Как придумать название фирмы/компании/бренда?

В самом начале, когда только собираешься открыть какой-либо бизнес, в голове крутится насущный вопрос - «Как придумать название фирмы?». Сейчас мы дадим исчерпывающий ответ на данный вопрос.


Еще капитан Врунгель из популярного в советское время мультфильма на собственном опыте убедился, что название имеет огромное значение. Помните, у него была яхта, которая назвалась «Победа»? После того, как начальные буквы «логотипа» отвалились, получилось «Беда». Этот пример куда как жизненней, чем может показаться.

Название компании – как одежка для человека: по ней встречают, на основе нее у окружающих складывается первое впечатление. О фирме, с которой сталкиваются впервые, о ее владельцах, о репутации компании может быть ничего неизвестно, а имя уже говорит. Что сообщает название конкретной организации и как придумать название фирмы, которое будет внушать доверие и принесет успех, давайте разберемся.

Важность выбора правильного названия

Название само по себе не делает фирму успешной или заставляет прогореть. Управление менеджеров, директора и работа персонала – вот ключи к успеху или провалу бизнеса . Тем не менее, основатели фирм желают, чтобы названия были звучными, красивыми и запоминающимися.

Вопросом, как придумать название фирмы, задаются как опытные бизнесмены, так и начинающие предприниматели. Ведь придумать название компании важно с нескольких точек зрения:

  • для регистрации предприятия – без имени невозможно получить документы на фирму, а, значит, и начать деятельность;
  • для рекламы и PR – без точного наименования непонятно, кого и как рекламировать, как людям дать знать, чем «занимается» бизнес, какие услуги предлагает, какие товары продает;
  • для создания и размещения веб-сайта – представительство в интернете сегодня подчас даже важнее оффлайновой вывески, тем более, не у всех компаний есть реальный офис. Имя фирмы позволяет подобрать верный домен, зарегистрировать его, создать витрину товаров онлайн.

Выбирая красивое название компании, предприниматель создает также и будущий бренд, особенно если рассчитывает в дальнейшем на рост и укрупнение бизнеса. Красивые названия фирм на дороге не валяются, иногда они возникают спонтанно, однако это скорее исключение, чем правило. Чаще они придуманы самими владельцами или специалистами-неймерами.

Правильное название фирмы иногда указывает на область деятельности предприятия, иногда включает имя основателя – особенно если оно красиво или знаменито, – а подчас создается с нуля, как название бренда будущего лидера отрасли.

Шаги и принципы выбора наименования фирмы

Название компании уместно выбирать, исходя из следующих двух основных соображений:

  • для кого название должно быть понятно;
  • для чего выбирают имя.

Для кого

Деятельность предприятия ориентируется на определенную аудиторию: клиентов, партнеров, конкурентов. Кем будут те люди, с которыми предстоит работать фирме? Для специалистов данной области название должно отражать их жаргон. Для клиентов – напротив, должно быть понятно непрофессионалам. Если необходимо выделиться на высококонкурентном рынке, нужно создавать громкое и броское название бренда.

Для чего

Сейчас компании работают виртуально и в местных офисах. Если первостепенная задача бренда – наименование веб-сайта, то нужно ориентироваться на простоту названия, звучность, запоминаемость, а также характеристики для быстрого СЕО-продвижения.

Для оффлайновой деятельности название нужно подбирать с учетом города размещения, офиса и традиций местности.

Если компания планирует деятельность исключительно на русскоязычном рынке, имя фирмы может подчеркнуть особенности постсоветского пространства и менталитета. Если компания собирается выйти на мировую сцену, международное название должно учитывать разность культур, религий и языков потенциальных клиентов.

Запрещенные выражения и термины

Красивые названия компаний не должны иметь содержания, оскорбляющего клиентов, а также чужих брендов или их частей. Название фирмы обязано подчиняться действующему законодательству страны, на чьей территории открыта компания.

Наименование предприятия, работающего в РФ, должно быть написано на русском языке, исключены любые добавления латинских букв или знаков. Запрещены к использованию дополнительные символы (амперсанд, собачка, хэштег). Добавление приставки VIP также противоречит закону.

Специальная лицензия потребуется для включения в наименование корня «рос» , слов «Россия», «Российская Федерация», «российский», «федеральный», а также обозначений городов («Санкт-Петербург», «Москва»).

Можно использовать имена собственные людей, имеющих отношение к предприятию, а не сторонних лиц или звезд кино и ТВ.

Два пути придумывания названия фирмы

Есть два естественных пути для создания нового названия будущей организации:

  1. заказать название у профессионалов;
  2. придумать самим.

Имя на заказ – это задача специалистов-неймеров. Для заказа названия необходимо:

  • четкое ТЗ;
  • критерии успешного названия;
  • опорные слоги или слова, без которых нельзя обойтись.

Четкое техническое задание должно включать ключевые параметры наименования компании. Например, какое-то конкретное слово, корень, написание на иностранном языке или транслитерацией. Максимально возможное количество букв часто является пожеланием заказчика.

В самостоятельном выборе наименования есть два подхода к тому, как придумать название бренда:

  • мозговой штурм;
  • метод логического перебора.


– любые ассоциации по заданной теме – проводится самим основателем компании или советом директоров. За ограниченное время набрасываются все пришедшие на ум заглавия и мысли, которые потенциально могут ими стать. Некоторое время идет просто сбор идей, без оценки и критики. После завершения ассоциативного этапа проводится отбор лучших имен.

Метод логического перебора включает в себя систематическую работу по отсмотру всех позиций по всем категориям:

  • по ассоциации;
  • по ключевому слову;
  • по определенному корню;
  • по латинской или греческой части слова.

Механически и последовательно перебирают все возможные варианты наименований во всех интересных категориях, после чего оставляют слова-победители.

Самым эффективным и продуктивным будет сочетание методов мозгового штурма и логического перебора. Так «покрываются» все придуманные и логически отмеченные группы слов и их частей.

Практические методы для придумывания красивого названия фирмы

Давайте перейдем к конкретным шагам и методикам для определения подходящего имени бизнеса. Актуальные методы подбора и составления названий включают:

  1. фоносемантику;
  2. генератор названий фирм;
  3. метод ключевых слов;
  4. психологический метод оценки отдельных слов;
  5. ориентацию на древние языки.

Разберем каждый способ нейминга по отдельности.

Фоносемантический метод выбора названия

Существует наука фоносемантика, которая занимается тем, что исследует влияние звуков на восприятие их человеком. Например, звук [а] воспринимается слышащим как нечто сильное, полноценное, стабильное, говорит об уверенности и открытости. Звук [о], напротив, более закрыт, его протяжное звучание говорит о некой зажатости, нахождении в рамках.

Фоносемантика проводит анализ имени по звуковым сочетаниям и дает отчет по 25 характеристикам. Придуманное название фирмы можно бесплатно вставить в специальную программу-анализатор онлайн, и она покажет, какие характеристики содержат буквосочетания выбранного имени или слова целиком. На основе анализа этих данных можно понять, подходит ли такое сочетание звуков и их значений для выбранной отрасли.

Автоматический генератор имен компаний

Генератор названий фирм – современный инструмент для подбора оптимального названия, исходя из данных, предоставляемых владельцем. Машина выдает варианты названий случайным образом на основе ключевого слова, заданной длины и/или привязки к определенной фамилии.

Этот метод весьма прямолинеен и не требует особых навыков, однако названия, получаемые таким образом, имеют некоторые существенные недостатки:

  • лишены эмоционального окраса;
  • могут попадаться удачные рядом со странно звучащими;
  • трудно позаботиться о красоте имени;
  • почти гарантировано не встречаются креативные названия фирм.

В любом случае способ этот доступен онлайн бесплатно, так что получить примеры самостоятельно не составит труда.

Метод опоры на ключевые слова

Этот способ выбора названия стал довольно популярен с выходом бизнеса в интернет. Как никогда актуально, чтобы название фирмы было легким для ввода пользователями в строке браузера.

Поисковики также учитывают рейтинг сайта и делают его тем выше, чем больше он содержит ключевых слов отрасли. Так, название для строительной компании часто включает слово «строй», для бюро недвижимости – «дом», для юридической фирмы – «закон».

Психология в выборе названия

В любой области деятельности есть слова, которые воспринимаются негативно. Это слова, которые обозначают неудачу или провал для данной конкретной сферы бизнеса. Например, для недвижимости и строительства отрицательно звучат «обвал», «падение». Для юридической практики – «тюрьма», «уголовный». Для компьютерной – «вирус», «бер».

Такие слова есть в каждой области. Использование психологического метода при создании названия фирмы подразумевает добавление как можно большего количества слов или сочетаний с позитивными ассоциациями и исключение слов, которые могут дать клиентам отрицательный посыл.

Один общераспространенный пример отрицательного слова для рунета – слово «нет». Есть целая доменная зона.net. В России ее стали активно использовать в последние годы, при этом если в США и англоязычных странах это слово имеет позитивные ассоциации (в буквальном смысле это сеть, группа единомышленников), то в русском языке это самый отрицательный из всех возможных ответов. Стоит помнить об этом, выбирая доменное имя сайта.

Метод выбора названия на основе древних языков

Все существующее языковое наследие происходит из латыни и древнегреческого. Изобилие слов и в русском, и во многих европейских языках пришло из названных, ныне «мертвых», протоязыков. Выдержавшие проверку временем, корни и окончания слов привносят ощущение высокого стиля и верности традициям, а бизнесу с классическим названием хочется доверять.

Древнегреческий и латынь – это классика, которая всегда в моде. Список популярных латинских окончаний: -ум, -иум, -оум, наиболее известное греческое: -ия, частые корни: - лог(ос), -сфер, -фил.

Как назвать компанию: примеры по сферам деятельности

Еще в советские времена фирм с типовыми названиями и четким делением по отраслям было не перечесть. Сколько на просторах СССР имелось разнообразных «машстроев»!

И сегодня многие нефтегазовые компании в России имеют слово «нефть» в качестве части наименования. А некоторые, подчеркивая международный масштаб деятельности, эту «говорящую» часть переводят на английский – например, «Лукойл».

Подобная унификация хотя бы части слова разумна, так как привлекает потенциальных клиентов, прямолинейно указывая на сферу деятельности компании. Здесь можно выдвинуть такое «рационализаторское» предложение: если традиционность и стабильность компании, как и ее величина, требуют, чтобы покупатели с первых звуков имени понимали область деятельности фирмы, можно прибегнуть к этому излюбленному приему советских неймеров. Однако если организация планируется новаторская, многопрофильная, уместно отойти от стереотипов и, возможно даже, создать название-неологизм.

Приведем примеры названий фирм, созданных по принципам, описанным выше.

  • по ключевых словам: «ГК Переезд» – компания грузоперевозок, «Бест недвижимость», «Домострой» – купля-продажа жилья;
  • по ассоциациям: «Этажи», «Высотка» – компании сферы недвижимости;
  • по латинскому корню: «Парадигма», «Лекс Лайф» – юридические конторы;
  • с латинским окончанием: «Домус финанс» (недвижимость);
  • на основе модификации имени (ключевое слово, замаскированное под реальную фамилию): «Газелькин», «Грузовичкофф» (грузоперевозки).

Сроки нейминга

Любую работу можно затянуть, или, ужав разумный срок, сделать некачественно. В норме процесс создания нового названия фирмы с нуля не должен занять больше одной-двух недель. Сюда входит и время на мозговые штурмы, и обсуждения с коллегами. Если вы обратились в нейминговое агентство, там будут свои сроки.

Можно весь процесс выбора наименования завершить за день, если человек, принимающий решения, один. Но лучше не спешить и взять больше времени на проверки. Необходимо еще раз проанализировать имя с юридической точки зрения, учесть удобство написания, возможность регистрации в РФ, особенности отрасли.

Как понять, что выбрано оригинальное название

После того как найден десяток «номинантов» на имя бренда, полезно проверить наиболее понравившиеся варианты. Выбор лучшего пусть совершат потенциальные клиенты.

Предложите определить лучшее наименование на открытом голосовании. Довольно скоро одно название станет лидером среди избранных версий. Победитель, прошедший проверку целевой аудиторией, явно заслуживает быть записанным в документах на регистрацию фирмы.

Глава компании, как и основатель стартапа, всегда может единолично предложить и утвердить понравившееся название, однако метод опроса позволит выбрать самое яркое и понятное для публики наименование. Пусть самые красивые названия фирм и рождаются в умах дотошных неймеров, заслуга финального отбора принадлежит народу.

Юридическая регистрация имени фирмы

Только после того, как вы сделали выбор имени, можно приступать к проверке на его доступность для регистрации. С юридической точки зрения ничто не запрещает регистрировать фирму даже под названием, которое уже в ходу, однако с тем ограничением, что наименование не должно быть брендом, то есть зарегистрированной торговой маркой. В случае схожего или идентичного наименования у фирм будут разные ОГРН.

Как зарегистрировать название фирмы? Если все же есть желание закрепить созданное в креативном порыве имя бренда, можно подать на регистрацию имени как торговой марки, на этих же условиях закрепить за собой право на логотип, слоган и другую символику. Патент на название фирмы в РФ не существует.

Юридическая проверка торговой марки может занять до полутора лет. Не всем хочется такой долгой «подготовки к бизнесу». Ничто не мешает начать свое дело, зарегистрировав саму компанию под выбранным именем, а не обособленно наименование. Поэтому вопросом, как зарегистрировать название фирмы, стоит задаваться, только если вы создаете бренд и имеете планы продавать франшизы.

  1. Определите значимые характеристики наименования, для кого оно, ключевые слова / корни слов.
  2. Проведите мозговой штурм с системой «логического перебора» вариантов самостоятельно, с коллегами или отдайте неймерам с четким техническим заданием.
  3. Дайте друзьям или партнерам список названий-претендентов для определения лучшего, либо проведите опрос среди клиентов и заинтересованных лиц.
  4. Выбранное наименование организации не обязательно регистрировать как торговую марку, достаточно открыть ООО или ИП.

Каков бы ни был предпринимательский опыт основателя фирмы, не стоит лениться и жалеть времени на проработку названия. Красивое и оригинальное имя украшает визитку, оно выделяется, его с гордостью оглашают близким – не только директор, но и рядовые сотрудники. Ведь приятно работать на компанию, чье заглавие – произведение искусства!

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...