Этапы производства печатной продукции. Московский государственный университет печати Виды печатных и электронных средств информации

- 83.42 Кб

1. Введение………………………………………………………… ………..3

2. Определение полиграфического оформления издания………………...5

3. Выбор и обоснование способа печати…………………………………..6

4. Особенности изготовления печатных форм…………………………….8

5. Выбор печатного оборудования…… …………………………………....9

6. Выбор материалов для печатного процесса..…………………………..11

7. Подготовка оборудования к печати…………………………………….13

9. Брошюровочные, переплётные и отделочные операции………...……15

10. Контроль качества…………………………………………………….. .17

11. Требования к изданию, предназначенному для детей…………….....19

12. Охрана труда на полиграфических предприятиях…………………...20

13. Заключение……….………………………………………… ……….....22

14. Список литературы………………………………… ………………….23

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире полиграфическое производство характеризуется большим разнообразием выпускаемой продукции и применяемыми технологиями ее изготовления. Такая дифференциация спроса приводит к значительным колебаниям производственно-технических параметров изданий – форматов, объемов, тиражей. В этих условиях требуется оперативно, профессионально и правильно реагировать на изменения. Это требует знаний технологий, техники и специфики полиграфического производства.

Полиграфическое производство – это процесс, включающий совокупность различных технических средств, используемых для печатного размножения текстовой и изобразительной информации в виде газет, книг, журналов, репродукций и другой печатной продукции.

Производство печатной продукции в большинстве случаев состоит из:

  • обработки текстовой и изобразительной информации - оригиналов, подлежащих полиграфическому воспроизведению (оригинал от лат. - первоначальный, подлинник). В результате выполнения этого процесса получают негативы или диапозитивы на прозрачной пленке, содержащие информацию печатных форм;
  • изготовления с негативов или диапозитивов комплекта печатных форм , необходимых для размножения информации;
  • печатания тиража - получения с печатных форм определенного количества идентичных отпечатанных листов, тетрадей или газет, что и является собственно размножением информации;
  • выполнения брошюровочных или брошюровочно-переплетных процессов (изготовление брошюр, журналов, книг из отдельных элементов) или же в некоторых случаях - отделочных процессов (лакирование отпечатанных листов и т. д.). На этой стадии продукция приобретает удобный для использования информации вид. Первые два процесса часто называют допечатными процессами, третий и четвертый могут выполняться так же, как и единый процесс на специализированном оборудовании.

В данном курсовом проекте будут рассматриваться ключевые вопросы изготовления детской энциклопедии «Мифология» с применением современных методик и форм; а также организация контроля качества продукции, которые имеют место на каждом полиграфическом предприятии.

Определение полиграфического оформления издания

Полиграфическое оформление должно соответствовать выбранному типу издания. В данном разделе приводится характеристика рассматриваемого издания, которая оформлена в таблице 1.1. По целевому назначению данное издание – научно-популярное. Оно ориентировано на детей младшего школьного возраста. По материальной конструкции - книжное. По знаковой природе информации издание тексто-изобразительное. Книга вышла единожды и поэтому не является периодичным изданием.

Таблица 1.1.

Полиграфический формат и доля листа 70 * 90 /
Объём в печатных листах 6
Объём в условно-печатных листах 7,02
Тираж 10 000 экз.
Объём издания, стр 96
Способ печати офсетная
Кол-во красок Переплёт 4+0 (и тиснение);

форзац 0+0; блок 4+4

Количество тетрадей 6
Количество сгибов в тетради 6 тетрадей по 3 сгиба
Количество страниц в тетради 16
Вид оформления форзаца Одноцветный
Внешнее покрытие книжного издания Переплётная крышка, 7БЦ
Способ комплектования блока Подборкой
Способ скрепления блока Потетрадное шитьё нитками

Выбор и обоснование способа печати

На данный момент различают три основных способа печати - глубокий, высокий и плоский офсетный способ печати.

Способом высокой печати , может быть изготовлена самая разнообразная продукция. Достоинством высокой печати являются:

Хорошая разрешающая способность;

Достаточная графическая и колористическая точность воспроизведения различных по своему характеру изображений. Наряду с достоинствами высокая печать обладает рядом недостатков:

Большая трудоемкость подготовительных операций;

Низкая степень механизации и автоматизации печатного оборудования.

Глубокая печать используется, главным образом, для выпуска иллюстрированной продукции. Достоинствами глубокой печати являются:

Высокая скорость печатания;

Возможность обеспечивания выразительных цветовых и градационных эффектов. Недостатками глубокой печати являются:

Токсичность применяемых красок;

Необходимость растрирования текста, вследствие чего текст и штриховые изображения становится неудобными для восприятия.

Офсетная печать имеет вековые традиции, ведь уже более 100 лет она остается основным способом печати, отличающимся высокой четкостью, яркостью и отличной цветопередачей, позволяющей выпускать качественную продукцию огромными тиражами и возможностью реализовывать комплексную послепечатную обработку. Плюс ко всему, офсетная печать позволяет наносить текст и изображение не только на бумагу, но и на картон. Основными достоинствами плоской офсетной печати являются:

Универсальные возможности художественного оформления изданий;

Улучшения качества и появление новых, основных и вспомогательных материалов;

Внедрение в практику гибких и эффективных вариантов формного производства. Недостатками плоской офсетной печати является:

Увлажнение, т.к. В связи с нарушением баланса "краска - увлажняющий раствор" происходят графические, градационные и цветовые искажения.

Так как перед нами детское издание, следует знать, что что книга может приносить ребенку не только пользу, но и вред, если дело касается "внешней" стороны дела - полиграфического качества издания. Нужно учесть, что при так называемой "низкой печати" книга становится источником цинкового фона. А "высокая печать" - источник других вредных летучих веществ. Наиболее безопасна "офсетная печать".

Поэтому, учитывая недостатки и достоинства всех трех основных способов печати, остановимся на способе плоской офсетной печати.

Особенности изготовления печатных форм

Формное оборудование в зависимости от используемых формных пластин - монометаллических или полиэфирных, позволяет построить формный участок по разному. Первый способ представляет собой: фотонаборный аппарат с встроенной или отдельно стоящей проявкой, участок монтажа, копировальную раму и процессор для проявки пластин. Преимущество его - низкая стоимость оборудования, возможность изготовления наиболее достоверной аналоговой цветопробы, а также возможность принимать заказы как в виде идей/слайдов/готовых файлов, так и в виде ранее выведенных пленок. Второй способ - изготовление полиэфирных форм с использованием СtР. Для этого можно использовать систему прямого вывода офсетных форм, на которой изготавливаются полиэфирные печатные формы. Возможно использование встроенной проявочной машины, двухкассетной загрузки, бокового и поперечного перфоратора.

Общая технологическая схема изготовления печатных форм плоской офсетной печати (рис. 1).

Выбор печатного оборудования

Для изготовления данного вида продукции необходима надежная производственная система для достижения высокого стандарта качества. Листовые машины имеют ряд преимуществ по сравнению с рулонными ротационными машинами:

Способность печатать на бумагах различного формата с различной массой, а также способность печатать на других материалах;

Обеспечение более точной приводки при многокрасочной печати;

Требуют меньшего расхода бумаги на технические нужды.

В связи с этим, останавливаем свой выбор на листовой ротационной машине, т.к. издание имеет большой объем иллюстраций совмещенных с текстом, и процент потери бумаги на технические нужды будет меньшим.

Для печати данного издания прекрасно подойдёт печатная машина Heidelberg Speedmaster SM 102 , со встроенной системой СРС (computer print control – компьютерный контроль печати).

Техническая характеристика машины :

Технические характеристики
Запечатываемый материал
Толщина запечатываемого материала 0,03-0,8 мм
Максимальный формат листа 720×1020 мм
Минимальный формат листа (односторонняя печать) 340×480 мм
Минимальный формат листа (печать с переворотом) 400×480 мм
Максимальная запечатываемая поверхность 710×1020 мм
Кромка захвата 10-12 мм
Печатные формы
Длина×ширина 770×1030 мм
с AutoPlate 790×1030 мм
Толщина 0,2-0,5 мм
с AutoPlate 0,2-0,3 мм
Формный цилиндр
Проточка 0,5 мм
с AutoPlate 0,15 мм
Расстояние от переднего края печатной формы до начала печати 43 мм
Офсетный цилиндр
Проточка 2,3мм
Длина×ширина армированного полотна 840×1052 мм
Высота стапеля
Самонаклад Preset 1230 мм
Самонаклад Preset Plus 1320 мм
Приемка Preset 1205 мм
Приемка Preset Plus 1295 мм
Пример конфигурации
Размеры SM 102-8-P-S с самонакладом PresetPlus
Количество печатных секций 8
Длина 15,37 м
Ширина 3,31 м
Высота 2,17 м

Описание работы

В данном курсовом проекте будут рассматриваться ключевые вопросы изготовления детской энциклопедии «Мифология» с применением современных методик и форм; а также организация контроля качества продукции, которые имеют место на каждом полиграфическом предприятии.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………..3
2. Определение полиграфического оформления издания………………...5
3. Выбор и обоснование способа печати…………………………………..6
4. Особенности изготовления печатных форм…………………………….8
5. Выбор печатного оборудования………………………………………....9
6. Выбор материалов для печатного процесса..…………………………..11
7. Подготовка оборудования к печати…………………………………….13
9. Брошюровочные, переплётные и отделочные операции………...……15
10. Контроль качества……………………………………………………...17
11. Требования к изданию, предназначенному для детей…………….....19
12. Охрана труда на полиграфических предприятиях…………………...20
13. Заключение……….………………………………………………….....22
14. Список литературы…………………………………………………….23

Список работ, которые необходимо выполнить до того момента, как Ваш заказ отправится на печать, во многом зависит от степени готовности предоставленных нам материалов.

Как при проведении процесса печати, так и при подготовке к этому процессу, очень важен профессиональный и ответственный подход. Наиболее оптимальный вариант изготовления печатного изделия -заказывать дизайн, допечатную подготовку и печать в одной компании. В этом случае специалисты компании-изготовителя могут и должны отвечать за результат на всех этапах подготовки изделия, а также за качество конечного продукта печати. К сожалению, так случается нечасто. Обычно приносят уже готовый макет изделия, который специалистам по допечатной подготовке приходится дорабатывать и приспосабливать к особенностям конкретного производства. Однако, в любом случае мы идем навстречу пожеланиям заказчика: готовим к выпуску изделии , удовлетворяющие самым разным их требованиям, оптимизируем уже имеющиеся макеты для создания печатного продукта.

Любая печатная продукция готовится в три этапа:

1) Допечатная подготовка , включая изготовление печатных форм - все эти операции, связаны с компьютерной обработкой изображения, изготовлением фотоформ (пленок) и, собственно, печатных форм (клише, пластин, трафаретов).

2) Печать тиража . Это основной этап изготовления печатной продукции. Основными способами печати на данный момент являются и . Для изготовления упаковки и этикетки используется способ флексографии. Существуют также и другие способы печати, каждый из которых предназначен для решения определенного класса задач. Но здесь мы остановимся только на двух основных способах печати.

Оперативная полиграфия незаменима при изготовлении печатной продукции до 1000 экземпляров. В этом случае Вы сэкономите не только время, но и деньги. Пользуясь услугами оперативной полиграфии, можно распечатать бланки, листовки, буклеты, каталоги, брошюры, открытки, календари, наклейки, плакаты, визитки и т.д., то есть все, что не только поможет в работе, но и будет рекламировать вашу деятельность.

При печати больших тиражей более экономичным является офсетный способ печати . Офсетный способ печати, как никакой другой, обеспечивает высокое качество выпускаемой продукции.

3) Послепечатная обработка и отделка . Послепечатная обработка включает в себя: брошюровку, фальцовку, биговку, переплетные работы, высечку и др. Послепечатная обработка включает также специальные отделочные работы, направленные на улучшение внешнего вида готового продукта печати: , склейка, и др. Отделочные работы придадут Вашей печатной продукции индивидуальность и неповторимость.


Имеющиеся оценки значения и роли печатных средств информации подтверждают возрастающий спрос на них в мире. Например, в американском журнале «Time» на рубеже тысячелетий особо подчеркивается открытие и использование книгопечатания в его социокультурном значении, а вклад Иоганна Гутенберга в печатное дело считается одним из самых важных изобретений прошедшего тысячелетия. В настоящее время наступила эпоха электронных средств информации, однако печатная продукция не теряет своего значения. Например, на печатные средства информации – книги, брошюры, журналы и газеты – семейном бюджете в Германии в зависимости от уровня образования, дохода и т.д. в 1997 г. ежемесячно тратилось от 40 до 110 нем. марок. Рынок печатной продукции в мире сегодня многообразен. Наибольшим спросом пользуются коммерческая продукция и периодические издания. Они отличаются друг от друга периодичностью выпуска, что определяет и производственный процесс полиграфических предприятий. Типографии специализируются в разных сегментах рынка печатной продукции. Коммерческая продукция – это печатная продукция, выходящая непериодически (например, каталоги, брошюры, листовки, визитные карточки). Периодика, напротив, это печатные издания, выпускающиеся через определенные интервалы времени (например, газеты и журналы, включая иллюстрированные). Обычные заказчики периодики в полиграфии – издательства и редакции. Рис. 1.1-1 и 1.1-2 наглядно показывают многообразие печатных средств информации. Еще одним способом классификации печатной продукции является ее разделение на специальные товарные группы. Далее кратко описываются отдельные группы печатной продукции.

Книги

Изобретение Гутенберга и его первые печатные издания в середине XVвека, основанные на изготовлении печатных форм, составляемых (набираемых) из отдельных шрифтовых знаков, вызвали революцию в производстве книг. Это

содействовало развитию образования, культуры и увеличению степени доступности информации для населения по сравнению с ранее существовавшими рукописными книгами. Благодаря этому неграмотность в последующие века отошла на задний план. Открытие Гутенберга способствовало повышению красочности печатной продукции. На протяжении более 500 лет после изобретения Гутенберга доминирующим способом

печати при из готовлении книг оставалась высокая печать. Только в 70-е годы XX века широкое распространение получили фотонабор и офсетная печать. Книга стала отно сительно недорогим средством информации не только из-за рациональных способов ее изготовления, но и благодаря наличию дешевой бумаги. Для изготовления печатной книги стали использоваться не только наборные, но и иллюстрационные формы. Произошла трансформация шрифтов, имитирующих рукописные буквы, в шрифт, созданный с учетом эстетических требований, удобочитаемости, начерта ния, ассортимента и т.д. Количество новых названий издаваемых ежегод но книг постоянно увеличивается. Сегодня, в эпоху электронных средств информации, ежегодный объем выпуска книжной продукции в Германии достиг 80 000 названий в год. Германия – одна из крупней ших стран – производителей книг в мире. В 1997 г. большее количество названий выпускали только Китай и Великобритания (рис.13.3-8).В 1998 г. совокупный тираж книг в Германии превысил 500 млн. экземпляров общей стоимостью свыше 3,5 млрд. евро. С одной стороны, книжный рынок опирается на востребованность книги, с другой стороны, на соответствующее
полиграфическое исполнение, будь то ценные тома c шитьем нитками и в кожаном переплете с «золотым» обрезом или простые, скрепленные клеем,дешевые издания. В книжном ассортименте есть как однокрасочные издания, так и высококачественные альбомы с цветными репродукциями. В настоящее время в Германии велик по объему выпуска не только книжный рынок, но и рынок других печатных изданий, например, журналов, в том числе иллюстрированных, газет, брошюр и т.д.

Журналы

Ассортимент журнальной продукции большей частью состоит из периодических изданий. Это специальные научные и производственные журналы, журнальные издания для широкого круга читателей, иллюстрированные ежемесячные рекламные журналы др. Специальные журналы охватывают ограничен ную область знаний, интересующую малый круг читателей. В противоположность книгам затраты на выпуск журналов покрывают не только покупатели. Зачастую, более половины стоимости издания компенсируется за счет поступлений от рекламы. Журналы, равно как и книги, выпускаются большей частью издательскими структурами. Но в противоположность книгам они имеют более короткий срок использования. Это объясняется как особенностями их содержания, так и периодичностью выпуска. В связи с ограниченным сроком использования и отличающимся от книг содержанием, журналы имеют иную внешнюю форму. Производство журналов, имеющих большие тиражи, сильно отличается от технологии изготовления книг. Они представляют собой сфальцованные тетради, скрепленные клеевым способом или шитьем проволокой, и крытые мягкой обложкой. В зависимости от тиража журналы печатаются на листовых или рулонных офсетных машинах. Для изготовления журналов массовыми тиражами часто применяются рулонные машины глубокой печати и другая соответствующая техника.

Газеты

Одним из самых значимых средств информации сегодня является газета. Первые газеты появились в Европе в начале XVII века. Предшественниками газеты были листовки, выпускавшиеся в XVI веке. Большинство газет издаются ежедневно большими тиражами. Некоторые газеты печатаются в утреннее и вечернее время с целью повышения актуальности их содержания. Самыми значимыми категориями газет являются ежедневные и еженедельные.Внешне газеты существенно отличаются от жур-
налов. Газеты обычно состоят из самостоятельных листов большого формата, подобранных в комплект. В этом случае газета имеет несколько различных по содержанию частей. Газеты изготовляются на специальных печатных машинах. Это ротационные высокопроизводительные газетные комплексы, которые обеспечивают экономичность выпуска изданий на газетной бумаге. Классической газетной печатью была черно-белая. Современные рулонные печатные машины позволяют обес
печить экономичную многокрасочную печать. Благодаря этому внешний вид газеты соответствует современным визуальным привычкам читателя (цветные фотографии, телевидение). Размещаемая в газетах красочная реклама также отвечает требованиям заказчиков. Так как рекламные приложения и объявления покрывают большую часть стоимости выпуска газеты, цена ее экземпляра для конечного пользователя становится относительно низкой.

Брошюры

В настоящее время выпускается множество проспектов, описаний и другой небольшого объема различной потребительской продукции. Такого рода печатные издания называются брошюрами. В отличие от журналов и газет они не издаются периодически. Другое существенное отличие брошюр от газет и журналов – это весьма низкий тираж. Брошюры большей частью выпускаются многокрасочными и поставляются в виде сфальцованных листов или скрепленных тетрадей. Брошюры пред
ставляют продукцию более высокого качества, чем газеты. Они служат большей частью для представления фирмы или продукта на рынке. Расходы по изготовлению брошюр обычно несут не читатели, а заказчики тиражей.

Допечатная подготовка


Процесс производства печатной продукции разделяется на три стадии: допечатная подготовка, печатные процессы и послепечатная обработка.

Допечатная подготовка охватывает этапы работ, начиная от идеи оформления, подготовки текстовой информации, изобразительных оригиналов и графики и заканчивая изготовлением готовых печатных форм, которые используются для печати тиража.

Информационное содержание и профессиональное графическое оформление печатной продукции одновременно являются основой и для публикаций в области электронных средств информации, например, домашних страниц в Интернете или в форме CD ROM. Поэтому кроме понятия "допечатные процессы" появилось понятие о домедийной подготовке – premedio. Этим термином обозначают цифровую подготовку текста и изображения, пригодных для вывода на любой конечный носитель информации. Как представлено на рис. 1-1, собственно допечатным процессам может предшествовать подготовительный этап домедийной подготовки.

В допечатных процессах произошли значительные изменения, связанные с переходом от традиционных к цифровым технологиям. Тем не менее, в течение пока непродолжительной переходной стадии фотоформа как носитель информации используется еще многими предприятиями. В книге описываются обе допечатные технологии и традиционные допечатные процессы

Технология набора

Исходной информацией для набора является авторская рукопись. Однозначность и отсутствие ошибок в тексте являются более важными, чем формальные и эстетические моменты его оформления. Необходимую корректуру лучше всего проводить при подготовке рукописи. В целях унификации корректура должна осуществляться в соответствии с инструкциями, ее регламентирующими (например, в соответствии с DIN 16511 или ISO 5776).

Ввод текста – первый этап процесса изготовления набора (раздел 1.1). Все чаще эту работу выполняет автор. Так как оборудование и программное обеспечение для обработки текстовых данных на компьютере весьма разнообразны, в типографии может возникнуть проблема совместимости массивов данных, полученных из разных источников. Поэтому полиграфические предприятия должны иметь большое количество программ (фильтров импорта) для преобразования документов, поступающих в разных цифровых форматах, в приемлемую для последующей обработки форму. После ввода текста следует его обработка, которая реализует особенности оформления, заданные макетом, таких как выбор шрифта и его кегля, длины строк, окон для последующего включения иллюстраций и т.д. . Особенности макета задаются автором и издательством или согласовываются совместно автором, издательством и типографией.

После обработки следует вывод текста (раздел 1.2). Оформленные текстовые блоки отображаются на пленке или бумаге. В этом виде они подлежат верстке, т. е. объединению с полутоновыми изображениями и графикой, и, в итоге, получаются сверстанные полосы. Если вёрстка текстовой и изобразительной информации выполняется электронными способами, то на фотопленку или бумагу выводится готовая полоса. Цифровые данные полос являются необходимой исходной точкой для осуществления дальнейших процессов вывода информации, например, по технологиям "Компьютер – фотоформа", "Компьютер – печатная форма" и цифровой печати DI и т.п., или для использования в электронных средствах информации.

Корректура экспонированного набора является трудоемким и дорогостоящим процессом, поэтому ее следует по возможности избегать. По этой причине в процессе работы до вывода текста на фотопленки, формный материал или на печать в цифровой машине многократно выполняется корректура, с помощью распечатки на бумаге текста обрабатываемого в цифровом виде. Авторская корректура проводится в гранках, доставляемых автору. После выполнения корректуры следует верстка полос. Правильное размещение иллюстраций, расположение подписей, наличие сносок, ссылок на другие страницы, колонтитулов и колонцифр – это главный предмет процесса корректуры при верстке.

Рукопись

В классическом смысле рукопись – это написанный от руки текст, который в полиграфически воспроизведенной форме должен появиться на оттиске. Чем меньше в рукописи ошибок и чем четче она написана, тем быстрее и безошибочнее может произойти последующий ввод оператором ее содержания с клавиатуры. Автор должен сдавать рукопись в типографию в законченном виде. После этого не должно вноситься в содержание значительных дополнительных изменений.

Сегодняшние программные средства позволяют вести разнообразную подготовку и обработку текста. С их помощью легко заверстывать в текст таблицы, графики, рисунки. С помощью программных средств хорошего результата в манипуляции текстом могут достичь и непрофессионалы, каковыми в большинстве своем являются авторы. В настоящее время в типографии от них поступают распечатки текста на бумаге и носители с его электронной версией.

Ввод текста

На предприятии или в организации, выпускающих печатную продукцию (чаще всего в издательстве или в отделе допечатной подготовки), перед набором рукопись сначала попадает на вычитку. На этом этапе в рукописи выполняются необходимые исправления, а также добавляются технические указания по набору, определяются размеры шрифтов для основного текста, заголовков, выделений, сносок и указания по монтажу, касающиеся вставок иллюстраций, абзацных отступов и т.д.

На этапе ввода текста он преобразуется в компьютере в цифровые данные. Ввод текста выполняется в основном с клавиатуры, а также с помощью OCR технологий (оптического считывания) или реже посредством речевого ввода.

Клавиатурный ввод

Текст вводится с помощью клавиатуры в виде бесконечного текста до конца абзаца или до соответствующего наборного знака. Разбивка строк сначала не проводится. Тем самым создается предпосылка для автоматической "выключки" текста, что означает получение строк в виде отрезков заданной длины. Кроме того, текст в процессе корректуры может автоматически "течь", т.е. строка, начиная с исправленного места, перевыключается и далее будет соответствовать заданному формату. Процесс идет вплоть до конца абзаца. Применяемая для ввода текста клавиатура является частью периферийного оснащения компьютеров.

Сегодня одной из наиболее часто используемых программ ввода и обработки текста является Microsoft Word. С ее помощью тексты, набранные и сохраненные на носителе данных, могут далее без проблем использоваться в технологическом процессе. Известны и другие пакеты, например Word Perfect и Macintosh Word. Для набора научных текстов с формулами и специальными знаками особенно подходят программные продукты TEX.

Указания по оформлению текста должны быть ограничены в рукописи характеристиками заголовков, абзацев, порядком расположения иллюстраций, если они помещаются в определенном месте текста, а также необходимой разметкой начала новой страницы (предпочтительнее – правой).

Автор может передать текст издательству или типографии через сеть данных (например, по электронной почте через сеть ISDN). Это экономит время и повышает актуальность информации. Коммуникации служат, главным образом, для общения автора и издательства. Для этого определяются форматы данных, протоколы и интерфейсы взаимодействия.

Ввод при помощи оптических методов (OCR)

С помощью технологии OCR (Optical Character Recognition – оптическое распознавание знаков) текст, представленный в рукописной или машинописной форме, преобразуется в цифровую форму и тем самым становится пригодным для обработки. Сначала в "процессе отображения" документа, находящегося на бумаге, осуществляется его ввод оптоэлектронными считывающими системами. Документ предстает в виде битовой карты. В дальнейшем битовая структура знака конвертируется в текстовый код .

В процессе считывания документ сканируется и описывается определенной матричной структурой. Значения яркости и цвета каждой точки матрицы записываются в цифровой форме. Чернобелые документы при сканировании описываются одним битом информации на точку изображения. При сканировании цветных оригиналов с разложением на 4 краски необходимо использовать до 32 бит на точку. Разрешение устройств, осуществляющих сканирование, определяет, насколько точно считанное изображение соответствует оригиналу. Для большинства текстовых оригиналов разрешение 300 dpi позволяет получить высокую надежность распознавания знаков при использовании процессов OCR (кегль шрифта, начиная примерно с 4 мм, в зависимости от четкости начертания элементов шрифта). Иллюстрации и текст, набранный шрифтами малых кеглей, требуют разрешения считывания 600 dpi. Для цифрового представления изображения обычно используют формат TIFF (Tagged-Image File Format). Процесс OCR охватывает 5 этапов:

идентификация текстовых и иллюстрационных блоков с исключением последних;

распознавание знака при помощи анализа его формы и сравнения с характерными признаками эталона; идентификация слова с помощью массивов словарей;

корректура нераспознанных слов или знаков путем отображения их на экране с подтверждением или исправлением оператором;

форматирование данных в одном из форматов для вывода, например, ASCII, Word, RTF или PDF, а также запись данных для сохранения (форматы данных).

В результате использования способа OCR текстовая информация преобразуется в цифровые данные, пригодные для последующей компьютерной обработки, подобно тексту, введенному с клавиатуры.

Технология OCR чаще всего используется для распознавания машинописных авторских оригиналов, для создания банков данных переиздаваемых книг, доступных только в виде предыдущих изданий. Доля ошибок оборудования OCR составляет менее 1%. При загрязнении оригинала, плохо пропечатанных знаках или наличии пятен на оригинале количество ошибок увеличивается. В таких случаях более эффективным может оказаться клавиатурный ввод. Критериями выбора того или иного метода распознавания являются шрифты оригинала, необходимая скорость распознавания, объем и качество словаря, используемые форматы данных и, естественно, цена. Распространенные в настоящее время программные продукты для реализации OCR – это, например, Omni-PagePro (Caere Corp.), Optopus (Makrolog GmbH), Adobe Capture (Adobe Systems).

1. Прием рукописи

Прежде всего, издательство должно установить правила оформления рукописей для своих авторов и опубликовать их. Во всяком случае автор должен знать о них до сдачи своей рукописи в издательство. Среди требований к автору на этом этапе: количество сдаваемых экземпляров рукописи, правила оформления текста (лучше всего сразу в соответствии с ОСТ 29. 115-88 Оригиналы авторские и текстовые издательские. Общие технические требования), при необходимости -документы, связанные со спецификой текста - Акт экспертизы об отсутствии в тексте сведений, разглашающих государственную или иную, охраняемую законом тайну, какие-либо письма, справки, отзывы. Рукопись регистрируется в специальном журнале, автору выдается расписка о приеме. На рукопись заводится “дело”, первым документом которого становится расписка на ее получение, а вторым - карточка движения рукописи

2. Предварительное изучение и оценка рукописи

Принятую в издательство рукопись рассматривает главный редактор и передает в редакцию, занимающуюся данной тематикой. Специалисты издательства (редактор, заведующий редакцией, главный редактор) при первом просмотре или выборочном чтении рукописи приходят к общему мнению относительно того, соответствует ли данная рукопись тематике и творческим планам издательства в принципе. 3. Рецензирование рукописей

Рукописи, прошедшие редакционную подготовку (см. п. 2) и включенные в план редподготовки издательства, подвергаются более глубокой, тщательной оценке, которая окончательно должна решить вопрос об издании. Для этого рукописи подвергаются рецензированию.

4. Тематическое планирование

Рукописи, прошедшие этап внутреннего и внешнего рецензирования, включаются в тематический план выпуска литературы.

План выпуска литературы - это издательский документ, содержащий перечень книг, брошюр или иной продукции, предназначенной к выпуску в свет в течение следующего календарного года.

В состав плана выпуска литературы включаются следующие сведения: автор (фамилия, инициалы), наименование произведения, аннотация, содержащая краткие сведения о нем и потенциальной читательской аудитории, объем в печатных листах, квартал выхода в свет, иногда - планируемый тираж.

5. Производственное планирование

Основные показатели производственной деятельности включают:

Число наименований (названий) книг или других единиц издатель ской продукции,

Количество учетно-издательских и печатных листов в год,

Средний объем выпускаемых книг,

Средний тираж.

6. Редактирование литературное

Редактирование - многозначное понятие, в нашем случае- часть издательского процесса, содержанием которой является работа над рукописью произведения с целью улучшения его в литературном, языковом, профессиональном, научном, социальном отношениях.


Первоначально над рукописью работает ведущий редактор, занимаясь улучшением композиции, стиля, орфографии и пунктуации и т. п.

7. Научное и специальное редактирование

Этот этап не обязателен, в ряде случаев он может и не возникнуть, но часто, когда требуется более тщательное редактирование с точки зрения профессиональных или научных тонкостей, специфики текста оно проводится силами специалистов, работающих в издательстве или приглашенных для выполнения этой работы.

8. Корректорская работа

Корректура (от латинского сorrektura - исправление, улучшение) -стадия производственного процесса издания книг. газет, журналов и других печатных материалов, на которой устраняются различные ошибки и недостатки, допущенные при редактировании и наборе. Корректорская работа - весьма важный издательский процесс, призванный устранить ошибки, описки, опечатки и другие недостатки, снижающие восприятие текста в готовом, вышедшем в свет произведении Работа по корректуре одного и того же произведения ведется вначале над рукописью, затем, после набора текста, над корректурными оттисками и, наконец, корректор читает готовый сигнальный экземпляр книги с целью перед выпуском ее в свет выявить ошибки.

9. Художественное и техническое редактирование

После корректуры рукописи (а часто и раньше) начинается работа над художественным оформлением и техническим редактированием произведения. На этом этапе художественный редактор совместно с автором и ведущим редактором решают вопросы, связанные с размещением, характером и количеством иллюстраций, оформлением обложки, титульного листа, форзаца (листа бумаги, помещаемого между переплетом и титульным листом). Если издание обильно иллюстрировано, требуется изготовление художественного макета. В работе принимают участие художники, выполняющие в соответствии со своей специализацией ту или иную часть оформления.

Наряду с художественным ведется техническое редактирование, содержанием которого является выбор размера и гарнитур шрифтов, использование линеек и других полиграфических элементов, размещение текста и иллюстраций на каждой полосе.

10. Подготовка рукописи к набору

Работа над рукописью в издательстве - редактирование всех видов, корректура, художественное и техническое редактирование в сумме приводят к созданию оригинал-макета, подготовленного для передачи в типографию. Специалист производственного отдела, чаще всего технический редактор сводит все исправления, замечания, пометы вместе, складывает иллюстрации и другие сопутствующие рукопись материалы, оформляет технологическую спецификацию, сопровождающую заказ на полиграфическое исполнение.

Производится в типографии одним из способов, в соответствии с технологией полиграфического предприятия, либо в издательстве, на компьютерном комплексе. В настоящее время распространена практика подготовки сверстанного оригинала в издательстве. Тогда типография производит лишь печать и последующие производственные процессы.

После набора оттиски, независимо от технологии, в том числе компьютерные, передаются в производственный отдел и ведущему редактору. Первые оттиски после набора, называемые корректурными оттисками, читают одновременно редактор, корректор и автор, после чего все поправки и возможные изменения сводятся вместе корректором и передаются в типографию или оператору компьютера в издательстве. Если набор ведется в типографии, то, как правило, корректуру читает еще и корректор типографии.

12. Печать

После исправления корректуры (при необходимости она дублируется, делается так называемая “вторая корректура” и даже “третья корректура”- при повторении большого количества ошибок) типография приступает к печати тиража изготавливаемого издания. Для этого окончательный вариант корректуры, подписанный главным редактором (или директором) издательства и автором с визой “в печать” передается в типографию с окончательным уточнением цифры тиража, сорта бумаги и пр. Одновременно в этой или другой (вследствие специфики) типографии изготавливается обложка и какие-либо другие элементы, например, цветные вкладки, суперобложка и т. п.

13. “Чистые листы”. Сигнальный экземпляр.

Отпечатанные на весь объем и тираж листы сшиваются без обложки и передаются в издательство для контроля (профессиональный термин - “чистые листы”). Иногда вслед за этим, а нередко и вместо “чистых листов” в издательство передаются несколько экземпляров уже переплетенного, окончательно оформленного издания.

14. Изготовление тиража

После получения из издательства сигнального экземпляра с визой “в свет” типография печатает весь тираж заказанной продукции, о чем сообщает заказчику, который должен решить вопрос его распространения немедленно, вследствие дефицита производственных площадей.

15. Распространение тиража

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...