Микро малый средний крупный бизнес. Новые критерии определения малого и среднего бизнеса

Субъекты малого и среднего предпринимательства (СМП) - это организации и ИП, которые в соответствии с определенными условиями относятся к малым и средним предприятиям и сведения о которых указываются в едином реестре таких субъектов (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ ). Быть СМП и особенно малым предприятием удобно, ведь малые предприятия, к примеру, могут в общем случае вести упрощенный бухучет и составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность. Малые предприятия могут не утверждать лимит остатка кассы (п. 2 Указания ЦБР от 11.03.2014 № 3210-У ). На многих малых предприятиях в 2020 году нельзя проводить плановые проверки (но речь не идет о проверках органами ФНС или ФСС) (ч. 3.1 ст. 1 , ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ ).

Средние и малые предприятия: критерии 2020

Критерии малых предприятий в 2020 году установлены ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ .

Для предприятий малого и среднего бизнеса критерии 2020 сгруппируем в таблицах.

При этом такие критерии разобьем на 3 группы: критерии юридические, критерии по численности и критерии по доходу. Если хозяйственное общество или хозяйственное партнерство соответствует хотя бы одному из юридических критериев, нужно сверить их соответствие критерию численности (а точнее среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год) и критерию дохода. А вот для производственных, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и ИП важны только критерии численности и дохода. Иные условия для них в расчет не берутся.

Юридические критерии

Для хозяйственных обществ и партнерств юридические критерии отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства следующие.

Форма (особенности) организации Условия Примечание
Любые ООО Условие 1:
1а) Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале не превышает 25%;
1б) суммарная доля участия иностранных организаций или организаций, не являющихся СМП, не превышает 49%
ООО, удовлетворяющее Условию 1а), но не удовлетворяющее Условию 1б), признается СМП, если такое ООО соответствует Условию 4, 5 или 6
Любые АО Условие 2:
Акции, обращающиеся на организованном РЦБ, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики
Условие 3:
Акционеры - РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют не более чем 25% голосующих акций, а акционеры - иностранные организации или организации, не являющиеся СМП, владеют не более чем 49% голосующих акций
Организации-«интеллектуалы» Условие 4:
Деятельность заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, изобретений, селекционных достижений и т.д.), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам)
Учредители (участники) - это бюджетные, автономные научные учреждения либо являющиеся бюджетными, автономными учреждениями образовательные организации высшего образования
Организации-«сколковцы» Условие 5:
Имеют статус «сколковца»
Организации с «особенным» учредителем Условие 6:
Учредители (участники) - это АО «РОСНАНО» или Фонд инфраструктурных и образовательных программ

Малые и средние предприятия: критерии 2020 по численности

Предприятия малого и среднего бизнеса: критерии по доходу

Обращаем внимание, что категория СМП определяется в соответствии с наибольшим по значению условием (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ ). Если, к примеру, по численности ООО, соответствующее юридическому критерию, может считаться микропредприятием, но выручка у него за прошлый год находится в диапазоне свыше 800 млн. рублей до 2 млрд. рублей включительно, такое ООО будет считаться средним предприятием.

Предприятия малого и среднего бизнеса: реестр

Узнать, относится ваша организация к малому или среднему бизнесу можно, воспользовавшись

Малый бизнес - это субъекты малого и среднего предпринимательства. Получить такой статус может организация, соответствующая утвержденным законодательством критериям. Компании из перечня МСП освобождены от проверок и имеют преимущества и льготы по бухгалтерскому и налоговому учету, участию в госзакупках.

Разберемся, какие организации и ИП в 2020 подходят под определение малого бизнеса.

Основные критерии малого бизнеса

  • попадать в рамки лимита по размеру доходов;
  • попадать в рамки лимита по численности сотрудников (численность малого предприятия не должна превышать 100 человек);
  • попадать в рамки лимита по доле участия других компаний в уставном капитале.

Представителями малого бизнеса считаются компании и предприниматели независимо от налогового режима, если они соответствуют условиям. Это могут быть фирмы и ИП на УСН, ЕНВД, патенте, ОСН.

С 01.08.2016 в расчет максимального размера доходов за прошедший год включается не просто вся выручка по кассе, а все доходы по налоговой декларации. Приведем критерии отнесения предприятия к малому в виде таблицы.

Таблица 1. Показатели дохода и численности сотрудников.

Еще одним значимым фактором является доля участия в капитале. Дополним критерии малого предприятия 2020.

Таблица 2. Доли в капитале.

Количество работников в 2020 году определяется на основании среднесписочной численности, отчет по которой предоставляется ежегодно в налоговую инспекцию.

Что касается долей в уставном капитале, то ФЗ № 209 от 24.07.2007 предусматривает исключения. Лимиты не распространяются на:

  • акционеров высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
  • участников проекта «Сколково»;
  • компании, которые практически применяют новейшие технологии, разработанные их учредителями — бюджетными или научными учреждениями;
  • компании, учредители которых включены в правительственный перечень лиц, оказывающих господдержку инновационной деятельности.

А вот доходы за прошедший налоговый период оценивают по налоговым декларациям.

Федеральная налоговая служба разъяснила, что такое малый и средний бизнес: критерии отнесения 2020 содержатся в письме от 18.08.2016 № 14-2-04/0870@ .

Проверки малых предприятий 2020

Для таких предприятий действуют сокращенные сроки проведения проверок. Любой контролирующий орган может проверять субъект малого бизнеса не дольше 50 часов в год. А для микропредприятий максимальный срок — 15 часов в год.

В течение 2 лет (с 01.01.2016 до 31.12.2018) «малышам» были предоставлены надзорные каникулы. Такую льготу для небольших компаний и ИП установил ФЗ № 246-ФЗ от 13.07.2015 . Но это касалось только плановых проверок. Если поступит жалоба от потребителя или у госорганов появится информация о нарушении фирмой закона, проверяющие придут с ревизией.

Срок действия «надзорных каникул», установленных ФЗ № 246-ФЗ, истекавший в конце 2018 года, продлен на 2019 и 2020 годы Федеральным законом , он опубликован на официальном портале правовой документации . Но надо иметь в виду, что надзорные каникулы не распространяются на проверки, проводимые методом риск-ориентированного контроля, а этот метод используют такие ведомства, как ФНС, МЧС, ФАС, Росприроднадзор, Росалкогольрегулирование и Роспотребнадзор. Следовательно, от проверок этих ведомств субъект МСП не освобождается.

Кроме того, нет надзорных каникул и для тех предприятий, которые занимаются лицензируемыми видами деятельности:

  • банки;
  • страховщики;
  • ЧОПы;
  • недропользователи;
  • формацевтические компании;
  • перевозчики;
  • и многие другие (полный список из 52 пунктов дан в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Подтверждение статуса малым предприятиям не требуется

Организацию не нужно отдельно регистрировать и получать подтверждения того, что ваша фирма является субъектом МСП. Статус в дальнейшем тоже сохраняется автоматически. Достаточно того, что фирма или предприниматель соответствует перечисленным условиям. Причем даже если в течение одного или двух лет вы превысите установленные лимиты, статус предприятия сохранится. Изменение статуса происходит, только когда максимальные показатели количества сотрудников, величины доходов или долей в капитале не соблюдаются три календарных года, идущих подряд (ч. 4 ст. 4 ФЗ № 209).

Вклады теперь застрахованы

С 01.01.2019 правило страхования вкладов распространяется и на малые предприятия. Но чтобы потребовать возмещения по вкладам, предприятие должно быть занесено в реестр субъектов МСП. Об этом говорит

В результате освоения данной главы студент должен:

знать

уметь

  • организовать малое предприятие в любой сфере деятельности;
  • использовать возможности, предоставляемые государством для поддержки малого бизнеса;

владеть

Методами анализа и оценки информации, отражающей состояние и тенденции развития малого предпринимательства в России.

Малое предпринимательство и его роль в развитии экономики

Роль малого предпринимательства в экономике России многогранна. Малые предприятия ориентируются на удовлетворение спроса потребителей; они обеспечивают демонополизацию экономики; по сравнению с про- изводителями-монополистами обладают гибкостью; способствуют развитию конкуренции в сфере производства, обеспечивая повышение качества производимой продукции; более эффективно используют технику и материальные ресурсы и др.

Малым предпринимательством признается предпринимательская деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики по установленным законом критериям (показателям).

Малое предприятие характеризуется небольшим количеством работников и объемами производства, значительной частью рисковой (производственной, торговой, научной и т.д.) деятельности, собственник которого несет полную ответственность за результаты хозяйствования, самостоятельно принимает управленческие решения для получения прибыли.

Предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к малым но тому виду деятельности, продукция которого занимает наибольшую долю в объеме реализации.

Регулирует развитие малого предпринимательства Федеральный закон от 24 июня 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 января 2008 г. (в ред. от 03.07.2016 № 265-ФЗ), который определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки, ее виды и формы. Так, к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели. Данный Закон определяет численность работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
  • до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек.

Нельзя определять малое предприятие только по численности, необходимо этот показатель учитывать в сочетании с другими показателями, например, размером уставного капитала, величиной активов, объемом оборота предприятия (прибыли, дохода и пр.), как правило, за год.

В Европейском союзе малое предприятие характеризуется двумя показателями: численностью занятых работников и годовым оборотом, а в России помимо численности занятых на предприятии работников учитывается выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов.

Согласно постановлению Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства», приняты следующие общие критерии (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Общие критерии для субъектов малого и среднего предпринимательства 1

Показатели

Законодательная база

Предельное значение среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год

  • 15 чел. - для микропредприятий;
  • 16-100 чел. - для малых предприятий;
  • 101-250 чел. - для средних предприятий

Доходы за год но правилам налогового учета не превысят

  • 120 млн руб. - для микропредприятий;
  • 800 млн руб. - для малых предприятий;
  • 2 млрд руб. - для средних предприятий

1 Источник: URL: https://vvww.assessor.ru/forum/index.php?t=1380

Показатели

Критерии для всех хозяйствующих субъектов

Законодательная база

Дополнительные критерии для ООО

Суммарная доля участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) организации

Не более 25% принадлежит: государству, субъектам РФ; муниципальным образованиям; общественным и религиозным организациям (объединениям); благотворительным и иным фондам

Не более 49% принадлежит: и ностран н ы м орган изациям; организациям, которые не являются субъектами малого и среднего предпринимательства

Помимо критериев, указанных в табл. 4.1, следует отметить, что увеличен период, в течение которого предприниматель относится к этой категории, даже если он превысил лимит но выручке или численности работников - с двух до трех лет. Так, если лимит был превышен в 2015 г., то компания утратит право считаться малой только в 2018 г.

Сравнительная характеристика малых предприятий в разных странах представлена в табл. 4.2 .

Таблица 4.2

Критерии малого предпринимательства в разных странах

п ред п рин и мател ьства

1. Количество работающих на предприятии, человек

Микропредириятие

По видам деятельности: до 100, 500,

750, 1000, 1500 (малое по отношению к другим предприятиям отрасли)

предприятие

2. Годовой оборот

Микропредприятие

120 млн руб.

До 2 млн евро

Не установлен

От 0,75 млн долл, до 20 млн долл.

Малое предприятие

800 млн руб.

До 10 млн евро

Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), членами которой являются экономически развитые страны, выделяет предприятия с числом до 19 чел. как «весьма малые», до 99 чел. - как «малые», от 100 до 499 чел. - как средние и свыше 500 чел. - как «крупные» . Большинство ведущих стран мира придерживаются данной классификации.

Существует достаточно много разновидностей малых предприятий, они различаются по юридической организации, формам собственности, видам деятельности, занятости, способу их образования (табл. 4.3).

Таблица 4.3

Классификация малых предприятий

Классификационный признак

Вид малого предприятия

В зависимости от размера

  • Микропредприятия с численностью от 1 до 15 человек.
  • Малые предприятия с численностью от 16 до 500 человек.
  • Индивидуальные предприниматели

В зависимости от организационно-правовой формы

В зависимости от формы юридической организации

  • Предприятие с образованием юридического лица.
  • Индивидуальное предприятие без образования юридического лица

В зависимости от отраслевой принадлежности

Для экономики страны деятельность малого предпринимательства является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

Сущность и роль малого предпринимательства в развитии экономики проявляется через его функции. Выделяют две группы функций: 1) экономические, 2) социальные (табл. 4.4).

Таблица 4.4

Функции малого предпринимательства

Экономические

Социальные

Создает широкий спектр товаров и услуг в условиях быстрой дифференциации и индивидуализации потребительского спроса

Способствует формированию среднего класса (главного ядра рыночной экономики и гаранта экономической, социальной и политической стабильности) через увеличение числа собственников

Обеспечивает необходимую в условиях рынка мобильность, глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без которых немыслима его высокая эффективность

Обеспечивает рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп

Создает необходимую для рынка атмосферу конкуренции и многообразие форм, готовность мгновенно реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры

Способствует развитию личности и самореализации, так как осуществляет отбор наиболее энергичных и дееспособных людей

Осуществляет разработку и внедрение инноваций (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые предприятия чаще идут на риск, внедряя и осуществляя новые проекты)

Создает новые рабочие места и обеспечивает трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, армии, крупном и среднем бизнесе, а также представителей социально уязвимых групп населения (пенсионеров, инвалидов, молодежи, женщин с маленькими детьми, иммигрантов и др.)

Малое предпринимательство создает благоприятные условия для оздоровления российской экономики: развивается конкуренция, расширяется ассортимент и повышается качество товаров, работ, услуг, появляются новые рабочие места, активнее идет структурная перестройка, формируется инновационный сектор экономики, более эффективно используются творческие способности людей и т.д.

Все эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России.

Вместе с тем по роли в развитии экономики, решении социальных задач малое предпринимательство России значительно уступает малому предпринимательству в таких развитых странах, как США, Япония, ФРГ, Франция и др.

По данным российских и зарубежных специалистов, в странах с развитой рыночной экономикой малый бизнес создает от 1/2 до 2/3 валового внутреннего продукта и примерно столько же рабочих мест среди экономически активного населения. В странах Западной Европы на долю малых и средних предприятий приходится около 50% общего объема продаж в промышленности, 67% - в сфере услуг, почти 90% - в строительстве и торговле .

На начало 2017 г. в России, согласно оценкам Минэкономразвития России, количество субъектов малого и среднего предпринимательства достигает 5,5 млн (2,8 млн индивидуальных предпринимателей и 2,7 млн малых компаний). Данный сегмент создает более 16,4 млн рабочих мест и обеспечивает чуть более 20% отечественного ВВП. Для повышения доли малого предпринимательства в ВВП была разработана федеральная программа поддержки малого бизнеса, где поставлена весьма сложная задача - увеличить к 2020 г. как минимум вдвое долю малого и среднего бизнеса - до 45-50% национального продукта России.

Рис. 4.1.

Численность занятых в сфере малого предпринимательства составила в конце 2016 г. 11 040 055,57 тыс. чел. (табл. 4.5), а во втором квартале 2017г.- 15774 446 чел.

Основные экономические показатели деятельности малых предприятий

(юридических лиц) в 2016 г.

Таблица 45

В первом квартале 2017 г. оборот малых предприятий (без микропредприятий) составил 6205,7 млрд руб., число замещенных рабочих мест работниками списочного состава, внешними совместителями и работавшими по договорам гражданско-правового характера составило 6506,6 тыс.

В Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, представленном Минэкономразвития России, сообщается, что количество субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) к 2030 г. вырастет в 1,3 раза, до 7,7 млн ед. (с учетом 5,4 млн индивидуальных предпринимателей).

Отраслевое распределение малых и средних предприятий характеризуется высокой долей предприятий оптовой и розничной торговли, число которых на начало 2017 г. составило 30,6% от всех юридических лиц (без микропредприятий).

Вторая отрасль, в которой представлено значительное число малых предприятий, - это обрабатывающие производства - 33,2 тыс. предприятий (12,9%).

Третье место но числу действующих малых предприятий занимает строительство - 31,8 тыс. предприятий, что составляет 12,4% от всех юридических лиц и около 1 млн занятых работников (рис. 4.2).

Как видно из данных рис. 4.2, в 2017 г. на оптовую и розничную торговлю приходилось 63,3% оборота малых предприятий, на строительство - 7,9%, а на обрабатывающие производства - 9,1%.

Таким образом, развитие малого предпринимательства является важнейшим фактором развития конкурентных отношений в масштабах национальной экономики.

Появление самостоятельных товаропроизводителей - это практически единственное средство противодействия процессу монополизации экономики, а следовательно - условие успешного решения стоящих перед государственными структурами задач антимонопольного регулирования. Наконец, малые предприятия, обладая высокой степенью гибкости и мобильностью производства, способны, при необходимости, оперативно наращивать объемы, обеспечивая высокие темпы экономического роста .


Рис. 4.2.

в I квартале 2017 г., % к итогу

Влияние факторов малого предпринимательства на экономический рост схематично представлено на рис. 4.3К

Влияние малого предпринимательства на экономический рост в современных условиях имеет несколько аспектов.

Во-первых, малое предпринимательство создает гибкие организационные формы рационального использования трудовых ресурсов общества, позволяет сохранить трудовой потенциал общества в периоды экономических кризисов.

Во-вторых, малые предприятия, сохраняя и развивая трудовой потенциал общества, способствуют повышению его качества, создавая одно из важнейших условий для инновационной деятельности. 1


Рис. 43.

В-третьих, активизируются факторы экономического роста, позволяющие добиваться экономии всех видов ресурсов за счет их эффективного использования .

Таким образом, малое предпринимательство выступает как наиболее гибкая организационная форма экономики. Его основной целью является работа на свой специализированный и локальный рынок товаров и услуг. Это та форма хозяйственной деятельности, которая лучше всего учитывает достигнутый уровень общественного разделения труда и открывает новые перспективы для развития инновационной экономики.

  • URL: http://www.economy.gov.ru.
  • См.: Майорова Л. Н. Влияние развития малого предпринимательства на экономическийрост России: автореф. дне.... к.э.н. М.: Изд-во ГУУ, 2008.
  • См.: Виленский А. В. Макроэкономические институциональные ограничения развитияроссийского малого предпринимательства. М.: Наука, 2007. С. 39.
  • Иванова II. 10. Социально-экономические функции малого бизнеса в российской экономике. М.: Высшая школа, 2003. С. 215.

Малый бизнес в России пользуется особыми, предназначенными только для него, льготами. Государство идёт на то, чтобы уменьшить налоговую и административную нагрузку малого бизнеса, получая взамен рост занятости населения и снижение социальной напряжённости. Что означает определение «субъекты малого предпринимательства» и кто к ним относится в 2020 году?

Субъект малого предпринимательства - это российская коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые нацелены на получение прибыли. В эту категорию также попадают:

  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • производственные и сельскохозяйственные кооперативы;
  • хозяйственные партнерства.

Некоммерческая организация, а также унитарное муниципальное или государственное учреждение не является субъектом малого бизнеса.

Кто относится к субъектам МСП

Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2020 году устанавливает государство. Основные требования, при соблюдении которых возможно отнесение бизнесмена к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), касаются численности работников и размера получаемого дохода. Кто является МСП, т.е. относится к субъектам малого предпринимательства, определяет закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ в статье 4. Рассмотрим эти критерии с учётом нововведений.

Благодаря поправкам, внесённым в закон № 209-ФЗ, большее количество предприятий и ИП могут быть причислены к малому бизнесу.

  • Максимально допустимая сумма годовой выручки без НДС за предыдущий год для микропредприятий выросла с 60 до 120 млн рублей, а для малых предприятий - с 400 до 800 млн рублей.
  • Возросла разрешённая доля участия в уставном капитале малого предприятия других коммерческих организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства - с 25% до 49%.

А вот допустимая среднесписочная численность работников не изменилась: не более 15 человек для микропредприятий и не более 100 человек для малого предприятия.

В отношении индивидуальных предпринимателей действуют такие же критерии разделения на категории бизнеса: по годовой выручке и численности работников. Если у ИП нет работников, то его категория МСП определяется только по размеру выручки. А всех предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

Продлён период, в течение которого бизнесмен продолжает считаться субъектом МСП, даже если им был превышен допустимый лимит по численности работников или полученной выручке. До 2016 года это было два года, а теперь - три. Например, если лимит был превышен в 2017 году, то организация утратит право считаться малой только в 2020 году.

Как быть в ситуации, если статус малого предприятия утрачен из-за достижения действовавшего ранее лимита в 400 млн рублей, ведь он ниже установленного сейчас? Минэкономразвития считает, что после вступления в силу акта Правительства РФ от 13.07.15 № 702, такое предприятие может вернуть статус малого, если годовая выручка не превышает 800 млн рублей.

Государственный реестр субъектов МСП

С середины 2016 года действует Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса. На портале Федеральной налоговой службы размещён перечень, в которой включены все субъекты малого и среднего предпринимательства РФ. Сведения о субъектах МСП вносятся в реестр автоматически, на основании данных из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и налоговой отчётности.

В открытом доступе находится следующая обязательная информация:

  • наименование юридического лица или полное имя ИП;
  • ИНН налогоплательщика и его место нахождения (жительства);
  • категория, к которой относятся субъекты малого и среднего предпринимательства (микро, малое или среднее предприятие);
  • сведения о кодах деятельности по ОКВЭД;
  • указание на наличие лицензии, если вид деятельности бизнесмена относится к лицензируемым.

Кроме того, по заявлению бизнесмена, относящегося к субъектам малого и среднего предпринимательства, в реестр можно внести дополнительные сведения:

  • о производимой продукции и ее соответствии критериям инновационной или высокотехнологичной;
  • о включении субъекта МСП в программы партнёрства с государственными заказчиками;
  • о наличии контрактов, заключённых в качестве участника госзакупок;
  • полную контактную информацию.

Чтобы передать в Единый реестр эти данные, надо авторизоваться в сервисе передачи информации с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи.

После формирования официального реестра субъекты малого бизнеса больше не обязаны подтверждать документами, что соответствуют этому статусу для участия в программах господдержки. Раньше для этого требовалось предоставлять годовую бухгалтерскую и налоговую отчётность, отчёт о финансовых результатах, сведения о среднесписочной численности работников.

Проверить сведения, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и их достоверность можно, сделав в Реестре запрос информации по ИНН или наименованию. Если вы обнаружите, что данных о вас нет или они недостоверны, то надо направить оператору Реестра заявку на проверку сведений.

Что даёт статус субъекта малого бизнеса

Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:

  • обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
  • создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
  • уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
  • развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.

Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.

Основной перечень преференций для субъектов малого предпринимательства выглядит так:

  1. Налоговые льготы. Специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН) позволяют работать на сниженной налоговой ставке. С 2016 года региональные власти вправе дополнительно снижать налоги на ЕНВД (с 15% до 7,5%) и на УСН Доходы (с 6% до 1%). На УСН Доходы минус Расходы возможность снижать ставку с 15% до 5% существует уже не первый год. Кроме того, с 2015 по 2020 годы индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные после вступления в силу регионального закона о , вправе в течение двух лет вообще не платить налог на режимах ПСН и УСН.
  2. Финансовые льготы. Это прямая финансовая господдержка в виде грантов и безвозмездных субсидий, выдаваемых в рамках общероссийской программы, действующей до 2020 года. Финансирование можно получить на возмещение затрат по лизингу; процентов по займам и кредитам; на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях; проектов по софинансированию (до 500 тысяч рублей).
  3. Административные льготы. Здесь имеются в виду такие послабления, как упрощённый бухучёт и кассовая дисциплина, надзорные каникулы (ограничение количества и продолжительности проверок), возможность оформлять с работниками срочные трудовые договоры. При участии в госзакупках действует специальная квота для представителей малого бизнеса - не менее 15% совокупного годового объёма закупок государственные и муниципальные учреждения обязаны производить у них. При получении кредитов поручителями малого бизнеса выступают государственные .

Малый и средний бизнес (МСБ) – общественно-правовая и хозяйственная категория, включающая компании и ИП, обладающие небольшой численностью работников и прибылью. Предпринимательство подобного типа гибко реагирует на изменения рыночной конъюнктуры, однако нуждается в дополнительной поддержке для развития

Малый бизнес - это вид предпринимательства, для которого характерно небольшое количество работников (до 100 человек), средняя выручка (до 800 миллионов рублей в год), упор на собственный капитал. Это не только экономическая, но и социально-политическая категория, для представителей которой характерно особое мировоззрение.

Бизнесмены такого типа быстро приспосабливаются к новым изменениям, обладают высокой адаптивностью к любым условиям труда. МСБ нередко открывает те грани рынка, которые выглядят чересчур рискованными и опасными. Импорт китайских товаров, долговременные покрытия для ногтей, изготовление суши - всё это сначала освоили мелкие компании, а уж потом попытался подмять под себя крупный бизнес.

В США к числу малых предприятий относится свыше 6 миллионов компаний, каждая из которых генерирует выручку до 10 миллионов долларов ежегодно. В данных организациях занята примерно треть всего трудоспособного населения, имеющего постоянную или временную работу. Именно отсюда формируется пресловутый «средний класс», составляющий костяк хозяйственного благополучия страны

РФ: законодательное закрепление малого бизнеса

В нашей стране действует ФЗ N 209 от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего…», где определены основные принципы для отнесения компании к данной категории. Предусмотрены требования к организационной форме, среднесписочной численности сотрудников и выручке (максимальной). Предельный доход, который может получить организация, подлежит пересмотру Правительством РФ, актуальное Постановление действует с 1 августа 2016 года. Сведения обо всех ИП и организациях, относящихся к данной категории, собраны в специальном Реестре.

Основные признаки малого бизнеса

В вышеуказанном Федеральном законе перечислены различные требования, по которым то или иное предприятие подпадает в нужную категорию. Юридические лица не могут обладать общей долей участия субъектов РФ, зарубежных фирм, религиозных благотворительных, общественных объединений свыше 25%. Кроме того, компанией не могут владеть иные компании, не являющиеся субъектами МСБ , в сумме свыше 49%.

В 1 половине 2016 г. в России было создано около 218.500 малых предприятий, в то время как рынок покинуло 242.200 компаний. Всего год назад тенденция была иной: взамен одной организации, ушедшей с рынка, появлялось 2 новые фирмы. Наибольшее их количество в Центральном федеральном округе - 1.636.987. Рекордсменом по числу МСБ является г.Москва: 451.979 микроорганизаций, 170.000 предпринимателей: сопоставимо с населением небольшой европейской страны.

Кто является двигателем малого бизнеса в России?

Примерно каждый 10 трудоспособный человек в РФ работает на себя. Причём подавляющее большинство самозанятых (около 70%) не зарегистрированы в качестве ИП и действуют нелегально. Нежелание официального закрепления статуса связано с бюрократией, высокими отчислениями в ПФР и неуверенностью в собственном будущем. Ещё один фактор - люди просто не видят, куда идут их деньги, что вызывает правовой нигилизм.

В основе малого и микро- бизнеса лежат следующие направления:

  1. Строительство, ремонт и отделка (не менее 20%);
  2. Программирование, ремонт компьютеров и смежные отрасли (около 11%);
  3. Дизайн помещений (10%);
  4. Парикмахерские и косметические услуги на дому (6 %);
  5. Репетиторство (5%).

Малый бизнес в России - бесправен и нелегален?

В РФ примерно треть населения - это граждане, которые находятся в трудоспособном возрасте, не зарегистрированы в качестве безработных, но и не числятся ни на каких предприятиях. Примерно половина таких лиц перебивается случайными заработками, люди годами заняты в организациях, но получают «зарплату в конверте». Это в большей степени характерно для провинции, где отсутствуют иные условия для трудоустройства и занятости.

Однако ещё 8-9 миллионов - это представители малого «серого» бизнеса, которые работают либо в гордом одиночестве, либо небольшими бригадами. Сравним это с количеством легальных ИП - 3,7 млн. человек - и получим реальную цифру теневого рынка. Ведь все деньги, которые выручают самозанятые, находятся в экономике, но по объективным причинам не могут быть вложены в банки, оборудование и дальнейшее развитие собственного дела.

Проблемы малого бизнеса в России

  1. Затруднённый доступ к поддержке , субсидиям, кредитованию, новым технологиям;
  2. Административные меры воздействия со стороны государственных органов (высокие штрафы за нарушения законодательства);
  3. Сложная конкуренция с крупными организациями в отдельных сферах (торговля, производство, транспорт);
  4. Неправильная налоговая политика, влекущая вытягивания из нового предприятия слишком большого количества ресурсов.

Отличия малого от среднего бизнеса

МБ - главным образом самозанятость либо сезонное привлечение работников для выполнения неквалифицированных задач: сбора урожая, перевозки, фасовки. Компания или ИП локализован в одном населённом пункте и собирает небольшую прибыль. Средний бизнес - это обязательное привлечение большего количества кадров (как квалифицированных, так и чернорабочих), инвестиций, активное вложение средств в развитие предприятия.

Резюме

Итак, малый бизнес - это первопроходец тех областей, в которые государству и крупным компаниям трудно и рискованно вкладываться. Люди придумывают оригинальные модели, и хотя многие предприниматели «прогорают», часть бизнесменов зарабатывает стартовый капитал для дальнейшего роста.

Реальная помощь государства должна заключаться в создании таких условий, при которых самозанятым будет проще легализоваться, чем работать «по-серому». Иными словами, людей просто нужно оставить в покое на какое-то время и подождать, что из этого получится.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...