Что такое анализ текста? Как делать комплексный анализ текста по литературе? Учебно-исследовательская работа "комплексный анализ текста" Как делать анализ теста по русскому языку.

Клементьева Марина

В 5 и в 6 классе на уроках русского языка мы часто выполняем комплексный анализ текста. Анализ текста обязательно нужен при подготовке к изложению, так как он помогает понять особенности текста и грамотно пересказать его письменно, сохраняя авторский стиль. В комплексном анализе мы повторяем много орфограмм и пунктограмм, выполняем различные разборы, вспоминаем изобразительные средства языка, делаем творческие задания. Также мы уже знаем, что анализ текста - обязательный вид работы при подготовке к экзамену в форме ГИА, ЕГЭ.

28 февраля этого года исполняется 95 лет со дня рождения Ф.А.Абрамова – нашего замечательного северного писателя. На уроках русского языка нам часто предлагают карточки с короткими рассказами Ф.А.Абрамова с различными заданиями по теме урока. Также для участияв районном конкурсе «Живая классика» я готовлю выступление по рассказам Федора Александровича. И у нас с учителем русского языка родилась идея для исследовательской работы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

VIIрайонная конференция

учебно-исследовательских и проектных работ

«Я - исследователь»

Направление «Русский язык»

«Комплексный анализ текста»

Работу выполнила

Клементьева Марина Геннадьевна,

обучающаяся 6 класса

МБОУ «Устьпаденьгская ООШ»

Руководитель –

Черныш Наталья Валентиновна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Устьпаденьгская ООШ»

Усть-Паденьга

2015

I. Введение………………………………………………………………………………………………...3

II. Основная часть

Глава 1. Комплексный анализ текста как вид учебной деятельности …………………… 4

Глава 2 . Художественный текст - основа для комплексного анализа.

2.1. Ф.А.Абрамов – мастер короткого рассказа……………………………………………6

2.2.Практическая работа………………………………………………………………………………7

III. Заключение…………………………………………………………………………………………11

IV. Библиографический список………………………………………………………………………12

Введение

В 5 и в 6 классе на уроках русского языка мы часто выполняем комплексный анализ текста. Анализ текста обязательно нужен при подготовке к изложению, так как он помогает понять особенности текста и грамотно пересказать его письменно, сохраняя авторский стиль. В комплексном анализе мы повторяем много орфограмм и пунктограмм, выполняем различные разборы, вспоминаем изобразительные средства языка, делаем творческие задания. Также мы уже знаем, что анализ текста - обязательный вид работы при подготовке к экзамену в форме ГИА, ЕГЭ.

28 февраля этого года исполняется 95 лет со дня рождения Ф.А.Абрамова – нашего замечательного северного писателя. На уроках русского языка нам часто предлагают карточки с короткими рассказами Ф.А.Абрамова с различными заданиями по теме урока. Также для участияв районном конкурсе «Живая классика» я готовлю выступление по рассказам Федора Александровича. И у нас с учителем русского языка родилась идея для исследовательской работы.

  • Гипотеза исследования: рассказ Ф.А.Абрамова может стать основой для комплексного анализа текста на уроке русского языка.
  • Объект исследования: рассказы Ф.А.Абрамова.
  • Предмет исследования: организация работы с текстом на уроках русского языка.
  • Методы исследования:
  • Изучение методической литературы;
  • Анализ, систематизация полученной информации;
  • Анкетирование;
  • Описание, обобщение полученной информации.
  • Цель исследования: представление практики по работе с комплексным анализом текста на уроках русского языка на основе рассказа Ф.А.Абрамова.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Познакомиться с методической литературой, посвященной комплексному анализу текста на уроках русского языка.
  2. Систематизировать типичные для комплексного анализа текста задания.
  3. Выбрать рассказ Ф.А.Абрамова для комплексного анализа, подобрать к нему задания.
  4. Провести апробацию текста.

Глава 1. Комплексный анализ текста как вид учебной деятельности.

Любой человек в современном мире, не замечая этого, живет среди текстов и сам то и дело вынужден создавать их.

Одна из первых задач, которые ставят перед собой школьники- овладение практической(орфографической и пунктуационной) грамотностью. Но это далеко не единственная задача.

Обучение русскому языку в общеобразовательной школе должно содействовать развитию мышления учащихся, пробуждать у них бережное отношение и любовь к родной речи, вызывать интерес к занятиям по русскому языку, развивать их языковое чутье, способность к анализу языковых явлений, умение наблюдать факты речи. В решении этих задач огромное значение имеет комплексная работа с текстом, а соответственно разные виды разбора языкового материала, которые различаются по содержанию, объему и способу выполнения.

Комплексный анализ текста – это вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы.

Комплексный языковой анализ текста создает представление о языке как о целостной функциональной единице. Учащиеся, работая над анализом текста, выполняют исследовательскую работу, которая требует от них не только теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья.

Прежде чем приступить к комплексному анализу текста, учащиеся должны понять, для какой сферы общения он предназначен и в каком стиле создан, так как каждая сфера общения диктует свои правила работы над текстом. Приступая к работе с текстом, учащиеся должны усвоить три группы понятий:

  1. Стили речи:разговорный, научный, художественный, публицистический, официально-деловой.
  2. Типы текста: описание, повествование, рассуждение.
  3. Признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль), способы и средства связи предложений в тексте, членение текста на абзацы.

Комплексный анализ текста включает в себя три содержательные линии заданий: это знание системы языка, правописания и речевой деятельности. Чаще всего комплексный анализ текста состоит из следующих основных групп заданий и видов обязательных заданий к каждой группе:

1). Речеведческий (текстоведческий ) анализ включает задания:

А) Определить тему текста.

Б) Определить идею текста.

В) Доказать, что это текст.

2).Аспектно - лингвистический (фонетический, орфоэпический, лексический, синтаксический, словообразовательный, морфологический )

А) Произвести фонетический разбор

Б) Произвести морфемный и словообразовательный разбор

В) Произвести синтаксический разбор предложения.

3) Проверка правописной грамотности (орфографической и пунктуационной)

А) Объяснить орфограммы

Б) Объяснить пунктограммы.

В комплексном анализе текста необходимо обращать внимание на изобразительно-выразительные средства, с помощью которых автор текста воздействует на читателя. Учащиеся учатся находить художественные средства, чтобы в дальнейшем уметь пользоваться ими при воспроизведении и создании собственных текстов.

Вопросы и задания к тексту должны помогать ученикам создать представление о языковых особенностях текста, одновременно повышая лингвистическую грамотность учеников, во-вторых, совершенствоватьих орфографическую и пунктуационную зоркость и грамотность, в-третьих, заставлять учеников задумываться о содержании. Именно это способствует развитию речи и интеллектуальному росту учеников, пробуждает у них заинтересованность в изучении чисто лингвистических явлений. Другими словами, составляя перечень языковых заданий к конкретному тексту и формулируя их, учитель должен помнить о мотивированности самих заданий, об их логической последовательности.

Таким образом, можно сделать вывод, что комплексный анализ текста, проводимый на уроках русского языка, дает возможность рассматривать в единстве вопросы морфологии, синтаксиса, орфографии и стилистики, обеспечивает их системное повторение.

Правильно организованная работа по комплексному анализу текста способствует более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает лингвистические, коммуникативные и творческие способности учащихся.

Глава 2. Художественный текст - основа для комплексного анализа.

2.1. Ф.А.Абрамов – мастер короткого рассказа.

Исходя из гипотезы нашего исследования, напрактическом этапе нашего исследования нам необходимо было выбрать текст для комплексного анализа из произведений Ф.А.Абрамова. Для выбора текста мы взяли книгу Ф.А.Абрамова «Трава-мурава».

«Трава-мурава» - это цикл коротких рассказов, над которыми Федор Абрамов работал около 30 лет. Короткие рассказы, включенные в книгу, знакомят читателя с яркими характерами, народной жизнью – в их трагическом звучании, в смешении героического и будничного, прекрасного и преступного, доброго и злого» - говорится в аннотации к книге.

Название книги связано с одной из самых любимых народных песен Федора Абрамова: «Хожу я по травке, хожу по муравке. Мне по этой травке ходить не находиться, гулять не нагуляться».

Более четверти века ушло на создание этого небольшого цикла: 1955-1983 годы. Около двухсот крохотных рассказов размером в страничку, чаще в полстранички, а то и в четверть, треть, даже в несколько строк. А в них русская народная жизнь за последние пятьдесят лет. А впервые «Трава-мурава» появилась в печати 1981 году (журнал «Север», №1).

Вот что пишет в предисловии к книге Л.В. Крутикова-Абрамова, жена Ф.А.Абрамова: «Сотни человеческих судеб, характеров, поступков проходят перед нами в «Траве-мураве». Есть в цикле и просто колоритные сценки, зарисовки, притчи, любование метким народным словом, юмором, скоморошиной. «Трава-мурава» составляет как бы «малую энциклопедию» народной жизни в её многоцветном разнообразии. Здесь все перемешано - радостное и горькое, смешное и трагическое, небывалое и привычное, яркое и неброское. О себе рассказывает сам народ: то печалится, то смеется и радуется, то негодует и возмущается. Быль то возвышается до сказки, то становится поучительной притчей, то оборачивается скоморошиной, столь распространенной на русском Севере».

Большинство героев этого цикла – люди рядовые, простые, незаметные, как травка-муравка. Но все они одарены самым высоким талантом - человечностью, добротой, любовью к земле, к своему делу, состраданием, верностью слову. Это люди, много поработавшие на своем веку, много претерпевшие.

Вот один из отзывов о «Траве-мураве»: «Любовь, стойкость, мужество, бодрость, трудовая доблесть Ваших северян - свидетельства о глубине и о неугасимой человеческой совести. Как важно знать в наше сложное время, что это есть! Плохого так много, увидеть его легче, чем хорошее, но Вы умеете видеть хорошее – зорко, глазами и сердцем, и мы, читатели, благодарны Вам за это», - писал Абрамову сразу после получения журнала «Север» профессор Ленинградского университета Д.Е.Максимов.

Для своего исследования из этой книги я выбрала рассказ «Вкус Победы». Главная героиня рассказа - девочка, наша ровесница, она рассказывает о своем послевоенном детстве, то есть рассказ должен быть понятен моим одноклассникам. Также в нем я заметила много орфограмм и пунктограмм, которые мы изучали в 5 и 6 классе.

2.2.Практическая работа.

На втором этапе исследования я проанализировала задания для комплексного анализа текста из рабочей тетради «Комплексный анализ текста», которой мы пользуемся на уроках русского языка.Для этого я выписала все задания к текстам (их оказалось 33) и ставила знак «+», если данное задание присутствовало в анализе. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Так я проанализировала 20 текстов и составила следующую сводную таблицу:

Задания

Общее кол-во

  1. Озаглавьте текст.
  1. Тема текста.
  1. Основная мысль текста.
  1. Стиль текста.
  1. Тип текста.
  1. Составьте план текста
  1. Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения
  1. Творческое задание.
  1. Как вы понимаете выражение.
  1. Выпишите из текста слова с безударным проверяемым гласным в корне слова, подберите к ним проверочные слова.
  1. Докажите, что это текст.
  1. Выпишите из текста слова с проверяемым согласным в корне слова, подберите к ним проверочные слова.
  1. Подберите антонимы к словам.

В среднем к каждому тексту предлагается 12-14 заданий. Из таблицы я выбрала 12 самых распространенных заданий (выделены цветом). Совместно с руководителем работы мы подобрали слова и предложения из текста к этим заданиям. Также мы включили в анализ текста менее распространенное задание, связанное с фразеологизмами. У нас получились следующие задания:

  1. Озаглавьте текст.
  2. Тема текста
  3. Основная мысль текста.
  4. Стиль текста
  5. Тип текста
  6. резать :
  7. Разберите по составу слова:

Картошки, выглядит, здоровается

  1. (Из) соседнего (дома) – _______________________________
  2. ______________
  1. _____________________________________________________

А Санкостарш..й бра..Маньки, м…ей подру..ки из с…седнего дома.

Текст 1

А я долго, до вос…ми лет, хле.. п..бедой (на) зывала.

Как сейчас помню. Бега…м …гра..м с д..вочешками возле наше… дома, и вдруг: «Санко, Санкопр..ехал!» А Санкостарш..й бра..Маньки, м…ей подру..ки из с…седне… дома. Вот мы и чесанули к Маньке.

С..лдат. М…дали во всю груд... С каждой за руку зд..ровает…ся у каждой спрашива…т как звать каждую по г..ло..ке гладит. А потом и г...ворит Я, говорит, Победу вам девки пр..вез.

А мы, мал..росия, что понима…м? Вылупили на него глаза как баран на новые в..рота. Нам бы Победу-то в брюхо запихать, вот тогда до нас бы и д..шло.

Затем текст и задания я оформила по образцу комплексных анализов, данных в нашей печатной тетради. Получилась карточка с комплексным анализом текста, которую мы предложили моим одноклассникам на одном из уроков русского языка. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Работу выполняли 7 человек.

После работы по анализу текста мы также предложили ребятам заполнить анкету, чтобы выяснить их отношение к проделанной работе. ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Анкетирование показало следующие результаты апробации нашего текста:

Да – 2 чел. Нет – 2 чел. Затрудняюсь ответить – 3 чел.

Сам текст интересный и познавательный – 5 чел.

Текст непонятный, неинтересный – 2 чел.

Задания легкие, не вызвали затруднения – 0 чел.

Некоторые задания вызвали затруднения – 6 чел.

Я думаю, что получу за работу хорошую оценку – 3 чел.

Я недоволен проделанной работой – 1 чел.

Да - 3 чел. Нет – 3 чел.Затрудняюсь ответить -1 чел.

Так как мы часто на уроках анализируем тексты Ф.А.Абрамова, в анкете было 2 вопроса на эту тему:

Да - 4 чел. Нет – 3 чел.

Много северных (абрамовских) слов, есть деревенские разговорные слова, много эпитетов, случай из жизни, описание жизненной ситуации, послевоенные годы в жизни детей.

2 человека не нашли особенностей лексики Абрамова.

И в самом большом задании анкеты предлагалось отметить трудные и легкие задания комплексного анализа текста (из исследования и встречавшихся раньше). Вот результаты:

  1. Отметь галочкой трудные для тебя задания при анализе текста, а знаком «+» - более легкие.

Задания

  1. Озаглавьте текст.

«˅» - 1, «+» - 6

  1. Тема текста.

«˅» -3, «+» - 4

  1. Основная мысль текста.

«˅» - 3, «+» - 4

  1. Стиль текста.

«˅» - 1, «+» - 6

  1. Тип текста.

«˅» - 1, «+» - 6

  1. Составьте план текста

«˅» - 4, «+» -3

  1. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

«˅» - 0, «+» - 7

  1. Найдите в тексте недостающие знаки препинания.

«˅» - 1, «+» - 6

  1. Произведите фонетический разбор слова.

«˅» - 1, «+» - 6

  1. Определите лексическое значение слов.

«˅» - 1, «+» - 6

  1. Разберите по составу следующие слова.

«˅» - 2, «+» - 5

  1. Произведите морфологический разбор слова.

«˅» - 1, «+» - 6

«˅» -0, «+» - 7

  1. Найдите и выпишите из текста эпитеты.

«˅» - 2, «+» - 5

  1. Найдите в тексте однородные члены предложения и подчеркните их.

«˅» - 1, «+» - 6

  1. Творческое задание.

«˅» - 6, «+» -1

  1. Найдите в тексте и выпишите из текста синонимы.

«˅» - 3, «+» - 4

  1. Как вы понимаете выражение.

«˅» - 2, «+» - 5

  1. Найдите и выпишите из текста сравнения.

«˅» - 5, «+» - 2

  1. Докажите, что это текст.

«˅» - 0, «+» - 7

  1. Выпишите из текста примеры олицетворения.

«˅» - 3, «+» - 4

  1. Найдите и подчеркните в тексте фразеологизмы.

«˅» - 4, «+» -3

  1. Какие близкие по значению слова и выражения можно употребить, чтобы избежать повторение одних и тех же слов.

«˅» - 4, «+» - 3

  1. Выпишите из текста метафоры.

«˅» - 5, «+» -2

  1. Подберите антонимы к словам.

«˅» - 2, «+» -5

Задания нашего текста выделены в таблице маркером. В речеведческом плане ребята оценили свои силы очень точно. Правильно озаглавили текст, определили его стиль и тип 6 человек, не справился 1 ученик. А вот в определении темы и основной мысли текста, действительно ошиблись 3 человека. В аспектно-лингвистической части ребята тоже чувствуют себя уверенно, большинство считают эти задания легкими. В работе допущены единичные ошибки в разборах, 1 учащийся не приступил к морфологическому и синтаксическому разбору. Все ученики воспользовались Толковым словарем для правильного выполнения 10 задания, 1 человек воспользовался Школьным словарем фразеологизмов. Вопрос о фразеологизмах в анкете вызывает затруднения у 4 человек, и в практической работе только 2 ученика нашли и объяснили значение фразеологизма, еще 1 человек нашел его, но не объяснил, остальные с этим заданием не справились. Это задание оказалось самым трудным. Третий аспект – правописание (задание 7 и 8). Здесь ребята достаточно высоко оценили свои возможности: орфограммы не вызывают ни у кого затруднений, 1 человек сомневается в пунктуации. Действительно, ученики хорошо вставляют орфограммы – всего 2 человека допустили ошибки, но в пунктуации мы свои силы переоценили – безошибочных работ не было. Все 7 человек не выделили одно обращение, только 1 человек увидел оба предложения с прямой речью, 3 человека обозначили прямую речь в одном предложении, 3 человека не заметили этих предложений. Многие не заметили однородных сказуемых.

Таковы результаты апробации моего текста.

  1. Заключение.

Комплексный анализ текста, проводимый на уроках русского языка, дает возможность рассматривать в единстве вопросы морфологии, синтаксиса, орфографии и стилистики, обеспечивает их системное повторение. Правильно организованная работа по комплексному анализу текста способствует более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает лингвистические, коммуникативные и творческие способности учащихся.

Мы считаем, что гипотеза исследования - рассказ Ф.А.Абрамова может стать основой для комплексного анализа текста на уроке русского языка – полностью подтвердилась. В книге Федора Абрамова мы нашли текст, заинтересовавший большинство ребят, с достаточным количеством орфограмм и пунктограмм, в нем нашлись слова и предложения для всех видов разборов. Задания соответствовали уровню 6 класса. Большинство моих одноклассников получили положительные оценки при апробации текста.

Цель моего исследования также достигнута:представлена практика по работе с комплексным анализом текста на уроках русского языка на основе рассказа Ф.А.Абрамова – составленный нами комплексный анализ текста Федора Абрамова «Вкус Победы» успешно использовался на уроке русского языка и может стать дополнением к нашей рабочей тетради «Комплексный анализ текста» при изучении темы «Имя прилагательное».

В ходе своей исследовательской работы я научилась составлять таблицы по систематизированию и обобщению заданий, подведению результатов анкетирования, совершенствовала навыки работы в Word, PowerPoint, углубляла свои знания по русскому языку. Трудно мне было выделить главное в теоретическом материале, здесь мне помогал руководитель.

Думаю, что наш текст будет использоваться в работе учителей русского языка и литературы нашей школы.

  1. Библиография.
  1. Абрамов Ф. А. Трава- Мурава/ Ф.А.Абрамов – С.-Пб.:Издательский Дом «ГАМАС», 2008.-160с.:ил.
  2. Малюшкин А.Б. « Комплексный анализ текста»/ А.Б.Малюшкин – М.: «Творческий центр», 2008.-
  3. Степанова Л.С. «Система работы с текстом»/Л.С.Степанова - М.: «Вербум», 2005.-97с.

Интернет – ресурсы:

  1. Комплексный анализ текста на уроках русского языка. Режим доступа: http:// 59209s022.edusite.ru …kompleksnyiyanalizteksta.doc
  2. Работа с комплексным анализом текстакак средство формированиякоммуникативной компетенции учащихся 5-7 классов. Режим доступа:http:// ppt4web.ru …kompleksnyjj-analiz-teksta0.html

Задания

1 текст

2 текст

3 текст

4 текст

5 текст

6 текст

7 текст

8 текст

9 текст

10 текст

  1. Озаглавьте текст.
  1. Тема текста.
  1. Основная мысль текста.
  1. Стиль текста.
  1. Тип текста.
  1. Составьте план текста.
  1. Вставьте пропущенные буквы.
  1. Вставьте недостающие знаки препинания.
  1. Произведите фонетический разбор
  1. Определите лексическое значение слов.
  1. Докажите, что слова многозначные.
  1. Разберите по составу слова.
  1. Произведите морфологический

разбор слова.

  1. Выпишите из текста предложение и сделайте его синтаксический разбор.
  1. Выпишите из текста эпитеты.
  1. Найдите в тексте и подчеркните однородные члены предложения.
  1. Творческое задание.
  1. Выпишите из текста синонимы.
  1. Как вы понимаете выражения.
  1. Выпишите из текста слова с безударным проверяемым гласным в корне слова.
  1. Найдите и выпишите из текста сравнения.
  1. Какую роль играют имена прилагательные в этом тексте.
  1. Докажите, что текст.
  1. Образуйте новые слова от следующих слов.
  1. Выпишите из текста примеры олицетворения.
  1. Выпишите из текста слова с проверяемыми согласными в корне слова.
  1. Найдите и подчеркните в тексте фразеологизмы.

-

-

-

-

+

-

-

-

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Таблица 1.

Задания

11 текст

12 текст

13 текст

14 текст

15 текст

16 текст

17 текст

18 текст

19 текст

20 текст

  1. Озаглавьте текст.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

  1. Тема текста.

+

+

+

-

-

+

+

-

+

+

  1. Основная мысль текста.

-

+

+

+

-

+

+

-

+

+

  1. Стиль текста.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

  1. Тип текста.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

  1. Составьте план текста

-

_

-

-

-

-

-

-

-

+

  1. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

  1. Найдите в тексте недостающие знаки препинания.

-

-

+

-

+

+

+

+

-

-

  1. Произведите фонетический разбор слова.

+

+

-

+

+

+

-

_

+

-

  1. Определите лексическое значение слов.

-

+

-

-

-

+

+

-

+

+

  1. Докажите, что слова многозначные.

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

  1. Разберите по составу следующие слова.

+

-

+

+

-

+

+

-

-

-

  1. Произведите морфологический разбор слова.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

  1. Сделайте синтаксический разбор.

+

+

-

-

+

+

+

+

-

-

  1. Найдите и выпишите из текста эпитеты.

-

-

-

-

-

+

-

-

-

  1. Найдите в тексте однородные члены предложения и подчеркните их.

+

-

+

-

-

-

-

-

-

-

  1. Творческое задание.

+

-

-

-

-

+

-

-

-

-

  1. Найдите в тексте и выпишите из текста синонимы.

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

  1. Как вы понимаете выражение.

-

-

-

-

-

-

+

-

-

-

  1. Выпишите из текста слова с безударным проверяемым гласным в корне слова

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

  1. Найдите и выпишите из текста сравнения.

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

  1. Какую роль играют имена прилагательные в тексте.

-

-

-

-

-

-

+

-

-

-

  1. Докажите, что это текст.

-

-

+

-

+

+

+

+

-

+

  1. Образуйте новые слова от следующих слов.

-

+

-

-

+

-

-

-

-

+

  1. Выпишите из текста примеры олицетворения.

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

  1. Выпишите из текста слова с проверяемым согласным в корне слова.

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

  1. Найдите и подчеркните в тексте фразеологизмы.

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

  1. Какие близкие по значению слова и выражения можно употребить, чтобы избежать повторения

-

-

-

-

-

-

+

-

+

  1. Найдите в тексте существительные и определите их склонение.

-

+

-

-

-

-

-

-

-

-

  1. Найдите в тексте прилагательное, обозначьте их разряд.

-

-

-

-

+

-

-

-

-

-

  1. Выпишите из текста метафоры.

-

-

-

-

-

-

+

-

-

-

  1. Подберите антонимы к словам.

-

-

-

-

-

-

-

+

-

-

  1. Найдите в тексте имена числительные,.

-

-

-

-

-

-

-

+

+

+

Таблица 2.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Текст 1

__________________

- А я долго, до вос…ми лет, хле..п..бедой(на) зывала.

Как сейчас помню. Бега…м …гра..м с д..вочешками возле наше… дома, и вдруг: «Санко, Санкопр..ехал!» А Санкостарш..й бра..Маньки, м…ей подру..ки из с…седне… дома. Вот мы и чесанули к Маньке.

С..лдат. М…дали во всю груд... С каждой за руку зд..ровает…ся у каждой спрашива…т как звать каждую по г..ло..ке гладит.А потом и г...ворит Я, говорит, Победу вам девки пр..вез.

А мы, мал..росия, что понима…м? Вылупили на него глаза как баран нановыев..рота. Нам бы Победу-то в брюхо запихать, вот тогда до нас бы и д..шло.

Ну дог..далсяСанко что у нас на уме. Достает из солдатско… мешка буханку хлеба. «Вот, говорит девки так Победа-то выглядит». Да даваймя…кую буханку на всех резать.

Долго я после того капризила. За стол с..димся, мама даст кусок, скатанный из моха да к..ртошки а я в слезы Победы х..чу…

(Ф. Абрамов)

  1. Озаглавьте текст.
  2. Тема текста ______________________________________________

____________________________________________________________

  1. Основная мысль текста. __________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Стиль текста _________________________________________
  3. Тип текста ________________________________________
  4. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
  1. Произведите фонетический разбор слова резать :

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

  1. Определите лексическое значение слова БУХАНКА:

  1. Найдите в тексте предложения с прямой речью, составьте схему этих предложений.

__________________________________________________________

  1. Разберите по составу слова:

К..рто…ки, выгл…дит, зд…ровается

  1. Произведите морфологический разбор имени прилагательного.
  1. (Из) соседнего (дома) – _______________________________
  2. _____________________________________________________

_____________________________________________________

  1. _____________________________________________________
  1. Найдите в тексте предложение с фразеологическим оборотом, объясните значение фразеологизма.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выпишите из текста выделенное предложение и сделайте его синтаксический разбор.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

АНКЕТА.

  1. Нравится ли вам выполнять комплексный анализ текста?

Да Нет Затрудняюсь ответить.

  1. Тип текста.
  1. Составьте план текста
  1. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
  1. Найдите в тексте недостающие знаки препинания.
  1. Произведите фонетический разбор слова.
  1. Определите лексическое значение слов.
  1. Разберите по составу следующие слова.
  1. Произведите морфологический разбор слова.
  1. Выпишите из текста предложение и сделайте его синтаксический разбор.
  1. Найдите и выпишите из текста эпитеты.
  1. Найдите в тексте однородные члены предложения и подчеркните их.
  1. Творческое задание.
  1. Найдите в тексте и выпишите из текста синонимы.
  1. Как вы понимаете выражение.
  1. Найдите и выпишите из текста сравнения.
  1. Докажите, что это текст.
  1. Выпишите из текста примеры олицетворения.
  1. Найдите и подчеркните в тексте фразеологизмы.
  1. Какие близкие по значению слова и выражения можно употребить, чтобы избежать повторение одних и тех же слов.
  1. Выпишите из текста метафоры.
  1. Подберите антонимы к словам.
  1. Оцените сегодняшний комплексный анализ текста (подчеркните несколько суждений)

- сам текст интересный и познавательный

- текст непонятный, неинтересный

- задания легкие, не вызвали затруднения

- некоторые задания вызвали затруднения

- я думаю, что получу за работу хорошую оценку

- я недоволен проделанной работой

  1. Смогли бы вы сами найти текст и задания для комплексного анализа.

Да Нет Затрудняюсь ответить.

  1. Я сам догадался, что это рассказ Ф.А. Абрамова

Да Нет

  1. Особенности Абрамовских рассказов в сегодняшнем тексте:

Мы имеем дело с текстом, если предложения объединены единой темой и связаны друг с другом грамматически и по содержанию. Композиционное единство и относительная завершённость позволяют дать общий заголовок и выделить смысловые части. На уроках литературы требуется комплексный анализ текста, составлению которого и посвящена предлагаемая статья. В качестве примера будет рассмотрена притча «Об уставшем путнике».

Понятие

Целью анализа является развитие способностей осознания идейно-эстетической ценности произведений и объяснения истоков их выразительности. Благодаря им учащиеся смогут писать сочинения-размышления и иные тексты, пополняя словарный запас и пользуясь различными стилями речи. Что же такое анализ текста, как делать его правильно?

М. Гаспаров выделяет три уровня, которые необходимо освоить в исследовании произведения:

  1. Идейно-образный (впечатления и эмоции, авторские идеи и мотивы написания, основные персонажи и отношение к ним сочинителя).
  2. Стилистический (анализ синтаксиса и лексики).
  3. Фонический (строфика, ритмика, метрика), применяемый для лирических произведений.

Комплексный анализ текста требует определённой подготовки и знаний, на которых мы подробнее остановимся в следующем подзаголовке.

Алгоритм действий

Чаще всего литература имеет дело с художественными произведениями - мельчайшими единицами литературного творчества, где сказанное автором слово о его понимании жизни преломляется через восприятие читателя. Анализ художественного текста требует следующих действий:

  • внимательного прочтения с выделением отдельных частей (глав, подзаголовков, абзацев);
  • размышления над заглавием, несущим основную идею сочинения;
  • составления плана текста;
  • изучения лексики и выяснения значения незнакомых слов по словарю;
  • сбора информации об авторе и его мировоззрении, исторической эпохе и особенностях создания произведения;
  • знания теории литературы, раскрывающей, что такое жанр, композиция, хронотроп;
  • владения навыками выделения художественных средств выразительности (эпитетов, метафор, гипербол).

План анализа

Для того чтобы рассмотреть произведение в единстве формы и содержания, план должен включать литературоведческий и лингвистический аспекты. Его схема должна предварять анализ текста. Как делать исследование художественного произведения? Предлагается следующий вариант плана:

  1. Тема, основная проблема и смысл заглавия.
  2. Авторская позиция.
  3. Микротемы.
  4. Части текста и средства связи между ними.
  5. Речь, стиль, жанр произведения.
  6. Используемые средства выразительности, их роль.
  7. Композиция текста.
  8. Читательское отношение к проблеме произведения, эмоциональное восприятие.

Анализ текста, пример которого будет рассмотрен в статье, основан на содержании литературного произведения. Небольшая притча «Об усталом путнике» повествует о группе людей, поднимающихся в гору. Все шли весело и легко, и лишь один отставал от остальных и жаловался на усталость. Сначала ему мешала тяжёлая поклажа, и друзья решили освободить его от ноши. Через некоторое время путник снова стал задерживать идущих и брюзжать, что у него болят ноги. Товарищи решили нести приятеля на руках, но услышали стоны о том, что он устаёт и тогда, когда его несут. Путника бережно опустили на землю, но недовольный вновь поведал о том, как ему тяжело лежать.

Господь услышал стоны и послал молодому человеку вечный покой. Смерть от лени испугала спутников, посчитавших такой конец жизни презренным. Для них умереть с честью - это умереть от работы, поднимая свою душу в Гору Жизни.

Анализ текста: как делать его на примере конкретного произведения

Тема притчи - это отношение к жизни как к деянию и постоянному труду, что и составляет суть человеческой жизни. Автора интересует проблема соотношения человека и общества, жизни и смерти, труда и бездействия. Его вывод: только труд ведёт личность к самосовершенствованию и душевной красоте. А значит, и к Богу.

В тексте выделяются четыре строфы, разворачивающие микротемы: уставший человек и путники, люди и Бог, моральный аспект, авторское заключение. Первые две строфы связаны цепной, а последующие - параллельной связью. Это помогает отразить последовательность и логичность событий и формирования авторской мысли.

Анализ текста, пример которого рассматривается в статье, позволяет определить произведение как притчу - рассказ, содержащий поучение. Это малая форма эпического произведения, в котором присутствует дидактическая идея. Действие не привязано к конкретному месту, но оно могло произойти в любую эпоху и в любом месте.

Стиль произведения - художественный. Разговорная речь переплетается с книжной, торжественной лексикой.

Завершение анализа

  • Богатый синонимический ряд для центрального персонажа, что делает его образ более объёмным (уставший - один - путник - недовольный - горе-путник - утомлённый дорогой ).
  • Повторы слов, помогающие подчеркнуть надоедливость главного героя.
  • Парные антонимы, превращающие произведение в сплошную антитезу: все - один, весело - брюзжа, труд - лень, жизнь - смерть.
  • Разнообразие лексики: от пафосных слов (презрен, прах ) до отрицательно-оценочных (брюзжал ), позволяющее передать иронию автора по отношению к путнику.

Производя анализ текста, как делать переход к композиции? Сначала следует определить, как развивается сюжет. В данном примере - линейно. Есть завязка - отставание уставшего путника и его диалог с товарищами. Кульминацией становится реплика, обращённая к Богу, что и «лежать он тоже устал». Развязка - это обретение вечного покоя.

Система образов выстроена в форме треугольника: путники - уставший - Бог. Всевышний не находится в состоянии взаимодействия с персонажами, он - над ними, выполняя, по сути, мечту страждущих.

Используемые фразеологизмы и заключительные размышления автора об уходе из жизни уставшего путника способствуют тому, что вместо негативного отношения к герою читатель испытывает сочувствие. Так неразумно и нелепо распорядился тот своей жизнью. Бог остаётся с теми, кто продолжает своё нелегкое восхождение на Гору Жизни.

Анализ текста по литературе не может обойтись без личного отношения к прочитанному, ибо любое художественное произведение призвано воздействовать на эмоции человека.

(9-11 классы)






7. Определите тему текста.










Найдите перифразы. С какими целями они использованы? К Найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении.
Обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов терминов; на оценочные слова, на разговорные, просторечные или, наоборот, слона возвышенного стиля. Зачем они употреблены автором? V Выделите фразеологизмы. Зачем они употреблены?
Обратите, внимание на средства художественной выразительности и фигуры речи, если они применяются автором (эпитеты, метафоры).(9-11 КЛ.)
1. Прочитайте текст. При чтении используйте интонационные подчеркивания, выделения как отдельных слов, так и смысловых отрезков.
2. Вспомните, что вы знаете о его авторе. (Когда он жил, в какую эпоху? К какому литературному направлению принадлежал? Чем прославился?) Если не знаете, постарайтесь узнать из справочной литературы.
3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (К художественному, публицистическому, научному/научно-популярному.)
4. Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуждение.)
5. К какому жанру относится текст (эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.)?
6. Какое настроение преобладает в тексте?
7. Определите тему текста.
8. Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. Если заглавие уже есть, подумайте над его смыслом (почему именно такое заглавие выбрал автор).
9. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план текста.
10. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации, на порядок слов в предложениях).
11. Как соотносятся начало и конец текста?
12. На каком приеме/приемах построен текст (сопоставление, противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.)?
13. Отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора).
14. Понаблюдайте над лексикой текста:

  • Найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значения по словарю. Обратите внимание на правописание этих слов.
  • Найдите ключевые слова в каждой части текста. Чел обусловлен их выбор?
  • Понаблюдайте за различными повторами (анафорами, эпифорами, лексическими повторами, повторами однокоренных слов). Чем они обусловлены?
  • Найдите в тексте лексические и контекстуальные синонимы и/или антонимы.
  • Найдите перифразы. С какими целями они использованы?
  • Найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении.
  • Обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов терминов; на оценочные слова, на разговорные, просторечные или, наоборот, слона возвышенного стиля. Зачем они употреблены автором?
  • Выделите фразеологизмы. Зачем они употреблены?
  • Обратите, внимание на средства художественной выразительности и фигуры речи, если они применяются автором (эпитеты, метафоры).

Как делать анализ текста

продолжить работу над обучением учащихся выполнять комплексный анализ текста

Образовательные формировать ууд по работе с прозаическим текстом

Воспитательные: формировать у детей чувство любви к матерям, сострадание

Время урока 45 мин

Ход урока:

    Орг. Момент, 3 мин

    Повтор изученного на предыдущем уроке, фронтальный опрос

    Из чего состоит наша речь? (если буквы, звуки, предложения, то: “А, о, в, у!” Спрашивает: „Вы поняли мою мысль? Лес, дом, посадить! Теперь все понятно? В лесу уже растут грибы! Ясно ли, зачем я вам даю об этом информацию?"

Делается вывод, что обычно наша речь состоит из нескольких предложений, связанных темой и основной мыслью, соединенных по смыслу и грамматически.

    Какие основные признаки текста вы знаете?

Отличительные черты текста – это:

    Смысловая цельность, зависящая от главной, основной мысли;

    Тематическое единство;

    Грамматическая связь между предложениями.

    Какие стили речи вы знаете? Каковы их основн отличит черты?

Какова композиция каждого стиля? (можно графически

    Что означают понятия тема, микротема, тематика?

Тема – это содержание, предмет рассуждения, изложения, высказывания, разговора.

Тематика – это совокупность тем.

Микротема – наименьшая составная часть темы целого текста(пункты или подпункты

плана раскрытия всей темы).

    Какие вопросы необходимо осветить при анализе текста?

    Работа над темой:

Работа в парах.

Мне говорят, что слишком много
Любви я детям отдаю,
Что материнская тревога
До срока старит жизнь мою.
Ну, что смогу я им ответить –
Сердцам,
Бесстрастным, как броня?
Любовь, мной отданная детям,
Сильнее делает меня.

Докажите, что это текст. На какие смысловые части его можно резделить? Каковы темы этих частей? Какие слова это доказывают? С помощью каких образов связаны эти части? Каков стиль текста? Какова структураня связь предложений (параллельная, цепная?) изобразительно-выразительные средства? Логическое ударение?

(на зад-е 7 минут)

Есть ли у вас вопросы? Все ли поняли, как работать?

По плану, записанному на прошлом уроке, разберите предложенный текст. Напоминаю, что это должен быть связанный текст, а не набор ответов на вопросы. Подберите эпиграф к тексту. (из предложенных)

Работа. (15 минут)

Проверка

Рефлексия. Что нового вы узнали на уроке, какие навыки приобрели? Что показалось интересным?

Домашняя работа – из текста гиа 2014 по географии выбрать текст, сделать его комплексный анализ.

Анализ текста - вещь не самая простая. Для того, чтобы комплексно изучить и понять сложный художественный текст или философский трактат (научные, отраслевые тексты опускаем) не всегда достаточно даже самого внимательного прочтения. Нужны правильные инструменты. Такими инструментами считаются герменевтика и семиотика. Герменевтика - искусство толкования текстов, как древних манускриптов, так и сложных философских трактатов. Что мы можем позаимствовать из этой науки на простом, обывательском уровне, да простят нам Гадамер с Рикером, - метод "вживания", попытайтесь отождествить себя с персонажами, перенести себя в ситуацию. Пусть это сложно, требует определенной подготовки, но это весьма эффективный способ. Найдите информацию об авторе, об эпохе, сделайте бриф исторических событий, политической карты мира - это поможет вам считать правильные смыслы.

Семиотика - наука о знаке. С точки зрения семиотки, культура - мир знаковых систем. Чем это может помочь? На самом примитивном уровне, встреченная и весьма храктерная для американского детектива фраза: "он показал большой палец или средний палец", - без понимания трактовки знаков может ввести читателя в заблуждение. Более глубокий уровень семантического анализа, об этом много писал в своих трудах Ю.М. Лотман, - понимание взаимоотношения между знаками, культура интерпретации, характерная для той или иной эпохи, страны, среды. Другими словами, нам надо понимать, "кто" нам говорит - положение автора в обществе, обязательства, которые он имел перед обществом, например, часто в современных текстах, ссылаются на Аристотеля, как на родоначальника идей демократии, глашатая свободы и равноправия, это все отчасти верно, но когда мы это читаем, всегда следует помнить, что он также был одним из ярых апологетов рабства, когда он говорил о человеке, следует понимать, что это только взрослый мужчина эллин, все остальные не были даже людьми по мнению великого Аристотеля. Ярослав Мудрый, который спустя много лет знакомился с трудами Аристотеля, закладывая основы нашего с вами понимания о правде и справедливости, в глазах своего учителя был бы не более, чем варваром, животным.

Второй наглядный пример семантических взаимосвязей - старый эксперимент, котрым часто удивляют культурологи свои аудитории в России. Если попросить зал крикнуть певое существительное, что придет им в голову, после сказанного тобой, и сказать "кошка", большинство людей крикнет "мышка" - у нас в России это четкая взамосвязь прослеживается всегда, как и то, что лиса - хитрая, а медведь глупый, однако вооружившись эим семантическим аппаратом, пытаясь понять сказки Древнего Востока, Америки, вы скорее всего столкнетесь с непониманием.

Резюмируем вышесказанное. Для понимания текста нужно: иметь информацию об авторе, исторической эпохе, культуре, языке (особенно, еси вы читаете произведение в переводе и можете только догадываться об истинной природе первоначального смысла), попытаться пропустить все это через себя, вжиться в полученный образ, так у вас может получиться немного приблизиться к первоначальному смыслу или идее.

Но есть и другой подход, который гласит, что текст создает читатель. Существует столько версий каждого произведения, сколько ненасытных пар глаз по нему пробежалось. Если следовать этому подходу, то вовсе не имеет значения, что пытался сказать автор, важно то, что вы услышали. Инерпретатор порождает новый текст, новые смыслы, новую знаковую систему, возможно, именно это и является причиной эволюции))

Всё зависит от того, кто анализирует. На данном этапе своего развития наука литературоведение уже накопила громадный опыт, забыть который при анализе произведений не получится. К примеру, возьмём филолога, который отдал этой области 20 лет жизни. Он ни за что уже не сможет просто делать комплексный анализ, как вы выразились, потому что, по его мнению, комплексный анализ непременно должен включать в себя поиск скрытых смыслов, аллюзий, ассоциаций и тд. Во-вторых, все зависит от автора и произведения, которое вы анализируете. Если это Достоевский или Булгаков, то отказываться от поиска "скрытых смыслов" просто глупо, потому что авторы сами хотели, чтоб читатели эти скрытые смыслы искали. Но а если вам придёт в голову анализировать Дарью Донцову, то тут поиск скрытых смыслов и ассоциаций говорит явно о паранойе:)

Текст явление очень сложное. Не существует единственного, финального, правильного анализа литературного произведения. Анализом можно заниматься всю жизнь, с очень разных точек зрения, получая все новые и новые результаты. Кроме того, основные ключи к пониманию произведения лежат не внутри него, а снаружи - в контексте его создания, в культуре, исторической эпохе, социальных процессах, личной судьбе автора и т.д. Именно эти два факта не видны в том подходе к литературе, с которым многие из нас знакомы благодаря советской средней школе, где литературоведение в большой степени служило идеологически-политическим целям. Оттуда же с большой вероятностью идет и сама постановка вопроса о "комплексном анализе".

В науке существуют понятия "объект", "предмет" и "субъект" исследования, без определения которых любой анализ будет плавать в безграничном (буквально) пространстве. Не вдаваясь в детали и определения приведу несколько возможных вариантов.

За объект исследования (что мы рассматриваем) мы можем взять исходный текст произведения, но с не меньшим успехом (хотя и с отличающимся набором возможностей для анализа) мы могли бы использовать его устные формы, или совокупность материальных воплощений данного текста с момента его появления, или совокупность различных форм представления данного текста в определенную эпоху, или отражения и воспроизведения данного текста в различных формах культуры на протяжении определенного периода.

За предмет (что мы изучаем) - психологию автора или эпохи; какие-то психологические аспекты в исторической перспективе; структуру произведения; варианты сообщений, которые оно доносит до различных реципиентов различных эпох без привлечения специального анализа и способы интерпретации с разных позиций; какие-то мировоззренческие, исторические, историографические, лингвистические, литературоведческие, психологические, социальные, семиотические, эстетические, культурологические аспекты в различных контекстах и т.д.

Ну и, наконец, субъект - это человек, который проводит анализ. Самое очевидное это с позиции какой науки он подходит к изучению текста. Он в рамках данного анализа филолог? Историк? Историограф? Семиотик? Культуролог? Психолог? Дизайнер костюма? Драматург? и т.д. Какие конкретно вопросы из своей области он изучает в данном анализе? Кроме того, его собственная культура, язык, история его народа и государства, жизненный опыт, уровень подготовки в различных вопросах, интересы, мотивы. Все это может давать очень разные выводы при анализе. Например, какие-то произведения даже принадлежащие собственной культуре очень сложно понять не пройдя определенных событий, выборов, ситуаций в собственной жизни. Ну или, полагаю, знакомое вам явление, когда вернувшись через 10 лет к прочтению той же самой книги вы вдруг воспринимаете ее совсем иначе.

Теперь еще один пример, для иллюстрации безграничности понятия "анализ литературного произведения". Возьмем текст о жизни человека на древнем Ближнем Востоке, написанный голландским автором в XVI в., переведенный в XIX в. на русский язык русским переводчиком, и читаемый вами в XXI в. Это целых четыре очень по-разному организованных культурных позиции во взаимодействии! Каждая из которых имеет все то огромное количество аспектов, примеры которых перечислены выше! И если с позиции современной антропологии или палеонтологии этот текст может не представлять интереса, то например с точки зрения историографии или культурологии он настоящая кладезь! Гуманитарная наука представляет собой мириады зеркал-прожекторов устремленных друг на друга и многократно отражающих друг друга.

Если не брать узкоспециальные взгляды и остановиться на некотором бытовом понимании произведения (которое тоже может быть очень сложным, разнообразным, меняться со временем: это всего лишь еще одна точка зрения, нисколько не умаляемая), то стоит кратко ознакомиться с эпохой, в которой жил автор, укладом жизни, структурой общества, социальными процессами в это время, личной историей автора; а также хорошо знать свой язык и историю, иметь побольше собственных знакомств с различными людьми и свершений в собственной жизни.

Каждый раз, когда берёшь в руки книгу, спрашивай себя: «Для чего? С какой целью я беру эту книгу?». Таким образом подход к анализу будет сам собой формироваться должным образом, то есть, соответствовать совершенно конкретным целям и задачам, а не станет формальным «анализом вообще». Ведь аналитический подход зависит от множества обстоятельств: целей, свойств материала, свойств реципиента (читателя).

А вообще, читать интересно, читать - увлекательно. Читать, вообще, полезно. Ведь, что есть чтение? Получение информации. Точно так же, как наблюдение за картинами мира вокруг нас. Так же, как слушание звучания мира вокруг нас. Получение и обработка информации напрямую связана со способностью выживать. Подавляющее большинство населения «развитых» стран, живущее, как оно само думает, в комфортных условиях, давно забыло об этом.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...