимательства г. Москвы"*(414) Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы совместно с организациями инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в рамках комплексных программ развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве проведена значительная работа по созданию и развитию системы информационного обеспечения малого предпринимательства. В настоящее время в ее состав входят более 40 веб-ресурсов. Объем справочной и аналитической информации в системе - порядка 2 млн. документов. Еженедельно выпускаются деловые печатные СМИ общим тиражом более 100 000 экземпляров, имеющие свои электронные версии, а также 14 электронных периодических СМИ. Действует Центр телевизионных программ, подготовивший и распространивший в сети Интернет в 2003 г. более 300 видеосюжетов по тематике поддержки малого предпринимательства. В целом возможностями электронных информационных ресурсов, созданных в целях информационного обеспечения малого предпринимательства Москвы, его развития и поддержки, ежедневно пользуются более 20 000 пользователей.

Таким образом, во исполнение постановления Правительства Москвы от 1 февраля 2000 г. N 83 "Об информационной поддержке малого предпринимательства г. Москвы" в городе Москве сформированы ключевые элементы информационно-технологической среды, способной служить основой для полноценного удовлетворения информационно-коммуникационных потребностей субъектов предпринимательской деятельности и важным компонентом дальнейшего устойчивого развития городского малого предпринимательства. В частности, система информационного обеспечения малого предпринимательства Москвы в течение 2001-2003 гг. позволила привлечь к проблемам предпринимательства на постоянной основе более чем 100 000 пользователей сети Интернет, непосредственно обеспечить информационную поддержку продвижения на региональные рынки более 28 000 товарных позиций субъектов малого предпринимательства, создание и заполнение более 8000 рабочих мест.

Постановлением Правительства Москвы от 27 апреля 2004 г. N 288-ПП "О развитии системы информационного обеспечения малого предпринимательства Москвы"*(415) намечены меры, направленные на дальнейшее функционирование системы информатизации поддержки малого предпринимательства на современном этапе технологического развития. В частности, предполагается решить следующие основные задачи:

Внедрение специального тарифного плана ЗАО "МТУ-Интел" "Малый бизнес" по предоставлению услуг подключения к сети Интернет, доступа к сети Интернет и IP-телефонии, с установлением дополнительных скидок пользователям, включенным в Реестр субъектов малого предпринимательства Москвы, в размере не менее 15 процентов;

Предоставление клиентам тарифного плана "Малый бизнес" бесплатного технологического доступа к веб-ресурсам СИОМП;

Размещение всех учебных модулей Негосударственного образовательного учреждения "Международный институт менеджмента "ЛИНК" в Системе дистанционного бизнес-образования (СДБО) информационной сети "Малый бизнес Москвы" в сети Интернет;

Обеспечение свободного бесплатного доступа субъектов малого предпринимательства к учебным модулям СДБО как основе системы свободного самостоятельного обучения предпринимательства;

Предоставление пользователям СДБО, включенным в Реестр субъектов малого предпринимательства Москвы, скидок на образовательные услуги "Международного института менеджмента "ЛИНК" по получению дополнительного профессионального и высшего образования в размере не менее 30 процентов.

Московским законодательством предусматриваются меры государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, действующих в отдельных сферах предпринимательской деятельности. В связи с этим представляет интерес Закон города Москвы от 16 июня 1999 г. N 25 "О ремесленной деятельности в г. Москве"*(416). В силу ст. 2 данного Закона ремесленной является деятельность, относящаяся к одному из видов ремесел, определяемых распоряжением Мэра Москвы, по производству продуктов труда, в том числе относящихся к изделиям народных промыслов, предназначенных для удовлетворения утилитарных, эстетических, ритуальных и иных потребностей граждан или хозяйствующих субъектов. Субъектами отношений, возникающих при осуществлении ремесленной деятельности, могут выступать как физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, так и юридические лица, ведущие коммерческую и некоммерческую деятельность в сфере малого предпринимательства. Рассматриваемый Закон устанавливает правовые основы организации и деятельности ремесленников на территории города Москвы, а также меры, направленные на защиту прав потребителей продукции ремесленников.

  • В соответствии со ст. 3 Закона о малом предпринимательстве под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

    В промышленности - 100 человек;

    В строительстве - 100 человек;

    В сельском хозяйстве - 60 человек;

    В оптовой торговле - 50 человек;

    В розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

    В остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

    Следует иметь в виду, что средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений данного юридического лица.

    Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

    Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, т.е. индивидуальные предприниматели.

    Приобретение статуса субъекта малого предпринимательства дает право на получение государственной поддержки. Статьей 6 Закона о малом предпринимательстве определены меры такой поддержки, среди которых:

    Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

    Создание льготных условий использования государственных финансовых*(376), материально-технических и информационных ресурсов;

    Установление упрощенного порядка регистрации, лицензирования, сертификации, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

    Поддержка внешнеэкономической деятельности, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

    Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др.

    Нужно отметить, что отдельные льготы, предусмотренные Законом о малом предпринимательстве, не нашли отражения в специальных законах. Впрочем, в Законе о малом предпринимательстве не все нормы декларативны. Ряд предусмотренных Законом о малом предпринимательстве льгот конкретизирован в специальном законодательстве и активно применяется на практике.



    Льготы в сфере налогообложения предусмотрены НК РФ в виде специальных налоговых режимов.

    Льготы в отношении учета и отчетности. Согласно ст. 5 Закона о малом предпринимательстве государственная статистическая и бухгалтерская отчетность малых предприятий представляется в утверждаемом Правительством Российской Федерации порядке, предусматривающем упрощенные процедуры и формы отчетности, содержащие в основном информацию, необходимую для решения вопросов налогообложения. В силу ст. 6 указанного Закона в качестве одного из направлений государственной поддержки малого предпринимательства определено установление упрощенного порядка представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности. В специальном законодательстве эти положения получили следующее развитие.

    Льготы в сфере государственного контроля. В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.

    Безусловно, закрепление на законодательном уровне трехлетних "каникул" для субъектов малого предпринимательства для проведения мероприятий по государственному контролю следует рассматривать как серьезную меру их государственной поддержки. Однако при этом нельзя не обратить внимание на следующие обстоятельства.

    Во-первых, как известно, из сферы действия Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" исключены отдельные виды контроля (налоговый, бюджетный, валютный, страховой, оперативно-разыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия и др.). Следовательно, на проведение плановых контрольных мероприятий в отношении субъектов малого предпринимательства по исключенным из сферы действия Закона видам контроля льгота не распространяется.

    Во-вторых, льгота распространяется лишь на плановые проверки и не касается проверок внеплановых.


    Тема 7. Правовые основы несостоятельности (банкротства)

  • Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...