Тарное хозяйство. Организация тарного хозяйства

Тарное хозяйство является самостоятельным подразделением вспомогательного производства, близко связанным со складским хозяйством, в частности со сбытовым складом. Такая связь объясняет­ся тем, что товарная продукция, как правило, отправляется потребите­лям в определенной упаковке, таре. Это необходимо для того, чтобы обеспечить сохранность материальных ценностей в процессе выполне­ния погрузочно-разгрузочных работ и их перевозке.

Тара - это изделие, куда помещаются материалы, полуфабрика­ты или готовая продукция с целью их качественной и количественной сохранности при транспортировке с места производства до места хранения или потребления. Назначение тары:

Предохранять груз от порчи из-за механических воздействий (удары, сотрясения), загрязнения и воздействия внешней среды (температура, атмосферные осадки и т. п.);

Предохранять груз от потерь при хранении и транспортировке;

Сокращать время погрузки-разгрузки и создавать удобства при обращении с грузом.

Состав и организация тарного хозяйства зависят от вида продук­ции предприятия, требований потребителя к ее фасовке, упаковке и таре, а также от кооперирования с предприятиями - поставщиками.

  1. Конструкторская подготовка производства

    Опытно-конструкторские работы . (ОКР) -сложный процесс, объединя­ющий собственно конструкторские разработки с экспериментальными исследованиями.

Содержание ОКР обусловлено характером объекта разработки, его назначением, способом изготовления и пр. Для такого объекта проектирования можно выделить несколько типовых этапов работы, на которые составляется полный список технической документации, являющейся результатом труда конструкторов. Эти этапы работы рег­ламентируются Единой системой конструкторской документации (ЕСКД), действующей во всех отраслях промышленности. Приведем их состав и содержание.

Техническое задание составляют представители службы маркетинга заказчика и предприятия. В нем отражаются тактико-технические тре­бования будущего изделия: [

Условия и режим эксплуатации товара;

Укрупненные основные технические параметры и характеристи­ки, в том числе присоединительные размеры; \

Ресурс (срок службы) товара; i

Предполагаемый объем выпуска;

Техника безопасности эксплуатации изделия и санитарно-гигие­нические нормы;

Патентная чистота;

Сроки и условия хранения;

Художественно-архитектурное решение (дизайн);

Транспортабельность (тара, упаковка) и др.

Требования технического задания должны ориентироваться на вы­пуск новой конкурентоспособной продукции. Утверждает техниче­ское задание руководитель предприятия.

Техническое предложение (аванпроект) содержит расчеты техни­ческих параметров и экономической эффективности, которые обосно­вывают возможность и целесообразность разработки нового изделия. Расчеты выполняются по нескольким вариантам изготовления изде­лия, анализируется и выбирается оптимальный вариант, у которого наибольший ожидаемый экономический эффект.

После согласования со службой маркетинга, Отделом Главного Технолога, заказчиком и другими службами техническое предложение утверждает руководи­тель предприятия. Аванпроект является основанием для выполнения последующих стадий конструкторской подготовки производства.

Эскизный проект выполняется не в заданном масштабе, но с обяза­тельным соблюдением всех необходимых пропорций в размерах изде­лия. Как правило, эскизный проект разрабатывается в нескольких ва­риантах, изготовляются модели изделия (из пластика, дерева и т. п.), которые и обсуждаются специально созданной комиссией. Комиссия выбирает один вариант и утверждает его для последующей разработ­ки, т. е. для него выполняются чертежи (рисунки) основных узлов и об­щий вид, кинематические, гидравлические и электрические схемы, ри­сунки с тем, чтобы эскизный проект дал полное представление об уст­ройстве и принципах работы нового изделия. После окончательного согласования и утверждения эскизный проект является основанием для разработки технического проекта.

Технический проект разрабатывается в строгом соответствии с требо­ваниями стандартов. На этой стадии выполняются всевозможные виды проекции, сечения для того, чтобы получить полное представление об ус­тройстве и работе нового изделия. В составе технического проекта вы­полняются чертежи основных агрегатов и узлов с расчетами их на проч­ность, жесткость, устойчивость и другие прочностные характеристики, Делаются обоснования выбора материалов для наиболее ответствен­ных деталей. На этой стадии составляются инструкции по эксплуатации изделия (паспорт, техническое описание) и пояснительная записка в целом для технического проекта.

Рабочая конструкторская документация разрабатывается только после утверждения технического проекта и только на его основе. Она включает в себя рабочие чертежи всех деталей изделия (кроме норма­лей), их необходимые проекции, виды, разрезы, материал, техничес­кие условия изготовления и др. Такой набор информации позволяет разрабатывать в дальнейшем технологический процесс изготовления деталей в зависимости от типа производства.

На основе рабочих чертежей деталей в экспериментальном цехе Отдела Главного Конструктора (ОГК) изготовляются все детали изделия; с учетом заказных комплекту­ющих деталей, узлов, кабельно-проводниковой продукции, а также осуществляются сборка и испытания опытного образца.

Уточнение конструкции отдельных деталей и корректировка в це­лом рабочего проекта осуществляются как при сборке, так и при ис­пытаниях опытного образца. При необходимости изготовляется уста­новочная партия изделий. По результатам испытаний принимается ре­шение о подготовке к серийному (массовому) производству товара, его доработке или о прекращении дальнейших работ.

Размножение, хранение, учет конструкторской документации (ори­гиналов, дискет, калек, синек (копий) всех чертежей) и выдачу необ­ходимых копий цехам и отделам предприятий осуществляет специаль­ное бюро технической документации (БТД) ОГК или архив. Все раз­множенные рабочие чертежи деталей поступают в Отдел Проектирования Технологии для разработки технологических процессов и других стадий технологической подго­товки производства.

Стадии разработки технического задания и аванпроекта часто на­зывают подготовительными. В зависимости от сложности разрабаты­ваемой продукции некоторые этапы могут не выполняться (например, техническое предложение) или совмещаться (например, эскизного и технического проектов; технического проекта с разработкой рабочей документации и т. д.).

2. Отработка конструкции изделия на технологичность . Этот этап работ направлен на повышение производительности труда, снижение затрат и со­кращение времени на проектирование и изготовление технологичес­кой оснастки.

Под технологичностью конструкции понимается совокупность особенностей конструкции изделия, которыe проявляются в возмож­ности оптимизации затрат труда, материалов и времени при техноло­гической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации, в сравнении с соответствующими показателями однотипных конструк­ций продукции такого же назначения.

Для оценки технологичности конструкции изделия определяются показатели, характеризующие трудоемкость ее изготовления в нормо-часах; материалоемкость (металлоемкость) или массу изделия; себе­стоимость изготовления изделия.

В процессе конструкторской разработки технологичность изделия устанавливается по трем коэффициентам: конструктивной преем­ственности; уровню стандартизации и унификации деталей; уровню применяемости материалов.

Коэффициент конструктивной преемственности (К к.п) определя­ет степень использования в новой конструкции деталей, заимствован­ных из других изделий, уже освоенных производством:

где а д.з - количество деталей в новом изделии, заимствованных из других изделий; а д.о - общее количество деталей в новом изделии.

Конструктивная преемственность влечет за собой технологичес­кую преемственность, т. е. возможность максимального использования существующего оборудования, оснастки и материалов.

Коэффициент применяемости материалов определяется по анало­гичной формуле и характеризует сложность в обеспечении нового из­делия необходимыми новым сырьем, комплектующими изделиями и материалами.

Коэффициент конструктивной стандартизации (К ст) показывает степень применения в новой конструкции стандартных деталей:

где а д.с - количество стандартизованных деталей в новом изделии.

Общий коэффициент стандартизации и унификации (К) по новому изделию можно оценить по формуле

3.Метрологическая экспертиза конструкторской документации. Метрологическая экспертиза необхдима в целях анализа и оценки техничес­ких решений относительно выбора параметров, которые подлежат из­мерению, установления норм точности и обеспечения методами и сред­ствами измерения процессов разработки, изготовления, испытаний, эксплуатации и ремонта продукции.

В результате проведения метрологической экспертизы должно быть обеспечено документальное соответствие рабочих измерений необходи­мой точности на основе правильно установленных норм точности, а также даны рекомендации относительно возможностей совершенство­вания методов и средств измерения и упрощения контрольных операций.

К основным задачам метрологической экспертизы технической доументации на рабочих этапах ее разработки относятся:

Оценка соответствия установленной стандартами технологии в области метрологии и измерительной технике;

Оценка обеспечения конструкцией изделия возможности контро­ля необходимых параметров (пригодность конструкции для кон­троля);

Определение целесообразности разработки, изготовления и при­менения нестандартизованных средств измерения при изготовле­нии, испытаниях, эксплуатации и ремонте продукции;

Установление соответствия показателей точности средств и ме­тодов измерения требованиям оптимальных режимов технологи­ческих процессов и контролю качества продукции.

Тара - это товарная упаковка, применяемая при перевозке и хранении товаров. Тара предназначена для обеспечения сохранности количества, качества товаров, предохраняет их от внешних воздействий, потерь и порчи. Все товары и продукты, которые перерабатываются или реализуются предприятиями общественного питания, доставляются в таре. Различные физико-химические свойства сырья, продуктов, готовых изделий определяют необходимость использования разнообразных видов тары.

Классификация тары производится по четырем основным признакам:

  • - по виду материала тара делится на деревянную, стеклянную, металлическую, тканевую, картонно-бумажную, пластмассовую, разную;
  • - по степени жесткости, т. е. способности сопротивляться механическим воздействиям, - на жесткую, полужесткую, мягкую;
  • - по степени специализации - на универсальную и специализированную; универсальная тара используется для нескольких видов товаров;
  • - по кратности использования тара бывает однооборотной и многооборотной (используемой неоднократно).

Многооборотная тара в свою очередь делится на инвентарную, принадлежащую определенному предприятию-поставщику и имеющую его инвентарный номер, и тару общего пользования, поступающую от разных поставщиков; применение многооборотной тары позволяет значительно сократить количество тары, находящейся в обороте.

Тарооборот включает приемку, вскрытие, хранение и возврат.

В процессе организации оборота тары имеют место расходы и потери.

Расходы по операциям с тарой включают:

  • - затраты по доставке, погрузке и выгрузке порожней тары;
  • - расходы, связанные с ремонтом, очисткой, дезинфекцией;
  • - прочие расходы, не являющиеся результатом бесхозяйственности.

Потери по таре складываются из разницы между приемными и возвратными ценами на тару, потерь от списания тары, пришедшей в негодность, прочих потерь из-за бесхозяйственности. К потерям по таре относятся также штрафы за несвоевременный возврат тары и понижение ее качества.

В общественном питании имеются большие возможности для сокращения потерь по таре. Этому способствует проведение организационно-технических и экономических мероприятий.

К организационно-техническим мероприятиям относятся:

  • - строгое соблюдение всех условий договора поставки по таре; приемка тары по количеству и качеству; соблюдение правил вскрытия, хранения, возврата тары;
  • - своевременный ремонт возвратной тары;
  • - бережное обращение с тарой при погрузке, перевозке, разгрузке;
  • - обеспечение необходимых условий для сохранности тары, исключающих ее расхищение или использование не по назначению;
  • - на крупных предприятиях назначение материально-ответственного работника за ведение тарного хозяйства. Он обязательно должен хорошо знать ГОСТы, ТУ, правила оформления документации;
  • - организация контроля за ведением тарного хозяйства со стороны администрации предприятия.

К экономическим мероприятиям относятся:

  • - экономический анализ всех расходов и потерь отдельно по каждому виду тары, разработка мероприятий по снижению потерь по таре;
  • - своевременный учет тары, соблюдение договорных обязательств, правильное оформление сопроводительных документов.
ТРАНСПОРТНОЕ, СКЛАДСКОЕ И ТАРНОЕ ХОЗЯЙСТВО.

  1. Задачи, значение и состав транспортного хозяйства.

  2. Классификация транспортных средств.

  3. Организация транспортного обслуживания.

  4. Организация складского обслуживания производства.

  5. Организация тарного хозяйства.

  6. Совершенствование транспортного, складского и тарного хозяйства.

1. Задачи, значение и состав транспортного хозяйства.
Транспортное хозяйство - это комплекс технических средств промышленного предприятия для перевозки материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, отходов и других грузов на территории предприятия и на его подъездных путях.

Деятельность предприятия требует повседневного перемещения большого объема грузов. Поэтому бесперебойная работа транспортного хозяйства играет важную роль в высокопроизводительном функционировании основного производства.

Транспортное хозяйство осуществляет следующие функции:


  • перевозку грузов;

  • погрузку и выгрузку;

  • экспедирование.
К основным задачам транспортного хозяйства относятся:

  • передвижение предметов труда, топлива, готовой продукции в соотвествии с требованиями производственного процесса;

  • эффективное использование транспортных средств и труда транспортных рабочих;

  • механизацию и автоматизацию транспортных и погрузочно-разгрузочных работ;

  • снижение себестоимости транспортных операций;

  • обеспечение строгой согласованности транспортных операций с требованиями технологического процесса производства;

  • постоянное поддержание транспортных и погрузочно-разгрузочных средств в пригодном состоянии.
Уровень функционирования транспортного хозяйства существенно влияет на показатели деятельности предприятия: 30-40% общей численности вспомогательных рабочих занято на погрузочно-разгрузочных и транспортных операциях, затраты на которые составляют 5-8% себестоимости выпускаемой продукции.

Промышленное предприятие использует различные транспортные средства. Их состав зависит от масштабов, типа производства, выпускаемой продукции, технологии и расположения цехов, степени переработки сырья. В связи с этим в составе транспортного хозяйства крупного промышленного предприятия могут быть такие цеха (участки): железнодорожный, речной, автотранспортный, авиационный, погрузочно-разгрузочный и другие. Кроме того подразделения предприятия могут иметь в своем составе внутритехнологический транспорт.

Руководство транспортным хозяйством на предприятиях осуществляет транспортный отдел, подчиненный директору или главному инженеру.

Транспортный отдел имеет имеет в своем составе подразделения, которые осуществляют планирование перевозок, погрузочно-разгрузочных работ, руководство и эксплуатацию транспортных средств; организацию и планирование ремонта транспортных средств и путей сообщения; учет транспортных, погрузочно-разгрузочных работ и анализ результатов производственно-хозяйственной деятельности транспортного хозяйства.

В подчинении транспортного отдела находятся цехи специализированные по видам транспортных средств.
2. Классификация транспортных средств .
Транспорт на промышленном предприятии подразделяется:


  • по виду и назначению: железнодорожный, речной, автомобильный, авиационный, механический, трубопроводный, пневматический и др.;

  • по характеру действия: периодического и непрерывного действия;

  • по видам выполняемых работ: межцеховый, выполняющий операции по перевозке грузов на территории предприятия между цехами и складскими помещениями; внутрицеховый, обеспечивающий перемещение предметов труда между рабочими местами, аппаратами по ходу технологического процесса; для внешних перевозок, т.е. для перевозки грузов от внешних поставщиков и вывоза готовой продукции потребителям на ж/д станции, порты и др. Кроме того, к внутренним относятся транспортные средства для перемещения грузов в горизонтальном и вертикальном направлениях;

  • стационарные транспортные средства: конвейеры, трубопроводы, транспортеры;

  • передвижные транспортные средства: подъемные тележки, электрокары, автопогрузчики, автомобили и др.
Все чаще на предприятиях применяют транспортные средства без водителя и с дистанционным управлением.

3. Организация транспортного обслуживания .
Организация транспортного обслуживания предприятия – это система мероприятий, обеспечивающих эффективную и рациональную организацию транспорта, грузопотоков и труда транспортных рабочих и направленных на выявление и использование резервов в работе транспортного хозяйства предприятия, а также на улучшение его качественных показателей.

Организация перевозок на предприятии должна предусматривать устойчивость размеров и направлений отдельных грузопотоков, а также организацию работ по тсабильным графикам и маршрутам.

Перевозки грузов могут быть разовые, совершаемые по отдельным (неповторяющимся) требованиям-заказам; маршрутные, совершаемые по определенным напрвлениям и расписаниям. Проектируемая система маршрутов должна полностью удовлетворять требованиям основного производства, обеспечивать нормальную и равномерную загрузку транспортных средств, максимальное использование их технических характеристик (скорость, мощность, грузоподъемность) при минимальных затратах.

Различают две основные системы маршрутов перевозок грузов: маятниковую и кольцевую.

Маятниковая предусматривает связь между двумя пунктами. При этом возможны следующие варианты возврата транспорта:


  • порожняком – маятники односторонний (а) и веерный (в);

  • с грузом (б) – двусторонний.

а) в) б)
Кольцевая система предполагает последовательную доставку груза от одного пункта к другому с последующим возвращением транспорта в начальный пункт

а) возрастающий грузопоток (или сборочный маршрут)


3 4

1
б) развозочный или затухающий грузопоток

2

Система маршрутов выбирается в зависимости от структуры грузопотоков и территориального расположения обслуживаемых объектов предприятия. На предприятиях массового и крупносерийного производств, имеющих технологически связанные заготовительные, механические, термические, сборочные и отделочные цехи, целесообразно применять кольцевые маршруты, а на предприятиях с единичным мелкосерийным производствами при небольшом количестве цехов – маятниковые.

Составление плана работы транспортного хозяйства начинается с определения общего объема перевозок и грузооборота.

Для этого:

а) определяется плановая номенклатура и количество прибывающих и отправляемых грузов по группам;

б) рассчитываются внутризаводские грузопотоки между складскими, цеховыми и прочими пунктами погрузки и выгрузки.

Исходя из объема и структуры планируемого грузооборота определяются внешний и внутренний грузооборот, потребность в транспортных средствах по видам транспорта, объем погрузочно-разгрузочных работ с разбивкой на механизированные и ручные работы, рассчитывается численность рабочих, фонд заработной платы и др.

При планировании внешнего грузооборота в основу расчетов кладутся планы материально-технического снабжения и сбыта, а также отчетные данные за последние годы о вывозе с предприятия отходов производства.

Внутренний грузооборот определяют по объему межцеховых перевозок. В основу расчета кладутся планы производства предприятия и цехов и планы завоза в цехи сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива и прочих средств производства, а также планы вывоза готовой продукции и отходов.

Таблица 1

Пример шахматной ведомости внутреннего грузооборота

предприятия на 2004 год, тонн



Склад сырья

Цехи

Склад готовой продукции

Всего

Литей-ный

Заго-товит.

Меха-нич.

Сбо-рочн.

Склад сырья

*

500

450

370

630

-

1950

Цеха:

Литейный

-

*

-

450

20

20

490

Заготовительный

-

-

*

400

40

-

440

Механический

-

-

-

*

1120

30

1150

Сборочный

-

-

-

-

*

1810

1810

Склад готовой продукции

-

-

-

-

-

*

-

Всего:

-

500

450

1220

1810

1860

5840

Работа внутризаводского транспорта характеризуется системой показателей.

Количественные показатели : грузооборот – количество прибывающих, отправляемых и перемещаемых на территории предприятия грузов за определенный отрезок времени. Объем погрузочно-разгрузочных работ характеризуется числом погруженных, выгруженных и перегруженных физически тонн и количеством нормо-часов для выполнения запланированного объема работ.

Качественные показатели:

а) скорость движения машин, определяется технической и эксплуатационной скоростью транспортных машин. Под технической скоростью понимается отношения длины пути ко времени, затраченному непосредственно на движение, а под эксплуатационной – отношение длины пути ко всему времени на рейс с учетом простоев машин на начальных, промежуточных и конечных точках линии;

б) использование грузоподъемности машин. На грузоподъемность влияет характер груза, применяемая тара:

Кгр = Q / q * m ,

Где: Q - вес перевезенного груза; q - грузоподъемность; m – число поездок.

Время на один рейс (t) рассчитывается исходя из расстояния до места назначения и обратно, скорости машины с грузом и без груза и времени на погрузку и выгрузку.
t = l / v + t n + t p ,

Количество транспортных средств:


А авт = Q * t рейса / q * K гр * T рабочее,

Где: А авт – количество необходимых транспортных средств; t рейса – время на один рейс, в час; Q - объем перевозок в тоннах; q - номинальная грузоподъемность; K гр - коэффициент использования грузоподъемности; T рабочее - рабочее время транспорта в течение суток, в час.


А вагонов = Q * t рейса / 24,

Где: Q – количество груза, перевозимого в вагонах за сутки, тонн; t рейса – время оборота состава за один полный рейс, час.


t рейса = Вп + 2Вх + Вр ,

где: Вп – время погрузки с учетом взвешивания, оформления, маневров; 2Вх – время дыижения в обоих направлениях; Вр – время на разгрузку.


А тр. ср-в = Q * K з / К рейс * К гр * Q гр ,

Где: К рейс – количество рейсов; К з – коэффициент задержки грузов (1,1 – 1,2); К гр – коэффициент использования грузоподъемности (0,7 – 0,85).


в) использование пробега: Кпр = L / L + Lo,

где: L – путь с грузом; Lo – путь без груза.


г) использование рабочего времени.

Технико-экономическое планирование работы внутризаводского транспорта заключается в разработке соответствующего раздела плана развития предприятия «транстехплана», в котором устанавливаются следующие показатели:

Объем перевозок;

Потребность в материалах;

Объем трудовых затрат;

Затраты на транспортировку грузов (себестоимость перевозки 1 т груза на расстояние 1 км – себестоимость 1 т/км; себестоимость машино-часа работы транспортного средства; годовые затраты на 1 т грузооборота);

Объем грузов на 1000 грн. товарной продукции;

Объем грузов на 1 транспортного работника;

Удельная механизация транспортных и погрузо-разгрузочных работ;

Удельный вес транспортных рабочих в общем количестве вспомогательных рабочих;

Соотношение транспортных и основных рабочих;

Удельный вес стоимости транспортных средств и средств механизации погрузо-разгрузочных работ в общей стоимости основных производственных фондов и т.д.

Оперативное планирование деятельности транспортного хозяйства заключается в разработке планов перевозок на более короткие периоды (квартал, месяц, сутки и смену).

В условиях работы по твердому графику основным плановым документом является расписание движения транспортных средств. При планировании работы транспорта по заявкам оперативная работа осуществляется на основе сменно-суточных планов.

4. Организация складского обслуживания производства.
Складское хозяйство – это оперативное подразделение, состоящее из комплекса высокомеханизированных складов, специализированных по видам материальных ресурсов с учетом требований по оптимизации условий их хранения и складской переработки, призванное обеспечить бесперебойную работу всех цехов и участников.

Бесперебойная, ритмичная, четкая работа складов, всего складского хозяйства – одно из решающих условий нормальной работы всего предприятия, своевременного выполнения им планов производства по объему и номенклатуре выпускаемой продукции.

Основное назначение складского хозяйства:

Обеспечение качественной и количественной сохранности товаров;

Концентрация необходимых запасов разнообразных материальных ценностей и обеспечение бесперебойного снабжения ими потребителей;

Предоставление разнообразных услуг потребителям (раскройка, нарезка, расфасовка, сортировка материалов не только с целью создания больших удобств для потребителя, но и для исключения излишних отпуска и потерь этих материалов).

Основные задачи складского хозяйства:

Организация рациональной системы складских работ с минимальными издержками на перегрузочно-транспортных и внутрискладских операциях;

Эффективное использование складских площадей и объемов, а также подъемно-транспортного оборудования и устройств для формирования и хранения грузов (поддонов, стеллажей и т.д.);

Выявление и мобилизация излишних и сверхплановых запасов материальных ценностей, содействие их правильному расходу согласно нормам и с учетом использования отходов и повторного использования тары;

Обеспечение централизованной доставки товаров и других материалов потребителям;

Своевременная информация о движении запасов сырья, материалов, изделий.

В функции складского хозяйства входят:


  • приемка материальных ценностей;

  • предварительная подготовка материалов к производственному потреблению (сортировка, сушка и т.п.);

  • обеспечение сохранности материальных ценностей;

  • снабжение производства всеми необходимыми материалами и комплектация участков и рабочих мест;

  • отгрузка готовой продукции.
Склады являются одним из важнейших элементов системы складского хозяйства – это здания, сооружения и устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску их потребителю.

По назначению и характеру деятельности склады промышленных предприятий подразделяются на материальные (сырья, вспомогательных материалов, оборудования), внутрипроизводственные (полуфабрикатов) и готовой продукции. Следует иметь в виду, что функциональное различие между этими складами довольно условное. Определенность в функционировании здесь связана с отраслевой принадлежностью склада. Так, склад металла на машиностроительном предприятия является складом сырья, а на шахте или на предприятии химической промышленности – складом вспомогательных материалов. Или, например, склад цемента: для предприятий цементной промышленности – это склад готовой продукции; для завода железобетонных изделий – это склад полуфабрикатов; для металлургического комбината – склад вспомогательного материала.

Материальные склады на промышленном предприятии подразделяются на снабженческие, производственные и сбытовые.

По видам перерабатываемых материалов склады подразделяются на специализированные (металлов, топлива) и универсальные (различных видов материалов).

По типу складского здания, его конструкции выделяют: открытые склады (площадки), полузакрытые склады (навесы), закрытые склады (одноэтажные, многоэтажные, отапливаемые, неотапливаемые), а также складские устройства специальной конструкции (бункеры хранения сыпучих материалов; резервуары для хранения жидкостей).

Склады, имеющие подведенную железнодорожную ветку для подачи и уборки вагонов, называются прирельсовыми.

Объем складских операций определяется:


  • общим объемом и интервалом поставок и отправок материалов;

  • размером партий поставок и отправок материалов;

  • видом и типом материалов, условиями их хранения;

  • перечнем вспомогательных операций;

  • условием механизации и автоматизации складских операций;

  • видом транспорта и т.д.

5. Организация тарного хозяйства.
Тарное хозяйство является самостоятельным подразделением вспомогательного хозяйства. Тара – это изделие, в которое помещаются материалы, полуфабрикаты или готовая продукция с целью их качественной и количественной сохранности при транспортировке с места производства до места хранения или потребления.

Назначение тары: потребительская, транспортная, производственная.

Потребительская тара – функционально-самостоятельное устройство, непосредственно заключающее в себе рациональный по объему использования потребительский запас, обеспечивающее непосредственную защиту его количества и качества на необходимое время, экономически характеризуемое единой с запасом стоимостью.

Транспортная тара - функционально-самостоятельное устройство, заключающее в себе определенное множество потребительских запасов, обеспечивающее их физическую сохранность в процессе транспортировки, перегрузки и хранения на складе, экономически характеризуемое равномерным в процессе эксплуатации переходом его стоимости на стоимость запаса. Транспортная тара, предназначенная для хранения и перемещения товаров от поставщиков к потребителям, по принципу использования подразделяется на универсальную (ящики, бочки, мешки и т.д.) и специальную (мешки для цемента, муки, ящики для сливочного масла и т.д.).

Производственная тара предназначена для хранения, перемещения и складирования продукции на предприятии-изготовителе (в цехах, перемещение полуфабрикатов и готовой продукции между цехами, на отпускных складах). В качестве производственной тары принимаются деревянные и металлические (сплошные, решетчатые, сетчатые), а также пластмассовые и изготовленные из картона ящики, разнообразные поддоны, мешки.

По степени (кратности) использования тара подразделяется на разовую, используемую повторно (в том числе возвратную) и многооборотную. Разовая тара предназначена для однократного использования при поставках продукции. Обычно после первого употребления она приходит в негодность. В других случаях ее сбор, хранение и возврат экономически менее выгодны, чем изготовление.

Основные требования, предъявляемые к таре:

Минимальное соотношение массы тары к массе помещенной в нее продукции;

Прочность и надежность конструкции, обеспечивающие сохранность качества и количества помещенного в нее продукта;

Дешевизна изготовления;

Удобство упаковки и распаковки;

Портативность и удобство перевозки порожней и загруженной.

При установлении преимущества вида или типа тары учитывают следующее:


  1. абсолютную массу (разницу между массой брутто и нетто);

  2. относительную массу (отношение собственной массы тары к массе продукта, который подлежит затариванию. Этот показатель характеризует технический уровень производства тары);

  3. коэффициент собственной массы (отношение массы тары к образуемому ею объему, подлежащему загрузке);

  4. объемную массу тары (отношение массы тары к ее собственному объему).
При внедрении новых видов и типов тары надо стремиться к снижению абсолютного значения перечисленных показателей тары, чем достигаются высвобождение транспортных средств, уменьшение стоимости самого продукта и его перевозки.

Состав и организация тарного хозяйства зависят от вида продукции предприятия, требования потребителя к ее фасовке, упаковке и таре, а также от кооперирования с предприятиями –поставщиками тары и упаковочных материалов. Обычно часть тары и средств упаковки предприятия производят самостоятельно, для чего создаются специальные подразделения (цехи, участки). Основную часть тары предприятия получают от специализированных предприятий – бочки, стеклянные банки, металлические контейнеры.

Организация тарного хозяйства включает учет и планирование потребности в таре, ее оборот, изготовление, ремонт и хранение.

Потребность в таре и упаковочных материалах планируется на основе производственной программы выпуска продукции предприятием по количеству видов и нормам расхода тарных и упаковочных материалов на единицу продукции.

Годовая потребность в тарных и упаковочных материалах в соответствующих единицах измерения устанавливается по формуле:


где Qпр – годовое количество затариваемой продукции; n - количество продукции помещаемое в единицу тары; k - коэффициент оборота тары (число оборотов тары между поставщиком и потребителем за год); m- норма расхода тарных или упаковочных материалов на единицу продукции.

Потребность в таре рассчитывают, исходя из норм вместимости продукции в таре при максимальном использовании ее объема. Выяснив потребность в таре, отдел материально-технического снабжения предприятия составляет заявки на тару и упаковочные материалы с учетом оборота тары и переходящих запасов.

Оборот тары (стоимостной) - составная часть оборачиваемости оборотных средств. От правильно организованного оборота тары зависит четкая и безубыточная работа предприятия. Оборот тары включает операции, связанные с приемкой, хранением, ремонтом, повторным использованием, сдачей и возвратом тары. Особенность оборота тары заключается в том, что тара вместе с товаром, попадая к потребителю, не поступает в сферу потребления как товар (кроме потребительской тары), а обычно после извлечения товара возвращается обратно потребителю тары для ее дальнейшего использования.

Использование тары включает обязательную операцию – маркировка (указывается вид груза, его количество, требования к перевозке, грузополучатель, грузоотправитель, специальные требования по сохранности груза и т.п.). Маркировка тары, подлежащая проверке, бывает: товарная (наименование предприятия, товара, его сорта); прейскурантная (порядковый шифр или номер тары по прейскуранту); отправительская (наименование отправителя, станции назначения и отправления); железнодорожная грузовая (количество мест и их масса); специальная - условно-иллюстрирующая (она предписывает способы обращения с грузом и, следовательно, с тарой). Например, написано «Не бросать», «Вверх, не кантовать», «осторожно» или нанесены манипуляционные знаки: рюмка (бокал) – осторожно, хрупкое; зонтик – боится сырости и т.д.

Многократное использование тары является главным фактором снижения расходов на ее изготовление и осуществляется в двух формах:


  1. тара, в которой поставщик отпускает товар, не продается покупателю, а остается собственностью поставщика и поэтому после извлечения товара подлежит возврату (инвентарная тара);

  2. тара, в которой поставщик отгружает материал или изделие, продается вместе с товаром, но подлежит сдаче предприятиям, собирающим тару (возвратная тара – бочки, ящики).

6. Совершенствование транспортного, складского и тарного хозяйства .
Основные направления совершенствования транспортного хозяйства:


  • внедрение в производство современного подъемно-транспортного оборудования и резкое увеличение уровня механизации, автоматизации транспортных и погрузочно-разгрузочных работ;

  • внедрение единых транспортных систем с автоматической адресацией грузов, автоматизацией складов, сортирующих и выдающих грузы с помощью специальных устройств с програмным управлением, телеуправлением транспортных средств, автоматизированных контейнерных площадок, гидравлического пневматического и канатно-подвесного транспорта непрерывного действия;

  • проектирование технологии транспортных и погрузочно-разгрузочных работ, ее оформление в единой технической документации4

  • использования сборно-разборной тары сквозного применения, повышение эффективности использования подъемно-транспортного оборудования;

  • улучшение системы плановых перевозок и дичспетчерского руководства (работа по твердому графику, создание нормативной базы, улучшение сменно-суточного планирования);

  • создание современных депо, автогаражей, станций технического обслуживания, организация систематического надзора за состоянием трасс и их ремонтом;
Рациональная организация погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ, их механизация и автоматизация является важнейшим фактором повышения эффективности работы предприятия, что достигается применением специальной тары, пакетного (контейнерного) метода транспортировки изделий, стандартной тары; прицепов, средств малой механизации; комплексной автоматизации и механизации производственных процессов; сокращением простоев и потерь времени на ремонт; максимальным использованием грузоподъемности транспортных средств; улучшением системы планирования перевозок и диспетчерского руководства (работа по твердому графику, создание нормативной базы, объективным учетом и контролем затрат); организации надзора за эксплуатацией и ремонтом подъемно-транспортного оборудования; внедрения эффективных видов транспорта (толкающих конвейеров с автоматической одресной доставкой грузов, подвесного транспорта, транспортных средств непрерывного действия).

Тара – это материал, применяемый при перевозке и хранении товара и предназначенный для обеспечения сохранности количества и качества товара, предохранения от внешнего воздействия, потерь и порчи. В отличии от упаковки тара имеет залоговую цену, тогда как цена упаковки входит в стоимость товара.

Классификация тары :

· по виду материала: деревянная, стеклянная, металлическая, тканевая, бумажно-картонная, пластмассовая и др.;

· по степени жесткости (по способности сопротивляться внешним воздействиям): жесткая, полужесткая, мягкая;

· по степени специализации: универсальная и специализированная;

· по кратности использования: однооборотная и многооборотная;

· по принадлежности: тара общего пользования и инвентарная (тара поставщика).

Одним из видов многооборотной тары является тароборудование – это специальные конструкции, выполняющие одновременно роль внешней тары, транспортного средства и оборудования складов. Наиболее распространенным на ПОП является унифицированный контейнер. В качестве тары также используют функциональные емкости, которые предназначены для хранения. приготовления и транспортировки п\ф от заготовочных и промышленных предприятий на ПОП, кратковременного хранения, приготовления и раздачи блюд.

Требования к таре :

1. технические – требования к материалу, размерам, прочности, надежности – определяются ГОСТами;

2. эксплуатационные – удобство упаковки, распаковки, приемки, перевозке, хранения, продажи товаров;

3. санитарно-гигиенические – обеспечение возможности быстрой санитарной обработки и дезинфекции;

4. экологические – безвредность, при утилизации исключение возможности загрязнения окружающей среды.

Тарооборот включает:

· приемка тары – тара должна быть принята с соответствующими нормативными документами и условиями договора поставки, также как и товар (проверяется соответствие тары документам, наличие сертификата, соответствие требованиям ГОСТов). Если фактическое количество, качество, цены и маркировка поступившей тары соответствует сопроводительным документам, то материально-ответственное лицо расписывается на них в получении и тара приходуется;

· вскрытие тары – производится специальными инструментами (топорик-молоток, гвоздодер, клещи, съемник обручей, нож для вспарывания мешков, прут для вскрытия тары и др.), мешки вскрывают специальными серпообразными ножами с утолщениями на конце, тщательно оберегая ткань от порезов. При вскрытии бочек вначале снимают верхний обруч, затем подбивают вверх средний (уторный) - на ширину обруча – снимают крышку и обручи возвращают на место;

· хранение тары – в специально отведенных кладовых или отдельно стоящих помещениях стеллажным или штабельным способом. Мешки тщательно очищают от пыли, высушивают и хранят на стеллажах в недоступном для грызунов месте, связав их по 10 шт.;

· возврат тары – предусматривается договором поставки. Инвентарная тара возвращается поставщику по залоговым ценам. Упаковка может быть возвращена на таросборные пункты как тароматериал. при снижении качества возвратной тары товарополучателем цена тара принимается по более низким ценам или выплачивается штраф.

Мероприятия по снижению расходов по таре :

организационно-технические :

1. строгое соблюдение всех условий договора, правильная приемка, соблюдение правил вскрытия, хранения, возврата;

2. своевременный ремонт возвратной тары;

3. бережное обращение при погрузке, перевозке, разгрузке;

4. обеспечение необходимых условий для сохранности таре, исключающие хищение и использование не по назначению;

5. на крупных предприятиях назначение ответственного работника за ведение тарного хозяйства;

6. организация контроля со стороны администрации.

экономические:

1. экономический анализ всех расходов и потерь отдельно по каждому виду тары, разработка мероприятий по снижению потерь;

2. своевременный учет тары, соблюдение договорных обязательств, правильное оформление сопроводительных документов.

Тесты

1. Тарооборот включает:

A) приемку и вскрытие тары;

B) хранение и возврат тары;

C) приемку и возврат тары;

D) приемку, хранение, ремонт и возврат тары;

E) приемку, вскрытие, хранение и возврат тары.

2. Тара отличается от упаковки:

A) большей стоимостью изготовления;

C) размерами;

D) сложностью изготовления;

E) тем, что имеет залоговую цену.

3. При снижении качества возвратной тары:

A) тара принимается по более низким ценам;

B) тара не принимается;

C) ее цена снижается или берется штраф;

D) нет правильного ответа;

E) все ответы верны.

4. При приемке тары обращают внимание:

A) на наличие сопроводительных документов;

B) на правильность маркировки и чистоту;

C) на наличие сертификата, правильность маркировки,

соответствие ГОСТам;

D) на количество и качество;

E) на соответствие стандарту.

5. Инвентарная тара относится:

A) к таре поставщика;

B) к таре общего пользования;

C) к таре предприятий питания;

D) к таре универсальной;

E) к таре специализированной.

6. Расходами по операциям с тарой включают:

A) затраты по доставке, разгрузки;

B) расходы с ремонтом;

C) расходы с очисткой и дезинфекцией;

D) нет правильного ответа;

E) все ответы верны.

Тара - это товарная упаковка, которая применяется во время перевозки и хранения товаров. Она предназначена для обеспечения сохранности количества и качества товаров, защищает их от внешних воздействий, потерь и порчи. Все товары и продукты, которые перерабатываются или реализуются предприятиями общественного питания, доставляются в таре. Различные физико-химические свойства сырья, продуктов, готовых изделий определяют необходимость использования разнообразных видов тары.

Классификация тары производится по четырем основным признакам:

o по видам материала тара делится на деревянную, стеклянную, металлическую, тканевая, картонно-бумажную, пластмассовую, разную;

o по степени жесткости, то есть способности противостоять механическим воздействиям, - на жесткую, полужесткую, мягкую;

o по степени специализации-на универсальную и специализированную; универсальная тара используется для нескольких видов товаров;

o по кратности использования тара бывает одно-оборотной и многооборотной (используемой неоднократно). Многооборотная тара в свою очередь делится на инвентарную, принадлежащую определенному предприятию-поставщику и имеющую его инвентарный номер, и тару общего пользования, поступающую от разных поставщиков; применение многооборотной тары позволяет значительно сократить количество тары, находящейся в обращении.

Сейчас все более широкого применения приобретает многооборотная тара - таро-оборудования, что представляет собой как тару, так и оборудование. Это специальные конструкции, выполняющие одновременно роль внешней тары, транспортного средства и оборудования складов. Наиболее распространен на предприятиях ресторанного хозяйства унифицированный контейнер в виде емкостей и средств их перемещения. Эти емкости предназначены для хранения, приготовления, транспортировки полуфабрикатов от заготовочных и промышленных предприятий на предприятия ресторанного хозяйства, кратковременного хранения, приготовления и раздачи блюд.

К таре предъявляются технические, эксплуатационные, санитарно-гигиенические и экологические требования.

Важное значение имеет повышение уровня унификации, совершенствования стандартов и технических условий. К таре предъявляются определенные требования в соответствии с ГОСТ. К техническим относятся требования к материалу, размеров, а также прочности, надежности, обеспечивающие полную сохранность продукции и многократное использование тары.

Эксплуатационные требования к таре предусматривают удобство упаковки, распаковки, приемки, перевозки, хранения, продажи товаров.

Санитарно-гигиенические требования предусматривают обеспечение возможности быстрой санитарной обработки и дезинфекции. Экологичность тары - и безвредность, возможность при утилизации избежать загрязнения окружающей среды.

Тарооборот включает приемку, вскрытие, хранение и возврат.

Прием тары. Тара, поступившая с товаром, должна быть принята с соответствующими нормативными документами и условиями договора поставки материально ответственными лицами так же, как и товар. Приемка по количеству включает проверку фактического наличия тары и сопоставление его с данными сопроводительных документов. При приемке тары необходимо обращать внимание на наличие сертификата, а также правильность тарной маркировки, соответствие его требованиям ГОСТА.

При приемке тары по качеству проверяют ее целостность, внешний вид, обращают внимание на дефекты: наличие повреждений, загрязнений и т. д. Выявляют, насколько качество поступившей тары соответствует требованиям ГОСТ, техническим условиям и данным сопроводительных документов.

При обнаружении несоответствия качества тары требованиям стандартов следует приостановить приемку и составить акт.

Если фактическое количество, качество, цены и маркировка поступившей тары соответствуют данным сопроводительных документов (товарно-транспортная накладная, счет-фактура), то материально ответственное лицо расписывается в получении, ставится штамп приемки и тара оприходуется.

Вскрытие тары должно производиться специальными инструментами, чтобы сохранить ее качество.

Хранится тара в специально отведенных складах или в отдельных помещениях штабельный или стеллажным способом. Тару, которая имеет специфический запах, хранят отдельно. Мешки тщательно очищают от пыли, высушивают и хранят на стеллажах в сухих помещениях.

Порядок возврата тары должен быть предусмотрен в договоре поставки. Тара инвентарная многооборотная, принадлежащая определенному поставщику, возвращается ему по залоговой цене, оговоренной в договоре. Тара, стоимость которой включена в стоимость товара, возвращается на тарозбирни пункты как тароматериал. Тара, стоимость которой не входит в стоимость товара, должна возвращена поставщику товара, но этот порядок необходимо предусмотреть в договоре.

Если стоимость тары включена в цену товара, стоимость тары сверх цены товара не оплачивается, при этом она подлежит возврату тароремонтным предприятиям по договорным ценам как тароматериал.

Если договором поставки предусматривается, что стоимость тары не включена в цену товаров, тара оплачивается товароодержувачем по договорным ценам сверх стоимости товара, и в договорах должен быть предусмотрен возврат тары поставщику в обязательном порядке по ценам поступления.

При снижении качества возвратной тары, товароодержувачем цена принимается по более низким ценам или он платит штраф. Все вопросы по оплате тары должны оговариваться в договорах поставки.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...