Редактирование фотографий в доцифровую эпоху. Редактирование фотографий в доцифровую эпоху Ретушь фотографии в советское время

Старые черно-белые фотографии привлекательны прежде всего своей исторической ценностью, как слепок эпохи. Всегда интересно посмотреть, как жили люди 50 или 100 лет назад, на их быт, моду, работу, особенно если это реальные жизненные снимки, а не что-то художественное. Ну а если речь заходит об известных событиях или выдающихся личностях, то такие фотографии вызывают не только праздный интерес, но и исторический и научный.

(Всего 25 фото)

1. Фотография, иллюстрирующая классовое расслоение в довоенной Англии, 1937 год.

2. Зигмунд Фрейд и Карл Юнг отдыхают с друзьями после бани, 1907 год.

3. Советский солдат делится сигаретами с немецкими военнопленными, 1943 год.

4. Фотография из журнала PlayBoy 1975 года, посвященная историческому событию - стыковке в космосе советского космического корабля «Союз» и американского «Аполлона».

5. Человек-обезьяна, найденный в джунглях Бразилии, 1937 год.

6. Эволюция женского купальника с 1875 по 1927 год.

7. Школа вождения, 1953 год.

8. Аэрофотосъемка сборного пункта советских военнопленных в поле под Харьковом, 1942 год.

9. Всего несколько десятилетий назад дети именно так летали на самолетах. 1950-е годы.

10. Мальчик и его «транспорт». США, начало XX века.

11. Учения в полицейской академии.

12. Комсомольская стройка. Надым, 1971 год.

13. Арнольд Шварценеггер в детстве.

14. Алиса Лидделл - прототип персонажа Алисы из книг Льюиса Кэрролла.

15. Пиренеи. Франция, 1956 год.

16. Опиумная вечеринка, 1918 год.

17. Первый хоккейный вратарь, надевший маску во время игры регулярного чемпионата НХЛ, - Жак Плант. 1 ноября 1959 года.

18. Череп, принадлежавший римскому солдату, который погиб во время Галльской войны, 52 год до н.э.

19. BMW на службе ГАИ СССР. 1980-е годы.

Сколько раз Вы слышали или читали о том, что при обсуждении фотографии какого - либо события или фото известной личности стандартно и повсеместно звучит такая вот фраза: "- Да это просто Фотошоп!". Как правило, на современном языке это означает, что перед нами не настоящая фотография а подделка, сделанная специально для того, чтобы ввести зрителя в заблуждение (не путать с коллажем). Вот об этом мы и хотели бы поговорить с Вами, уважаемый посетитель нашего сайта. Поскольку тема довольно обширная, всю имеющуюся информацию мы будем публиковать небольшими частями, чтобы не утомлять читателя длинными "опусами".

"Я полагаю, что прошло вероятно, меньше десяти минут от факта изобретения фотографии до того мгновения, когда люди поняли, что с помощью фотографий можно обманывать."
(Errol Morris - кинорежиссёр-документалист, США.)

Часть 1. Ретуширование Истории.

В 1822 г. француз Жозеф Нисефор Ньепс получил первое закреплённое изображение, но к сожалению, оно не сохранилось. Поэтому самой первой в истории фотографией по праву считается этот снимок - «Вид из окна», который получил Ньепс уже в 1826 г. при помощи камеры-обскуры. Основой послужила оловянная пластинка, покрытая тонким слоем асфальта. Экспозиция продолжалась целых 14 часов при ярком солнечном свете.

Рис.0. «Вид из окна» Жозефа Ньепса и его современная реконструкция.

Большое заблуждение - думать, что до создания компьютеров фотографии не ретушировались и все люди на старинных карточках были такими красивыми или просто фотографы так умели снимать. Нет, конечно, снимать они умели. Хотя правильнее будет сказать - снимали, как могли. Потому что если вспомнить (или полистать литературу), какими технологиями и оборудованием пользовались люди на заре эры фотографии, то сразу становится понятно, что "фотография" середины девятнадцатого века здорово отличается от "фотографии" нашего времени. Но некоторые понятия зародились еще в то время, и продолжают существовать и даже "процветают" и сейчас.

Искусство ретуширования (от фр. retoucher - подправлять, подрисовывать) возникло практически сразу же с возникновением фотографии. И этому послужили вполне объективные причины - качество съемки и печати фотографий оставляли желать лучшего. Недостатки снимков того времени необходимо было как-то исправлять...

Первым практическим способом фотографирования, получившим широкое распространение и коммерческий успех, была дагеротипия - достаточно сложный и даже опасный (фотографу приходилось работать с парами йода и ртути) процесс создания статичного изображения. Но уже тогда (1841 г.), гравер по меди и «дагеротипист» швейцарец Изенринг выскабливал серебряное покрытие на дагеротипе до медной основы для того, чтобы подчеркнуть блики на гранях драгоценностей и придать блеск глазам.

С этого момента и началась история ретуши фотографий. Изображения ретушировали вручную прорисовкой деталей специальным карандашом или красками, выскребанием отдельных участков или химической обработкой фотографического слоя. С лупой в руках ретушеры или сами фотографы обрабатывали каждый кадр, чтобы выдать людям достойный результат своей съемки, и чтобы те могли сказать: "Ах, какой замечательный фотограф! Я у него получаюсь такой красивой"....

Мастера-портретисты (тогда так называли фотографов) использовали несколько видов ретуши:

Ретушь техническая - применялась для устранения случайных дефектов, а так же дефектов, характерных для химической фотографии - точек, царапин, пятен и т. п. Еще можно было вручную подправить градации плотности - ослабить или усилить отдельные участки полутонового изображения.

Ретушь структурная - нужные части вырезали из негативов и вручную склеивали их, либо склеивали готовые фотографии, затем переснимали или перепечатывали снимки с изменением экспозиции, используя при этом светофильтры.

Но время не стоит на месте, и в фотографию пришел негативно-позитивный принцип получения изображения. Возможности ретуши при этом значительно расширились.

Примерно с 1850 г. широкое распространение получает Художественный метод ретуши.
Заключался он в том, что весь отпечаток фотографии раскрашивался с применением кистей, акварелей, карандашей, а также пастелей. Еще один прием обработки изображения состоял в том, что на негативе портретист удалял весь задний план и объекты съемки оставались на чистом белом фоне. Теперь на позитиве вместо фона можно было нарисовать архитектурный ансамбль или пейзаж.

Рис.1. Жюль Жанен. "Актриса Рашель"

На прошедшей в 1855 г. Всемирной выставке в Париже немецкий фотограф Ханфштенгель показал публике возможности ретуши не позитива, а негатива. При этом он получил весьма высокие оценки своих работ, и такой метод ретуши быстро стал очень популярным среди фотографов и художников того времени. Очень скоро мастера-портретисты наряду с простым удалением пятен и царапин на снимках, стали (по требованию своих клиентов, конечно!) исправлять и дефекты самих клиентов - не у всех ведь идеальная кожа лица... Дальше - больше, и уже во Французском обществе фотографии начались яростные споры.

Одни критики утверждали, что фотография должна изображать мир таким, какой он есть. Другие - что фотограф имеет право делать с негативом все, что ему вздумается. (Жаль, что борцы против ретуширования не дожили до наших дней. Что бы они сказали, когда узнали бы, как готовятся к печати наши современные глянцевые журналы для гламурных кисо?)
Ну а пока критики критиковали друг друга, фотографы - работали. Пробовали все новые и новые способы обработки своих материалов, и преуспели в этом.

Смотрите сами - известный портрет 16-го Президента США Авраама Линкольна на самом деле - работа некоего ретушера, оставшегося неизвестным. Голова Президента Линкольна «пристроена» к телу Джона Калхуна - одного из видных политиков южных штатов.

Рис.2. (Фото примерно 1860 г.)

К концу 19 века ретуширование уже шагала семимильными шагами по странам и континентам, по негативам и позитивам фотографов. Она не щадила ни портреты, ни пейзажи. Даже недавние противники ретуши становились выдающимися ретушерами. Тем болеее, что с изобретением в 1879 г. американцем Абнером Пилером такого инструмента как аэрограф, стало возможным наносить краску на отпечатки, регулируя и ширину «кисти», и ее прозрачность, и растушевку края. Также с новым инструментом появились и другие новые возможности для плодотворной работы в фотографии.
Хочется вспомнить и фотографов СССР 30-х годов прошлого века, которым приходилось учиться искусству ретуши весьма усердно.

Вы знаете, что такое "пальмирование"? В переводе с английского, у фокусников и иллюзионистов - это удерживание в ладони карты, шара и других предметов незаметно для зрителя. Но в "советском" языке профессиональных ретушеров это слово приобрело совершенно другой смысл - от слова "пальма".

Дело в том, что в те годы высокопоставленные члены партии могли в один момент «провиниться» и стать неугодными. И тогда в редакциях центральных газет раздавались звонки с самого "верха", с требованием убрать с публикуемых официальных фотографий того или иного человека. И часто, чтобы не нарушать общую композицию снимка, вместо ненужной фигуры вставляли... кадку с пальмой! Вот так и прижилось это "пальмирование". Вот пример: на первой фотографии - Ворошилов, Молотов, Сталин и Николай Ежов. На второй - Ежова больше нет. (Правда, пальмы нет тоже.)

Рис.3. (Приблизительно 1930 г.)

Руководители похожих режимов и действуют одинаково - после того, как По Ку (первый слева) "провинился", Мао Цзэдун (первый справа) приказал убрать того с фотографии.

Рис.4. (1936 г.)

Чтобы выглядеть как можно мужественнее и героически, Бенито Муссолини приказал убрать со снимка тренера, который придерживал коня дуче за повод.




Рис.5. (1942 г.)

Почему фюрер обиделся на своего товарища по партии Йозефа Геббельса (второй справа) мы наверное, так и не узнаем. Но с этой фотографии Адольф Гитлер приказал его убрать, что и было сделано.

Рис.6. (1937 г.)

Фото советских солдат, водружающих флаг Победы над Рейхстагом. На правой руке часов обычно не носили. Поэтому на второй фотографии часы на руке офицера удалены, так как часы на обеих руках - доказательство процветающего мародерства в рядах армии победителей.

Рис.7. (1945 г.)

Когда летом 1968 года Фидель Кастро (справа) обьявляет о своей поддержке советской интервенции в Чехословакию, Карлос Франки (в центре) разрывает свои отношения с режимом и отбывает в Италию. Естественно, его фигура с фотографии была удалена.

Рис.8. (1968 г.)

Вот такой вот "Фотошоп вручную" получается...

Продолжение следует.

С развитием цифровых технологий получать качественные фотографии стало очень легко. Сегодня любой смартфон с камерой имеет прекрасный фото-функционал.

В этой статье мы решили углубиться в историю и вспомнить, с чего начиналась наука обработки фотографий.

Дагеротипия - это первый успешный способ качественной обработки фотографий . Конечно, качественной на то время - шла середина XIXвека, когда появилась эта методика, изобретение которой приписывают швейцарскому граверу по меди Изенрингу.

Далее появился негативно-позитивный способ фотографии, расширивший возможности ретуши. В 1850 году был изобретен живописный метод ретуширования, при котором фотограф закрывал задний план на бумажном негативе таким образом, что модели располагались на совершенно белом фоне. Впоследствии вместо этого фона на позитивах рисовались различные картины - пейзажи, скульптурные группы, архитектурные ансамбли и т.д.

В 1855 году публика впервые узнала о возможности ретуширования негативов. Первопроходцем в этой области был немец Ханфштенгель, чье умение перенял Левицкий, который и привез этот способ в Россию. Эту методику подхватили многие известный фотографы и художники того времени. Сначала на негативах устранялись лишь пятна с помощью мягких карандашей. Однако заказчики становились все более требовательными, что вынудило фотографов научиться ретуши дефектов кожи фотографируемых объектов. Иногда чрезмерное увлечение ретушью приводило к тому, что естественное соотношение тени и света нарушалось и фотографии выглядели нелепо. Увлечению ретушью объявили войну. Первым стал французский критик Поль Перье, к нему присоединился и Левицкий, который, собственно, был «отцом ретуши» в России.

Однако фотографы не обращали внимания на критиков и продолжали совершенствовать искусство обработки фотографий . В конце XIX столетия ретушь не щадила ни портретов, ни пейзажных снимков. Многие фотографы сменили свой профиль и превратились в искусных ретушеров, которые исправляли снимки, не нарушая их целостности - на выходе фотографии были практически неотличимы от оригиналов.

На новый виток развития техника ретуширования вышла с появлением аэрографа, который был изобретен в 1879 году АбнеромПилером. Этот инструмент позволил аккуратно наносить краску на позитивы, регулируя ширину и прозрачность мазка, а также растушевку краев. Появилась возможность изменять контрастность фото.

Немалых успехов на поприще ретуширования добились фотографы СССР, пик славы которых пришелся на 30-е годы ХХ века, когда часто приходилось убирать с фотографий членов партии, пришедших в немилость. Кстати, китайские специалисты тоже были известны своей любовью к подобным устранениям «изъянов».

В застойные времена ретушь фотографий тоже была безумно популярна - изменилась лишь ее направленность. Теперь на снимках устраняли следы «неверного поведения» вождей народа. Например, когда в прессу поступали фотографии с богатых застолий, специалисты должны были полностью убрать со снимков все бутылки с алкоголем.

Наконец, в конце ХХ века появилась цифровая фотография, которая вывела технику ретуши на совершенно новый уровень. В настоящее время существует множество специальных программ, изучить которые может любой пользователь. Для облегчения изучения науки ретуширования создаются различные обучающие курсы вроде «Заработай на обработке фотографий» , позволяющие быстро освоиться даже зеленым новичкам.

Цифровые технологии дали возможность сохранить на какой угодно срок фотоснимки из семейного архива, которые раньше со временем неминуемо желтели, тускнели и утрачивали изображение. Также стала возможной оцифровка видео , аудио, кино и других материалов.

Сегодня убрать изъяны, царапины, потертости, брак печати, имеющиеся на бумажном фотоснимке, не слишком трудно. Нужно отсканировать изображение и обработать его на компьютере с помощью специальных инструментов, имеющихся в графическом редакторе. Затем фотографию сохраняют в цифровом формате, записывают на диск и, если нужно, распечатывают. Заказать такую услугу можно в специализированной студии, осуществляющей оцифровку различных аналоговых носителей.

Многим интересно узнать, как ретушировали фотографии в те времена, когда не было современных компьютерных средств для работы с ними.

Как редактировали снимки до наступления цифровой эпохи

Ретушировать фотографии стали примерно с 1850 года, сразу же после того, как они появились. Ведь качество съемки и печати оставляло желать лучшего. Ретушёрами (это слово происходит от французского «retoucher», означающего «подправлять», «подрисовывать») обычно становились люди, имеющие художественное образование и разбирающиеся в анатомии.

Чаще всего ретушировали портретные фотографии. Полностью или частично их делали цветными. Мастер мог удалить весь задний план с негатива портрета, а на позитиве в качестве фона подставить или нарисовать какой-либо пейзаж, интерьер либо архитектурный ансамбль. Во второй половине XIX века фотопортретисты не только убирали со снимков различные дефекты, но и «улучшали» лица своих клиентов, к примеру, удаляли морщины и подрумянивали щеки. Также широко использовались приемы фотомонтажа. К примеру, на хрестоматийном изображении президента США Авраама Линкольна голова освободителя афроамериканцев совмещена с телом политика-южанина, ярого сторонника рабовладения Джона Кэлхуна.

Черно-белые негативы обрабатывали специальными скребками. С помощью соляной, хлористоводородной и других кислот производили осветление и уменьшение контрастности фотоснимка, сглаживание и размытие контуров на нем. Специальными карандашами для ретуширования или обычными мягкими делали затемнение определенных участков изображения. При работе использовали лупу. Детали прорисовывали красками или карандашами. Также задействовались специальные приспособления для ретуши со стеклом, оптикой, подъемной доской и подсветкой снизу рассеянными лучами.

Цветные негативы ретушировали с помощью красителей, графита, карандашей. В процессе работы мастера печатали тестовые изображения, чтобы оценить, удачными или нежелательными были те или иные действия. Разумеется, при изготовлении фотоснимка с негатива свет инвертировали.

Для ретуширования и расцвечивания черно-белых позитивов использовали акварельные и анилиновые краски, аэрографы. Изъяны на них зарисовывали тонкими кистями, карандашами. Напечатанные цветные или черно-белые фотографии ретушировали в тех случаях, когда было затруднительно работать с проблемными местами на миниатюрном по сравнению с готовым снимком негативе.

Востребованным ретуширование фотографий было в СССР, особенно в официальной сфере. Известно множество случаев, когда в публикуемых в прессе и книгах снимках делались значительные изменения, например с групповых фото убирались те или иные лица.

Первым, коммерчески успешным и получившим большое распространение, способом фотографии была дагеротипия. Первая ретушь такого позитива приписывается «дагеротиписту» и граверу по меди швейцарцу Изенрингу (1841). Чтобы придать блеск глазам и подчеркнуть блики на драгоценностях, он выскребал серебряное покрытие на дагеротипе до медной подложки.

С началом использования негативно-позитивного способа фотографии возможности ретуши значительно расширились. С 1850г. получил большое распространение живописный метод ретуши. Заключался он в следующем. На бумажном негативе фотограф «заделывал» задний план таким образом, что объекты съемки оказывались на абсолютно белом фоне. В дальнейшем на позитиве вместо фона рисовался пейзаж или архитектурный ансамбль.

Жюль Жанен. "Актриса Рашель"

В 1855г. на Всемирной выставке в Париже получили высокую оценку работы немецкого фотографа Ханфштенгеля, который продемонстрировал публике возможности ретуши негатива, а не позитива. В России такой тип ретуши ввел в практику фотограф Левицкий.

Методика ретуши Левицкого была быстро подхвачена такими известными фотографами и художниками того времени, как А. О. Карелин, И. Н. Крамской, А. И. Деньер, А. И. Куинджи и другими.

Вначале фотомастера на негативах мягкими карандашами устраняли лишь пятна. Затем фотографы по требованию заказчиков начали ретушировать на портретах дефекты кожи лица. Чрезмерное приукрашивание лиц на портретах приводило к нарушению естественного соотношения света и тени. По этому поводу в 1855г. во Французском обществе фотографии вспыхнули яростные споры. Так, критик Поль Перье считал, что фотограф может ретушировать свои негативы так, как он сам захочет, а его противник, фотограф Дюрье утверждал, что любое вмешательство в «застывшее мгновение» будет это мгновение уничтожать, и поэтому в фотографии нет места для ретуши.

«Воевал» с ретушью и Левицкий, критикуя с журнальных страниц фотографов, которые идут на поводу у заказчиков и приукрашают реальные портреты. Эх, посмотрел бы он, как нынче готовят к редакции «гламурный глянец»!

Но, как говаривал дедушка Крылов, «…а Васька слушает, да ест!» Пока критики спорили - фотографы продолжали работать, разрабатывая и внедряя в практику новые методы ретуши.

Этот всемирно известный портрет президента США Авраама Линкольна на самом деле - продукт неизвестного ретушера. Голова Линкольна «имплантирована» Джону Калхуну - видному политику южан (Фотография около 1860г).

К концу 19 века ретушь уже победоносно шагала по негативам и позитивам фотографов, не щадя ни портретов, ни пейзажей. Многие фотографы стали со временем выдающимися ретушерами. Они исправляли дефекты негативов столь искусно, что снимки плоских оригиналов, например, гравюр или картин почти не отличались от оригинала. Так были выполнены репродукции картин берлинским художником и фотографом Эрнстом Мильстером (1835 – 1908гг) и большим мастером ретуши берлинским фотографом Иоганнесом Грасхофом, который еще в 1869г. возражал против утверждения, что ретушь - это временный каприз фотографии.

Новый виток своего развития ретушь получила с появлением такого супер-инструмента, как аэрограф. С его помощью оказалось возможным очень аккуратно наносить краску на позитивы, регулируя не только ширину «мазка», но и его прозрачность, и растушевку края. Появилась возможность также, повышать или уменьшать контрастность изображения.

Аэрограф был изобретен американцем Абнером Пилером в 1879г. Свою конструкцию Пилер удачно продал братьям Уолкап, которые и начали производить пульверизаторы серийно. Первая партия аэрографов (63 штук) была продана объединению фотографов в Индианополисе (1882г.), в котором были организованы первые курсы ретуши и раскрашивания фотографий при помощи аэрографа.

Говоря об успехах фотографов в ретушерном деле, нельзя не упомянуть советских фотографов, которым в тридцатых годах прошлого века особенно усердно приходилось трудиться на ретушерном поприще. Уж очень часто приходилось проводить ретушь официальных фотографий, убирая «провинившихся» членов партии. Вызывает, скажем, редактор газеты «Правда» фотографа и говорит: «Подготовьте эти фотоснимки для публикации, только Бухарина надо убрать». «А что вместо него?» - спрашивает фотограф. «Не знаю, впечатай пальму в кадке!». Вот так и пошло выражение среди фоторепортеров – «пальмировать». Куда деть со снимка того или иного «врага народа»? Как куда, «пальмировать»!

На первом снимке - Ворошилов, Молотов, Сталин и Николай Ежов. На втором снимке Ежов уже отсутствует.

Не отставали от Советских политических ретушеров и китайские товарищи.

На фотографии ниже Мао Цзэдун (первый справа) велел убрать со снимка По Ку (первый слева) после того, как тот попал в немилость Великому Кормчему (1936).

Чем обидел фюрера товарищ по партии Йозеф Геббельс (второй справа) непонятно, но на фотографии 1937г. он убран с оригинала по приказу Адольфа Гитлера.

Представляете, какие хлопоты доставляли такие фотографии ретушерам?. Попробуй схалтурить - самого «пальмируют».

Политическими подчистками грешили редакции и в застойные времена. Фотографии дружеских обедов Брежнева с заграничными товарищами на страницы газет попадали, например, с зачищенными бутылками, т.е., без бутылок. Типа - партийное руководство обедало всухомятку.

Вы спросите, а когда же появились первые цифровые редакторы изображений? Трудно сказать. Вот интересный видеосюжет 1987года. За три года до презентации первой версии фотошопа советские специалисты проводят ретушь фотографий в цифровом графическом редакторе изображений.

На импортном аппаратном комплексе типа «Pericolor 1000» советская программа редактирует архивные фото времен гражданской войны. Для чего была предназначена эта программа? Да не для того, конечно, чтобы улучшить фотографии «старика Крупского», или папанинцев на льдине. Программа предназначена была для обработки данных фоторазведки и спутниковой фотограмметрии, перехваченной у противника. Но, тем не менее, результат налицо - «советский фотошоп» в действии!

Ну вот, собственно, и все…Пока все.

Всегда с вами, Валерий Пичко.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...