Вид форма и продолжительность получения дополнительного профессионального. Дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих

Эффективность работы гражданской службы зависит от профессионализма ее сотрудников. Поэтому законодательно установлены права и обязанности работодателя в отношении дополнительного профессионального образования работников. В частности, пп. 6 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79‑ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон № 79‑ФЗ) закреплено, что гражданский служащий обязан в том числе поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей. В статье рассмотрим основания для дополнительного профессионального образования гражданских служащих и особенности его получения.

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Это закреплено в п. 6 Порядка № 499 , ч. 2 ст. 76 Закона № 273‑ФЗ , а также ч. 1 ст. 62 Закона № 79‑ФЗ .

Вид, форма и продолжительность получения дополнительного профессионального образования устанавливаются представителем нанимателя в зависимости от группы и категории должности гражданской службы, замещаемой гражданским служащим, в порядке, определяемом Положением , утвержденным Указом Президента РФ от 28.12.2006 № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации» (далее - Положение № 1474 ). В соответствии с данным указом профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка государственных служащих осуществляются согласно Государственным требованиям к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации , утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 362 (далее - Требования № 362 ).

Отдельным категориям гражданских служащих, помимо указанных документов, следует также руководствоваться иными правовыми актами. Так, организация дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих Федерального агентства по недропользованию регламентируется Приказом Роснедр от 30.01.2015 № 16‑к. Также, например, получение дополнительного образования закреплено в Отраслевом соглашении по органам и организациям Федеральной службы государственной статистики на 2015 - 2017 годы.

К сведению

Распоряжением Правительства РФ от 11.09.2008 № 1307‑р утверждена примерная форма государственного контракта на профессиональную переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих.

Напомним, что дополнительные профессиональные программы могут реализовываться полностью или частично в форме стажировки (п. 6 Положения № 1474 ).

Дополнительное образование служащего осуществляется в течение всего периода прохождения им гражданской службы. Вместе с тем данная обязанность реализуется представителем нанимателя, который определяет план мероприятий, связанных с дополнительным образованием служащих, а также финансирование данных мероприятий за счет средств соответствующих бюджетов.

Основаниями для направления гражданского служащего на дополнительное профессиональное образование являются:

  1. назначение служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе;
  2. включение служащего в кадровый резерв на конкурсной основе;
  3. результаты аттестации служащего;
  4. назначение служащего на иную должность гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа (пп. 2 п. 1 ст. 31 Закона № 79‑ФЗ ).

Форма обучения

В соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона № 273‑ФЗ формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством РФ.

Так, объем освоения дополнительной профессиональной программы регламентирован п. 12 Порядка № 499 :

  • для программ повышения квалификации срок освоения не может быть менее 16 часов;
  • для программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов.
Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего осуществляется в любой предусмотренной законодательством об образовании форме обучения с отрывом или без отрыва от исполнения должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы (ч. 9 ст. 62 Закона № 79‑ФЗ ).

Согласно п. 2 Требований № 362 профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих осуществляются с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий в зависимости от категорий и групп должностей гражданской службы:

  • с отрывом от гражданской службы (профессиональная переподготовка и повышение квалификации за пределами территории РФ, стажировка на территории РФ и за ее пределами);
  • с частичным отрывом от гражданской службы (до трех рабочих дней в неделю);
  • без отрыва (вечерние группы) от государственной гражданской службы РФ.
Обратите внимание

Требования № 362 содержат положения о прохождении профессиональной переподготовки и повышении квалификации гражданских служащих с частичным отрывом от гражданской службы. Однако в данной части требования не могут применяться, поскольку Федеральным законом № 185‑ФЗ упразднена форма дополнительного профессионального образования с частичным отрывом от государственной гражданской службы.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих вне пределов нормальной продолжительности служебного времени осуществляются в соответствии с законодательством РФ.

Следует отметить, что выбор формы обучения зависит от объема получаемой информации и места расположения органа или организации, в которых гражданский служащий осуществляет дополнительное образование.

Однако при этом надо учитывать п. 3 Требований № 362 , согласно которому общий объем аудиторной учебной нагрузки гражданских служащих в неделю должен составлять:

  • при обучении с отрывом от службы - не более 41 часа с учетом объема учебной нагрузки не более 54 часов;
  • при обучении без отрыва от службы - не менее 12 часов.

Профессиональная переподготовка

Согласно п. 9 Требований № 362 , а также п. 4 Положения № 1474 под профессиональной переподготовкой гражданских служащих понимается приобретение дополнительных знаний и навыков, необходимых для осуществления гражданскими служащими нового вида профессиональной служебной деятельности.

То есть целью профессиональной переподготовки является выполнение нового вида профессиональной деятельности или получение дополнительной квалификации.

Отметим, что на профессиональную переподготовку направляются служащие, замещающие должности гражданской службы категории «помощники (советники)», «специалисты» или «обеспечивающие специалисты», в случае их назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы категории «руководители». В этом случае по результатам профессиональной переподготовки служащим может быть присвоена дополнительная квалификация.

При этом необходимость в прохождении профессиональной переподготовки служащими, замещающими должности гражданской службы категории «руководители», «помощники (советники)» или «специалисты», относящиеся к высшей и главной группам должностей, а также должности категории «обеспечивающие специалисты», относящиеся к главной группе должностей, с присвоением им дополнительной квалификации определяется работодателем.

Для профессиональной переподготовки устанавливаются следующие сроки освоения образовательных программ:

  • более 500 аудиторных часов для выполнения гражданскими служащими нового вида профессиональной деятельности;
  • более 1 000 часов (из них 75% аудиторных) для получения дополнительной квалификации (п. 12 Требований № 362 ).
Следует помнить, что при освоении программы профессиональной переподготовки гражданскому служащему могут быть зачтены программы повышения квалификации (стажировки), освоение которых подтверждено документами государственного образца, полученными не позднее трех лет до начала обучения по соответствующей программе профессиональной переподготовки.

По завершении образовательных программ профессиональной переподготовки проводится обязательная государственная итоговая аттестация, предусматривающая выпускную квалификационную (аттестационную) работу и экзамен.

Положительные результаты этой аттестации дают право на получение диплома:

  • о профессиональной переподготовке - лицам, прошедшим обучение по программе объемом более 500 аудиторных часов;
  • о дополнительном (к высшему) образовании - лицам, прошедшим обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе для получения дополнительной квалификации объемом более 1 000 часов (в этом случае государственный служащий может претендовать на замещение должностей, квалификационные требования по которым соответствуют профилю полученного образования).

Повышение квалификации

В соответствии с п. 17 Требований № 362 повышением квалификации гражданских служащих является обновление знаний и совершенствование навыков гражданских служащих, имеющих профессиональное образование, в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач.

Обратите внимание

Согласно п. 5 Положения № 1474 гражданский служащий, впервые принятый на должность гражданской службы, направляется на повышение квалификации по истечении испытательного срока или шести месяцев после поступления на гражданскую службу. Данная норма направлена, в частности, на изучение гражданским служащим специфики прохождения службы в конкретном государственном органе.

На повышение квалификации направляются служащие в случае их назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы иной группы в пределах одной категории должностей.

В плановом порядке повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года (ч. 5 ст. 62 Закона № 79‑ФЗ ).

Повышение квалификации может проходить:

  • в краткосрочной форме (объемом от 18 до 72 аудиторных часов) в целях освоения изменений в конкретных вопросах профессиональной деятельности;
  • в форме комплексного обновления знаний для решения соответствующих профессиональных задач (объемом от 73 до 144 аудиторных часов). В этом случае по аналогии с профессиональной переподготовкой гражданскому служащему могут быть зачтены разделы программы краткосрочного повышения квалификации, освоение которых подтверждено документами государственного образца, полученными не позднее трех лет до начала обучения по соответствующей программе повышения квалификации.
Заключительным этапом повышения квалификации является итоговая аттестация, после успешного прохождения которой государственным служащим выдаются документы государственного образца: либо удостоверение о краткосрочном повышении квалификации, либо свидетельство о повышении квалификации (п. 21 Требований № 362 ).

Стажировка

Согласно Требованиям № 362 стажировка подразумевает закрепление теоретических знаний, полученных гражданским служащим при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении им своих должностных обязанностей.

Мы уже отмечали, что в соответствии с п. 6 Положения № 1474 дополнительные профессиональные программы могут реализовываться полностью или частично в форме стажировки. На это указано и в ч. 12 ст. 76 Закона № 273‑ФЗ .

То есть в Законе № 273‑ФЗ стажировка выделена как форма реализации дополнительных профессиональных программ, а не как отдельный вид дополнительной профессиональной образовательной программы. Об этом говорится, например, в письмах Минобрнауки РФ от 09.10.2013 № 06-735 и Минтруда РФ от 31.07.2013 № 18-3/10/2-4297 . В связи с этим положения Требований о стажировке, являющейся самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданских служащих, неприменимы.

В силу п. 13 Порядка № 499 сроки стажировки определяются организацией самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.

Стажировка может носить индивидуальный или групповой характер и предусматривать такие виды обучающей деятельности, как работа с учебными изданиями, приобретение профессиональных и организаторских навыков, работа с технической, нормативной и другой документацией и др.

По результатам прохождения стажировки слушателю выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы.

Дополнительное профессиональное образование за пределами РФ

Частью 8 ст. 62 Закона № 79‑ФЗ установлено право гражданского служащего на получение дополнительного профессионального образования за пределами территории РФ, которое предусматривает приобретение знаний о зарубежном опыте государственного управления и овладения новыми профессиональными умениями и навыками.

Согласно разд. V Требований № 362 обучение за рубежом осуществляется в соответствии с международными договорами и на основе договоров, заключаемых государственным органом по управлению государственной службой или образовательным учреждением, определенным в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов, с иностранными государственными органами, организациями и образовательными учреждениями, а также с международными организациями (далее - зарубежные партнеры).

Необходимость в обучении за рубежом определяется представителем нанимателя.

При этом преимущество при направлении на обучение за рубежом имеют служащие со стажем гражданской службы более двух лет, при этом более одного года - в замещаемой должности. В то же время образовательные программы обучения за рубежом могут предусматривать предварительную подготовку служащих.

Продолжительность обучения устанавливается по согласованию с зарубежными партнерами исходя из целей и содержания обучения и не может превышать продолжительности обучения, определенной для соответствующих видов дополнительного профессионального образования (включая периоды предварительной подготовки и итоговой аттестации).

В случае повышения квалификации за рубежом гражданские служащие должны обучаться в группах численностью не более 10 человек. При этом обучающимся в составе групп (при необходимости) предоставляются услуги переводчика.

Профессиональная переподготовка и стажировка осуществляются индивидуально. В этом случае обязательным условием для гражданских служащих является знание иностранного языка, на котором ведется преподавание.

Государственный заказ на профессиональную переподготовку и повышение квалификации

План переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих реализуется за счет средств федерального бюджета, выделенных на исполнение государственного заказа (ст. 63 Закона № 79‑ФЗ ). Соответственно, закупки товаров, работ, услуг в рамках государственного заказа осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» .

В силу ч. 4 ст. 63 Закона № 79‑ФЗ государственный заказ на дополнительное профессиональное образование федеральных гражданских служащих, включая его объем и структуру, утверждается Правительством РФ после вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год. Отметим, что государственный заказ утверждается отдельно по каждому государственному органу с указанием количества федеральных гражданских служащих, направляемых на обучение, а также объема финансирования, предусмотренного в федеральном бюджете на такое обучение. На 2015 год государственный заказ на дополнительное профессиональное образование федеральных государственных гражданских служащих утвержден Распоряжением Правительства РФ от 06.03.2015 № 370‑р .

На дополнительное профессиональное образование гражданских служащих субъекта РФ государственный заказ утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ.

К сведению

Согласно Распоряжению Президента РФ от 08.05.2014 № 143‑рп «Об организации дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации в 2014 - 2016 годах» единственным исполнителем закупки услуг по организации дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих за пределами территории РФ в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44‑ФЗ является ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».

Отметим, что порядок формирования, размещения и исполнения государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих регламентирован Положением № 1474 .

Приказ Минобрнауки РФ от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный закон от 02.07.2013 № 185‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Статья 62. Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданского служащего

Дополнительное профессиональное образование отнесено к основным правам гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, включенные в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации или их аппаратах.

Представитель нанимателя и образовательное учреждение или иная организация, в которые гражданские служащие направляются на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку, обеспечивают необходимые условия для освоения служащими образовательных программ дополнительного профессионального образования.

За гражданским служащим в период получения им дополнительного профессионального образования сохраняется замещаемая должность и денежное содержание.

Основаниями для направления гражданского служащего на обучение по образовательной программе являются:

в) решение аттестационной комиссии о соответствии гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы при условии успешного освоения им образовательной программы.

Кроме перечисленных оснований профессиональная переподготовка гражданского служащего осуществляется и в случае изменения вида его профессиональной служебной деятельности.

На профессиональную переподготовку направляется гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "помощники (советники)", "специалисты" или "обеспечивающие специалисты", в случае его назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы категории "руководители".

По результатам профессиональной переподготовки гражданскому служащему может быть присвоена дополнительная квалификация.

Необходимость в прохождении профессиональной переподготовки гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы категории "руководители", "помощники (советники)" или "специалисты", относящиеся к высшей и главной группам должностей, а также должности гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты", относящиеся к главной группе должностей, с присвоением им дополнительной квалификации определяется представителем нанимателя.

Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя, но не реже одного раза в три года.

На повышение квалификации направляется гражданский служащий, впервые принятый на должность гражданской службы, по истечении испытательного срока или шести месяцев после поступления на гражданскую службу, а также гражданский служащий в случае его назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы иной группы в пределах одной категории должностей.

Стажировка гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя. Целью стажировки, которая проходит в государственных органах или иных организациях, является:

а) изучение передового, в том числе зарубежного, опыта;

б) закрепление теоретических знаний, полученных гражданским служащим в период профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении им своих должностных обязанностей.

Стажировка может являться как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданского служащего, так и составной частью его профессиональной переподготовки или повышения квалификации. Стажировка гражданских служащих осуществляется с отрывом от государственной гражданской службы. Стажировка, являющаяся самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданского служащего, организуется представителем нанимателя совместно с государственным органом или иной организацией, в которые он направляется для прохождения стажировки, при участии образовательного учреждения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "руководители", относящиеся к высшей группе должностей, осуществляются с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от государственной гражданской службы и с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории "помощники (советники)" или "специалисты", относящиеся к высшей группе должностей, а также должности гражданской службы категории "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" или "обеспечивающие специалисты", относящиеся к главной и ведущей группам должностей, осуществляются с отрывом или с частичным отрывом от гражданской службы. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих, замещающих иные должности гражданской службы, осуществляются с отрывом от гражданской службы.

Сроки обучения гражданских служащих по образовательным программам устанавливаются представителем нанимателя на основе нормативов продолжительности образовательных программ в соответствии с государственными требованиями к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке гражданских служащих, утверждаемыми в порядке, определяемом постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 362, которым утверждены государственные требования к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке гражданских служащих. Государственные требования введены в действие с 1 января 2009 г. и обязательны для всех образовательных учреждений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, расположенных на территории Российской Федерации и осуществляющих обучение гражданских служащих.

В соответствии с государственными требованиями дополнительным профессиональным образованием гражданских служащих является образование на базе высшего или среднего профессионального образования, осуществляемое в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, а также непосредственно в государственных органах или иных организациях, направленное на непрерывное профессиональное развитие гражданских служащих. При этом образовательные учреждения, реализующие программы дополнительного профессионального образования для гражданских служащих, самостоятельно определяют их содержание и технологию обучения.

Государственными требованиями предусмотрено, что профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих может осуществляться с отрывом, с частичным отрывом (до трех рабочих дней в неделю) или без отрыва (вечерние группы) от гражданской службы и с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий в зависимости от категорий и групп должностей гражданской службы.

В государственных требованиях раскрыто понятие "стажировка". В частности, стажировкой является изучение гражданским служащим передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепление теоретических знаний, полученных гражданским служащим при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении им своих должностных обязанностей. Продолжительность стажировки, являющейся самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданских служащих, может колебаться в интервале от 2 до 4 месяцев. При этом продолжительность стажировки, являющейся составной частью программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, определяется учебным планом соответствующих программ. Стажировка гражданских служащих на территории Российской Федерации и за ее пределами осуществляется с отрывом от гражданской службы. В государственных требованиях определены особенности организации дополнительного профессионального образования гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации, закреплены функции государственного органа по управлению государственной службой и образовательного учреждения при организации указанного образования за рубежом.

Организация профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих осуществляется на основе государственного заказа. Государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих формируется с учетом программ государственных органов по профессиональному развитию гражданских служащих, основанных на индивидуальных планах профессионального развития гражданских служащих.

Индивидуальный план профессионального развития гражданского служащего разрабатывается им в соответствии с должностным регламентом совместно с непосредственным руководителем сроком на три года и утверждается в порядке, устанавливаемом представителем нанимателя. В индивидуальном плане указываются:

а) цель, вид, форма и продолжительность получения дополнительного профессионального образования, включая сведения о возможности использования дистанционных образовательных технологий и самообразования;

б) направления дополнительного профессионального образования;

в) ожидаемая результативность дополнительного профессионального образования гражданского служащего.

Программа государственного органа по профессиональному развитию гражданских служащих утверждается его руководителем по согласованию с соответствующим государственным органом по управлению государственной службой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В программе, рассчитанной на три года:

а) прогнозируется ежегодная потребность в профессиональной переподготовке, повышении квалификации и стажировке гражданских служащих по категориям и группам должностей гражданской службы, направлениям, видам, формам и продолжительности получения дополнительного профессионального образования с учетом профиля и типа образовательных учреждений;

б) указываются этапы реализации программы, перечень мероприятий, а также показатели, позволяющие оценивать ход и результаты ее реализации;

в) прогнозируется ожидаемая результативность дополнительного профессионального образования гражданских служащих.

Система обучения гражданских служащих должна быть построена на дифференцированном подходе в соответствии с занимаемыми должностями с учетом категорий и групп должностей. Дифференцированные учебно-тематические планы и системы индивидуального обучения эффективно реализуются при подготовке гражданских служащих к квалификационным экзаменам. Перспективным представляется внедрение в деятельность образовательных учреждений дополнительного образования единой унифицированной системы организации учебно-воспитательного процесса, рассчитанной на двухгодичную образовательную программу с организацией стажировок в федеральных органах исполнительной власти, органах власти субъектов Федерации и органах местного самоуправления. Не менее важным является формирование системы социально-профессиональной адаптации выпускников учреждений высшего образования в последующей профессиональной деятельности на гражданской службе.

Дополнительное профессиональное образование гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации организуется в целях приобретения ими знаний о зарубежном опыте государственного управления и овладения новыми профессиональными умениями и навыками, необходимыми для выполнения служебных обязанностей. Необходимость в обучении за рубежом определяется представителем нанимателя исходя из:

а) перспективных направлений деятельности государственного органа и его структурных подразделений;

Продолжительность обучения за рубежом устанавливается по согласованию с зарубежными партнерами, исходя из целей и содержания обучения, и не может превышать продолжительности обучения, установленной для соответствующих видов дополнительного профессионального образования (включая периоды предварительной подготовки и итоговой аттестации).

Гражданские служащие, осуществляющие повышение квалификации за рубежом, обучаются в группах численностью не более 10 человек. Профессиональная переподготовка и стажировка за рубежом осуществляются индивидуально.

Гражданским служащим, обучающимся в составе групп, при необходимости предоставляются услуги переводчика. Для гражданских служащих, направляемых индивидуально на обучение за рубежом, знание иностранного языка, на котором осуществляется преподавание, является обязательным условием.

25 января 2008 г. принято распоряжение Президента Российской Федерации N 28-РП "Об организации дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации в 2008-2010 годах".

В соответствии с этим распоряжением приоритетные направления дополнительного профессионального образования гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации и состав групп гражданских служащих, направляемых за рубеж, утверждаются Администрацией Президента Российской Федерации.

После утверждения Правительством Российской Федерации государственного заказа на дополнительное профессиональное образование федеральных гражданских служащих на соответствующий год размещение государственного заказа на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих в 2008-2010 годах за пределами территории РФ будет осуществляться в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. С этой целью Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации поручено разработать и реализовать с участием российских и иностранных учебных заведений и различных организаций образовательные программы, включающие предварительное обучение гражданских служащих перед направлением за рубеж и их итоговую аттестацию. Гражданским служащим, успешно освоившим программы дополнительного профессионального образования за пределами территории РФ, Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации обеспечивает выдачу документа о дополнительном профессиональном образовании государственного образца.

"Кадровик. Кадровый менеджмент", 2009, N 6

В статье рассматриваются основные показатели состояния дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих. Показана динамика исполнения государственного заказа на их профессиональное обучение. Рассматриваются рекомендации по повышению эффективности и качества обучения государственных служащих в современных условиях.

Словарь управления персоналом. Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего на основании ст. 62 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" включает в себя профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку. Основанием для направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку являются:

1) назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе;

2) включение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе;

3) результаты аттестации гражданского служащего.

Современный этап развития государственной гражданской службы обусловливает необходимость повышения профессионализма государственных служащих, адекватных потребностям органов государственной власти. В этой связи научные исследования по проблемам состояния дополнительного профессионального образования (далее - ДПО) государственных служащих и их профессионального развития имеют практическую значимость для государственной службы, осуществляющей свою деятельность в условиях социально-экономического и финансового кризиса. Это может быть достигнуто только за счет более эффективной государственной стратегии в области ДПО на основе научных исследований и инновационных методов обучения . В то же время исследования, проведенные Академий народного хозяйства при Правительстве РФ, показали, что система ДПО не отвечает современным требованиям, а ее масштабы недостаточны для обеспечения потребности в повышении квалификации и переподготовке кадров (в том числе государственных служащих) . В Федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)" подчеркивается, что "качество профессионального обучения государственных служащих в недостаточной степени отвечает потребностям развития государственной службы" .

Анализ статистических данных современного состояния ДПО государственных служащих позволил выявить тенденции неустойчивого функционирования ДПО. В частности, возникло несоответствие между рыночным спросом и низким уровнем содержания образовательных программ по их удовлетворению . Данное несоответствие породило в системе ДПО государственных служащих ряд проблем, требующих их решения.

Первая проблема - это наличие нерешенных вопросов, связанных с планированием и проведением организационных мероприятий по подготовке государственных служащих на календарный год. Дело в том, что организаторы курса повышения квалификации для государственных гражданских служащих очень поздно получают из Аппарата Правительства и других государственных структур государственный заказ на ДПО государственных служащих.

Вторая проблема - это значительный рост объемов подготовки государственных служащих, т.к. каждый из них должен пройти соответствующее обучение один раз в три года. Это требует совершенно другого объема финансового, материально-технического и кадрового обеспечения ДПО.

Третья проблема - явно недостаточное финансирование системы дополнительного профессионального образования. Действующие с 1 января 2009 г. экономические нормативы стоимости образовательных услуг по программам ДПО государственных служащих даже после их двукратного повышения все же остаются недостаточными. Следует отметить, что данные экономические нормативы утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.05.2008 N 393 "Об определении размеров стоимости образовательных услуг в области дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих и ежегодных отчислений на его научно-методическое, учебно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение". В соответствии с экономическими нормативами стоимости образовательных услуг по дополнительному обучению государственных служащих для категории руководителей она составляет немногим более 128 руб., помощников (советников) и специалистов высшей, главной, ведущей и старшей групп должностей - 105 руб., обеспечивающих специалистов младшей группы должностей - 83,6 руб.

Четвертая проблема - сохранение традиционной подготовки государственных служащих, профессиональное образование которых не соответствует квалификационным требованиям .

Вышеназванные проблемы обусловлены общим состоянием ДПО государственных служащих. Выделим основные его показатели.

1. Количественные показатели обучения государственных служащих. Их анализ позволяет сделать следующие выводы:

во-первых, анализ соотношения количества государственных служащих, прошедших обучение по программам ДПО за 2007 - 2008 гг., свидетельствует о том, что в 2008 г. наблюдается его снижение (табл. 1);

во-вторых, анализ исполнения государственного заказа министерствами РФ за 2008 г. показал, что министерствами не выполнен в полном объеме план по ДПО государственных служащих; количество прошедших обучение ниже, нежели количество госслужащих, подлежащих обучению. К числу министерств, которые перевыполнили план обучения, следует отнести Минэкономразвития России - обучено 1047 человек, а планировалось - 788 человек; Минфин России - соответственно 330 и 283 человека;

в-третьих, работа министерств по ДПО государственных служащих оказала влияние на исполнение плана государственного заказа по профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственными служащими соответствующих федеральных служб и агентств. К числу федеральных служб и агентств, перевыполнивших план исполнения государственного заказа, следует отнести: Федеральную миграционную службу, Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральную налоговую службу, Федеральное казначейство, Федеральную службу государственной статистики, Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами. К числу федеральных служб и агентств, не выполнивших план (не обучено ни одного человека) государственного заказа относятся: Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Высший Арбитражный Суд РФ. В этих органах планировалось обучить 1150 человек, но практически не обучено ни одного человека.

Таблица 1

Соотношение количества государственных служащих,

прошедших обучение по программам ДПО за 2007 - 2008 гг.

2. Финансовые показатели. Их анализ свидетельствует о том, что:

во-первых, выделенный в соответствии с государственным заказом на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных служащих объем бюджетных ассигнований на 2008 г. в целом освоен не полностью (табл. 2);

во-вторых, из 85 федеральных органов исполнительной власти, участвовавших в исполнении государственного заказа в 2008 г., 32 федеральных органа исполнительной власти (38% от общего числа участников государственного заказа) в полном объеме освоили выделенные им бюджетные ассигнования. Аналогичная ситуация наблюдалась в 2007 г. Всего в 2007 г. из 695 734,9 тыс. руб., предусмотренных на оплату обучения гражданских служащих, федеральные органы исполнительной власти освоили 644 700,37 тыс. руб. (92,66% от общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение заданий государственного заказа на 2007 г.). Не освоено 51 034,53 тыс. руб. бюджетных ассигнований;

в-третьих, основные причины частичного неосвоения выделенных средств заключаются в следующем:

В связи с неукомплектованностью штатной численности в большинстве федеральных органов исполнительной власти происходит замена запланированного обучения по программам профессиональной переподготовки гражданских служащих на обучение по программам повышения квалификации;

Недостаточно четко организована работа отдельных федеральных органов исполнительной власти, имеющих сеть территориальных органов, по организации проведения ДПО гражданских служащих соответствующих территориальных органов.

Таблица 2

Объем бюджетных средств, выделенных на реализацию

государственного заказа по ДПО государственных служащих

на 2008 год

3. Показатели динамики ДПО государственных служащих. Они позволяют выявить тенденции и закономерности в этой области, а также выработать на их основе соответствующие управленческие решения. В нашем случае такой анализ осуществлен за период с 2004 по 2008 гг. (табл. 3).

Таблица 3

Динамика исполнения государственного заказа на ДПО

государственных служащих за 2004 - 2008 гг.

Наименование
показателей

% к
2004 г.

% к
2005 г.

% к
2006 г.

% к
2007 г.

Объем
финансирования
госзаказа
(тыс. руб.)

Обучено
гражданских
служащих
(чел.)

Количество
ФОИВ,
участвующих
в госзаказе

Средняя
стоимость
обучения
одного
слушателя
(руб.)

Средняя
стоимость
одного часа
обучения
(руб.)

По результатам анализа динамики системы ДПО государственных служащих за период с 2004 по 2008 гг. можно сделать следующие выводы:

За исследуемый период наблюдается стабильный рост бюджетных ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на исполнение заданий государственного заказа, а также количества федеральных органов исполнительной власти - участников государственного заказа. Кроме того, положительная динамика сохраняется и по основному показателю реализации государственного заказа - количеству гражданских служащих, успешно освоивших программы дополнительного профессионального образования в рамках государственного заказа;

Положительная динамика сохраняется по объему финансирования государственного заказа на обучение государственных служащих. В 2007 г. относительно 2004 г. рост составил 908,4%, т.е. более чем в 9 раз. Наибольший объем финансирования был в 2006 г., рост по отношению к 2005 г. составил 573,8%. Этот факт роста можно объяснить принятием в 2004 г. Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", определившего порядок и сроки обучения государственных служащих один раз в три года. Это потребовало существенно увеличить объем финансирования. В 2008 же году объем финансирования составил 74,7% от государственного заказа;

Рост количества обучения государственных служащих также наблюдается в 2006 г. (576,9%), который связан с формированием федеральных органов исполнительной власти и реорганизацией организационной структуры государственной гражданской службы, ее реформированием, а также административной реформой;

В 2008 г. по сравнению с 2004 г. увеличилось более чем в 1,5 раза (с 54 до 85) количество федеральных органов исполнительной власти, участвующих в государственном заказе на ДПО государственных гражданских служащих;

Несмотря на положительную динамику показателей государственного заказа по обучению государственных служащих, наблюдается снижение средней стоимости обучения одного слушателя. Так, например, если в 2004 г. она составила 6779 руб., то в 2005 г. наблюдается снижение до уровня 5914 руб. и 5881 руб. в 2006 г. И только лишь в 2007 г. средняя стоимость обучения одного слушателя увеличилась и составила 6426 руб. (это примерно уровень 2004 г.). В 2008 г. средняя стоимость обучения одного слушателя снизилась и составила 5249 руб.;

Аналогичная ситуация выглядит и со стоимостью нормы одного академического часа (из расчета программы повышения квалификации в объеме 72 часов). В 2004 г. она составила 94 руб., 2005 г. - 82 руб., 2006 г. - 81,7 руб., 2007 - 89,3 руб., т.е. не вышли на уровень 2004 г. В 2008 г. средняя стоимость одного академического часа обучения снизилась на 18,4%.

Таким образом, процесс дополнительного обучения государственных служащих необходимо формировать с учетом программ государственных органов по профессиональному развитию государственных служащих, основанных на индивидуальных планах их профессионального развития. В систему ДПО государственных служащих необходимо внедрять новые механизмы, обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов и повышение качества образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения.

Литература

1. Обучение государственных служащих: современное состояние и перспективы: Учеб. пособие. - М.: Дело, 2002; Состояние и особенности государственной службы Российской Федерации финансово-экономического профиля: Учеб. пособие / Под ред. проф. Е.Д. Богатырева. - М.: ФА, 2007.

2. Атаманчук С.Г., Матирко В.И. Государственная служба: кадровый потенциал. - М.: Дело, 2001; Кузнецов О.В., Иванов А.В. Мониторинг реформирования государственной службы в финансово-экономической сфере // Вестник Финансовой академии. М.: ФА, 2007. N 4.

3. Разовский Ю.В., Ольшанский Ю.П. Анализ функционирования стратегии развития учреждения дополнительного профессионального образования // Высшее образование для XXI века. Третья международная научная конференция 18 - 20 октября 2006 г. Доклады и материалы. Выпуск 4. М.: МГУ, 2006.

4. Мониторинг экономики образования. Спрос на рабочую силу - мнение работодателей. Информационный бюллетень. 2006. N 1(19). М.: ГУ-ВШЭ. С. 6.

5. Федеральная программа "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)". Указ Президента РФ от 10.03.2009 N 261 // Собрание законодательства РФ, 16.03.2009, N 11, ст. 1277.

6. Кузнецов О.В. Повышение квалификации или профпереподготовка? // Государственная служба, 2009. N 1.

7. Болотина Ю.О., Халитова С.А. Взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг региона // Дополнительное профессиональное образование, 2008. N 1.

8. О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации. Указ Президента РФ от 28.12.2006 N 1474 (ред. от 12.2007) // Собрание законодательства РФ, 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 203, редакция документа приведена по СПС "КонсультантПлюс".

О.Кузнецов

проректор по бизнес-образованию

Финансовой академии

при Правительстве РФ

Подписано в печать

Федеральным законом № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» закреплен принцип профессионализма и компетентности в качестве единого фундаментального принципа организации и функционирования государственной службы. Под профессионализмом имеются в виду глубокие и всесторонние знания и владение практическими навыками в соответствующей области государственно-служебной деятельности. Под компетентностью понимаются показатели, характеризующие профессиональные знания, осведомленность и способности государственного служащего к эффективной их реализации в своей служебной деятельности.

Реализация принципа профессионализма и компетентности на государственной службе обеспечивается, прежде всего, системой профессионального развития государственных служащих.

Федеральным законом № 79-ФЗ на государственных служащих возложена обязанность поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных полномочий, им гарантируются повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения. На кадровые службы государственных органов возложена обязанность анализировать уровень профессиональной подготовки государственных служащих.

Следовательно, систематическое повышение квалификации является юридически обязательной частью и элементом прохождения государственной службы каждым государственным служащим в любом государственном органе.

Организация дополнительного профессионального образования гражданских служащих осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации».

Повышением квалификации гражданских служащих является обновление знаний и совершенствование навыков гражданских служащих, имеющих профессиональное образование, в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач.

В существующей системе государственной службы профессиональное развитие тесно связано с продвижением по службе, оценкой качества службы, уровнем денежного содержания, присвоением классных чинов, применением мер поощрения и т.д.

Сама государственная служба считается творческим трудом, поэтому государственный служащий, избравший ее своей профессией, должен непрерывно повышать свой теоретический уровень на протяжении всей служебной деятельности, независимо от замещаемой государственной должности. Именно по этим причинам повышение квалификации органически «встроено» в систему прохождения государственной службы.

Обязательно повышение квалификации, в частности, предусмотрено для государственных служащих - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года (Федеральный закон № 79-ФЗ).

Основанием для направления гражданского служащего на повышение квалификации являются:

  • - назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе;
  • - включение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе;
  • - результаты аттестации гражданского служащего, проводимой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации».

Необходимо учитывать, что в ряде случаев направление гражданского служащего на повышение квалификации позволяет продлить имевшие с ним служебные отношения, -- в соответствии со статьей 31 Федерального закона № 79-ФЗ государственно-служебные отношения с гражданским служащим могут быть продолжены при ликвидации (реорганизации) государственного органа, сокращении должностей гражданской службы, при направлении гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации. служащий карьера социальный управа

Отказ гражданского служащего от предложенного повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при не предоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы, влечет за собой расторжение заключенного с ним служебного договора по подпункту 6 пункта 1 статьи 33 Федерального закона № 79-ФЗ.

Прохождение гражданским служащим повышения квалификации подтверждается соответствующим документом государственного образца и является преимущественным основанием для включения гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе или продолжения замещения гражданским служащим своей должности гражданской службы.

Нина Ковязина заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

В этом решении:

Виды допобразования

Гражданский служащий может получить дополнительное профессиональное образование в виде:

Основания для допобразования

Направить гражданского служащего на обучение по дополнительной профессиональной программе нужно по следующим основаниям:

  • назначение гражданского служащего в порядке должностного роста на другую должность на конкурсной основе;
  • включение гражданского служащего в кадровый резерв для замещения должности на конкурсной основе;

Профессиональная переподготовка

Государственный орган может направить гражданского служащего на профессиональную переподготовку в следующих случаях:

  • изменился вид профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;
  • гражданский служащий, замещающий должность категории «помощники (советники)», «специалисты» или «обеспечивающие специалисты» назначен в порядке должностного роста на должность категории «руководители».

Повышение квалификации

Государственный заказ

Организация дополнительного профобразования для гражданских служащих осуществляется на основе государственного заказа ( , п. 10 положения, утвержденного Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474).

Индивидуальный план профразвития

Индивидуальные планы разрабатываются на три года в соответствии с должностными регламентами совместно с непосредственным руководителем. В нем указываются:

  • цель, вид, форма и продолжительность получения дополнительного профобразования, включая сведения о возможности использования дистанционных образовательных технологий и самообразования;

Заявка на обучение

До 1 марта направьте в Минтруд России заявку на обучение федеральных государственных гражданских служащих на следующий год.

Обучение за границей

Если гражданский служащий направляется на обучение за границу, то Минтруд России должен согласовать с Администрацией Президента РФ и Аппаратом Правительства РФ:

  • предметно-тематическое содержание дополнительных профессиональных программ, по которым будет обучаться служащий;
  • перечень государств, куда направляется служащий.
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...