Продовольственная служба вооруженных сил и направления ее совершенствования. Технического обслуживания и ремонта вооружения и техники

Наука и военная безопасность, №2/2004, стр. 59-60

М.П. ЗАЙКОВСКИЙ , ведущий научный сотрудник

Научно-исследовательского института

Вооруженных СилРеспублики Беларусь,

кандидат военных наук, доцент

Продовольственное обеспечение является частью материального обеспечения Вооруженных Сил и включает в себя обеспечение воинских частей продовольствием, техникой и имуществом продовольственной службы, а также организацию питания военнослужащих по установленным нормам. Для выполнения задач продовольственного обеспечения в Вооруженных Силах имеется продовольственная служба, включающая органы военного управления, продовольственные базы и склады с запасами продовольствия, техники и имущества, столовые и подсобные хозяйства

К органам военного управления относятся: в центре - продовольственное управление тыла Вооруженных Сил, в Сухопутных войсках, ВВС и войсках ПВО, оперативных и оперативно-тактических командованиях - продовольственные службы. Продовольственное управление было создано в мае 2002 года на базе продовольственной службы тыла Вооруженных Сил. Структурная схема продовольственного управления показана на рисунке 1.

В настоящее время в состав продовольственной службы входят три продовольственные базы, ремонтный завод и школа подготовки младших специалистов.

Возможности продовольственных баз по хранению продовольствия составляют свыше 60 тысяч тонн. В организациях центрального подчинения работает около 400 человек, в том числе около 50 военнослужащих.

В продовольственной службе, кроме организаций центрального подчинения, имеются войсковые продовольственные склады, столовые, овощехранилища, квасильно-засолочные пункты и подсобные хозяйства. Обеспечение воинских частей и организаций продовольствием производится по схеме, показанной на рисунке 2.

Хлебом, мясом, молоком, картофелем и овощами воинские части обеспечиваются непосредственно от поставщиков. Оплату полученных продуктов производят продовольственные базы. Другие продукты

Крупы, макароны, специи, рыбу

Закупает продовольственное управление или продовольственные базы, а затем обеспечивают ими воинские части. Указанная схема в основном удовлетворяет требованиям по обеспечению войск продовольствием, однако в связи с реформированием Вооруженных Сил потребовалось дальнейшее ее совершенствование.

В службах тыла Вооруженных Сил в разное время разрабатывались имущества воинским частям.

Необходимость централизованного подвоза вызвана сокращением количества центральных продовольственных складов и, соответственно, увеличением расстояний подвоза от оставшихся продовольственных баз до воинских частей. Путем сравнения стоимости подвоза продовольствия воинскими частями самостоятельно и стоимости централизованного подвоза силами и средствами центральных баз была определена экономическая эффективность проводимого мероприятия. Установлено, что затраты при централизованном подвозе в 1,5 - 2,0 раза меньше, чем предложения по совершенствованию продовольственного обеспечения.

Все предложения можно сгруппировать по следующим направлениям и провести их краткий анализ.

1. Организация централизованного подвоза продовольствия, техники и при самостоятельном подвозе транспортом воинских частей.

Для централизованного подвоза используются большегрузные автомобили типа МАЗ, КамАЗ, а также железнодорожные вагоны.

Вместе с тем, у этого направления есть и недостатки, касающиеся обеспечения скоропортящимися продуктами, которые надо завозить в воинские части часто и малыми партиями или строить большие, дорогостоящие холодильники для их длительного хранения.

2. Организация закупок продовольствия непосредственно воинскими частями на местах.

Приказом министра обороны Республики Беларусь от 2002 года № 128 были определены пять воинских частей, в которых должен проводиться эксперимент по самостоятельной закупке продовольствия от местных организаций. Сущность данного способа закупок заключается в том, что воинским частям выделяются денежные средства на закупку продовольствия. Тендерная комиссия воинской части во главе с заместителем командира по тылу определяет потенциальных поставщиков продовольствия, проводит тендер по выбору продовольствия с наиболее низкими ценами.

Командир воинской части заключает договора, а продовольственная служба получает продукты, учитывает их и готовит документы на оплату. Продукты могут завозиться и транспортом поставщиков. Положительными сторонами данного способа являются сокращение сроков оплаты и транспортных расходов, уменьшение отрыва личного состава от боевой учебы.

Вместе с тем при таких закупках требуется полное и своевременное финансирование, четкость работы тендерной комиссии, постоянный контроль над закупками. Отдельные командиры воинских частей, предвидя трудности, отказываются внедрять предложенный способ обеспечения продовольствием.

3. Обеспечение воинских частей хлебом, мясом, молочными продуктами силами и средствами поставщиков и оплатой продовольствия центральными базами. Этот способ экономически выгоден, но не все поставщики согласны завозить продукты своим транспортом, особенно в отдаленные гарнизоны.

4. Организация питания летного, инженерно-технического состава авиации и больных силами и средствами РУП «Военсервис».

Такой способ целесообразно применять там, где нет своих столовых, оборудования, поваров и продовольственных складов. Важным моментом при заключении договоров является оплата за оказываемые услуги. Если стоимость пайка может объявляться ежеквартально или даже ежемесячно и использоваться при расчетах, то стоимость обслуживания является отдельной темой для переговоров и контроля.

Проведенный в Военной академии Республики Беларусь эксперимент по питанию в столовой «Военсервиса» курсантов летного факультета в целом выявил много положительного, однако еще есть вопросы, требующие дальнейшей проработки при массовом внедрении такой системы. Это прежде всего вопросы передачи собственности Министерства обороны другим организациям.

5. Организация питания военнослужащих в гарнизонах с использованием базовых комбинатов питания.

В этом случае на базе одной из столовых гарнизона создается комбинат питания, где готовится пища для военнослужащих всего гарнизона. Прием пищи личным составом производится в столовых воинских частей, куда готовая пища доставляется из комбинатов питания. Положительными сторонами здесь являются: сокращение поварского состава, технологического оборудования, расхода электроэнергии, пара и воды. Вместе с тем есть целый ряд недостатков, препятствующих широкому внедрению данной системы обеспечения. Это прежде всего необходимость в специальном транспорте и таре для подвоза пищи, наличия технических средств для подогрева пищи, штата поваров для раздачи пищи и мойщиков посуды.

6. Закупка картофеля и овощей в течение года вместо массовой заготовки и закупки в осенний период. Эксперимент по этим вопросам проводился еще в 1995 - 1996 годах на базе 12-го отдельного учебного полка связи (г. Несвиж). В ходе эксперимента было установлено, что такой способ может быть использован, но только в тех частях, где нет своих овощехранилищ, а овощные базы, где могут производиться закупки, размещаются не далее 5 км от воинских частей.

7. Сокращение нерентабельных подсобных хозяйств воинских частей.

Анализ деятельности подсобных хозяйств, проведенный военно-экономическим управлением и продовольственной службой в 2002 году, показал, что при подсчете всех расходов на ведение подсобных хозяйств почти все они являются нерентабельными. В связи с этим идет их постепенное сокращение. В соответствии с директивой министра обороны штатные начальники подсобных хозяйств имеются только в 23 воинских частях, которые имеют хорошую материально-техническую базу и способны обеспечить хотя бы минимальную рентабельность.

8. Организация ремонта и обслуживания техники продовольственной службы силами и средствами местных организаций.

Ремонт техники продовольственной службы в настоящее время производится в основном на 366-м ремонтном заводе, а также выездными бригадами от завода непосредственно в воинских частях. Такая организация в целом позволяет проводить необходимый ремонт техники в установленные сроки. Однако анализ повторного выхода техники из строя в воинских частях показывает, что качество ремонта выездными бригадами, да и на самом заводе не всегда удовлетворительное, гарантий завод не дает, ссылаясь на то, что техника в основном уже отслужила гарантийные сроки.

В 2002 году в некоторых гарнизонах проводился эксперимент по ремонту техники продовольственной службы гражданскими организациями по месту дислокации воинских частей с заключением договоров на техническое обслуживание и ремонт. Такая организация ремонта позволяет поддерживать технические средства столовых и складов в исправном состоянии и быстро устранять возникающие неисправности. Однако ремонтные организации требуют своевременной и полной оплаты выполненных работ, а иногда и предоплаты. Кроме того, они не всегда ставят старую технику на гарантийное обслуживание.

9. Разработка новых норм продовольственного обеспечения различных категорий военнослужащих.

Действующие в настоящее время нормы продовольственных пайков были утверждены министром финансов по распоряжению Совета Министров в 1996 году. Нормы пайков были составлены с учетом требуемой энергетической ценности, наличия в нормах продуктов белков, жиров и углеводов в требуемом соотношении, наличия животных белков, содержащих незаменимые аминокислоты, наличия микроэлементов и витаминов. Нормы были согласованы с министерствами здравоохранения, труда и социальной защиты, экономики, юстиции, сельского хозяйства и продовольствия, транспорта и всеми силовыми министерствами и республиканскими органами государственного управления. В бюджете Республики Беларусь на закупки продовольствия по этим нормам ежегодно предусматривается выделение необходимой суммы денежных средств.

Конечно же, существующие нормы имеют ряд недостатков, о них было указано и в отзыве Министерства здравоохранения и других министерств и органов управления. Это недостаточное количество животных белков, свежих фруктов, соков и напитков. Частично эти недостатки могут устраняться применением норм замены одних продуктов другими.

Коренное изменение норм продовольственных пайков необходимо, но оно может быть произведено только при обеспечении достаточного их финансирования. На наш взгляд, в новых пайках набор продуктов должен обеспечивать приготовление 2-3 равноценных блюд на каждый прием пищи, чтобы военнослужащий сам смог выбирать блюда по вкусу и в достаточном количестве.

Таким образом, продовольственная служба в настоящее время возложенные на нее задачи выполняет. Реформирование продовольственного обеспечения в мирное время направлено на сокращение расходов на содержание большого количества организаций и обслуживающего персонала, организацию перевозок продовольствия и техники и в то же время на увеличение денежных средств на закупки продовольствия в достаточных количествах и более качественного. Анализ направлений совершенствования продовольственного обеспечения поможет должностным лицам тыла принять правильные решения при разработке планов дальнейшего реформирования продовольственной службы.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Преподаватель: Гасюк Дмитрий Петрович — д.т.н., профессор, ведущий специалист в области менеджмента качества, разработки теоретических основ стандартизации и методических основ сертификации, эксперт высшей квалификационной категории системы сертификации «Военный регистр», эксперт системы сертификации «ГОСТ Р».

1 день: «Нормативно-правовые основы организации и проведения технического обслуживания и ремонта ВВТ».
— Место и роль технического обслуживания (ТО) и ремонта в системе эксплуатации вооружения. Основные термины и определения в соответствии с ГОСТ 18322-2016 и Р 50-605-80-93.
— Виды ТО и ремонта ВВТ. Цели, задачи и содержание видов ТО и ремонта. Возможность и целесообразность проведения ремонта. Система ТО и ремонта. Методы ремонта.
Нормативная база, регламентирующая порядок и содержание работ по ТО и ремонту. Комплексы стандартов ЕСКД, ЕСТД, ЕСТПП, СРПП ВТ, системы ТО и ремонта техники и их содержание в контексте задания требований и обеспечения ремонтопригодности образцов ВВТ в процессе их создания и постановки на производство.
— Конструкторская подготовка ТО и ремонта. Определение ремонтопригодности конструкции изделия в соответствии с требованиями ГОСТ 27.002-2015. Основные показатели технологичности изделия при ТО и Р и их содержание. Количественная оценка технологичности конструкции изделия в соответствии с требованиями ГОСТ 23660-79. Правила обеспечения ремонтопригодности изделия на этапах разработки конструкторской и ремонтной документации. Порядок разработки программы обеспечения ремонтопригодности изделия при его создании в соответствии с требованиями ГОСТ 23660-79.
— Отработка «технологической рациональности» конструкции изделия. Технологическая унификация и стандартизация. Типизация технологических процессов. Агрегатирование и стандартизация оборудования. Производственная технологичность. Эксплуатационная технологичность.

2 день: «Содержание работ по организации и проведению ТО и ремонта ВВТ. Ремонтная документация».
— Подготовка и освоение ремонтного производства в соответствии с требованиями Р 50-601-4-89.
— Организация технологической подготовки ТО и ремонта (ТП ТО и Р). Выверка и отладка запроектированной технологии и изготовленного технологического оснащения. Нормирование расхода материалов и трудовых затрат. Аттестация рабочих мест и персонала на соответствие технологическому процессу ремонта. Критерии завершенности подготовки ремонта.
— Структура и организация производственного процесса ремонта. Этапы процесса ремонта. Порядок сдачи в ремонт и приёма из ремонта техники в соответствии с требованиями Р 50-609-30-87.
Метрологическое обеспечение ТО и ремонта.
— Документирование процесса ТП ТО и Р. Стадии разработки РД в соответствии с требованиями ГОСТ РВ 2.902-2005. Виды и комплектность ремонтной документации в соответствии с требованиями ГОСТ 2.602-2013. Требования комплекса стандартов ЕСКД по оформлению ремонтной документации. Правила выполнения работ по разработке ремонтной документации в соответствии с требованиями ГОСТ РВ 0015-601-2008. Этапы разработки РД. Особенности нормоконтроля ремонтной документации в соответствии с требованиями ГОСТ 2.111-2013 и ГОСТ 3.1116-2011. Особенности ремонтной документации, выполненной в системе электронного документооборота в соответствии с ГОСТ 2.051-2013.
— Технический контроль качества ремонта ВВТ. Технологическое проектирование технического контроля в соответствии с требованиями Р 50-609-40-01. Правила оформления документации технического контроля. Правила выбора средств технического контроля. Контроль технологической дисциплины в соответствии с требованиями Р 50-609-48-88. Оценка качества отремонтированных изделий в соответствии с требованиями ГОСТ 20831-75.
— Оптимизация ТП ТО и Р. Технико-экономический анализ и обоснование выбора ресурсосберегающего технологического процесса ремонта ВВТ. Организационно-экономические пути сокращения времени на ТП ТО и Р.
— Особенности постановки оборонной продукции (ОП) на ремонт в соответствии с требованиями ГОСТ РВ 15.301-2003. Требования к ТП ТО и Р ОП в соответствии с положениями ГОСТ РВ 0015-002-2012.

Техническое обслуживание ВиТ осуществляется в целях обеспече­ния постоянной их готовности к боевому применению и надежной работы в ходе выполнения боевых задач.

Сроки проведения ТО ВиТ подразделения определяются “Планом экс­плуатации и ремонта ВиТ”, разрабатываемым в части (соединении) еже­годно.

Техническое обслуживание ВиТ планируется исходя из установлен­ной периодичности и годовых норм расхода ресурсов.

Организация работ по ТО ВиТ должна обеспечить быстрое их вы­полнение и боевую готовность подразделения (части).

Организация ТО предусматривает выполнение организационных и технических мероприятий. Условно эти мероприятия делятся на три этапа.

На первом (подготовительном) этапе организационными мероприятия­ми являются:

    определение потребности в эксплуатационных материалах и личном составе;

    постановка задач исполнителям;

    разработка планов подготовки и проведения ТО графиков выполне­ния работ;

    подготовка личного состава.

Расчет потребности эксплуатационных материалов и личного состава проводят командиры подразделений и начальники технических служб.

Командиры подразделений, начальники расчетов не позднее чем за две недели до начала ТО подают в технические и тыловые службы заявки на требуемые для данного вида обслуживания материальные средства.

Наименование материальных средств и нормы их расхода для каждого образца и вида ТО определены в инструкции по эксплуатации (техническому обслуживанию) образца ВиТ.

Начальники служб определяют необходимое количество материальных средств подразделению на проведение ТО и количество необходимых специалистов из ОТО и ремонтной роты.

Постановка задач на ТО определяется в приказе командира части на проведение ТО ВиТ.

В приказе обычно указываются:

  • сроки проведения (дата проведения для каждого подразделения и для части в целом);

    материальное обеспечение;

    сроки готовности к проведению ТО;

    лица, ответственные за проведение ТО;

    состав комиссии по проверке полноты и качества прове­­дения ТО.

В качестве приложения к приказу командира части на проведение ТО технической частью разрабатываются:

1) план мероприятий по подготовке ТО (сроки и объем получения материальных средств, мероприятия по подготовке личного состава, показные и инструкторско-методические занятия по выполнению работ по ТО);

2) план-график проведения ТО, в котором определяются сроки ТО ВиТ подразделений и время работы специалистов ОТО, ремонтной роты в подразделениях.

Основными мероприятиями по подготовке личного состава являются:

    изучение ЭД по объему и технологии выполнения операций ТО;

    изучение правил безопасной работы на ВиТ;

    проведение показных и инструкторско-методических занятий по порядку и правилам выполнения на­иболее сложных и ответственных работ.

Основными техническими мероприятиями на первом этапе являются:

    подготовка приборов и инструмента (проверка работоспособности СИ, если необходима их поверка и ремонт);

    осмотр средств защиты, специальных ключей и приспособ­лений;

    получение эксплуатационных материалов по накладным соответс­твующих служб или раздаточным ведомостям;

    подготовка образцов ВиТ (выявление недостатков в техническом состоянии, расконсервация в необходимом объеме, если ВиТ находятся на хранении).

На втором (основном) этапе главным является выполнение работ по проводимому виду ТО на всех его составляющих элементах: специальной аппаратуре, базовой машине, средствах связи, агрегатах питания, техническая поверка средств измерений. Работы проводятся соответствующими специалистами подразделений ТОиР и личным составом расчетов. На всех составляющих комплексного образца вооружения проводится тот же вид ТО, что и на основной составляющей. Разрешается на не основных комплектующих проводить ТО на одну ступень ниже, если наработка или срок до данного вида ТО составляет менее 50% от уста­новленных.

Из организационных мероприятий на данном этапе основными явля­ются проверка командирами батарей, начальниками технических служб полноты и качества выполнения работ по ТО и обеспечения мер безо­пасности, а также оказание методической помощи в выполнении наибо­лее сложных и ответственных работ.

При выполнении работ на ВиТ командиры подразделений обязаны принять меры к недопущению несанкционированного срыва пломб I и II категории. К категории 1 относятся пломбы, запрещающие вскрытие блоков в войсках, и режимные, к категории ІІ - гарантийные пломбы.

На третьем (заключительном) этапе основными техническими ме­роприятиями являются:

    перевод образцов ВиТ в заданное состояние и положение (консер­вация ВиТ, находящихся на хранении, перевод в транспортное положение при отправке из воинской части и т.д.);

    заполнение эксплуатационной документации. Все работы по ТО за­писываются в формуляр (заполняются разделы формуляра, сведения о наработке, обнаруженных недостатках, отказах, причинах их возникно­вения, способах устранения);

    уборка рабочих мест (стеллажей);

    оформление материалов на списание израсходованных материальных средств.

Техническое обслуживание вооружения заключается в обязательном и своевременном проведении работ по проверке его исправности (или функционирования) и уходу за ним в объеме, предусмотренном для предупреждения возникновения отказов и неисправностей и уменьшения изнашивания деталей, узлов, агрегатов и механизмов.

Система технического обслуживания - планово-предупредиельная, т.е. техническое обслуживание проводится в обязательном порядке в заранее установленные сроки (после определенного пробега или работы в часах (циклах) или числа пусков).

Работы по обслуживанию вооружения подразделяются на контрольные осмотры, ежедневное техническое обслуживание, техническое обслуживание № 1 и 2, сезонное обслуживание.

Контрольный осмотр (КО) проводится перед выходом машин из парка, перед выполнением боевых учебных стрельб, перед боем и на привалах при совершении марша.

При КО проводятся практические работы по проверке работоспособности (функционирования) вооружения, проверке крепления элементов вооружения, наличия возимого ЗИП, качества и полноты боекомплекта, заправки эксплуатационными материалами.

Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) проводится после возвращения машины в парк после стрельб, на марше после суточного перехода, в перерывах между боевыми действиями.

ЕТО проводится для подготовки вооружения к использованию путем пополнения израсходованных материалов и боеприпасов, проверки наличия, крепления и работоспособности основных конструктивных элементов вооружения и его ЗИП, а также выполнения при необходимости специальных работ. Объем работ по ЕТО включает работы КО.

Техническое обслуживание № 1 (ТО-1) проводится для подготовки вооружения к использованию и обеспечения его безотказной работы в пределах назначенной наработки. Для этого выполняются все работы ЕТО и дополнительно осуществляется проверка исправности основных конструктивных элементов вооружения.

Техническое обслуживание № 2 (ТО-2) предусматривает работы по ТО-1 и дополнительные работы по углубленной проверке исправности всех конструктивных элементов вооружения. При необходимости проводится восстановление параметров вооружения и его технического состояния (например, эксплуатационных характеристик стабилизатора).

Сезонное обслуживание вооружения проводится два раза в год для подготовки его к весенне-летнему и осенне-зимнему периодам эксплуатации. Оно заключается в выполнении очередного технического обслуживания ТО-1 или ТО-2 и ряда дополнительных работ. Перевод вооружения и техники с одного периода эксплуатации на другой производится с наступлением устойчивой температуры воздуха соответственно ниже или выше +5°С. Дата перехода с одного периода на другой объявляется приказом по части.


Оформление результатов ТО-1 и ТО-2. Результаты ТО-1 и ТО-2 машины и ее вооружения заносятся в формуляр, который является основным документом, отражающим техническое состояние, эксплуатацию, хранение и ремонт машины и ее вооружения. В формуляр машины заносятся также данные по учету стрельб из пушки и пулеметов и данные по учету моточасов работы приборов управления огнем. Отметки в формуляре скрепляются подписью командира роты. Формуляры машин, поставленных на длительное хранение, находятся в батальоне вместе с карточками хранения, формуляры остальных машин – в роте. В военное время формуляры хранятся в машинах,

Техническое обслуживание стрелкового оружия ТО (объединенное КО и ЕТО для бронетанковой техники) проводится при подготовке к стрельбе, немедленно после стрельбы, нарядов и занятий, ежедневно в боевой обстановке и не реже одного раза в семь дней, если оружие не применяется. ТО-1 проводится при поступлении оружия в часть, после учений или не реже одного раза в два-три месяца. При этом производится проверка всех узлов оружия на функционирование с заменой износившихся деталей запасными. ТО-2 проводится один раз в три-четыре месяца, а оружия, находящегося на длительном хранении, один раз в пять лет с полной дефектацией деталей оружия.

При проведении обслуживания (уходе) пулемет и гранатомет (а также такие сложные части пушки, как затвор) могут разбираться с последующей сборкой. Различают два вида разборки: неполную и полную. Неполная разборка производится для чистки, осмотра и смазки перед стрельбой и после стрельбы, полная разборка – для чистки, осмотра и смазки при сильном загрязнении, после дегазации и дезактивации, при получении и постановке на длительное хранение.

Ремонтом называется комплекс работ для поддержания и восстановления исправности или работоспособности вооружения. В зависимости от сложности и трудоемкости ремонта установлены следующие его виды: текущий и капитальный.

Текущим ремонтом называется ремонт, осуществляемый в процессе эксплуатации путем замены и восстановления отдельных частей изделий и проведения регулировочных работ. Текущий ремонт с устранением небольших повреждений производится на месте экипажами (расчетами) или ремонтными подразделениями ремонтной роты в частях и отдельного ремонтно-восстановительного батальона в соединениях с обязательным привлечением к работе экипажей (расчетов). Если ремонт или техническое обслуживание производится в подразделении с привлечением ремонтных органов, то техническое руководство осуществляется командиром подразделения.

Начальник ремонтного органа части производит прием вооружения в ремонт под расписку в книге учета материальных средств, выданных во временное пользование, а о проведенных работах делает записи в формулярах (паспортах).

Продолжительность ремонта стрелкового оружия не должна превышать трех суток. Отремонтированное оружие должно быть возвращено подразделению сразу после ремонта.

Выдача вооружения части производится начальником ремонтного органа под расписку приемщика, сдавшего вооружение в ремонт, в книге учета материальных средств, выданных во временное пользование. Приемщик должен сверить записи о ремонте в книге учета ремонта с фактически выполненным объемом работ, проверить качество ремонта, правильность записей в формулярах (паспортах), сверить по номерам стрелковое оружие и после этого расписаться в указанной книге.

При ведении боевых действий ремонт и техническое обслуживание вооружения ремонтными органами частей и соединений организуются в соответствии с планом технического обеспечения. Ремонт производится в местах выхода его из строя, в ближайших укрытиях или в районе развертывания ремонтных органов.

Для поддержания высокой боеспособности частей и обеспечения непрерывного ведения ими боевых действий в первую очередь ремонтируется вооружение, необходимое части для выполнения боевой задачи, а также вооружение, которое может быть отремонтировано в кратчайший срок. Основной метод ремонта агрегатный, так как ремонт путем замены агрегатов резко сокращает время восстановления вооружения.

Капитальным ремонтом называется ремонт, осуществляемый в целях восстановления неисправности и полного или близкого к нему технического ресурса изделия с заменой и восстановлением любых его частей и их регулировкой. Капитальный ремонт вооружения производится в стационарных (окружного и центрального подчинения) ремонтных органах. Капитальный ремонт, если это не связано с боевыми повреждениями, является плановым в отличие от текущего, который выполняется по мере необходимости.

Вооружение, отправляемое в ремонт, должно быть укомплектовано, проверено на безопасность при транспортировании и должно иметь необходимую документацию. Снимать с отправляемого в ремонт вооружения какие-либо детали, узлы, приборы и агрегаты и подменять их другими образцами запрещается.

Как показал опыт Великой Отечественной войны, четко организованные техническое обслуживание и ремонт дают возможность быстро и в значительной мере восстанавливать боеспособность частей и подразделений.

18. Под эксплуатацией техники продовольственной службы понимается ее использование по назначению, техническое обслуживание, хранение и транспортиро­вание.

19. Основными условиями, обеспечивающими пра­вильную эксплуатацию техники продовольственной службы, являются:

твердое знание личным составом устройства и принципов работы техники, правил ее эксплуатации и мер безопасности;

закрепление техники за подразделениями и ответ­ственными лицами;

своевременное и правильное планирование, четкая организация и качественное выполнение мероприя­тий по эксплуатации;

осуществление должностными лицами системати­ческого контроля за правильной эксплуатацией тех­ники и своевременным выявлением неисправностей и принятие мер по их устранению;

своевременное пополнение запасных частей, инст­румента, принадлежностей и материалов.

20. Техника продовольственной службы допуска­ется к использованию только в исправном состоянии.

Исправной считается техника, пригодная к исполь­зованию по назначению, полностью укомплектован­ная отрегулированными и нормально работающими агрегатами, узлами и приборами, а также запасны­ми частями, инструментом и принадлежностями сог­ласно установленной комплектности.

21. Эксплуатация техники осуществляется по пла­ну эксплуатации и ремонта техники продовольствен­ной службы, который разрабатывается в воинской части на основе плана боевой подготовки, годового хозяйственного плана, заданий командования, межремонтных периодов и ресурсов работы на планиру­емый год.

В действующей армии эксплуатация техники орга­низуется в соответствии с планами продовольствен­ного обеспечения.

22. Весоизмерительные приборы и манометры, ус­тановленные на технике продовольственной службы, допускаются к эксплуатации только после освидетель­ствования их лабораториями измерительной техники военных округов*** и при наличии клейм на них с указанием месяца и года освидетельствования.

23. Эксплуатация автомобилей и прицепов, на ко­торых смонтированы полевые технические средства продовольственной службы, а также передвижных и переносных электростанций, входящих в комплекты полевых технических средств, осуществляется согла­сно наставлениям по автомобильной и инженерной службам.

24. Единицами измерения и учета работы техники продовольственной службы являются:

километр пробега - для технических средств под­воза продовольствия и воды;

километр пробега и час работы - для техничес­ких средств приготовления и транспортирования пи­щи, полевого хлебопечения, переработки продовольст­вия и скота, холодильных средств, смонтированных на шасси автомобилей и прицепов;

час работы - для переносных технических средств;


месяц работы - для оборудования стационарных столовых и складов, хлебозаводов (хлебопекарен), термосов и термосов-ящиков, контейнеров изотерми­ческих.

25. Состояние техники продовольственной службы определяется ее исправностью и ресурсом работы (запасом хода) до очередного среднего или капиталь­ного ремонта.

Основным показателем технического состояния техники продовольственной службы является коэффи­циент технической готовности (КТГ), который опре­деляется отношением количества исправной техники части к списочному количеству техники. Коэффициент технической готовности выводится раздельно по полевым техническим средствам и оборудованию стаци­онарных столовых и хлебозаводов (хлебопекарен).

26. Под ресурсом работы (запасом хода) техники продовольственной службы понимается возможный минимальный пробег (наработка) ее в километрах (часах) до очередного среднего или капитального ре­монта.

Ресурс работы (запас хода) техники определяется как разность между установленной нормой межре­монтного пробега (ресурса работы) и совершенным пробегом (наработанным ресурсом). При этом учи­тывается фактическое состояние техники.

27. Межремонтный период определяет минималь­ную работу техники в километрах (часах) до выхода ее в очередной средний или капитальный ремонт. Нормы межремонтных периодов работы (пробегов) техники продовольственной службы до капитального ремонта приведены в приложении 3.

28. Для определения технического состояния тех­ники, отработавшей межремонтные периоды и амор­тизационные сроки, приказом командира воинской части ежегодно назначается комиссия, которая на каждую машину * по мере отработки межремонтно­го периода составляет акт технического состояния. Акт, утвержденный командиром части, является ос­нованием для истребования наряда на отправку ма­шины в ремонт или на продолжение ее эксплуатации до отработки дополнительного срока, определенного комиссией.

29. Для новой и капитально отремонтированной техники устанавливается гарантийный срок, в тече­ние которого завод-изготовитель или ремонтное предприятие гарантирует безотказную работу при соблю­дении правил ее эксплуатации.

Гарантийный срок указывается в формуляре (пас­порте) машины или в инструкции по эксплуатации.

30. Формуляр (паспорт) является основным доку­ментом, отражающим техническое состояние, эксплу­атацию и ремонт машины, а также удостоверяющим принадлежность ее воинской части.

Формуляры (паспорта) на технику продовольст­венной службы являются документами строгой отчет­ности и хранятся:

на полевые технические средства в мирное и воен­ное время - на машинах;

на оборудование стационарных столовых - в сто­ловой;

на оборудование стационарных хлебозаводов (хлебопекарен) - на хлебозаводе (в хлебопекарне);

на оборудование продовольственных складов во­инских частей - на складе.

31. Ответственность за организацию эксплуатации техники продовольственной службы и обеспечение по­стоянной ее готовности к использованию по назначе­нию несут командиры воинских частей, их замести­тели по тылу и начальники продовольственной служ­бы.

32. Начальник продовольственной службы воин­ской части обязан:

знать устройство и правила эксплуатации техни­ки, имеющейся в части;

осуществлять систематический контроль за ее со­стоянием и правильностью использования;

обеспечивать планомерное техническое обслужива­ние, консервацию, переконсервацию и ремонт тех­ники;

контролировать правильность ведения формуляров (паспортов);

принимать меры к немедленному устранению вы­явленных неисправностей;

своевременно и правильно истребовать денежные средства, эксплуатационные материалы и запасные части для обеспечения правильной эксплуатации, технического обслуживания и ремонта техники;

организовать обучение личного состава службы правилам эксплуатации и технического обслуживания техники;

систематически проверять знание личным составом устройства и правил эксплуатации техники продо­вольственной службы, а также знание и соблюдение им правил техники безопасности;

изучать, обобщать и внедрять передовые методы эксплуатации техники;

докладывать предложения по улучшению конструкции техники и методов ее технического обслуживания в вышестоящие органы службы.

33. Водитель, повар, пекарь и другие специалис­ты отвечают за правильное использование и техниче­ское состояние закрепленной за ними техники.

Они обязаны:

знать устройство закрепленной за ними техники продовольственной службы, правила ее эксплуатации и технического обслуживания;

правильно эксплуатировать вверенную им технику в любых условиях, точно выполнять требования инст­рукции по эксплуатации;

не оставлять технику без надзора; поварам и пе­карям запрещается отлучаться от обслуживаемых ку­хонь и хлебопекарных печей во время их работы;

не допускать потерь продуктов, горючего, хладона и других материалов при эксплуатации техники;

знать сроки и объем работ по техническому об­служиванию, своевременно и качественно проводить техническое обслуживание закрепленной за ними техники;

не допускать поломок, аварий и преждевременно­го износа техники, принимать меры к максимальному увеличению межремонтных периодов и сроков службы;

следить за правильностью укладки и сохран­ностью комплекта инструмента, запасных частей и принадлежностей;

немедленно устранять все обнаруженные неиспра­вности и своевременно докладывать непосредствен­ному начальнику о технике, требующей ремонта;

знать и строго соблюдать правила техники безо­пасности и пожарной безопасности;

постоянно повышать свои знания по устройству и эксплуатации закрепленной техники.

34. Подробные сведения о правилах эксплуатации техники продовольственной службы излагаются в со­ответствующих инструкциях, прилагаемых заводами-изготовителями к каждой машине.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...