Кто может внедрить профстандарты в организации. Внедрение профессиональных стандартов: с чего начать, как провести первые аналитические этапы проекта? Пошаговый алгоритм и план

С 2016 года профстандарты являются обязательными к использованию в ряде организаций. Одним из наиболее дискуссионных вопросов является порядок внедрения данных документов на предприятии. Ввиду того, что нормативы являются новшеством в отечественном законодательстве, процесс их внедрения остается не всегда однозначным. Рекомендуется следовать составленной пошаговой инструкции в оформлении актуальности стандартов.

Основания для внедрения профессиональных стандартов в организации

Начиная с 01.07.2016 г. в действие вступила ст. 195 ТК РФ. В данной статье описывается порядок применения профстандартов.

Так, под профстандартом понимается специализированный норматив, в котором приведены требования к сотрудникам в разрезе их профессиональных навыков и стажа работы. То есть, документом регламентируется набор трудовых функций, которые должен исполнять работник на определенной должности.

Также на сегодняшний день продолжают действовать справочники квалификаций, которые являются предшественниками профстандартов. Предполагается, что в ближайшем будущем стандарты вытеснят справочники. Однако до момента официальной отмены данных документов, использование справочников, как рекомендательных нормативов, не является противоправным.

Основанием для введения профстандартов является наличие необходимой должности, которая закрепляется в документе, а также работа в конкретной отрасли, для которой предусмотрен норматив.

Особенности внедрения профессиональных стандартов на предприятии

Ввод указанных нормативов является сложной процедурой, требующей изучения законодательства. В частности, особенности внедрения стандартов раскрываются в Письме Минтруда РФ «Ответы на типовые вопросы» от 04.04.2016г.

Так, к особенностям внедрения таких документов относится следующее:

План по внедрению профессиональных стандартов – что это

Для успешного внедрения профстандартов в организации руководитель должен следовать пунктам заранее составленного плана. Такие планы необходимо составлять, исходя из ПП РФ № 584 от 27.06.2016г.

Форма документа не регламентирована законодательно. Практика показывает, что наиболее часто подобные планы составляются в виде таблицы. Исходя из ПП № 584, в плане мероприятий по внедрению профстандарта должна находить отражение следующая информация:

  • список стандартов, используемых в организации;
  • порядок введения указанных нормативов;
  • данные о необходимых корректировках в местных нормативных документах;
  • данные о необходимости проведения дополнительных образовательных программ для служащих, не соответствующих требованиям профстандарта.

Пошаговая инструкция внедрения профессиональных стандартов

Процесс введения указанных документов в организации проходит по следующим этапам:

Приказ о внедрении профстандартов

Приказ руководителя является отправной точкой в процессе внедрения профессиональных стандартов на предприятии. Регламентированной формы указанного распоряжения на данный момент не предусматривается. Однако, данный приказ, как и все прочие, должен соответствовать общим требованиям составления локальных распоряжений:

  1. На официальном бланке фирмы, в верхней части листа, должно располагаться название документа и заголовок. Таким образом, на бланке необходимо указать: «Приказ о введении профстандартов».
  2. Во вступительной части документа необходимо отобразить правовую базу, которая стала основанием для введения подобных документов.
  3. Основной текст представляет собой волеизъявление управленца. В частности, необходимо сформулировать распоряжение о создании специализированной комиссии. Требуется привести полный список членов комиссии, их ФИО и должности.
  4. Далее прописывается положение, в соответствии с которым утверждается план внедрения профстандартов.
  5. При необходимости руководитель также распоряжается о формировании аттестационной комиссии.
  6. Итоговой частью основного текста становится обозначение ответственного лица за исполнение распоряжения.
  7. В конце руководитель заверяет приказ своей подписью.

По факту составления приказа он должен быть принят к учету в Журнал приказов. Там документу отводится личный номер и прописывается дата его оформления.

Все лица, указанные в приказе, должны быть ознакомлены с текстом документа под расписку.

Нюансы, которые сопутствуют вводу профессиональных стандартов в организации

При нововведениях законодательства всегда существует множество вопросов. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся проблемные аспекты введения в действие профстандартов на предприятии.

Так, распространенным нюансом является вопрос о несоответствии наименования конкретной должности в практической деятельности и ее названия в профстандарте. Решить данную проблему можно с помощью следующих вариантов:

  1. Сделать соответствующий запрос в локальное отделение Министерства труда РФ, с прошением о предоставлении рекомендаций по данному вопросу.
  2. Применять положения документа в тех ситуациях, когда это не является противоречием закону. Например, если сотруднику компании предстоит досрочное оформление пенсионного отпуска, то государственными структурами будут рассматриваться квалификационные справочники. Это означает, что использование положений профстандарта до момента оформления пенсии не должно противоречить сведениям из справочника.

Также актуальным вопросом является увольнение по причине несоответствия сотрудника требования профстандарта. Так, до момента увольнения, руководитель должен обеспечить такие варианты:

  1. Предоставление сотруднику более легкой должности.
  2. Направление на курсы повышения квалификации. Например, медики подтверждают актуальность своих знаний каждые пять лет.

При этом уволить сотрудника в данных обстоятельствах можно только по факту проведения , а также его согласия на увольнение при нежелании переходить на другую работу или получать дополнительное образование.

Помимо прочего, если руководитель компании не вводит в действие профстандарты там, где подобная необходимость установлена законом, для компании предусматривается привлечение к ответственности.

В частности, используются положения ст. 5/27 КоАП РФ:

  1. Штраф для должностных субъектов составит от 1000 до 5000 руб.
  2. Штраф для частных предпринимателей также составит от 1000 до 5000 руб.
  3. Штраф для компаний предусматривается более серьезный – от 30.000 до 50.000 руб.

При выявлении первичного нарушения штраф не является строго обязательным. Правомерно выставление предупреждения. При повторном нарушении руководителя неизбежно ожидает штрафная санкция.

Таким образом, внедрение профессиональных стандартов является необходимой процедурой, имеющей множество нюансов. Для их успешного разрешения настоятельно рекомендуется изучить правовую базу данного вопроса, а также, по возможности, получить консультацию сотрудника Минтруда РФ.

Не будучи обязанным применять профстандарт, работодатель все же решает внедрить его в своей организации. Но при этом сталкивается с определенными проблемами…

На примере профстандарта «Специалист по управлению персоналом», внедряемого для инспектора по кадрам, рассмотрим общую концепцию его введения, связанные с этим проблемные вопросы и, разумеется, сделаем соответствующие выводы .

В зависимости от количества штатных единиц работников, занимающихся работой с персоналом, существует разница в применении профстандарта. Если в штате есть отдел кадров, изучение профстандарта «Специалист по управлению персоналом» происходит применительно к каждой должности в части именно ее функций.

Например, в части функций специалиста по корпоративной социальной политике применению подлежит раздел 3.6 профстандарта «Специалист по управлению персоналом»; в отношении руководителя структурного подразделения (согласно Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденному Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 (в ред. от 12.02.2004; далее — КСДС), — начальника отдела кадров) — раздел 3.7 этого же профстандарта. При таком порядке все просто.

Однако во многих организациях кадровой работой занимается один человек. Согласно штатному расписанию его должность чаще всего называется «инспектор по кадрам», «специалист по кадровому администрированию» и т. д. В такой ситуации работник в одном лице выполняет все трудовые функции, касающиеся работы с персоналом:

  • подбирает кадры;
  • оформляет прием на работу и увольнение;
  • занимается подготовкой аттестации;
  • ведет трудовые книжки и т. д. —

то есть совмещает функции, ранее предусмотренные КСДС по всем должностям, связанным с кадровой работой (таблица 1), а теперь — по всем должностям, предусмотренным профстандартом «Специалист по управлению персоналом». В этом случае внедрить профстандарт гораздо сложнее.

Применить профстандарт к должности «инспектор по кадрам», которую только планируют ввести в штатное расписание, просто и не вызовет затруднений. При разработке должностной инструкции за основу берется не КСДС, а профстандарт «Специалист по управлению персоналом» .

Внедрить же профстандарт для должности, занятой конкретным работником, труднее. Это связано с решением следующих вопросов:

  1. Необходимо ли менять наименование должности в штатном расписании, ведь вопросами персонала в организации может заниматься и инспектор отдела кадров, и специалист по кадровому администрированию, и иные работники.
  2. Нужно ли расширять (или уменьшать) перечень трудовых функций, должностных обязанностей работника, занимающегося работой с кадровым составом организации?
  3. Обязательно ли изменение требований в части квалификации работника?
  4. Правомерно ли внедрение подобных изменений без согласия работника?
  5. Если работник не согласен на изменения, вызванные внедрением профстандарта, возможно (или необходимо) прекратить с ним трудовой договор?

А сейчас обо всем по порядку.

ИЗМЕНЕНИЕ НАИМЕНОВАНИЯ — ЭТО ПОЛДЕЛА

Составление плана действий по внедрению профстандарта начинается с вопроса о переименовании должности работника.

Ответ очевиден: поскольку внедрение профстандарта осуществляется не по требованию нормативного документа, а по свободному решению работодателя, переименование должности отнюдь не является обязательным. Более того, в большинстве случаев в этом нет вообще какой-либо надобности.

Сравним наименования, которые предлагают профстандарт «Специалист по управлению персоналом» и КСДС (таблица 1):


Если профстандарт «Специалист по управлению персоналом» внедряется по соглашению сторон , вся документация, сопровождающая этот процесс, издается в рамках нормы ст. 72 ТК РФ, когда изменение определенных сторонами условий трудового договора, в т. ч. перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора.

В этом случае нет никаких нюансов — работодатель в любое время вправе изменить наименование должности, перечень должностных обязанностей, требования к квалификации по должности и прочие параметры должностной инструкции.

Другое дело, когда работодатель внедряет профстандарт по своей инициативе , а работнику лишь предоставлено право согласиться или отказаться работать по профстандарту, то есть применяется процедура, предусмотренная ст. 74 ТК РФ.

Здесь имеют место две полярные точки зрения:

Некоторые работодатели считают, что для внедрения профстандарта достаточно переименовать должность, не внося никаких изменений в должностную инструкцию и трудовой договор. Это возможная точка зрения. Но полагаем, переименование должности без корректировки должностных обязанностей — это половина дела.

ОБЪЕДИНЕНИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ КСДС — ОДИН ПРОФСТАНДАРТ

Как видим из таблицы 1, КСДС предусматривает четыре должности, каждая из которых связана с кадровой работой . Профстандарт «Специалист по управлению персоналом» также предусматривает несколько вариантов наименований должностей и распределение между ними трудовых функций, трудовых действий.

Но поскольку наша непосредственная задача — это применение профстандарта для единственной должности в штате, изучим описание всех трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности) «Специалист по управлению персоналом» (таблица 2).

Например, трудовая функция «Ведение организационной и распорядительной документации по персоналу» включает в себя не одно, а сразу несколько действий:

  • обработка и анализ поступающей документации по персоналу;
  • разработка и оформление документации по персоналу (первичной, учетной, плановой, по социальному обеспечению, организационной, распорядительной);
  • регистрация, учет и текущее хранение организационной и распорядительной документации по персоналу.

ВЫВОД Сравнивая приведенные в таблице 2 трудовые функции и квалификационные характеристики по четырем должностям из КСДС , видим, что рассматриваемый профстандарт объединяет трудовые функции всех четырех должностей КСДС.

Внедряя профстандарт «Специалист по управлению персоналом», работодатель сможет еще и оптимизировать потребность в персонале.

ВАЖНЫЙ ЭТАП — СРАВНЕНИЕ ФУНКЦИЙ

Прежде чем начать внедрять профстандарт «Специалист по управлению персоналом», следует сравнить исходные данные с данными по аналогичной должности в КСДС — возможно, в профстандарте предусмотрены те же функции, что и в КСДС, и изменения будут незначительными.

Поскольку у работника, занимающегося кадровой работой, функций очень много, и по профстандарту ««Специалист по управлению персоналом», и по должностям, предусмотренным КСДС, проведем сравнение выборочно по двум параметрам (таблица 3):

  • функция кадрового учета и ведения документации;
  • функция подбора персонала.

При проведении анализа из КСДС были взяты трудовые функции по должностям «начальник отдела кадров», «специалист по кадрам», «экономист по труду» и пр. в консолидированном виде.

Как видим, трудовые действия отличаются по объему. Так, деятельность по подбору персонала более конкретизирована в профстандарте, а действия по кадровому учету в привычном и понятном виде подробно изложены в КСДС.

Подробный анализ всех трудовых действий в рамках трудовой функции поможет увидеть разницу: КСДС содержит более обобщенные описания трудовых действий, профстандарт же описывает все (возможные, необходимые) этапы в рамках выполнения одного действия.

ВЫВОД Если профстандарт «Специалист по управлению персоналом» вводится в отношении единственной штатной единицы в организации, занятой работой с кадровым составом, то проще и целесообразнее ввести его полностью, не изыскивая в изменяемой должностной инструкции пункты, которые можно было бы оставить в том виде, в котором они были сформированы на основе КСДС.

ВОПРОСЫ КВАЛИФИКАЦИИ НЕ СТОЯТ ТАК ОСТРО

Исходя из профстандарта «Специалист по управлению персоналом» отметим, что требование к квалификации изменяется в зависимости от возможного наименования должности (профессии) и набора трудовых действий.

Например, для специалиста по кадровому делопроизводству достаточно среднего профессионального образования (программа подготовки специалистов среднего звена). Для менеджера по персоналу профстандарт предлагает уже первую ступень высшего образования — бакалавриат.

Это стоит учесть, когда профстандарт внедряется в отношении нескольких штатных единиц, занятых работой с персоналом, и в организации есть полноценный отдел кадров из 4-5 и более должностей.

Профстандартом установлены уровни квалификации. Так, пятый уровень — например, для специалиста по кадровому делопроизводству, специалиста по персоналу, шестой — для менеджера по персоналу, а седьмой — для руководителя подразделения .

Когда применение профстандарта не обязательно, работодатель, внедряя его, вправе изменить свои требования к квалификации (в т. ч. в отношении уже работающего работника), но уволить работника за несоответствие требованиям по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ без проведения аттестации не может .

Н е следует забывать и положения п. 10 КСДС: лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

ВЫВОД Требование к квалификации работника при внедрении профстандарта «Специалист по управлению персоналом» может и не измениться — все зависит от решения работодателя.

РЕШЕНИЕ ПРИНЯТО

Предположим, работодатель решил применить к должности единственного в штате кадрового работника профстандарт «Специалист по управлению персоналом», ничего из него не исключая, допуская лишь некоторые корректировки в части требований к квалификации.

Теоретически ввести профстандарт можно двумя способами :

  1. По соглашению сторон (рекомендуемый способ).
  2. По инициативе работодателя (вызывает споры, не рекомендуется).

Вводим профстандарт по соглашению сторон

Необходимо поочередно выполнить несколько действий:

  • привести штатное расписание в соответствие с наименованиями должностей, по которым будут внедрены профстандарты; издать приказ об утверждении нового штатного расписания.

Наименование единственной должности работника, занимающегося кадровой работой, может звучать как «специалист по управлению персоналом» или как одно из тех, что приведены в левом столбце таблицы 1 (в т. ч. менеджер по персоналу);

  • на основе профстандарта «Специалист по управлению персоналом» разработать новую должностную инструкцию по этой должности (выбранному наименованию) и ознакомить с ней работника под роспись;
  • при необходимости внести изменения в другие локальные акты работодателя;
  • подготовить и подписать с работником дополнительное соглашение (пример 2);

Вводим профстандарт по инициативе работодателя

Когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника (ч. 1 ст. 74 ТК РФ).

Если учесть, что профстандарт «Специалист по управлению персоналом» объединяет функции по всем четырем должностям КСДС в области работы с персоналом, то можно констатировать следующее: при внедрении профстандарта в отношении единственной должности в штате трудовая функция, скорее всего, будет изменена, в т. ч. и без переименования должности. Работодателю запрещено осуществлять это в одностороннем порядке, применяя нормы ст. 74 ТК РФ.

Новая должностная инструкция будет не только уточнять прежние должностные обязанности работника, но и расширять их. Существенное изменение трудовых обязанностей в должностной инструкции инспектора по кадрам при внедрении профстандарта может быть квалифицировано как нарушение положений ст. 57, 60, 72 ТК РФ .

За одностороннее изменение трудовой функции работника работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства .

Не нарушит прав работника только изменение требований в части квалификации и уточнение должностных обязанностей. Однако из-за объема и содержания профстандарта «Специалист по управлению персоналом» такое малое количество и качество изменений не достигнет главной цели — внедрение профстандарта.

ВЫВОД Введение профстандарта «Специалист по управлению персоналом» в полном объеме к уже существующей в штатном расписании организации должности, занятой работником, в одностороннем порядке по инициативе работодателя в рамках ст. 74 ТК РФ невозможно, а применение — незаконно.

П роцедура внедрения профессиональных стандартов в организации - довольно трудоемкий и продолжительный процесс, который включает в себя множество отдельных этапов. При этом реализация каждого из них также содержит в себе много нюансов и особенностей, которые необходимо учитывать. Остановимся на наиболее важных моментах, которые должен учесть работодатель в своей работе.

С чего начать

Первое, с чего необходимо начинать процедуру внедрения профстандартов, - это с создания рабочей группы (комиссии) , которая и будет заниматься данной работой, а также с поиска и подбора нужных профессиональных стандартов. Такой подбор осуществляется путем мониторинга и отбора профстандартов, которые подойдут вашей организации.

Обратите внимание: любое действие комиссии рекомендуется оформлять актом, а любое решение по тому или иному вопросу - протоколом. Соответственно, например, результат работы по поиску профстандартов рекомендуется оформить произвольным актом, в котором указать те профстандарты, по которым будет вестись дальнейшая работа.

Стоит отметить, что закон не ограничивает работодателя в оформлении документов, которые он считает нужным оформить в процессе работы по внедрению профессиональных стандартов. К примеру, для удобства можно издать приказ о внедрении профстандартов в организации, изложив в нем перечень стандартов, подлежащих применению.

Наименования должностей / профессий

Как уже отмечалось ранее, внедрение профстандартов - это поэтапный процесс. И отдельно необходимо обратить внимание на основные зоны риска, которые могут возникнуть при неправильном применении профессиональных стандартов. В связи с этим особо нужно подчеркнуть такой этап, как проверка наименований должностей (профессий) .

Напомним, ст. 57 ТК РФ определяет обязательные требования к содержанию трудового договора. При этом невыполнение данных требований создаст угрозу привлечения работодателей к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ, где наложение штрафа на организацию предполагается в размере от 50 000 до 100 000 рублей. Причем ответственность, как уже отмечалось выше, может возникнуть за каждый неправильно составленный трудовой договор, вследствие чего размер штрафа может исчисляться миллионами. Поэтому очень важно соблюсти те требования, которые ТК РФ предъявляет к трудовому договору.

Итак, согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ одним из обязательных условий трудового договора является условие о трудовой функции. Трудовая функция - это работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы. При этом указанная статья предъявляет требования к наименованию должности (профессии). Так, если ТК РФ или иными федеральными законами к определенной профессии или должности установлены ограничения или льготы (компенсации), то такая профессия или должность должна называться в соответствии с требованиями профессиональных стандартов. Поэтому чрезвычайно важно понять, существуют ли именно в федеральном законодательстве такие особенности для рассматриваемой должности (профессии). В случае если льготы или ограничения установлены, необходимо убедиться, что на­именование данных должностей (профессий) соответствует тем вариантам наименования, которые предъявляет конкретный профстандарт к определенной должности (профессии).

Если при проведении такой работы будут выявлены отклонения, их, безусловно, необходимо устранить. Сделать это можно несколькими способами, самый простой из которых - перевести работника на вновь введенную должность (профессию) с «правильным» наименованием, а после перевода «ненужную» должность (профессию) исключить. Существуют и иные способы «переименования» должности (профессии). Однако во всех случаях необходимо руководствоваться нормами действующего трудового законодательства.

Квалификация работника

Еще одной зоной риска при работе с профессиональными стандартами являются их требования относительно квалификации работника. С 1 июля 2016 года в ТК РФ вступила в силу ст. 195.3. Фактически она говорит о том, что все работодатели обязаны применять профессиональные стандарты в части квалификационных требований.

Свернуть Показать

Марианна Шилова , главный юрисконсульт Центра экономических услуг

Подчеркну, что мнения специалистов по поводу обязательности применения профессиональных стандартов с 01.07.2016 разошлись. Все эксперты согласны, что стандарты обязательны в той части, которая предъявляет требования к квалификации работников (ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ). Остальные положения профстандартов работодатели могут применять по своему собственному желанию (например, при разработке должностных или рабочих инструкций) с учетом специфики деятельности организации. А вот мнения по поводу того, для кого именно обязательны требования к квалификации, различны. Камнем преткновения стала ст. 195.3 ТК РФ, где сказано, что если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, то профстандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

В связи с этим одни считают, что профстандарты обязательны только для некоторых категорий работников, в отношении которых это прямо указано в законе (например, для педагогических работников или работников, занятых на подземных работах). Другие полагают, что профессиональные стандарты, утвержденные Минтрудом РФ, - сами по себе нормативные правовые акты и, следовательно, их необходимо выполнять всем работодателям.

Соглашаться или нет с последней точкой зрения - дело каждого работодателя, к сожалению, до сих пор нет ни официальных разъяснений, ни судебной практики по данному вопросу. Но если вы хотите исключить негативные последствия, то лучше начать постепенный переход на учет требований профстандартов. Ведь штрафы по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ совсем не маленькие. Причем, учитывая тенденцию, складывающуюся в судебной практике, о привлечении работодателя к ответственности за каждое отдельное правонарушение по каждому отдельному работнику, штраф может составить значительные суммы (см., например, постановление Верховного Суда РФ от 15.08.2014 № 60-АД14-12).

Профессиональный стандарт, в зависимости от того какую должность или профессию он описывает, предъявляет ряд требований к образованию, опыту работы, навыкам и умениям, которыми должен обладать работник, для того чтобы занимать описанную должность. Соответственно, при работе по внедрению профессиональных стандартов также нужно сравнить характеристики квалификации, указанные в профстандарте, с квалификацией, которой обладают работники на сегодняшний день.

При этом, как мы уже говорили выше, каждое действие в целях упрощения дальнейшей работы рекомендуется оформлять документально. Условно говоря, провели процедуру сверки уровня образования по профессиональному стандарту с уровнем образования работников - подготовили акт о результатах работы. И такие акты рекомендуется оформлять при каждой сверке (опыта, умений, навыков) для дальнейшего принятия решений по устранению подобных недостатков (при их наличии).

Утверждение дополнительных ЛНА

Также для регулирования работы по внедрению профессиональных стандартов можно разработать и утвердить ряд локальных нормативных актов, где подробно регламентировать процедуру внедрения. Путем принятия локального нормативного акта можно регламентировать вопросы устранения выявленных нарушений требований профстандартов, в частности:

  • порядок, сроки, график направления работников на профессиональное обучение;
  • порядок оценки, аттестации работников;
  • порядок оформления совмещения, совместительства, расширения зон обслуживания, увеличения объема работы;
  • порядок внесения изменений и дополнений в кадровые документы (при необходимости).

Однако следует помнить, что содержание подобных ЛНА никак не должно противоречить нормам, установленным трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, и ухудшать положение работника по сравнению с ними.

Внесение изменений в кадровые документы

Затронем и такой вопрос, как оформление кадровых документов в организации с учетом требований профессиональных стандартов. На практике при внедрении требований профстандартов обычно работодателям приходится изменять (или дополнять) такой документ, как должностная инструкция (или инструкция по профессии) . Данная инструкция не является обязательным документом в организации. Тем не менее в большинстве случаев именно в этом документе конкретизируется трудовая функция работника, а также описываются те требования, которые предъявляются к работнику по образованию, опыту работы, необходимым знаниям, умениям и пр.

Согласно ст. 195.3 ТК РФ (которая вступила в силу с 01.07.2016) профессиональные стандарты должны применяться в качестве основы для определения квалификации работников. Иными словами, требования к квалификации, которые указаны в профстандарте, являются тем минимумом, который работодатель должен соблюдать. Отсюда можно сделать вывод, что, если в документах работодателя установлены требования к работникам ниже, чем в профессиональном стандарте, такие документы рекомендуется изменить и повысить требования до соответствующего уровня.

Как отмечалось ранее, обычно подобным документом является должностная инструкция (инструкция по профессии). При этом сложность внесения изменений в нее будет зависеть от того, каким образом она изначально была оформлена.

Свернуть Показать

Альберт Гиматдинов , ведущий юрисконсульт аудиторской компании МКПЦ

Порядок внесения изменений (и дополнений) в должностные инструкции (инструкции по профессии) работников зависит от того, каким образом инструкции были утверждены.

Если она в результате была оформлена приложением к трудовому договору (стала неотъемлемой его частью), то внесение изменений (и дополнений) нужно оформлять дополнительным соглашением к трудовому договору в соответствии со ст. 72 ТК РФ. Работодатель вправе предложить работнику внести изменения (дополнения) в трудовой договор. Заключение такого дополнительного соглашения возможно только с согласия работника.

Если инструкция не являлась приложением к трудовому договору, а была утверждена в качестве отдельного документа, то ее необходимо будет утвердить в новой редакции. Стоит отметить, что если при изменении инструкции будет изменена трудовая функция работника, то утверждать новую редакцию без согласия работника будет бессмысленно: по общим правилам изменение трудовой функции работника возможно только с его письменного согласия (ст. 72, 72.1, 74 ТК РФ).

Добавим, что аналогичный порядок внесения изменений в инструкцию приведен в письме Роструда от 31.10.2007 № 4412-6.

В заключение поясним, что вышеуказанная работа должна осуществляться в отношении тех профессий и должностей, по которым уже приняты профессиональные стандарты, так как пока очередной профстандарт не утвержден, у работодателя не возникает обязанность по его применению. Поэтому важным этапом внедрения является мониторинг вновь принятых профессиональных стандартов. При выявлении «новых» стандартов их необходимо учитывать, анализировать и, в случае их применения в вашей организации, внедрять в установленном порядке.

Существуют, как обычно, две противоположные точки зрения: апологеты стандартизации и умеренные оптимисты, у каждой группы свои аргументы и доводы, в том числе со ссылкой на законодательство.

Большинство работодателей уверено, что обязательны для всех организаций вне зависимости от форм собственности. Жесткие требования к квалификации сотрудников в связи с вступлением новой статьи 195.3 ТК РФ предъявляются в отношении предприятий всех форм собственности, - считает, в частности, президент МОО поддержки и защиты малого и среднего бизнеса «Деловые люди», владелица и руководитель швейного производства «Софиано» Ольга Косец . По ее словам, изначально планировалось внедрение стандартизации в отношении государственных, бюджетных, унитарных предприятий, корпораций, внебюджетных государственных фондов, то есть хозяйствующих субъектов, у которых доля государственной или муниципальной собственности составляет 50 и более процентов, но в 2015 году был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 02.05.2015 N 122-ФЗ, согласно которому квалификационные стандарты признаны обязательными для всех категорий работников.

В пользу данной точки зрения можно отнести и тот факт, что все профстандарты проходят регистрацию в Минюсте России, а значит, являются нормативными правовыми актами, обязательными к применению.

Однако юристы поясняют, что, согласно формулировкам, изложенным в статье 195.3 ТК , профстандарты обязательны только в случае, если законами или иными нормативными актами устанавливаются требования к компетенциям. В противоположном случае данный документ является рекомендацией, даже несмотря на свой факт регистрации в Минюсте. «Таким образом, если Трудовым Кодексом или специальными законами, например «О бухгалтерском учете», «Об образовательной деятельности» и т.п., не установлены требования к квалификации работника, то и применение профессиональных стандартов не является обязательным, - объясняет управляющий партнер юридической фирмы «Касенов и партнеры» Екатерина Касенова . - Однако вторая часть этой же статьи ТК говорит о том, что характеристики компетенций, которые содержатся в профессиональных стандартах, применяются работодателями в качестве основы для определения дальнейших требований к квалификации работников. Таким образом, законодатель предлагает работодателю самостоятельно провести «корректировку» запросов, содержащихся в профессиональных стандартах, в зависимости от применяемых технологий и принятой организации производства и труда».

Зачем нужен график

Так или иначе, факт неизбежности применения профстандартов очевиден, и рано или поздно все они станут обязательными для работодателей.

Поэтому неважно, будет в организации сейчас применяться какой-то один стандарт, или работодатель решит одномоментно применить соответствующие профстандарты ко всем своим работникам, - необходимость процедуры их внедрения очевидна.

Что можно порекомендовать работодателю? Прежде, чем искать образец приказа о внедрении профстандартов в организации, надо четко выделить позиции в , для которых соблюдение требований профстандарта будет обязательным. Затем определить необходимость приведения в соответствие документов, организовать обучение или провести штатные перестановки. Только после этого можно приступать к работе с остальными позициями штатного расписания.

Во избежание возможной путаницы и различного рода недоразумений, в том числе в общении с работниками, представляется целесообразным подготовить заблаговременно соответствующий план-график.

Типовой план мероприятий по внедрению профстандартов в организации

Разрабатывая план, необходимо учитывать, что при внедрении стандартов могут возникнуть потенциально конфликтные ситуации, связанные, в том числе, с увольнением, в связи с чем рекомендуем проведение всех мероприятий планировать минимум за пару месяцев до непосредственного исполнения. Кроме того, просим учитывать, что Методические рекомендации по применению стандартов, разработанные Минтруда, до сих пор находятся в стадии проекта, в связи с чем вся ответственность за процедуры перехода полностью лежит на работодателе.

При разработке плана-графика работодателю также необходимо помнить, что механизмов внедрения профстандарта не существует, поэтому целесообразно придерживаться общих правил и норм, которые являются обязательными при проведении любых организационно-штатных мероприятий.

С чего начать

Основные мероприятия

  1. Изучить соответствующий профстандарт.
  2. Определить перечень должностей в штатном расписании, которые необходимо привести в соответствие с положениями профессионального стандарта (при необходимости проведения организационно-штатных мероприятий подготовить соответствующий приказ и уведомить заинтересованных лиц за два месяца до их проведения).
  3. Определить круг лиц, которые подпадают под действие соответствующего профстандарта.
  4. Создать аттестационную комиссию для работников, которые подпадают под действие соответствующих профстандартов, с целью определения квалификационного соответствия этих лиц требованиям профстандартов. При необходимости провести процедуру на соответствие квалификации, изложенной в стандарте.
  5. Уведомить надлежащим образом работников, чьи должности подпадают под внедрение профстандартов, что их подлежат (при необходимости).
  6. Подготовить проекты изменений в положения о подразделениях, работников и иные локальные нормативные акты (в том числе дополнительные соглашения к трудовым договорам), положения которых подлежат изменению в связи с внедрением профстандартов.
  7. Обеспечить доступ к материалам по профстандартам всех работников организации, в том числе сформировать группу, в которую работники могут обратиться и получить разъяснение по вопросу внедрения стандарта.

Итоговые мероприятия

После того как работодатель организовал и провел указанные выше мероприятия, а также урегулировал с работниками все вопросы относительно вносимых изменений в исполняемый ими функционал, можно знакомить работников с новыми локальными нормативными актами, в положения которых были внесены соответствующие изменения, и подписать дополнительные соглашения к трудовым договорам.

Образец плана-графика внедрения профстандарта

Выскажите свое мнение о статье или задайте вопрос экспертам, чтобы получить ответ

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...