Принцип децентрализации представляет собой. Децентрализация - что это такое? Централизация и децентрализация управления

Централизация означает концентрацию властных полномочий на верхнем уровне руководства организацией.

Цель централизации — увеличение синергии, улучшение координации, предотвращение ошибок на нижних уровнях управления.

Достоинства централизации управления наиболее полно проявляются при решении глобальных, стратегических задач.

Недостатки централизации управления: снижение оперативности управления; уменьшение возможностей адаптации к новым условиям работы;

Децентрализация управления

Децентрализация — это передача или делегирование прав и ответственности за ряд ключевых решений на нижние уровни управления .

Она облегчает процессы , стимулирует инициативу, полнее раскрывает потенциальные возможности сотрудников на нижних уровнях управления и повышает оперативность руководства, адаптивность организации к новым условиям. Рядовой работник выполняет задание с удвоенной энергией, если ему предоставляется хотя бы минимальная степень действительного контроля над ситуацией.

Децентрализация эффективна, если на низших уровнях управленческой иерархии принимают обоснованные и важные решения, и эти решения не требуют согласований и утверждения руководством. Децентрализация многих управленческих функций неизбежна при территориальной разобщенности структурных подразделений предприятия (филиалы, управления структурных подразделений) или при необходимости специализации (НИИ, ОКБ, центральный склад с большим объемом погрузочно- разгрузочных работ и т.д.). Негативные стороны децентрализации — эмерджентность, обособленность частей, что часто ведет к конфликтам, ослаблению контроля и единства в действиях. Децентрализация управления имеет опасную тенденцию к втягиванию управляемого процесса в анархию, хаос.

Опытные руководители часто и обоснованно опасаются потерять контроль над управляемой системой, а слабые — что появится компетентный неформальный лидер, который может затмить своего начальника, подорвать его авторитет. Делегируя при децентрализации свои полномочия исполнителя или выступая на общем собрании, руководитель часто не может ответить на конкретные вопросы непосредственного начальства. Например, какова текучесть кадров по специальностям за отчетный период, как обеспечен производственный процесс станочниками различного профиля, какие именно необходимы запасные части, какое нужно дополнительное оборудование. Ответы на эти вопросы прекрасно знают компетентные заместители руководителя. Должен ли сам руководитель знать ответы на эти и сотни других мелких производственных вопросов?

Проблема выбора между централизацией и децентрализацией весьма сложна, т.к. решение определяет все структуры организации. На решение менеджмента влияют следующие факторы:

  • размеры организации;
  • вид бизнеса (предпринимательство);
  • качество товаров;
  • степень разделения труда;
  • стремление частей организации к самостоятельности;
  • долевое распределение капитала и финансовые интересы;
  • организационная культура;
  • государственная политика в области демонополизации, налогообложения и т.д.

Теория управления дает четкие, однозначные рекомендации: руководитель должен взять всю организационно-распорядительную власть в свои руки и делегировать значительную часть своих полномочий опытным заместителям, специалистам своего дела. И при этом не мешать их работе мелкой опекой, постоянным контролем, если они в целом успешно выполняют свои служебные обязанности. И лишь при явной угрозе срыва запланированных работ или очевидном несоответствии исполнителя занимаемой должности руководитель обязан вмешаться в работу отстающего структурного подразделения, применив всю полноту власти вплоть до подмены собой исполнителя.

Редко возможна такая ситуация, когда все структурные подразделения работают без сбоев, планы выполняются, налажена четкая система материально-технического снабжения, труд коллектива разумно мотивирован, и руководитель остается без работы.

В этом случае руководитель — настоящий талант, прекрасный организатор. И все равно он не останется без дела, поскольку необходимо решать перспективные, стратегические задачи, устанавливать новые производственные связи, работать над дальнейшим совершенствованием производственного организма, вопросами развития предприятия. «Хороший менеджмент основывается на примирении централизации и децентрализации», считает руководитель «Дженерал Моторс» А. Слоун.

Организационная структура должна отражать долгосрочную программу и комплекс основных целей организации, поскольку достижение целей является основой совместной деятельности.

Организационная структура эффективна только тогда, когда она способствует достижению поставленных коллективом целей при минимальных затратах труда и ресурсов. Важно отметить, что достижение целей — это не только эффективное решение производственных задач и, как следствие, справедливая оплата труда, но и другие способы мотивации: причастность к решению проблем, престижность работы и уверенность в служебном росте. Поиск оптимальной для данного времени структуры нередко сопровождается серьезными ошибками: превышением нормы управляемости руководящих работников, неверно выбранным стилем управления, попытками добиться экономии за счет объединения близких по профилю работы структурных подразделений (единая канцелярия или объединенное бюро множительной техники и т.п.).

Огромное значение имеет достижение и поддержание в рабочем коллективе баланса власти, определяемого основным законом: уровень влияния властного лица А на лицо Б равно степени зависимости лица Б от лица А.

Повышение власти руководителя возможно только при повышении зависимости сотрудников от менеджера. И наоборот, повышение власти подчиненных над руководителем возможно только при повышении зависимости менеджера от работников. Если власть руководителя над подчиненными больше, чем власть подчиненных над руководителем, баланс власти нарушается, возникают проблемы, зреют конфликты.

Принцип оптимизации лежит в основе любой организационной структуры независимо от применяющихся критериев оптимальности и действующей системы ограничений.

Децентрализация — процесс перераспределения или диспергирования функций, полномочий, людей или вещей от центрального управления.

Децентрализация власти включает как политическую так и административную стороны. Децентрализация может быть территориальной — перемещение власти от центрального города на другие территории, и может быть функциональной — путем передачи полномочий на принятие решений по главного органа любой отрасли правительства к чиновникам низших уровней. Этот процесс был назван «новым государственным управлением», который был описан как децентрализация, предметное управления, конкуренция правительственной и местной координации.

Рост государственных расходов, низкие экономические показатели и рост влияния идей свободного рынка убедили правительства децентрализовать свою деятельность, чтобы заключить договоры с частными фирмами, работающими на рынке и полностью приватизировать выполнения некоторых услуг.

Децентрализованное управление

Согласно Европейской Хартии Местного Самоуправления от 15.10.1985 г.., содержание местного самоуправления заключается в гарантированном государством праве и реальной способности самих территориальных сообществ граждан (территориальных коллективов) и сформированных ими органов самостоятельно и под свою ответственность решать отдельную часть публичных дел, действуя в пределах конституции и законов соответствующего государства. Органы местного самоуправления признаны одной из главных основ любого демократического режима.

Очень высокая степень децентрализации наблюдается в Швеции, причем правительство не вмешивается в дела местной власти. Такая же очень высокая степень децентрализации характерен для Дании.

Политическая децентрализация

Целью политической децентрализации является предоставление гражданам или их избранным представителям больше влияния в разработке и реализации законов и политике. В зависимости от страны, для этого может потребоваться конституционные или законодательные реформы, развитие новых политических партий, создание местных политических единиц, и поощрения пропагандистских групп. Одним из аргументов в пользу осуществления децентрализационных реформ является повышение эффективности деятельности как центральных, так и местных органов власти, а также создания благоприятных условий для экономического развития.

Политическая децентрализация означает региональное представительство в национальном парламенте, выборы региональных правительств, распределение политической власти, конституционные права регионального уровня и взаимосвязь между региональным и национальным уровнем. Региональное представительство в национальном парламенте отражает наличие одной или двух палат законодательного органа, и адекватность представленности региона в национальном законодательном органе. Индикатор политического взаимосвязи отражает роль регионального уровня в деятельности национального уровня.

Политическая децентрализация включает в себя показатели, которые измеряют политическое участие на региональном уровне и между различными уровнями и показывает насколько независимо региональный уровень принимает решения на национальном уровене, который имеет право на вмешательство.

Степени функциональности

Достаточно часто, во многих странах степень политической децентрализации выше, чем функциональной. Высокая степень функциональной и политической децентрализации характерные для Германии, Швейцарии, Бельгии и Испании, достаточно высокие — Чехия, Португалия, Польша. Больше политических, чем функциональных полномочий имеют Австрия и Словакия. В Словакии функциональная децентрализация находится на очень низком уровне, а политическая — на достаточно высоком, что является свидетельством того, что региональный уровень практически не имеет полномочий по принятию решений. Большую политическую степень функциональной децентрализации в Болгарии и Литве, предусматривающий, что регионы имеют почти похожи полномочия на региональном уровне, но практически не влияют на национальный уровень.

Существует высокая взаимозависимость между функциональной и политической децентрализацией. Если регионы располагают определенными финансовыми средствами, но ограничены в принятии и реализации своих решений (Функциональные децентрализации), то такая финансовая автономия теряет смысл. В противном случае, полномочия по решению собственных проблем не подкреплены соответствующими финансовыми средствами, также теряют свою значимость.

Чем больше политических функций имеет региональный уровень власти, тем более автономен он в реализации политической власти. Более того, финансовая и функциональная, так же как и административная децентрализация имеют положительную взаимосвязь: чем больше регион имеет финансовых средств, тем больше функций он может выполнять и может позволить себе содержать больше управленческий аппарат.

Административная децентрализация

На сегодня, существуют четыре основных формы административной децентрализации:

  1. Деконцентрация — слабая форма децентрализации, по которой передаются полномочия по управлению, использования и реализации социальной политики от центральных органов в органы в уже существующих районах или, при необходимости, к новым, но с условием, что прямой контроль за выполнением данных полномочий ведется из центра.
  2. Делегирование не предусматривает ответственность полуавтономных местных правительств за управление, использование средств и реализацию социальной политики. Эти правительства не полностью контролируются центральным правительством, но в конечном счете подотчетны ему. Данный вид включает создание государственно-частных предприятий или корпораций — специальных проектов по оказанию различных услуг в регионах. По этой системе местное правительство получает широкие полномочия.
  3. Деволюция — передача всех полномочий в сфере управления, использования и реализации социальной политики на субнациональном уровне в региональное или местное правительство или правительства штата.
  4. Отчуждение (или приватизация) — означает переход всех предприятий, учреждений и организаций в частную собственность, причем имеет место полное снятие с государства ответственности за управление, использование финансов и реализацию социальной политики. Могут быть проданы также средства производства, допускается увольнение или перевод работников из частных компаний или некоммерческих организаций. Многие из этих функций сначала выполняться частными лицами, компаниями или организациями, а затем перешли к правительству или непосредственно, или путем регулирования деятельности хозяйствующих субъектов.

процесс расширения и усиления прав и полномочий мест, областей, автономий, республик - субъектов федераций и др. или нижестоящих органов либо организаций при одновременном сужении прав и полномочий соответствующего центра.

Д. - один из возможных путей оптимизации управления деятельностью в государстве, обществе, экономике, культуре и т. д., особенно в тех странах, где сложился неоправданно высокий уровень централизации. Конкретный уровень Д. определяется каждый раз самостоятельно применительно к данной стране с учетом самых разнообразных факторов; международного положения; характера общественного и государственного строя; целей и задач страны, решаемых на данном этапе; размеров территории и населения; национального состава населения и национально-территориального устройства; наличия и уровня подготовки кадров на местах и т.д. Примерами сильной Д. могут служить реальная автономизация территории, федерализация и кон-федерализация страны. В обыденном сознании Д. нередко рассматривается как путь развала государства (партии, организации и др.). Исторический опыт, однако, показывает, что если речь идет не о безграничной, анархистской, а о научно обоснованной Д., то это ведет не к разрыву связей с центром и распаду целого, а к укреплению единства и целостности страны. К сожалению, это не было своевременно учтено в нашей стране с ее сложившейся сверхцентрализацией, и, в частности, поэтому не удалось предотвратить развал СССР.

3. Реинжениринг и децентрализация управления предприятиями

3.4. Основные принципы организации децентрализованного управления

3.4.5. Базовые принципы децентрализации

Если исходить из того, что децентрализация управления в некоторой системе служит идее повышения эффективности функционирования этой системы при сохранении важнейших системообразующих целей, а также руководствуясь житейским опытом, можно сформулировать несколько базовых принципов процесса децентрализации.

1-й принцип: Процесс децентрализации возможен при условии сохранения целостности всей системы .

Смысл этого принципа очевиден и не требует специальных пояснений. Практическая же реализация его возможна на основе предложенной в настоящей работе трактовке понятия «целостности» экономических систем и методов ее количественной оценки (см. подразд. 2.3).

2-й принцип: В реальной жизни никто и ничто не может быть полностью независим .

Полная независимость некоторого элемента системы означает отсутствие каких бы то ни было связей с другими элементами и, как следствие, его выпадение из данной системы. По существу – это критерий принадлежности компонента или подсистемы к некоторой системе.

3-й принцип: Успех процесса децентрализации возможен только при условии выполнения баланса целей и средств на всех уровнях иерархии дерева целей или управления .

На рис. 3.10 наглядно продемонстрировано соотношение финансовых и информационных ресурсов, необходимых для реализации функций управления (целей) на разных уровнях иерархии – от высшего менеджмента до простейших операций на самом нижнем уровне организации деятельности.

Рис.3.10. Баланс целей и средств в иерархии строения организации

Символически баланс целей и средств, например первого уровня, может быть представлен выражением

.

Здесь C functions , C f и C i – издержки реализации функций и стоимость финансовых и информационных ресурсов соответственно.

Поскольку верхний уровень управления обладает максимальными свободами принятия решений (см. подразд. 2.1) и максимальной ответственностью за их результат, он, соответственно, должен обладать максимальными же финансовыми и информационными ресурсами. В линейной модели эти соображения соответствуют квадрату, изображенному на рис. 3.10.

Во избежание разночтения, условимся, что:

Цель или целевая функция – желаемая модель будущего состояния экономического объекта (или желаемый результат). В данном контексте совпадает с трактовкой понятия «целостность» системы.

Средства – материальные, административные, информационные, финансовые, интеллектуальные… ресурсы организации (возможно в стоимостном выражении), необходимые для достижения конкретных целей.

Баланс – характеризует достаточность ресурсного потенциала для выполнения определенных функций.

Параметрическая устойчивость – способность системы возвращаться к состоянию равновесия после того, как оно будет нарушено в результате внутренних и/или внешних воздействий.

Равновесие – сбалансированность параметров системы, обеспечивающих ее жизнеспособность подобно гомеостазу биологических систем.

На практике чаще всего мы имеем дело с системами «устойчивыми в малом», означающим, что уровень внешнего или внутреннего дестабилизирующего воздействия не превышает статического и динамического «запаса устойчивости» (подразд. 2.2).

Предыдущая

Принципы централизованного и децентрализованного управления являются основополагающими принципами при управлении предприятием. Можно сказать о них, что знание о выборе этих принципов сродни правилу рычага в физике. Когда и как использовать принципы централизации и децентрализации при управлении организацией? Это проблема выбора проявляется всегда на всем протяжении жизненного цикла организации. От правильной ориентации в выборе этих принципов зависит, насколько жизнеспособна будет организация . Рассмотрим суть этих принципов.

Централизация – концентрация прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне руководства.

Децентрализация – делегирование (передача) ответственности за ряд ключевых решений на нижестоящие уровни управления организацией.

На выбор между централизацией и децентрализацией влияют следующие факторы:

─ капиталоёмкость принимаемых решений;

─ размеры предприятия;

─ наличие соответствующих кадров;

─ использование техники контроля;

─ тип предпринимательства;

─ изменение внешней среды.

Рассмотрим достоинства и недостатки принципов централизации и децентрализации.

К достоинствам централизации относятся: хорошая координация деятельности исполнителей; возможность осуществления прямого контроля исполнителей; дисциплина и ответственность исполнителей; высокое качество принятых решений руководителем за счет концентрации опыта.

Недостатки централизации проявляются все ярче по мере увеличения размеров предприятия: низкая инициативность исполнителей, что приводит к снижению оперативности и гибкости предприятия; неполная отдача функционального профессионализма исполнителей; перегрузка руководства; укрепление консерватизма на предприятии.

К достоинствам децентрализации относятся: самостоятельность, инициативность, что ведет к оперативному реагированию на «нештатные» ситуации; естественное выдвижение лидера; организация ориентирована на цели и результаты, а не на выполнение функций.

Недостатки децентрализации проявляются по мере объективного увеличения степени децентрализации: сложность целеполагания при динамике интересов; повышение вероятности появления конфликтов; необходимость неформального управления; при низком уровне ответственности происходит уход от проблем и ответственности; сложность осуществления координации и контроля исполнителей.

Выбор между централизацией и децентрализацией можно осуществить, используя ресурсно-информационный подход . Этот подход позволяет распределить задачи по уровням иерархии системы управления организацией с учетом их возможностей обрабатывать информацию и задействовать ресурсы. Рассмотрим содержание ресурсно-информационного подхода. Согласно этому подходу нельзя в отрыве друг от друга рассматривать две субстанции: информацию и ресурсы, так как для решения задач управления экономической системой необходимы информация и ресурсы. При этом эффективность решения зависит от того, сколько времени было потрачено на анализ информации и формирование ресурсов. Это время определяет величину убытков в экономической системе.

Затем эти субстанции подчиняются различным закономерностям. Чем выше уровень управления, тем меньше тратится времени на формирование ресурсов и тем больше ─ на сбор и анализ необходимой информации. Поэтому существует некий оптимальный уровень управления, на котором экономические потери от сбора, анализа информации и формирования ресурсов будут минимальны (рис. 2). На рис. 2 видно, что существует такой уровень управления в иерархии U = U опт, решение задачи на котором связано с минимальными временными затратами, а значит экономическими потерями от простоев используемых ресурсов.

Рис. 2. Зависимость временных затрат на сбор, обработку информации

и формирование необходимых ресурсов от уровня иерархии

Z ─ затраты времени; Z (R )+ Z (I ) ─ суммарные временные затраты на сбор, обработку и формирование ресурсов; Z (I ) ─ затраты времени на сбор и обработку информации; Z (R ) ─ затраты времени на формирование ресурсов; U ─ номер уровня иерархии управляющей части экономической системы.

Таким образом, ресурсно-информационный подход раскрывает механизм распределения задач по уровням иерархии управляющей части экономической системы. В основе механизма лежит учет возможностей уровней иерархии по обработке информации и формированию ресурсов. Учесть эти возможности позволяет критерий устойчивости производства, который вбирает в себя временные затраты на сбор, обработку информации и формирование ресурсов.

Решение задачи не на своем уровне в управляющей части экономической системы влечет за собой увеличение временных затрат на обработку информации и формирование ресурсов, что ведет к росту экономических потерь, связанных с недостатком или избытком ресурсов.

Централизация управления ограничена возможностями анализа возрастающего потока информации, децентрализация управления – требующимися ресурсами. Чрезмерная централизация и децентрализация приводят к потере управления и к экономическим убыткам.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...