Закон о добровольческой деятельности. Федеральный закон о добровольчестве (волонтерстве)

Федеральный закон «О добровольчестве (волонтерстве)»

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования

1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением физическими лицами (добровольцами, волонтерами) добровольной общественно полезной деятельности в форме безвозмездного выполнения работ , оказания услуг (добровольческой деятельности).

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы добровольчества (волонтерства), основные понятия, виды и принципы добровольческой (волонтерской) деятельности, права и обязанности участников добровольческой деятельности, а также меры по стимулированию добровольчества (волонтерства).

3. Неправомерное вмешательство со стороны государственных (муниципальных) органов власти, их должностных лиц в деятельность добровольцев (волонтеров) не допускается.

Статья 2. Основные понятия

Доброволец(волонтер)- физическое лицо, осуществляющее добровольческую деятельность в интересах благополучателя или общества в целом самостоятельно или от имени организации.

Добровольческая(волонтерская) деятельность - способ реализации права каждого на участие в процессе определения и решения общественных проблем и задач, осуществляемая безвозмездно на основе свободного волеизъявления, индивидуально или коллективно на благо других людей или общества в целом.

Безвозмездной является деятельность, осуществляемая без выплаты вознаграждения в любой материальной форме.

Организатор добровольческой деятельности – зарегистрированная организация любой формы собственности, привлекающая добровольцев (волонтеров) для ведения добровольческой деятельности в интересах благополучателей или общества в целом.

Благополучатели – физические лица, социальные группы, организации и учреждения, среда и общество в целом, в качестве адресатов добровольческой деятельности, в интересах которых добровольческая деятельность осуществляется индивидуально или по поручению организатора добровольческой деятельности

Статья 3. Основные принципы добровольчества (волонтерства)

Добровольческая (волонтерская) деятельность осуществляется в соответствии с принципами:

1. добровольности, равноправия, и законности деятельности добровольцев (волонтеров);

2. свободы в определении целей, форм и методов и выбора добровольческой (волонтерской) деятельности;

3. гласности и общедоступности информации о добровольческой (волонтерской) деятельности;

4. гуманности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности;

5. равенства всех, независимо от пола, вероисповедания , национальности, языка, социального статуса, возраста в праве на осуществление добровольческой (волонтерской) деятельности;

6. солидарности, добросовестности и сотрудничества участников добровольческой (волонтерской) деятельности;

7. равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества в данной сфере;

Глава 2. Цели, основные виды и приоритетные направления добровольчества (волонтерства)

Статья 4. Цели добровольческой деятельности (волонтерства)

Цели добровольчества (волонтерства):

Реализация права членов общества на участие в общественных изменениях и развитии общества в целом

Содействие развитию активной гражданской позиции, чувства социальной ответственности, солидарности, взаимопомощи и милосердия в обществе

Содействие творческому и духовному развитию, познанию нового, совершенствованию своей жизни, раскрытию своего полного человеческого потенциала для каждого члена общества

Содействие решению общих проблем и задач, поиску инновационных подходов и решений,

Статья 5. Основные формы и виды добровольческой (волонтерской) деятельности

5.1. Добровольческая деятельность может осуществляться в форме:

Индивидуальной добровольческой(волонтерской) деятельности;

Добровольческой (волонтерской) деятельности в составе незарегистрированного объединения или группы;

Добровольческой (волонтерской) деятельности в составе зарегистрированной организации любой формы собственности

5.2. Основными видами добровольческой (волонтерской) деятельности являются:

Оказание помощи и поддержки лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе людям с особенностями развития, малоимущим гражданам, безработным , детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, людям пожилого возраста, и иным категориям и группам лиц, нуждающимся в посторонней помощи и поддержки, в том числе в учреждениях сферы здравоохранения, образования и социальной защиты.

Оказание помощи лицам, пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных и других катастроф, в результате социальных конфликтов, несчастных случаев , а также жертвам преступлений, беженцам и вынужденным переселенцам; Содействие преодолению последствий, а также профилактике стихийных бедствий, экологических, техногенных и других катастроф

Содействие защите и охране окружающей среды , защите животного и растительного мира, благоустройству территорий, сохранению культурного и природного наследия,

Содействие развитию всех видов искусств и культуры в целом, создания возможностей для творческого самовыражения и раскрытия творческого потенциала каждого, содействие сохранению культурного наследия и сохранения историко-культурной среды, памятников истории и культуры,

Содействие развитию и доступности образования, науки, популяризации знаний, развитию инноваций

Содействие развитию и популяризации физической культуры и спорта, содействие развитию активного досуга, содействие развитию юношеского спорта и физической культуры для пожилых граждан

Содействие проведению мероприятий общероссийского и международного значения, связанных с организацией массовых спортивных, культурных и других зрелищных и общественных мероприятий;

Иная деятельность, не противоречащая законодательству и направленная на помощь другим и/или содействие улучшениям в обществе

Глава 3. Организация добровольческой (волонтерской) деятельности

Статья 6. Права и обязанности добровольцев (волонтеров)

1. Доброволец (волонтер) имеет право на:

Свободный выбор своего участия в осуществлении добровольческой деятельности;

Свободный выход из добровольческой деятельности в любой момент;

Получение достоверной информации об организации, ее руководстве и принципах деятельности, целях и задачах добровольческой деятельности, ее содержании и организационном устройстве;

Участие в информационных и образовательных программах и иных мероприятиях, организуемых, инициируемых или рекомендуемых для качественного осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности;

Возмещение расходов на транспорт, проживание, питание, страхование и других связанных с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности затрат, в случаях если это предусмотрено заключенным с организатором добровольческой деятельности гражданско-правовым договором;

Получение от организатора добровольческой деятельности рекомендательных писем, а также записей в добровольческую книжку, подтверждающих осуществление добровольческой (волонтерской) деятельности и приобретенные опыт и навыки;

Сохранение конфиденциальности персональных данных, и иных конфиденциальных сведений переданных организатору волонтерской деятельности;

Для студентов и школьников образовательных учреждений, на учет в качестве производственной (ознакомительной) практики по решению образовательного учреждения, при условии подтверждения личной книжкой добровольца либо рекомендательным письмом от организатора добровольческой деятельности.

2. Доброволец (волонтер) обязан:

Добросовестно выполнять задания, полученные от организатора добровольческой (волонтерской) деятельности в соответствии с условиями договоренности;

Соблюдать правила и принципы осуществления добровольческой(волонтерской) деятельности, с которыми доброволец был ознакомлен организатором добровольческой деятельности

Соблюдать конфиденциальность информации, к которой волонтер (доброволец) имеет доступ в процессе добровольческой (волонтерской) деятельности;

Не допускать передачи своих обязательств иным лицам без согласия организатора добровольческой (волонтерской) деятельности;

Бережно относиться к материальным ресурсам, оборудованию, вверенному ему в процессе осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности


Статья 7. Договор о добровольческой (волонтерской) деятельности

1. Добровольческая (волонтерская) деятельность может осуществляться как на основе договора (соглашения), заключаемого в письменной или устной форме между добровольцем (волонтером) и организатором добровольческой (волонтерской) деятельности, так и без такового. Договоры, предусматривающие возмещение связанных с их исполнением расходов добровольцев (волонтеров) должны быть заключены в письменной форме.

2. Договор о добровольческой (волонтерской) деятельности может заключаться с лицами, достигшими возраста 16 лет. Лица, достигшие возраста 14 лет, могут заключать договор о добровольческой (волонтерской) деятельности с письменного согласия своих законных представителей.

3. Полномочия добровольца (волонтера) в его отношениях с третьими лицами могут быть определены в доверенности, выдаваемой организатором добровольческой деятельности.

Статья 8. Ответственность организатора добровольческой деятельности

1. Организатор добровольческой деятельности несет ответственность за:

Организацию деятельности волонтеров (добровольцев);

Обеспечение осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности в безопасных условиях, либо с соблюдением обязательных требований в области осуществления опасных работ;

Ознакомление добровольца с порядком и правилами осуществления добровольческой деятельности, предоставлением информации необходимой добровольцу(волонтеру) для осуществления добровольческой деятельности;

Выполнение иных предусмотренных договором о добровольческой (волонтерской) деятельности обязанностей.

Статья 9. Добровольчество (волонтерство) осуществляемое в индивидуальном порядке или в составе незарегистрированных объединений и групп

1. В случае, если организатором добровольческой деятельности выступает гражданин или группа и организация не имеющая юридической регистрации, ответственность за причиненный ими ущерб подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

2. Добровольчество (волонтерство) осуществляемое в индивидуальном порядке или в составе незарегистрированных объединений и групп имеет право на содействие и поддержку со стороны государственных (муниципальных) органов власти, их должностных лиц при осуществлении общественно полезной деятельности.

Статья 10. Добровольческая (волонтерская) деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства Российской Федерации

1. Иностранные граждане и лица без гражданства Российской Федерации имеют право осуществлять добровольческую (волонтерскую) деятельность наравне с гражданами Российской Федерации.

2. Для иностранных граждан, законно прибывающих на территорию Российской Федерации в качестве добровольцев (волонтеров) может быть установлен упрощенный порядок получения визы, а также осуществления деятельности на территории Российской Федерации без получения разрешения на работу.

Статья 11. Личная книжка добровольца (волонтера)

1. Личная книжка добровольца (волонтера) может выдаваться организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования , либо от имени некоммерческой организации с согласия добровольца (волонтера).

2. Личная книжка добровольца (волонтера) служит для учета добровольческой (волонтерской) деятельности и содержит сведения о деятельности добровольца (волонтера),.

3. Личная книжка добровольца (волонтера) оформляется на русском языке . В случае установления республикой, находящейся в составе Российской Федерации, своего государственного языка (государственных языков) за счет средств бюджета этой республики может быть изготовлена и включена в личную книжку добровольца (волонтера) дополнительная страница, на которой сведения о личности добровольца (волонтера) дублируются на государственном языке (государственных языках) республики.

4. Личная книжка добровольца (волонтера) должна иметь систему защиты от несанкционированного изготовления и подделки.

Статья 13. Государственная поддержка и участие в развитии добровольческой деятельности

К механизмам поддержки и участия в развитии добровольческой деятельности органов государственной власти Российской Федерации относятся:

Формирование и осуществление государственной политики в области поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности;

Разработка и реализация федеральных программ поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности;

Мониторинг и анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей добровольческой (волонтерской) деятельности;

Формирование механизмов продвижения и популяризации ценностей и практики добровольчества в обществе.

Создание экономических (финансовых) условий обеспечения поддержки и развития добровольчества,

Осуществление поддержки массовых молодежных добровольческих акций, направленных на социально полезную деятельность;

Содействие распространению корпоративных программ поддержки благотворительной и добровольческой деятельности, а также реализации организациями принципов социальной ответственности бизнеса, в том числе распространению корпоративной социальной отчетности.

Содействие развитию международного сотрудничества и обмена опытом в сфере благотворительной деятельности и добровольчества.

Разработка рекомендация для учреждений сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры, искусства и спорта мотивирующих их к привлечению организаторов добровольческой деятельности и добровольцев к участию в осуществлении деятельности этих организаций

Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 16.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

С 1 мая вступает в силу закон "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве) ", который президент России подписал 5 февраля 2018 года. Документ вносит существенные изменения в закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", уравнивает понятия "волонтерство" и "добровольчество" и формирует единый подход к регулированию отношений в сфере добровольчества. Эксперты ассоциации "Юристы за гражданское общество" рассказали ТАСС, что изменится для некоммерческих организаций, органов власти и волонтеров.

Зачем принят новый закон?

Принять такой закон после встречи президента РФ Владимира Путина с представителями социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО), благотворительных организаций и волонтерского движения 26 июля 2017 года. Тогда участники некоммерческого сектора сказали, что у них возникает немало проблем и сложностей в связи с разными подходами к работе с волонтерами и с документами, которые при этом необходимы.

Новый закон более четко определяет всех ключевых участников процесса в правовом поле.

Что именно меняет закон?

  • Уравнены понятия "волонтер" и "доброволец"

Впервые понятие "волонтер" появилось в российском законодательстве в связи с проведением Олимпиады в Сочи, а затем перешло в закон о физической культуре и спорте. А слово "добровольцы" использовалось в законе о благотворительной деятельности. И хотя для большинства из нас слова "волонтер" и "доброволец" — синонимы, юридически разница состояла в том, что в организации спортивных мероприятий участвуют волонтеры, а в благотворительной деятельности — добровольцы. Труд добровольцев является исключительно безвозмездным.

  • Определен статус добровольческих (волонтерских) организаций
  • Уточнены полномочия органов власти и местного самоуправления
  • Уточняется содержание договора с добровольцем (волонтером)

Что может получить доброволец (волонтер)?

Так же как и раньше, доброволец может получать поддержку в виде питания, формы, необходимого оборудования и средств индивидуальной защиты, а также оплату проезда до места назначения и обратно, страхование жизни и здоровья, психологическую помощь и возмещение расходов. Также доброволец может рассчитывать на информационную, консультационную и методическую поддержку в той форме, которая установлена организацией. Закон предусматривает для добровольца возможность получать поощрения и награждения за труд, в том числе в рамках конкурсов и программ всех уровней.

Что предполагает договор с добровольцем?

Если закон о физической культуре и спорте обязывает организации заключать договор с волонтером, то по закону о благотворительной деятельности договор с добровольцем не обязателен. С 1 мая вопрос, заключать или не заключать договор с добровольцем, также останется на усмотрение организации. Новшество состоит в том, что теперь более подробно описано содержание договора.

Так, в документе может быть прописано возмещение добровольцу расходов на наем жилого помещения, проезд, питание и на средства индивидуальной защиты, оборудование и спортивное снаряжение, а также оплата страховых взносов на медицинское страхование либо на страхование жизни или здоровья волонтера во время его добровольческой деятельности.

Юристы отмечают, что в договоре с добровольцем (волонтером) не должно быть никаких терминов трудового права (работа, отпуск, график, обязанности и т.д.). Даже подписав договор с организацией, доброволец может в любой момент отказаться от этой деятельности.

Что изменится для организаторов?

Закон вводит два совершенно новых понятия — организатор добровольческой деятельности и добровольческая организация. Статус организатора добровольческой деятельности могут получать НКО и физические лица, которые привлекают добровольцев к волонтерской деятельности. "С физическими лицами есть много вопросов. Во-первых, непонятно, какую деятельность в рамках закона может организовать физическое лицо с привлечением волонтеров. Во-вторых, в теории пока непонятно, как юридически это будет оформлено, как это будет выглядеть с точки зрения даже налогового законодательства", — отметили юристы.

Новый закон предусматривает, что добровольческие организации могут принимать программы развития добровольчества, получать поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления, информировать граждан о возможностях стать добровольцами, участвовать в формировании и деятельности координационных и совещательных органов в сфере добровольчества, создаваемых при органах госвласти и местного самоуправления, а также получать поддержку, предусмотренную законодательством РФ, например как социально ориентированная некоммерческая организация.

Что изменится для органов власти?

Теперь государственные органы и органы местного самоуправления получили законное право привлекать добровольцев. И это абсолютное новшество. "Фактически государство получает возможность использовать труд добровольцев для решения своих задач", — отмечают юристы.

Закон дает возможность органам исполнительной власти разрабатывать и проводить программы для поддержки добровольчества и формировать для этой же цели единую информационную систему, которая включает сведения о добровольцах, организаторах волонтерской деятельности и добровольческих организациях. Информация в эту систему предоставляется не в обязательном порядке, а при желании.

Кроме того, документ позволяет органам власти в регионах внедрять собственные программы поддержки добровольчества.

Также с 1 мая начинают действовать изменения Налогового кодекса РФ, которые президент подписал 23 апреля. Теперь не будут облагаться налогом НДФЛ доходы, полученные добровольцами (волонтерами) в рамках гражданско-правовых договоров.

Дарья Бурлакова

“. Мы даем ответы на разные-разные вопросы о волонтерстве. Нашим ответам можно доверять! Своими знаниями, размышлениями и опытом делятся опытные работающие сегодня волонтеры, координаторы волонтерских групп, специалисты и эксперты.

Правовые основы волонтерства, документация по работе с волонтерами

Общие правовые основы деятельности волонтеров созданы следующими документами:

  • Всеобщая Декларация Прав Человека (1948 г.);
  • Международная Конвенция о Правах Ребенка (1989 г.);
  • Конституция РФ (1993 г., ч. 4 и 5, ст. 13, ч. 2, ст. 19, ст. 30);
  • Гражданский Кодекс РФ (ст. 117);

Статус добровольцев в различных сферах деятельности регулируется следующими законодательными актами:

  • Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” (статья 5 – определение понятия «доброволец» в контексте благотворительной деятельности (виды такой деятельности – статья 2); статья 7.1 – договоры между добровольцем и благополучателем, благотворительной организацией, компенсация расходов добровольца).
  • Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ “Об обращении лекарственных средств” (статьи 38, 43 – участие добровольцев в клинических испытаниях лекарственных средств)
  • Закон РФ от 9 июня 1993 г. N 5142-I “О донорстве крови и ее компонентов”
  • Федеральный закон от 6 мая 2011 г. N 100-ФЗ “О добровольной пожарной охране”

Законодательные акты, регулирующие отдельные вопросы деятельности добровольцев

  • Гражданский кодекс РФ (статья 582 «Пожертвование», с учетом Письма Минфина РФ от 29 декабря 2009 г. N 03-03-06/4/112)
  • Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ “Об общественных объединениях” (определяет возможные организационно-правовые формы деятельности волонтерских объединений)
  • Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (статья 31.1 – обучение и подготовка добровольцев государством как одна из форм поддержки социально ориентированных НКО)
  • Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования” (статья 7 – освобождение компенсаций добровольцам со страховых взносов)
  • Налоговый кодекс РФ (пункты 3, 4 статьи 217 – освобождение компенсаций добровольцам и выплат донорам от НДФЛ)

Отдельным федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ “Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” определен статус волонтеров, помогающих в проведении Олимпийских игр 2014 года в г.Сочи. Статья 5 регулирует привлечение волонтеров, статья 12.1 – деятельность иностранных граждан в качестве волонтеров.

Таким образом, законодательно урегулированы следующие аспекты деятельности добровольцев (без учета специальных правил для добровольных пожарных, испытателей лекарств и доноров крови):

Общее определение : физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (статья 5 ФЗ «О благотворительной деятельности»). Благотворительная деятельность определяется в статье 2 того же ФЗ.

Правовая основа деятельности добровольцев: договор (статья 7.1 ФЗ «О благотворительной деятельности»). Его заключение допустимо, но не является обязательным, возможно его заключение в устной или простой письменной форме. Стороны договора: доброволец и благополучатель (адресат помощи добровольцев), доброволец и благотворительная организация.

Предмет договора – безвозмездное выполнение добровольцем работ (оказание услуг) благополучателю или благотворительной организации в рамках ее деятельности, компенсация расходов, в частности, на проезд, питание, жилье, СИЗ, страхование.

Налоговые последствия компенсаций, выплачиваемых добровольцам – вопрос об обложении их от НДФЛ определенно не урегулирован, допустимо различное толкование; освобождение от страховых взносов во внебюджетные фонды прямо предусмотрено законом.

Налоговые последствия получения добровольческой помощи организациями . Для НКО помощь добровольцев, которая выражается в определенном материальном результате, относится к целевым поступлениям, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (статья 251 НК РФ). Для прочих организаций – внереализационный доход (пункт 8 статьи 250 НК РФ). Кроме того, внереализационным доходом признаются безвозмездно полученные организацией (в том числе и НКО) работы и услуги, хотя на практике они могут и не учитываться при определении налоговой базы.

Организационно-правовая форма деятельности добровольцев – благотворительная организация, общественная организация без образования юридического лица.

Не урегулированы

  • Стандарты помощи, оказываемой волонтерами/добровольцами
  • Особый порядок допуска добровольцев к сферам помощи, требующим специальной подготовки – пока есть только в отношении добровольной пожарной охраны.

Важным концептуальным документом является Всеобщая Декларация добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации Добровольческих усилий (Амстердам, январь, 2001 г.) при поддержке Генеральной Ассамблеи ООН и Международной Ассоциации Добровольческих усилий (IAVE).

Основы государственной политики в отношении волонтерства сформулированы в «Концепции развития благотворительной деятельности и добровольчества» от 30.07.2009 №1054-р

сделать пожертвование

выбор оплаты

Продолжить

Москва. 26 января. сайт - Госдума на заседании в пятницу приняла в третьем окончательном чтении закон, регулирующий добровольческую деятельность в России.

Цель принятого закона - формирование единого подхода к регулированию отношений в сфере добровольчества (волонтерства). Законопроектом "уравниваются понятия "волонтерство" и "добровольчество", что позволит устранить противоречие между рядом правовых актов в этой сфере", - говорится в сопроводительных документах.

Закон определяет статус волонтерских организаций, организаторов волонтерской деятельности и волонтеров, закрепляются требования, которым должны соответствовать такие организации и лица.

Так, согласно закону, добровольцы (волонтеры) определяются как физические лица, добровольно осуществляющие благотворительную деятельность в общественно полезных целях, либо участвующие в организации и проведении физкультурных и спортивных мероприятий.

Председатель профильного комитета Госдумы по развитию гражданского общества, общественным и религиозным организациям Сергей Гаврилов отметил, что законопроект устанавливает правовые условия и открывает новые возможности для осуществления добровольческой деятельности.

По его словам, закон определяет новые полномочия федеральных органов исполнительной власти - разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) РФ, содержащих мероприятия, направленные на поддержку волонтерства, участие в формировании единой информационной системы в сфере развития волонтерства, оказание поддержки таким организациям, в том числе по взаимодействию с госучреждениями, социально ориентированным НКО.

"Важно, что предоставление сведений для включения в единую информационную систему в сфере развития добровольчества(волонтерства) осуществляется добровольно", - отметил Гаврилов.

Он добавил, что благодаря принятию этого законопроекта добровольцам в рамках госпрограмм будет обеспечено "питание, приобретение специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, предоставление помещения во временное пользование, оплата проезда до места назначения и обратно, уплата страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности".

Волонтеры религиозных организаций

Законопроект также прописывает положение, согласно которому "законодательство о благотворительной деятельности не распространяется на деятельность граждан, направленную на безвозмездное добровольное участие в организации богослужений и иных религиозных обрядов (церемоний), совершаемых религиозными объединениями".

Гаврилов пояснил, что сохраняется отделение церкви от государства в вопросе привлечения волонтеров для обеспечения богослужебной деятельности. При этом в вопросе социального служения церковные волонтерские организации смогут пользоваться всеми правами и господдержкой, предусмотренными в законодательстве, как и любые другие волонтеры. Такое правило будет действовать в отношении всех конфессий.

"Особенности привлечения добровольцев (волонтеров) для осуществления деятельности религиозных организаций будут определяться федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях". Русская православная церковь, а также религиозные организации других традиционных конфессий станут полноправными субъектами добровольческой деятельности и смогут получать поддержку в рамках волонтерских госпрограмм, и закон при этом никак не ущемит их деятельность", - сказал Гаврилов.

Он отметил, что в ходе рассмотрения законопроекта была принята поправка, согласно которой религиозные организации в соответствии со своими внутренними установлениями будут вправе на законных основаниях привлекать добровольцев (волонтеров) для участия в организации богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, а также для выполнения работ, оказания услуг, направленных на поддержку и обеспечение видов деятельности религиозных организаций, предусмотренных их уставами.

Религиозные организации будут вправе заключать с добровольцами гражданско-правовые договоры о волонтерской деятельности, предметом которых являются безвозмездное выполнение волонтерами работ и оказание ими услуг, отметил он. При этом существенным условием такого договора станет соблюдение внутренних установлений религиозной организации, являющейся стороной договора.

"Договор о добровольческой (волонтерской) деятельности может предусматривать возмещение связанных с его исполнением расходов добровольца (волонтера) на питание, приобретение специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, предоставление помещения во временное пользование, оплату проезда до места назначения и обратно, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности", - сказал он.

"Такая добровольческая (волонтерская) деятельность не будет регулироваться порядком взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, волонтерскими организациями. Данные изменения нашли поддержку со стороны представителей религиозных организаций России, в частности, юридической службы Московской Патриархии", - пояснил Гаврилов.

Такие изменения, по словам Гаврилова, позволят сохранить религиозным организациям свою свободу в ходе осуществления своей духовной, богослужебной и церковно-пастырской деятельности.

Май 7, 2018

Президент России Владимир Владимирович Путин подписал закон, который регулирует волонтерскую деятельность в стране. Закон вступил в силу с 1 мая.
Принятый законопроект, главным образом, признает равнозначными понятия «доброволец» и «волонтёр», добровольческая и волонтерская деятельность в документе определены как – «благотворительная деятельность, осуществляемая в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг».
Закон определяет также новые полномочия федеральных органов исполнительной власти: это разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на поддержку волонтерства, участие в формировании единой информационной системы в сфере развития волонтерства, оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, волонтерским организациям.
Первоначально план мероприятий по развитию добровольчества и волонтерства, а также все предложения по дальнейшим шагам в данном направлении с перспективой их закрепления на законодательном уровне были озвучены общественниками.
Среди разработчиков проекта закона - первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию, председатель Высшего Совета Российского союза спасателей, Заслуженный спасатель РФ Сергей Щетинин.
- В эпоху социальных сетей становится гораздо легче обратиться к большой аудитории, но гораздо сложнее вывести активных граждан в «оффлайн», - отмечал Сергей Викторович. - Тем ценнее тенденция роста добровольчества и волонтёрства в разных направлениях. Добровольчество и волонтёрство становятся общепризнанными формами гражданского участия и получают все большую популярность в нашей стране, продолжая развиваться в различных формах.
Добровольчество в последнее время заметно набирает обороты: эксперты отмечают, что этому способствуют возникающие новые организации. Российский союз спасателей, председателем Высшего Совета которого является Сергей Щетинин, за время своего существования сумела помочь множеству людей, спасти тысячи жизней. Каждый год круг этих людей заметно расширяется благодаря добровольцам-спасателям, принимающим участие в аварийно-спасательных и поисковых работах, в спасении человеческих жизней. Очень важно, что сегодняшние профессиональные спасатели, как и волонтеры, четко понимают, что в обеспечении безопасности главную роль играют не только вовремя принятые меры, но и профилактика чрезвычайных ситуаций.
По итогам общественной экспертизы закона о добровольчестве, проводимой в середине января 2018-го в Общественной палате РФ, Сергей Викторович подчеркнул:
- Нами проделана масштабная работа, которая принесла свои плоды. Ещё 2 года назад была группа волонтёров, которая говорила: «никакой закон о добровольчестве (волонтёрстве) нам не нужен». Сейчас я вижу представителей волонтёрских движений, которые обсуждают некоторые изменения в законопроекте, вносят свои предложения, участвуют в мероприятиях, популяризирующих добровольчество и волонтёрство в России.
Напомним, что 26 января 2018 года на заседании Госдумы в окончательном чтении был принят законопроект, регулирующий волонтерские и добровольческие организации.
Документ был внесен в нижнюю палату правительством в ноябре 2017-го. Инициатива была разработана в ОП РФ после поручения, данного Президентом России Владимиром Путиным, по итогам встречи с общественниками, представителями НКО и волонтерских объединений, которая состоялась 26 июля минувшего года.

Полный текст Федерального закона от 05.02.2018 № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)" опубликован на сайте правовой информации.
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...