Что такое сельскохозяйственный труд. Правовое регулирование труда в сельском хозяйстве

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Козьмодемьяновская средняя общеобразовательная школа

«Согласовано»

Руководитель МС МОУ Козьмодемьяновская СОШ

_____ /______________ /

Протокол №____ от

«___» _________ 201__г.

«Утверждено»

Директор МОУ Козьмодемьяновская СОШ

_____ /______________ /

Приказ № ______ от

«___» _________ 201__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Технология. Сельскохозяйственный труд

на уровне основного общего образования

для учащихся 8 класса.

Байда

Сергея Геннадьевича

с. Козьмодемьяновка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Источники составления программы.

Основой послужили учебное пособие « Сельскохозяйственный труд» 5-7 класс авторы Д.И. Трайтак, Г.В. Пичугина. Москва; « Просвещение» . Программы начальной и средней общеобразовательной школы: Сборник – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2000.-112 с.

Срок реализации 1 год .

Рабочая программа учебного курса « Технология. Сельскохозяйственный труд »

Предназначена для обучения учащихся 8 классов средней общеобразовательной школы.

Направленностью данной программы курса «Технология. Сельскохозяйственный труд» является воспитание и развитие у учащихся средствами данного учебного предмета, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения . Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук.

Значимость программы «Технология. Сельскохозяйственный труд» основывается на том, что программа предусматривает изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

 культура и эстетика труда;

 получение, обработка, хранение и использование информации;

 основы черчения, графики, дизайна;

 элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;

 знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;

 влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

 творческая, проектная деятельность;

 история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Базовым для программы по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд» является раздел «Растениеводство». Исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу отбирается с учетом того, чтобы дать учащимся возможность овладеть определённым объёмом знаний, получить практические умения и навыки исходя из необходимости потребностей личности школьника, его семьи и общества.

Учебный материал отбирается с учетом следующих положений:

Распространенность изучаемых технологий в сфере сельскохозяйственного производства в личных подсобных хозяйствах и отражение в них современных научно-технических достижений;

Возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;

Выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

Возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;

Возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. При изучение материала программы, связанного с практическими работами он должен предваряться необходимым минимумом теоретических сведений. Теоретическая подготовка заключается, прежде всего, в формировании ведущих понятий технологий сельского хозяйства – сорт, урожайность, и т. д.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются сельскохозяйственные опыты, практические и лабораторно-практические работы, метод проектов. Практические работы в программе связаны с выполнением различных приемов обработки почвы, посева, посадки, ухода за растениями. На лабораторно-практических работах изучаются свойства почвы, удобрений. В соответствии с имеющимися в школе возможностями выбраны объекты и темы практических работ для учащихся, чтобы они как можно полнее представляли изучаемые агротехнологии. При этом учитывается посильность объектов труда для учащихся соответствующего возраста. Практическая деятельность при обучении технологии включает в себя не только освоение и выполнение конкретных трудовых приемов, она подразумевает также включение учащихся в поисковую, исследовательскую, аналитическую деятельность, связанную с выполняемыми работами. Для каждой темы перечислены возможные и наиболее целесообразные виды практической деятельности.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ.

Специфика сельскохозяйственных проектов такова, что их выполнение требует значительного времени. Продолжительность проекта определяется биологическими особенностями выращиваемых растений. Поэтому проектная деятельность организуется не как завершающий этап, а в тот период учебного года, когда необходимо начинать выполнение проекта в соответствии с агротехникой конкретных сельскохозяйственных культур. Предполагается, что значительная часть проектных работ будет выполняться во внеурочное время, в том числе во время летней практики. По методу проектов организована и традиционная для сельской школы опытническая работа.

Проекты имеют социальную направленность, требуют от школьников активной поисковой деятельности за пределами школы, в сельском социуме. Выбирая тему проектов, обращается внимание на ее практическую значимость для УОУ или приусадебных хозяйств, благоустройства и озеленения.

Для реализации обязательного минимума содержания по разделу «Растениеводство» в наличии учебно-материальная база для организации практической деятельности школьников (школьный учебно-опытный участок (УОУ).

УОУ имеет рекомендованный Министерством образования РФ набор ручных инструментов и оборудования для выполнения основных видов сельскохозяйственных работ. Программа предусматривает необходимость обеспечения безопасности труда учащихся при выполнении технологических операций, недопустимость работы школьников с производственным оборудованием, которое не включено в перечень оборудования, разрешенного к использованию в общеобразовательных учреждениях. Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Для обучения технологиям сельского хозяйства наиболее важны связи с биологией и химией.

Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

    освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

    овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

    развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

    воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

    получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Достижение этих целей предусматривает решение следующих задач:

    приобретение ребенком знаний, умений и навыков трудовой деятельности с учетом его возможностей и интересов, а также в соответствии с потребностями общества;

    создание условий обучения, при которых учащиеся могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном мире;

    развитие творческих способностей, формирование профессионально значимых качеств;

    достижение высокого уровня компетентности в избранной области трудовой деятельности;

    формирование личности ученика, обладающей интеллектуальной, этической, технологической культурой, культурой ЗОЖ, способной к самовоспитанию и самореализации;

    развитие потребности в трудовой деятельности.

Место предмета в учебном плане.

На предмет технология в 8 классе отводится 2 часа в неделю, 1 час в неделю из федерального компонента и 1 час в неделю из школьного компонента учебного плана. Таким образом, 8 классе на технологию отводится 70 часов в год, в том числе на модуль «Сельскохозяйственный труд» отводится 34 часа в год в осенне-весенний период.

Ценностные ориентиры содержания предмета «Технология. Сельскохозяйственный труд»

В результате обучения учащиеся овладеют:

Трудовыми и технологическими знаниями и по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

Умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

Навыками использования распространенных ручных инструментов, культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.

В результате изучения предмета «Сельскохозяйственный труд» ученик независимо от изучаемого блока или раздела получает возможность:

познакомиться:

С основными технологическими понятиями и характеристиками;

С назначением и технологическими свойствами материалов;

С назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

С видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки почвы и получения продукции.

С профессиями и специальностями, связанными с сельскохозяйсвенным трудом.

выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
рационально организовывать рабочее место;

Находить необходимую информацию в различных источниках;

Применять технологическую документацию;

Составлять последовательность выполнения технологических операций или выполнения работ;

Выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования.

Соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами;

Находить необходимую информацию;

Проводить разработку творческого проекта.

Планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;

Распределять работу при коллективной деятельности;

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся. В качестве приоритетных методов обучения предлагается использовать упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ в конце каждого года обучения

Метод проектов позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации; интегрировать знания из разных областей; применять их на практике, получая при этом новые знания, идеи, создавая материальные ценности.

Программа технологии предусматривает, что учащиеся получают технико-технологические знания и практические умения по сельскохозяйственному труду.

Знакомство с историей позволяет проследить за историей различных национальных промыслов своего края, воспитывает любовь к своим историческим корням. Коллективные занятия позволяют воспитывать творчество, взаимовыручку и взаимопроверку практических навыков.

Программой предусмотрено систематическое знакомство с миром профессий, что поможет учащимся в выборе своего жизненного пути. Для этого используются материалы литературы и Интернет ресурсы в виде презентации и прямых выходов в Интернет.

По каждой теме программы определено содержание теории и практических работ, приведены источники методической и дидактической литературы.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются:

определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности;

приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

выбор и использование средств представления информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта, и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;

оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Критерии оценки знаний и умений учащихся по сельскохозяйственному труду

Примерные нормы оценок знаний и умений учащихся по устному опросу

Оценка «5» ставится, если учащийся:

Полностью освоил учебный материал;

Умеет изложить его своими словами;

Самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;

Правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4» ставится, если учащийся:

В основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;

Подтверждает ответ конкретными примерами;

Правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся:

Не усвоил существенную часть учебного материала;

Допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;

Затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

Слабо отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка «2» ставится, если учащийся:

Почти не усвоил учебный материал;

Не может изложить его своими словами;

Не может подтвердить ответ конкретными примерами;

Не отвечает на большую часть дополнительных вопросов у

Примерные нормы оценок выполнения учащимися графических заданий и лабораторно-практических работ

Отметка «5» ставится, если учащийся:

Творчески планирует выполнение работы;

Самостоятельно и полностью использует знания программного материала;

Правильно и аккуратно выполняет задание;

Отметка «4» ставится, если учащийся:

Правильно планирует выполнение работы;

Самостоятельно использует знания программного материала;

В основном правильно и аккуратно выполняет задание;

Умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.

Отметка «3» ставится, если учащийся:

Допускает ошибки при планировании выполнения работы;

Не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;

Допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание;

Затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.

Отметка «2» ставится, если учащийся:

Не может правильно спланировать выполнение работы;

Не может использовать знания программного материала;

Допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание;

Не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.

Проверка и оценка практической работы учащихся

«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;

«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;

«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;

«2» – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.

Оценивание теста учащихся производится по следующей системе

«5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;

«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;

«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов.

Критерии оценки проекта

1. Оригинальность темы и идеи проекта.

2. Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности).

3. Эстетические критерии (композиционная завершенность).

4. Экономические критерии (экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства).

5. Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде; экологическая безопасность).

6. Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации).

Практическим занятиям отводится ведущая роль в программе – это 75-80 % времени урока. Разные методы работы позволяют повысить эффективность урока, развивать трудовые навыки, удерживать устойчивый интерес к работе.

Планирование составлено на основе программ: «Трудовое обучение Сельскохозяйственные работы». М. Просвещение. 1991 г., «Сельскохозяйственный труд» М. Просвещение,1994 г.

Количество часов в 5-8 классах всего 34 часа в год (для каждого класса);

Плановых контрольных уроков- 1, тестов- 4 (для каждого класса).

В программе сделаны изменения формулировок тем уроков с тем, чтобы можно было по журналам отслеживать выполнение программы по сельскохозяйственному труду.

Учебно-тематический план

8 класс

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Теоретические

Практические

Осенние работы в плодоводстве и овощеводстве.

Весенне-летние работы в плодоводстве

Проектная деятельность

Итого

8класс

Осенние работы в плодоводстве (18ч)

Группировка и характеристика плодовых и ягодных растений, районированные сорта и их характеристики. Вегетативное размножение и его роль в сельском хозяйстве. Технологии выращивания ягодных кустарников и земляники.

Практические работы.

№1 Уборка и учёт урожая.

№2 Ознакомление с плодовыми и ягодными культурами.

№3 Посадка саженцев плодовых деревьев.

№4 Посадка ягодных кустарников.

№5 Обработка почвы и полив.

№6 Обрезка сухих ветвей у смородины.

№7 Внесение удобрений, перекопка и полив.

№8 Укрывной материал.

№9 Сообщение о косточковых культурах.

Варианты объектов труда.

Земляника, малина, смородина, крыжовник.

Весенне-летние работы в плодоводстве.(12 ч)

Основные теоретические сведения.

Технология размножения ягодных кустарников черенками, отводками. Вредители и болезни ягодных кустарников и земляники. Основные виды минеральных удобрений, правила их внесения. Правила безопасного труда при работе с удобрениями и средствами защиты растений. Охрана окружающей среды от возможных последствий применения удобрений и средств защиты растений. Профессии, связанные с выращиванием растений и их защитой.

Практические работы.

№10 Посадка черенков чёрной смородины.

№11 Внесение удобрения в междурядья.

№12 Полив и подкормка ягодных кустарников.

№13 Подкормка земляники.

№14 Защита растений сада от вредителей и болезней.

№15 Закладка опыта.

Варианты объектов труда: земляника, малина, смородина, крыжовник.

ТВОРЧЕСКАЯ, ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (4ч)

Проект «Цветочный маскарад». Практическая работа на школьном участке « Оформление цветочных клумб»

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 8 класса

В результате изучения сельскохозяйственного труда ученик в зависимости от изучаемого раздела должен

знать/понимать:

Полный технологический цикл получения 2–3 видов наиболее распространенной растениеводческой продукции своего региона, в том числе рассадным способом и в защищенном грунте; агротехнические особенности основных видов и сортов сельскохозяйственных культур своего региона;

уметь:

Разрабатывать и представлять в виде рисунка, эскиза план размещения культур на приусадебном или пришкольном участке; проводить фенологические наблюдения и осуществлять их анализ; выбирать покровные материалы для сооружений защищенного грунта;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

Для обработки почвы и ухода за растениями; выращивания растений рассадным способом; расчета необходимого количества семян и доз удобрений с помощью учебной и справочной литературы; выбора малотоксичных средств защиты растений от вредителей и болезней.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    Плакаты: Типы почв, сельскохозяйственная техника.

    Ручной сельскохозяйственный инвентарь (мотыги, грабли, лопаты, садовая тележка, культиватор, малый инвентарь., лейки, ведра. Этикетки, ручной опрыскиватель.

    Рассадники. Ящики для выращивания рассады. Семенной материал.

    Учебный опытный участок.

    Г.В.Устименко «Основы агротехники полевых и овощных культур», М., «Просвещение», 1991г

    В.М.Тарасов «Практикум по плодоводству», М., «Просвещение»,1976г

    Г.Т.Казьмин «Коллективный и приусадебный сад на Дальнем Востоке», Хабаровское книжное издательство, 1980г

    В.Ф.Белин «Овощные культуры (справочник)», М., «Росагропромиздат», 1988г

    В.А.Родина «Цветоводство», М., «Просвещение», 1974г

    Набор ручных инструментов и оборудования для выполнения основных видов с/х работ на УОУ: малый и крупный с/х инвентарь.

    Муляжи плодово-ягодных культур; гербарий и коллекция семян с/х, сорных растений; коллекции вредителей с/х культур и плодово-ягодных растений.

    Таблицы рельефные и на бумажной основе.

    Коллекция минеральных и органических удобрений.

ЛИТЕРАТУРА

    Примерная программа созданная на основе примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд (Агротехнология)» федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004 года.

    Д.И. Трайтак. Основы сельского хозяйства. Учебник для 5-7 классов. М. 1998г

    В.Б.Захаров, Н.И. Сонин. Биология 7 класс

Во всех вариантах программ трудового обучения сельскохозяйственный труд младших школьников включает в основном работы по выращиванию растений, что легко объяснимо. Этот вид труда наиболее доступен и интересен младшим школьникам, для него легче обеспечить материальную базу, чем для выращивания домашних животных. При правильной организации он безопасен для детей.

Построение программ данного раздела обусловлено сезонным ритмом сельскохозяйственного труда. Программы представлены в двух вариантах - для городских и сельских школ) для каждого из четырех классов содержит одинаковые темы: «Осенние работы», «Весенние работы», «Работы в классе». Они также имеют единую структуру: даны перечни практических работ учащихся, знаний, необходимых для осознанного их выполнения, названы темы опытов с растениями, экскурсий по изучению сельскохозяйственного производства, рекомендованы объекты растениеводческого труда, раскрыто содержание общественно полезного сельскохозяйственного труда, внеклассной работы. Объем материала в разделе для сельской школы больше, но структура программ одинакова.

Преобладающее место в программе занимают практические работы. Выполняя их, учащиеся овладевают трудовыми умениями. Это значит, что они усваивают знания о процессе труда (о том, какие практические действия по выращиванию растений надо производить, в какой последовательности и как) и приобретают способность осуществлять процесс труда, т. е. выполнять эти действия, постоянно контролируя их правильность. Формирование у младших школьников навыков выращивания растений ограничено поливом и рыхлением почвы.

Основой для практических растениеводческих умений являются специальные знания о процессе труда, иначе говоря, о технологии выращивания растений. Однако известно, что «...умение характеризуется способностью производить определенные действия не только в данной ситуации, но и при различных изменениях первоначальных условий» (Бабанский Ю. К. Педагогика.). При обучении младших школьников растениеводческим умениям главная цель состоит в формировании у них способности к переносу умения. Для этого школьников необходимо учить обосновывать целесообразность трудовых действий, исходя из свойств предметов труда, в данном случае почвы, воды, удобрений, самих растений.

В связи с концентричностью программы требуется проанализировать содержание обучения сельскохозяйственному труду с точки зрения его системности и преемственности.

Основным предметом сельскохозяйственного труда уча­щихся I-IV классов являются живые растения на разных этапах их жизни (в стадии семени, всходов, более развитых подрастающих растений). В соответствии с программой начальной школы это должны быть представители трех групп культур: овощных, декоративных, плодово-ягодных. Общая особенность этих и всех других зеленых растений состоит в том, что для сохранения и продолжения жизнедеятельности им из внешней среды должны одновременно поступать свет, тепло, воздух, вода, пища. Каждому виду растений в разные периоды жизни требуется неодинаковое их количество.

Осознание учащимися общих свойств растений, почвы, удобрений, посевов и посадок позволяет подвести детей к выводам о признаках процесса растениеводческого труда: 1) о годовой цикличности работ по выращиванию растений; 2) о непрерывности труда учащихся в пределах вегетационного периода; 3) о перечне общих действий по выращиванию любого вида растений, т. е. об обработке почвы, семенного и посадочного материала, посеве и посадке уходе за растениями, орудиях труда, применяемых для этих работ, правилах техники безопасности и личной гигиены.

Основным результатом сельскохозяйственного труда младших школьников является выращенное растение. Отдельные его части, иногда целые растения (например, цветы на клумбе) обозначаются как урожай. И то и другое иначе можно назвать конечным продуктом рассматриваемого вида труда, так как они являются итогом многих работ в течение продолжительного времени. В этом случае обработанная почва, семена, политые посевы и т. п. есть промежуточные продукты или результаты сельскохозяйственного труда школьников.

Урожай как конечный продукт труда отличается от результатов, предположим, технического труда тем, что он живой, что в большинстве случаев хотя бы часть его представляет собой предмет следующего цикла сельскохозяйственного производства. Этим обосновывается в дальнейшем для учащихся необходимость обработки собранного урожая, его хранения и использования.

Рассмотренные первоначальные понятия формируются у младших школьников не только в процессе обучения их ручному труду по взращиванию растений, но и при изучении сельскохозяйственного производства своей местности. Следует отметить, что объем знаний о сельскохозяйственном производстве значительно меньше, чем о ручном труде, но тем не менее при формировании представлений о труде взрослых людей в растениеводстве, животноводстве в качестве плана изучения следует избирать именно рассмотренные общие понятия, так как они являются основой для формирования у детей связных, системных знаний. Они осваиваются учениками постепенно, чаще всего индуктивным путем. Учитель, организуя изучение конкретных растений, их строения, биологии выращивания, путем сравнения подводит учащихся к выводам о сходстве и различии предметов труда, действий с ними, результатов труда. Поэтому последовательность введения существенных признаков целесообразно определить сразу на весь курс сельскохозяйственного труда в начальной школе. В качестве примера такого распределения рассмотрим понятие урожая, с которым учащиеся знакомятся в начале учебного года.

Ученики I класса не могут работать со «своим» урожаем - они его не вырастили. Однако во время экскурсии по учебно-опытному участку все растения, выращенные другими детьми, обозначаются для них как урожай. Во II классе учащиеся убирают выращенный ими урожай сухих плодов и семян декоративных растений, в III-сухих плодов и семян зернобобовых культур (гороха, фасоли и пр.), в IV - урожай корнеплодов.

Таким образом, элементарное понятие урожая формируется у учащихся с I класса на основе представлений об урожае одного - двух видов растений соответствующей группы. Но в каждом классе на новом уровне обобщения ученики осознают основные признаки понятия урожая: во-первых, что он состоит из живых целых растений или их частей, во-вторых, что человек их использует.

Растениеводческие умения

Уборка, обработка урожая

Уборка, обработка урожая сухих плодов;

Уборка, обработка урожая корнеплодов;

Осенняя обработка почвы

Очистка поверхности почвы

Внесение сухих удобрений

Перекопка

Весенняя обработка почвы

Перекопка

Внесение удобрений под многолетние растения

Рыхление и выравнивание поверхности почвы

Разметка почвы открытого грунта

Разметка почвы в рассадных ящиках

Приготовление почвенной смеси

Подготовка семенного и посадочного материала.

Подготовка семян к посеву, отбор по величине, замачивание, проращивание;

Определение всхожести семян

Заготовка черенков ягодников

Подготовка рассады к высадке

Посев и посадка

Посев семян в открытый грунт

Посев семян в рассадные емкости

Пересадка и перевалка Рассады

Закаливание рассады

Высадка рассады в открытый грунт

Высадка черенков ягодников в грунт

Уход за посевами и посадками

Полив посевов до появления всходов

Полив всходов высаженной рассады

Полив всходов в рассадных ящиках

Полив многолетников открытого грунта

Установка опор для растений

Рыхление почвы в междурядьях однолетников

Рыхление почвы в посадках многолетников

Окучивание растений

Прополка междурядий

Подсадка выпавшей рассады

Жидкие подкормки растений

Прищипка и пасынкование побегов

Уборка плодов по мере их созревания

Особенности сельскохозяйственного труда

Специфика аграрного труда определяется объектами ее приложения. Основной особенностью сельскохозяйственного труда является то, что она была первоисточником, человек начал свое эволюционное развитие и совершенствование именно с приспособления элементов природы к своим потребностям. Первыми объектами трудовой деятельности человека были живые организмы - растения и животные, то есть это самый древний вид человеческой деятельности. Физическая земледельческий труд чрезвычайно долгий период выступала основным источником существования, средством накопления богатства, своеобразным критерием определения статуса и имущественного положения. В силу развития общества и производительных сил выделялись отдельные виды деятельности, которые имели отличную специфику и задачи (торговля, промыслы и т.д.), но сельскохозяйственное производство оставалось и развивалось детерминировано, то есть было как вещь экономически, морально и социально согласована, испытывая только определенных качественных изменений.

Можно выделить следующие основные особенности аграрного труда. Во-первых, природно-климатические условия - сезонность, изменение температуры воздуха и почвы в течение суток, сезона, года; изменение протяженности дня и ночи; неравномерность осадков и т. д. Это существенно влияет на эффективность аграрного труда, так как на большинство этих факторов человек не может влиять, только в определенной степени (орошение, парниковые хозяйства и т.п.).

Во-вторых, объектами труда живые организмы. Выращивание сельскохозяйственных культур обусловливают несовпадение рабочего периода с периодом производства, вызывает сезонность использования трудовых ресурсов. Сезонность влияет на размножение и продуктивность сельскохозяйственных животных. Эти факторы отражаются на производительности труда, доходах крестьян и в конце концов на социально-трудовых отношениях.

В-третьих, зависимость от земельных ресурсов и плодородия почв - содержание питательных веществ в почве, пестрота угодий, наличие холмов и склонов с разной крутизной и т.д., приводит к использованию специальных технологий, проведение определенных мелиоративных и антикоррозионных мероприятий и т.д. влияют на процессы труда и конечные результаты хозяйствования.

В-четвертых, влияние форм собственности и хозяйствования наносят свой особый отражено на процессы труда и взаимоотношения работников в крупных обществах и относительно небольших личных крестьянских или фермерских хозяйств, кроме того работники, в силу того что они географически привязаны к конкретной сельской местности, многие времени выделяют на ведение домашнего хозяйства.

В-пятых, неодинакова обеспеченность трудовыми ресурсами сельского хозяйства по регионам, влияющим на размещение, специализацию, отраслевую структуру, а вместе с тем на эффективность труда и социально-трудовые отношения.

Все эти факторы влияют на обеспечение сельскохозяйственного производства трудовыми ресурсами, социально-экономические отношения на селе и конечные результаты деятельности аграрных предприятий.

Суть эффективности аграрной труда

В рыночных условиях хозяйствования деятельность предприятий зависит от эффективности производства. Достижение этой цели в значительной степени зависит от обеспечения рационального использования производительного труда и гармоничных социально-трудовых отношений на селе. При ограниченности ресурсов производства это наиболее динамичный и гибкий фактор для обеспечения максимальных конечных результатов производства. Согласно рекомендациям Международной организации труда (МОТ) различают понятия "производительность" и "производительность труда".

Производительность - характеризует взаимосвязь между количеством и качеством производимых товаров или предоставляемых услуг и ресурсами, которые были потрачены при их производстве, то есть это эффективность использования ресурсов - труда, земли, капитала, энергии, информации и т.д. в процессе производства различных товаров и оказания услуг. Производительность позволяет сравнивать производство на разных уровнях экономической системы с использованными ресурсами, в частности на уровне отдельного работника, звенья, бригады, предприятия, организации, отрасли и государства. При анализе производительности на различных уровнях производства необходимо учитывать рост стоимости энергии, сырья, расходов, связанных с безработицей и тому подобное. Рост цен на эти составляющие являются объективным фактором из-за того, что ресурсы ограничены и при увеличении спроса на них, их количество постоянно уменьшается.

Более высокая производительность означает увеличение объема при тех же затратах, при этом необходимо учитывать изменения в спросе и предложении на ту или иную продукцию, потребности общества. Производительность можно рассматривать как общий показатель, характеризующий эффективность использования ресурсов для производства продукции. Однако современная экономическая теория утверждает, что абсолютно точно определить долю расходов тех или иных ресурсов, использованных на производство продукции и их роль в производственном цикле, невозможно. Поэтому, для определения эффективности производства чаще всего используется показатель производительности труда, который является одним из определяющих факторов производительности. Производительность труда отражает эффективность совокупного труда, как живой так и овеществленного.

Производительность труда определяется способностью конкретного труда создавать в единицу времени определенное количество материальных благ, или выполнять определенный объем работ, отражает степень эффективности процесса труда. Соответственно, рост производительности труда означает увеличение количества продукции, произведенной в единицу времени, или экономию рабочего времени, затраченного на единицу продукции. В процессе производства функцией живого конкретного труда является создание новой стоимости, а также материализация рабочего времени в вещественные элементы производства.

Производительность труда тесно связана с ее интенсивностью. На разных этапах развития производительных сил, меняются требования к процессу труда и его результатов, как количественных и качественных характеристик, в постоянно растущих объемах. Интенсивность характеризует степень напряженности труда в единицу времени и измеряется количеством затраченной энергии человека. Чем выше уровень интенсивности труда, тем выше ее производительность. Максимальный уровень интенсивности определяется физиологическими и психическими возможностями человеческого организма Таким образом, интенсивность труда является важным фактором производительности, однако масс определенную физиологическую границу и потребуг соблюдении физиологических норм человеческих возможностей.

Развитие экономики, повышение национального благосостояния зависит от дальнейшего повышения производительности. Национальный доход, или валовой национальный продукт, при повышении производительности увеличивается быстрее, чем показатели расходов. Снижение же производительности приводит к инфляции, пассивного торгового баланса, медленных темпов роста или спада производства и к безработице. Такая ситуация сейчас характерна для Украины. Уровень производительности труда в экономике и, в частности, в сельском хозяйстве достаточно низкий.

В условиях евроинтеграции страны, усиливающейся конкуренции на рынках товаров, услуг и труда - большое значение приобретает повышение производительности труда на предприятиях, которое проявляется прежде всего в увеличении массы производимой продукции за единицу времени при неизменном ее качестве, или же повышения качества и конкурентоспособности при неизменном количества, то производится за единицу времени, уменьшении затрат труда на единицу продукции. Это призволить к изменению соотношения затрат живого и овеществленного труда.

Повышение производительности труда означает, что доля затрат живого труда в продукции уменьшается, а доля затрат овеществленного прачки увеличивается. При этом общая сумма труда, которая содержится в каждой единице продукции и услуг, уменьшается. Рост производительности труда способствует сокращению времени производства и обращения товара, увеличению размера и нормы прибыли. В условиях становления рыночной экономики, создания конкурентоспособной продукции - увеличение объема продаж возможно лишь при условии эффективного использования ресурсов на каждом рабочем месте, предприятии, т.е. глубокой реформы системы организации и управления, производства и реализации продукции, согласованной с такими преобразовательными процессами, как приватизация, реструктуризация и адаптация к международным стандартам.

Уровень производительности сельскохозяйственного производства это годовой объем продукции в расчете на единицу основных ресурсов предприятия.

Основными обобщающими показателями являются: выход валовой продукции сельскохозяйственных отраслей в текущих и сопоставимых ценах на 1 га сельскохозяйственных угодий; выход валовой продукции на 1 га пашни - в земледелии, и на 1 условную голову - в животноводстве; производство валовой продукции на 1 грн производственных затрат; урожайность сельскохозяйственных культур, продуктивность животных; фондоотдача (показатель эффективности использования основных фондов).

Показатели производительности сельскохозяйственного труда характеризуются отношением стоимости валовой продукции или валового дохода к общему объему прямых затрат труда (чел-ч.) Или к среднегодовой численности работников (лиц), а также отношением валовой продукции в натуральных показателях (ц, га, тыс шт.) до прямых затрат труда на ее производство (чел-ч.). Также есть косвенные показатели производительности труда: площади посева сельскохозяйственных культур, или поголовье животных в расчете на одного работника; выполнение норм выработки; затраты времени на выполнение отдельных видов работ.

Различают производительность в масштабе общества, региона, отрасли, предприятия, организации, производственного участка, бригады и отдельного работника. Производительность труда измеряется отношением объема произведенной продукции к затратам труда (среднесписочной численности персонала). Итак, в зависимости от прямого или обратного отношения имеем два показателя производительности: выработка и трудоемкость.

Выработка - это количество продукции в единицу времени или количество продукции, приходящейся на одного среднесписочного работника или рабочего в год, период, месяц. Он измеряется отношением количества произведенной продукции к величине рабочего времени, затраченного на его производство:

где В - выработка; q - объем произведенной продукции; t - затраты рабочего времени.

Трудоемкость - это обратный показатель выработки, характеризующий прямые затраты труда на единицу продукции:

где Т - трудоемкость на единицу продукции; t - затраты рабочего времени; q - объем произведенной продукции.

Чем больше выработка продукции в единицу времени, или чем меньше затраты времени на единицу продукции, тем выше уровень производительности труда.

Самым распространенным и универсальным показателем является выработка. В масштабе экономики уровень производительности труда в сфере материального производства определяется отношением величины вновь созданной стоимости - национального дохода - за определенный период к среднесписочной численности персонала, занятого в сфере материального производства в течение этого периода. В сфере услуг производительность труда (выработка) определяется отношением стоимости услуг без стоимости материальных затрат на их предоставление за определенный период к среднесписочной численности персонала сферы услуг за этот же период. Различают показатели выработки в зависимости от единицы измерения рабочего времени:

Выработка на один отработанный человеко-час - часовой;

Выработка на один отработанный человеко-день - дневной;

Выработка на одного среднесписочного работника - летний (месячный).

Часовая выработка характеризует производительность труда за фактически отработанное время. Дневной зависит также от продолжительности рабочего дня и использования рабочего внутренне переменного времени, на его уровень влияют простой и потери времени по организационным, технологическим и другим причинам. Годовая выработка учитывает не только внутрисменные, но и круглосуточные простой.

Методы измерения производительности труда (выработки) зависят от способа определения объемов производимой продукции. Различают натуральный, трудовой и стоимостной (денежный) методы. Суть натурального метода заключается в том, что объем производственной продукции и производительность труда рассчитываются в натуральных единицах (штуках, тоннах, метрах и т.д.). Этот метод имеет широкое применение внутри предприятия: на рабочих местах, в бригадах, на отдельных участках тех отраслей, которые производят однородную продукцию. Если предприятие (подразделение, звено, бригада) выпускает продукцию, которая имеет одно и то же назначение, однако отличается по какой-то одному признаку, выработка можно рассчитать с помощью условно-натуральных единиц. Натуральный метод имеет ограниченное применение, поскольку предприятия и отрасли выпускают в основном разнородную продукцию. Кроме этого, по данному методу нельзя устранять изменений объема незавершенного производства, которое в некоторых отраслях (например, в полеводстве) имеет большую долю в общем объеме продукции.

Трудовой метод чаще всего используется на рабочих местах, в бригадах, производственных подразделениях, где объем произведенной продукции или выполненных работ определяется в нормо-часах. По научно обоснованных и на определенный период, неизменных норм этот метод достаточно точно характеризует изменения производительности труда. Трудовой метод имеет ограниченное применение, так как он базируется на использовании неизменных норм, противоречит необходимости пересмотра норм по мере осуществления организационно-технических мероприятий. Кроме того, до сих пор на предприятиях рассчитывается по большей части технологическая трудоемкость, которая выражает затраты времени основных и вспомогательных работников. И сами нормы трудовых затрат для них часто сравнительные в связи с разной степенью их обоснованности. Отсутствуют научно обоснованные нормативы труда на отдельные виды работ или трудовые функции.

В современных условиях наиболее распространенным методом измерения производительности труда является стоимостной (денежный) метод, основанный на использовании стоимостных показателей объема продукции (валовая, товарная продукция, валовой доход). Преимущество стоимостного метода заключается в возможности сравнения разнородной продукции с затратами на ее изготовление как на отдельном предприятии или в отрасли, так и экономики в целом. В связи с этим стоимостный метод применяется на всех этапах планирования и учета как на отраслевом, так и на территориальном уровнях. Показатели производительности труда, рассчитанные по валовой и товарной продукцией, имеют схожие преимущества и недостатки. Недостатки заключаются прежде всего в том, что уровень выработки в большей степени обусловлен затратами прошлой (овеществленного) труда, чем затратами живого труда. На величину выработки и его динамику влияют изменения ассортимента продукции, ее материало- и трудоемкость, изменения объема незавершенного производства, различия и динамика цен на продукцию.

Резервы повышения производительности труда - это неиспользованные возможности экономии затрат труда (как живой, так и овеществленного), которые возникают в результате действия тех или иных факторов (совершенствование техники, технологии, организации производства и труда и т.д.). Уровень производительности труда зависит от степени использования резервов, которые можно классифицировать относительно времени их использования - текущие и перспективные , а также сферы возникновения - общегосударственные, региональные, межотраслевые, отраслевые, внутрипроизводственные.

К общегосударственным принадлежат такие резервы, использование которых влияет на рост производительности труда в экономике страны и связанные с неполным использованием научно-технического прогресса, нерациональным размещением предприятий и неэффективной демографической и территориальной занятостью населения, недостаточным использованием рыночных механизмов и методов хозяйствования, степень обеспеченности страны природными ресурсами и их доступность.

Региональные резервы связаны с возможностями улучшенного использования природно-климатических условий, производительных сил данного региона. Важным условием полного использования этих резервов зависит от развития инфраструктуры в стране.

Межотраслевые резервы - это возможности улучшения межотраслевых связей, своевременное, точное и качественное выполнение договоров по кооперативных поставок, использования возможностей одной отрасли для повышения производительности труда в обрабатывающих отраслях промышленности способствует улучшению качества продукции в сырьевых отраслях.

Отраслевые резервы - это резервы, связанные с возможностями повышения производительности труда, характерных для данной отрасли экономики и обусловленные недостаточным использованием техники и технологии производства прогрессивных достижений и передового опыта, недостатками в специализации и концентрации производства и др.

Внутрипроизводственные резервы оказываются и реализуются непосредственно на предприятии. Большое значение этих резервов состоит в том, что предприятие является первичным очагом экономики и на нем оказываются и используются все предыдущие резервы. Внутрипроизводственные резервы обусловлены недостаточно эффективным использованием техники, сырья, материалов, а также рабочего времени, наличием круглосуточных и внутрисменных потерь времени, а также скрытой безработицы. Итак, внутрипроизводственные резервы можно разделить на резервы снижения трудоемкости труда и резервы улучшения использования рабочего времени.

Относительно резервов производительности труда по времени их использования, то текущие резервы могут быть использованы в зависимости от реальных возможностей в течение месяца, производственного периода или года. Использование перспективных резервов предусматривается согласно долгосрочным планам предприятия по расширению производства, его перевооружение, переоснащение и тому подобное.

Среди резервов повышения производительности труда нужно умело использовать не только производственные, но и социальные факторы: улучшение отношения людей к труду; повышение работоспособности и снижения утомляемости, укрепления здоровья работников; рост производственной квалификации, образования, культуры, совершенствование взаимоотношений между работниками.

Итак, резервы повышения производительности труда безграничны, как и научно-технический прогресс, совершенствование организации производства, процессов труда и методов управления. Поэтому в каждый конкретный период, в каждой конкретной ситуации надо использовать те резервы, которые дают максимальную экономию труда при минимальных затратах.

Тема 6 Трудовые ресурсы предприятия и производительность труда, пути ее повышения

Урок 23-26

Вопросы:

1. Труд в сельском хозяйстве и его особенности.

2. Трудовые ресурсы в сельском хозяйстве, их структура и использование.

3. Рынок труда в АПК и его регулирование.

4. Мотивация труда.

5. Производительность труда. Определение показателей производительности труда.

6. Пути повышения производительности труда на предприятиях АПК.

В жизни человека возникают самые разнообразные потребности: физические, биологические, физиологические и др. Большинство из них удовлетворяется за счет труда человека.

Труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей, а также других различных ценностей, удовлетворяющих потребности человека. Наряду с природой труд – источник всякого богатства.

Труд – это процесс преобразования ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага осуществляемый и (или) управляемый человеком.

Только в процессе труда раскрываются физические и духовные силы людей, обеспечивающие успех в техническом и социальном прогрессе.

В Конституции РБ записано, что каждый гражданин имеет право на труд. И это право обеспечивается созданием рабочих мест, постоянным сокращением безработицы с другими отраслями народного хозяйства, труд в сельском хозяйстве, а следовательно и формирование трудовых ресурсов имеет ряд особенностей:

1. Труд в сельском хозяйстве носит сезонный характер и выражается в несовпадении времени производства и рабочего периода. Это ведет к неодинаковой потребности в трудовых ресурсах и соответственно к неравномерному использованию их в течение года.

С сезонностью связана не одинаковая интенсивность труда в разные периоды года. Это проявляется в разной продолжительности рабочего дня, от 7 и до 10 часов.

2. Сельскохозяйственный труд не легкий, он связан погодными, климатическими условиями.

3. При производстве продукции человек ухаживает за растениями и животными, которые имеют свои особенности в жизни.

4. В сельском хозяйстве труд работника разнообразен, когда он выполняет в течение года самую различную работу.

5. В сельском хозяйстве условия применения трудовых ресурсов связаны с природой. Человек, его труд, является посредником между природой и всеми другими средствами производства. Из этого вытекает необходимость бережного отношения к природе в процессе развития производства, а также в особом критерии общественной оценки сложности и привлекательности сельскохозяйственного труда и др.

Все эти особенности формирования и использования трудовых ресурсов учитываются в практике развития сельского хозяйства.

Многие проблемы экономики труда в АПК по своему содержанию и методике осуществления экономических расчетов, по практической направленности существенно отличаются от аналогичных проблем в организациях других видов деятельности. Эти отличия обусловлены принципиальными особенностями сельскохозяйственного труда.

Главная особенность сельского хозяйства состоит в том, что здесь важнейшими средствами являются земля, растения, животные, развитие которых регулируется биологическими закономерностями. Поэтому трудовые процессы, связанные с возделыванием сельскохозяйственных культур и обслуживанием животных и получением сельскохозяйственной продукции направлены на обеспечение непрерывного протекания биологических процессов. В связи с эти они выполняются в строгой технологической последовательности с соблюдением наиболее оптимальных агросроков или технологических периодов (в животноводстве). Это определяет определенное чередование выполняемых трудовых процессов с перерывами.

Таким образом, для сельского хозяйства характерен разрыв между периодом производства – развития биологических процессов и рабочим периодом – времени приложения труда.

Специфика сельскохозяйственного труда складывается под воздействием различных отраслевых факторов, основными из которых являются:

· обширность приложения труда, его пространственная разбросанность;

· длинный цикл производства продукции - отдаленность конечных результатов из-за несовпадения рабочего периода с периодом производства;

· высокие риски, связанные с погодой - зависимость от природно-климатических факторов;

· сезонность - неравномерность объемов трудозатрат в течение сельскохозяйственного года, поэтому труд имеет циклический и прерывистый характер.

· большое количество сложных технологических операций, которых должен выполнить один работник, что вызывает необходимость в универсальности его квалификации; работники нередко даже в течение смены выполняют работы самой разной сложности;

· потребность не только физического, умственного, но и духовного напряжения;

· обслуживание живых организмов на различных стадиях их развития;

· высокая наукоемкость инновационных технологий производства сельскохозяйственной продукции.

Сельскохозяйственный труд, в отличие от труда в промышленности, характеризуется большей универсальностью, труд – весьма тяжелый и сложный, требующий и знаний, и умений, крепкого здоровья, опыта, терпения и природной мудрости. При этом он продолжает оставаться еще довольно малопривлекательным, низкомеханизировнным и низкооплачиваемым.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...