Топовый класс. Неделя с экспертом: портретные объективы Nikon

Мои любимые объективы относятся к категории макро. Самое удивительно в том, что непосредственно макро я снимаю довольно редко. Меня всегда подкупала невероятно маленькая глубина резкости при съемке с небольших дистанций, полное отсутствие искажений и аккуратная проработка деталей в портретах при правильном выборе освещения. Здесь решения лучше макрообъектива с его уникальными особенностями зачастую просто не найти. Мои убеждения в очередной раз подтвердил Nikon AF-S Micro-Nikkor 105mm f/2.8G IF-ED VR. Впрочем, я уделю в тесте достойное место его родному жанру фотографии - съемке макро.

Конструктив Nikon AF-S Micro-Nikkor 105mm f/2.8G IF-ED VR вызывает исключительно положительные эмоции. Металл и минимум пластика. Надежная сборка и пыле-бызго защита. Широкое кольцо фокусировки с плавным ходом и, ура, стабилизатор, который ой как нужен объективу с большим фокусным расстоянием и глубиной резкости уже на “портретной” дистанции (30-40 сантиметров от объекта съемки) всего в несколько миллиметров.

NIKON D800 УСТАНОВКИ: ISO 200, F5, 1/160 с, 105.0 мм экв.

Тогда как один глаз остается в резкости, второй уже вне фокуса. Такое во многих ситуациях недоступно большинству любимых в народе “портретников” с фокусным расстоянием 50 мм и высокой светосилой - не хватает дистанции фокусировки. А с макрообъективом это - не проблема. Или еще один пример, как из ГРИП выходит даже маленькая и тонкая стекляшка. Вот в резкости фон, а вот уже только часть украшения:

NIKON D800 УСТАНОВКИ: ISO 100, F18, 1/160 с, 105.0 мм экв.

Конечно же, для столь малой глубины резкости нужна стабильность, и система VR здесь как нельзя кстати: она позволяет удлинять выдержки в любой ситуации, даже когда, казалось бы, стабилизатор совершенно не нужен. Стабилизатор отрабатывает свою стоимость полностью. Можно с рук снимать на выдержках до 1/30 секунды даже на макро-дистанциях (менее 50 см), не опасаясь получить смаз.

NIKON D800 УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/320 с, 105.0 мм экв.

На корпусе объектива есть три переключателя. Кроме традиционного переключателя режима фокусировки и выключателя стабилизатора есть здесь еще и лимитер, позволяющий немного ускорить работу автофокуса вне макродистанций, например, если снимаешь репортаж, и у тебя перед камерой легенда Формулы 1 Жан Алези. Согласитесь, упускать такой кадр нельзя, и я решил активировать лимитер, чтобы не терять время на то, пока автофокус пройдет весь путь от МДФ до нужной дистанции. В таком режиме объектив фокусируется быстро и точно, превращаясь в настоящий светосильный репортажный телевик.

NIKON D800 УСТАНОВКИ: ISO 1600, F3, 1/100 с, 105.0 мм экв.

При фокусировке габариты объектива не изменяются, а передний элемент не вращается. Это полезно, если вы используете фильтры, да и насекомое спугнуть шансов гораздо меньше. SWM двигатель быстро и бесшумно перемещает фокусировочную группу внутри объектива: скорости автофокуса достаточно, чтобы на макрообъектив в репортажном режиме иметь возможность сфотографировать болид Формулы 1!

NIKON D800 УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/640 с, 105.0 мм экв.

Но вернемся все же к съемке макро. Максимальный масштаб съемки, доступный для Nikon AF-S Micro-Nikkor 105mm f/2.8G IF-ED VR, составляет 1:1. Десятирублевая монета, снятая с таким масштабом на полнокадровую камеру, поражает своими размерами. На камерах с матрицей APS-C крупность плана будет еще больше.

NIKON D800 УСТАНОВКИ: ISO 100, F13, 1/160 с, 105.0 мм экв.

У привода диафрагмы есть особенность. На некоторых дистанциях весь диапазон диафрагменных чисел недоступен. Диафрагма закрывается до F/3 и даже F/4.8. Случается такое при съемке с короткой дистанции. Камера показывает реальное падение светосилы, свойственное любому макрообъективу. Обычно большинство макрообъективов при работе на коротких дистанциях пропускают несколько меньше света по сравнению с фокусировкой на бесконечности. А в характеристиках всегда указывается светосила объектива именно для гиперфокального расстояния. Расхождения обычно довольно существенны - до двух ступеней экспозиции. В то время как объективы и камеры других производителей скромно об этом умалчивают, Nikon честно выводит реальную экспопару - по крайней мере Nikon D800.

На примере ниже фото, сделанные в одно и то же время в режиме A на разной дистанции фокусировки. Диафрагма разная.

NIKON D800 УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/1000 с, 105.0 мм экв.

NIKON D800 УСТАНОВКИ: ISO 100, F4.8, 1/320 с, 105.0 мм экв.

Картинка Nikon AF-S Micro-Nikkor 105mm f/2.8G IF-ED VR мне понравилась. Цветопередача не уходит в какой то оттенок, оставаясь нейтральной, а боке мягкое и равномерное. Это здорово при съемке портретов!

NIKON D800 УСТАНОВКИ: ISO 200, F5.6, 1/160 с, 105.0 мм экв.

NIKON D800 УСТАНОВКИ: ISO 400, F2.8, 1/1000 с, 105.0 мм экв.

NIKON D800 УСТАНОВКИ: ISO 400, F3, 1/125 с, 105.0 мм экв.

Насчет детализации можно сказать тольк одно: она зашкаливает - особенно на Nikon D800! На женском портрете видно все, и даже то, чего видно быть не должно ни в коем случае. Можно даже рассмотреть структуру косметики на коже. Хорошо всем известная резкость Nikon во всей красе! С другой же стороны - именно с такой резкостью и хочется снимать бьюти-портреты, рекламу и конечно же - макро. Для съемок воды и природы объективу пригодится его надежная пыле-брызго защита.

NIKON D800 УСТАНОВКИ: ISO 50, F51, 1/160 с, 105.0 мм экв.

Бликозащищенность у Nikon AF-S Micro-Nikkor 105mm f/2.8G IF-ED VR находится на очень высоком высоком для макрообъектива уровне. Бленда, нанокристаллическое покрытие и малый (62 мм) диаметр передней линзы гарантируют надежнейшую защиту от бликов и засветок. Даже если солнце попадает непосредственно в кадр, падение контраста минимально, бликов практически не возникает.

NIKON D800 УСТАНОВКИ: ISO 100, F3.5, 1/2000 с, 105.0 мм экв.

Что касается резкости на разных значениях диафрагмы, можно с уверенностью говорить, что резкость есть по всему полю кадра на любой диафрагме - это еще одна особенность макро объективов. При разработке объективов с пометкой Micro инженеры руководствуются в первую очередь соображениями коммерческого качества картинки, и такие проблемы как хроматические аберрации или проблемы с геометрией решают в первую очередь. На кадрах с Nikon AF-S Micro-Nikkor 105mm f/2.8G IF-ED VR подобных искажений вы не найдете.

NIKON D800 УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/1600 с, 105.0 мм экв.

NIKON D800 УСТАНОВКИ: ISO 100, F3.5, 1/1000 с, 105.0 мм экв.

NIKON D800 УСТАНОВКИ: ISO 100, F4.5, 1/640 с, 105.0 мм экв.

NIKON D800 УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/400 с, 105.0 мм экв.

NIKON D800 УСТАНОВКИ: ISO 100, F7.1, 1/250 с, 105.0 мм экв.

Последним участником нашего большого теста топовой портретной оптики Nikon будет AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED , который вышел относительно недавно, но уже успел завоевать доверие у многих фотографов. Он был создан для воплощения всех задумок в области художественной фотографии.

Этот объектив не подведёт ни в студии, ни на открытой локации. Вне зависимости от освещения объектив обеспечит изящное боке и прорисовку мельчайших деталей даже на предельно открытой диафрагме.

NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 200, F1.4, 1/160 с, 105.0 мм экв.

Конструкция и дизайн

Корпус этого «гиганта» (вес - 985 г, размер фильтра - 82 мм), как и у большинства из линейки топовых объективов, оснащён влагозащитой, так что можно смело снимать при любых погодных условиях.

Инновационная оптическая конструкция AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED действительно впечатляет и ещё раз доказывает, что инженеры компании Nikon потрудились на славу. Схема объектива состоит из 14 элементов в 9 группах и включает 3 элемента со сверхнизкой дисперсией, о чём нам напоминают 2 буквы «ED» на самом корпусе объектива.

Инженеры также внедрили в объектив новый электромагнитный механизм управления диафрагмой. Это особенно актуально при высокоскоростной серийной съёмке. Сама диафрагма состоит из 9 скруглённых лепестков. Минимальная дистанция фокусировки - 1 метр.

NIKON D810 / Nikon AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED УСТАНОВКИ: ISO 1000, F1.4, 1/250 с, 105.0 мм экв.

Опыт и использование

Первое, на что обращаешь внимание при работе с ним, - это быстрый автофокус. 105mm f/1.4E ED не делает пустых прогонов и не долго «сосредотачивается» на нужном объекте. Это очень помогает при съёмке крупноплановых портретов или beauty-съёмке.

NIKON D810 / Nikon AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED УСТАНОВКИ: ISO 250, F4.5, 1/100 с, 105.0 мм экв.

Работая с этим объективом, я столкнулся с проблемой отсутствия системы стабилизации, что меня очень сильно расстроило и прибавило проблем при съёмке в условиях плохой освещённости. При съёмке на выдержках 1/100–1/125 очень тяжело сделать картинку без смаза, дрожание изображения гарантировано. Для комфортной работы с этим объективом нужно ставить выдержку в 2 раза больше критической, то есть 1/250. При такой выдержке смазы при съёмке сводятся к минимуму. Но если у вас крепкие руки или вы снимаете при хорошем освещении, то можно использовать критическую выдержку 1/125. Впрочем, для обладателей многомегапиксельных зеркалок это вряд ли будет открытием. Но мы лучше напомним читателям об этой особенности.

NIKON D810 / Nikon AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED УСТАНОВКИ: ISO 900, F4, 1/200 с, 105.0 мм экв.

Фокусное расстояние объектива может потребовать привыкания. Да, оно классическое для портретника, но всё же часто требует отходить сравнительно далеко от модели. В то же время для сверхкрупноплановой бьюти-съёмки масштаб может оказаться маловат из-за сравнительно большой дистанции фокусировки в 1 метр. В этом случае придётся плотнее кадрировать снимок уже на этапе обработки.

Достоинства:

Объектив по фокусному расстоянию находится между 85mm и 135mm. Соответственно не так сильно сжимает перспективу как 135mm и при этом имеет более объемную картинку чем 85mm (с учетом относительного отверстия 1,4). По сравнению с AF-S Nikkor 85mm F/1.4G новый 105mm f/1.4E выигрывает абсолютно по всем параметрам. То же, но еще в большей степени справедливо и для легендарного художественного AF DC-Nikkor 135mm F/2D. Хотя суть DC135mm F/2D в другом. Расписывать конкретную разницу между указанными объективами нет смысла - проще увидеть глазами. В двух словах основные моменты о модели AF-S Nikkor 105mm F/1.4E ED 1) Удивительная способность изолировать объект съемки даже с небольших расстояний от фона. 2) Присутствует уникальная эстетическая атмосфера в фотографии, та самая "воздушность" от которой приходят в восторг любители немецкой оптики. 3) Качество и эстетика размытия (боке) как на переднем плане так и на заднем - на высоте. Размытие равномерное, гладкое. Хотя и дело вкуса. 4) Пластичный. Изображение наделено огромным количеством полутонов и оттенков. 5) Очень точная цветопередача. Каждый цвет и оттенок на своем месте - если конечно изначально не намудрили с балансом белого. 6) Отличная резкость по всему полю кадра. На апертуре 1,4 картинка контрастная, без сильной хроматики, с прекрасной проработкой деталей. 7) Скорость автофокуса довольно приличная - учитывая размеры и вес линзоблока. Ожидал более медленный автофокус. Недостатки:

1) Вес. В профессиональной технике тяжесть за недостатки никогда не считал. Ибо в этом классе все рассчитано на максимальное качество и наивысшие характеристики - отсюда и вес. Это техника узкоспециализированная, не для любителей "легкого и удобного". 2) Пластиковый корпус (рядом с байонетом отчетливо слышно пластик при щелчке пальцем) - вероятно в угоду меньшему весу и удешевлению. Магний конечно легкий материал, но все же тяжелее и дороже использованной пластмассы. Nikon не уточняет какой именно материал использован - но ничего не скрепит, люфта нет. 3) Нет стабилизатора (VR). С одной стороны это действительно можно записать в недостаток. С другой стороны VR портит картинку (боке) и это не домыслы. Ни у одной компании нет в портретных объективах стабилизатора изображения - исключение новая серия Tamron, но там и картинка не такая изысканная. Для тех, то умеет держать камеру в руках - отсутствие VR не проблема. Уверен, что в будущем инженеры смогут совместить технологию оптической стабилизации изображения с шикарной картинкой. 4) У объектива минимальная дистанция фокусировки 1 метр. Немного далековато, хотя и в пределах нормы, учитывая фокусное расстояние. А хочется чтобы оно было около 80 см. Иногда необходимо подойти еще ближе к субъекту/объекту съемки - соответственно это техническое ограничение в некоторых случаях так же ограничивает и возможности фотографа. 5) Размер под светофильтр 82mm. Есть фильтры которые сами по себе редкие и производители не балуют ими. А найти такие фильтры под размер 82mm на порядок сложнее. Квадратные фильтры с навесными держателями-слотами (например от Cokin) вам в помощь. 6) Крупный размер ограничивает удобство использования на небольших профессиональных камерах (например Nikon Df / D750) и резко сокращает полезный объем в вашем кофре.

В моем фотоарсенале уже давно есть AF-S VR MICRO-NIKKOR 105mm f/2.8G . Он очень четкий и резкий. Я снимаю им мужские портреты, когда надо максимально подчеркнуть фактуру кожи, бороды, или когда необходимо крупно снять макияж глаз или губ, для специфической food-съемки. Но надо понимать, что 105mm f/2.8 – это макрообъектив, он технический. А новый 105mm f/1.4 – художественный. И это две совершенно разные по своему назначению и рисунку линзы. До этого теста я заменял художественный фикс 105mm возможностями зума 70-200. Но протестировав 105mm f/1.4 версии 2016 года был просто вынужден скорее его купить.

Чтобы рассказать о новом объективе, прежде всего хочется использовать слова «резкий», «кристально прозрачный», «точный» и так далее. Да, все это подходит к новому объективу 105мм 1:1,4, но даже частично не описывает его достоинства. Первое, что пришло мне в голову во время тестирования новинки – что это инструмент не фотографа, а скульптора: он снимает так красиво, плавно, мягко, пластично, но в то же время подчеркивая линии и контуры. Линза не просто снимает портрет, а действительно «вылепляет» его.

Диафрагма - f/1.6
Выдержка - 1/60, ISO 400
Фокусное расстояние - 105 мм
Камера - Nikon D810

У AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED нет стабилизации (VR). Я считаю, что тут просто надо тренировать руку и учиться ровно снимать на коротких выдержках и открытой диафрагме. Фотограф должен уметь снимать на задержке дыхания, как снайпер! Большая диафрагма потребовала большего диаметра линз – объектив рассчитан на передние фильтры 82 мм. Объектив стал «светлее», легче фокусируется, автофокус не вызывает никаких нареканий. Да, этот самый светосильный в мире 105-й стал исключительно портретным, но зато он обеспечил потрясающее качество. Вы получаете не фотографию, а живое, объемное изображение, и это перевешивает такие моменты как повышенный вес и цена.

В своей работе я много снимал среднеформатной оптикой и был удивлен, как AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED «превратил» мой узкоформатный Nikon D810 в среднеформатную камеру не хуже 50 Mpx, а по мнению наблюдателей эксперимента, даже лучше. Именно такое объемное изображение он выдает.

Новый объектив я испытывал на вечерних улицах рождественского Мюнхена. Выставил на камере ручной режим, баланс белого оставил автоматический, выдержку менял от 1/30 до 1/8000.

Достоинством линзы является широкая диафрагма 1.4. Это дает большую светочувствительность и возможность съемок с малой глубиной резкости. Рождественские огоньки на праздничных витринах размывались на портретах в красивое боке. Благодаря размытому фону можно снимать модель прямо в толпе или выделять объекты на улицах, размывая случайных героев съемки.


Диафрагма - f/1.4
Выдержка - 1/400, ISO 100
Фокусное расстояние - 105 мм
Камера - Nikon D810
Объектив - AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED

Даже когда мы ушли с ярко освещенных ярмарочных улочек, объектив все равно давал красивую киношную картинку.


Диафрагма - f/1.8
Выдержка - 1/125, ISO 800
Фокусное расстояние - 105 мм
Камера - Nikon D810
Объектив - AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED

Я решил поставить эксперимент - провести съемки города на полностью или почти полностью открытой диафрагме. Результат мне очень понравился, ведь раньше мне вообще не приходило в голову снимать архитектуру телеобъективом на открытой диафрагме.


Диафрагма - f/2.5
Выдержка - 1/8000, ISO 100
Фокусное расстояние - 105 мм
Камера - Nikon D810
Объектив - AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED


Диафрагма - f/2.5
Выдержка - 1/8000, ISO 100
Фокусное расстояние - 105 мм
Камера - Nikon D810
Объектив - AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED

Весит новинка в пылевлагозащищенном корпусе без малого килограмм. После теста в Мюнхене я брал эту линзу на выездные съемки, где работал две недели на жаре выше 30С и где приходилось ходить по 20 километров с рюкзаком весом в 10 кг. Первые три дня было непросто, но через неделю этого даже не замечаешь. Сейчас я уже так привык к этому объективу, что постоянно беру его с собой.

Мой вердикт – это великолепный объектив, дающий фотографу огромные возможности: объемные, скульптурные портреты; великолепное боке; возможность отсечь все лишнее в уличных сценах с помощью небольшой глубины изображаемого пространства, буквально в несколько сантиметров; делает пейзажи и архитектурные съемки сказочными и многое-многое другое. Считаю, что эта новинка - must-have!


Диафрагма - f/1.4
Выдержка - 1/8000, ISO 100
Фокусное расстояние - 105 мм
Камера - Nikon D810
Объектив - AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED


Диафрагма - f/1.4
Выдержка - 1/8000, ISO 100
Фокусное расстояние - 105 мм
Камера - Nikon D810
Объектив - AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED


Диафрагма - f/1.4
Выдержка - 1/6400, ISO 100
Фокусное расстояние - 105 мм
Камера - Nikon D810
Объектив - AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED

Nikon N AF-S Micro Nikkor 105mm 1:2.8G ED VR SWM IF Micro 1:1 Nano Crystal Coat (сокращенное имя – ) – отличный объектив, один из лучших макрообъективов в линейке Nikon Nikkor. Также, этот один из лучших объективов Nikon Nikkor, которыми я когда-либо снимал.

Возможно, только Nikon 200mm 1:4D ED AF Micro Nikkor в некоторых случаях может быть лучше, чем Nikon 105mm f/2.8 VR, но последний имеет ряд полезных современных технологий.

История

Ниже я привел эволюционный список макрообъективов Nikon (Nippon) Nikkor . Вначале я включил объективы класса 135/4, которые в дальнейшем эволюционировали (или были заменены) на более короткое фокусное расстояние – 105 мм. К сожалению, макрообъективов с 135 мм больше не делают.

  1. Nippon Kogaku Japan Nikkor-Q 1:4 f=13.5cm , дальномерный объектив, который с помощью приставки NIPPON KOGAKU F BR1 мог превращать его в макро-объектив для камер с байонетом Nikon F. Выпускался с 1959. Очень редкий коллекционный объектив, считается первым объективом Nikkor с фокусным расстоянием около 100 мм, который использовался для макро-съемки.
  2. Nippon Kogaku Japan Nikkor-Q 1:4 f=135mm , обновленная предыдущая версия с другим написанием имени.
  3. Nippon Kogaku Japan Nikkor-P 1:4 f=105mm , первый макрообъектив с фокусным расстоянием 105 мм. Разработан в 1969, выпускался с 1970 по 1974 год. На самом деле данный объектив не является “объективом” в обычном понимании. У него нет фокусировочного механизма и шкалы дистанции фокусировки. Для работы с объективом обязательно нужно использовать макро-мех. Было выпущено очень малое количество таких объективов.
  4. Nikon Micro-Nikkor 105mm 1:4 , так называемая К-версия (не AI, но с новым дизайном корпуса), первый “настоящий” макроообъектив Nikon Nikkor с подобным фокусным расстоянием. Для достижения увеличения 1:1 следовало использовать дополнительное удлинительное кольцо Nikon PN-1. Выпускался с мая 1975 по 1977.
  5. Nikon Micro-Nikkor 105mm 1:4 , AI версия. Выпускался с 1977 по 1981, оптически такой же, как и ‘K’-версия. Максимальный коэффициент увеличения без – 1:2.
  6. Nikon Micro-Nikkor 105mm 1:4 , версия. Выпускался с сентября 1981 по март 1983, оптически такой же, как и ‘AI’-версия. Максимальный коэффициент увеличения без – 1:2.
  7. Nikon UV-Nikkor 105mm 1:4.5 , версия. Оптика выполнена из специального кварцевого стекла. Уникальный объектив, у которого нет разницы в позиции фокуса для обычного и ультрафиолетового спектра (UV). Выпускался с апреля 1985 года, время прекращения производства неизвестно. Максимальный коэффициент увеличения без – 1:2.
  8. Nikon Medical-Nikkor 120mm (M=1/11) 1:4 , редкий макрообъектив, предназначенный для использования в медицине. Выпускался с 1981 по 1998.
  9. Nikon Micro-Nikkor 105mm 1:2.8 , версия. Выпускался с марта 1983, время окончания производства неизвестно. Первый макрообъектив Nikkor класса 105/2.8. Максимальный коэффициент увеличения без – 1:2.
  10. Nikon AF Micro Nikkor 105mm 1:2.8 , первая автофокусная версия подобных объективов, представлен в июне 1990 года и выпускался до 1993 года, в последствии был доработан до ‘D’-версии. Это первый объектив Micro Nikkor, который может фокусироваться с увеличением 1:1 без использования дополнительным принадлежностей.
  11. Nikon AF Micro Nikkor 105mm 1:2.8D (MKII) , вторая автофокусная версия, оптическая схема точно такая же, как у предыдущей версии. Добавлена возможность передачи дистанции фокусировки в камеру. Обзор данного объектива можно посмотреть .
  12. Nikon N AF-S Micro Nikkor 105mm 1:2.8G ED VR SWM IF Micro 1:1 Nano Crystal Coat , версия, показанная в данном обзоре. Объектив совсем не похож на предыдущие версии. Был представлен в феврале 2006. Существует 3 подверсии: ‘Made in Japan’ (2006-2009), ‘Made in China’ (2010->) и ‘Made in China, for USA’ (2010->).

Как видим, герой моего обзора, Nikon 105mm f/2.8 VR Micro, имеет большое генеалогическое дерево. Nikon 105mm f/2.8 VR в корне отличается от всех предыдущих объективов, что видно хотя бы по его длинному названию. В отличии от всех предыдущих моделей, Nikon 105mm f/2.8 VR использует полностью внутреннюю фокусировку, нанокристалическое просветление оптики, встроенный ультразвуковой мотор фокусировки, встроенный стабилизатор изображения, не имеет кольца управления диафрагмой, имеет режим M/A (постоянный доступ к кольцу фокусировки), использует ED-элементы, может использовать бленду байонетного типа и весит больше всех остальных.

Фактически, существует только две автофокусные “макро-сотки” Nikon Nikkor, это Nikon 105mm f/2.8G VR и Nikon 105mm f/2.8D, и если выбирать между ними, то практически все указывает в пользу нового Nikon 105mm f/2.8 VR.

Nikon 105mm f/2.8 VR Micro на фотоаппарате Nikon D3200

Основные технические характеристики Nikon N AF-S Micro Nikkor 105mm 1:2.8G ED VR SWM IF Micro 1:1 Nano Crystal Coat:

Название экземпляра из обзора Nikon N AF-S Micro Nikkor 105mm 1:2.8G ED VR SWM IF Micro1:1 Nano Crystal Coat 22225050
Основные свойства
  • FX () – объектив разработан для полноформатных камер Nikon FX
  • AF-S () – встроенный мотор фокусировки
  • G () - отсутствие кольца управления диафрагмой, передача дистанции фокусировки в камеру
  • ED () – использование специальных низкодисперсионных элементов в оптической схеме
  • SWM () – бесшумный волновой (ультразвуковой) мотор фокусировки
  • IF () – внутренняя фокусировка
  • M/A () - автоматическая фокусировка с приоритетом ручного контроля
  • N (Nano Crystal Coat) – нанокристаллическое просветление оптики (скорее всего только некоторые линзы)
  • SIC (Nikon Super Integrated Coating) - специальное интегральное просветление оптики
  • RD (Rounded Diaphragm) - скругленные лепестки
  • Golden Ring – золотое колечко возле передней линзы
  • VR () – встроенный стабилизатор изображения, используется второе поколение стабилизатора VR II
  • Rubber Gasket () - пыле- и водонепроницаемый уплотнитель байонета
  • Ограничитель дистанции фокусировки (Full ∞-0.5m)
  • Micro 1:1 – возможность съемки с увеличением 1:1 (макро-режим)
  • Состоит в списке профессионального оборудования Nikon NPS
Диаметр переднего фильтра 62 мм, резьба под светофильтры пластиковая
Фокусное расстояние 105 мм, ЭФР для камер Nikon DX составляет 157,5 мм
Кратность зума 1 Х (это объектив, он не имеет зума).
Разработан для цифровых камер Nikon FX
Количество лепестков диафрагмы 9 скругленных лепестков
Метки окошко с дистанцией фокусировки в метрах и футах, а также с метками кратности увеличиния от 1:10 до 1:1. Есть метка байонетного крепления, метки установки и фиксации бленды.
Диафрагма от F/2.8 до F/32 во время фокусировки на бесконечность, от F/4.8 до F/57 во время фокусировки на МДФ. Объектив не имеет кольца управления диафрагмой ()
МДФ (минимальная дистанция фокусировки) 0.314 м, максимальный коэффициент увеличения 1:1
Вес 720/790 г. вес объектива зависит от года производства
Оптическая схема 14 элементов в 12 группах. Схема включает 1 низкодисперсионный элемент (на оптической схеме показан желтым цветом). Наличие таких элементов обозначается на корпусе аббревиатурой ‘ED’. Также, некоторые элементы имеют нанокристаллическое просветление. К сожалению, положение этих элементов/элемента не указано на оптической схеме.
Изображение оптической схемы кликабельно.
Бленда Nikon HB-38 (идет в комплекте поставки)
Транспортировка С помощью мягкого чехла CL-1020 (идет в комплекте поставки)
Страна изготовитель MADE In China (В то же время первые объективы выпускались в Японии с 2006 по 2009)
Период С 22 февраля 2006 по наши дни (по крайней мере до зимы 2016)
Инструкция (многоязычная) Скачать
Цена

В октябре был представлен интересный макрообъектив для камер Nikon DX – , оптическая схема которого очень похожа на Nikon 105mm f/2.8 VR, и скорее всего является его переработкой. Макрообъектив для Nikon DX стал на 20 мм короче, темнее (F/3.5 против F/2.8), без ‘N’-просветления и не относящийся к списку профессиональных объективов.

Сборка

Nikon 105mm f/2.8 VR изготовлен очень качественно. Корпус объектива металлический, с металлическим байонетом, но с пластиковой резьбой под светофильтры. Nikon 105mm f/2.8 VR относится к профессиональной линейке объективов Nikon Nikkor и гордо носит на своем корпусе золотое кольцо.

Корпус Nikon 105mm f/2.8 VR имеет характерную шершавую поверхность, в руках ощущается как очень добротная вещь.

Со стороны байонета находится резиновый уплотнитель , который защищает крепление байонета (но не весь объектив) от пыли и влаги. Более детально вопрос защищенности объективов Nikon Nikkor описан .

Важно: с момента анонса объектива до 2009 года объективы Nikon 105mm f/2.8 VR производились в Японии, но с 2009 года по наши дни их делают в Китае. Версия Nikon 105mm f/2.8 VR из данного обзора, к сожалению, сделана в Китае. Обычно все профессиональные объективы Nikon Nikkor изготавливаются в Японии.

Важно: в зависимости от года выпуска подверсии Nikon 105mm f/2.8 VR имеют разный вес. Максимальный вес подверсии объектива составляет 790 грамм, минимальный – 720 грамм.

На корпусе есть метка байонетного крепления и метка для быстрой установки и фиксации бленды. Объектив использует пластиковую бленду Nikon HB-38, которая фиксируется в специальных пазах, расположенных возле передней линзы объектива. Бленду можно установить в обратном направлении для транспортировки. В таком положении полностью теряется доступ к кольцу фокусировки (смотри фото объектива).

В комплекте с Nikon 105mm f/2.8 VR идет мягкий чехол CL-1020, а сам объектив поставляется в громадной картонной коробке с характерной никоновской раскраской.

Nikon 105mm f/2.8 VR Micro, задняя линза

Стабилизатор

Nikon 105mm f/2.8 VR Micro – единственный макрообъектив Micro-Nikkor FX (на начало 2016 года) у которого есть встроенный стабилизатор изображения VR (Vibration Reduction - Подавление Вибраций). Стабилизатор по инструкции может компенсировать 4 стопа по . В числовом эквиваленте это означает, что можно снимать на выдержках в 16 раз длиннее, чем того требует объектив без стабилизатора.

Система стабилизации у Nikon 105mm f/2.8 VR Micro относится ко второму поколению , при этом на корпусе объектива имеется надпись ‘VR’ красного цвета , свойственная первым объективам Nikkor со стабилизатором изображения. Nikon 105mm f/2.8 VR Micro (февраль 2006) стал третьим фикс-объективом со стабилизатором изображения среди всех объективов Nikon Nikkor, первыми были Nikon AF-S Nikkor 300mm 1:2.8G ED VR (сентябрь 2004) и Nikon AF-S Nikkor 200mm 1:2G ED VR (июль 2004). Хочу отметить, что Nikon 105mm f/2.8 VR Micro появился на 3 года раньше, чем .

Обратите внимание, что в инструкции к объективу Nikon 105mm f/2.8 VR Micro указано 4 стопа компенсации (измерения проведены компанией Nikon и только во время фокусировки от бесконечность до кратности увеличения 1:30), а на официальном сайте 3 стопа (измерения организацией CIPA).

Для включения/выключения стабилизатора на объективе есть переключатель ‘VR ON/OFF’ . Объектив может отслеживать движение камеры во время съемки панорам. В отличии от некоторых других объективов, Nikon 105mm f/2.8 VR Micro не имеет переключателя режима работы стабилизатора.

На практике эффективность стабилизатора очень сильно падает во время уменьшения дистанции фокусировки. При работе на МДФ (с кратностью увеличения 1:1) работа стабилизатора ощущается в разы хуже, чем во время фокусировки на бесконечность. Такое же падение эффективности работы стабилизатора наблюдается у похожего объектива в легионе конкурентов – .

Nikon 105mm f/2.8 VR Micro на фотоаппарате с установленной блендой

Просветление ‘N’ (Nano Crystal Coat)

Nikon 105mm f/2.8 VR Micro хвастается буквой ‘N’ на своем корпусе. ‘N’ - означает ‘Nano Crystal Coat’ - нанокристаллическое просветление оптики. Такое просветление позволяет хорошо справляться с бликами и засветками, а также создает отличную цветопередачу. Скорее всего, только одна из линз (самая последняя, которая находится со стороны байонета) имеет ‘N’-просветление. Остальные же линзы имеют классическое SIC-просветление (Nikon S uper I ntegrated C oating - специальное супер интегральное просветление).

Очень жаль, что компания Nikon не указывает количество линз в оптической схеме, которые имеют такое просветление. Я, как и некоторые другие пользователи, считают, что буква ‘N’ ставится больше ради маркетинга.

Переключатели объектива Nikon 105mm f/2.8 VR Micro

Фокусировка

Nikon 105mm f/2.8 VR Micro фокусируется достаточно тихо благодаря ‘SWM ‘-мотору (S ilent W ave M otor - тихий волновой мотор) и относится к объективам ‘ ‘ типа (со фокусировки), а потому будет автоматически фокусироваться .

Nikon 105mm f/2.8 VR имеет дополнительный переключатель ‘Full ∞-0.5m’, который является ограничителем дистанции фокусировки. Значок ‘∞’ означает бесконечность. Переключатель ограничителя чуть меньше, чем переключатели режима фокусировки и активности стабилизатора.

  • В положении ‘Full’ доступна автоматическая фокусировка по всему диапазону дистанций - от ∞ до 0.314 метра.
  • В положении ‘∞-0.5m’ доступна автоматическая фокусировка в диапазоне от 50 см до ∞.

Обратите внимание, что во время ручной фокусировки ограничитель не работает .

Скорость автоматической фокусировки – высокая, но все же полный прогон линз во время повторной фокусировки от бесконечности до МДФ и обратно, когда ограничитель фокусировки установлен в положение ‘Full’, занимает достаточно большое количество времени. Объектив не может мгновенно сфокусироваться от бесконечности до МДФ.

На камерах и в диапазоне фокусировки ∞-0.5m объектив фокусируется цепко и не выпускает объекты из зоны резкости. На малых дистанциях фокусировки с цепкостью и точностью фокусировки все гораздо хуже, но это не большая проблема для тех, кто серьезно занимается макрофотографией.

Во время фокусировки передняя и задняя линзы остаются неподвижными, так как объектив использует внутреннюю фокусировку , что указанно на корпусе буквами ‘IF ‘ - ‘I nternal F ocus’ - ‘Внутренняя Фокусировка’.

Минимальная дистанция фокусировки составляет всего 31.4 см, при этом можно снимать макро с увеличением 1:1 .

Nikon 105mm f/2.8 VR имеет окошко со шкалой расстояний в метрах и футах, а также шкалу с кратностью увеличения. Есть даже шкала ГРИП, но только для F/32. А вот на метке для работы в инфракрасном спектре сэкономили.

В ручном режиме фокусировки кольцо вращается приблизительно на 235 градусов, при достижении крайних положений не упирается, а продолжает скользить, не влияя на фокусировку. Наводиться на резкость вручную не составляет никакого труда.

На корпусе объектива можно найти . В положении ‘M/A’ работает автоматическая фокусировка с постоянным ручным приоритетом фокусировки. Режим ‘M/A’ очень удобен и полезен - для ручной фокусировки или поправки фокусировки не нужно дополнительно переключать объектив в режим ‘M’.

Nikon 105mm f/2.8 VR Micro очень сильно страдает эффектом ‘Focus Breathing ’ - изменение угла обзора во время фокусировки. Страдает настолько сильно, что нужно привыкнуть угадывать как изменится угол обзора во время наводки на резкость. Если быть кратким, то во время фокусировки от бесконечности в сторону МДФ реальное фокусное расстояние увеличивается, что приводит к уменьшению угла обзора. Фокусное расстояние, указанное на корпусе объектива и равное 105 мм, соответствует действительности только во время фокусировки объектива на бесконечность. Увеличение фокусного расстояния также влечет за собой уменьшение относительного отверстия и ослабления работы системы стабилизации. Такое поведение свойственно большинству (реально большинству, если не всем) макрообъективам.

Nikon 105mm f/2.8 VR Micro с блендой в режиме транспортировки

Диафрагма

Nikon 105mm f/2.8 VR Micro использует 9-ти лепестковую диафрагму. Лепестки диафрагмы скруглены, что позволяет на любых значениях числа F получать достаточно ровное отверстие диафрагмы .

Обратите внимание, что Nikon 105mm f/2.8 VR Micro может использовать F/2.8 только во время фокусировки на бесконечность , как только дистанция фокусировки уменьшается, происходит повышение диафрагменного числа. Во время фокусировки на МДФ максимальное относительное отверстие соответствует 1:4.8. Также, повышается максимальное число F, до которого могут закрываться лепестки диафрагмы от F/32 до F/57.

Если визуально понаблюдать, что происходит во время фокусировки, то можно заметить, что при фокусировке на бесконечность лепестки диафрагмы спрятаны, а отверстие формируется внутренней оправой корпуса. Когда же начинается фокусировка в сторону МДФ, лепестки диафрагмы начинают потихонько закрываться, их закрытие происходит автоматически и зависит от положения кольца фокусировки. Напомню, что фокусировка через всегда происходит на полностью открытой диафрагме, диафрагма закрывается до установленного значения только при съемке или включении Live View.

Подобным образом ведут себя и другие макрообъективы, c которыми мне доводилось иметь дело.

Размеры огромного объектива Nikon 105mm f/2.8 VR Micro и крошки-камеры Nikon D3200

Качество изображения

С качеством изображения у Nikon 105mm f/2.8 VR Micro все в полном порядке . Резкость уже с открытой диафрагмы, практически нулевая дисторсия, приятное боке, малые , умеренное виньетирование на полноформатной камере, хорошая устойчивость к боковому и контровому свету.

Из недостатков я бы выделил только сильный фрижинг (окрас контрастных деталей в фиолетовый и зеленый цвет в зоне нерезкости).

Примеры фотографий

Все фотографии были сняты на фотоаппарат (24 МП, в пересчете на полный кадр – 54 МП). В галерее ниже все фото – накамерный JPEG.




Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...