Рынке труда медицинское обслуживание также. Отечественный и зарубежный опыт регулирования рынка труда

Аннотация: В статье рассматриваются особенности функционирования рынка труда медицинских кадров, работающих в учреждениях здравоохранения Московской области. В настоящее время этот регион имеет как специфические черты функционирования рынка труда, так и свойства, характерные для всей России. В статье выявляются основные проблемы кадровой политики здравоохранения Московской области с точки зрения экономических, правовых и социальных факторов. Анализируются вопросы обеспеченности территории медицинскими специалистами, а также укомплектованности медицинских организаций кадрами в соответствии с утвержденными штатными нормативами. Предлагаются методы рационального использования кадровых ресурсов системы здравоохранения области.

Ключевые слова: управление персоналом, мотивация труда, кадровые ресурсы, здравоохранение.

WAYS TO INCREASE THE EFFICIENCY OF THE LABOUR MARKET OF MEDICAL STAFF IN THE MOSCOW REGION

The article examines the functioning features of medical staff labor market in the Moscow region. Nowadays this region has both peculiar features and characteristic common for all Russia. The article highlights the main problems of personnel policy of health care in the Moscow region from the point of view of economic, legal and social factors. Furthermore, there are also analyzed the questions of penetration of the territory by medical experts, and also completeness of the medical organizations staff according to the approved regular standards. To conclude, author offers several methods of rational use of personnel resources of health system of area.

Key words: HR management, motivation, human resources, health care.

Рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке участниками: работодателями, работниками и государством.

Вопросы рынка труда медицинских работников являются наиболее актуальными на сегодняшний день.

Проблемы кадрового обеспечения в течение многих лет являются важной частью государственной политики, в том числе и в области здравоохранения. Вместе с тем, многие вопросы кадровой политики нуждаются в дальнейшей углубленной проработке.

Особенности рынка труда в здравоохранении состоят в специфической подготовке медицинских кадров, в наличии очень узкой специализации работников, в непрерывном повышении квалификации у достаточно опытных кадров. Также рынок труда в здравоохранении характеризуется тем, что на нем нет безработицы, наблюдается постоянный дефицит трудовых ресурсов при полной штатной укомплектованности организаций здравоохранения. Степень интенсивности, объем выполняемой работы, а также доход медицинских работников зависит от особенностей внедренной системы обязательного медицинского страхования.

Особенностью Московской области является значительный объем маятниковой трудовой миграции рабочей силы.

В связи с более высоким уровнем заработной платы, предоставляемым пакетом социальных услуг, близостью и транспортной доступностью до 30 процентов численности экономически активного населения ряда районов Московской области, прилегающих к столице, трудоустраиваются в организациях города Москвы.

В свою очередь, Московская область остается достаточно привлекательным регионом для квалифицированных трудовых ресурсов из других субъектов Российской Федерации, в основном из регионов, входящих в состав Центрального федерального округа, а также стран Содружества Независимых Государств (СНГ) и дальнего зарубежья. Это обусловлено сравнительно более высоким уровнем жизни населения Московской области.

Численность трудовых ресурсов Московской области составляет более 4 млн. человек, из них медицинские кадры, работающие в учреждениях здравоохранения области, составляют почти 110 тысяч человек.

Эффективное развитие системы здравоохранения в Московской области в значительной степени зависит от состояния профессионального уровня и качества подготовки, рационального размещения и эффективного использования медицинских и фармацевтических кадров, как главного ресурса здравоохранения.

Медицинскую помощь населению Московской области оказывают 495 государственных, муниципальных и частных учреждения здравоохранения, в том числе 2 научно-исследовательских клинических института. Для оказания стационарной медицинской помощи в Московской области развернуто более 50 тысяч коек, плановая мощность амбулаторно-поликлинических учреждений составляет почти 138 тысяч посещений в смену.

Укрепление и расширение сети учреждений здравоохранения области, оснащение их новейшим оборудованием и медицинской техникой способствует улучшению условий труда. Целенаправленно принимаются меры по повышению заработной платы работникам здравоохранения, приняты законы Московской области, предусматривающие меры по льготной оплате жилой площади и коммунальных услуг работниками здравоохранения отдельных категорий. На муниципальном уровне принимаются дополнительные решения по улучшению социальной защищенности работников здравоохранения за счёт средств муниципальных бюджетов.

Тем не менее, дефицит медицинских кадров составляет около 40 процентов на фоне увеличения показателя укомплектованности штатов медицинскими кадрами. В Московской области отмечается увеличение числа медицинских кадров: число врачей увеличилось в течение 2015 года на 1514 человек, средних медицинских работников - на 1244 человек. Увеличилось число врачей акушеров-гинекологов, врачей анестезиологов- реаниматологов, врачей клинической лабораторной диагностики, врачей-неврологов, врачей-неонатологов, врачей офтальмологов, врачей-педиатров, врачей участковых (терапевтов и педиатров), врачей-хирургов, врачей-травматологов-ортопедов, врачей рентгенологов, врачей-онкологов, врачей других специальностей). Увеличилось число медицинских сестёр, участковых медсестёр, акушерок, средних медработников службы скорой медицинской помощи.

В соответствии с Московской областной программой государственной гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи норматив обеспеченности населения врачами составляет 34,8 (человек) на 10 000 населения, а норматив обеспеченности населения средними медицинскими работниками составляет 68 на 10 000 населения. Показатель укомплектованности врачебными кадрами остался на уровне 2014 года - 31,6 в 2015 году; средними медработниками - вырос с 66,3 в 2014 году до 71,2 в 2015 году.

Обеспеченность населения врачами клинических специальностей осталась на уровне 20,9 за счет прироста населения Московской области. Соотношение врачей и средних медицинских работников составило 1:2,25. Коэффициент совместительства медицинских работников снизился с 1,55 в 2014 году до 1,49 в 2015 году.

Укомплектованность штатных должностей врачей -89,6 % (2014 – 89,9%), среднего медицинского персонала 92,4% (2014-93,1%) дефицит врачей уменьшился с 43,8 % в 2014 году до 39,9% в 2015 году и составил 15429 единиц, в том числе: - в амбулаторно-поликлинических учреждениях - 37,3 % (8024); - в стационарных учреждениях - 37,9 % (5453); - в службе скорой медицинской помощи - 56 % (1156); - врачей участковых терапевтов - 37 % (1015); - врачей участковых педиатров - 25,6 % (411).

В 2015 году отмечается прирост средних медицинских работников – дефицит средних медработников уменьшился на 2,4 % и составил 33,7 %. С учётом совместительства число вакантных должностей составляет: - врачей – 3583 должностей; - средних медработников –5920 должностей. Несмотря на достигнутый высокий прирост физических лиц врачебных и средних медицинских кадров, остается высокая доля работающих медицинских работников пенсионного возраста (врачей – 30,9 %, средних медицинских работников – 25,2 %), которые будут создавать предпосылки для дальнейшего увеличения имеющегося дефицита. В связи с этим особенно становится актуальной задача понижения коэффициента совместительства медицинских работников до рекомендуемого уровня - не выше 1,3.

В целях уменьшения дефицита медицинских кадров продолжается сотрудничество с семью высшими учебными медицинскими заведениями по целевой подготовке врачебных кадров для Московской области: Первым Московским государственным медицинским университетом им. И.М. Сеченова, Российским национальным исследовательским медицинским университетом им. Н.И. Пирогова, Московским государственным медико-стоматологическим университетом, Рязанским ГМУ им. академика И.П. Павлова, Тверской, Ивановской и Ярославской государственными медицинскими академиями.

Для поступления в 2015 году в вышеуказанные сем медицинских ВУЗов Министерство оформило и выдало абитуриентам 1205 целевых направлений (2010-596). По результатам приёмных экзаменов на учёбу в вышеуказанные высшие учебные заведения в 2016 году принято 343 студента (в 2010 - 146).

Для получения послевузовского образования и дальнейшей работы в Московскую область в 2015 году прибыло 290 выпускников высших медицинских учебных заведений, из которых 161 - оформлены для прохождения интернатуры (по 20 специальностям), а 129– направлены для обучения в целевую ординатуру.

Особенности обеспечения кадрами здравоохранения Московской области предопределяет необходимость формирования дополнительных механизмов по закреплению кадров на рабочих местах, развитие договорных отношений между работодателем и выпускниками высших и средних медицинских образовательных учреждений, а также специалистами, имеющими стаж работы, в интересах функционирования отрасли.

Качество квалификационного уровня кадров, их профессиональной подготовки и переподготовки играет особую роль в условиях модернизации и структурного реформирования здравоохранения.

В 2015 году на квалификационные категории аттестованы 1869 врача и 6423 средних медицинских работника (2014 – 1 927 и 6 415). Доля медицинских работников, прошедших аттестацию, составила 10,3 % (врачей – 8,1 %, средних медицинских работников – 12,65%). Доля врачей, имеющих квалификационные категории, от общего числа врачей составила 39 %, а средних медицинских работников – 60,3 % (2014 – 40 % и 63,2 %). В основу стратегии развития системы дополнительного профессионального образования заложена необходимость подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров с учетом структурной перестройки здравоохранения, его потребности в конкретных специалистах. Объемы последипломной подготовки кадров должны формироваться на основе соответствующих заказов органов и учреждений здравоохранения.

Основной задачей на предстоящий период является организация последипломной подготовки кадров для развития института врача общей (семейной) практики, предусмотренное в установленном порядке повышение квалификации врачей участковых терапевтов, врачей участковых педиатров, а также медицинских сестер участковых.

Дальнейшее развитие должна получить система контроля качества подготовки специалистов на всех этапах непрерывного образования.

Организация управления кадровыми ресурсами здравоохранения в соответствии с принципами и требованиями современной теории научного управления человеческими ресурсами, а также на современном этапе является необходимым условием сохранения и развития кадрового потенциала здравоохранения Московской области с учетом особенностей комплектования его кадрами.

Действенность кадровой политики и системы управления кадровыми ресурсами здравоохранения напрямую зависит от поддержания высокого профессионального уровня руководящего состава, формирования резерва руководящих работников, обладающих необходимыми организационными навыками и современными знаниями в области управления.

Необходимость проведения комплексного системного анализа структуры, деятельности и обеспечения всех звеньев здравоохранения кадровыми ресурсами с учетом, как их количественного состава, так и качества подготовки требует усиление координации управленческой деятельности на региональном и муниципальном уровнях.

Одним из важнейших направлений деятельности, влияющих на сохранение и успешное восполнение медицинских кадров, является дальнейшее улучшение социально- экономического положения и уровня жизни работников здравоохранения.

Необходимым условием повышения мотивации специалистов к качественному результату труда и привлечения высококвалифицированных кадров должно рассматриваться улучшение качества рабочей среды, включающей в себя вопросы заработной платы, создания соответствующих условий труда и использования рабочего времени.

Стратегическим направлением реформирования системы оплаты труда в здравоохранении является подготовка к переходу на отраслевые системы оплаты труда, в основе построения которых - переход от сметного финансирования к финансированию по конечному результату.

В настоящее время в системе здравоохранения области завершается курс модернизации. Предусматриваются меры по укреплению инфраструктуры медицинских организаций, внедрению современных медицинских и информационных технологий. Возникают новые требования к обеспеченности системы здравоохранения области медицинскими кадрами – их численности, составу, внутриресурсному соотношению.

По данным исследования в динамике наблюдения выявлена несбалансированность между объемами численности врачебного (возрастание) и сестринского (уменьшение) персонала.

Штатная укомплектованность учреждений медицинским персоналом часто обеспечивается за счет совмещения должностей. Снижается доступность врачей первичного контакта (участковых). Тем не менее, кадровая ситуация по обеспеченности участковыми педиатрами в области более благоприятная, произошел прирост абсолютной численности работающих врачей общей практики.

Анализ показывает, что в отрасли здравоохранения сохраняется огромный дефицит кадров, который усугубляется еще и существенным кадровым дисбалансом: между врачами первичного звена и врачами-специалистами, между врачами лечебного и диагностического профиля, между врачами и средним медицинским персоналом.

Реализуемая в Российской Федерации Программа модернизации системы здравоохранения явилась своеобразным индикатором, который выявил серьезные проблемы с обеспечением квалифицированными кадрами медицинских организаций. В условиях переоснащения лечебно-профилактических учреждений здравоохранения новым современным оборудованием, внедрения новых технологий, стандартов и протоколов лечения возникает дефицит профессионально подготовленных медицинских работников.

Дефицит кадров остается, несмотря на то, что в Московской области сохранены практически все меры социальной поддержки для медицинских работников.

Представляется абсолютно своевременным принятое решение о разработке комплекса мер по обеспечению системы здравоохранения медицинскими кадрами, которое предусматривает принятие в субъектах Российской Федерации программ, направленных на повышение квалификации медицинских кадров, проведение оценки уровня их квалификации, поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, а также дифференцированные меры социальной поддержки медицинских работников, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения».

Кроме того, предлагается ввести новый подход к системе планирования медицинских кадров, законодательно обязав выпускников медицинских и фармацевтических вузов, обучавшихся на бюджетной основе за счет средств государства, в том числе по целевым направлениям субъектов, отработать в любых государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения в течение трех (возможно, пяти) лет.

Таким образом, для повышения эффективности рынка труда медицинских работников Московской области необходимы: оптимизация планирования штатной численности и структуры кадров здравоохранения, совершенствование подготовки и непрерывного профессионального развития медицинских работников, эффективное управление человеческими ресурсами здравоохранения.

Список литературы

1. Постановление Правительства Московской области от 26.12.2014 №1162/52 "О Московской областной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" http://mz.mosreg.ru/dokumenty/zakonoproektnaya-deyatelnost/

2. Материалы Коллегии Министерства здравоохранения Московской области «О работе системы здравоохранения Московской области в 2015 году и задачах на 2016 год» http://mz.mosreg.ru/struktura/kollegiya/

3. Медицинские кадры: основные направления совершенствования послевузовской подготовки / Учебное пособие – Пр. № 3 от 27.11.2013г. _2014г. 30с.

1

В условиях инновационного развития национальной экономики достаточно остро обозначена проблема совершенствования рынком труда и занятостью населения. Необходимы не просто меры, адекватные современным тенденциям как в национальной экономике, так и в мировом масштабе. Необходима система управления рынком труда. В нашей стране рынок труда всё ещё находится на стадии своего формирования. Путём проб и ошибок вырабатывается национальная политика занятости, опробываются методы регулирования рынка труда. В связи с этим интересен для изучения и возможного использования в некоторой мере опыт развитых мировых экономик в части регулирования рынка труда. Особый интерес для российского рынка труда представляет опыт европейских стран, структура экономик которых, а также демографическая ситуация схожи с российской.

рынок труда

занятость

безработица

рабочие места

временный найм

разделение рабочих мест

1. Гутник В. Германия: дорога к подъему / В. Гутник // Мировая экономика и международные отношения. – 2001. – № 8. – С. 79–88.

2. Островская Е. Франция – тенденции роста сохраняются // Мировая экономика и международные отношения. – 2000. – № 8. – С. 89–97.

3. Попова Н.В. Проблемы формирования механизма государственного управления занятостью в регионах: монография // Пенза: Приволжский Дом знаний, 2011. – С. 136.

4. Попова Н.В. Управление рынком труда: опыт зарубежных стран // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса: Научный журнал. – 2009. – № 10: Волгоград, 2009. – С. 158–161.

5. Попова Н.В. Регулирование процессов на рынке труда: опыт зарубежных стран // Кадры предприятия: Ежемесячный журнал. – М., 2010. – № 12010. – С. 35–43.

6. Управление занятостью: проблемы регионального рынка труда: монография / Под общей редакцией Н.В. Поповой. – Пенза: ПГТА, 2008. – 112 с.

7. Ханс-Вирнер Зинн. Германия нуждается в переменах / Ханс-Вирнер Зинн // Мировая экономика и международные отношения. – 2000. – № 1. – С. 72–83.

8. Хайнц Ламперт. Социальная рыночная экономика. Германский путь / Хайнц Ламперт. – М.: «ДелоЛТД», 1994. – 156 с.

Для современного российского рынка труда особый интерес представляет европейский опыт и особенно, опыт тех стран, которые понесли потери в ходе второй мировой войны, на территориях которых велись боевые действия (Франция, Австрия, Германия и др.), структура экономики которых, а также демографическая ситуация схожи с российской. Кроме того, ценен опыт государств, испытывающих последствия коренной перестройки экономики, ломки идеологических и духовных ценностей, изменений в социальной политике и др.

Управление процессами, протекающими на рынке труда, в западных странах основывается на принципах социального партнерства. Понятие «социальное партнерство» применяется на Западе главным образом социал-демократами. Исторически оно противостояло классовой борьбе. В настоящее же время противостояние труда и капитала не стало таким острым благодаря общему подъему жизненного уровня населения стран с рыночной экономикой. Средний класс в этих странах составляет 70-80 % населения. В таких условиях лозунги социального партнерства стали использоваться для укрепления политической стабильности в стране.

Одна из целей австрийской модели экономического развития в недавнем прошлом сводилась к формированию новых принципов «социального партнерства». Предполагалось, что бесконфликтный трудовой климат в стране можно обеспечить с помощью гарантий полной занятости. При этом в качестве основного аргумента выдвигалось утверждение о том, что занятость - важнее рентабельности. Кроме того, ценно и подключение трудовых коллективов к решению основных проблем фирмы. Главным достижением австрийские экономисты считали создание в экономике «атмосферы социального мира».

Регулирование занятости, управление структурой безработицы, ее размерами, концентрацией по регионам и отраслям, а также решение сопутствующих проблем являются приоритетными задачами систем управления трудом в странах с рыночной экономикой. В этой связи интересным представляется опыт Франции, в частности, временная и частичная занятость, гибкое рабочее время, сконцентрированная рабочая неделя.

Временная занятость приобрела во Франции новую форму, превратившись в быстрорастущую систему, основанную не на традиционном отношении капитала и труда (капиталист - рабочая сила), а на принципиально новом (капиталист - владелец проката рабочей силы - сила).

В 80-е годы XX века возникновение целой сети частных посреднических агентств, нанимающих временную рабочую силу и сдающих ее «на прокат», изменило саму природу временного найма. Существенным моментом новизны служит тот факт, что прокатные конторы не только представляют работников различным предприятиям, но и сами выплачивают им заработную плату, делают отчисления в социальные фонды. Взамен они получают возмещение от предприятий, использующих эту рабочую силу. Для компаний по временной работе «сдача на прокат» рабочей силы является весьма прибыльным делом. Они не только экономят на заработной плате, которая оказывается всегда ниже установленного в стране минимума, но и изыскивают возможности не доплачивать налоги и взносы, занижая число занятых, либо, «не успевая», делать взносы за недолго числящихся работников.

Временный найм представляет большие выгоды и предпринимателям. Он освобождает их от возмещения потери заработка при вынужденном простое, от выплаты пособий при увольнении, оплаты больничных листков, отпусков, дополнительных пенсий - всех тех социальных завоеваний, закрепленных в коллективных договорах, которые предоставляются работникам, находящимся в штате предприятия. Кроме того, осуществляя временный найм, предприниматели экономят на создании постоянных рабочих мест и имеют большую возможность отбирать наиболее подготовленные кадры, избавляясь от менее пригодных. А освобождение основного персонала от вспомогательных работ и передача их временно нанимаемым обеспечивают возможность более полной трудовой отдачи и дальнейшей рационализации производства.

Таким образом, данный факт является составной частью стратегии, направленной на создание мобильной и неустойчивой рабочей силы для оказания давления на постоянных работников.

Широко распространена сегодня во Франции частичная занятость, причем добровольная ее форма. Государство, для снижения напряженности на рынке труда, стимулирует частичную занятость, предоставляя предпринимателям дотации за каждого занятого на условиях неполного рабочего времени.

Еще одна форма, направленная на снижение напряженности на рынке труда, - «разделение рабочего места» между двумя работниками. Эта форма заключается в организации работы ежедневно, но в течение меньшего времени. По прогнозам во Франции может быть разделено до 2/3 рабочих мест, но пока эта цифра не превышает 10 %. Отработанные часы у «разделенных» работников в сумме не должны быть меньше полного рабочего дня, причем каждый отрабатывает не менее 15 часов в неделю.

Система разделения рабочих мест позволяет без дополнительных затрат повышать интенсивность труда, уменьшать невыходы на работу, обеспечивать взаимозаменяемость кадров, удерживать квалифицированных работников.

Частичную занятость и «деление рабочего места» можно рассматривать как метод совершенного управления рабочей силой, который позволяет намного выгоднее использовать сложное дорогостоящее оборудование, повышать конкурентоспособность продукции путем изменений в организации труда.

Еще одним типом новой организации рабочего времени, получающим во Франции в последнее время все большее распространение, становится сконцентрированная рабочая неделя. Она обычно организуется по принципу четырех десятичасовых рабочих дней или трех двенадцатичасовых, что позволяет обеспечить при двух сменах непрерывность производственного цикла на предприятиях химической, нефтеперерабатывающей и металлургической промышленности. Для рабочих применение такого режима труда сопровождается увеличением выходных дней до трех в неделю и уменьшением временных и материальных затрат на дорогу. Однако в данном случае существует реальная угроза здоровью, институту семьи. Кроме того, возможно падение уровня производительности труда.

Важным моментом в регулировании уровня безработицы являются условия выплаты пособий. Законодательство большинства стран содержит основные положения по получению пособий по безработице. В США максимальный срок выплаты пособия составляет двадцать шесть недель. Средненедельное пособие по стране (при достаточно больших колебаниях по отдельным штатам) в середине 90-х годов ХХ века составляло 200 долларов.

Более лояльным по отношению к безработным является шведское законодательство. Здесь пособие составляет 80 % от последней заработной платы и выплачивается в течение периода до 450 дней. Однако основное внимание в Швеции уделяется активным мерам регулирования рынка труда: программам по содействию трудоустройству, переподготовке кадров и созданию временных рабочих мест. Гибкость систем содействия занятости иллюстрирует тот факт, что в США, например, в период ухудшения экономической конъюнктуры предприниматели вместо увольнения сотрудников переводят их на сокращенный рабочий день. При этом часть заработной платы (за неотработанное время) этим работникам выплачивает государство. Ясно, что на подобную меру из бюджета требуется гораздо меньше средств, чем на выплату пособий по безработице. Кроме того, важен также и социально-психологический аспект. Так как моральное состояние работников в значительной степени влияет на уровень производительности труда и степень социальной напряженности в обществе.

Важнейшая форма управления занятостью в системе управления трудом - создание банка рабочих мест. Они стали создаваться в США на базе государственных агентств содействия найму еще в 60-е годы ХХ века. В настоящее время насчитывается около 300 банков рабочих мест, охвативших практически всю страну. Кроме частных, функционирует также и общенациональный банк рабочих мест, который обслуживает высококвалифицированных специалистов.

Особое внимание в развитых странах уделяется оптимизации объема затрат на выплату пособий по безработице. Для их минимизации правительства прибегают к снижению максимального размера пособия (Дания, Англия, Канада, Германия) или ограничивают сроки его выплаты (Франция, Швеция). В отдельных странах изменен порядок индексации пособия. Например, в Ирландии при корректировке величины пособия стали использовать не динамику средней заработной платы по стране, как ранее, а показатель инфляции. Все больше распространяется и такой способ, как удлинение стажа работы, необходимого для получения пособия.

При этом в наиболее уязвимом положении оказались молодые люди - именно та категория, на которую, в первую очередь, и должна быть направлена политика содействия найму. Так, в Новой Зеландии и Канаде доступ к получению пособия для молодых людей в возрасте до 17 лет закрыт; в Нидерландах сокращен размер пособия, которое выплачивается молодым людям; в Дании снижена продолжительность выплат по этой возрастной категории.

Кроме того, в последнее время в развитых странах внесены изменения в налоговое законодательство с тем, чтобы снизить налоги на низкие доходы и увеличить разрыв между заработной платой неквалифицированного рабочего и пособием. Это достигается преимущественно путем сокращения выплат предпринимателей в фонды социального страхования с заработной платы низкооплачиваемых работников.

Все большую популярность приобретают так называемые «программы активизации». Они представляют собой комплекс мер, которые должны подтолкнуть работника к более активному поиску рабочего места. Эффективна также мера по разработке и внедрению систем материального поощрения более активных поисков работы безработным. Наиболее отчетливо этот подход проявляется в Японии. Здесь действует порядок, при котором чем быстрее безработный найдет работу, тем большая величина бонуса ему выплачивается. Размер бонуса может достигать величины четырехмесячного пособия по безработице. Подобная мера распространена также в Австралии и Новой Зеландии.

Особый интерес представляет деятельность, осуществляемая в этом направлении, в Германии. Там, в качестве аргумента был выдвинут тезис о том, что было бы разумнее субсидировать деятельность, а не праздность. В этой связи социальная помощь должна ограничиваться случаями нетрудоспособности по медицинским причинам и непреодолимым социальным причинам. А выплата новой социальной помощи зависит от тех условий занятости, которые диктуются рынком. Тот, кто может работать, но не хочет (независимо от причин), должен значительно терять в доходах путем уменьшения социальных выплат и льгот. Напротив, тот, кто работает, дополучает от государства определенные выплаты. Очень важно создать для трудоспособных систему стимулов для того, чтобы они активно предлагали свои способности и трудовые навыки на рынке труда.

Таким образом, в странах с развитой рыночной экономикой накоплен богатый опыт регулирования рынка труда, адаптировать который к российским уловим не просто представляется возможным, но и будет целесообразным.

Рецензенты:

Дресвянников В.А., д.э.н., профессор кафедры «Менеджмент», ФГБОУ ВПО «Финансовый Университет при Правительстве РФ», филиал в г. Пенза;

Прихач А.Ю., д.э.н., профессор кафедры «Управление трудовыми и социальными процессами», ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», г. Санкт-Петербург.

Работа поступила в редакцию 16.12.2014.

Библиографическая ссылка

Попова Н.В. ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В УПРАВЛЕНИИ ЗАНЯТОСТЬЮ И РЫНКОМ ТРУДА // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12-3. – С. 592-595;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36157 (дата обращения: 16.08.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» Рынок труда медицинских работников: особенности формирования и регулирования
Власова Регина Юрьевна
Студентка магистратуры по направлению ЭССТиН 1 г/о
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова,
экономический факультет, Москва, Россия
E–mail:
vlasreg @ya hoo . com

Рынок труда здравоохранения России в условиях ее вступления в ВТО

Глобализацию часто воспринимают как угрозу, как нечто, что может быть хорошо для «других» и к чему «мы» вынуждены приспосабливаться. Вместе с тем, существует ряд убедительных фактов, свидетельствующих о том, что глобализация – это уникальный шанс для всего мира. Однако России все же предстоит к ней адаптироваться. В этой статье сжато охарактеризованы результаты нашего исследования потенциала «глобализации» для одной из отраслей экономики России, а именно – для здравоохранения, поскольку оно является важнейшим фактором формирования здоровья населения, и потому одним из приоритетных направлений развития страны.

В исследовании рассмотрен малоизученный вопрос, а именно возможные изменения рынка труда отрасли здравоохранения в результате вступления России в ВТО , что очень актуально, поскольку глобализация (а ВТО - ее ведущий институт) сферы услуг приведет к значительным изменениям в данной отрасли.

Изменения, которые могут произойти на рынке труда данной отрасли, ввиду вступления России в ВТО, связаны, прежде всего, с развитием частного сектора . Исходя из анализа зарубежного опыта, можно сделать вывод о том, что возможно, обострится конкуренция на рынке дорогих медицинских услуг, которые уже недоступны для широкого круга граждан. При этом на фоне расширения сферы платных услуг, качество бесплатных может снижаться, в том числе и потому, что многие платные услуги оказываются в рамках государственных бюджетных учреждений. Существует риск того, что дальнейшее развитие частного сектора в медицине приведет к росту стоимости медико-санитарной помощи и, как следствие, к росту ССП (спроса, спровоцированного предложением). Вступление в ВТО вообще может привести к более глубокому «размежеванию» системы здравоохранения по принципу коммерческое – некоммерческое.

Проблема совместительства в здравоохранении будет «набирать обороты». Как показывает опыт зарубежных стран, дополнительная подработка в частном секторе стала распространяться в системах здравоохранения тех стран, которые претерпели быструю либерализацию медицинской практики. Важной особенностью частного сектора является то, что он уделяет больше внимания вопросам эффективности и управления ресурсами, в целом, и трудовыми, в частности, чем это делают государственные организации, в этом смысле, появление частного сектора в медицине приведет к более эффективному использованию и управлению медицинским персоналом.

Российские медицинские учреждения и фармацевтические компании (лечебные, диагностические, консультативные, профилактические медицинские услуги и фармакология), после того, как требования ВТО будут полностью отражены в федеральном законодательстве, могут столкнуться с растущей конкуренцией с зарубежными лечебными учреждениями на внутреннем российском рынке медицинских услуг. Для того чтобы отечественные компании в сфере медицины стали конкурентоспособными на мировом рынке, а сфера здравоохранения выполняла свою первоочередную функцию – защиту здоровья нации, необходимы крупномасштабные инвестиции и последовательная программа развития здравоохранения, Главным объектом заботы должен стать рынок труда. Только четкая политика государства в этой области здравоохранения поможет сгладить возможные отрицательные последствия вступления в ВТО и приумножить положительные. При этом конкретно оценивая влияние вступления России в ВТО на рынок труда в здравоохранении, необходимо рассматривать этот вопрос с точки зрения четырех Соглашений ВТО – ГАТС, ТРИПС, ТБТ и СФМ, основе которых лежит идея либерализации и необходимо быть готовыми к ее последствиям.

Основными позитивными возможностями развития рынка труда в здравоохранении, будут являться: развитие трансграничного предоставления медицинских услуг, развитие телемедицины, развитие международного рынка медицинских образовательных услуг и др.

Среди негативных последствий можно выделить рост «утечки мозгов» медицинских кадров. Ввиду существования ССП, возможно ухудшение ситуации с занятостью на региональных рынках труда в здравоохранении. Поскольку занятость врачей зависит от среднедушевого ВРП в регионе, то можно говорить о возможном углублении региональной дифференциации рынков труда здравоохранения.

После вступления России в ВТО здравоохранение будет становиться одной из развивающихся отраслей сферы услуг, давая возможность врачам получать конкурентоспособную заработную плату и выбирать определенную модель трудового поведения.

В заключении исследования отмечается, что российское общество имеет все основания для беспокойства по поводу того, какое влияние окажет вступление в ВТО на возможности страны в реализации национальной политики здравоохранения в интересах населения и, соответственно, его воздействия на развитие рынка труда данной отрасли. Это важно еще и потому, что, альтернативы международным системам торговли и услуг, формируемым в рамках ВТО, пока нет. Поэтому очень важно хорошо знать «правила игры ВТО», права и обязательства государства, отрасли, медицинского персонала, и конечно граждан, включая оценку не только возможностей, но и рисков. Из этого следует острая необходимость информационного обеспечения процесса встраивания системы здравоохранения в этот новый формат.

Список литературы


  1. Григорьева Н.С. Некоторые размышления по поводу реформы здравоохранения Российской Федерации. Управление здравоохранением, 2003, 1.

  2. НИС, 2002. Народнохозяйственные последствия присоединения России к ВТО. М.,

  3. Особенности функционирования национальной системы здравоохранения в контексте вступления России в ВТО// Материалы международной научно-практической конференции «Эволюция международной торговой системы: перспективы для развивающихся рынков» (1-2 марта 2007г.) СПб: Европейский дом, 2007

  4. Оценки социальных и экономических последствий вступления России в ВТО. М., 2003. (www.wto.ru)

  5. Чубарова Т.В., Григорьева Н.С. Влияние вступления России в ВТО на доступ к медицинским услугам - гендерный аспект

  6. Achrya R, M.Daly. Selected issues concerning the multilateral trading system. WTO Discussion paper n 7. WTO, Geneva, 2004.

  7. Drager N., D.P.Fidler. Managing liberalization of trade in services from health policy perspective. Trade and Health notes, WHO, February 2000

  8. UNCTAD. Trade in health services and development implications.

  9. WHO. The World Health Report 2000.Health Systems: improving performance. Geneva: WHO, 2000.

  10. WTO Agreements and Public Health. A joint study by WHO and WTO secretariat, 2002.

«…Специалистами портала “Доктор на работе” были изучены 1400 вакансий для врачей и 420 резюме врачей, размещенных в течение 2011 г.

Целью изучения было получение следующей информации:

Больше статей в журнале

Общие характеристики предлагаемых вакансий;

Востребованность врачебных специальностей по регионам;

Основные требования работодателей к кандидатам на вакансии;

уровень предлагаемых зарплат в зависимости от региона, врачебной специальности и типа работодателя (государственная или частная клиника, фармацевтическая компания и т. п.);

Соответствие предлагаемых вакансий и резюме кандидатов.

Общая характеристика вакансий и востребованность врачей по специальностям

В течение 2011 г. на портале doktornarabote.ru были размещены 1400 вакансий 402 организаций, расположенных в 52 регионах России (в среднем 2–4 вакансии на одно ЛПУ)...

Для оценки особенностей спроса на специалистов в зависимости от региона были проанализированы вакансии, размещенные медицинскими учреждениями Москвы и Санкт-Петербурга (16% всех вакансий), крупных областных центров – Екатеринбурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Омска, Самары, Ростова-на-Дону, Челябинска (11%) и других регионов (73%).

Сравнительная характеристика вакансий по специальностям, в зависимости от регионов, представлена на рис. 2.

Таким образом, для всех регионов без исключения характерно большое число вакансий врачей первичного звена здравоохранения. Вероятно, это объясняется несоответствием уровня заработной платы и объемом работы, неудовлетворительной организацией работы участковой службы и высокой нагрузкой на специалистов, часто – фактически ненормированным рабочим днем врачей…

Требования работодателей к соискателям

Помимо наличия диплома государственного образца, 90% государственных и муниципальных ЛПУ предъявляют требование о наличии у соискателя действующего сертификата специалиста…

91% работодателей (в том числе некоторые частные клиники) готовы принять на работу врачей без опыта работы или сразу после окончания интернатуры или ординатуры. В 4% ЛПУ рассматривают резюме только при наличии опыта работы от года до трех лет, 4,5% – от трех до 10 лет. Таким образом, можно сделать вывод, что молодому врачу-специалисту достаточно легко найти работу, особенно в регионах.

Самые высокие требования относительно опыта работы предъявляются к кандидатам на должности главных врачей и их заместителей, врачей-стоматологов и акушеров-гинекологов. Без опыта легче всего устроиться на работу врачам-терапевтам, педиатрам, анестезиологам-реаниматологам, хирургам.

Наличие квалификационной категории (второй, первой или высшей) у претендентов требуется в незначительном числе учреждений (всего 1% запросов). Это частные клиники (на вакансии главных врачей или заместителей главного врача)…

Анализ предлагаемых зарплат

Уровень зарплаты врача-специалиста в Москве и Санкт-Петербурге напрямую зависит от того, какая организация ищет сотрудника: государственное ЛПУ, частная клиника или фармацевтическая компания.

Главный врач частной клиники в Москве может зарабатывать от 60 тыс. до 100 тыс. руб., заместитель главного врача –50–80 тыс. руб., врач-специалист –40–65 тыс. руб. В государственном лечебном учреждении заместитель главного врача может претендовать на зарплату 45–55 тыс. руб., а врач-специалист – 11–50 тыс. руб.

Самые высокие зарплаты в Москве были зафиксированы для главных врачей и их заместителей (до 100 тыс. руб.), врачей акушеров-гинекологов (до 60 тыс. руб.), врачей клинической лабораторной диагностики (до 65 тыс. руб.), врачей-стоматологов (до 55 тыс. руб.), врачей-косметологов (до 50 тыс. руб.). Самые низкие зарплаты работодатели предлагали терапевтам, педиатрам и анестезиологам-реаниматологам (11–25 тыс. руб.). Что касается медицинских представителей, то уровень их заработной платы колеблется от 30 до 60 тыс. руб. (с возможностью карьерного роста и дальнейшего увеличения зарплаты)…

В частных клиниках областных центров имеются вакансии главных врачей и их заместителей с заработной платой 20–80 тыс. руб., врачей-специалистов – 17–60 тыс. руб. В государственных учреждениях уровень предлагаемых зарплат ниже – главный врач и заместитель главного врача могут претендовать на зарплату в 20–50 тыс. руб., заведующий отделением – в 25–35 тыс. руб., врач-специалист – 7,5–30 тыс. руб. ...см.рис 3, 4, 5

Соотношение ожиданий соискателей и предложений работодателей

…Чаще всего ищут работу терапевты, стоматологи, хирурги, педиатры, акушеры-гинекологи, анестезиологи-реаниматологи. Кроме того, имеется много соискателей на должности медицинских представителей фармацевтических компаний.

Отмечается значительное расхождение “зарплатных ожиданий” соискателей с предложениями работодателей. Так, претенденты на должности главных врачей рассчитывают на заработную плату в 50–120 тыс. руб., соискатели на должности заместителей главного врача или заведующих отделениями – в 50–75 тыс.руб., а врачей-специалистов – в 20–60 тыс.руб. В большинстве случаев предложения не соответствуют этому уровню, причем разница составляет от 28 тыс. руб. (для должностей заместителей главного врача и заведующих отделениями) до 52 тыс. руб. (для должностей главных врачей)…

Именно из-за несоответствия ожиданий врачей и предлагаемых заработных плат велико число резюме врачей самых дефицитных специальностей (терапевтов, педиатров, анестезиологов, хирургов, акушеров-гинекологов)…

Соответствует ожиданиям соискателей только уровень зарплаты, предлагаемый медицинским представителям (даже несколько превышает эти ожидания).

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы.

Профессия врача очень востребована… Самые дефицитные специалисты на рынке труда медицины во всех регионах России – специалисты первичного звена: терапевты и педиатры.

Уровень кадрового дефицита в ЛПУтаков, что большинство работодателей готовы принимать на работу врачей без квалификационной категории и опыта работы…

Основная причина кадрового дефицита – значительное несоответствие предложений работодателей и ожидаемого врачами уровня заработной платы…

Средний уровень заработной платы врачей за 2011 г. существенно не изменился. Самые востребованные специалисты – врачи-терапевты и педиатры. При этом их труд – самый низкооплачиваемый.

Половина специалистов, составивших резюме, обладают опытом работы более года, четверть имеют две специальности, каждый двадцатый – три специальности; каждый десятый специалист имеет квалификационную категорию.

Единственная вакансия, на которую претендуют более одного кандидата, – медицинский представитель. Это связано с соответствием предлагаемого уровня оплаты труда зарплатным ожиданиям врачей».

Состояние и вопросы занятости в сфере здравоохранения зависят как от внешних, так и от внутренних условий. К числу внешних условий можно отнести состояние национальной экономики, основополагающие нормы и ценности общества, уровень платежеспособности населения, его демографические характеристики, отношение к здоровью. Например, для большинства россиян здоровье не имеет самостоятельной ценности, а рассматривается как средство достижения других целей и потребностей личности - более высокого дохода, приобретения квартиры и т.д. Здоровье является предметом жесткой эксплуатации, особенно в современной экономической и социальной реальности. Социологическое обследование занятых в сфере малого бизнеса, проведенное в г. Иркутске, показало, что потребность в медицинской помощи гораздо выше обращаемости в медицинские учреждения. Объясняется это во многом влиянием экономических факторов, и, в частности, опасением изменить к себе отношение со стороны руководителей или владельцев фирм и организаций или, в конечном итоге, потерять работу . Здравоохранение в России - одна из самых запущенных отраслей народного хозяйства. В 1996 г. финансирование здравоохранения составляло в год на душу населения 8 долларов, тогда как в США - 2354, в Великобритании - 836, а в Греции - 375 . Соотношение расходов на здравоохранение и оборону в процентах от ВВП составляет: в США соответственно 14 и 3,5 %, в Англии - 5,9 и 2, в Германии - 9 и 2,8, а в России ситуация обратная - 2,6 и 5 .

Внутренние условия, определяющие состояние занятости в сфере здравоохранения, связаны со спецификой товара, предлагаемого на рынок, поскольку это определяет как тип рынка медицинских услуг, так и особенности занятости. Единство взглядов по вопросу о том, что выступает в качестве данного товара - непосредственно здоровье или медицинская услуга, отсутствует. История врачевания не позволяет однозначно оценить эту проблему. Например, в Древнем Египте плата с больного бралась не за число и время визитов, а за результат: больной оплачивал серебром вес своих волос после болезни - если болезнь была значительна, то волосы отрастали больше. Врач был экономически заинтересован в продолжительных болезнях, с точки зрения экономики фактически оплачивался объем медицинских услуг с некоторой поправкой на сложность оказываемой помощи.

С другой стороны, в Древнем Китае врачи, обслуживающие элиту, получали жалование, пока пациенты оставались здоровыми. Врач был экономически заинтересован в здоровье клиента, поскольку оплачивалось собственно состояние здоровья.

Рассмотрение в качестве товара непосредственно здоровья осложняется рядом обстоятельств:

Отсутствием общепринятого определения «здоровье», которое позво­лило бы получить количественную оценку здоровья;

Необходимостью «выхода» на «цену человеческой жизни», что проти­воречит традициям и культуре (жизнь бесценна).

Если здоровье все же рассматривать как товар, то можно определить его место в процессе общественного воспроизводства, что позволит, в частности, установить определенный уровень оплаты труда медицинских работников.

Поскольку здоровье пациента связано с самим пациентом, то денежная оценка его здоровья различна для различных пациентов, что ведет к необходимости внеэкономического регулирования в сфере здравоохранения. Например, уже древние китайские законы содержали положения о необходимости врачам отвечать на любой вызов пациента, высокого или низкого звания, богатого или бедного, о необходимости лечить их одинаково и не думать о денежном вознаграждении.

Таким образом, признание здоровья в качестве товара требует активной роли государства в регулировании рынка здравоохранения, в решении вопросов количества и структуры медицинских кадров, характера их занятости и уровня оплаты. Рынок труда медицинских работников весьма нединамичен, преимущества конкуренции в оказании медицинской помощи отсутствуют, пациент ограничен в выборе медицинского учреждения, а также лечащего врача.

Если в качестве товара рассматривать медицинскую услугу, то появляются следующие положения:

Необходимость соответствия услуги стандарту качества, что устанав­ливается через процедуру сертификации и лицензирования;

Учет особой роли фактора риска при оказании медицинской услуги, что реализуется через процедуру страхования.

Поскольку одна медицинская услуга плохо замещается другой, то характеристикой занятости медицинских работников является резкая дифференциация в доходах специалистов. Особенностью медицинских услуг является также случайность возникновения спроса, что ведет к асимметрии в отношениях пациента и врача.

Таким образом, если в качестве товара выступает медицинская услуга, то рынок характеризуется либерализмом в его организации, медицинские работники получают гонорар за факт оказания услуги. Рынок труда медицинских работников имеет тенденцию к монополизации, которая вытекает из асимметрии в отношениях пациента и врача. Особую роль на рынке медицинских услуг играет страхование, что демонополизирует рынок, усиливает конкуренцию среди медицинских работников позволяет использовать преимущества рынка. Формируется и расширяется деятельность страховых агентств, появляется рынок труда страховых агентов, непосредственно связанных с рынком труда медицинских работников.

Особенность исходного товара сферы здравоохранения определяет характерные черты трех практических моделей рынка здравоохранения и, соответственно, специфические характеристики рынка труда медицинских работников.

Первая модель представляет собой рынок, ориентированный на особенность медицинской услуги как товара. Характерным примером такого рынка является рынок медицинских услуг США. Этот рынок, прежде всего, представлен системой частного здравоохранения. Рынок труда медицинских работников приближен к рынку свободной конкуренции, он характеризуется острой конкуренцией, что позволяет обеспечивать рост качества медицинских услуг.

Спрос на медицинские услуги ограничиваются только платежеспособностью клиентов, врач заинтересован в росте медицинских услуг, что нередко стимулирует поставки на рынок неоправданных услуг. Занятость медицинских работников стимулируется модой и рекламой. Например, иметь хорошего психоаналитика в США так же модно, как отличного парикмахера или массажиста. Однако реклама выполняет позитивную информационную функцию, т.к. помогает пациентам в выборе необходимых им медицинских услуг, кроме того, в условиях конкуренции стимулирует качество медицинских услуг и высокопрофессиональную занятость. Профессионализм «нарабатывается» обширной практикой. Средняя рабочая неделя американского врача составляет 60 часов, из которых он 45–48 часов занимается непосредственно клинической деятельностью.

Ориентация на расширение рынка медицинских услуг может привести к кризису перепроизводства определенных медицинских услуг, что ведет к формированию структурной безработицы.

Во второй модели рынка здравоохранения товаром является здоровье. Типичным примером такого рынка можно рассматривать рынок здоровья Великобритании, основанный на системе государственного здравоохранения. В рамках рынка здоровья через оплату медицинских услуг происходит оплата здоровья нации. Доминирует государственная форма собственности на лечебно-профилактические учреждения, лечебные и управленческие кадры являются фактически наемным государственным персоналом. Государство как крупнейший собственник навязывает лечебным учреждениям и медицинским кадрам модель поведения, далекую от рыночных стимулов и стереотипов. Данный рынок, являясь «квазирынком», характеризуется крайней зарегулированностью отношений клиентов и медицинских работников, а также различных аспектов занятости последних. Естественные стимулы к росту качества медицинских услуг отсутствуют, что приводит к использованию устаревших медицинских технологий. Уровень занятости и доходов медицинских работников ограничивается экономическими возможностями государства, степенью приоритетности здравоохранения, государственными нормативами медицинской помощи. Объем и дифференцированность медицинских услуг гораздо меньше, чем в первой модели рынка здравоохранения, что негативно сказывается на структуре рынка медицинских работников. Рассматриваемая модель рынка здравоохранения отличается медленной реакцией на внешние изменения, влияющие на здоровье населения и службы здравоохранения.

В условиях государственного регулирования занятости безработица среди медицинских кадров смягчается относительной неэффективностью занятости.

Третья модель рынка здравоохранения ориентирована на такую особенность медицинской услуги, как случайность возникновения спроса на нее. Под товаром на данном рынке в большей степени понимается именно здоровье, поскольку страхуются экономические последствия его нарушений, но оплата здоровья осуществляется через оплату медицинской услуги. Типичным примером такого рынка выступает Германия, где система медицинской помощи функционирует в рамках социальной рыночной экономики, что определяет и модель занятости медицинских работников.

Заинтересованность общества в здоровье как товаре связана с государственным контролем рынка здравоохранения и вопросов занятости медицинских работников, что снижает уровень конкурентоспособности рынка.

Концепция, в соответствии с которой медицинская услуга рассматривается как рыночный товар, не была принята ни в одной европейской стране. Тем не менее рыночные механизмы используются в различных секторах здравоохранения, как и стимулы, основанные на принципах конкуренции, для влияния на поведение медицинских работников.

Итак, хотя медицинские услуги не рассматриваются исключительным товаром на рынке здравоохранения, но именно они явно или скрыто присутствуют во всех трех моделях рынка здравоохранения, что позволяет рассматривать последний в аспекте услугового подхода. Производство медицинских услуг совпадает во времени и пространстве с их потреблением, не оставляет осязаемых результатов, а полезность оценивается потребителем после производства. В отличие от других услуг для пациента нередко невозможно отодвинуть на будущий срок потребление медицинской помощи. Потребность в медицинских услугах свойственна любому индивиду независимо от уровня его дохода. Сфера медицинских услуг отличается также особой значимостью контактов клиентов (пациентов) и служащих (медицинских работников).

Особенностью сферы здравоохранения является высокая трудоемкость и наукоемкость услуг. Например, в Германии мобильный телефон у людей с больным сердцем подключен к специальному аппарату, информация о состоянии здоровья человека передается на центральный пульт медицинского учреждения. Нередко, внедрение современного оборудования и аппаратуры в ряде случаев не возмещает затрат живого труда, как это имеет место в основных отраслях материального производства, а создает повышенный спрос на дополнительный труд, необходимый для обслуживания новой техники. Оснащение медицинских учреждений новым оборудованием предполагает привлечение различных специалистов - инженеров, химиков, биологов, программистов и т.д. В рассматриваемой сфере ведущим фактором производства по-прежнему остается труд, причем значимость этого труда получает соответствующую экономическую оценку, являющуюся фактором спроса на занятость в сфере предоставления медицинских услуг. В экономически развитых странах заработная плата в здравоохранении на 20–30 % выше, чем в целом по экономике. Средняя заработная плата врачебного персонала составляет величину, превышающую среднюю по экономике в несколько раз, например, в Канаде - в 4 раза, в Финляндии - в 2,2 раза .


Похожая информация.


Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...