Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности организации. Внешнеэкономическая деятельность организаций и методы ее государственного регулирования
Государственное регулирование внешнеэкономических связей - это совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами и соответствии с государственными и национальными интересами, целями, задачами. Регулирующее воздействие государства осуществляется посредством принятия законов и иных государственных актов, постановлении и решении правительства.
Применительно к международной торговле как главному объекту регулирования правительства используют такие инструменты и способы воздействия, как таможенные тарифы, налоги, ограничительные условия, межгосударственные договоры и соглашения, мероприятия по стимулированию экспорта и импорта.
Из истории известны два основных направления внешнеэкономической политики правительства - протекционизм и фритредерство.
Механизм регулирования ВЭД разработан на законодательном уровне применительно к внешней торговле. В соответствии с Законом Российской Федерации "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" предусмотрены таможенно - тарифные и нетарифные методы (рис. 5.1).
Рисунок 5.1. Классификация государственного регулирования
Таможенно - тарифные методы направлены на регулирование операций по экспорту и импорту для защиты внутреннего рынка и стимулирования структурных изменений в экономике России и основаны на Таможенном кодексе Российской федерации и Законе РФ "О таможенном тарифе".
Таможенный тариф - это систематизированный сбор ставок таможенных пошлин, которыми облагаются ввозимые в страну или вывозимые из нее товары. Таможенные тарифы дают представление о том, каким образом государство влияет на экспорт и импорт, способствуя или затрудняя ввоз и вывоз товаров. Этот один из старейших и важнейших инструментов внешнеэкономического регулирования выполняет следующие функции: фискальную , т. е. обеспечивает пополнение доходной части бюджета; защитную , т. е. предохраняет национальную экономику от чрезмерной конкуренции; регулирующую , т. е. оказывает влияние на формирование структуры производства, поощряя развитие одних отраслей и сдерживая другие.
В России используется импортный и экспортный тариф, в то время как в развитых странах мира последний не применяется. Экспортный тариф в России был введен с I января 1992 г. как временная мера из-за значительного разрыва между внутренними и мировыми ценами на ряд товаров: газ, нефть, мазут, лесо - и пиломатериалы и др.
Таможенный тариф дифференцирован в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), основу которой составляет гармонизированная система описания и кодирования товаров - международная товарно-статистическая номенклатура. Российская ТН ВЭД пока несовершенна и требует углубленной дифференциации с учетом состояния и перспектив производства и внешней торговли.
Импортный таможенный тариф Российской Федерации предусматривает 3 уровня ставок таможенных пошлин:
1. базовый - для товаров, происходящих из стран или экономических группировок, с которыми заключены торговые договоры и соглашения, предусматривающие взаимное предоставление режима наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), к числу которых относятся Австрия, Великобритания, Греция, Франция и другие страны ЕС (всего 125 стран);
2. максимальный - для товаров, происходящих из стран или экономических группировок, с которыми отсутствует режим РНБ (например, Эстония), и товаров, страна происхождения которых не установлена. Эти ставки в 2 раза превышают размер базовых ставок;
3.минимальный - для товаров из развивающихся стран (Албания, Бразилия, Вьетнам, Турция и др. - всего 103 страны). С 15 мая 1996 г. эти ставки составляют 75% от базовых.
Кроме того, в соответствии с тарифными преференциями, которые Россия может предоставлять иностранным государствам, осуществляется беспошлинный ввоз товаров из наименее развитых стран - Афганистана, Бенина, Мали, Эфиопии и др. (всего 47 стран), и из стран СНГ - участниц Таможенного союза.
Страны СНГ в сентябре 1993 г. заключили договор об Экономическом союзе, который предусматривал создание ассоциаций свободной торговли, затем Таможенного союза и, наконец, общего рынка. В настоящее время идет процесс формирования Таможенного союза - объединения стран, проводящих единую внешнеэкономическую политику, с единым таможенным тарифом в торговле с третьими странами. Уже действует Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. На российско-белорусской границе отсутствует таможенный контроль, на российско-казахстанской границе этот контроль сохраняется с российской стороны для товаров из третьих стран.
Таможенным органам необходимо представить сертификат о происхождении товара при ввозе на территорию Российской Федерации товаров из стран, на которые распространяются преференции и количественные ограничения (квоты). Критерии и особенности определения страны происхождения товаров установлены Законом РФ "О таможенном тарифе".
С 1 февраля 1993 г. все ввозимые на территорию России товары за определенными исключениями облагаются налогом на добавленную стоимость (НДС) и акцизами.
Акцизы взимаются с определенной группы товаров, определяемых Правительством Российской Федерации, к которым относятся винно-водочные, табачные изделия, автомобили, изделия из меха и кожи, ювелирные украшения.
Количественные или так называемые нетарифные ограничения представляют устанавливаемые государством прямые административные нормы, определяющие количество и номенклатуру товаров, разрешенных к ввозу или вывозу. Наряду с видом и количеством иногда ограничивается круг стран, из которых эти товары могут быть ввезены. Подобно таможенным пошлинам количественные ограничения снижают конкуренцию на внутреннем рынке со стороны иностранных товаров, Количественные ограничении могут использоваться также с целью устранения торговых дисбалансов с отдельными странами, применяются в качестве ответных мер на дискриминационные действия других стран. Государственные ограничения на экспорт вводятся чаше всего применительно к товарам, в которых остро нуждается сама страна.
Нетарифные методы, т. е, различные технические, административные меры, а также мероприятия по защите здоровья люден, охране окружающей природы, защите национальной безопасности и др., используются в той или иной степени всеми странами мира, хотя ГААТ, а затем и ВТО поставили задачу максимально упразднить такие меры и перейти к регулированию внешней торговли только тарифными методами.
Нетарифные методы регулирования предусматривают использование специальных разрешений на ввоз и вывоз ряда товаров - лицензии. Лицензированию подлежат квотируемые товары; специфические товары; товары двойного назначения, монополия на торговлю которых установлена государством.
В современной практике внешнеэкономического регулирования количественные ограничения используются в незначительной степени. Страны, владеющие особой техникой и технологией, применяемой в военных целях, ограничивают или запрещают вывоз так называемых стратегических товаров в определенные страны, где они могут быть использованы в ущерб безопасности других государств. Так, страны, входящие в блок НАТО, создали в 1949 году специальный Координационный комитет консультативной группы Североатлантического блока (КОКОМ), разрабатывающий списки товаров, не подлежащих экспорту и другие страны, по отдельному перечню.
Механизм регулирования ВЭД разработан на законодательном уровне применительно к внешней торговле. В соответствии с Законом Российской Федерации "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" предусмотрены таможенно - тарифные и нетарифные методы.
Структура органов и механизм управления ВЭД позволяют предприятию оценить свои возможности при выходе на внешний рынок. Однако для реальных шагов необходимо провести огромную работу по маркетингу, определить свои конкурентные преимущества, оценить возможность привлечения иностранных инвесторов, размещения производства в свободной экономической или оффшорной зоне, сделать технико-экономическое обоснование проекта.
Методы государственного регулирования ВЭД по своему характеру делятся на тарифные - те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты государственного регулирования ВЭД чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт.
Административные методы. Под административным методом регулирования понимают систему организационно-правовых и специальных мер: количественные ограничения, распределение квот и лицензий, экспортный контроль в отношении определенных видов товаров, установление государственной монополии на экспорт и(или) импорт отдельных видов товаров. С целью регулирования ВЭД органы государственного управления издают акты правового регулирования взаимоотношений контрагентов, акционерные законодательства, таможенные кодексы, постановления, обязывающие импортеров и экспортеров на основе их исполнения соблюдать интересы государств, взаимодействующих на внешнем рынке.
Международные торговые договоры. Они определяют общие пути развития экономических отношений между государствами, устанавливают торгово-экономический, политический режим взаимодействия, предусматривают условия взаимных расчетов, сроки сотрудничества и т. д. В договорах могут быть зафиксированы долгосрочные соглашения -5 -10 лет и более - о торговле и других формах взаимодействия. А также практикуется заключение ежегодных протоколов о взаимных поставках товаров. Соглашения и протоколы, дополняя друг друга, способствуют развитию устойчивого взаимовыгодного сотрудничества.
Наилучшие условия для развития ВЭД обеспечиваются в тех случаях, когда страны предоставляют друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации. При этом режиме хозяйствующие субъекты договорившихся сторон используются таможенными, налоговыми и другими привилегиями в стране партнера.
Таможенные формальности. В их основе лежит таможенный кодекс, утверждаемый законодательным органом. Таможенный кодекс создается в соответствии с таможенной политикой государства. Он определяет общие задачи и функции таможенных органов, порядок разработки, утверждения и использования тарифов, условия освобождения от уплаты пошлин, санкции за нарушение таможенных правил, порядок рассмотрения жалоб. Таможенные формальности являются одним из самых эффективных методов регулирования ВЭД.
Контингентирование и лицензирование. Контингентирование экспорта и импорта - это количественные или стоимостные ограничения экспорта и импорта, вводимые на определенный срок по отдельным товарам и услугам, странам и группам стран.
Лицензирование - это система письменных разрешений выдаваемых государственными органами на экспорт и импорт товаров. Лицензирование применяется на определенные периоды времени по отдельным товарам, включенным в перечень продукции общегосударственного назначения.
Контингентирование осуществляется установлением режима выдачи индивидуальных лицензий, при этом общий объем экспорта (импорта) по этим лицензиям не должен превышать объема установленной квоты. Используются следующие виды экспортных (импортных) квот (контингентов): глобальные, групповые, индивидуальные. По каждому виду товара устанавливается лишь один вид квоты.
Антидемпинговые процедуры. Они представляют собой судебные и административные разбирательства претензий, которые предъявляют национальные предприниматели против иностранных поставщиков, обвиняя их в продаже товаров по заниженным ценам, которые могут нанести ущерб местным производителям аналогичной продукции. Органы власти, суды обязаны приостановить движение товара, обвиненного в демпинге, и разобраться по существу претензий.
Ценовые преференции. Их устанавливают в законодательном порядке некоторые страны путем определения минимальной разницы в ценах, по которым товары и услуги импортера должны быть ниже цен национальных производителей. Например, энергетические компании США имеют право размещать заказы на импортное оборудование только в том случае, если цены на него будут ниже цен американских производителей как минимум на 6%.
Технические процедуры. Они устанавливаются в законодательном порядке государственными организациями и представляют собой комплекс мероприятий по поверке соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов, отраслевых норм и технических предписаний. Особое место в ряду нетарифных занимают стандарты. Страны обычно устанавливают стандарты по классификации, маркировке и проведению испытаний продукции таким способом, чтобы была возможность продажи отечественной продукции, но блокировался сбыт продукции иностранного производства. Эти стандарты иногда вводятся под предлогом защиты безопасности и здоровья местного населения.
Одним из видов технических барьеров является требование сертификации продукции, товаров, ввозимых в страну. Для чего их подвергают испытаниям в специализированных лабораториях на соответствие их свойств требованиям стандартов по техническим, санитарным, технологическим, традиционным показателям.
Данная процедура может серьезно осложнить сбыт ряда товаров, если заблаговременно не осуществить их сертификацию.
Импортные процедуры. Представляют собой правила проведения импортных операций при государственных закупках. Во многих странах в этих случаях покупатель должен провести международные торги с целью выяснения наиболее выгодного продавца. Иногда покупателю выдают лицензию только в том случае, если он выполнил требования по осуществлению встречных экспортных операций.
Оперативное регулирование ВЭД. Правительство, Министерство внешних экономических связей, Государственный таможенный комитет могут приостановить операции участников ВЭД в случае постановки недоброкачественной продукции и товаров, невыполнения обязательных экспортных поставок при одновременном экспорте аналогичных товаров в других формах, экспорта по необоснованно низким ценам или импорта по завышенным ценам, сообщения ложной информации в рекламе, таможенной, валютно-финансовой и регистрационной документации. Приостановка внешнеэкономических операций применяется как к отечественным субъектам ВЭД, так и к зарубежным, допустившим нарушения законодательства.
Почему пошлины и квоты применяются в мировой практике, если известно, что они препятствуют свободной торговле и таким образом снижают экономическую эффективность? В то время как страны в целом выигрывают от свободной международной торговли, отдельные отрасли и группы поставщиков ресурсов могут оказаться в числе пострадавших.
Легко понять, почему группы предпринимателей, занятых соответствующим производством, пытаются сохранить либо улучшить свои экономические позиции, убеждая правительство ввести тарифы или квоты для защиты их от вредного влияния свободной торговли. Эффект особых интересов или концепция о поведении, обусловленном "погоней за рентой", - играет важную роль.
Следует также добавить, что издержки протекционизма скрыты, поскольку тарифы и квоты включены в цены товаров. Таким образом, политические деятели сталкиваются с меньшими политическими ограничениями, идя на встречу требованиям ввести протекционистские санкции.
39. Государственное регулирование внешнеэкономических связей.
Внешнеэкономические связи - это международные хозяйственные и торгово-политические отношения, в сферу которых входят: обмен товарами, специализация и кооперация производства, научно-техническое сотрудничество, оказание экономического и технического содействия, создание совместных предприятий других форм экономического сотрудничества. Все это является результатом развития товарного производства, которое исторически давно вышло за пределы удовлетворения общественных потребностей отдельных стран.
Через внешнеэкономические связи осуществляется международное разделение труда, имеющее целью экономию общественного труда в процессе производства и обмен его результатами между различными странами. Международный обмен товарами экономически целесообразен для страны, если она затрачивает на производство экспортных товаров меньше общественного труда, чем должна затрачивать на производство товаров, взамен импортируемых, на средства, вырученные от экспорта.
Из этого определения экономической ситуации внешнеэкономического обмена следует ряд выводов:
Международный обмен товарами может быть выгоден всем странам при условии правильного формирования структуры экспорта и импорта;
Участие в международном разделении труда позволяет достигать поставленные экономические цели при меньших затратах общественного труда. Следовательно, в целях ускорения социального и экономического развития страны необходимо увеличить масштабы внешнеторгового обмена.
Экспорт первичен. Для того, чтобы страна получила возможность иметь экономические выгоды от участия в международном разделении труда, она должна обладать необходимыми экспортными ресурсами и быть способной реализовать их на внешнем рынке с целью получения иностранной валюты для осуществления импортных операций. В этой связи большое значение имеет принцип валютного самофинансирования и самоокупаемости.
Для достижения наибольшего экономического эффекта от участия в международном разделении труда следует развивать экспорт той продукции, которая позволяет получить наибольшую валютную выручку на единицу затрат общественного труда, и импортировать те товары, собственное производство которых потребовало бы наибольших затрат общественного труда на единицу затрачиваемых валютных средств.
В результате сложившихся в мировой экономике стоимостных пропорций наибольший эффект достигается от экспорта наукоемкой готовой продукции. Как свидетельствуют данные ООН, в настоящее время около 40 % международного товарооборота приходится на сырьевые товары и более 60 % - на готовую продукцию.
В структуре российского экспорта сложилось обратное соотношение. Экспорт России имеет ярко выраженный сырьевой характер. На долю пяти товарных групп приходится около 80 % экспорта (минеральное сырье и топливо 45 %, металлы - 17 %, химические товары - 8 %, лесоматериалы - около 5 %, сельскохозяйственное сырье - 3%). Произошло активное "вымывание" из структуры экспорта продукции машиностроения - в настоящее время ее доля упала до 5 % и сократилась по сравнению с 1991 г. более, чем в два раза.
В процессе экономического реформирования в Российской Федерации существенную роль выполняет внешнеэкономическая политика государства, направленная на эффективное включение национальной экономики в систему мирохозяйственных связей и реализацию связанных с этим экономических выгод и преимуществ.
Важнейшим инструментом достижения этой цели выступает развитие и дальнейшее совершенствование системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в направлении оптимального сочетания открытости российской экономики с требованиями экономической безопасности государства.
Современная политика ВЭД исходит из государственного курса на дальнейшую либерализацию внешней торговли, интеграцию российской экономики в мировое хозяйство, переход к преимущественному использованию экономических методов регулирования, что и дает возможность в настоящей работе развить тезис о том, что происходит именно "совершенствование" системы государственного регулирования ВЭД в России.
Внешнеэкономические связи (ВЭС) - это составная часть хозяйственного механизма и внутренней политики страны в целом.
Под внешнеэкономической политикой государства понимается деятельность, направленная на развитие и регулирование экономических отношений с другими странами.
Современные процессы в международной жизни порождают постоянное взаимодействие двух тенденций во внешнеэкономической политике: протекционизм и либерализм.
Протекционизм представляет собой политику государства, направленную на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а зачастую и на захват внешнего рынка.
В противоположность ему политика либерализации связана со снижением таможенных пошлин и других барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей (свободная торговля).
И политика свободной торговли, и политика протекционизма почти никогда не существовали в чистом виде. Обычно государства проводят ту или иную политику выборочно с учетом проблем, решаемых внутри страны. В общем государственное регулирование ВЭС направлено на решение экономических, социальных и политических проблем. Причины государственного вмешательства:
Несмотря на потенциальные выгоды свободной торговли, ни одна из стран не допускает неконтролируемого потока товаров и услуг;
Безработица. Проблема занятости населения - рабочие места;
Защита "молодых" отраслей;
Прямое воздействие на торговлю используется как средство преодоления нарушений в платежном балансе страны;
Регулирование ВЭС применяется для контроля над ценами товаров, участвующих в международном товарообмене;
В целях обеспечения правопорядка, обороноспособности страны, охраны здоровья и жизни населения, экологии;
Межправительственные соглашения, международные организации.
Руководство внешнеэкономическими связями осуществляют высшие государственные законодательные органы: парламенты, национальные собрания, конгрессы. Они определяют внешнеэкономическую политику страны, издают законы, регулирующие внешнеэкономические связи, ратифицируют международные договоры.
Регулированием внешнеэкономических связей занимаются правительственные органы - различные министерства и ведомства. Так, например, в ФРГ регулированием внешнеэкономических связей занимается федеральное правительство, министерства иностранных дел, экономики и финансов. Главную роль в управлении внешней торговлей Японии выполняет министерство внешней торговли и промышленности. В США в регулировании внешнеторговых связей участвуют государственный департамент, министерства торговли, финансов и земледелия. Большими полномочиями наделен президент страны, которому дано право единолично устанавливать тарифы, предоставлять преференции, вводить эмбарго на определенные виды продукции и т.д.
Регулирование внешнеэкономических связей осуществляется административными и экономическими методами:
Административные методы. Для регулирования ВЭД государственные органы издают законодательные акты, в число которых могут входить акты правового регулирования отношений торговых партнеров, акционерные законодательства, таможенные кодексы, постановления, обязывающие импортеров осуществлять закупки против встречных экспортных операций, и много других законодательных актов.
В числе административных методов регулирования наибольшее влияние на структуру и географическое направление торговли оказывает следующее:
Международные торговые договоры определяют общие направления развития экономических отношений между странами, устанавливают торгово-политический режим сотрудничества, предусматривают условия взаимных расчетов и т.д.
В развитии договоров страны подписывают долгосрочные (на 5-10 лет) соглашения о товарообороте и протоколы о торговле отдельными видами товаров. Соглашения и протоколы заключаются с целью содействия развитию стабильного взаимовыгодного товарооборота на сбалансированной основе.
Условия международных договоров, соглашений и протоколов делятся на обязательные и индикативные. Выполнение таких условий договоров, как обеспечение торгового режима, порядок налогообложения, взаимных расчетов и т.д., обеспечивается законодательными актами и действиями государственных органов, т.е. в основном административными методами.
Таможенное обложение является одним из самых эффективных административных методов регулирования ВЭС.
В основе таможенного регулирования каждой страны лежит таможенный кодекс, утверждаемый законодательными органами. Таможенные кодексы определяют общие задачи и принципы таможенного обложения, структуру, статус и функции таможенных органов, порядок разработки, утверждения уплаты пошлин, санкции за нарушение таможенного режима, порядок рассмотрения жалоб.
Таможенные пошлины представляют собой денежные суммы, выплачиваемые при провозе товаров через государственные границы. Таможенные пошлины подсчитываются по действующим в стране таможенным тарифам, устанавливаются к каждому виду товаров или к товарным группам. Если тарифы устанавливаются как нормативы к стоимости товаров, то начисляемые по ним пошлины называются адвалорными. Если тарифы установлены к единицам количества, веса, объема и т.д., то такие пошлины называются специфическими.
По форме тарифы представляют перечни товаров с указанием против позиции товара или товарной группы размера взимаемой пошлины в виде процентов или денежных сумм к единице измерения товаров.
Перечни товаров в тарифных странах - членах Генерального соглашения о тарифах и торговле (Всемирная торговая организация ГАТТ ВТО) составляются в соответствии с введенной с 1 января 1988 г. гармонизированной системой описания и кодирования товаров.
Таможенный контроль осуществляется в три стадии. На первой - экспортеры, импортеры или их торговые и транспортные агенты заполняют таможенные декларации, в которых указываются сведения, характеризующие товары, существо торговых операций и участвующие стороны. На второй - производится таможенный досмотр-проверка соответствия фактического товара данным, указанным в декларации, принимается решение о возможности пропуска товара и определяется величина подлежащей уплате пошлины. Третья стадия включает получение товара из таможни и уплату пошлины.
Лицензирование - система письменных разрешений, выдаваемых государственными органами на экспорт и импорт товаров.
Путем лицензирования осуществляется количественное регулирование внешнеторгового оборота. Ограничения на импорт обычно вводятся с целью защиты национальной промышленности от конкуренции и иностранных поставщиков.
Антидемпинговые процедуры - административные и судебные разбирательства претензий, которые выдвигают национальные фирмы против иностранных поставщиков, обвиняя их в продаже товаров по заниженным ценам, наносящим ущерб местным производителям аналогичной продукции.
Торговые преференции - льготы в торгово-политическом режиме, предоставляемые одним государством другому на взаимной основе или в одностороннем порядке. Могут применяться во всех областях торгового и экономического регулирования, таких, как таможенный режим, количественные ограничения, валютные расчеты, кредитование, страхование, стандартизация и пр. Преференции предоставляются на основе двусторонних и многосторонних договоров, участия в таможенных и экономических союзах, международных организациях.
Технические барьеры - проверка соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов, отраслевых норм и технических предписаний. Они устанавливаются в законодательном порядке государственными организациями, а также промышленными ассоциациями.
Одним из наиболее распространенных технических барьеров является требование сертификации импортируемых товаров, т.е. получение особых свидетельств и знаков, что эти товары прошли испытания в специализированных лабораториях на соответствие их характеристик определенным стандартам и другой нормативно-технической документации, действующей в импортирующей стране.
Экономические методы. Практически все страны в той или иной степени, в зависимости от своих экономических возможностей, осуществляют экономическое регулирование экспортных и импортных операций, создавая условия для развития внешнеторгового оборота и сбалансированности платежей.
Прямое финансирование экспортного производства осуществляется в виде выплачиваемых компаниями дотаций из бюджета на покрытие разницы между себестоимостью продукции и экспортными ценами для получения гарантированных прибылей.
Наиболее широко практикуется субсидирование государством расходов компаний на ведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в экспортном производстве.
Косвенное финансирование экспортного производства осуществляется через частные банки, которым правительства выделяют специальные дотации на снижение кредитных ставок экспортерам. Другими методами косвенного финансирования является возврат экспортерам пошлин, уплачиваемых при импорте сырья.
Снижение налогов с экспортеров осуществляется разными методами. Весьма распространено прямое снижение налогов с компаний в зависимости от доли экспорта в их производстве. Во многих странах предусмотрено право компаний производить отчисления в резервные фонды развития экспортного производства с необлагаемой налогом части прибыли. Разновидностью таких привилегий является налоговый кредит-отсрочка от уплаты налога с экспортной выручки.
Кредитование экспорта - одна из самых распространенных форм его стимулирования. Различают внутреннее и внешнее кредитование. При внутреннем кредитовании государственные банки предоставляют компаниям на развитие экспортного производства среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (до 25-30 лет) кредиты в национальной и свободно конвертируемой валюте.
К числу других наиболее распространенных инструментов поддержки экспорта следует отнести его страхование, которое осуществляется в форме государственного страхования экспортных кредитов.
Правительственные гарантии, являющиеся существенной поддержкой в конкурентной борьбе, дают возможность коммерческим банкам предоставлять поставщикам льготные кредиты, так как государство берет на себя риск неполучения платежа.
Государственное страхование экспорта осуществляется по низким ставкам, обычно не превышающим 1 % застрахованной части контракта, что дает возможность экспортерам получать в коммерческих банках льготные кредиты. В свою очередь, это позволяет значительно увеличить заинтересованность предприятий в продаже товаров на внешнем рынке.
Государственное страхование экспорта охватывает не только большую часть коммерческих рисков, но и многие виды политических рисков.
Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России
Т.Б. Саутиева
Кандидат географических наук, доцент (Пятигорский филиал РГТЭУ)
Внешнеэкономическая деятельность любой страны в той или иной степени и в разных формах регулируется государством, но цели и методы этого регулирования зависят от социально-экономического строя общества, состояния национальной экономики и его положения в мировом сообществе.
Государственное регулирование ВЭД должно способствовать восстановлению экономики страны и обеспечению ее дальнейшего социально-экономического развития. Механизм государственного регулирования ВЭД должен защищать общенациональные интересы РФ, вместе с тем он должен учитывать интересы мирового сообщества, единые правила, процедуры, нормативы и стандарты, рекомендуемые им для всех стран мира.
Национальные интересы РФ требуют активизации участия РФ в системе международного разделения труда, наращивания ее экспортного потенциала, особенно наукоемкой продукции и ограничения экспорта сырья, энергоносителей. Импортная политика РФ должна быть направлена на стимулирование импорта высоких технологий и прогрессивных видов техники, а также тех товаров, потребности в которых РФ не может полностью удовлетворить за счет собственного производства из-за ограниченности ресурсов или по соображениям экономической нецелесообразности. Должен быть ограничен импорт тех товаров, которые РФ вполне способна производить в необходимых количествах при обоюдовыгодном уровне затрат.
Мировое сообщество через международные организации (ГАТТ/ВТО, МВФ и др.) способно оказывать эффективное воздействие на экономическую политику отдельных стран, добиваясь от них определенных уступок в области режима регулирования ВЭД в пользу стран мирового сообщества. Принимая часть требований международных организаций в обмен на уступки с их стороны, РФ ограничивает тем самым свои возможности защиты национальных интересов, отказывается от части своих суверенных прав в области регулирования ВЭД. Сложность достижения положительного для РФ баланса интересов усугубляется объективными факторами -природно-климатическими и историческими особенностями страны, которые негативно сказываются на эффективности производственной и инвестиционной деятельности и снижают конкурентоспособность российских товаров.
РФ расположена преимущественно в зоне холодного климата. Это определяет необходимость повышенных по сравнению со странами Европы и Америки расходов на отопление производственных помещений, жилья и сферы обслуживания. Значительные колебания светового дня по периодам года определяют повышение затраты на освещение. Относительно низкая концентрация населения, размещение производительных сил на огромную территории определили значительно большую чем в других странах протяженность коммуникаций и более высокие затраты на транспорт и связь. Значитель-
ная часть территории РФ, годной для ведения сельского хозяйства, относится к зонам рискованного земледелия. Они определяли необходимость осмотрительного, взвешенного подхода при проведении экономических реформ, в первую очередь к реформированию налоговой системы, либерализации цен, кредита и процентной политики. На первый взгляд может показаться, что решение этих вопросов является внутренним делом РФ, входит в компетенцию исключительно российских органов власти и не затрагивает ее отношений с другими странами. Однако, при более глубоком и тщательном рассмотрении этих проблем, оказывается, что их решение неизбежно отражается на отношении РФ с другими странами, выходит за рамки узко национальных интересов,создает определенные проблемы при формировании системы регулирования ВЭД РФ.
В настоящее время активно ведутся переговоры о присоединении РФ к ВТО. Тяжелое положение экономики РФ, низкая конкурентоспособность российских товаров, вызванная в значительной мере ошибками и просчетами при проведении реформ, существенно ослабляют позиции РФ в переговорном процессе. Россия не может и не должна соглашаться на те условия приема в ВТО, которые противоречат ее национальным интересам, подрывают ее безопасность. В то же время она не может ожидать существенных уступок со стороны западных партнеров. Необходимо тщательно изучить все возможности защиты национального рынка и помощи российским товаропроизводителям, которые допускаются условиями членства РФ в ВТО, и определить тот предел уступок западным партнерам, на которые РФ может согласиться без существенного ущерба для своей экономики и внешней безопасности.
В рыночной экономике государственное регулирование ВЭД осуществляется прежде всего экономическими методами. Они разнообразны и включают таможенный тариф, систему налогов и сборов, субсидирование производства и экспорта продукции, ее льготное кредитование и страхование, но цели их использования, формы и место в системе регулирования ВЭД определяются каждой стороной с учетом специфики национальных условий - уровня экономического
развития страны, ее геополитического положения, места в системе мирового сообщества, участия в международных и региональных союзах и соглашениях и т.п. РФ не имеет большого опыта государственного регулирования ВЭД. Для нее весьма полезно изучить и критически использовать опыт других стран с учетом российской специфики, особенно опыта развитых стран.
Целью государственного регулирования ВЭД в этих странах является обеспечение свободного доступа к сырью и прочим естественным ресурсам других стран, к их рынкам для сбыта. Они заинтересованы также в защите национального рынка, в поддержке национальных товаропроизводителей, в создании благоприятных условий для инвестирования капиталов в другие страны, в том числе в развивающиеся. Учитываются также интересы национальной безопасности своих стран. В этих странах отлажена эффективность стимулирования экспорта товаров.
Высокая конкурентоспособность товаров развитых стран упрощает им задачу защиты национального рынка и национальных товаропроизводителей. Они, как правило, защищают только те сегменты рынка, которые особенно чувствительны к иностранной конкуренции. В подобных случаях они умело используют различные способы регулирования импорта товаров и помощи отечественным производителям. Высокая эффективность и конкурентоспособность производства позволяет им отстаивать идеи либерализации ВЭД перед странами мирового сообщества. Но их экономика отнюдь не является полностью открытой, как это представляют некоторые российские экономисты.
Примерами того, насколько плотно и надежно защищают эти страны национальный рынок и национальное производство от иностранной конкуренции, служат массовые случаи дискриминации странами ЕС и США российских товаров - текстиля, цветных и черных металлов, поскольку российский экспорт этих товаров очень чувствителен для производителей аналогичных товаров в указанных странах. Страны Запада не стесняются применять в отношении российских товаров административные методы защиты (квотирования), за отмену которых они весьма активно выступают. Но они проводят
эту политику достаточно квалифицированно, гибко и эффективно, что позволяет им одновременно выступать в роли поборников открытой экономики и полной либерализации ВЭД.
Основу государственного регулирования ВЭД составляет тарифное регулирование. Оно направлено преимущественно на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Правовая основа тарифного (а частично и нетарифного) регулирования определяется Законом РФ «О таможенном тарифе» введенным в действе с 19 июля 1993 г., и Таможенным кодексом, который вводился в действие поэтапно в 1994 г.1 В системе тарифного регулирования решающую роль играют ввозные пошлины. Экспортные пошлины применяются в исключительных случаях в отдельных странах, главным образом в развивающихся, а импортные пошлины в определенных условиях могут быть использованы в целях стимулирования экспорта. Например, для производства продукции на экспорт могут применяться узлы и детали, получаемые по импорту. Для повышения конку-
рентоспособности изделий эти узлы и детали могут импортироваться беспошлинно.
Таможенная пошлина - вид платежа, взимаемый государственным органом - таможней. Таможенные пошлины могут классифицироваться различными способами. В зависимости от направленности различаются экспортные, импортные и транзитные пошлины.2
Экспортные пошлины устанавливаются для товаров, изготовленных на территории РФ и вывозимых для потребления за границей (нефть и нефтепродукты, металлы и полуфабрикаты из них и др.).
Их задача:
Пополнение доходной части федерального бюджета;
Защита экономической безопасности страны;
Предотвращение вывоза из страны остродефицитных товаров и ресурсов.
С 1 февраля 2002 года в РФ были установлены следующие ставки экспортных пошлин на сырую нефть (Таблица).
Ставки экспортных пошлин на сырую нефть
Цена на Urals, долл. за баррель Старая шкала, долл. за тонну Новая шкала, долл. за тонну
ниже 12,5 0 0
12,5 - 15,0 1,78 0
15,0 - 17,5 4,45 0 - 6,39
17,5 - 20,0 8,0 6,39 - 12,78
20,0 - 22,5 12,45 12,78 - 19,16
22,5 - 25,0 17,78 19,16 - 25,55
25,0 - 27,5 24,00 25,55 - 32,85
27,5 - 30,0 30,23 32,85 - 40,15
30,0 - 32,5 36,45 40,15 - 47,45
Источник: «Финансовая Россия», №1, 2GG2. С.5.
Импортные таможенные пошлины обеспечивают:
Пополнение доходной части бюджета и регулирование состояния платежного баланса;
Насыщение внутреннего рынка товарами, не производимыми в стране (особенно оборудованием и лекарствами);
Рационализацию структуры импорта путем затруднения ввоза товаров, нежелательных на национальном рынке;
Защиту отечественных производителей от неблагоприятного воздействия международной конкуренции;
Прогрессивную перестройку отраслевой структуры национальной экономики.
Если экспортные пошлины не приветствуются ВТО, то импортные пошлины получили широкое распространение. В странах ЕС импортные тарифы на говядину составляют 213%, пшеницу - 168%; в США на сахар -244%, сталь - 30%, молоко - 83%.3
В России с 1 октября 2001 года введены временные ставки ввозных таможенных пошлин. Минимальная ставка - 5%, максимальная - 10% вместо 20%. Все измененные ставки делятся на две группы. Ставки на ввоз одежды, электрооборудования, некоторых продуктов питания и др. могут меняться без предварительного согласования с Таможенным комитетом. Ставки на лекарства, летательные аппараты, промышленное оборудование и др. в одностороннем порядке изменены быть не могут. На радиодетали и компьютеры введена единая ставка - 10% вместо прежних, колебавшихся от 5% до 20%. На основные виды сырьевых товаров ставка определена в 5% вместо 5-15%. Это должно противодействовать «серому» импорту. В целях содействия обновлению производственного аппарата отечественной промышленности ставки на импортное технологическое оборудование определены в 5-10% вместо прежних 10-15%.4
Транзитные пошлины взимаются за провоз товаров через территорию суверенного государства. При этом используются соответствующие национальная транспортная и логистическая системы. Размер пошлины может достигать 5-10% заявленной стоимости груза.
В зависимости от торгово-политического статуса и правовой базы применения различаются следующие таможенные пошлины:
Автономные или генеральные - устанавливаются государством в одностороннем порядке, самостоятельно; применяются при импорте из стран, с которыми нет межгосударственных торговых соглашений;
Конвенционные или договорные -применяются для импорта из стран, с которыми подписаны соглашения о взаимном предоставлении различных режимов осуществления внешнеторговых операций (например, режима наибольшего благоприятствования);
Преференциальные - используются для создания наиболее благоприятных условий для импорта из стран, пользующихся торговыми преимуществами.5
По методу взимания таможенные пошлины делятся на:
Адвалорные, исчисляемые как процент от таможенной стоимости товара (при торговле машинотехнической, наукоемкой сложной продукцией);
Специальные - устанавливаются в денежной форме за единицу измерения качества товара (штуки, баррели, тонны и др.). Применяются для одновременных массовых товаров, прежде всего сельскохозяйственной продукции, в также в тех случаях, когда установить цену товара сложно или есть подозрение в массовых злоупотреблениях при установлении таможенной стоимости товара;
Комбинированные, основанные на сочетании адвалорного и специального методов. Они фиксируются в процентах от таможенной стоимости товара с указанием «не менее указанной суммы за единицу товара» (груз от 50 кг до 200 кг, не превышающий по стоимости 10 тыс. долл., облагается по единой ставке в размере 30% таможенной стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг).6
При формировании таможенных пошлин необходимо определить их экономическую природу и выполняемые ими функции. Они определяют принципы и методы обоснования пошлин.
В экономической литературе нет единого представления о природе таможенных пошлин и выполняемых ими функциях.
До последнего времени преобладало мнение, согласно которому таможенные пошлины - это разновидность налога. Оно сложилось еще в годы советской власти, когда таможенные пошлины не играли роли в регулировании внешнеэкономической деятельности.
В условиях рыночной экономики и либерализации ВЭД таможенные пошлины стали важнейшим экономическим регулятором ВЭД. С помощью таможенных пошлин государство может поощрять ввоз или вывоз соответствующих товаров или ограничивать их, ставить в равные экономические конкурентные условия отечественных товаропроизводителей и их иностранных конкурентов, проводить определенную экономическую, научно-техническую, экологическую, валютнофинансовую политику области ВЭД, направлять деятельность субъектов ВЭД в русло общегосударственных интересов.
Это требует индивидуального подхода к обоснованию пошлины по каждому конкретному товару, их координации с национальными и мировыми издержками и ценами, учета параметров потребительских свойств и качества товаров и т.п. Отнесение таможенных пошлин к одной из разновидностей налога делает ненужными такие обоснования пошлин и исключает их практическую возможность.
Различия между национальными и мировыми издержками и ценами, определяемые относительно устойчивыми различиями в национальных условиях производства продукции в разных странах, и являются объективной основой формирования таможенных пошлин.
Таможенные пошлины как экономический инструмент регулирования ВЭД стали применяться в РФ в 1992 году. Их введение было вызвано либерализацией ВЭД, которая осуществлялась «шоковым» способом. Для обоснования пошлин не было своевременно подготовлена научно-методическая информационная и правовая база.
Весь механизм экономического регулирования ВЭД в части внешнеторгового оборота ограничивается в настоящее время
импортными пошлинами. При отсутствии должного экономического обоснования, без увязки уровня импортных пошлин с национальными и интернациональными издержками и ценами эти пошлины не могут эффективно выполнять возложенные на них функции.
В отличие от других стран РФ практически не использует для защиты национального рынка и национального производства антидемпинговые, компенсационные и специальные пошлины, хотя имеются веские причины для применения таких пошлин по ряду товаров, импортируемых из стран Запада. Например, из стран ЕС РФ импортирует значительное количество продуктов питания. Производство этих продуктов, в отличие от РФ, субсидируется на государственном и межгосударственном уровне странами ЕС в весьма значительных масштабах. Это дает основание для РФ применить по этим товарам компенсационные пошлины, что поставило бы производителей сельскохозяйственной продукции в РФ и в странах ЕС в равные конкурентные условия. Но сельскохозяйственные продукты не являются в этом отношения исключением.
Наряду с таможенно-тарифными, экономическими методами регулирования ВЭД, в мировой практике широко используются также административные методы.
Административное регулирование ВЭД осуществляется государством с помощью системы методов. Они охватывают практически все сферы ВЭД. Особое место в системе административного регулирования ВЭД играют квотирование, контингентирование и лицензирование. Квота - наиболее часто применяемая форма количественного ограничения экспорта и импорта. Она может осуществляться на межгосударственном и национальном уровнях. Квотирование применяется на уровне в качестве гарантии удовлетворения внутренних потребностей и поддержания уровня цен (экспортные квоты) и для ограничения проникновения иностранных товаров на национальные рынки. Она может использоваться в качестве ответной меры, в отношении тех стран, которые устанавливают импортные квоты для товаров из других стран. Так, США и страны ЕС применяют квотирование импорта текстиля и не-
которых цветных металлов из РФ. В данном случае квотирование является открытой формой протекционизма, используемой для защиты национальных рынков и национальных производителей. Тем не менее США и страны ЕС считаются некоторыми российскими экономистами демократического толка образцами открытой экономики, которых РФ должна поддерживать. До подражания дело не доходит. Напротив, РФ не применяет в отношении этих стран ответных мер в виде квотирования импорта из этих стран, например, алкогольной продукции и табачных изделий, хотя исключительно высокий уровень потребления этих товаров, превышающий медицинские нормы и интересы охраны здоровья населения России не только позволяют, но и диктуют необходимость таких мер. Но кризисное состояние экономки РФ, крайняя заинтересованность страны в увеличении экспорта продукции любой ценой ради получения валюты, необходимой для оплаты импорта, обслуживания и погашения иностранных долгов, финансовая зависимость от стран Запада затрудняют применение ответных мер со стороны РФ в отношении стран Запада.
Квотирование может иметь временный характер. Например, в период сева и сбора урожая, при возникновении трудностей с обеспечением АПК горючим, могут быть установлены временные квоты на экспорт горючего на эти периоды.
При улучшении экономического положения страны и выхода ее экономики на траекторию устойчивого развития может резко увеличиться потребность в определенных видах сырья и энергоносителей. Для обеспечения устойчивого роста экономики, возможно, потребуется квотирование экспорта дефицита материальных ресурсов ради обеспечения внутренних потребностей.
Квотирование может применяться в качестве совместной с другими странами меры по регулированию экспорта для проведения совместной ценовой политики. Оно может вызываться также необходимостью выполнения РФ ее обязательств по отношению к другим странам международных обязательств по поставкам товаров.
В настоящее время для РФ наиболее важное значение имеет квотирование импор-
та следующих товаров: продовольствия, потребительских товаров широкого потребления, некоторых видов технологического оборудования, алкогольных напитков, табачных изделий.
Лицензирование - разрешительный порядок ввоза и вывоза товаров. Лицензии дают право на ввоз и вывоз квотируемых товаров, специфических товаров (по списку правительства), а также товаров двойного назначения - ядерных материалов,драгоценных металлов, психотропных средств и наркотических средств.
Лицензирование отдельных видов деятельности - контроль компетентных уполномоченных государственных органов за осуществлением отдельных видов деятельности. В целях упорядочения и контроля за отдельными видами деятельности согласно Постановлению Правительства РФ от 11 февраля 2001 года №135 определены следующие органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование. Важнейшие из них:
Министерство внутренних дел;
Министерство здравоохранения;
Министерство промышленности и
Министерство сельского хозяйства;
Министерство транспорта;
Министерство труда и социальных вопросов;
Министерство финансов;
Министерство экономического развития и торговли;
Министерство энергетики;
Государственный комитет по стандартизации.7
Методическое руководство деятельностью федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, возложено на Министерство экономического развития и торговли.
Лицензии выдаются на основании:
По квотируемым товарам - документов, подтверждающих поставку товара в пределах квоты или в случае экспорта организацией посредником - договора на поставку товаров;
Для товаров двойного назначения -заключение комиссии по экспортному контролю РФ;
По специфическим товарам - разрешение соответствующего министерства и ведомства.
Лицензии оформляются на один товар; если в договоре указаны многие товары, то лицензии оформляются на каждый товар в отдельности. Лицензии могут распределяться следующими способами:
На основе явных предпочтений;
По наличию соответствующих ресурсов у субъектов ВЭД для ведения внешнеторговых операций по соответствующим товарам;
Аукционным способом путем продажи лицензии, что обеспечивает государству получение определенного дохода.
Состояние российской экономики, жестокая конкуренция с которой сталкиваются российские товаропроизводители со стороны иностранных фирм на мировом и национальном рынках вызывают необходимость государственного регулирования ВЭД в РФ, в том числе с использованием административных методов. Это касается экспорта и импорта товаров, регулирования их объемов и структуры.
Продолжающееся вытеснение российских производителей с национального и мирового рынков, снижение российского экспорта продукции обрабатывающих отраслей,
особенно наукоемкой продукции, низкое качество импортируемых товаров, продолжающийся вывоз капиталов из России свидетельствуют о важности и неотложности мер по усилению государственного регулирования ВЭД.
Усиление государственного регулирования ВЭД, диктуемое состоянием экономики РФ и сферы ВЭД требует воссоздания эффективной системы государственного регулирования ВЭД с использованием всех методов, включая административные. Чем скорее и эффективнее будет решена эта задача, тем скорее можно ожидать, что сфера ВЭД РФ будет функционировать эффективно в общенациональных интересах, способствовать социально-экономическому возрождению России и укреплению ее безопасности.
Примечания:
1 Международные экономические отноше-ния./Под редакцией Б.П. Супруновича. - М.: 1 995. -С.62.
2 Михайлин А.Н. Краткий толковый словарь-справочник по внешнеэкономической деятельности. - М.: Книга сервис, 2003. - С.107.
5 Михайлин А.Н. Указ. соч., с.1 08.
6 Там же, с. 108-1 09.
7 Там же, с.52-53.
ОПЕЧАТКИ
По техническим причинам в журнале «Российский внешнеэкономический вестник», №7 за 2006 год допущены следующие опечатки:
1. На с. 3, колонка вторая, строка 16 сверху, после слова «управления» и до «4» следует читать: «таможенным делом; 3) общий рынок, когда снимаются барьеры для перемещения товаров, капиталов и рабочей силы;».
2. На с. 53, таблица 2, колонка последняя, строка первая сверху - вместо «10,2» следует читать
3. На с. 55, таблица 3, колонка последняя, строка третья сверху - снимается.
Редакция просит читателей извинить за допущенные опечатки.
Государственное регулирование внешнеэкономических отношений основано на следующих принципах:
- осуществление внешнеэкономической деятельности как составной части внешней политики страны;
- единство системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и контроля за ее реализацией;
- приоритеты экономических мер регулирования и равенства прав и ответственности субъектов внешнеэкономических отношений, а также защита государством их интересов;
- элиминирование неоправданного вмешательства государства во внешнеэкономическую деятельность и нанесения ущерба как ее участникам, так и стране в целом.
Все разнообразие используемых государством методов государственного регулирования внешнеэкономических отношений в зависимости от характера воздействия может быть сведено в основном к двум: административным и экономическим. В качестве административных используются меры прямого ограничения экспорта (импорта), например установление квот, лицензий, эмбарго и т.д. К экономическим относят меры воздействия на экономические интересы участников внешних экономических отношений, например политику таможенных пошлин, сборов, банковской процентной ставки, курса валют и т.д.
Экономические методы по направленности действия в отношении национальной экономической политики могут иметь две противоположные тенденции: протекционизм и фритредерство (либерализацию).
В зависимости от характера применяемых мер регулирования внешнеэкономической деятельности они делятся на таможенно-тарифные и нетарифные.
Классическим инструментом регулирования внешней торговли являются таможенные тарифы. Таможенный тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях при экспорте из данной страны. Существуют различные подходы к системе классификации таможенных пошлин: по объекту обложения - импортные, экспортные, транзитивные; по способу взимания - адвалорные (взимаются в процентах от таможенной стоимости товара), комбинированные (в этом случае пошлина рассчитывается по адвалорной и специфической ставке и используется большая ставка, дающая наибольшую сумму).
Таможенные пошлины выполняют функцию налога, взимаемого при пересечении товаром таможенной границы, который повышает цену импортируемых (или экспортируемых) товаров и оказывает тем самым влияние на объем и структуру внешнеторгового оборота. В силу этого таможенные тарифы являются одним из важнейших инструментов государственного регулирования внешней торговли, позволяющим осуществлять защиту национальных производителей от иностранной конкуренции.
Вместе с тем таможенный тариф выполняет и другие функции. В частности, сбор таможенных пошлин представляет собой важный источник поступлений средств в государственный бюджет; улучшения условий доступа национальных товаров на иностранные рынки. С этой целью заинтересованные страны проводят переговоры о сопоставимом снижении ставок своих таможенных тарифов по товарам, представляющим интерес для расширения взаимной торговли.
Обычно таможенный тариф применяется на национальном уровне, но в тех случаях, когда ряд стран объединяются в торгово-экономическую группировку и создают свой таможенный союз, таможенный тариф становится общим инструментом внешнеторгового регулирования, единым для всех стран-участниц в их торговых отношениях с третьими странами. Примером таможенного союза, объединившего все участвующие страны в единую таможенную территорию, является Европейское экономическое сообщество.
В таможенно-тарифной практике большинства стран наибольшее распространение получили адвалорные пошлины. В связи с этим особое значение приобрели методы оценки стоимости импортных товаров, от применения которых в немалой степени зависит определение цены товара для обложения пошлиной. В зависимости от применяемого метода цена товара может быть увеличена на 20-25%, а в отдельных случаях и больше.
Согласно наиболее распространенной классификации нетарифных мер, принятой ООН, они делятся на три категории.
- 1) внешнеторговые меры, применение которых направлено на прямое ограничение (количественное ) импорта для защиты определенных отраслей национального производства (квотирование, лицензирование и контингентирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, так называемые добровольные ограничения экспорта, компенсационные сборы, система минимальных импортных цен и т.д.). Первая категория - самая многочисленная, в нее входит свыше половины всех нетарифных мер;
- 2) косвенные (неколичественные) меры, прямо не направленные на ограничение внешней торговли, которые относятся в большей степени к административным формальностям, но при этом их действие ограничивает торговлю (таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке, маркировке и розливу и т.п.)
- 3) меры, применение которых не направлено непосредственно на ограничение импорта или стимулирование экспорта, но действие которых объективно ведет именно к этому результату.
Количественные ограничения импорта (экспорта) - прямая административная форма государственного регулирования внешней торговли. Лицензии и контингенты ограничивают самостоятельность предприятий при выходе на внешний рынок, сужают круг стран, с которыми могут быть заключены сделки по определенным товарам, регламентируют количество и номенклатуру товаров, разрешенных к ввозу и вывозу. К этой же группе относятся финансовые меры, влияющие на экспортно-импортные потоки, - специальные правила импортных платежей, множественные валютные курсы, субсидирование и кредитование экспорта.
К нетарифным инструментам регулирования импорта относятся финансовые средства ограничения ввоза, например импортные налоги и депозиты. К числу импортных налогов обычно относят: пограничный налог, которым товары облагаются при пересечении границы ряда стран; различные сборы, связанные с оформлением документов на таможне, таможенным досмотром товара, проверкой его качества; портовые, статистические, фитосанитарные и другие сборы. Особой разновидностью импортного налога являются скользящие импортные сборы, применяемые широко в ЕС в качестве инструмента аграрного протекционизма. По характеру своего действия скользящие импортные сборы близки к таможенным пошлинам, но в отличие от них постоянно меняют свой уровень в зависимости от соотношений внутренних и мировых цен на сельскохозяйственную продукцию.
Импортные депозиты представляют собой форму залога, который импортер должен внести в свой банк перед закупкой иностранного товара в местной или иностранной валюте. Сумма импортного депозита устанавливается в виде определенного отношения к стоимости импортируемого товара.
Особое место в ряду нетарифных инструментов регулирования занимают валютные ограничения, которые выступают фактором сдерживания не только внешней торговли, но и всей внешнеэкономической деятельности. Валютные ограничения представляют собой регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями и являются частью валютного контроля государства. Сферой применения валютных ограничений могут быть внешняя торговля, движение капиталов и кредитов, перевод прибылей, налоговых и других платежей. В области внешней торговли действие валютных ограничений близко к количественным ограничениям импорта, поскольку импортер в этом случае обязан получать разрешение на использование валюты для импорта в соответствующем государственном учреждении.
Одним из важных направлений внешнеэкономической деятельности государства является регулирование притока и вывоза капиталов. В современном мире миграция капиталов превратилась в организованный, контролируемый и стимулируемый государством процесс. Иностранные частные инвестиции стали одним из факторов развития подавляющего большинства стран. В то же время для повышения эффективности иностранных капиталовложений правительства принимающих стран вводят разнообразные меры по регулированию деятельности иностранного капитала. Регулирование притока иностранных частных инвестиций носит, как правило, двойственный характер. С одной стороны, осуществляются меры по созданию в странах благоприятного инвестиционного климата:
- предоставление гарантий от национализации иностранной собственности;
- гарантирование перевода прибылей, репатриации капитала;
- предоставление налоговых скидок и таможенных льгот;
- защита от иностранной конкуренции.
В качестве примера страны, осуществляющей эффективную политику привлечения иностранных инвестиций, может быть приведен Китай. Обратим внимание на существенные характеристики реализованного властями этой страны подхода к регулированию притока иностранного капитала.
- 1. Обеспечение политической стабильности, преемственности и предсказуемости экономической политики государства.
- 2. Поэтапный доступ иностранных инвесторов на все большую территорию страны, в новые отрасли и сферы народного хозяйства. Известно, что политика «открытых дверей» начиналась с экспериментирования в восточных регионах, первые открытые экономические зоны были созданы в провинциях Гуандун и Фуцзянь. В 1990-х годах власти перешли к более широким экономическим преобразованиям, прямые иностранные инвестиции начали поступать в центральные и западные регионы страны. После присоединения Китая к ВТО перед иностранными инвесторами шире открываются возможности для инвестирования капитала в различные области сферы услуг (банковскую, страховую деятельность), оптовую и розничную торговлю.
- 3. Повышение уровня разнообразия форм использования иностранных инвестиций. Если в начале реформ основной формой являлись совместные предприятия, то со второй половины 1990-х гг. - предприятия, целиком принадлежащие иностранному капиталу. Широко используемый транснациональными компаниями развитых стран способ инвестирования путем слияния и поглощения в Китае до присоединения в ВТО не применялся. Сейчас барьеры постепенно снимаются. Другой формой становятся концессии, предоставляемые иностранной компании на строительство и эксплуатацию объектов инфраструктуры. Причем если вначале такая форма предполагала государственные гарантии инвесторам, то ныне финансовые риски в полной мере берут на себя коммерческие банки.
- 4. Концентрация иностранных инвестиций в регионах, представляющих повышенный интерес для самого государства и зарубежных участников. Среди факторов, благоприятствующих развитию свободных экономических зон, следует выделить их ориентацию на крупные свободные капиталы, сосредоточенные в Гонконге, Макао, на Тайване, в ряде стран ЮВА.
- 5. Децентрализация государственных полномочий по поддержке процессов привлечения иностранных инвестиций. Обеспечение экономической самостоятельности властей зон в решении экономических вопросов, гибкая система управления явились важной движущей силой их развития. Так, административное управление экономическими зонами осуществляется Канцелярией Госсовета КНР по делам СЭЗ. Она контролирует реализацию политики и координирует работу ведомств в отношении зон. Центр устанавливает для СЭЗ несколько директивных показателей: годовой финансовый доход, объем производства и снабжения по важнейшим видам промышленной продукции, стабильные на несколько лет нормативы отчислений в центральный бюджет, лимиты кредитования совместных предприятий, объем инвестиций в основные фонды.
С другой стороны, государства проводят политику, направленную на соблюдение собственных интересов. С этой целью иностранные инвестиции ставятся под государственный контроль, осуществляемый посредством:
- выделения отраслей экономики, доступных для иностранного капитала в совместных предприятиях;
- ограничений в отношении создания филиалов, репатриации капитала и прибылей;
- установления условий в части использования компонентов национального производства, участия национальных кадров в управлении предприятием;
- применения различных оговорок, предотвращающих ограничительную деловую практику со стороны иностранных монополий и обеспечивающих получение необходимой информации.
Государство стремится также оказывать влияние и на процесс экспорта инвестиций резидентами за границу. Экспорт капитала может осуществляться в виде кредитов, размещения капитала физических и юридических лиц на различных счетах и банковских депозитах.
Государственное регулирование экспорта капитала - комплекс мер государственной поддержки вывоза капитала, прежде всего прямых инвестиций: содействие инвесторам в поиске зарубежного партнера, в организации предварительного технико-экономического обоснования и реализации проекта, анализа бизнес-плана, участие в капитале, предоставление налоговых льгот, кредитование и особенно - страхование.
В отдельных случаях капитал вывозится за рубеж и по мотивам сохранения его путем помещения в более стабильные и надежные условия. Как показывает мировой опыт, такое явление возникает в тех странах, где отсутствуют гарантии для инвесторов, существуют политическая нестабильность, высокие налоги, инфляция.
Контрольные вопросы и задания
- 1. Почему государственное регулирование внешнеэкономической деятельности выступает приоритетным направлением экономической политики государства?
- 2. Назовите основные принципы, положенные в основу государственного регулирования внешнеэкономических отношений.
- 3. Какие две взаимоисключающие тенденции характерны для сферы внешнеэкономической деятельности?
- 4. Назовите основные методы регулирования внешнеэкономических отношений в практической деятельности государства.
- 5. Что представляет собой таможенно-тарифная система регулирования внешнеторговой деятельности?
- 6. В чем заключается внетарифное регулирование внешнеэкономических связей?