Практические задания для социальных работников. Практикум по теории социальной работы
Тема 1. Технологизация социальной работы
(практическое занятие – 4 часа)
Вопросы для обсуждения:
Объективные предпосылки технологизации социального пространства и причины технологизации социальной деятельности.
В чем заключается специфика социальных технологий? Сущность и виды социальных технологий.
Понятие «технология социальной работы»: сущность, содержание, принципы. Каковы особенности технологий социальной работы?
Основное назначение социальных технологий.
Принципы и основания для классификаций социальных технологий и технологий социальной работы.
Характеристика подходов к классификациям социальных технологий и технологий социальной работы (Сравнить различные подходы).
Практические задания .
2. Составьте таблицу различных типов социальных технологий.
Сообщение:
На примере одной из стран охарактеризовать технологии социальной работы. При характеристике раскрыть вопросы:
Факторы, влияющие на развитие практики социальной работы;
Формы и методы социальной работы с различными группами населения. {Страна – по выбору: Германия, Великобритания, Дания, США, Швеция и др.).
Основные понятия темы: макротехнологии социальной работы, мезотехнологии социальной работы, микротехнологии социальной работы, социальные технологии, технология, технология социальной работы, трудная жизненная ситуация, человеческие ресурсы.
Литература:
Основы социальной работы: учебник / отв. ред. П. Д. Павленок. – М. : ИНФРА-М, 2006. – С. 185-198.
Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. д.и.н. проф. Е. И. Холостова, д.и.н., проф. А. И. Сорвина. – М. : ИНФРА-М, 2004. – Глава VII.
Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И. Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Главы I, III.
Технология социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учебное пособие / под ред. П. Д. Павленка. – М. : Дашков и К, 2007. – С. 11-16.
Фирсов, М. В. Технология социальной работы: Учеб. пособие для вузов / М. В. Фирсов – Изд. 2-е. – М. : Академический Проект, 2009. – Темы 2, 3.
Холостова, Е. И. Социальная работа: учебное пособие / Е. И. Холостова. – М.: Дашков и К, 2008 – С. 459-474.
Тема 2. Технологический процесс в социальной работе
(практическое занятие – 2 часа)
Вопросы для обсуждения:
Технология социальной работы как процесс. Принципы решения проблем в социальной работе.
Аспекты технологизации в социальной работе.
Структура технологического процесса.
Процедурные этапы технологического процесса.
Технологичность и творчество в социальной работе.
Практическое задание:
1. Составьте словарь основных понятий темы.
2. Изучите схемы когнитивной, структурной, функциональной и ресурсной моделей технологии социальной работы. Проанализируйте их, определите общее, особенное, единичное. [См.: Фирсов М.В. Технология социальной работы. Схема 2 (с. 80), схема 3 (с. 87), схема 4 (с. 93), схема 5(с. 99)].
Основные понятия темы: алгоритм, инструментарий, методика социальной работы, методы вмешательства, методы социальной работы, методы экспертного оценивания, операция, социальная проблема, социальное противоречие.
Литература:
Павленок, П. Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие. – 7-е изд., доп. – М. : Дашков и К°, 2007. – 476 с.
Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Е. И. Холостова, д.и.н., проф. А. С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 427 с.
Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И. Г. Зайнышева. – М.: ВЛАДОС, 202. – 240 с.
Фирсов, М. В. Технология социальной работы: учеб. пособие для вузов / М. В. Фирсов. – М. : Академический Проект, 2009. – Темы 4.
Холостова, Е. И. Социальная работа: учеб. Пособие / Е. И. Холостова. – М. : Дашков и К, 2008. – С. 466-474.
1. Укажите соответствие:
а) дом-интернат для пожилых и престарелых;
б) реабилитационный центр для несовершеннолетних;
в) образовательное учреждение;
г) дом ребенка
2. Что составляет основу любого технологического процесса, в том числе и в социальной работе.
а) операция;
б) инструментарий;
в) алгоритм;
г) процедура.
3.Укажите соответствие:
а) основные идеи, положения;
б) предполагаемый результат;
в) способы, приемы достижения цели
закономерности;
принципы;
технология;
4. Согласно экономической модели инвалидности :
а) проблемы инвалидов являются следствием их сниженной трудоспособности;
б) проблемы инвалидов обусловлены имеющимися у них анатомическими, физиологическими, психологическими дефектами; в) проблемы инвалидов вызваны нарушением их прав и свобод.
5. К универсальным ресурсам клиента относятся:
а) наличие территориальной службы социальной помощи семье и детям;
б) высокий уровень образования;
в) крепкое здоровье;
г) религиозные убеждения.
6. Группа риска - это:
7. Вид дезадаптации личности, выражающийся в нежелании или неспособности следовать социальным нормам, существующим в обществе, называется:
а) психологическая дезадаптация;
б) культурная дезадаптация;
в) профессиональная дезадаптация;
г) ситуационно-ролевая дезадаптация.
8. Современная форма дискриминации женщин проявляется:
а) в признании их физической слабости по сравнению с мужчинами;
б) в отсутствии государственной заработной платы для женщин, занятых воспитанием детей в семье;
в) в том, что при приеме на работу предпочтение отдается претендентам мужского пола;
г) в наличии женской проституции.
9. Возрастные границы категории населения «молодежь»:
10. В бланке ответов укажите пропущенное слово в названии специализированной федеральной социальной службы, занимающейся оказанием помощи безработным гражданам и гражданам, ищущим работу: ……...................................................................................................................
11. Асоциальность – это:
а) крайняя форма социального неблагополучия;
б) одна из возможных характеристик граждан, относящихся к группе риска;
в) наличие поведенческих отклонений противоречащим общественным нормам;
г) все ответы верны.
12. Согласно политико-правовой модели инвалидности -
а) проблемы инвалидов вызваны нарушением их прав и свобод в обществе;
б) проблемы инвалидов обусловлены имеющимися у них анатомическими, физиологическими, психологическими дефектами;
в) проблемы инвалидов являются следствием их сниженной трудоспособности;
г) проблемы инвалидов существенно различаются в зависимости от группы инвалидности.
13. По сравнению с другими социально-демографическими группами населения риск заражения ВИЧ –инфекцией выше у:
а) безработных;
б) молодежи;
в) вынужденных переселенцев;
г) лиц БОМЖ.
14. Маргинальность – это:
б) состояние групп людей или личности, поставленных общественным развитием на грань двух культур, положений, ролей, участвующих в их взаимодействии, но не примыкающих полностью ни к одной из них;
15. Безработица в большей мере затрагивает:
а) женщин;
б) мужчин;
в) граждан пожилого и престарелого возраста;
16. Миграция - это:
а) перемещение людей за пределы своей исторической Родины;
б) любое перемещение людей с изменением места жительства;
в) перемещение людей с изменением места жительства на срок не менее 6 месяцев;
г) перемещение людей с изменением места жительства на срок не менее 5 лет.
17. Какая из указанных социальных проблем, как правило, характерна для граждан престарелого возраста:
а) отсутствие жилья;
б) высокий риск инфицирования туберкулезом;
в) одиночество;
г) ограничение права на свободу вероисповедания.
18. Малообеспеченность в качественном выражении характеризуется тем, что:
а) отсутствует жилье;
б) уровень доходов позволяет удовлетворять только самые насущные потребности (потребности жизнеобеспечения);
в) уровень доходов не позволяет удовлетворять даже самые насущные потребности;
г) гражданин является получателем какого-либо вида государственного социального обеспечения.
19. Укажите в бланке ответов название специализированной медико-социальной службы, занимающейся проблемами граждан с ограниченными возможностями: ……………………………………………….
20. Какие социально-демографические тенденции характерны для современной России:
а) увеличение числа детей в общей численности населения;
б) «постарение» молодежи;
в) повышение уровня здоровья женщин репродуктивного возраста;
г) все отмеченные тенденции верны.
21. Укажите название специализированной службы, способной быстро помочь женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации…………………………
22. Как называются граждане в соответствующие возрастные периоды их жизни:
а) 60-75 - ……………………
б) 75-90 -…………………….
в) свыше 90 лет ……………
23. Укажите социальное учреждение, ориентированное на работу с молодежью, которое появилось в России после 1991 года:
а) Территориальный центр социальной помощи семье и детям;
б) Туристический центр;
в) Лагерь труда и отдыха;
г) Военно-спортивный клуб.
24. Одним из специфических принципов организации социальной работы с инвалидами является:
а) принцип демократизма;
б) принцип профилактической направленности;
в) принцип адресного подхода;
г) принцип независимой жизни.
25. К поведенческим отклонениям социально-пассивного типа относится:
а) хулиганство;
б) наркомания;
в) мошенничество;
г) все перечисленные.
26. В реабилитации молодых инвалидов в отличии от людей с ограниченными возможностями пожилого и престарелого возраста больше внимание должно уделяться:
а) бытовой реабилитации;
б) психологической реабилитации;
в) правовой реабилитации;
г) профессиональной реабилитации.
27. Согласно Закону о занятости безработным может быть признан гражданин при достижении им:
а) 14 лет; б) 16 лет;
в) 18 лет; г) 21 года.
28.Теория и практика выявления социально-педагогических характеристик человека или группы лиц называется социальная _______.
29.Процесс активного приспособления индивида, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам называется социальная __________________ .
30. Результатом процесса социализации является:
а) формирование личности;
б) формирование темперамента;
в) получение образования.
31. Социализация должна начинаться :
а) в школе;
б) с рождения;
в) с началом трудовой деятельности.
32. Социальный статус показывает:
а) какое поведение общество ждет от индивида;
б) какое место занимает индивид в обществе или группе;
в) в какой социальной среде формируется личность.
33. Ожидаемое поведение индивида называется :
а) девиантное поведение;
б) социальный статус;
в) социальная роль.
34.Какие из указанных актов не входят в систему законодательных нормативных актов в сфере социальной защиты населения?
а) ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
б) ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;
в) ФЗ «О государственной социальной помощи».
35. Профессионально-этические принципы деятельности специалиста социальной работы:
а) безразличие, холодность, расчетливость;
б) вмешательство, навязывание путей решения проблемы;
в) гуманизм, доверительность, личностный подход, толерантность;
г) невнимательность, отрешенность от настоящего.
36. Кто может ограничить родительские права родителей?
а) прокуратура;
б) орган опеки и попечительства;
г) уполномоченный по правам человека.
37. Кто может лишить родителей родительских прав?
а) Высший Арбитражный суд РФ;
б) прокуратура;
в) орган опеки и попечительства;
д) уполномоченный по правам ребенка.
38. Согласно какому закону РФ в нашей стране вводится специальная система социальных служб для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации с целью из реабилитации и социальной поддержки:
а) Конституция РФ;
б) Семейный кодекс РФ;
в) ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
г) ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
39. Какая из перечисленных функций не относится к функциям семьи:
а) мировоззренческая;
б) социализация;
в) воспитательная;
г) репродуктивная.
40. Для защиты своих прав и законных интересов несовершеннолетний имеет право самостоятельно обратиться в суд:
а) с 10 лет;
б) с 14 лет;
в) с 16 лет;
г) с 18 лет.
41.Что такое нуклеарная семья?
а) семья, состоящая из супружеской пары с детьми или без детей;
б) супруги, проживающие с родителями жены;
в) супруги, проживающие с родителями мужа;
г) семья, состоящая из двух семейных пар.
42. Инновационной формой социального обслуживания граждан пожилого и престарелого возраста являются:
а) специальные жилые дома;
б) дома-интернаты общего типа;
в) психоневрологические дома-интернаты.
43. Термин «Социальные службы для молодежи» появился в нашей правовой системе с принятия
а) ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (май 1995);
б) Постановлении Верховного Совета РФ «О социальной защите населения в условиях перехода к рыночным отношениям» от 20.03.92.
в) ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (декабрь 1995 г);
г) ФЗ «Об общих началах государственной молодежной политики СССР» (апрель 1991г.).
44. Инновационной технологией помощи детям, оставшимся без попечения родителей, является:
а) усыновление ребенка; б) содержание ребенка в приюте; в) помещение ребенка в приемную семью.
45 . Профессиональная реабилитация клиента предполагает:
а) обеспечение служебным жильем; б) приспособление рабочего места к функциональным возможностям клиента;
в) оба ответа верны.
46. Ребенка, родители которого не осуществляют надлежащий контроль над его воспитанием, обучением, содержанием, относят к категории: а) неблагополучные дети; б) беспризорные дети; в) безнадзорные дети.
в) сожительство.
48. «Свойство этнического самосознания воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы» - какое понятие подходит под данное определение?
а) национализм;
б) шовинизм;
в) этноцентризм
49. Каковы личные права граждан?
а) право на жизнь;
б) право на свободу и личную неприкосновенность;
в) право на защиту чести и достоинства;
г) все вышеперечисленное.
50.Министерство труда и социальной защиты России является федеральным органом……власти:
а) парламентской;
б) законодательной;
в) исполнительной;
г) судебной.
51. Выделите не характерное для молодежи поведенческое явление:
а) максимализм;
б) конформизм;
в) конфабулизм;
г) гедонизм.
52. Брак – это:
а) Государственный акт, с помощью которого устанавливаются имущественные отношения между мужчиной и женщиной;
б) Союз между мужчиной и женщиной по взаимному согласию;
в) Закрепление определенных нравственных обязательств между мужчиной и женщиной;
г) Когда люди по какой-либо причине регистрируют свои отношения.
53. Способствование в оказании необходимой помощи различным категориям населения (инвалидам, молодым семьям) , в улучшении их жилищных условий, организации нормального быта эта функция:
а) правозащитная;
б) организационная;
в) социально – бытовая
54. Социальное попечительство устанавливается:
а) над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психических расстройств;
б) над гражданами, ограниченными в дееспособности вследствие алкоголизма;
в) над подростками 12-16 лет;
г) над детьми, достигшими возраста 14 лет
55. Окончательное решение по установлению инвалидности принимает:
а) орган по опеке и попечительству;
б) территориальный отдел по социальной защите населения;
в) главный врач поликлиники;
г) бюро медико – социальной экспертизы
56. Система и процесс полного или частного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности:
а) реабилитация инвалидов;
б) абилитация инвалидов;
в) адаптация инвалидов;
г) ресоциализация инвалидов
57.Социальная профилактика – это:
а) совокупность государственных, общественных, социально – медицинских и организационных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальных отклонений негативного характера;
б) восстановление юридического, социального, профессионального статуса человека;
в) создание новых средств для удовлетворения социальных потребностей людей;
г) деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально – бытовых, социально – медицинских, психолого – педагогических, социально – правовых услуг
58. В основу технологии социальной работы с пожилыми должно быть положено требование:
а) обязательное вовлечение в работу с пожилыми ближайшего окружения;
б) обязательное предоставление медицинских услуг;
в) выявление индивидуальных потребностей пожилых граждан в социальной помощи и обслуживании;
г) диспансеризация всех пожилых людей;
59. Социальная адаптация – это:
а) процесс активного приспособления человека к новым для него условиям жизнедеятельности;
б) деятельность по выработке средств и методов достижений таких состояний социальных систем, которые соответствуют потребностям общества;
в) процесс обучения и усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей;
г) восстановление юридического, социального, профессионального статуса;
60. Социальная диагностика – это:
а) процедура социальной технологии, направленная на оценку фактического состояния объекта;
б) восстановление юридического, социального, профессионального статуса;
в) процесс обучения и усвоения индивидом, на протяжении его жизни социальных норм; г) создание новых средств, для удовлетворения социальных потребностей людей
61. Кто является объектом социальной работы в сфере образования :
а) школьники, учащиеся;
б) родители;
в) преподаватели;
г) спонсоры учебных заведений.
62. Цели социальной работы в сфере образования :
а) гармонизация отношений;
б) содействие более адекватному и эффективному выполнению
функций образования;
в) внедрение новых методов оказания образовательных услуг;
г) подбор преподавательского состава образовательных учреждений
63. Лечение наркологических больных сопровождается применением следующих технологий социальной работы :
а) дезинтеграция;
б) реабилитация;
в) реадаптация;
г) ресоциализация
64. Какие задачи решают центры занятости всех уровней :
а) сбор и распространение информации о спросе и предложении
на местном рынке труда;
б) организация переподготовки высвобождаемой рабочей силы;
в) коррекция поведения безработных;
г) выплата пособий по временной незанятости
65. Функции социального работника в исправительном учреждении :
а) терапевтическая помощь заключенным;
б) защита прав осужденных на социальное обеспечение и другие
социальные льготы;
в) поддержка и укрепление социально полезных связей с семьей;
г) защита гражданских интересов осужденных
66. Какие основные задачи решает человек на жизненном этапе
« молодость »:
а) формирование досуговых интересов;
б) окончание получения образования;
в) создание семьи;
г) устройство на работу
Министерство здравоохранения Омской области
Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области
«Клиническая психиатрическая больница имени Н.Н. Солодникова»
для специалистов по социальной работе
и социальных работников
по проведению коммуникативных модулей
методическое пособие
Омск, 2008
«Утверждаю»
Главный внештатный психиатр
министерства здравоохранения
Омской области
А.А.Уткин
Аннотация
В настоящих рекомендациях излагается опыт использования на практике коммуникативных модулей в групповой работе с психически больными, организация работы, предлагаемый перечень используемых тем, опросник. Разработчик: реабилитационный комплекс БУЗОО КПБ им. Н.Н.Солодникова
Редакционная коллегия: А.А.Уткин, О.Н.Степанова, Н.И.Осатюк, А.П.Зинкина, Т.А.Драчук
Практическое руководство разработано и подготовлено для внутреннего пользования и рассчитано на специалистов по социальной работе и социальных работников
Специфика организации и проведения тренинга 4 Психосоциальный тренинг «Правила общения в социуме» 7 Коммуникативный тренинг «Преодоление барьеров общения» 14 Коммуникативный тренинг «Обучение приемам эффективного общения» 16 Коммуникативный тренинг «Позитивный настрой» 19 Коммуникативная группа «Тренинг толерантности» 24 Коммуникативная группа «Эффективное общение» 32 Коммуникативная группа «Общение с окружающими людьми» 50 Творческий модуль «Познание себя в творчестве» 55 Адаптационный тренинг «Трудоустройство людей с ограниченными возможностями» 60 Список литературы 65
Специфика организации и проведения тренинга
В самом начале данного сборника целесообразным является предоставить читателю краткий материал о специфики организации тренинговых занятий, которые лежат в основе предлагаемых модульных курсов. Данные рекомендации разработаны по материалам Л.Н. Шепелевой. Тренинги - интенсивные краткосрочные обучающие занятия, направленные на создание, развитие и систематизацию определенных навыков, необходимых для выполнения конкретных личностных, учебных или профессиональных задач, в сочетании с усилением мотивации личности относительно совершенствования работы. Преимущества тренингов Тренинг представляет собой наиболее целенаправленное и экономически выгодное вложение в личность, поскольку в процессе тренинга отрабатываются лишь те навыки, которые необходимы человеку для достижения конкретных целей. В тренинге сочетаются различные формы, обучения - лекции, разбор ситуаций, деловые игры, упражнения на отработку необходимых навыков, нацеленные на решение конкретных проблем участника. Сочетание различных форм обучения способствует тому, что материалы тренинга усваиваются намного эффективнее, чем на традиционных занятиях. На тренинге происходит сплочение команды, поднимается командный дух. Участники получают полный комплект материалов тренинга, что позволит им через какое-то время освежить в памяти то, чему они научились. Организационный этап тренинга Назначение:
- ориентация участников в специфике тренинга как метода обучения; первичная диагностика ожиданий участников и затруднений в общении; выявление и коррекция мотивации участников. Работе в группе предшествует рассказ ведущего о том, что такое тренинг, каковы его цели и возможности, какие результаты могут быть получены.
- продолжительность работы - 40 мин 2 раза в неделю в течение 10-12 занятий; количество участников - 8 - 10 человек; место встречи - на базе подразделения больницы.
- Что вы ждете от тренинга? Есть ли у вас проблемы в … (далее идет перечисление проблемных вопросов, на решение которых направлен данный модуль)? Хотите ли вы заниматься в тренинговой группе? Есть ли у вас какие-либо пожелания относительно направленности работы, вопросов, которые должны нами обсуждаться?
- Обеспечить, чтобы участники не увлекались упражнением настолько, чтобы потерять основную идею. Уметь заинтересовать участников с помощью других методов и инструкций. Создать и поддерживать соответствующую учебную атмосферу: включать игры, имитации, ролевые игры, головоломки, ситуации для анализа и другие подобные упражнения. Не стоять на месте. Тестировать все новые упражнения: что подходит одним людям, не всегда подходит другим. Резюмировать все упражнения, проводимые во время сеанса тренинга: Чтобы вернуть участников в прежнее состояние после окончания упражнения (если участникам не понравилось упражнение, они должны отвлечься от него пока продолжается тренинг); необходимо обсудить результаты упражнения: оправда-ло ли оно ожидания? повели бы вы себя так же в реальной ситуации? что бы вы делали, если бы это произошло? Быть честным и открытым с другими участниками: не скрывать планы тренинга, не уводить участников в сторону, никого не выделять, не обманывать и не использовать усилия участников в своих личных целях. Не забывать о том, что упражнения для тренингов могут принести много веселых минут обучающимся и тренеру. Создать благоприятную атмосферу для обучения.
Создания комфортной атмосферы для пациентов, ощущения ими чувства защищенности, безопасности;
Организации эффективного взаимодействия участников;
Поддержания дисциплины поведения участников;
Сплочения группы.
Пунктуальность (приходить вовремя на занятия).
Активное участие (отвечать на вопросы, выполнять все задания, высказывать своё мнение).
Конфиденциальность (всё, что говорится на группе, не выносить за её пределы).
Вежливое отношение (не перебивать участников группы и ведущего, говорить по очереди, не уходить от темы, уважать мнение каждого).
Каждый участник может в любой момент выйти из группы, но он должен прийти на следующее занятие, чтобы участники могли с ним попрощаться.
Не рассказывать за пределами группы о том, что говорят другие участники группы. О своих чувствах и своем поведении рассказывать можно.
Говорить после того, как закончит один из участников, быть терпеливым к высказываниям других.
Говорящий не злоупотребляет вниманием аудитории, помнит, что другие тоже хотят высказаться.
Правило «СТОП». Оно означает, что у данного участника обсуждаемая тема, или вопрос вызывает негативные эмоции, расстраивает его, он имеет право не высказываться, не отвечать. Для этого он просто должен сказать: «Стоп».
Участники обязаны приходить на занятия в опрятном виде, с чистыми волосами, ногтями, в ухоженной одежде.
Ведущий группы имеет право отстранить пациента от участия в группе, если он ведет себя неадекватно, либо неуважительно относится к другим участникам.
За грубое нарушение правил группы провинившийся участник должен понести наказание. Его группа определяет заранее. Например, опоздавший к началу занятия должен угостить всех конфетой, а часто перебивающий других – молчать в течение 15 минут во время занятия. Наказаний может быть много, но они не должны унижать достоинство пациентов, могут быть в шуточной, но не обидной форме.
- Формирование навыков эффективного общения с использованием вербальных и невербальных компонентов. Формирование группового взаимодействия, координация совместных действий, взаимного доверия. Развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей. Развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях. Повышение уровня рефлексивности, создание мотивации для дальнейшего саморазвития участников. Фиксация сознания на позитивном, увеличение числа положительных эмоций. Формирование толерантной культуры личности.
Психосоциальный тренинг «Правила общения в социуме»
Ведущий: специалист по социальной работе, либо социальный работник. Участники: пациенты психиатрической больницы. Возраст: не имеет значения. Количество занятий: 10. Частота занятий: 2 раза в неделю. Цель тренинга: обучение правилам поведения в социуме. Занятия 1.- 2. «Взаимоотношения с соседями. Конфликтные отношения с соседями.» 1. Приветствие. Ведущий: «Мы начнем с того, что каждый по кругу назовет свое имя и скажет несколько слов о себе. Перед этим предлагаю каждому из вас взять по табличке и написать на ней свое имя. Не обязательно это будет ваше настоящее имя, вы можете назвать себя по-другому. Если вы решили взять другое имя, то, представляясь, скажите и настоящее, а потом попытайтесь сказать, почему вы решили его сменить. Через одно-два занятия мы запомним, как зовут друг друга, и сможем обходиться без табличек. Может быть те имена, которые были взяты на сегодня, потом и не понадобятся, но если нужно, каждый сможет взять свою табличку и, например, что-то рассказывать о себе под другим именем. Начнем». 2. Принятие правил группы. 3. Основная часть. Затем на группе рассматриваются следующие вопросы для обсуждения:
- кто такие соседи? каких правил на ваш взгляд нужно придерживаться при встрече, разговоре с соседями? какие у вас отношения с соседями? возникают ли конфликтные отношения с соседями? если да, то почему? какие причины влияют на возникновение конфликтов? как можно их избежать?
- доверительными также должно присутствовать взаимоуважение взаимопонимание помощь физическая, моральная.
Вопросы для обсуждения
1. Определите основные принципы индивидуальной работы с клиентом.
2. Проиллюстрируйте на примере реализацию социальной индивидуальной работы.
3. Расскажите об основных принципах функциональной индивидуальной работы.
Практические задания
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 10. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ГРУППОЙ
Вопросы для обсуждения
1. Определите этапы динамики группы. Группа и коллектив в социальной работе.
2. На примерах раскройте содержание теории поля, теории социального обмена и теории социальных систем.
3. Определите ситуации необходимости социальной работы с группой
Практические задания
1. В «доме для престарелых» «определите» основные методы проведения работы в группе по здоровому образу жизни.
2. На примерах вышеуказанных теорий проведите работу по любой тематике в группе женщин – жертв домашнего насилия.
Литература
5. Платонова Н. М., Нестерова Г. Ф. Теория и методика социальной работы; Академия – Москва, 2013. – 400 c..
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 11. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В МИКРОСОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ
Вопросы для обсуждения
1. Определите понятие и функции микросреды. Приведите пример микросоциума.
2. Проиллюстрируйте принципы работы в микросреде.
3. Определите основные стратегии работы в контексте различных моделей социальной работы в микросоциуме.
Практические задания
1. В качестве специалиста определите функции социальных ролей в моделях локального развития, социального планирования и социальных акций.
2. «Создайте» микросоциум в группе и в качестве специалистов определите методы работы.
Литература
1. Нестерова Г.Ф. Технология и методика социальной работы. – М.: Академия, 2011.
2. Социальная работа в современной России: взаимодействие науки, образования и практики / НИУ БелГУ; под ред.: В.В. Бахарева и др. ; рец.: В.П. Бабинцев, И.М. Невлева. – Белгород: ИПК НИУ БелГУ, 2011.
3. Фирсов М.В. Психология социальной работы. – М.: Академия, 2010.
4. Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения. – М.: Инфра–М, 2011.
6. Платонова Н. М., Нестерова Г. Ф. Теория и методика социальной работы; Академия – Москва, 2013. – 400 c.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 12. СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО–УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Вопросы для обсуждения
1. Проиллюстрируйте на примерах виды экономических и организационно– управленческих методов в социальной работе.
2. Определите основные ошибки при формулировке целей социального проектирования.
3. Определите основные принципы реализации экономических методов.
Практические задания
1. Создайте проект управления в системе кризисных центров для женщин. Определите основные цели и задачи.
2. Определите пути привлечения средств для реализации разработанного проекта.
Литература
1. Нестерова Г.Ф. Технология и методика социальной работы. – М.: Академия, 2011.
2. Социальная работа в современной России: взаимодействие науки, образования и практики / НИУ БелГУ; под ред.: В.В. Бахарева и др. ; рец.: В.П. Бабинцев, И.М. Невлева. – Белгород: ИПК НИУ БелГУ, 2011..
3. Фирсов М.В. Психология социальной работы. – М.: Академия, 2010.
4. Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения. – М.: Инфра–М, 2011.
5. Циткилов П.Я. Технология социальной работы. – М.: Дашков и Ко, 2011.
6. Жиров М.С. и др. Профессиональная подготовка специалиста по социальной работе: компетентностный подход / рец.: В.В. Бахарв, И.М. Невлев. – Белгород: БелГУ, 2010.
7. Сафронова В.М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе. – М.: Академия, 2010.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 13. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Вопросы для обсуждения
1. Определите специфику социологического подхода к технологиям социальной работы.
2. Разработайте социологическую модель клиента и социального работника.
3. Определите объективные показатели социальной защищенности населения.
Практические задания
1. Определите приоритеты «современного поколения» и разработайте модели работы с привлечением социолого–ориентированных методов.
2. Определите социологические параметры категорий семей для создания банка данных о неблагополучных семьях.
Литература
1. Нестерова Г.Ф. Технология и методика социальной работы. – М.: Академия, 2011.
2. Социальная работа в современной России: взаимодействие науки, образования и практики / НИУ БелГУ; под ред.: В.В. Бахарева и др. ; рец.: В.П. Бабинцев, И.М. Невлева. – Белгород: ИПК НИУ БелГУ, 2011.
3. Фирсов М.В. Психология социальной работы. – М.: Академия, 2010.
4. Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения. – М.: Инфра–М, 2011.
5. Циткилов П.Я. Технология социальной работы. – М.: Дашков и К, 2011.
6. Юзефавичус Т.А. Проблемы социальной работы с молодежью. – М.: Академия, 2010.
7. Козырев Г.И. Социология семьи: любовь и расчет в брачно–семейных отношениях и не только… : учебное пособие для бакалавров и магистров – М.: Инфа–М. Серия: высшее образование, 2016.
8. Платонова Н. М., Нестерова Г. Ф. Теория и методика социальной работы; Академия – Москва, 2013. – 400 c.
9. Бурдье П. Социология социального пространства. – СПб.: Алетейя, 2007.
10. Горшков М. К. Социальные факторы модернизации российского общества с позиций социологической науки // Социс. – 2010. – № 12.
11. Горюнов А.В. Современная модель социальных изменений. Опыт экспликации // Социс. – 2011. – № 2.
12. Просвирнин А.А. Социолого - ориентированные модели в классификации теоретических моделей социальной работы: проблема научного обоснования // Информационная Мордовия (Саранск). – 2017. – №3(6). – С. 24-29.
Конфликтные ситуации в социальной работе могут возникать по вине работников социальной сферы, менеджеров, клиентов сферы социальной работы.
Конфликтные ситуации в социальной работе по вине работников социальной сферы возникают чаще всего вследствие проявления бездушия, формализма со стороны персонала, грубого обращения с посетителями, несправедливых обвинений в адрес посетителей в желании поживиться за счет государства и по другим обстоятельствам.
Конфликтные ситуации по вине менеджеров сферы социальной работы возникают вследствие ненадлежащей организации оказания помощи в ходе социальной работы, в частности, разворовывания бюджетных средств, отпущенных на оказание помощи в этой сфере, искусственного создания огромных очередей, обюрокрачивания организации помощи, в результате чего клиенты вынуждены неоднократно ходить в различные инстанции для решения одного вопроса. Конфликтные ситуации вызываются, например, издержками организации выдачи или подтверждения права на получение льгот и субсидий на оплату квартиры и услуг ЖКХ. Ввиду несовершенства программного обеспечения компьютерной информации посетители вынуждены приходить по 3 и даже по 4 раза в социальное учреждение за решением своего вопроса. Конфликтные ситуации вызываются, например, издержками производства единой транспортной карты и иными социальными картами: не считывает терминал кондуктор, нет пополнений в кассе ЖЭУ. И в этом случае посетители вынуждены приходить по нескольку раз, ждать и, главное, нести высокие и неоправданные транспортные расходы до упорядочивания ситуации. В этой связи социальный работник выступает объектом раздражения со стороны посетителя.
Вместе с тем конфликтные ситуации возникают и по вине посетителей вследствие неудовлетворительного состояния их физического и психического здоровья, неадекватного поведения в рамках взаимодействия с социальным работником.
Приведем в качестве примера наиболее распространенные виды конфликтных ситуаций такого рода.
Социальная помощь на дому одиноким пожилым и больным (от 80 лет и старше):
- недоверие социальному работнику;
) - жалобы на медлительность работы социального работника;
Жалобы на длительный срок обработки бесплатных лекарств;
Необоснованные обвинения социального работника в краже вещей и денег: фактически пользуясь состоянием человека, деньгами или вещами могут завладеть соседи, родственники;
Жалобы на опоздания социальных работников. Безработные:
- грубят, обижаются на социального работника, когда тот пытается предложить работу вместо того, чтобы оформить пособие по безработице;
Обвиняют социального работника в том, что тот бездушен, не считается с их страданием, невозможностью заниматься производительным трудом;
Конфликные ситуации, когда обращающемуся отказывают в пособиях по безработице или социальных выплатах в случаях, когда по закону он не имеет на них права.
Малоимущие, пенсионеры, ветераны труда - посетители отделов пособий и социальных выплат:
Социальный работник выступает объектом раздражения и озлобления со стороны посетителей в связи с бюрократической волокитой в сфере социальной работы;
Конфликтные ситуации возникают в связи с огромными человеческими потоками за оформлением тех или иных видов социальной помощи, когда посетители вынуждены занимать в учреждении очередь почти в 6 ч утра. Социальные работники физически не справляются с высокой нагрузкой. Посетители проявляют естественное раздражение и озлобленность.
Вопросы для самоконтроля
1. Проанализируйте определение конфликта английского социолога Э. Гидденса с позиции современных представлений.
2. Что общего и в чем различие в сущностных характеристиках конфликта и спортивного соревнования?
3. Охарактеризуйте понятие «предмет» конфликта.
4. Раскройте сущность понятия «объект» конфликта.
5. В чем принципиальные различия между предметом и объектом конфликта?
6. Сформулируйте определение конфликтной ситуации.
7. Какова элементная структура конфликтной ситуации?
8. Что такое образ конфликтной ситуации?
9. Каковы основные виды искажений образа конфликтной ситуации?
УЛУЛУЛУЛУЛУЛУЛУЛУЛУЛ 1 6 IV! Я 4 улулулулулулулулулул