Тема: Регулирование внешнеэкономической деятельности. Цели и принципы государственного регулирования вэд - реферат Цели и принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Субъекты ВЭД

Тема: «Цели и принципы государственного

регулирования ВЭД».

Выполнила студентка

6 курса заочного отделения

35 группы

Калининград 2010г.

Введение

1. Цели и принципы государственного регулирования ВЭД;

2. Особенности принципов государственного регулирования

внешнеэкономической деятельности:

2.1. Обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;
2.2. Единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

2.3. Обеспечение обороны страны и безопасности государства;

2.4. Единство таможенной территории Российской Федерации;

2.5. Выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

2.6. Равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;

2.7. Защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

2.8. Исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;

Заключение

Библиографический список

Введение

По мере интеграции России в мировое хозяйство внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) становится все более важным и результирующим фактором ее экономической жизни.
Формируется принципиально новая сфера предпринимательства, направленная на самостоятельное освоение внешнего рынка и подчиняющаяся в своей деятельности законам мировой экономики. Если раньше сфера внешнеэкономических связей была, по существу, уделом лишь десятков специализированных внешнеторговых организаций, то теперь внешнеторговыми операциями занимаются многие тысячи производственных и торговых структур. Появление на внешних рынках российских деловых людей, часто профессионально слабо подготовленных, мало знакомых с государственным регулированием ВЭД, нередко приводит к непредвиденным результатам. Поэтому так важно знать физическим и юридическим лицам все тонкости государственного регулирования этого вида бизнеса. Задачей настоящей работы является знакомство с государственным регулированием внешнеэкономической деятельности и самое важное с принципами государственного регулирования ВЭД, раскрытием их методов и особенностей.
Как известно, квалифицированный участник ВЭД должен не только видеть текущее состояние дел, но и понимать, в каком направлении идут процессы, чтобы правильно решать стратегические задачи. Рассматривается роль государства, его органов и структур в развитии организационной системы регулирования и стимулирования ВЭД.

1. Цели и принципы государственного регулирования ВЭД.

Основные цели госрегулирования ВЭД состоят в следующем:

Использование внешнеэкономических связей для ускорения создания в

России рыночной экономики;

Содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию;

Создание условий доступа российских предпринимателей на мировые

рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;

Защита национальных внешнеэкономических интересов, защита

внутреннего рынка;

Создание и поддержание благоприятного международного режима во

взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.

Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:
1) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;
2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;
3) единство таможенной территории Российской Федерации;
4) взаимность в отношении другого государства (группы государств);
5) обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;
6) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
7) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
8) обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
9) исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;
10) обеспечение обороны страны и безопасности государства;
11) обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;
12) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
13) единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

2. Особенности принципов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Принципы представляют собой исходные начала в механизме государственного регулирования. Они гарантируют непрерывность и последовательность нормотворческого процесса, обеспечивают взаимосвязь внешнеторгового законодательства и внешнеторговой политики. Особую роль принципы играют в формировании судебной и административной практики. Они также содействуют отмене устаревших и принятию новых юридических норм, толкованию правовых актов и устранению пробелов в законодательстве и т.д. Среди принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности выделяют общие (уважения прав и основных свобод человека, законности, федерализма, юридического равенства и судебной защиты субъективных прав и др.) и специальные. Последние нашли свое закрепление в статье 4 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

2.1. Обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;

Внешнеторговая политика является частью внешней политики - общего курса государства в международных делах. Внешнеторговая политика подчинена целям и требованиям внешней политики государства и не может им противоречить. Это предполагает необходимость согласования конкретных решений в сфере внешней торговли с общими установками внешней политики. Внешнеполитические интересы могут оттеснить на второй план аргументы экономической эффективности конкретной внешнеторговой сделки. Например, присоединение Российской Федерации к международным санкциям в отношении какого-либо государства влечет за собой немедленное прекращение внешнеторговых операций с данной страной, какими бы выгодными они ни являлись.

2.2. Единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности .

Единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности обусловлено рядом факторов, среди которых прежде всего следует упомянуть:
- единство цели внешнеторгового регулирования: защита экономического суверенитета, обеспечение экономической безопасности Российской Федерации, стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечение условий эффективной интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику;
- единство внешнеторговой политики Российской Федерации ;
- отнесение к ведению Российской Федерации следующих сфер деятельности: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки, и т.д. ;
- единство таможенной территории Российской Федерации .

Современный этап развития внешнеэкономической деятельности в нашей стране связан с коренными изменениями форм и методов, которые применялись на протяжении десятилетий предшествующего развития. Десятки тысяч предприятий, независимо от их принадлежности к государственному или частному сектору, организационной формы, размеров имущества, сферы деятельности, состава собственности, получили возможность активно участвовать в международном экономическом сотрудничестве.

Государственное регулирование ВЭД включает ее финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом. Все эти направления регулирования базируются на действующем законодательстве.

Основные цели госрегулирования ВЭД состоят в следующем:

Использование внешнеэкономических связей для ускорения созда­ния в России рыночной экономики;

Содействие повышению производительности труда и качества на­циональной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую кон­куренцию;

Создание условий доступа российских предпринимателей на миро­вые рынки посредством оказания государственного, организаци­онного, финансового, информационного содействия;

Защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка;

Создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международ­ными организациями.

Государственное регулирование ВЭД в России в условиях переходной эко­номики должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:

Единство внешнеэкономической политики и национальной (внут­ренней) экономической политики;

Единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией;

Перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экономические методы;

Четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъ­ектов в области управления ВЭД;

Обеспечение равенства всех участников ВЭД.

Особое значение сегодня имеет четкое разграничение компетенции Федерации и ее субъектов в сфере ВЭД. В компетенции федеральных орга­нов должно и впредь оставаться решение таких важнейших вопросов, как:

Определение основных принципов осуществления ВЭД и внешне­экономической политики России в целом;

Разработка соответствующих федеральных программ;

Защита экономических интересов страны в сфере ВЭД, ее отдель­ных субъектов и граждан в частности;



Разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД;

Подготовка и заключение международных договоров и государст­венных соглашений, контроль за их исполнением;

Организация и контроль деятельности торгпредств РФ за рубежом;

Определение и реализация валютной политики страны;

Формирование и использование золотовалютных резервов РФ;

Контроль за порядком купли-продажи отдельных (выделенных) то­варных групп (экологически опасных отходов, средств вооружений и т.д.);

Разработка платежного баланса РФ и т.д. Субъекты РФ в условиях формирующейся рыночной экономики право­мочны:

Осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодатель­ству;

Контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках своих регионов, разрабатывать и реализовывать соответст­вующие региональные программы;

Предоставлять участникам ВЭД дополнительные к федеральным льготы и гарантии, не противоречащие законам РФ (по ним Феде­рация не отвечает);

Заключать соглашения по международному сотрудничеству в рам­ках своей компетенции (то есть с субъектами зарубежных федера­тивных государств);

Иметь представителей в торговых представительствах РФ за рубе­жом, которые содержатся за счет субъектов Федерации. Определенные вопросы находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. В их числе:

Координация действий участников ВЭД;

Выполнение договоров РФ с зарубежными странами (если их вы­полнение касается интересов регионов);

Разработка и выполнение межрегиональных и региональных про­грамм ВЭД;

Регулирование приграничной торговли;

Информационное обеспечение ВЭД.

Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Методы государственного регулирования ВЭД по своему характеру делятся на тарифные - те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты государственного регулирования ВЭД чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт 11 .

Административные методы. Под административным методом регулирования понимают систему организационно-правовых и специальных мер: количественные ограничения, распределение квот и лицензий, экспортный контроль в отношении определенных видов товаров, установление государственной монополии на экспорт и(или) импорт отдельных видов товаров. С целью регулирования ВЭД органы государственного управления издают акты правового регулирования взаимоотношений контрагентов, акционерные законодательства, таможенные кодексы, постановления, обязывающие импортеров и экспортеров на основе их исполнения соблюдать интересы государств, взаимодействующих на внешнем рынке.

Международные торговые договоры. Они определяют общие пути развития экономических отношений между государствами, устанавливают торгово-экономический, политический режим взаимодействия, предусматривают условия взаимных расчетов, сроки сотрудничества и т. д. В договорах могут быть зафиксированы долгосрочные соглашения -5 -10 лет и более - о торговле и других формах взаимодействия. А также практикуется заключение ежегодных протоколов о взаимных поставках товаров. Соглашения и протоколы, дополняя друг друга, способствуют развитию устойчивого взаимовыгодного сотрудничества.

Таможенные формальности. В их основе лежит таможенный кодекс, утверждаемый законодательным органом. Таможенный кодекс создается в соответствии с таможенной политикой государства 12 . Он определяет общие задачи и функции таможенных органов, порядок разработки, утверждения и использования тарифов, условия освобождения от уплаты пошлин, санкции за нарушение таможенных правил, порядок рассмотрения жалоб. Таможенные формальности являются одним из самых эффективных методов регулирования ВЭД 13 .

Контингентирование и лицензирование. Контингентирование экспорта и импорта - это количественные или стоимостные ограничения экспорта и импорта, вводимые на определенный срок по отдельным товарам и услугам, странам и группам стран.

Лицензирование - это система письменных разрешений выдаваемых государственными органами на экспорт и импорт товаров. Лицензирование применяется на определенные периоды времени по отдельным товарам, включенным в перечень продукции общегосударственного назначения. Контингентирование осуществляется установлением режима выдачи индивидуальных лицензий, при этом общий объем экспорта (импорта) по этим лицензиям не должен превышать объема установленной квоты. Используются следующие виды экспортных (импортных) квот (контингентов): глобальные, групповые, индивидуальные. По каждому виду товара устанавливается лишь один вид квоты.

Антидемпинговые процедуры. Они представляют собой судебные и административные разбирательства претензий, которые предъявляют национальные предприниматели против иностранных поставщиков, обвиняя их в продаже товаров по заниженным ценам, которые могут нанести ущерб местным производителям аналогичной продукции. Органы власти, суды обязаны приостановить движение товара, обвиненного в демпинге, и разобраться по существу претензий.

Ценовые преференции. Их устанавливают в законодательном порядке некоторые страны путем определения минимальной разницы в ценах, по которым товары и услуги импортера должны быть ниже цен национальных производителей. Например, энергетические компании США имеют право размещать заказы на импортное оборудование только в том случае, если цены на него будут ниже цен американских производителей как минимум на 6%.

Технические процедуры. Они устанавливаются в законодательном порядке государственными организациями и представляют собой комплекс мероприятий по поверке соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов, отраслевых норм и технических предписаний.

Одним из видов технических барьеров является требование сертификации продукции, товаров, ввозимых в страну. Для чего их подвергают испытаниям в специализированных лабораториях на соответствие их свойств требованиям стандартов по техническим, санитарным, технологическим, традиционным показателям 15 .

Импортные процедуры. Представляют собой правила проведения импортных операций при государственных закупках. Во многих странах в этих случаях покупатель должен провести международные торги с целью выяснения наиболее выгодного продавца. Иногда покупателю выдают лицензию только в том случае, если он выполнил требования по осуществлению встречных экспортных операций.

5. Исполнение иностранных судебных поручений .

Судебное поручение представляет собой обращение суда одного государства к суду другого государства с просьбой о производстве каких-либо процессуальных действий на территории этого государства. Под исполнением иностранных судебных поручений понимается:

· составление, засвидетельствование, пересылка, вручение документов;

· предоставление вещественных доказательств;

· допрос свидетелей, экспертов, иных лиц для целей судопроизводства;

· сообщение информации о действующем праве и т.д.

Выполнение таких поручений основано на положениях международных договоров и национального законодательства.В континентальном праве установлен общий порядок - судебные поручения передаются дипломатическим путем, если иное не предусмотрено международным договором. Судебная практика - правовая помощь оказывается на условиях взаимности. При исполнении поручения используется гражданское процессуальное право государства места исполнения поручения. Не выполняются поручения, направленные на совершение процессуальных действий, запрещенных законом государства, исполняющего поручение. Порядок и условия выполнения поручений установлены в основном не в законе, а в правилах и инструкциях министерств юстиции. В англо-американском праве отсутствует общее понятие правовой помощи. Широко используется институт специальных уполномоченных (комиссионеров). Предусмотрена возможность непосредственных сношений судов при запросе об исполнении поручения. В законодательстве Российской Федерации общий порядок исполнения иностранных судебных поручений установлен в ст. 407 ГПК Р и ст. 256 АПК РФ. При отсутствии международного договора правовая помощь может оказываться в порядке и на условиях международной вежливости. Отсутствует требование взаимности. Дипломатический путь является основным способом передачи судебных поручений. Общее правило: процедура выполнения поручения иностранного суда на территории Российской Федерации регулируется российским правом. Современная тенденция: по просьбе иностранного государства возможно исполнение поручения с применением его процессуального права.

Судебное поручение и документы, прилагаемые к нему, целесообразно направлять на языке запрашиваемого государства. При исполнении поручения, учитывая процессуальный характер этих действий, запрашиваемые органы применяют законодательство своего государства. Отказ от совершения отдельных процессуальных действий возможен в случае, если: а) исполнение поручения наносит ущерб суверенитету РФ; б) исполнение поручения не входит в компетенцию суда (ст. 407 ГПК РФ).

6. Нормы МЧП. Понятие, структуры и классификация коллизионных норм .

В МЧП под кол. Нормой – правило поведения, устанавливающее право какого государства д.б. применено к данному конкретному правоотношению, осложненному иностранным элементом. Кол. Норма – норма общего, абстрактного, отсылочного характера, она не содержит материальной модели поведения, не устанавливает непосредственно права и обязанности сторон, они указывают лишь на компетентный порядок компетентного вопроса. Фактическое применение кол. нормы возможно только с применением нац системы той страны, к которой она отсылает. Но это не чисто технический прием, это важный момент в сотрудничестве различных государств. Именно кол. Нормы санкционируют применение норм иностранного права на территории государства. 2 функции: регулятивная и разграничивающая. Регулятивная – в возможности кол.норм служить основанием применения материальных норм иностранного права. Кол. норма госуд-ва – тот инструмент, с помощью которого законодатель делает действительным иностранное право на своей территории. Разграничивающая функция – они устанавливают пределы применения права определенного государства. Кол.норма разрешает конфликт лишь между национальными правопорядками, поэтому не признаются коллизионными те, которые отсылают к положениям международных договоров. (ст. 15 К-и, ст. 7 ГК – если м.договором предусмотрено иное, чем законом РФ – применяется правило м.договоров).

Структура. Отличается от обычной. 2 части: объем и привязка. Объем кол.нормы определяет вид правоотношения, к которому она должна применяться. Привязка – указывает на правовую систему или законодательства, действующее в данном случае. Пример: ст. 1197. Гр.дееспособность физ лиц – объем определяется его личным законом – привязка. Простые и сложные. Структура простой – один объем и одна привязка. 1112. Сложная – несколько того или другого. 1221. Привязка – абстрактный характер, отсылает не к конкретному правовому акту, а к правовой системе в целом, то есть ко всему правопорядку всего государства. Особенностью современного развития привязок – отказ от жестких коллизионных норм, которые основаны на одном критерии выбора права – для выбора права используется система взаимосвязанных коллизионных норм. Применение гибких правил. Множественность кол.привязок – расщепление, альтернативные, кумуляция.

Кумуляция – когда кол.норма сформулирована с учетом законодательства двух и более государств. 156 СК.

Расщепление – тогда, когда правоотношение в целом подчиняется одному правопорядку, а его отдельные вопросы – другому.

7. Основания применения иностранного права. Порядок установления судами содержания иностранной правовой нормы.

три принципиальных положения, определяющих основы применения иностранного права.

1. На территории данного государства иностранное право может применяться лишь при наличии прямых предписаний об этом национального права. Такие предписания устанавливаются национальными коллизионными нормами, причем не любыми, а двусторонними. Благодаря двусторонним коллизионным нормам коллизия права может быть решена как в пользу своего собственного, отечественного права, так и иностранного. Коллизионно-правовая норма юридически обязательна для всех органов и должностных лиц государства, и если она отсылает к иностранному праву, то оно должно применяться всеми органами и должностными лицами в силу юридически обязательного предписания коллизионной нормы. Коллизионная норма -это юридическое основание применения иностранного права на территории данного государства. Коллизионное право в целом -это мост, связывающий национальную правовую систему с иностранным правом.

2. Национальное право предусматривает общие принципы, на которых строится применение иностранного права, методы установления его содержания, порядок применения иностранного права, а также пределы его применения.

3. Применение иностранного права осуществляется также в соответствии с общепризнанными принципами международного права. Основы применения иностранного права определяются такими принципами международного права, как суверенное равенство государств, самоопределение, невмешательство во внутренние дела. В соответствии с этими принципами государства обязаны уважать право друг друга свободно определять свою политико-правовую систему и не препятствовать ее функционированию. Право государства издавать и применять законы является одним из его суверенных прав, которые должны уважаться другими государствами. Правоприменительные органы должны с уважением относиться к применяемому иностранному праву, его особенностям с тем, чтобы предписания иностранного права были реализованы с максимальной тщательностью. Уважение иностранного права вытекает из принципа суверенного равенства государств.

Внешнеэкономическая деятельность: учебный курс Маховикова Галина Афанасьевна

2.1. Цели и принципы регулирования внешнеэкономической деятельности

Проводимые с начала 90-х гг. в России экономические реформы непосредственно распространялись на внешнеэкономическую сферу, где осуществлялась последовательная либерализация ВЭД. В 1992–1995 гг. в целом была сформирована система государственного регулирования внешнеэкономических связей, использующая методы и инструменты, присущие странам с рыночной экономикой. Накопленный опыт в реализации общегосударственной внешнеэкономической политики, обеспечивающий переход от административных в основном к экономическим методам регулирования, дал возможность подготовить с использованием мировой практики Закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», вступивший в силу 1 июня 1996 г. В нем изложены основные принципы регулирования внешнеторговой деятельности, проведено разграничение компетенции Российской Федерации и ее субъектов в данной области, перечислены основные функции федеральных исполнительных и законодательных органов, ответственных за регулирование ВЭД, определены основы таможенно-тарифного и административного регулирования, экспортно-импортного валютного контроля, важнейшие формы содействия развитию внешнеторговой деятельности.

Основными принципами регулирования внешней торговли являются:

1) единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики Российской Федерации;

2) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;

3) единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности;

4) единство таможенной территории Российской Федерации;

5) приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

6) равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация;

7) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

8) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] автора Варламова Татьяна Петровна

26. Необходимость учета государственного денежно-кредитного регулирования в коммерческой деятельности Коммерческие предприятия, осуществляя свою деятельность, не могут не обращать внимания на меры, предпринимаемые государством в целях регулирования денежной массы в

автора

Глава 6 ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6.1. Цели и задачи финансирования инновационной деятельности 6.2. Источники финансирования инновационной деятельности 6.3. Развитие венчурного финансирования 6.4. Зарубежный опыт инновационного

Из книги Инновационный менеджмент автора Маховикова Галина Афанасьевна

7.8. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности Инновационная и научно-техническая политика ориентируется на цели, которые государство считает приоритетными для каждого конкретного исторического периода. Поэтому закономерно, что смена

автора Коллектив авторов

Раздел V Анализ внешнеэкономической деятельности коммерческих

Из книги Комплексный экономический анализ предприятия. Краткий курс автора Коллектив авторов

Глава 12 Анализ внешнеэкономической деятельности коммерческих организаций 12.1. Внешнеэкономическая деятельность, ее определение и содержание В нормативных документах определение внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) приводится в ст. 1 Федерального закона «Об

Из книги Мировая экономика. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

4. Факторы, определяющие участие во внешнеэкономической деятельности Для предприятий, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, важным является учет следующих факторов.При принятии решения о целесообразности выхода на внешний рынок необходимо определить

Из книги Ценообразование автора Шевчук Денис Александрович

7.1. Цели, значение и методы государственного регулирования цен Экономика страны тесно связана с государственной политикой. Переход России к построению рыночной системы хозяйствования предполагает разработку новой экономической политики, в основе которой должно лежать

автора Маховикова Галина Афанасьевна

Глава 1 Организация внешнеэкономической

Из книги Внешнеэкономическая деятельность: учебный курс автора Маховикова Галина Афанасьевна

Глава 2 Регулирование внешнеэкономической

Из книги Внешнеэкономическая деятельность: учебный курс автора Маховикова Галина Афанасьевна

2.7. Валютно-кредитное регулирование внешнеэкономической деятельности Возросшая роль кредита во ВЭД в современных условиях обусловлена следующими причинами: ростом доли науко– и техникоемких товаров и услуг в мировом экспорте, требующих крупных финансовых ресурсов и

Из книги Внешнеэкономическая деятельность: учебный курс автора Маховикова Галина Афанасьевна

9.4. Маркетинг во внешнеэкономической деятельности предприятия Международный маркетинг можно определить, как философию и инструментарий международного предпринимательства и как процесс разработки и принятия решений в сети взаимоотношений (коммуникаций) между

Из книги Внешнеэкономическая деятельность: учебный курс автора Маховикова Галина Афанасьевна

Глава 11 Страхование во внешнеэкономической

автора Альбова Татьяна Николаевна

77. Понятие и особенности государственного регулирования страховой деятельности Страховая деятельность обусловлена определенными социально-экономическими потребностями общества. Страхование создает необходимые условия для проведения предупредительных мероприятий

Из книги Страхование. Шпаргалки автора Альбова Татьяна Николаевна

116. Страхование рисков внешнеэкономической деятельности Законом РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» были заложены основы государственной политики в сфере поддержки внешнеторговой деятельности:1) участие исполнительной власти в

Из книги Нет мотива - нет работы. Мотивация у нас и у них автора Снежинская Марина

10.1. Цели, принципы, функции и методы управления Менеджмент – это целостная управленческая система, направленная на обеспечение оптимальной согласованности действий членов коллектива для достижения стоящих перед ними целей . Управление имеет особое общественное

Из книги Путь Caterpillar [Уроки лидерства, роста и борьбы за стоимость] автора Бушар Крейг

Закон о борьбе с коррупцией во внешнеэкономической деятельности Закон о борьбе с коррупцией во внешнеэкономической деятельности в частности запрещает подкуп местных компаний и государственных чиновников независимо от местных традиций и норм деловой этики. В

Внешнеэкономические связи как любая экономическая категория имеет правовые нормы, которые юридически оформляются различными дирек­тивно-законодательными актами.

Регулирование внешнеэкономических связей производится на основа­нии двухсторонних правительственных соглашений и законодательных ак­тов по внешнеторговой деятельности Российской Федерации.

Основными принципами государственного регулирования внешнетор­говой деятельности в РФ являются:

1) внешнеторговая политика - составная часть внешней политики РФ;

2) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;

3) единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопаснос­ти, политических, экономических и военных интересов, а также выполне­ния международных обязательств РФ по недопущению вывоза оружия массо­вого уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия;

4) единство таможенной территории РФ;

5) приоритет экономических мер государственного регулирования внеш­неторговой деятельности;

6) равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискри­минация;

7) защита государством прав и законных интересов участников внеш­неторговой деятельности;

8) исключение неоправданного вмешательства государства и его орга­нов во внешнеторговую деятельность, нанесение ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.

Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством применения экономического и административного методов регулирования внешнеторговой деятельности.

К ним относятся методы:

Таможенно-тарифного регулирования, т.е. применение импортных и экспортных тарифов;

Нетарифного регулирования, т.е. использование квотирования, лицен­зирования и т.п.

Эти методы установлены законом РФ «О государственном регулирова­нии внешнеторговой деятельности.* Другие методы государственного регу­лирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установ­ления различных ограничений органами государственной власти РФ и ее субъектов не допускаются.

Регулирование других видов внешнеэкономической деятельности, в ча­стности международного инвестиционного сотрудничества, производствен­ной кооперации, валютных и финансово-кредитных операций, осуществля­ется соответствующими федеральными законами и иными правовыми акта­ми РФ.

В целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных струк­турных изменений в экономике РФ, устанавливаются импортные и экспор­тные таможенные пошлины.

Экспорт из РФ и импорт в РФ осуществляются без количественных ог­раничений.

Количественные ограничения экспорта и импорта могут вводиться в ис­ключительных случаях Правительством РФ в целях:

обеспечения национальной безопасности страны;

выполнения международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке;

защиты внутреннего рынка страны.

Постановления Правительства РФ о введении количественных ограни­чений экспорта и импорта принимаются и официально опубликовываются не позднее чем за три месяца до введения этих ограничений в действие.

Распределение квот и выдача лицензий при установлении количествен­ных ограничений осуществляются, как правило, путем проведения конкур­са или аукциона или проведения операций по экспорту и (или) импорту до суммарного исполнения квот.

Порядок проведения конкурса или аукциона устанавливается Правитель­ством РФ. Не допускаются ограничение числа участников такого конкурса или аукциона и их дискриминация по признакам формы собственности, ме­ста регистрации, положения на рынке.

В случае, когда какой-либо товар импортируется в настолько больших количествах или на таких условиях, что наносится существенный ущерб или возникает угроза причинения такого ущерба производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров на территории РФ, Прави­тельство РФ в соответствии с общепризнанными нормами международного права вправе принять защитные меры до такой степени и на такой срок, которые могут быть необходимы для устранения серьезного ущерба или пре­дотвращения угрозы причинения такового.

Формами таких защитных мер в отношении импорта товаров являются: количественные ограничения импорта; специальные повышенные таможен­ные пошлины.

Основанием для принятия защитных мер является доклад федерального органа исполнительной власти, подготовленный по результатам расследования, проведенного по поручению Правительства РФ и(или) по заявлению органа исполнительной власти субъекта РФ, производителя или объединения произ­водителей, чье совокупное производство подобных товаров или товаров, не­посредственно конкурирующих с импортными, составляет более 50% общего внутреннего производства таких товаров. Процедура введения защитных мер является гласной и предусматривает официальное опубликование решения Пра­вительства РФ о введении защитной меры с указанием общего количества и стоимости товара или товаров, подпадающих под ограничения.

Как действие защитной меры ее досрочная отмена или продление, а так­же все изменения в общем объеме и стоимости товаров на период действия в отношении их защитной меры устанавливаются Правительством РФ с уче­том международных обязательств РФ.

Запреты и ограничения экспорта и(или) импорта товара (работ, услуг) могут устанавливаться исходя из национальных интересов, включающих:

соблюдение общественной морали и правопорядка;

охрану жизни и здоровья людей, охрану животного и растительного мира и окружающей среды в целом;

сохранение культурного наследия народов РФ;

защиту культурных ценностей от незаконных вывоза, ввоза и передачи прав собственности на них;

необходимость предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов, если меры, связанные с этим, проводятся одновременно с ограни­чениями соответствующего внутреннего производства и потребления;

обеспечение национальной безопасности РФ;

защиту внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса РФ;

выполнение международных обязательств РФ.

Ввозимые на территорию товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и эко­логическим стандартам и требованиям, установленным в РФ.

Ввоз экологически опасной продукции подлежит специальному контролю. Запрещается ввоз на территорию РФ товаров, которые:

Не соответствуют вышеназванным стандартам и требованиям, установ­ленным в РФ;

Не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ;

Запрещены к использованию как опасные потребительские товары;

Имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей.

Указанные товары должны быть вывезены обратно или уничтожены на основании акта, составленного независимыми экспертами Торгово-промыш­ленной палаты РФ в порядке, определяемом Таможенным кодексом РФ.

В целях защиты национальных интересов РФ при осуществлении внеш­неторговой деятельности в отношении вооружений, военной техники и то­варов двойного назначения, а также соблюдения международных обяза­тельств РФ по нераспространению оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологии их создания в стране дей­ствует система экспортного контроля.

Вывоз указанных выше товаров, работ, услуг, результатов интеллекту­альной деятельности, в том числе исключительных прав на них, осуществ­ляется в порядке, определяемом Правительством РФ.

На отдельные виды товаров на экспорт и(или) импорт устанавливается государственная монополия. Перечни таких товаров определяются федераль­ными законами.

Государственная монополия на экспорт и(или) импорт отдельных видов товаров осуществляется на основе лицензирования деятельности по экспорту и(или) импорту товаров. Лицензии выдаются федеральным органом исполни­тельной власти исключительно унитарным предприятиям, которые обяза­ны совершать сделки по экспорту и(или) импорту товаров на основе прин­ципов недискриминации и добросовестной коммерческой практики. Уни­тарное предприятие - это коммерческая организация, не наделенная пра­вом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Особыми режимами осуществления отдельных видов внешнеторговой деятельности являются приграничная торговля и свободная экономическая зона.

Приграничная торговля осуществляется между российскими лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на пригра­ничной территории РФ, и иностранными лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на соответствующей приграничной территории, определяемой в международных договорах РФ с сопредельны­ми государствами, исключительно для удовлетворения местных нужд в от­ношении товаров, производимых в пределах существующей приграничной территории, а также товаров, предназначенных для потребления в пределах соответствующей приграничной территории.

Важную роль в регулировании внешнеэкономической деятельности и в контроле за ее осуществлением играет рациональная организация таможен­ного дела, которая включает таможенную политику РФ, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспорт­ных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления и таможенного контроля.

Правовые, экономические и организационные основы таможенного дела определены Таможенным кодексом Российской Федерации.

Таможенное дело осуществляют таможенные органы РФ, являющиеся правоохранительными органами. Система таможенных органов включает:

1) Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК РФ);

2) региональные таможенные управления;

3) таможни;

4) таможенные посты. В январе 1998 г. были созданы специализиро­ванные таможенные посты для драгметаллов и драгкамней.

Смотрите также:


Введение…………………..………………………………………………………3

1. Понятие, цели, принципы государственного регулирования ВЭД…………4

2. Правовые основы и участники регулирования внешнеэкономической деятельности в России………………………………………………………...….6

3. Методы государственного регулирования ВЭД……………………...……...7

4. Особенности и проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России……………………………..…12

Заключение………………………………………………………………………15

Список литературы………………………………………………………………16

Введение


В современных условиях государство активно регулирует внешнеэкономические связи в национальных интересах.

Рыночной системе хозяйства в принципе больше соответствуют экономические инструменты регулирования внешнеэкономических связей, прежде всего таможенные пошлины, налоги и т. д.

В условиях рыночной экономики внешнеэкономическая деятельность, имеющая предпринимательский характер, в целом подчиняется общедозволительному (а не разрешительному) правовому режиму. Участники такой деятельности подчиняются только определённым в нормах права правилам рынка.

Следовательно, воздействие на внешнеэкономическую деятельность происходит в двух уровнях: саморегуляция посредством спроса и предложения и регламентированное правом государственное регулирование ВЭД как системы общественных отношений, возникающих в этой сфере.

Поэтому изучение государственного регулирования ВЭД в современных условиях приобретает особую актуальность.

Цель работы состоит в изучении государственного регулирования ВЭД.

Определить понятие, изучить цели, принципы государственного регулирования ВЭД;

Рассмотреть правовые основы и участников регулирования внешнеэкономической деятельности в России;

Изучить методы государственного регулирования ВЭД;

Рассмотреть особенности и проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России.

1. Понятие, цели, принципы государственного регулирования ВЭД


Внешнеэкономическая деятельность – одна из сфер экономической деятельности государства, предприятий, фирм, тесно связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, иностранными кредитами и инвестициями, осуществлением совместных с другими странами проектов .

Система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) включает:

Законодательно-правовую базу регулирования;

Институционно-организационную структуру регулирования;

Государственное программирование ВЭД;

Квотирование и лицензирование внешнеторговых сделок;

Сертификацию импортных товаров;

Регистрацию некоторых экспортных контрактов;

Обязательную экспортную оценку количества, качества и цены экспортируемых товаров;

Таможенное регулирование;

Валютное и кредитно-денежное регулирование ВЭД.

Основные цели госрегулирования ВЭД состоят в следующем:

Использование внешнеэкономических связей для ускорения создания в России рыночной экономики;

Содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию;

Создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;

Защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка;

Создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.

Государственное регулирование ВЭД в России в условиях рыночной экономики должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:

Единство внешнеэкономической политики и национальной (внутренней) экономической политики;

Единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией;

Перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экономические методы;

Четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов в области управления ВЭД;


2. Правовые основы и участники регулирования внешнеэкономической деятельности в России

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности - это совокупность нормативных актов, в рамках и на основе которых осуществляется ее практика.

Эта совокупность представлена национальным законодательством по внешнеэкономической деятельности, представленным законами, кодексами, а также подзаконными актами, а также международными правилами и нормами, подписанными РФ и международными договорами России с другими странами. Сюда можно отнести Конституцию РФ, Закон «О таможенном тарифе», Закон «Об иностранных инвестициях», Закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности, Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» .

Большое значение в регулировании внешнеэкономической деятельности имеете структура органов власти, её осуществляющих. В РФ существует 3 ветви власти: законодательная, судебная и исполнительная.

Органом законодательной власти в РФ является Федеральное Собрание. Федеральное Собрание издаёт законы, в том числе и регулирующие сферу внешнеэкономической деятельности.

К органам судебной власти в РФ относятся Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд, суды и судьи различной инстанции. В сфере внешнеэкономической деятельностью судебная власть обязана защищать интересы всех субъектов внешнеэкономической деятельности, вне зависимости от их национальной принадлежности.

Однако наиболее значимую роль в регулировании внешнеэкономической деятельности играет исполнительная власть. Также в контексте рассмотрения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности к исполнительной власти отнесём и Президента РФ, хотя формально Президент РФ не относится ни к одной из ветвей власти. Исходя из этого, разделим органы исполнительной власти на 4 уровня: президентский, правительственный, ведомственный и региональный.


3. Методы государственного регулирования ВЭД


Баранов Д.Е. выделяет следующие методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности:

Таможенно-тарифное регулирование;

Нетарифное регулирование;

Запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

Меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности .

Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых с грузовладельцев при прохождении товаров через таможенную государственную границу. Обычно таможенный тариф содержит детализированные названия товаров, облагаемых таможенными пошлинами, ставки пошлин с указанием их метода исчисления и перечень товаров, пропускаемых беспошлинно.

Таможенная пошлина – это налог, взимаемый государством с провозимых через национальную границу товаров по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом.

Таможенные пошлины делятся по способу взимания на адвалорные, специфические и комбинированные .

Адвалорная таможенная пошлина - это пошлина, начисляемая в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости).

Специфическая таможенная пошлина - это пошлина, взимаемая в зависимости от количества товара (например, 10 долларов за 1 тонну). Преимущество этой пошлины заключается в том, что в случае её применения нет необходимости оценивать цену товара, следовательно нет места и злоупотреблениям, связанным с оценками. Однако в зависимости от цены на товар, изменяется и степень защиты отечественного производителя. Чем она выше, тем степень защищённости ниже и наоборот.

Комбинированная пошлина - сочетает оба вышеперечисленных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долларов за 1 тонну).

По объекту обложения таможенные пошлины делятся на импортные, экспортные и транзитные.

По характеру таможенные пошлины делятся на сезонные, антидемпинговые и компенсационные.

Основные функции таможенных пошлин – это протекционистская, фискальная и балансировочная. Протекционистская функция связана с повышением цены импортного товара на внутреннем рынке за счёт взимания пошлины, что делает его менее конкурентоспособным, и соответственно защищает национальных товаропроизводителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышает конкурентоспособность отечественных товаров. Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны. Наконец, балансировочная функция относится к экспортируемым товарам и её целью является предотвращение нежелательного экспорта товаров, в частности в том случае, если цены на них на внутреннем рынке ниже мировых.

а) Финансовые способы ограничения, заложенные в механизме платежей в виде различных прямых и косвенных сборов, покрывающих государственные затраты, связанные с решением организационно-экономических проблем за счет иностранных поставщиков. Рассмотрим некоторые виды финансовых способов ограничений:

1) Скользящие сборы – это дополнительные платежи, предназначенные для выравнивания мировых рыночных цен в основном на импортируемые сельскохозяйственные продукты и продукты питания для сближения их с внутренними ценами. Пограничный налоговый режимпредполагает взимание сборов в момент перемещения внешнеторговых грузов через таможенную границу и таможенного оформления;

2) Внутренние (уравнительные) налоги и сборы - эквивалентны косвенным налогам и сборам (НДС, акцизы), взимаются с товаров на внутреннем рынке страны-импортера; это также сборы с чувствительных категорий продуктов, которые, как правило, имеют внутренний эквивалент (эмиссионные сборы, налог на продукты, административные сборы).

3) Дополнительные сборы – сборы, взимаемые с импортируемых товаров сверх таможенных пошлин и налогов, причем не имеющих внутреннего аналога и предназначенных для финансирования определенных видов деятельности, связанных с внешней торговлей (налог на переводы за рубеж иностранной валюты, гербовый сбор, статистический налог);

4) Импортные депозитыэто требования предварительной оплаты стоимости импорта и уплаты импортных налогов в форме открытия предварительных импортных депозитов, уплаты наличных средств, предварительной уплаты таможенных пошлин (официальные ограничения на накопление иностранной валюты путем получения различного рода разрешений на проведение валютных операций внутри страны; отсрочки платежей и очередность на уплату налогов и пошлин в рамках установленных минимально допустимых сроков с момента доставки товара на таможенную территорию страны-импортера до момента завершения импортных расчетов);

б) Экспортная субсидия или субсидия на производство:

1) Экспортная субсидия – это дотация производителю или продавцу экспортного товара, возмещающая часть издержек производства или обращения, с целью повышения конкурентоспособности товара на внешнем рынке. Предоставление экспортных субсидий есть способ государственного стимулирования экспорта за счет бюджета. Экспортное субсидирование возможно в форме прямого финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и экспортного производства, а также путем предоставления благоприятных кредитов.

2) Внутренняя субсидия – наиболее замаскированный финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными.

3) Политика в рамках государственных закупок – скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже, несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных.

в) Количественные ограничения импорта и экспорта с помощью квотирования, контингентирования, лицензирования, «добровольных ограничений» экспорта. Рассмотрим эти меры подробнее:

1) Квотирование – это мера оперативного регулирования внешнеэкономических связей государством, которая накладывает количественные и стоимостные ограничения на ввоз (вывоз) товара в страну, вводится на определенный срок применительно к определенным товарам, транспортным средствам, работам, услугам и т.п., к странам либо к группам стран и выступает в качестве нетарифной меры внешнеэкономического регулирования, регулятора спроса и предложения на внутреннем рынке, ответной меры на дискриминационные акции зарубежных торговых партнеров и т.д;

2) Контингентирование - государственное регулирование внешней торговли с помощью установления централизованного экспортного контроля над ввозом и вывозом товаров в пределах конкретных квот в течение определенного периода времени. Цель контингентирования состоит в защите интересов национальной промышленности. Торговля товарами в пределах установленных контингентов осуществляется по лицензиям;

3) Лицензирование импорта – это регулирование компетентными государственными органами вывоза товаров из страны путем выдачи специальных разрешений (лицензий) по ходатайствам (заявлениям) заинтересованных лиц;

4) Добровольное ограничение экспорта - метод государственного регулирования внешнеэкономических связей; обязательство одного из партнеров по внешней торговле ограничить объем экспорта определенных товаров;

5) Требование о содержании местных компонентов – скрытый метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке;

д) Технические стандарты и требования к импортируемой продукции, связанные со здравоохранением, нормами и обеспечением техники безопасности (в том числе промышленные стандарты, требования к упаковке и маркировке товаров, санитарно-ветеринарные нормы);

е) Таможенные, административные импортные формальности, которые создают препятствия и сдерживают таможенное оформление ввозимой продукции. К этой категории мер относятся следующие:

1) Антидемпинговая пошлина - дополнительная импортная пошлина, которой облагаются товары, экспортируемые по ценам ниже нормальных цен мирового рынка или внутренних цен импортирующей страны;

2) Компенсационная таможенная пошлина - пошлина, взимаемая в случаях ввоза на таможенную территорию страны товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии; Компенсационные пошлина взимаются, если такой ввоз наносит или может нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров;

3) Таможенные формальности - законодательно предусмотренные обязательные требования, без выполнения которых транспортные средства, товары и иные предметы не могут быть пропущены через таможенную границу. Таможенные формальности включают досмотр товаров и иных предметов, осмотр транспортных средств, проверку и оформление документов, определение страны происхождения товара, исчисление и взимание таможенных пошлин, налогов и сборов.

Отметим, что первая группа мер носит финансовый характер, а все последующие – административный.


4. Особенности и проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России


Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России осуществляется, основываясь на следующих принципах:

Количественные ограничения экспорта и импорта отсутствуют, за исключением особых случаев, когда это необходимо для обеспечения национальных интересов страны и для выполнения международных обязательств РФ;

Ввозимые на территорию РФ товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в РФ;

В целях защиты национальных интересов РФ при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении вооружений, военной техники и товаров двойного назначения, а также соблюдения международных обязательств по нераспространению оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологии их создания в стране действует система экспортного контроля;

На отдельные виды товаров на экспорт и (или) импорт устанавливается государственная монополия;

Особыми режимами осуществления отдельных видов внешнеторговой деятельности являются приграничная торговля и свободная экономическая зона;

Соблюдается равенство участников внешнеэкономической деятельности и осуществляется их защита государством .

Среди проблем, стоящих перед РФ в области внешнеэкономической деятельности можно выделить следующие:

Неблагоприятная позиция РФ в международном разделении труда. На удельную долю российского экспорта составляют минеральные продукты, т.е. сырьевые. Причём их доля имеет тенденцию к увеличению. В 1999 г. она составила 42.5 % от всего объёма экспорта, а в 2009 году – уже 65.9 %. Это негативное явление, так как цены на подобные товары склонны к резким колебаниям вследствие резкого изменения спроса на них. Также это означает то, что РФ производит мало качественной продукции, способной конкурировать на мировом рынке. В то же время в структуре импорта преобладают продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного), продукция химической промышленности, каучук, а также машины, оборудование и транспортные средства. В 1999 году их суммарная доля составляла 72.6 %, а в 2009 – 79.2 %. То есть существует тенденция к повышению импорта данного вида продукции. Положительную динамику можно отследить лишь в сокращении доли импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырье (кроме текстильного), что может, с одной стороны, означать, что Россия стала в большей степени самостоятельно удовлетворять свои потребности в продовольствии.

Малая привлекательность России в мире по условиям ведения бизнеса. Согласно рейтингу Всемирного банка 2008 г., РФ занимает лишь 120 место в мире по комфортности условий ведений бизнеса, уступая даже большой части развивающихся стран, при этом проводится очень мало реформ для улучшения ситуации;

Протекционистские меры, осуществляемые государством, зачастую консервируют отсталость российских отраслей, чувствуя мощную поддержку со стороны государства, эти отрасли не стремятся вводить новые технологии, повышать качество продукции, так как и без этого они получают устраивающую их прибыль, одним из наиболее ярких примеров является поддержка российской автомобильной промышленности;

Мировой финансовый кризис, среди возможных последствий которого банкротство некоторых российских компаний и банков, замедление экономического роста, девальвация рубля, падение объёмов инвестиций в российскую экономику .

Заключение


Таким образом, внешнеэкономическая деятельность – одна из сфер экономической деятельности государства, предприятий, фирм, тесно связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, иностранными кредитами и инвестициями, осуществлением совместных с другими странами проектов.

На основании вышеперечисленного можно прийти к выводу, что необходимы серьёзные изменения во внешнеэкономической деятельности РФ.

Необходимо диверсифицировать структуру экспорта в сторону более высокотехнологичной продукции. Определённые шаги в этом направлении делаются: производятся попытки по поднятию авиастроительного комплекса, создаются государственные корпорации, целью которых является производство именно высокотехнологичной продукции. Однако данные меры на данный момент являются недостаточными.

Необходимо построить более доверительные отношения с иностранными экономическими субъектами, сформировать образ России как привлекательного для инвестиций и сотрудничества государства и создать для этого необходимые условия.

Важно повысить конкурентоспособность отечественных товаров, причём желательно сделать это на основе повышения эффективности, а не за счёт создания низких цен на товары и на рабочую силу вследствие девальвации рубля.

Наконец, тяжёлым испытанием для российской экономики, возможно, стал мировой финансовый кризис. В этих условиях задача улучшения роли РФ во внешнеэкономической сфере ещё больше усложняется.

Список литературы


1. Конституция РФ 1333 г. – М.: Норма, 2002.

2. О таможенном тарифе: ФЗ от 21 мая 1993 года № 5003-1 // Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – Н90 2-е изд., изм. – М.: Издательство НОРМА, 2007. С. 67.

Рисин И.Е. Государственное регулирование экономики / И.Е. Рисин, Ю.И. Трещевский, С.М.Сотников – Воронеж: Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2008. с. 88.


Баранов Д. Е. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в России. - М.: РАГС, 2003. С. 99.

О таможенном тарифе: ФЗ от 21 мая 1993 года № 5003-1 // Рисин И.Е. Государственное регулирование экономики / И.Е. Рисин, Ю.И. Трещевский, С.М.Сотников – Воронеж: Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2008. С. 89.

Рисин И.Е. Государственное регулирование экономики / И.Е. Рисин, Ю.И. Трещевский, С.М.Сотников – Воронеж: Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2008. С. 99.


Баранов Д. Е. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в России. - М.: РАГС, 2008. – С. 89.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...