Электронные тендеры строительство с чего начать. Как принять участие в тендере: требования к участникам и необходимые документы

Что такое электронные торги, аукционы, тендеры? С чего начать, какую площадку выбрать? Как проходят государственные электронные торги, и как получить контракт? В этой статье – ответы на эти и другие важные вопросы для начинающих свой путь в электронных торгах.

Читайте ответы на распространенные вопросы участников торгов:

1. Что такое электронные торги?

Электронные торги — это современный способ выбора поставщика (или покупателя), при котором процесс покупки и продажи совершается на специализированных сайтах — электронных торговых площадках в Интернете. Покупать и продавать можно товары, работы или услуги. Например, электронные аукционы на право получения госзаказа проходят на пяти федеральных площадках: «Сбербанк-АСТ», «ЕЭТП», «АГЗРТ», «РТС-тендер» и ЭТП ММВБ «Госзакупки». В форме электронных торгов также могут проводить свои закупки заказчики, которые работают по 223-ФЗ.

2. Чем торгуют на ЭТП?

На различных площадках присутствуют совершенно разные лоты. Теоретически номенклатура лотов, которые можно размещать на ЭТП, ничем не ограничена. Можно продавать (и, соответственно, покупать) товары, предлагать выполнение работ, оказание различных услуг.

Для государственных заказчиков существует утвержденный правительством перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки которых для федеральных и муниципальных нужд осуществляется только путем проведения открытого электронного аукциона.

Для отдельных видов юридических лиц (субъектов 223-ФЗ: госкомпании, госкорпорации, естественные монополии, общества с государственным участием) Правительство также утвердило перечень товаров, закупаемых в электронной форме. Такие электронные торги (не обязательно в форме аукциона) также проводятся на электронной торговой площадке.

3. Зачем и как участвовать в электронных торгах?

Участие в электронных торгах — это единственный способ продажи вашей продукции или услуг бюджетным, государственным организациям, а также другим крупным компаниям, которые по разным причинам решили закупать товары и услуги посредством электронных торгов.

Государственные заказчики по закону должны закупать большую часть номенклатуры товаров/работ/услуг только на открытых электронных аукционах. Причем, это касается государственных заказчиков всех уровней: федерального, регионального, муниципального. Таким образом, если вы хотите заключить госконтракт, нужно выходить на федеральные ЭТП («Сбербанк-АСТ», «ЕЭТП», «АГЗРТ», «РТС-тендер», ЭТП ММВБ «Госзакупки») и торговаться на аукционах.

Крупные коммерческие заказчики (ОАО «Газпром», Роснано, ОАО «МТС», ГК «Росатом»и т.д.) также давно перевели свои закупки в электронную форму. Наиболее известные площадки, где проходят такие торги — B2B-Center, «Фабрикант», «ТЗС Электра», «Аукционный Конкурсный Дом».

Законом также предусмотрена реализация имущества предприятий-банкротов. Если вы заинтересованы в выгодном приобретении имущества — без электронных торгов также не обойтись. Электронные торги по банкротству проходят на специально аккредитованных площадках, среди них «Российский аукционный дом», «Сбербанк-АСТ», «СЭлТ», uTender и др.

Онлайн-курс « ». Начните выигрывать в электронных торгах.

4. Какие преимущества получаешь при участии в электронных торгах?

Став участником электронных аукционов, вы открываете для себя новые рынки сбыта, в т.ч. региональные (находясь в Москве, вы можете осуществить продажу заказчику, находящемуся в любом другом городе на территории России) и получаете доступ к широкой базе предложений по интересующим вас позициям.

Вы взаимодействуете с участниками торгов без посредников, и таким образом экономите время и деньги.

Благодаря современным IT-технологиям, вы оперативно получаете уведомления о появлении новых лотов, а значит, не пропустите интересных предложений.

Если говорить о государственных закупках, то участие в электронных аукционах — это возможность заработать свою долю от 13 трлн рублей. Именно в такую сумму оценивается общий объем государственного и муниципального заказа с учетом госкорпораций и естественных монополий. Государство — надежный и крупный заказчик.

5. Какие типы электронных аукционов встречаются?

Аукционы:

  • Открытый электронный аукцион : все процедуры проводятся полностью на электронной торговой площадке. Участники в процессе торгов подают ценовые предложения. Побеждает участник, предложивший лучшую цену.
  • Аукцион на понижение (иногда его называют «редукцион»): заказчиком объявляется объем необходимых услуг и начальная максимальная цена, участники подают предложения и обязуются оказать весь объем услуг за меньшие деньги. Побеждает участник, предложивший наименьшую цену. Аукцион на понижение является единственной формой проведения электронных торгов по государственным заказам.
  • Аукцион на повышение : побеждает участник, предложивший наивысшую цену. Такие аукционы объявляются, например, при сдаче в аренду помещений, при распродажах имущества.

Что кроме аукциона?

Не стоит забывать, что в электронном виде можно провести практически любую закупку, не только аукцион. Это могут быть:

  • электронный конкурс;
  • электронный запрос предложений;
  • электронный запрос котировок и так далее.

Правила для таких процедур оговариваются регламентами электронных площадок. Современные электронные площадки предлагают организаторам и участникам торгов множество способов закупок.

Выбирайте то, что вам больше подходит!

В Школе электронных торгов - это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.

6. Что такое портал zakupki.gov.ru и для чего он нужен? Как работает Единая Информационная система с 2016 года?

С 1 января 2011 года информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации или муниципальных нужд размещалась на едином Общероссийском официальном сайте (часто используют сокращение ООС).

В то время ООС был единственным официальным источником для представления информации о размещении заказов, до 01.01.2014 — в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», после этой даты — в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

С 1 января 2016 года основой информационного обеспечения Контрактной системы является Единая информационная система.

Состав информации в ЕИС комментирует эксперт по торгам Роман Чибисов:

С 1 октября 2012 года в своей отдельной секции zakupki.gov.ru/223 информацию о своих закупках также должны были публиковать отдельные виды юридических лиц — субъекты 223 Федерального Закона. Среди них госкомпании, госкорпорации, унитарные предприятия, естественные монополии и компании с государственным участием. Информацию о закупаемых ими товарах/работах/услугах также можно найти на Общероссийском официальном сайте.

7. Как получить ?

Сертификат ЭП для участия в электронных торгах можно получить в Удостоверяющем центре СКБ Контур. Задать любые вопросы о получении сертификата ЭП можно по бесплатному телефону 8-800-5000-508.

Получить или продлить сертификат электронной подписи в Удостоверяющем центре СКБ Контур.

8. Я хочу участвовать в электронных аукционах. Что мне делать?

Во-первых, надо определиться, какие именно заказы вас интересуют, государственные или коммерческие. От этого зависит, какой сертификат электронной подписи понадобится в торгах, и где будут проводиться электронные аукционы. Государственные заказчики размещают электронные аукционы на пяти федеральных площадках. Коммерческие компании и корпорации торгуются на специализированных, в том числе на своих собственных электронных ресурсах.

Во-вторых, для того чтобы стать участником электронных аукционов, организация должна приобрести подходящий сертификат электронной подписи , принимаемый на нужной электронной торговой площадке (ЭТП), и пройти на этой ЭТП аккредитацию. Участником торгов может стать не только юр.лицо, но и физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель. Правила — те же.

В-третьих, нужно найти на площадке интересующий вас аукцион, изучить документацию и требования заказчика. И если вы готовы выполнить все требования - можно подавать заявку на участие.

Онлайн-курс « ». Начните выигрывать в электронных торгах.

9. У меня есть ЭЦП и Рутокен. Что делать дальше?

Если у вас уже есть сертификат электронной подписи для госзакупок, необходимо найти аукцион на общероссийском официальном сайте, узнать, где будут проходить торги (площадка указана в извещении), пройти аккредитацию на этой электронной площадке, перечислить средства для обеспечения заявки и подать заявку на участие.

Процедуры аккредитации и перечисления обеспечения займут какое-то время (по приблизительным оценкам, в совокупности не менее семи рабочих дней). Поэтому рекомендуем заранее пройти аккредитацию на тех площадках, где потенциально Заказчики могут разместить интересные вам аукционы.

Если вы приобрели ЭЦП для участия в коммерческих аукционах, которые проходят на специализированных площадках, уточните правила аккредитации на этих площадках.

10. Какую электронную торговую площадку выбрать?

Это зависит от ваших целей. Если вы хотите получить госзаказ, необходимо аккредитоваться на федеральных ЭТП: «Сбербанк-АСТ», «ЕЭТП», «АГЗРТ», «РТС-тендер», ЭТП ММВБ «Госзакупки».

Если вы хотите стать поставщиком крупных коммерческих заказчиков (ОАО «Газпром», Роснано, ОАО «МТС», ГК «Росатом»и т.д.), то следует выбирать площадки, где проходят данные торги (это, например, B2B-Center, «Фабрикант», «ТЗС Электра», «Аукционный Конкурсный Дом» и др.)

Если вы заинтересованы в выгодном приобретении имущества предприятий-банкротов, то вам нужны площадки, аккредитованные на проведение торгов по реализации имущества предприятий-банкротов. Среди них «Российский аукционный дом», «Сбербанк-АСТ», «СЭлТ», uTender и др.

Юрий Майский, ведущий вебинара , комментирует, где искать контрактную информацию.

11. Какова процедура государственных электронных торгов и получения государственного контракта?

Для компаний-поставщиков можно условно выделить несколько этапов, которые им предстоит пройти, чтобы заключить государственный контракт:

  • Получение сертификата электронной подписи для госторгов в удостоверяющем центре.
  • Получение . Для этого на сайте электронной торговой площадки необходимо заполнить аккредитационную форму и заявление на открытие счета, а также приложить ряд документов. После этого нужно в течение пяти дней получить подтверждение аккредитации от площадки.
  • Подготовка к торгам. Организация выбирает аукцион, перечисляет на счет площадки сумму в размере обеспечения заявки и подает заявку на участие.
  • Торги. Далее следует процедура торгов, в рамках которой участники подают ценовые предложения. Победителем признается тот, кто предложил наименьшую цену, а также чья заявка полностью соответствует требованиям заказчика.
  • . Компания, ставшая победителем, обязана заключить контракт. Контракт заключают в электронном виде на ЭТП. Сначала проект контракта своей ЭП подписывает победитель аукциона, затем контракт своей ЭП подписывает заказчик. После этого контракт считается заключенным. Осталось его исполнить!

Юрий Майский, ведущий вебинара « », расскажет с чего начинается закупка.

Тендером называют конкурс на выполнение работ или оказание услуг, в котором заказчик работ или услуг выбирает из многочисленных предложений наиболее оптимальное, а также низкое по цене. В современном мире тендеры, как правило, проходят в электронном формате. Это во многом автоматизирует процесс и позволяет расширять количество потенциальных исполнителей, делая процедуру удобной и прозрачной.

Участвовать в тендерах может любой субъект экономической деятельности, независимо от организационно-правовой формы. Это могут быть как российские компании, так и зарубежные. Если говорить о заказчиках, то, например, государственные учреждения и органы обязаны выставлять на тендер все работы и услуги, которые им требуется произвести. Поэтому для этой категории вопрос об участии в тендерах не стоит.

Если говорить о коммерческом заказчике, то конкурсная процедура выгодна для него в силу того, что он получает возможность выбрать наиболее качественного исполнителя по приемлемой для себя цене. Для исполнителей выгода менее очевидна, т.к. заставляет их снижать уровень цен. Однако, есть и положительные стороны тендеров для исполнителей. Например, они нацелены на создание равных условий, что дает возможность продвигаться новичкам.

С другой стороны, существенная часть тендеров проходит мнимо, т.е. в условиях, когда окончательное решение заказчика известно ему и исполнителю заранее, при этом сам конкурс формализуется для соблюдения определенных норм и правил.

Несмотря на существование подобной практики, в целом тендеры являются одной из наиболее демократичных процедур, позволяющей играть против крупных исполнителей, естественным образом препятствующей монополизации рынка.

Например, государственные и муниципальные органы обязаны от 10% до 20% своих заказов в год размещать у субъектов малого бизнеса.

Тендер начинается с объявления о размещении конкурсного заказа: в печатной, электронной, видео- и аудио-форме. Исполнители должны ознакомиться с условиями и правилами тендера.

После чего заинтересованные исполнители подают заявки на участие в конкурсе, а также документы, набор которых мало отличается от профиля тендерного заказа:

  • Копии устава и учредительных документов исполнителя, или страниц паспорта, если исполнитель является индивидуальным предпринимателем.
  • Копии свидетельств о государственной регистрации экономического субъекта и постановке на налоговый учет.
  • Выписка из Реестра юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
  • Документы о наличии опыта работы по профилю тендерного заказа.
  • Копии документов о назначении лиц, представляющих исполнителя в тендере.
  • Копии бухгалтерских балансов.
  • Справка из налогового органа об отсутствии задолженности по платежам в бюджет (обязательна при участии в тендере по госзакупкам).

Для участия в тендерах на электронных площадках требуется:

  • Получить электронную цифровую подпись (на флэшкарте).
  • Иметь аккредитацию на участие в государственных тендерах.

Суть тендера заключает в предоставлении заявок. Заявки должны быть обеспечены собственными средствами, тендерным кредитом или банковской гарантией в размере до 5% от суммы предполагаемого контракта. После сбора всех заявок, т.е. после окончания периода приема заявок, тендерная комиссия вскрывает конверты с документами, производится ознакомление и анализ информации. Формируются заключения по каждой заявке.

Несогласные с решением комиссии при наличии к тому оснований могут обжаловать это решение в Федеральной антимонопольной службе.

Участие в тендерах по строительству могут принимать только организации, соблюдающие следующие условия:

  • Организация имеет свидетельство о допуске к строительным и проектировочным работам в соответствии с нормами и стандартами саморегулируемой организации (СРО) – так называемый допуск СРО.
  • Наличие опыта строительных работ, который подтверждается введенными постройками, как правило, на сумму не менее 25% от начальной стоимости тендера.

В заявку на строительный тендер обязательно включаются:

  • Техническая часть тендерного предложения, которая описывает объект строительства, план, систему инженерных коммуникаций, архитектурные и строительные характеристики и т.д.
  • Коммерческая часть тендерного предложения, которая содержит сметы, ценообразование, сроки и условия выполнения работ.

Тендер по строительству может быть двухэтапный: помимо технической и коммерческой частей заявки на втором этапе представляется проектная часть. Это позволяет лучше оценить предлагаемые методики и технологии, условия исполнения.

Заявку рассматривает тендерный комитет, в который входят специалисты по строительству. На оценку тендерного предложения влияют такие факторы, как:

  • Репутация компании-подрядчика.
  • Наличие завершенных объектов.
  • Опыт работы.

Государственные закупки проводятся в соответствии с Федеральным законом №44 и исключительно на пяти электронных торговых площадках, наиболее известной из которых является «Автоматизированная система торгов» Сбербанка.

Помимо конкурсного размещения заказов, госзакупки могут размещаться в форме аукциона, а также в форме запроса котировок у единственного поставщика на товарной бирже (т.е. без тендера и аукциона).

К участию в тендерах по госзакупкам допускаются любые организации и предприниматели, при этом обязательным является соблюдение определенных условий:

  • Необходимо иметь электронную цифровую подпись, которая выдается уполномоченным органом.
  • Требуется получить аккредитацию на участие в тендерах по госзакупкам.
  • Необходимо не иметь долгов перед бюджетом.

Аккредитация на участие в тендере получается путем заполнения соответствующего заявления в электронной форме с приложением электронных копий учредительных документов, страниц паспорта для ИП, налоговых и других документов, которые может затребовать оператор электронной площадки.

Для электронных тендеров по госзакупкам также действует требование о тендерном обеспечении. С этой целью на расчетном счете исполнителя автоматически блокируются средства в объеме до 5% от стоимости тендера, в котором исполнитель участвует.

Принятие решения о выборе исполнителя осуществляется по общим правилам тендерной комиссией. Решение может быть обжаловано в ФАС.

Перед начинающим предпринимателем, благополучно справившимся с первыми проблемами (получившим , собравшим все необходимые документы и подобравшим персонал), часто после начала коммерческой деятельности появляется новый вопрос: как правильно обозначить своё желание участвовать в государственном или частном тендере, а затем выиграть его и взять свою прибыль. Вокруг этой темы существует множество предрассудков — от уверенности, что для новичкам доступ к госзакупкам закрыт, до расхожего мнения о полной предопределённости тендеров.

На практике такие случаи действительно встречаются, и бизнесмену, решившему участвовать в тендере, нужно быть готовым к неприятному развитию событий. Однако значительно чаще торги проходят относительно честно, и, приняв во внимание приведённые ниже советы и пошаговые инструкции, добиться успеха может каждый предприниматель; главное - начать действовать.

Классификация тендеров

В первую очередь необходимо разобраться с терминологией и юридической стороной дела. В российском законодательстве, несмотря на его традиционную изменчивость, слово «тендер» до сих пор как официальный термин не употребляется; соответственно, нет и определения этого понятия.

Зато в лексиконе бизнесменов это слово давно и прочно укоренилось, а потому, пока отечественные законы не будут приведены в соответствие с современными реалиями, следует говорить о тендерах (как и о кредитах для малого бизнеса с нуля) преимущественно в экономическом смысле.

Слово «тендер» является калькой английского tender, означающего, помимо всего, официальное предложение (в этом смысле термин сближается с понятием оферты) или заявку на выполнение подряда ; последнее, учитывая специфику процесса, более точно. Наиболее распространённые в настоящее время словосочетания с «тендером» - тендерная заявка, тендерная документация и тендерное обеспечение; встречаются и другие, которые, впрочем, чтобы не перегружать тексты документов однокоренными словами, логичнее было бы заменять синонимами.

Важно : согласно определению одного из выпущенных в новое время экономических словарей, тендер представляет собой конкурентные торги открытого (принять участие может любой желающий) или закрытого (для определённого круга физических и (или) юридических лиц) типа - или размещение заказа на конкурсной основе. Если пользоваться этим определением, можно, проведя параллель с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, сравнить тендер с конкурсом или аукционом.

Следующий вопрос - кто может быть организатором открытого или закрытого тендера . Российское законодательство, как и следовало ожидать, на него ответа не даёт; но, основываясь на общей практике, можно выделить следующие категории организаторов:

  1. Государственные корпорации и структуры. Обычно это самые прибыльные, но и самые «труднодоступные» предложения. Впрочем, если тендер открытый, никто не запретит принять в нём участие; выгода, которую теоретически можно получить, оправдывает временные и материальные затраты на подготовку.
  2. Крупные коммерческие организации. Учитывая исконную российскую срощенность бизнеса и государства, ситуация с этими тендерами аналогична описанной выше. Перспективы начинающего предпринимателя не лучше и не хуже; вместо того, чтобы отказываться от перспективного проекта, всё же стоит попытаться выиграть конкурс - разумеется, как следует к этому подготовившись.
  3. Собственники бизнеса или имущества. Такие тендеры по понятным причинам наиболее доступны по входным условиям и перспективны в плане получения заказа, но и особой выгоды от них ждать не стоит. Впрочем, для бизнесмена, только недавно начавшего коммерческую деятельность, участие в скромном тендере может стать неплохим стартом. Уже на этом этапе он может получить представление о самых популярных и набраться опыта для более серьёзных свершений.

Участвовать в тендере могут любые физические и (или) юридические лица, соответствующие входным условиям, сформулированным организатором. Это положение не прописано в законодательстве (совершенно логично, учитывая отсутствие в нормативно-правовых документах самого термина), а потому следует скорее из общего утверждения «что не запрещено, разрешено», а также из положений Гражданского кодекса касательно публичной оферты.

Важно : последнее сравнение носит чисто условный характер и не может использоваться в качестве довода в суде - например, бизнесменом, недовольным недопуском к участию в тендере или неудовлетворительными для него результатами. Нельзя забывать, что организатор не несёт перед участниками никаких коммерческих обязательств - он может выбрать исполнителя по своему усмотрению, не ссылаясь ни на какие нормы и положения закона.

Преимущества организации открытых тендеров:

  • свободная и полностью прозрачная конкуренция за право получения заказа (подряда, поставки и так далее);
  • равные возможности участников;
  • шанс для организатора выбрать наиболее выгодное предложение.

Все проводимые тендеры можно классифицировать по нескольким признакам. Первый из них - публичность. Как уже было упомянуто, конкурсы могут быть открытыми или закрытыми. Первые доступны при соответствии входным требованиям (обычно это наличие необходимого пакета документов, оборудования или финансовых активов) для всех участников рынка. Если организатор заранее оговорил и организационную форму соискателей, этот параметр также не может быть оспорен. Проще говоря, если указано, что участвовать в тендере могут только юридические лица со штатом от 50 сотрудников и наличием сложных станков с ЧПУ, индивидуальному предпринимателю, занимающемуся ремонтом обуви, нет никакого смысла тратить время на подготовку документации.

Закрытые тендеры, как несложно понять, проводятся в строго определённом кругу физических или (чаще) юридических лиц. Этот вариант, с экономической точки зрения неоправданный, используется, когда дело касается государственной или коммерческой тайны, к которой не может быть допущен каждый желающий.

Следующий вариант классификации тендеров - по направлению материальных потоков : организатор может намереваться закупить или, наоборот, продать что-нибудь (товар, услугу, сырьё и так далее). Соответственно, лица, собирающиеся участвовать в конкурсе, должны иметь противоположные намерения: если организатор собирается что-то реализовать, они будут выступать в роли покупателей, и наоборот. Не имеет никакого смысла подавать на право участвовать в тендере на приобретение услуги, если и сам соискатель желает её купить.

Ещё один способ классификации - по используемой документации . В соответствии с этим параметром конкурсы могут проводиться на бумаге и в электронной форме. В каждом из этих случаев для обеспечения финансовой безопасности сторон используются апробированные методы учёта и контроля - в частности, ГОСТ Р 51303-2013. Условия участия в тендере, как «бумажном», так и на электронной платформе, прописываются самим организатором и по умолчанию одинаковы для каждого из участников.

Наиболее обширна классификация тендеров по форме проведения :

  1. Конкурс . Наиболее логично устраивать тендер по этой модели, если его объектом является проведение сложных с технической или организационной точки зрения работ: проектных, технологических, строительных и так далее. Само собой разумеется, что справиться с таким заданием сможет только исполнитель, имеющий в распоряжении соответствующее оборудование, а также обладающий необходимыми знаниями. Ещё один важный для организатора конкурса критерий - финансовые возможности участников. Чем сложнее задание, тем больших денежных вливаний оно обычно требует для осуществления; предоставлять их на этапе исполнения работ организатор тендера, по крайней мере в полном объёме, не будет - а значит, сам исполнитель должен обладать необходимым запасом средств. Как и во всех предыдущих случаях, при проведении честного открытого тендера выиграет тот его участник, который согласится выполнить работу на должном технологическом уровне и по наиболее привлекательной для заказчика цене.
  2. Двухэтапный конкурс . Проводится тогда, когда организатору сложно сразу определиться с техническим заданием или входными условиями. Обычно в этом случае на первой (отборочной) стадии он отбирает самые привлекательные из предложенных соискателями варианты осуществления работ, а уже на второй выбирает единственного исполнителя, чьи условия представляются ему оптимальными.
  3. Аукцион . Тендер в такой форме устраивается тогда, когда определяющим для организатора параметром является стоимость проведения работ (или закупки товара). Всё просто: побеждает участник с самым выгодным предложением. Отличительная особенность тендера-аукциона - возможность для каждого участника менять предлагаемые им условия прямо во время проведения мероприятия, пытаясь таким образом обогнать конкурентов.
  4. Запрос котировок (котировочных цен) . Как и в предыдущем случае, организатора такого тендера в первую очередь интересует цена вопроса: чем выгоднее для него предложение соискателя, тем с большей вероятностью (конечно, при соблюдении других условий) он отдаст ему предпочтение. Однако при запросе цен аукциона в прямом смысле не проводится: организатор просто сравнивает первые поступившие от участников тендера предложения и делает на их основании выбор, о котором и извещает победителя. Используя методику запроса котировок, можно, например, или найти идеального исполнителя повседневной домашней работы.
  5. Запрос предложений . Здесь, как и при запросе цен, организатор собирает предложения потенциальных исполнителей, отражающие уже не только стоимость проведения работ, но и его технологические или организационные параметры. Основное преимущество этого и предыдущего варианта организации тендера - возможность для заказчика максимально быстро получить предложения и, обработав их, принять окончательное решение. Кроме того, запрос предложений - идеальный вариант изучения рынка с целью дальнейшей самостоятельной экспансии в ту или иную его сферу.
  6. Конкурентные переговоры . Наиболее прозрачный и свободный способ организации тендера, особенно выгодный для заказчика, не испытывающего нужды в срочном исполнении работ. На переговорах, участвовать в которых может, как обычно, каждое лицо, соответствующее выдвинутым требованиям, можно спокойно обсудить все детали проекта, получить представление о возможностях и запросах всех исполнителей и выбрать самого перспективного из них.
  7. Конкурс с ограниченным участием . Как следует из названия, тендер этого вида устраивается так же, как обычный конкурс (когда есть необходимость выполнить сложное с технической или организационной точки зрения задание), но стать его участниками могут только лица из заранее заготовленного списка. С экономической точки зрения такая форма организации, мягко говоря, бесперспективна; её есть смысл использовать только тогда, когда необходимо обеспечить сохранность государственной или коммерческой тайны. Соответственно, техническое задание не обнародуется или представляется широкой публике, если это необходимо для отчётности, в урезанном виде; лица же, намеревающиеся участвовать в тендере, в обязательном порядке подписывают соглашение о неразглашении тайны.
  8. Запрос на оферты . В этом случае, наоборот, тендер проходит донельзя открыто: свои условия в публичной форме предлагают сами исполнители, а организатор обрабатывает их и выбирает лучшие. Недостаток такого варианта организации тендера - сложность отслеживания предложений и структурирования полученных данных. Заявок от потенциальных исполнителей может быть сколь угодно много, и в какой-то момент организатор может просто потерять возможность ознакомиться с каждой из них - и, следовательно, пропустить действительно выгодный вариант.

По юридическому оформлению процесса тендеры классифицируются на:

  1. Государственные закупки . Как уже упоминалось, наиболее прибыльный для предпринимателя вариант, позволяющий в кратчайшие сроки получить огромный доход. Проведение госзакупок регулируется Федеральным законом №44-ФЗ «О контрактной системе…» от 5 апреля 2013 года. Организатором тендера может выступать орган государственной власти или государственное учреждение. Закон строго регламентирует порядок проведения конкурса — от разработки условий участия до отбора претендентов на роль исполнителя. Кроме того, все действия организатора в данном случае подотчётны: он не может по собственному желанию изменять установленные правила, расширять список приобретаемых материальных ценностей и услуг (к примеру, нельзя заказывать товары определённых марок и производителей).
  2. Закупки определёнными юридическими лицами . К ним относятся государственные компании, корпорации, организации-монополисты, унитарные предприятия федерального и муниципального уровня, автономные учреждения и некоторые другие юрлица. Проведение тендера регулируется Федеральным законом №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг…» от 18 июля 2011 года. В этом случае заказчик уже может самостоятельно устанавливать условия конкурса и определять форму его проведения (законом предусмотрены два варианта — аукцион и конкурс, но запрета на расширение списка в настоящее время не существует).
  3. Коммерческие конкурсы . Из названия понятно, что организаторами таких тендеров выступают другие структуры, не входящие во вторую категорию. Правила проведения тендера, требования к лицам, желающим в них участвовать, алгоритм определения победителя и другие тонкости тендера в данном случае определяет сам заказчик, без участия (по крайней мере, официального) государственных структур. Кроме того, организатор коммерческого тендера имеет право не размещать в единой информационной системе объявление о подготовке к проведению мероприятия. С одной стороны, это не слишком хорошо: часть перспективных исполнителей может просто не узнать о готовящемся конкурсе; с другой стороны, чем меньше у заказчика прописанных на законодательном уровне обязанностей, тем проще ему действовать в условиях рыночной экономики. Отдельного нормативного документа, регламентирующего проведение такого тендера, в настоящее время не существует, однако в процессе организатор должен руководствоваться действующими нормами гражданского права - в частности, положениями Гражданского кодекса и Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Существуют и другие варианты классификации тендеров, менее распространённые и не представляющие практического интереса. Бизнесмену, желающему участвовать в конкурсе, для того, чтобы составить представление об особенностях проведения мероприятия, вполне достаточно будет приведённых выше сведений.

Что нужно для участия в тендерах?

Физическому или юридическому лицу, намеревающемуся участвовать в тендере, следует заранее подготовиться к процессу. Нельзя просто объявить в последний момент о своём желании, рассчитывая при этом на положительный ответ организаторов мероприятия - конечно, если речь не идёт о совсем неприбыльном проекте, заказчикам которого просто не удалось найти других исполнителей.

Подготовка к участию в тендере сводится к нескольким этапам:

  1. Прежде всего будущий участник (и, возможно, победитель) узнаёт из любого доступного ему источника информации о подготовке к проведению тендера и о дате его начала.
  2. Далее, если в том же источнике отсутствует более подробная информация, соискателю необходимо связаться с организаторами или их представителями, чтобы уточнить правила участия: список документов, требования к исполнителя, особенности отбора участников и критерии выбора победителя.
  3. Теперь, если условия тендера подходят, лицо, изъявившее желание в нём участвовать, должно подготовить список документов. Он составляется, как было упомянуто, самим заказчиком (если только это не госзакупки, проведение которых регламентирует соответствующий федеральный закон) и поэтому не может быть приведён с абсолютной точностью. Тем не менее существует общий список обязательных к предоставлению бумаг; в него входят:
    • заявка на участие в тендере - составляется в свободной или разработанной организатором форме;
    • сведения о себе: участие в предыдущих проектах, финансовые и технологические возможности;
    • нотариально заверенная копия идентификационного номера налогоплательщика (ИНН);
    • свидетельство о регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица;
    • справка об отсутствии претензий со стороны Федеральной налоговой службы;
    • сведения о финансовом состоянии предприятия за последний отчётный период (квартал, полугодие, год);
    • опись документов в пакете.

Как участвовать в тендерах?

Участие в тендере не столь сложно, как кажется неподготовленному предпринимателю, не имеющему опыта. Ниже будет приведена пошаговая инструкция, позволяющая получить представление о каждом этапе мероприятия.

Порядок действий лица, желающего участвовать в тендере:

  1. После сбора пакета документов и получения от организатора приглашения непременно нужно подтвердить своё согласие - без обратной связи заказчик может решить, что его предложение исполнителю больше не интересно, и вычеркнуть его из списка.
  2. Далее следует ознакомиться с условиями проведения мероприятия и дать своё письменное согласие следовать им до завершения тендера - а также, если дело касается государственной или коммерческой тайны, подписку о неразглашении.
  3. Дождаться начала тендера. До этого времени соискатель всё ещё может отозвать свою заявку, не боясь, что заказчик потребует с него неустойки.
  4. Важнейший этап проведения тендера - рассмотрение заявок всех участников. Подателю заявки необходимо быть готовым ответить на все возникающие у организатора вопросы; для этого логично будет оставить все возможные контактные данные — от рабочего и личного номера и адреса электронной почты до аккаунта в социальных сетях или мессенджерах. Чем более потенциальный победитель открыт к диалогу, тем выше его шансы на успех.
  5. После ознакомления с заявками организатор тендера определяет победителя - лицо, условия и возможности которого наилучшим образом подходят для исполнения технического задания. Теперь победитель может, получив извещение и ещё раз ознакомившись с условиями заказчика, согласиться с ними и приступить к работам или отказаться от заказа; в последнем случае ему, вероятно, придётся уплатить неустойку.

Совет : все документы, как необходимые для первичной регистрации, так и затребованные организатором в дальнейшем, обязаны быть оформлены должным образом. Допустивший оплошность или намеренно пренебрегший условиями участия в проекте соискатель рискует быть исключённым из участия в тендере - а значит, упустить выгоду, впустую потратив время на подготовку бумаг.

Подводим итоги

Тендеры бывают разных видов: открытые и закрытые; конкурсы, аукционы, запросы офертных предложений, запросы котировок и условий; государственные, полугосударственные и коммерческие; на бумаге и в электронном виде. Участвовать в них могут, в зависимости от условий, все подходящие под требования заказчика лица или только включённые в предварительно составленный список.

Для того чтобы принять участие в тендере, следует подать заявку в свободной или обозначенной организатором форме, сопроводив её другими документами, список которых определяется заказчиком. Далее соискателю следует дождаться одобрения заявки, дать письменное согласие на участие, при необходимости подписать соглашение о неразглашении государственной или коммерческой тайны и ждать окончательного решения. Если оно будет в его пользу, победитель тендера может приступать к началу работ; в противном случае ему остаётся, получив соответствующее уведомление, попробовать поучаствовать в новом конкурсе - и так до тех пор, пока попытки не увенчаются успехом.

Приведем пошаговую инструкцию по участию в тендерах, какие виды тендеров существуют, расскажем о том, кто может принимать участие в тендерах, посоветуем сервисы по поиску тендеров.

Разберемся в понятиях

Заказчик для определения поставщиков в рамках 44-ФЗ (госзакупок) может использовать как конкурентные, так и неконкурентные процедуры. Конкурентные применяются чаще и называются также «тендерами» или «торгами». С 01.01.2019 торги в рамках 44-ФЗ за небольшими исключениями проводятся в электронной форме (электронные торги).

Конкурентные процедуры проводятся в виде:

  • Аукционов, победителями которых становятся лица, предложившие наименьшую стоимость госконтракта;
  • Запросов котировок, в которых победитель определяется аналогично. Отличает их от аукционов небольшая стоимость (до 500 тысяч рублей) и более простая процедура;
  • Конкурсов, где победителями становятся участники, предложившие лучшие условия выполнения госконтракта;
  • Запросов предложений, где победитель определяется аналогично конкурсу. И поводится запрос предложений в определенных ч. 2 ст. 83, 83.1 случаях.

Как поставщику госзакупок участвовать в тендерах на электронных площадках

В ходе вебинара Вы узнаете:
☆ Как и куда подавать заявки в электронной форме по закону № 44-ФЗ;
☆ Какие электронные площадки предназначены для государственных закупок, а какие для коммерческих;
☆ Как участнику тендеров зарегистрироваться на площадках и какие документы для этого нужны;
☆ Отличия, условия, тарифы Электронных торговых площадок (ЭТП);
☆ Сколько стоит для участника работа н аплощадке, где участие платное, а где бесплатное, и многое другое.

Пошаговая инструкция

Шаг 1. Получение цифровой электронной подписи

Поиск торгов можно осуществлять по:

  • названию закупки;
  • названию заказчика;
  • региону и многим другим параметрам.

При подборе тендера нужно правильно оценивать свои силы и при необходимости можно воспользоваться помощью специалиста по тендерам, который оценит состояние компании. И если необходимо совершить отказ от участия в тендере.

Шаг 4. Подача заявки

После подбора подходящего тендера необходимо подать заявку на участие в нем. Во время подачи нужно убедиться, что ваше предложение и ваша компания полностью соответствуют требованиям, установленным в закупочной документации. В противном случае заявка будет отклонена. Как правило, помимо документов со сведениями о поставщике нужно представить документы, подтверждающие соответствие предлагаемой к поставке продукции, работы или услуги, установленным требованиям.

Обратите внимание, что первые части заявок на участие в конкурсе и аукционе не должны содержать данные участника торгов.

Шаг 5. Участие в торгах и оформление госконтракта

В электронном аукционе требуется поучаствовать непосредственно в торгах. Методика работы простая – делаете шаг и при условии, что его никто не перебил, выигрываете тендер.

Снижая цену на аукционе, а также подавая ценовое предложение на другие конкурентные процедуры, следует знать, что при снижении цены на 25% и более потребуется выполнить антидемпинговые меры, установленные ст. 37 44-ФЗ (выплатить обеспечение госконтракта в полуторном размере).

Став победителем, вы должны внести обеспечение выполнения госконтракта, если такое требование было установлено закупочной документацией, и подписать госконтракт. В случае уклонения от подписания госконтракта компания попадает в реестр недобросовестных поставщиков и в течение 2-х следующих лет не сможет участвовать в торгах.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...