Таможенный контроль. О порядке организации временных зон таможенного контроля при таможенном оформлении товаров и транспортных средств Зоны таможенного контроля создаются

Зоны таможенного контроля

Зоны таможенного контроля - это места транспортировки товаров через таможенную границу, территории складов, магазинов беспошлинной торговли и другие место, которые определяются законодательством.

Зоны таможенного контроля могут быть постоянными в случае их постоянного нахождения на одном и том же месте и временными, в случае их перемещения.

Порядок постановления зон таможенного контроля контролируется государством.

Зоны таможенного контроля могут быть созданы на постоянной или временной основе и в зависимости от этого являться постоянными или временными.

Зона таможенного контроля считается постоянной, когда на ее территории регулярно находятся товары, подлежащие таможенному контролю. Временные зоны таможенного контроля создаются на время проведения таможенного контроля, грузовых и иных операций.

Транспортировка товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускается с разрешения таможенных органов и под их надзором. Федеральная таможенная служба на основании представления таможенного органа, в регион деятельности которого входит соответствующий участок территории Российской Федерации, определяет участки Государственной границы, вдоль которых необходимо создать зоны таможенного контроля, и принимает решении о создании таких зон.

Границы зоны таможенного контроля обозначается знаками прямоугольной формы, на зеленом фоне которых белым цветом выполнена надпись на русском и английском языках «Зона таможенного контроля». По законодательству Российской Федерации временная зона контроля может создаваться по решению начальника таможенного поста. Указанное решение оформляется распоряжением начальника таможенного поста с указанием цели создания временной зоны таможенного контроля, места нахождения временной зоны таможенного контроля, срока действия, границы и мест ее пересечения лицами, товарами и транспортными средствами, а также примененных средств обозначения. Граница временной зоны таможенного контроля может обозначаться оградительной лентой, а также временно устанавливаемыми определенными знаками. Пределы зоны таможенного контроля обозначаются знаками прямоугольной формы, на зеленом фоне которых белым цветом выполнена надпись на русском и английском языках соответственно: «Зона таможенного контроля» и «Customs control zone». Указанные знаки являются основным средством обозначения зоны таможенного контроля. Зона таможенного контроля может быть обозначена нанесением надписи «Зона таможенного контроля» («Customs control zone»)

Формы таможенного контроля

Формы таможенного контроля - это категории проверочных действий таможенных органов, направленных на осуществление таможенного контроля.

Существуют различные отдельные формы таможенного контроля.

Проверка документов и сведений - это форма таможенного контроля, при котором должностное лицо таможенного органа проверяет правильность правдивость сведений, оригинальность документов и правильность заполнния этих документов. Глава 16 Таможенного Кодекса посвящена формам и порядку проведения таможенного контроля. В частности ст. 110 определены следующие формы таможенного контроля:

Проверка документов и сведений.

В этой форме таможенного контроля существуют три цели проверки: установление оригинальности проверяемых документов должностным лицом таможни, проверка правдивости сведений в этих документах и установление правильности

Устный опрос.

В устном опросе лицам, перевозящим товар, задаются вопросы по ходу таможенного оформления товаров

Получение пояснений.

Это сбор сведений об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля. В этом случае опрашиваются лица, имеющие отношение к перемещению товаров через границу и располагающие необходимыми данными. Инспекторы обращаются не только к декларантам, но и иным лицам. Получение пояснений по своему содержанию сходно с устным опросом. Основным отличием является письменное оформление пояснений по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Кроме того, положениями ТК ТС не установлено ограничений по применению данной формы таможенного контроля на этапе таможенного оформления или проверки после выпуска товаров и транспортных средств.

Таможеное наблюдение - это гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, возможно с применением технических средств, наблюдение за перевозкой товаров, находящихся под таможенным контролем, совершение с ними иных операций. Целью обособления таможенного наблюдения является усиление контроля за соблюдением таможенного законодательства РФ применительно к товарам, находящимся под таможенным контролем, в том числе на этапе их перевозки, хранения, совершения с ними грузовых и иных операций. Таможенное наблюдение проводится на гласной основе, что является одной из основных характеристик данной формы таможенного контроля. Кроме того, таможенное наблюдение ведется целенаправлено, в соответствии с решением, принятым уполномоченным должностным лицом таможеного органа. По виду таможенное наблюдение может быть систематическим или разовым, непосредственным (осуществляемым лично должностным лицом таможенного органа) и опосредованным (осуществляемым с применением технических средств

Таможенный осмотр товаров и транспортных средств.

Внешний осмотр товаров таможней, багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации товаров.

Таможенный досмотр.

Осмотр товаров и транспортных средств, связаный со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки.

Личный досмотр.

Содержит все необходимые гарантии соблюдения прав человека и гражданина, закрепленные Конституцией РФ, в том числе право на охрану достоинства личности государством. Личный досмотр может быть проведен в отношении физических лиц только если одновремено совпали некие обстоятельства, а физическое лицо следует через Государственную границу РФ, указанное лицо находится в зоне таможеного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, имеются основания подозревать, что данное лицо скрывает при себе и добровольно не выдает товары, запрещенные соответственно к ввозу на таможенную территорию РФ и вывозу с этой територии или перемещаемые с нарушением порядка.

Только при совпадении указанных обстоятельств начальником таможенного органа или лицом, его замещающим, может быть принято решение о проведении личного досмотра такого лица. При этом устаналивается обязательное требование о письменной форме такого решения.

Проверка маркировки, наличия на товарах идентификационных знаков - это проверка наличия на товарах или их упаковке специальных марок, идентификационых знаков или иных способов обозначения товаров, используемых для подтверждения легальности их ввоза в Россию.

Осмотр помещений и территории. Осмотр помещений и территорий для подтверждения наличия товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных. Осмотр осуществляется на складах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур или таможенных режимов. Осмотр помещений и территорий проводят для подтверждения наличия товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных, на складах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур или таможенных режимов, предусмотренных ТК ТС.

Существует два основания для проведения осмотра помещений и територий, а именно наличие информаци об утрате товаров и (или) транспортных средств, их отчуждении либо о распоряжении ими иным способом или об их использовании в нарушение требований и условий, установленных ТК ТС; проведение выборочной проверки.

Учет товаров, находящихся под таможенным контролем.

Проверка системы учета товаров и отчетности проводится в отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, пользующихся специальными упрощениями, а также пользующихся и (или) владеющие иностранными товарами

Таможенные проверки.

Они проводятся таможенным органом государства - члена таможенного союза, созданых и зарегистрированых в соответстви с законами этого государства - члена таможенного союза.

Так, осуществляются таможенные ревизии у следующих категорий лиц:

Декларантов;

Лиц, осущестляющих деятельность в области таможенного дела;

Лиц, осуществляющих оптовую и розничную торговлю ввезенными товарами;

Участников внешнеэкономической деятелности.

Ст. 122 ТК ТС устанавливает, что при таможенной проверке таможенными органами проверяются:

Факт помещения товаров под таможенную процедуру;

Достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров;

Соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами;

Соблюдение требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза, к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела;

Соответствие лиц, в том числе осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, установленным критериям, необходимым для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора;

Иные направления, определенные таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союз.

Таким образом, комплексная реализация форм, применяемых таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований таможенного законодательства Российской Федерации, иного законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых, возложен на таможенные органы Российской Федерации, позволит сформировать современную систему обеспечения интересов государства в сфере таможенного дела, оказывать эффективное противодействие угрозам безопасности Российской Федерации, решать социально-экономические задачи, создать благоприятные условия для деятельности торговых сообществ, физических и юридических лиц.

Постоянные и временные зоны таможенного контроля.

Зоны таможенного контроля могут быть двух видов :

Постоянные и

Временные.

Постоянные зоны таможенного контроля

создаются в случаях регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю (места прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию, склады временного хранения, таможенные склады, помещения магазина беспошлинной торговли).

Решение о создании постоянных зон таможенного контроля, расположенных вдоль таможенной границы РФ, оформляется нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти уполномоченного в области таможенного дела.

В иных случаях решение о создании постоянной зоны таможенного контроля принимает начальник таможни (в форме приказа), в регионе деятельности которой расположены места и территории, где создаются постоянные зоны таможенного контроля.

Временные зоны таможенного контроля могут создаваться на основании письменного решения начальника таможенного органа (например, начальника таможенного поста):

При производстве таможенного оформления вне установленных для этого мест (на период совершения таможенных операций);

Пределы постоянной зоны таможенного контроля обозначаются знаками прямоугольной формы с надписью на зеленом фоне "Зона таможенного контроля" на русском и английском языках "Customs control zone" 2 . Пределы временной зоны таможенного контроля могут обозначаться оградительной лентой, указательными щитами, табло или иными информационными указателями. В случае несоблюдения лицами установленных таможенным законодательством требований, возможно наступление административной ответственности в соответствии со ст. 16.5 КРФоАП "Нарушение режима зоны таможенного контроля".

Временные зоны таможенного контроля могут создаваться:

А) для производства таможенного оформления товаров и транспортных

средств вне мест совершения таможенных операций - на время их совершения, если

при совершении таких операций требуется определить зону таможенного контроля

исходя из необходимости обеспечения беспрепятственного осуществления

таможенными органами своих функций;

Б) при необходимости осуществления осмотра или досмотра товаровтранспортных средств, обнаруженных таможенными органами вне постоянных зон



таможенного контроля.

Решение о создании временной зоны таможенного контроля принимается начальником таможенного органа или лицом, его замещающим, в письменной форме.

Зоны таможенного контроля могут быть постоянными в случаях регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю, или временными.

Постоянные зоны таможенного контроля создаются в местах таможенного оформления, местах пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы Российской Федерации, в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, местах расположения таможенных органов, а также вдоль таможенной границы Российской Федерации.

Временные зоны таможенного контроля создаются на территориях, в помещениях, на транспортных средствах (в том числе морских и воздушных судах, железнодорожных поездах), где находятся либо могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, если при проведении такого контроля требуется определить зону таможенного контроля, исходя из необходимости обеспечения сохранности таких товаров и транспортных средств, а также беспрепятственного осуществления таможенными органами своих функций.

Временные зоны таможенного контроля могут создаваться 5:

Для производства таможенного оформления товаров и транспортных средств вне мест совершения таможенных операций (статья 406 Кодекса) - на время их совершения, если при совершении таких операций требуется определить зону таможенного контроля исходя из необходимости обеспечения беспрепятственного осуществления таможенными органами своих функций;

При необходимости осуществления осмотра или досмотра товаров и транспортных средств, обнаруженных таможенными органами вне постоянных зон таможенного контроля.

Порядок создания постоянных зон таможенного контроля, расположенных вдоль таможенной границы Российской Федерации

Вдоль таможенной границы зоны таможенного контроля создаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации

Правительством Российской Федерации установлен следующий порядок создания в Российской Федерации зон таможенного контроля вдоль таможенной границы:

1. Зоны таможенного контроля создаются вдоль таможенной границы независимо от совпадения или несовпадения ее с линией государственной границы Российской Федерации.

2. Федеральная таможенная служба Российской Федерации определяет участки таможенной границы, вдоль которых необходимо создать зоны таможенного контроля, и принимает решение о создании таких зон. Решение о создании зон таможенного контроля оформляется нормативным правовым актом Федеральной таможенной службы Российской Федерации, согласованным с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых создаются указанные зоны.

3. На сухопутном участке таможенной территории Российской Федерации зона таможенного контроля может создаваться в пределах полосы местности шириной до 30 километров от линии таможенной границы в глубь территории Российской Федерации.

4. Зона таможенного контроля вдоль таможенной границы действующих на территории Российской Федерации особых экономических зон создается вдоль обеих сторон сухопутного участка таможенной границы, не совпадающей с государственной границей Российской Федерации.

5. На речных и озерных участках зона таможенного контроля может создаваться в пределах российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, а также полосы

местности шириной до 15 километров от береговой линии в глубь территории Российской Федерации.

6. На морских участках зона таможенного контроля может создаваться в пределах территориального моря Российской Федерации, за исключением морских участков вокруг находящихся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Зона таможенного контроля на таких участках создается в пределах территории указанных искусственных островов, установок и сооружений.

Порядок создания временной зоны таможенного контроля

Решение о создании временной зоны таможенного контроля принимает начальник таможенного органа (лицо, его замещающее) на основании доклада должностного лица таможенного органа о необходимости создания временной зоны таможенного контроля с указанием в нем причин и цели создания, срока, на который необходимо ее создать.

Решение о создании временной зоны таможенного контроля оформляется приказом (распоряжением) таможенного органа, в регионе деятельности которого находится указанная зона.

В приказе (распоряжении) о создании временной зоны таможенного контроля должны быть указаны:

Основание и цель создания;

Дата создания и срок, на который она создается;

Номера и даты документов, оформленных уполномоченными должностными лицами таможенных органов, если временная зона таможенного контроля создается на основании этих документов;

Сведения о лице, которое имеет полномочия в отношении товаров и (или) во владении которого находятся помещения и (или) открытые площадки, где осуществляется таможенный осмотр, таможенный досмотр товаров и транспортных средств, разрешено совершение таможенных операций, временное хранение товаров в пределах создаваемой временной зоны таможенного контроля;

Место нахождения;

Пределы и места их пересечения лицами, товарами и транспортными средствами;

Применяемые средства обозначения.

Копия приказа (распоряжения) о создании временной зоны таможенного контроля в день его подписания направляется заинтересованному лицу.

Отмена решения о создании зон таможенного контроля

Решение о создании зоны таможенного контроля отменяется в случаях изменения места нахождения таможенного органа, закрытия пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, изменения места хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, изменения места, где допускается совершение таможенных операций, прекращения оснований, согласно которым требуются выделение и обозначение части таможенной территории Российской Федерации в целях проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением.

Отмена решения о создании зоны таможенного контроля влечет ее ликвидацию. Таможенный орган после ликвидации зоны таможенного контроля, находившейся в регионе его деятельности, принимает меры по снятию средств ее обозначения и информированию заинтересованных лиц о ее ликвидации.

Постоянные зоны таможенного контроля, которыми являются помещения и (или) открытые площадки, предназначенные для использования в качестве складов временного хранения, территория, прилегающая к ним и специально оборудованная для стоянки транспортных средств, перевозящих товары, находящиеся под таможенным контролем, таможенные склады, магазины беспошлинной торговли ликвидируются в случае исключения соответствующих юридических лиц из Реестра владельцев складов временного хранения (статья 114 Кодекса), Реестра владельцев таможенных складов (статья 232 Кодекса) согласно установленному порядку, а также закрытия магазина беспошлинной торговли (статья 263 Кодекса).

Решение о ликвидации постоянной зоны таможенного контроля, оформляется в виде приказа таможни, за исключением случаев ликвидации постоянной зоны таможенного контроля, созданной вдоль таможенной границы Российской Федерации.

Временная зона таможенного контроля ликвидируется по завершении мероприятий, послуживших основанием для ее создания, или по истечении срока ее действия, указанных в приказе (распоряжении) таможенного органа о создании временной зоны таможенного контроля.

В целях реализации положений Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066) приказываю :

1. Утвердить Положение о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля (далее - Положение) и образцы знака обозначения зоны таможенного контроля и оградительной ленты (приложения 1 - 3).

2. Начальникам региональных таможенных управлений, таможен принять меры по созданию и обозначению зон таможенного контроля в соответствии с утвержденным регионом деятельности таможенного органа и требованиями Положения.

3. Главному управлению организации таможенного контроля (А.В. Галактионов) осуществлять контроль за созданием зон таможенного контроля.

4. Начальникам таможенных органов обеспечить контроль за созданием, обозначением и ликвидацией зон таможенного контроля в соответствии с Положением.

5. Признать утратившим силу приказ ГТК России от 13.07.2000 N 594 "Об утверждении Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля" (зарегистрирован Минюстом России 14.08.2000, peг. N 2354).

6. Заместителю председателя ГТК России В.В. Шпагину осуществлять контроль за исполнением настоящего приказа.

Председатель Комитета
действительный
государственный советник
таможенной службы
Российской Федерации
М. Ванин

Приложение 1

Положение о порядке создания и обозначения зон
таможенного контроля

I. Порядок создания зон таможенного контроля

1. Настоящий порядок включает порядок принятия таможенным органом решения о создании зоны таможенного контроля в целях проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением, определение и обозначение ее пределов и мест пересечения ее границ лицами, товарами и транспортными средствами, а также порядок отмены решения о создании зоны таможенного контроля.

2. Зоны таможенного контроля могут быть постоянными или временными.

Постоянные зоны таможенного контроля создаются в местах регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю:

а) на территории пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

б) вдоль таможенной границы Российской Федерации;

в) в иных местах, определенных в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22,

3. Постоянными зонами таможенного контроля также являются обозначенные в соответствии с Положением места нахождения товаров и транспортных средств, которые в соответствии с Кодексом являются зонами таможенного контроля.

4. Решение о создании постоянных зон таможенного контроля, расположенных вдоль таможенной границы Российской Федерации, оформляется нормативными правовыми актами ГТК России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2003 N 624 "О порядке создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003,

N 42, ст. 4074).

В иных случаях решение о создании постоянной зоны таможенного контроля принимает начальник таможни (лицо, его замещающее), в регионе деятельности которой расположены места и территории, где создаются постоянные зоны таможенного контроля.

5. Решение о создании постоянной зоны таможенного контроля оформляется приказом таможни, в регионе деятельности которой находится создаваемая постоянная зона таможенного контроля.

В приказе о создании постоянной зоны таможенного контроля должны быть указаны:

а) основание и цель создания;

б) место нахождения;

в) пределы и места их пересечения лицами, товарами и транспортными средствами;

г) средства, используемые для обозначения;

д) сведения о лице, которое имеет полномочия в отношении товаров и (или) во владении которого находятся помещения и (или) открытые площадки, предназначенные для совершения таможенных операций, хранения товаров и транспортных средств без их помещения на склад временного хранения.

В приложении к приказу должно быть приведено графическое отображение пределов и территории постоянной зоны таможенного контроля в виде планов или карт.

Копия приказа о создании постоянной зоны таможенного контроля в течение 3 дней со дня подписания направляется заинтересованному лицу.

6. Решение о создании временной зоны таможенного контроля принимает начальник таможенного органа (лицо, его замещающее) на основании доклада должностного лица таможенного органа о необходимости создания временной зоны таможенного контроля с указанием в нем причин и цели создания, срока, на который необходимо ее создать.

7. Решение о создании временной зоны таможенного контроля оформляется приказом (распоряжением) таможенного органа, в регионе деятельности которого находится указанная зона.

В приказе (распоряжении) о создании временной зоны таможенного контроля должны быть указаны:

а) основание и цель создания;

б) дата создания и срок, на который она создается;

в) номера и даты документов, оформленных уполномоченными должностными лицами таможенных органов, если временная зона таможенного контроля создается на основании этих документов;

г) сведения о лице, которое имеет полномочия в отношении товаров и (или) во владении которого находятся помещения и (или) открытые площадки, где осуществляется таможенный осмотр, таможенный досмотр товаров и транспортных средств, разрешено совершение таможенных операций, временное хранение товаров в пределах создаваемой временной зоны таможенного контроля;

д) место нахождения;

е) пределы и места их пересечения лицами, товарами и транспортными средствами;

ж) применяемые средства обозначения.

Копия приказа (распоряжения) о создании временной зоны таможенного контроля в день его подписания направляется заинтересованному лицу.

II. Порядок обозначения зон таможенного контроля

8. Пределы зоны таможенного контроля обозначаются знаками прямоугольной формы, на зеленом фоне которых белым цветом выполнена надпись на русском и английском языках соответственно - "Зона таможенного контроля" и "Customs control zone". Указанные знаки являются основным средством обозначения зоны таможенного контроля.

Зона таможенного контроля может быть обозначена нанесением надписи "Зона таможенного контроля" ("Customs control zone") непосредственно на оградительных сооружениях и стенах помещений, составляющих ее периметр.

Допускается замена надписи на английском языке надписью на любом другом языке, целесообразном для использования при создании конкретной зоны таможенного контроля.

9. Знаки обозначения зон таможенного контроля, устанавливаемые на автомобильных дорогах, изготавливаются в установленном порядке.

10. Обозначение зоны таможенного контроля производится по ее пределам в местах пересечения с транспортными путями, в местах пересечения таможенной границы лицами, товарами и транспортными средствами. При обозначении зоны таможенного контроля дополнительно могут применяться щиты с информацией о конкретных ее пределах, об установленных местах пересечения ее границы, о перечне лиц, имеющих в нее доступ, о средствах ее обозначения и об иных обстоятельствах, связанных с ее функционированием.

11. Обозначение постоянной зоны таможенного контроля производится после принятия решения о ее создании, а также в случаях, когда в соответствии с Кодексом места нахождения товаров и транспортных средств являются зонами таможенного контроля.

12. Порядок обозначения постоянных зон таможенного контроля вдоль таможенной границы Российской Федерации и расположение указательных знаков при их обозначении определяются иными нормативными правовыми актами ГТК России.

13. Пределы временной зоны таможенного контроля могут обозначаться оградительной лентой, а также временно устанавливаемыми знаками. При этом допускается применение подручных материалов и средств.

14. Обозначение временной зоны таможенного контроля производится после принятия решения о ее создании.

III. Отмена решения о создании зон таможенного контроля

15. Решение о создании зоны таможенного контроля отменяется в случаях изменения места нахождения таможенного органа, закрытия пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, изменения места хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, изменения места, где допускается совершение таможенных операций, прекращения оснований, согласно которым требуются выделение и обозначение части таможенной территории Российской Федерации в целях проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением.

Отмена решения о создании зоны таможенного контроля влечет ее ликвидацию.

16. Таможенный орган после ликвидации зоны таможенного контроля, находившейся в регионе его деятельности, принимает меры по снятию средств ее обозначения и информированию заинтересованных лиц о ее ликвидации.

17. Постоянные зоны таможенного контроля, которыми являются помещения и (или) открытые площадки, предназначенные для использования в качестве складов временного хранения, территория, прилегающая к ним и специально оборудованная для стоянки транспортных средств, перевозящих товары, находящиеся под таможенным контролем, таможенные склады, магазины беспошлинной торговли ликвидируются в случае исключения соответствующих юридических лиц из Реестра владельцев складов временного хранения (статья 114 Кодекса), Реестра владельцев таможенных складов (статья 232 Кодекса) согласно установленному порядку, а также закрытия магазина беспошлинной торговли (статья 263 Кодекса).

18. Решение о ликвидации постоянной зоны таможенного контроля, созданной в соответствии с пунктом 2 Положения, оформляется в виде приказа таможни, за исключением случаев ликвидации постоянной зоны таможенного контроля, созданной вдоль таможенной границы Российской Федерации.

19. Временная зона таможенного контроля ликвидируется по завершении мероприятий, послуживших основанием для ее создания, или по истечении срока ее действия, указанных в приказе (распоряжении) таможенного органа о создании временной зоны таможенного контроля.

Что такое зоны таможенного контроля и для чего они нужны? Таможенный контроль грузов проходит в соответствии с кодексом страны, которая его осуществляет. Таможенный контроль производится таможенными органами в местах контроля или локациях, где пребывают грузы, которые пересекают границу.

Что такие зоны таможенного контроля?

Контрольная зона – это территория, которую обязательно проходят грузы, перевозимые через границу России. Как правило, зоны спроектированы непосредственно для того, чтобы какое-то время хранить грузы и проводить действия над ними. Именно в этих зонах должен проводиться осмотр, досмотр и действия, которых требует законодательство. Однако, существует ряд действий, производимых без организации зон контроля таможенными органами. Это, к примеру:
  1. Осмотры, которые проходят грузы в рамках выездной таможенной проверки или при остановке средства транспорта.
  2. Таможенные досмотры, производимые в ходе выездной проверки.
Как правило, зоны контроля могут иметь статус постоянных, если они находятся в местах, где постоянно производится перемещение товаров. Также существует возможность организации зон таможенного контроля временного типа, дающих возможность совершать любые действия, которых требует законодательство.

Где формируются такие зоны

Как правило, законодательство четко регламентирует формирование зон таможенного контроля. Они могу создаваться:
  1. Непосредственно возле государственной границы США.
  2. Там, где производится таможенное оформление.
  3. Там, где товары перегружаются, оформляются и досматриваются.
  4. Там, где производится временное хранение грузов.
  5. Там, где производится остановка и простаивание транспортных средств, которые перевозят товары, которые в соответствии с законом подлежат таможенному контролю.
  6. На иных территориях которые определяются законодательно.

Временные зоны контроля таможенными органами

Для создания зоны непостоянного действия крайне важно получить решение об этом, выданное в письменной форме. Оно должно принадлежать начальнику таможенного органа. Причиной для вынесения такого решения может быть:
  1. Производство таможенного контроля не в местах, которые для этого предназначены.
  2. Если необходимо провести досмотр или осмотр грузов, которые были найдены сотрудниками таможни не на местах зон контролирующих действий, производимых таможенными органами.
Зоны контроля постоянного типа
ЗТК – это помещения или открытые территории, которые дают возможность производить все необходимые действия. Такие зоны, как правило, должны маркироваться специальными отметками – знаками, которые имеют зеленый цвет. На них в оттенках белого нанесена надпись на двух языках, которая дает определение территории. В ситуации, если зона имеет на своей территории большое количество оград, комнат и стен, сообщение о том, что территория имеет статус зоны таможенного контроля, должны дублироваться и на них тоже.

Таможенный контроль осуществляется на единой таможенной территории Таможенного союза, в зонах таможенного контроля приграничных пунктов пропуска, внутренних таможен и таможенных постов.

Единая таможенная территория Таможенного союза составляет территории Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армении, Республики Кыргызстан и Российской Федерации (сухопутное, воздушное, водное пространство), а также исключительные экономические зоны и континентальные шельфы государств - членов Таможенного союза, искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

Пределы таможенной территории Таможенного союза, включая пределы находящихся в исключительных экономических зонах и на континентальных шельфах государств, являются таможенной границей Таможенного союза.

Зоны таможенного контроля

Таможенный контроль проводится в зоне таможенного контроля. Зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу, территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, определенные законодательством государств - членов Таможенного союза.

Зоны таможенного контроля могут быть постоянными в случае регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю, или временными, в случае их создания для проведения таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра товаров, совершения грузовых и иных операций.

Решение о создании временной зоны таможенного контроля принимает начальник таможенного органа и оформляется приказом (распоряжением) таможенного органа, в регионе деятельности которого находится указанная зона. В приказе (распоряжении) о создании временной зоны таможенного контроля должны быть указаны основание и цель создания, дата создания и срок, на который она создается, применяемые средства обозначения.

Пределы зоны таможенного контроля обозначаются знаками прямоугольной формы, на зеленом фоне которых белым цветом выполнена надпись на русском и английском языках соответственно - «Зона таможенного контроля» и «Customs control zone». Указанные знаки являются основным средством обозначения зоны таможенного контроля.

Допускается замена надписи па английском языке надписью на любом другом языке, целесообразном для использования при создании конкретной зоны таможенного контроля. Пределы временной зоны таможенного контроля могут обозначаться оградительной лентой, а также временно устанавливаемыми знаками. При этом допускается применение подручных материалов и средств.

Решение о создании зоны таможенного контроля отменяется в случаях изменения места нахождения таможенного органа, закрытия пункта пропуска через границу, изменения места хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, изменения места, где допускается совершение таможенных операций, прекращения оснований, согласно которым требуются выделение и обозначение части таможенной территории в целях проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением. Отмена решения о создании зоны таможенного контроля влечет ее ликвидацию и принятие мер по снятию средств ее обозначения и информированию заинтересованных лиц о ее ликвидации.

Ответственность за нарушение режима зоны таможенного контроля предусмотрена статьей 16.5. КоАП.

Перемещение товаров и (или) транспортных средств либо лиц, включая должностных лиц государственных органов, за исключением должностных лиц таможенных органов, через границу зоны таможенного контроля или в ее пределах либо осуществление производственной или иной хозяйственной деятельности без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...